Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие творческих способностей дошкольников в условиях театрализованной деятельности (Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей дошкольного возраста)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

С введением ФГОС ДО проблемы развития творчества становится наиболее актуальной, поэтому наряду с другими направлениями особое внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей и возможностей детей в процессе художественно-творческой деятельности. У каждого ребенка есть потребность в реализации своего потенциала, и именно через творчество, как естественный компонент развития, он может раскрыться наиболее полно как личность. В творческом процессе лучше расширяется его опыт, обогащаются знания, формируются практические умения и навыки, вследствие чего повышается самооценка дошкольника. Это, несомненно, способствует наиболее успешной позитивной социализации, развитию его творческих способностей. Известные психологи и педагоги считают возможным творческое развитие во всех видах деятельности, в том числе и в изобразительной деятельности. Н.П. Сакулина, следуя за Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, Е.А. Флериной, доказывала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые, с одной стороны, сохранят преимущества детского творчества, а с другой – помогут ребенку овладеть средствами самовыражения.

Одним их таких наиболее эффективных средств развития творческой активности и самостоятельности является использование методов и приёмов театрализованной деятельности. Данный подход дает толчок развитию детского интеллекта и творческой активности, учит нестандартно мыслить, ребенок начинает экспериментировать, творить, пробовать и искать.

Цель – процесс развития творческих способностей дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Объект – творческие способности детей дошкольного возраста.

Предмет – особенности развития творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- изучить теоретические основы изучения творческих способностей у детей дошкольного возраста,

- реализовать опытно-поисковую работу по развитию творческих способностей дошкольников в интегрированной театрализованной деятельности.

Сочетание теоретического и практического характера исследования обусловило выбор методов исследования:

Теоретические методы исследования: анализ нормативно-правовых документов, теоретико-методологический и понятийно-терминологический анализ литературы по проблеме исследования;

Эмпирические методы исследования: наблюдение, беседа, анализ продуктов детского творчества, анализ и обработка результатов опытно-поисковой работы.

Структура работы. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Содержание понятия «творческие способности»

На сегодняшний день творчество достаточно высоко ценится, а специальности, связанные с ним, становятся все более востребованными. Парикмахеры и создатели телепередач, организаторы праздничных мероприятий и фотографы, дизайнеры одежды и веб-дизайнеры, флористы, бармены и даже специалисты по диагностике автомобилей – все эти профессии требуют определенных талантов и творческих способностей. Однако немногие родители уделяют достаточно внимания развитию ребенка в этом направлении. Преимущество отдается речи, мышлению и памяти, а фантазия и воображение формируются у маленького человека сами собой. Конечно, многое зависит от природных задатков: кто-то с младых ногтей выказывает яркие творческие способности, ну а кто-то на протяжении всей жизни абсолютно равнодушен к музыке и искусству [1].

Наука дает понятию «творчество» множество сложных и запутанных определений. Но существует одна очень простая трактовка этого термина: творчество – это активная форма самовыражения. Причем самовыражение может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату.

Творчество заключается в [2]:

-способности – возможности придумывать, изобретать что-то совершенно новое;

-позиции – способности принимать изменения и новшества, стремлении экспериментировать с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения, беспрестанном поиске путей к совершенству;

-процессе, результатом которого является создание совершенно новых образов.

Творческие способности дошкольника – это индивидуальные качества, определяющие успешность выполнения какой-либо творческой деятельности. Творческие способности можно назвать сплавом многих качеств дошкольника, среди которых:

-замечать то, чего не видят другие (например, сначала видеть целое, а уж потом фиксировать детали);

-за малое количество времени выдавать множество разнообразных оригинальных идей;

-без труда ассоциировать отдаленные понятия;

-стремление познавать;

-применять навыки, приобретенные во время решения одной проблемы, к решению абсолютно другой;

-целенаправленно организовывать условия, в которых объект наиболее ярко обнаруживает свою скрытую сущность;

-самостоятельно создавать альтернативное решение задачи вместо поиска необходимого среди предложенных решений;

-образно схватывать некую закономерность развития объекта до знакомства с ним и приобретения четкого понятия об этом объекте.

Основой всех перечисленных качеств являются воображение и креативное мышление, развитие которых приводит к совершенствованию творческих способностей у дошкольников [3].

Для того чтобы определить степень развития творческих способностей у дошкольников, разработаны специальные методики диагностики. Наиболее распространена диагностика уровня развития творческих способностей у детей посредством анализа детских рисунков, по которым определяется:

-умение правильно передать положение объекта в пространстве;

-полнота содержания изображения;

-эмоциональность созданного образа;

-умение раскрыть задуманный сюжет.

Диагностика уровня развития творческих способностей помогает выяснить, что детям удается без труда, а на что следует обратить внимание, чтобы подтолкнуть маленьких фантазеров к более эффективному самовыражению.

1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста

В условиях введения ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретают вопросы развития творческого потенциала подрастающей личности. Именно в дошкольном периоде закладываются базовые характеристики, которые в дальнейшем будут определять творческую направленность человека. О необходимости развития творческих способностей дошкольников говорят и пишут давно. Разработаны программы и технологии, направленные на достижение этой цели. Однако в настоящее время проблема развития творческих способностей дошкольников претерпела существенные изменения. Так, в последнее десятилетие педагоги-практики отмечают, что дети дошкольного возраста всё больше отличаются от их сверстников, которых описывают И.Г. Песталоцци, Я.А. Коменский, М. Монтессори, В.А. Сухомлинский, и даже от тех детей, которые посещали детские сады в конце ХХ в [6].

Р.С. Немов, рассматривая творческие проявления детей, обращает внимание на связь творчества и интереса ребёнка к осуществляемой деятельности. Он подчёркивает, что интерес к деятельности связан с открытием нового, т.е. с творческим процессом [5]. Современные психологи и педагоги (А.Н. Лук, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов и др.) указывают, что одним из условий развития творческих способностей у детей выступает личность педагога и его готовность к соответствующей организации образовательного процесса. В отечественной педагогике и психологии процесс развития творческих способностей дошкольников достаточно хорошо изучен. Исследования в области физиологии показывают, что мозг ребёнка интенсивно растёт и «дозревает» в первые годы жизни. Рост количества клеток мозга и анатомических связей между ними зависит как от многообразия и интенсивности функционирования уже существующих структур, так и от того, насколько стимулируется образование новых. Это время высшей сензитивности, наиважнейшее для начала развития способностей. Но для успешного развития необходимо подкрепление данного процесса соответствующими стимулами с опорой на оптимальные условия, существующие на момент созревания. Если созревание мозговых структур и начало функционирования идут синхронно, а условия благоприятны, то развитие происходит легко [7].

Большинство исследователей связывают развитие творческих способностей в дошкольном детстве с появлением символов, развитием способности замещения (Н.Е. Веракса, Н.Н. Поддьяков, И.В. Смолярчук, И.С. Якиманская и др.). Замещение формируется в различных видах деятельности ребёнка – игре, конструировании, рисовании и др.

Н.А. Ветлугина, основываясь на положениях теории деятельности А.Н. Леонтьева, выделяет у дошкольников способности – воспринимать и переживать прекрасное в жизни и произведениях искусства, легко «входить» в воображаемую ситуацию, эмоционально откликаться на красоту; – творить по законам красоты, проявляя творческую инициативу и личностное отношение к происходящему; – оценивать прекрасное в окружающем, различать средства художественной выразительности в содержании произведений; – самостоятельно искать и находить оригинальные приёмы решения творческих задач [2]. Исходя из вышесказанного, сформулируем особенности развития творческих способностей дошкольников.

1. Специфика эмоциональной сферы детей. Эмоции дошкольника развиваются, при этом изменяются качественно, становятся более сложными, глубокими, устойчивыми. Ребёнок постепенно учится управлять своим поведением не только с позиции эмоциональных побуждений, но и в соответствии с сознательно поставленными задачами. В этот период эмоциональная сфера ребёнка связана с формированием моральной стороны личности. Огромный эмоциональный опыт ребёнок приобретает в процессе общения с искусством, постигая смысл и усваивая те общечеловеческие ценности, которые воплощены в художественных произведениях. Степень эмоциональности ребёнка определяет силу и интенсивность его воображения.

2. Опора воображения на восприятие. Развитие воображения в дошкольном возрасте происходит за счёт совершенствования воссоздающего воображения, всё более правильного и полного отражения действительности.

3. Уровень сенсорного развития ребёнка отличается малой дифференцированностью восприятия: при предъявлении предметов дети выделяют наиболее яркие, бросающиеся в глаза свойства.

4. Психомоторика дошкольника, отнесённая нами к частным способностям, отличается недостаточной координацией движений и слабой их управляемостью. Уровень развития психомоторной сферы обусловливает качество художественно-творческих результатов деятельности.

5. Художественно-творческие способности дошкольника динамичны, они не являются чем-то статичным, неизменным. Каждый их структурный компонент находится в процессе становления, развития. Все они сформированы в разной степени, поэтому их проявления весьма индивидуальны.

6. Развитие художественно-творческих способностей напрямую зависит от окружения, в котором ребёнок проводит первые годы жизни. У многих детей эти способности начинают развиваться лишь в результате планомерной педагогической работы, что не означает их слабости [8].

Врождённые задатки, по нашему убеждению, – только одно из условий сложного процесса развития творческих способностей. Творчество дошкольников, в отличие от творчества взрослых, ограничено малым опытом. С этой точки зрения, творчество детей должно быть более бедным. Однако хотя взрослые имеют больше элементов для комбинации, они осознанно отсекают те из них, которые, согласно опыту, невозможны, в то время как дети легко комбинируют несоединимые вещи, не подвергая критике результат. Для ребёнка характерно «вариативное мышление», когда он создаёт множество способов решения одной задачи, но одинаково привязан к каждому. Пока он не способен отделить удачный вариант от неудачного – с позиций культуры, в которой он развивается. «Взрослое» творчество, напротив, предполагает отбор с позиций вкуса, принятого в обществе с точки зрения культуры, в которой это творчество рождается. Ребёнок любит то, что им создано. Он уверен, что взрослый смотрит на сделанное им точно так же, как и он сам. Отсутствие творческих проявлений у ребёнка может быть следствием жёсткой системы воспитания, подавившей структуры собственного «Я» [9]. Особенно опасно, если это произойдёт до «первого рождения личности», примерно в 3летнем возрасте. Сделаем следующие выводы. Творческие способности не являются врождённым качеством, при определённых условиях они могут проявляться и развиваться. Творческие способности дошкольников – индивидуальное динамичное личностное образование. Они проявляются и развиваются только в соответствующих видах деятельности и только при наличии значимой для субъекта внутренней мотивации. Большую роль в развитии способностей играет личность педагога. В качестве компонентов творческих способностей дошкольников следует выделить особенности развития мышления, воображение, индивидуально-личностные качества, которые могут быть объединены под общим понятием субъективности личности.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ПОИСКОВАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ХУДОЖЕСТВЕННО - ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В интегрированной ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ деятельностИ

2.1. Диагностическое исследование уровней развития художественно-творческих способностей старших дошкольников

Цель диагностического исследования: выявить уровень развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной театрализованной деятельности.

Художественно-творческие способности — это индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание. (Т.С.Комарова) [11,с.15].

На основе определения понятия «художественно-творческие способности», теоретического анализа диагностических методик по определению уровня развития художественно-творческих способностей детей в интегрированной деятельности Н.В. Бибикова, Н.Э. Вишневая, В.Л. Клевцова, С.И. Гин, Л.Г. Карпова были выделены следующие показатели развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной театрализованной деятельности:

  • эстетическое отношение;
  • творческое воображение;
  • практические умения и навыки при создании художественного образа.

Показатель «эстетическое отношение», характеризуется следующими критериями:

  • художественно-эстетический опыт,
  • эмоциональный отклик (отзывчивость),
  • способность выражать свои впечатления от воспринятого произведения.

Показатель «творческое воображение», характеризуется следующими критериями:

  • оригинальность;
  • вариативность;
  • умение переводить художественные образы из одной модальности в другую, не теряя яркости и выразительности художественного образа.

Показатель «практические умения и навыки при создании художественного образа», характеризуется следующими критериями:

  • чувствительность к выразительным средствам разных видов искусства,
  • способность использовать средства выразительности для воплощения замысла.

На основе выделенных показателей и критериев разработана характеристика уровней развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной театрализованной деятельности.

Таблица 1

Характеристика уровней развития художественно-творческих

способностей у детей старшего дошкольного возраста

в интегрированной театрализованной деятельности.

Диагностические показатели

Уровни

Низкий

Средний

Высокий

Эстетическое отношение

- у ребенка не проявляется эмоциональная отзывчивость; отсутствует адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведений искусств;

- ребенку очень трудно идентифицировать себя с героем;

- у ребенка не проявляется умение выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения;

- ребенок не способен даже с помощью взрослого выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства.

- у ребенка проявляется эмоциональная отзывчивость;

- ребенку с помощью взрослого проявляет адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведений искусств;

- ребенок частично способен к эмпатии, идентификации себя с героем;

- ребенок не всегда умеет выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения;

- ребенок способен с помощью взрослого выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства.

- у ребенка высокая степень эмоциональной отзывчивости;

- ребенку присуще адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведений искусств;

- ребенок способен к эмпатии, идентификации себя с героем;

- ребенок умеет выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения;

- ребенок способен выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства.

Творческое воображение

- при создании образа у ребенка отсутствует оригинальность;

- у ребенка низкий уровень вариативности, не способен представить разнообразные варианты.

- ребенок не способен переводить художественные образы из одной модальности в другую.

- ребенок частично способен производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов;

- ребенок не всегда способен нестандартно разрешить проблемы;

- ребенок с трудом переводит художественные образы из одной модальности в другую.

- ребенок способен производить идеи, отличающиеся от общепризнанных взглядов;

- ребенок способен к нестандартному разрешению проблем, способность порождать необычные идеи, которые относятся к разным сферам и областям;

- ребенок способен искать и находить разнообразные варианты решения проблемы, который является оптимальным в данной ситуации;

- ребенок умеет переводить художественные образы из одной модальности в другую.

Практические умения и навыки при создании художественного, театрализованного образа

- отсутствие чувственности к выразительности языка разных видов искусств;

- ребенок не способен чувствовать выразительность средств, материала, использовать их при создании художественного образа в материале и языке разных видов искусств.

- у ребенка частично проявляется чувствительность к выразительности языка разных видов искусств;

-у ребенка не сформированы отдельные средства выразительности и практические умения (не выявлены).

- ребенок пытается использовать, но не всегда, получается, имеющиеся знания, умения и навыки в воплощении своих художественно-творческих образов из-за малой базы знаний

в материале и языке разных видов искусства

- у ребенка проявляется на высоком уровне чувствительность к выразительности языка разных видов искусств;

- ребенок создает (соответственно возрасту) разнообразные тематические и жанрово-художественные образы на основе развитых средств выразительности, сформированных практических умений.

- ребенок активно использует имеющиеся знания, умения и навыки в воплощении своих художественно-творческих образов в материале и языке разных видов искусств.

Для оценки уровней развитости художественно-творческих способностей была введена следующая шкала, соответствующая трем уровням развития художественно-творческих способностей: высокий уровень - 3 балла, средний - – 2 балла, низкий - 1 балл.

Уровень развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста определяется суммой баллов, набранных при выполнении диагностических заданий (табл. 2).

Таблица 2

Уровень художественно-творческих способностей по баллам

Уровень

Баллы

Низкий до 4

До 4

Средний 5-7

5-7

Высокий 8-9

8-9

Ниже приведён диагностический инструментарий, который использовался для определения уровня развития выделенных показателей художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной деятельности.

1.Диагностическое задание «Беседа о произведении» (по методике А. А. Мелик-Пашаева)

Цель: выявить уровень сформированности эстетического отношения в процессе восприятия просмотренного художественного произведения разных видов искусства (музыкальный спектакль, постановка сказки) в единстве двух аспектов (эмоционально-эстетического и художественно-эстетического)

Методика проведения. Дети знакомятся с постановкой сказки, сделанной детьми из другой группы. Затем отвечают на следующие вопросы:

Какое настроение выражено в этом произведении?

Какое чувство, какое настроение вызывает у тебя это произведение?

Какие чувства испытал герой произведения? Какими средствами это выражено (как показывает это автор)?

Какое настроение у тебя после восприятия данного произведения? Хотел ли ты что-нибудь изменить?

Представь себя в роли (композитора, художника, писателя). Выбери средства для воплощения своего переживания, возникшего при восприятии данного произведения.

Оценка результатов: выполнение детьми задания оценивается по следующим показателям: степень эмоциональной отзывчивости; адекватность эмоциональной реакции, чувств, переживаний эмоциональному смыслу произведения; способность эмпатии, идентификации себя с героем; умение выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения; способность выразить эмоциональный смысл произведения средствами других видов искусства.

Максимальное количество баллов 3.

Результаты диагностики по показателю «эстетическое отношение»:

Высокий уровень – 5 детей (25%). У детей выявлена высокая степень эмоциональной отзывчивости при слушании музыкальной постановки с очень ярко проявляющимся эмоциональным откликом при восприятии музыкального театрализованного произведения; дети показывали полную самостоятельность в выборе воплощения переживания, использует разнообразные способы, адекватные характеру и настроению музыкального произведения; нахождение идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта происходит самостоятельно. Например, Миша Ш, смотрел музыкальный детский спектакль, слушал музыку и двигался под её звучание с закрытыми глазами, выражая свое отношение к спокойному звучанию расслабленной мимикой лица и хмурил брови, когда звучали резкие звуки произведения; дети умело  выделяли выразительную особенность формы музыкального произведения.

Катя А. после просмотра театрализованной музыкальной постановки сказала, что ей «сделалось очень – очень грустно и даже захотелось плакать».

Средний уровень – 12 детей (55%). У детей проявлялась в относительной самостоятельности эмоциональная отзывчивость при слушании музыкального произведения, они откликались при восприятии музыкальной театрализованной детской постановки, дети частично показали умение  выделять выразительную особенность формы, во взаимосвязи с ее чувственным обликом (чувствительность к гармонии); выбор способа воплощения эмоционального отклика происходит с помощью взрослого. Проявляется адекватность между воплощением переживания и характером театрализованного произведения; способы воплощения переживания однообразны; нахождение идеи, способов ее реализации и создание творческого продукта происходит с помощью взрослого.

Низкий уровень – 3 ребенка (20%). При проведении диагностического задания у детей не проявлялась эмоциональная отзывчивость при восприятии музыкального спектакля. Савелий С. часто отвлекался и смотрел в окно, т.е. ему было неинтересно, У детей не выявлена адекватность эмоциональной реакции, чувств и переживаний эмоциональному смыслу прослушанного произведения. У детей отсутствует чувствительность к гармонии, не способны «вчувствоваться» в мир другого, непосредственно сопереживать ему. Дети, Василиса Ч. и Никита М. ребенок не показали умение выявлять средства выразительности, значимые для передачи смысла произведения и выразить его средствами других искусств.

Рис. 1 - Диаграмма выявления уровней развития показателя «эстетическое отношение» (в %)

2. Диагностическое задание «Создаем музыкально-сценический образ» (по Л. В. Ясинских)

Цель: выявление уровня сформированности специальных практических умений в процессе вокальной, пластической и других импровизаций.

Оборудование: стихотворение. 

Методика проведения. Детям предлагается произведение какого-либо вида искусства. Если это аудиозапись, необходимо придумать к ней сказку, рассказ и т.д.; если картина – подобрать музыку; если стихотворение – озвучить его музыкальными инструментами.

Оценка результатов выполнение детьми задания оценивается по следующим показателям: выразительность речевого интонирования; яркость, выразительность музыкальной импровизации (вокальной, инструментальной, пластической) на вербальный стимул; адекватность интонации эмоциональному смыслу стимула; оригинальность, индивидуальное своеобразие созданного творческого продукта; умение элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах.

Максимальное количество баллов 3.

Материалы к заданию «Создаем музыкально-сценический образ»

Что за волшебная Весна! Откуда в ней так много силы? 
Едва очнувшись ото сна, она природу пробудила. 
Волшебной палочкой взмахнув, она сугробы растопила .
И сразу же, не отдохнув, ручьям дорогу проложила.
Потом, как будто дирижер, она учила петь капели
И их веселый, звонкий хор поет которую неделю. 
И солнцу жарче греть велела, дала лучей ему взаймы, 
И сразу все зазеленело, как будто не было зимы. 
Дождем все улицы умыла, из-за морей вернула птиц.
Ведь как без них зимой уныло! А нынче – радость без границ! 
Так, даже не присев с дороги, весна трудилась день – деньской. 
И мишка вышел из берлоги, и зажужжал пчелиный рой.

И воздух чист, и даль ясна! 
Результаты диагностики по показателю «практические умения и навыки при создании художественного образа»

Высокий уровень -5 детей (25%). Дети показали высокую выразительность речевого интонирования в процессе вокальной импровизации. Катя А. очень выразительно пропела слова стихотворения «Что за волшебная Весна! Откуда в ней так много силы? 
Едва очнувшись ото сна, она природу пробудила. 
Волшебной палочкой взмахнув, она сугробы растопила.
И сразу же, не отдохнув, ручьям дорогу проложила», сопровождая пение пластическими движениями рук. Миша С. продемонстрировал адекватность интонации эмоциональному смыслу стимула по смыслу произведения – читал стихотворение радостно, используя восклицательные предложения. У детей выявлена оригинальность, индивидуальное своеобразие созданного творческого продукта и умение элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах, характеризующаяся верным определением детьми эмоционально-образного содержания произведения, при вербальном определении дети обращались к аналогичным событиям собственного жизненного опыта.

Средний уровень -13детей (60%). Яркость, выразительность музыкальной импровизации (вокальной, инструментальной, пластической) на вербальный стимул выявлялась не всегда. Выразительность интонирования проявлялась на среднем уровне. Связь настроения и эмоционально-образного содержания определялась детьми самостоятельно, однако нахождение детьми эмоции личностного жизненного переживания адекватной произведению осуществлялась с помощью педагога.

Низкий уровень - 2 ребенка (15%). Выразительность интонирования у детей не проявлялась. Не выявлена оригинальность, индивидуальное своеобразие созданного творческого продукта и умение элементарно выражать объекты и явления действительности в художественных образах. Связь между выявленным настроением произведения и содержанием произведения не устанавливается даже с помощью педагога. При вербальном определении ребенком эмоционального содержания произведения отсутствует связь с личностным переживанием того или иного жизненного события. Дети не способны чувствовать выразительность средств, материала и использовать их при создании художественного образа.

Рис. 2 - Диаграмма выявления уровней развития показателя «практические умения и навыки для создания художественного образа» (в %)

После проведения диагностического на констатирующем этапе эксперимента проведен анализ полученных данных.

Таблица 3

Результаты развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в совокупности выделенных показателей на констатирующем этапе опытно-поисковой работы

Фамилия, имя

ребенка

Показатели

Всего

Баллов

Средний

Балл

Уровень

1

2

3

1.

София В.

2

3

3

8

2.6

Средний

2.

Арсений З.

3

3

3

9

3

Средний

3.

Артем М.

4

4

3

11

3.6

Средний

4.

Вирсавия Ч.

1

2

1

4

1.3

Низкий

5.

София Б.

3

2

2

7

2.3

Средний

6.

Илья З.

3

3

4

10

3.3

Средний

7.

Фрол С.

3

3

3

9

3

Средний

8.

Сева М.

3

3

3

9

3

Средний

9.

Ярослав Ж.

5

5

5

15

5

Высокий

10.

Дарина Т.

3

3

3

9

3

Средний

11.

Ясмина Г.

2

3

3

8

2.6

Средний

12.

Максим А.

3

2

2

7

2.3

Средний

13.

Кирилл З.

5

5

4

14

4.6

Высокий

14.

Кирилл С.

5

5

4

14

4.6

Высокий

15.

Полина К.

1

1

1

3

1

Низкий

16.

Полина С.

1

2

2

5

1.6

Низкий

17.

Николай Ч.

2

3

3

8

2.6

Средний

18.

Артемий Ш.

3

3

4

10

3.3

Средний

19.

Евгений И.

5

3

2

10

3.3

Средний

20.

Маша Ш.

3

3

3

9

3

Средний

Таким образом, из таблицы видно, что высокий уровень развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной, театрализованной деятельности был выявлен у 3 детей (15 %),средний у 14 детей (70%), низкий у 3 детей (15%).

Рис.3 - Диаграмма уровней развития художественно - творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на этапе опытно-поисковой работы (в %).

Результаты, полученные на констатирующем этапе опытно-поисковой работы позволили нам выявить исходный уровень развитости художественно-творческих способностей детей в совокупности выделенных компонентов и сформулировать задачи формирующего этапа работы:

1. Разработать комплекс занятий для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной театрализованной и художественной деятельности.

2. Разработать задания, с целью развития эстетического отношения, творческого воображения и практических умений и навыков при создании художественного образа детьми старшего дошкольного возраста в интегрированной художественной деятельности.

3.Реализовать, выявленные в § 1.3., методы и приемы развития художественно-творческих способностей детей соответственно каждому этапу его развития в процессе интегрированной деятельности.

2.2. Содержание педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированной деятельности

В теоретической части работы на основе анализа литературы были выделены базовые теоретические основы содержания педагогической работы, раскрывающие потенциал интегрированной театрализованной деятельности в развитии художественно-творческих способностей у старших дошкольников, а именно:

Художественно-творческие способности детей старшего дошкольного возраста - это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание и передать образ, предметы и явления (Т.С.Комарова) [11,с.15].

В основе создания художественного образа лежит развитое эстетическое отношение (основа развития художественно-творческих способностей), и эмоциональная отзывчивость к художественным образам (условие возникновения эстетического отношения). Поэтому организация интегрированной деятельности в развитии художественно-творческих способностей у старших дошкольников также требует поэтапности действий со стороны воспитателя. И чем четче будут определены действия педагога, тем эффективнее будет результат, к которому они идут вместе с ребенком.

Обращение на занятии к восприятию произведений разных видов искусств, взаимно влияя друг на друга, вызывает у детей яркий эмоциональный отклик, обогащают его художественно-эстетический опыт, способствуют нахождению оригинальных средств воплощения впечатленный.

Наряду с развитием эстетического отношения и эмоциональной отзывчивости к художественным произведениям, при общении с искусством педагог должен стремиться развивать у ребенка чувствительность к материалу и средствами выразительности (звуку, цвету, линии и т.д.).

Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста предполагает создание условий для самовыражения детей в разных видах деятельности (танцевальная и инструментальная импровизация, подбор на детских музыкальных инструментах, вокализация стишков, создание графического, пластического, живописного образов разными художественными средствами, сочинение стихов, театрализация и т.п.).

Выбор методов и приемов воспитания и обучения в интегрированной деятельности определяется:

- возрастными и индивидуальными особенностями детей;

- их интересами;

- уровнем подготовки;

- целями и задачами эстетического развития детей;

- формами организации художественно-эстетической деятельности

- мастерством педагога.

С учетом названных положений было определено содержание педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей старших дошкольников в процессе интегрированной деятельности.

В соответствии с новыми требованиями ФГОС содержание педагогической работы предусматривало реализацию следующих принципов:

- развивающего образования, целью которого является развитие личности ребенка как раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию; формирование общей культуры дошкольника, обеспечивающих его социальную успешность;

научной обоснованности и практической применимости: содержание работы должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики; предлагаемые ребенку задания должны носить практико-ориентированный характер и быть жизненно обусловленными;

соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности: решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста: в процессе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми: использование игры как ведущего вида деятельности старшего.

Кроме того, процесс развития художественно-творческих способностей представлял целенаправленную организованную деятельность детей с соблюдением следующих требований:

- поэтапное построение педагогической работы;

- организация пространства взаимодействия воспитателя с детьми, наполнение ее необходимыми атрибутами для создания разнообразных образов;

- организация личностно-ориентированного общения, т.е. субъект-субъектные отношения между педагогом и детьми - педагог как равноправный партнер по непосредственно-образовательной деятельности .

Развитие эстетического отношения определялось тщательным подбором художественных произведений, являющихся содержанием художественно-эстетической деятельности, и осуществлялось на основе критериев:

доступность содержания, соответствие содержания личному опыту дошкольников, что является основой возникновения интереса к предлагаемому материалу;

- соответствие содержания поставленной задачи – развитию художественно-творческих способностей у детей стваршего дошкрольного возраста;

- сюжетность, динамичность художественных произведений, позволяющих использовать их в интегрированной театрализованной деятельности.

Процесс развития «творческого воображения» в работах детей старшего дошкольного возраста происходит успешнее благодаря использованию таких театрализованных игр, как: «разное настроение», «вырази свои чувства»; озвучивания сочиненных детьми историй, творческого рассказывания. Ведь недостаточно просто знакомить ребенка с чем-либо, у него должно возникнуть желание высказать несколько своих разнообразных идей, которые носят нестандартный характер, желание совершенствовать свой «продукт», придает ему завершенный вид. Этому способствует включение детей старшего дошкольного возраста в совместную со взрослыми деятельность. Детям задаются вопросы, побуждающие к активному размышлению. Так же развитие творческого воображения и способностей осуществляется в процессе использования интеграции искусств и создание благоприятных условий для гармоничного сочетания произведения искусств с собственной разнообразной творческой деятельностью.

Также развитию способствует ряд педагогических условий:
1.    Создать ребенку такую среду и систему отношений, которая бы стимулировала на разнообразную творческую деятельность.
2.    «Свобода в выборе деятельности»- т.е. учитывать желание ребенка, его интерес, направленный на развитие творческого воображения (Б.П.Никитин)
3. Создание благоприятной атмосферы, побуждающей к творчеству т.е. желательно создать «центр  искусства» так, чтобы дети могли свободно и по своим интересам взаимодействовать с ее различными элементами повышая тем самым творческую активность. Окружение должно давать детям разнообразные и меняющие впечатления (Е. Короткова ).

Развитие компонента творческого воображения «оригинальность», происходит в процессе создания фантастических образов в разных видах деятельности (музыкальной, изобразительной и т.д. ), конкурсах творческих работ, где дети с удовольствием участвуют. Благодаря использованию разнообразных и интересных для детей видов деятельности, внимание у детей становится более устойчивым, несмотря на преобладание непроизвольного внимания. Дети с удовольствием рассматривают и сравнивают репродукции картин, труднее было составлять рассказы (из опыта, по картинам) решать проблемные ситуации. В целом старшему дошкольнику трудно еще подключить свободное фантазирование – многие из них лучше справляются с работой по готовым шаблонам.

Для развития художественно-творческих способностей нами был разработан комплекс занятий, направленный на развитие каждого выделенного нами показателя, взяв за основу методики Л.В.Школяр, Н.Г.Куприной, Т.Г. Казаковой, Н.А. Ветлугиной.

Таблица 4

Примерное тематическое планирование развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированной художественной, театрализованной деятельности

Цель

Задачи

Тема

Интегрируемые составляющие

Материал

Эстетическое отношение

Развивать чувствительность к выразительным средствам разных видов искусства; способность использовать средства выразительности для воплощения замысла;

-Развивать «вчувствование» в мир другого, непосредственное сопереживание ему (способность эмпатийного включения при восприятии природы, искусства и другого человека).

-Формировать проявление собственного мнения о произведениях, умение в слове выразить эстетическое впечатление (эстетические суждения).

«Осенние листья»

Прослушивание и просматривание коротких музыкальных спектаклей, музыкальное песенное творчество, придумывание характеров героев через движение; образно-театральное воплощение небольших сценок

Музыкальный материал: Музыкальный ряд: Ф.Шопен. Этюд фа минор, сочинение 25; П.И.Чайковский «Осенняя песенка»

Художественные произведения:

Стихотворение А.С. Пушкина «Уж небо осенью дышало…», О.Орлов «Уходит осень…»

Продуктивная деятельность: аппликация обрыванием «Осенний ковер»

«Андрюша»

Прослушивание музыкальных миниатюр, эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений; описание эмоционального состояния героя на со словесными доказательствами;)

Музыкальный материал: фрагмент из «Детского альбома» П.Чайковского «Болезнь куклы»

Художественные произведения: репродукция картины Н.Жукова «Андрюша»

«Там, где море вечно плещет…»

Прослушивание музыкального спектакля, участие некоторых детей в нем, музыки; эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, воспевающих образ моря;

Музыкальный материал:

Н. Римский – Корсаков «Шехеразада» (1 часть Синдбадов корабль), «Садко» (вступление «Океан – море синее»), Р.Щедрин «Конек -Горбунок» (тема золотые рыбки)

Художественные произведения: репродукция картины И.Айвазовский «Тихое море». «Девятый вал»

Продуктивная деятельность: рисование в технике «набрызг»: «Там, где море вечно плещет…»

«Песенка ручейка»

Постановка мини спектакля.

Прослушивание и просмотр остальными детьми группы произведения, музыки; эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, поэзии живописи; изобразительная деятельность, пение, музыкально - ритмичные движения, ритмопластика, образно-театральное воплощение небольших сценок, поэтическое слово; изобразительная деятельность: коллаж

Музыкальный материал: фонограммы «А Вивальди «Времена года» («Весна»); Э.Грин «Ручеек», А.Аренский «Лесной ручей»,песня «Солнечная капель» С.Соснин.

Художественные

произведения: стихотворения Ф.Тютчев «Ещё в полях белеет снег», Е.Баратынский «Весна-весна!»

Продуктивная деятельность: изобразительная деятельность в технике коллаж «Песенка Ручейка»

«Дюймово-
чка»

Постановка мини спектакля; эмоциональная отзывчивость на впечатления, полученные от эмоционально-образного содержания произведений музыки, поэзии живописи; образно-театральное воплощение небольших сценок; изобразительная деятельность (рисование)

Музыкальный материал: пьесы С.Губайдулиной, С.М.Слонимского «Дюймовочка»
Художественные произведения: иллюстрации к сказке Г.Х.Андерсена «Дюймовочка»,

Продуктивная деятельность: рисование «Сказочные герои» под музыкальные характеристики на материалы фрагментов вальс Н.Римского-Корсакова, Д. Кабалевского, Ш. Гуно,

2.3. Диагностика уровней художественно-творческих способностей старших дошкольников на контрольном этапе опытно-поисковой работы

На контрольном этапе опытно-поисковой работы определялась эффективность проведенной педагогической деятельности. С этой целью проводилась повторная диагностика уровня развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированной театрализованной, художественной деятельности с использованием диагностических методик констатирующего этапа; было разработано примерное тематическое планирование, что в конечном итоге привело к положительной динамике развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Так, количество детей, у которых был выявлен высокий уровень, увеличилось с 15% до 25%, средний уровень повысился с 65% до 75 %, низкий уровень на контрольном этапе не выявлен, что свидетельствует об эффективности проведенной педагогической работы по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной деятельности.

Результат динамики уровня развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в интегрированной деятельности суммирован по всем трем показателям на контрольном этапе и представлен на рис.5.

Рис.4 – Сравнительная диаграмма развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах.

Таким образом, эффективность разработанного комплекса занятий для развития художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста на основе организации интегрированной художественной, театрализованной деятельности подтверждена, поставленная цель достигнута.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Задачи развития общества выдвигают новые, возросшие требования к человеку как главному элементу производительных сил общества, означая необходимость всестороннего развития самого человека, качественного содержания и количественной отдачи его сил и возможностей. В обществе все больше возрастает значимость творческой личности. Воспитать творческую личность, т.е. сформировать условия и установку на творчество с одной стороны и потребность и побуждение к творчеству с другой стороны, нельзя без специальных усилий системы образования, общества. Важная роль принадлежит интеграции художественной деятельности в образовательный процесс дошкольного учреждения.

В результате сопоставления позиций ряда авторов по проблеме исследования, мы остановились на позиции Т.С. Комаровой, которая определяет художественно-творческие способности как индивидуальные особенности человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности, направленной на создание прекрасного в любом виде деятельности, выражающейся в стремлении как можно более ясно отразить задуманное содержание.

Для выявления уровня развитости художественно-творческих способностей нами были выделены следующие показатели: эстетическое отношение, творческое воображение, практические умения и навыки при создании художественного образа.

В результате проведения диагностического исследования были получены следующие результаты: высокий уровень выявлен у 5 детей, что составляет 25%; средний уровень выявлен у 15 детей- 75 %.

Нами был разработан комплекс занятий для развития художественно-творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированной театрализованной деятельности.

В результате реализации разработанного нами комплекса занятий по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе интегрированной театрализованной деятельности наблюдалась положительная динамика. Количество детей, у которых был выявлен высокий уровень, увеличилось с 15% до 25% , средний уровень повысился с 65% до 75 %, низкий уровень на контрольном этапе не выявлен ни одного ребенка.

Таким образом, результаты контрольного этапа опытно-поисковой работы подтвердили эффективность разработанного нами комплекса занятий по развитию художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в интегрированной деятельности. Поставленная цель достигнута.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования".
  2. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ (с изменениями и дополнениями от 2 марта 2016 г. N 46-ФЗ, от 30 декабря 2015 г. N 458-ФЗ).
  3. Аенисимов В.П. Палитра эстетической деятельности в развитии эмоционально-нравственной культуры [Текст]/В.П.Анисимров//музыкальная палитра. - № 4.-С.3 – 7.
  4. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.
  5. Ветлугина Н.А. О теории и практике художественного творчества детей / Н. А. Ветлугина // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 5. – С. 12-18.
  6. ВоеводинаА.И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности / А.И.Воеводина, С. В. Горшунова, Г. А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 67-71.
  7. Воспитание и образование в современной школе: материалы всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых учёных / под. ред. О.Ю. Елькиной.- Новокузнецк: Искусство КузГПА, 2006. - 349 с.
  8. Выготский Л.С. Воображение и его развитие в детском возрасте. Развитие высших психических функций / Л.С.Выготский. // Психология. - М.: Сфера, 2012. – С. 212-246.
  9. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология [Текст] / А.Л. Готсдинер.- М.; NB МАГИСТР,1993. – 190 с.
  10. Гаджиева Х. Наглядные пособия в системе художественно-эстетического образования и воспитания учащихся / Х. Гаджиева // Искусство в школе. - № 1. – 2007. – С. 78 – 80.
  11. Грибовская А.А. Коллективное творчество дошкольников / А. А. Грибовская. – М.: Творческий центр Сфера, 2005. – 126 с.
  12. Гончарова Е.В. Социально-культурологический подход как методологическая основа современного дошкольного образования / ред. А.Ф. Аменд и другие // Вестник института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров при ЧГПУ. Центр личностно-ориентированного развивающего обучения. Серия 3. Актуальные проблемы образования. Научный журнал. Челябинск: ЧГПУ, 2004. № 22. С. 99–106.
  13. Давыдова М.А. Музыкальное воспитание в детском саду: вокально-двигательные разминки, музыкальные игры, танцевальные движения, слушание фрагменты опер и балетов, музыкальные аутотренинги. - М.: ВАКО, 2006. – 239 с.
  14. Давыдчук А. Детство: Творчество безостановочно //Дошкольное воспитание. - 1995. - № 3. - С. 6-7.
  15. Ильина Е. Воспитание искусством / Е. Ильина // Искусство в школе. - 2009. - № 1. - С.13 - 15.
  16. Комарова Т.С. Интеграция в системе воспитательно-образовательной работы детского сада / Т. С. Комарова, М. Б. Зацепина .- М.: Мозаика – Синтез, 2010. – 256 с.
  17. Командышко Е.Ф.Художествен6но-образная специфика музыкального искусства и развитие на его основе творческого воображения. [Электронный ресурс]/Е.Ф.Командышко; ИХОРАО; Педагогика искусства. – Электпрронный журнал
  18. Куприна Н.Г. Диагностика и развитие личностных качеств ребенка дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности: Учебно-методическое пособие /Уральский государственный педагогический институт. Екатеринбург, 2011. – 120 с.
  19. Корчаловская Н.В. Комплексные занятия по развитию творческих способностей дошкольников / Н. В. Корчаловская. – М.: Феникс, 2013. – 216 с.
  20. Креативный ребёнок: Диагностика и развитие творческих способностей / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. – Д.: Феникс, 2004. – 416 с.
  21. Кудина Г.Н. Как развивать художественное воспитание у дошкольников. / Г.Н. Кудина.- М.: Мысль, 2006. – 188 с.
  22. Леонтьев А.Н. Психологические основы детской игры /В кн.: Проблемы развития психики. - 3-е изд. - М., 1972. - С. 472-500.
  23. Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1985. - 176 с.
  24. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. — М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2006. — 208 с.
  25. Мейлах В.С. Психология художественного творчества: Предмет и пути исследования //Психология процессов художественного творчества. - М.: Наука, 1980. - С. 5-23.
  26. Мелик-Пашаев А.А. Педагогика искусства и творческие способности. - М.: Знание, 1981. - 96 с.
  27. Менджерицкая Д.В. Воспитателю в детской игре: пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Т.А. Марковой. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.; Ил.
  28. Мухина В.С. Изобразительная деятельность ребенка, как форма усвоения социального опыта. - М.: Педагогика, 1981. - 217 с.