Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Роль бизнес – идей в процессе разработки и построения бизнес-моделей

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность выбранной темы заключается в том, что сейчас век информационных технологи. В наше время наука бурно развивается, жизнь людей стала проходить быстрее, как и ход их мыслей. То, что раньше развивалось (изобреталось) годами сейчас может быть осуществимо уже завтра. Таким образом, человек стал быстрее адаптироваться к новой среде, к новой информации и находить еще больше тех вещей, в которых нуждается.

На сегодняшний день технологическое предпринимательство распространено, в основном в Интернет-индустрии и индустрии разработки программного обеспечения - в областях, где новые разработки можно особенно быстро коммерциализировать. Ещё год назад VR/AR-проекты для детского образования в России были исключением, а уже сегодня тендерные площадки полны заказов на разработку технологичных проектов для школ, Вузов, центров качества образования. В этом же году в российских школах появилось несколько десятков классов с VR/AR-оборудованием. В 2019 году появился целый ряд федеральных программ по внедрению VR в школы.

Например, шлемы виртуальной реальности в рамках федерального проекта «Современная школа» начинают появляться в сельских учебных заведениях. Закупки оборудования ведутся через инициативу «Точка роста». Сегодня VR-шлемами уже оснащено 2 тыс. школ, а к 2024 их количество вырастет до 16 тыс.

Курсовая работа состоит из двух глав. В первой главе указаны теоретические исследования, а во второй главе – практические.

Первая глава рассказывает нам о проектирование и развитие технологий в области виртуальной дополненной реальности в России. Какие проблемы она несет и сколько людей ею заинтересованы и как реализовать свой стартап.

Вторая глава несёт в себе практическую часть, сделанной на выводах с первой главы, где проводились теоретические исследования. Во второй главе описана организационно-правовая форма хозяйствования юридического лица или ИП, дана характеристика основных направлений коммерческой деятельности, методов, использованных при оценке показателей деятельности.

Цель работы есть ли смысл открытия (запуска) стартапа в области информационных технологий и инноваций на современном рынке, проанализировав сферу информационных технологий и научных исследований в области технологий в целом и в отрасли виртуальной дополненной реальности, выяснить факторы влияющие на развитие проекта в условиях современного рынка и на основе полученной информации дать оценку.

Для поставленной цели требуется выполнить задачи:

  1. Проанализировать этапы проектирования и реализации стартапа.
  2. Выяснить главные отличия этой области.
  3. Проанализировать рынок стартапов в области VR/AR индустрии.

Объект исследования – Индустрия виртуальной, дополненной и смешанной реальности.

Данное предприятие будет представлять собой на начало компанию занимающийся очками виртуальной реальности (VR индустрия) и мобильными приложениями от обучения студентов до разработки программ.

Местонахождение предприятия будет возле университетов с уклоном в IT-технологии для привлечения студентов, для дальнейшего развития проекта, этот выбор обусловлен для их удобства и для экономии времени и средств передвижения, там будут проводить тестирования образцов программ. Самим студентам будет интересна данная область разработки. И в дальнейшем эти разработки помогут им в практике и в будущем.

Планированное открытие до 31.12.2021

Глава 1. Теоретические исследования

    1. Основные этапы проектирования стартапа

  • Первый этап начинается с идеи. Идея, это понятие самое сложное. На первый взгляд этот этап кажется простым, но на деле когда начинается мозговой штурм в поисках этих идей, то начинаешь понимать что это очень сложно, по сути, эта идея должна быть достижима, коротко не просто словами, которые могут, является мечтами или сказкой, а реально реализуемой в данный момент. Но даже эта условность не мешает некоторым сказки превращать в реальный продукт. Это редкие случаи. А эта проблема прослеживается с тем, что она связана с технологиями.

В истории много случаев когда делали что-то невероятно, невероятные открытия (изобретения), но их не воспринимали в серьёз или считали, зачем нам это, иногда воспринимали с опасением или отвергали. По этой причине идея должна быть понятна всем, в чем его смысл, зачем это, нужно ли это нам.

  • Второй этап поиск (создание) команды. Идея не будет осуществлена без команды, вернее один человек не сможет того что делает двое или несколько людей, начинается поиск единомышленников или людей исполнителей для осуществления идеи. Очень важный этап ведь на этом этапе выясняется, кто нужен. От этого этапа зависит успех стартапа.
  • Третий этап рынок. Изучение рынка, попытка оценить размеры рынка. Если рынок предлагаемые услуги еще не сформирован, необходимо проанализировать данные аналогичных и смежных сегментов. Для определения рентабельности вложений в проект необходимо понимать, сколько существует потенциальных потребителей. Изучите конкурентов, выявите их сильные и слабые стороны и на основании этого сформулируйте свои уникальные преимущества. В дальнейшем это поможет с продвижением вашего продукта и его создание.

Далее описаны этапы, которые являются основными инструментами в реализации проекта. Они описывают и затрагивают практическую часть.

  • Четвертый этап концепция. На этом этапе создается краткое описание исходных гипотез о своем бизнесе. Формирование целей бизнеса: зачем, для кого, что создать. Желательно все это где-то записать и оцифровать это. Важно хорошо исследовать вашу целевую аудиторию и из собранной информации постараться нарисовать для себя портрет (образ) предполагаемого клиента. От этого зависит грамотно сформулированное предложение, и выяснить более четко его потребности. От правильного выбора целевой аудитории напрямую зависит показатель конвертации пользователя в постоянного потребителя. Нужно понимать, что помимо основной аудитории - той, на которую в первую очередь будете ориентировать проект, может существовать еще и вторичная - лица, потенциально заинтересованные в вашем продукте. Опишите, как видите клиента из каждой группы. Важный момент - оценка численности аудитории, готовой платить за ваш продукт. Как правило, эта группа людей гораздо меньше общего числа потенциальных пользователей. Пристальное внимание следует уделить анализу стратегических перспектив проекта (SWOT-анализ), а также возможным способам его монетизации. Опишите, как будет изменяться доход компании в течение трех лет? Какой посещаемости нужно за это время достичь, чтобы добиться нужных вам показателей? После того, как появилась ясность с доходами, приступайте к прогнозированию расходов на тот же период. Исходя из этого, оцените возможную прибыль. Если планируете привлекать инвестиции, то заранее определите их долю в проекте.
  • Пятый этап техническое задание. На данной стадии, нет смысла в сильной детализации, проект развивается и наращивается в реальном времени, учитывая пожелания пользователей и новое видение автора, пока не будет полностью реализована вся его концепция в рамках исходной идеи. Начинать разработку технического задания разумно с деления всего проекта на отдельные, целостные этапы. Обязательно выставляйте сроки! И лучше выделять на каждый этап в два раза больше времени, чем вам кажется изначально.
  • Шестой этап прототип. Не начинайте привлекать инвестиции в стартап, не построив прототип. Создайте проект продукта с набором базовых характеристик. Прототип должен быть простым для понимания и применения. Это могут быть схемы страниц, показывающие, какая информация и элементы управления должны располагаться в разделах сайта. Так возможно увидеть, как будет работать стартап до его программирования.
  • Седьмой этап тестирование. Как только прототип будет готов, попросите знакомых начать пользоваться им. Ваша задача - определить, правильно ли обозначили проблему и удовлетворяет ли предлагаемое вами решение потребности потенциального пользователя. Тестирование прототипа позволит нам усовершенствовать некоторые элементы сервиса.
  • Восьмой этап альфа - версия. Это стадия, на которой проект уже готов, но еще не протестирован. В процессе внутренних тестов в интерфейс вносятся некоторые мелкие коррективы, которые не были учтены при разработке и создании технического задания. Начинаются переговоры с первыми клиентами.
  • Девятый этап закрытая бета - версия. У проекта появляется небольшое количество последователей, привлеченных для тестирования продукта. После тестирования производится работа над ошибками.
  • Десятый этап публичная бета - версия. Ведется умеренно активное привлечение пользователей, заинтересованных в тех услугах, которые предлагаете, либо пользователей, постоянно находящихся в поиске чего-то нового. Задача номер один на этой стадии: превратить изначальные гипотезы основателей о рынке и потребителях в факты. Параллельно ведется работа над ошибками.
  • Одиннадцатый этап запуск. Начало работы проекта, его продвижение и оформление пакета юридических документов. Даже после полной реализации исходной идеи успешный стартап продолжает развиваться: совершенствуются техническая и идейная составляющие, исправляются всплывающие ошибки. Здесь же встает вопрос о регистрации товарного знака. Заявку на регистрацию товарного знака есть смысл подавать в том случае, когда уже вложили в свое название какие-то средства, поняли, что оно работает, но популярным оно пока не стало. Товарный знак имеет территориальное ограничение: если он зарегистрирован в России, то и охраняется он только в России. Зарегистрировать товарный знак в США возможно в том случае, если используется в течение двух лет.
  • Двенадцатый этап поиск инвесторов (часто может следовать за этапом создания прототипа). Важно понять, какую часть бизнеса (проекта) готовы отдать инвестору. Чтобы у проекта были шансы на жизнь, некоторые специалисты рекомендуют отдавать не более 15-25%. Устраивайте встречи с большим числом инвесторов, найдите несколько потенциально заинтересованных партнеров и переходите к переговорам о структуре сделки и ее закрытии. Не боятся оспаривать предложения инвесторов и предлагать свои условия. Четко определите границы контроля инвестора и варианты выхода из бизнеса.

Схематичное изображение этапов, когда поиск инвесторов начинается Рисунок 1 или Рисунок 2, а также данная схема была сделана для комфортного просмотра всех этапов в кратком описании.

Рисунок 1. Схема этапов проекта первый случай

Рисунок 2. Схема этапов проекта второй случай

Отраслевые особенности реализации технологического стартапа

Предпринимательство в сфере инноваций отделилось в обособленную форму в 1990-х годах, когда в Кремниевой долине стали появляться и работать первые высокотехнологические стартапы.

Впервые внимание было уделено пути от зарождения идеи до конечной цели — коммерциализации.

Существует множество определений понятия предпринимательства в области инновационных технологий, но все они соответствуют утверждению, что такая форма деятельности заключается в синтезе смежных областей бизнеса и инноваций. От традиционных форм предпринимательства технологическое существенно отличается.

Отличительные черты:

  1. «Предложение рождает спрос». Инновации не связаны с запросами общества, наоборот, развитие общества и технологий зависит от новшеств, привносимых посредством инновационных проектов. Технические инновации предлагаются потребителю и получают успех, когда оказываются эффективными и полезными.
  2. Эффективность инновации проявляется не в снижении затрат производителя, а в новых качествах или свойствах продукта (технологии, структуры и т.д.).
  3. Определяющей мотивацией для синтеза инновации выступает создание нового полезного продукта, а не получение прибыли.
    1. Экосистема стартапов в России

В России существует порядка 700 технологических стартапов на разных стадиях развития.

  • 79% всех российских стартапов находятся в Москве.
  • 6 стартапов приходится на 1 млн человек городского населения.
  • 62% от всех технологических стартапов России приходится на долю B2C-стартапов.

По количеству стартапов в экосистеме технологического предпринимательства лидируют отрасли электронной торговли (15% стартапов) и финансовых технологий (13%), при этом основными финансовыми услугами являются мобильные платежи и кредитование.

На территории России действует 112 центров по передаче технологий, действующих на базе вузов и научно-исследовательских институтов в 49 регионах страны.

Россия занимает 26-е место в списке 190 стран по показателю легкости ведения бизнеса, согласно оценке Всемирного банка (World Bank’s Doing Business Index).

Привлекательность предпринимательской деятельности в России увеличивают высокий уровень подготовки кадров в сфере высоких технологий, общедоступное образование и твердое намерение правительства превратить Россию в центр инновационных технологий мирового уровня.

Вместе с тем в России относительно низкие показатели по ряду факторов, в том числе по количеству стартапов и стоимостной оценке результатов их работы, а также по тому, что объекты интеллектуальной собственности, созданные на территории России, не получают достаточно широкого распространения.

Наиболее быстро развиваются сферы электронной торговли и контента, в будущем пальма первенства перейдет к технологиям из категории «умный дом» и промышленным приложениям – предпосылки для этого создает громадный технологический потенциал России.

5% - доля предпринимателей, принимающих участие в разработке новой продукции или услуг и общего числа технологических предпринимателей в России.

Глава 2. Анализ реализации стартапа

2.1. Ключевая бизнес – идея стартапа

Название проекта - ИП «Ким Д. О.» Domson

Описание продукта: На данный момент продукт будет представлять собой очки виртуальной реальности вернее не только они, но и программы для этого продукта. Описание для чего — это указано в “Класс ОКВЭД 26 - Производство компьютеров, электронных и оптических изделий”.

Дополнительным кодом будет “Код ОКВЭД 26.20” и “Код 62.01”

С помощью продукта покупатель решает проблему, связанную с отдыхом, развлечением или для облегчения работы, задумка данного продукта в том, чтобы разнообразить жизнь клиента и обеспечить удобства его жизни. Наш товар может применяться также и на предприятиях для разработок или планировки. Наша задача разрабатывать продукт который будет широко применимым. Концепция продукта смотреть на Таблице 1.

Таблица 1

Концепция продукта

Что представляет собой продукт / услуга?

очков виртуальной реальности

программы для очков виртуальной реальности, и мобильные приложения

Какую функция выполняет продукт / услуга?

Для развлечения, проектов, проектирования, и так далее.

Где товар будет использоваться? / Где услугу можно будет получить?

Для работы в различных сферах производства/услуг или развлекательных целей. Заказ можно оформить на официальном нашем сайте или скачивание программ через приложения Google play и App Store

Когда товар будет использоваться? / Когда услугу можно получить?

Удобное вами время через сайт или приложения Google play и App Store

Есть ли необходимые дополнительные товары / услуги для использования разрабатываемого товара / услуги?

Котроллеры, камеры (отслеживающие ваши движения), одежда заменяющие контроллеры.

Концепция продукта ИП "Ким Д. О." не является универсальной, но с помощью созданной концепции стартап становится, более конкретизирован, что наталкивает на логичный вопрос: при помощи каких средств будет держаться в конкурентной среде и побеждать своих конкурентов? Для решения данного вопроса было выбрано местонахождение нашего предприятия в разработку будут привлечены студенты, что поможет нам в разработках новых дизайнах и новых идей.

2.2. Целевая аудитория предприятия

Любое предприятие в независимости от того, в какой сфере/ индустрии оно реализует свою продукцию/ услуги, опирается на несколько целевых аудиторий. Это происходит из-за того, что любая сфера/индустрия слишком обширна для того, чтобы уместиться в одну целевую аудиторию.

В данной сфере целевая аудитория очень обширная, как и круг его применения. В Таблице 2 указаны основные целевые аудитории ИП «Ким Д. О.».

Таблица 2

Целевая аудитория

Целевая аудитория

Описание сегмента

Клиенты, заинтересованные в новых технологиях

Группа покупателей, которые просто заинтересовались данной продукцей, также это могут быть те, кто нас нашел через сайт

Студенты колледжа

Эти потребители могут быть тестерами прототипов или бета-тестерами для них будут проводиться разные акции.

Предприятия или сотрудники этих предприятий.

Покупателю будет нужна наша продукция для проведения своих работ.

Портрет потребителей из первой целевой аудитории (Случайные клиенты) указано в Таблице 3.

Таблица 3

Должность или род деятельности

Не имеет значения

Возраст

От 14 до 70

Образование

Не имеет значения

Потребительский стаж

Продвинутый

Тип

Покупатель и/или пользователь

Роль в семье

Не имеет значения

Типичный день из жизни (проблемы, которые он испытывает)

Не хватает новых впечатлений или чем-то занять ребенка, интерес с их стороны.

«О чем болит голова»

Интерес к новшеству

Ситуация потребления продукта

Надоело сидеть за компьютером, ситуация подобная корона вирусу: для дистанционной работы, для конференций, для связи с родственниками и так далее.

Продукты – заменители, которые он уже использует

Компьютер, смартфон, приставки.

Ожидания от продукта

Получить удовольствие время провождение, удобство

Что он читает в онлайн

Не имеет значения

Что он читает в оффлайн

Не имеет значения

Уровень доходов

Начиная с среднего достатка

Возможность влиять на расходы

Малое до сильного влияния

Что мотивирует потребителя

Широкий спектр применения.

Упрощать повседневную жизнь.

Получения удовольствия от нового вида развлечения.

Портрет потребителей из первой целевой аудитории (Студенты колледжа) указано в Таблице 4.

Таблица 4

Должность или род деятельности

Студент

Возраст

С 15 до 18

Образование

Среднее и полное среднее образование

Потребительский стаж

Новичок

Тип

Пользователь

Роль в семье

Ребенок (подросток)

Типичный день из жизни (проблемы, которые он испытывает)

Не хватает новых впечатлений, интерес с их стороны.

«О чем болит голова»

Интерес к новшеству

Ситуация потребления продукта

Надоело сидеть за компьютером, ситуация подобная корона вирусу: для связи с родственниками и так далее.

Продукты – заменители, которые он уже использует

Компьютер, смартфон, приставки.

Ожидания от продукта

Получить удовольствие время провождение, удобство

Что он читает в онлайн

Не имеет значения

Что он читает в офф-лайн

Не имеет значения

Уровень доходов

Не имеет значения

Возможность влиять на расходы

Малое влияние

Что мотивирует потребителя

Широкий спектр применения.

Упрощать повседневную жизнь.

Получения удовольствия от нового вида развлечения.

Портрет потребителей из первой целевой аудитории (Предприятия или сотрудники этих предприятий) указано в Таблице 5.

Таблица 5

Должность или род деятельности

Не имеет значения

Возраст

С 18 до 100

Образование

Не имеет значения

Потребительский стаж

Продвинутый

Тип

Покупатель

Роль в семье

Не имеет значения

Типичный день из жизни (проблемы, которые он испытывает)

Требование начальства для дистанционной работы, для конференций, и так далее.

«О чем болит голова»

Для улучшения условий, оптимизации рабочего процесса, внедрение этой технологии в свое предприятие.

Ситуация потребления продукта

Надоело сидеть за компьютером, ситуация подобная корона вирусу: для дистанционной работы, для конференций, и так далее.

Продукты – заменители, которые он уже использует

Компьютер, смартфон, приставки.

Ожидания от продукта

удобство

Что он читает в онлайн

Не имеет значения

Что он читает в офф-лайн

Не имеет значения

Уровень доходов

С среднего уровня

Возможность влиять на расходы

Рассчитывает свои расходы

Что мотивирует потребителя

Широкий спектр применения.

Упрощать жизнь предприятия.

2.3. Конкурентный анализ стартапа

Конкуренты нашей продукции — это большие иностранные компании, но вначале это будет малые предприятия, которые предоставляют развлекательный характер, по сколько в регионе Москвы проводят мало разработок в области VR/AR. Примерный перечень конкурентов Таблица 6.

Таблица 6

Конкурентный анализ

Общий анализ

Конкурент

Преимущества /

Недостатки

Что стартап может предложить в ответ на «преимущество» конкурента или «недостаток»

Sony PlayStation VR

Преимущества

доступен в наличии во многих магазинах

Создавать программы связанные не только с игровой тематикой

Недостатки

Только для консолей

Не только для консолей

Oculus Rift

Преимущества

Первые на рынке

Качество

Недостатки

сложности с совместимостью версий SDK

Будут попытки избегания этой проблемы

HTC Vive

Преимущества

качество

Будет лучше маркетинговая стратегия

Недостатки

Продажи ведут энтузиасты

Заявить о себе и привлечь новую аудиторию

В данной таблице было представлены предприятия, которые производят данный продукт, но их основная деятельность заключается в том, чтобы только производить его и вести новые модификации (улучшения) этой продукции. А компании, которые создают приложения на данную продукцию, используют почти весть потенциал данной технологии, они делаю, эту технологию многофункциональной находя новые (иные) способы применения некоторым функциям. По данной причине таблица сделана примерно и затрагивает только часть конкурентов, но с их помощью, вернее с анализа их деятельности можно предотвратить некоторые проблемы (трудности) реализации будущей продукции.

Было проведено исследование рынка и кратко сделаны, описанные выводы в Таблице 7.

Таблица 7

SWOT – анализ рынка

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

- Быстрый рост развития данной технологии.

- Инвесторы очень заинтересованы данной технологией.

- Большой потенциал развития, почти нет ограничений в развитии.

- Потребители ознакомлены с данной продукцией.

- На данный момент не все могут это себе позволить.

- Не совершенность технологии.

- Для применения технологии необходимо свободное пространство, некомфортное применение.

- Малая привязанность потребителя, поскольку технология пока что не сильно касается повседневной жизни.

2.4. Ценностное предложение

Данная сфера деятельности имеет цель упростить и разнообразить жизнь человека в зависимости от того как человек хочет применить данную продукцию. По этой причине данное ценностное предложение было составлена таким образом Таблица 8.

Таблица 8

Ценностное предложение (Customer development)

Что является проблемой клиента?

Эти проблемы могут возникнуть в разных ситуациях по тому их много, пример есть в ситуации с корона вирусом, малый контакт между людьми, ограничение с транспортом, проблемы с дистанционным обучением и работой и так далее.

Как клиент решает эту проблему на данный момент?

На данный момент через компьютер, видео звонки, передача данных (информации) через электронные почты и так далее.

Насколько он доволен решением?

Это занимает немало времени и иногда возникают не до понимания, приходится потом перезванивать для того чтобы объяснить. Это неудобно для клиента.

Разрешима ли эта проблема альтернативными методами?

Только если они встретятся в реальном мире и обсудят все на месте или видео звонок

Хочет ли клиент решить эту проблему другим способом?

Да хочет, ведь его время ценнее всего.

Эта продукция упрощает образ жизни людей, даже наоборот улучшает.

  • Не обязательно выходить из дому для того чтобы побывать там, где ты хочешь, в любое время проводить с близкими через VR-звонки.
  • Помогает соблюдать здоровый (активный) образ жизни, как для взрослых, так и для детей.
  • Улучшает восприятие мира с тех углов обзора, с которых вы даже не могли представить себе. Можно погрузиться в не изведанный вами мир.
  • Можно упростить образ жизни, беря виртуальные уроки. На пример с готовкой.

На данный момент любой пользователь может сам помочь с новыми идеями, применения этого продукта. Он сам может, удовлетворяя свои потребности.

  • Клиент ожидает не вероятной детализации (что будет только улучшаться со временем).
  • Ожидает максимального взаимодействия между объектами и им (что может предоставить наш продукт).
  • Новые ощущения, которые он не может получить в данный момент, тут в зависимо какие ощущения, он хочет получить (эту задачу должны решать команда разработчиков).

Этот продукт имеет большой потенциал, который показали другие компании, например Valve Corporation выпустив игру, где было показано большое взаимодействия различных объектов между собой и игроком.

Да и там есть свои не минусы, но это только повод для дальнейшего развития данной сферы. Для того чтобы исправить недостатки продукта требуется просто постоянно его применять.

Исправляя все минусы и добавляя плюсы в дальнейшем, эта продукция будет у каждого человека. Надо просто добавлять новые ощущения и предоставить высокое взаимодействие и детализацию. Это в будущем может выглядеть в виде голограммы, по крайней мере, это будет так выглядеть, если эту систему внедрять в обычные очки или в линзы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно правовые акты:

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. – Москва: проспект, КноРус, 21 октября 1994 года. – 554с. Глава 4 «Юридические лица» (с последними изменениями)
  2. Федеральный закон от 28.12.2009 года № 381 ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ» // консультант плюс (с последними изменениями)
  3. Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129 ФЗ «Об государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (в ред. 2016г.) (с последними изменениями)
  4. Федеральный закон от 24.07.2007г. № 209 ФЗ «Об о развитии малого и среднего предпринимательства в России» (с последними изменениями)

Основная литература:

  1. Актуальные вопросы потребительского рынка мегаполиса: теория и практика: Монография / Г.Н. Чернухина, Н.А., Ильин С.Н,, В.П. Чеглов и др.; под общей ред. и рук. Г.Н. Чернухиной. – М.: Изд во РГТЭУ, 2012. – 256 с.
  2. Бланк С, Дорф Б. Стартап. Настольная книга основателя. - М. Альпина Паблишер, 2017. – 614 с. - режим доступа http://biblioclub.ru / 279605
  3. Девисилов В.А. Охрана труда. – 4 е изд., перераб. и доп. – М.: Форум, 2009. – 496 с.
  4. Иванов Г.Г. Организация и технология коммерческой деятельности практикум: учеб. пособие для студ. – М.: Издательский центр «Академия» ,2014. – 224 с.
  5. Кашаева И.А. Организация коммерческой деятельности: учеб. пособие / И.А. Кашаева. – М.: Московский финансово промышленный университет «Университет», 2013. – 204 с. – (Серия «Непрерывное образование»)
  6. Организация торговли: учеб. пособие/Г.Н.Чернухина. – М.: Московский финансово промышленный университет «Университет», 2015. – 204 с. – (Серия «Легкий учебник»)
  7. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: учебник. – 11 е изд., перераб. и дополн. – М.: Издательско торговая корпорация «Дашков и Ко», 2015. – 500 с.
  8. Рис Э. Бизнес с нуля. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 253 с.
  9. Роль торгового предпринимательства в социально экономическом развитии России в условиях импортозамещения: Сборник научных трудов кафедры Коммерции и торгового дела/ под ред. Чернухиной Г.Н. М.: Университет «Университет», 2016. – 256с.
  10. Рубин Ю.Б. Управление собственным бизнесом: учебник для вышей школы – М.: Университет «Университет», 2018. – 976с.
  11. Развитие российской торговли в современных условиях Сборник научных трудов кафедры Коммерции и торгового дела/ под ред. Чернухиной Г.Н. М.: Университет «Университет», 2015. – 184с.