Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Развитие личности ребенка дошкольного возраста,роль мультфильмов

Содержание:

Введение

Личность человека начинает формироваться с раннего детства. Мультфильмы оказывают основное влияние на развитие детей в раннем возрасте. На телевидении за последние годы появилось большое количество разнообразных мультфильмов отечественного и зарубежного (в основном американского) производства. Изобилие зарубежных мультфильмов на отечественном телевидении наводит на мысль о их влиянии на психику подрастающего поколения. Технологии создания современных мультфильмов вызывают много вопросов (различные спецэффекты, компьютерная графика). Старые кукольные и рисованные мультфильмы были естественными по способу производства, простыми по восприятию, не наносили вреда не устоявшейся психике дошкольника. Современные же мультфильмы не несут добра, в них нет порядочности и мироздания.

Цель нашего исследования- влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста.

Объект исследования- развитие дошкольников.

Предмет исследования- влияние мультфильмов на развитие дошкольников.

Задачи исследования: подвергнуть глубокому анализу как отечественные, так и зарубежные мультфильмы; выявить общее и различное в их влиянии на детскую психику; определить степень вредности и полезности мультфильмов различных способов создания.

Методические основы исследования: в работе мы опирались на исследования отечественных ученых А. Богатыревой, В. Абраменковой, Е. Глушковой, И. Медведевой .

Метод исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования.

Практическая значимость исследования : результаты исследования могут оказать практическую помощь родителям, воспитателям детских учреждений в воспитании детей. Содержание работы может быть интересным студентам.

1. Теоретические основы изучения влияния мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

1.1 Отечественные мультфильмы. Характеристика их содержания

Мультфильм-мультипликация, анимация, мультипликационное кино - вид киноискусства, произведения которого создаются путем съемки последовательных фаз движения рисованных (графическая или рисованная мультипликация) или объемных (объемная или кукольная мультипликация) объектов.[1]

Слово "мультфильм" имеет различные значения, основанные на нескольких весьма различных формах изобразительного искусства и иллюстрации. Карикатуристы - это художники, которые создают мультфильмы. Раньше мультфильмы выглядели как подготовительный рисунок на произведение искусства, картину например. Современные же мультфильмы относят к юмористическим иллюстрациям в печатных и анимационных фильмах.

Современная эпоха дает возможность использования всех благ цивилизаций. Они существенно облегчают бытовую жизнь, улучшают качество жизни и увеличивают возможности получения информации. Телевидение - один из важных источников информации. Следует обратить вниманием на то, что информация подается посредством передач, клипов, мультипликационных фильмов , рекламных роликов, уже в обработанном виде, который призван формировать определенную точку зрения. И если взрослый человек может анализировать и фильтровать полученную информацию, то ребенок полностью восприимчив к информационному потоку. В этом и заключается большая опасность.

Актуальная проблема настоящего времени " телевидение и дети". Она беспокоит родителей, психологов, медицинских работников. То, что каждый ребенок заменяет игровую деятельность просмотром телепередач, плохо сказывается на его развитии. Телевизионное воздействие формирует душу и разум малыша, его взгляды на мир. Важную роль в формировании внутреннего мира ребенка играет все то, что дети получают от взрослых: сказки, игры, совместные занятия и конечно же телепередачи. Это все не только совместное времяпровождение, но и средство воспитания. Для детей дошкольного возраста мультфильмы - основное средство воспитания.

Казалось бы, какую опасность могут нести в себе яркие анимированные картинки, мелькающие на экране? Однако, мультфильмы несут в себе определенную смысловую нагрузку, от их содержания зависит формирование личности. Взрослые должны обязательно обращать внимание на то, что смотрит ребенок , и какую идею может вынести после просмотра того или иного мультика.

Со временем родители задумываются, какое влияние оказывают мультфильмы на их детей. Большая часть американской продукции не безвредна. Между отечественными мультфильмами и зарубежными ощутимая разница. Детский психолог И. Я. Медведева считает, что за этим различием стоят глубокие расхождения в картине мира.[2;88.] В выборе мультфильма нужно быть осторожным, ведь зрительные образы воздействуют на ребенка гораздо сильнее.

Советские мультфильмы хороши тем ,что в них отражается для ребенка нормальная картина мира. Добро всегда побеждает зло. Отрицательные персонажи исправляются, становятся добрыми, легко поддаются воспитанию. В этих мультфильмах злой персонаж всегда подавался в юмористической форме, что уравновешивало его отрицательную сущность. Такие мультфильмы не травмировали психику ребенка. Они учили малышей как быть хорошими товарищами, как заводить дружбу, как помогать друг другу.

Маленькие притчи являются лучшими отечественными мультфильмами. В их коротких интересных историях спрятан глубокий духовный смысл. Многие мультфильмы помогают воспитать в детях качества настоящего человека, а не просто показывают положительных персонажей.

В одном из старых отечественных мультфильмов , "Волшебный мешочек" (реж. А. Полушкин, " Куйбышевтелефильм", 1975 г.) ( Приложение 1) , хорошо известная нам история : у благовоспитанного медведя Спиридона рос внук Ивашка , который делал только то ,что хочется ,был проказником и озорником. Дедушку это расстраивало и он решился на эксперимент : разрешает внуку озорничать после того, как тот наполнит мешочек камешками , после каждого сделанного доброго дела. Сначала мишутке это давалось с трудом, но он справился и наполнил мешочек . Был несказанно рад, наступила свобода , но оказалось ,что неотложных дел и в другие дни было много. Проказничать больше не хотелось.

Медведь очень рисковал, применяя такой педагогический прием, но интрига заключалась в том, что он разрешил озорничать внуку после сделанных дел. Добрыми делами мишутка "воспитал свое сердце". Конечно , нам не стоит помнить о добрых делах, которые совершаем , "не класть камешки в мешок". Но "медвежий" метод - хорошее начало воспитания в сердце любви и милосердия.

Так случается, что " подсчет своих камешков" становится привычкой и чертой характера, которую называют тщеславием. Объяснить это ребенку, который старается делать что-то хорошее лишь за похвалу, можно с помощью мультфильма "Самый маленький гном" ( реж. М. Каменецкий , " Союзмультфильм" ) ( Приложение 2). Мультфильм тоже о воспитании сердца. Маленький гном Вася учится делать добрые дела, выручает из беды героев разных сказок. Сюжет мультфильма хорош не только тем, что в нем есть положительный герой Вася, а тем , что Вася самый маленький. Это значит, что если кому-то нужна помощь , размер не имеет значения.

Как и в жизни , в мультфильмах чаще всего самыми добрыми и отзывчивыми оказываются маленькие и слабые, а не большие и сильные. Об этом можно узнать из мультфильма " Самый большой друг"( реж. П. Носов, " Союзмультфильм") ( Приложение 3). В Африке живет злой крокодил и африканская девочка с друзьями: щенком, цыпленком , колокольчиком и бегемотом. Из всех бегемот самый большой друг. Когда крокодил решает съесть девочку , ее спасают маленькие друзья, а бегемот испугался в критический момент. Девочка объясняет бегемоту, что все , кто ее спасал маленькие, но большие друзья, а он такой большой и бросил ее в беде.

А теперь рассмотрим такой пример, когда в беду попадает сам крокодил.

Об этом нам расскажет мультфильм " Птичка Тари" ( реж. Г. Сокольский, " Союзмультфильм ") ( Приложение 4) . По сюжету крокодил , как полагается , очень страшный. Его все боялись и никто не любил, он никогда никому не сказал доброго слова. Но самое страшное , что он один в Африке никогда не чистил зубы. Из-за этого зубы у него очень разболелись, поэтому он был злой. А не чистил он их потому , что лапы короткие были у него. Но прилетела птичка Тари , пожалела крокодила, вычистила ему зубы. И впервые в жизни крокодил сказал отважной птичке :" Спасибо.". Птичка Тари сильно рисковала. Для ребенка это еще один важный урок в познании мира. Оказывается, есть такие моменты в жизни, которые важнее своей безопасности и даже жизни. И мультфильм рассказывает об этом не отпугивая ребенка, а наоборот привлекая к таким отважным добрым, героям.

1.2 Американские мультфильмы. Особенности их содержания

На телевидении существует множество каналов, которые показывают мультфильмы и сериалы, ориентированные как на маленьких детей , так и на подрастающих. Когда дети смотрят мультфильмы, они словно отключаются от окружающего мира, не реагируют ни на что. А после просмотра мультфильмов , в них просыпается не детская агрессия , а иногда и страхи.

Американские мультфильмы только с виду кажутся безобидными. В основном выглядят весьма грубо и глупо, не несут особой смысловой , а тем более идеологической нагрузки. В этих мультфильмах абсолютно другая картина мира. Фон, на котором строится мультфильм, лежит во зле. И только крупицы добра в виде каких-нибудь ниндзя сражаются со злом. И зло уничтожается физически, что не привычно для нашего образа сказок, где со злом боролись иными способами: его пытались перехитрить или уговорить. Некоторые родители, воспринимают эти мультфильмы очень злыми и не учащими добру, и запрещают смотреть их своим детям. Но есть и такие родители , которые разрешают детям смотреть такие мультфильмы, просто потому что сами их не смотрели. А не смотрели по той причине, что привыкли к еще советской системе - " по телевизору детям плохого не покажут". Этому заблуждению подвержены не только люди старшего поколения, но и совсем молодые, те кто уже на себе испытал порочность современных СМИ.

Анимационные мультфильмы киностудии " Уолта Диснея" " Белоснежка", " Бэмби" , " Красавица и чудовище", " Король лев" несут в себе доброе начало, но их не транслируют по телевидению. Дети чаще всего смотрят некачественную продукцию о вампирах, механических монстрах, приведениях и всемогущих роботах. Почти в каждом сюжете этих мультфильмов присутствует драка, конфликты, убийства, то есть все элементы агрессивного поведения. Зачастую дети отказываются от игр, чтобы посидеть перед телевизором.

Доктор медицинских наук Е. Глушкова считает ,что чем больше дети смотрят телепередачи, тем больше устают , а чем больше устают, тем больше их тянет к телевизору.[2;90]

Почти всю информацию дети воспринимают в виде образов, из которых потом строится их модель поведения. Женский образ является одним из важных. Девочки хотят быть похожими на мультгероинь, а у мальчиков подсознательно формируется идеал женщины, которую он будет потом искать. Психологи просмотрели много лент западного кинематографа и пришли к выводу, что образ женщины, ранее наделенной романтикой и загадочностью, окрашивается реализмом , жестокостью. Высмеиваются традиционные для российских женщин качества: застенчивость, целомудрие, скромность, материнство. Отчетливо отслеживается неуважение, жестокость у героев некоторых мультфильмов к своей семье. Во многих мультфильмах этим наделены главные положительные герои. Незаметно эти пороки впитывают дети, так как положительным героям нужно подражать.

Детям нравится смотреть мультфильмы, но не все что им нравится полезно для них. В детстве закладывается фундамент, качества, приоритеты , которые ребенок будет использовать на протяжении жизни.[3;159-160] Некоторые взрослые воспитаны не достаточно правильно, такое воспитание передается их детям. Родители настолько погружены в свои проблемы, что не оказывают должного внимания детям, оставляя их наедине с телевизором.

1.3 Современные мультфильмы. Их персонажи

Большинство современных мультфильмов перестали быть искусством. Ведь советские мультфильмы выполняли познавательную и воспитательную функцию, а современные больше похожи на яркое зрелище без смыслового содержания, прививающие неправильные ценности.

Когда дети смотрят мультфильмы, их основное внимание привлекают главные герои. Следовательно дети берут с них пример, копируют их модель поведения. Например, в мультфильме "Том и Джерри"( приложение 5) кот и мышь постоянно соперничают друг с другом, только соревнуются они в отрицательных вещах: кто кого перехитрит, больнее ударит. Вывод напрашивается один, из этого мультфильма дети почерпнут только нехорошие, агрессивные поступки : обижать слабых, обмануть ради веселья.

Современные мультфильмы переполнены образами взрослого мира. Образ принцессы становится все сексуальнее, подчеркиваются ее притягательные женственные черты. Например, героини мультфильмов "Шрек" и "Алладин"( Приложение 6).Поведение героев вульгарно: откровенные заигрывания, кокетство, упоительные поцелуи. Для детского восприятия это перебор. Выставление сексуальных аспектов в мультипликационных фильмах напоказ излишне. Образ красивой мамы с истинно женскими качествами , которая будет вдохновлять девочку подражать ей, редко встречается в зарубежных мультфильмах. Современные образы женщин-мам способны на подсознательном уровне отбить у девочек всякое желание в дальнейшем иметь детей.

Рассмотрим американский мультик "Вуди и его друзья" (реж. У. Ланс,С. Маркус)( Приложение 7). В этом мультсериале один часто повторяющийся сюжет : имеется некий человек , который занят всегда важным делом , и имеется всегда развлекающийся самолюбивый дятел Вуди. В результате действия получается, что тот трудяга, чем-то помешал дятлу развлекаться. И дятел показывается бравым героем, который выставляет трудягу неумелым неудачником. Естественно, что если ребенок будет брать пример с такого героя, то его поведение войдет в противоречие с законом. Получается что данный мультик прямо воспитывает антисоциальную личность.

Так как в настоящее время мультфильмы в открытом доступе, это приводит зачастую к мультипликационной зависимости. Современные мультипликаторы создают мультсериалы. Постепенно ребенок подсаживается на просмотры мультиков, его невозможно оторвать от экрана. Дети привыкают к мультфильмам настолько, что заменить мультики реальным делом оказывается сложно, начинаются истерики, попытки отвоевать свое право на неограниченный просмотр мультфильмов.

2. Отрицательное влияние мультфильмов на развитие детей дошкольного возраста

2.1 Последствия просмотра мультфильмов у дошкольников

Развитие восприятия. Работа зрительного восприятия в дошкольном детстве во многом зависит от кинестетического и осязательного канала. Эти оба канала совершенно бездействуют при просмотре мультфильмов, передач, презентаций. Значит восприятие не может полноценно развиваться.[4;153].

Накопление опыта восприятия. В будущем ребенок будет основываться на прошлом опыте восприятия, создавая зрительные образы в мозгу. Из-за просмотра телевизора основные параметры предмета отсутствуют, накопленный опыт не может служить опорой для создания новых образов, ребенок копирует увиденное.

Развитие мозга. К 6-7 годам завершается основное развитие мозговых структур. У 6-летнего ребенка достигает 2/3 размеров мозга взрослого человека, но в нем в 5-7 раз больше нервных связей между нейронами. Мозг 6-летнего ребенка может образовать тысячи дендритных связей между нейронами. "Не активированные", то есть не укрепившиеся благодаря различным видам активной деятельности нервные связи исчезают к 10-11 годам. В нервных клетках мозга образуется энзим, который разрушает все недостаточно миелинизированные нервные связи (миелин- жироподобное изолирующее вещество, повышающее скорость распространения нервного импульса). При просмотре любых самых развивающих передач или фильмов, дошкольник не может устанавливать новые связи, потому что:

- не работают основные виды восприятия;

-зрительное восприятие пассивно;

-информация не требует переработки ,а сразу же усваивается;

-мозг не успевает установить связь между объектами, выхватывает их обрывочно;

-при повторном просмотре одного и того же изображения не поступает новой информации, только подкрепляется полученный шаблон. [4;155-157].

Обработка информации в мозгу. Если мозг лишить основной информации, поступающей от осязательного и кинестетического каналов, то он не будет полноценно развиваться. На построение зрительного и слухового образов эти импульсы тоже влияют. Ребенок , рассматривая повторно реальный объект, находит все новые и новые его свойства, мозг каждый раз устанавливает новую необходимую связь, с каждым разом уровень понимания повышается, активен процесс восприятия и влияет на мыслительную деятельность. Дети дошкольного возраста при просмотре мультфильмов не могут осмысленно воспринимать увиденное по-другому, на качественно новом уровне. За короткий промежуток времени мозг принимает огромное количество зрительной информации. Он посылает сигналы о перегрузке в нервную систему, а та пытается "образумить" организм, вызывая различные импульсы и нервные реакции. Нервные тики, гиперактивность, аффективные реакции, энурез - это все проявления заботы нервной системы о перезагруженном мозге. [4;157-159].

Пассивное времяпровождение - привычка к "уходу в другую реальность". Привычка детей к пассивному виду деятельности может вызвать в будущем тягу к более опасным развлечениям. Приучая ребенка получать удовольствие и испытывать яркие эмоции в пассивном положении, родители могут спровоцировать его в старшем возрасте обращаться к психотропным средствам.

Детство -очень короткий, но самый важный период в развитии личности. Многие ученые получили большое количество данных, показывающих, что дошкольные годы - время интенсивного физического и духовного развития способностей человека.[5;318].

Сенсорные эталоны. Дошкольное детство - период накопления в мозгу сенсорных эталонов. Усваивая нарисованные образы, ребенок теряет возможность построить правильное представление о действительности. К концу дошкольного периода заканчивается формирование " первого абриса детского мировоззрения" . А из карикатурных, рисованных персонажей мировоззрение не может складываться. [6;32-33].

Чередование активной деятельности и осмысления впечатлений. Для ребенка необходимо получать впечатления, но не менее необходимо их тщательно перерабатывать. Чем лучше переработаны впечатления, чем больше установлено между ними связи, тем выше интеллектуальная деятельность. Родители часто волнуются, что их дети получают мало впечатлений. Но важно знать и помнить , что для мозга нужно качество информации, а не количество. Поверхность восприятия и снижение ценности отдельных впечатлений влияют на речь и на мышление. [7;76].

Не правильное поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила никто не наказывает. У ребенка дошкольного возраста закрепляется представление о допустимости форм подобного поведения, расшатываются эталоны хорошего и плохого поступка.

Зомбирование детей мультфильмами. Ребенок не в состоянии оторваться от мультфильмов самостоятельно, без уговоров. Любимые мультсериалы смотрит несколько раз в день.[8;311].

2.2 Восприятие детей на разных этапах развития

Телевизор стал частью нашей жизни. Даже при самом минимальном его просмотре большинство дошкольников становятся его заложниками. Для детей совсем не важна компетентность в вопросах мультфильмов, как для взрослых в вопросах литературы и искусства. Телепродукция становится частью мира ребенка. Мы можем лишь узнать , как воспринимают картинку дети на разных этапах развития и извлечь из этих неизбежных просмотров максимальную пользу.

0-6 месяцев. Чем младше ребенок, тем больше мама проводит с ним время у телевизора. В первые недели жизни приглушенный звук телевизора лишь убаюкивает ребенка, но уже в 2-3 месяца он поворачивает голову к светящемуся экрану, а еще два месяца спустя реагирует на знакомую заставку. Связь между зрительным и осязательным восприятием устанавливается очень рано. А связь слухового восприятия с визуальным и ее влияние на младенца изучена мало. Исследователи продемонстрировали детям 4 месяцев два мультфильма: в первом случае звук был наложен синхронно, а во втором -нет. Дети были гораздо заинтересованы " правильным" мультфильмом. Нельзя однозначно ответить на то, как воздействуют движущиеся картинки на младенца. Вероятно, что на этом этапе развития чувственное восприятие полностью зависит от матери. Нельзя использовать телевизор в качестве звукового фона в детской комнате. Нельзя смотреть любимую передачу при кормлении ребенка , все внимание взрослого должно быть отдано ребенку без остатка.

6-18 месяцев. С 6-ти месяцев ребенок может научиться пользоваться игрушкой, увиденной по телевизору сутки назад в руках незнакомого человека. Эта удивительная способность к имитации у людей проявляется гораздо раньше , чем предполагают ученые. В этом смысле просмотр телевизора- это определенный опыт. Смотреть телевизор для ребенка -означает слышать и видеть что-то недоступное пониманию, пока он не начнет говорить. Сюжет мультфильмов совершенно лишен для него смысла. Детей к экрану притягивают цвет, движения, картинки, а не то , что задумал режиссер. Дошкольник все -таки переживает мультфильм эмоционально , наблюдая за непонятным сюжетом. Наиболее соответствуют восприятию ребенка, который еще не овладел навыками речи, короткие программы, специально предназначенные для самых маленьких детей. Что касается диснеевских мультфильмов, их сюжет и словарь еще слишком сложен для детей такого возраста.

18 месяцев- 3 года. Есть вероятность, что у ребенка может развиться необоснованное чувство страха или сложится ошибочное представление о мире , если его оставлять одного с включенным телевизором, потому что в этом возрасте дети еще не обладают интеллектуальными и эмоциональными средствами. чтобы объяснить происходящее на экране. Когда ребенок смотрит мультфильм, его переполняют эмоции и чувства, но ему не хватает слов , чтобы выразить их. Родителям следует помочь ребенку, давать объяснения во время просмотра мультфильма, это принесет больше пользы. Ребенок лучше запомнит все , будет показывать пальчиком, повторять слова. При этом условии просмотр мультфильма обретет смысл. 2-3 летний ребенок не все понимает. И видя знакомый персонаж, называя его имя, он не всегда знает что тот делает и почему.

3-6 лет. Ребенок приходит к пониманию между воображаемым и реальным только к 3-4 годам. Он уже знает, что мультфильм - это неправда, и с удовольствием исследует мир прекрасных принцев, фей и говорящих животных, который будет подпитывать его мечты, фантазии и активно участвовать в играх. Только дети еще не полностью воссоздают цепь событий. То, что они видят иногда путается с их желанием и личным опытом. Но в этом возрасте ребенок осознает свое отличие от остальных, а значит , может притвориться кем-то другим. Имитация становится его любимым занятием. Ребенку важно пережить эмоции "понарошку", с которыми он еще не сталкивался в реальной жизни. Чаще всего дети любят идентифицировать себя с теми героями , чьи переживания им ближе всего. Современные дети редко идентифицируют себя с реальными людьми, им по душе выдуманные персонажи. Их воображение захвачено миром телевизионных историй. Это ставит под вопрос их успешное приспособление к жизненным ситуациям, восприятие роли матери и отца, взаимоотношение с друзьями. Чтобы ребенок заинтересовался реальностью, нужно привлечь к ней интерес: покупать игрушки, развивающие воображение, ходить вместе на прогулки и выставки.

2.3 Практическая часть

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач были использованы следующие диагностические методики.

1.Просмотр и анализ мультфильмов. Совместно с родителями дети посмотрели любимые мультфильмы. Дети выбрали для просмотра " Winx", " Бакуган", "Три богатыря" , а родители - " Ну, погоди!", " Карлсон", " Приключения фунтика". После просмотра составили таблицу сравнений.

Советские мультфильмы

Иностранные мультфильмы

1. Интересный , поучительный сюжет.

1.Яркие, действие происходит очень быстро.

2. Не яркие.

2.Простой, понятный сюжет , повторяющийся во всех мультиках.

3. Красивая , четкая , приятная речь.

3. Значение речи для понимания мультика сведено к минимуму.

4.Мультик озвучен профессиональными актерами.

4. Мультик озвучен одинаковыми голосами переводчиков.

5. Нет агрессии.

5. Много агрессии.

6. Классическая музыка.

6. Однообразная музыка.

При совместном обсуждении просмотренных мультфильмов были сформулированы признаки «вредного мультика»:

1.Главные герои мультфильма агрессивны, они стремятся нанести вред окружающим, нередко калечат или убивают других персонажей, причём подробности жестокого, агрессивного отношения многократно повторяются.

2.Отклоняющееся поведение героев мультфильма никем не наказывается. Персонажа, нарушающего общепринятые правила, никто не осуждает.

3.Демонстрируются опасные для жизни ребёнка формы поведения, повторять которые в реальной действительности глупо и даже просто опасно.

4.Распространены сцены неуважительного отношения к людям, животным, растениям. Показано безнаказанное глумление, например, над старостью, немощностью, беспомощностью, слабостью.

5.Используются несимпатичные, уродливые герои.

Выводы: Яркость современного мультика позволяет легко привлечь внимание ребенка. Понятный, простой сюжет не всегда дает возможности включиться воображению, фантазии. По наблюдениям за детьми после просмотра, у детей, которые смотрят преимущественно зарубежные мультики, наблюдается повышение жестокости и агрессивности.

2. Анкетирование. Для выявления времени просмотра детьми мультфильмов и предпочтений (отечественных/зарубежных), а также особенностей эмоциональных откликов детей на просмотренные мультфильмы мы разработали анкету для родителей и анкету для дошкольников (Приложение 8). Участниками исследования стали дети старшего дошкольного возраста (47 человек) и их родители.

Опрошенные родители дошкольников на вопросы анкеты ответили следующим образом: «Какие мультфильмы любит смотреть ваш ребёнок?» 56% ответили - зарубежные мультфильмы, 14%- русские, 30%- смешанные.

На «Ограничиваете ли вы ребёнка в просмотре или нет?» 33%- ограничивают, 67%- не ограничивают. Из данных ответов очевидно: родители считают, что их дети отдают предпочтение иностранным мультфильмам. Взрослые занимают в данном процессе пассивную позицию, не оказывают собственного влияния. Дети, в свою очередь, сами определяют героев для подражания, копируя их поведение и поступки. Анализ при беседе с детьми показал, что 48% детей любят смотреть зарубежные мультфильмы, 37%- смешанные, 15%- русские. Сравнивая ответы родителей и детей, наглядно можно увидеть то, что в целом родители понимают предпочтения своих детей, но в незначительной мере контролируют выбор и время просмотра мультфильмов. На вопрос "Кто твой любимый мультгерой?" были получены следующие ответы: Черепашки –ниндзя и Трансформеры - 41%, Феи, волшебницы Winx, Русалочка - 39%, Губка Боб – 12%, Лунтик – 6%, Герои советских мультфильмов - 2%.

Выводы: дети хотят быть наделёнными дополнительными силами, чтобы спасать мир, что доказывает отвлеченность школьников от реального мира, копируют своих любимых героев (поведение, речь, одежда).

3. Эмоциональное состояние детей при просмотре мультфильмов. Цель: проверить изменяется ли настроение детей при просмотре мультфильмов. Для определения настроения детей использовали цветовой тест М. Люшера. Перед просмотром мультфильмов занесли данные о настроении детей, затем посмотрели иностранный мультфильм «Том и Джерри», протестировали настроение и после протестировали настроение после просмотра мультфильма «Фунтик». Мультфильмы одинаковые по времени.

Методика теста основана на субъективном предпочтении цветовых стимулов[9] . Субтест представлен набором из 8 цветных квадратов. Основными цветами считаются (в порядке присвоенного им номера) синий, зеленый, красный, желтый, а дополнительными - фиолетовый, коричневый, черный и серый (нулевой). Результаты заносятся в таблицу. Дошкольникам необходимо напротив мультфильма поставить любой знак в той колонке цветов, с которым они ассоциируют мультфильм и своё настроение после просмотра. Нами были выбраны следующие цвета: синий -1; желтый -2; зеленый -3; фиолетовый -4; красный -5; черный -6. Цвета проранжированы в зависимости от степени эмоционального напряжения. Первоначально ответы дошкольников переводятся в баллы в зависимости от ранга цвета, затем вносятся в таблицу.

Мультфильм

Синий

Желтый

Зеленый

Фиолетовый

Красный

Черный

Общий балл

Первоначальное настроение

15

14

9

2

6

1

114

Том и Джерри

11

10

6

5

12

3

147

Фунтик

12

16

9

3

7

0

118

Анализ теста на оценку настроения показал, что настроение детей изменяется. Из данного исследования можно сделать вывод, что большинство детей имеют высокий уровень тревожности при просмотре иностранного мультфильма. Российский мультфильм восстановил настроение и оно стало ближе к первоначальному.

При опросе детей мы выявили наиболее популярные мультфильмы: «Том и Джерри», «Шрек», «Winx», «Черепашки Ниндзя», «Человек паук», «Бакуган» и советские «Ну, погоди», «Алеша Попович», «Три богатыря и Шамаханская царица». Наблюдая за действиями во время и после просмотра мультфильма я выделила несколько факторов поведения ребёнка:

-повторение жестов и движений персонажей;

-эмоциональное восприятие действий героев (дети реагировали на смех, улыбку, слёзы, т.е. типичные действия, наблюдаемые в течение жизни);

- по окончанию мультфильма, многие дети продолжали повторять фразы – насмешки над персонажами.

Результаты экспериментов показали, что настроение детей напрямую зависит от эмоционального фона просматриваемого мультфильма. Например, в мультфильме " Фунтик" большое количество положительных эмоций, такие как: радость, восторг, удовольствие и настроение ребят значительно улучшилось. Мультфильм "Том и Джерри" содержал в себе отрицательные эмоции: огорчение, грусть, печаль, насилие. Это повлияло на снижение общего эмоционального фона детей. Таким образом, увиденное на экране оказывает существенное влияние на эмоциональные состояния ребенка. После проведенного эксперимента с детьми была проведена беседа, в ходе которой было выяснено, что дети 5-6 лет не успевают осмыслить увиденное на экране, так как сюжеты завораживают их внимание. Они не умеют отличать плохое от хорошего, не смогли ответить на вопрос по мультфильму «Том и Джерри» - Чему учит этот мультфильм? По второму мультфильму дети сразу высказали ответ – «Учит не обманывать».

Наблюдая за поведением детей можно сделать вывод: иностранные мультфильмы негативно влияют на детей, а российские (советские) отрицательного воздействия не оказывают. Наоборот позволяют успокоиться школьнику и несет нравоучительный смысл.

В связи с полученными результатами, нами были разработаны рекомендации родителям. ( Приложение 10)

Заключение

Мультфильмы оказывают большое влияние на развитие детей дошкольного возраста. С одной стороны- это яркие , зрелищные, ненавязчивые, доступные детям мультфильмы. Они формируют у него эталоны хорошего и плохого поведения, дают первичные представления о добре и зле. Дошкольник имеет возможность научиться позитивно воспринимать себя, справляться со своими страхами и трудностями, , уважительно относиться к другим, через сравнение себя с любимым героем. События , которые происходят в мультфильме, помогают воспитывать детей: развивать мышление и воображение, повышать осведомленность его, формировать мировоззрение. С другой стороны- особой популярностью пользуются зарубежные мультфильмы. Большая часть тех мультфильмов вредна. Ощутима разница между отечественными старыми и зарубежными мультипликационными фильмами. За этим стоят глубокие расхождения в картине мира. В советских мультфильмах отражается правильная для ребенка картина мира. Зло не вечно, вечно- добро. И в этой доброй картине мира существуют отрицательные персонажи, но их легко перевоспитать. В зарубежных же мультфильмах мир безнадежно лежит во зле. и зло возможно уничтожить только физически.

Необходимо регулировать частоту просмотра дошкольниками различных западных и отечественных мультфильмов. Хороший мультфильм должен быть наградой, праздником. Полезно использовать мультфильмы как инструмент поощрения и наказания. На самом же деле ребенок всегда предпочитает телевизору общение, и если взрослый с ним общается, то ребенку кино или мультфильм не так уж и нужны, а иногда и не нужны вовсе.

Список использованных источников

1. http://www.onlinedics.ru/slovar/bes/m/multiplikatsionnoe-kino.html

2. Глушкова Е. Телевидение и здоровье детей. // Дошк. восп. - 1989. - №4. -С. 88-91

3.Ермаков, Д. Информация образования и информационная компетентность учащихся/Д. Ермаков// Народ образование.-2010.-№6.-с.158-163

4. Немов Р.С. Психология: в трех книгах. - к. 3. - М.: ВЛАДОС, 1999. -632 с.

5. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. /С.А. Козлова, Э.А. Куликова. - М.: Академия, 2004. - 416 с

6. Крайг Г, Бокум Д. Психология развития. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 940с: ил. - (Серия «мастера психологии»).

7. Би X. Развитие ребенка. М.: Питер, 2004. - 768с

8. Дереклеева Н.И. «Новые родительские собрания» 1-4 классы. - М.: Ва-ко, 2006.-131 с.

9. Практическая психология образования под ред. И.В Дубровиной \ М.: 2000г

10. Марина Кварцова. Тревожные дети. // Школьный психолог №19, 2003г.

11. Ю.Е.Красный, Л.И. Курдюкова - Мультфильм руками детей Кн. для учителя.- М.: Просвещение 1990г

12. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста: учеб. пособие / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А.Козловой. - М.: Академия, 2002. - 256 с.