Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие воображения в дошкольном возрасте (Этапы и приемы развития воображения в дошкольном возрасте)

Содержание:

Введение.

«Воображение важнее, чем знания. Знания ограничены, тогда как воображение охватывает целый мир, стимулируя прогресс, порождая эволюцию….»

Альберт Эйнштейн.

Воображение (фантазия)- психический процесс создания новых, представлений и мысленных ситуаций в форме образа и идеи, а в целом не воспринимавшихся человеком в действительности. Это незаурядное, уникальное умение человеческого сознания представлять и создавать в мыслях то, чего нет и из того, что имеется уже в памяти. Особенно интенсивно воображение развивается в возрасте от пяти до пятнадцати лет, и если в этот период воображение не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции.

Актуальность исследования: Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Творческие способности – далеко не новый предмет исследования. И в наше время ситуация главным образом изменилась. В эпоху научно-технического прогресса жизнь становится все разнообразнее и сложнее. Она требует от человека не привычных действий, а подвижности, мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению малых и больших проблем. Насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, то и будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения. А основной необходимостью развития творческих способностей является богатое, яркое воображение.

Способность к воображению не дается с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний, совершенствования всех психических функций. Еще в раннем детстве у ребенка появляются зачатки воображения. А в дошкольном возрасте развитие ребенка связано уже с усложнением форм общения со взрослыми и с переходом от элементарных форм деятельности к более сложным. После словесного общения со взрослым у ребенка возникает потребность на основе слов взрослого представить себе то, что выходит за пределы его восприятия. И переход дошкольника к другим видам продуктивной деятельности- рисованию, конструированию, к ролевой игре- требует планирования предстоящей деятельности, подготовки предварительного замысла. И задачи, встающие перед ребенком во всех этих видах деятельности, не могут быть разрешены без наличия у него воображения.

Е.А.Аркин, замечательный педагог писал: « Ребенок это еще не зрелое существо, но он- становящаяся личность, индивидуальность, имеющая свои особые потребности, склонности и интересы, свои глубоко переживаемые отношения с взрослыми и другими детьми, свою богатую эмоциональную жизнь. При оценке его качества и возможностей взрослых- воспитатели не должны терять из виду ни одной грани пусть еще не развернувшейся, но уже многосторонней и вместе с тем целостной личности ребенка». И задача взрослых , всячески развивать у детей способности к воображению.

Воображение – это внутренний мир ребенка, врожденный, естественный процесс, с помощью которого ребенок учится понимать окружающий мир, наполнять его смыслом. У нормально развивающегося ребенка воображение является генетической, биологической функцией с отлаженным механизмом своевременного выхода из состояния фантазии.

Проблема развития воображения актуальна для детей дошкольного возраста. Практический интерес к данной проблеме определяется потребностью развития воображения ребенка.

Объект исследования- развитие воображение у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования- воображение, его особенности, виды, этапы развития в дошкольном возрасте.

Цель исследования: изучить возможности воображения дошкольников.

Задачи исследования:

раскрыть особенности воображения у детей дошкольного возраста;

определить возможные пути развития воображения дошкольников.

Глава I. Воображение и его особенности в дошкольном возрасте.

1.1. Детское воображения и важность его развития.

В жизни человека, воображение, играет очень большую роль. Благодаря воображению человек творит, планирует и управляет свою деятельность. На основе деятельности формируется умение представлять и воображать. Игра, лепка, рисование на том и построены, что нужно что-то, или кого-то изображать. Детство обычно можно сравнить с долгой прекрасной сказкой. Для ребенка жизнь начинается с волшебных историй, которые ему читают мамы и папы. Он развивается, играет и его игры становятся все более сложными. Это говорит о пробуждении воображения и фантазии. Ведь они не рождаются вместе с нами, а появляются гораздо позже.

Любой детский специалист скажет, что для появления и развития воображения детей нужен хотя бы небольшой жизненный опыт. Именно он является необходимым материалом для создания новых образов или творческого преобразования уже имеющихся. Вот поэтому появление первых попыток воображения и фантазии психологи приписывают раннему детству, когда еще малыш находится в двух летнем возрасте. В этом возрасте формируется начальный опыт взаимодействия с окружающим миром и попыток его преобразования.

Для детей дошкольного возраста важно, насколько хорошо развито их абстрактное мышление. Выражать свои мысли на бумаге, разыгрывать маленькие пьесы с куклами и другими детьми- все это помогает им эмоционально развиваться.

Иногда родители забывают, какими интересными может выглядеть окружающий мир в детстве. Деревья казались огромными, луга- необъятными, реки- бесконечными, а сны живыми и красочными. Детские фантазии чаще утомляют взрослых, но и настораживают постоянные выдумки ребенка, становясь предметом раздражения и тревожности. Родители ругают ребенка за обман, тем самым возвращая его к реальности, разрушая выдуманный мир, полный увлекательных приключений.

На минуточку представим, что, если бы человечество не обладало воображением, то, общество могло бы лишиться научных открытий, художественных произведений, игр и забав, сказок и историй. Без воображения наш мир станет тусклым. Однако его уровень и наличие говорят о том, что психика проходит определенный этап совершенствования. Родители могут без труда заинтересовать малыша развивающей игрой, а в результате он получает бесценный опыт.

Когда рождается ребенок, у него отсутствует понятие воображение. Как таковое оно возникает у детей на третьем году жизни. К этому возрасту накапливается некий опыт: ребенок знает название многих предметов, а так же их предназначение, он слышал истории и сказки, для него появились стандарты поведения в разных ситуациях. Без этого невозможно развитие фантазии.

Воображение дается нам как один из механизмов психики. Если слишком активное воображение означает уход от реальной жизни, желание спрятаться там, где нет проблем. В таком раннем возрасте жить только воображением нехорошо: это говорит о проблемах адаптации ребенка. Но и недостаток воображения тоже является проблемой, о неправильном развитии психики. Когда мы отдает ребенка в детский сад, это мощный прорыв для его развития. Здесь взаимодействия со взрослыми, первые знакомства с детьми и совместные игры. Набор игрушек приобретают «историю». Ребенок придумывает свои правила, по которым будут жить здесь игровые персонажи. В его голове уже есть некий план того, как пойдет игра. Дети начинают создавать собственный мир вокруг. Психика ребенка – тонкий и сложный инструмент. Постепенно он начинает видеть мир таким, каким его видят взрослые. А пока что лучше заменять непонятное и страшное простыми объяснениями. Вот роль воображения в жизни малыша.

Важнейшее значение в развитии воображения детей имеет игра, особенно ролевая. Необходимый элемент игры- воображаемая. Ситуация, вводимая при помощи слов «как будто»- представляет свободное, не стесняемое правилами логики и требованиями правдоподобия преобразование накопленного ребенком запаса представлений. Дети могу взять в руки палку и она станет шпагой, а простыня прекрасным платьем принцессы. И чем старше ребенок, тем проще ему придумывать. Поначалу малыши могут воображать только то, что услышали, потом начинают придумывать несуществующие вещи.

Сложен вопрос о богатстве детского воображения. Есть мнение. Что воображение ребенка гораздо богаче воображения взрослого человека. Да, дети фантазируют по самым различным поводам: они сочиняют различные истории, выдумывают фантастические сюжеты, приписывают камням или деревьям человеческие переживания, разговаривают с предметами, вещами…. Но так как дети мало знают и их жизненный опыт мал, чем у взрослых, то и материала для воображения у них меньше. Ребенок может вообразить меньше чем взрослый. Его фантазии ограничены его бедными представлениями о жизни. Иногда, не имея достаточного опыта. Ребенок по своему объясняет то, с чем он сталкивается в жизни и эти объяснения взрослым кажутся оригинальными, неожиданными. значит воображение ребенка никак не богаче, а даже беднее чем у взрослых. Если ребенку поставить задачу что- ни будь сочинить, придумать, то многие дети отказываются это делать или выполняют это задание неинтересно. Часть детей перескажут некоторые сюжеты уже знакомых сказок, а лишь два ребенка постараются придумать что-то свое. Не многие дошкольники смогут справиться с таким заданием. И именно поэтому воображение необходимо развивать с детства, и наиболее чувствительный, сенситивный возраст для развития воображения, как отмечал Л.С.Выготский- это дошкольное детство.

Итак, так зачем нужно воображение? Прежде чем заниматься развитием воображения у детей, родителям нужно понять главное: зачем оно им нужно? Дети видят мир не так, как мы. В нем есть место для всего чудесного необычного сказочного. Развитие воображения важно, ведь это показатель того, как ребенок, а потом и взрослый, могут адаптироваться в любой среде. В этот процесс входит: знания и опыт; возможность объяснить явления; желание объяснить то, чего не понимаешь; интерес к жизни.

Чтобы убедиться в том, как хорошо работает фантазия, можно просто рассказав ребенку новую сказку. И вот он уже «капитан пиратского корабля, ищет сокровища, сражается с врагами и побеждает».

Воображение –реакция нашей психики на впечатления, переживания, новый опыт. Дети старшего возраста, читая книгу, начинают видеть себя ее героями, перед глазами появляются картинки прочитанного. С помощью воображения ребенок не только осваивает новый опыт, но и формирует представление о себе как личности, причем не только на данный момент, но и на будущее.

Воображение играет огромную роль в нашей жизни. Мы говорим «представь себе….», а для воображения другого это уже толчок к действию. В голове уже возникает уникальный образ. Мы слышим историю, а ее герои уже «видны» нам. Наш мозг сам строит их, и сразу предлагает нам картинку происходящего. Но каждый представляет себе одного и того же героя по разному. Развитие воображения это один из способов подготовки ребенка к решению многих насущных проблем. В будущем нам придется искать пути решения сложных ситуаций. На работе, дома, в общении с кем то. И именно наша фантазия подсказывает нам, как поступить в «экой» ситуации. А наличие опыта дает варианты. Вот поэтому так важно правильное и своевременное развитие способности фантазировать.

Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека. Всего первые шесть-семь лет, но они имеют огромное значение. В этот период развитие воображения идет как никогда бурно и стремительно. Из совершенно беспомощного, ничего не умеющего существа, ребенок превращается в относительно самостоятельную, активную личность. При этом получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент дальнейшего роста.

Итак, воображение –это основная двигательная сила творческого процесса человека и играет важную роль во всей его жизни. Так как вся жизнедеятельность человека связана с творчеством, начиная с приготовлении пищи до создания литературных произведений и изобретательства. Это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание.

1.2. Виды и функции воображения ребенка

Воображение характеризуется активностью и действенностью. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Воображение может быть пассивным и активным, а активное , в свою очередь разделяют на воссоздающее(репродуктивное) и творческое (продуктивное воображение).

В первой половине дошкольного детства у ребенка преобладает репродуктивное воображение(воссоздающее),направленное на создание образцов. Это могут быть впечатления, полученные ребенком в результате непосредственного восприятия действительности, прослушивания рассказов, сказок, просмотра видео и кино. В этом типе воображения мало точного сходства с реальностью и нет инициативного, творческого отношения к образно воспроизводимому материалу. Сами образы воображения этого типа восстанавливают действительность не на умственной, а в основном на эмоциональной основе. В образах в основном воспроизводится то, что оказало на ребенка эмоциональное впечатление, вызвало у него явные эмоциональные реакции, оказалось особенно интересными.Наиболее характерно оно проявляется у дошкольников младшего возраста. Более яркими признаками являются сны малютки, его фантазии в состоянии легкой дремы, когда малыш путает образ с действительностью.

Произвольно-активное воображение возникает тогда, когда нужно решать конкретные задачи. Для детей дошкольного возраста с целью его развития рекомендованы игры, когда нужно представить что-то, придумать, выдумать. Сюда относятся логические игры. Развитие этого типа проходит несколько позднее, обычно тогда, когда ребенок становится более самостоятельным. Дети до четырех лет еще с трудом могут решать такие задачки. Ведь у них еще не достаточно развита речь, а опыт еще довольно мал.

Для творческого воображения характерны детские фантазии, когда дошкольник может уже не опираться на наглядность, а придумывать образы мысленно. Этот вид наиболее важный, так как он является основой для творческого мышления. В отличие от воссоздающего творческое воображение необходимо целенаправленно развивать при помощи специальных приемов. Именно этой проблеме были посвящены работы Дьяченко О.М., в которых выяснялись особенности воображения детей разного возраста на материале решения специальных задач.

Воображение ребенка с самого начала его формирования имеет две основные функции: познавательную и аффективную. Основная задача познавательного воображения это воссоздание объективной реальности, достраивание целостной картины мира, получение новых впечатлений. Дети с помощью воображения могут творчески овладевать схемами и смыслами человеческих действий, строить целостный образ какого либо события или явления.

Аффективная функция воображения направлена на утверждение и защиту своего «Я». Такая защита может проходить двумя путями. Первый – через проигрывание травмирующих воздействий или ситуаций ребенок как бы отстраняется от них, начиная видеть их со стороны. Второй- дети создают воображаемые ситуации, в которых они могут утвердить себя. Они чувствуют себя сильными, смелыми, ловкими и всемогущими. Познавательное и аффективное воображение достаточно четко прослеживается в режиссерской игре ребенка. Вариант режиссерской игры был разработан, О.М.Дьяченко и Е.М. Гаспаровой, позволяющий выявить особенности воображения ребенка. Детям разного возраста, предлагали пять деревянных кукол- две больших и две маленьких, которые представляли собой не закрашенный цилиндр- туловище с шариком-головкой. И ребенку предлагалось придумать, кто они, и поиграть как он хочет. И вот результаты эксперимента показали, что в 2,5-3 года отчетливо выделяются два типа воображения. Познавательное воображение проявляется , когда ребенок с помощью кукол разыгрывает знакомые ему действия и их возможные варианты, как кормление детей, укладывание их спать, прогулка с ними и другие. А Аффективное воображение проявлялось в проигрывании своих переживаний, связанных в основном со страхами детей( милиционер, баба Яга, волк) которые подстерегают непослушных детей, забирают их и наказывают. И значит, что в этих играх дети изживают собственные страхи и защищают себя от них. Нужно напомнить, что аффективное воображение в этом возрасте работает очень ярко. Рассказы – фантазии детей о том, что они победили самого сильного медведя или поймали птичку, в 2,5-3 года встречаются у многих детей. Так ребенок наблюдая, как сдувается или лопается воздушный шарик, может вообразить, что подобное может произойти с ним. Появлению подобных страхов способствуют также сказки, мультики. Одни дети боятся внезапного исчезновения мамы, диких животных, о которых знают по сказкам. Эти страхи исчезают в процессе развития ребенка, по мере освоения им новых, тонких способов мышления. А вот роль родителей в развитии воображения и снятии страхов заключается в подробном знакомстве ребенка с объектами действительности. Также в повышенном внимании к эмоциональным проявлениям ребенка, при знакомстве с новыми предметами, людьми, игрушками, мультфильмами. А вот излишняя опека здесь не нужна, поскольку это может лишь укрепить ребенка в его подозрениях и страхах, но вот внимание не помешает.

1.3 Особенности развития воображения в дошкольном возрасте

Большинство исследователей отмечают, что в дошкольный период начинается формирование личности ребенка.

В дошкольном возрасте ребенок начинает понимать и обобщать свои переживания. Формируется внутренняя социальная позиция, развивается самооценка. Меняется отношение к успеху и неудаче в деятельности.

В дошкольном возрасте ребенок психологически отделяется от близких взрослых, с которыми раньше был неразрывно связан. Собственное «Я» ребенка уходит от взрослых и становится предметом своих переживаний. Появляется «Я сам», «Я хочу», «Я могу». Именно в этот период многие дети начинают использовать местоимение «я» ( до этого они говорили о себе в третьем лице).

Собственное «Я» ребенка может выделяться, только тогда, когда противопоставляется другому «Я», непохожему на собственное. Отделение себя от взрослого приводит к тому, что ребенок начинает по-другому видеть и воспринимать взрослого.

В развитии личности ребенка можно выделить две стороны:

Во-первых, ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и узнает свое место в нем. Это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает различные поступки.

Во-вторых, происходит развитие чувства и воли. Они обеспечивают действенность данных событий, устойчивость поведения от изменения внешних обстоятельств.

Дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы поведения. Этот возраст приносит ребенку новые достижения. Формируется внутренняя социальная позиция и осознание своего социального «Я». В представлении о себе у ребенка входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные об этих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту общения со взрослыми и сверстниками. Налаживая контакты с людьми, сравнивая себя с ними, ребенок получает новые знания не только о другом человеке, но и о самом себе.

Для самостоятельности в поведении ребенок должен научиться выделять самое важное в каждом конкретном случае. Но это далеко не сразу дается детям. Хотя дошкольник имеет возможность управляться различными мотивами: обязанностями по дому, поручением мамы, собственным желанием, но у него нет еще обычного соподчинения всех мотивов. Поэтому пяти-. Шестилетний ребенок не редко попадает в конфликты. И подчиняется в конфликтах тому, чье побуждение наиболее сильное и яркое.

Творческое воображение зависит от многих факторов:

  1. Возраста.
  2. Умственного развития.
  3. Индивидуальных особенностей личности.
  4. Разработка процесса обучения и воспитания.

Опыт ребенка складывается и растет постепенно. Он отличается глубоким своеобразием по сравнению с опытом взрослого. У ребенка совсем другое отношение к среде, которая своими традициями и влияниями стимулирует и направляет процесс творчества. Интересы ребенка и взрослого различны и поэтому понятно, что воображение у ребенка работает иначе, чем у взрослого человека.

Воображение у ребенка беднее, чем у взрослого, но в то же время до сих пор существует мнение, что у ребенка богаче. Ребенок живет в фантастическом мире, нежели в реальном. При этом интересы у него проще, элементарнее. Отношение его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отмечают поведение человека взрослого, а ведь это важнейшие факторы, которые определяют работу воображения. В процессе развития ребенка развивается и воображение. Вот почему продукт настоящего творческого воображения во всех областях творческой деятельности принадлежат только уже созревшей фантазии.

Французский психолог Т.Рибо представил основной закон развития воображения в трех стадиях:

  1. Детство и отрочество – господство фантазии, игр, сказок, вымысла.
  2. Юность - сочетание вымысла и деятельности.
  3. Зрелость – подчинение воображения уму интеллекту.

Воображение у ребенка начинает развиваться довольно рано, оно слабее, но оно занимает больше места в его жизни.

До 3х лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом

В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.

В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. Появляются элементы творчества.

Следовательно, воображение играет важную роль в жизни человека. По мнению ряда исследователей именно благодаря воображению люди способны создавать новое потому, как только в процессе воображения человек не может заранее рассчитывать на результат, который надеется получить.

1.4 Этапы и приемы воображения ребенка.

Детство довольно значимо для личного и умственного становления ребенка. В данный период складывается его характер, закладывается база отношения к людям, к труду, вырабатываются способности и привычки правильного поведения, приобретаются базисные познания об окружающей жизни. 

Под воображением понимают психический познавательный процесс создания новых образов, путем переработки материалов восприятия и представления, полученных в прошлом опыте. Воображение присуще только человеку. Оно позволяет представить результат любой деятельности, до ее начала. То есть воображение – это отблеск реальности в свежих, внезапных сочетаниях и связях. В зависимости от степени энергичности различают пассивное и интенсивное фантазия, когда продукты первого не воплощаются в жизнь.

Способность к воображению не даётся с рождения. Воображение развивается по мере накопления практического опыта, приобретения знаний

Существуют следующие этапы развития воображения у ребенка.
1-ый период в развитии воображения возможно отнести к 2,5 - 3 годам. В данном возрасте случается деление воображения  на «познавательное» и «эмоциональное», связанное с 2-мя важными новообразованиями возраста. С одной стороны, это определение ребенком себя от предмета, от воздействия с предметом и отсель - направление его на овладение свежими деяниями и предметами, а в случае невозможности этого-обращение к предметам-заместителям. С иной стороны - выделение собственного «я», переживание собственной отдаленности от находящегося вокруг мира.

Уже к 3 годам можно четко отметить 2 типа плода фантазии, о которых мы заявляли. Отметим, что, возможно, собственно «эмоциональное» воображение связано с самого начала с употреблением символов. Разногласия вида «я» с действительностью, их причина часто не осознаются чадом и выражаются символически. Первоначально эти символы заимствуются детками из цивилизации (Змей Горыныч, Баба Яга), а потом создаются без помощи других (черный цветок, зубастый самолет, придуманный плохой или добрый мальчик).

На предоставленном шаге основополагающим способом порождения идеи представляемого товара является «опредемедчивающий» имидж. Так как опыт малышей этого возраста чрезвычайно вариативен (отсутствие взаимно объединенной деятельности), их образы при значимой схематичности имеют все шансы быть весьма оригинальны.

2-й шаг (этап) - возраст от 4 до 5 лет. В этом возрасте крошка нацелен на усвоение параметров, а еще правил и образцовых пробников деятельности. Взрослые, испытывая по новизне свежие его потенциальной вероятности, ведут, в большинстве случаев, повышение образования и воспитательное обучение через эталоны, которым малютка должен следовать.

«Эмоциональное» воображение в этом возрасте возникает стандартно и типично в связи с волнением чадом определенного конфликта. «Познавательное» - с буйным процессом формирования ролевой игры, рисования, конструирования. Без специального руководящего состава оно может носить воспроизводящий характер в силу нацеленности детей этого возраста на следование эталонам. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается специфическое планирование, которое можно назвать ступенчатым, когда ребенок планирует один шаг действий, выполняет их, видит результат и на его основе планирует следующий шаг. Средствами планирования являются слово и модельные представления.

3-ий период в развитии воображения дошкольника - возраст от 6 до 7 лет. В данном возрасте малыш уже усваивает главные эталоны поведения и облики работы и получает свободу в оперировании ими. В принципе он уже способен отступать от усвоенных стереотипов, сочетать их, применяя при построении товаров фантазии. «Эмоциональное» фантазия малыша нацелено, с одной стороны, как и в прошлом возрасте, на изживание приобретенных психотравмирующих воздействий методом их неоднократного варьирования в всевозможных обликах работы и создание адекватных моделей поведения. С иной стороны, в случае стойкого противоречия с реальностью малыши зачастую обращаются к замещающему фантазии. «Познавательное» фантазия претерпевает в данном возрасте высококачественные конфигурации. Малыши 6 лет в собственных произведениях не элементарно передают переработанные эмоции, но и начинают направленно находить способы для данной передачи. Способности выбора этих способов напрямик связаны с особенностями изучения малыша, до этого всего с овладением им на протяжении дошкольного юношества культурой игры и составляющих художественного творчества. Выбор имеет место быть не лишь только в подборе адекватных способов реализации товаров фантазии, передачи идеи, но и в розыске самой идеи. В этом возрасте появляется новая возможность использования образа при решении творческих задач. Целостный образ начинает строиться способом «включение».

4 этап (7 лет).

Воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в различных ситуациях, характеризуясь содержательностью и специфичностью. У ребенка развивается умение действовать в образном плане, возникает интериоризированное воображение, необходимость во внешних опорах исчезает манипулятивная деятельность; необходимость разных видов деятельности. Появляются элементы творчества.

Для становления фантазии применяются кое-какие приемы:

1. Все облики креативных занятий (рисование, лепка, конструирование и т.д.). Для этого предложите выдумать и нарисовать несуществующий картина автотранспорта или же необыкновенный жилище и дополнить набросок дополнительными составными частями из пластилина, коих не хватает в рисунке.

2. Сказки считаются прекрасным средством для становления воображении малыша. Возможно, прочесть сказку до определённого эпизода, а вслед за тем предложить ребёнку выдумать её завершение. Вспомните для ребёнка сочинить сказку и нарисовать картинку к ней.

3. Дидактические игры обязаны для ребят быть увлекательными. Примеры игр: Ребёнок, обязан соотносить себя с хоть каким живым существом и приписать, отчего как раз выбранное скотина или же птица заинтриговало его.

- Нарисуйте ребенку то, собственно что не есть, к примеру, несуществующее животное, растение. Пусть малютка выдумает ему имя и поведает о нем ситуацию.
- Предложите ребёнку сочинить «волшебную историю» о трёх предметах, которые не связаны меж собой, к примеру: половник, мяч, питание.
- Предложите ребёнку дорисовать геометрические фигуры. На пример: круг, квадрат, треугольник. Впоследствии такого как ребенок дорисует, спросите собственно что у него вышло. На листе бумаге капните краской кляксу, и предложите ребёнку выдумать тип кляксы.
4. Больше читайте книжек ребёнку. Фантазируйте совместно с ним, предлагая задуматься,  что бы он устроил, в случае если бы он попал в заколдованный лес или же на нежилой полуостров. Каких животных он имел возможность бы там повстречать, какие фрукты и овощи, там имели возможность вырастать.
5. Игры с песком, могут помочь развитию креативного фантазии и заключаются в автономном разработке свежих образов.

1.5 Воображение в разных видах деятельности.

Дидактическая игра – как основа развития воображения.

Дидактические игры, одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Игра для дошкольников, это способ познания окружающего. Играя- он изучает цвета, форму, свойства материала, пространственные отношения, числовые отношения, изучает растения, животных.
В игре ребенок развивается физически при этом приучается преодолевать трудности. У него воспитывается сообразительность, находчивость, инициатива.

Дидактические игры разнообразны по содержанию, характеру, организации. По характеру применяемого материала дидактические игры  разделяются на три основных вида:
1) Словесные - дети рассуждают, обмениваются мнениями, выполняя конкретные поручения. В данную группу входит большое количество народных игр: «Краски», «Молчок», «Черное и белое» и др. Игры развивают внимание, смекалку, быстроту реакции, связную речь. Словесные игры более сложны: они не связаны с конкретным восприятием предмета, в них дети должны оперировать представлениями. Эти игры имеют огромное значение для развития мышления ребёнка. Так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения. Делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения иных, замечать логические ошибки. Так, в играх на запоминание состава, числа и расположения картинок дети должны запомнить  содержание картинок, а вслед за тем определить, какую из них перевернули книзу рисунком. Эти игры направлены на развитие фантазии, памяти, запоминания и припоминания. 

2) Настольно-печатные -  игры, которые представляют  собой различные карточки, поля для игры по установленным правилам. Настольно-печатные игры ориентированы на уточнение представлений об находящемся вокруг, стимулирование познаний, становление мыслительных процессов и операций (анализ, синтез, обобщение, систематизацию и др.). Как и дидактическая игрушка, настольная печатная игра хороша в что случае, когда она требует самостоятельной интеллектуальной работы.

Настольные печатные игры, так же как и игры с предметами, основаны на принципе наглядности, но в данных играх детям даётся не сам предмет, а его изображение. Содержание настольных игр многообразно, они разбиты на некоторое количество видов, к примеру: парные картинки, лото, домино, разрезные картинки и складные кубики, игры  «Лабиринт» для старших дошкольников. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их применении. Например игра «Подбор картинок  по парам» подразумевает нахождение между различных картинок  двух одинаковых: две  шапочки одинаковы и по цвету, фасону, или же две куколки,  ничем не отличающиеся. Вслед за тем задание усложняется: ребенок  объединяет картинки не только по внешним признакам , но и по смыслу: например, найти  между всех картинок  два самолета, два яблока. И самолеты, и яблоки, изображенные на картинках, могут быть различные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими принадлежность к одному типу  предметов. В этой игре «Подбор картинок по общему признаку (классификация)» требуется кое-какое обобщение, установление связи между предметами. Например: в игре«Что растет в саду (в лесу, в огороде)?», дети выбирают рисунки с надлежащими изображениями растений, соотносят с местом их произрастания. А в  игре«А  что было потом?» дети выбирают картинке к какой-нибудь сказке с учетом очередности становления сюжетных действий, это способствует развитию творческого воображения детей.

3) С игрушками и предметами – дети  играют, применяя куколки, детскую посуду, машинки и прочие элементы.
Предметные игры - это игры с дидактической игрушкой, мозаикой, природным материалом. Главные игровые действия с ними: нанизывание, выкладывание, катание, собирание цельного из частей и т.д. Игры с предметами более доступны ребятам, так  как они основаны на конкретном восприятии, соответствуют стремлению ребёнка действовать с вещами и таким образом знакомиться с ними. Играть в эти игры ребёнок начинает в раннем возрасте и не теряет своего интереса к ним на протяжении всего дошкольного возраста. Эти игры развивают цвета, величины, формы. Играя, в эти игры, дети приобретают умения складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), выкладывать узоры из всевозможных форм,  что способствует развитию фантазии детей. С целью развития воображения, в дидактических играх возможно применять различные игрушки, в которых выражены цвет , форма, название, размер, материал, из которого они изготовлены. Это позволяет педагогу упражнять детей в решении определенных дидактических задач. Например: отбирать  все игрушки, изготовленные из дерева (металла, пластмассы, керамики), или же игрушки, необходимые для различных творческих игр: для игры в семью, в строителей, в больницу и др. При этом, в играх улучшаются знания о материале, из которого делаются игрушки, о предметах, важных людям в всевозможных видах их деятельности. Применяя дидактические игры с аналогичным содержанием, педагогу удается вызвать у ребят интерес к творчеству, подсказать им замысел игры с помощью отобранных игрушек, развивать воображение. 

Игры с природным материалом у детей всегда вызывают желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, все это применяется в работе с детьми при организации и проведении дидактических игр. Такие игры воспитатели проводят во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. И при этом закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы и наряду с этим воспитывается любовь к природе бережное отношение к ней.

Таким образом- дидактическая игра представляет собой многословное, сложное и педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей. А так же самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Воображение в изодеятельности дошкольника.

Во время занятий изобразительной деятельностью у ребенка включаются зрительные, двигательные и другие анализаторы, развивается моторика, мышление и воображение. Рисование ребенком каких –то невообразимых фигур может нам показаться пустой забавой. Но это- полноценный труд ребенка. Ребенок постепенно уходит от простого подражания действиям взрослых с карандашами, его движения становятся более обдуманными и все четче. Развиваются постепенно не только навыки рисования, но и способность представлять конец произведения в уме. Ребенок старается изобразить на бумаге все, что он себе воображает. Это может быть планета с феями и волшебниками, а могут быть образы наблюдаемые в действительности. В процессе целенаправленного воздействия у детей развиваются важные качества воображения: произвольность, креативность, устойчивость.

Поэтому для полноценного развития воображения надо позволять детям свободно экспериментировать с разными материалами. Стараться организовать так занятия, чтобы максимально задействовать эмоции ребенка и дать возможность ребенку наблюдать за аналогичной деятельностью взрослых.

Сказка и воображение дошкольника.

В качестве средства формирования воображения используют сказку, которая одна из наиболее эффективных методик для развития воображения дошкольников. Сказка сама по себе является основой развития воображения:

- это опыт поколений, в котором нашла отражение культура народов;

- воспринимая сказочный сюжет, дети активизируют свой жизненный путь;

- в процессе обыгрывания волшебного рассказа открывается простор для творческого мышления, развития речи, памяти.

- это прекрасная база для развития толерантности, познания мира;

- новые краски приобретает окружающий мир благодаря возникающим представлениям, ассоциациям;

- ребенок учится представлять себя на месте героев, выбирать возможные решения трудностей, возникающих перед персонажами;

- через метафорические формы развивается эмоциональная сфера детей- одно только слово «волшебство» уже вызывает восторг у детей.

Методики, включающие слушание сказок, пересказ, участие в тетрализации, ролевых играх способствуют полноценному развитию ребенка.

Воображение на затятиях конструктивной деятельностью.

В детском саду и дома широко используется для развития воображения конструкторская деятельность. Моделируя постройку ребенок чувствует себя создателем. Он радуется, если получается что-то красивое, огорчается, если что-то не выходит, как хотелось. Такие игры учат прикладываь волевые усилия для того, чтобы завершить начатое.

Самое главное в процессе игры в конструкторов это:

Дети представляют в уме требуемый результат;

Расширяются представления об окружающем мире;

Идет процесс осмысления предметных свойств;

Дети запоминают особенности и детали объектов,с которыми они работают;

Ребенок получает первичные навыки построения моделей, учится их применять.

У детей развитие воображения на занятиях конструкторской деятельностью происходит с использованием:

Готовых наборов для создания каких либо моделей, например разных видов транспорта или домов;

Деревянных наборов, пластмассовых деталей, из которых можно построить все что захочется ребенку;

Нетрадиционных технологий- оригами, монотипии, рисовании цветными нитками, кляксографии и другое.

Итак, рассмотренные виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку развиваться гармонично. Одновременно уделяется большое внамание мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способность мыслить. Все это позволяет ребенку успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень. Усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

Глава II. Методические аспекты развития воображения у дошкольников.

2.1 . Описание диагностических методик для изучения уровня развития воображения у детей дошкольного возраста.

Для изучения развития воображения у детей дошкольного возраста разработано достаточно много методов и методик.

Методика "Незаконченные рисунки" (Тихомирова Л.Ф.).
Цель: Определение уровня развития воссоздающего воображения.

Состоит из III этапов:

I этап:

Материал: блок рисунков, завершающихся полным изображением собаки;

Методика проведения: ребенку предлагается по очереди каждый блок от А до Г и уточнялось, что здесь нарисовано. Чем быстрее ребенок справлялся с этим заданием, тем лучше у него было развито воссоздающее воображение.

На этом этапе воссоздающее воображение делится на:

высокий уровень - ребенок по фрагменту изображения А сразу правильно определить, что на целом рисунке собака.

средний уровень - ребенок определил, что на данном рисунке изображена собака только по фрагменту изображения Б.

низкий уровень - ребенок определил, что эта собака, только по фрагменту изображения В или догадался, что это собака, лишь по фрагменту Г.

II этап:

Стимульный материал: 9 прямоугольников, соединенных вместе, на которых контуром с разрывами изображены предметы.

Методика проведения: ребенок должен был назвать, что это за предмет изображен в каждом из прямоугольников.

На всю работу даётся 1 минута. По окончанию одной минуты подсчитывалось, сколько картинок правильно назвал ребенок. Это характеризует интенсивность его воссоздающего воображения.

Ключ к заданию: собака, дом, голова человека, автомобиль, магнитофон, рука, рыба, велосипед, молоток.

На этом этапе воссоздающее воображение делится на:

высокий уровень - за одну минуту ребенок назвал от 6 до 9 предметов;

средний уровень - за одну минуту ребенок назвал от 4 до 5 предметов;

низкий уровень - за одну минуту ребенок назвал от 1 до 3 предметов или не назвал ни одного предмета;

III этап:

Материал: контурное изображение с разрывами.

Методика проведения: ребенок должен назвать, что здесь нарисовано и что делают персонажи.

Это задание отлично развивает воссоздающее воображение.

Ключ к заданию: ребенок, играющий с собакой.

На этом этапе воссоздающее воображение распределяется на:

высокий уровень - ребенок отвечает сразу что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?», отвечает, что мальчик играет с собакой.
средний уровень - ребенок с помощью взрослого называет, что нарисован мальчик и собака. А на вопрос "Что делают?" - отвечает, бегают или гоняются.
низкий уровень - ребенок только с помощью взрослого, но все равно, а с трудом, называет, что нарисован мальчик и собака, или даже с помощью взрослого не понимает что нарисовано. Следовательно, не может ответить на вопрос "Что делают?".

Методика "Придумай рассказ" (Тихомирова Л.Ф.) Цель: Определение особенностей творческих проявлений детей в речи,
интонации, мимике, пантомимике. Ребёнку даётся задание придумать рассказ о ком-либо или о чём-либо в течение 1 минуты, а затем пересказать его в течение 2 минут. Это может быть какая-либо история или сказка. Воображение ребёнка в данной методике оценивается по следующим признакам:

- скорость придумывания рассказа;

- необычность, оригинальность сюжета;

- разнообразие образов, используемых в рассказе;

- проработанность и детализация этих образов;

- эмоциональность образов.

По каждому из названных признаков рассказ может получить от 0 до 2 баллов в зависимости от того, насколько в нём выражен тот или иной признак из перечисленных выше.

Методика: игровой тест «Три слова»:Л.Ю.Субботина

Цель: исследование особенностей воссоздающего и творческого воображения.

Стимульный материал: карточки со словами.

Ребёнку даётся задание: «Сейчас я назову три слова, а ты придумай несколько предложений с этими словами». В каждом предложении должны присутствовать эти три слова. А вместе они должны составлять рассказ.

Воображение ребёнка в данной методике оценивается по следующим признакам:

Один балл- бессмысленное сочетание слов;

Два балла- два слова имеют логическую связь, а третье нет;

Три балла- банальная фраза;

Четыре балла- правельное логическое сочетание слов, но не в каждой фразе используются все три слова;

Пять баллов- остроумная, оригинальная фраза.

Методика . «Придумай игру».

Цель: выявление уровня развития творческого воображения.

Методика проведения: ребенок отводится на задание за пять минут. Придумать какую-либо игру и подробно рассказать о ней, отвечая на вопросы экспериментатора:

1 Как называется игра?

2 В чем она состоит?

3 Сколько человек необходимо для игры?

4 Какие роли получают участники в игре?

5 Как будет проходить игра?

6 Каковы правила игры?

7 Чем должна будет закончиться игра?

Оценка результатов:

В ответах детей должна оцениваться не речь, а содержание придуманной игры. Спрашивая ребенка, необходимо помогать ему – постоянно задавать наводящие вопросы, которые не должны подсказывать ответ.

Критерии оценки:

- Оригинальность и новизна.

- Продуманность условий.

- Наличие в игре различных ролей для разных ее участников.

- Наличие в игре определенных правил.

-   Точность критериев оценки успешности проведения игры.

По каждому критерию придуманная ребенком игра оценивается от 0 до 2 баллов.

0 баллов – полное отсутствие в игре любого из перечисленных критериев.

1 балл – наличие, но слабая выраженность в игре данного признака.

2 балла – присутствие и отчетливая выраженность в игре соответствующего признака.

Методика «Придумай сказку».

Цель: Изучение творческого воображения дошкольников на основе придумывания сказок.

Методика проведения: ребенка просили сочинить сказку на свободно выбранную тему и пересказать ее.

Для оценивания результатов особенностей творческого воображения использовались показатели:

1. Сюжет сказки: сказочный, бытовой и приключенческий. Наличие сюжетных линий, их взаимосвязи.

2. Композиция сказки: наличие начала, завязки, развития сюжета, кульминации, развязки и концовки.

3. Наличие главных и второстепенных героев, описание их характеристик.

4. Наличие описаний внешнего вида героев, душевные качества.

5. Эмоциональная насыщенность содержания сказки.

6. Наличие идеи сказки: насколько она четко сформирована, а значит, осознана.

Творческое воображение на основе придумывания сказок делится на:

высокий уровень - ребенок набрал от 21 до 30 баллов.

средний уровень - ребенок набрал от 11 до 20 баллов.

низкий уровень - ребенок набрал от 1 до 10 баллов.

2.2 Упражнения, игры для развития воображения у детей дошкольного возраста.

Рассмотрим варианты упражнений, которые могут применяться для развития воображения у детей дошкольного возраста.
Упражнение . «Фантастический образ» Л.Ю.Субботина. Цель: используется для развития воображения, мышлению. Стимульный материал: карточки с изображенными элементами. Время проведения десять, пятнадцать минут. Ребенку предлагаются карточки с изображением элементов. Задача- создать из этих элементов фантастический предмет или образ. Затем описать какими свойствами , предмет или образ, обладает. Как его можно использовать. Чем больше будет элементов включены в этот предмет или образ, тем ярче функционирует воображение ребенка.

Упражнение.«Волшебники» Л.Ю.Субботина. Цель: используется для развития чувств на базе воображения. Стимульный материал: по две карточки с изображением волшебников, лист альбомный, карандаши цветные. Время проведения: двадцать- тридцать минут. Ребенку дается задание: «У тебя два волшебника, тебе надо дорисовать эти фигуры так, чтобы один волшебник был «добрый», а другой «злой». Затем на альбомном листе нарисовать самостоятельно «доброго» и «злого» волшебника. А также придумать, что совершил плохого злой волшебник и как его победил добрый волшебник.

Упражнение . «Неоконченные рассказы» Л.Ю.Субботина. Цель: упражнение развивает творческое воображение. Стимульный материал: текст «Проделки белки» Время проведения десять- пятнадцать минут. Ход упражнения: Сейчас я прочитаю интересный рассказ. Но в этом рассказе не будет окончания. Ты должен досочинить начатый рассказ. А рассказ называется «Проделки белки». - «Пошли две подружки в лес по грибы. И собрали полную корзину грибов. Идут по лесу и видят красивую поляну цветов. – «Давай повесим корзину на дерево, а сами цветов нарвем» - говорит одна подружка. «Ладно!»- отвечает другая. Висит корзинка на дереве, а девочки цветы рвут. Тут выглянула белка из дупла и увидела корзинку грибов. Вот думает...» Ребенок должен довести сюжет не только до конца, но и учесть название рассказа.

Игра: «Пантомима» Л.Ю.Субботина Цель: используется для развития воображения. Время проведения десять – пятнадцать минут. Ход проведения игры: группа детей становятся в круг. «Дети, каждый по очереди выходит в середину круга, и с помощью пантомимы покажет какое- либо действие. Например, представляет, как рвем яблоки с дерева и кладем их в корзину. При этом нельзя говорить, все изображаем движением». Победителями будут те дети, которые верно изобразили пантомимическую картину.

Вывод : для исследования воображения разработано множество методов и методик. Для каждого дошкольного возраста используется определенный набор психолого-диагностических методик.
Использованные методики: наблюдения за игровой деятельностью детей, "Изучение воображения при понимании сказочных образов" , "Изучение построения образов сказочных персонажей" позволяют диагностировать особенности проявления воображения у дошкольников в естественных условиях привычной для них деятельности - игре, рисовании, конструировании.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Воображение –это основная двигательная сила творческого процесса человека и играет важную роль во всей его жизни.. Это психический процесс создания образов предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое сочетание

Воображение ни как не может развернуться на пустом месте. Для того чтобы начать фантазировать, человек должен увидеть, услышать, получить впечатления и запомнить их.

И чем больше знаний, чем богаче опыт человека, чем разнообразнее его впечатления, тем больше возможностей для сочетания образов.

В жизни ребенка воображение играет большую роль, чем в жизни взрослого, проявляется гораздо чаще и допускает значительно более легкое отступление от действительности, нарушение жизненной реальности. Огромная работа воображения, это один из путей, ведущих к познанию и освоению детьми узкого личного опыта.

В первой половине дошкольного детства у детей преобладает репродуктивное воображение. Механически воспроизводящее полученные впечатления в виде образов.

В старшем дошкольном возрасте, когда появляется произвольность в запоминании, воображение из репродуктивного механически воспроизводящего действительность превращается в творчески ее преобразующее.

Воображение из непроизвольного (пассивного) становится произвольным (активным). Постепенно превращается из непосредственного в посредственное. Причем основным орудием овладения им со стороны ребенка являются сенсорные эталоны.

Но по своей познавательно-интеллектуальной функции воображение у детей выполняет еще одну, аффективно-защитную роль.

Познавательное воображение формируется отделению образа от предмета и обозначению образа с помощью слова. Аффективное воображение складывается в результате образования и осознания ребенком своего «Я». Психологического отделения себя от других людей и от совершаемых поступков.

Для развития воображения важным возрастным этапом является дошкольное детство. Ведущей деятельностью дошкольника является игра, поэтому психические функции дошкольника, в том числе воображение развиваются эффективнее всего именно в игровой деятельности.

Все виды деятельности способствуют полноценному формированию воображения, что позволяет ребенку развиваться гармонично. Одновременно уделяется большое внимание мелкой моторике рук, памяти, зрительному восприятию, способность мыслить. Все это позволяет ребенку успешно и без затруднений адаптироваться при переходе на следующую ступень. Усваивать в дальнейшем необходимые программы обучения, расти разносторонне развитой личностью.

Для изучения развития воображения у детей дошкольного возраста разработано достаточно много методов и методик. Такие как: "Незаконченные рисунки", "Придумай рассказ", игровой тест «Три слова», «Придумай игру», «Придумай сказку». А так же упражнения, которые могут применяться для развития воображения у детей дошкольного возраста: «Фантастический образ», «Волшебники»,«Неоконченные рассказы», «Пантомима»



СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Баханов К.О. Традиции и инновации в обучении истории: дидактический словарь-справочник- 2002г.
2..Боровик О., Развиваем воображение// Дошкольное образование. - 2001.

3..Выготский Л. С. Вопросы детской психологии - Изд. «Союз»; СПб 1997

4.Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте –СПб.: Союз 2014г.

5. Дубровина И.В., Психология. - М., 1999. 

6. Дьяченко О.М. Развитие воображения у дошкольников –Мозаика-синтез 2007г.

7. Запорожец А.В., Эльконин Д.Б., Психология детей дошкольного возраста: развитие познавательных процессов. - М., 1964. 

8. Зворыгина Е.В., Игра дошкольника. - М., 1989. 

9.Люблинская А.А., Детская психология. - М., 1971. 

10.Мухина В.С., Детская психология. - М., 1985. 

11.Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 1999. 

12.. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. — М.: Институт практической психологии, 1998

13. Немов Р.С., Психология. Кн. 1,2. - М., 1994. 

14. Никитин Б.П., Ступеньки творчества или развивающие игры. - М., 1991. 

15..Обухова Л.Ф., Возрастная психология. - М., 1999. 
16.Сорокина А.И. Дидактические игры в детском саду.- М., 1982. 115 с.

17. Субботина Л.Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Академия развития- 1997г.

18. Урунтаева Г.А. Диагностика психологических особенностей дошкольника: Издательский ицентр «Академия»-1997г.

19. Эльконин Д.Б. Детская психология- М 1960г.