Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Роль правосознания в жизни общества)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблемы формирования и развития правового сознания граждан сегодня особенно актуальны, поскольку в настоящее время процесс становления гражданского общества совпал с мировым финансовым кризисом. Охвативший в разной степени большинство стран, мировой финансовый кризис с юридической точки зрения – это прежде всего результат отступления от приоритета права в экономике в каждом отдельном государстве и на глобальном уровне. Неэффективные нормативные правовые акты, непрофессиональные и неправомерные действия чиновников, должностных лиц и транснациональных корпораций, включая незаконные финансовые пирамиды, как внутригосударственные, так и международного уровня, – все это, вместе взятое, привело к неадекватной конкретизации правовых принципов применительно к сфере регулирования современной экономики и финансов, к деформации прав и обязанностей субъектов экономических отношений, включая государства и международные финансовые институты.

Правосознание современной России настоятельно требует изучения внедрения в практику общественной жизни. Отдельные аспекты правосознания как самостоятельной формы общественного сознания в философской и специальной литературе уже исследовались, однако целостная концептуальная теория до сих пор отсутствует. Отечественные ученые дореволюционного периода и начала XX века занимались проблемами правосознания на фоне социальных потрясений и общественных трансформаций. В этот период правосознание, как правило, не являлось предметом непосредственного анализа; о нем говорили в связи с изучением происхождения и сущности государства, его роли.

Объект исследования: правосознание как форма общественного сознания.

Предмет исследования: специфика и структура российского правосознания.

Цель курсовой работы: выявить основания и основные структурные компоненты правового сознания.

Поставленная цель работы потребовала решения следующих задач:

- Выявить и исследовать специфику трактовки феномена правосознания в исследовательской школе.

- Определить понятие и сущность феномена современного российского правового сознания.

- Провести социально-философский анализ правового сознания по субъектному основанию.

- Выявить структуру и основные уровни правового сознания.

- Провести анализ особенностей правосознания в России.

- Исследовать специфику становления отечественного правосознания в условиях гражданского общества.

Методология исследования включает диалектический, системно-структурный, социально-культурный и сравнительно-исторический методы.

  1. Понятие и сущность правосознания

1.1 Теоретико-правовые подходы к пониманию сущности правового сознания

На современном этапе развития государства и в сложных политико-правовых условиях современной действительности существенно возрастают требования к уровню правосознания всех членов общества. Основным фактором формирования законопослушного общества является положительное отношение различных субъектов правоотношений к нормам права и действующим законам.

Правовое сознание формировалось на протяжении всей человеческой истории и укрепляло правопорядок любого государства. Существуют различные научные подходы к изучению сущности правосознания и его генезиса. С увеличением количества исследований ученых в различных отраслях права открываются и новые теоретико-правовые проблемы, обнаруживаются ранее незамеченные пробелы в понимании правосознания, появляется необходимость в корректировке тезисов, которые прежде казались бесспорными. Поэтому представляется целесообразным констатировать развитие правового сознания как неполного исследования в проблемах теории и права [1].

Для целостного понимания, решения теоретических и практических проблем правового сознания необходимо признание необычайной сложности и значимости этого социального явления и соответствующего понятия. Это признание должно увести правовое сознание от юридизации, нацелить на выход его за пределы не только политической, юридической, но и иных сфер социальной жизни, пребывающих в конкретно-историческом проявлении и постоянном изменении. Оно позволит использовать способности правового сознания пребывать за пределами материального, проявленного, условного мира и постигать истинный смысл собственного и всего государственно-правового бытия.

История политических и правовых идей свидетельствует о том, что издавна в трактовках государственно-правовых явлений очень часто наблюдался у зарубежных и отечественных мыслителей выход далеко за пределы материального, рационального, позитивного, условного, юридического в сферу безусловного, вечного, божественного (Ю.С. Гам-баров, митр. Иларион, И.А. Исаев, Л. Леви-Брюль, И. Кант, Р.А. Папаян, Платон и др.). Эта традиция таилась в подсознательной сфере у философов и ученых советского периода (Г. Гроций, Д.Я. Самоквасов, О.И. Чистяков), она начала проявляться и в трудах современных ученых (Р. С. Байниязов, A. Бергсон, О.Э. Лейст, Г.В. Мальцев, А.Ю. Мордовцев, В.С. Нерсесянц, В.В. Попов, В.М. Сырых, B.Н. Синюков, О.И. Цыбулевская и др.) [2].

Прежде всего, отметим, что правосознание - это одна из форм общественного сознания, представляющая собой систему правовых взглядов, теорий, идей, концепций, убеждений, оценок, настроений, чувств, в которых выражается отношение индивидов, социальных групп, всего общества к существующему праву, к правовым явлениям и поведению людей в сфере права. Другими словами, правосознание - это субъективное отображение разнообразных правовых явлений в сознании людей.

В настоящее время большинство ученых отмечают ключевую роль правосознания в правовой системе. Правосознание представляет собой одну из форм человеческого сознания, это явление идеальное, непосредственно наблюдаемое только через поведение и деятельность, в том числе отдельные поступки, индивида.

Впервые вопрос о правосознании в России был поставлен русскими юристами во второй половине XIX в., в период активного обновления российского законодательства, в связи с дискуссией о взаимовлиянии законодательства и правосознания. В частности, Б.А. Кистяковский писал, что нормы права и нормы нравственности в сознании народа недостаточно дифференцированы и живут в слитном состоянии. Е.Н. Трубецкой отмечал, что для истинного православного человека "закон - это приказ Божий поступать людям по совести". Л.И. Петражицкий в своих работах делал акцент на выяснении права и психики человека. При таком подходе преимущественное внимание обращалось уже не столько на право, сколько на психологию отдельных индивидов, позволяющую, с точки зрения Л.И. Петражицкого, понять мотивы поведения вообще, а значит, и правового поведения.

В советской правовой науке особенностью объяснения правосознания являлось то, что у всех авторов правосознание трактовалось как классовое явление, обусловленное общественным бытием, материальными условиями жизни. Так, в учебнике "Теория государства и права" (1985) отмечалось следующее: "Правосознание - это форма общественного сознания, которая выражает представления и чувства людей (классов, общества) о праве и об урегулированном им поведении".

В послереволюционный период неоднозначно оценивались исследования в сфере правосознания. Так, по мнению В.В. Сафронова, русское национальное правовое сознание в советский период не только не развивалось, а, наоборот, всячески подавлялось. Совершенно противоположной точки зрения придерживались М.А. Рейснер, П.И. Стучка, которые считали, что проблемы правового сознания весьма актуальны и широко освещались в работах послереволюционного периода[3].

Неоднократно отмечалось отсутствие целостного и четкого понимания правосознания, большая часть исследований была направлена на изучение новых типов правового сознания (коммунистическое, социалистическое, революционное, классовое), нежели на разработку проблем самого понятия [4]. Практически все исследователи представляли правосознание как классовое явление, которое обусловливалось общественным бытием и материальными условиями жизни.

С середины 30-х вплоть до середины 50-х годов XX века представители юридической и философской науки перестали активно исследовать вопросы правосознания. Причиной происходящего спада в изучении правосознания стали сложные политические условия государства, проводимые репрессии, оправдание культа личности Сталина, излишняя идеологизация общей теории права и государства, а также пренебрежительное отношение к достижениям ученых того времени.

Так постепенно к середине 50-х годов ХХ века наблюдается рост интересов к проблемам правосознания. Возобновляются социологические исследования в данной области, анализируется и исследуется опыт, накопленный российской юриспруденцией в прежние годы. Проводимые со-циолого-правовые исследования были вынуждены приспосабливаться к жесткому социалистическому варианту существующего типа позитивизма, который имел в советском правоведении весьма ограниченную сферу применения[5]. Проводимые исследования были направлены на изучение действующего законодательства и социальный контекст его реализации, в частности, на проблемы эффективности действующего законодательства и правоприменительной деятельности, правового сознания, социального, юридического и психологического механизмов действия законов. Понятие права отождествлялось с законодательством.

В это же время появляются научные мысли о сущности правового сознания, главной идей которых является понимание его как категории права или как сознание. Однако нельзя придерживаться только одной конкретной позиции понимания правового сознания, так как каждая из них (и категория права, и категория сознание) отображает в себе грани процесса его формирования. Такие позиции не исключают существование каждой категории по отдельности, однако их целесообразнее применять в дополнении друг к другу.

Примечательным моментом данного периода являются исследования авторов, которые рассматривают проблему правового сознания как ключевой компонент права и совместно с разработкой других юридических понятий (О.С. Иоффе, А.Р. Ратинов, М.Д. Шаргородский и др.).

Особый интерес представляет исследование структуры правосознания, проводимое И.Е. Фарбером. В структуре правового сознания он выделял две стороны:

1) познавательная сторона (правовая идеология);

2) эмоционально-волевая сторона (правовая психология).

Под правовой идеологией он понимал систему правовых идей, которые отражают интересы и потребности класса. А под правовой психологией совокупность чувств, убеждений, привычек и мотивов юридически значимых волевых действий.

Правовое сознание, по его мнению, есть не что иное, как форма общественного сознания, составляющая совокупность правовых взглядов и чувств, обладающая нормативным характером и состоящая из знаний и оценки правовых явлений с учетом справедливости и новых правовых требований, которые выражаются через различные потребности, (экономические и политические) и интересы общественного развития [6].

И.Е. Фарбер сформулировал основные положения в области теории структуры правового сознания, которые послужили основной многих последующих разработок в период становления советской юридической науки и еще одной важной разработкой ученого являлись исследования признаков правового сознания.

На проблемы правового сознания 50-х годов ХХ века оказали влияние различные факторы - это и экономические и политические преобразования, и наука в целом, и культура, и мораль, и менталитет граждан. Однако стоит отметить, что истолкование понятия правосознания по И.Е. Фарберу не учитывает наличие поведенческих компонентов, что свидетельствует об отрицании наличия устойчивых моделей поведения в определенных стандартных ситуациях (привычек, установок, ценностей, ориентации), а без этих компонентов невозможно проводить правильную оценку уровня правосознания, в том числе и индивидуального, и общественного, и группового.

В 60-е годы ХХ века отдельно изучаются проблемы индивидуального правосознания, устанавливаются взаимосвязь и его непосредственное влияние на общественное и групповое правосознание. Структурные элементы и неповторимые черты индивидуального правосознания формируют некое особенное и различное правосознание в рамках одной социальной группы.

Правовое сознание также рассматривается как разнообразие форм его проявления (правовые нормы, программа партии, общественное мнение, правовая наука, практическое поведение людей и др.) [7].

Однако с такой позицией сложно согласиться ввиду того, что такое понимание сущности правового сознания приводит к отождествлению политики с ведущим институтом управления и регулирования общественной сферы, которая властно главенствует и подчиняет себе все остальные сферы общественной жизни людей, самостоятельно создавая при этом основные приоритеты и цели развития.

В научных работах данного периода были определены основные тенденции и направления анализа изучаемой структуры правовой категории (и правовой психологии, и правовой идеологии), правосознание понималось как структурная часть обыденного и теоретического правосознания, как общественное и индивидуальное правосознание.

В 70-80-е годы ученые продолжают исследовать проблемы структуры правового сознания. Основываясь на уже сложившемся понимании структуры правового сознания, исследователи занимаются разработкой различных вопросов, связанных с данной тематикой: правосознание и моральное сознание; право и правосознание; право и правовая культура; правосознание и политическое сознание; индивидуальное правосознание и общественное сознание[8].

Научное исследование сущности структуры правового сознания продолжается. Системный подход выступает основой научных разработок данного периода. Его суть заключается в том, что при рассмотрении структуры правового сознания сама правовая категория рассматривается как нечто целое, а его структурные элементы как взаимосвязанные части. Основой исследований выступает методологическая установка о представлении структуры правосознания как совокупности закономерных связей между элементами системы.

Начиная со второй половины 80-х годов ХХ века, проводится большое количество исследований правового сознания различных социальных групп, появляются многочисленные работы, посвященные проблемам правового сознания. Особое внимание продолжает уделяться вопросам модели и структуры правосознания. Модель социальной структуры правового сознания рассматривается на трех уровнях: общественном, групповом и индивидуальном[9].

Весьма расширились границы социологического подхода к исследованию проблем правового сознания, который позволил более широко исследовать и другие правовые явления, такие как общественное мнение о праве, престиж права, социальный механизм действия права, правовая активность личности и др.

После распада СССР многими учеными и правоведами предпринимаются попытки переосмысления некоторых ранее звучавших положений, относящихся к понятию, сущности, структуре, функциям правосознания.

Учитывая особенности изучения проблем правового сознания XIX - XXI века, можно сделать вывод о сущности процесса его формирования. В целом это процесс, продвигающий эволюцию общественного сознания к новому уровню коллективного разума. Исследования многих философов и юристов в этой области составили значительные труды. Известные отечественные ученые (Л.И. Петражицкий, М.А Рейснер, И.Е. Фарбер и др.) внесли огромный вклад в изучение правосознания.

Современная теория права уделяет проблемам правового сознания особое внимание. Так, правовая действительность отражается в правосознании в форме юридических знаний и оценочных отношений к праву и практике его реализации в форме социально-правовых установок и ценностных ориентаций, регулирующих поведение людей в юридически значимых ситуациях. Правовое сознание не может существовать обособленно от иных форм общественного сознания (например, морали или политического сознания), которые активно воздействуют на формирование правовых идей и убеждений. Основными функциями правосознания являются информационно-познавательная, оценочная и регулятивная. Информационно-познавательная функция правосознания способствует распространению правовой информации и накоплению правовых знаний как отдельными людьми, так и обществом в целом. Оценочная функция развитого правосознания позволяет легко оценить правовые явления, а регулятивная способствует выработке и распространению правомерного поведения.

В современной российской науке четко определилась тенденция на более глубокое, всестороннее изучение содержательных компонентов правового сознания, таких, как структура правосознания, его виды, способы формирования, факторы, обусловливающие деформацию правосознания[10].

Итак, правосознание рассматривается учёными в нескольких плоскостях:

- в качестве общественной позиции, а также оценки отдельно взятых граждан (в том числе находящихся на гражданской службе, поскольку их понимание разится с восприятием граждан, не состоящих на службе) в отношении действующей системы права;

- в качестве системы взглядов и идей о сущности и назначении права, его роли в регулировании жизни общества;

- в качестве субъективного понимания граждан, общественных организаций и объединений своих прав и обязанностей, а также представлений о правопорядке и законности;

- в качестве сложившейся понятийной модели относительно процессов становления права, его исторических аспектах и положения в современном мире.

1.2 Роль правосознания в жизни общества

Сознание представляет собой форму отражения человеком окружающего его мира, а также его отношения к этому миру в форме разного рода оценок и предложений по усовершенствованию, изменению конкретных социальных и природных явлений, процессов, созданию новых материальных или духовных благ. Правосознание является частью, видом сознания.

Правовое сознание – это совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении. Сознание возникает в процессе и результате деятельности и проявляется в ней. Поэтому функции или назначение правового сознания могут быть поняты по результатам деятельности его субъектов.

В четырехтомном труде "Марксистско-ленинская общая теория государства и права" говорится о гносеологической, моделирующей, регулирующей и воспитательной функциях правосознания.

В свою очередь, Е.А. Лукашева полагает, что правосознанию присущи функции гносеологическая (познавательная), моделирования, регулирования, воспитательного воздействия.

А.П. Семитко указывает, что главная функция правосознания - регулятивная.

С.С. Алексеев полагает, что правосознание может рассматриваться в качестве самостоятельного регулятора общественных отношений лишь под углом зрения своего идеологического воздействия[11].

В содержание правосознания входят четыре вида оценочных отношений: к праву (его принципам, нормам, институтам); к правовому поведению окружающих и к объектам деятельности (преступности, преступлениям, преступникам или правонарушителям); к правоохранительным органам и их деятельности (прокуратуре, адвокатуре, суду, юстиции, органам внутренних дел); к своему правовому поведению – самооценка[12].

В результате практической реализации ценностного отношения с участием воли, выполняющей роль энергетического двигателя, возникает новое образование – интеллектуально-эмоционально-волевое, или правовая установка. В своей совокупности установки организуются в систему ценностных ориентаций, основанных на системе убеждений.

Доминирующие установки определяют направленность личности, ее жизненную позицию и характеризуют содержательную сторону ценностных ориентаций. Соответственно, правовая ориентация – это совокупность правовых установок индивида или общности (группы, коллектива), непосредственно формирующих внутренний план, программу деятельности в юридически значимых ситуациях.

Под установкой понимается тенденция или предрасположенность личности определенным образом воспринимать и оценивать информацию, процессы, явления и т.п. и готовность действовать в соответствии с этой оценкой. Регулятивная функция правосознания осуществляется посредством правовых установок и ценностно-правовых ориентаций, синтезирующих в себе все иные источники правовой активности.

Результат этой регуляции – поведенческая реакция в виде правомерного или противоправного поведения. Это позволяет определить в целом роль правосознания как внутреннего, личностного механизма регулирования поведения (деятельности) людей в юридически значимых ситуациях.

В литературе сформулированы три правила функционирования правосознания. Первое правило: «Соблюдай добровольно действующие законы и борись лояльно за новые, лучшие». Человек призван к внутреннему самоосвобождению в пределах закона, а не к внешнему самоосвобождению от них, как это имеет место в период революции, анархии и деспотизма и ведет к гибели государства.

Второе правило: «освободи себя внутренне посредством добровольного самообязывания и ищи свободы только через закон, под законом, что действительно необходимо для личности и общества, если этот закон правовой, т.е. нормативно закрепляющий справедливость».

Третье правило связывается с творческим характером правосознания, который проявляется тогда, когда создаются новые качественные и эффективные правовые законы, и тогда, когда они применяются к живым отношениям людей в соответствии с их подлинным смыслом и правовой совестью!

Кроме того, для определения должного качества правосознания необходимо учитывать степень практического владения этими знаниями, умение применять право, действовать в соответствии с правовыми предписаниями[13].

Правосознание играет важную роль в совершенствовании и развитии правовой жизни общества.

Во-первых, правосознание является необходимым фактором при создании норм права. Ведь правовые нормы формируются в процессе сознательной волевой деятельности правотворческих органов.

Прежде чем получить выражение в юридических нормах, определенные интересы и потребности людей проходят через волю и сознание индивидов, создающих правовые нормы. Поэтому качество правовых норм, их соответствие потребностям общественного развития неразрывно связано с правовыми представлениями, уровнем правосознания тех, кто создает правовые нормы.

Во-вторых, правосознание является важным и необходимым условием точной и полной реализации правовых норм. Требования норм права обращены непосредственно к людям. Эти требования тоже выполняются посредством их сознательной волевой деятельности. И чем выше уровень правосознания граждан государства, тем точнее исполняются предписания правовых норм.

Развитое правосознание обеспечивает добровольное, глубоко осознанное осуществление правовых требований, понимание их правильности и разумности. Оно вызывает у людей чувство нетерпимости к нарушениям правопорядка [14].

Таким образом, правосознание есть важный фактор развития законодательства, стабильности правопорядка, реальности прав и свобод граждан.

Современное правосознание свидетельствует также о высокой общей и правовой культуре личности, делает ее полноценным участником разнообразных правоотношений. Все исследователи единодушны в том, что чем выше уровень правосознания, тем в большей мере оно проявляет свою регулирующую роль приведения поведения в соответствие с целями и волей, выраженными в праве, тем крепче законность и правопорядок (при условии его положительной направленности). Тот факт, что исполнение правовых норм значительной частью людей осуществляется сознательно, в силу внутреннего убеждения, как раз и свидетельствует о регулирующей роли правосознания. Регулирование означает, с одной стороны, побуждение к действию, приказ или стимуляцию соответствующего поступка, поведения, с другой – установление границ поведения, запрещение выхода за их рамки, дозволение действовать в их пределах. Указанная роль правосознания вытекает прежде всего из основного социального назначения права – управлять деятельностью людей в различных видах общественных отношений в соответствии с государственной воле народа и элиты, выраженной в законе и обеспечивающей сочетание интересов личности, общества, государства.

Одна из особенностей правосознания состоит в том, что оно является нормативно предписывающим, обязывает к определенным действиям на основе и по результатам возможных вариантов поведения с правовыми принципами и нормами, общий, абстрактный характер правовых норм порождает трудности, так как закон имеет всеобщий характер, а ситуация – Юриспруденция: вопросы российского и международного права конкретна.

Единичное подводится под всеобщее с помощью суждения. Суждение же чаще и проблематично, и вероятно. Это требует предвиденья в рамках самой нормы, а, следовательно, участия правосознания и его высшего проявления – мышления.

Правосознание играет регулирующую роль и в процессе правореализации, в том числе при разрешении юридических дел, принятии правоприменительных актов, всех видов конкретных юридических решений. Здесь действует профессионально-юридическое правосознание как разновидность правосознания. Естественно, что органически присущую роль инструмента оценки действий и их результата при осуществлении правоохранительной функции законодатель закрепил за правосознанием в уголовно-процессуальном праве. Законодательство требует, чтобы государственные органы, ведущие судопроизводство при разрешении уголовных дел и оценке доказательств руководствовались правосознанием[15].

В сложном процессе правоприменения в правосознании правоохранителей вырабатываются образцы поведения в типовых ситуациях, которые объективируются в принимаемых ими индивидуально-правовых актах. Так осуществляется перевод явлений сознания в собственно право и обязанности конкретных субъектов права. Это свидетельство того, что правосознание существует и действует параллельно с правом, иногда заменяет и всегда отражает его «всю правовую действительность». Оценка результатов деятельности и каждого решения в правовой сфере также производится с помощью такого инструмента (механизма) как правовое сознание.

Результатом оценки является признание поведения (деятельности) правомерным или противоправным, а если противоправное поведение совершается специальным субъектом – должностным лицом, работником правоохранительных органов на службе или в связи со службой – нарушением законности.

Таким образом, правосознание является органичной составной частью правотворческой и правореализующей деятельности, выполняет роль их механизма и инструмента

2. Виды и структура правосознания

2.1 Виды правосознания

Для более глубокого понимания, что такое правосознание, следует рассмотреть его виды. Мотивами разделения правосозания можно назвать степень потребности права, серьезность вникания в сущность права и правовых явлений в обществе, которые могли бы дать доброкачественную характеристику. По предложенным критериям правосознание подразделяется на следующие уровни.

Первый уровень: обыденное правосознание. Данный уровень характерен для большей массы населения. Он формируется в повседневной жизни в обстановке регулирования права. В обыденной жизни люди встречаются с правовыми предписаниями, например, из средств массовой информации. В данной разновидности правосознания знание общих принципов права тесно взаимодействует с нравственными взглядами.

Второй уровень: профессиональное правосознание. Данный вид образуется при специальной подготовке, например, при получении юридического образования. Люди этого уровня обладают определенными знаниями действующего законодательства, какими-то навыками и умениями. Ввиду отсутствия профессионализма в правоприменении и правотворчестве возникают проблемы в нашем обществе.

Третий уровень: теоретическое правосознание. Данный уровень предназначен для исследователей, которые занимаются проблемами правового регулирования отношений в обществе[16].

Мы можем классифицировать правосознание с способствованием специальных элементов, исходя из того, кто обладает правосознанием или является субъектом правосознания, правосознание подразделяется на индивидуальное, групповое и общественное.

Публично-правовое сознание включает в себя широкое понятие. Исходя из этого, можно различить национальное правосознание и правосознание населения страны, молодежи, пожилых людей, городского населения, групп образования и профессиональных особенностей, каждая из которых имеет свои характерные особенности.

Подводя итог, можно сделать вывод, что публичное правосознание является отраслью общественного сознания, которая отражает различные явления общественной жизни, взаимодействие законных понятий права и верховенства права, взглядов и идей, определяет направленность правоохранительных механизмов. Другими словами, публично-правовое сознание представляет собой более широкую группу, в данном случае восприятие права общества[17].

Индивидуальное и групповое правосознание носят публичный характер, но они не существуют вне индивидуального правосознания. В отличие от публичного правосознания, групповое правосознание может быть упомянуто в ограниченных интересах, которые часто противоречат общественным интересам.

Групповое сознание также можно охарактеризовать и быть ассоциативным. Есть несколько случаев, когда формируются группы, интересы которых противоречат обществу, в котором они сформированы, исходя из их основных интересов и структурных идей. В данном случае их правосознание отчетливо отличается от публичного правосознания.

Индивидуальное правосознание характеризуется как индивидуальные и конкретизированные чувства и представления о праве.

Нужно также отметить, что публично-правовое сознание развивается через правосознание личности субъекта. Но оно более обогащеннее в структурном понятии, потому что оно в полной мере отражает правовую жизнь общества. Однако индивидуальное правосознание не может включать в себя многообразие правовых аспектов разных периодов жизни общества, оно отражает только индивидуальные, существенные черты.

Мы можем истолковать, что правосубъектность конкретного человека формируется в условиях, в которых он живет и работает. Поскольку эти условия не единообразны, то это оставляет отчетливый след в их правосознании.

Таким образом, мы можем понять, почему правосознание одного человека может быть глубоким, содержать научную оценку правовых явлений, а у другого ограничиватся уровнем публичного правосознания. Индивидуальное правосознание по структурному значению и принципиальности отличается от вышесказанного. Оно резко разделяет правовое сознание на более мелкие социальные группы, включая отдельных лиц. Другими словами это узкая группа, поскольку здесь может действовать только один субъект. Однако индивидуальное правосознание не может включать в себя многообразие правовых явлений разных периодов общественной жизни, оно лишь отражает индивидуальные существенные черты. Следует также отметить, что индивидуальное правосознание различается по разным этапам развития. Соответственно, мы можем различать две степени: элементарную и высокую степень индивидуального правосознания[18].

Элементарное правосознание может характеризоваться низкой степенью индивидуального правосознания, выражающей эмпирическое восприятие конкретно законных действий, согласованных с правовыми нормами поведения.

В отличие от более низкого уровня правосознания, более высокий уровень правосознания возникает, когда реализуется более сложная правовая ситуация - правовые институты, правовой статус человека в обществе.

Высокий уровень личностного правосознания характеризуется концептуализацией правовой системы, пониманием социальной значимости права, оценкой его размерности, концепцией правовой идеологии - это концептуализация правосознания

По временной направленности можно выделить следующие виды правосознания, например, перспективное, адекватное и ретроспективное.

Ретроспективное означает то, что оно сформировалось в отношении уже ранее существующего, но ныне отмененного права.

Адекватное правосознание – это то, которое существует в отношении действующего права.

Перспективное правосознание является тем, которое складывается в отношении будущего права[19].

Населению России характерна фальсификация правосознания этическими суждениями. Для этого типа общества является значимой цель создания той правовой системы, которая могла бы гармонизировать с духовностью народа, традициями, гарантировало бы формирование правомерного поведения и правового государства. Правосознание в России разнородно, двойственно и во многом деформировано.

2.2 Структура правосознания

В юридической науке существуют различные мнения о структуре и функциях правосознания. Согласно сложившимся теоретико-правовым воззрениям правосознание, функционируя в общественной жизни как динамичная регулятивно-нормативная система, имеет сложное строение. В.А. Сапун в этой связи указывает, что правосознание делится на три уровня: массовый (обыденный), профессиональный (специализированный), научный (теоретический). Критерием деления у автора выступает глубина и полнота знаний о правовых явлениях. Каждый уровень сопровождает определенный вид юридической деятельности: массовый (обыденный) обеспечивает деятельность по непосредственной реализации права, профессиональный (специализированный) обеспечивает правоприменительную деятельность, научный (теоретический) - правотворческую. Важно понять, что каждый из уровней правосознания включает в себя социально-психологические, рационально-идеологические и поведенческие структурные элементы. Назовем их.

Социально-психологические - это правовые чувства, индивидуальные эмоции, которые формируются на основе правовых знаний и представлений о нормах права, юридических правах и обязанностях, законности, других правовых явлениях и связаны с их непосредственным восприятием и оценкой этих явлений индивидом.

Рационально-идеологические - это те правовые понятия, знания, идеи, конструкции, теории, которые составляют содержание правовой идеологии.

Поведенческие - это правовые установки, в совокупности составляющие ценностную ориентацию личности, привычки, готовность к деятельности в сфере правового регулирования, которые являются посредствующим звеном между сознанием и правовой деятельностью субъектов.

Социально-психологические элементы правосознания имеют значение в формировании и реализации права, выступая либо фактором правового развития, прогресса в демократических преобразованиях, либо фактором консервативного правосознания, препятствием реформ, преобразований.

Каждый уровень правосознания формируется в сознании личности под воздействием разнообразных обстоятельств личного и общественного характера. На качество и объем правовых знаний влияют и особенности жизненного пути индивида, его образование и воспитание, а также отдельные личностные характеристики (возраст, род занятий и т.д.)[20].

В целях выявления сущности данного явления необходимо рассмотреть его структуру. Правосознание как вид общественного сознания, имеет сложнейшую структуру, представляющую собой совокупность смысловых различных по своему уровню единиц, структурных характеристик, стиля мышления. При рассмотрении структуры правосознания необходимо принимать во внимание, что она будет представлять подразделения менее или более организованной совокупности, не создавая при этом целостного органичного образования.

Структуру правосознания можно рассматривать через две призмы: морфологически - функциональную и содержательно-смысловую. Среди морфологически-функциональных компонентов выделяют виды, типы, элементы, уровни.

К основным морфологически-функциональным составляющим структуры правого сознания относят правовую онтологию, правовую аксиологию и правовую праксиологию. Однако, следует учитывать, что правовая реальность отражается в правосознании субъекта целостно, поэтому ее элементы необходимо рассматривать только в совокупности.

Правовую онтологию принято определять как сознание того, что есть объективное право (его структура, свойства и значение) и что есть право в конкретном обществе (конкретные субъективные юридические права и обязанности субъектов). Знание права является важным элементом правосознания, т.к. не знание права, приведет к «произволу сильного и запуганности слабого».

Однако, как точно отмечает Ильин И.А. «нормальное правосознание отнюдь не сводится к верному знанию положительного права. Оно вообще не сводится к одному «знанию», но включает в себя все основные функции душевной жизни: и прежде всего — волю и притом именно — духовно воспитанную волю, а затем — и чувство, и воображение, и все культурные и хозяйственные отправления человеческой души» .

Такое эмоционально-интеллектуальное восприятие и представляет собой содержание правовой аксиологии. При этом, правовая аксиология делится на правовую идеологию и правовую психологию.

Правовая идеология представляет собой систему представлений о правовой реальности, основу которой составляют определенные ценностные векторы. Идеология характеризуется целенаправленным научным и философским пониманием права как целостного социального института, в качестве самостоятельного элемента общества.

В сравнении с правовой идеологией, правовая психология носит менее рациональный характер, т.к. первая содержит в себе больший объем знаний о праве. Но, как верно утверждает Р. С. Байниязов правовой идеология по отношению к психологическому аспекту юридического сознания далеко не всегда имеет первостепенное значение [21].

Правовая психология определяется эмпирическим уровнем правосознания, формируется посредством повседневной правовой практики субъекта. Ее содержанием выступают чувства, переживания, эмоции, которые возникают у субъекта правовых отношений.

Правовая психология часть правосознания, выражающаяся в отдельных психологических реакциях человека на право, государство, законодательство и правовые явления. Одним из важнейших компонентов правовой психологии является правовое чувство, правовая эмоция. Так, немецкий мыслитель Р. Иеринг в своей работе подчеркивает, что правовое чувство, по его мнению, является основой правосознания.

Правовые эмоции человека выражаются в его реакции, переживаниях по поводу права, принятия нормативноправового акта, правоприменительной практики органов государственной власти, поведения субъектов в правовой сфере и т.д. Данные переживания выступают в виде приятных или неприятных ощущений (удовлетворения, возмущения, негодования, удовольствия и т.п.) оказывая при этом значимое влияние на поведение субъекта в правовой сфере.

Правовая фантазия – необходимый элемент правосознания правотворческого субъекта. Так как создание законов – творческий процесс, фантазия соответственно выступает одним из средств создания новых элементов в правовых актах.

Правовая воля и правовой долг принято рассматривать совместно как дополняющие друг друга категории. Так, воля понимается как нацеленность сознания на достижение конкретных юридических целей. Правовой долг же ограничивает людей в их действиях в пределах права. Также в науке определяют следующие компоненты правосознания: познание, ценностное отношение и практика. Так, Бабылев А.И. выделяет такие элементы как познавательные, ценностные и волевые[22].

Таким образом, правосознание - сложное структурное образование. Его компоненты функционируют на всех стадиях осуществления правоприменительной деятельности. Выделение структурных компонентов в правосознании способствует пониманию его места и роли в жизни человека. От степени сформированности правосознания зависит оценка того, как ведет себя человек в социуме, а также какова направленность его деятельности.

Важно также обратить внимание на следующее. Не следует думать, что общественное правосознание имеет только правоположительную, позитивную направленность, связанную с тем, что личность осуществляет только законопослушную деятельность. Напротив, под влиянием многих обстоятельств нередко личностное и порой общественное правосознание приобретает антиправововое содержание, когда личность, социальные группы совершают правонарушения, которые обусловлены их негативным правосознанием. Поэтому приходится констатировать, что, например, лица, совершающие преступления, имеют устойчивое антиправовое правосознание, что говорит о необходимости глубокой корреляции такого правосознания. Проблема же заключается в том, чтобы изучить такой вид правосознания, а также выработать соответствующие научные и прикладные методики, применение которых позволило бы успешно исправлять лиц с устойчивой антиправовой направленностью их правосознания.

3 Проблемы формирования и повышения правосознания

3.1 Проблемы формирования правосознания и правовой культуры

Ключевым компонентом теории формирования правосознания является тезис о том, что жизнедеятельность личности протекает под влиянием мотивов его собственного поведения, которые меняются от младенчества до зрелости, а потом в старости. В силу этого исходное положение заключается в том, что формирование правосознания личности, так же как и становление ее правовой культуры, происходит на протяжении всей жизни. Соответственно, те ученые, которые предположили, что человек в своем развитии проходит несколько стадий роста и жизни, заложили основу правильного понимания того, как формируются правосознание личности и ее правовые навыки.

Изначально огромная роль в формировании правосознания личности принадлежит семье. Именно влияние поведения родителей, их установок, а также характер взаимоотношений между родителями и ребенком обусловливают первичное осознание того, что разрешено, а что запрещено, формирование ребенком восприятия права. Итак, именно семья должна считаться одним из самых значимых факторов становления правосознания личности[23].

Далее, выходя за пределы семьи, ребенок попадает под влияние множества внешних и внутренних условий, так называемого окружения. В это окружение включаются следующие элементы:

принадлежность к определенной культуре;

принадлежность к определенному социально-экономическому классу (слою, группе);

семейная среда;

влияние генетических, биологических и физиологических факторов.

Принадлежность личности к тому или иному типу культуры формирует нормативные модели в мышлении, эмоциях и поведении личности. А затем нормы мышления обусловливают соответствующее поведение, формируют определенную правовую культуру, что позволяет успешно диагностировать собственно правосознание личности и ее направленность[24].

Культурная среда формирует у человека форму взаимоотношений с другими людьми, формирует потребности и способы их удовлетворения, а также жизненные цели, к достижению которых стремятся люди. Правосознание в этом процессе формируется как результат пребывания личности в определенной культурной среде, как неотъемлемый элемент жизнедеятельности человека, через призму которого человек мыслит, действует и оценивает.

Точно так же принадлежность к тому или иному социально-экономическому классу оказывает влияние на ценности и стиль жизни, обусловливает в конечном счете содержание и направленность правосознания. Правосознание является продуктом нашего включения в жизнь соответствующих социальных групп, к которым мы принадлежим. Наше общество основано на свободе и плюрализме, что проявляется в социальной структуре общества. Принадлежность к социальному классу определяет индивидуальный статус, качество социальной жизни, привилегии и возможности, которыми обладает человек. Все это обусловливает содержание элементов индивидуального правосознания: правовую психологию и правовую идеологию. Исследования ученых показывают, что наша принадлежность к определенному социальному классу (слою, группе) оказывает значительное влияние на то, каким будет наше поведение в типичных конфликтных ситуациях, осуществляем ли мы правомерное или неправомерное поведение. Поведение и есть проявление правосознания вовне.

Исследования ученых доказывают прямую зависимость между уровнем образованности человека и вероятностью его девиантного поведения. Особое значение в формировании правосознания индивида, как уже отмечалось выше, имеют формы родительского поведения, их убеждения. Родители служат моделью для подражания и посредством собственных поступков оказывают влияние на сознание детей, что сохраняется на протяжении дальнейшей их жизни.

Генетические факторы также оказывают влияние на процесс формирования правосознания, на поведение личности. Интеллектуальные и когнитивные (поведенческие) способности передаются от родителей к детям благодаря механизмам наследственности. Наряду с окружающей средой они играют ключевую роль в становлении правосознания личности. Так, исследования, проведенные на близнецах, предоставляют надежные доказательства того, что эмоциональная устойчивость, альтруизм, застенчивость, робость, интеллект устойчиво передаются по наследству. К другим личностным особенностям, которые имеют как минимум умеренно выраженный генетический компонент, относят отчужденность, агрессивность, стремление к достижениям, лидерство, воображение. Нельзя отрицать того, что все эти компоненты духовного образа личности в той или иной мере являются компонентами структуры правосознания и влияют на его формирование. Доказательство этого тезиса составляет значительную проблему для правовой науки в связи с несовершенством ее понятийно-категориального и методологического арсенала[25].

Итак, одна из проблем оценки того, как осуществляется формирование правосознания и правовой культуры, заключается в том, чтобы ответить на вопрос: какие факторы при формировании указанных феноменов имеют приоритет - генетические или факторы социальной среды?

Есть ученые, которые считают, что любой индивид вырастает, испытывая на себе воздействие окружающей среды, и его правосознание развивается под влиянием генетических свойств. Иначе говоря, согласно этой точке зрения наследственность налагает ограничения на диапазон развития личности, ее тех или иных поведенческих характеристик, но тем не менее в пределах этого диапазона дальнейшее развитие характеристик определяется факторами окружающей среды.

Также одна из проблем видится в том, что остается неясным, какие конкретно факторы среды отвечают за формирование правосознания, ее каждодневное становление. С нашей точки зрения, ключ к решению указанной проблемы находится в плоскости понимания структур и процессов, лежащих в основе поведения человека.

Еще одна проблема правосознания и правовой культуры, с которой сталкивается правовая наука, заключается в необходимости объяснения причин того, почему некоторые люди оказываются не в состоянии приспособиться к нормативным требованиям общества и эффективно функционировать в нем. На самом деле неясно, почему некоторые люди демонстрируют негативную направленность правосознания и патологические или неадекватные стили поведения в повседневной жизни. Необходимость объяснения причин противоправного поведения привела к развитию различных подходов, связанных со сбоями в воспитании человека, сбоями его эмоциональной и мотивационной сферы и т.д.

Поставленные выше проблемы научного осмысления правосознания и правовой культуры свидетельствуют о том, что отечественная теория государства и права находится в начале сложного пути познания указанных правовых явлений.

3.2 Проблемы повышения правосознания и правовой культуры общества в современной России

Проблема развития правосознания и правовой культуры населения формируется в результате необходимости построения гражданского общества и социально-правового государства.

С принятием основного закона нашего государства, Российская Федерация была признана социальным государством, однако в реализации указанного конституционного положения на практике встречаются различные сложности, которые затрудняют развитие России как социального государства.

С целью реализации данного положения на уровне государства создаётся и формируется социальная политика, успех которой обусловлен важнейшим свидетельством в результативности происходящих реформ, а также прочности системы различных институтов государства.

Для России, как и всех постсоветских стран, построение социального государства в новых экономических условиях процесс сложный и нелёгкий, поскольку в науке и на практике единых методик такого строительства не выработано, не определены критерии эффективности социального государства.

Становление страны как социального государства является неотъемлемой частью развития любого демократического режима государственного управления. Социальное государство представляет собой политическую систему, которая перераспределяет социальные блага таким образом, чтобы все граждане имели достойный уровень жизни.

В настоящее время примерами политики социального государства могут служить различные государственные социальные программы, проводимые для повышения уровня жизни той или иной социальной группы граждан (чаще всего социально незащищённых групп)[26].

В основе социального государства лежит принцип социальной справедливости. Потребность в вырабатывании и исполнении социальной политики в современном обществе, является обязательным условием для полноценного функционирования всего рыночного механизма. Это в свою очередь гарантирует минимальную степень благополучия гражданам, обладающим на это определённым правом[27].

Уровень правовой культуры считается фундаментом в развитии правовых систем, и способствует развитию государственных институтов, а также повышается общественное правосознание. Низкий уровень правовой культуры и правосознания рассматривается в рамках института правового нигилизма. Прежде, чем рассмотреть проблемы повышения правосознания, существующие в современном обществе, постараемся проанализировать понятие и сущность правового нигилизма.

Многими исследователями указывается, что формирование правового нигилизма более всего характерно для молодого населения страны. Это объясняется тем, что молодёжь подвергается отрицательному влиянию со стороны окружающей среды, которое выражается в субкультурах и прочих негативных явлениях. Отметим, что единой точки зрения о толковании данной категории на сегодняшний день учёными не выработано.

Условно, правовой нигилизм рассматривается в виде определённого типа правосознания, отрицающий социальные и личные ценности права.

Иные толкования правового нигилизма существенно отличаются от приведённого. В них содержится дополнительные признаки. К примеру, в качестве дополнения учёные называются направления общественно-политической мысли, крайнее проявление правового невежества или бескультурье , деформированное состояние правосознания , патологию правосознания , а также невостребованность права обществом.

Проанализировав различные источники, сложилось мнение, что формулировка правового нигилизма, приведённая А.В. Поляковым, является наиболее чёткой, и содержательной. По его мнению, под правовым нигилизмом следует понимать теоретические и практические отрицания права, выступающего в виде позитивно-ценностного явления для общества .

Исходя из данных определений, считаем необходимым, определить понятие права и роли для общества, чтобы более чётко определить проблемы повышения правосознания и правовой культуры общества.

Вопрос о праве как категории, выступающей в качестве основы современного общества, считается одним из основных на сегодняшний день. Заинтересованность к данному вопросу определяется тем, что право представляется в виде базовой ценности, вызванная служить целевым ориентиром демократического общества. Обозначение содержания взглядов о праве вызывает осмысления её нормативного содержания, способа его реализации с учётом динамически модифицирующимися реалиями современной эпохи. В процессе демократической модернизации вопрос о праве становится значимым и для нашей страны[28].

Исследуя процесс эволюции всего общества, следует отметить, что история развития выработала обусловленные нормативные системы, в которых происходит регулирование различных правовых отношения, происходящих в обществе ежедневно. Тем самым право определяет нормы поведения людей в обществе, их действия, а также функционирование законодательных и исполнительных органов государства.

В данном случае право выступает в качестве традиций, обычаев, морали, и религии.

Рассматривая право как самого наиважнейшего регулятора общественных отношений следует, что концептуальные представления о правовых отношениях, послужили основой для соответствующих учений о праве. Первостепенная проблема учений о праве признается сущность и природа самого права. Ответы на данные вопросы отражают эффективность функционирования права в виде социального регулятора, и сам процесс нормотворчества. Право для современного общества является определённым правилом его поведения. При различных ситуациях право определяет верное направление деятельности членов общества, учитывая особенности каждого правоотношения.

Так, рассмотрение правового нигилизма отражает несколько подходов в своём понимании.

Первый связан с этимологическим подходом, суть которого заключается в том, что в основу любого понимания положено разъяснение сущности самого явления.

Второй подход определяется как психологический, или эмпирический. Такое исследование правового нигилизма легко объяснимо, поскольку правосознание представляется как психологическое отношение человека к правовой культуре страны.

Таким образом, низкий уровень правосознания общества и правовой культуры на современном этапе существования российского государства обладает характерными особенностями. В их число входит: массовость, демонстративность, проявление агрессии, неконтролируемость, оппозиционность, региональнонациональная окраска[29]. Особенности правосознания общества можно отразить на следующем рисунке:

Рис. 1. Особенности правосознания общества Особенности правой культуры отразим следующим образом:

Рис. 2. Особенности правовой культуры.

Таким образом, обобщив приведённые толкования понятия правового нигилизма, а также его отличительные признаки попытаемся сформировать собственное определение данного правового явления. Правовой нигилизм – это отрицательное отношение общества к любым правовым устоям, и правовым нормам, которое формируется посредством влияния различных субкультур и неподконтрольно органам власти, зачастую носит национальную окраску.

Категорию правовой культуры тесно связывают с устоями морали и религии в обществе, а также отношения к ней.

Среди проблем формирования правовой культуры называют следующие:

- низкий уровень правовой культуры среди работников юридической сферы;

- ослабленная уверенность в нормы закона, и слабая защищённость граждан со стороны государства;

- сложность восприятия правовых предписаний в виду малой грамотности населения;

- проблемы получения открытого доступа к правовой информации, и правовых актов, с последними изменениями в нормы;

- выработка правовой культуры тесно взаимодействует с правовой природой, и зависит от её восприятия окружающими.

Для повышения уровня правовой культуры необходимо предпринять следующее:

- пересмотреть целесообразность использования кадрового потенциала в правовой сфере;

- предпринимать меры, направленные на технологическое развитие юридической сферы жизнедеятельности;

- провести реформы в области юридического образования, которые позволили бы расширить перечень направлений для обучающихся;

- проведение мероприятий, направленных на информатизацию общества в целом посредством внедрения различных телевизионных программ в области раскрытия сущности правовых актов и их содержания.

- необходимо разработать единую политику права, направленную на усиление защиты прав и свобод граждан.

В научной литературе проблемы проявления правового нигилизма признаются многосторонними, и изучаются не только на уровне российских ученых, но и зарубежными исследователями в данной области[30].

Меры, направленные на повышение уровня правосознания и правовой культуры всего общества, основываются на гарантиях, предоставляемых со стороны государства в области защиты конституционных прав и свобод граждан, включая поддержку режима законности.

Правовой нигилизм способен оказать влияние на правовое сознание современного российского общества, которое закреплено в основном законе нашего государства - Конституции Российской Федерации, где прописано, что человек, его права и свободы признаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина относится к основной обязанности государства .

Проблемы проявления правового нигилизма обладают тесной взаимосвязью общества с институтами государства, а также правового непонимания норм законодательства. Повышение правовой культуры общества проявляется в участии народа в жизни государства и процессов управления им. Такими формами следует назвать голосование и проведение референдумов. Для повышения уровня правосознания и правовой культуры общества в целом государству необходимо применять меры, направленные на повышение гражданской и правовой ответственности населения[31].

Так, для устранения проблем, связанных с низким уровнем правосознания и правой культуры государству необходимо:

Во-первых, развивать правовое просвещение и юридическое образование населения. Данное направление следует реализовывать посредством участия средств массовой информации, радио и телевидения.

Во-вторых, следует проводить мероприятия, направленные на духовнонравственное возрождение общества, с привлечением различных общественных организаций.

В-третьих, следует усилить деятельность, направленную на ограничение антиобщественных культурных влияний,

В-четвертых, необходимо ужесточить нормы действующих нормативноправовых актов, в области усиления удовлетворённости реальным интересам общества,

В-пятых, усилить нуждаемость в участии граждан в управлении государством, а также повышение авторитета государственных структур.

Таким образом, повысив уровень правосознания и правовой культуры населения, государство может повысить и авторитет к самому себе, убедив население в том, что права каждого гражданина для них равны и важны в одинаковой степени, и им гарантируется их защита в случае какого-либо нарушения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Правосознание - это совокупность представлений и чувств, взглядов и эмоций, оценок и установок, выражающих отношение людей к действующему и желаемому праву.

Правосознание - особая форма общественного сознания, которой принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни.

Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:

1. при создании юридических предписаний в правотворческой деятельности;

2. в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при решении определенных жизненных ситуаций;

3. при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;

4. при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробелов в праве, если при отсутствии нужной нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием.

Особенно часто это было распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано.

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а после воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, правильного, неограниченного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения.

Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность.

Также ему свойственно требование жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сосредоточено на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина. Правосознание оказывает влияние на поведение людей вместе с нормами права, наряду с ними, а иногда и вопреки им.

Например, можно говорить о регулирующем воздействии правосознания на общественные отношения, если налицо пробел закона или сам закон допускает руководство адресатов норм правосознания в решении отдельных вопросов. Производительная роль правосознания особенно велика в процессе законодательной деятельности. В ходе правоприменения эта деятельность является дополнительным (наряду с законом и вместе с ним) фактором оценки фактических обстоятельств и решения юридического дела.

При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ею неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности. Роль правосознания проявляется в его видах и функциях.

С субъективной точки зрения правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное. Эта классификация имеет условный характер, ибо нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального.

Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различна и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, уравновешенном виде.

Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

Групповое правосознание тоже оказывает весьма ощутимое влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о верховенствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, лесоводов и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью бойкотов, митингов и т. п.

У группового сознания особым видом выступает профессиональное правосознание юристов. Оно формируется в первую очередь на основе правоприменительной юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов профессионалов играют важную роль в воплощении юридических норм. Юрист-практик должен не просто хорошо знать настоящий закон, но и уметь применять его, а также быть готовым к постоянному самообучению, т.к. право - это постоянно обновляющееся сфера.

Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (также к субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков отдельным индивидом. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Сущность и социальное назначение правового сознания выражается в его функциях:

1. познавательной, т.е. связанной с осмыслением правовой действительности, накоплением определенных знаний;

2. оценочной, выражающейся в сравнительном отношении к правовым явлениям и процессам (к праву и законодательству, к правовому поведению, к объектам и субъектам юридически значимой деятельности), также и к самому правосознанию, на основе повседневного и научного опыта, использования нравственных и иных критериев, сопоставления социальных ценностей. Весь спектр объективной и субъективной реальности оценивается через правовую призму в общественной жизни. Именно оценочная функция является основой творческой, обновляющей роли правосознания, условием целеполагающей деятельности;

3. регулятивной, определяющей ориентиры поведения людей, выработку правил поведения в определенных ситуациях. В юридической литературе иногда выделяют также прогностическую и информационную функции.

Следовательно, правосознание пронизывает весь механизм правового регулирования, предшествует изданию юридических норм и сопровождает на всем протяжении их действия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Абражеева Д. В., Музыкин А. А. Правовой нигилизм как социальная проблема современного российского общества // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1-3.

  1. Алексеев Ю.Г. Проблема формирования правосознания в России // В сборнике: Информация как двигатель научного прогресса сборник статей по итогам Международной научно- практической конференции. 2018. С. 11-14

Бакулов В.Д., Пащенко И.В. Дихотомия правопонимания и правосознания, сущность и структура правосознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - С.99-107.

Бобылев А.И. Проблемы правопонимания, формирование системы права и системы законодательства // Право и политика. - 2017. - №2. - C. 7-15.

Бочков А.А., Бочкова А.А. Понятие и сущность правосознания
В сборнике: Материалы XIII научной сессии преподавателей и студентов ВФ УО ФПБ МИТСО 2018. С. 43-44.

  1. Бреднева В. С. Системный анализ структурных компонентов правосознания // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 39. С.22–32.
    Бурлаков В.И. Феномен правосознания // Мир юридической науки. – 2017. – № 3. – С. 12–19.
  2. Демченко Т.И. О законных основаниях правового сознания// Lex russica. -2018. -№ 5. -С. 523-534. 

Дмитриева А.Р. Методы продвижения продуктов и услуг в социальных сетях // Интеллектуальные ресурсы региональному развитию: сборник статей. – Ростов-на-Дону, 2018.

Ильин О. Ю. Современные проблемы правосознания // Власть. 2016. Том. 23. № 1. С. 130-136.

  1. Коваленко Е.Е., Азизова Н.В.
    Понятие правосознания: определение, формы, структура и виды
    Вестник научных конференций. 2017. № 2-6 (18). С. 45-47.
  2. Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции/В.Н. Корнев//История государства и права. 2009. № 20. – С. – 45

Корельский В.М., Перевалов В. Д. Теория государства и права. М., 1997. С. 446.

Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636

  1. Наумов Д.А. Понятие и виды правосознания //
    В сборнике: Верховенство права и правовое государство.Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 153-155.
  2. Оздамирова Л.М. Понятие и виды правосознания // в сборнике: Современные тенденции развития образования, науки и технологий сборник научных трудов по материалам VI международной научно-практической конференции. Под общ. ред. А.В. Туголукова. 2018. С. 184-185.

Поляков А. В. Общая теория права: Феноменологокоммуникативный подход: курс лекций / А. В. Поляков. - Второй изд., Доп. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2013. – С.414

  1. Рудова А.А. Проблема формирования правосознания в российском обществе // Научное сообщество студентов XXI столетия. общественные науки: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(46). URL: https://sibac.info/archive/social/10(46).pdf (дата обращения: 17.08.2019)
  2. Рыбаков Владимир Алексеевич Правосознание и правовой менталитет // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2017. №3 (52)

Скакун О. Ф. Теория государства и права (Энциклопедический курс): учебник/А. Ф. Скакун. -Харьков: Эспада, 2014. -С.709

  1. Степанов Д.Ю. Сущность правосознания//
    В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 214-217
  2. Тамразян Я.Р. Проблема формирования правосознания в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. общественные науки: сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(71). URL: https://sibac.info/archive/social/12(71).pdf
  3. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Юристь, 2017. – С.590

Фомин А.А. Правовое образование, правосознание и юридическая безопасность: проблемы взаимообусловленности в современном обществе//Право и образование. -2017. -№ 3. -С. 77 

  1. Чепуркова Е. И., Гнатышин И. Ю. Некоторые размышления о состоянии правосознания в современной России // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 339-341. — URL https://moluch.ru/archive/136/38263/ 
  2. Ярмонова Е.Н. Виды правосознания //
    в сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 194-195.
  1. Демченко Т.И. О законных основаниях правового сознания// Lex russica. -2018. -№ 5. -С. 523-534. 

  2. Фомин А.А. Правовое образование, правосознание и юридическая безопасность: проблемы взаимообусловленности в современном обществе//Право и образование. -2017. -№ 3. -С. 77 

  3. Рыбаков Владимир Алексеевич Правосознание и правовой менталитет // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2017. №3 (52)

  4. Бурлаков В.И. Феномен правосознания // Мир юридической науки. – 2017. – № 3. – С. 12–19.

  5. Марченко, М.Н. Теория государства и права: учебник / М. Н. Марченко - Москва : Проспект, Издательство Московского университета, 2018. - 636

  6. Бобылев А.И. Проблемы правопонимания, формирование системы права и системы законодательства // Право и политика. - 2017. - №2. - C. 7-15.

  7. Поляков А. В. Общая теория права: Феноменологокоммуникативный подход: курс лекций / А. В. Поляков. - Второй изд., Доп. - СПб. : Юридический центр Пресс, 2013. – С.414

  8. Скакун О. Ф. Теория государства и права (Энциклопедический курс): учебник/А. Ф. Скакун. -Харьков: Эспада, 2014. -С.709

  9. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Юристь, 2017. – С.590

  10. Рыбаков Владимир Алексеевич Правосознание и правовой менталитет // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2017. №3 (52)

  11. Степанов Д.Ю. Сущность правосознания//
    В сборнике: Современные проблемы и перспективные направления инновационного развития науки. сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2019. С. 214-217

  12. Бочков А.А., Бочкова А.А. Понятие и сущность правосознания
    В сборнике: Материалы XIII научной сессии преподавателей и студентов ВФ УО ФПБ МИТСО 2018. С. 43-44.

  13. Тамразян Я.Р. Проблема формирования правосознания в России // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. LXXII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(71). URL: https://sibac.info/archive/social/12(71).pdf

  14. Ильин О. Ю. Современные проблемы правосознания // Власть. 2016. Том. 23. № 1. С. 130-136.

  15. Абражеева Д. В., Музыкин А. А. Правовой нигилизм как социальная проблема современного российского общества//Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). -Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. -С. 1-3.

  16. Корнев В.Н. Проблемы теории правосознания в современной отечественной юриспруденции/В.Н. Корнев//История государства и права. 2009. № 20. – С. - 45

  17. Наумов Д.А. Понятие и виды правосознания //
    В сборнике: Верховенство права и правовое государство.Сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 153-155.

  18. Ярмонова Е.Н. Виды правосознания //
    в сборнике: Приоритетные направления развития науки и образования Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2018. С. 194-195.

  19. Оздамирова Л.М. Понятие и виды правосознания // в сборнике: Современные тенденции развития образования, науки и технологий сборник научных трудов по материалам VI международной научно-практической конференции. Под общ. ред. А.В. Туголукова. 2018. С. 184-185.

  20. Коваленко Е.Е., Азизова Н.В.
    Понятие правосознания: определение, формы, структура и виды
    Вестник научных конференций. 2017. № 2-6 (18). С. 45-47.

  21. Чепуркова Е. И., Гнатышин И. Ю. Некоторые размышления о состоянии правосознания в современной России // Молодой ученый. — 2017. — №2. — С. 339-341. — URL https://moluch.ru/archive/136/38263/ 

  22. Бреднева В. С. Системный анализ структурных компонентов правосознания // Ленинградский юридический журнал. 2017. № 39. С.22–32.

  23. Бакулов В.Д., Пащенко И.В. Дихотомия правопонимания и правосознания, сущность и структура правосознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - С.99-107.

  24. Рыбаков Владимир Алексеевич Правосознание и правовой менталитет // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2017. №3 (52)

  25. Рыбаков Владимир Алексеевич Правосознание и правовой менталитет // Вестник ОмГУ. Серия. Право. 2017. №3 (52)

  26. Рудова А.А. Проблема формирования правосознания в российском обществе // Научное сообщество студентов XXI столетия. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ: сб. ст. по мат. XLVII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 10(46). URL: https://sibac.info/archive/social/10(46).pdf (дата обращения: 17.08.2019)

  27. Алексеев Ю.Г. Проблема формирования правосознания в России //
    В сборнике: Информация как двигатель научного прогресса сборник статей по итогам Международной научно- практической конференции. 2018. С. 11-14

  28. Абражеева Д. В., Музыкин А. А. Правовой нигилизм как социальная проблема современного российского общества // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1-3.

  29. Дмитриева А.Р. Методы продвижения продуктов и услуг в социальных сетях // Интеллектуальные ресурсы региональному развитию: сборник статей. – Ростов-на-Дону, 2018.

  30. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова и А. В. Малько. - М.: Юристь, 2013. – С.590

  31. Абражеева Д. В., Музыкин А. А. Правовой нигилизм как социальная проблема современного российского общества // Актуальные вопросы юридических наук: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. — С. 1-3.