Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблема личности в социальной психологии ( Социализация личности)

Содержание:

Введение

Проблема личности принадлежит к одному из их центральных мест в социальной психологии. В то же время практически каждое подразделение психологической науки рассматривает человека как первоначально заданного в системе взаимоотношений и социальных отношений, обусловленных этими отношениями и отношениями и в то же время действующим как активный субъект деятельности. , Однако в течение долгого времени предметом исследований в социальной психологии было общение, сообщество, группы, а изучение личности осуществлялось общей психологией. Но в конечном итоге основное внимание было сосредоточено на личности, поскольку каждое микро и макросоциальное общество состоит из отдельных лиц, а процесс общения реализуется через отдельных лиц. Более того, некоторые части психологии (вообще, возраст и другие) не могут обеспечить полное понимание личности, так как многие ее аспекты социально обусловлены.

Актуальность данной проблемы обусловлена важностью для социальной психологии, установить и четко определить отличие собственного подхода к личности от подходов к ней в таких дисциплинах, как общая психология и социология.

В общей психологии основное внимание уделяется только общим механизмам умственной деятельности человека.Личность с точки зрения социолога рассматривается в основном как объект общественных отношений. Трудность в решении задачи в этом случае связана с тем, что из-за определенных различий в понимании личности в конкретной психологической или социологической теории можно понять ее специфику как предмет изучения в социальной психологии. Основное различие между социально-психологическим подходом и общим психологическим подходом к изучению личности заключается в том, что первый рассматривает все проблемы, связанные с социальной детерминацией личности, вопреки общий психологический подход.

Цель состоит в описании специфики исследования личности в социальной психологии, ее социально-психологических качеств, а также задач социально-психологического изучения личности. Для достижения намеченной цели исследования необходимо решить следующие задачи:

Исследовать специфику социально-психологического подхода к пониманию личности.

Дать характеристику различным социально-психологическим теориям личности.

Рассмотреть представления о личности различных авторов в зарубежной и отечественной социальной психологии.

Выявить проблемы социализации личности и ее социально-психологической компетенции.

Определить проблемы внутренней противоречивости личности и пути их преодоления.

Исследовать проблему формирования социальной установки личности.

Методологию исследования составляют общенаучные и частные методы - сравнение, теоретический анализ и синтез, изучение и обобщение научных трудов отечественных и зарубежных авторов, учебной литературы, для поиска необходимого фактического материала будут также использована информация из различных научных публикаций и статей, материалов интернет-сайтов посвященных данной проблеме.

1. Понимание личности в социальной психологии

1.1 Социально-психологический подход к пониманию личности

С древних времен люди обнаружили, что их поведение зависит от окружающей их окружающей среды, а также от собственной психики, которая побуждает их приспосабливаться к условиям жизни и демонстрировать в то же время выбирать свободно. Такое сочетание психики и внешних влияний и стимулов в истории психологии упоминается во многих теориях и концепциях, принятых для изучения проблемы взаимосвязи между «индивидуальным» и «социальным» в мире. индивидуальны. Анализ этой проблемы, основанный на психологических исследованиях и философских основах, антропологически, согласно которому человек является прежде всего биологическим существом. Он определяет свою роль и место в обществе, приоритет отдается социальной среде в развитии развития личности.

Мы используем понятие «личность», поскольку оно было разработано, чтобы отражать социальную природу человека, рассматривать его как субъект социокультурной жизни, определять его как вектор индивидуального начала, который раскрывается в контексте общественных отношений, коммуникации и объективной деятельности. В то же время этот термин может быть понят либо как человек как субъект отношений и сознательной деятельности, либо как стабильная система социально значимых характеристик, которые характеризуют человека как представителя сообщества или сообщества. социальной группы. Однако в первую очередь необходимо знать особенности понимания человеком социальной психологии.

Различные социальные и психологические теории личности, рассматривая их в разных аспектах, в конечном итоге заканчиваются интересом индивида, как приоритетом его общения и морального потенциала в профессиональном развитии, его знанием, его стилем и его культуры коммуникации, а также важности общества и социальных отношений в развитии личности. В зависимости от доминирующей стороны этого явления представлен определенный тип и социальная программа человеческого поведения, определяемая стратегией действия, другими качествами и социально-психологическими свойствами личности.

Сегодня многие научные теории, занимающиеся исследованиями в области человеческой психики, теоретически и экспериментально подтверждают, что последнее не является следствием или прямым продолжением естественной эволюции элементарных форм поведения животных. Поэтому становится ясно, что наши ментальные функции формируются в процессе нашего становления и развития в обществе, путем усвоения общественного опыта всеми нами. Следует отметить, что этот процесс обучения представляет собой особую форму умственного развития, которая может быть отнесена исключительно к людям. В то же время мы говорим не только о высших психических функциях (абстрактное мышление, логическая память и т. д.), Но и элементарные и, на первый взгляд, врожденные функции (например, тональные слухи), имеющие социальный характер. и нарисованы на протяжении всей жизни..

Ряд психологов оправдывает социализацию индивида как переход от стадии чисто биологического развития к социальной стадии, что означает социализацию процесса обучения и адаптации. В действительности социальные отношения трансформируют, по их действию, естественные функции в социальные функции, ставя их на службу социальному развитию. В то же время социальное не разрушает естественное, беря его от человека, связывает его с новыми системами отношений и отношений, контролируемыми качественно новыми законами социальной формы движения.

Другие теоретики в области психологии, исследуя человека, стремятся представить идеалистически его введение в социальную культуру общества как своего рода «исключительно духовный процесс». Таким образом, сторонники символического интеракционизма рассматривают социализацию как процесс усвоения одним человеком системы социальных ролей, которая возникает в первичной группе, «принимая роль другого».

В конце концов, психология в ходе своего развития делает два взаимоисключающих вывода:

психические явления являются результатом самоопределения, являются структурными компонентами одной антиномии;

процессы и психические условия предопределены влиянием внешней среды.

Эти два утверждения, как правило, логичны в системе, которая является как детерминированной, так и следствием воздействия социальной среды. В то же время важно отметить важный момент: с того момента, как человеку удалось создать новый объективный мир, руководствуясь им цивилизацией и с которой связана связь символов и развития отношений, отделенный от животного мира и развивающийся по принципиально новым законам общественного движения, что делает его человеком, развивается как человек.

Социальная структура личности включает в себя все объективные и субъективные социальные свойства личности, которые формируются и функционируют в процессе своей разнообразной деятельности под влиянием сообществ и ассоциаций, к которым он принадлежит. Социально-психологическая структура личности включает в себя: менталитет, сферу ценностей, сферу мотивации, когнитивные характеристики; «Характеристики I»; место контроля; социально-психологическая компетентность личности; статусные особенности личности; эмоциональные психические состояния, социальные чувства личности.

Таким образом, анализ разных литератур позволяет сделать вывод о том, что характеристики социально-психологического подхода к учету личности следующие:

- этот подход раскрывает механизмы социализации личности;

- показывает социально-психологическую структуру личности;

- позволяет диагностировать эту структуру личностных характеристик и влиять на нее.

1.2 Социально-психологическая структура личности

Важной проблемой в изучении личности является понимание ее психологической структуры. Структурный анализ личности - одна из важнейших задач социологии и социальной психологии. В частности, во время социально-психологических исследований была проведена колоссальная работа по изучению социально-психологической структуры личности, которая опирается на значительную эмпирическую основу. Проблема структуры личности - одна из наиболее актуальных проблем социально-психологической теории. Вопреки общей точке зрения на структуру личности, речь идет не о структуре личности вообще, а о разных подходах к ее построению и, следовательно, о двух качественно разных моделях: статических и динамических.

Под статической структурой следует понимать абстрактную модель, которая характеризует основные аспекты, слои или компоненты индивидуальной психики. Степень обобщения такой модели может быть очень различной. Это уже зависит от инструментального подхода исследователя к статической структуре личности - аналитической или интегральной. Модель динамической структуры фиксирует основные компоненты индивидуальной психики. Под динамической структурой личности мы подразумеваем модель психического состояния и поведения человека, которая позволяет нам понять механизмы взаимосвязи и взаимодействия между всеми компонентами и всеми структурными слоями личности. индивидуальная психика.

Структура человеческой личности как очень сложного явления представляет собой целое, иерархию и определенное взаимодействие различных элементов. Каждая структура характеризуется определенной стабильностью и в то же время подвержена различным изменениям - прогрессивным и регрессивным - к дезинтеграции, характеризуемой понятием разрушения. Деструктивные явления в структуре личности приводят к отклонениям, называемым девиантным поведением. В модели характеристики социально-психологической структуры личности можно выделить два основных параметра. Во-первых, то, что связано с определением характера самой модели, которая может быть статической или динамической, а во-вторых, тем, что связано с определением инструментального подхода к исследованию, которое может быть аналитическим или интегрированный.

Человеческие умственные свойства личности. Универсальным в человеческой психике является, во-первых, наличие необходимого набора основных психических процессов (ощущение, восприятие, память, мысль, воля) и состояний, подверженных психофизиологическим механизмам, общим для всех народов, без которых мы не можем говорить о умственной деятельности индивидуума; во-вторых, факт биосоциального детерминизма ментального мира и человеческого поведения (результатом и проявлением последних являются характеристики и стабильные характеристики личности, такие как его характер и характер); в-третьих, социальность человеческой психики, в отличие от животной психики.

Социально-специфический опыт. Параллельно с универсальным человеческим опытом необходимо различать конкретный социальный опыт человека. Мы считаем здесь все особенности психики личности, связанные с тем, что она принадлежит к социальному сообществу или к набору социальных сообществ (этнических, классовых, политических, идеологических, экономических, профессиональных, национальных и т. д.). Общим для вышеупомянутых элементов конкретного социального опыта личности является то, что все они выполняют определенные функции, санкционируют, регулируют, регулируют и направляют поведение человека. Определить только эти конкретные формы отражения социальной реальности чрезвычайно обобщенным, безличным человеком (роли, нормы, ценности и символы).

Концепция социальной нормы широко практикуется в социологии и социальной психологии и относится к правилам или поведениям, санкционированным социальными группами и ожидаемым в реальном поведении лиц, принадлежащих к этим группам.

Социальные роли являются основными и определяющими элементами социального опыта, потому что они являются одним или другим типом социального поведения, которое наилучшим образом запрограммировано. Роли определяются обществом в целом, конкретной социальной организацией или определенным набором групп прав и обязанностей, которые вытекают из социального статуса человека.

Каждая из ролей, вытекающих из особого статуса человека, в свою очередь представляет собой набор прав и обязанностей для окружающих его людей в данной ситуации. Роли человека очень разнообразны: человек обычно одновременно отец, член производственной команды, член дружественного общества и т. д. Это приводит к определенному «узлу» прав и обязанностей в области социальной активности. Последнее представляет собой полную систему нормальных моделей поведения, возникающих из ролевой структуры личности.

Символы Символы - один из способов распространения, введения и обеспечения официально утвержденной системы ценностей. Символы сочетают рациональное и рационально истолкованное значение социальной ценности с высоким эмоциональным уровнем и ясностью его восприятия и опыта.

Ценностные ориентации. Каждое социально-экономическое образование характеризуется определенной системой и даже иерархией ценностей, которые следует отличать от официально санкционированных и культивируемых ценностей. Другими словами, с помощью обширной системы средств, находящихся в распоряжении государства и ценностей, которые функционируют на уровне повседневного сознания, независимо от того, культивируются они или, наоборот, официально отвергнуты.

Самосознание человека - это чувство собственного достоинства человека, то есть их оценка их способностей и способностей, связанных каким-то образом с их фактическим положением и совокупностью его функций, функций и ролей.Самосознание личности представлено:

родовым самосознанием или фактом осознания человеком своей принадлежности к человеческому роду

индивидуальным самосознанием или фактом осознания индивидом его индивидуально-неповторимых особенностей, черт характера и специфических жизненных интересов.

В конечном счете, можно говорить о четырех основных модификациях динамической структуры личности:

вербального поведения;

невербального поведения;

внутреннего вербального состояния;

невербального психического состояния.

Значимость психического настроя личности определяется, в первую очередь, многообразием его функций, а именно в качестве:

аккумулятора всей текущей информации, воспринимаемой и перерабатываемой индивидом в единицу времени;

регулятора и тонизатора активности человека;

установки восприятия информации и деятельности;

фактора ценностной ориентации личности.

Социальная структура личности постоянно меняется, как и ее социальная среда. Человек получает новую информацию, новые знания, которые преобразуются в убеждения, которые, в свою очередь, определяют природу человеческих действий. Поэтому процесс социализации индивида можно понимать как изменение социальной структуры личности в соответствии с требованиями общества.

1.3 Социально-психологические теории личности

Сегодня существует много социально-психологических теорий личности, которые позволяют нам говорить об этом как о личности, так и о социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; Это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где в середине прошлого века существовали четыре основных подхода к объяснению социального поведения человека: не поведенческие, познавательные, психоаналитик и интеракционист. Все, кроме четвертого, соответствуют общим психологическим тенденциям, а второе имеет социологическое происхождение. Все они характеризуются общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения человека и содержат ряд конкретных социально-психологических теорий личности, называемых «теориями промежуточного ранга».

На сегодняшний день, к самым известным социально-психологическим теориям личности, в частности относятся:

психоанализ (3. Фрейд, К. Юнг, А. Адлер и др.);

поведенческую школу (бихевиоризм);

понимание личности с позиций гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс);

изучение личности в контексте экзистенциальной психологии;

трансакционный анализ личности (Э. Берн);

акмеологический подход к пониманию личности (О. Бодальов, А. Деркач, Л. Орбан-Лембрик и др.);

стратегию жизни личности К. Абульхановой-Славской;

социально-психологические концепции личности.

Рассмотрим вкратце основные положения данных теорий.

Психоанализ. Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд отметил начало одного из самых глубоких учений о человеческой индивидуальности. Психоанализ основан на двух доктринах:

Доктрина психического детерминизма. Это означает, что у каждого психологического явления есть причина;

Утверждение о том, что бессознательные процессы играют гораздо большую роль в формировании человеческой мысли и поведения, чем сознательные процессы.

Фрейд думал, что в бессознательном скрыты скрытые детерминанты личности, что именно там был скрыт главный источник психической энергии, импульсов и инстинктов.

Швейцарский ученый Карл Юнг считал личность сложным структурным явлением, основанным на идее сосуществования индивидуального бессознательного с коллективным бессознательным. Коллективное бессознательное содержит архетипы, определенные формы представлений, которые в процессе индивидуальной жизни наполнены личным образным и эмоциональным содержанием. Другая известная идея Юнга о интроверсии и экстраверсии. Юнг предложил типологию характера, в зависимости от наличия преференциальных функций (мысли, чувства, интуиция) и личной ориентации на внутренний или внешний мир.

Юнг также представил такие понятия, как интроверсия и экстраверсия, чтобы определить два противоположных типа личности. Экстраверты обращены ко всему миру, и интроверты фиксируются в собственном внутреннем мире. На этой основе Юнг определил восемь типологических групп, основанных на четырех типах ориентации (мысли, эмоции, ощущениях, интуиции) и двух личностных отношениях (интроверсии и экстраверсии).

Бихевиоризм. Основой бихевиоризма являются теоретические взгляды американских психологов Д. Уотсона и Б. Скиннера. Уотсон предложил программу построения новой психологии, в основу которой он вкладывал не сознание, а поведение. Он утверждал, что любое поведение человека можно описать стимулом и реакцией. Стимул – это изменение внешней среды, реакция – ответ организма на изменение внешней среды. Скиннер расширил теорию условных рефлексов. Он выделил разнообразие операционных реакций, которые можно ослабить или усилить при помощи наказания или поощрения. Отрицательное подкрепление стимулов часто вызывает непредсказуемые последствия, в то время, как положительное подкрепление вызывает изменения в поведении обычно в желаемом направлении. Положительное подкрепление стимула формирует поведение индивида и повышает самооценку человека.

Определенные положительные энергии и энергии естественным образом присущи нашему организму для здоровья и роста. Центральное понятие гуманистической психологии - это самореализация. Американский психолог Карл Роджерс (Carl Rogers), основатель гуманистической психологии, чувствовал, что желание стать человеком является компетентным и способным, насколько это возможно, биологически. Важнейшую роль в формировании и развитии личности играет самооценка личности - его « Я -концепция». Роджерс считал, что человек склонен действовать согласно своей самооценке, тем более, что он не мог точно знать, кем он был на самом деле. Не может быть объективного образа себя, применяемого как своего рода стандарт. Тем не менее, существует текущий жизненный опыт, часто противоречащий уже сформированной «Я-концепции». К. Роджерс назвал это противоречие между понятием «я» и реальным опытом - несоответствием. Такое противоречие может быть разрешено либо путем изменения поведения, изменения реального опыта, либо путем изменения самооценки человека - его «Я - концепции»

Другим выдающимся основоположником гуманистической психологии был видный американский психолог А. Маслоу, который много потрудился над проблемами роста и развития личности. Маслоу считал, что сущность индивида исходно позитивна и направлена в сторону постоянного развития. Маслоу полагал, что психоанализ Фрейда преподносит нам болезненную часть психики, которую надо дополнить ее здоровой частью. Именно ему должны быть благодарны исследователи психологии личности за переориентацию внимания с исследования неврозов на изучение психологии здоровья, за конструктивную критику психоанализа, за убежденность в необходимости роста и развития. Поэтому его представление о само актуализации личности стало догмой для большого числа специалистов-психологов на десятилетия вперед.

Представители экзистенциальной тенденции в психологии серьезно критикуют Фрейда и других сторонников психоанализа за то, что у них есть человек, зависящий от склонностей и представителей бихевиоризма - за зависимость от окружающей среды и отсутствие свободы. Напротив, в рамках экзистенциальной тенденции у индивида есть свобода выбора, и каждая ситуация дает возможность человеку найти свое лучшее применение, что является смыслом для человека. В то же время экзистенциализм обращает особое внимание на учет проблемы связи между человеком и миром. С точки зрения последователей этой теории, попытка понять человека отдельно от его мира является ошибкой. Человек не может существовать без мира, так же как нет мира без человека.

Анализ транзакционных личностей, основанный американским психологом Э. Берном, представляет собой метод групповой психотерапии, основанный на конкретной идее о структуре человеческой психики. Берн пришел к выводу, что в каждом человеке можно найти три типа самосознания: родителя, взрослого и ребенка. В этом случае транзакция называется единицей связи, которая может быть транзакционным стимулом (вызов другому лицу) или транзакционным ответом (ответ на этот вызов). Берн считает, что нет «незрелых личностей», но есть люди, в которых «ребенок» полностью смущает и излишне принимает на себя функцию управления всем человеком, тогда как также имеет только одно обнаружение и управление Психологи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, необходимость заботы о других, способность активно участвовать в жизни общества и эффективно использовать свои знания и способности, создавать психологическая близость с другой большей самореализацией.

С точки зрения акмеологии характерная характеристика зрелости - это признание в группе свойств и социально-психологических качеств личности. И если эта оценка достаточно высока, признание социальной группы не только компенсирует, но и оправдывает в глазах человека даже неудачи в области межличностных отношений. Отсутствие этого признания является одной из причин психологического недомогания человека, его неудовлетворенности его деятельностью. Если человек не имеет признания ни на уровне группы, ни на личном уровне, эта ситуация вызывает психологический кризис личности. В таких обстоятельствах можно сказать, что человек как профессионал не состоялся. Нельзя отрицать, что для общества и для личности, крайне важно продолжать акме - самый оживленный период создания жизни человека.

Э. Берн утверждает, что все три аспекта личности очень важны для функционирования и выживания, каждый из них заслуживает одинакового уважения, ведь каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной. Автор трансакционного анализа утверждает, что большинство людей в течении своей жизни в основном только играют и слишком мало времени отводят настоящей жизни, шире человеческим отношениям, которые и приносят чрезвычайное удовольствие.

Акмеологический подход к изучению личности представляют Б. Ананьев, Н. Кузьмина, О. Бодальов, А. Деркач, А. Кокорев, Л. Орбан-Лембрик, Ю. Панасюк и др. В частности, известный российский психолог Б. Ананьев (1907-1972 гг) обосновал необходимость создания новой науки - акмеологии (акме - вершина, высшая точка, лучшая пора в развитии человека), которая объединила усилия ученых разных областей знаний, которые исследуют человека, его развитие и становление, и сосредоточила свое внимание на изучении личностных, психофизиологических характеристик физически и психически зрелого взрослого человека, на выяснении объективных и субъективных факторов, которые позволяют индивидам как можно плодотворнее проявить себя в жизни. Проведенные социально-психологические исследования свидетельствуют, что зрелый человек не рождается, состояние зрелости не появляется у него неожиданно и сразу, на то, каким оно есть и будет, «работают» все предварительные этапы его развития. Таким образом, не сформированная в начале жизненного пути профессиональная культура трудно компенсируется в следующих этапах, что негативно влияет на личностное и профессиональное развитие индивида.

Психологи выделяют следующие характеристики зрелой личности: развитое чувство ответственности, потребность в заботе о других людях, способность к активному участию в жизни общества и к эффективному использованию своих знаний и способностей, к психологической близости с другим человеком, к конструктивному решению различных жизненных проблем на пути к наибольшей самореализации.

С позиции акмеологии показательной характеристикой зрелости является признание в группе социально-психологических свойств и качеств индивида. И если эта оценка достаточно высока, то социально-групповое признание не только компенсирует, но и оправдывает в глазах личности даже неудачи в сфере межличностных отношений. Отсутствие такого признания - одна из причин психологического дискомфорта человека, его неудовлетворенности своей деятельностью. В случае, если у человека нет признания ни на групповом, ни на личностном уровне, то эта ситуация порождает психологический кризис личности. При таких обстоятельствах можно говорить о том, что индивид как профессионал не состоялся. Неоспоримым является тот факт, что для общества и для самой личности чрезвычайно важно продолжить акме - наиболее активный творческий период жизни человека.

Абульханова-Славская К.А. конкретизируя понятие жизнедеятельности поиному решает проблему жизненного пути личности, исследуя особенности противоречий индивидуальной жизни и выявляя качество личности как субъекта жизненного пути, обусловливающего жизненную позицию, линии и перспективы развития. Это позволило открыть новый угол зрения на определение личности, особенности высших функциональных личностных образований, осуществить переход от традиционного рассмотрения свойств личности к исследованию ее проявлений в контексте жизни, в процессе решения жизненных задач.

Основываясь на собственных эмпирических исследованиях, Абульханова-Славская разработала типологическую стратегию изучения личности. На ее основе осуществлено исследование высших, связанных с жизненным путем, личностных способностей - способности к организации времени, активности-инициативы, ответственности, интеграла притязаний, саморегуляции и удовлетворенности, сознания личности в целом. Помимо этого ею была создана концепция личностной организации времени жизни, обнаруживающую трехкомпонентную структуру и типологические особенности этой организации. Она также является автором концепции социального мышления, в частности социального мышления российской личности и менталитета.

2. Становление и социализация личности

2.1 Становление и развитие личности в социуме

Научное понимание особенностей взаимосвязи между «социальным» и «индивидуальным» в развитии личности определяет личность как неотъемлемый субстрат с определенными семейными, бытовыми, национальными, профессиональными, психологическими и другими характеристиками, которые появляются во взаимоотношениях индивида с его социальной средой. Сам термин «социальный» включает в себя особенности социальных отношений, условия жизни человека в обществе, характеристики системы образования, характер производства и социальные институты, а также распространение информации. , Все эти факторы в то же время определяют и сами определяются социальной деятельностью и творческой инициативой человека, который в своем развитии воспроизводит достижения истории человеческой культуры и цивилизации. , Быть в среде такого рода, в различных политических, экономических, социальных и психологических условиях; он использует культурное наследие, говорит на своем родном языке, который является социально сформированным инструментом мысли, через который он понимает человеческий опыт и общается. Все это происходит при непосредственном участии данных из характера слуха, зрения, вкуса, запаха, мысли, чувств, желаний и других.

Однако при всей генетической смертности всех биологических характеристик человека человеческая психика не встроена в гены, характеристики человеческой психики формируются социальной и практической деятельностью других людей. человек. Социально-психологический, политический и экономический процесс могут как способствовать прогрессивному развитию человека, так и препятствовать ему. Поэтому адекватные идеи о развитии личности в обществе могут быть получены только в том случае, если мы рассмотрим эти компоненты в единстве и в отсутствие увеличения или недооценки того или другого. другой (человек или компания).

Конечно, у каждого человека есть характеристики, характерные для организма, включая нервную систему. Однако эти характеристики и характеристики организма, наследственно, генетически обусловленные, не являются фактором, но, по мнению П. Гальперина, необходимой физиологической основой, условием, а не причиной развития человека как члена общества. Согласно современным концепциям психологии, все необходимые личные качества личности могут формироваться у любого человека, который организует свою жизнедеятельность со всеми природными характеристиками нервной системы. Другими словами, каждый здоровый человек способен на почти неограниченное духовное развитие.

Развитие и формирование личности является культуро-историческим воспроизведением личности как носителя клановой сущности человечества, а именно о присвоении социально развитых способностей, овладевая ими. методы деятельности. Такая деятельность в конечной форме не дается человеку, а в ее биологической сущности не по своей природе. Его деятельность представлена в результатах и опыте человеческой деятельности, присвоение которой, овладение опытом, является формой, в которой развитие психики, сознания человека и его личность. С. Рубинштейн, известный советский психолог и философ, сказал, что развитие «индивидуума» - это способность человека стать предметом, достигая в этом развитии высшего уровня субъективности. В конце концов, оказывается, что внутренняя природа человека проявляется только при отражении внешнего.

Можно сделать вывод, что ум является одновременно реальностью и отражением реальности. Говоря об этом, Рубинштейн полагался на тезис о том, что «социальный» коррелирует с «индивидом», действует внешне и зависит от него. Однако «индивид» также имеет свой непосредственный источник активности и развития, чтобы можно было наблюдать не только изменение внешней социальной среды, но и организацию характерного, относительно независимого внутреннего мира. , человека. Противоречие, наблюдаемое здесь между «индивидуальным» и «социальным», является источником развития личности в обществе. При такой постановке вопроса индивидуум одновременно проявляется как в зависимости от общества, так и от автономного и свободного человека.

Тщательный анализ взаимосвязи между внутренним «индивидуумом» и внешним «социальным» раскрывает человеку существенное, типичное, которое естественно образуется в конкретной исторической системе социальных отношений, в пределах определенного класс или социальная группа, социальная организация, к которой она принадлежит. В то же время, если мы рассматриваем отдельного человека как члена групп и социальных классов, социальных институтов и общественных организаций, мы не работаем со свойствами отдельных лиц, а с социальными типами индивидуумов. Конечно, типы социальной и психологической личности могут быть определены по различным критериям. Вы можете определить их с точки зрения истории человечества, вы можете определить их зависимость от ориентации ценностей.

Формирование человека в обществе и его развитие - это процессы, когда во время обучения, включая социально-психологический опыт и условия жизни, происходит переход от абстрактной возможности к социальному статусу владеют реальной возможностью, что делает ее совокупностью всех реализованных возможностей. предоставленному человеку. В то же время, когда мы говорим о формировании человека в обществе, мы говорим о развитии не абстрактного человека, который находится вне пространства и времени, а человека, действующего и развивающегося в социально-культурной среды и на определенном этапе развития общества. Чтобы обнаружить, изучить и понять принципы, на которых основывается знание об усвоении социальных ценностей и норм, его формирование и развитие невозможно без изучения социокультурного и этнопсихологического влияния на человека. Ввиду всего вышесказанного можно сделать вывод, что сегодня мы должны говорить о новом видении проблемы планирования личного развития, системы обучения и обучения личности в социальной среде. , В этом процессе необходимо учитывать индивидуальную индивидуальность индивида, способность выполнять одну и ту же деятельность другим психологическим способом, отражение и внутренний механизм развития личности, отношение к индивидуум как высшая ценность, как средство для мировоззрения, общественных интересов и настроений в стране. Вероятно, только с таким подходом мы сможем определить все факторы между понятиями «личность» и «общество», открыть все объективные и субъективные условия, необходимые для повышения эффективности человеческого развития в обществе.

личность социальный психологический

2.2 Социализация личности

Социально-психологическая социализация - это процесс вхождения человека в общество, активного контроля над социальным опытом, ролями, нормами и ценностями, необходимыми для успеха жизни в данном обществе. Социализация связана с развитием социальных качеств, знаний, навыков, способностей, которые позволяют субъекту, способному к социальным отношениям. Этот процесс имеет место как в условиях спонтанного воздействия на человека различных жизненных обстоятельств, так и в условиях прямого целевого обучения личности.

При изучении вопросов обучения и развития личности следует отметить, что человек как человек обычно не может жить вне общества, а не в социальной среде. При взаимодействии с социальной средой многие социальные и психологические явления влияют на формирование личности. Социально-психологическая реальность, социально-психологические явления проявляются как отражение различных форм общения. Но формирование социально-психологического типа происходит главным образом с помощью собственного опыта общения в прямых социальных контактах, где индивидуум находится под влиянием микро-среды, а через него - макро-среда, культуры, социальных норм и ценностей. Оказывается, что формирование человека как личности происходит в определенных исторических и социально-экономических условиях.

Первичная социализация - это адаптация человека к роли, функциям и социальным нормам, которые формируются в различных социальных институтах общества на разных уровнях человеческой деятельности. Этот процесс осуществляется посредством социальной идентификации, то есть осознания их принадлежности к этому сообществу. Социализирующими агентами являются семья, школа, сверстники или субкультуры и компенсаторы, что приводит к десоциализации.

Вторичная социализация - это интернализация, процесс интеграции социальных ролей во внутренний мир человека. В то же время формируется система внутренних регуляторов личного поведения, которая обеспечивает соответствие (или нейтрализацию) поведения индивида образцам и отношениям, определяемым государственной системой. Мы говорим здесь о способности оценивать нормы, жизненный опыт, тогда как в процессе первичной социализации они просто ассимилируются.Большинство психологов выделяют следующие этапы социализации:

1. Первичная, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста). Ребенок адаптируется, приспосабливается к социальной среде.

2. Стадия индивидуализма (подростковый и ранний юношеский возраст). У подростка появляется желание выделить себя среди других, развивается критическое отношение к общественным нормам поведения.

3. Стадия интеграции (18-25 лет). Проявляется в желании найти свое место в обществе.

4. Трудовая стадия (с 18 до 55-60 лет). Данная стадия характеризуется тем, что человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия на среду и общество через свою деятельность.

5. Послетрудовая стадия. Охватывает пожилой возраст, когда вносит существенный вклад в воспроизводство социального опыта, процесс передачи его новым поколениям.

В отечественной психологии особое внимание всегда уделялось этим последним умственным образованиям из-за их определяющей (регулирующей) роли в поведении индивидуума. За это время они в значительной степени зависят от деятельности и поведения человека: их изменения по разным причинам также вызывают изменения в самой личности. Однако в последние годы было трудно понять, что субъективность личности всегда имеет недостаток: ее объективность. Следует также отметить, что социализация - это не только процесс усвоения социальных норм, ролей, отношений посредством включения в социальные связи, но и процесс интеграции этих норм в систему. интегральная (структура) личности, через которую происходит его формирование.

Существуют разные взгляды на период после окончания среднего образования в университете или другом учебном заведении. С одной стороны, университет, техникум и другие формы образования не могут быть отнесены к стадии работы, но, с другой стороны, особенности обучения в учебных заведениях этого типа вполне в отличие от периода обучения в школе. Например, это проявляется во все более последовательной реализации принципа комбинированного обучения с трудом. Поэтому эти периоды жизни человека не могут рассматриваться одинаково. Во всяком случае, но в научных работах вопрос имеет двойное освещение, хотя в любом решении сама проблема очень важна, как теоретически, так и конкретно: ученики являются одной из групп важнейшие социальные проблемы общества и проблемы социализации этой группы крайне актуальны. ,

Несмотря на некоторые убеждения, что процесс социализации заканчивается завершением процесса обучения человека, большинство исследователей говорят о безусловном стремлении к процессу социализации в период профессиональной деятельности человека. Кроме того, мнение, что человек понимает не только социальный опыт, но и воспроизводит его, подчеркивает этот шаг. Признание этапа социализации является логическим следствием признания фундаментального значения трудовой деятельности для личного развития. Сегодня мы не можем подписаться на утверждение о том, что работа до мобилизации основных сил человека прерывает процесс приобретения социального опыта; и мы не принимаем тот факт, что в период занятости прекращается воспроизведение социального опыта. Несомненно, молодежь - это самый важный момент в формировании личности, но нельзя забывать, что работа во взрослой жизни не может быть использована при определении факторов этого процесса.

Утилитарную же значимость рассматриваемого вопроса нельзя переоценить: введение трудовой стадии в орбиту проблем социализации заслуживает особого внимания в современных условиях в связи с принципом постоянного образования личности, включая все возрасты. Подобный подход ведет к возникновению новых возможностей для построения междисциплинарных исследований, в частности, в сотрудничестве с педагогикой, в отношении раздела, занимающегося проблемами трудового воспитания. На протяжении уже нескольких лет актуализуются исследования по акмеологии, науке о зрелом возрасте.

Стадия социализации после работы сегодня является еще более сложной проблемой. Конечно, тот факт, что эта проблема еще более поздняя, чем получение социального опыта в течение рабочего периода, является оправданием. Его заявление обусловлено объективными требованиями общества в социальной психологии, которые вытекают из самого курса социального развития. С другой стороны, увеличение ожидаемой продолжительности жизни, с одной стороны, и условная социальная политика государств, означают, что в структуре населения старость начинает занимать важное место. Во-первых, его доля увеличивается. Трудовой потенциал тех, кто составляет социальную группу, например пенсионеров, достаточно сохраняется. Проблемы пожилых людей становятся актуальными для ряда наук в современных обществах. Не случайно дисциплины, такие как геронтология и гериатрия, находятся в периоде быстрого развития.

Проблема стадии социализации после работы присутствует сегодня в социальной психологии. В то же время основные точки зрения дискуссии противопоставляются друг другу: один из них считает, что сама концепция социализации просто не имеет смысла, если она применяется к периоду жизнь человека, где разрушаются все его социальные функции. С этой точки зрения, этот период совершенно не может быть описан с точки зрения изучения социального опыта или даже с точки зрения воспроизводства. Крайней идеей с этой точки зрения является идея «десоциализации» после завершения процесса социализации. Другая позиция, напротив, активно настаивает на совершенно новом подходе к пониманию психологической сущности старости. Большое количество экспериментальных исследований продолжительной социальной активности пожилых людей, особенно пожилых людей, считается благоприятным для этой позиции и рассматривается как возраст, способствующий значительному воспроизведению социального опыта. Вопрос касается только изменения типа деятельности личности в этот период.

Косвенным признанием того, что социализация продолжается в пожилом возрасте, является концепция Э. Эриксона о наличии восьми возрастов человека (младенчество, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст и юность, молодость, средний возраст, зрелость). Лишь последний из возрастов – "зрелость" может быть, по мнению Эриксона, обозначен девизом "мудрость", что соответствует окончательному становлению идентичности. Если принять эту позицию, то следует признать, что послетрудовая стадия социализации действительно существует.

Хотя вопрос не нашел однозначного решения, на практике ищут различные формы использования деятельности пожилых людей. В нем также утверждается, что проблема имеет, по крайней мере, право на обсуждение. Идея непрерывного образования, выдвинутая в последние годы в области педагогики, которая включает образование взрослых, косвенно входит в дискуссию о том, включать ли этап после работы в периодизацию процесса социализации.

Социализация - это процесс, определяемый различными явлениями, которые значительно варьируются в зависимости от объективных изменений в человеческом обществе. Исходя из результатов многих сравнительных исследований, проведенных за последние десятилетия, можно сказать, что процесс социализации определяется не только институциональными структурами, но и меняющимися условиями бытия: возможностями мобильности, присутствием в виртуальное пространство, отсутствие жизненно необходимой необходимости в группах поддержки изменений и т. д. В частности, психологи старения находят сокращение продолжительности дружеских отношений между современными подростками и молодыми людьми, демографическая статистика свидетельствует в пользу крайней нестабильности браков и т. д.

Таким образом, эволюция обстоятельств жизни оставляет существенный отпечаток на процессе социализации и изменяет ее последствия как во времени, так и в содержании.

Основными определяющими факторами на внеличностном уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д. На следующем - межличностном уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

В современном мире социализация личности характеризуется интенсивной сменой детерминант. Социальная неопределенность не только обусловливает изменения во включении личности в сообщества, но и становится нормой, регулирующей поведение субъекта. В связи с этим в исследованиях психологов и специалистов-смежников все больше проходит линия изучения ценностно смысловой основы рискованного поведения и способности личности к инновационному поведению.

Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого-педагогические условия. Стихийная, недостаточно контролируемая и направляемая социализация без учёта индивидуальных особенностей ребёнка может иметь как непосредственные, так и отсроченные травмирующие действия

Заключение

Итак, в проведенном исследовании был рассмотрен социально-психологический подход к пониманию личности. Анализ научной и учебной литература отечественных и зарубежных авторов позволил выявить такие особенности социально-психологического подхода к рассмотрению личности. Во-первых, данный подход показывает социально-психологическую структуру личности; во-вторых он раскрывает механизмы социализации личности; в-третьих он предоставляет возможность для диагностики данной структуры характеристик личности и воздействовать на нее. Помимо этого можно отметить, что главное внимание социальных психологов в исследовании личности устремлено на выяснение закономерностей, которым подчиняются психика и деятельность человека в социальных группах.

Социальная психология исследует те аспекты личности человека, которые характеризуют социальные связи и отношения человека. В первую очередь это: его самооценка или Я-концепция, ценности, социальные установки, нормы, формы социального поведения, его мотивы и мотивация и ряд других специальных явлений, характеризующих личность со стороны ее взаимоотношений и взаимодействий с обществом и другими людьми. Личность понимается в социальной психологии на основании ее коммуникативного потенциала, который влечет за собой социально-психологическое отражение реального социума, обмен информацией, ценностями, умениями, нормами. При этом переход связей между социальными отношениями индивида и его внутренними мотивами опосредован активностью личности.

Анализ литературы показал, что сегодня существует множество различных социально-психологических теорий личности, которые предоставляют нам возможность говорить о ней как о индивидуальности и одновременно как о социально-психологическом явлении. В социальной психологии нет общей теории личности; это связано, в первую очередь, с историей развития самой социальной психологии, где к середине прошлого века образовалось четыре основных подхода к объяснению социального поведения личности: необихевиористский, когнитивистский, психоаналитический и интеракционистский. Все, кроме четвертого соответствуют общепсихологическим течениям, а последний имеет социологическое происхождение. Все они характеризуются общими теоретическими принципами анализа и интерпретации социального поведения личности и содержит ряд конкретных социально-психологических теорий личности, так называемых «теорий среднего ранга».

Если говорить о развитии и становлении личности, то оно представляется как культурно-историческое воспроизведение индивида как человека, являющегося носителем родовой сущности человечества, это присвоения им общественно выработанных способностей через овладение способами деятельности. Подобная деятельность в готовом виде не дается человеку и в его биологической сущности не закладывается природой. Его деятельность, представленная в результатах и опыте деятельности людей, присвоение которого, овладение опытом является той формой, внутри которой и происходит развитие психики, сознания человека, его личности.

Отдельно была рассмотрена такая важнейшая категория как социально-психологическая социализация, которая представляет собой процесс вступления индивида в общество, активного овладения им социального опыта, ролей, норм, ценностей, необходимых для успешной жизнедеятельности в данном обществе. Социализация предполагает вырабатывание социальные качества, знания, умения, надлежащие навыки, что позволяет ему дееспособным субъектом социальных отношений. Данный процесс протекает как в условиях стихийного влияния на личность различных жизненных обстоятельствах, так и в условиях непосредственного целенаправленного формирования личности. Учитывая результаты проделанной работы, можно сказать, что изначально поставленные перед исследованием цели и задачи достигнуты.

Список использованных источников

  • Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие. - 3-е изд.,перераб. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2013. - 302 с
  • Андреева, Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 363 с.
  • Гераськина, М.Г. Социальная психология: Учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Сухов, М.Г. Гераськина, А.М. Лафуткин; Под ред. А.Н. Сухов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 615 с.
  • Дерябин, В.С. Психология личности и высшая нервная деятельность: Психофизиологические очерки / В.С. Дерябин. - М.: ЛКИ, 2016. - 202 c.
  • Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 640 с.
  • Ефимова, Н.С. Социальная психология: Учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 192 с.
  • Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для ВУЗов / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214 c.
  • Карабанова О.А. Возрастная психология. Конспект лекций. М., 2015.
  • Лурия А.Р. Лекции по общей психологии; собрание лекций, СПб: Питер, 2016. – 320 с.
  • Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс; Пер. с англ. З.С. Замчук. - СПб.: Питер, 2013. - 800 c.
  • Мудрик А.В. Социальная педагогика. 6-е изд., перераб. и доп. - М.: 2013. - 224 с.
  • Немов, Р.С. Общая психология. В 3-х т. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. Немов. - М.: Юрайт, 2015.
  • Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. – СПб.: ИГУП, 2013. – 592 с.
  • Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М.: Инфра-М, 2014 — 525 с.
  • Реан, А.А. Психология личности / А.А. Реан.. - СПб.: Питер, 2013. - 288 c.офизиологические
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Издательство: «Питер» Серия: Мастера психологии. – 2015. - 592 с.
  • Сапогова Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 460 с.
  • Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.Н. Сухов, А.А. Бодалев, - М.: Издательский центр «Академия», 2014. - 600 с.
  • Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов н/Д., 2013. – 544 с.
  • Яшина Е.Е. Психология развития человека: учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2015. - 460 с.

10. Калина, Н.Ф. Психология личности: Учебник для / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214

11. Калина, Н.Ф. Психология личности / Н.Ф. Калина. - М.: Академический проект, 2015. - 214

12. Т. 3. Психология личности: Учебник / Р.С. 2012. - 739

психология личности: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Р.С