Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблема личности в социальной психологии (Исследование личности в социальной психологии

Содержание:

Введение

Актуальность темы данной курсовой работы продиктована тем, что в современном обществе личность занимает центрально место в социальной психологии, а значит, понятие и становление личности подлежит детальному и глубокому рассмотрению. В связи с этим требуется очень четко разделить понятия личности в трех различных науках:

  • общей психологии;
  • социальной психологии;
  • социологии.

Это объясняется с тем, что в общей психологии рассматривается только общая психическая деятельность личности.

В социальной психологии одним из ключевых вопросов является проблема личности, которая занимает ведущее место в исследовании данного понятия, ведь еще со времен древности обнаружена зависимость человеческого поведения от социальной среды, в которой находится человек, что способствовало приспособлению к определенным жизненным условиям и проявлению способностей к осуществлению свободного выбора.

В настоящее время существуют различные научные теории, выдвинутые в области, касающейся человеческой психики. Многие из них с помощью практики и экспериментов подтверждают тот факт, что психика не является следствием эволюционной формы животного поведения. Именно поэтому следует более детально подойти к исследованию и изучению личности в рамках социальной психологии, необходимо четко рассмотреть личность в качестве фундамента межличностных отношений в обществе.

В современном обиходе нередко используется такое понятие, как «социология личности», ведь ни что иное, а именно личность служит соединяющим звеном всех ступеней общественной жизни человека.

Данная тема представляет огромный интерес для не только для психологов, но также для педагогов, психиатров, социологов и философов.

Объектом работы является личность как социально–психологический факт.

Предмет курсовой работы — научно-практическое изучение социальнопсихологических особенностей личности.

Целью работы является раскрытие проблемы личности с точки зрения социальной психологии.

Указанная цель предопределила решение следующих задач:

  1. Провести исследование личности в социальной психологии.
  2. Изучить социально–психологический подход к пониманию личности.
  3. Изучить социально–психологическую структуру личности.
  4. Выявить становление и развитие личности в социуме.
  5. Рассмотреть понятие социализации личности.
  6. Выделить институты социализации.

Методы исследования: теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования.

Теоретическо-методологическую основу работы составили научные труды авторов, работающих в области психологии, социологии, социальной психологии: Андреева Г.А., М.Ю. Горбунова, Е.П. Белинская и других.

Практическая значимость исследования: данная тема представляет огромный интерес для психологов, психиатров, педагогов, философов, социологов.

Структура работы: данная курсовая работа состоит из введения, трех взаимосвязанных глав, разделенных на параграфы, заключения, списка использованных источников и приложений.

Глава 1. Понятие личность в психологии

1.1. Исследование личности в социальной психологии

Изучение личности человека в качестве представителя определенных групп, включенного в различные отношения и порождающего их, в настоящее время становится одной из главных задач социальной психологии, востребованной в смежных науках (социологии, клинической психологии политологии и дргиху), а также в психологической практике. В России, как и в зарубежной психологии накоплено огромное количество материала по проблематике социальной психологии личности, сформировались различные подходы к исследованию личности. Однако, многие исследователи отмечают, что в эмпирических и теоретических исследованиях сохраняется дисбаланс, в результате чего целый ряд важных теоретических проблем так и остается нерешенным. Вместе с тем для разрешения важнейших проблем современной социальной психологии личности требуется сближение различных направлений подходов и школ. Кроме того, необходим выход на междисциплинарный уровень анализа прежде всего культурологического психологического и естественно-научного пересечений[1].

В социальной психологии нет однозначного представления о том, какое место должна занимать проблема личности в этой науке. В социальной психологии главным ориентиром в исследовании личности являются взаимоотношения личности с группой. Однако, для того чтобы выяснить, с помощью каких именно групп общество способно воздействовать на личности, необходимо изучить жизненный путь конкретной личности, выявить микро- и макросреды, через которые проходит человек. Это вопросы социализации.

Кроме того, важно проанализировать, каков же именно результат получится в ходе активного освоения личности всей системы социальных связей. Как человек проявляет себя в условиях активного общения с другими людьми, как он действует в реальных ситуациях, как ведет себя в группах, где протекает его основная жизнедеятельность. Это вопросы социальной установки.

Результатом исследования вопросов личности в социальной психологии необходимо считать интегрирование личности в группах: выявление качеств, формирующихся и проявляющихся в группе, возникающих на основе рефлексии[2].

В последние десятилетия проблема включения личности в групповые отношения стала особенно острой. С одной стороны, в наш век интернет технологий возможностей общения и установления отношений стало значительно больше (во многом, благодаря виртуальному пространству), с другой стороны – между различными сообществами происходит размывание границ, увеличивается поверхностность отношений. К такому выводу пришли социальные психологи, проводя исследования, касающиеся времени поддержания отношений. Из-за вовлечения в многочисленные групповые образования возникает сложность в выстраивании социального, а также персонального тождества личности. Основным фактором как субъективного благополучия (или неблагополучия) личности, так и фактором социальных отношений, становится маргинализация современного человека. Именно поэтому в наше время исследования, направленные на изучение причин маргинализации и возможностей самостоятельной регуляции личности, выбора к внешним жизненным условиям, в целом формирования личной позиции являются довольно актуальными. Кроме вышеперечисленных исследований требуется изучение определения границ между личностью и другими людьми, между личностью и группой. Одну из основных задач — изучение личностных репрезентаций взаимодействия «Я — Другой» решает Е.В. Рягузова, которая заметила, что представления о взаимодействии с другим является функцией реальных взаимоотношений, межличностных взаимодействий и социального становления личности[3]. Вследствие этого одним из важнейших направлений исследований является изучение социального поведения личности в ситуации и ситуативной репрезентации (себя, Другого, самой ситуации и пр). Еще одним немаловажным направлением исследований является соотношение личности и ситуации. Наконец, главным связующим звеном между позитивной психологией и социальной психологией личности является поиск решения проблемы социального самоопределения личности. В социальной психологии личности проблема самоопределения и неопределенности становится одной из наиболее актуальных. Этому способствует несколько факторов:

  • постоянные социальные изменения;
  • многообразие источников трансляции противоречивой информации о том, что является успешной (социально успешной) траекторией жизни;
  • насаждение «универсальных» жизненных ценностей, которые далеко не всегда сопоставляются с традиционными и тем самым, могут вселять диссонансные отношения в ценностно-смысловую систему личности.

Отметим, что в некотором смысле вопрос самоопределения личности представляет собой интеграцию личности и социума на уровне реализации социального в личности и самореализации[4].

1.2. Социально–психологический подход к пониманию личности

С давних времен люди обнаруживали прямую зависимость личностного поведения от социального окружения человека, а также от индивидуальной психики. Данное наблюдение способствовало тому, что люди научились приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни и вместе с тем проявлять способность к свободному выбору. В истории психологии такое сочетание внешних воздействий и психики, а также побуждений зафиксировано во множестве теоретических концепций, посвященных изучению вопроса соотношения «социального» и «индивидуального» в личности. Большинство теорий основываются на психологических исследованиях различных философских принципов, в число которых входят антропологические постулаты, в которых человек в первую очередь является биологическим существом (что и определяет его место и роль в социуме), а так же принципы, которые за основу развития и становления личности берут приоритет социальной среды[5].

Социально-психологические теории личности, рассматривая личность в различных аспектах, исходят как из приоритетности нравственного и коммуникативного потенциала индивида в профессиональном росте, интересов человека, его знаний, культуры и стиля общения, так и из важности социальных отношений (и социума в целом) в становлении личности. В зависимости от того, что над чем превалирует, складывается определенное теоретическое обоснование типа и социальной программы поведения конкретной личности, определяется определенная стратегия действий, других социально-психологических характеристик индивида[6].

Экономисты, социологи, политологи и представители иных общественных наук используют социальный уровень анализа (то есть анализ, относящийся к характеристикам общества как единого целого). При этом исследователи пытаются понять общие типы социального поведения. Например, поведение избирателей, уровень убийств или средние потребительские расходы. В соответствии с данным подходом социальное поведение объясняется такими факторами, как классовые конфликты, экономический спад, столкновения между конкурирующими этническими группами, политика правительства, неурожай в отдельных регионах или технологические изменения. Основной целью социального анализа является выявление связи между обширными социальными влияниями и общими типами социального поведения. Так, например, изучая проблему насилия в городах, социологи занимаются поиском взаимосвязей между уровнем жестоких преступлений и такими факторами, как иммиграция, бедность или индустриализация общества[7].

Индивидуальный уровень анализа, как правило, используется в клинической психологии и в психологии личности. Здесь человеческое поведение трактуется исходя из индивидуальной истории жизни конкретного человека и его личных психологических характеристик. В соответствии с данным подходом личностные мотивы и черты могут объяснить, почему, например, тот или иной человек ведет себя тем или иным способом и почему два человека в одной и той же ситуации могут проявлять себя совершенно по-разному. Таким образом, при индивидуальном анализе появляется тенденция объяснять жестокие преступления, исходя из жизненной истории преступника и основываясь на его личностных чертах характера.

Социальные психологи обращаются межличностному уровню анализа — интерперсональному. Их внимание сфокусировано на конкретной социальной ситуации, в которой оказался человек. Социальная ситуация включает в себя одновременно несколько факторов:

  • влияние других людей в данной среде,
  • установки и поведение окружения
  • отношение окружающих к рассматриваемой личности.

Для того чтобы понять и найти корень причин жестоких преступлений, социальные психологи могут поставить вопрос следующим образом: какие виды интерперсональных ситуаций формируют агрессивные реакции, приводящие к возрастанию жестокого поведения? Одно из важных социально-психологических объяснений заключается в том, что состояния фрустрации побуждают действовать агрессивно. Это называется гипотезой фрустрации — агрессии. В соответствии с данной теорией предполагается, что человек, встретив на своем пути препятствие, мешающее достигнуть поставленную цель, испытывает фрустрацию и гнев, что в результатескорее всего приведет его к тому, что он выйдет из себя. Эффект фрустрации на интерперсональном уровне – это одно из объяснений жестоких преступлений. Как полагают американские психологи, с помощью гипотезы фрустрации — агрессии, можно объяснить, как социетальные и крупно-масштабные экономические и факторы создают ситуации, приводящие к преступлениям и насилию. Например, малоимущие люди, которые населяют переполненные районы городских трущоб, конечно, агрессивын - фрустрированы; эти люди не могут получить достойную работу, им не представляется возможным иметь для себя и своей семьи приличное жилище, невозможно обеспечить безопасное окружение и другие блага. Фрустрация по каждому из этих поводов может вызывать вспышку гнева, который порой является основной причиной совершения жестокого преступления. Гипотеза фрустрации — агрессии сосредоточена главным образом на чувствах, непосредственной социальной ситуации, на мыслях, которые данная ситуация формирует у людей с различными социальными характеристиками, а также на влиянии субъективных реакций людей на их поведение. Несомненно, каждый из трех вышеперечисленных подходов (социетальный, индивидуальный и интерперсональный) представляет для нас свою ценность[8].

1.3. Социально–психологическая структура личности

Личность, безусловно, относится к сложным явлениям, поэтому ей характерна совокупность, иерархия и определенное взаимодействие различных составляющих. Практически любая структура обладает определенной устойчивостью, но вместе с тем и распадом, характеризующимся понятием деструкции. В структуре личности деструктивные явления приводят к различным отклонениям, которые называются девиантным поведением[9].

Формирование личности происходит в раннем детстве и берет свое начало в. Далее, еще более сильное влияние на ребенка оказывает школьный коллектив: воспитательное воздействие учителей, сам процесс обучения, внутриклассные взаимоотношения и прочее. Далее формирование личности продолжает развиваться в студенческих или трудовых коллективах. Социальные нормы поведения теперь формируются посредством предъявления соответствующих требований к поведению каждого человека как члена конкретного коллектива. В любом коллективе формирование личности происходит двумя путями

  1. Невольное подражание общепринятым групповым нормам.
  2. Сознательное усвоение требований коллектива.

Кроме перечисленного, мощным фактором, формирующим воздействие на личность, являются СМИ – средства массовой информации, в числе которых телевидение, печать, радио и интернет. Важно отметить, что личность способна самостоятельно формироваться в процессе самовоспитания.

Каждая личность – это носитель того общего, что свойственно всему обществу в целом, и одновременно особенного, типичного для определенного коллектива (группы), в котором человек постоянно находится – проживает, обучается, трудится. Однако, не стоит упускать из вида тот факт, что для каждой личности присущи свои собственные индивидуальные черты, которые определяются природными задатками и наследственными характеристиками. Личность представляет собой единство социальных и биологических, приобретенных в процессе социализации и врожденных качеств. Иными словами, личность является биосоциальным существом.

В основе биологических качеств лежит наследственная информация, генотип; в основе социальных качеств — воздействие окружающей социальной среды. Недаром, помимо понятия «личность» в науке существует термин «индивидуальность», связанный с учетом человеческого своеобразия, особенностей личностной психики и неповторимости, если сравать с другими людьми[10].

Для общества основным показателем ценности любого человека является характер его социальной активности. Ученые различают реакционных и прогрессивных людей, односторонне- и всесторонне- развитые личности, моральную и безнравственную личности и прочие. В условиях перехода страны к рыночной экономике резко возросло значение человеческого фактора. В изучении современного типа личности главными социальными проблемами стали раскрытие творческого потенциала каждой личности и использование его во благо общества, и приведение в действие скрытых психологических и социальных возможностей каждого человека. За границей эти задачи приобрели первостепенную важность. В качестве подтверждения сказанного, достаточно сказать, что в наши дни основные капиталовложения направлены не на технико-технологическое развитие, а на освоение «человековедческих» технологий. Данные вложения считаются наиболее прибыльными — специальные исследования доказали, что каждый человек талантлив в той или иной степени, однако в различных формах деятельности он использует всего лишь 10–12% своего потенциала[11].

Для того чтобы эффективно управлять поведением работника (не зависимо от того, каким методом – самоуправлением или иерархичным подчинением менеджеру), необходимо рассмотреть социально-психологическую структуру личности.

Исследования, направленные на систематизацию подходов в науке, выявили, что одной из главных характеристик каждой системы является наличие структуры — совокупность устойчивых связей между различными компонентами объекта, обеспечивающих его целостность. Создание научного представления о структуре такого сложного явления, как личность, является предпосылкой к созданию целостной теории, способной раскрыть общественную сущность человека во всем многообразии ее проявлений. Среди психологов и других ученых-обществоведов сложилось общепринятое понимание социально-психологической структуры личности. В частности, в психологии можно считать устоявшимся подход, связанный с выделением в личности четырех основных элементов.

  1. Характер – это синтез отношений и способов поведения.
  2. Направленность – система потребностей, интересов и идеалов.
  3. Способности – ансамбль волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств.
  4. Темперамент – система природных свойств[12].

Проанализировав структуру личности, можно прийти к выводу, что поведение человека определяется его потребностями. В научной литературе можно найти подробное описание хорошо структурированной теории потребностей, которую разработал американский психолог А. Маслоу.

А. Маслоу — один из основателей гуманистической психологии. Всю свою работу ученый связывал с проблемами личностного роста и развития. Он внес огромный практический и теоретический вклад в создание альтернативы психоанализу и бихевиоризму, фактически отрицавших любовь, творчество, альтруизм и множество других великих человеческих ценностей.

http://fs1.ppt4web.ru/images/95369/154977/640/img25.jpg

А Маслоу считал, что психоанализ 3игмунда Фрейда представляет нам лишь больную часть психики, которую необходимо дополнить ее здоровой частью[13].

Исходя из вышеизложенного, сделаем следующие выводы:

В исследовании личности главным ориентиром выступает социализация – отношения личности с группой.

Социально-психологический подход к пониманию личности осуществляется посредством трех различных подходов: социетального, индивидуального, интерперсонального (межличностного) анализа текущей социальной ситуации в которой оказалась личность.

Социально-психологическая структура личности – это общая система волевых и интеллектуальных свойств личности, а также синтез способов поведения и взаимоотношений.

Социально-психологическая структура личности состоит из: ценностно–смысловой сферы, ментальности, когнитивных и «я» характеристик, социальных чувств личности и эмоционально-психических состояний человека.

Совокупность всех этих свойств личности позволяют сформировать четкое представление об определении понятия личности, о поведении личности и ее развитии в социуме.

Поведение личности определяется ее потребностями. Наиболее четкую классификацию психологической структуры личности разработал и представил в своих научных трудах А. Маслоу.

Из-за перемены социального окружения, социальная структура личности подвержена постоянным изменениям. Получение новых знаний и информации, формирование убеждений, определяют характер поступков человека.

Таким образом, и сам процесс социализации человеческой личности понимается как изменение социальной структуры человека, соответствующей требованиям общества.

Глава 2. Становление и социализация личности

2.1. Становление и развитие личности в социуме

Научное понимание к специфике взаимосвязи «социального» и «индивидуального» в развитии индивида определяет личность как целостный субстрат наделенный определенными психологическими, национальными, семейно-бытовыми, профессиональными и другими признаками, которые возникают в процессе взаимоотношений человека с его социальным окружением. Как таковой термин «социальное» включает в себя следующие факторы:

  • распространение информации;
  • характер производства и социальных институтов;
  • условия жизнедеятельности индивида в обществе;
  • специфика общественных взаимоотношений;
  • особенности системы воспитания.

Все эти факторы, одновременно определяют и сами определяются творческой самодеятельностью и социальной активностью человека, который в течение своей жизни, в процессе развития осуществляет достижения, создающие историю, формирующие человеческую культуру и цивилизацию. В различных экономических, политических, социально-психологических условиях, находясь среди себе подобных, человек говорит на родном языке, являющимся социально-сформированным инструментом мышления и общения, пользуется культурным наследием, посредством которого можно постичь общечеловеческий опыт. Это все происходит посредством природного зрения, слуха, восприятия вкуса, мышления, обоняния, осязания, желаний и прочих способностей[14].

Однако, не смотря на генетическую заложенность всех свойственных индивиду биологических особенностей, психика человека не передается генетически. Это означает, что черты человеческой психики формируются с помощью общественно-практической деятельности других людей. Политический, социально-психологический и экономический процессы могут, как способствовать прогрессивному человеческому развитию, так и замедлять его. Это означает, что адекватные представления о личностном развитии в социуме могут быть сформированы лишь в процессе рассмотрения всех вышеперечисленных составляющих и в условиях отсутствия преуменьшения или преувеличения одних или других (человека или общества)[15].

Всякий индивид, конечно, обладает своеобразными персональными особенностями организма, в том числе нервной системы. Однако по словам П. Гальперина, данные характеристики и особенности организма, генетически детерминированные, наследственно составляют не фактор, а необходимую физиологическую основу, иными словами, условие, но не причину развития человека как члена общества[16]. Согласно современным представлениям в психологии все необходимые личностные качества индивида у любого человека можно сформировать при любых природных особенностях нервной системы в процессе организации его жизнедеятельности. Иными словами, каждый здоровый человек имеет практически неограниченные способности духовного развития.

Развитие и становление личности представляет собой не только историческое, но и культурное воспроизведение индивида как человека, являющегося носителем родовой сущности человечества, это отождествление с собой общественно выработанных способностей через освоение и овладение различными способами деятельности. Подобная деятельность не дается человеку в готовом виде и не закладывается природой в его биологической сущности. Присвоение деятельности людей, овладение чужим опытом – все это является формой, внутри которой и происходит развитие сознания человека, его психики, а значит и личности. Выдающийся советский философ и психолог С. Рубинштейн говорил, что развитие «индивидуального» представляет собой уникальную способность личности становиться субъектом, продвигаясь в этом становлении до высшего уровня субъективности. В итоге получается, что внутренняя природа человека способна проявиться лишь посредством отражения внешнего[17].

Развитие и становление личности в социуме представляет собой процесс, во время которого при усвоении конкретных жизненных условий и опыта, в том числе и социально-психологического, происходит переход от абстрактной возможности владения социальным статусом к действительной возможности и превращение последнего в объективную реальность как результат, совокупность всех реализованных возможностей, предоставленных данной личности. Важно отметить, когда мы говорим о становлении человека в обществе, мы имеем в виду развитие не какой-то абстрактной личности, находящейся вне времени и пространства, а именно человека, развивающегося и действующего в определенной, конкретной социокультурной среде, в момент определенного этапа общественного развития. Для того чтобы выявить, изучить и понять те начала, на которых зиждется знание об усвоении человеком общественных норм и систем ценностей, о личностном становлении и развитии невозможно обойтись без изучения этнопсихологических и социокультурных воздействий на личность.

Среди многочисленных социальных факторов, влияющих на становление личности, одним из главенствующих является семья. Традиционно семья — это самый важный институт воспитания. То, что человек выносит из семьи, он сохраняет на протяжении всей своей последующей жизни. Важность семьи объясняется тем, что она является практически неотъемлемой частью на протяжении всей жизни. Именно в семье закладывается базовый стержень личности. Это происходит в процессе близких взаимоотношений со значимыми взрослыми ребенка – с отцом, матерью, братьями и сестрами, с бабушками и дедушками и другими родственниками. У младенца с самого рождения, с первых дней, начинает формироваться структура личности. В семье закладывается не только формирование личности ребенка, но также его родителей. Воспитание ребенка сильно обогащает личность взрослого человека, тем самым, усиливает его социальный опыт. Как правило, у родителей этот процесс происходит бессознательно, но в последние годы стало появляться все больше молодых родителей, сознательно воспитывающих себя. На данный момент такая позиция родителей приобрела достаточной популярности, хотя она заслуживает особого внимания. Это связано с тем, что в жизни каждого человека именно родители играют огромную роль – это очень большая ответственность. Родители дают ребенку базовые образцы поведения, с помощью мамы и папы малыш изучает и познает наш огромный мир, ребенок подражает своим близким родственникам во всех своих действиях. Эта тенденция с каждым месяцем усиливается, что обусловлено позитивными эмоциональными связями родителей с малышом и стремлением ребенка быть похожим на своих родителей – маму и папу. Когда к родителям приходит осознание этой закономерности, они начинают понимать, что именно от них в большей степени зависит формирование личности ребенка. С этого момента родители начинают вести себя так, что все их поведение, каждый поступок направлен на формирование у ребенка именно таких качеств личности и такого понимания человеческих ценностей, которые они хотят ему привить. Описанный процесс воспитания можно назвать вполне осознанным, поскольку тщательный контроль своего поведения, внимания к организации семейной жизни и отношения к другим людям, позволяет воспитывать ребенка в наиболее благоприятной среде, способствующей всестороннему и гармоничному развитию малыша. Влияние семьи на личности взрослых людей связана не только с воспитанием детей. Огромную роль в семье играют взаимоотношения между представителями различных поколений, а также в рамках одного и того же поколения (например, между супругами или братско-сестринские отношения). Семья - это хоть и малая, но все же полноценная социальная группа, она оказывает влияние на каждого члена. Каждый член социальной группы воздействует на жизнь других посредством своего поведения и своих личностных качеств. Отдельные члены семьи способны формировать духовные ценности для всех ее членов, влиять на жизненные установки и цели всей семьи и отдельно каждого человека[18].

Семья дарит человеку жизнь. Но не только, ведь именно в семье человек приобретает свой первый социальный опыт, говорит первые слова, делает первые шаги. На становление личности человека влияют не только мать и отец, но и другие члены семьи. Очень ценно, когда маленький человечек воспитывается в доброжелательной среде, важно, когда в процессе воспитания у родителей нет разногласий по поводу способов воспитания, ребенок не должен становиться свидетелем конфликтов. В противоположной ситуации человек может вырасти асоциальным, способным нанести наносящий вред как себе, так и окружающим. Таким образом, мы видим, чем больше стоят задачи в плане подготовки человека к жизни, тем научно обоснованнее, скоординированнее и комплекснее требуется работа всех социальных институтов. Рост количества факторов (как положительных, так и отрицательных), влияющих на личность, особенно в условиях мегаполисов, увеличение неопределенности, массовая миграция населения, трудная борьба устаревших устоев, которые не сдают свои позиции в борьбе с прогрессом, предполагают активизацию деятельности каждого звена цепи социализации человека, в том числе, конечно, и семьи. Важно отметить, что наиболее высокий нравственно-воспитательный потенциал присущ полным семьям, в которых два супруга. В полноценных семьях максимально реализуются возможности не только как социального института, но также нравственно-психологической группы. В семье реализуется разграничение двух сторон семейно-брачных отношений:

  1. Взаимодействие с социальными нормами, процессами и установками.
  2. Внутренне содержание, которое помогает определить основные показатели созидательного потенциала семьи: развитость духовных потребностей, мера учета общественных интересов, способы распределения бытовых забот между членами семьи, уровень требовательности к себе и другим, интенсивность общения между родителями и детьми, принципы, на которых строятся связи с родственниками и социальной средой[19].

2.2. Социализация личности

Разработкой теории социализации личности занималось множество ученых, среди которых наиболее выдающиеся Г. Тард и Т. Парсонс. В частности, Г. Тард за основу своей теории взял принцип подражания, в то время как отношения «учитель-ученик» провозгласил моделью социального поведения, то есть социализации. Т. Парсонс несколько иначе трактовал процесс социализации. Он полагает, что общаясь со значимыми ценностями, индивид вбирает в себя общие из них. Однако если опустить некоторые нюансы, то можно прийти к выводу, что теория социализации основана на классической формуле бихевиоризма «S–R» и культурно-историческая концепция Л.С. Выготского, его теория об интериоризации внешнего опыта. В России в социальной психологии признаны два толкования социализации – узкое и широкое. Такой подход к данному вопросу был предложен Б.Д. Парыгиным. В узком понимании социализация — это процесс приспособления к социальной среде, вхождение в нее, в широком смысле — это исторический процесс, филогенез[20].

Социализация – это понятие, которое достаточно давно начало использоваться в различных науках — от юриспруденции до политэкономии, и в зависимости от контекста, данный термин наделяется совершенно разными смыслами. Психология включила понятие социализации в свой тезаурус позже других наук, и, конечно, стремилась наделить его своим собственным значением. Однако поскольку понятие социализации оказывалось тесно связанным с представлениями о личности и о характере ее связей с обществом, ученым не удалось достичь единства мнений на этот счет. Отсюда вытекают разные интерпретации процессов социализации. Для последователей бихевиоризма это научение социальному поведению. Для приверженцев идеи течения «культура и личность» 1930-ых годов, а также для сторонников концепции «запрограммированной культуры» Б.Ф. Скиннера, и сторонников теории формирования «советского человека» социализация – это моделирование личности в соответствии с требованиями культуры. Кроме того, в качестве отражения одного из узких подходов к предмету социальной психологии, который ограничивает его лишь проблемой «группа—личность», с акцентом на малые группы существует следующее определение: социализация –это подготовка к «социальному участию» в группах [21].

Социализация — это процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт.

Социализация — это двусторонний процесс, включающий в себя усвоение индивидом систему социальных связей и социального опыта путем вхождения в социальную среду, с одной стороны; процесс активного воспроизводства индивидом системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду, с другой. Таким образом, исходя из определения, человек способен не просто усвоить социальный опыт, но и преобразовать его в собственные ценности, ориентации и установки. Момент преобразования социального опыта фиксирует не просто безучастное его принятие, но предполагает активность человека в применении преобразованного опыта, то есть в известной отдаче, когда результатом является прибавка к уже существующему социальному опыту, а также его воспроизводство. Понимание взаимодействия человека с обществом при этом включает в себя понимание в качестве субъекта развития не только человека, но и общества, объясняет существующую преемственность в таком развитии. При такой интерпретации понятия социализации достигается понимание человека одновременно как объекта, так и субъекта общественных отношений[22].

Ресоциализация — процесс переучивания, замены того, что составляло фундамент данной личности, что было прочно усвоено в детские и юношеские годы жизни человека. Одна часть процесса социализации — это усвоение социального опыта — то есть характеристика того, каким образом окружающая среда воздействует на человека; другая его часть характеризует обратный процесс – момент воздействия человека на окружающую среду с помощью своей деятельности. В данном случае предполагается активность позиции личности поскольку, всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенных решений и, как следствие, включает в себя процессы мобилизации субъекта, преобразования, построения определенной модели поведения. Если возрастная психология наиболее интересуется взглядом на эту проблему «со стороны личности», то социальная психология – «со стороны взаимодействия личности и среды»[23].

Социализация подразделяется на два вида.

  1. Первичная социализация - касающаяся непосредственного окружения человека и включающая в себя, прежде всего, семью и друзей.
  2. Вторичная социализация относится к формальному или опосредованному окружению, она состоит из влияний со стороны учреждений и институтов.

Соответственно, основная роль первичной социализации приходится на ранние жизненные этапы развития личности, а вторичной – на поздние[24].

Основными институтами социализации являются: семья, дошкольные образовательные учреждения, сама школа, различные неформальные объединения, высшие учебные заведения, производственные коллективы и другие. Что представляют такие институты? Это общности людей, в которых происходит социализация человека. На всех стадиях социализации общество воздействует на личность или через группу, или непосредственно. Ж. Пиаже предложил следующий набор средств воздействия на личность: нормы, ценности и знаки. Иными словами, общество и группа посредством знаков передают становящейся личности некую систему норм и ценностей. Те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и ценностей и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта, получили название институтов социализации[25].

В связи с чем, данные институты целесообразно объединить в следующую таблицу:

http://present5.com/presentforday2/20161127/l_4_socialynaya_psihologiya_lichnosti.pptx_images/l_4_socialynaya_psihologiya_lichnosti.pptx_41.jpg

Исходя из вышесказанного, целесообразно сделать следующие выводы:

Становление и развитие личности в социуме, безусловно, является культурно-историческим отражением человека, как индивида, который является носителем родовой сути человечества и присвоения общественно выработанных способностей посредством любых способов деятельности.

Семья – это главный институт развития человеческой личности в социуме. Благодаря семейным отношениям происходит понимание принципов построения человеческого общения с родственниками, развивается интуитивное восприятие культурно-социальных семейных ценностей.

Социализация — это процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт.

Ресоциализация — процесс переучивания тому, что было прочно усвоено в детстве и юности и что составило фундамент личности.

В настоящее время происходит новое видение проблемы личностного развития, становления и формирования личности в социальной среде. Следует отметить, что при таком процессе необходимо учитывать личные особенности человека как индивида, внутренние механизмы развития личности, возможности исполнения человеком одинаковой деятельности разными психологическими путями, отношение к человеку как к носителю внутренних интересов и мировоззрения, индивидуальной ценности, а также настроений всего общества в целом.

Исходя из вышеизложенного, следует сделать вывод о том, что личность — это общественное создание, но вместе с тем, лицо собственной жизнедеятельности, обладающее сознанием с особыми психологическими характеристиками, являющимися стойкими, социально предопределенными, оказывающимися связанными общественными отношениями с другими людьми и окружающим миром, и определяющими поведение человека.

Глава 3 Социально–психологические проблемы исследования личности

3.1. Специфика социально–психологической проблематики личности

Как отмечает Г.М. Андреева, в социально-психологическом исследовании личности основным ориентиром является результат взаимодействия личности с группой[26]. В результате вовлечения личности в различные группы, взаимодействуя с ними, человек формируется как субъект отношений и взаимоотношений, а значит, одним из основополагающих социально-психологических вопросов является проблема социализации и ресоциализации личности. Как образно заметили О.А. Тихомандрицкая и Е.П. Белинская[27], именно в понятии «социализация» прослеживается социально-психологическая принадлежность личности. Эффекты социализации человека выступают основными инстанциями, регулирующими характер социального поведения и активности человека, следовательно, анализ этого процесса предполагает многоплановость его аспектов: это, в первую очередь, динамический аспект, предполагающий рассмотрение изменений, происходящих в личности на каждом из этапов ее социализации. Согласно теории Б.Г. Аваньева, системно-диахронический подход к анализу социализации направлен, прежде всего, на отслеживание изменений, благодаря которым осуществляются динамические сдвиги в системе личности и формируются так называемые эффекты — явления, подтверждающие глубину социализации[28]. В наши дни необходимо осуществить более подробное и детальное определение важных вех социализации личности. Нужно четко определить те периоды, когда диахрония различных составляющих личности достигает своегоих минимальных и максимальных значений, активизируя механизмы социализации, диахронию внутренних и внешних инстанций личности, а также внутри- и межфункциональную диахронию личности. Такие исследования необходимы для разработки программ, позволящих на расширить наши возможности.

В наше время приоритетной задачей, решаемой в ряде научных центров, становится анализ эффектов социализации личности, в число которых входит социальная активность, в основе которой лежит комплекс убеждений, отражающих субъектную позицию личности по отношению к обществу и общности, конструктивное отношение к ним, а также просоциальность поведения, направленного на созидание. Вопросы личности как субъекта социальной активности рассматриваются с различных позиций:

  • в области социальной психологии хорошо известны труды А.Л. Журавлева, А.Б. Купрейченко, К.А. Абульхановой и другие;
  • психологию человеческого бытия рассмотрели В.В. Знаков, Е.А. Сергиенко, З.И. Рябикина и другие.

Важно сказать, что сама позиция социальной активности в качестве жизненной стратегии современного человека довольно вариативна, что объясняется несколькими причинами, но прежде всего, социальной вариативностью[29].

Социальная активность является своеобразным способом адаптации личности к постоянно изменяющимся внешним условиям. Помимо того, направленность, формы социальной активности личности выходят далеко за пределы личной жизни, оказывая воздействие на бытие других людей и жизнь сообществ. Это означает, что раскрытие сложных множественных детерминант, включая предикции социальной активности, является одной из главных задач социальной психологии личности. Довольно родственным данному вопросу является вопрос социальных представлений. С. Московичи предлагал социальные представления рассматривать не с точки зрения коллективного сознания, а с точки зрения ментальных форм, разделяемых членами социальных групп[30]. Представления могут формироваться институционально (в качестве примера можно привести средства массовой информации), а также в рамках реальной коммуникации членов сообществ и групп. Другими словами, речь идет личностной способности к усвоению уже готового представления или к конструированию (к совместному конструированию) представления в процессе коммуникации. Социальные представления можно понимать и как то, что необходимо усваивать (репрезентация), и как то, что самостоятельно возникает в результате непосредственной коммуникации. Из вышесказанного вытекает, что социальные представления нужно понимать как явление социализации личности. В данном случае, важным обстоятельством является способность наделения социальным (групповым) контекстом совершенно разных общественных (и не только) категорий. Это объясняет, почему характерные черты «видения мира реальности» являются очень значимыми. Такие представления являются наиболее динамичными, сообразно изменениям социальной ситуации и тем самым находятся на острие вектора поведенческой регуляции, однако имеется множество вопросов, связанных с соотношением субъективных представлений личности с социальными представлениями, их ролью и устойчивостью в регуляции социального поведения.

Одним из наиболее важных связующих звеньев, связующих социальную психологию личности с позитивной психологией, является поиск решения проблемы социального самоопределения личности.

В социальной психологии личности проблема самоопределения и неопределенности личности является одной из наиболее острых. Это обусловлено несколькими причинами:

  • существованием в современном обществе огромного числа источников трансляции противоречивой информации об успешной (социально успешной) траектории жизни;
  • постоянными социальными изменениями;
  • насаждение «универсальных» ценностей, которые не всегда соотносятся с традиционными, что может вносить диссонансные отношения в ценностно-смысловую систему личности.

Важно сказать, что в некотором смысле проблема самоопределения и неопределенности личности воплощает собой все рассмотренные выше, поскольку представляет интеграцию личности и социума на уровне реализации социального в личности и самореализации[31].

3.2. Диагностика направленности личности

Рассматриваемая методика была разработана двумя чешскими психологами М. Кучером и В. Смекалом. В ее основе лежит несколько измененная ориентировочная анкета Б. Басса. Методика Смекала–Кучера основана на словесных реакциях испытуемого в предлагаемых ситуациях, связанных с работой или участием в них других людей. Ответы испытуемого напрямую зависят от того, какие способы вознаграждения и удовлетворения для него наиболее предпочтительны. Несмотря на то, что у испытуемого создается впечатление, что с помощью методики Смекала–Кучера исследователи получают ориентировочную информацию о нем самом, в действительности же испытание позволяет изучить его основную жизненную позицию.

Назначение исследования — определение направленности человека:

  • Личности (на себя)
  • Деловой (на задачу)
  • Коллективистской (на взаимодействие).

Личностная направленность (НС – направленность на себя) связывается с преобладанием мотивов собственного благополучия, стремления к престижу и личностному первенству. Такие люди чаще всего заняты самими собой, своими переживаниями и чувствами, они мало реагирует на потребности окружающих людей. В работе такие личности видят, прежде всего, возможность удовлетворения собственных притязаний.

Коллективистская направленность или направленность на взаимные действия (ВД) характеризует ситуация, в которой поступки человека определяются стремлением поддерживать хорошие взаимоотношения в коллективе, а также стремлением к общению. Такие люди проявляют интерес к совместной деятельности.

Деловая направленность (направленность на задачу — НЗ) отражает преобладание мотивов, порождаемых самой деятельностью, бескорыстное стремление к освоению новых навыков и умений, жажда познания, увлечение процессом деятельности. Обычно такие люди стремятся сотрудничать с коллективом и добиваются наиболее высокой групповой продуктивности, а поэтому стараются доказать точку зрения, которую считают полезной при выполнении поставленных задач.

Важно сказать, что все три вида направленности не существуют в чистом виде, абсолютно независимо и самостоятельно, они сочетаются друг с другом. Поэтому в результате диагностики правильнее было бы говорить не о единственной, а о преобладающей направленности личности.

Указания для испытуемых: На каждый пункт анкеты можно давать три ответа, обозначенные буквами A, B, C. Из ответов на каждый пункт необходимо выбрать тот вариант ответа, который наиболее точно выражает точку зрения испытуемых, который для них больше всего ценен или максимально соответствует правде. Буква ответа вписывается в лист ответов (таблица 1 Приложения 1) напротив номера вопроса в столбце «Больше всего». После этого необходимо из ответов на этот вопрос выбрать наименее подходящий вариант. Соответствующую букву следует вписать в таблицу напротив номера вопроса, но на этот раз в графе «Меньше всего». Таким образом, для каждого вопроса нужно использовать только две буквы, а оставшийся ответ нигде не фиксируется. Над вопросами нельзя думать слишком долго, поскольку именно первый выбор, как правило, бывает самым точным. Время от времени стоит сверять правильность записи ответов, уточнять, на все ли вопросы и в те ли столбцы проставлены буквы. При обнаружении ошибки, допускается исправление, но таким образом, чтобы исправление было четким и заметным.

В Приложении 1 приведен текст опросника.

Этап обработки результатов. Если указанная в ключе (таблица 2 Приложения 1) буква занесена в рубрику «Больше всего», то испытуемому по данному виду направленности ставится знак «+». Если же она расположена под индексом «Меньше всего», то ему ставится знак «–». Затем подсчитывается общее количество «+» и «–». Результаты заносится в итоговую таблицу в соответствующие столбцы НС, ВД или НЗ в зависимости от используемого ключа (таблица 3 Приложения 1).

Количество «+» суммируется с количеством «–» (с учетом знака!). Полученный результат записывается в итоговую таблицу (таблица 4 Приложения 1) в строку «Сумма». Наконец, к полученному числу прибавляется 30 (опять с учетом знака). Этот показатель и отражает уровень выраженности данного вида направленности. Суммарное число по трем видам направленности должно составлять 90 баллов [32].

Заключение

Исследование личности является предметом многих наук. Вопросы выделения психологической проблемы личности заключаются в том, что рассматриваемая проблема в равной степени так или иначе сталкивается с социологическим и общепсихологическим подходом к личности.

Личность подвергается исследованию социологией с точки зрения ее неиндивидуализированных признаков – с одной стороны, с точки зрения принадлежности определенной социальной группе – с другой. Такой тип исследования является полной противоположностью психологическому подходу, который изучает в личности ее внутреннюю природу, индивидуальное начало, определенное социальными условиями, которые не входят в область изучения психологов.

При изучении вопроса личности в социальной психологии основной акцент сделан на конкретные свойства психологических особенностей, человека и его внутренние структуры, рассматриваемые с точки зрения субъектов социальных взаимоотношений.

За последние десятки лет предметные области социальной психологии личности за счет актуализации вопросов, связанных с социальной динамикой, и с развитием науки, претерпели ряд изменений. Развитие объяснительных принципов и теоретического знания важнейших социально-психологических явлений, сосредоточенных на личности как субъекте социальных отношений, требует не только консолидации и обобщения результатов эмпирических исследований, но также пересмотра ряда позиций методологического плана, связанных с расширением существующих границ анализа, выходом на междисциплинарный уровень не только в области психологического знания, но и естественных наук.

В социальной психологии понятие «личность» подразумевает результат социализации человека, освоившего определенные традиции, а также систему ценностных ориентиров, долгие годы вырабатывающихся человечеством. Переход связей между социальными отношениями человека прямо опосредован внутренними мотивами и активностью личности.

Социальная психология исследует аспекты личности человека, характеризующие взаимоотношения и социальные связи в обществе.

В качестве важнейших можно выделить: самооценку человека или я–концепцию, социальные установки, ценности, нормы, способы социального поведения, его мотивация и другие явления, дающие характеристику личности с точки зрения взаимодействия с обществом и людьми, взаимоотношения друг с другом.

Конечно, каждый человек, является индивидом, но такая характеристика не достаточно емкая, так как не предоставляет понимания о том, каков человек в реальной жизни, в семье, в обществе, к чему он стремится и о чем мыслит.

Таким образом, личность — это человек со своими устоями, стереотипами и жизненными укладами, относящийся к определенному обществу, обладающий определенными психологическими характеристиками и состоящий в общественных связях с окружающим миром и людьми, определяющими поведение человека в обществе и в жизни в целом.

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2015.

Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. — Л.: Изд–во Ленингр. ун-та, 1971.

  1. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов. // Аспект Пресс, 2015 г.

П.Я Гальперин. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов. — М.: «Книжный дом», 2009

  1. М.Ю. Горбунова. Социальная психология. — М.: ВЛАДОС–ПРЕСС, 2015.

Дубинин С.Н. Социально-психологическая структура личности. Научная статья. Сибирский педагогический журнал №5/2011.

  1. И. В. Жуйкова. Социальная психология: учебное пособие. Курган //Курганский гос. ун–т, 2014

Игнатущенко С.Е. К вопросу о влиянии института семьи на развитие личности в социуме. Научная статья. Журнал Общество и Право №5(37)/2011.

С. Московичи. Теория социальных представлений//Психоанализ, его образ и публика. — М.: 1961

А.А. Реан, Н.В. Бордовская. Методики психолого-педагогической диагностики. Практикум.— Спб Питер, 2015

Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии — СПб.: Питер, 2002

Е.В. Рягузова. Социокультурная матрица развития личности. Научная статья. Психология развития//Известия Саратовского университета, 2016. Т. 5 вып.1

  1. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. — М.: Аспект Пресс, 2015.

Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А.)// Высшее образование. 2014 г.

Шамионов Р.М. Социальная психология личности: проблемы и перспективы. Научная статья. Известия Саратовского Университета. Психология развития. Т.3 вып. 3(11).

Приложение 1

Текст опросника

  1. Наибольшее удовлетворение в жизни дает:

А. Оценка работы

В. Сознание того, что работа выполнена хорошо

С. Сознание, что находишься среди друзей.

  1. Если бы я играл в футбол, то хотел бы быть:

А. Тренером, который разрабатывает тактику игры

В. Известным игроком

С. Капитаном команды, избранным остальными игроками

  1. Лучшие преподаватели-это те, кто:

А. Обладают индивидуальным подходом

В. Увлечены своим предметом и вызывают интерес к нему

С. Создают в коллективе атмосферу, в которой никто не боится высказать свою точку зрения

  1. В глазах учеников самые плохие преподаватели- те, кто:

А. Не скрывают, что некоторые люди им не симпатичны

В. Вызывают у всех дух соревнования

С. Производят впечатление, что предмет, который они преподают, их не интересует.

  1. Я рад, когда мои друзья:

А. Помогают другим, когда для этого представляется случай

В. Всегда верны и надежны

С. Интеллигенты, обладают широким кругом интересов

  1. Лучшими друзьями считаются те:

А. С кем складываются взаимные отношения

В. Кто может больше, чем я

С. На кого можно надеяться

  1. Я хотел бы быть известным как такой человек:

А. Кто добился жизненного успеха

В. Кто может сильно любить

С. Кто отличается дружелюбием и приветливостью

  1. Если бы я мог выбирать, я хотел бы быть

А. Научным работником

В. Начальником отдела

С. Опытным летчиком

  1. Когда я был ребенком, я любил:

А. Игры с друзьями

В. Успехи в делах

С. Когда меня хвалили

  1. Больше всего мне не нравится, когда я:

А. Встречаю препятствие при выполнении возложенной на меня задачи

В. Когда в коллективе ухудшаются товарищеские отношения

С. Когда меня критикует мой начальник

  1. Основная роль школы должна заключаться в:

А. Подготовке учеников к работе по специальности

В. Развития индивидуальных способностей и самостоятельности

С. Воспитании в учениках качеств, благодаря которым они могли бы уживаться с людьми

  1. Мне не нравятся коллективы, в которых:

А. Система, далекая от демократической

В. Человек теряет индивидуальность в общей массе

С. Невозможно проявить собственную инициативу

  1. Если бы у меня было больше свободного времени, я бы использовал его:

А. Для общения с друзьями

В. Для любимых дел и самообразования

С. Для беспечного отдыха

  1. Мне кажется, что я способен на максимум достижений, когда:

А. Работаю с симпатичными людьми

В. Работа меня удовлетворяет

С. Мои усилия достаточно вознаграждены

  1. Я люблю:

А. Приятно проводить время с друзьями

В. Высокую оценку окружающих

С. Чувство удовлетворения от выполненной работы

  1. Если бы обо мне писали в газетах, мне хотелось бы, чтобы

А. Отметили дело, которое я выполнил

В. Похвалили меня за мою работу

С. Сообщили о том, что меня выбрали в комитет или совет

  1. Лучше всего я учился бы, если преподаватель:

А. нашшел ко мне индивидуальный подход

В. Подтолкнул меня к более интересной работе

С. Вызвал дискуссию по разбираемым вопросам

  1. Нет ничего хуже, чем:

А. Оскорбление личного достоинства

В. Неуспех при выполнении важной задачи

С. Потеря друзей

  1. Больше всего я ценю:

А. Личный успех

В. Общую работу

С. Практические результаты

  1. Очень мало людей:

А. Действительно радуются выполненной работе

В. С удовольствием работают в коллективе

С. Выполняют работу по–настоящему хорошо

  1. Я не переношу:

А. Ссоры и споры

В. Отказ от всего нового

С. Людей, ставящих себя выше других

  1. Я хотел бы:

А. Чтобы окружающие считали меня своим другом

В. Помогать другим в общем деле

С. Вызывать восхищение других

  1. Я люблю начальство, когда оно:

А. Требовательно

В. Пользуется авторитетом

С. Доступно

  1. На работе я хотел бы:

А. Чтобы решения принимались коллективно

В. Самостоятельно работать над решением проблемы

С. Чтобы начальник признал мои достоинства

  1. Я хотел бы прочитать книгу:

А. Об искусстве хорошо уживаться с людьми

В. О жизни известного человека

С. Типа «Сделай сам»

  1. Если бы у меня были музыкальные способности, я хотел бы быть:

А. Дирижером

В. Солистом

С. Композитором

  1. Свободное время с наибольшим удовольствием провожу:

А. Смотря детективные фильмы

В. В общении с друзьями

С. Занимаясь своим увлечением

  1. При условии одинакового финансового успеха, я бы с удовольствием:

А. Выдумал интересный конкурс

В. Выиграл бы в конкурсе

С. Организовал бы конкурс и руководил им

  1. Для меня важнее всего знать:

А. Что я хочу сделать

В. Как достичь цели

С. Как привлечь других к достижению моей цели

  1. Человек должен вести себя так, чтобы:

А. Другие были довольны им

В. Выполнить прежде всего свою задачу

С. Не нужно было укорять его за работу

Таблица 1

Лист ответов

Больше всего

Меньше всего

Больше всего

Меньше всего

Больше всего

Меньше всего

Больше Всего

Меньше всего

Таблица 2

Ключ к опроснику Смекала-Кучера

Направленность

На себя (НС)

На взаимодействие (НВ)

На задачу (НЗ)

  1. А
  1. В

21. С

1. С

11. С

21. В

1.В

11.А

21.В

  1. В
  1. В

22. С

2. С

12. А

22. А

2.А

12.С

22.В

  1. А
  1. С

23. В

3. С

13. А

23. С

3.В

13.В

23.А

  1. А
  1. С

24. С

4. В

14. А

24. А

4.С

14.В

24.В

  1. В
  1. А

25. В

5. А

15. С

25. А

5.С

15.В

25.С

  1. С
  1. В

26. В

6. А

16. С

26. А

6.В

16.А

26.С

  1. А
  1. А

27. А

7. С

17. С

27. В

7.В

17.В

27.С

  1. С
  1. А

28. В

8. В

18. С

28. С

8.А

18.В

28.А

  1. С
  1. А

29. А

9. А

19. В

29. С

9.В

19.С

29.В

  1. С
  1. С

30.С

10. В

20. В

30. А

10.А

20.А

30.В

Таблица 3

Итоговая таблица

НС

ВД

НЗ

Количество «+»

Количество «–»

Сумма

+30

  1. Шамионов Р.М. Социальная психология личности: проблемы и перспективы. Научная статья. Известия Саратовского Университета. Психология развития. Т.3 вып. 3(11).

  2. Шамионов Р.М. Социальная психология личности: проблемы и перспективы. Научная статья. Известия Саратовского Университета. Психология развития. Т.3 вып. 3(11).

  3. Е.В. Рягузова. Социокультурная матрица развития личности. Научная статья. Психология развития//Известия Саратовского университета, 2016. Т. 5 вып.1

  4. Шамионов Р.М. Социальная психология личности: проблемы и перспективы. Научная статья. Известия Саратовского Университета. Психология развития. Т.3 вып. 3(11).

  5. И. В. Жуйкова. Социальная психология: учебное пособие. Курган //Курганский гос. ун-т, 2014

  6. И. В. Жуйкова. Социальная психология: учебное пособие. Курган //Курганский гос. ун-т, 2014

  7. Шамионов Р.М. Социальная психология личности: проблемы и перспективы. Научная статья. Известия Саратовского Университета. Психология развития. Т.3 вып. 3(11).

  8. Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А.)// Высшее образование. 2014 г.

  9. Дубинин С.Н. Социально-психологическая структура личности. Научная статья. Сибирский педагогический журнал №5/2011.

  10. И. В. Жуйкова. Социальная психология: учебное пособие. Курган //Курганский гос. ун-т, 2014

  11. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015

  12. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015.

  13. Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А.)// Высшее образование. 2014 г.

  14. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015.

  15. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015

  16. П.Я Гальперин. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов. – М.: «Книжный дом», 2009

  17. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии - СПб.: Питер, 2002.

  18. Игнатущенко С.Е. К вопросу о влиянии института семьи на развитие личности в социуме. Научная статья. Журнал Общество и Право №5(37)/2011.

  19. Игнатущенко С.Е. К вопросу о влиянии института семьи на развитие личности в социуме. Научная статья. Журнал Общество и Право №5(37)/2011.

  20. Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А.)// Высшее образование. 2014.

  21. М.Ю. Горбунова. Социальная психология. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015.

  22. Социальная психология: Учебное пособие для вузов (под ред. Сухова А.Н., Деркача А.А.)// Высшее образование. 2014.

  23. М.Ю. Горбунова. Социальная психология. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015.

  24. М.Ю. Горбунова. Социальная психология. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015.

  25. М.Ю. Горбунова. Социальная психология. — М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2015.

  26. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 2015.

  27. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов.// Аспект Пресс, 2015 г.

  28. Ананьев Б.Г. О психологических эффектах социализации // Человек и общество. Проблемы социализации индивида. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1971. - С. 144-150

  29. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. -М.: Аспект Пресс, 2015.

  30. С. Московичи. Теория социальных представлений//Психоанализ, его образ и публика. – М.: 1961.

  31. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая Социальная психология личности. Учебное пособие для вузов.// Аспект Пресс, 2015 г.

  32. А.А. Реан, Н.В. Бордовская. Методики психолого-педагогической диагностики. Практикум.-Спб Питер, 2015