Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания (Правосознание: понятие, структура, виды и функции)

Содержание:

Введение

Для того чтобы понять правосознание, для начала нужно обсудить что такое формы общественного сознания и общественного мнения. Истоки общественного мнения тянутся из философии. Общественное сознание имеет собственную самостоятельность, которую обязательно сравнивать по отношению к общественному бытию.

Общественное сознание выступает как неотъемлемая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества целиком. Его самостоятельность проявляется в развитии по своим собственным внутренним законам. Общественное сознание может отставать от общественного бытия, но может и опережать. Особое значение имеет активное обратное воздействие общественного сознания на общественное бытие.

Существует два уровня общественного сознания: общественная психология и идеология.

Общественная психология включает в себя совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Идеология — это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Это уровень теоретического отражения мира; если первая является эмоциональным, чувственным, то вторая является осознанным и рациональным уровнем общественного сознания.

По мере развития общественного бытия появляются и пополняются познавательные способности человека, которые существуют в некоторых основных формах общественного сознания: моральной, эстетической, религиозной, политической, правовой, научной, философской. Очень важно понимать основы из которых возникли идеологии и психологии. Ведь правосознание это в первую очередь совокупность идей, теорий, чувств, эмоций, взглядов, настроений, установок и ценностей, в которых выражается отношение людей к праву и правовым явлениям.

Определяющая и направляющая роль философии по отношению к идеологии и политике проявляется в том, что она выступает методологической основой, фундаментом идеологических и политических доктрин.

Правосознание находится на одном ряду и в прямом взаимодействии с другими формами общественного сознания, и обладает всеми характеристиками и качествами, свойственными общественному сознанию в принципе. Поэтому правосознание выступает как явление идеальное, непосредственно не наблюдаемое.

Правовое сознание выступает как необходимое науке специальное понятие, которое помогает рассмотреть своеобразные теоретические и практические проекции культуры как нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены.

В целом отражаются в общественном и индивидуальном сознании человека действующее право и правовая действительность. Даже нехотя, он, привлекая нравственные, религиозные, политические и другие критерии, дает оценку прошлой и настоящей правовой жизни, высказывает свое отношение к перспективам ее изменений. Эта оценка, осуществляемая с позиций справедливости и несправедливости, гуманизма и жестокости, совершенства и несовершенства и т. д., служит своеобразной основой как для оптимизации социального регулирования в целом, так и для определения позитивных тенденций правового воздействия, обеспечения действенности правовых средств. Являясь субъективным примером объективного мира, сознание не только отражает действительность (в форме переживаний, представлений, идей и других духовных феноменов), но и создает ее.

Таким образом, правосознание как особая форма общественного сознания характеризуется тем, что в первую очередь, носителем правосознания является человек или общность людей.

Так же оно отражает государственно-правовые явления, выражается посредством эмоций, идей, переживаний и теорий, а также юридических понятий и категорий. Оно носит оценочный характер, так как отражает не только состояние, но и сопоставление перспектив развития политико- правовых явлений, их связь с окружающей действительностью и тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания (политическим, нравственным и т. д.).

Правосознание — это одобрительная или отрицательная реакция людей на вновь принятые законы, на конкретные проекты нормативных актов и т. п. Правосознание представляет собой систему таких переживаний и идей, в которых выражается отношение людей не только к праву, но и иным явлениям правовой действительности. Вся человеческая деятельность попадает под «крыло» правосознания, правовой психологии и идеологии. Попадает через фильтр сознания индивидов. Самые первые философские споры о первичности и вторичности материи и сознания относятся к той же тематике. Так как правовое сознание является разновидностью социального сознания, то есть выражения чувств и мыслей людей.

Стартап исторического движения это индивидуальное и коллективное сознание в государстве и обществе в целом. Есть различные формы общественного сознания с помощью, которых люди осознают окружающие их детали: природу и общество. Выделяют политическое, моральное (нравственное), эстети­ческое, этическое, религиозное, правовое.

«Правосознание есть осознание права, совокупность представ­лений и чувств, выражающих отношение людей как к действую­щему, так и к желаемому праву. Оно имеет общую природу с пра­вом и в силу этого вторично по отношению к существующим эко­номическим отношениям. Оно формируется под непосредственным воздействием объективно обусловленных потребностей и интере­сов общества, различных социальных групп; динамично развива­ется под влиянием меняющихся объективных условий и процес­сов; является частью общественного сознания и поэтому испыты­вает на себе влияние философских, идеологических и политических воззрений». (см. список использованной лит.)

Специфика правового сознания состоит в том, что оно воспринимает, а затем воспроизводит жизненные реалии через призму справедливого, праведного, свободного. Оно требует установления общеобязательных норм поведения. Правосознание очерчивает границы правового и неправового, правомерного и противоправного. Оно требует юридических мер для обеспечения права. В отличие от других форм сознания ему в большей степени присущи формализованность, определенность и категоричность. Также ему свойственно требовать жесткого контроля за исполнением правовых обязанностей. Но в первую очередь правовое сознание сориентировано на создание всех условий для осуществления прав человека и гражданина.

При реализации права гражданами правосознанию доверяют меньше, поскольку велика опасность отклонения его от нормы в силу личной заинтересованности. Более того, реальную опасность приобретает негативная роль правосознания из-за ее неразвитости, пробельности, отсталости, ориентации на асоциальные ценности.

Роль правосознания проявляется в его функциях: познавательной, прогностической, регулирующей, воспитательной.

  1. Правосознание: понятие, структура, виды и функции

Как особая форма общественного сознания правосознание есть осознание права. Совокупность взглядов, идей, представлений, убеждений, настроений, эмоций, чувств человека, объединений людей или всего общества относительно права и его роли.

Ему принадлежит значительная роль в различных сферах правовой жизни. Оно составляет внутреннюю идеальную детерминанту любой юридической деятельности:

  • в правотворческой деятельности при создании юридических предписаний;
  • в правоприменительной практике органов государства и должностных лиц при разрешении конкретных жизненных ситуаций;
  • даже при незнании конкретных правовых предписаний, способствуя выбору варианта законопослушного поведения всеми субъектами правоотношений;
  • при непосредственном регулировании некоторых отношений в случае пробельности права, когда при отсутствии необходимой нормы правоприменитель руководствуется собственным правосознанием. Особенно это распространено в эпоху революций, когда старое законодательство уничтожено, а новое не создано.

Правосознание обычно не существует в "чистом" виде, оно взаимосвязано с другими видами и формами осознания реальности и действительности. Так, достаточно часто правосознание переплетается с моральными воззрениями. Люди оценивают право и правовые явления с точки зрения моральных категорий добра и зла, справедливости и несправедливости, совести, чести и др. Отношение к праву часто определяется политическими взглядами. Это особенно характерно для марксистско-ленинского отношения к праву. Марксизм-ленинизм понимает право, как возведенную в закон волю господствующего класса, а закон — как меру политическую. Односторонний политический подход к праву не дает возможности полностью понять его сущность и роль в жизни общества. В нашей юридической науке и юридическом образовании необходимо стремиться к деполитизации права и правосознания. Классово-политический подход к правопониманию надо рассматривать как один из множества исследовательских подходов к правовым вопросам жизни общества.

  1. Структура правосознания

По своей структуре правовое сознание включает три относительно самостоятельных компонента:

Правовую идеологию, олицетворяющую преимущественно результаты абстрактного мышления и включающую концептуально оформленные понятия и идеи о необходимости и роли права, его функциях и ценности, его обеспечении, совершенствовании, методах и формах проведения в жизнь; это наиболее видимая, активная часть правосознания;

Правовую психологию, состоящую преимущественно из созерцательных моментов познания, психологического восприятия правовых реалий: чувств, эмоций и переживаний людей, связанных с правом; она является менее заметной, но более устойчивой, консервативной частью правосознания;

Поведенческие факторы, в которых «цементируются» интеллектуальные, идеологические и психологические элементы. Эти факторы, выражаясь в мотивах, целях, внутренних установках и конкретных волеизъявлениях в регулируемых правоотношениях, во многом определяют правомерность поведения субъектов права.

Правосознание по своей структуре, по внутреннему строению представляет собой сложное образование, в котором можно выделить такие элементы, как правовая идеология, правовая психология и правовая мораль. Следует иметь в виду, что приведенное структурирование носит условный характер и используется в целях познавания правосознания, которое в реальной жизни выступает как целостное явление.

Под правовой идеологией понимается совокупность правовых теорий, идей, взглядов на право, научных оценок, представлений о праве. Это систематизированное научное выражение правовых взглядов, идей, требований. В правовой идеологии отражение правовой жизни происходит на уровне ее теоретического, научного анализа и обобщения правовых явлений на основе глубоких юридических знаний. Содержание правовой идеологии обусловлено также целым комплексом конкретно-исторических факторов: достигнутым уровнем социально-экономического и культурного развития общества, сложившейся правовой системой и системой государственной власти, социальной структурой общества, соотношением интересов различных социальных групп, национальными традициями и т.п.

Структура правосознания как сложного социального явления может быть рассмотрена с различных позиций. С точки зрения глубины отражения правовой действительности выделяют два уровня правосознания: обыденное и теоретическое.

Обыденное правосознание отражает внешние стороны правовых явлений. Оно формируется в основном стихийно под влиянием обыденной жизни и выступает в форме правовой психологии - совокупности чувств, переживаний, предрассудков и т. п., выражающих в основном эмоциональное отношение человека к праву.

Теоретическое правосознание, напротив, отражает внутренние, сущностные стороны правовых явлений, причем делает это в абстрактной и систематизированной форме, т. е. в форме идей, категорий, принципов, гипотез, теорий, доктрин и т. п. Поэтому носителями теоретического правосознания являются наиболее подготовленные и образованные люди (ученые, общественные деятели и т. д.). Основными разновидностями теоретического правосознания выступают правовая наука и правовая идеология.

Правовая идеология — это система взглядов, идей и теоретических концепций, отражающих систематизированный взгляд на право и правовую действительность.

Таким образом, структура правосознания включает в себя два элемента:

  • правовую психологию (переживания, которые испытывают люди в результате отношения к праву; это уровень чувств, настроений, во многом выражающий поверхностные, эмоциональные оценки субъектов права);
  • правовую идеологию (понятия, принципы, убеждения, выражающие отношение людей к действующему или желаемому праву; это более глубокое осмысление субъектами правовых явлений, характеризующее собой более рациональный уровень правовых оценок).

Правовая идеология — основной элемент в структуре правосознания.

В качестве составного элемента правосознания можно выделить правовую мораль. Это представления людей о действующем праве, его реализации и развития с точки зрения их моральных убеждений. Специфика правового сознания в том и состоит, что оно воспринимает юридические явления через нравственные представления, требования о добром и справедливом. Именно с позиции этих моральных принципов и требований правосознание оценивает правовые установления, правовую деятельность.

Именно через правовую мораль чаще всего психологические и идеологические элементы правосознания приобретают характер установки к определенному образу поведения. Это обстоятельство подтверждается и фактом существования в правоведении проблемы исполнения законов, не отвечающим нравственным критериям.

В своем движении к практике правосознание выступает одновременно и той, и другой своей составляющей. Содержащиеся в правовой идеологии идеи и принципы являются одной из внеш­них форм (способов) социального контроля за деятельностью людей. Внутренними стимулами и регуляторами поведения человека являются его чувства и убеждения. Высшими формами психологической регуляции выступают мотивы правового поведения и воля.

Так же важна взаимосвязь правовой идеологии и психологии. Она проявляется в следующем. В первую очередь, если правовая идеология отделяется от правовой психологии, то она лишается эмпирической базы и становится схоластической, без жизненного опыта она будет неверной, оторванной от реальности. Во вторую, если проделать предыдущую операцию наоборот, то правовое сознание индивида никогда не сможет выйти из рамок своего опыта и никогда не объяснит те факты, с которыми она (правовая психология) сталкивается. В-третьих, правовая психология наиболее важный показатель практической реализации правовых принципов, теорий, концепций, и если эти принципы реализуются без учета правовой психологии, то они обречены на гибель и неисполнение. Только в целостности, вместе эти две сферы правосознания всесторонне отра­жают общественное бытие и оказывают активное воздействие на всю общественную социальную жизнь.

  1. Виды правосознания

Существует два основных основания, по которому можно разделить правовое сознание на виды. Первое основание для классификации, в зависимости от субъекта, который обладает правовым сознанием. И по этому основанию выделяют индивидуальное, групповое и правовое сознание общества. Второе основание, в зависимости от способа отражения, выделяют обыденное и теоретическое или научное правовое сознание.

Со стороны носителей (субъектов) правосознание делится на общественное, групповое и индивидуальное.

Эта классификация имеет условный характер, поскольку нет массового и группового правосознания без и вне индивидуального. Массовое правосознание олицетворяет усредненное состояние правовых взглядов, идей, чувств и т. д. различных социальных групп, групповое — индивидов с однородными интересами. Различается и роль этих разновидностей правосознания. На правообразование, например, решающее влияние оказывает массовое правосознание, а групповое и индивидуальное правосознание учитывается правотворческим органом в согласованном, сбалансированном виде.

Правосознание общества влияет как на правотворчество, так и на юридическую практику. Особенно наглядно оно проявляется при проведении референдумов, в отношении к отдельным видам наказания и оценке некоторых деяний.

Групповое правосознание тоже оказывает весьма заметное влияние на формирование и осуществление права. Речь идет не только о господствующей в данном обществе социальной группе, но и о других группах (студентах, пенсионерах, шахтерах и т. д.), отстаивающих свои корпоративные интересы с помощью забастовок, митингов и т. п. Особым видом группового правового сознания является профессиональное правосознание юристов. Оно формируется прежде всего на основе юридической практики, а также под влиянием правовой идеологии и науки. Взгляды и убеждения юристов-профессионалов играют важную роль в реализации юридических норм. Юрист-практик должен не только хорошо знать действующий закон и уметь применять его, но и быть готовым к самообучению в условиях постоянно меняющейся действительности.

Индивидуальное правосознание предполагает определенные знания права, законодательства, уважение к праву (в том числе субъективным правам других людей) и психологическую индивидуальную готовность к совершению юридически значимых поступков. Под влиянием окружающей действительности у субъекта формируется определенная правовая установка, под которой следует понимать его предрасположенность определенным образом воспринимать и оценивать правовую информацию и готовность действовать в соответствии с этой оценкой.

Все виды правосознания связанны между собой, так как индивидуальное правосознание не на прямую, но влияет на групповое, ведь мнения и ощущения людей меняются постоянно в зависимости от принятой информации, профильтрованной через индивидуума. Групповое правосознание скорее всего так же влияет на целостное общественное правосознание. Ведь, по сути, каждая мысль имеет вес. Особенно если это мысль, обговоренная и «пережеванная» большинством. Устоявшиеся идеи и концепции постоянно переходят из уст в уста, распространяясь между личностями, формируя общественные мнения и идеологии. Разум человека постоянно находится под влиянием социума. И даже в век информационных технологий одна и та же информация передается с одного сайта на другой, из одной статьи в другую, только разным языком, разным набором слов в предложениях. Главное- мысль и определенную информацию распространяют довольно быстро в наше время, именно поэтому все виды правосознания находятся в постоянном междоусобном влиянии друг на друга.

Различение правосознание по вторичным критериям:

по уровню осмысления правовых явлений:

  • обыденное (эмпирическое) правосознание складывается под влиянием окружающей обстановки, на основе семейного воспитания, практического жизненного опыта;
  • профессиональное (специализированное) правосознание складывается в результате юридического образования и профессионального опыта. Профессиональное правосознание складывается вереде профессиональных юристов;
  • научное (теоретическое) правосознание складывается в результате научного осмысления правовых явлений. Научное правосознание формируется на базе глубоких правовых обобщений, специальных исследований государственно- правовой материи.

Обыденному сознанию соответствует правовая психология, а профессиональному и научному сознанию — правовая идеология;

  1. Функции правосознания

В теории государства и права выделяются следующие функции правосознания:

Регулятивная функция. При определенных условиях правосознание выступает регулятором общественных отношений посредством ценностно-правовой ориентации. Результат этой регуляции может проявляться в виде правомерного или противоправного поведения;

Оценочная. Правовые нормы, другие элементы правовой системы выступают объектами оценки. Оценочная функция вызывает определенное отношение личности к разным явлениям правовой жизни. С ее помощью оценивается отношение к праву и законодательству, правоохранительным органам, правовому поведению окружающих, своему правовому поведению;

Познавательная функция (гносеологическая) — состоит в накоплении знаний о праве и возможности дальнейшего осмысления правовой действительности;

Прогностическая функция - состоит в возможности предвидения, предсказания будущего состояния правовой системы;

Правотворческая. Правосознание опосредованно воздействует на сам процесс и результаты правотворчества, находит свое выражение в нормативных актах. В некотором смысле правосознание является даже источником права.

На данном этапе следует отметить и обратную связь. Существующее позитивное право воздействует и влияет на правосознание граждан, на формирование представления о праве, обязанностях и ответственности. Под функциями правосознания понимают не воздействие, а взаимодействие правового сознания с окружающей правовой действительностью. В различной литературе можно встретить разное число функций правового сознания. Где-то больше, а где-то меньше. Но, по мнению некоторых ученых, существуют три основных функции, а остальные функции, есть производные от них. Основные функции напрямую связаны с функциями права. Это познавательная, оценочная и регулятивная функции правового сознания. По средствам познавательной функции правового сознания индивид или группа индивидов воспринимают существующую правовую действительность. Познавательная функция связана с анализом обществен­ной жизни, познанием социально-экономических процессов через призму их правового осознания. При осуществлении этой функции, у индивида накапливается определенный жизненный опыт в сфере права, который переосмысливается с помощью оценочной функции. При этом у индивида формируется внутреннее психологическое отношение к отражаемой правовой действительности и тому запасу опыта, который он приобрел до этого. Здесь возникают у индивида правовые чувства, эмоции, настроения и навыки. Начинает свою работу регулятивная функция, которая проявляется в первую очередь через поведение человека в обществе. Индивид, руководствуясь всеми своими накопленными знаниями и жизненным опытом, совершает определенные действия и поступки. И в зависимости от того имеет ли он представление о праве и его институтах, индивид поступает правомерно или нарушает установленные правом запреты. Но не стоит идеализировать этот процесс, т.к. на поведение людей кроме правого сознания оказывает влияние и нравственное, политическое философское и другие виды сознания. Во-вторых, с регулятивной функцией связано создание правовых норм, т.е. позитивного права. В зависимости от уровня правового сознания зависит уровень юридической техники. В-третьих, с помощью этой функции правосознания индивид, в случае пробелов в законодательстве, может урегулировать свое поведение согласно принципам права, которые он знает благодаря правовому сознанию. В-четвертых, регулятивная функция позволяет координировать правовое регулирование с другими видами специального регулирования, такими как моральным, нравственным и другими. Иными словами, правовое сознание позволяет определить границы действия правовых норм и социальных, и согласовать их действие в пересекающихся сферах действия, например в уголовном праве. Особо важное значение регулятивной функции проявляется в уже упомянутой сфере создания и применения норм права. Правосознание не просто и не только “от­дельная часть” механизма правового регулирования. Оно пронизывает весь этот механизм, отражает его, воздействует на него в целом. Правосознание высту­пает в качестве идеологического и социально-психоло­гического фактора функционирования всей системы правового регулирования.

Правосознание выпол­няет также функцию моделирования. Результатом дей­ствия функции правового моделирования является фор­мирование определенных моделей (правил) поведения, которые оцениваются правосознанием как должные, социально необходимые для успешного развития общественных отношений. Функция правового моделирования состоит в пред­видении того, какие нормы нужно применять и каким образом поступать, чтобы, закрепленные в них права и обязанности оказали наиболее эффективное воздейст­вие на развитие общественных отношений в направле­нии, необходимом для достижения конкретной правовой цели. Правосознание участвует в определении моделей должного поведения не произвольно, а на основе всестороннего восприятия и оценки людьми всей совокуп­ности отношений — экономических, политических, эти­ческих, религиозных и др. Результатом изучения и оценки совокупности различных общественных отноше­ний является выработка модели должного поведения, причем это долженствование выступает как проявле­ние социальной необходимости. Функция правообразующая составляет часть регулятивной функции, связанной с созданием норм права. Эта функция проявляется на всех этапах право и законотворчества. Начиная от создания проекта закона до подписания закона высшим должностным лицом (если это предусмотрено) государства.

  1. Правосознание и правовая культура

С понятием правосознания тесно связано и понятие правовой культуры, именно поэтому стоит об этом поговорить. Правовая культура представляет собой часть общей культуры, мировоззрения и идеологий.

Правовая культура — это совокупность всех ценностей, созданных человеком в правовой сфере, а также знание и понимание этих ценностей, и действие в соответствии с ними.

Правовая культура является намного шире правосознания, ибо включает в себя не только психологические и идеологические его элементы, но и юридически значимое поведение. Таким образом, правовая культура состоит из следующих элементов: идеологический элемент (правовая идеология); психологический элемент (правовая психология); поведенческий элемент (юридически значимое поведение).

Правовая культура отражает качественное состояние правовой жизни общества и передает соответствующие правовые ценности от поколения к поколению. Правовая культура подразделяется на соответствующие виды: общества, социальной группы, личности.

Она определяется уровнем правосознания и правовой активности общества, степенью прогрессивности и эффективности юридических норм. Она зависит от многих показателей. К ним, в частности, относятся и уровень теоретической, научной мысли в обществе, правовой науки, уровень законодательства (научная обоснованность, эффективность и др.), уровень правосознания граждан и должностных лиц, уровень работы правоприменительных, в том числе правоохранительных, органов и состояние правового образования, правовое воспитания и другие.

Правовая культура социальной группы может сильно отличаться в зависимости от характера этой группы. Она выше в социальных группах, объединяющих лиц, имеющих высшее или среднее специальное образование, пенсионеров, сотрудников правоохранительных органов, работников госаппарата.

Правовая культура личности формируется прежде всего образованием, которое человек получает, и образом жизни, который ведет. Помимо правовой образованности правовая культура личности предполагает умение и навыки пользоваться правом, подчинение своего поведения требованиям правовых норм. Из правовой культуры каждого человека в совокупности формируется правовая культура социальных групп и правовая культура всего общества.

Правовая культура личности зависит от следующих показателей:

  • знания и понимания права;
  • уважения к праву в силу личного убеждения;
  • умения пользоваться правом;
  • подчинения своего поведения требованиям норм права.
    1. Деформация правосознания

Деформация правосознания — это его непосредственное искажение и «разрушение» позитивных идей и установок права.

Виды деформаций правосознания включают в себя:

  • правовой фетишизм. Данный вид деформации представляет из себя гипертрофированное представление о роли права, юридических средств в решении социально-экономических, политических и иных задач. Так, некоторые граждане считают, что с помощью ужесточения уголовного закона можно победить преступность. В некоторых случаях правящие элиты также подвержены этому виду деформации. Так, Петр I считал, что с помощью «правильного» законодательства можно решить многие социально-экономические проблемы России;
  • правовой дилентализм. Он представляет из себя вольное обращение с правом, с оценками юридической ситуации не в силу корыстных целей, а от небрежного отношения к юридическим ценностям;
  • правовой инфантилизм  -недостаточность, несформированность правовых знаний при личной уверенности в хорошей юридической подготовке. Данный вид деформации, как правило, присущ для молодых людей, не умеющих адекватно оценить уровень своих знаний и имеющих завышенное самомнение;
  • «перерождение» правосознания. Этот вид деформации является крайней степенью искажения правосознания, включающей преступный умысел. Присущ для лиц, вставших на противоправный путь, и для преступных сообществ;
  • правовой нигилизм. Он выражается в девальвации права и законности, осознанном игнорировании требований законов или недооценке их регулирующей социальной роли. Этот вид деформации правосознания получил в нашей стране наибольшее распространение.
    1. Правовой нигилизм.

Истоки правового нигилизма

Правовой нигилизм имеет свои исторические корни. Русские земли, являясь водоразделом между Европой и Азией, часто страдали от кочевников. Ордынское иго усугубило ситуацию, способствуя отставанию русских земель от Европы. Под воздействием необходимости свержения ордынского ига происходил процесс форсированной централизации русских земель, опиравшейся не на прочные предпосылки, как это было в Европе, а на едва наметившиеся тенденции интеграции. Это, в свою очередь, приводило к ликвидации вассально-дружинных и формированию княжеско- подданничсских отношений, к укреплению деспотизма. Утверждение деспотизма приводило к усилению крепостного права, лишавшего массу людей прав и свобод, к репрессивному законодательству, несовершенству правосудия, произволу чиновников. Все это не могло не способствовать негативному отношению людей к закону. Уже с периода Московского государства имеется немало документов, свидетельствующих о том, что закон, правовая норма отнюдь не были альфой и омегой для государственных чиновников в решении различных вопросов. Адекватной была и реакция российских подданных.

Одной из причин широкого распространения нигилизма можно считать весьма позднее развитие в России представительных органов власти (для сравнения: в Англии парламент начал работу уже с XIII в., в то время как в нашей стране — с начала XX в.). В результате власть имущие могли действовать совершенно бесконтрольно со стороны общества.

В советский период правовой нигилизм получил «подкрепление» в теории и практике понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами. В правоприменительной практике зачастую действовал принцип революционного правосознания, позволявший чиновникам творить произвол. Секретные подзаконные нормативные акты, декларативный характер многих законов, административно-репрессивные методы управления обществом способствовали низкому престижу права.

В советский период правовой нигилизм был заложен уже в самой конституции. Так, в ст. 6 Конституции СССР 1977 г. указывалось, что КПСС является ядром политической системы советского общества, его руководящей и направляющей силой. Между тем КПСС как политическая партия не могла и не должна была подменять собой органы государственной власти.

Укреплению духа правового нигилизма способствовало и концептуальное положение советской теории государства и права о постепенном отмирании права по мере приближения к коммунистическому типу общества.

В новейшей российской истории правовой нигилизм также получил «подкрепление» в результате «войны законов» между союзным центром и российским, провозглашения политики безбрежного суверенитета, несогласованности действия представительных и исполнительных государственных органов на всех уровнях, не-отлаженности механизма приведения в действие принимаемых законов, длительности процесса осуществления реформ, подмены законности целесообразностью.

В настоящее время ситуация начинает меняться к лучшему. Прекращается война законов, многое делается для укрепления российской государственности, позитивные моменты присутствуют во всех сферах общественного развития. В конституционном законодательстве правовой нигилизм отсутствует. Действует принцип разделения властей.

Однако в общественной психологии действие социальных генов, передающих от поколения к поколению элементы правового нигилизма, сохраняется. В значительной массе людей существует довольно распространенное неуважение к закону, желание обойти его, воспользоваться «связями с нужными людьми» и т. д. В некоторых случаях правовой нигилизм перерастает в крайнюю степень искажения правосознания, превращается в антипод законности. Об этом свидетельствует высокий уровень правонарушений в нашей стране, и прежде всего преступлений.

Проблема правового нигилизма является одной из самых актуальных в новейшей России. В качестве специальных средств сведения его к минимуму следует обозначить:

  • обеспечение должного качества принимаемых законов;
  • соблюдение самими государственными органами и должностными лицами требований закона;
  • улучшение деятельности всей правоохранительной и судебной системы;
  • улучшение правового воспитания населения, профессионального обучения и воспитания юристов, других должностных лиц.

Однако все эти специальные средства могут дать положительный эффект лишь в случае позитивного развития нашего общества в социально-экономической и политической сферах (динамичное развитие экономики, улучшение жизненного уровня населения, совершенствование демократии, укрепление стабильности политического режима и т. д.).

Под влиянием различного рода объективных и субъективных обстоятельств могут возникать деформации правосознания, выражающиеся в следующих формах.

Формы правового нигилизма и пути его преодоления

1. Правовой нигилизм, который по своему содержанию выражается в отрицательном отношении к праву. Это отношение к праву имеет различную степень интенсивности. Поэтому различают пассивные и активные формы правового нигилизма. Пассивная форма выражается в неверии в возможности права, в непризнании его позитивной роли в обществе (славянофилы). Активная форма характеризуется враждебным отношением к законам, пропагандой своего мировоззрения среди других граждан (анархизм).

Юридический нигилизм может быть характерен для общества в целом, социальной группы или отдельной личности. Он может быть стойким и спонтанным. Однако в любом случае правовой нигилизм не доходит до стадии сознательного нарушения правовых норм. Он означает лишь непризнание права, отсутствие веры в его социальную ценность.

Истоки подобного отношения к праву коренятся в недоверии к власти, в рассмотрении закона как указания, приказа со стороны государства, в безнаказанности должностных лиц, в расхождении предписаний законов и действительности, в пороках правосудия и т. д. Этому во многом способствует несовершенство и противоречивость законодательства, неспособность власти обуздать преступность, гарантировать гражданам их права и защитить от произвола и т. д. Порой беззаконие творится от имени закона, формально прикрывающего преступные интересы частных лиц и подтверждающего изречения: «где два юриста — там три мнения», «закон что дышло: куда повернешь — туда и вышло».

К формам проявления правового нигилизма можно отнести восприятие права лишь как средства оформления политических решений, принятия несовершенных, необеспеченных правовых актов, нарушения прав человека, слабой защищенности личности, которая во многом явилась результатом реализации принципа из известной сказки Л. Филатова: «Действуй строго по закону, то бишь действуй... втихаря» и т. д.

Пути преодоления правового нигилизма связаны с повышением уровня правовой культуры, выработкой гуманистической и эффективной правовой политики, переоценкой социальных ценностей, принятием качественных законов, выражающих интересы адресатов, повышением эффективности деятельности правоприменительных органов и др.

2. Перерожденческое правосознание (негативное отношение к праву, вызывающее осознанные противоправные поступки, связанные с эгоистическими, корыстными и т. п. мотивами), которое в отличие от правового нигилизма выражается в умышленном, виновном нарушении требований действующего законодательства.

3. Правовой идеализм, который означает переоценку возможностей права. Это явление получает особенно широкое распространение в годы революционных перемен или при формировании нового законодательного органа, когда в ответ на социальные ожидания у недостаточно опытного законодателя формируется убеждение, что достаточно принять хорошие законы, и все проблемы будут решены. Некоторые политические деятели для повышения своей популярности умышленно используют такую эйфорию, инициируя законы, явно не способные привести к желаемому результату.

Однако возможности права весьма ограничены. Оно способно, отражая реальную действительность, либо стимулировать позитивные, либо ограничивать негативные явления и процессы действительности. Несбыточные ожидания могут скомпрометировать не только право, но и деятельность законотворческих органов, убить веру в демократию. Об этом свидетельствует законотворческая практика нашего государства: принятие во времена президента Ельцина многих популистских законов и опубликование политических заявлений (о борьбе с организованной преступностью и г. д.), не обеспеченных возможностями государства.

Пороки правового идеализма не столь очевидны. Они проявляются гораздо позже создания закона в форме недостижения ожидаемых результатов от его действия, а также в порождении неверия в возможности закона, т. е. в правовом нигилизме.

Правовой инфантилизм, при котором, в связи с недостаточностью жизненного опыта и знания основ действующего законодательства, человек не может полноценно ориентироваться в правовой действительности.

    1. Правовая культура

Правомерное поведение определяется уровнем правосознания, которое означает отношение лица к действующему праву и вновь принимаемым правовым актам. Оно тесно связано с уровнем нравственного сознания. Взгляды, представления о праве передаются из поколения в поколение, воспитываются в процессе обучения, в семье.

Правовая культура — это не просто то или иное отношение к праву, но прежде всего уважительное отношение к его нормам.

Правовая культура основана на свойстве человека «нормировать» свои отношения с окружающим миром и людьми. В узком смысле — это система нормативных отношений между людьми или их организациями, сформированная в процессе социального взаимодействия, регулируемая фиксированными нормами, обязательными для исполнения и охраняемыми государством. В широком смысле — это совокупность правовых знаний, убеждений и установок личности, реализуемых в процессе труда, общения, поведения, а также отношение к материальным и духовным ценностям общества.

Специализированный уровень правовой культуры представлен правом, юриспруденцией, системой охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений, обыденный — моралью, нравственностью, общественным мнением. Право и мораль необходимы для существования человека в обществе. Они, как и политика, регулируют отношения между государством, социальными группами и отдельными людьми, поэтому их действие распространяется на все важнейшие сферы общественной жизни.

Правовая культура включает в себя такие элементы, как право, правосознание, правовые отношения, законность и порядок, законотворческую, правоприменительную и другие виды деятельности в сфере функционирования права в обществе, и имеет разветвленную систему социальных институтов — законодательные органы, суд, прокуратуру, милицию, пенитенциарные учреждения.

Право вырастает из обычая, тесно взаимодействуя с моралью и религией. В разные эпохи существовали различные формы правовой культуры. Современная правовая культура основывается на принципах равенства, свободы и справедливости. Так возникают требования измерять всех людей одной социальной меркой, сбалансированно сочетать их права и обязанности. При этом исключаются самоуправство и своеволие, хотя каждый человек имеет право свободно выражать свою волю и проводить свою линию поведения. Это возможно только при соотнесении своей свободы с признанием свободы других людей.

Любая культура — это прежде всего цивилизованный образ жизнедеятельности, система интеллектуальных, духовных, психологических и поведенческих ценностей индивида, социальных групп и общества в целом. Специфика правовой культуры как особой сферы общей культуры заключается в особой форме жизнедеятельности государства и всех государственных служащих, а также всех субъектов права. Другими словами, это та часть общей культуры общества, которая имеет отношение к правовой системе и направляет правовой процесс. Правовая система без правовой культуры не действует. Знания и глубокое понимание роли государства и права в жизни общества, готовность следовать этим знаниям, сообразование своею повседневного поведения с действующим правом, уважение к накопленным правовым ценностям — все это характеристики именно правовой культуры.

Любое общество, любое государство, любая общность людей имеют свою правовую культуру. Правовая культура, с одной стороны отражает существовавшие ранее и существующие в данный период реалии государственно-правовой действительности страны, с другой — оказывает на эту действительность влияние. Если она является истинной культурой, то воплощает все прогрессивное, ценное, социально оправданное в политико-правовой сфере, содействует совершенствованию организации и деятельности государства, повышению качества и эффективности действующего права, укреплению дисциплины, правопорядка и законности, усилению защиты прав, свобод и юридически охраняемых интересов каждой личности.

Правовая культура тесно связана и постоянно взаимодействует с правовым сознанием, которое представляет собой оценку и представления, существующие в обществе и выражающие критику действующего права, формирующие определенные надежды и пожелания к правовой сфере. Правовая культура опирается на правовое сознание так же, как правовое сознание — на правовую культуру.

Как и в правовом сознании, в правовой культуре с учетом ее носителей можно выделять подвиды. Самым широким явлением выступает правовая культура общества. Определенными характерными чертами и особенностями обладает правовая культура народа, отражающая специфику национального правосознания, а также правовая культура социальных групп населения страны, например молодежи, граждан старшего возраста, жителей городов, сельской местности, групп, выделенных по образовательному, профессиональному признакам. На индивидуальную правовую культуру оказывает воздействие полученное лицом образование, профессиональная принадлежность, отношение к религии, проживание в юроде или сельской местности, бытовая среда, в том числе возможное общение с липами, отбывавшими наказание за преступление в местах лишения свободы. Итак, массовая и групповая, индивидуальная правовая культуры — это реалии современного общества.

Осознанная социально-правовая активность личности, т. е. использование ею правовых знаний в целях укрепления законности и правопорядка, — высшее выражение правовой культуры, оказывающее позитивное воздействие на массовую правовую культуру. Широта и реальная гарантированность естественных и других прав и свобод личности — один из первых и важных признаков самой правовой культуры.

    1. Правовое воспитание

Формирование правовой культуры и есть истоки правового воспитания, поэтому модно рассмотреть ее в деталях.

В правовой культуре можно выделить четыре основных уровня (состояния):

  • идеологический (правовые идеи);
  • нормативный (правовые нормы);
  • поведенческий (правовые поступки);
  • объективированный (правовые учреждения, закрепляющие результаты правовой деятельности).

С этих позиций правовая культура общества предстает как разновидность общественной культуры, отражающая определенный уровень правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики и охватывающая все ценности, которые созданы людьми в области права.

Правовая культура личности, будучи компонентом правовой культуры общества и зависимой от нее величиной, отражает степень и характер ее прогрессивного развития, так или иначе обеспечивающего правомерную деятельность индивида. Она связана с образованностью человека и зависит от его правовой информированности.

Развитое массовое правосознание, зрелая правовая активность отдельных граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Поэтому воспитание правосознания граждан — необходимая часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью в современных условиях.

Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.

К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.

Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.

Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия на пропагандистском, просвещенческом уровне. Формы такой работы, следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в трудовых коллективах, преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.

Действенной формой воспитания является юридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.

Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.

Самой эффективной формой воспитания является самовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.

Правовое воспитание (в узком смысле) — целенаправленный процесс воздействия на сознание людей с целью формирования высокого уровня правовой культуры.

К основным формам правового воспитания относят прежде всего правовое обучение, а также правовое просвещение и правовую пропаганду.

Методы правового воспитания включают в себя убеждение, поощрение, принуждение.

Для повышения уровня правовой культуры общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходима целенаправленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Другими словами, для повышения уровня правовой культуры необходимы правовое формирование и правовое воспитание личности.

Эти два понятия не являются тождественными. Под правовым формированием личности (иногда называется «правовое воспитание в широком смысле») понимается весь многогранный процесс формирования правовой культуры под влиянием самых различных факторов (экономических, социальных, политических, идеологических и др.).

В задачи правового воспитания входит формирование знаний о праве, внутреннего уважения к праву, умения применять правовые знания на практике и привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.

Правовое воспитание — это целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры, это специальное воздействие на сознание и поведение людей с целью выработки у них устойчивой ориентации на законопослушное поведение.

Правовое воспитание представляет систему элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Его основными элементами являются: субъекты воспитания (государство и его органы, должностные лица, общественные организации, отдельные граждане); объекты воспитания (отдельные индивиды, группы населения — молодежь, военнослужащие и т. д.); содержание воспитания - передача воспитуемым юридического опыта общества; формы и методы правового воспитания.

В содержательном плане смысл и цель правового воспитания заключаются в том, чтобы поднять индивидуальное или групповое правосознание до уровня правосознания общества (социальной группы). Правовая информация, опыт, содержащиеся в общественном (групповом) правосознании, должны быть «доставлены» при помощи соответствующих средств, форм и методов в сознание воспитуемых. Поскольку общественное правосознание находит свое непосредственное воплощение в нормах права, постольку правовое воспитание во многом предполагает их усвоение.

К формам правового воспитания относятся:

  • правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
  • правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
  • правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
  • юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).

Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.

Формы правового воспитания, отражая внешнюю, поведенческую сторону взаимоотношений воспитателя и воспитуемого, могут быть как устные (лекции, беседы, встречи с юристами и т. п.), так и печатные (газеты, книги, плакаты и т. д.).

Вместе с тем правовое воспитание нельзя сводить только к правовой информированности граждан. Это более глубинный процесс, связанный с осознанием прав и свобод человека и гражданина, положений Конституции и основных действующих законов.

Методы правового воспитания — это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят, прежде всего, убеждение и принуждение, личный пример, поощрение и др.

Средства правового воспитания делятся на материальные (нормативные и правоприменительные акты, акты толкования права, газеты, журналы и др.) и устные (лекции, семинары, беседы и т. п.).

В заключение следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.

Правовое воспитание тесно связано с политическим и нравственным воспитанием. Нельзя сформировать у человека уважение к закону, если нет уважения к государству (законодателю), к другим людям — носителям субъективных прав и свобод.

    1. Право и мораль

В регулировании общественных отношений право взаимодействует с моралью. При уяснении содержания правовых норм необходим не только их всесторонний анализ с учетом требований идей правосознания общества, но и выявление взаимосвязей норм права с принципами и нормами морали, с нравственным сознанием общества.

Наиболее значимыми регуляторами поведения людей всегда выступали обычаи, мораль и право.

Как известно, самыми древними правилами повеления людей были обычаи. Обычай наиболее близок к инстинкту, потому что люди исполняя его, не задумываясь, зачем он нужен, — просто «так заведено испокон веков». Обычай сплотил и упорядочил первобытную общность людей, но там, где они не преодолели его господство, развитие общества застыло на мертвой точке, потому что обычаи душили творческую фантазию, стремление к новому, необычному.

Другая система правил поведения - мораль. Правила морали возникают так же стихийно, как и обычаи, но отличаются от последних тем, что обладают идейным основанием. Человек не просто механически повторяет то, что до него исполняли его предки, но делает выбор: он должен поступить так, как предписывает ему мораль. Чем руководствуется человек, обосновывая свой выбор? Совестью, которая рождает чувство долга. Смысл морального долга состоит в том, что один человек узнает себя в другом, сочувствует другому.

Хотя мораль, как и обычай, ориентировала человека на соблюдение коллективных интересов, коллективные действия, она явилась важным шагом вперед по сравнению с обычаем в становлении индивидуального начала в людях как природных существах. Мораль представляет собой систему принципов глубоко личною отношения человека к миру с точки зрения должного. Мораль — это прежде всего жизненный ориентир, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию. Ее основная функция — утверждение человеческого в человеке. Если механическое повторение обычаев еще близко к инстинкту, то совесть, долг, чувство ответственности, присущие морали, чужды миру природы, являются анодами второй природы — человеческой культуры.

Именно, но мере культурологического развития общества у людей постепенно начинают формироваться индивидуальные потребности и интересы (экономические, политические, социальные и т. д.). И в связи с защитой отдельного человека и его личных интересов возникла третья система правил поведения - право. Становление этой системы тесно связано с возникновением неравенства внутри общности людей, последовавшего за неолитической революцией (переходом от присваивающей экономики к производящей).

Неравенство развивалось по двум направлениям:

  • в престиже, следовательно, во влиянии и власти;
  • имуществе.

Естественно, у обладателей этих ценностей (престижа или имущества) возникает потребность защищать их от посягательств других, а также потребность упорядочить новые общественные отношения, чтобы каждый «знал свое место» в соответствии с личными возможностями.

Таким образом, право изначально возникает для выражения притязаний людей на те или иные блага как дозволение, реализуемое индивидом в целях удовлетворения собственных потребностей посредством силовою воздействия на других индивидов. Но такой способ защиты был недостаточно надежным. Кроме того, пользуясь силой, можно не столько защитить свои, сколько присвоить чужие права. Это вело к беспорядку, грозившему гибелью общества. Поэтому в обществе возникла новая организация, призванная упорядочить отношения между людьми, — государство, а его инструментом стал закон — акт, изданный государством и обязательный к исполнению под страхом физического принуждения. В законе (и других официальных источниках) закреплялись признанные обществом права (притязания на социальные блага). Следовательно, право может быть охарактеризовано как совокупность правил поведения, определяющих границы свободы и равенства людей в осуществлении и защите их интересов, которые закреплены государством в официальных источниках и исполнение которых обеспечивается принудительной силой государства.

Единство норм права и норм морали основывается на общности социально-экономических интересов, культуры общества, приверженности людей к идеалам свободы и справедливости.

Единство и соотношение между правом и моралью выражается в том, что в системе социальных норм они выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм нрава и морали единый объект регулирования — общественные отношения. Как и нормы нрава, нормы морали исходят от общества. Нормы права и нормы морали имеют сходную структуру. Нормы права и нормы морали выделились из синкретичных (слитных) обычаев первобытного общества в ходе его разложения.

Вместе с тем нормы нрава и нормы морали отличаются друг от друга следующими признаками:

Происхождение. Нормы морали складываются в обществе на основе представлений о добре и зле, чести, совести, справедливости. Они приобретают обязательное значение по мере осознания и признания их большинством членов общества. Нормы права, устанавливаемые государством, после вступления в силу сразу же становятся обязательными для всех лиц, находящихся в сфере их действия;

Форма выражения. Нормы морали не закрепляются в специальных актах. Они содержатся в сознании людей. В свою очередь, правовые нормы получают выражение в официальных государственных актах (законах, указах, постановлениях и т. д.);

Способ охраны от нарушений. Нормы права и нормы морали в подавляющем большинстве случаев соблюдаются добровольно на основе естественного понимания людьми справедливости их предписаний. Реализация и тех и других норм обеспечивается внутренним убеждением, а также средствами общественного мнения. Такие способы охраны вполне достаточны для моральных норм. Для обеспечения правовых норм применяются также меры государственною принуждения;

Степень детализации. Нормы морали выступают в виде наиболее обобщенных правил поведения (будь добрым, справедливым, честным, не завидуй и т. п.). Правовые нормы представляют собой детализированные, по сравнению с нормами морали, правила поведения. В них закрепляются четко определенные юридические права и обязанности участников общественных отношений;

Сфера действия. Нормы морали охватывают практически все области взаимоотношений людей, в том числе правовую сферу. Право воздействует только на наиболее важные сферы общественной жизни, регулируя лишь общественные отношения, подконтрольные государству.

Различия права и морали являются основанием их взаимодействия. Они служат одной цели — согласованию интересов личности и общества, обеспечению и поддержанию общественного порядка. Реализация правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют нормам морали. Чтобы правовые нормы действовали эффективно, они, но крайней мере не должны противоречить моральным ценностям общества. В некоторых случаях право способствует избавлению общества от устаревших моральных норм. Например, именно благодаря праву шел процесс преодоления кровной мести — одного из постулатов морали прошлых времен. Одновременно ряд правовых норм (в частности, уголовные нормы) непосредственно закрепляет в законе моральные нормы, подкрепляя их юридическими санкциями.

    1. Правовая политика

Политика осуществляется в различных сферах жизнедеятельности общества и в этой связи может иметь разную природу и направленность. Как известно, бывает политика социальная, экономическая, национальная и т. п.

Сейчас на первый план все больше и больше выходит политика правовая, ибо в современных условиях без нее невозможно цивилизованно и гарантированно реализовать все остальные виды политики. Непродуманная и слабая правовая политика, сопряженная с несовершенной и пробельной юридической базой, с противоречиями в правовых актах, с нечеткими приоритетами ведет к сбоям и в осуществлении политики социальной, экономической и проч.

Кроме всего прочего, роль права в жизни российского общества резко возросла, увеличились потоки правовой информации, значительно больше стало приниматься разного рода правовых актов, повысился статус ряда нормативных актов, складывается новая нормативно-правовая ситуация. Это связано еще и с тем, что наше общество, физические и юридические лица активнее стали использовать право для решения насущных проблем, для разрешения разного рода конфликтов, выше стали ценить «миротворческие» юридические средства.

На наш взгляд, правовая политика — это научно обоснованная, последовательная и системная деятельность государственных и муниципальных органов по созданию эффективного механизма правового регулирования, по цивилизованному использованию юридических средств в достижении таких целей, как наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, укрепление дисциплины, законности и правопорядка, формирование правовой государственности и высокого уровня правовой культуры и жизни общества и личности.

Правовая политика призвана управлять процессами правового развития конкретной страны, повышать степень упорядоченности и организации юридического бытия.

Правовая политика представляет собой систему приоритетов в юридической деятельности, в правовой сфере, основывается на принципах конституции и общепризнанных нормах международного права, находит свое преимущественное выражение в правовых актах конкретной страны. Она ориентирует общество и соответствующие органы государства и местного самоуправления на решение актуальных проблем — на защиту прав и законных интересов субъектов, прогрессивно-юридическое развитие той или иной страны и совершенствование ее правового регулирования. Правовая политика необходима для формирования полноценной и эффективной правовой системы страны и региона.

Правовая политика, есть обусловленная системой основополагающих политико-правовых идей и принципов сознательно- волевая, последовательная деятельность субъектов правовой действительности, направленная на научно обоснованное использование права для надлежащей организации общественной жизни. В связи с проводимыми в России политико-правовыми преобразованиями выработка научно обоснованной и эффективной правовой политики становится первоочередной задачей современной юридической науки и практики. От степени решения этой задачи зависит легитимный характер реформ и их проведение в правовом русле.

В формировании и реализации правовой политики в большей или меньшей степени принимают участие все субъекты политико-правовой жизни. От высших представительных органов государства, определяющих стратегию правовой политики, до органов управления, реализующих тактику, и до отдельного гражданина. Особая роль среди них отводится правотворческим и правоприменительным органам, которые, формируя и реализуя основные направления правовой политики, создают правовые предписания и методами убеждения и принуждения добиваются их претворения в жизнь.

В процессе формирования правовой политики определяются виды общественных отношений, подлежащих правовому урегулированию, планируется правотворческая деятельность, устанавливаются режимы регулирования различных отношений, задачи правоприменительным органам, разрабатываются меры по борьбе с преступностью и т. д. Влияние политики на право особенно проявляется в публичном праве, отражающем особенности взаимодействия государства с иными субъектами общественной жизни. Такая политизация объясняется законодательным закреплением в его содержании юридических основ существующего общественно-политического строя. Конституция становится основой существующей правовой ноли- тики.

Накопившиеся проблемы и кризисные явления в развитии российского общества ставят перед правовой политикой первоочередные задачи и определяют ее приоритеты:

  • преодоление затянувшегося бессилия власти и усиление ее координирующей роли на основе общенационального представительства;
  • борьба с бюрократизмом и коррупцией, минимизация отчуждения власти от насущных интересов населения;
  • выравнивание баланса в разделении властей и разрешение проблем федерального устройства;
  • поиск оптимального взаимодействия государства, права и общества;
  • улучшение качества принимаемых правовых актов и повышение профессионализма законодателей и правоприменителей;
  • устранение разрыва между декларацией прав человека и практикой их реального использования, усиление нравственных основ в правовой политике и стимулирование социальной активности личности;
  • укрепление законности, правопорядка и реальной демократии.

Правовая политика весьма разнообразна по своей природе. В зависимости от сферы осуществления она может быть конституционной, уголовной, семейно-брачной, финансовой, налоговой, таможенной, банковской и т. п.; в зависимости от содержания — законодательной, исполнительной, судейской, прокурорской, нотариальной и т. д.; в зависимости от целей — текущей и перспективной; в зависимости от функций — праворегулятивной и правоохранительной и прочее.

Правовая политика современной России должна складываться из следующих основных направлений, которые вполне могут считаться формами ее реализации.

Правотворческая форма воплощается преимущественно в принятии, изменении и отмене нормативных актов и договоров. Главная проблема здесь заключается не в количестве нормативных актов и договоров, а в том, чтобы они были увязаны в единую систему. Особенно бурно данная форма развивается сейчас в субъектах Федерации. Впервые регионы получили право принимать законы — нормативные акты высшей юридической силы. Однако они оказались в принципе не готовы к этому, ведь законотворчество предполагает подготовленные кадры творцов права, достаточно высокий уровень правосознания и правовой культуры регионального депутатского корпуса.

Правоприменительная форма преимущественно воплощается в правоприменительных актах, документах индивидуального, персонифицированного характера. Особенностью данной формы является то, что в современных условиях значительно расширился субъектный состав правоприменения. Теперь активно, но не всегда, к сожалению, законно применяют право и негосударственные структуры: органы местного самоуправления, руководители частных фирм, банков, общественных объединений и т. п.

Правоинтерпретационная форма преимущественно воплощается в актах толкования правовых норм (интерпретационных актах). Особенностью данной формы выступает то, что после создания Конституционного Суда РФ и соответствующих судов субъектов Федерации (конституционных либо уставных) названное направление правовой политики вышло на новый уровень развития, ибо связано с формированием прецедентного права.

Доктринальная форма преимущественно воплощается в проектах правовых актов, в научном предвидении развития юридических ситуаций. Юридическая наука — важнейшее направление правовой политики, так как именно здесь разрабатывается идеология права как социального института, его цели, функции, принципы, дух и смысл, формируются новые отрасли, институты и нормы права, новые юридические конструкции, понятия, инструменты, прогнозируется эволюция юридических технологий и правовой жизни. Юридические воззрения и концепции чрезвычайно значимы для формирования модели правового регулирования, для совершенствования законодательства, для оптимизации методологии толкования юридических норм, для правореализационного процесса.

Правообучающая форма проявляется в подготовке юристов нового поколения, готовых творчески действовать в новой политико-правовой ситуации. Сейчас, как никогда, повышается роль высшего юридического образования, которое должно вырабатывать иммунитет у студентов-выпускников к негативным сторонам имеющейся юридической практики.

Существуют следующие принципы выстраивания правовой политики в современной России:

  • четкое обозначение приоритетов юридической деятельности, которые должны вытекать из целей и задач Российского государства;
  • предвидение будущих юридических «ходов» субъектов политики и соответствующее их воплощение в жизнь;
  • ориентация на достижимые в данной ситуации цели и применение реальных юридических средств;
  • комплексное и взаимообеспечивающее использование форм реализации правовой политики (правотворческой, правоприменительной, правоинтерпретационной, доктринальной, правообучающей);
  • повышение качества и уровня правовой жизни общества и личности как результаты правовой политики, что выражается в уверенности граждан, в гарантирование их статуса, в возможности планировать свою жизнедеятельность на перспективу, в согласованности и предсказуемости действий власти.

Заключение

Изучая правосознание, можно определить конкретные правовые требования тех или иных групп или всего общества, а также выявить пробелы в законодательстве, недостатки правоприменения, роль суда в жизни общества и тому подобное.

Правосознание на своих уровнях и видах работает и функционирует на ус­транение пробелов в праве, формулирует в конкретных правовых требованиях (законах, постановлениях) положения, которые могут в свою очередь усовершенствовать законодательство. В правоприменительной деятельности развитое правосознание направляют гражданина для раз­решения спора в суд, а не другими малозначимыми способами.

«Если человек обладает развитым правосознанием, - писал фран­цузский юрист Ж. Карбонье, - то так ли уж нужна ему информация о законе. При таком правосознании гражданин сумеет понять, что является законным».

Право и государство периодически вступают в состояние глубокого кризиса, о чем свидетельствует вся история человечества культурного. Причина этих кризисов состоит в том, что человечество, строя правопорядок, теряет из вида единую, безусловную цель политического единения и превращают его в орудие для условных, малых заданий и частных вожделений. Отсюда вырождение правовой и государственной жизни, - безыдейность власти и умаление ее авторитета, отсутствие солидарности между гражданами и классами, гражданская война внутри государств и постоянные вспышки открытых войн между народами. По своему объективному назначению право есть орудие порядка, мира и братства.

В заключение можно привести в пример слова философов В.С.Нерсесянца и Б.А.Кистяковского:

“ Право, как культурный феномен – часть общечеловеческой культуры. Правовая культура – это весь правовой космос, охватывающий все моменты правовой формы общественной жизни людей.

Право – это не культурный плод на диком дереве, а плод окультуренного дерева. Поэтому людям и народам, возжелавшим вкусить такой редкий плод, надо в трудах и муках, упорно и настойчиво, осознанно и терпеливо возделывать в себе и у себя свой сад правовой культуры, растить дерево свободы. Чужими плодами здесь сытым не будешь”.

“ Все культурное человечество живет в государственных единениях. Культурный человек и государство – это два понятия, взаимно дополняющие друг друга. Поэтому культурный человек даже не мыслим без государства”.

Вот, пожалуй, и все основные выводы, которые я сделала для себя в ходе исследования правового сознания и правовой культуры.

Библиография:

1. Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.

2. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. – М.: Юриспруденция, 2000.

3. Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.

4. Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004

5. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт –М.,2001.

6. Проф.В.П.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – М.: Изд-во НОРМА, 2001

7. Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004.

8. Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1998

9. Б.А.Кистяковский “ Философия и социология права. – СПб.: РХТИ, 1998.

1 Комаров С.А. Общая теория государства и права: Учебник – 3-е издание, - М.: Юрайт, 1997.

2 Теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.Б.Венгерова. – М.: Юриспруденция, 2000.

3 Общая теория государства и права: Учебник для юридических вузов/Под общ. ред. А.С.Пиголкина. – М.: Изд-во МГТУ им. Н.Э.Баумана,1998.

4 Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004.

5 Черданцев А.Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. – М.: Юрайт –М.,2001.

6 Теория государства и права: Учебник для вузов/Под ред. Проф.В.П.Корельского и проф. В.Д.Перевалова. – М.: Изд-во НОРМА, 2001

7 Общая теория государства и права: Учебное пособие/А.Ф.Вишневский, Н.А.Горбаток, В.А.Кучинский; Под общ. ред. Проф. В.А.Кучинского. 2-е изд., дополненное. – Мн.: Амалфея, 2004.

8Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Издательская группа НОРМА – ИНФА, 1998

9 Б.А.Кистяковский “ Философия и социология права. – СПб.: РХТИ, 1998.