Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и принципы авторского права (Исторические аспекты возникновения авторского права)

Содержание:

Введение

Актуальность темы. В целях создания благоприятных условий для наращивания интеллектуального потенциала общества Конституция Российской Федерации гарантирует каждому человеку свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества. Эта свобода получает конкретные юридические гарантии в виде норм авторского права. Проблемы авторского права как одного из институтов интеллектуальной собственности являются предметом острого дискуссионного обсуждения. Это объясняется как сложностью самого предмета научного анализа, так и дефицитом понимания между представителями различных отраслей общественных наук, занимающихся исследованиями в данной области. Поэтому авторское право следует рассматривать как комплексное понятие, на стыке различных отраслей.

Авторское право - один из старейших компонентов правового регулирования интеллектуальной собственности. Его зачатки встречаются еще в глубокой древности, ибо человеку творческому всегда было свойственно защищать свое авторство на созданное произведение. В Государственном Эрмитаже, например, есть древнегреческая ваза, датированная 500 г. до н.э. На ней написано: «Гесхил сделал. Эпиктет расписал». Так два древних мастера на тысячелетия вперед закрепили свое соавторство на произведение искусства. С течением времени авторское право обогатилось регулированием смежных прав и неизмеримо усложнилось, найдя ответы на те вызовы, которые несло с собой появление новых технологий - книгопечатания, фотографии, кинематографии, радиовещания, телевидения, интернет-технологий.

Защита авторского права пока не приобрела того же значения для экономистов, что патентная система в результате чего произошла недооценка экономической значимости такой защиты. По видимому, среди основных причин, объясняющих такую ситуацию, является тот факт, что изначально идея защиты авторского праваразвивалась преимущественно как социальная и правовая система. Однако, по мере развития общества и повышение значимости информацииинтеллектуальная собственность, и в том числе авторское право, постепенно стала утверждаться как один из наиболее важных нематериальных активов экономики информационного общества. В наши дни авторское право больше не является исключительно правовой категорией и является неотъемлемой частью богатства государств и активов фирм. Оно стало основой для развития многих отраслей промышленности, обеспечивая рост добавленной стоимости, рабочих мест и внешней торговли. Согласно некоторым оценкам, доля отраслей промышленности, основанных на авторском праве, в мировой экономике составила порядка 7,3 % (2,2 триллиона долларов) в начале нового тысячелетия, при этом рост в этих отраслях составил в среднем на 5 % в год, что быстрее, чем средний рост экономики всей планеты.

Растущее значение авторского права объясняется также расширением среды его действия. Защита новых форм творчества дала толчок к обмену знаниями, а также усилили экономический эффект авторского права. Кроме того, развитие технологии сделало возможными новые формы более точного и менее дорогостоящего управления авторским правом с помощью специальных технических мер защиты, увеличивших оборот торговли продукцией, защищенной авторским правом.

Авторское право неотделимой частью вошло в нашу каждодневную жизнь, и теперь мы имеем дело с такими формами творчества, которых не могли себе и представить двадцать лет назад. Защищенная авторским правом продукция составляет большую часть современного бизнеса.

Цель работы изучить понятие и принципы авторского права.

Задачи:

  1. рассмотреть исторические аспекты возникновения авторского права;

2. раскрыть понятие и функции авторского права;

3. охарактеризовать правовую природу авторских прав;

4. раскрыть правовое значение отдельных элементов произведения.

Глава 1. Исторические аспекты возникновения авторского права

С древних времен человечество стремится защитить и сохранить то, что является необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие интеллектуальной собственности появилось достаточно давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.). Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты.

Ещё в древнем мире существовали правила, аналогичные современным: за автором закреплялось право на неприкосновенность произведения (тексты сохранялись для контроля за соответствием исполняемого текста на сцене представления авторскому замыслу), тем не менее юридическому оформлению экономической стороны творчества долгое время не придавалось особого значения.

Первые документы (грамоты, патенты) охраняли лишь имущественную собственность владельцев от посягательств третьих лиц. Старейшая из дошедших до нас привилегий принадлежала правителю Темпт-Акуну I из Лилаирташа в Месопотамии (начало XVII в. до н.э.). Эта приобретённая за плату у царя грамота давала право на владение большим участком земли.

Имена первых изобретателей и авторов книг неизвестны, вместе с тем считается, что первая книга появилась в Древнем Египте. Характерной чертой египетских книг является желание автора остаться в тени - он не стремится связать созданное им произведение со своим именем. Конечно, авторы существовали, но они полагали, что если припишут свой труд какому-нибудь великому деятелю прошлого - фараону, принцу или даже самому богу Тоту, то это будет лучшей гарантией долговечности их произведения.

Издательское дело бурно развивалось в Александрии, где были основаны библиотека и музей, просуществовавший шесть столетий до разрушения царского дворца в 273 г. н.э. римлянами.

Между тем в Александрийских библиотеках при проведении систематизации и каталогизации было установлено, что многие книги либо вообще не имели авторов, либо авторство приписывалось иным лицам. Заимствование из чужих произведений было весьма распространено. Например, согласно древним источникам по результатам проведения литературных состязаний в Александрии судья признал победителем далеко не самого лучшего писателя. Свои действия он мотивировал тем, что остальные участники представили точные копии с произведений других авторов. Впоследствии все плагиаторы были изгнаны из Александрии.

Высокого уровня развития издательское дело достигло в Афинах.

Уже в Древней Греции существовали понятия литературной собственности и плагиата. Так, Филострат из Александрии обвинил Софокла в заимствованиях из трагедий Эсхила, а Эсхила - в заимствованиях у Фриниха. Между тем никаких законов об авторском праве и правах издателей не было.

Издательское дело из Греции пришло и в Рим. Получивший вольную раб - переписчик книг становился издателем. Император Тацит издал эдикт, в соответствии с которым все библиотеки должны были иметь произведения его предка, знаменитого историка Тацита. Однако даже у римлян, достигших высокого уровня развития права, не существовало института авторского права. В римских юридических источниках нет данных о существовании каких-либо норм в сфере интеллектуальной собственности[1].

В то же время нельзя отрицать того обстоятельства, что в Древнем Риме было много условий, способствовавших возникновению законодательства в сфере интеллектуальной собственности. Римское общество было образованным, потребность в чтении была велика. Если и не существовало книгопечатания, то были иные способы воспроизведения сочинений - путём переписывания, причём оно было организовано на промышленных началах. Большое количество переписчиков создавало под диктовку одного чтеца одновременно значительное количество экземпляров. Сочинения Горация, Овидия, Марциала изготавливались в тысячах экземпляров и рассылались по империи.

Однако нормы в сфере интеллектуальной собственности в римском законодательстве закрепления не получили, так как если и существовали технические и экономические условия для возникновения авторского права, то они парализовались «воззрениями на литературный труд и социальное положение автора». Именно социальное положение автора, а также отсутствие самостоятельности и независимости не способствовали установлению в его лице исключительного права на переписку. Кроме того, для римских издателей свобода переписывания была общепринята и естественна.

Таким образом, римское законодательство не защищало имущественные интересы ни автора, ни издателя.

Совершенно иная ситуация складывалась в средние века. Изобретённое в Европе около середины XV века книгопечатание стало распространяться с необыкновенной быстротой. Если до 1460 г. насчитывалось не более 30 изданий, то за 40 последующих лет было выпущено около 40 000 изданий общим тиражом до 12 000 000 экземпляров[2].

Вскоре после того, как в XV веке в Италии заработал первый типографский станок, была осуществлена подделка латинских авторов. Анниус де-Витребе опубликовал в Риме сборник произведений Фабия Пиктора, Семпрониуса, Катона и других, которые якобы были найдены им в Мантуе. В то время часто находили памятники древних классиков, в связи с чем сомнений в подлинности не возникало. Только впоследствии мистификация была доказана.

Поскольку изобретение книгопечатания совпало с возрождением интереса к классической древности, то в основном печатались классические произведения. Это обстоятельство не могло не оказать влияния на историческое развитие авторского права. Так как печатались произведения лиц, давно умерших, то не было заинтересованности в материальном аспекте распространения их сочинений. В связи с этим имущественный интерес печатания и книжной торговли сосредоточился на издателях, при этом издательство стало просто отраслью промышленной деятельности. Результатом стало то обстоятельство, что до установления защиты авторских интересов возникла необходимость охраны интересов именно издателей.

Авторы же самостоятельных произведений в тот период не осознавали возможности приобретения исключительного права на воспроизведение и распространение своих сочинений. Их жалобы были в основном связаны с искажением мысли, но не с нарушением имущественных интересов.

Однако именно изобретение печатного станка послужило основой становления законодательства об охране интеллектуальной собственности: возникают предпосылки появления прав издателей, защиты их от подделок. Правам авторов книг, печатавшихся издателями, правовая защита не предоставлялась. Необходимость охраны прав издателей привела к появлению привилегий, выдаваемых лицу на издание сочинений. При этом защита авторских прав была минимальна, поскольку нередко привилегии выдавались лицам, которые не являлись ни авторами, ни издателями произведения, «в уважение верности и заслугам»[3].

Первая привилегия была выдана в 1491 г. в Венеции профессору канонического права Петру Равенскому на сочинение «Phoenix». В 1484 г. Ричард III издал указ, согласно которому иностранные типографы получали от короля привилегии и патенты на монопольное издание книг определённой тематики. В 1529 г. был опубликован список запрещённых книг, а впоследствии Генрих VIII запретил ввоз в Англию книг без специальной лицензии. В 1546 г вышел королевский указ, по которому любое произведение, напечатанное на территории Англии, должно было быть снабжено сведениями об именах автора и типографа, иметь дату публикации.

В XVII веке наиболее прибыльные издания на основании королевских патентов оказались закреплёнными за узкой группой печатников. Кроме того, привилегии далеко не всегда были связаны с новыми авторскими произведениями или новыми изобретениями. В связи с этим привилегии тормозили экономическое развитие общества и препятствовали становлению и развитию конкурентных отношений, что не отвечало потребностям зарождающегося капитализма.

Следствием изложенного стало появление в некоторых странах законодательства об отмене всех старых привилегий и о запрете выдачи новых.

В отношении авторских прав закон был принят при королеве Анне Первой. Вступивший в силу в 1710 г. Статут королевы Анны содержал один из важнейших принципов авторского права: право на охрану опубликованного произведения и запрет на его тиражирование без согласия автора[4]. Соглашение о выплате издателем гонорара литератору, которое подтвердило право автора получать деньги за свой материальный труд, впервые было заключено между С. Симмонсом и поэтом Дж. Мильтоном в 1667 г.

Несмотря на развитие законодательства в сфере интеллектуальной собственности, подделки, в частности, литературных произведений в XVII-XVIII вв. оставались распространёнными.

Вместе с тем, как только законодательство в сфере интеллектуальной собственности «окрепло», стало очевидно, что интересы правообладателей нарушаются. Например, в сфере авторского права это проявлялось в том, что страны, принадлежащие к одной языковой группе, не запрещали перепечатывания сочинений, принадлежащих авторам - гражданам другой страны. Например, Бельгия охотно пользовалась литературой Франции, США - Англии, Австрия - Германии и т.д.

С целью предоставления большей защиты правообладателям, а также в связи с расширением интеллектуального и торгового сотрудничества в XIX веке стали заключаться первые международные акты, в частности в 1886 г. в Берне принята Конвенция об охране литературных и художественных произведений.

Становление и развитие авторского права в России отличаются определенными особенностями.

В России авторское право появилось лишь в 1828 г. Изначально права авторов результатов творческой деятельности в той или иной степени приравнивались к праву собственности, а иногда и прямо относились к движимому имуществу. Такой подход основывался во многом на теории естественного права, которая признавала за создателем произведения право собственности на достигнутый творческий результат[5]

Поскольку на всем протяжении истории в России господствовала цензура, не удивительно, что именно царский Устав о цензуре и печати, утвержденный 22 апреля 1828 г., содержал отдельную главу «О сочинителях и издателях книг». Эта глава включала в себя 5 статей и дополнялась Положением о правах сочинителей, которое было приложением к Цензурному уставу. В соответствии с § 1 Положения, касавшегося только литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным». При этом срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение «становилось собственностью публики». Защита авторского права зависела от соблюдения цензурных правил, поскольку напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на нее.

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д.

Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г. - в Положении о художественной собственности.

В 70-е годы XIX века в России началось формирование системы авторских обществ - 29 ноября 1870 г. было учреждено «Собрание русских драматических писателей»[6].

К концу XIX века стало очевидно, что законодательное закрепление отдельных правил, касающихся авторского права, не отвечает потребностям времени. Поэтому с 1887 года все нормы авторского права были объединены в Своде законов Российской империи[7], а 20 марта 1911 года был принят Закон Российской империи, который назывался «Положение об авторском праве». Общая часть Закона закрепляла основные понятия авторского права: охраняемые объекты, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и способы защиты и т.п. Отдельные главы были посвящены авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. Для дальнейшего развития авторского права многие положения Закона имели весьма существенное значение.

Так, авторские права наравне с русскими подданными признавались за иностранцами; понятие «литературная и художественная собственность» было заменено понятием «исключительные права». Впервые было законодательно закреплено право авторов на перевод их произведений. Это право действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала.

Закон действовал вплоть до его отмены в 1917 г., когда был принят целый ряд декретов ЦИК и СНК, многие из которых были направлены на установление государственной монополии на произведения науки, литературы и искусства. Так, например, Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве» закрепил право объявлять государственную монополию сроком не более чем на пять лет на сочинения, подлежащие изданию.

В 30-е годы XX века в СССР стали образовываться творческие союзы, учредившие управления, каждое из которых занималось своей сферой охраны авторских прав.

В 1961 г. Законом СССР от 8 декабря 1961 г. «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Авторскому праву был посвящен раздел IV.

Согласно ст. 96 Основ, авторское право распространялось на произведения науки, литературы или искусства независимо от формы, назначения и достоинства произведения, а также от способа его воспроизведения. Автору принадлежали право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения всеми дозволенными законом способами под своим именем, под условным именем (псевдоним) или без обозначения имени (анонимно); право на неприкосновенность произведения; право на получение вознаграждения за использование произведения другими лицами, кроме случаев, указанных в законе.

Срок действия авторского права составлял 15 лет после смерти автора. Этот срок был увеличен до 25 лет в связи с тем, что в 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.).

С 3 августа 1992 г. были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (утверждены ВС СССР 31 мая 1991 г. № 2211-1), которые впервые признали смежные права. До этого времени смежные права законодательством не охранялись. В соответствии с Основами они включались в понятие авторского права.

Основы увеличили срок действия авторского права до 50 лет и исключили содержащиеся в прежнем законодательстве многие случаи использования произведений без согласия правообладателей и без выплаты им вознаграждения.

Спустя год, 3 августа 1993 г., раздел IV Основ, посвященный авторскому праву, был признан недействующим в связи с принятием Закона РФ от 9 июля 1993 г. № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (далее - ЗоАП). Вступление в силу ЗоАП и Закона РФ «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» от 23 сентября 1992 года № 3523-1 стало новым этапом в развитии российского авторского права.

Объектом правового регулирования ЗоАП были два вида правоотношений. Первую группу составляли отношения, связанные с созданием произведений литературы, науки и искусства (авторское право). Во вторую группу вошли правоотношения, возникающие в связи с созданием и использованием исполнений, постановок, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права).

ЗоАП (ст. 44) впервые к числу субъектов авторского права отнес организации, управляющие имущественными правами авторов и обладателей смежных прав на коллективной основе. Такие организации должны были создаваться непосредственно обладателями авторских и смежных прав и действовали в пределах полученных от них полномочий на основе устава, который утверждался в установленном законом порядке. Допускалось создание либо отдельных организаций по различным правам и различным категориям обладателей прав, либо организаций, управляющих разными правами в интересах разных категорий обладателей прав, либо одной организации, одновременно управляющей авторскими и смежными правами[8].

Впервые были четко обозначены авторские правомочия, в совокупности составляющие субъективное авторское право: личные неимущественные права и имущественные права. Ранее действовавшее законодательство (ст. 479 ГК РСФСР 1964 года и ст. 135 Основ 1991 года) не знало такого деления авторских прав, в связи с чем в науке авторского права по этому вопросу шла дискуссия, а практика оказывалась противоречивой.

На тот период законодательство об интеллектуальной собственности было достаточно разрозненным: продолжали применяться некоторые нормы ГК РСФСР 1964 г., общие положения об интеллектуальной собственности были закреплены в Гражданском кодексе Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (далее - ГК РФ, Кодекс), отдельные объекты регулировались специальными законами (Закон Российской Федерации от 9 июля 1993 года № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»). Отсутствие единой системы норм делало применение законодательства об интеллектуальной собственности крайне неудобным и неэффективным. Назрела необходимость решения целого ряда насущных вопросов: о соотношении норм об интеллектуальной собственности с общими положениями гражданского законодательства (о субъектах, сделках, исковой давности, представительстве, договорах и др.); устранение расхождений и противоречий между действующими нормами разных законов; усиление защиты обладателей исключительных прав и т.д.

Глава 2. Общие положения авторского права

2.1. Понятие и функции авторского права

Авторское право в объективном смысле представляет собой совокупность норм гражданского права, регулирующих отношения по признанию авторства и охране произведений науки, литературы и искусства, установлению режима их использования, наделению их авторов неимущественными и имущественными правами, защите прав авторов и других правообладателей[9].

В субъективном смысле авторское право - те имущественные и личные неимущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения науки, литературы и искусства[10].

Авторские и смежные права по своей природе являются исключительными абсолютными правами. Они дают возможность их обладателям использовать результаты своей творческой деятельности и распоряжаться ими по своему усмотрению и запрещать совершать указанные действия всем другим лицам.

Как и любой другой правовой институт, авторское право базируется на ряде принципов и имеет определенные функции.

Первой функцией авторского права является признание авторства и охрана произведений науки, литературы и искусства. Как и ранее действовавшее законодательство, ГК РФ закрепляет право авторства - право признаваться автором произведения (ст. 1265) и устанавливает охрану произведений с момента их создания. При этом, как и прежде, нет легального определения понятия произведения. Даются лишь определения отдельных видов произведений. Например, понятие служебного произведения закреплено в ст. 1295 ГК РФ. Статья 1263 ГК РФ содержит понятие аудиовизуального произведения - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Аудиовизуальными являются кинематографические произведения, а также все произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим (теле- и видеофильмы и другие подобные произведения). При этом способ их первоначальной или последующей фиксации значения не имеет.

Второй функцией авторского права следует считать установление режима использования произведений (кто и на каких условиях вправе использовать охраняемое произведение). Согласно ст. 1229 ГК РФ гражданин или юридическое лицо, обладающие исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности (правообладатель), вправе использовать его по своему усмотрению любым способом, не противоречащим закону.

Правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения другим лицам. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением).

Другие лица не могут использовать произведение без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (ст. ст. 1273 - 1280).

Третью функцию авторского права составляет наделение авторов интеллектуальными правами на произведения науки, литературы и искусства (авторскими правами).

Интеллектуальные права включают в себя[11]:

- исключительное право на произведение, являющееся имущественным правом и позволяющее автору произведения или иному правообладателю использовать произведение в соответствии со ст. 1229 ГК РФ в любой форме и любым способом, не противоречащим закону. Правообладатель может распоряжаться исключительным правом на произведение (ст. 1270 ГК РФ);

- личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (ст. 1255 ГК РФ);

- иные права (право на вознаграждение за использование служебного произведения, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства и другие).

Четвертой функцией авторского права является защита прав авторов и других правообладателей.

Необходимость беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты закреплена п. 1 ст. 1 ГК РФ и является одним из основных условий осуществления гражданами и юридическими лицами своих прав.

Авторские и смежные права по своей природе являются субъективными гражданскими правами, и их защита осуществляется способами, которые применяются при защите любых субъективных гражданских прав (ст. 12 ГК РФ). Однако авторские и смежные права неоднородны по своей природе, что обуславливает наличие специальных способов защиты[12].

Для защиты авторских прав не требуется регистрации произведения или соблюдения каких-либо иных формальностей.

2.2. Правовая природа авторских прав

Признание за создателями произведений литературы, науки и искусства самостоятельных авторских прав является показателем нравственного прогресса общества. Тем самым дается право на существование интереса весьма специфического. Право защищает этот интерес не на основании вложенных автором в создание произведения материальных средств или труда, а «всего лишь» на том основании, что произведение получилось выражением личности автора, т.е., как принято говорить применительно к авторскому праву, оригинальным. При этом значения не имеет, много ли автор затратил времени и усердия, - произведение может создаваться и шлифоваться на протяжении всей жизни или же рождаться спонтанно, в виде экспромта. Юридически безразличны будут также эстетические или иные профессионально оцениваемые качества произведения. Авторское право в этом смысле «всеядно» и многого от охраняемых произведений не требует, распространяя систему своей охраны равным образом и на «Войну и мир», и на комиксы. И уж конечно, никаких отборочных критериев для охраны произведений не предъявляется и не может предъявляться к личности автора как носителя прав. Авторское право охраняет произведения, созданные и гениями, и посредственностями, и недееспособными.

Иными словами, авторские права, имея своим основанием факт создания произведения, по существу дают своему обладателю правовые средства защищать такой объект (произведение) лишь в связи со своей личностью.

Вопрос о конкретной пользе для общества при этом не стоит - в полном соответствии с идеями просветителей, с положениями Декларации прав человека и гражданина 1789 г. о ценности человека и об имманентно присущих ему от природы правах, которые закон вынужден признавать ipso facto.

Применительно к авторскому праву постулат естественных прав еще более усиливается. Общество может вообще не узнать о существовании произведения в том случае, когда автор - и на то его законное право - вообще никому не раскрывает содержание произведения, воздерживаясь от обнародования, но располагая при этом находящимися в дремлющем состоянии правовыми средствами для защиты прав на случай нарушений, если таковые возымеют место[13].

Важно отметить, что полной изоляции авторских прав от субъективных правомочий, принадлежащих иным лицам, не происходит.

Собственно, последствием применения принципа приоритета прав человека по отношению к государству - важнейшего, системообразующего признака правового государства - неминуемо становится некий социальный компромисс, поскольку свобода каждого невозможна без поддержания разумного соотношения интересов в обществе. На этот счет Конституция содержит общее указание на то, что закрепление конституционных прав и свобод «не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ч. 1 ст. 55), а в ч. 3 той же статьи допускает ограничение на практике прав и свобод человека и гражданина исключительно на уровне федерального закона и в той мере, в какой это необходимо «в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

В сравнении же с естественно-правовой доктриной прав человека, породившей указанные выше ограничения, авторское право предлагает еще более компромиссный вариант. Авторское право по своей природе является двойственным, и эта двойственность заложена уже в Конституции[14].

Казалось бы, в ст. 44 Конституции РФ находит свое выражение, напротив, спокойная, бесконфликтная основа авторско-правового регулирования: «1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества... Интеллектуальная собственность охраняется законом. 2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям...». Но первое впечатление оказывается обманчивым. Идиллия рассеивается, если принять во внимание, что свобода творчества одного лица и свобода доступа к культурным ценностям другого лица установлены в отношении одного и того же объекта. Часть 1 приведенной статьи декларирует, таким образом, проавторскую позицию, а в ч. 2 выражаются интересы лиц, автору противостоящих.

Не будет лишним напомнить здесь о монопольном характере авторского правоотношения, что очевидным образом обостряет конфликт интересов: первичному правообладателю (автору) в такого рода отношениях противостоит неопределенный круг обязанных лиц, каждый из которых должен уважать его права.

Согласно концепции, воспринятой правом стран континентальной Европы, авторское право считается исключительным правом, в англо-американской правовой семье оно квалифицируется как вид права собственности. Но в обоих случаях авторское правоотношение моделируется по образцу абсолютного права. По крайней мере именно так строятся те из субъективных авторских правомочий, за которыми в соответствующей национальной правовой системе признается приоритетное действие. Например, в праве Франции в качестве такого рода правомочий выделяются так называемые моральные, т.е. личные неимущественные, права (в первую очередь право авторства, право на опубликование и право на неприкосновенность произведения), а в проприетарной системе координат права Великобритании и США - соответственно целый набор имущественных прав, юридико-технически формулируемых как право автора препятствовать различным нарушениям (и по сути дела сводящимся к праву на получение выгод от использования произведения в любой форме и любым способом).

Действующее авторское право России в части четвертой ГК РФ отошло от континентальных ценностей и сменило ориентиры. Согласно общей для всех результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации ст. 1226 ГК РФ и следующей установленному в ней принципу ст. 1255 ГК РФ (сфера которой более специальна и охватывает произведения литературы, науки и искусства) исключительный характер признается лишь за имущественными правами автора.

Отметим также то обстоятельство, что и права автора, и права на доступ к культурным ценностям всех иных субъектов (среди которых оказываются и вторичные обладатели авторских прав, полученных ими, в частности, по договору, и пользователи на бездоговорной основе, и общество в целом) в силу ст. 18 Конституции РФ являются нормами непосредственного действия. Причем в качестве таковых признаются и гарантируются не только те права, которые прямо закреплены в Конституции, но и те, которые устанавливаются в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права[15].

Возвращаясь к нормам международного права, выделим в первую очередь нормы международных договоров с участием Российской Федерации (Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., Всемирная конвенция об авторском праве 1952 г. и иные международно-договорные инструменты, составляющие специальный блок регулирования). Мы начинаем с них по той причине, что только они из норм международного права обладают верховенством над отечественным законодательством (в силу ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).

За прочими, кроме международных договоров, общепризнанными принципами и нормами международного права не признается примата, что, однако, не мешает их прямому действию. К их числу относятся, во-первых, те, которые закреплены в тексте Всеобщей декларации прав человека 1948 г., Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Декларации принципов международного культурного сотрудничества 1966 г.

Группу же наиболее общих по характеру правил, практически «заповедей» (или права справедливости, максим), составляют те международные принципы охраны, о которых специально говорится в постановлении Пленума ВС РФ от 19 июня 2006 г. № 15 «О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах». Контекст, в котором они упомянуты в постановлении, таков: судам общей юрисдикции предписывается учитывать не только унифицированные международно-правовые нормы, но и международные принципы охраны.

Практический смысл, заложенный в прямом обязывании судов их применять, состоит в том, что такие общие концептуальные ориентиры перерастают роль субсидиарно применяемых правил. С их помощью можно выстраивать приоритеты при регулировании в случаях, когда требуется разработать справедливый баланс интересов сторон в авторско-правовом отношении. Такое происходит при коллизии прав автора и собственника материального носителя, в котором воплощено произведение (например, архитектора и собственника дома, построенного по договору подряда; автора и собственника живописного полотна, написанного по заказу; режиссера или композитора кинофильма и продюсера, финансировавшего съемки).

Выше обращалось внимание читателя на разнообразные противоречия, являющиеся проявлением несовпадающих интересов сторон авторского правоотношения[16]. Это столкновения интересов, внутренне присущие институту авторского права в соответствии с его правовой природой. В случаях, когда авторское правоотношение осложнено иностранным элементом (например, автор является гражданином иностранного государства), к ним добавляются противоречия, находящиеся в иной, в значительной степени внешней по отношению к национальному праву плоскости. Причина их появления - территориальный характер авторского права, которое изначально начало разрабатываться исходя из национальных социокультурных, экономических и политических особенностей (буквально как система индивидуально предоставляемых монархом привилегий). Это не что иное, как коллизии законов, открывающие новое измерение авторского права и требующие применения специфических методов регулирования, свойственных международному частному праву.

Авторскому праву предстоит в данном случае преодолеть двойные коллизии - и внутренние, и внешние. Такая задача не может быть решена паллиативными или точечными средствами (например, признанием за автором какого-либо дополнительного изолированного правомочия). При достижении практических целей необходимо принимать во внимание и глубоко концептуальные приоритеты. В противном случае «перекосится» вся система авторско-правовой охраны, будет разрушен баланс интересов участников правоотношения.

Выше применительно к вопросу о непосредственном действии авторских прав как прав человека рассматривалось действие общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров. Но речь до сих пор шла об авторском правоотношении, в котором иностранный элемент отсутствует.

Теперь же имеется в виду использование участия в международном договоре для преодоления коллизий законов.

Отметим особо, что помимо упомянутых выше международных соглашений Россия участвует в ряде многосторонних универсальных соглашений, обозначаемых в доктрине неформальным термином "Берн-плюс". Это означает, что они предлагают такой уровень охраны авторских прав, который отталкивается от основы, установленной в Бернской конвенции, и превосходит ее. К числу таких соглашений относятся Договор ВОИС об авторском праве (так называемый интернет-договор) и конвенция TRIPS (Соглашение о торговых аспектах права интеллектуальной собственности).

Еще одна заметная особенность российского авторского права состоит в значительном «радиационном эффекте», оказываемом на него международными соглашениями с опережением участия в них или формально за пределами возлагаемых ими обязательств (в частности, принятие на себя Россией обязательства довести уровень охраны авторских прав до того, что был установлен в рамках региональной унификации ЕС). Можно даже сказать, что мы имеем дело с примерами гармонизации авторского права.

Но участие в международном договоре не является единственным способом преодоления коллизий в авторском праве. России известен и такой способ, как прямое признание авторских прав иностранцев в законе в одностороннем порядке, путем предоставления национального режима (ассимиляции) (ст. 1231 и 1256 ГК РФ).

Особенно гостеприимным российское право проявило себя при этом в отношении личных неимущественных прав иностранных авторов. Таким правам п. 1 ст. 1231 ГК РФ был сразу придан экстерриториальный характер, что легко объяснимо. Во-первых, право авторства (его толкование "от противного" означает запрет на плагиат) или право на неприкосновенность произведения находятся буквально на грани морали и культуры поведения в цивилизованном обществе. Ну, а во-вторых (будем прагматиками), одностороннее признание таких прав не возлагает на российскую сторону никаких финансовых обременений: платить за них не надо.

Об одной из правовых схем, пришедших в отечественное право из европейской директивы (Директивы ЕС от 29 октября 1993 г. о согласовании сроков защиты авторских и смежных прав (93/98/ЕС)), следует рассказать особо. Эта схема в ее национальном преломлении наглядно иллюстрирует столкновение интересов участников авторского правоотношения. Имеется в виду статус публикатора[17].

В силу ст. 1337 и 1338 ГК РФ публикатор «оживляет» чужое творческое произведение, уже перешедшее в общественное достояние (срок действия исключительного права при этом возобновляется). Он может приобрести права и вновь, в отношении произведения, авторское право на которое не возникало вообще. Положения части четвертой ГК РФ действуют в этом случае с обратной силой, и происходит это ради нетворческого субъекта - ситуация сама по себе уникальная. Для приобретения авторских прав ему требуется лишь правомерно обнародовать чужое произведение. Ни о какой связи произведения с личностью вопрос не ставится, и тем самым субъективные авторские права выводятся за пределы сферы прав человека. Критерий охраноспособности по п. 1 ст. 1228 ГК РФ (произведение как результат творческой деятельности) переносится на лицо иное, чем первичный правообладатель (т.е. в данном случае публикатор), и действует в отрыве от последнего. Права публикатора, формально смежные, в силу прямой отсылки п. 3 ст. 1338 и п. 1 ст. 1339 к положениям главы ГК РФ об авторском праве (ст. 1266 и 1229 соответственно) автоматически трансформируются в авторские, минуя законодательный барьер в виде общих критериев охраны.

Статус публикатора оказывается противоречивым еще и по следующей причине. В силу ст. 1339 он наделяется не только имущественными правами (что было бы уже немало, учитывая их исключительный характер), но и личным неимущественным правом - правом на неприкосновенность и защиту произведения от искажения. Ситуацию усугубляет последующий автоматический, императивно происходящий переход этого личного неимущественного правомочия далее в силу одного лишь факта заключения публикатором договора о передаче исключительных прав. Как же оказалось возможным отступление от закрепленного в п. 1 ст. 1265 правила о том, что личные неимущественные права автора (неразрывно связанные с его личностью) неотчуждаемы и непередаваемы, а отказ от них ничтожен? Да всего лишь путем формального распространения на публикатора сферы действия смежных прав (тогда как с помощью упомянутого выше юридико-технического приема - отсылки к положениям ГК РФ об авторском праве - им фактически приобретается статус обладателя авторских прав).

Заметим, что в инспирировавшей появление в российском законодательстве фигуры публикатора Директиве ЕС 1993 г. не только не шло речи о признании за публикатором личных неимущественных прав, но и содержалась прямая оговорка о том, что положения Директивы не должны ущемлять личные неимущественные права, действующие в странах - членах ЕС.

Проблема, связанная со статусом публикатора, вновь приводит к мысли о том, что авторские права как проявление прав человека должны разрабатываться и подвергаться изменениям:

во-первых, лишь на четкой теоретической основе (которая единственно позволит правильно и справедливо выстроить приоритеты регулирования и тем самым разрешить противоречия между интересами различных правообладателей);

во-вторых, с учетом значительного числа фактических обстоятельств, что поможет учесть творческий характер деятельности, приводящей к созданию произведения, и отразить при этом если не напрямую мотивы, то особенности правовой мотивации участников авторского правоотношения.

2.3. Правовое значение отдельных элементов произведения

Наряду с охраной произведений науки, литературы и искусства в целом авторское право предоставляет охрану и отдельным частям произведений при условии, что они являются результатами творческой деятельности и могут быть использованы самостоятельно (п. 7 ст. 1259 ГК). При этом понятие «часть произведения» в законе не раскрывается, за исключением признания такими частями названия и персонажа произведения.

Как представляется, частью произведения по смыслу закона может считаться как отдельный его фрагмент (например, глава из повести, отрывок музыкального произведения и т.п.), так и такой элемент, который неотъемлем от произведения и может быть выделен из него лишь искусственно, однако способен к самостоятельному использованию (например, система образов, персонаж, мелодия и т.п.).

С охраной отдельных частей произведения в смысле его фрагментов вопрос решается, как правило, достаточно просто: нарушением авторского права должно считаться использование любой части произведения, если только оно не подпадает под один из случаев свободного использования произведений (см. ст. 1274-1280 ГК).

Например, с позиций авторского права недопустимо несанкционированное правообладателем включение в состав одного музыкального произведения фрагментов из другого музыкального произведения (так называемых сэмплов), поскольку подобные действия по смыслу закона не охватываются таким разрешенным способом использования, как цитирование[18].

Проблема охраны отдельных элементов произведения как таких его составных частей, которые могут быть выделены из него лишь искусственно, является более сложной. Она может быть правильно решена лишь в неразрывном единстве с нормой, закрепленной п. 5 ст. 1259 ГК, согласно которому «авторское право не распространяется на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования»[19].

В указанной норме выражено одно из основополагающих положений авторского права, заключающееся в том, что авторское право не рассчитано на охрану содержания творческих произведений, а способно охранять лишь форму их выражения. Хотя значение данного положения выходит за рамки проблемы правовой охраны отдельных частей произведения, его наилучшее понимание достигается именно при рассмотрении его применительно к охране отдельных частей произведения.

В самом деле, сам по себе известный постулат о том, что авторское право охраняет форму, а не содержание произведения, мало что дает, если нет необходимой ясности в том, какие элементы произведения относятся к его форме и какие образуют его содержание.

Исследованием этой проблемы, которая выходит за рамки собственно права, занимались многие известные ученые-юристы как в России, так и за рубежом. В российской науке авторского права широкую известность и признание получили выводы, к которым пришел В.Я. Ионас[20]. Опираясь на труды своих предшественников, в том числе немецких ученых Колера и Боора, а также широко используя соответствующие положения литературоведения, искусствоведения и иных специальных областей знания, В.Я. Ионас отнес к содержанию, т.е. неохраняемым элементам произведения художественной литературы, такие элементы произведения, как тема, материал произведения, сюжетное ядро и идейное содержание. Заимствование этих элементов не налагает на пользователей никаких обязанностей и не является нарушением авторского права. Так, любое заинтересованное лицо может создать произведение на ту же тему, использовать тот же фактический материал (например, когда произведение создается на основе реальных фактов действительности) и аналогичную фабулу произведения (общую схему развития событий, сюжетное ядро), давать аналогичную интерпретацию излагаемым событиям, одинаково оценивать поступки героев и т.п.

К юридически значимым (охраняемым) элементам произведения В.Я. Ионас отнес образы и язык произведения, которые образуют соответственно внутреннюю и внешнюю форму произведения. При этом под художественным образом понимается специфическая для литературы форма отражения действительности и выражения мыслей и чувств писателя, а под языком - свойственные автору средства и приемы создания художественных образов, т.е. совокупность используемых им изобразительно-выразительных средств.

Указанный подход получил широкое признание в российской науке авторского права и отражен в большинстве современных работ по авторскому праву. Дискуссионными, однако, остаются вопросы о том, пользуются ли самостоятельной правовой охраной такие элементы произведения, как его название и сюжет. Проблема в том, что литературоведение относит их к элементам содержания произведения, а оно как таковое в соответствии с доктриной авторского права законом не охраняется. Между тем совершенно очевидно, что и название произведения, и его сюжет могут быть результатами творческой деятельности, способны использоваться самостоятельно, отдельно от произведения в целом и нуждаются в правовой охране[21].

Решение этой проблемы видится в том, что подразделение элементов произведения на форму и содержание носит во многом условный характер, используется лишь в качестве общего правила, которое применимо к большинству элементов произведения, но знает и исключения. Так, название произведения, хотя и относится к элементам, образующим содержание произведения, подлежит правовой охране в соответствии с прямым указанием п. 7 ст. 1259 ГК. Разумеется, правовой охраной пользуются не любые названия произведений, а лишь оригинальные, являющиеся результатами творческой деятельности[22].

Что касается сюжета произведения, то отнести его однозначно к элементам содержания или формы произведения, видимо, невозможно. Многое зависит от характера, жанра и даже от объема произведения. Не случайно В.Я. Ионас относил к содержанию произведения не сюжет как таковой, а лишь сюжетное ядро, понимая под последним общую схему развития событий, т.е. фабулу. В отличие от него, сюжет представляет собой детальное описание событий и поступков героев, включает в себя различные сюжетные ходы, предполагает участие в событиях персонажей произведения, в ходе которых раскрываются их характеры, и т.п. Поэтому так или иначе сюжет произведения соприкасается с таким охраняемым элементом произведения, как система образов произведения, нередко становится от него неотделимым и в силу этого охраняется авторским правом.

Пунктом 7 ст. 1259 ГК к элементам произведения, которым может предоставляться самостоятельная правовая охрана, отнесен и персонаж произведения. С таким решением, в принципе, можно согласиться, однако совершенно очевидно, что оно будет порождать немало споров, особенно в случаях, когда персонаж создается творческими усилиями многих лиц.

Таким образом, можно констатировать, что российское авторское право предоставляет правовую охрану таким элементам произведения, как[23]:

а) название произведения - при условии, что оно является результатом творческой деятельности (оригинальным);

б) художественные образы произведения, воплощающие мысли и идеи создателя произведения в конкретно-чувственной форме, в том числе и посредством системы персонажей произведения;

в) язык произведения, отражающий свойственные его создателю приемы и средства художественного воплощения образов произведения;

г) сюжет произведения - при условии, что он неотделим от системы образов произведения и не сводится к элементарной схеме развития событий (фабуле);

д) персонаж произведения - при условии, что он является результатом творческой деятельности конкретных лиц;

е) другие элементы произведения, являющиеся результатами творческой деятельности и способные к самостоятельному использованию (например, оригинальная мелодия музыкального произведения).

Заключение

Законодательство в сфере интеллектуальной собственности, в частности авторского права развивается вместе с тем с развитием технологии и науки. Основной целью правового регулирования в этой сфере есть обеспечения эффективной защиты прав интеллектуальной собственности. Кроме того, без урегулирования вопросов относительно создания, использования и защиты прав интеллектуальной собственности будут невозможными ни международное сотрудничество в области культуры, ни научные исследования практически во всех сферах человеческих знаний.

Авторское право, закрепляющее гарантии создателей произведений литературного, научного и художественного творчества, выступает как один из важнейших структурных элементов демократической системы государства по реализации прав и свобод человека и гражданина.

Под авторским правом понимается совокупность имущественных и личных неимущественных (духовных) прав, принадлежащих автору (физическому лицу) творческим трудом которого создано произведение науки, литературы или искусства.

Объекты авторского права, согласно статье 1226 ГК РФ, представляют собой произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом интеллектуальной деятельности, выраженные в какой-либо объективной форме, независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Это означает, что на законодательном уровне нет различий между гениальным и высокохудожественным произведением и «заметками на полях». Можно сделать вывод, что произведение должно отвечать всего двум требованиям: нести в себе творческую основу и быть выражено в какой-либо объективной форме: письменно, устно, на аудио- или видеозаписи, в объемно-пространственной (например, скульптура) или любой другой форме. Это могут быть литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, музыкальные произведения с текстом или без текста, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства. К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации. - М., 1993.
  2. ГК РФ в редакции Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ//СПС «Гарант».
  3. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ //СПС «Гарант»
  4. Абрамова Е.Н. Гражданское право. Т.3. - М.: Волтер Клувер, 2014.
  5. Балаганина А.В. Компенсация за нарушение авторских прав: правовая природа, критерии определения //Судья. - 2014. - № 5.
  6. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - СПб., 2012.
  7. Близнец И.А. Изменение правового регулирования вопросов авторских и смежных прав //Закон. - 2013. - № 10.
  8. Борисова Ю. Исторические аспекты возникновения авторского права //Законность. - 2012. - №3.
  9. Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав //Хозяйство и право. - 2015. - № 1.
  10. Гражданское право: Учебник /Под ред. Е.А. Суханова. Том 3. - М.: Волтерс Клувер, 2014.
  11. Дедова Е.А. Особенности гражданско-правовой защиты смежных прав //Законодательство. - 2015. - № 10.
  12. Еременко В.И. Вопросы ответственности за нарушение авторских и смежных прав в Российской Федерации //Законодательство и экономика. - 2011. - № 8.
  13. Защита авторских и смежных прав /Под ред. И.В. Савельевой. - М., 2012.
  14. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. - М., 1963.
  15. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М.: Юридическая литература, 1972.
  16. Казьмина С.А. Интеллектуальная собственность в современных технологиях //Информационное право. - 2006. - № 3.
  17. Каминская Е.И. Авторские права как права человека //Журнал российского права. - 2014. - № 10.
  18. Кархалев Д.Н. Защита интеллектуальных прав //Нотариус. - 2011. - №2.
  19. Корчагина Н.П. Спорные вопросы охраны авторских прав //Право и экономика. - 2014. - № 3.
  20. Ланн Е. Литературные мистификации. - М., 2009.
  21. Литвина А.И. О понятии авторского правоотношения //Вестник Пермского университета. Юридические науки. - 2014. - №2.
  22. Лопатин В.Н., Дорошков В.В. Защита интеллектуальной собственности. Актуальные проблемы теории и практики. Т. 3. /Под ред. В.Н. Лопатина. - М.: Юрайт, 2010.
  23. Макагонова Н.В. Авторское право. - М.: Юристъ, 2013.
  24. Музыка Ф.А. Компенсация как способ защиты исключительных прав на произведения и объекты смежных прав: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М., 2011.
  25. Научно-практический комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 2. Части III, IV ГК РФ /Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А. Светланова. - М.: Юрайт, 2014.
  26. Пиленко А.А. Новый закон об авторском праве. - СПб., 2011.
  27. Риверс Т. Справочник для вещателей о владении, приобретении, освобождении, взыскании и административном управлении прав. - Лондон, 1998.
  28. Савельева И.В. Защита авторских и смежных прав по законодательству России. - М., 2012.
  29. Свечникова И.В. Авторское право. - М.: Дашков и К, 2010.
  30. Свод законов Российской империи. Свод законов гражданских. Т. X. Ч. 1. СПб.: Государственная типография, 1990.

Советское гражданское право /Отв. ред. В.А. Рясенцев. - М.: Юридическая литература, 1987.

  1. Судариков С.А. Основы авторского права. - Мн.: Амалфея, 2011.
  2. Чупова И.Д. История авторского права в России XIX века: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000.
  3. Щербак Н.В Некоторые проблемы защиты авторских и смежных прав //Законодательство. - 2015. - № 1.
  1. Судариков С.А. Основы авторского права. - Мн.: Амалфея, 2011. С. 24.

  2. Свечникова И.В. Авторское право. – М.: Дашков и К, 2010. – С. 11.

  3. Борисова Ю. Исторические аспекты возникновения авторского права //Законность. – 2012. - №3. С. 18-28.

  4. Риверс Т. Справочник для вещателей о владении, приобретении, освобождении, взыскании и административном управлении прав. Лондон, 1998. С. 22.

  5. Борисова Ю. Исторические аспекты возникновения авторского права //Законность. – 2012. - №3. С. 18-28.

  6. Чупова И.Д. История авторского права в России XIX века: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2000. С. 9.

  7. Свод законов Российской империи. Свод законов гражданских. Т. X. Ч. 1. СПб.: Государственная типография, 1990. С. 61, 291 - 297.

  8. Борисова Ю. Исторические аспекты возникновения авторского права //Законность. – 2012. - №3. С. 18-28.

  9. Гражданское право: Учебник /Под ред. Е.А. Суханова. Том 3. - М.: Волтерс Клувер, 2014. С. 638.

  10. Советское гражданское право /Отв. ред. В.А. Рясенцев. - М.: Юридическая литература, 1987. С. 454

  11. Макагонова Н.В. Авторское право. - М.: Юристъ, 2013. С. 56.

  12. Кархалев Д.Н. Защита интеллектуальных прав //Нотариус. - 2011. - № 2. С. 6-8.

  13. Корчагина Н.П. Спорные вопросы охраны авторских прав //Право и экономика. - 2014. - № 3. С. 19.

  14. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. - СПб., 2012. С. 102.

  15. Литвина А.И. О понятии авторского правоотношения //Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2014. - №2. С. 27-33.

  16. Щербак Н.В Некоторые проблемы защиты авторских и смежных прав //Законодательство. – 2015. - № 1. С. 32-39.

  17. Каминская Е.И. Авторские права как права человека //Журнал российского права. – 2014. - № 10. С. 21-27.

  18. Гаврилов Э.П. Некоторые актуальные вопросы авторского права и смежных прав //Хозяйство и право. - 2015. - № 1. С. 16-21.

  19. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ //СПС «Гарант»

  20. Ионас В.Я. Критерий творчества в авторском праве и судебной практике. - М., 1963. С. 63.

  21. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М.: Юридическая литература, 1972. С. 99.

  22. Научно-практический комментарий к гражданскому кодексу Российской Федерации. В 2 т. Т. 2. Части III, IV ГК РФ /Под ред. Т.Е. Абовой, М.М. Богуславского, А. Светланова. - М.: Юрайт, 2014.

  23. Абрамова Е.Н. Гражданское право. Т.3. – М.: Волтер Клувер, 2014.