Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Проблема личности в социальной психологии

Содержание:

Введение

Проблема личности в социальной психологии – это не только важнейшая теоретическая проблема философии, но и одна из фундаментальных проблем социально-гуманитарного познания. Сложная ситуация современного российского социума, изменения в материальной и духовной жизни человека требует переосмысления многих фундаментальных научных категорий. Современный человек оказался лишенным как установок официальной идеологии, так и нормативно-ценностного контекста [28].

Данная ситуация характеризуется рассогласованностью социально-культурного, личностно-ценностного пласта человеческого мира и технической среды. Информационный детерминизм приводит к недооценке не только роли личности в обществе, но и всего, что непосредственно не выражается в термине «информация», то есть социума, культуры, духовных ценностей и т.д. В этом контексте недооцененной оказывается и вся гуманитарная сфера, с которой тесно связаны проблемы личности [27].

С другой стороны, роль личности в развитии общества, в решении его проблем всегда была первостепенной, и сегодня личность остается важным ресурсом социальных изменений. Более того, с учетом колоссальных экономических, политических, социальных, культурных преобразований в современном российском обществе, выдвигаются все новые требования к личности со стороны общества [30].

Можно достаточно уверенно датировать возникновение психологии личности как особой предметной области психологического познания в конце 1930-х гг., когда вышли в свет первые фундаментальные теоретические работы, задавшие эту область: «Динамическая теория личности» К. Левина (1935), «Личность» Г. Олпорта (1937) и «Исследования личности» Г. Мюррея (1938). С этого времени и примерно до конца 1960-х годов длился период, который можно назвать классическим периодом в изучении личности, характеризовавшийся именно упомянутым многообразием альтернативных теорий. С начала 1970-х гг. вектор теоретическою развития изменился – началось движение теорий навстречу друг другу, к выработке общего языка на основе достижений, накопленных в каждой из них. Психология личности вступила в неклассический этап своего развития, ведущий к превращению этой области знания в науку.

При этом практически все учебники по теориям личности писались и пишутся в «классическом» духе. Это значит, что несмотря на общее введение и заключение, а также иногда предлагаемую сетку общих критериев, задающих своеобразное семантическое пространство, в котором теории удобно сравнивать между собой, каждая теория излагается в собственной логике, в изоляции от остальных теорий – то, что А. Н. Леонтьев называл «обобщением посредством переплета» [29].

Таким образом, актуальность исследования развития теорий личности в психологии определяется противоречием между уже сложившимися теориями личности, каждая из которых обладает уникальной ценностью и значимостью и непредставленностью целостной теории личности, отвечающей общим критериям её оценки.
 Степень разработанности проблемы

Различные теории описывают личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющее различия между людьми. Понятие персонологии – науке о личности, в психологическую науку ввел Генри Мюррей в 1938 г., объединив как теоретическую базу, так и эмпирические исследования в данной области. В современном представлении персонология — система знаний о личности, включающая в себя философские, социологические, биологические, исторические, медицинские, юридические, педагогические аспекты, причем приоритетным является психологическое знание. [16, с. 304].

Теоретической базой исследования выступили Психоанализ З.Фрейда, Аналитическая психология К.Г. Юнга, Индивидуальная теория личности А. Адлера, Классический бихевиоризм Уотсона и Скиннера, Структурная теория черт личности Р. Кеттелла, Теория типов личности Айзенка, Теория черт личности Олпорта, Социально-когнитивная теория Бандуры, Теория социального научения Роттера, Феноменологическая теория К. Роджерса, Гуманистическая теория А. Маслоу. В отечественной психологии – Рубинштейн С.Л, Ананьев Б.Г, Зейгарник Б.В, Мясищев В.Н, Узнадзе Д.Н, Братусь Б.С, Палей И.М, Ломов Б.Ф, Ковалев А.Г, Абульханова К.Л, Шорохова, Е.В, Петровский А.В, Ядов В.А, Шкуратова И.П и другие.

Объект проблема личности в социальной психологии.

Предмет исследования – понимание личности основными психологическими школами.

Цель настоящей работы – проанализировать проблемы личности в социальной психологии.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

  1. Исследовать понимание личности основными теориями в западной психологии.
  2. Исследовать взгляды на личность в отечественной школе психологии.
  3. Рассмотреть возможные направления интеграции различных взглядов на личность.

Научная новизна работы заключается в рассмотрении интегративных возможностей исследования личности различными теориями.

Глава 1. Понимание личности основными теориями западной психологии

Психодинамическое направление в теории личности

Классический психоанализ

Одной из первых полноценных теорий личности была психодинамическая теория личности австрийского психолога Зигмунда Фрейда (1856-1939), более известная как «классический психоанализ». Зигмунда Фрейд ввел три новых понятия: Ид, Эго и Супер Эго.

Ид, представляет сферу врожденного, инстинктивного, бессознательного, источник психической энергии. Эго – инстанцию, промежуточную между Ид и Супер Эго, осуществляющую контроль над идущими в Супер Эго из Ид импульсов, влечений. Супер Эго представляет усвоенные с детства традиционные ценности и общественные идеалы. Этими тремя системами в психоанализе представлена личность. Главная концепция психоанализа заключалась в «признании двух основных управляющих человеком влечений - к жизни и к смерти, разрушению [16, с. 422]. В Ид всё подчинено принципу удовольствия, для него нет никаких рамок, моральных запретов, нравственных оценок.

В отличие от Ид, Эго является образцом логики, здравого смысла и благоразумия, это сфера сознательного. В Эго сосредоточены стремление к упорядоченности и желание подчинить нерациональное Ид с принципом удовольствия принципу рационализма. Эго является некой инстанцией, стремящейся подавить желания Ид. Нередко, когда Я пытается управлять Ид и изменять принцип его действия на логический, направить энергию в нужное русло, Ид может незаметно «перехватывать инициативу», в результате чего Эго оказывается ведомым Ид. Сам З. Фрейд сравнивал Я и Оно с лошадью и всадником: обычно всадник (Я) управляет лошадью (Оно), задавая ей направление движения, решая, куда именно нужно повернуть, какое из направлений лучше. Но в какой-то момент времени может произойти нечто непредвиденное и лошадь, потеряв контроль, понесёт своего всадника туда, куда подскажет ей её необузданный нрав. И тогда всадник ничего не сможет с этим поделать [7, с. 329].

Индивидуальная теория личности и аналитическая психология

Помимо «классического психоанализа» стали появляться другие теории психодинамического направления, которые пытались пересмотреть некоторые положения теории З. Фрейда. Наиболее яркими представителями являлись австрийский психолог А. Адлер и швейцарский психиатр К. Г. Юнг.

Карл Густав Юнг (1875-1961) - психиатр, психолог, ученик З. Фрейда. Как и З. Фрейд, он признавал влияние динамических неосознаваемых влечений на человеческое поведение, а также три основных уровня, из которых состоит личность (Ид, Эго, Супер Эго). Но, в отличии от своего учителя, не придавал ведущего влияния сексуальным и агрессивным побуждениям. Согласно Юнговской теории личности, которая известна как Аналитическая психология, существует наследуемая часть психики, которая формировалась в течение сотен тысяч лет – коллективное бессознательное. Посредством этой части психики человек воспринимаем окружающую среду и свой жизненный опыт [23].

Подтверждение тому К.Г. Юнг находил в схожести символов и образов культур разных народов мира. Инстинкты и архетипы образуют коллективное бессознательное. Ведущую роль К.Г. Юнг отводил пяти архетипам: Аниме, Анимусу, Персоне, Самости, Тени. Анима и Анимус – аэто женское и мужское бессознательное, которое присуще мужчинам и женщинам соответственно. Персона – образ социальной роли человека по отношению к другим людям (маски). Самость характеризует целостность и гармонию личности, определяет его индивидуальность. Тень – это бессознательная противоположность Персоне, она скрывает в себе все то, что утверждает сознание индивида. Также значительным вкладом К.Г. Юнга в изучении вопроса личности, было введение понятий «интроверсия» и «экстраверсия». Интроверсия и экстраверсия суть два вида психической реакции, которые как таковые часто наблюдаются в одном и том же индивиде. [19, с. 29] и характеризуются вектором направленности во внутренний мир (к субъекту) и во внешний мир (к объектам).

Альфред Адлер (1870-1937) - психолог, психиатр, ученик З. Фрейда. Как и К.Г. Юнг, А. Адлер не признавал ведущего влияния сексуальных и агрессивных побуждений на поведение человека. Но, в отличии от К.Г. Юнга, отрицал и значительность влияния на поведение бессознательных влечений. Его учение, получило название Индивидуальной психологии. Не врожденные влечения или архетипы, но чувство общности с другими людьми, стимулирующее социальные контакты и ориентацию на других людей, – вот та главная сила, которая определяет поведение и жизнь человека [16, с. 302].

Так, А. Адлер подчеркивал ведущую роль социальных интересов в личности. Однако при этом главной тенденцией в развитии личности, А. Адлер считал стремление человека сохранить целостность своей индивидуальности и развить ее. Теория личности А. Адлера является хорошо структурированной системой и базируется на нескольких основных положениях, объясняющих многочисленные варианты и пути развития личности: 1) фиктивный финализм; 2) стремление к превосходству; 3) чувство неполноценности и компенсации; 4) общественный интерес (чувство общности); 5) стиль жизни; 6) творческое Я.

Согласно этим положениям, личность старается компенсировать свое чувство неполноценности, вырабатывая уникальный стиль жизни, который способствует достижению целей направленных на стремление человека к превосходству. Кроме того, Индивидуальная психология выделяет четыре вида компенсации: неполная, мнимая (уход в болезнь), полная компенсация и сверхкомпенсация. Соединение видов компенсации с жизненным стилем и уровнем развития чувства общности дало возможность А. Адлеру создать одну из первых типологий личности детей. [22 , с. 234-235]. Теория личности Адлера, оказала большое влияния на психологию личности, а также гуманистическую психологию и психотерапию.

Таким образом, З. Фрейд был первым психологом-теоретиком, который уделил особое внимание развитию личности. Психоаналитическая теория как таковая служит примером психодинамического подхода – она отводит ведущую роль сложному взаимодействию между инстинктами, мотивами и влечениями. Понятие динамики применительно к личности подразумевает, что поведение человека является скорее детерминированным, чем произвольным или случайным. В теории подчёркивается значение бессознательных психических процессов в регуляции поведения человека.

А. Адлер подчеркивал социальные детерминанты личности. Другие значимые темы, поднятые венским психиатром, сфокусированы на способности людей свою судьбу; преодолевать примитивные побуждения и неконтролируемую среду, совершенствовать себя и окружающий мир.

Как и З. Фрейд, К.Г. Юнг посвятил себя изучению динамических неосознаваемых влияний на человеческое поведение и опыт. При этом К.Г. Юнг утверждал, что содержание бессознательного есть нечто большее, чем подавленные половые и агрессивные побуждения. Согласно юнговской теории личности, известной как аналитическая психология, индивидуумы мотивированы интрапсихическими силами и образами, происхождение которых уходит вглубь истории эволюции. Это врожденное бессознательное содержит имеющий глубокие корни духовный материал.

Другой источник разногласий между Фрейдом и Юнгом – отношение к сексуальности как к преобладающей силе в структуре личности. Фрейд трактовал либидо, в основном, как половую энергию, а Юнг рассматривал его как диффузную творческую жизненную силу, проявляющуюся самыми различными путями – как, например, в религии или стремлении к власти. То есть, в понимании Юнга, энергия либидо концентрируется в различных потребностях – биологических или духовных. К.Г. Юнг первым из теоретиков личности доказывал, что для достижения психического здоровья личности ее разнонаправленные тенденции должны быть включены в согласованное целое [31].

Диспозициональное направление в психологии личности

Диспозициональная теория личности включает в себя три основных направления: жесткое, мягкое и формально динамическое (промежуточное).

Эрнст Кречмер (1888-1964) - немецкий психиатр, психолог. В своей работе «Строение тела и характер», Э. Кречмер, установил соответствие конституции тела и психического склада человека.

Ганс Юрген Айзенк (1916-1997) - британский психолог. Г. Айзенк предположил, что интроверсия и экстравесия, обусловлена функционированием головного мозга, а именно ретикулярной формации. У интровертов возбуждение формируется быстро и превалирует над силой и устойчивостью торможения. Для экстравертов характерно медленное формирование возбуждения а также сила и устойчивость реактивного торможения. В связи с этим, экстраверты более нуждаются во внешней сенсорной стимуляции, чем интроверты.

Используя факторный анализ, Г. Айзенк обнаружил, что все традиционные диагностические группы можно описать с помощью двух основных личностных факторов: нейротизма и экстраверсии-интроверсии. На основе этих двух параметров Г. Айзенк выделил четыре категории людей: интроверт стабильный, невротичный и экстраверт стабильный, невротичный. Это послужило основой трехфакторной теории личности. Ядром теории является концепция иерархической организации элементов личности. Г. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения [18].

«Мягкое» направление диспозициональной теории личности утверждает, что лич­ностные особенности зависят от биологических свойств человеческого организма, однако от каких именно и насколько – не входит в круг их исследователь­ских задач.

Одним из главных представителей этого направления, является американский психолог Гордон Олпорт (1897-1967) - американский психолог. «Личность – это динамическая организация психофизических систем индивида, которая обусловливает характерное для него поведение и мышление» [2, с. 122]. Разработанная им теория черт основывается на двух основных положениях. Люди обладают широким набором предрасположенностей (черт личности) реагировать определенным образом в различных ситуациях. Нет двух людей в точности похожих друг на друга. Каждая личность имеет характерные индивидуальные черты, отличающих индивидуумов друг от друга.

Личность, по Г. Олпорту, есть динамическая организация внутренних психических процессов, которые определяют характерное для личности поведение и мышление. Личность постоянно развивается и может быть подвержена влиянию как психологических, так и биологических факторов. Но личность включает также те области жизни, которые мы воспринимаем как присущие нам, как свои личные, собственные. Совокупность всех сторон личности, образующих ее внутреннее единство носит название «проприум» [2, с. 131].

Понятие «проприум» близко к понятию «Я» в гуманистической психологии. Г. Олпорт также считал что основную роль, в развитии проприума играет общество. Зрелой личностью по Г. Олпорту считается человек, который имеет реалистичный взгляд на жизнь и уровень притязаний, соответствующий умениям и навыкам.

Реймонд Кеттел (1905-1998) - британо-американский психолог. Личность по Р. Кетеллу – это то, что позволяет предсказать поведение человека в конкретной ситуации. Р. Кеттел считал, что поведение определяется взаимодействием черт и ситуационной переменной. Согласно Р. Кетеллу, черты – это тенденция действовать определенным образом в разное время и в разных ситуациях. Р. Кеттэлл предложил классификацию черт (факторов) личности [8, с. 57]. В основу классификации легли поверхностные и исходные черты. Исходные черты образуют основу структуры самой личности, поверхностные черты – продукт взаимодействия исходных черт, они менее стабильны чем исходные. 

Р. Кетелл разработал личностный опросник, для создания которого использовался метод факторного анализа. Структура личности по Р. Кеттелу состоит из шестнадцати факторов или исходных черт личности [8 стр.78-90]. Наиболее значимым в теории личности Р. Кетелла является его систематическое описание личности.

Таким образом, в основе диспозиционального направления в изучении личности лежат две общие идеи. Первая заключается в том, что люди обладают широким набором черт личности – предрасположенностей реагировать определенным образом в различных ситуациях. Это означает, что люди демонстрируют определенное постоянство в своих поступках, мыслях и эмоциях, независимо от течения времени, событий и жизненного опыта. Вторая основная идея диспозиционального направления связана с тем обстоятельством, что каждая личность уникальна и её уникальность наилучшим образом может быть понята через определение конкретных черт личности. 

Когнитивно-бихевиоральное направление в теории личности

Джон Уотсон (1878-1958) - американский психолог. Выдвинул идею о том, что предметом изучения психологии должно быть исключительно поведение, которое можно зарегистрировать и оценить. Этот подход получил название «бихевиоризма». В своей статье «Психология глазами бихевиориста» 1913 г. Дж. Уотсон сформулировал следующие основные положения теории:

  • поведение построено из секреторных и мышечных реакций организма, которые в свою очередь детерминированы действующими на животное внешними стимулами;
  • анализ поведения следует проводить строго объективно, ограничиваясь регистрацией внешне проявляющихся феноменов;
  • основным содержанием экспериментальной психологии является регистрация реакций в ответ на строго дозированное и контролируемое раздражение [4, с. 120].

Согласно теории научения, всё поведение, может быть объяснено внешними раздражителями и последующими за ними реакциями. Из этого следует основная формула бихевиоризма – «стимул-реакция». Развитие психики происходит при жизни ребенка и зависит в основном от социального окружения. Главное внимание в исследованиях детского развития уделялось изучению условий, способствующих или препятствующих научению, т.е. образованию связей между стимулами и возникающими на их основе реакциями.

Развитие бихевиоризма в 60-х годах XX века, получило в лице исследователя Берреса Скиннера (1904-1990) - американского психолога, изобретателя, которого можно отнести к течению радикального бихевиоризма. Скиннер утверждал, что все поведение человека, детерминируется окружающей средой. Он отрицал влияние каких-либо скрытых мотивов, чувств, бессознательного на поведение. Согласно Скиннеру, человек являет собой своего рода «черный ящик», внутреннее содержание которого практически недоступно объективному научному исследованию [5, с. 464]. По его мнению, все усилия должны быть направлены на изучения внешних, доступных наблюдению поведенческих проявлений. Он утверждал, что позитивное подкрепление является более надежным способом контроля поведения как у взрослых, так и у детей. По Б. Скиннеру человеческое поведение может меняться в течение жизни, причиной этому являются кризисные явления, к которым индивид не имеет адекватных поведенческих реакций. Развитие личности, по Б. Скиннеру, отождествляется с научением, специальным или возникающим стихийно. «Человек таков, каким он научился быть» [20, с. 94].

Альберт Бандура (1925) – канадский и американский психолог. Разрабатываемая в трудах Бандуры Социально-когнитивная теория тоже относится к бихевиористским, но в отличии от классического бихевиоризма, особое место отводится когнитивным процессам. Согласно взглядам А. Бандуры, личность влияет и формирует среду, а среда в свою очередь формирует личность. Человеческое поведение формируется посредством овладения паттернами поведения. Именно в ходе наблюдения личность научается имитировать поведение и моделировать себя по выбранной модели. Посредством вербальных и образных репрезентаций опыт анализируется личностью, моделируется и сохраняется в такой степени, что служит ориентиром для будущего поведения [18, с. 120].

А. Бандура сформулировал тройственную модель реципрокного детерминизма, согласно которой поведение человека есть результат взаимодействия личностных факторов, включая мышление и познавательную способность, явлений окружающей среды и действий самого человека. При этом поведение отчасти является функцией окружающей среды, а окружающая среда отчасти зависит от поведения. Мышление как личностный фактор человека определяет, с какими явлениями окружающей среды он встретится, какую оценку он вынесет этим событиям и как он организует их для последующего использования.

Джулиан Роттер (1916-2014) – американский психолог. Д. Роттер отвергал концепцию того, что поведения человека формируется подкреплениями из внешней среды. По его представлениям, определяющим фактором поведения являются ожидания человека. Д. Роттер утверждал, что ключом к предсказанию поведения являются наши знания, прошлая история и ожидания, и настаивал на том, что человеческое поведение лучше всего можно предсказать, рассматривая взаимоотношения человека со значимой для него окружающей средой [18, с. 129].

Итак, личность с точки зрения научения – это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни, накопленный набор изученных моделей поведения. Научающе-бихевиоральное направление занимается открытыми действиями человека, как производными от его жизненного опыта. 

А. Бандура высказал идею, что психическое функционирование лучше понимать в терминах непрерывного взаимодействия между факторами поведенческими, когнитивными и средовыми. Это означает, что поведение, личностные аспекты и социальные воздействия – это взаимозависимые детерминанты, то есть на поведение влияет окружение, но люди также играют активную роль в создании социальной окружающей среды и других обстоятельств, которые возникают в их каждодневных транзакциях.

Д. Роттер подчеркивал роль социальных и познавательных переменных в понимании личности. Как и А. Бандура, он полагает, что люди – активные участники событий, влияющих на их жизнь. Специфический аспект работы Д. Роттера, который привлекает особое внимание – концепция локуса контроля.

1.4. Взгляды на личность в гуманистической психологии

В начале 1960-хгг. признание и большое влияние приобрела гуманистическая психология, названная «третьей силой» западной психологии (вслед за утратившими свою силу психоанализом и бихевиоризмом). Ее основателями считаются А. Маслоу и К. Роджерс. Гуманистическая психология объединяет разные научные школы, имеющие общую стратегическую платформу. Предметом изучения в рамках данного направления выступает целостный человек в его высших, специфических только для человека проявлениях: самоактуализация личности, личностные ценности и смыслы, любовь, творчество, свобода, ответственность, межличностное общение. Гуманистическая психология противопоставляет себя, с одной стороны, бихевиоризму, который критикуется ею за механистичностъ подхода к человеку, а с другой стороны, психоанализу, полностью определяющему психическую жизнь влечениями и комплексами [13, с. 28].

Карл Роджерс (1902-1987) - американский психолог. На точку зрения К. Роджерса на природу человека повлиял так же, как у З. Фрейда, его личный опыт работы с людьми, имеющими эмоциональные расстройства. Главной тенденцией в развитии человека К. Роджерс считал актуализацию и реализацию человеком своего потенциала. Характеризуя феноменологическое направление, К. Роджерс утверждал, что единственной реальностью, с точки зрения восприятия человека, является субъективная реальность – личный мир переживаний человека. Центральное место в этой реальности занимает Я-концепция, то есть представление человека о себе. Я-концепция отражает характеристики, которые человек воспринимает как часть себя. Это могут быть не только представления человека о том, какой он есть, но и то, каким он хотел бы быть. Роджерс полагает, что Я-концепция – это система самовосприятий; наиболее важная детерминанта ответных реакций на окружение индивида, которая возникает на основе взаимодействия с окружающей средой; вместе с Я-концепцией развивается потребность в позитивном отношении со стороны окружающих. Главная проблема в подходе Роджерса к пониманию Я-концепции связана с использованием индивидом механизмов психологической защиты, необходимых для того, чтобы преодолеть диссонанс между непосредственным его опытом и Я-концепцией. Целостность личности, достигается тогда, когда разница между идеальным и реальным Я уменьшается до минимума [1, с. 134].

Целостную личность характеризуют:

1) эффективное восприятие реальности;

2) спонтанность, простота и естественность поведения;

3) ориентация на решение проблемы, на дело;

4) постоянная «детскость» восприятия;

5) частые переживания «пиковых» чувств, экстаза;

6) искреннее желание помочь всему человечеству;

7) глубокие межличностные отношения;

8) высокие моральные стандарты.

Основоположником второго, «мотивационного», направления в гуманистической психологии является американский исследователь А. Маслоу (1908-1970) [14, с. 38]. Согласно взглядам А. Маслоу, мотивы имеют иерархическую структуру. Она состоит из пяти уровней мотивации.

  1. Физиологические, низшие потребности (в еде, в сне и т.д).
  2. Потребность в надежности (безопасности, здоровье, источнике материального благополучия).
  3. Социальные потребности, потребности в другом человеке (семье, понимании, любови).
  4. Потребность в уважении, самооценке (престиж, компетенция, достоинство).
  5. Потребность в самоактулизации, самореализации (творчестве, красоте, осмыслении своего предназначения).

Человек, достигший пятого уровня мотивации, по Маслоу является психологически здоровой личностью.

Таким образом, с точки зрения гуманистической психологии, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личного роста, творчества и самодостаточности, если только чрезвычайно сильные обстоятельства окружения не мешают этому. Сторонники гуманистической психологии также утверждают, что люди – в высшей степени сознательные и разумные создания без доминирующих бессознательных потребностей и конфликтов. В общем, гуманистические персонологи рассматривают людей как активных творцов собственной жизни, обладающих свободой выбирать и развивать стиль жизни, которая ограничена только физическими или социальными воздействиями.

Глава 2. Изучение отечественными психологами проблемы личности.

2.1. Личность в представлении А. Ф. Лазурского

Анализируя труды отечественных авторов концепций психологии личности, следует отметить, что на первый план выходит структурный, а впоследствии сменивший его системно-структурный подход. По мысли А.Ф. Лазурского, на идеи которого оказал огромное влияние В. М. Бехтерев, основная задача личности – это приспособление (адаптация) к окружающей среде, которая понимается в самом широком смысле (природа, вещи, люди, человеческие взаимоотношения, идеи, эстетические, моральные, религиозные ценности и т. п.). Личность в представлении А. Ф. Лазурского - это единство двух психологических механизмов. С одной стороны, это эндопсихика – внутренний механизм человеческой психики. Эндопсихика обнаруживает себя в таких основных психических функциях как внимание, память, воображение и мышление, способность к волевому усилию, эмоциональность, импульсивность, т. е. в темпераменте, умственной одаренности, наконец, характере.

Другую существенную сторону личности составляет экзопсихика, содержание которой определяется отношением личности к внешним объектам, среде. Анализируя взгляды В.Н. Мясищева на личность, следует подчеркнуть, по меньшей мере, два положения и первое из них в том, что он стал первым, кто в открытой форме поставил вопрос о структуре личности. «Структурная характеристика освещает нам человека со стороны его целостности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций» [12, с. 38]. Второе положение – это развитие и углубление традиции, идущей от А.Ф. Лазурского. Развивая его идеи об отношении личности В.Н. Мясищев строит свою концепцию личности, центральным элементом которой является понятие отношение.

Отношение личности – это активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности. По мысли В.Н. Мясищева отношение – это системообразующий элемент личности, которая предстает как система отношений. При этом важным моментом является представление о личности как о системе отношений, структурированной по степени обобщенности – от связей субъекта с отдельными сторонами или явлениями внешней среды до связей со всей действительностью в целом [1, с. 5]. Личность в трудах А.Г. Ковалева выступает как интегральное образование психических процессов, психических состояний и психологических свойств.

Психологические процессы составляют фундамент психической жизни человека. Психические процессы формируют психические состояния, которые характеризуют функциональный уровень психической деятельности. По мнению другого ученого. В. С. Мерлина, психические свойства личности выражают высоко обобщенное, относительно устойчивое и постоянное отношение сознания в целом к определенным объективным сторонам действительности. [ 10, с. 72 ].

2.2. «Психологический» профиль личности по А. Н. Леонтьеву

Иной подход к определению структуры личности у А. Н. Леонтьева. По его мнению, структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных, моти-вационных линий. Внутренние отношения главных мотивационных линий образуют как бы общий «психологический» профиль личности [11].

Все это позволяет А. Н. Леонтьеву выделить три основных параметра личности:

• широта связей человека с миром (посредством его деятельностей);

• степень иерархизованности этих связей, преобразованные в иерархию смыс-лообразующих мотивов (мотивов-целей);

• общая структура этих связей, точнее мотивов-целей.

Процесс становления личности по А.Н. Леонтьеву есть процесс «становления связной системы личностных смыслов». Чем шире виды деятельности, которыми занимается человек, тем богаче личность, считает А.Н. Леонтьев [11, с. 431]. Превращение индивида в личность происходит при овладении им своим поведением, формировании системы внутренней регуляции деятельности. Сначала происходит иерархизация, структурное усложнение деятельности; затем – распространение осмысления за пределы наличной ситуации; далее идет прогрессирующее опосредствование социальными обязанностями и ценностями; последний этап предполагает развитие осознания смысловой организации.

По А.Н. Леонтьеву личность «рождается» дважды. Первое ее «рождение» - в дошкольном возрасте, когда устанавливается иерархия мотивов, первое соотнесение непосредственных побуждений с социальными критериями - возникает возможность действовать вопреки непосредственному побуждению, соответственно мотивам социальным. Оно знаменуется установлением первых иерархических отношений мотивов, первыми подчинениями непосредственных побуждений социальным нормам.

Второе ее «рождение» - в подростковом возрасте и связано с осознанием мотивов своего поведения и возможностью самовоспитания. Выражается это в появлении стремления и способности осознать свои мотивы и проводить активную работу по их подчинению и переподчинению. Эта способность к самосознанию, саморуководству и самовоспитанию отражена во втором критерии личности [24, с. 42].

2.3. «Личностью не рождаются – ею становятся»

Любое внешнее воздействие действует на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее, также под влиянием внешних воздействий. Раскрывая это положение, С.Л. Рубинштейн отмечает: «чем «выше» мы поднимаемся, – от неорганической природы к органической, от живых организмов к человеку, – тем более сложной становится внутренняя природа явлений и тем большим становится удельный вес внутренних условий по отношению к внешним» [15, с. 22]. Именно это методологическое положение, выведенное С. Л. Рубинштейном, делает понятным хорошо известную формулу: «личностью не рождаются – ею становятся».

Б. Г. Ананьев выделял в системе человекознания четыре основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность [6, с. 101]. Понятие «индивид» имеет несколько толкований. Прежде всего индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens (рис. 1).

C:\Users\Оксана Конищева\Desktop\10256.jpg

Рис. 1. Характеристика содержания понятия «индивид»

Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность» (рис. 2). Данное понятие, как и понятие «индивид», имеет различные варианты толкования. В частности, под личностью понимается индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Некоторые авторы под личностью понимают системное свойство индивида, формирующееся в совместной деятельности и общении. Есть и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие «личность» характеризует человека как социальное существо. В рамках данного понятия рассматриваются такие психологические свойства личности, как мотивация, темперамент, способности и характер. 

Рис. 5. Характеристика содержания понятия «личность»

Рис. 2. Характеристика содержания понятия «личность»

Глава 3. Интеграция представлений о личности

Общие основания теорий личности

В настоящее время не существует общепринятого мнения о том, какой подход следует применять персонологам к изучению личности для объяснения основных аспектов поведения человека. Фактически, на данной стадии развития персонологии сосуществуют различные альтернативные теории, описывающие личность как интегрированное целое и вместе с тем объясняющие различия между людьми.

Содержание личности с позиции разных теоретических представлений гораздо многограннее, чем представленное в первоначальной концепции «внешнего социального образа». Она несет в себе нечто более важное, существенное и постоянное. Кроме этого принципиального соглашения большинство теоретических определений личности содержат следующие общие положения:

- В большинстве определений подчеркивается значение индивидуальности, или индивидуальных различий. В личности представлены такие особые качества, благодаря которым данный человек отличается от всех остальных людей. Кроме того, понять, какие специфические качества или их комбинации дифференцируют одну личность от другой, можно только путем изучения индивидуальных различий.

- В большинстве определений личность предстает в виде некоей гипотетической структуры или организации. Поведение индивидуума, доступное непосредственному наблюдению, по крайней мере частично, рассматривается как организованное или интегрированное личностью. Другими словами, личность – абстракция, основанная на выводах, полученных в результате наблюдения за поведением человека.

- В большинстве определений подчеркивается важность рассмотрения личности в соотношении с жизненной историей индивидуума или перспективами развития. Личность характеризуется в эволюционном процессе в качестве субъекта влияния внутренних и внешних факторов, включая генетическую и биологическую предрасположенность, социальный опыт и меняющиеся обстоятельства окружающей среды.

- В большинстве определений личность представлена теми характеристиками, которые «отвечают» за устойчивые формы поведения. Личность как таковая относительно неизменна и постоянна во времени и меняющихся ситуациях; она обеспечивает чувство непрерывности во времени и окружающей обстановке.

Несмотря на вышеперечисленные точки соприкосновения, определения личности у разных авторов существенно варьируют [31].

Интегральная парадигма в психологии личности

В качестве общей науки о личности, персонология строится посредством множества способов интеграции знаний и идей, способов познания и практик. Под «интеграцией» понимаются обобщение, синтез, введение в новый контент, перевод в новую, более сложную систему, соединение со многими другими системами, представление в различных контекстах.

В современной психологии личности существуют различные опыты научной интеграции. В частности, это применение моделей сравнения и обобщения различных концептуальных подходов или центрирование множества разрозненных знаний о личности в содержании какой-то глобальной категории («субъект», «потенциал», «жизненный мир» и пр.). Это соединение результатов исследований, посвященных различным уровням бытия личности (телесному, психологическому, социальному, духовному), в общей иерархической модели, а также преломление психологических идей о личности в философских, культурно-исторических, педагогических концепциях и возврат данных идей в психологию с существенным углублением и обогащением [26].

В процессах реализации перечисленных тенденций и согласования парадигм анализа и синтеза «личности» постепенно осознается необходимость построения общей психологической науки о личности. В западной психологии это направление познания личности представлено, например, концептуальным и методическим подходами С. Мадди, использующим, вслед за Г. Мюрреем, термин «персонология».

С. Мадди предлагает три интегральные парадигмы персонологии: парадигму сравнительного анализа, парадигму «ядерной личности» и парадигму «периферической личности». В этих парадигмах С. Мадди предлагает три интегральные модели личности: модель конфликта, модель самореализации и модель согласованности [29].

В рамках парадигмы сравнительного анализа осуществляется категоризация теорий, которая, в свою очередь, становится основой для их рационального и эмпирического анализа. Основной принцип данного подхода – «всесторонность, структурированность, аналитичность для более полного и глубокого понимания» [29]. В рамках данного подхода С. Мадди предлагает модель построения теоретического знания о личности, в основу которой заложены параметры общего и различного рассматриваемых им теорий.

В парадигме ядерной личности осуществляется синтез идей о личностных характеристиках, которые универсальны и устойчивы. В частности, к ядерным свойствам личности относятся её глубинные потенциалы (З. Фрейд, К. Юнг, А. Маслоу), инстинкты и врожденные потребности (З. Фрейд, Г. Мюррей, Г. Салливан, А. Маслоу), врожденные стремления к самореализации и самоактуализации (А. Адлер, Г. Олпорт, А. Маслоу, К. Роджерс), тенденция к внутренней согласованности и гармонии (Дж. Келли, Л. Фестингер, Д. Мак-Клелланд).

В парадигме периферической личности осуществляется синтез идей о личностных феноменах, которые устойчивы и непосредственно сопряжены с поведением человека. С. Мадди пишет, что эти проявления являются не врожденными свойствами личности, а результатом научения. К ним относятся мотивация достижения (Г. Мюррей), стиль жизни (А. Адлер), типы характеров или «синдромы» (З. Фрейд, Г. Мюррей, Г. Салливан), и др. Периферические свойства личности должны быть организованы в типологии, систематизирующие поведенческие аспекты личности.

Ядро и периферия личность связаны посредством развития. Ядерная активность личности сталкивается с реакцией среды, повторяющаяся реакция среды на конкретные ядерные тенденции личности закрепляет периферические свойства личности и формирует её тип. Так, например, негативная реакция матери на врожденное стремление младенца к первичной инкорпорации объектов формирует фиксацию на оральной стадии и развивает такие периферические атрибуты личности как аддиктивное поведение, пищевые нарушения, нарциссические черты характера.

В процессах реализации перечисленных тенденций и согласования парадигм анализа и синтеза «личности» постепенно осознается необходимость построения общей психологической науки о личности. Приоритетной задачей персонологии является развитие интегральных парадигм, которые способны объединить множество частных моделей личности и рассеянных исследовательских данных. Это необходимо для построения универсальных теоретико-прикладных персонологических моделей различных личностных феноменов [30].

Заключение

В XX веке было разработано множество теорий личности. Каждая из них достаточно подробно описывает свои взгляды на личность и обусловленность человеческого поведения. Не одна из теорий не является постулатом, потому что рассматривает определенные аспекты личности в рамках собственной концепции. При этом во взглядах различных теорий на личность можно обнаружить общие основания.

В данной работе предпринята попытка проанализировать проблемы личности в социальной психологии.

В соответствии с поставленной целью были исследованы ключевые теории в западной психологии, а также взгляды на личность в отечественной школе психологии. Рассмотрена возможность интеграции различных взглядов на личность.

Перспективным продолжением данной работы можно считать расширение круга рассматриваемых теорий, в особенности отечественной психологии, а также исследование интегральных тенденций в психологии личности.

Список литературы:

1. Аверин В.А. Психологическая структура личности Психология личности: Учебное пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999.

2. Гиппенрейтер, Ю.Б. Психология личности. Тексты [Текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер; под ред. А.А. Пузырея. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 288 3. Григорович Л.А., Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. М.: Гардарики, 2003 - 423 с.

4. А. Зорина, И. И. Полетаева . Зоопсихология. Элементарное мышление животных: Учебное пособие / — М.: Аспект Пресс.- 320 с., 2002

5. Кондратьев М. Ю., Ильин В. А. Азбука социального психолога-практика. — М.: ПЕР СЭ, 2007. — 464 с

6. Кон И. С. Социология личности. М., Политиздат. 1967.

7. Лейбин, В.М. Психоанализ. (Учебное пособие). 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 592 с.

8. Мельник С.Н., Психология личности. Владивосток: ТИДОТ ДВГУ Год издания: 2004.

9. Марцинковская Т.Д. История психологии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 544 с.

10. Мерлин В. С. Психология индивидуальности В. С. Москва-Воронеж, 1996.

11. Маклаков, А. Г. Общая психология — СПб: Питер, 2008 — 592 с: ил — (Серия «Учебник нового века»)

12. Мясищев В. Н. Личность и неврозы. Л., ЛГУ, 1960.

13. Психология и педагогика: учебное пособие. – [Новое изд.]./В.Л. Филиппов, Ю.В. Филиппова, И.В. Грандилевская, И.А. Вахрушева/ – СПб.: Изд-воСЗТУ, 2008. – 234 с. В. Л.

14. Психология Учебник для гуманитарных вузов Под редакцией В. Н. Дружининой, Санкт-ПетербургМосква • Харьков • Минск 2001.

15. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. [Текст] / С.Л. Рубинштейн. – М.: Педагогика, 1989. – 2 т. – 322 с.

16. Слотина Т. В. Психология личности: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2008. — 304 с.:

17.Франц М.-Л Юнг К Г,., Хендерсон Дж.Л. и др. Человек и его символы Под общ. Ред. С.Н.Сидоренко. – М: Серебряные нити, 1997. – С. 337-346

18. Фрейджер Р., Фэйдимен Д. Теории личности и личностный рост. М.: ОЛМА ПРЕСС, 2004. - 657 с.

19. Юнг К.-Г. Психологические типы. Перевод: София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001 стр. 29

20.Юнг К.-Г. Структура психики и процесс индивидуализации. М.: Наука, 1996. 270 С.

21.Шаповаленко И.В. Возрастная психология Москва: Гардарики, 2005 г. 94 стр.

22.М.Г.Ярошевский, История психологии от античности до середины ХХ в. Москва, 1996. 301 стр.

23. Analytical psychology (1916) К. Г. Юнг

24.Кагермазова Л. Ц. Психология развития и возрастная психология

URL: rudocs.exdat.com/docs/index-5337.html?page=39

25. Лещенко Ю. Е. Развитие личности в онтогенезе как предмет рефлексии в отечественной педагогической психологии - тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.07, кандидат психологических наук, 2001.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat http://www.dissercat.com/content/razvitie-lichnosti-v-ontogeneze-kak-predmet-refleksii-v-otechestvennoi-pedagogicheskoi-psikh#ixzz44UdZ9raq

26. Старовойтенко Е. Б. Персонология: жизнь личности в культуре М.: Академический проект, 2015. - 431с.

27. Хомутова Н.Н. Ценность личности в массовом обществе – тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, Волгоград, 2009.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 

http://www.dissercat.com/content/tsennost-lichnosti-v-massovom-obshchestve

28. Цапко Л.И. Личность как категория социальной онтологии – тема диссертации и автореферата по ВАК 09.00.11, Ставрополь, 2000.

Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat 

http://www.dissercat.com/content/lichnost-kak-kategoriya-sotsialnoi-ontologii

29. Мади С. Теории личности. Сравнительный анализ – СПб: Изд-во «Речь», 2002.

30. Семинега, Ж.-П. Развитие теорий личности в зарубежной психологии: основные тенденции и критерии их оценки – тема диссертации и автореферата по ВАК 19.00.11, Москва, 2000.
Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat

http://www.dissercat.com/content/razvitie-teorii-lichnosti-v-zarubezhnoi-psikhologii-osnovnye-tendentsii-i-kriterii-ikh-otsen

31. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Основные положения, исследование и применение. СПб: Питер-Пресс, 1997.