Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Проблема личности в психологии»

Содержание:

Введение:

Актуальность данного исследования заключается в том, что в настоящее время интерес к человеческой личности проявляет не только весь комплекс психологических наук, но также философия, социальная и культурная антропология, этика, педагогика и многие другие науки и дисциплины; при этом они рассматривают феномен личности с точки зрения своих исследовательских интересов и в той научной логике, которая сложилась в их методологической традиции. Для социальной психологии важно обозначить отличие своего подхода к личности от других исследовательских подходов и даже от подходов социологии и психологии как своих методологических и теоретических источников, соответствующих дисциплинам "Социология личности" и "Психология личности".

Объект исследования - личность.

Предмет исследования - методики исследования проблем личности.

Цель работы заключается в изучении проблем личности в социальной психологии.

Для достижения данной цели, в работе поставлены следующие задачи:

изучить теоретические аспекты личности в социальной психологии;

исследовать проблемы личности в социальной психологии;

изучить проблемы и методы социально-психологического исследования личности;

провести эмпирическое исследование.

Структура исследования состоит из введения, трех глав и заключения.

Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.

При написании теоретической части работы были использованы методы анализа и синтеза.

В результате проведения эмпирического исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо-С. Рубинштейна.

Глава 1. Личность и её особенности в социальной психологии

1.1 Личность в социальной психологии

Социология личности уделяет преимущественное внимание объективным закономерностям общественного развития и тому, как они отражаются в закономерностях формирования и жизнедеятельности человека как социального существа.

Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе. В психологии личности присутствует известный разнобой в понимании того, что представляет собой "личность". В настоящее время в науке одновременно насчитывается более сотни определений этого понятия и любое из них отражает авторскую концепцию и авторскую точку зрения на этот феномен.

Социальная психология личности, сообразно представленным границам социологии и психологии, вполне вписалась бы в ту научную сферу, где начинают анализироваться социальные связи и отношения личности. При этом закономерно возник бы вопрос: какой круг исследовательских возможностей открывается перед социальной психологией при этом?

Этот вопрос постоянно обсуждается в научной литературе. Теоретическое единство взглядов на данную проблему пока не достигнуто, а в практической работе просто ставятся и разрешаются конкретные задачи, что считается вполне приемлемым при нынешнем положении дел в проблематике социальной психологии.

В настоящее время в социальной психологии от социологического понимания в практической исследовательской специфике используется представление о человеке как о социальном типе. При этом такое важное обстоятельство как складывание данного типа обнаружено во влиянии макроструктуры общества на конкретного человека посредством социальных институтов и текущей культурно-исторической специфики общественных отношений. От общепсихологического понимания пришло представление о человеке как о психотипе, в котором структура личности представлена в интегральной целостности психических процессов, состояний и свойств. На этом фоне практически значимые исследования социальной психологии в основном касаются проблемы социальной детерминации личности, которая выступает в качестве активного субъекта деятельности и общения преимущественно вне биосоматических и психофизиологических параметров; исследовательское внимание фиксируется и на проблемах внутренней противоречивости личности, на проблемах самосознания и самовоспитания. Существующая известная противоречивость в отношении понимания социальной природы личности, отраженная в многочисленных исторических и современных полемиках о предмете социальной психологии не помешала признанию существования социально обусловленных характеристик личности и формирования определенных личностных черт в результате социального воздействия, что безусловно является специфическим аспектом практической социальной психологии личности.

Задача теоретического социально-психологического исследования личности в процессе складывания этой предметной области заключается в необходимости раскрытия структурной сложности личности, которая есть одновременно субъект и объект общественных отношений. При этом характеристика личности рассматривается в большей степени как продукт социальных обстоятельств и социальных взаимоотношений (например, - в национальных, классовых, профессиональных детерминационных спецификах; в общественно-исторических формах проявления активности; в культурных моделях самосознания и т.п.). Одновременно, личность рассматривается и как форма социальной сути человека, усвоившего социальные влияния в процессе социализации, и реализованной в конкретных группах и определенной деятельности. В целом социально-психологический подход к исследованию личности связан с рассмотрением традиционных проблем общения и деятельности, с проблематикой малой и большой группы, но представленной как бы с другой стороны, т.е. со стороны личности.

Собственно социальная психология личности начинается, с одной стороны, с выделения человеком самого себя из окружающей среды, что позволяет ему субъективно переживать собственные психические состояния, с другой стороны, человек может сам для себя стать объектом внимания, объектом самопознания. Такой субъект-объектный подход к самому себе выделен в науке с помощью специфического слова "Я" и своеобразной философско-психологической "Я-концепции", которая объединила гносеологические образы "видения человеком самого себя". Считается, что именно "Я-концепция" поддерживает социальность человека, определяя его навыки общения и деятельности, поскольку она существует как относительно устойчивая, более или менее осознанная, переживаемая как неповторимая система представлений о самом себе. Образ "Я" целостная, но не лишенная противоречий конфигурация когнитивных (способности, социальной значимости и т.п.), эмоциональных (самоуважение, себялюбие, самоуничижение) и оценочно-волевых (завоевание уважения, стремление повысить самооценку) структурных образований. Противоречивость может развиваться при несоответствии реального образа "Я" и идеальных представлений человека о себе. Динамическое "Я" (намерение кем-то стать) и фантастическое "Я" (мечтание о практически невозможном) могут еще больше запутать или осложнить отношение человека к самому себе, обществу, миру. Считается, что адекватная "Я-концепция" формируется в процессе общения и деятельности и непосредственно принадлежит феномену социально "зрелой личности"[1].

личность социальная психология статус самооценка

"Я-концепции" неизменно сопутствуют такие социально-психологические образы как "самооценка" и "самосознание". Считается, что самооценка является:

важным регулятором поведения и самочувствия человека;

от нее зависят взаимоотношения с другими людьми, критичность и требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам;

она в целом определяет эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности человека.

С самооценкой связаны такие параметры в характеристике личности как "уровень притязаний", определяемый степенью трудности целей, которые человек ставит перед собой. Существенное расхождение притязаний и реальных возможностей личности может породить социально-психологические деформации (повышенную тревожность, неадекватность в общении, целевую дезинтеграцию и т.п.). В исследованиях по самооценке внимание традиционно направлено на связи самооценки с социальным и внутриличностным познанием и влияние ее на межличностные отношения и мировосприятие человека[2].

Сознание индивидуального образа "Я" (формирование идентичности) начинается с детства; оно подвержено множеству факторов и зависит от влияния на становление личности близкого и дальнего окружения (родителей, друзей, родственников, учителей и др.), от жизненного опыта, образования, от способности к самонаблюдению и "зеркальным" оценкам других людей и от других способностей и возможностей конкретного человека. В самоидентификацию входит также способ "организации" позитивной и негативной памяти о себе у человека, например, эмоциональные и когнитивные приоритеты запоминания плохого или хорошего, успешного или неудачного.

Социальная идентичность причастна процессу социализации. Она связана с социальным воздействием и социальным влиянием на становление личности. Она также связана со способностью сравнивать себя с другими людьми (социальное сравнение), с практикой отнесения себя к определенной группе или обществу (социальная стратификация) как с практикой и переживанием особого чувства "мы", некой социально-психологической общности. Здесь же осознается причастность к "своим" и противопоставление "чужим" в опыте социальных отношений (начиная от этнической принадлежности до принадлежности к конкретной семье, например) [3].

В осознании самого себя обязательно присутствует практика саморегуляции личности как компонент самоуправления. Действенной спецификой самоуправления считается выполнение того, что было намечено человеком при планировании жизнедеятельности (иначе, воплощение замыслов). В саморегулировании активное участие принимает действующая "Я-концепция" конкретного человека. В силу собственной многогранности личность может использовать ту или иную сторону своего "Я" в отношении любой частной ситуации и направлять свое социальное поведение в нужную сторону; при этом специфические аспекты ее идентичности активизируются при выполнении тех или иных социальных ролей. В саморегуляции участвует еще и "вера в самоэффективность" или ожидания по поводу собственных возможностей достижения определенных целей[4]. Рассматривая общую проблему самосознания в социальной психологии, следует отметить, что исследователи часто осуществляют деление самосознания на частное и общественное. Частное самосознание принадлежит сфере внутренних аспектов "Я" человека; общественное самосознание у личности возникает по поводу неких общественных аспектов "Я". Включение аспектов частного или общественного самосознания в действующую "Я-концепцию" взрослого человека может быть обусловлено какими-нибудь внешними или внутренними стимулами, которые обнаруживаются при саморефлексии. Причины индивидуальных различий в самосознании обусловлены жизненным опытом в период формирования личности, принадлежностью к индивидуализированной или коллективистской общественной культуре. В исследовательской практике социальные психологи больше интересуются не причинами, а последствиями включенности частных или общественных аспектов самосознания и их влиянием на социальное поведение и социальное самочувствие человека.

В социальной психологии среди наиболее популярных исследовательских проблем особое место занимает аспект, направленный на выяснение того, каким образом и в каких конкретно группах личность усваивает социальные влияния и как личность реализует свою социальную сущность. Для ответа на этот вопрос обязательно исследуется групповая среда, в которой пребывает личность. В отличие от простого изучения групп, что также характерно для исследовательской проблематики социальной психологии, здесь внимание обращено на весь комплекс вопросов возможной социальной детерминации личности вместе с общей проблемой межгрупповых и внутригрупповых отношений.

Самое главное в такой работе, - это выявление закономерностей, которым подчиняются поведение и деятельность личности, включенной в конкретную социальную группу. При этом можно рассматривать все исследовательские параметры для группы, но в обратном значении их влияния на конкретную личность (например, лидерство в группе с точки зрения самого лидера или отдельных членов группы, которые имеют мнение о лидере, отличное от группового; или групповые нормы и ценности в их влиянии на конкретных членов группы).

Перспективы исследований личности в социальной психологии связаны с исследованием "социально-психологических качеств" конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп.

1.2 Проблемы личности в социальной психологии

Для описания социально-психологических качеств личности и механизмов социальной детерминированности поведения личности в исследованиях используют такие понятия, как "социальный статус", "социальная роль", "социально-психологические мотивы", "социальная установка".

Социальный статус представлен в социально-психологических исследованиях как некая позиция личности в рамках и по отношению к социальной системе общества. Статус в любом обществе неизменно определяет не только место человека в обществе, но и его значимость, важность для общества. Иногда в качестве синонима понятия статус используют понятие "социальный престиж" личности, хотя это не вполне одно и то же, поскольку престиж как некая мера возникает в пределах относительной иерархии всеми признанной шкалы "социального достоинства" (ценности как реальной стоимости личности в условиях рыночных отношений). Другое понимание статуса определено привязкой личности к некой социальной страте, когда уже не сам человек, но его принадлежность к определенному общественному слою будет определять его статус.

В социальной психологии наиболее трудным моментом в "статусной" проблемной сфере считается возможность и опасность для личности иметь противоречивый статус. Такая ситуация может возникнуть вследствие неравномерного развития общественных отношений в так называемые кризисные или переходные с точки зрения политико-экономической определенности исторические эпохи (например, статус человека с хорошим образованием может быть подорван статусом низкооплачиваемости полученной профессии). Согласованность общественных статусов личности принято называть "статусной кристаллизацией", с которой в современном обществе чаще всего соотносятся факторы образовательного и профессионального престижа, а также удовлетворенность человека своим доходом и национальной принадлежностью (эти факторы выделены в социальных исследованиях). Считается, что неудовлетворенность личности своим статусом хотя бы по одному из названных параметров способствует проявлению социальных чувств "недовольства", что может побудить к активности в направлении изменения системы стратификации в обществе (парадоксальным примером такого положения вещей для нашего общества можно считать непрестижность профессии учителя).

Социальная роль представлена, прежде всего, как социальная функция личности в системе межличностных отношений или как социально определяемый набор атрибутов и ожиданий общества в отношении некоторых социальных позиций в социально обусловленной индивидуальной деятельности (например, роль "учителя" или роль "родителя", если при этом воспроизводятся некоторые общепринятые образцы поведения).

Хорошо разработанные "теории ролей" существуют в рамках символического интеракционизма и в рамках функционального подхода. В символическом интеракционизме роль понимается как особая форма символического взаимодействия (чтобы был отец, должен быть сын; врач без больного тоже не существует и т.п.); считается, что ребенок знакомится с обществом посредством игрового копирования взрослых и принятия для себя некоего образца другого человека, каким он в данный момент не является, но хотел бы быть; взрослый строит и поддерживает исполнение социальной роли, опираясь на социально-одобряемый образец ролевого поведения. В символическом интеракционизме исследуются модификации и трансформации, которые часто возникают при неверной ролевой идентификации или ролевых противоречиях. В рамках функционального подхода в большей степени развивается социологическое представление о ролях, когда роль превращается по сути в понятие культурной и социальной нормы и рассматривается на фоне статичных предписанных ожиданий как унифицированная система; при этом может постулироваться жесткая детерминация ролевого поведения.

Противоречивость роли бывает связана с несовместимостью социальных ожиданий в отношении человека с точки зрения разных людей (например, функции учителя с точки зрения учеников, родителей и администрации могут быть совершенно различными). Также несовместимы могут быть две роли, которые предписаны одному человеку и должны выполняться им одновременно (например, женщина как мать и одновременно как учитель своего собственного ребенка). Противоречивость роли и ролей может породить "ролевой конфликт" как в сознании конкретной личности, так и в межличностном и даже групповом общении. Но из такого положения выход иногда осуществляется индивидуально с применением формального или неформального типа исполнения роли или с использованием некоторого ролевого дистанцирования (человек может быть сильно привязан к своей роли и переживать ее противоречия личностно, но он также может не слишком отождествлять себя со своими ролями, дистанцируясь от них на "безопасное" для себя психологическое расстояние). С социально-психологических позиций интересно разделение желания и умения личности играть определенную роль в обществе, что создает неповторимую личностную окраску, зависящую как от значимости конкретной роли для человека, так и от психологического умения "быть в роли", "носить маску"[5].

Социальные мотивы в пространстве общения и деятельности выступают как побуждения к активности, как совокупность внешних или внутренних условий активности, или как осознаваемая причина поступков и конкретной деятельности активного субъекта. Они безусловно "направляют" личность к актуальной активности, а также создают "пространство поисковой активности" при ориентировочной социальной ситуации. Считается также, что личностная мотивация развивается при расширении круга деятельности, и именно она задает импульс материальной или духовной преобразовательной деятельности человека.

Потенциальными для человека мотивами чаще всего бывают присущие данному обществу объективные ценности, идеалы, интересы, которые он в случае интериоризации может принять как побудительные и тогда они могут стать актуальными, реально действующими мотивами; интериоризированные мотивы выполняют функции смыслообразовательных для личности мотивов, они же придают отражаемой в индивидуальном сознании человека действительности личностный смысл.

Социальная установка (или социальный аттитюд) представляет собой готовность или предрасположенность личности реагировать или действовать определенным образом, которая предопределена прошлым опытом или неосознаваемым состоянием готовности именно так реагировать и действовать, что также может быть обусловлено особенностью протекания психических процессов. Социальный аттитюд часто трактуется как субъективная ориентация индивида в социуме как члена группы или общества на те или иные ценности, предписывающие социально-приемлемые способы поведения посредством обязательности соблюдения социальных норм.

Исторически понятие установки было введено в научной оборот школой Д.Н. Узнадзе, где оно использовалось только с точки зрения устойчивости реагирования организма под влиянием простейших физиологических потребностей человека. Позже оно уже использовалось в изучении механизмов стабильного, устойчивого, целенаправленного характера протекания деятельности даже в условиях изменения социальной ситуации; при этом было обнаружено, что социальная установка может освобождать субъекта от необходимости принимать решение в стандартной ситуации, но она же может стать существенным инерционным фактором, приводящим к косности, и затрудняющей приспособление субъекта к новым условиям. При изучении социальных отношений точно также социальная установка оказалась связанной с устойчивым социальным поведением личности, с одной стороны, и она же обнаружила себя как помеха в ходе процессов социализации и социальной адаптации, с другой стороны.

Важность исследования установки в контексте социальной психологии оказалась связанной с тем, что установки так или иначе влияют на поведение человека. В современных исследованиях социальная установка чаще всего предстает как механизм, облегчающий процесс саморегуляции, или используется как инструмент прогнозирования возможных форм поведения личности в определенных ситуациях. При этом содержание установки выявляется как объективный фактор деятельности, на который направлена установка (это может быть мотив, цель или условие деятельности). Сообразно этому установки разделяют на смысловые, целевые и операциональные. Смысловые установки проявляются в деятельности в виде личностного смысла, совмещающего мировоззрение, симпатии и антипатии по отношению к значимым объектам, и в готовности проявлять активное отношение к тому, что наделено личностным смыслом. Целевые установки возникают при условии значимости достижения цели, они определяют устойчивость в характере протекания деятельного процесса, а в случае прерывания деятельности их можно обнаружить в виде динамической тенденции к обязательному завершению. Операциональные установки имеют место в ходе решения задачи, что помогает деятелю учитывать условия наличной ситуации, вероятностно прогнозировать эти условия, опираясь на прошлый опыт проведения подобных ситуаций.

Формирование и изменение установок пытаются объяснить многие теории (особенно активно их изучали американские психологи): теория научения, теория когнитивного соответствия, теория баланса, теория когнитивного диссонанса. В теории научения рассматриваются установки как и другие привычки людей[6]:

информацию и чувства можно усваивать, имея обычный жизненный опыт;

затем могут возникать естественные ассоциативные связи с подобными явлениями;

можно просто копировать чужое поведение, имитировать его как поощряемое и т.п.

Теория когнитивного соответствия делает упор на осмысленность установки, при этом определено, что люди стремятся к осмысленности и согласованности своих знаний; пытаются привести в соответствие с собственной "психологикой" разнообразие мнений и ценностей, которые они разделяют посредством самоубеждения.

Теория баланса предлагает рассматривать установки как динамичную среду, которая стремится к тому, чтобы не иметь негативных знаков; психологическим балансом считается ситуация, когда кто-то согласен с человеком, который ему нравится и не разделяет мнение того, кто не нравится; дисбаланс отношений связан с тем, что возникает несогласие с нравящимся человеком, тогда его пытаются переубедить или изменяют к нему общее отношение. Теория когнитивного диссонанса рассматривает несоответствие между установками индивида и его поведением; диссонанс возникает как психическое напряжение, побуждая человека изменить свое поведение в соответствии с установками или изменить установки, если он не может отказаться от своих привычек. Западные исследователи провели множество исследовательских экспериментов и установили, что в разных случаях могут использоваться различные объяснительные схемы. Было обнаружено, что выбор объяснительной теории зависит также от того, является ли поведение, о котором идет речь, важным для человека или нет. От некоторых привычек легко можно отказаться, другие вырастают в ранг принципов и даже становятся частью действующей "Я-концепции".

Помимо формообразующих социальный характер личности социальных установок, статусов, ролей и мотивов для существования человека в обществе важны также его социально-перцептивные свойства. К ним относятся такие личностные качества как способность к "сочувствию - сопереживанию" другому человеку, способность к пониманию "другого", феномен "доверия", и "когнитивной сложности" личности. Кратко представим каждое явление[7].

Сочувствие представляется как способность к уподоблению эмоциональному состоянию другого человека; настоящее сочувствие связано с возникающим непроизвольно "заражением" эмоционально-чувственным тоном (непосредственное сочувствие) или с эмоциональной идентификацией на основе определенного уровня межличностных отношений (опосредованное сочувствие). Сопереживание (иначе, эмпатия) представляет собой способность постижения и отражения эмоционально-чувственного состояния другого человека; оно основано на механизмах проекции и подражания аффективным и моторным реакциям другого, иногда оно возникает как феномен отождествления с тем, кому сопереживают, но при этом у сопереживающего возникают не подобные чувства, а собственные чувства по отношению к переживаниям другого человека.

Способность к пониманию, а также способность к постижению смысла - так называют в социальном познании вызванное внешними или внутренними воздействиями специфическое состояние сознания, которое субъективно ощущается как уверенность в адекватности воссозданных представлений по поводу содержания воздействия. Понимание не отождествляется со знанием или способностью человека усвоить и воспроизвести некоторые сведения, но оно всегда ощущается как ясно видимая осмысленность явления и без усмотрения логического каркаса причинно-следственных связей. В рамках социокультурного опыта человека возможно понимание на основании идентификации, проекции и социальной перцепции. Психологически понимание опирается на язык, т.е. на понимание слова, выражения, а также на адекватное восприятие жанра и стиля речи. Неправильное понимание присутствует в социальном познании как проблема неверных значений, искаженной лингвистической символики, отображения случайного элемента в понимающем сознании и некоторых других специфических проблемах.

Направленность личности представляет собой совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих ее деятельность в относительно независимых ситуациях. Направленность личности также включает в себя интересы, склонности и убеждения, в которых выражается мировоззрение человека.

Ценностные ориентации связаны с целостным самоощущением человека, с положительной или отрицательной значимостью для него явлений окружающего и внутреннего мира. Личность и ее ценности оформлены в "ценностную детерминацию", где обязательно представлены социокультурная сфера общества (традиции, обычаи и религиозно-культурный фон), которая присоединяется к человеку в процессе социализации. Ценностные представления общества в сознании человека проходят через процессы индивидуации и социокультурной идентификации и наполняются при этом тем, что принято называть "личностным смыслом". И в этом двойном означивании человеком самого себя ценностное поле культуры переплавляется в личностное "духовное поле" ценностей, благодаря которому человек приобретает уникальность, занимает свое место в обществе.

Ценностная детерминация сознания личности в виде структуры смысловых значимостей и идейных императивов развивается по законам исторической динамики культуры и цивилизации; она предлагает человеку специфические формы жизнедеятельности, наполненные знаковыми (осмысленными) общением и деятельностью.

Помимо ценностной детерминации сознания, человеку присуща нормативная детерминация. Она имеет своим источником нормативную базу общества и однозначно и жестко определяет поведение человека в рамках "стандартно нормальной" жизни в зависимости от принадлежности к той или иной группе. Задается такая детерминация извне с помощью неких программных шаблонов, которые помещают человека в узкие бытийные рамки, но обеспечивают при этом более или менее целостную общественную организацию, обусловленную определенным уровнем социально-экономического развития общественных отношений.

1.3 Проблемы социально-психологического исследования личности

Проблемы социально-психологического исследования личности в самом общем виде определяются интересом к взаимосвязи выделенных и рассмотренных в данной теоретической главе работы аспектов в целостной личностной структуре в рамках формирующейся или сформированной "Я-концепции"; кроме того, часто рассматриваются проблемы возможностей человеческой личности на междисциплинарном пространстве, когда различные методологические приемы из разных наук направлены на исследование какой-то вполне определенной интегральной характеристики личности (например, психосоциальной устойчивости) или изучается на каком-то выделенном параметре связь биологического и социального в личности. Определенный интерес представляет новое направление исследования "жизненного пути" человека и характеристики жизненных стратегий личности на определенных этапах этого пути, на которых связь человека с группой и обществом осуществлена как смысложизненная связь.

Особенное прикладное значение в рамках исследований проблемы личности в социальной психологии имеет активно развиваемое в последнее время представление о социально-психологической компетентности.

Социально-психологическая компетентность понимается в социальной психологии как способность личности эффективно взаимодействовать с окружающими ее людьми в системе межличностных отношений. В общей способности различают умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы общения с ними и реализовывать эти способы в ходе взаимодействия. Особую роль в развитии этой способности играет эмпатия и рефлексия, которые могут быть использованы в практике общения и взаимодействия.

Особенностью социально-психологического подхода к изучению личности является то, что в данном случае личность рассматривается с двух сторон: социальной и психологической. Социальная психология рассматривает личность с точки зрения субъект-объектного подхода.

Исследование проблем личности в социальной психологии необходимо проводить исследуя социально-психологические качества конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп.

Социально-психологическими качествами личности являются:

Социальный статус

Социальная роль

Социальные мотивы

Социальная установка

Направленность личности

Ценностные ориентации

2. Социализация и социальная регуляция личности как основные проблемы личности в социальной психологии

2.1 Понятие социализации личности

Понятие социализации личности было введено в социальную психологию в 40-50 годы XX в. в работах А. Бандуры и Д. Кальман.

Социализация - исторически обусловленный процесс деятельности и общения, результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. Ее течение происходит в условиях как воспитания, т.е. целенаправленного формирования личности, так и стихийных воздействий на личность (иногда противоположно направленных) факторов общественной жизни. Социализацию можно определить как процесс усвоения и одновременного активного воспроизводства индивидом общественного опыта.

Выделяют три сферы, в которых происходит становление человека как личности: деятельность, общение, самосознание. В сфере деятельности происходит постоянное расширение опыта человека, то есть освоение им новых видов деятельности, выявление значительных ее аспектов, личностный выбор и подчинения других видов деятельности основном. В сфере общения происходит расширение и углубление связей человека, отмечаются различные личностные изменения. Именно межличностное общение способствует формированию человека как личности, субъекта деятельности, индивидуальности. В сфере самосознания происходит становление «Я-концепции» под влиянием включения человека в различные социальных групп. Самосознание не возникает мгновенно как простой перечень характеристик, а формируется постепенно, пока личностью не поймет себя как целостность, самость. Культура влияет на восприятие «Я», в частности, психология западных культур предполагает, что жизнь может быть богаче, если определить свои способности и поверить в себя. Сначала следует полюбить себя, чтобы полюбить других. Иными словами, пропагандируется индивидуализм, который направляется на удовлетворение собственных интересов вместо того, чтобы оправдывать чьи-то ожидания.

В восточных культурах и странах третьего мира больше ценится коллективизм, когда высшей целью жизни является благополучие своих групп - семьи, клана, трудового коллектива. Там люди больше ощущают взаимозависимость как ценность.

Индивидуализм или коллективизм влияют на «Я-концепцию», социальные отношения и воспитание детей. Усиление индивидуализма сопровождается депрессиями, беспомощностью. В то же время коллективизм способствует безответственности, социальной лени, конформизму.

Социализация - не мгновенный процесс, а длительный период становления человека как личности на протяжении всей жизни, состоящий из нескольких стадий. Одни авторы выделяют в нем две стадии: активное становление человека как общественного существа в первую треть жизни, т.е. социализация ребенка, подростка, юноши, развитие зрелой личности в процессе дальнейшего функционирования в обществе, социализация взрослого (трудоспособный период и переход на новое положение в семье - дедушки, бабушки, а также в обществе - пенсионера). Другие выделяют три стадии социализации: предтрудовую, трудовую и послетрудовую, что по своему содержанию похожи на вышеупомянутое.

По мнению Е. Гидденса, социализация - это процесс, при котором беспомощный ребенок постепенно превращается в личность, которая понимает и саму себя, и окружающий мир, приобретает знания и привычки, присущие культуре, в которой ребенок родился.

В научной литературе существует много вариантов определения социализации, но большинство из них тяготеет к пониманию ее как процесса, благодаря которому люди усваивают и учатся подчинять свое поведение социальным нормам. Социализация рассматривается как процесс вхождения индивида в мир конкретных социальных связей и его интеграция в разные типы социальных сообществ через культуру, ценности и нормы, на основе которых формируются социальные черты личности.

Социализация предусматривает включение личности в сферу социальных отношений в качестве субъекта этих отношений. Следовательно, целью социализации может считаться формирование социально активной личности, действия и поступки которой регулируются социальными нормами и общественными интересами.

Следовательно, социализацией называют процесс усвоения человеком определенной системы ценностей, норм, знаний и умений, образцов поведения, которые отвечают ее социальным ролям и делают полноправным членом общества.

Для современной социальной психологии характерны противоречивые взгляды на феномен социализации - от признания к полному отрицанию. Например, известный польский социолог З. Бауман считает, что в социологии постмодерна нет места понятию "социализация", поскольку неможно говорить о целеустремленном формировании личности: современный человек в значительно большей мере, чем его предшественники, способен сам себя создавать, самоконструировать.

Признанным теоретиком социализации в современной социологии считается Т. Парсонс. Его теория ориентирована на постоянное общество, в котором каждый индивид осознает свою социальную роль, понимает, чего от него ожидают другие. Именно социализация (наряду с социальным контролем) является тем средством, с помощью которого поддерживается социальное равновесие. Социализация имеет две фазы - социальной адаптации и интериоризации (рис. 1).

По Т. Парсонсу, важными каналами социализации являются семья, школа и молодежная субкультура.

Американский социолог Н. Смелзер считает, что благодаря социализации люди приобретают опыт и усваивают установки, которые отвечают их социальным ролям. Социализация имеет цель способствовать интеракции людей на основе социальных ролей и обеспечивать сохранение общества через усвоение его новыми членами соответствующих убеждений и образцов поведения. Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения, стремлением к конформизму.

Фазы социализации

Социальная адаптация

Интериоризация

Предусматривает приспособление индивида к социальным условиям существования, ролевым функциям, социальным нормам, которые сложились в обществе или отдельных социальных группах, к которым принадлежит индивид. Данный аспект социализации предоставляет индивиду возможность привлечься, войти в социальное сообщество таким образом, чтобы не выделяться в нем, чтобы быть способным жить так, как живут все. Это происходит, например, через усвоение языка, грамотности, общих форм общения.

Охватывает наиболее значимые для конкретного общества сферы жизнедеятельности - труд, общение, досуг, мораль, религию, политико-правовые нормы.

Предусматривает процесс включения приобретенных норм, ценностей, вообще всего социальноисторического опыта человечества, во внутренний мир личности, в ее сознание, где они обобщаются, трансформируются и в результате превращаются во внутренние правила поведения, способствуют формированию ценностных ориентаций личности как субъекта активной деятельности. Чем больше личность усваивает позитивного человеческого опыта во всех его проявлениях, тем больше она будет социализироваться.

То есть в данном аспекте в отличие от социальной адаптации уже не идет речь об уподоблении субъекта социализации людям, которые окружают его. Субъект социализации рассматривается как активно действующая единица.

Рис. 1. Фазы социализации по Т. Парсонсу

По Н. Смелзеру, социализация - это двусторонний, разнонаправленный процесс, который предусматривает взаимное влияние между биологическими факторами и культурой, а также между теми, кто осуществляет социализацию и социализирует. Результатом этого становится формирование уникальной и неповторимой личности.

На исследование социализации повлияла и теория психосоциального развития человека Э. Эриксона. Он предложил выделит в жизненном цикле человека восемь универсальных для всего человечества последовательных стадий его психосоциального становления - детские года, раннее детство, игровой возраст, школьный возраст, подростковый возраст (или раннее юношество), молодость, средний возраст, зрелость.

Процесс развертывания этих стадий происходит по эпигенетическому принципу: личность развивается постепенно, переход от одной к другой стадии развития предусматривает готовность личности двигаться к дальнейшему росту, расширению социального мировоззрения и радиуса социального взаимодействия. Каждая стадия характеризуется специфическим заданием. Например, в детские годы происходит формирование базового доверия к окружающему миру, преодолению ощущения отчужденности, а в игровом возрасте - развитие активной инициативы одновременно с возникновением чувства вины и ответственности за свои желания. Само общество, по мнению Э. Эриксона, определяет содержание развития, которое бы наилучшим образом способствовало включению индивида в общественную жизнь, то есть социализации.

Современные немецкие ученые (Ю. Хабермас) связывают социализацию с идеей о том, что индивид в процессе своего развития все более стремится к самореализации и самоутверждению, а пассивное приспособление отступает на задний план.

2.2 Институты социализации

Институтами социализации является все социальные сообщества, в которых происходит развитие личности (семьи, дошкольные учреждения, учебные заведения, трудовые коллективы, общественные объединения).

Следует отметить интеграционной роли семьи в процессе развития и саморазвития личности. В течение жизни человек меняет семью, где он родился, на ту, где он дает жизнь своим детям, стареет и умирает. В этом «мире» начинает формироваться наше «Я» и закладываются основы межличностных отношений.

Переживание безусловной и всеобъемлющей любви является условием формирования хорошо приспособленной к жизни человека. Именно безусловная любовь в семье является базой психического здоровья будущей личности, что проявляется в двух феноменах, а именно - в ощущении:

- личной безопасности и принадлежности;

- компетентности, самостоятельности.

Любящие родители стремятся удовлетворить потребности детей, устанавливая четкие границы, безопасную среду для развития ребенка. Это позволяет ему выбирать свой путь в жизни, осуществлять общественно значимые действия и реализовывать свой высокий потенциал.

Результатом становления человека как личности являются психологические явления, свидетельствующие о степени и глубине социализации, например, образование социальных установок, формирование мотивации деятельности, черт характера, определенного поведения.

В повседневной жизни часто проявляется агрессивное поведение личности. Выделяют враждебную агрессию как самоцель, которая побуждается злостью, и инструментальную агрессию, которая является средством достижения целей.

Существуют основные теоретические концепции агрессии:

- врожденная агрессия (например, инстинкт смерти - по 3. Фрейду);

- естественная реакция человека на фрустрацию;

- результат обучения (воспитание в семье, школе, влияние средств массовой информации).

Доказано, что телевидение влияет на ребенка. Существует гипотеза катарсиса, согласно которой просмотр сцен насилия позволяет людям высвободить свою агрессию. Но с началом эры телевидения в США, например, количество случаев насилия возросло в несколько раз. Можно научиться новым криминальным действиям именно в телевизионных программах. Доказано, что именно подростки реализуют приобретенные таким способом знания на практике, потому что социальное насилие возбуждается, побуждается, с одной стороны, а с другой - ему не дают адекватной нравственной оценки взрослые люди.

Важно предупреждать агрессию, а не ждать ее проявлений, например, научить родителей добиваться дисциплины от детей без применения насилия.

Сила ситуации (социальный контроль) и сила личности (личный контроль) не меньшей степени противостоят друг другу, чем биологические основы человека культурного. И поэтому имеет смысл как социальное, так и личное предопределение агрессии. Но именно личность предполагает свое поведение и несет за нее ответственность.

Социализация позволяет подойти к определению степени представленности социально-типического в индивидуальной психологии. Она является двусторонним процессом, включающим, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, а с другой - активное воспроизведение им системы социальных связей посредством деятельности.

Социализация как диалектический целостный процесс развития и саморазвития составляет единство этих двух противоречивых явлений. Только усвоив условия среды, можно активно влиять на нее. Вместе с тем усвоение социального опыта невозможно без индивидуальной активности самого человека в различных сферах деятельности. Личность проходит путь социализации в разных группах, где роли, статусы, которые она в них, формируют структуру и ее тип.

К механизмам социализации относятся подражание, внушение, социальная фасилитация, слухи и т. п.

Подражание - это воспроизведение индивидом опыта других людей, в частности - их движений, манер, поступков и действий. Подражание играет значительную роль в поведении людей: формируются как простейшие навыки, так и духовные ценности, а именно - идеи, вкусы, манера поведения. Благодаря подражанию накапливаются и сливаются в одно целое достояние предков и их потомков.

Особое значение подражание имеет в развитии ребенка: начиная от слепого копирования образцов поведения взрослых к сознательному усвоению.

Внушение (суггестия) - неосознаваемое воспроизведение человеком мыслей, чувств других людей, с которыми он общается, при некритической оценке содержания сообщений. Внушение является важным фактором социализации личности, который осуществляется с помощью вербальных (слова, интонация) и невербальных (жесты, мимика, окружение) средств. Внушение может быть прямым и опосредованным, направленным и стихийным.

Б.С. Поршнев рассматривает внушение как взаимодействие доверия и недоверия. Суггестия тождественна абсолютному доверию к тому содержанию, которое передает коммуникатор. Контрсугестия связана с недоверием к сообщению. Если суггестия является средством интеграции группы, сохранение существующих обычаев, то контрсугестия - орудие изменений, движения вперед. Установлено, что каждый человек имеет свой уровень внушаемости (податливости к воздействию других людей), а повышение внушаемости прямо пропорционален росту численности группы.

Социальная фасилитация (от англ. facilitate - облегчать) - это поддерживающее и стимулирующее влияние поведения одних людей на деятельность других, в результате чего их деятельность улучшается.

Установлено, что возникновение эффекта социальной фасилитации зависит от характера задач, которые выполняет человек. Присутствие других людей действует положительно на количественные результаты и отрицательно - на качественные.

Социальное ингибирование (от лат. inhibeo - подавление) - сдерживание, которое препятствует приобретению индивидом нового социального опыта и тормозит процесс социализации.

2.3 Механизмы социальной регуляции поведения личности

В 80-х годах XX в. отечественные ученые (Л.И. Божович, А.А. Леонтьев и др.) начали широко использовать категорию «поведение» для целостного понимания личности. Поведение - форма связи, взаимодействия организма с условиями существования. Ее источником являются потребности. Человек существует в социальной среде, так как специфически человеческой признаком поведения является его общественная направленность. Итак, социальное поведение - интегральная и доминирующая форма проявления личности, все другие виды активности определенной степени обусловлены ею. Социальное поведение включает действия человека относительно общества, других людей и предметного мира. Эти действия регулируются общественными нормами права и морали. Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.

Целью социального поведения личности является преобразование окружающей действительности, общества, самого человека. Результатом социального поведения личности является формирование и развитие межличностного взаимодействия, взаимодействия с различными сообществами. В достижении результата исключительная роль принадлежит общению.

В структуру социального поведения включают: поведенческий акт, действие, поступок, деяние.

Поведенческий акт проявляется как единичное проявление любой деятельности, ее элемент. Особое место в социальном поведении имеют социальные действия, которые осуществляются в определенной ситуации и предусматривают общественно-детерминированную мотивацию, намерения, отношения.

Социальные действия зависят от задач, решаемых общество (экономических, социальных, развития духовной жизни). Для психологической характеристики социальных действий существенна их мотивация, отношение к «Я» как к источнику и субъекту этих действий, соотношение смысла и значения действий, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в их мотивации. Специфика социального действия определяется рядом феноменов: восприятием социального действия ближайшим окружением, ролью этого восприятия в мотивации социального действия, ролью референтной группы, механизмами социального контроля социального действия личности.

Поступок - социально оцениваемый акт поведения, который побуждается осознаваемыми мотивами. В отличие от импульсивных действий, поступок осуществляется в соответствии с принятыми намерениями. Поступок как элемент поведения подчинен мотивам и намерениям человека. В нем проявляется личность человека - его потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент. Совокупность поступков является составной деяния, в котором реализуется активность, имеет высокую социальную значимость. Ответственность за такую активность несет сам субъект, даже если она выходит за пределы его намерений.

Социальное поведение личности - сложное социально-психологическое явление. Оно детерминируется определенными факторами и закономерностями. По отношению к социальному поведению используется понятие регуляция - налаживание в соответствии с правилами. Функциями социальной регуляции поведения является формирование, оценка, поддержка, защита и воспроизводство субъектом необходимых норм, правил.

Субъектами регуляции социального поведения личности выступают общество, малые группы и сама личность. Регуляторами поведения личности является «мир вещей», «мир людей» и «мир идей» - общественные, социально-психологические (внешние) и личностные (внутренние) факторы.

К широкому классу внешних регуляторов социального поведения относят все социальные явления с определением «социальный», «общественный»: общественное производство, общественные отношения, социальные движения, общественное мнение и т. п. В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности является морально-этические нормы, менталитет, субкультура, идеал, ценности, средства массовой информации, мировоззрение, религия. Общечеловеческими регуляторами поведения также выступают: язык, традиции, ритуалы, привычки, стереотипы, быт, семья.

Узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления: большие социальные группы (этнос, классы, страты, профессии и т. п.); малые социальные группы (общности, коллективы, организация, оппонентский круг и т.п.); групповые явления - социально-психологический климат, коллективные представления, межгрупповые и внутригрупповые отношения, сплоченность, референтность группы, уровень развития коллектива.

К общим социально-психологическим феноменам, регулирующих поведение, относятся: символы, традиции, вкусы, мода, слухи, реклама, стереотипы, коммуникация. Личностными составляющими социально-психологических регуляторов поведения является социальный престиж, позиция, статус, авторитет, социальная желательность, установка.

Универсальным формопроявлением внешних социальных регуляторов поведения выступают социальные нормы. Организации как основные формы объединения людей используют различные виды норм: стандарты, модели, шаблоны, правила, императивы поведения. Они являются основными правилами, которыми руководствуется представитель определенного сообщества, прежде чем совершить поступок. Все нормы разделяют на формализованные (зафиксированные в документах, внешне представлены) и неформализованные (не оформлены, однако представлены определенными внутренними предпочтениями).

Однако личность - не только субъект социального поведения, но и субъект регуляции этого поведения: именно человек является творцом феноменов, влияющих на поведение. Поэтому понимание внутренних факторов, определяющих поведение личности, имеет большое значение.

К внутренним регуляторам поведения относят психические процессы, психические состояния и психические качества личности. С помощью психических процессов личность получает, хранит, воспроизводит и превращает необходимую информацию. В составе психических процессов такие явления влияют на поведение, как внутренняя речь, инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решения задач. К психическим состояниям, которые составляют важный арсенал внутренних регуляторов поведения относят аффекты, депрессию, настроения, тревожность, фрустрацию, отчужденность, релаксацию. Психические качества личности обеспечивают внутреннюю субъективную регуляцию поведения. Среди социально-психологических качеств регуляторами поведения являются установки, оценки, жизненная позиция, статус, чувство любви, ненависти, страха, стыда. Мотивационная сфера, основой которой являются потребности человека и волевые процессы (желание, стремление, совершения поступков) является завершающим этапом социальной регуляции поведения.

Таким образом, социальная регуляция поведения личности является очень сложным механизмом, который включает широкий спектр внешних и внутренних факторов. Содержанием ее являются: создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, инструкций, образцов); регламентация поведения, его оценка; определение санкций. Результатом действия механизмов социальной регуляции является модификация поведения личности, социальный контроль или манипулирование личностью. Следовательно, он может быть как общественно-положительным, так и отрицательным, противоречащим традициям, установкам, нормам морали.

Глава 3. Эмпирическое исследование

3.1 Программа и методы исследования

Данное исследование проводилось в общеобразовательной школе. Экспериментальная группа состояла из учащихся 9 класса в количестве 25 человек (13 девочек и 12 мальчиков). Возраст детей от 14до 15 лет. Исследование проводилось в индивидуальном и групповом порядке в соответствии с методикой.

Гипотеза исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.

Цель исследования заключалась в проведении экспериментального исследования уровня самооценки личности подростков и выявить взаимосвязь самооценки с его статусным положением в системе межличностных отношений.

Задачи исследования:

подбор методик;

определение уровня самооценки;

выявление уровня зависимости самооценки личности подростков от их статусного положения в группе сверстников.

В результате проведения исследования были использованы: социометрия, методика изучения самооценки качеств личности Т. Дембо-С. Рубинштейна.

Рассмотрим описание используемых методик

Социометрия:

Для использования количественных характеристик при изучении социального взаимодействия в группе, применяется социометрическая процедура, или социометрия, которая впервые была предложена в 30-х годах Д. Морено) [8].

Социометрия - это система некоторых приёмов, которые дают возможность выяснить количественное определение предпочтений, безразличий или неприятий, получаемые индивидами в процессе межличностного общения и взаимодействия.

Социометрический метод включает в себя анализ осмысленных ответов всех членов группы на ряд поставленных вопросов различного типа и характера, например: "С кем хотелось бы сидеть за одной партой?"; "С кем хотелось бы готовиться вместе к контрольной работе?" и т.д.

Результаты полученных ответов вносят в называемые матрицы выбора. Их число соответствует числу критериев. Матрица выбора считается основой для социометрического анализа. Для того, чтобы было удобно обрабатывать данные каждый член группы должен получить свой номер и после этого на протяжении всех этапов эксперимента фигурирует под ним. При этом номера учащимся присваиваются согласно алфавитному списку.

Данный эксперимент проводился в групповой форме. Учащиеся были ознакомлены с целью исследования. Участникам эксперимента было дано время для обдумывания ответов. Во время проведения эксперимента посторонних в комнате не было. Ребятам дали гарантию неразглашения ответов.

Методика изучения самооценки Т. Дембо-С. Рубинштейна.

Цель данной методики заключается в выявлении уровня самооценки школьника по заранее определённым качествам личности; при этом выбор тех или иных качеств личности обусловлен целями исследования (например, установленных с помощью других методов трудностей в общении, для получения дополнительной информации можно предложить для оценки такое качество как общительность).

Материалом для исследования составлен из ряда шкал (100 мм), которые условно обозначают проявление различных качеств личности (доброта, честность, сообразительность и др.)

Методика состоит из следующей процедуры исследования: подростку предлагается ряд шкал, которые условно обозначают проявление тех или иных черт личности, и также дана следующая инструкция: "Допустим, что на данной линии расположены все люди мира в порядке повышения их состояния здоровья (пример со шкалой здоровья): внизу - больные люди, вверху - здоровые (те, которые никогда не болеют). Как ты думаешь, где твое место среди всех людей мира по состоянию здоровья?".

Ребенок во время проведения эксперимента с помощью экспериментатора усваивает выполнение инструкции. Работа с остальными шкалами осуществляется учащимся самостоятельно.

Высота самооценки определяется при помощи условного разбиения шкал на отрезки в соответствии с пятибалльной системой. Одно деление на шкале считается равным 0,5 балла. Исходя из этого, необходимо подсчитать средний балл самооценки. "Нормальной", "средней" самооценкой считается самооценка, средний балл которой равен 2,5 или немного выше; "высокой" - средний балл 4-5; "низкой" - баллом 0-2,5.

3.2 Анализ результатов исследования

Результаты экспериментов оформлены графически: вначале начерчены четыре концентрические окружности, после чего их необходимо разделить диаметром пополам. Справа располагаются мальчики (треугольники), слева - девочки (кружки). Размещение детей на социограмме соответствует числу полученных ими выборов. Так, в центральной окружности будут расположены дети, которые получили 5 и больше выборов - 1 статусная группа, второй круг - 2 статусная группа - 3-4 выбора; третий круг - 1-2 выбора; четвертый круг - ни одного выбора. Далее, соединяя линиями выбора детей, можно увидеть характер связей, после этого осуществляется подсчет выборов, которые получены каждым ребенком, и после чего находим взаимные выборы:

Рисунок 2 Карта групповой дифференциации

- девочки выбор

- мальчики взаимный выбор

Следующим этапом работы является определение диагностических показателей социометрического исследования, а также их интерпретация. Статус ребенка при этом определяется числом выборов, которые он получил; 1 и 2 статусные группы - благоприятные. Исходя из этого, можно узнать, благоприятность статуса каждого ребенка в группе.

В результате подсчетов статусные категории каждого подростка:

лидеры - 7 человек.

предпочитаемые - 7 человек.

пренебрегаемые - 7 человек.

отверженные - 4 человек.

Исходя из полученных данных сделан вывод: более 14 подростков, а это составляет более 50%, имеют благоприятный статус, т. е относятся к первой и второй статусным группам, а 11 испытуемых (44%) принадлежат к третьей и четвертой статусным группам.

Методика Т. Дембо-С. Рубинштейна для определения уровня самооценки подростков предполагается составление сводной таблицы данных:

Таблица 1. Сводная таблица данных

Поряд ковый №

Качества личности

Сред- ний балл

Уро- вень

Доброта

Честность

Сообрази-тельность

Трудо- любие

Щед-рость

Любо- знатель- ность

Общитель- ность

1

4,5

4.5

5

5

4,5

3,7

5

4,6

В

2

4

3,5

2.3

5

3.5

0,5

4.3

3,3

С

3

2,5

2

2

2.3

1,3

4

3,5

2,5

Н

4

3.5

3

3

5

2.5

3

4.5

3,5

С

5

3.5

4,2

2,5

4,5

4.3

5

4,7

4,1

В

6

4.5

4

2,6

4,5

4.5

5

5

4.3

В

7

3.5

3

3

5

2,5

3,2

5

3,6

С

8

3

2

4

5

4

5

5

3.8

С

9

3

3

2,5

2,6

1,5

2

2,4

2.4

Н

10

2.5

2

2

3

3

2

3.5

2.5

Н

11

2

2.5

2,5

5

2.5

3

5

3.2

С

12

4,5

4

2,5

4

4.5

4.5

5

4.1

В

13

3.5

4.5

5

5

4

4.5

5

4.5

В

14

4

3.5

2.5

4.5

4.5

3.5

4.5

4

С

15

3.5

3

3

4.5

4.5

4

4.5

3.7

С

16

3,5

4,6

5

4.5

2.6

3,5

5

4,1

В

17

3.5

2.5

2.5

4.5

4.5

4

3.5

3.7

С

18

3.5

4

2.7

4.5

5

4

5

4.1

В

19

4.5

2.3

3

5

4.5

3

5

3.9

С

20

4

2.5

1

2

4.5

3

5

3,1

С

21

3.5

2

3.5

4.5

4.5

5

5

4

В

22

3.5

2.5

2

5

2.5

3

5

3.4

С

23

5

3

2,5

3.5

2.5

4.5

5

3.7

С

24

3.5

2.5

3

4

4.5

4.5

2.5

3.5

С

25

4

2.5

3

4.5

4

3.5

5

3.8

С

В результате исследования по методике Т. Дембо-С. Рубинштейна, было установлено, что в данной группе учащихся дети имеют различный уровень самооценки:

9 учащихся, что составляет 36%, - высокий уровень самооценки;

13 учащихся (52%) - средний уровень самооценки;

3 учащихся (12%) имеют низкий уровень самооценки.

Сопоставляя статус каждого ребенка из группы с его уровнем самооценки, мы получаем следующие результаты:

из общего количества детей статуса "лидеры" 71% обладают высоким уровнем самооценки и 29% - средним уровнем самооценки;

из детей, которые находились в статусе "предпочитаемые" 57% обладают высоким уровнем самооценки и 43% - средним уровнем самооценки;

из всех детей третей статусной категории "пренебрегаемые" 100% обладают средним уровнем самооценки;

из детей, которые находились в четвертой статусной категории "отверженные" 25% обладают средним уровнем самооценки и 75% имеют низкий уровень самооценки.

Таким образом, в результате проведённого исследования связи самооценки подростка с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.

Важной стороной самосознания личности и показателем высокого уровня его развития является формирование личностной самооценки, отражающей особенности осознания человеком своих поступков и действий, их мотивов и целей, умение увидеть и оценить свои возможности способности.

У подростков необходимо сформировать обобщенный положительный образ "Я", который послужит основой для саморегуляции его поведения и деятельности, который актуализирует его активность, поможет лучше реализовать свои возможности. Данные многих исследований свидетельствуют о том, что плохая успеваемость детей, незаинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом объясняются отрицательным отношением ребенка к себе, заниженной самооценкой. Высокий уровень притязаний и самооценки должен стать стимулом к проявлению подростком инициативы, самостоятельности, а также даст возможность сохранить веру в себя, свои силы и способности при неудаче.

Заключение

В результате изучения данной темы. Были сделаны следующие выводы:

Личность в социологии рассматривается как носитель определенных общественных отношений, при этом неизбежно рассмотрение личности человека в рамках его принадлежности к определенной социальной группе.

Особенностью социально-психологического подхода к изучению личности является то, что в данном случае личность рассматривается с двух сторон: социальной и психологической. Социальная психология рассматривает личность с точки зрения субъект-объектного подхода.

Исследование проблем личности в социальной психологии необходимо проводить исследуя социально-психологические качества конкретной личности не в стадии пассивного формирования и усвоения, а в стадии активного освоения всей суммы социальных связей в обществе, где протекает жизнедеятельность разнообразных групп.

Гипотеза эмпирического исследования заключается в том, что чем выше у ребёнка социальный статус в группе сверстников, тем выше у него личностная самооценка.

Таким образом, в результате проведённого исследования связи самооценки подростка с его статусным положением в системе межличностных отношений мы пришли к следующим выводам: самооценка подростка в целом тем ниже, чем ниже его статусное положение в группе.

Список использованной литературы

Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. - М., 2004

Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) // Избр. психол. труды. - М., Воронеж, 2006

Битянова М.Р. Социальная психология/ Учебное пособие - М.: Знание 2006

Гамезо М.В. Возрастная психология: личность от молодости до старости-М.: 2008

Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академический проект, 2009.

Кулагина И., Колюцкий В. Возрастная психология. М.: Тц Сфера, 2009

Столин В.В. Самосознание личности. - М., 2005

Массен П., Конгер Дж., Каган Дж., Гивитц Дж. Развитие личности в среднем возрасте // Психология личности. Тексты. / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. - М.: Изд-во МГУ, 2007

Овчинникова Ю.Г. О конструктивной роли кризиса личностной идентичности в развитии личности // Мир психологии: научно-методический журнал. - № 2 (38). - М; Воронеж: Московский психолого-социальный институт РАО, 2008

Страхов В.И. Внимание в социально-личностном контексте // Вопросы социальной психологии личности. Вып.2. - Саратов, 2007

Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. - М., 2007

Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 2008.

Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 2005

Приложения

Приложение 1

Опросный лист №1

Инструкция: Выбери из вашего класса трёх учеников в порядке твоего предпочтения и укажи их фамилии в прямоугольниках, расположенных после задания. Через тире укажи номер причины, по которой ты делаешь свой выбор (на другой стороне опросного листа написаны 14 причин). Напиши внизу листа свою фамилию и имя.

Напиши 3 фамилии учеников из Вашего класса (мальчика или девочки) с кем бы Ты больше всего хотел дружить и заниматься интересным делом.

Напиши через запятую фамилии тех, кто тебе больше всего не нравится в твоем классе.

Дата заполнения ________________

Класс__________

Имя ___________________________

Отвечать нужно искренне и точно. Гарантируем неразглашение ваших ответов.

Приложение 2

Опросный лист № 2

Дата заполнения ________________

Класс__________________________

Имя ______________________________________

  1. Ядов В.А. Социальная идентификация личности. - М., 2005

  2. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического анализа. - М., 2004. С. 154

  3. Столин В.В. Самосознание личности. - М., 2005. С. 154

  4. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности) // Избр. психол. труды. - М., Воронеж, 2006. С. 312

  5. Страхов В.И. Внимание в социально-личностном контексте // Вопросы социальной психологии личности. Вып. 2. - Саратов, 2007

  6. Шамионов Р.М., Голованова А.А. Социальная психология личности. - М., 2007

  7. Шорохова Е.В. Социально-психологическое понимание личности // Методологические проблемы социальной психологии. - М., 2008. С 143

  8. Битянова М.Р. Социальная психология/ Учебное пособие - М.: Знание 2006