Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и виды источников права (Сущность источников права0

Содержание:

Введение

Актуальность темы курсовой работы определяется тем фактом, что на источники права возлагается значительная нагрузка в обеспечении правозащитной и праворегулятивной функций правовой системы. В настоящее время становится насущной проблема исследования источников права как системного элемента национальной правовой системы. Посредством изучения их системных свойств повышается возможность научного прогнозирования тенденции развития правовой системы, определение направлений наиболее эффективных шагов по совершенствованию всего механизма правового регулирования.

Источник права - условный юридический термин, служащий для обозначения тех форм, в которых находят выражение и закрепляются правовые нормы. Другими словами, источник права - способ, в котором правовые нормы находят свое внешнее выражение. Встречаются более широкие толкования термина «источник права», под которым понимают также материальные и идеологические предпосылки права.

В правовых системах разных государств на протяжении истории сложилось несколько разновидностей источников права.

В настоящее время наиболее известны следующие виды источников права: правовой обычай; нормативный правовой акт; юридический прецедент; договор нормативного содержания; юридическая наука (доктрины и идеи).

Источники права – это формы, при помощи которых в юрисдикции воля государства возводится в ранг имеющихся общеобязательных норм. Выполнение таковых гражданами обеспечивается государством на законодательном уровне.

Все источники права так или иначе связаны с деятельностью государства. Эта деятельность выражается в разработке и издании юридических норм (правотворчество), и в придании юридической силы иным социальным нормам (санкционирование).

Таким образом, тема курсовой работы особенно актуальна сейчас, в период строительства в России правового государства.

Предмет исследования – общественные и правовые отношения, складывающиеся в области действия источников права.

Объект исследования – нормы, регулирующие действие источников права.

Целью работы является рассмотрение понятия и видов источников права.

Для достижения поставленной цели в работе, прежде всего, необходимо решение следующих задач:

- рассмотреть понятие источников права;

- проанализировать виды форм источников права, дать им краткую характеристику;

- отразить соотношения и взаимодействия источников права.

Методы исследования: анализ, синтез, сравнительно-правовой, исторический, логический.

Теоретическая база исследования труды А.В. Венгерова, Ю.А. Тихомирова, Н.В. Нерсесянца, В.И. Карасева и др., а также научные публикации М.Ф. Ворониной, Е.Н. Тонкова, М.В. Кузнецовой, посвященные проблеме исследования.

Теоретическая и практическая значимость исследования. В курсовой работе на основании систематизированного и обобщенного теоретического материала раскрыта сущность источников права; выявлены и охарактеризованы особенности их соотношения и взаимодействия.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, три главы, объединяющие шесть параграфов, заключение и список использованных источников.

Глава 1. Понятие и значение источников права

1.1. Сущность источников права

Как для действующего права, так и для истории права основополагающее значение имеет исследование источников права. Отношение к правовым источникам (их изучение, публикации и т. д.) - один из наиболее существенных и выразительных показателей уровня и состояния историко-правовой науки и юриспруденции в целом. Понятие «источник права» существует много веков. Столетиями его толкуют и применяют правоведы всех стран. Если исходить из общераспространенного значения термина «источник», то в сфере права под ним нужно понимать силу, создающую право. Такой силой, прежде всего, является власть государства, которая реагирует на потребности общества, развитие общественных отношений и принимает соответствующие правовые решения[1].

Принято выделять: а) источник права в материальном смысле; б) источник права в идеальном смысле; в) источник права в юридическом (формальном) смысле. Источником права в материальном смысле являются развивающиеся общественные отношения. К ним относятся способ производства материальной жизни, материальные условия жизни общества, система экономико-хозяйственных связей, формы собственности как конечная причина возникновения и действия права[2].

Под источником права в идеальном смысле понимают правовое сознание. Когда же говорят об источниках в юридическом смысле, то имеют ввиду различные формы (способы) выражения, объективизации правовых норм[3]. Таким образом, под источниками права в юридическом смысле понимаются формы выражения, объективизации нормативной государственной воли. Это и есть внешняя форма права в истинном значении термина. Форма права показывает, каким способом государство создает, фиксирует ту или иную правовую норму и в каком виде эта норма, принявшая объективный характер, доводится до сознания членов общества. Следовательно, внешнюю форму права можно определить как способ существования, выражения и преобразования правовых норм. Отдельные ученые относят к источникам права в формальном смысле деятельность государства по установлению правовых норм либо административные и судебные прецеденты. При этом формы выражения таких норм рассматриваются как формы, а не как источники права[4].

Для обозначения форм выражения правовых норм целесообразно использовать термин «источник норм права», тогда «источником права» можно обозначать социальные условия и предпосылки права, а «юридическим источником» - правотворческое решение компетентного органа о принятии, изменении или отмене нормативного правового акта, правовых норм. Смысл данного разграничения в том, что правотворческое решение не сливается с самим нормативным правовым актом[5].

Наряду с этим источником права следует также признать форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы[6].

Обычно в теории называют четыре вида источников права: нормативный акт, судебный прецедент, санкционированный обычай и договор. В отдельные исторические периоды источниками права признавали правосознание, правовую идеологию, а также деятельность юристов.

Право как сложное социальное явление, помимо своей внутренней структуры, имеет определенные формы внешнего выражения. Под внешней формой права понимаются юридические источники, формально закрепляющие правовые предписания, адресованные участникам правоотношений. Однако помимо формальных (юридических) источников право имеет и другие истоки его формирования, т. е. систему факторов, характеризующих его содержание и формы выражения[7].

Источник – это основные начала, исходные положения. Обычно различают источники права в широком смысле и в узком смысле слова, хотя в учебной литературе есть и другие классификации источников права: в материальном смысле, в идеологическом смысле и в формально юридическом смысле. В научной литературе дискуссионным остается также вопрос о том, какие, помимо формально юридических источников, есть еще источники права[8].

Существующие различные расхождения в трактовке понятия «источник права» объясняется различными подходами к правопониманию (социальной природы и сущности права). Если в основе правопонимания лежит нормативистский подход, то обычно под источниками права понимают волю законодателя, т. е. правотворческую деятельность государства[9]. При естественно-правовом подходе источниками права считают принципы свободы, равенства и справедливости, которым должно следовать положительное (законодательное) право. Если говорить о природе права, то необходимо иметь в виду, что под источниками права понимаются естественные неотъемлемые права и свободы человека и гражданина. Все известные истории первые или ранние юридические акты уже закрепляли права и свободы личности. Лишь в ХХ в. общее развитие мировой цивилизации, личностного начала в культуре, понимание самоценности и уникальности человека, его основных прав и свобод привели к тому, что право в демократических государствах стало цивилизованным средством регулирования общественных отношений, стало инструментом защиты всех и каждого[10]. Основные права и свободы человека и гражданина закрепляются в международно-правовых актах, они становятся ядром конституций цивилизованных демократических государств[11].

Таким образом, воля государства, выраженная в виде правовых норм (правил поведения), должна быть изложена таким образом, чтобы обеспечивалась возможность ознакомления с этими нормами самых широких слоев населения. В юридической науке формы, с помощью которых государственная воля возводится в общеобязательный ранг и становится правовой нормой, обозначаются термином «источники права».

1.2. Значение источников права в регулировании общественных отношений

В вопросе о понимании источника или формы права наблюдается столкновение и несовпадение строго научного и образного, метафоричного подхода к данному явлению. Строгая научная мысль исходит из того, что изучаемый предмет, явление должны рассматриваться через категории сущности, содержания и формы[12]. Таким образом, право, как особый феномен общественной жизни, в юриспруденции анализируется посредством выделения его сущности (свобода, идея справедливости, государственная воля и т.д.), содержания (нормы, права и обязанности, юридическая деятельность и т.д.) и особой формы. Вместе с тем язык права, несмотря на его консерватизм и юридический формализм, содержит в себе и элементы условности, образности мышления. Таково происхождение термина «источник» права. Право - один из регуляторов общественных отношений. Нормы права устанавливаются в официальном, регламентируемом законом порядке, именуемом правотворчеством. В процессе правотворчества нормы права находят закрепление и выражение в особых юридических формах, называемых источниками права[13].

Термин «источник права» употребляется в специфическом значении, отчасти заимствованном теорией права из исторической науки, где под источниками знаний об истории народов и государств имеют в виду то, в чём содержатся сведения о жизни людей того или иного периода, общества, государства. право юридический нормативный закон. Источниками права традиционно считают правовой обычай, юридический прецедент (судебная практика), закон (нормативно-правовой акт), религиозную норму. Вместе с тем в последние годы источником права стали называть не только внешнюю форму выражения права, но и социальные предпосылки (общественные отношения), субъекта правотворчества (государство), его деятельность, организационные формы принятия нормативно-правового акта[14].

Термин «источник права» может иметь несколько значений. В смысле технического термина под источником права понимаются способы выражения юридических норм, действующих в каждом обществе. Это нормотворческая деятельность государства и уполномоченных им организаций, а в отдельных случаях – всего народа (референдум), результатом которой является создание правовых норм[15].

В нормативных юридических актах выражается воля законодателя, и содержащиеся в них правовые предписания носят общеобязательный характер. С другой стороны, под источниками права могут быть поняты и средства познания самого права, т. е. то, откуда мы черпаем наши знания о праве (например, исторические памятники права, свод обычаев, тексты законов, юридическая практика и т. д.).

Источниками права могут быть и объективные факторы материального характера, определяющие само содержание правовых норм. Это такие материальные условия жизни общества, как система экономических отношений, уровень развития экономики, формы собственности, материальные условия жизни людей[16]. Появление и действие права обусловлено не только материальными, но и духовными условиями общественной жизни. К культурно-историческим факторам, определяющим возникновение и развитие права, можно отнести уровень развития правосознания и правовой культуры общества, уровень цивилизованности государственных институтов[17]. Существующий уровень правовой культуры общества – это показатель, отражающий роль права в жизни общества. Правовая культура – это не только знание юридических норм, но и уважительное отношение к праву и правосудию[18].

Идейно-теоретическими источниками права являются представления и воззрения известных ученых политико-правовой мысли о свободе и равенстве, справедливом праве, правах и свободах личности, разделении властей, правовом государстве, мировом правопорядке и др. Правовые идеи воплощают в себе осознание людьми своих интересов в праве. Сторонники естественного права видят в природе (источнике) права качество самой личности, ее естественные неотчуждаемые права и свободы. Право, которое исходит от государства, от государственной власти путем установления или признания правил поведения и формально закрепляется в различных актах и иных источниках, представители естественно-правовых концепций называют положительным, позитивным или объективным правом.

Итак, смысловое значение термина «источник права» характеризуется тем, что правовая дефиниция придает всей совокупности действующих в обществе норм правовой статус и юридическую силу. Источник права, а не любая другая правовая категория, открывает для правоприменителя правовые нормы, обусловливает необходимость их применения при регулировании общественных отношений. Из источника права правоприменитель выводит содержание правовой нормы вне зависимости от признания его государством, вне зависимости от того, имеют ли источники права обязательную силу или лишь убеждающее значение. Именно источник права может быть положен в основу решения правоприменителя. Данный подход решает проблему, возникающую при применении правовых норм, называет конкретный источник права (закон, обычай или судебный прецедент), используемый правоприменителем при вынесении решения. Очевидно, что при анализе в таком аспекте определение термина «источник права» в качестве всего того, на что может сослаться правоприменитель, что он может положить в основу принимаемого решения и чем могут быть обусловлены его действия, является наиболее удачным. Использование такого понятия отвечает, в первую очередь, реалиям и требованиям современной правовой действительности[19].

Таким образом, источники права несут в себе важное значение, распространяющиеся на все сферы общественных отношений. По своей юридической значимости, правовые обычаи могут подразделяться на субсидированные (дополнительные) и основные источники права. Роль источников права может быть определена исходя из текущего положения дел в тех или иных общественных отношениях. В результате этого могут быть сформированы определенные общественные отношения, которые в дальнейшем позволяют регулировать общественные массы, и представлять правовые и государственные структуры. Источники права позволяют отразить государственную правовую структуру, направленную на удовлетворение общественных интересов.

Глава 2. Виды источников права, их характеристика

2.1. Классификация источников права

Обычай как источник права. Под правовым обычаем понимается правило поведения, сложившееся вследствие его фактического применения в течение длительного времени и признаваемое государством в качестве общеобязательного права. Обычай был основным источником права на ранних этапах развития рабовладельческого и феодального строя. Известны были, например, такие перешедшие из родового строя обычаи, как талион (причинение виновному такого же вреда, который нанесен им), вира (штраф за убийство человека).

Подход к понятиям «обычай» и «обычное право» в различных научных школах неоднозначен. В отечественном дореволюционном и современном западном правоведении эти понятия вообще не разграничивались[20]. Под системой обычного традиционного права понимается существующая форма регламентации общественных отношений (например, в странах экваториальной, южной Африки и на Мадагаскаре), основанная на государственном признании сложившихся естественным путем и вошедших в привычку населения социальных норм (обычаев). Обычай является наиболее древним источником права, известным всем правовым системам, однако если в странах романо-германского и англосаксонского права он выполняет лишь второстепенную роль, то в Африке он был и продолжает оставаться важным регулятором общественных отношений, особенно за пределами городов[21].

Некоторые ученые рассматривают обычное право как первоначальный способ создания правовых норм, возникший раньше, чем общество конституировалось в политическом отношении[22]. По их мнению, право, установленное обычаем, применялось в основном на достаточно ранних ступенях развития общества, в архаических правовых системах. Однако это не совсем так, поскольку, как утверждает этнографическая наука, обычаи и сегодня применяются некоторыми народами, кроме того, продолжается процесс создания новых обычаев, отражающих этнокультурное развитие общества.

Особенность обычая состоит в том, что это правило поведения, вошедшее в привычку. С юридической точки зрения, обычай - неписаный источник права, характеризующийся неупорядоченностью, множественностью и разнообразием. Причина этого заключается в многочисленности культур, населяющих тот или иной регион[23].

Обычай, санкционированный государством, - весьма редко встречающаяся форма права. В настоящее время сфера применения обычаев делового оборота в основном ограничена внешнеторговыми сделками, но думается, что дальнейшее развитие рыночных отношений потребует более детального регулирования сложившихся в этой сфере обычаев. Санкционированным обычаем можно признать примерные условия типового (примерного) договора[24]. Проблематика обычного права и правового плюрализма сегодня добавляет все новые аспекты в крайне интересную и драматичную ситуацию, которая складывается в России и во многих других регионах бывшего Советского Союза. Нормы местных «неофициальных» систем обычного и мусульманского права, казалось бы, находившиеся в состоянии бездействия на протяжении многих десятилетий, вопреки тому, что пишут в учебнике, оказываются действенными, и это явление нельзя не учитывать в современном правотворчестве[25].

Судебный прецедент - решение по конкретному делу, являющееся обязательным для судов той же или низшей инстанции при решении аналогичных дел либо служащее примерным образцом толкования закона, не имеющим обязательной силы. Сущность судебного прецедента заключается в придании нормативного характера решению суда по конкретному делу. Обязательным для судов является не все решение или приговор, а только «сердцевина» дела, суть правовой позиции судьи, на основе которой выносится решение. Это, как называют специалисты по англосаксонской правовой системе, «ratio decidendi». В странах, где судебный прецедент признан обязательным, он является источником права.

Судебный прецедент - один из источников права в Англии, США, Канаде, Австралии, то есть там, где воспринята система общего права. Во всех этих странах публикуются судебные отчеты, из которых можно получить информацию о прецедентах[26].

Признание прецедента источником права дает возможность суду выполнять правотворческие функции, как в случае отсутствия соответствующего закона, так и при его наличии, этот постулат характерен для всей системы общего права. Однако в формировании модели правового регулирования значение научных работ в области права всегда было довольно велико. Законодатель часто учитывал те тенденции, которые фиксировались в доктрине[27]. В романо-германской правовой семье основные принципы права были выработаны именно в университетских стенах. Роль доктрины в современных условиях чрезвычайно важна в совершенствовании законодательства, в создании правовых понятий и в методологии толкования законов[28].

Религиозные тексты - это священные книги различных религий, положения которых имеют общеобязательное значение в соответствующих системах религиозного права (христианского канонического права, индусского права, иудаистского права, мусульманского права). В первую очередь следует назвать Коран и Сунну (Коран - это священная книга, представляющая собой собрание поучений, речей и заповедей Аллаха; Сунна - сборник жизнеописания пророка Мухаммеда), которые являются двумя главными источниками мусульманского права.

При этом необходимо иметь в виду, что соответствующее религиозное право (мусульманское, индусское и т.д.) - это право соответствующей религиозной общины (право, регулирующее поведение членов общины верующих), а не национально-государственная система права.

Нормативный правовой договор - это правовой акт, основанный на взаимном волеизъявлении сторон, в результате чего образуется правовая норма. В качестве основной нормативно-правовой формы выступает в международном праве[29].

Особенность договора как подзаконного источника права заключается в том, что стороны могут заключить как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами договор. Основное требование к форме, содержанию и предмету договора - чтобы он не противоречил действующему законодательству. Мнения ведения условия договора должны соответствовать нормам, содержащимся в законодательстве. В противном случае он может быть признан утратившим юридическую силу. Вместе с этим законодатель установил юридический приоритет договора над законом, принятым после заключения договора[30].

Закон призван быть ведущим источником права в правовом государстве. Особые свойства закона позволяют ему быть демократичным источником права, выражающим волю и интересы народа[31]. Именно эти свойства и обусловливают особую роль закона в системе нормативных актов. Закон должен выражать принципы права, идею приоритета прав и свобод человека, демократические начала общественного и государственного устройства. Правовые законы составляют основу правового государства. Поэтому столь важно добиться реального верховенства закона в системе правовых актов государства, сделать закон действительно ведущим, основным источником права[32].

Закон - высшая форма выражения государственной воли народа, непосредственное воплощение его суверенитета. Он устанавливает отправные начала правового регулирования, придает ему единство. Нормы, содержащиеся в актах других органов, основываются на нормах закона, развивают и конкретизируют его положения, являются производными от них[33].

Высшая юридическая сила закона означает, что никакой другой орган, кроме высшего органа законодательной власти, не может отменить или изменить закон. Принятие нового закона неизбежно влечет необходимость отмены или внесения изменений во все другие акты, которые противоречат его содержанию. Высшая юридическая сила закона означает также, что акты всех иных государственных органов носят производный характер и не могут ему противоречить[34].

В большинстве современных демократических государств первостепенное положение в системе источников права принадлежит закону. Это определяется его особыми качествами.

Во-первых, законы выражают волю и интересы народа. Они принимаются законодательными (представительными) органами государственной власти - парламентами, или непосредственно народом на референдуме. С утверждением демократических принципов государственного управления и усилением роли парламента в системе государственной власти значение закона как формы права возрастает.

Во-вторых, законы обладают высшей юридической силой. Это означает, что все иные нормативные правовые акты должны приниматься в соответствии с законами и не могут им противоречить.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные общественные отношения. Далеко не все отношения, складывающиеся между людьми, могут и должны регламентироваться именно законами[35].

Итак, закон - это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения[36].

Таким образом, нормы, институты, подотрасли и отрасли права получают свое внешнее, юридическое выражение в источниках права. Среди источников права обычно называют правовой обычай, юридический (правовой) прецедент, нормативно-правовой акт. Это наиболее распространенные источники права. Кроме них различают и менее распространенные источники - юридическую доктрину (науку), нормативные договоры, в том числе международные и внутригосударственные, религиозные нормы. По признаку доминирования одного или нескольких источников права выделяются различные правовые системы стран мира. Так, в англосаксонской правовой системе доминирующее положение занимает юридический (судебный) прецедент, большую роль играют правовые обычаи и меньшее значение отводится нормативно-правовым актам. В романо-германской (континентальной) правовой системе, наоборот, ведущее значение придается нормативно-правовым актам, небольшую роль играют правовые обычаи и практически не признается в качестве источника права юридический прецедент. В странах, где господствующей религией является ислам, основными источниками права являются религиозные нормы, большое значение имеет юридическая доктрина, используются и правовые обычаи.

2.2. Источники права в Российской Федерации

Выявление круга источников в различных правовых системах имеет важное значение для раскрытия многих явлений правовой действительности. В частности, от формы права зависят такие факторы, как способы правового регулирования, нормативность, общеобязательность, степень юридической силы различных правовых актов и т.д. Из всех известных истории источников (форм) права применительно к Российской Федерации можно говорить о трех ее видах: о правовом обычае, нормативном договоре и нормативном акте. Каждый из этих видов источников отличается по своему значению и имеет разную сферу применения[37].

В российском праве санкционирование обычая как способа регулирования общественных отношений занимает незначительное место. Можно даже сказать, что обычай в качестве источника права действует в порядке исключения и в тех случаях, когда возможность его применения оговаривается действующим законодательством[38].

Главным и единственным источником права в России был и остается нормативно-правовой акт, в отличие от стран англо-саксонской системы права (США, Великобритания), в которых источником права является прецедент. Такой источник права как нормативный договор, также как и судебные прецеденты или иные обычаи в Российской Федерации не распространены, хотя и имеется некоторая тенденция к их использованию.

В иерархию правовых источников Российской Федерации входят: Конституция России[39]; федеральные конституционные законы; федеральные законы; указы Президента России; постановления Правительства России; акты министерств и ведомств; законы субъектов федерации; подзаконные акты органов власти субъектов РФ; локальные нормативные акты.

Конституция России остается источником с высшей юридической силой. Она имеет прямое действие, в ней закрепляются: основы экономического строя; основы политического режима; базовые права и свободы гражданина и человека; система органов государственной власти в стране. Никакие иные нормативные источники права не должны противоречить Конституции[40].

Федеральные конституционные законы издаются для регулирования вопросов, прямо указанных в Конституции. Для них характерна более сложная процедура принятия и изменения. Например, федеральным конституционным законом является закон о судебной системе в РФ. Действие федеральных законов распространяется на всю территории страны, однако они легче поддаются изменениям, чем конституционные законы. Федеральные законы регулируют наиболее важные сферы общественных отношений[41]. Например, уголовно-процессуальный кодекс РФ является по своей сути федеральным законом. Нормативные указы Президента страны ниже по своему значению чем федеральные законы, однако они наделены высшей юридической силой по отношению ко всем иным подзаконным актам. Их действие также распространяется, как правило, на территорию всей страны. Аналогичным образом нормативно-правовые постановления Правительства издаются по исполнении федеральных законов, Конституции и указов президента, и находятся на более низкой с ними ступени по юридической силе[42].

Форму приказов, инструкций или писем имеют нормативно-правовые источники, исходящие из конкретных ведомств. Например, федеральная налоговая служба в своих письмах может разъяснять порядок и сроки начисления и выплат определенных видов налогов.

Закон субъекта Российской Федерации принимается законодательными органом субъектов может регулировать такие вопросы, которые являются: исключительным ведением субъекта РФ; совместным ведением Российской Федерации и субъектов[43].

Закон субъекта Федерации не должен противоречить Конституции РФ и федеральным законам, а также является общеобязательным для исполнения на территории этого субъекта. Среди законов в субъекте РФ могут быть выделены такие законы, которые сами по себе обладают более высокой юридической силой по отношению к остальным законам субъекта на его территории - это конституции республик и уставы других субъектов Федерации.

Локальными нормативными актами регулируются отношения в конкретных организациях и ведомствах. Например, порядок аттестации прокурорских работников определяется приказом Генерального прокурора РФ.

Самостоятельное положение среди источников права России занимают международные договоры и признанные Россией нормы международных актов и Конвенций. В соответствии с Конституцией России нормы данных актов имеют большую силу, чем законы страны[44].

Таким образом, Россия в целом относится к романо-германской правовой системе, и основным источником права в ней является нормативно-правовой акт, но в силу сложившихся федеративных отношений в современных условиях немаловажное значение стали приобретать внутригосударственные нормативные договоры между Российской Федерацией и ее субъектами. Все когда-либо имевшие место формы (источники) права перечислить трудно, но наиболее важными и широко применяемыми являются следующие: правовые обычаи, нормативно-правовые акты государственных органов, правовые договора, нормативные акты, принимаемые с санкции государства общественными организациями, прецеденты.

Глава 3. Соотношение и взаимосвязь источников права

3.1. Источник права и форма права: соотношение понятий

Исторический опыт убедительно доказывает, что по мере развития и совершенствования политической организации общества изменяются и механизмы правового регулирования общественных отношений, расширяется круг источников права, меняется система соподчиненности, поскольку продолжается построение гармоничных отношений личность-общество-государство, изменяется структура и распределение компетенции между органами публичной власти. В связи с этим изучение соотношения источников и форм права, их классификация и системно-иерархическое построение представляют несомненный «вечный» научный интерес[45].

Юридическая наука, несмотря на свое огромнейшее юридическое наследие, истоки которого мы найдем в трудах античных философов, не пришла к единому мнению о том, что же такое право.

В юридической науке сложилось несколько подходов к определению понятия права. С точки зрения нормативизма право - это установленная и охраняемая государством совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения[46].

Представители нравственной концепции права рассматривают право как систему понятий о правовом регулировании, содержащуюся в общественном сознании и выступающую как императив, реально определяющий характер поведения участников общественных отношений[47].

Социологическая школа права определяет право как сложившуюся в обществе совокупность общественных отношений, защищаемых и охраняемых государством.

Естественно-правовая концепция права базируется на четком разграничении естественного и позитивного права. Позитивное право правомерно лишь в том случае, если оно реализует такие принципы естественного права, как свободу, равенство, справедливость, частную собственность[48].

На наш взгляд, исследование сущности права необходимо проводить через призму единства и различия права и закона, с учетом базовых идей, лежащих в основе правовой действительности.

Исходя из этого, право можно определить, как систему основанных на принципах справедливости, равенства и ответственности правовых представлений о должном и возможном поведении участников общественных отношений, юридическое закрепление и реализация которых позволяют создать правовой режим, гармонично сочетающий публичные, государственные, частные и личные интересы[49].

Изучение форм права предполагает выделение ряда методологических посылок. Во-первых, следует не забывать взаимосвязь формы права как юридической категории с формой права как философской категорией. В последнем случае, опираясь на общефилософское понимание формы права, можно сформулировать следующее определение формы права как философской категории: форма права - это способ организации и взаимодействия элементов и процессов правовой системы между собой и окружающим миром[50].

Во-вторых, форма права всегда характеризуется определенной социальной сущностью и содержанием.

В-третьих, форма права и содержание права являются парными юридическими категориями, поскольку невозможно разорвать форму и содержание права, взаимопроникающих и дополняющих друг друга.

В-четвертых, при изучении формы права следует помнить, что это динамически развивающееся правовое явление. Изменения в политике, экономике, социальной сфере находят свое адекватное отражение в правовых нормах, а, следовательно, и в формах права. Данный процесс может осуществляться путем наполнения старой формы новым содержанием либо путем возникновения новой финансового права. Например, деятельность Конституционного Суда Российской Федерации, иных судебных инстанций привела к появлению новой формы права. В России стало активно развиваться прецедентное право[51].

Вопрос о соотношении понятий «источник права» и «форма права» на протяженных многих лет остается одним из самых дискуссионных.

Одни ученые утверждают их нетождественность. Например, Т.В. Кашанина понимает под источниками права волю правотворческих субъектов. Соответственно, источниками права может быть воля человечества (права человека, принципы права); воля народа (референдумные нормы); воля государства (законодательные нормы); воля коллектива (корпоративные нормы); воля граждан, организаций (договорные нормы). Форма права - это резервуар, где находятся юридические нормы. Т.В. Кашанина выделяет в историческом разрезе десять форм права, а именно: правовой обычай, религиозные тексты, юридический прецедент, деловое обыкновение, правосознание, нормативный акт, юридическая доктрина, судебная практика, моральные воззрения, договор[52].

Ряд ученых, также утверждая нетождественность рассматриваемых категорий, под источниками права понимают силу, которая создает правовые предписания, а под формами права внешнее и внутреннее выражение права[53].

В тоже время многие исследователи считают понятия «форма права» и «источник права» синонимами. В частности, М.И. Байтин исходит из того, что форма (источник) права - это «определенные способы (приемы, средства) выражения государственной воли общества. Форма показывает, каковы внешние проявления права, в каком виде оно существует и функционирует в реальной жизни. С помощью формы происходит придание государственной воле доступного и общеобязательного характера, официального доведения этой воли до исполнителей. Посредством формы право как бы получает «путевку в жизнь», приобретает юридическую силу»[54].

Действительно, можно ли представить себе существование бесформенного права или формы права без содержания. Содержание права облекается в определенную форму, становится его правовой оболочкой.

При рассмотрении проблемы соотношения источников и форм права мы исходим из того, что данный вопрос нельзя решать односторонне, прямолинейно. Анализ показывает, что в одних отношениях форма и источник права могут совпадать друг с другом и рассматриваться как тождественные, в то время как в других отношениях они могут значительно отличаться друг от друга и не могут считаться тождественными[55].

Форма и источник права являются тождественными категориями, когда речь идет о вторичных, так называемых формально-юридических источниках права. «Тем самым подчеркивается, что помимо всего прочего идентичность формы и источника права, где форма указывает на то, как, каким образом организовано и выражено вовне юридическое (нормативное) содержание, а источник - на то, каковы те юридические и иные истоки, факторы, предопределяющие рассматриваемую форму права и ее содержание»[56].

Что же касается первичных источников права, то здесь рассматривать источники и формы права как взаимозаменимые категории некорректно. Материальные, идеальные, социальные источники права представляют собой определенные факторы, существенно влияющие на процессы правотворчества и правоприменения.

Таким образом, понятие «источник (форма) права» можно рассматривать в нескольких аспектах:

В материальном смысле слова к источникам права относятся материальные условия жизни общества, порождающие необходимость правового регулирования общественных отношений, необходимость достижения компромисса прямо противоположных интересов различных субъектов[57].

В идеальном смысле слова источником права следует признать правосознание законодателя, считающего, что данная группа общественных отношений должна быть урегулирована соответствующими правовыми предписаниями. Во многом своевременность принятия того или иного нормативного правового акта зависит от воли компетентного государственного органа[58].

Наконец, источником права в формальном смысле слова являются различные формы внешнего выражения правил поведения участников общественных отношений. К их числу относятся: правовые обычаи, нормативные правовые акты, судебные (административные) прецеденты, нормативные договоры, религиозные тексты, юридическая доктрина.

Далеко не все названные источники права имеют отношение к российскому праву. Поскольку Российская Федерация является светским государством, религиозные нормы не могут применяться для регулирования общественных отношений. Научную доктрину мы рассматриваем как неформальный источник права, способный оказывать влияние на позицию правотворческих и правоприменительных органов[59].

Источники права в зависимости от их юридического значения и очередности появления можно разделить на первичные, вторичные и дополнительные. Первичным источником права является Конституция Российской Федерации, содержащая базовые идеи, лежащие в основе механизма правового регулирования общественных отношений. Вторичными источниками права следует признать нормативные правовые акты, нормативные правовые договоры, а также правовые обычаи. К дополнительным источникам права следует отнести судебные прецеденты, появившиеся в российской правовой системе относительно недавно, но уже прочно занявшие свою «нишу» в системе нормативного регулирования[60].

В отечественной науке и практике сложилось неоднозначное отношение к прецедентной практике. Думается, что ее голое отрицание или простое игнорирование является «днем вчерашним»[61].

Реально судебные прецеденты имеют место. Они непосредственно участвуют в правовом регулировании общественных отношений. Дальнейшие научные исследования должны быть нацелены на решение проблем, связанных с обеспечением единообразия российской прецедентной практики. Ее гибкость как весьма позитивное качество данного источника права, в ряде случаев нивелируется «дикой» противоречивостью, когда один и тот же суд не учитывает собственные выводы, сделанные ранее по аналогичному правовому спору. В юридической науке и практике «вечной мечтой» является создание идеальной системы источников права. Некоторые исследователи считают это утопией, поскольку общественные отношения весьма динамичны и законодатель объективно не успевает своевременно охватить, предвидеть, отразить все их многообразие в нормативных предписаниях[62].

Таким образом, создание идеальной системы источников права вполне реально. Во многом решение рассматриваемой проблемы зависит от четкого определения критериев идеальной, а, следовательно, и эффективной формы права. Она должна характеризоваться: четким законодательным закреплением своей социальной и нравственной направленности; оптимальным сочетанием таких правовых средств, как правовые дозволения и правовые запреты, правовые стимулы и правовые ограничения, правовые поощрения и правовые наказания; научной разработанностью (что находит выражение, в частности, в повышении роли юридической доктрины, внедрении практики разработки теоретических моделей действия правовых предписаний); системной взаимосвязью с иными источниками права; легитимностью (поддержка со стороны большинства населения, осознание необходимости принятия данных правовых предписаний, признание их справедливости); высоким технико-юридическим качеством содержащихся норм, отсутствием отсылочных норм; простыми механизмами реализации; предсказуемостью законодателя, обеспечивающей необходимую динамику развития правовой системы страны.

3.2. Роль различных источников права в современных условиях

В отечественном правоведении проблематика источников права не является совершенно новой. Источники права издавна были и в наше время остаются предметом самого пристального внимания, как общей теории права, так и отраслевых научных дисциплин[63].

С началом формирования в стране нового, современного права в юридической науке заметно возрос интерес к вопросам, связанным с источниками права[64].

Совершенно справедливо отмечалось, что, в ряде случаев то, что говорится об источниках права, является как бы вторичным продуктом, отзвуком поисков нового определения природы права[65]. Но и преуменьшать актуальность и важность проблем источников права, как для теории, так и для практики не стоит. Учение об источниках права было и остается одним из центральных разделов юридической науки. Новизна в общих подходах к пониманию права не может перекрыть потребности в детальном и глубоком изучении как роли и места источников права, так и их системы и особенно отдельных видов.

Задачи, связанные с формированием гражданского общества и правового государства в России, заставляют по-новому взглянуть на многие ставшие привычными правовые понятия на предмет их соответствия со временному этапу развития российского общества, государства и права. Особенно актуально это утверждение в отношении понятия источника права, которое традиционно относится к числу наиболее неясных в понятийном аппарате правовой науки, но активно используется в рамках российского правоведения[66].

В последнее время появилось значительное число работ, посвященных переосмыслению понятия «источник права». Одним из направлений современных исследований является попытка создания универсального всеобъемлющего понятия источника права, основанного на так называемых принципах интегративного подхода к правопониманию. Однако, как нам представляется, вопрос об универсальности термина «источник права» мало продуктивен и несколько схоластичен. Мало того, сторонники такой теории источников права нередко пытаются соединить в единую систему несовместимые по своим качествам явления, что не делает более ясным понятие источника права, а говорить о какой-либо функционирующей системе источников права не приходится. Вместе с тем, вопрос о юридическом значении источников права, их роли и месте в системе правового регулирования отдвигается на задний план[67].

Конечно, как особая научная позиция такой подход и теоретическое исследование источников права имеет право на существование, но нам он видится не совсем актуальным[68]. Нам представляется более актуальным исследование источников права с точки зрения функциональной характеристики обозначаемых этим термином правовых явлений, и на втором этапе -исследование источников права как логичной, обладающей объективными свойствами системы, являющейся органической частью правовой системы. Определение функциональных характеристик источников права предполагает выработку с этой точки зрения понятия источника права. Исследование же их как целостной системы позволяет определить их суммирующее влияние на эффективность правового регулирования.

На источники права возлагается значительная нагрузка в обеспечении правозащитной и праворегулятивной функций правовой системы. На сегодняшний день становится насущной проблема исследования источников права как системного элемента национальной правовой системы[69]. Посредством изучения их системных свойств повышается возможность научного прогнозирования тенденции развития правовой системы, определение направлений наиболее эффективных шагов по совершенствованию всего механизма правового регулирования. Как справедливо заметил профессор М.Н. Марченко, «чтобы стать действенным и эффективным, право должно сложиться как целостная, органическая система. Это одно из непременных требований и одновременно один из признаков реального, действующего права»[70].

Состав, тенденции развития и свойства отдельных видов источников права находятся в непосредственной зависимости, от их системных качеств и свойств, определяющих их особенные функции.

Состав источников права определяется рядом факторов, важнейшими из которых являются: сложившиеся правовые традиции, особенные функциональные свойства отдельных видов источников права, характер регулируемых общественных отношений, предпочтительные методы правового регулирования[71].

Общепризнанные нормы и принципы международного права могут рассматриваться в качестве источников права первого порядка (для правотворцев), т.е. как обязательный фактор, который должен учитываться при формировании позитивного права; признание их в качестве источника применяемого права будет декларативным, т.к. их применению препятствует официально признанная форма их выражения[72].

Рассмотрение системных качеств российских источников права потребовало предварительного анализа функций отдельных видов источников права, сопряжение которых обеспечивает функциональное соответствие системы источников права потребностям правового регулирования[73]. Пример развития российской системы источников права наглядно показал, что изменившиеся потребности правового регулирования вызвали ее реформирование по двум направлениям: в направлении пересмотра внутренних субординационных и координационных связей между существовавшими источниками права, и в направлении увеличения числа признанных источников права. Первое направление ярко представлено следующими явлениями: установлением субординации между нормами Конституции; укреплением приоритета законов над подзаконными актами; установлением Конституцией строгих правил юридической силы различных источников права и т.д. Второе направление представлено расширением перечня источников права за счет различных видов нормативных административных и федеративных договоров, признанием общепризнанных норм и принципов международного права в качестве составной части российской правовой системы, принятием деклараций и т.д.[74]

Исследование показало, что российская система источников права развивается как целостная часть российской правовой системы и испытывает влияние изменяющихся социально-политических и правовых условий. В соответствии с системными качествами, в нее без особых трудностей включаются новые источники права, наличие которых вызвано потребностями правового регулирования, и, напротив, находясь в сложной взаимосвязи с другими элементами правовой системы, она отторгает те источники права, свойства и функции которых пока не являются насущными потребностями правового регулирования. В частности, характер изменений российской правовой системы не дает оснований говорить о востребованности судебных прецедентов как источников права. Без решения вопроса о субординационных и координационных связях вопрос о включении судебной практики в число источников права теряет смысл[75].

Опираясь на исследования понятия источника права и системы источников права, вряд ли можно говорить о наличии в российской системе источников права судебной практики[76].

Характер изменений российской правовой системы не дает оснований говорить о востребованности таких источников права, как судебный прецедент. Дело в том, что свойства судебных прецедентов, как особого вида источников права остались не востребованными праворегулятивной практикой. Мотивы укрепления единообразия правоприменительной практики и оперативности совершенствования законодательства остались не убедительными, тем более, что такая функциональность судебных прецедентов не является исключительной[77]. Одной из главных функций источника права является придание норме особых свойств (время действия, пространство действия, юридическая сила, предмет регулирования и т.д.). Дискуссия о судебных источниках права не затрагивает этого аспекта. Поэтому вопрос о включении судебных актов в число источников права должны предварять вопросы, конкретизирующие место и роль судебных источников в системе. Существующие, весьма близкие к нормам формы судебной практики не могут быть источниками права, пока официально не признаны в качестве таковых[78].

Совершенно по-иному с позиций системного подхода и правоприменительного понятия источника права выглядит проблема использования в российской правовой системе общепризнанных международных норм и принципов. Изучение этой проблемы показало, что проблема общепризнанных норм международного права выглядит в первую очередь как проблема их внешнего выражения и определения их источника. Общепризнанные нормы и принципы международного права можно было бы считать источником права в смысле правообразования в смысле одного из источников формируемого национального позитивного права. В этом случае вопрос об их месте в правовой системе России (о котором говорит Конституция) сводится лишь к вопросу о приведении действующего позитивного права в соответствие с общепризнанными нормами и принципами международного права. В правоприменительном же смысле, в силу действия принципов государственного суверенитета и верховенства конституции, государство должно выразить свое официальное признание конкретной общепризнанной нормы или принципа в качестве подлежащей применению и обозначить ее источник. Без такого признания применение общепризнанных норм и принципов международного права в конкретной ситуации пока остается маловероятным.

Таким образом, представляется, перспективными направлениями общетеоретического исследования источников права могли бы стать: исследование системных свойств и связей отдельных видов источников; исследование функций отдельных источников; исследование функций системы источников права; исследование системы источников права и ее взаимодействие правовой системой или ее отдельными элементами (правосознанием, правотворчеством, правореализационным механизмом, правовым стилем и т.д.).

Заключение

В результате проведённого исследования могут быть сформулированы следующие основные выводы

Установлено, что для того чтобы правило поведения стало юридической нормой, оно должно быть облечено в определенную правовую форму. Это происходит в результате правотворческой деятельности государства, с помощью которого воля законодателя находит свое выражение в том или ином правовом акте и становится обязательной для исполнения. Под источником права в юридической науке обычно понимают внешние формы выражения и закрепления правил поведения общего характера. Формирование таких правил поведения может осуществляться путем прямого установления государством в процессе его правотворческой деятельности в виде актов компетентных государственных органов либо путем санкционирования сложившихся правил, норм поведения, судебных решений и пр.

Проанализировано, что основными видами источников права принято считать: юридическую доктрину; правовой обычай; нормативный договор; судебный прецедент; религиозные догмы; нормативный акт.

Правовой обычай представлен особым правилом поведения. Оно переходило в привычку на основании многократного применения. Правовой обычай передается от поколения к поколению. С течением времени это поведение становится санкционированным государством как общеобязательное.

Под судебным прецедентом специалисты понимают решение по определенному делу. Это решение является обязательным для органов правосудия той же либо низшей инстанции при рассмотрении и разрешении сходных дел. Этот источник считается основным в Великобритании, США, Австралии, Канаде и прочих странах с англосаксонской юридической системой.

Нормативный договор являет собой соглашение между двумя (и более) сторонами. Это соглашение содержит правовые нормы. Нормативные договоры могут быть международными и внутригосударственными.

Юридическая доктрина выражается в виде идей, концепций, теорий. Такая форма выражения норм имеет большое значение для государств романо-германской системы. Юридическая доктрина обладает существенным воздействием на сознание законодателей. С ее применением осуществляется разработка правовых конструкций и терминов. Юридическая доктрина направляет нормативную деятельность на развитие государства и его юридической системы по прогрессивному развитию.

Религиозные догмы имеют значение при закреплении норм религиозной правовой системы.

Нормативный акт принимается компетентным органом. Этот официальный письменный документ устанавливает, отменяет либо изменяет правовую норму.

Отмечено, что действие права всегда обусловлено временными параметрами. Время необратимо, оно течет из прошлого через настоящее в будущее. Такой элемент времени, как длительность, имеет принципиально важное юридическое значение не только для действия материальных норм, но и процессуального - юридические процедуры ограничены временными рамками, связаны юридическими сроками, так называемые относительными событиями, всегда имеющими значение юридического факта. В соответствии с принципами государственного суверенитета территориального верховенства нормативно правовые акты, издаваемые высшими органами власти того или иного государства, действуют лишь на его территории. В пределах территории данного государства они выступают как акты, высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет перед всеми другими нормативными актами, действующими на той же государственной территории.

Список использованных источников

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
  2. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М.И. Байтин. - М.: Право, 2015. - 121 с.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебное пособие / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2015. - 496 с.
  4. Воронина М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках / М.Ф. Воронина // История государства и права. - 2016. - № 19. - С. 2-3.
  5. Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 559 с.
  6. Караваева Я.Н. Соотношение категории «обычай» со сходными юридическими конструкциями / Я.Н. Караваева // Юристъ-Правовед. - 2015. - №6(73). - С.87-91.
  7. Кашанина Т.В. Основы российского права: учебное пособие / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: Норма, 2015. - 753 с.
  8. Киракосян А.Г. Судебный прецедент как «первичный» источник права / А.Г. Кикосян // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 602-604.
  9. Коваленко А.И. Теория государства и права: учебное пособие / А.И. Коваленко. - М.: Приор, 2017. - 674 с.
  10. Комаров С.А. Общая теория государства и права: курс лекций / С.А. Комаров. - М.: Манускрипт. 2015. - 686 с.
  11. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 15-18.
  12. Лившиц Р.З Теория права: учебник / Р.З. Лившиц. - М.: Статут, 2015. - 251 с.
  13. Макарова С.В. О правосознании как источнике права / С.В. Макарова // История государства и права. - 2015. - № 7. - С. 19-22.
  14. Мирошник С.В. Источник права и форма права: соотношение понятий / С.В. Мирошник // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. - 2016. - № 5. - С. 35-37.
  15. Общая теория права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Право, 2015. - 398 с.
  16. Проблемы общей теории государства и права: учебное пособие / под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Приор, 2015. - 654 с.
  17. Смоленский М.Б. Теория государства и права: учебное пособие / М.Б. Смоленский. - Ростов - на – Дону: Феникс, 2015. - 288 с.
  18. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учебное пособие / Л.И. Спиридонов. - М.: Статус ЛТД+, 2015. - 481 с.
  19. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова М.: Издательская группа НОРМА-ИНФА М, 2015. 694 с.
  20. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2015. - 963 с.
  21. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения: учебное пособие / Ю.А. Тихомиров. - М.: Издательство НОРМА, 2016. - 432 с.
  22. Тонков Е.Н. Национальная культура как источник права / Е.Н. Тонков // История государства и права. - 2015. - № 12. - С. 43-47.
  23. Трошина И.О. Механизм действия права: сущность и содержание понятия / И.О. Трошина // История государства и права. - 2015. - № 1. - C. 7-11.
  24. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник / А.Ф. Черданцев. - М.: Юриспруденция, 2015. - 785 с.
  25. Чистая Е.С. К вопросу о «нетрадиционных» источниках права / Е.С. Чистая // История государства и права. - 2016. - № 7. - С. 2–4.
  1. Воронина М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках / М.Ф. Воронина // История государства и права. - 2016. - № 19. - С. 2.

  2. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения: учебное пособие / Ю.А. Тихомиров. - М.: Издательство НОРМА, 2016. - С.143.

  3. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 15.

  4. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 16.

  5. Воронина М.Ф. Понятие источников (форм) права в теории государства и права и в юридических отраслевых науках / М.Ф. Воронина // История государства и права. - 2016. - № 19. - С. 3.

  6. Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - С.102.

  7. Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - С.103.

  8. Коваленко А.И. Теория государства и права: учебное пособие / А.И. Коваленко. - М.: Приор, 2017. - С.118.

  9. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 17.

  10. Тонков Е.Н. Национальная культура как источник права / Е.Н. Тонков // История государства и права. - 2015. - № 12. - С. 43.

  11. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 17.

  12. Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - С.104.

  13. Проблемы общей теории государства и права: учебное пособие / под ред. В.Нерсесянца. - М.: Приор, 2015. - С.147.

  14. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 18.

  15. Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - С.105.

  16. Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - С.105.

  17. Тонков Е.Н. Национальная культура как источник права / Е.Н. Тонков // История государства и права. - 2015. - № 12. - С. 44.

  18. Проблемы общей теории государства и права: учебное пособие / под ред. В.Нерсесянца. - М.: Приор, 2015. - С.149.

  19. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 18.

  20. Караваева Я.Н. Соотношение категории «обычай» со сходными юридическими конструкциями / Я.Н. Караваева // Юристъ-Правовед. - 2015. - №6(73). - С.87.

  21. Смоленский М.Б. Теория государства и права: учебное пособие / М.Б. Смоленский. - Ростов - на – Дону: Феникс, 2015. - С.154.

  22. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учебное пособие / Л.И. Спиридонов. - М.: Статус ЛТД+, 2015. – С.113.

  23. Проблемы общей теории государства и права: учебное пособие / под ред. В.Нерсесянца. - М.: Приор, 2015. - С.149.

  24. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебное пособие / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2015. – С.196.

  25. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 18.

  26. Спиридонов Л.И. Теория государства и права: учебное пособие / Л.И. Спиридонов. - М.: Статус ЛТД+, 2015. - С.115.

  27. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебное пособие / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2015. – С.197.

  28. Киракосян А.Г. Судебный прецедент как «первичный» источник права // Молодой ученый. 2015. №22. С. 602.

  29. Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций / А.В. Демин. - М.: ИНФРА-М, 2016. - С.109.

  30. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебное пособие / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2015. – С.198.

  31. Смоленский М.Б. Теория государства и права: учебное пособие / М.Б. Смоленский. - Ростов - на – Дону: Феникс, 2015. – С.127.

  32. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебное пособие / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2015. – С.197.

  33. Проблемы общей теории государства и права: учебное пособие / под ред. В.Нерсесянца. - М.: Приор, 2015. - С.151.

  34. Черданцев А.Ф. Теория государства и права: учебник / А.Ф. Черданцев. - М.: Юриспруденция, 2015. – С.163.

  35. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 18.

  36. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебное пособие / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2015. – С.199.

  37. Чистая Е.С. К вопросу о «нетрадиционных» источниках права / Е.С. Чистая // История государства и права. - 2016. - № 7. - С. 2.

  38. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения: учебное пособие / Ю.А. Тихомиров. - М.: Издательство НОРМА, 2016. – С.263.

  39. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г., с учетом поправок от 21.07.2014 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.

  40. Коваленко А.И. Теория государства и права: учебное пособие / А.И. Коваленко. - М.: Приор, 2017. – С.165.

  41. Кашанина Т.В. Основы российского права: учебное пособие / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: Норма, 2015. - С.61.

  42. Общая теория права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Право, 2015. – С.211.

  43. Общая теория права: учебник / под ред. А.С. Пиголкина. - М.: Право, 2015. – С.213.

  44. Кашанина Т.В. Основы российского права: учебное пособие / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: Норма, 2015. - С.64.

  45. Мирошник С.В. Источник права и форма права: соотношение понятий // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2013. № 5. С. 35.

  46. Трошина И.О. Механизм действия права: сущность и содержание понятия / И.О. Трошина // История государства и права. - 2015. - № 1. - C. 7.

  47. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебное пособие / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2015. – С.201.

  48. Лившиц Р.З Теория права: учебник / Р.З. Лившиц. - М.: Статут, 2015. – С.127.

  49. Трошина И.О. Механизм действия права: сущность и содержание понятия / И.О. Трошина // История государства и права. - 2015. - № 1. - C. 8.

  50. Проблемы общей теории государства и права: учебное пособие / под ред. В.Нерсесянца. - М.: Приор, 2015. - С.151.

  51. Трошина И.О. Механизм действия права: сущность и содержание понятия / И.О. Трошина // История государства и права. - 2015. - № 1. - C. 8.

  52. Кашанина Т.В. Основы российского права: учебное пособие / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: Норма, 2015. - С.63.

  53. Чистая Е.С. К вопросу о «нетрадиционных» источниках права / Е.С. Чистая // История государства и права. - 2016. - № 7. - С. 4.

  54. Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков) / М.И. Байтин. - М.: Право, 2015. - С. 67.

  55. Трошина И.О. Механизм действия права: сущность и содержание понятия / И.О. Трошина // История государства и права. - 2015. - № 1. - C. 9.

  56. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 18.

  57. Кашанина Т.В. Основы российского права: учебное пособие / Т.В. Кашанина, А.В. Кашанин. - М.: Норма, 2015. - С.66.

  58. Макарова С.В. О правосознании как источнике права / С.В. Макарова // История государства и права. - 2015. - № 7. - С. 19.

  59. Лившиц Р.З Теория права: учебник / Р.З. Лившиц. - М.: Статут, 2015. – С.128.

  60. Макарова С.В. О правосознании как источнике права / С.В. Макарова // История государства и права. - 2015. - № 7. - С. 19.

  61. Трошина И.О. Механизм действия права: сущность и содержание понятия / И.О. Трошина // История государства и права. - 2015. - № 1. - C. 9.

  62. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 18.

  63. Макарова С.В. О правосознании как источнике права / С.В. Макарова // История государства и права. - 2015. - № 7. - С. 19.

  64. Лившиц Р.З Теория права: учебник / Р.З. Лившиц. - М.: Статут, 2015. – С.129.

  65. Чистая Е.С. К вопросу о «нетрадиционных» источниках права / Е.С. Чистая // История государства и права. - 2016. - № 7. - С. 5.

  66. Кузнецова М.В. Понятие и сущность источников права / М.В. Кузнецова // История государства и права. - 2016. - № 12. - С. 18.

  67. Теория государства и права: учебник / под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. - М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 2015. - С.143.

  68. Чистая Е.С. К вопросу о «нетрадиционных» источниках права / Е.С. Чистая // История государства и права. - 2016. - № 7. - С. 6.

  69. Макарова С.В. О правосознании как источнике права / С.В. Макарова // История государства и права. - 2015. - № 7. - С. 19.

  70. Теория государства и права: курс лекций / Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, ТЕИС, 2015. - С.121.

  71. Венгеров А.Б. Теория государства и права: учебное пособие / А.Б. Венгеров. - М.: Юриспруденция, 2015. – С.203.

  72. Чистая Е.С. К вопросу о «нетрадиционных» источниках права / Е.С. Чистая // История государства и права. - 2016. - № 7. - С. 6.

  73. Макарова С.В. О правосознании как источнике права / С.В. Макарова // История государства и права. - 2015. - № 7. - С. 19.

  74. Трошина И.О. Механизм действия права: сущность и содержание понятия / И.О. Трошина // История государства и права. - 2015. - № 1. - C. 9.

  75. Чистая Е.С. К вопросу о «нетрадиционных» источниках права / Е.С. Чистая // История государства и права. - 2016. - № 7. - С. 7.

  76. Киракосян А.Г. Судебный прецедент как «первичный» источник права / А.Г. Кикосян // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 603.

  77. Тонков Е.Н. Национальная культура как источник права / Е.Н. Тонков // История государства и права. - 2015. - № 12. - С. 46.

  78. Тонков Е.Н. Национальная культура как источник права / Е.Н. Тонков // История государства и права. - 2015. - № 12. - С. 47.