Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Признаки платежеспособности и подлинности банкнот и монеты Банка России (Виды защиты купюр)

Содержание:

Введение

Деньги стали подделывать сразу, как только они появились. История чеканки монет и печатания банкнот - это история постоянной борьбы с подделками. Чем более искусными становились фальшивомонетчики, тем более хитроумные средства защиты придумывали государственные мастера.

Древнейший из известных законов о подделке денег - закон Корнелия о подделке завещаний и монет - был принят в IV веке до н. э. В Германии в XII веке владельцу фальшивой монеты, если он не мог доказать законность ее приобретения, отрубали большой палец, а могли и четвертовать. В средневековой Франции за подделку денег отрубали руку, а во времена Людовика IX (1262 г.) приговаривали к повешению с конфискацией имущества в пользу казны. В Бретани примерно в это же время фальшивомонетчиков варили живьем.

В России жуликов такого рода не любили не только официальные власти, но и население. Например, известно, что в Новгороде в 1462 году народ утопил в Волхове нескольких пойманных за руку мошенников, обвиненных в изготовлении фальшивых монет. В "Уложении", принятом в 1649 году в правление царя Алексея Михайловича, было записано, что тем денежным мастерам, которые решатся на самостоятельное изготовление медных и оловянных денег или станут прибавлять в серебро медь, олово либо свинец, расплавленным свинцом зальют горло.

По законам, принятым в царствование Петра Великого, за перемену чекана монеты или внесение в сплав менее ценного металла мастеру грозила смерть, а за уменьшение веса монеты - ссылка на галеры. Указом от 1711 года в Российской империи впервые было введено наказание за недонесение о фальшивой монете. Причем такое же, как и самим фальшивомонетчикам.

Впрочем, изготовлением фальшивых денег баловались далеко не только "кустари-одиночки". Выпуск фальшивых банкнот часто использовали для ослабления экономики противника воюющие страны. Так, готовясь к войне с Россией, Наполеон открыл в пригороде Парижа фабрику по изготовлению фальшивых русских ассигнаций. Размах акции был весьма и весьма серьезным. Уже после войны русское правительство изъяло из обращения фальшивые 25- и 50-рублевые купюры французского производства на общую сумму 70 млн. рублей - эта цифра сравнима с половиной всех затрат России на Отечественную войну.

Куда большую известность получила диверсия, организованная немцами в начале Второй мировой войны. Осенью 1939 года они наладили производство английских и американских дензнаков. Для этого в Грюневальде (пригород Берлина) создали специальную строго засекреченную типографию. Начиная с лета 1942 года английские банкноты стали печатать в концентрационном лагере Заксенхаузен. До февраля 1945 года немцы успели изготовить более 134 тысяч фальшивых купюр. Здесь же были напечатаны в большом количестве и фальшивые югославские облигации, лиры и динары и даже несколько тысяч купюр достоинством в 100 долларов.

В настоящее время государственные органы, по всей видимости, не занимаются подделкой чужой валюты, а вот деятельность "частников" остается реальной опасностью.По данным интерпола, который осуществляет сейчас координацию международных усилий по борьбе с фальшивомонетничеством, чаще других подделывают доллары США (80% подделок в мире). Целью работы является выяснение мер защиты денег на данный момент времени.

2 История российских денег

В России первые бумажные деньги (ассигнации) были введены в обращение в Петербурге и Москве манифестом Екатерины II от 29 декабря 1768 года. Условием для выпуска бумажных денег явилось то, что монетное обращение в указанный период базировалось на медных эквивалентах, так как серебра и золота не хватало, тогда как расширяющиеся торговые отношения требовали большего количества «удобных денег» (медяки были достаточно тяжелы).

При выпуске ассигнаций государство столкнулось с такой проблемой, как техническое обеспечение. Как известно, для выпуска денежных знаков необходима полиграфическая техника, а также специальные предприятия и специалисты по их изготовлению. Однако, несмотря на отсутствие в XVIII веке оптимальных условий для изготовления бумажных денег, деньги стали выпускаться согласно манифесту. Изначальные ассигнации отличались от современных купюр и представляли собой банковские обязательства — расписки на получение монет.[ 2,3]

Первые выпущенные ассигнации не были достаточно защищены от подделки. Единственными средствами их защиты были водяные знаки на бумаге, изготавливаемой на Красносельской мануфактуре (позже на мануфактуре в Царском Селе), и печать, которая производилась в сенатской типографии. Также на ассигнациях были нанесены текст и нумерация. Бумажные купюры первого образца выпускались достоинством 25, 50, 75 и 100 рублей. Правительственный указ от 1771 года констатировал массовое изготовление подложных 75-рублевых ассигнаций, «переписанных» из 25-рублевых. По тому же Правительственному указу повелевалось провести изъятие всех ассигнаций 75-рублевого номинала и впредь бумажные деньги этого достоинства не вводить в обращение.

Большое количество подделок вынудило государство выпустить новые ассигнации. 4 марта 1816 года представленный Бетанкуром план устройства Экспедиции заготовления государственных бумаг получил высочайшее утверждение Александра I. Это предприятие представляло собой целый городок, включающий в себя здание бумажной фабрики,типографию, механическую, граверную, нумерационную и формную мастерские, правление, квартиры для чиновников и служащих, казармы для рабочих, магазин, караул. К осени того же года была отпечатана первая партия ассигнаций достоинством в 25 рублей.[4]

С открытием Экспедиции началось полноценное производство бумажных денег. Новые купюры 1818 - 1819 годов были значительно сложнее: их номиналы составляли 5, 10, 25, 50 и 100 рублей; водяные знаки стали более высокого качества; по четырем сторонам купюр высвечивался текст «Государственная банковская сторублевая (или другого достоинства) ассигнация»; рисунок был выполнен в стиле ампир. Также ассигнации имели сетку, а бумага стала высокого качества и даже поставлялась в другие страны.

Но, несмотря на все предпринятые меры, ассигнации продолжали подделываться. В поисках новых способов защиты Экспедиция повысила качество водяных знаков. Для этого на формах отлива бумаги вместо проволочного контура начали использовать отштампованные рисунки знаков, даже воспроизводили водяными знаками портреты и картины русских художников.

В 1843 году были выпущены новые кредитные билеты, которые сменили прежние ассигнации. Качество этих денег было гораздо выше, так как в их изготовлении преобладала ручная работа. Для повышения уровня защищенности ассигнаций, улучшения качества внешней отделки и сложности рисунка Экспедиция заменяла устаревшее оборудование и регулярно приглашала талантливых художников и граверов. Но и это не спасло ассигнации от подделки.

В 1866—1887 годах были повторно выпущены обновленные кредитные билеты, для изготовления которых впервые была применена металлографическая печать. Билеты, изготовленные таким способом, имели новые водяные знаки с полутонами, гильоширные типографские и металлографические розетки.

Несомненно, для изготовления фальшивых купюр фальшивомонетчикам необходимо было соответствующее оборудование: доски-матрицы, типографские машины, штампы, печати, краски, бумага.

Например, в концеXVIII века фальшивомонетчики прибегали к хитрому способу изготовления досок-матриц: так как для изображения на них рисунка ассигнаций нужны были хорошие граверы, мошенники давали объявления в газеты о вакансии гравера для выполнения заказов от заграничных стран. Из всех откликнувшихся отбирались самые способные и талантливые. Если человек оказывался легкомысленным, то его легко было втянуть в долги, а потом принудить к тайному изготовлению досок. При отборе кандидатов последним предлагалось сделать пробную копию ассигнации, причем, чтобы не вызывать каких-либо подозрений, предлагалось сделать только рисунок без цифр и обозначения номинала банкноты. Мастера выполняли заказы, а цифры на художественной матрице рисовали сами преступники. Случалось и так, что одну сторону ассигнации делал один гравер, а другую - другой. Работа граверов щедро оплачивалась и они всегда охотно ее выполняли, при этом ни о чем не догадываясь.

Для изготовления типографских станков и машин фальшивомонетчики также прибегали к различным уловкам. Для этого они заказывали по чертежам отдельные части машин в разных городах - Берлине, Лейпциге, Ганновере. Заводы выполняли заказы и даже не задумывались, для чего необходимы данные детали.

Все эти способы подделки бумажных денег применялись фальшивомонетчиками в самом начале появления бумажных денег. Однако уже в 90-х годах XIX века появились новые способы подделки денег. Самым распространенным способом стал типографический.

С этого времени самым высококачественным способом подделки было полиграфическое копирование. Фальшивые банкноты, произведенные данным способом, мог отличить только специалист. Однако этот способ был очень трудоемким для фальшивомонетчиков. Для решения этой проблемы они стали использовать цветные копировальные машины с двухсторонней печатью. Такой способ копирования давал хорошее качество и возможность неограниченного производства купюр. Именно с этого момента в стране началось повсеместное изготовлению копий денежных купюр. По статистике 90% обнаруженных и изъятых фальшивых купюр были изготовлены данным способом.

Однако со вступлением в век технического прогресса, когда широко распространены средства самого точного копирования, этот способ уже устарел. На смену копировальным машинам пришли струйные и лазерные принтеры и сканеры.

Одним из новых способов подделки денежных знаков является глубокая печать. На фальшивках, изготовленных данным способом, краска из форм налипает на бумагу и при высыхании образует толстый красочный слой. Главным недостатком этого способа является то, что данную подделку сможет определить опытный продавец на ощупь. Также, этим способом можно лишь имитировать деньги, так как через некоторое время купюра утрачивает свой товарный вид.

Существует еще один способ подделки - так называемая офсетная печать. Данный способ основывается на избирательном смачивании пробельных элементов на печатных формах не водой, а жирной краской. Здесь мошенникам нужно также подобрать бумагу и краску. Основной недостаток офсетной печати при подделке заключается в том, что такую типографию не установишь в подвале или в каком-либо другом малом помещении, так как этот способ считается промышленным и с помощью его производят сразу много продукции. Именно поэтому мошенники совмещают данный способ изготовления фальшивых купюр со своей основной работой.

Офсетная печать бывает нескольких видов. Самым современным ее видом считается цифровой офсет. С помощью этой технологии изображение наносится на печатную форму, непосредственно установленную в машину. Традиционную технологию, использующую фотоформы, сейчас называют фотоофсетом. Помимо этого вводяттакже классификацию по видам материалов - листовые и ролевые (ротационные). Ролевые офсетные печатные машины используют не отдельные листы бумаги, а ролы - бумагу, скатанную в огромный ролик.

Преимущество офсетной печати заключается в том, что изображения на купюрах не смываются водой, а слой краски никогда не бывает толстым и чрезмерным, поэтому через такую печать можно видеть волокна бумаги. Однако офсетная печать несовершенна. Изготовленную таким способом купюру можно выявить с помощью детектора денежных купюр.

Одним из сложных разновидностей офсета является «орловская печать» - сугубо типографический метод печати. В денежном деле он используется для плавного перехода одного цвета в другой. Именно этот метод применяется для защиты государственных купюр от подделки. Преимущество и неповторимость данной печати заключается в том, что при доброкачественной печати не увидишь перекосов и разрывов штрихов, наложения одного цвета на другой.

Учитывая тот факт, что на протяжении всего XIX столетия бумажные деньги не знали, что такое защитный слой, мошенники без труда подделывали их. Но, к большому сожалению мошенников, в 1890 году Иван Орлов изобрел способ однопрогонной многокрасочной печати для воспроизведения государственных денег («орловская печать»), и уже в 1892 году данная машина была представлена на европейском форуме банковских служащих. Радужные купюры привели в восторг европейцев, и заказы на «орловскую печать» поступили сразу от нескольких крупных банков Европы. Было ясно, что данное изобретение сведет на нет усилия фальшивомонетчиков, что и случилось в первые десять лет.

Орловский способ печати, основанный на совмещении сложных витиеватых узоров, не устарел и в XXI веке, хотя самые искусные фальшивомонетчики смогли освоить и орловскую грамоту. Однако для этого фальшивомонетчикам нужно действовать группами и использовать высокоточное оборудование, так как одиночкам подделать «орловскую печать» не под силу. Сущность «орловской печати» состоит в формировании отдельных красочных слоев на цветоделенных формах, их переносе на сборную форму и оттуда на воспринимающую поверхность.

Следует также отметить, что на практике встречаются два способа подделки банкнот. Один из них - частичная подделка. В этом случае некоторые реквизиты, обозначающие достоинство денежного билета, заменяются каким-либо способом на реквизиты билета большего достоинства. Переделка банкнот выполняется фальшивомонетчиками вручную с использованием общедоступных средств и материалов. Реквизиты, обозначающие достоинство денежного билета, удаляются механическим путем или закрашиваются. Новые изображения рисуются вручную, надпечатываются способом высокой или трафаретной печати. В некоторых случаях недостающие изображения вырезаются из одной банкноты и наклеиваются на другую. Это встречалось на немецких и финских марках и, в последнее время, на российских рублях. Этот вид подделки легко распознать, поскольку фальшивомонетчики таким способом не могут достичь удовлетворительных результатов.

Другой способ - изготовление полностью поддельных денежных билетов. В таких случаях применяются нерегламентированные материалы и технологические процессы. Это может быть как грубая подделка, так и выполненная на достаточно высоком технологическом уровне, имеющая имитацию водяного знака, защитных волокон и нитей и по осязательным свойствам похожая на подлинный денежный билет. Качество изготовления фальшивых денежных билетов зависит от технического оснащения, профессиональных навыков фальшивомонетчика и условий, в которых предполагается сбыт.

В современных условиях, когда фальшивомонетничество приобрело колоссальные масштабы и представляет реальную угрозу экономической безопасности России, защита денежных знаков с каждым годом совершенствуется.

В процессе обращения денежных знаков для распознавания используются преимущественно визуальные защитные признаки. Среди них: цветовая гамма, способ печати, а также скрытые и голографические изображения, совмещаемые рисунки и некоторые другие.

В целом современные средства защиты банкнот можно разделить на две группы — органолептические (выявляются органами чувств человека) и машиночитаемые (выявляются приборами). Защитным признакам, относящимся к первой группе, столько лет, сколько печатаются банкноты, и совершенствование органолептической защиты продолжается. В этой группе признаков ведущее место занимают визуальные, среди которых такие традиционные, как цветовая гамма, водяной знак, «ирисовая печать» (плавный переход одного цвета в другой), а также ряд новых, введенных в последние годы: кипп-эффект (скрытое изображение, появляющееся при соответствующем угле падения и отражения света), совмещающиеся рисунки, голографические изображения. Все большее развитие в последние годы получают машиночитаемые признаки, представляющие собой запрограммированные комбинации красок с разными физическими свойствами, распределенные по банкноте в строго определенном порядке и создающие легко распознаваемые образы в какой-либо области спектра. Машиночитаемые защитные признаки образуются путем введения в краски специальных добавок и вносятся в банкноты с использованием уникального полиграфического оборудования, существующего в единичных экземплярах и находящегося под жестким государственным контролем.

Обычно бумага денежных знаков содержит двух- или многотоновый водяной знак - внутреннее, видимое на просвет изображение на бумаге, наносимое в процессе ее производства. Хорошо видимый на просвет, он обязательно должен иметь слегка размытые, нечеткие контуры. Это связано с тем, что толщина бумаги изменяется плавно. Различают локальный водяной знак - рисунок, расположенный в определенном месте банкноты (обычно на купонном поле), и общий водяной знак - непрерывно повторяющийся рисунок, расположенный по всему полю купюры. У каждой купюры свои водяные знаки, например, у 5 рублей - темные контурные звездочки и волнистые линии, у 10 рублей - темные и просветные звездочки, расположенные диагональными линиями, а у 50 рублей и выше - двутоновое изображение башни Московского Кремля и Российского флага на куполе здания Правительства России.

В бумагу для банкнот в процессе отлива добавляют защитные волокна различных цветов. Волокна хаотично расположены на бумаге и находятся как в толще, так и на поверхности бумаги. Иногда также на стадии отлива в бумагу для банкнот могут вводиться цветные включения, выполненные из полимерной пленки, в форме кружков или многоугольников - так называемые конфетти.

Бумага денежных знаков не содержит оптического отбеливателя и поэтому в фильтрованном ультрафиолетовом свете выглядит темной. Бумага же общего назначения будет люминесцировать голубым или ярко-голубым светом.

Серийные номера выполняются высокой (типографской) печатью. На купюрах образца 1997 года выпуска серийные номера могут иметь как строчные, так и прописные буквы.

Часто в бумагу денежных билетов вводят пластиковые, металлизированные или металлические нити, иногда выходящие на поверхность денежного билета с лицевой стороны, так называемые плавающие. Нить может иметь магнитные свойства или флуоресцировать под воздействием УФ-излучения, при этом свечение может быть как одноцветным, так и многоцветным. Обычно нить содержит повторяющийся микротекст.

Краски, используемые при изготовлении денежных билетов, отличаются от обычных полиграфических. Они более устойчивы к действию различных химических веществ и не изменяют свой цвет. Иногда в краски вводится ферромагнитный пигмент, который вызывает срабатывание различных детекторов. Магнитной краской часто печатают серийные номера (рубли России) или фрагменты металлографских изображений (доллары США). Одноцветный рисунок может быть выполнен двумя красками, имеющими один цвет, но разные магнитные свойства. Очень распространено использование пигментов, люминесцирующих под действием ультрафиолета (свечение красного, зеленого и желтого цветов). При печати современных банкнот иногда используют краски, имеющие одинаковый цвет, но различное отражение в инфракрасной области спектра — ИК-метамерные краски. Для выявления всех описанных признаков существуют специальные приборы.

Поддействием различных химических веществ (стиральные порошки, растворы, используемые в химчистке, растворители) краски могут частично изменять первоначальный цвет, а иногда и вымываются компоненты, светящиеся под действием УФ-излучения.

К началу 20-х годов прошлого века о защите бумажных денег никто и не задумывался: частая смена их внешнего вида просто не позволяла при существовавшем тогда уровне развития полиграфической технологии наладить производство подделок. С 1922 года в денежном обращении СССР имели параллельное хождение 2 вида денежных знаков - рубли и червонцы. Червонцы первого выпуска имели одностороннее оформление. В целях защиты от подделки на банкнотах присутствовала многоцветная розетка, отпечатанная орловским способом. Постепенно, к 1937 году, защита червонцев от подделки была усилена. Они стали печататься на более плотной бумаге, получили двустороннее оформление, богатое тонкими узорами и мелкими деталями, недоступными фальшивомонетчикам тех лет. Кроме того, на лицевой стороне денежных билетов появился выполненный металлографским способом портрет В.И. Ленина. Это стало серьезным шагом к защите бумажных червонцев от подделки, ведь, как утверждают специалисты, портрет, выражение лица на нем очень часто выдают фальсификацию с головой.

Выпущенные в обращение в 1961 году денежные билеты нового образца имели небольшой формат и традиционно печатались с применением металлографского и «классического» орловского способов печати. Уровень защищенности этих банкнот от подделки с сегодняшней точки зрения был низок. Вместе с тем, такой комплекс защитных признаков мог противостоять фальшивомонетчикам на протяжении 30 лет. С незначительными улучшениями он сохранился практически до 1992 года.

В начале 90-х годов банкноты с относительно простым комплексом защитных признаков оказались не в состоянии отвечать требованиям современности. Тем не менее, в начале 90-х годов впервые в истории отечественных банкнот был опробован новый признак подлинности - защитная нить. Она представляла собой прозрачную полимерную полоску с текстом, введенную в бумагу банкнот номиналами 200, 500 и 1000 рублей. Второе появление точно такого же защитного элемента на отечественных банкнотах состоялось лишь в 1998 году.

С 1 января 1998 года в Российской Федерации в обращение были введены купюры нового образца (1997 года), которые используются и по настоящее время. Новая серия банкнот была разработана на основе купюр образца 1995 года и включала в себя пять номиналов - 10, 50, 100 и 500 рублей. Позднее, в дополнение к уже находящимся в обращении, была выпущена банкнота номиналом в 1000 рублей. Все банкноты имеют единый стиль оформления. Купюры выполнены тремя видами печати - металлографской (глубокой), офсетной и высокой. Кроме обычной офсетной печати на купюрах представлена «орловская» и «ирисовая» печати. Банкноты отпечатаны на высококачественной бумаге, имеющей характерный хруст. В бумагу купюр при изготовлении внедрена прозрачная полимерная нить шириной 1 мм. На ленту нанесен легко видимый на просвет повторяющийся текст «ЦБР 10», «ЦБР 50», «ЦБР 100», «ЦБР500» или «ЦБР 1000» соответственно номиналу купюры. В бумагу также внедрены волокна красного, фиолетового и светло-зеленого цветов. Красные и светло-зеленые волокна флуоресцируют в УФ-лучах соответственно красным и зеленым светом. На каждой купюре имеется два водяных знака - цифровое обозначение номинала купюры (на узком купонном поле) и изображение одного из элементов лицевой или оборотной стороны банкноты. Водяные знаки имеют четкие очертания и хорошо видны на просвет.

В банкнотах образца 1997 года появились дополнительные элементы защиты, затрудняющие их подделку. На купонных полях оборотной стороны купюр изображен микроузор, образованный тонкими линиями, образующими шестиугольники. Микроузор на большом купонном поле выполнен методом «ирисовой печати» и визуально наблюдается как плавный переход одного цвета в другой. Границы цветовых переходов отсутствуют, переход одного цвета в другой - плавный.

Учитывая то, что самой распространенной для подделки денежной купюрой является 1000, для нее используются дополнительные элементы защиты, одним из которых является микропечать: негативная (вверху) и позитивная (внизу).

На всех купюрах образца 1997 года присутствуют изображения, выполненные металлографской печатью с повышенной рельефностью. Это надпись на лицевой стороне — «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» (в верхней части справа) и метка для людей с ослабленным зрением в виде кружков и прямоугольников. Указанные реквизиты легко воспринимаются на ощупь у свежеотпечатанных купюр.

В августе 2010 года в обращение была введена модифицированная 1000 купюра образца 1997 года с дополнительными защитными элементами. Изменению подверглось цветовое оформление, так как в бумагу были добавлены защитные волокна двух типов - двухцветные и серые, также в бумагу внедрена широкая защитная нить, имеющая на лицевой стороне банкноты выход на поверхность в окне фигурной формы («витражное окно»).

Модифицированная купюра имеет комбинированный водяной знак, расположенный на широком купонном поле. На лицевой стороне модифицированной банкноты, в нижней части широкого купонного поля справа от основного изображения, находится текст «МОДИФИКАЦИЯ 2010 ГОДА», а на полях присутствуют тонкие рельефные штрихи. Изменениям подвергся и герб Ярославля. Он выполнен оптически переменной магнитной краской с эффектом перемещения яркой блестящей полосы. Часть элементов изображения купюры обладает магнитными свойствами и в ультрафиолетовом и инфракрасном свете имеет отличия от банкнот предыдущих выпусков.

Новые элементы защиты присутствуют и в купюре номиналом 5000 рублей, введенной в обращение 31 июля 2006 года. Она изготовлена на белой высококачественной хлопковой бумаге. В бумагу внедрены волокна светло-зеленого, красного и серого цветов, а также волокна с чередующимися участками красного и синего цветов; широкая металлизированная ныряющая защитная нить с голографическим покрытием. Бумага имеет локальные водяные знаки, размещенные слева и справа на купонных полях. На лицевой стороне изображен памятник Н.Н. Муравьеву-Амурскому и набережная в Хабаровске, а на оборотной стороне — мост через реку Амур в Хабаровске.

Банкнота имеет следующие основные отличия: преобладающий цвет банкноты - красно-коричневый; в бумагу внедрены защитные волокна четырех типов и широкая металлизированная ныряющая защитная нить с голографическим покрытием; герб Хабаровска выполнен оптически переменной краской; присутствует поле со скрытыми муаровыми полосами; покрытие эмблемы Банка России обладает поляризационным эффектом; присутствует цифровое обозначение номинала, выполненное микроперфорацией; высота цифр правого серийного номера плавно увеличивается слева направо; цифровое обозначение номинала отпечатано серой краской; элемент справа от надписи «БИЛЕТ БАНКА РОССИИ» выполнен бескрасочным тиснением.

3 Виды защиты купюр

Рассмотрим подробнее, как можно защитить купюру.

«Увеличивающийся» серийный номер.

Метод защиты, когда каждая последующая цифра серийного номера банкноты становится выше или толще либо одновременно и выше, и толще. Существуют варианты как горизонтального, так и вертикального увеличения цифр серийного номера. Такой способ, в частности, используется на купюрах Чехии,Словакии, Шотландии и других стран. Также данный способ практикуется в Замбии. [Рис1,2]

Цветные волокна.

Способ защиты, при котором в купюру добавляют цветные шелковые или синтетические волокна, как правило, красного, зеленого или синего цвета, которые хорошо видны, если присмотреться к купюре. Данный способ довольно старый. Так, на бумаге, которая шла на производство знаков достоинством в два червонца СССР образца 1928 года, хорошо заметны микроскопические красные прожилки - это свидетельствует о том, что банкнота подлинные. Данный способ использовался также в Камбодже, Таджикистане.[Рис3,4]

Двусторонний оптический дизайн или совмещающееся изображение.

Специальная техника нанесения изображения, когда одна его половина нанесена на одной стороне купюры, а вторая - на другой. При рассматривании банкноты на просвет неокрашенный элемент лицевой стороны заполняется цветом фрагментов оборотной стороны, образуя законченный единый рисунок. Данный способ применяется для защиты купюр нашей страны, Канады, Египта, Шри-Ланки, Конго и многих других государств.[Рис5,6]

Защитная нить.

Данный тип защиты сейчас применяется практически на всех современных банкнотах в мире. На первом этапе на просвет они выглядели черными линиями. Теперь ленточки усложнились, стали «ныряющими», бывают нескольких видов, например нить, которую можно рассмотреть только на просвет. Бывает металлизированная нить с кинетическим эффектом, то есть при разных углах меняющая свое свойство либо цвет. Например, на 10 египетских фунтах используется сразу две нити, одна из них видна на просвет, вторая - с кинетическим эффектом: с одной стороны она выглядит как разорванная полоса, при просмотре на просвет полоса становится неразрывной.[Рис 7,8]

На купюре Мадагаскара также присутствуют две нити, одна видна на просвет, вторая появляется, если смотреть на купюру под определенным углом.[Рис 9]

На купюре Ирана при просмотре на просвет появляется черная нить, а при просмотре в УФ-излучении данная нить становится разноцветной. [Рис10]

Голограмма.

Изображение в виде рисунка либо наклейки, которая меняет свое свойство (как правило, цвет) при просмотре купюры под разными углами.[Рис11]

Водяной знак. Невидимая печать.

Метод защиты, когда на купюру наносится текст либо изображение, которые становятся видимыми только на просвет. В настоящее время в мире в качестве водяных знаков используются изображения и портреты правителей, животных, растений, национальных символов, цифр, номиналов и многого другого.[ Рис12]

Металлографическая печать.

Способ защиты, когда применяется специальный способ печати, из-за чего изображение становится более выпуклым и его можно почувствовать на ощупь. Хорошим примером являются банкноты США.[7]

Микротекст.

Сделанные очень мелкими буквами надписи для невооруженного глаза кажутся простыми линиями оформления. Как правило, микротекст, который образует сложный рисунок, просто не воспроизводится при копировании с использованием техники, и место, где он находится, становится очень размытым, что сразу выдает подделку. Микротекст можно увидеть, только если очень внимательно присмотреться либо через увеличительное стекло. Также может быть в виде так называемой антикопировальной сетки, когда вместо текста при помощи очень тонких линий образовываются узоры, геометрические фигуры, которые не сможет воспроизвести копировальная техника. [Рис 13]

Люминесценция в УФ-лучах.

Метод печати, когда на купюру наносится текст, изображение либо цифры, которые становятся видимыми, если купюру «просветить» в УФ-излучении. [Рис 14]

Важные охранительные функции выполняет сложная цветовая гамма рисунка денежных знаков. Современные художники добиваются того, чтобы у купюр каждого номинала был один хорошо запоминающийся населению преобладающий цвет, но в то же время стараются делать это так, чтобы основной тон складывался из разных оттенков. Так, например, современные банкноты заметно «посерели», то есть утратили яркость красок. Это также делается в целях защиты их от простого ксерокопирования. Блеклые цвета, которые на одном листе сочетаются с яркими, не прорабатываются аппаратурой, выглядят «провалами», как микротекст.

Кольца Омрона

Кольца Омрона (англ. Omron rings) - графические метки, предназначенные для защиты банкнот от копирования. Они напечатаны типографским способом и являются кольцами одинакового размера: их внешний диаметр 1,2 мм, внутренний диаметр - 0,8 мм. То есть, они выглядят как окружности диаметром около миллиметра.

Защитными признаками являются определённые конфигурации из пяти колец Омрона, одной из которых является «созвездие Евриона». [ Рис15]

Эти метки выглядят как хаотически разбросанные в каком-либо участке банкноты маленькие (около 1 мм в диаметре) окружности бледных, как правило, жёлтого, оранжевого или зелёного, цветов. Если такая защита присутствует на банкноте, то некоторые цветные принтеры и копиры отказываются печатать изображения этих банкнот - либо просто отключаются, либо запечатывают лист чёрной плашкой или оставляют его пустым. Иногда ограничение накладывается на цвет: на некоторых моделях копиров цвет, совпадающий с гаммой американского доллара, при печати автоматически искажается. [5,6]

На некоторых банкнотах созвездие Евриона используется как элемент графического дизайна. Например, на долларах США серии 2004 года достоинством 20 и 50 долларов к «звёздам» созвездий добавляются соответствующие цифры для обозначения достоинства купюр . На банкноте в 5 долларов США этот номинал обозначается как 05.[ Рис 16]

4 Виды переделок купюр

 При затруднении в определении платежеспособности денежных знаков кредитные организации направляют их на экспертизу в учреждения Банка России. Под переделкой понимается изменение первоначального вида подлинной банкноты с целью извлечения незаконной прибыли. Переделкой считается наклейка, надрисовка, надпечатка текста или цифр, изменяющих номинал банкноты таким образом, что внешний вид внесенных изменений сходен с видом соответствующих реквизитов подлинной банкноты, и такая переделанная банкнота может быть принята в обращении за подлинную; а также изменение года образца на вышедшей из обращения банкноте. Банкноты, имеющие признаки переделки, должны рассматриваться как поддельные и сдаваться в территориальные органы внутренних дел в установленном порядке. [Рис 17,18]

Image result for фальшивые купюры

Image result for фальшивые купюры

5 Как определить фальшивую купюру?

Рассмотрим на примере купюры наминалом 1000 рублей

«Билет Банка России», а так же метка в три полоски в нижнем левом углу, сделанная для людей с ослабленным зрением имеет четкиий рельеф и выделяющуюся поверхность и хорошо прощупываетя.[5] [Рис 19]

Герб Ярославля, выполнен краской, меняющей цвет, в зависимости от наклона купюры и света, попадающего на него. Если поменять угол наклона, цвет изменится с золотисто- зеленого на малиновый. [Рис 20]

На самой банкноте есть область, которая окрашена специальной краской, так же меняющей цвет, в зависимости от угла наклона. Надодится она слева от статуи.[ Рис 21]

В банконут вшита метализированная, ныряющая, пластиковая полоска, которая должна быть видна на просвет. [Рис 22]

На полях есть водяные знаки, слева на поле распологается портет Ярослава Мудрова, а справа на узком поле на ходиться 1000 (или дргой наминал, кроме 50), которые выполнены лазером, и абсолютно гладкие на ощупь, но их можно рассмотреть на фоне яркого источника света. [Рис 23 и рис 24,25]

Имеются вкрапления в купюре разноцветных нитей

Купюра имеет зарактерный хруст. Если исползовать лупу, то можно увидеть повторяющиеся строчки 1000. [Рис 26]

6 Критерии способности банкнот и монеты иметь нарицательную стоимость

Банк России делит все денежные знаки на 3 группы, делит их по физическому состоянию. К первой группе относятся банкноты и монеты, которые должны приниматься повсеместно в банках, предприятиях торговли и сферах услуг по нарицательной стоимости во все платежи. Эти деньги являются платежеспособными, характеризуются по наличию незначительных повреждений или по исходному внешнему виду:

  • Грязь, потертости
  • Дырки
  • Рваные края и надписи на купюре.
  • Пятна краски или масла

Вторая группа- это группа в которую входят деньги с большим количеством повреждений, которые являются существеннее чем в первой группе.Эти деньги нельзя использовать для оплаты, но можно поменять в банке. Под этим подразумевается и то, что кредитные организации не принимают их от населения при оплате услуг жилищно-коммунального хозяйства, взносов в федеральные бюджеты и любые другие платежи:

  • Сохранившие 55 процентов своей поверхности
  • Склеенные из фрагментов одной купюры, если они занимают не менее 55 процентов площади
  • Составленные из равных кусков разных денежных купюр одного и того же наминала, с условием что кусок занимает не более 50 процентов первоначальной площади купюры.
  • Изменившие окраску, если на них виден рисунок

Третья группа-это денежные купюры с максимальными повреждениями, которые нельзя использовать и обменять в банке тоже нельзя:

  • Содержащие опечатанное или перфорированное слово «ОБРАЗЕЦ».
  • Сохранившие менее 55% от первоначальной площади.
  • Составленные из двух фрагментов разных банкнот, если один из фрагментов занимает менее 55%, а другой - менее 50% от первоначальной площади банкноты.
  • Составленные из трех и более фрагментов разных банкнот, если каждый из них занимает площадь, менее 55% от первоначальной площади банкноты.
  • Окрашенные специальными красящими веществами, предназначенными для предотвращения хищения банкнот при транспортировке.

Получив сомнительный денежный знак на экспертизу, кассовый работник (эксперт) прежде всего, определяет его подлинность, а затем платежеспособность. Для выявления сомнительных банкнот и определения подлинности используются два типа признаков. К первому относятся признаки защитного комплекса, заложенные при изготовлении денежных знаков, ко второму - признаки, характерные для известных разновидностей подделок. [8]

Вывод

В настоящее время очень много фальшивомонетчиков, пытающихся подделать наличные деньги. Эта проблема возникла сразу, как только стали печататься бумажные купюры, и решать эту проблему необходимо всем странам мира, потому что деньги можно подделать в любой стране. Так как доля наличных денег в мире не уменьшается, а растет, то увеличивается и количество проблем, связанных с их печатью и защитой. Находятся все новые и новые материалы, для производства, меняется дизайн, усиливается защита. Живя в той или иной стране, необходимо знать признаки фальшивой и настоящей купюры.

Использованная литература:

  1. https://arzamas.academy/materials/1014
  2. Михаэлис А.Э., Харламов Л.А. Бумажные деньги России. – Пермь: Пермская печатная фабрика Гознака, 1993.
  3. Щелоков А. Деньги мира: занимательные факты, курьезы, истории.
  4. Углева Е.Ю. Способы подделки и защиты бумажных денежных знаков: история и современность
  5. Лютов В.В., Юров А.В. На защите денег. – М.: Кисинг информационные системы, 2005
  6. Раутенко А. История в купюрах. Как защищают от подделки деньги.
  7. Павлов. И; Потапов. А.: «Контроль подлинности документов, ценных бумаг и денежных знаков»
  8. Авдошин В.В. «Определение подлинности и платежеспособности денежных знаков»
  9. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8701/b85879014605946a27505b4bd1fba343b7e0ca0b/