Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды правосознания ( Понятие и сущность правосознания)

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования. В виде проявления духовной жизни, право относится к области публичного и личного понимания. Правовые нормы, нормативные акты, решения по правоприменению и другие юридические феномены способны рассматриваться как особенные теоретические и реальные проекции культуры, для определения которых в данном качестве науке необходимо специальное понятие. В правоведении предстает категория правосознания.

Правосознание является суммой представлений и чувств, проявляющих взаимоотношение людей, социальных социумов к работающему праву. Правосознание является одной из форм публичного восприятия. Как и иные формы публичного восприятия: искусство, мораль, религия, наука, философия, в этом правосознание работает особенным способом духовного восприятия действительности. Правосознанию в культуре духовности свойственна относительная независимость. Конфигурация законодательства формирует, конкретные параметры для эволюции правосознания, однако никогда не может кардинально "перестроить" и а так же ликвидировать исходного культурно-исторического значения правосознания.

Правосознание, обладая продолжительную историю становления и эволюции, на конкретных этапах знает собственные взлеты и спады, эволюционные и революционные промежутки времени. Оно являлось отличительной чертой социального понимания древних римлян, когда правило римское право.

Степень научной разработанности темы можно считать достаточно высоким, вопросы о понятии, структуре, видах и функциях правосознания достаточно подробно анализируется в трудах таких авторов как В. П. Малахов, А. Б. Венгеров, И. А. Горшенева, М.И. Абдулаев, А. А. Иванов, О. Ю. Винниченко, В. В. Оксамытный, В. И. Попов и другие. Но в связи с тем, что данный аспект правоведения требует все большего развития, и соостветственно исследования, можно сделать вывод об актуальности дальнейшего анализа данной темы.

Объектом исследования является правосознание, предметом исследования можно считать сущность и виды правосознания.

Основная цель исследования состоит в анализе сущности правосознания.

Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:

1. рассмотреть сущность и понятие правосознания;

2. изучить содержание идейно-воспитательной функции правосознания;

3. исследовать общую характеристику структуры правосознания;

4. проанализировать общую классификацию видов правосознания;

5. рассмотреть правовую культуру, правовое воспитание и правовую социализацию;

6. исследовать соотношение правовой культуры и законности.

Теоретическую основу исследования составили труды таких правоведов как: Н. И. Матузов, В. Н. Хропанюк, А. В. Малько, М. В. Гриценко, Н. А. Антонова, Н. И. Летушева,Ю. Е. Аврутин, О. М. Беляева и другие.

Методы исследования. Содержание методологической основы курсовой работы определяется целью и задачами исследования. При решении поставленных задач в интересах достижения цели исследования использовались в первую очередь инструментальный подход и общая теория систем. Кроме того, широкое применение получают такие общенаучные методы, как анализ, синтез, обобщение; сравнение и функциональный методы.

Практическое значение разработки проблематики определяется тем, что сделанные теоретические выводы могут использоваться при изучении курса теории права и государства, в подготовке студентов по проблематике, связанной с анализом механизма принятия норм права.

Структура работы предопределена целями и задачами исследования. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников, приложений.

1. Общая характеристика правосознания

1.1. Понятие и сущность правосознания

Понимание является единством всех психологических ходов, положений и качеств человека как личности. Данное есть наивысший уровень психической демонстрации человеком объективной реальности. Это общность всех видов восприятия человека, его переживаний и восприятия того, что он отражает.

Обладателем сознания способен являться лишь личность, точнее человек в единстве абсолютно всех собственных социально-психологических характеристик и сил, нацеливающих его практическую работу.

Структурными компонентами сознания считаются: постоянство понимания, познание, знания, восприятия, переживания. Наивысшим уровнем понимания является самосознание.

Правосознание является производной от суммарного восприятия сознания. В самом понятии «правосознание» суммированы 2 слова это «сознание» и «право». Соответственно, правосознание является той частью социального и индивидуального восприятия, объектом которого считается законодательство в общем, конкретные акты и нормы, свободы, права, и обязанности индивидуума и иных действующих лиц правоотношений, акты применения права, поведение правомерное и противоправное, законность и правопорядок и многое другое.

Правосознание является структурой правовых чувств, эмоций, воззрений, оценок, установок, пониманий и иных проявлений, проявляющих отношение людей как к функционирующему праву, к юридическим восприятиям и формациям, к юридической практике, к обязанностям, свободам, правам, так и к иным желаемым правовым проявлениям.

В списке функций правосознания возможно именовать: познавательную функцию, регулятивную функцию, оценочную функцию, функцию правового воспитания, функцию правового моделирования, прогностическую функцию (см. рисунок в приложении 1).

Оценочная функция правосознания проявляется в установлении похожестях каких-нибудь социально-правовых проявлений собственных воззрений о должной личностной либо социальной полезности данных проявлений.

Познавательная функция правосознания проявляется в приобретении и структурировании правовых знаний, соотносящихся с уровнем эволюции сообщества и возможности человека усваивать и использовать данные знания в практической работе.

Регулятивная функция правосознания является регламентационно-результативное влиянием правосознания на поведение собственных субъектов.

Правосознание является суммой идей, взглядов, воззрений о том, каким обязано быть право с позиции его справедливости, и в том числе целесообразности, результативности в утверждении ценностей, принятых в сообществе и формирующихся на их базе оценок и эмоций.

Правосознание подразумевает, с одной стороны, осознание права, с иной — конкретное отношение к праву. В Правосознании проявляется одобрением либо неодобрение действующего права, понятии о том, каким обязано являться хорошее, требуемое, нужное право, на каких конкретно принципах, идеях оно обязано базироваться.

Правосознание это трудное согласно собственной системе проявление. Оно формируется из познания права, идеологии права, оценок, психологии права и поведенческого компонента.

Знание права это требуемый компонент правосознания, компонент информационный. Для того чтобы оценить право, проявить к нему собственное отношение, требуется обладать хотя бы наименьшей базой информации о праве либо определенном законе. Объем данной информации, конечно, разнообразен у различных субъектов, и находится в зависимости от жизненного опыта, увлечений, уровня образования, существования профессиональной юридической подготовки, труда и так далее. Находясь в зависимости от степени знаний правосознание и право классифицируются на типы; обычное, научное и профессиональное.

Правовая идеология является идеей, восприятием, понимания о том, каким обязано являться право с позиции конкретной структуры ценностей. В данных идеях демонстрируется то, каким обязано являться право с позиции справедливости, какие ценности обязано утверждать и защищать право, какими целями существует право и какими ресурсами права они обязаны реализовываться.

Правосознание, его идеи являются формой социального восприятия. Как таковое оно, конечно, обладает социально-экономическими ресурсами. Оно базируется в стадиях жизни самого сообщества, демонстрирует ценности, признанные в сообществе, на которые направляется сообщество в общем либо конкретные его социологические группы и классы.

Правовая психология является чувствами, эмоциональными проявлениями, в которых демонстрируется отношение к праву и правовым законам. Появляется вопрос: как и на базе чего формируются, создаются правовые эмоции? Они формируются на базе оценок права. В базе оценок находятся правовые идеи, воззрения о том, каким обязано являться право справедливое, право результативное в реализации конкретных целей, утверждении конкретных ценностей, какие правовые ресурсы обязаны применяться для их узаконивания и охраны. Если определенный закон воспринимается как закон справедливый, результативный в утверждении требуемых для субъектов ценностей, тогда появляются положительные эмоции то есть эмоции удовлетворения, радости и так далее. Если же закон обнаруживает негативные оценки, исследуется как несправедливый, нерезультативный, тогда, напротив, появляются негативные эмоции, то есть чувства неудовлетворенности, лимита, неприятия, злости и так далее.

Поведенческий компонент правосознания возникает в правовых стандартах. Правовая установка является конкретным психологическим положением субъекта, созданное ситуациями его жизни, воспитанием, включая и правовым, базирующимися на выбранных ценностей, установленных правом. Правовая установка является предрасположенность индивидуума, ее психологическая подготовленность к выполнению норм права.

Антиправовая установка базируется на неприятии ценностей, установленных правом, проявляющаяся в предрасположенности к невыполнению права.

Правосознание, являясь формой социально восприятия, способно работать в форме правосознания индивидуального, группового, и в том числе в форме обыденного и профессионального. Профессиональный вид правосознания присущ профессионалам юристам, базируется на глубоком познании права, подразумевает уважительное правоотношение граждан.

1.2 Идейно-воспитательная роль правосознания

В нынешнее время нет единого понимания касательно феномена правосознания. Разнообразное объяснения правосознания определено особенностей областей его использования, спецификой вопросов тех наук, непосредственно в которых оно применяется.

Н.А. Антонова исследует правосознание как один из видов либо сфер человеческого понимания, проявление идеальное, конкретно не просматриваемое [3, c.84]. М.В. Гриценко характеризует правосознание как вид общественного сознания, являющегося как структура взглядов, оценок, пониманий, настроений, эмоций общества, характеризуемого материальными условиями жизни сообщества, нацеленного на формирование правового режима в нем, сопутствующего его интересам и задачам. Для него присуще осознание потребности установления конкретного порядка в сообществе по средствам соответствующего урегулирования социальных взаимоотношений [8, c.113].

В правовой литературе правосознание характеризуется как часть социального сознания, сущностью которого считаются взгляды, убеждения, воззрения, которые причисляются к праву. Серьезный вклад в науку о правосознании принес талантливый российский правовед И.А. Нестеренко, изучавший его в виде более существенного феномена, чем непосредственно право. Правосознание воспринимается И.А. Нестеренко как «понятное чувство права и правды», как «специфическая духовная направленность инстинкта», как «специфического рода инстинктивное правочувствие», то есть как особая универсалия, обладающее и формально-юридическое, а так же естественно-правовые перемены [15, c.145].

Приведенные ранее заключения предоставляют способность характеризовать правосознание как трудное духовное образование, итог отражения мыслей гражданина.

Но правосознание не обладает лишь отражательный характер. Аккумулируя познания о праве в понимании личности, оно само способно выступать и работает как ресурс влияния на конкретные правовые институты, сферы права либо систему права в общем. Специфическое значение и ценность познания о праве завоевывают в сообществе, правовая структура которого стремится установить и осуществить обще дозволительный вид правового урегулирования.

Восприятие правосознания в виде внутреннего компонента переменяющейся правовой структуры дает возможность теоретически исследовать детерминационные взаимосвязи среди целей и итогов правовой эволюции. В правосознании переходного промежутка времени социальной эволюции отражается суммарный духовный климат правовой структуры. Из-за этого трансформации, свойственны такому правосознанию, нуждаются в специфическом научном внимании.

Правосознанию обязана быть свойственна некоторая константа, которая для всех переменах экономики и политики повторяет определенный вид отечественного правового сознания, выступающего базой российской обычаев права. Правосознание, а так же правовая культура народностей гарантируют непрерывность эволюции правовой традиции и обеспечивают правовую преемственность.

Правовые изменения в РФ обострили вопрос самых результативных дорог государственно-правовых трансформаций. Теория позитивного права явилась несостоятельной в переменившихся общественных взаимоотношениях. Все более актуальным является вопрос «духа» нынешнего права, и соответственно, идейно-воспитательной функции правосознания.

В нынешнее время под пониманием идейно-воспитательной функции берут базу для воспитания внутренней нужды выполнять нормы права, законопослушание, обучению уважению к закону в виде непреложной ценности.

На такие базы правосознания, их инертную психологическую обусловленность определяет Н.И. Матузов. Согласно его мнению, «правосознание это определенная духовная дисциплинированность инстинкта, провоцирующая в личности живое чувство ответственности и говорит ему популярное чувство уровня во всех социальных воззрения». Сущность права, а так же правосознания не сопряжена ни с видом государства, ни с доктриной политики. В его базе находится духовное начало: гражданин призван к независимости и самодеятельности в избрании тех предметов, непосредственно перед которыми он ответственен и которым он работает [14, c.215].

На нынешней стадии для идейно-воспитательной функции обязана стать характерной обширная пропаганда общеличностных моральных ценностей как реального инструмента гарантирования и защиты интересов гражданина, материального и духовного развития гражданского кодекса.

1.3 Структура и элементы правосознания

Правосознание формируется из 2 обширных компонентов: правовой идеологии и психологии.

первая это структура взглядов и воззрений, которые в теоретическом виде демонстрируют правовые проявления социальной жизни. Она охарактеризована [4, c.73]:

- научными идеями;

- положениями, воззрениями, теориями, которые создаются в сообществе и дают возможность стране и его органам результативно применять их в правотворческой работе и правоприменительного функционирования.

Правовая психология является суммой чувств, привычек, эмоций, традиций, в которых проявляется отношение разнообразных социальных групп, коллективов, конкретных личностей к праву, к структуре правовых учреждений, работающих в сообществе. Правовая психология считается чрезвычайно трудной и насыщенной большим числом разноплановых проявлений характеристикой явлений жизни человека. Она формируется из суммы психологических и правовых проявлений. К количеству таковых причисляются [11, c.103]:

- правовая потребность является побудительным мотив, ресурсом правовой активности, инертное состояние личности, базирующееся на уверенности в повышенной социологической ценности права и потребности применять исключительно правовые ресурса;

- правовая установка является специфическим психическим положением предрасположенности субъекта права к конкретной правовой активности в определенном правовом случае;

- правовой менталитет является стабильным мировоззрением личности, социологической группы, сообщества в общем относительно права;

- правовой мотив является внутренним мотивом к правомерным воздействиям, специфическая психологическая форма восприятия людьми тех либо других правомерных запросов и интересов;

- ценностно-правовые ориентации являются суммой качеств личности, характеризующих в собственном единстве правовое отношение к праву, к правовым институтам;

- правовое настроение является эмоциональная реакция индивидуума на оценку каких-нибудь правовых проявлений либо положения права;

- правовые чувства являются достаточно продолжительной и стабильной форма переживания, обладающей стандартной мотивационной и касательно стабильную реакцию на положение правовой реальности;

- правовые эмоции являются конкретное переживание смысла жизни конкретной ситуации, определено ее соотношением с запросами субъекта;

- правовые навыки являются закрепленными в процессе жизнедеятельности индивидуума стереотипные методы законопослушного поведения граждан;

- правовые привычки являются утвержденными в обрядах и традициях воззрения о правомерном и неправомерном, справедливом и несправедливом, о преступлении и наказании, правах и обязанностях;

- правовая сплоченность являются повышенным уровнем духовной и социально-психологической формации и единства, демонстрирующая в правовой области жизни и другого.

В этой ситуации правовая психология является тем, в чем и конкретно как демонстрируются взаимоотношения к определенным нормам права, актам.

Характеристика, демонстрирующая отношение граждан к праву и установкам права с позиции глубины и нацеленности правовых познаний и переживаний именуются степенью правовой психологии.

Повышенный уровень эволюции правовой психологии является уровнем достоверного, систематизированного, стабильного, теоретико-практического демонстрирования правовой действительности, определяющийся максимальным соотношением социально-психологических проявлений в них воззрениям о подлинном правовом сообществе, об эволюционирующей правовой психологии сообщества и, как последствие, правомерным поведением уполномоченных лиц, граждан, всех участников группы, коллектива.

Пониженный уровень эволюции правовой психологии говорит о все увеличивающемся несовпадении ее с наивысшим, достоверно правовым, о наличии повышающихся криминогенных социально-психологических посылов, демонстрирующихся все чаще, обширнее и глубже в неправовом поведении членов социума.

Таким образом, структурными компонентами сознания считаются: постоянство понимания, познание, знания, восприятия, переживания. Наивысшим уровнем понимания является самосознание.

2. Взаимодействие правосознания с другими правовыми явлениями

2.1 Правовое сознание, правовая культура, правовое воспитание и правовая социализация

Если правосознание характеризует отношение к праву с внутренней стороны человеческой деятельности, то выразителем такого отношения вовне выступает правовая культура. Эти категории теснейшим образом связаны между собой.

Правовая культура — это состояние правосознания, законности, совершенства законодательства и юридической практики, выражающее состояние права как социальной ценности.

Правовая культура является совокупностью духовных и материальных ценностей, которые характеризуют всю правовую действительность. Это, прежде всего, уважительное отношение к праву, проявляющееся в правомерном поведении.

В зависимости от степени распространенности можно рассматривать правовую культуру общества, групп и коллективов, а также правовую культуру отдельной личности.

Правовая культура общества — это обусловленное социальными, духовными, политическими, экономическими особенностями качественное состояние правовой жизни общества, характеризующееся достигнутым уровнем развития всех юридических явлений, а также степенью гарантированное государством и обществом прав и свобод человека и гражданина.

Правовая субкультура — это такая разновидность правовой культуры, которая является характерной для конкретной устойчивой социальной группы, отличающейся своим отношением к базовым ценностям общественной правовой культуры.

В зависимости от степени осознания личностью позитивности права, полезности его проявлений выделяются уровни правовой культуры: обыденный, профессиональный и теоретический.

Социальное назначение правовой культуры выражается в выполняемых ею функциях. К основным из них относятся: ценностная, познавательная, прогностическая, регулятивная, коммуникативная, правосоциализаторская и другие направления ее воздействия на социально-правовую действительность.

Основными направлениями процесса формирования правовой культуры являются [18, c.221]:

• правовая пропаганда — целенаправленный инициированный государством процесс распространения в обществе правовых идей с целью формирования правового мировоззрения, повышения правовой активности граждан с помощью различных приемов и способов, в том числе средств массовой информации;

• правовое обучение и образование — целенаправленный процесс формирования высокого уровня правового сознания граждан, выступающий как результат усвоения систематизированных правовых знаний, умений и навыков, как необходимое условие теоретической и практической деятельности в сфере права;

• правовое воспитание — целенаправленная деятельность государственных органов и общественности по формированию у граждан и должностных лиц правосознания и правовой культуры;

• формирование навыков и привычек правомерного поведения в форме правовой агитации — воздействия на сознание и настроения людей в сторону законопослушности и правомерного поведения.

Средствами правового обучения и воспитания являются: печать, основанная на принципах массовости и правдивости; опубликование и пропаганда действующего законодательства; информирование о деятельности органов центральной и местной власти, правоохранительных органов; информирование о деятельности общественных организаций и самодеятельных формирований по укреплению законности и правопорядка; распространение передового опыта правовой работы и т.д.

Правовое сознание личности в значительной степени формирует правовая социализация. Она же оказывает огромное влияние на становление правовой культуры личности.

Правовая социализация — это усвоение человеком правовых знаний и требований, постепенное овладение необходимыми социально-правовыми навыками с целью формирования и обеспечения правомерного поведения.

При этом необходимо иметь в виду, что человек социализируется, то есть получает знания о полезных общественных установках на протяжении всей своей жизни. Огромное влияние на процесс правовой социализации оказывает образ жизни конкретного человека — его микросоциум, с комплексом своих требований и методов их осуществления.

Нередко бывает так, что под воздействием ряда объективных и субъективных факторов, человек меняет свои позитивно направленные правовые установки на прямо противоположные. И тогда его отношение к праву начинает выражаться в недооценке им ценности права, либо в безответственном, легкомысленном отношении к требованиям закона, либо в активном неприятии норм права подчас только в силу их существования. Подобные изменения правосознания личности именуются дефектностью ее правовой социализации. Иногда эта дефектность может принять совершенно крайние формы, при которых правовое начало сознательно и целенаправленно игнорируется, отрицается по мотивам корысти, жестокости, алчности и многим иным причинам. В конечном счете, это приводит к так называемому правовому перерождению.

2.2 Соотношение правового сознания и законности

Правовое государство подразумевает в виде объективной предпосылки эволюционирующую правовую систему, соотносящуюся с экономическим, социологическим, социально-политическим, культурным и иными запросами развития сообщества. Как демонстрирует российский опыт, трансформирование в правовое положение способен сопровождаться ослаблением социологических связей, противоречиями социального восприятия, уменьшением уровня социального порядка, увеличением преступности и иных правонарушений. В данных условиях специфическое значение приобретают результативное правовое регулирование формирующиеся структуры общественных взаимоотношений, установление законности, увеличение степени правовой культуры.

С принятием сказанного является понятным значение научного изучения проблем установления законности и увеличения степени правовой культуры, их общего воздействия друг на друга. Позднее же необходимо отметить, что в формировании данной темы есть общий ряд серьезных трудностей, сопряженных с существованием различных и очень часто не совпадающих позиций на принятие, сути и содержание как закона, так же и правовой культуры. Данное обусловливается многоплановостью данных социологических проявлений, различными познавательными и практическими целями, что дает возможность исследователям исследовать их в разнообразных аспектах, под разнообразными углами зрения для наиболее полного обнаружения их сущности.

Вместе с тем стоит обратить внимание на слишком большой разброс подходов в понимании законности и правовой культуры, что не позволяет выявить единую сущность этих явлений. Таким образом, некоторые подходы к исследованию, например, правовой культуры оказываются противоречивыми, а иногда просто несовместимыми. В этой связи возникают вопросы, на которые в юридической литературе не находится ответов.

Прежде всего нет единства взглядов среди ученых-юристов по поводу понимания законности. В юридической литературе высказываются различные точки зрения о конкретном содержании понятия законности, предлагаются различные определения. Однако прежде всего ее определяют как строгое и неукоснительное соблюдение и исполнение законов всеми органами государства, учреждениями и общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Зачастую законность рассматривают в литературе как принцип права, выражающий характер деятельности правового государства, жизни гражданского общества. Ряд авторов понимают ее в качестве метода руководства обществом посредством издания и осуществления законов и других правовых актов, способствующего преодолению трудностей и недостатков в его развитии3. Законность рассматривается и как складывающийся в обществе режим строгого и неукоснительного соблюдения правовых предписаний. Наконец, законность понимается как соответствие нормам права деятельности участников правовых отношений.

Перечисленные подходы, являющиеся наиболее распространенными в юридической литературе, вполне применимы для характеристики различных аспектов законности, что позволяет более глубоко раскрыть ее сущность и содержание. В то же время вряд ли можно признать оправданным выделение только одной из сторон законности при одновременной недооценке других. Особенно если учесть, что, играя исключительно важную роль в процессе правового регулирования, законность находится в тесной взаимосвязи с государственными, правовыми и иными социальными явлениями.

Можно выделить несколько основных подходов и к пониманию правовой культуры, сложившихся в юридической научной и учебной литературе. Так, нередко в правовую культуру общества в юридической литературе включают право, правосознание, правовые отношения, законность, правопорядок, правовое поведение. Также правовую культуру рассматривают как деятельность по производству, распределению, потреблению ценностей правового характера. Правовая культура трактуется нередко через развитие ее компонентов: в ней выделяются уровни правосознания, законности, совершенства законодательства, состояние юридической практики. В числе показателей правовой культуры называются также развитость правовых взглядов, широта и гарантированность прав, уровень правоохранительной деятельности, юридического образования и вос¬питания8. Существует и другая тенденция — характеристика правовой культуры в качестве идейно-правового состояния общества, ее определение через категории «правовая жизнь», «правовая организация», «правовой прогресс» и подобные правовые явления.

Не вызывает сомнения, что приведенные подходы к определению правовой культуры общества верно отражают основное содержание этого понятия. Но, к сожалению, оно чрезвычайно близко примыкает и фактически совпадает с другими. Не спасает положения и предложение некоторых авторов понимать правовую культуру в широком и узком смыслах. В широком смысле правовая культура включает в себя все правовые явления и институты: законодательство, юридические учреждения, деятельность органов государства. Как верно отмечается самими авторами, правовая культура в этом случае отождествляется с правовой системой. Думается, что такой подход не только не разрешает, но, напротив, создает новые трудности в рассмотрении правовых проблем как в сфере исследовательской, так и образовательной. Остается также неясным: каким образом изложенное выше понимание правовой культуры можно перенести на уровень личности, что общего в правовой культуре общества и, предположим, должностных лиц, юристов?

Представляется, что указанные трудности можно преодолеть путем более точного определения сущности правовой культуры, которая находила бы свое проявление в различных ее уровнях, формах, в том числе и в правовой культуре общества, отдельных социальных групп, а также личности. В этой связи мы предлагаем рассматривать в качестве сущности правовой культуры меру освоения правовых ценностей, накопленных обществом, и их использования различными субъектами в правовой сфере. На наш взгляд, такое понимание правовой культуры позволяет, с одной стороны, органически совместить позитивные моменты, имеющиеся в подходах других ученых-юристов к исследованию этого феномена, а с другой — отразить общую природу различных проявлений культуры.

Таким образом, правовую культуру можно определить как обусловленную экономическим, политическим, социальным и духовным уровнями развития общества разновидность общей культуры, представляющую собой меру освоения и использования накопленных человечеством правовых ценностей, передаваемых в порядке преемственности от поколения к поколению. Данное, достаточно общее определение можно конкретизировать указанием на уровень правового сознания общества, социальных групп и личности, способ деятельности, предполагающий социально активное поведение, качественное состояние правовой жизни, а также правовое воспитание и юридическое образование.

Следовательно, под воздействием суммированного опыта и сформировавшихся ситуаций у юриста-практика создается устойчивое, стандартное отношение к определенным правовым проявлениям, субъектам права. Данное качество именуется профессиональная стандартизация юриста.

3. Виды правосознания и их характеристика

3.1 Общественное, групповое и индивидуальное правосознание

Индивидуальное и групповое правовое сознание, конечно, носят общественный характер, а общественное и групповое правосознание не существуют вне индивидуального. Они одновременно должны рассматриваться и как виды, и как уровни правосознания. Будучи видами, каждое из них характеризуется специфичностью, во-первых, в содержательном плане и, во-вторых, в структурном плане.

Непосредственно выступающим на первый план содержанием общественного правосознания являются совокупности норм, предписаний, оценок, идей, общих всему населению ценностей, т.е. моменты правовой идеологии. Правовая психология здесь обнаруживается как совокупность правовых обычаев и нравов, как национальный характер отношения к правовой жизни.

Определяющими содержание группового правосознания являются ценности и интересы конкретных социальных и профессиональных групп, которые и становятся основаниями для селекции общих правовых норм, взглядов, знаний, принципов, требований и реализации их в групповом поведении. В зависимости от характера тех или иных групп, групповое правосознание или влияет на содержание общественного правосознания, становится доминирующим в общественном правосознании (например, социальные классы, особенно господствующие), или становится доминирующим в индивидуальном правосознании (например, профессиональные группы, малые социальные группы).

В индивидуальном правосознании непосредственным содержанием является правовое поведение, как правомерное, так и неправомерное. И нормативно-ценностный строй общественного правосознания, и правовой интерес группы преломляются в поведенческие стереотипы, в правовые мотивы правовых действий. Правовая психология на этом уровне гораздо более существенна, явственна; она уже не общий чувственный фон, а непосредственное и постоянное переживание, приятие или неприятие конкретных ситуаций. Правовые идеи трансформируются в правовые убеждения. [7, С. 301]

В индивидуальном правосознании в "снятом" виде преломлены и моменты общественного, и моменты группового правосознания. Общественное правосознание представлено как общий смысловой, историко-культурный фон; групповое правосознание проявляется в устойчивых мотивационных и поведенческих предпочтениях, в иерархии конкретных правовых ценностей. Такова структурная характеристика связи данных видов правосознания.

3.2 Теоретическое, обыденное и профессиональное правосознание

Теоретическое, обыденное и профессиональное правосознание также должны рассматриваться как уровни и как виды (типы) правосознания. Будучи видами, теоретическое (научное) и обыденное (эмпирическое) правосознание различаются по глубине отражения правовой действительности. [2, С. 23]

Обыденное правосознание складывается стихийно, под влиянием конкретных условий жизни, личного жизненного опыта и правового образования, доступного населению. Оно отражает непосредственно воспринимаемые конкретные правовые явления и наиболее явно проявляется на индивидуальном и групповом уровнях. Видимость действительной правовой жизни, а не ее сущность, определяет содержание обыденного правосознания.

Теоретическое правосознание формируется на базе широких и глубоких правовых обобщений, знания закономерностей и специальных исследований социально-правовой действительности. Именно такое правосознание должно являться непосредственным источником правотворчества, служить совершенствованию юридической практики. Скрытая за явлением сущность права и правовой жизни составляет отличительное свойство содержания теоретического правосознания.

Конкретное правосознание всегда имеет определенную степень развитости. Развитость правосознания, с одной стороны, связана с уровнем заключенного в нем знания, а с другой стороны - с объемом его содержания. Чем значительнее объем теоретических знаний, тем, как правило, развитее правосознание. Развитое правосознание на этой основе всегда позволяет разобраться в том, где начинается и где кончается право, где возникает и когда преодолевается произвол. Истинное знание и понимание права есть дело трудное и ответственное.

Однако объем знаний также может оказаться существенным для характеристики развитости правосознания. Теоретические знания могут быть неглубокими и небольшими, а обыденное восприятие правовой реальности, тем не менее, активно и разносторонне.

Особая роль в правовой жизни принадлежит профессиональному правосознанию. Это прежде всего правовое сознание юристов. Как отмечает В.С. Малахов, в его содержание наряду с научно обоснованными суждениями, выводами, закономерностями входит особое, формируемое специальной подготовкой умение применять право. [7, С. 301-302] В зависимости от предмета отражения в профессиональном правосознании образуются сферы, соответствующие различным отраслям правовых отношений (например, предпринимательская, гражданско-правовая, уголовно-правовая, уголовно-процессуальная, трудовая и т.д.). В отличие от населения, которому достаточно знать принципы права и наиболее "ходовые" нормы права, юристы должны досконально знать принципы и нормы тех отраслей права, с которыми они работают, обязательно - источники права, научную литературу, судебную практику по реализуемым отраслям права.

Профессиональное правосознание является групповым. Но в отличие от всякого другого группового правосознания, профессиональное правосознание во главу угла ставит не интересы и ценности данной группы, а ценности и нормы, характеризующие общественное правосознание в целом. Конечно, корпоративность в юридической среде - не редкость, но она не может оцениваться обществом положительно; она является косвенным свидетельством наличия деформаций в профессиональном правосознании.

В отличие от теоретического правосознания, оно имеет в своем содержании знания, привычки и стереотипы квалифицированного применения права; в отличие от обыденного, оно гораздо глубже, на основе юридической теории отражает и толкует повседневную правовую жизнь. Правовое сознание юристов должно быть теоретическим. Правовая подготовленность для них, естественно, должна быть более высокой, чем у законопослушных граждан, отличаться объемом, глубиной и формализованным характером знаний принципов и норм права, а главное - умением их применять.

Но теоретический уровень правосознания, в применении к юристу, вполне может быть охарактеризован и как идеологический уровень: юристы традиционно входят в перечень представителей идеологического "сословия". Сущность и особенности правового сознания юристов конкретизируются в содержании правовой идеологии.

Юриста-профессионала должно отличать не просто устойчиво положительное отношение к праву и практике его применения, а внутреннее согласие с правовыми предписаниями и ценностями, понимание полезности, необходимости и справедливости их применения, привычка соблюдать правовой закон. Все это находит свое выражение в профессиональной правовой психологии.

Особенности правового разума и правовых чувств выражаются также в профессиональном усмотрении, которое является источником предложений по совершенствованию правового регулирования, снятия и нейтрализации противоречий, возникающих в процессе применения права. Проявление такой инициативы превращается в обязанность, например, для сотрудников органов внутренних дел.

Можно указать и на другие отличительные черты профессионального правосознания. К ним, без сомнения относятся интенсивность, острота проявления правовых знаний, правовых установок и ценностных ориентации. Для юристов-профессионалов характерна резкая и активная отрицательная реакция на преступность, высокая оценка актуальности проблемы борьбы с преступностью.

Если у законопослушных граждан имеется недооценка процессуальных гарантий по сравнению с материальными, то у юристов процессуальные гарантии оцениваются столь же высоко или даже выше, чем материальные, но часто все же недооцениваются по сравнению с законом. [7, С. 304]

Но помимо количественных отличий, можно указать и на качественные отличия профессионального правосознания от непрофессионального, как теоретического, так и обыденного. Так, уровень оценок преступлений юриста-профессионала может не во всем соответствовать оценке их законом. Уровень карательных притязаний юристов-профессионалов по сравнению с законом и законопослушными гражданами имеет тенденцию к ужесточению наказания и расширению средств и методов борьбы с конкретными преступлениями путем уменьшения объема прав и свобод личности, ее неприкосновенности, тайны переписки, телефонных и телеграфных сообщений и пр. Солидарность с пределами правового регулирования, в частности, с пределами криминализации и декриминализации, у представителей юридических профессий разных ведомств (прокуратуры, суда, юстиции и органов внутренних дел) различаются. Существуют "ведомственные" тенденции на расширение или сужение криминализации и декриминализации порицаемых действий. В целом правосознание юристов, в том числе, и работников правоохранительных органов, по сравнению с законопослушными гражданами и тем более правонарушителями отличают противоположные тенденции: типично положительные характеристики, строгий непреклонный образ мысли и специальные профессиональные ориентации, более высокий уровень профессионального усмотрения, с одной стороны, высокий уровень карательных притязаний, завышенная самооценка, более критический подход к оценке правовой действительности, недооценка роли и значения общественного мнения - с другой.

3.3 Правосознание определенных общественных культур

Такой подход к анализу уровней, видов и структуры правосознания пока не используется в научной литературе, хотя, казалось бы, он должен стать обязательным, коль скоро получило стремительное развитие сравнительное правоведение. Единственным исключением, пожалуй, служит теория правосознания, разработанная В.С. Малаховым [7]

Как отмечает автор, именно в этом аспекте со всей полнотой может быть раскрыто содержание правосознания в его конкретности. По отношению к этому содержанию все другие составляющие элементы правосознания - отдельные юридические понятия, идеи, убеждения - оказываются лишь общей формой для весьма разнородного содержания. [7, С. 305] Так, например, если в правосознании западного общества идея права непосредственно раскрывается через идеи свободы, закона и естественного права, то в правосознании российского общества идея права наиболее тесно связана с идеями правды, служения и милосердности. Или - если в правосознании западного общества в содержании принципа законности преобладающим является формально-процедурный момент, то в правосознании российского общества в содержании данного принципа преобладает социально-ценностный аспект.

В выделенном аспекте большое значение приобретает проблема взаимосвязи общественного правосознания, правовых идеологий и правовой психологии отдельных народов и обществ. На основе структуры этих связей строится современное международное право.

Культурные особенности правосознания чрезвычайно важны для понимания его содержания и внутреннего строения. Так, например, для правосознания традиционного общества характерно преобладание стихийно-массового, обыденного уровня, тогда как для общества индустриального, а тем более - для постиндустриального, информационного, необычайное развитие получает именно теоретический уровень.

Характеристика правосознания в культурно-историческом аспекте в полной мере совместима с выявленными уровнями и видами правосознания. Так, в данном аспекте можно существенно конкретизировать содержание правовой идеологии и психологии отдельных обществ на отдельных исторических этапах их существования. Несомненно, можно обнаружить и специфические черты национальной правовой теории и правоприменительной практики. В рамках конкретной культуры специфические черты обретает и профессиональное правосознание, в котором существенное значение приобретает правопонимание, связанное с той или иной правовой системой. [12, С. 68]

Каждый человек обладает правосознанием независимо от того, знает он об этом или не знает. Правосознание является, с одной стороны, его источником, отражающим объективные потребности развития общества, с другой - одним из обязательных механизмов его реализации, воплощения в жизнь. Будучи непосредственным источником права, правосознание находит свое выражение в правовых актах, оказывает воздействие на сам процесс и результаты правотворчества. В соответствии с содержанием правового сознания вырабатываются содержание и форма юридических актов, определяются структурные особенности отдельных норм права и правового акта в целом.

Заключение

Проведя изучение сущности правосознания можно сделать ряд нижеследующих выводов.

Юридическому мировоззрению свойственен формальный подход к исследованию жизненных институтов и взаимоотношений. Понимание является единством всех психологических ходов, положений и качеств человека как личности. Данное есть наивысший уровень психической демонстрации человеком объективной реальности. Это общность всех видов восприятия человека, его переживаний и восприятия того, что он отражает.

Правосознание является структурой правовых чувств, эмоций, воззрений, оценок, установок, пониманий и иных проявлений, проявляющих отношение людей как к функционирующему праву, к юридическим восприятиям и формациям, к юридической практике, к обязанностям, свободам, правам, так и к иным желаемым правовым проявлениям.

Правосознание подразумевает, с одной стороны, осознание права, с иной — конкретное отношение к праву. В Правосознании проявляется одобрением либо неодобрение действующего права, понятии о том, каким обязано являться хорошее, требуемое, нужное право, на каких конкретно принципах, идеях оно обязано базироваться.

Поведенческий компонент правосознания возникает в правовых стандартах. Правовая установка является конкретным психологическим положением субъекта, созданное ситуациями его жизни, воспитанием, включая и правовым, базирующимися на выбранных ценностей, установленных правом. Правовая установка является предрасположенность индивидуума, ее психологическая подготовленность к выполнению норм права.

Аккумулируя познания о праве в понимании личности, оно само способно выступать и работает как ресурс влияния на конкретные правовые институты, сферы права либо систему права в общем. Специфическое значение и ценность познания о праве завоевывают в сообществе, правовая структура которого стремится установить и осуществить обще дозволительный вид правового урегулирования.

Правосознанию обязана быть свойственна некоторая константа, которая для всех переменах экономики и политики повторяет определенный вид отечественного правового сознания, выступающего базой российской обычаев права. Правосознание, а так же правовая культура народностей гарантируют непрерывность эволюции правовой традиции и обеспечивают правовую преемственность.

На нынешней стадии для идейно-воспитательной функции обязана стать характерной обширная пропаганда общеличностных моральных ценностей как реального инструмента гарантирования и защиты интересов гражданина, материального и духовного развития гражданского кодекса. Правосознание формируется из 2 обширных компонентов: правовой идеологии и психологии.

Правовая психология является суммой чувств, привычек, эмоций, традиций, в которых проявляется отношение разнообразных социальных групп, коллективов, конкретных личностей к праву, к структуре правовых учреждений, работающих в сообществе. Правовая психология считается чрезвычайно трудной и насыщенной большим числом разноплановых проявлений характеристикой явлений жизни человека.

Характеристика, демонстрирующая отношение граждан к праву и установкам права с позиции глубины и нацеленности правовых познаний и переживаний именуются степенью правовой психологии.

Пониженный уровень эволюции правовой психологии говорит о все увеличивающемся несовпадении ее с наивысшим, достоверно правовым, о наличии повышающихся криминогенных социально-психологических посылов, демонстрирующихся все чаще, обширнее и глубже в неправовом поведении членов социума.

Под воздействием суммированного опыта и сформировавшихся ситуаций у юриста-практика создается устойчивое, стандартное отношение к определенным правовым проявлениям, субъектам права.

Список использованных источников

  1. Абдулаев, М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений / М.И. Абдулаев. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: Экономика, 2016. – 623 с.
  2. Аврутин, Ю.Е. Государство и право. Теория и практика: Учебное пособие. 2-е изд. перераб. и доп. / Ю. Е. Аврутин. - М.: Юнити-Дана, 2016. - 504 c.
  3. Антонова, Н.А. Правотворчество органов местного самоуправления: Учебник. / Н. А. Антонова. - М.: Юнити-Дана, 2018. – 168 с.
  4. Беляева, О.М. Теория государства и права в схемах: Учебное пособие. / О. М. Беляева. - М.: Эксмо, 2013. – 96 с.
  5. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. 8-е изд. стереотипное. / А. Б. Венгеров. - М.: Юрайт, 2017. - 608 c.
  6. Винниченко, О.Ю. Теория государства и права: Учебное пособие. / О. Ю. Винниченко, В. И. Попов. - М.: Проспект, 2016. – 504 с.
  7. Власов, В.И. Теория государства и права: Учебное пособие. / В. И. Власов, Г. Б. Власова. - М.: Феникс, 2017. – 336 с.
  8. Гриценко, М.В. Теория государства и права: Учебник. 6-е изд. испр. и доп. / М. В. Гриценко, Н. И. Летушева. - М.: Академия, 2018. – 224 с.
  9. Давыдов, Я.В. Теория государства и права: Учебное пособие. / Я. В. Давыдов. - М.: А-Приор, 2017. – 144 с.
  10. Летушева, Н.И. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. испр. и доп. / Н. И. Летушева, М. В. Летушева. - М.: Академия, 2016. – 208 с.
  11. Любимов, Н.А. Правотворчество в Российской Федерации. Проблемы теории и практики: Учебное пособие 2-е изд. перераб. и доп. / Н. А. Любимов. - М.: Издательство МГУ, 2015. – 160 с.
  12. Малахов, В.П. Теория государства и права: Учебное пособие. / В. П. Малахов, И. А. Горшенева, А. А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, 2016. – 160 с.
  13. Марченко, М.Н. Судебное правотворчество и судейское право: Учебник. / М. Н. Марченко. - М.: Проспект, 2014. – 510 с.
  14. Матузов Н.И. Теория государства и права: Учебник. 4-е изд. перераб. и доп. / Н. И. Матузов, А. В. Малько. - М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2017. - 528 c.
  15. Нестеренко, И.А. Правотворчество в Российской Федерации: Учебное пособие./ И. А. Нестеренко. - М.: Юнити-Дана, 2017. – 272 с.
  16. Оксамытный В.В. Общая теория государства и права: Учебник./ В. В. Оксамытный. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 512 c.
  17. Паршина А.А. Правосознание и правовая действительность // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2018. - № 3 (94). - С. 30-34.
  18. Перевалов В.Д. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. перераб. и доп. / В. Д. Перевалов. - М.: Юрайт, 2017. - 416 c.
  19. Пересадина О.В. Место и роль правовых установок в профессиональном правосознании // Личность, право, государство. - 2018. - № 3. - С. 112-122.
  20. Тишаков М.П., Чехов А.А. К вопросу о правосознании и правомерном поведении // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы III Международной научной конференции. - 2018. - С. 296-298.
  21. Тройник К.М., Працко Г.С., Исакова Ю.И. Массовое правосознание и юридическая деятельность // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник статей по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 150-153.
  22. Ульшин М.С., Семков В.А., Працко Г.С. Правосознание в российском обществе: современное состояние и проблемы развития // Теоретические аспекты юриспруденции и вопросы правоприменения. Сборник статей по материалам VIII междунар. науч.-практ. конф. - 2018. - С. 95-100.
  23. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права: Учебник. 2-е изд. стереотипное. / В. Н. Хропанюк. - М.: Омега-Л, 2012. – 336 с.
  24. Черняк Ю.В. Нигилизм в правосознании современного общества // Социально-экономическое развитие общества: история и современность. - 2018. - С. 93-95.
  25. Ширяева Е.Г. К вопросу о правосознании и иных формах общественного сознания // Аллея науки. - 2019. - Т. 1. - № 1 (28). - С. 768-772.

Приложение 1

Рисунок 1 – Классификация функции правосознания

Приложение 2

Рисунок 1 – Виды правосознания