Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психология эмоциональных состояний и их невербальные формы

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В жизни каждого человека существует очень важный процесс – общение. Благодаря ему развивается наша психика, мы продвигаемся, социализируемся и вообще живём.

Еще с рождения в первый год жизни ребенок общается с помощью примитивных жестов, мимики, пантомимики и звуковых сигналов. Лишь близкие могут понять его примитивный язык. Даже когда ребенок вырос и освоил речь, предыдущий вид общения не исчезает, а усложняется и занимает значительную часть в коммуникации.

В структуре общения выделяют два канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи, постоянному взаимодействию данных каналов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, от интонации, а также, в значительной степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально.

Невербальное общение - это «язык жестов», включающий такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

Невербальное общение - это такой вид отношения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций.

Австралийский специалист А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7 % информации, звуковых средств - 38%, мимики, жестов, позы-55%. Иными словами, не столь значимо, что говорится, а как это делается.

И хотя мнения специалистов в оценке точных цифр расходятся, можно с уверенностью сказать, что более половины межличностного общения приходится на общение невербальное. Поэтому слушать собеседника означает также понимать язык жестов.

Чарли Чаплин и другие актеры немого кино были родоначальниками невербальной коммуникации, для них это было единственным средством общения на экране. Каждый актер классифицировался как хороший или плохой, судя по тому, как он мог использовать жесты и другие телодвижения для коммуникации. Когда стали популярными звуковые фильмы и уже меньше внимания уделялось невербальным аспектам актерского мастерства, многие актеры немого кино ушли со сцены, а на экране стали преобладать актеры с ярко выраженными вербальными способностями.

Учиться понимать язык невербального общения важно по нескольким причинам. Во-первых, словами можно передать только фактические знания, но, чтобы выразить чувства, одних слов часто бывает недостаточно. Чувства, не поддающиеся словесному выражению, передаются на языке невербального общения. Во-вторых, знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой. Невербальный язык скажет о том, что люди думают о нас в действительности. И, наконец, невербальное общение ценно особенно тем, что оно спонтанно и проявляется бессознательно. Поэтому, несмотря на то, что люди взвешивают свои слова и контролируют мимику, часто возможна утечка скрываемых чувств через жесты, интонацию и окраску голоса. Т.е., невербальные каналы общения редко поставляют недостоверную информацию, так как они поддаются контролю в меньшей степени, чем словесное общение.

Целый ряд научных дисциплин, особенно в последние годы, обращены к изучению эмоций. Уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций.

Вместе с тем, в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессом их интерпретации и опознания. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению.

Для эмоций, в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешне выразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать выразительные движения окружающих.

Люди значительно различаются по возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт констатируется большинством работ, посвящённых исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся особенностей опознания эмоций, освещаются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии)

Таким образом, пристальное внимание к проблеме интерпретации и опознания эмоций обусловлено, в первую очередь, тем, что в современной социальной жизни человеку необходимо постоянно вступать в контакты с другими людьми, а эффективность взаимодействия во многом определяется характером интерпретации и успешностью опознания эмоций собеседника, их учётом в процессе общения.

Актуальность темы курсовой работы обуславливает выбор его объекта и предмета, цели и задач.

С рождения и до момента смерти эмоции занимают одно из ведущих мест в деятельности человека. Они влияют на принятие или отвержение важнейших для человека решений, таких как свадьба, устройство на работу или решение завести ребенка. Нередко из-за испытываемых отрицательных эмоций, таких как отвращение, страх или ненависть человек принимает решения, которые как он знает не сулят ему выгоды, он перестает общаться с людьми, чью связи ему были бы полезны, уходит из дома на холод и голод в неизвестность только бы лишиться ненавистного ему чувства. Порою эмоции толкают на ложь, насилие и самоубийство, которые можно было бы избежать сумей кто-то понять, что этот человек испытывает. Эмоциональные проявления слабо контролируемы, что делает возможным изучение эмоционального состояния человека путём их анализа. В перспективе это может позволить лучше понять мотивационную и познавательную деятельность человека. Это уменьшит недопонимание среди людей, улучшив восприятие эмоциональной сферы своего собеседника. Такое восприятие поможет более своевременно оказать психологическую помощь эмоционально подавленного человека.

Целью данной работы является раскрытие, каким образом, не описывая это словесно, человек показывает своё эмоциональное состояние и как физиологические показатели проявляют их наличие.

Предметом же являются эмоциональные проявления человеческого организма.

Задачей является изучение невербальных проявлений эмоций.

В данном исследовании в качестве источников информации я использовала периодические издания, учебники, интернет ресурсы, учебные пособия, справочники. В основном я опиралась на работы таких авторов: Барабанщиков В.А., Малкова Т. Н. Зависимость точности идентификации экспрессии лила от локализации мимических проявлений; Изард К. Психология эмоций.; Изард К. Эмоции человека; Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека; Пиз А. Язык телодвижений.

Данную курсовую работу я структурировала в соответствии с поставленными задачами. В первой главе рассмотрела сущность понятия эмоций, рассмотрела эмоциональные состояния, которые испытывает человек. В этой же главе описала невербальное проявление эмоций. Во второй главе рассмотрела виды невербального общения и изучила вопрос как распознать эмоциональное состояние человека.

Глава 1. Психология эмоциональных состояний и их невербальные формы

Понятие эмоции

Каждый взрослый человек знает, что такое эмоции, так как неоднократно их испытывал с самого раннего детства. Однако, когда просят описать какую-нибудь эмоцию, объяснить, что это такое, как правило, человек испытывает большие затруднения. Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию.[1]

Термином «эмоция» принято обозначать особую группу психических явлений, описываемых также при помощи таких понятий, как «чувство», «аффект», «переживание» и др. Хотя в современной психологии эти понятия имеют различное значение, им присущи и определенные общие свойства, позволяющие объединить их единым термином «эмоции» или «эмоциональные явления».

Эмоции — это один из видов функционального состояния мозга, форма отражающей и регулирующей деятельности мозга. Кроме того, согласно С. Л. Рубинштейну (1946), эмоции – это «отношение человека к миру, к тому, что он испытывает и делает, в форме непосредственного переживания».

Эмоции – это особый класс психических явлений, отражающих в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий его жизни и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение.[2]

Под эмоциональными явлениями в современной психологии понимаются субъективные переживания человеком, его отношения к предметам, явлениям, событиям, другим людям.

Эмоции тесно связаны с потребностями. При удовлетворении потребностей человек испытывает положительные эмоции и наоборот, при невозможности получить желаемое – отрицательные.

Существует множество классификаций эмоций. Наиболее очевидно разделение эмоций на положительные и отрицательные. Выделяют стенические и астенические эмоции (от греческого «стенос» сила). Стенические эмоции повышают активность, вызывая прилив энергии и подъем, в то время как астенические эмоции действуют противоположным образом. По потребностям различают низшие эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.) и высшие эмоции (чувства), социально обусловленные, связанные с общественными отношениями.

По силе и длительности проявлений выделяют несколько видов эмоций: аффекты, страсти, собственно эмоции, настроения, чувства и стресс (Крылов). По Р.С. Немову, к классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Различают несколько основных функций эмоций: приспособительную, сигнальную, оценочную, регуляторную и коммуникативную. Эмоции отражают значимость и оценку человеком различных ситуаций, поэтому одинаковые раздражители могут вызывать самые непохожие реакции у разных людей.

Именно в эмоциональных проявлениях выражается глубина внутренней жизни человека. Личность во многом формируется под воздействием прожитых переживаний. Эмоциональные реакции в свою очередь обусловлены индивидуальными особенностями эмоциональной сферы человека.

Мимические и пантомимические выразительные движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к явлениям, объектам и т.д. Мимика, жесты, поза, выразительные вздохи, изменение интонации являются «языком» человеческих чувств, средством сообщения не столько мыслей, сколько эмоций. [3]

1.2 Эмоциональные состояния

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на: эмоции, чувства и аффекты.

Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его. Эмоции обычно следуют за актуализацией мотива и до рациональной оценки адекватности ему деятельности субъекта. Они есть непосредственное отражение, переживание сложившихся отношений, а не их рефлексия. Эмоции способны предвосхищать ситуации и события, которые реально еще не наступили, и возникают в связи с представлением о пережитых ранее или воображаемых ситуациях.[4]

Чувства же носят предметный характер, связываются с представлением или идеей о некотором объекте. Другая особенность чувств состоит в том, что они совершенствуются и, развиваясь, образуют ряд уровней, начиная от непосредственных чувств и кончая высшими чувствами, относящимися к духовным ценностям и идеалам. Чувства носят исторический характер. В индивидуальном развитии человека чувства играют важную роль. Они выступают как значимый фактор в формировании личности, в особенности ее мотивационной сферы. На базе положительных эмоциональных переживаний типа чувств появляются и закрепляются потребности и интересы человека. Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает. Аффект не предшествует поведению, а как бы сдвинут на его конец. Это реакция, которая возникает в результате уже совершенного действия или поступка и выражает собой субъективную эмоциональную окраску с точки зрения того, в какой степени в итоге совершения данного поступка удалось достичь поставленной цели, удовлетворить стимулировавшую его потребность. Аффекты способствуют формированию в восприятии так называемых аффективных комплексов, выражающих собой целостность восприятия определенных ситуаций. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями. Аффекты способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти.

Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения аффектогенных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке, которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности, депрессии.[5]

Стресс – состояние чрезмерно сильного и длительного психологического напряжения, которое возникает у человека, когда его нервная система получает эмоциональную перегрузку. Стрессы, особенно если они часты и длительны, оказывают отрицательное влияние не только на психологическое состояние, но и на физическое здоровье человека.

Страсть - еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Страсть означает, по существу, порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели. Именно потому, что страсть собирает, поглощает и бросает все силы на что-то одно, она может быть пагубной и даже роковой, но именно поэтому же она может быть и великой.

Говоря о различных видах эмоциональных образований и состояний, нужно выделить настроение. Под настроением понимают общее эмоциональное состояние личности, выражающееся в “строе” всех ее проявлений. Две основные черты характеризуют настроение в отличие от других эмоциональных образований. Эмоции, чувства связаны с каким-нибудь объектом и направлены на него: мы радуемся чему-то, огорчаемся чем-то, тревожимся из-за чего-то; но, когда у человека радостное настроение, он не просто рад чему-то, а ему радостно. Настроение не предметно, а личностно – это, во-первых, и, во-вторых, оно не специальное переживание, приуроченное к какому-то частному событию, а разлитое общее состояние.

Настроение теснейшим образом связанно с тем, как складываются для личности жизненно важные отношения с окружающими и с ходом собственной деятельности. Настроение человека существенно зависит от его индивидуальных характерологических особенностей, в частности от того, как он относится к трудностям – склонен ли он, их переоценивать и падать духом.

Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. У человека, переживающего эмоцию, можно зафиксировать изменение электрической активности мышц лица. Некоторые изменения наблюдаются при этом и в электрической активности мозга, в функционировании кровеносной дыхательной систем. Эмоция активирует вегетативную нервную систему, которая в свою очередь воздействует на эндокринную и нервно-гуморальную системы. Какой бы ни была эмоция, переживаемая человеком, - мощной или едва выраженной – она всегда вызывает физиологические изменения в его организме, и эти изменения порой столь серьёзны, что их невозможно игнорировать. То, что мы называем “настроением“, обычно формируется под воздействием именно таких эмоций. Пролонгированная негативная эмоция, даже умеренной интенсивности, может быть крайне опасной и, в конце концов, чревата даже физическими или душевными расстройствами. Переживание эмоции изменяет уровень электрической активности головного мозга, диктует, какие мышцы лица, и тела должны быть напряжены или расслаблены, управляет эндокринной, кровеносной и дыхательной системами организма.

Устранение нежелательных эмоциональных состояний

К. Изард отмечает три способа устранения нежелательного эмоционального состояния:

1) посредством другой эмоции;

2) когнитивная регуляция;

3) моторная регуляция.[6]

Первый способ регуляции предполагает сознательные усилия, направленные на активацию другой эмоции, противоположной той, которую человек переживает и хочет устранить. Второй способ связан с использованием внимания и мышления для подавления нежелательной эмоции или установления контроля над нею. Это переключение сознания на события и деятельность, вызывающие у человека интерес, положительные эмоциональные переживания. Третий способ предполагает использование физической активности, как канала разрядки возникшего эмоционального напряжения[7].

Частные способы регуляции эмоционального состояния (например, использование дыхательных упражнений, психическая регуляция, использование «защитных механизмов», изменение направленности сознания) в основном укладываются в три глобальных способа, отмеченных Изардом.

В настоящее время разработано много различных способов саморегуляции: релаксационная тренировка, аутогенная тренировка, десенсибилизация, реактивная релаксация, медитация и др.

Психическая регуляция связана либо с воздействием извне (другого человека, музыки, цвета, природного ландшафта), либо с саморегуляцией.

Наряду с аутогенной тренировкой известна и другая система саморегуляции - «прогрессивная релаксация» (мышечное расслабление).[8]

Изменение направленности сознания. Варианты этого способа саморегуляции разнообразны.

Отключение (отвлечение) состоит в умении думать, о чем угодно, кроме эмоциогенных обстоятельств. Отключение требует волевых усилий, с помощью которых человек пытается сосредоточить внимание на представлении посторонних объектов и ситуаций. Переключение связано с направленностью сознания на какое-нибудь интересное дело (чтение увлекательной книги, просмотр фильма и т. п.) или на деловую сторону предстоящей деятельности.

Снять у себя эмоциональное напряжение помогают следующие способы.

  • Получение дополнительной информации, снимающей неопределенность ситуации.
  • Разработка запасной отступной стратегии достижения цели на случай неудачи.
  • Откладывание на время достижения цели в случае осознания невозможности сделать это при наличных знаниях, средствах и т. п.
  • Физическая разрядка
  • Слушание музыки.[9]

1.3. Невербальное проявление эмоций

Для начала определим круг разработанности данной проблемы и кратко перечислим ученых. Ученые, которые занимались проблемой невербальных проявлений эмоций: П. Экман, У. Фризен, Э. Берн и др. Для изучения проблемы невербальных проявлений эмоций нам необходимо рассмотреть невербалику в целом, а затем перейти к эмоциям.

Понятие. Наиболее общее определение невербальной коммуникации звучит следующим образом: невербальная коммуникация – это обмен информацией без использования речи. Это общения при помощи мимики и различных знаковых систем. Эмоции представляют собой специфический класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человеку к миру, себе и окружающим. Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой.

Типы невербальной коммуникации. Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника. (рис.1. Приложение 1)

Также выделяется и более упрощенные типы невербальной коммуникации:

1. Кинесические:

- выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомимика, поза, походка);

- визуальный контакт (направление, длина паузы, частота контакта).

2. Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевание и др.

3. Такесические. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и др.

4. Проксемические:

- пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, дистанция);

- время (опоздания, ранний приход, соотношение времени и статуса, культура времени).

Невербальные проявления эмоций. Невербальное проявление эмоций можно проследить по выражению лица, различных жестов. Представим информацию наглядно на рисунках 2 и 3.

Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

Рисунок 3. «Жесты»

Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

Далее рассмотрим подход П. Экмана и У. Фризена. Они представили невербальное общение (и выражение эмоций, в частности) в виде определенных кодов. Перечислим их ниже:

- «эмблемы» — это определенный устойчивые коды, которые тесно связаны с культурой и осознанно употребляются;

- «иллюстраторы» — неустойчивые коды, которые тесно связаны с речью и могут употребляться как осознанно, так и неосознанно;

- «регуляторы» представляют собой коды, которые направлены на поддержание общения;

- «экспрессивные» являются лицевыми знаками;

- «адапторы» — это остаточные формы когда-то целесообразных действий, сопровождающих потребности человека, их функции в общении заключаются недостаточно осознанно в поддержке, защите себя.[10]

Глава 2 Изучение невербальных проявлений эмоциональных состояний человека

2.1 Виды невербального общения и как распознать эмоциональное состояние человека

Виды невербального общения

1.Голос.

По факту, это не только средство общения, но и очень сложный инструмент человека, с помощью которого он может кричать, смеяться, плакать и с изменением интонации или тона даёт понять окружающим о его позиции и состоянии. К примеру, по обычному слову: «Привет», можно определить, рады встрече с вами, поздоровались формально, совсем недоброжелательно к вам относятся, и прочее.

Характеристики голоса

  • Скорость речи: быстрый темп указывает на импульсивность уверенность, медленный — уравновешенность и сдержанность. А вот если присутствуют колебания, речь то убыстряется, то замедляется, это сигнализирует о неуверенности и невозможности себя контролировать в силу переживаний и лёгкой возбудимости.
  • Громкость: громкий голос принадлежит человеку с активной жизненной позицией и большим количеством жизненной энергии. Тихий голос означает скромность, сдержанность в проявлениях, а вот скачки свидетельствуют о волнении и переживаниях в момент разговора.
  • Артикуляция: Чёткое произношение обозначает желание быть понятным, а непонятное – неуверенность в себе и своей точке зрения.
  • Высота: фальцет принадлежит человеку с высоким уровнем интеллекта, голос из груди – искреннему и эмоциональному, слишком высокий, писклявый – означает испуг, заниженный тембр – уверенность в себе, расслабленность и умение влиять на других, вызывать уважение и восхищение.

Характеристики смеха

  • Ха-ха-ха – беззаботный, открытый и жизнерадостный.
  • Хе-хе-хе – своенравный, упёртый.
  • Хи-хи-хи – саркастичный, злорадный.
  • Хо-хо-хо – хвастливый, бунтарский.
  • Ху-ху-ху – трусливость, порой неосознанный страх.

2.Мимика:

Мимика – это выражение лица, которое отображает различные чувства, которые проживает человек. Только выражаются они немного по-разному на каждой из сторон лица, в силу того, что левое полушарие мозга отвечает за интеллектуальную сферу, а правое – за эмоциональную.[11]

Американский психолог Пол Экман разработал методику «Facial Affect Scoring Technique» или, сокращенно, FAST, которая позволяет определить эмоциональное состояние пациента визуально. Профессор предложил условно разделить лицо человека на три зоны:

  • лоб и глаза,
  • нос и область вокруг него,
  • рот и подбородок.

Согласно методике FAST значение невербальной мимики рассматривается только в совокупности изменений хотя бы двух из этих участков. Такой несложный анализ невербального сигнала позволяет, к примеру, отличить притворную улыбку от искренней радости. (рис.4. Приложение 2.)

Существует шесть основных эмоций, наиболее ярко выражаемых посредством мимики:

  • радость,
  • гнев,
  • удивление,
  • отвращение,
  • ужас,
  • печаль.

Непроизвольная или рефлекторная мимика — это невербальные проявления, которые сам человек не контролирует. Именно она отражает истинное эмоциональное состояние.

Необходимо рассмотреть самые значимые невербальные проявления чувств, отражающихся в мимике лица, которые схематически изображены на рис. 5. Приложение 3.

  1. Эмоция радости отражается на зоне лба и рта. Уголки губ приподняты, зубы приоткрыты. Вокруг глаз обозначаются легкие морщинки. Брови тоже слегка приподнимаются по отношению к переносице.
  2. Лицо человека, который испытывает счастье, расслаблено. Это выражается полуприкрытыми верхними веками, брови при этом слегка приподняты, взгляд сияющий. Уголки губ оттянуты к ушным раковинам.
  3. Для удивления характерны приподнятые кверху брови, округленные глаза, слегка приоткрытый рот.
  4. Сомнение выражается во взгляде человека, смещенном влево. Именно левое полушарие мозга отвечает за анализ ситуации. Положение губ напоминает саркастическую ухмылку, то есть, приподнят только один краешек губ.
  5. Угрюмость или уныние выражают опущенные брови и уголки рта. Взгляд потухший, безразличный.
  6. Лицо испуганного человека напряжено. Страх выражается в приподнятых бровях, широко распахнутых глазах. Через приоткрытые губы частично видны зубы.
  7. Округлившиеся глаза, приоткрытый рот, поднятые брови – так мимикой лица выражается шок.
  8. Однобокая ухмылка, скошенный в сторону взгляд, прищуренные глаза и приподнятая бровь – так выглядит недоверие.
  9. Взгляд человека, размышляющего над проблемой, направлен вверх. Уголки губ немного опущены.
  10. Широко распахнутые, азартно блестящие глаза, приподнятые «домиком» брови и приоткрытый рот, выражают радость по поводу пришедшей в голову гениальной идеи.
  11. Человек, довольный собой, выглядит расслабленным. Его брови и веки опущены, а губы сложены в полуулыбку.
  12. О коварных замыслах поведает взгляд с прищуром, приподнятые внешние уголки бровей, сжатые в ниточку губы, складывающиеся в натянутую улыбку.
  13. Хитрец прищуривает глаза, отводит взгляд в сторону. Левый или правый уголок его рта приподнимается.
  14. Демонстрируя решимость, человек сжимает губы, крепко стискивает челюсти, смотрит исподлобья. Его зрачки могут резко сужаться, взгляд становится угрожающим.
  15. Смущаясь, люди устремляют глаза вниз, улыбаются сомкнутыми губами так, что один краешек рта приподнимается. Внутренние кончики бровей ползут вверх.
  16. Обида выражается в поджатых губах, низко опущенных бровях и веках. Взгляд отводится в сторону от собеседника.
  17. Сосредоточенно думая, большинство людей сдвигают брови так, что образуется складка на переносице. Взгляд при этом будто устремлен в себя, подбородок напряжен, рот неподвижен.
  18. Неуверенность выражается в немного растерянном, блуждающем взгляде, приподнятых «домиком» бровях. Уголки губ при этом опускаются.
  19. Выражение мечтательности на лице характеризуется высоко поднятыми внутренними уголками бровей. Взгляд устремлен вверх, уголки рта располагаются ассиметрично.
  20. Утомление выражается в полном расслаблении лицевых мышц, в том числе век. Губы приобретают форму подковы, обращенную кончиками книзу.

Для точного определения эмоционального состояния по мимике или по совокупности невербальных признаков, необходимо принимать во внимание такие детали, как направление взгляда, состояние зрачков. Если человек испытывает сильную антипатию к собеседнику, он непроизвольно щуриться. Лжец отводит глаза в сторону, его выдает частое моргание или, напротив, немигающий взгляд. О неискренности свидетельствует асимметрия лица, слишком подвижная мимика.[12]

3. Жесты и позы

Если вы будете внимательны к поведению другого человека, будете наблюдать за тем, какое положение рук, тела, какие жесты он использует при взаимодействии с вами – вы сможете распознавать истинные намерения и замечать, врёт или действительно говорит искренне.

Характеристика

  • Скрещение рук на груди означает состояние ожидания чего-то либо используется как защитная реакция. Если спрятаны за спиной – сейчас не собирается действовать, что-то предпринимать, открытые ладони являются знаком того, что человек искренен в данный момент, а вот если прячет их в карман – символизирует желание скрыть что-то, ощущение неуверенности и статичность.
  • Если заметили, что собеседник сжимает руку в кулак, не пугайтесь, это не всегда является символом агрессии, а лишь желанием овладеть ощущением внутренней тревоги и сконцентрироваться. А вот если кончик указательного и большого пальца соприкасаются, при этом мизинец оттопырен – символ очень сильной концентрации на каких-либо деталях.
  • Если хоть одна рука упирается в бедро, это обозначает, что человек пытается продемонстрировать своё превосходство из-за ощущения неуверенности и смущения, то есть, выпадая совсем в другую полярность.
  • Когда руки опираются на стул, стол и прочее, пытаясь таким образом поддержать корпус, это означает, что ему важно прочувствовать, что есть ощущение безопасности и поддержки, тогда он снова почувствует силу.

Виды жестов

  • Открытость – пожимание плечами, демонстрирование открытых ладоней и вообще рук, расстёгивание рубашки и прочего. Человек, готовый к искреннему разговору, подсаживается на самый край стула, чтобы быть ближе к собеседнику. Когда оба настроены на дружеский лад – они будут повторять друг за другом движения и позы.
  • Оборона – скрещённые руки на груди, либо сжатые в кулак, коммуникация в таком случае вряд ли приведёт к компромиссу.
  • Оценка, размышление – рука, подпирающая щёку, обозначает, что собеседник в глубоком раздумье, а вот если подбородок подпирает ладонь, с вытянутым вдоль овала лица указательным пальцем – вас критически оценивают, не доверяя, будучи в позиции, «мы ещё посмотрим». Если наклонённая голова – вас слушают максимально включаясь в процесс. Размышление и момент выбора, принятия решения – когда вы замечаете, что другой чешет подбородок, туда-сюда расхаживает, пощипывает переносицу и если есть очки, то совершает с ними какие-либо манипуляции.
  • Скука и отсутствие интереса – пустой взгляд, машинальное рисование чего-либо, постукивание ногой или рукой.
  • Флирт – женщины обычно прихорашиваются, поправляя волосы, медленно скрещивают ноги, поглаживают бедра или икры. Поведение мужчин немного отличается, они поправляют галстук, пиджак, поднимают и опускают подбородок, выпрямляются…
  • Скрытость, подозрение – рука обычно прикрывает рот, ноги и тело развёрнуты к выходу, потирание глаз, уха, носа, а также отведение глаз в сторону.
  • Доверчивость – пальцы соединены в виде купола
  • Самоконтроль – руки отведены за поясницу и спрятаны, или, если человек сидит, но при этом скрестил ноги и схватился руками за подлокотники. Если заметите, что подёргиваете своё ухо – это обозначает, что у вас огромное желание прекратить разговор, но вы себя контролируете и не позволяете этого сделать.
  • Злость и фрустрация – частое дыхание, напряжённые и тесно сплетённые руки, иногда сцепленные, сжимающие одна другую.

Характеристика походки

  • Широкие шаги чаще всего характеризуют целеустремлённого, напористого и активного человека.
  • Ритмичная походка – характерна для прогуливающихся в хорошем расположении духа.
  • Чёткая вроде армейского шага – признак сильной воли и целеустремлённости.
  • Шаркающая – лень, отсутствие целей и стремлений.
  • Твёрдая, напряжённая, как будто на ходулях – зажатость, стеснение и недостаток в общении.

Характеристика позы во время сна

  • На боку калачиком, прижимая что-то к животу – такой человек хочет помощи, ему необходима поддержка и защита. Их язык тела говорит о неготовности брать на себя ответственность за свою жизнь, они чувствительны и импульсивны, в основном руководствуются желанием, а не здравым смыслом.
  • На боку калачиком, разбросав руки и ноги – присутствует уравновешенность и умение адаптироваться к изменениям.
  • На животе, раскинув руки – предсказуемы, расчётливы и любят, когда власть в их руках.
  • На спине, подложив руки под голову – спят общительные и самоуверенные люди, они оптимистичны и лояльны.
  • На боку, согнув колени – обычно отдыхают уравновешенные люди, способные на компромисс и не терпящие конфликтных ситуаций. Недостаточно смелые и любят быть незаметными.
  • Спустив ногу с кровати – живут в очень быстром темпе, не умеют приостанавливаться, чтобы заметить окружающую действительность.
  • Завернувшись полностью в одеяло – застенчив и труслив.
  • Положенные одна на другую ноги говорят о том, что человек не может осознать что-то в себе либо понять события, которые происходят с ним.
  • На животе, подложив под него руки – пунктуален, расчётлив, не любит неожиданностей, стремясь заранее прогнозировать события и их результат[13].

Как распознать эмоциональное состояние человека?

Средства невербальной (неречевой) коммуникации принято классифицировать следующим образом.

1. Телесный контакт, выражающий в разнообразных формах - толчки, поглаживания и т.п.

2. Расстояние между общающимися. Люди стоят ближе к тем, кто им больше нравится. Расстояние между присутствующими отражает их отношение друг к другу. Изменение расстояния сообщает о желании начать или закончить разговор.

3. Ориентация - угол, под которым люди сидят или стоят по отношению друг к другу. Ориентация меняется в зависимости от ситуации. Близкие друзья сидят рядом (00), враги (соперники) стремятся занять положение друг против друга (1800).

4. Внешний вид. Основная цель - сообщение о себе. Таким образом люди информируют окружающих о своём социальном положении, занятии. Внешний вид свидетельствует также о настроении человека.

5. Положение, поза. В некоторой степени они имеют универсальное значение, как и мимика. В отличие от выражения лица обуславливается также культурой. Существуют общепринятые условности относительно того, какое положение следует принять в конкретной ситуации. Поза может указывать на те или иные межличностные отношения, на социальное положение. Она меняется в зависимости от эмоционального состояния и значительно меньше поддаётся контролю, чем мимика или голос.

6. Кивок. Обычно выражает подтверждение, одобрение, стремление к продолжению диалога, общения. Кивок одного собеседника говорит другому о том, что он может продолжать свою реплику (речь).

7. Выражение лица (мимика). Обычно свидетельствует о желании собеседника скрыть отрицательные эмоции или отношение. Однако некоторые аспекты эмоционального состояния трудно контролировать: расширение зрачков во время сильного возбуждения, испарину при волнении, мгновенные выражения скрытых чувств. Выражение лица связано с речью. Слушатель непрерывно комментирует то, что слышит, едва заметными движениями бровей, губ (высказывая замешательство, удивление, несогласие, удовольствие и т.д.). Говорящий также сопровождает свою речь мимикой, которая иллюстрирует то, что имеется ввиду: смешное, серьёзное, важное и т.п.

8. Жесты. О многом можно догадаться по движению рук собеседника. Движения головы, ног, других частей тела также характеризуют говорящего, хотя и менее выразительны. Жестикуляция связана с речью. Говорящий прибегает к ней для того, чтобы подчеркнуть то, о чём говорит, особенно в тех случаях, когда ему не хватает слов или, когда описываются предметы особой формы, размеров. Иногда жесты могут заменять речь.

9. Взгляд. Как правило, верно передаёт суть межличностных отношений, характер установившихся контактов. Он может сигнализировать человеку о зарождении к нему интереса. Выражение глаз находится в тесной связи с речевой коммуникацией.

10. Паравербальные аспекты речи. Одно и то же содержание можно передать различными средствами, варьируя тембр голоса, ударение, ритм. Различают речевые оттенки, которые оказывают влияние на смысл высказывания, и те, которые передают другую информацию. Первые - интонация, ударение, соединение (пауза, ритм); вторые сигнализируют об эмоциях, характере, состоянии человека, его принадлежности к определённой социальной группе.[14]

Психологи считают, что в процессе общения (коммуникации) непосредственно слова несут лишь 7-10% информации, звуки и интонация - 35-40%. Около 50% всей информации передаётся через жесты и мимику. И если при этом с помощью слов в основном передаётся смысл информации, то жестами и мимикой - отношение к ней. Очень важно овладеть хотя бы азами языка жестов. Это поможет устанавливать подлинные мотивы поведения людей, степень их искренности, распознавать ложь.

Рефлекторная природа большинства реакций человека не позволяет ему в полной мере контролировать собственные жесты и мимику. Люди редко задумываются над своими движениями во время разговора; часто они говорят об одном, а жесты их свидетельствуют об обратном.

Перед тем, как исследовать конкретные жесты, следует сделать существенную оговорку. Ни один отдельно взятый жест не может быть интерпретирован без учёта других жестов или обстоятельств; правильное прочтение жеста возможно только при его анализе в комплексе с другими движениями, а также в контексте конкретной ситуации. Так, один и тот же жест - скрещенные на груди руки - может быть "расшифрован" совершенно различным образом. Если человек скрестил руки во время разговора с вами в помещении с нормальной температурой, то это, скорее всего, свидетельствует о его отрицательном отношении к вашим словам, их неприятии. Та же поза в холодном помещении или на улице может говорить всего лишь о том, что ваш собеседник просто замёрз. Аналогичным образом обстоит дело и с жестикуляцией при обмане. Если ваш партнёр в ходе беседы периодически подносит руку (руки) к лицу, почёсывает отдельные его части, потирает у себя под глазом или подёргивает себя за мочку уха, то это вполне может быть признаком его неискренности, нежелании говорить правду. Однократное же почёсывание - всего лишь реакция человека на зуд. Всё это следует непременно учитывать при расшифровке тех или иных невербальных (неречевых) сигналов.[15]

Итак, по каким внешним проявлениям можно определить эмоциональное состояние собеседника?

Для наблюдения и оценки эмоциональных состояний психологами разработана таблица характеристик, в которой выделено семь объектов анализа: общее выражение лица (рот, брови), выражение глаз, цвет лица, дыхание, интонация высказываний, движение рук, особенности поведения. Типичные проявления эмоциональных состояний человека приведены в таблице 1. «Внешнее проявление эмоциональных состояний»

Объект наблюдения

Эмоциональное состояние

Оптимальное

Перевозбуждение

Заторможенность

Рот, брови, общее выражение

Небольшие движения губами. Обычное выражение лица

Губы сильно сжаты, челюстные мышцы напряжены, брови сдвинуты у переносицы. Озабоченное выражение лица

Губы сжаты, углы рта опущены, брови сдвинуты у переносицы. Страдальческое выражение лица

Глаза

Спокойный, внимательный взгляд

Говорящие, беспокойные глаза, напряжённый взгляд, частое моргание

Унылый, недовольный взгляд

Цвет кожи

Обычный цвет лица

Значительное покраснение или побеление

Заметное покраснение и (или) появление пятен

Движение рук

Лёгкое, едва заметное подрагивание

Ярко выраженное дрожание, увеличение амплитуды и скорости движений, понижение их точности. Суетливость

Вялые, пассивные движения, снижение их амплитуды, скорости и точности. Закрепощённость

Дыхание

Заметное, ровное или учащённое

Учащённое, неглубокое

Замедленное, иногда с задержками при вдохе и выдохе

Интонация

Обычные громкость и быстрота речи. Сохранение привычной эмоциональной выразительности

Более громкая и быстрая, чем обычно, речь. Усиление высоких тонов, интонации гнева. Нарушение синтаксического порядка слов в предложении. Внезапные остановки речи

Эмоционально невыразительная, более тихая и медленная, чем обычно, речь. Растягивание слов, переход на шёпот. Появление пауз, интонации недовольства, подавленности

Особенности поведения

Увлечённость (выполнением задачи, разговором), активность

Плохой самоконтроль. Ярко выраженная бравада. Грубость, самоуверенность

Стремление к ограничению контактов. Апатия, сонливость, безразличие

При этом о неуверенности собеседника будут свидетельствовать его вопрошающий, ищущий взгляд, учащённое (временами) моргание, раздувающиеся ноздри, прерывистое дыхание, вялая, медленная походка с опущенной головой и сцепленными за спиной руками. Состояние гнева, раздражённости "выдадут" его сдвинутые брови, наморщенный лоб, желваки на скулах, раздувающиеся ноздри, стремительная походка с резкими движениями. Депрессия собеседника выразится в его заторможенности, тусклом безразличном взгляде, опущенных уголках рта, грустном выражении лица, медленной походкой с опущенной головой, плечами и взглядом, сгорбленной осанке. На самодовольство и честолюбие человека укажут поднятый подбородок, взгляд с высока, горделивая осанка, замедленная (с претензией на величественность) походка, интенсивные движения руками с ладонями, повёрнутыми вниз.[16]

О психологической открытости, желании общаться могут говорить жесты партнёра, проявляющиеся, в первую очередь, в нескрещённых и незамкнутых позициях рук и ног. Когда человек открывается, он обычно показывает ладони или их часть. Будучи бессознательным, данный жест свидетельствует о том, что собеседник не лжёт. Об этом же говорит и его открытая, искренняя улыбка. Раскрытие рук может сопровождаться прикладыванием ладоней к груди или пожиманием плечами.

Открытые ладони собеседника могут свидетельствовать как о его властности, так и о его готовности подчиниться. Властность демонстрирует ладонь, повёрнутая вниз, к полу. Со стороны использующего этот жест оказывает психологическое давление. Ладонь, повёрнутая вверх, напротив, является выражением просящего жеста. Так легче добиться выполнения просьбы, поскольку со стороны просителя не демонстрируется давление.

Аналогично интерпретируется и положение ладони во время рукопожатия. Ладонь, повёрнутая вниз (лежащая сверху на ладони партнёра), свидетельствует о попытке взять ситуацию под контроль, доминировать в отношениях. Ладонь, повёрнутая вверх (находящаяся под ладонью партнёра), выражает готовность человека признать чужое лидерство. Ладонь, повёрнутая ребром вниз (вертикальное положение), показывает отношение равенства.

Рукопожатие "перчаткой", когда обе ладони обхватывают ладонь собеседника, говорит о стремлении показать свою искренность, доверительность, дружелюбие.

Ярким показателем заинтересованности человека в ком-то является носок его ноги, указывающий своим направлением на того, кого находят интересным и привлекательным, с кем хотят общаться.

Об открытости и дружественном расположении к вам собеседника будет сигнализировать и расстёгивание им пиджака в ходе общения, а также ослабление узла галстука. Кроме того, он может передвинуться на край стула (ближе к вам) и распрямить ноги.

О психологической закрытости, отгороженности собеседника свидетельствуют его скрещённые руки и ноги.

Скрещённые на груди руки выдают негативную реакцию собеседника, его попытку отгородиться от ситуации, нежелание встать на вашу позицию, согласиться с вами. Скрещённые на груди руки со сжатыми в кулаки ладонями показывают враждебное отношение, готовность к психологической атаке. Смягчённым проявлением этого жеста является перехватывание одной рукой другой руки, идущей вертикально вдоль туловища (в области плеча, локтя или предплечья).[17]

О попытке партнёра сохранить эмоциональное спокойствие, скрыть нервозность говорит любой вариант соединения рук: пожатие одной руки другой; жест, при котором будто бы поправляют манжета на рукаве другой руки, пуговица, часы; удержание двумя руками чашки с блюдцем, листа бумаги, сумочки, расчёски.

Негативное отношение будут демонстрировать переплетённые пальцы сцепленных рук собеседника, тогда как пирамида из ладоней покажет высокую степень его уверенности в себе, своих словах и поступках. Кроме того, о его властности, самоуверенности, чувстве превосходства скажут соединённые за спиной (в области ладоней) руки. Доминирующий, атакующий, агрессивный характер человека чаще всего проявляется через бессознательную демонстрацию им больших пальцев рук (когда кисти рук в карманах, под ремнём брюк и т.п.).

Попытка самоконтроля чаще всего заключается в перехватывании одной рукой предплечья другой (в положении рук за спиной). От этого жеста и пошло выражение "держать себя в руках".

Скрещённые ноги (нога за ногу) тоже свидетельствуют об отгороженности партнёра, его замкнутости, защите, неприятии. Нервозность, страх, напряжение, испытываемые человеком, продемонстрируют его перекрещённые лодыжки (хотя перекрещённые лодыжки женщины при общении с мужчиной являются, скорее, признаком сексуальной заинтересованности). Обращённые к выходу носки ног (или всё тело) человека сигнализируют о его желании завершить разговор и уйти.

Многие жесты собеседника могут свидетельствовать о том, что он лжёт. Прежде всего, говоря, наблюдая или слыша неправду, мы часто пытаемся прикрыть рот, глаза или уши руками. Если человек подносит руку к лицу, то это ещё не означает, что он лжёт. Но такой жест должен настораживать, и вам нужно проследить за поведением собеседника дальше, чтобы подтвердить или рассеять подозрения. При этом очень важно улавливать жест "рука к лицу" в совокупности с другими.

Когда человек прикрывает рот, его мозг - независимо от волевых усилий - посылает сигналы на подавление лжи, и большой палец прижимается к щеке, тогда как ладонь прикрывает рот. Иногда ко рту прижимается несколько пальцев или плотно сжатый кулак, значение жеста при этом не меняется. Некоторые, бессознательно пытаясь скрыть такой жест, начинают кашлять. Если же такой жест использует человек, слушающий аппонента, то это сигнализирует о его недоверии к его словам.[18]

Следует заметить, что в большей степени истинные мысли, эмоции человека выдаёт левая половина его лица (особенно отрицательные эмоции). Связано это с тем, что левую половину лица контролирует правое полушарие головного мозга, "ответственное" именно за эмоциональную сферу (тогда как левое полушарие "отвечает" за сферу рациональную, интеллектуальную). Таким образом, чем больше человек фальшивит, тем сильнее различается мимика правой и левой половин лица, а "симметричное" выражение является доказательством истинности проявляемых эмоций.

Утончённой версией жеста "прикрытие рта" является "прикосновение к носу": лёгкое потирание под носом; быстрое, почти незаметное, прикосновение к носу; серия лёгких ударов по его кончику или крыльям. Этот жест также может появиться как у говорящего, так и у слушателя. При этом, если первый демонстрирует, что говорит неправду, то второй человек показывает, что не доверяет говорящему, чувствуя ложь в словах собеседника и пытаясь её блокировать. Потирает глаз и тот, кто, обманывая собеседника, стремится избежать его взгляда. При этом женщины обычно потирают область под глазом или слегка касаются глаза, мужчины же часто смотрят в пол, отводя глаза, и сильно трут их.[19]

Бессознательное нежелание человека слышать ложь проявляется в потирании уха. Тем самым как бы блокируется речевой поток лгущего собеседника. Этот жест имеет различные вариации: подёргивание мочки уха, сгибание ушной раковины, погружение кончика пальца в ухо, почёсывание ушной раковины тыльной стороной руки.

Когда человек говорит неправду, это вызывает лёгкое раздражение в чувствительных тканях лица и шеи, провоцируя желание погладить или почесать такие места. При появлении данного жеста у собеседника имеет смысл сразу попросить его повторить или пояснить сказанное. В этом случае будет шанс услышать правдивый ответ.

Если партнёр соглашается с оппонентом, скрестив руки на груди и перекрестив ноги под стулом, он, скорее всего, лжёт. Большинство людей (кроме тех, у кого это просто вошло в привычку) скрещивают руки перед грудью и ноги под стулом тогда, когда они не согласны с тем, что слышат, и испытывают негативные эмоции по отношению к говорящему. Внутренне человек как бы защищается от вас и не желает продолжать разговор. Его негативное отношение не меняется до тех пор, пока он не остаётся в такой позе.

При обмане или попытке скрыть какую-то информацию человек старается как можно меньше смотреть в глаза собеседника, его глаза встречаются с глазами партнёра менее трети всего времени разговора. Когда человек начинает волноваться, его зрачки увеличиваются по сравнению с обычным размером (Размер зрачка у каждого человека индивидуален) в 3-4 раза.

Если же он сердится либо негативно относится к ситуации, зрачки уменьшаются. Старая мудрость гласит: при разговоре смотрите собеседнику в глаза, и зрачки расскажут вам о его подлинных чувствах. Если партнёр избегает вашего взгляда, он что-то скрывает или лжёт, если смотрит на вас дольше двух третей времени общения, то одно из двух: или находит вас интересным и привлекательным (зрачки увеличиваются), или относится к вам с недоверием либо враждебностью (зрачки сужаются).

Постоянно скрытые ладони дают серьёзные основания считать человека неискренним.

Если собеседник, повернув голову, говорит о том, что ему интересно с общаться, тогда как его тело или ноги развёрнуты в другом направлении, -он лжёт. Направление, куда развёрнуты тело и (или) ноги человека, указывает на то, куда бы он на самом деле предпочёл пойти в данный момент. Кроме отмеченных есть целый ряд микрожестов, свидетельствующих о неискренности собеседника. Среди них: импульсивные движения мускулатуры лица, резкое сокращение зрачков, стремление как бы спрятать своё тело, вывести его из поля зрения партнёра, возрастающая частота миганий, подёргивание уголка рта, подёргивание брови, века, покраснение щёк. Ещё Марк Твен писал по этому поводу: "Человек - единственное животное, способное краснеть. Вернее, кому следует краснеть". Стремление скрыть правду можно также усмотреть в попытке передать по телефону ту часть информации, которую логичнее было бы сообщить при личной встрече.

Помимо рассмотренных, существуют жесты и позы, которые не могут квалифицироваться как открытые или закрытые: они выражают другие психические состояния, хотя внешне и похожи на открытые или закрытые образования.

О нейтральной позиции вашего партнёра будет говорить положение его головы, которая держится прямо или чуть приподнята. Если при этом веки немного прикрыты или уголки глаз прищурены, а взгляд направлен вниз, то налицо явно высокомерное, пренебрежительное отношение. О проявлении интереса будет свидетельствовать лёгкий наклон головы в сторону, о настороженности и неодобрительном отношении - опущенная голова и взгляд исподлобья. Расслабленное положение вашего партнёра с откинутым назад корпусом, соединёнными за головой руками, ногами в позиции "четвёрка" (когда одна нога под прямым углом лежит на другой) является яркой демонстрацией его самоуверенности, чувства превосходства, полного владения ситуацией. Его манера сидеть на стуле верхом будет означать тоже самое.

Взгляд собеседника, направленный в область ваших глаз и лба, выражает его деловые намерения; взгляд, устремлённый на всё ваше лицо, является скорее учтиво-светским; скользящий вниз и вверх по телу - интимным. Взгляд искоса в сочетании с улыбкой говорит о заинтересованности, в сочетании с опущенными бровями - о враждебности. При этом зрачки партнёра больше всего охарактеризуют его подлинное отношение к вам: суженные - скажут о негативной реакции, неприятии; расширенные - об интересе, волнении, удовольствии. Признаком растерянности собеседника, появления у него потребности в защите станет его частое моргание. О размышлении и оценке будут свидетельствовать почёсывание подбородка и положение руки у щеки, опирающейся на сложенные в кулак пальцы при выпрямленном по направлению к виску указательном пальце; о сосредоточенности - захватывание носа в щепоть чуть ниже переносицы в сочетании с закрытыми глазами. На критическую оценку укажет положение руки, при котором указательный палец касается щеки, а остальные расположены под подбородком. Склонённое вбок и опирающееся на ладонь или кулак лицо вашего партнёра будет говорить о скуке и ведении им внутреннего монолога с самим собой; поглаживание шеи - о недовольстве, отрицании, проявлении защитной реакции.[20]

Серия жестов с очками (протирание стёкол, лёгкое посасывание дужки очков и т.д.) обычно означает, что собеседник хочет получить время для обдумывания своего ответа. о размышлении партнёра будет сигнализировать и его молчаливое расхаживание. При этом не стоит прерывать его раздумья и заговаривать, так как это может нарушить ход мыслей человека и помешать удовлетворительному (для вас) решению вопроса.

Такова краткая интерпретация основных жестов и поз, используемых людьми на подсознательном уровне, а потому достаточно объективно свидетельствующих об их подлинных чувствах, оценках, намерениях.

По каким признакам можно судить о реальном, не показном, отношении к вам со стороны вашего партнёра?

О доброжелательном отношении будет говорить наличие следующих признаков:

- прямое выражение заинтересованности в общении с вами;

- преобладание "открытых" жестов, при которых партнёр не скрещивает руки и ноги, часто демонстрирует (непроизвольно) открытые ладони;

- внимательно выслушивает вас, учёт вашего мнения;

- невольное копирование ваших жестов;

- оказание вам знаков внимания;

- своевременное прибытие партнёра на встречи с вами;

- склонность партнёра делится с вами своими впечатлениями, воспоминаниями, рассказывать о себе;

- своевременное возвращение вам документов, книг, денег, вещей;

Об отрицательном отношении будут свидетельствовать следующие признаки:

- выражение партнёром сомнений относительно продуктивности общения с вами;

- преобладание "закрытых" жестов; избегание прямого взгляда;

- отсутствие склонности делиться с вами личными впечатлениями и воспоминаниями;

- систематические опоздания на встречи;

- невыполнение партнёром своих обещаний;

- несвоевременное возвращение вам документов, книг, денег, вещей.

Для сохранения вами эмоционального равновесия в ходе общения с партнёром и выявления его подлинного отношения к вам рекомендуется:

- сохранять внешний нейтралитет и пассивность; проявлять полную корректность;

- больше слушать и меньше говорить, наблюдая за поведением собеседника;

- постоянно анализировать жесты и мимику партнёра;

- проявлять ненавязчивую заинтересованность его идеями, работой, достижениями, интересами, личной жизнью;

- построить разговор так, чтобы собеседник сравнивал вас с кем-то из тех, кто раньше оказал на него положительное влияние (можно уточнить у него, не напоминаете ли вы ему кого-то другого; кого именно?);

- изучать внешние (физиономические) проявления характера, особенностей поведения партнёра, его скрытых намерений.[21]

Заключение

В курсовой работе я рассмотрела:

- понятие эмоции, проанализировала их функции и виды;

- основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек;

- невербальные проявления эмоциональных состояний человека;

- виды невербального общения;

- как распознать эмоциональное состояние человека.

Таким образом, эмоции – это особый класс психических явлений, отражающих в форме непосредственного переживания значимость для субъекта внешних и внутренних событий его жизни и регулирующих в соответствии с ними его деятельность и поведение. В течении всей своей жизни человек испытывает эмоции. Они разнообразны и несут с собой разные ощущения. Эмоции способны оказывать сильное влияние на деятельность и активность человека, порою заставляя делать его поступки, о которых после он будет жалеть. Эмоции связаны с потребностями. Они информативны и почти не контролируемы. Эмоции носят субъективный характер. Эмоции воздействуют на тело и разум человека, они влияют практически на все аспекты его существования. Они находят свое отражение в физиологических функциях организма. Эта особенность приспосабливает организм к дальнейшим событиям, а порой и вредит ему.

Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на: эмоции, чувства и аффекты.

Невербальная коммуникация и невербальное проявление тесно связаны между собой. Невербальное проявление эмоций начинается с самого рождения ребенка, однако совершенства оно достигает лишь в подростковом возрасте, когда общение со сверстниками становится ведущей деятельностью.

На основе анализа литературы можно сделать вывод, что эффективность любых коммуникационных контактов определяется не только словами, но и умением правильно интерпретировать взгляд, мимику и жесты, телодвижения, позу, дистанцию, темп и тембр речи. Даже если язык является самым эффективным и продуктивным инструментом человеческого общения, все же это не единственный инструмент. Невербальная коммуникация способна передать богатство информации. Во-первых, это информация о личности коммуникатора, при помощи которой можно узнать о его темпераменте, эмоциональном состоянии в момент коммуникации, выяснить его личностные свойства и качества, коммуникативную компетентность, социальный статус, получить представление о его личности и самооценке. Во-вторых, через невербальные средства дается представление об отношении коммуникантов друг к другу, их близости или отдаленности, типе их отношений (доминирование - зависимость, расположение - неприязнь), а также динамике их взаимоотношений. И, наконец, информация о взаимоотношениях сторон общения с ситуацией: насколько им в ней комфортно, интересно, общаются они или хотят из нее выбраться. Люди используют невербальное общение для того, чтобы полностью, точно и четко выражать свои мысли, чувства, эмоции. Это общее для всех культур, хотя разные знаки в разных культурах имели разные значения. Поэтому для общения с людьми из других культур необходимо знать и понимать невербальные формы общения, присущие этой культуре. За последнее десятилетие значительно возрос интерес к невербальным способам общения. Выяснилось, что ни один словесный компонент не играет важной роли во взаимодействии людей. Язык тела иногда даже лучше, чем слова (по крайней мере, более реальный, потому что нельзя сознательно контролировать вербальные проявления), дает человеку информацию о физическом и психологическом состоянии партнера, о эмоциональном отношении человека к чему-либо или кому-либо, о возможных вариантах поведениях в любой конкретной ситуации. Умение правильно вести себя с людьми - важнейший фактор, определяющий шансы на успех, способствующий созданию сетей и способствующий взаимопониманию, обеспечивающий непосредственные хорошие, стабильные отношения. Также хотелось бы отметить, что невербальная коммуникация - это обмен и интерпретация невербальных общений. Интерпретируя невербальные послания собеседника, необходимо учитывать ряд факторов:

1. Национальную идентичность (к примеру, одинаковые жесты могут означать разное у разных людей);

2. Здоровье (у людей в болезненном состоянии меняются взгляд, голос, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся непосредственной повышенной возбудимостью, эмоциональностью);

3. Профессию и статус человека;

4. Возраст;

5. Сочетание невербальных признаков;

6. Возможность проявлять и воспринимать невербальные общения.

Интерпретация невербальных общений - творческий процесс, требующий от его участников наблюдательности, интереса и внимания друг к другу. Итак, подводя итоги данного исследования, следует отметить, что невербальная коммуникация играет важную роль в процессе человеческого взаимодействия. Средства невербальной коммуникации как своеобразный язык чувств являются таким же продуктом общественного развития, как и язык слов. К таким средствам относятся внешность, мимика, установки, позы, жесты, прикосновения, поведение человека в окружающем пространстве, запахи и др. Все вышеперечисленные невербальные общения находятся во взаимодействии, иногда дополняя друг друга, иногда противореча друг другу

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

    1. Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл; Издательский центр "Академия", 2004. - 544 стр
    2. Вербина Г.Г. Психология эмоций: учеб. пособие / Г.Г. Вербина; Чуваш, ун-т. - Чебоксары, 2008. - 308 с.
    3. Изард К.Э. Психология эмоций. пер. с англ. СПб., 1999. 464 с.
    4. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. — СПб: Питер, 2001 — 752 с: ил. — (Серия «Мастера психологии»).
    5. Ильин Е.П. Эмоции и чувства.2-е издание. СПб.: Питер. – 2007. – 784 с.
    6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2002.
    7. Поваляева М.А., Рутер О.А. Невербальные средства общения / М.А. Поваляева, О.А. Рутер. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 352 с.
    8. Пырьев Е.А. Эмоциональные состояния, мотивирующие поведение человека / Е.А. Пырьев // Известия Российского государственного педагогического университетат им. А.И. Герцена. – 2012. – № 133. – С. 288 – 294 .
    9. Холл Э. Как понять иностранца без слов // Фаст Дж. Язык тела. М.: Вече, Персей, АСТ, 1995.
    10. Ekman P. & Friesen W.V. Constants across culture in the face and emotion. Journal of Personality and Social Psychology, 1971, v. 17, p. 124-129.
    11. Mead M. Sex and temperament in three primitive societies. N.Y., Morrow, 1935.
    12. https://etiketo.ru/neverbalnoe-obshhenie/mimika (дата обращения 21.08.2018г.)
    13. http://qvilon.ru/psihologiya/neverbalnoe-proyavlenie-emotsij.html (дата обращения 22.08.2018г.)
    14. http://shnurok14.narod.ru/Psih/Psih2/Psihologia2_2.htm (дата обращения 23.08.2018г.)
    15. https://spravochnick.ru/psihologiya/emocii/neverbalnye_proyavleniya_emociy/. (Г.М., 2004) (дата обращения 20.08.2018г.)