Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

«Понятие и принципы авторского права»

Содержание:

Введение

Актуальность темы исследования обусловлена недостаточной научной проработанностью темы настоящего исследования, а также противоречивостью научных подходов к определению самого понятия авторского права. Права авторов защищены законом. За нарушение авторских прав предусмотрена юридическая ответственность.

Данная тема раскроет основные понятия авторского права и интеллектуальной собственности.

Объектом исследования являются правовые аспекты авторского права.

Предмет исследования – изучить основы авторского права в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Цель исследования - раскрыть правовые аспекты авторского права и его принципы.

Для достижения указанной цели в контрольной работе решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть общие положения об авторском праве.

2. Изучить объекты авторского права в Российском законодательстве.

3. Изучить субъекты авторского права в Российском праве.

4.Проанализировать гражданско-правовую ответственность на нарушение авторского права.

5. Исследовать административную и уголовную ответственность за нарушение авторского права.

Методы исследования. В курсовой работе применяются такие методы исследования, как описание, сравнение, анализ, аналогия и некоторые другие. Используется метод сравнения.

Научная проработанность темы работы. Вопросы, связанные с темой настоящей работы исследовались в трудах таких авторов как: Н.В Иванов; Близнец И.А.; Леонтьев К.Б.; Бромберг Г.В.; Михайлов С. В., Булаевский Б. А.

Структура исследования. Курсовая работа включает в себя введение, две главы, в первой главе четыре параграфа, во второй главе содержится два параграфа, в курсовой работе имеется заключение и список используемых источников и литературы.

В курсовой работе подробно исследуются понятие авторского права, определяются объекты и субъекты авторских правоотношений. В курсовой работе имеется список источников и литературы, которые использовались при решении поставленных задач.

После каждого пункта в курсовой работе имеется вывод и краткое заключение по исследуемой теме.

В курсовой работе содержаться примеры судебной практики по контролю за соблюдением законодательства в области авторского права.

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ХАРРАКТИРИСТИКИ АВТОРСКОГО ПРАВА.

1.1. Общие положения авторского права

Начнем свои исследования с определения авторского права. Конституция РФ дает нам право свободы на литературное, художественное, научное и другие виды творчества. Данное право охраняется законом. Конституция РФ дает защиту в области интеллектуальной собственности.

Впервые определение авторского права возникло из самой категории авторского права и означало принадлежность авторского права тому или иному лицу, создавшему определенное произведение. Мы видим, что авторское право можно определить как - право извлекать выгоды из созданий умственного труда. Иначе авторское право это владения лица над произведением.[1]

Мы видим, что авторское право раскрывается посредством ряда определений. Авторское право – это, во-первых, право автора, то есть субъективное право автора. Во-вторых, авторское право – совокупность правовых норм направленных на регулирование авторских правоотношений.

Авторское право регулирует, как это следует из международных соглашений, правоотношения по использованию произведений науки, литературы и искусства.

Авторское право — это право интеллектуальной собственности. Институт авторского права является частью более обширной отрасли права интеллектуальной собственности.

Авторское право – совокупность правовых норм направленных на регулирование авторских правоотношений. Оно является частью национального гражданского права и разделом международного частного права.[2]

Авторское право - часть гражданского права, регулирующая отношения, которые складываются в связи с использованием произведений науки, литературы и искусства, выраженных в объективной форме (рукопись, чертеж и т.п.), позволяющей воспроизводить результат творческой деятельности автора.[3]

Рассмотрим основные принципы авторского права:

1. Свобода творчества (каждый имеет право заниматься интеллектуальной деятельностью);

2. Сочетание личных интересов автора с интересами общества (автор должен быть интересен общественности, или публике, иными словами, востребован);

3. Неотчуждаемость личных неимущественных прав автора (автор не должен отказываться от созданных им произведений);

4. Свобода авторского договора.

Изучим источники авторского права. В первую очередь основным источником авторского права является

1. Конституция Российской Федерации;

2. Гражданский кодекс Российской Федерации;

3. Международные правовые акты (международные соглашения и договоры: например: Конвенция, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.)[4], и Конвенция между Правительством российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Буэнос-Айрес, 10 октября 2001 года)[5];

4. Постановления Правительства Российской Федерации.

Интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства являются авторскими правами.

Рассмотрим, какие авторские (исключительные права) принадлежат автору произведения:

1) исключительное право на произведение;

2) право авторства;

3) право автора на имя;

4) право на неприкосновенность произведения;

5) право на обнародование произведения.

Проанализируем на какие произведения науки, литературы и искусства распространяются авторские права.

1) на произведения, обнародованные на территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме на территории РФ, и признается за авторами (их правопреемниками) независимо от их гражданства;

2) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории РФ, и признается за авторами, являющимися гражданами Российской Федерации (их правопреемниками);

3) на произведения, обнародованные за пределами территории Российской Федерации или необнародованные, но находящиеся в какой-либо объективной форме за пределами территории Российской Федерации, и признается на территории РФ за авторами (их правопреемниками) - гражданами других государств и лицами без гражданства в соответствии с международными договорами РФ[6].

Дадим определение автору произведения. Автором произведения является лицо, которое создало данное произведение. Лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре про изведения либо иным образом в соответствии с пунктом 1 статьи 1300 ГК РФ, считается его автором, если не доказано иное.

Соавтором, признаются граждане, совместно создавшие произведение. При чем независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение. Произведение, созданное в соавторстве, используется соавторами совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное. В случае, когда такое произведение образует неразрывное целое, ни один из соавторов не вправе без достаточных оснований запретить использование такого произведения[7]. Если промышленный образец создан совместным творческим трудом нескольких граждан, все они признаются соавторами промышленного образца[8].

Дадим понятие обнародованные и необнародованные произведения.

Обнародованным произведением признается произведение, которое автор опубликовал для публики. Оно доступно для всех. Необнародованное произведение не опубликовано автором.[9]

Таким образом, в данном пункте мы рассмотрели основные правовые нормы, регулирующие авторское право. Рассмотрели источники авторского права, определили важность существования авторского права в гражданском праве. Мы видим, что нарушение авторских прав преследуется по закону.

1.2. Объекты авторского права

В данном пункте мы раскроем понятие объектов авторского права. В соответствии с п. 1 ст. 1259 ГК РФ объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

При анализе является ли конкретный результат творчества объектом авторского права, следует учитывать, что по смыслу статей 1228, 1257 и 1259 ГК РФ, можно отметить взаимосвязь указанных статей кодекса . Исходя из норм данных статей ГК, по своей сути объект авторского права это тот результат, который был создан творческим трудом. При этом надлежит иметь в виду, что пока судом не доказано иное, результаты интеллектуальной деятельности предполагаются созданными творческим трудом.

Заметим, что отсутствие новизны, уникальности и оригинальности результата интеллектуальной деятельности не может свидетельствовать о том, что такой результат создан не творческим трудом и, следовательно, не является объектом авторского права.

В соответствии с п. 7 ст. 1259 ГК РФ авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям.

Видно, что согласно п. 3 ст. 1259 ГК РФ, охране подлежат произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Соответственно, под персонажем следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме, присущей произведению: в письменной, устной форме, в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме и другое.

К объектам авторских (исключительных) прав относятся:

1. литературные произведения;

2. драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

3. хореографические произведения и пантомимы;

4. музыкальные произведения с текстом или без текста;

5. аудиовизуальные произведения;

6. произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

7. произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

8. произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

9. фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

10. географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам; и другие произведения.

Программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения и тоже относятся к объектам авторского права.

Объектами авторского права не являются:

1) официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы;

2) государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

3) произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

4) сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное)

Из данного параграфа курсовой работы видно, что охрана авторским правом персонажа произведения предполагает, в частности, что только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом, в том числе допускает переработку произведения.

1.3. Субъекты авторского права

В процесс общественного использования произведения вовлечено большое количество лиц. Всю совокупность субъектов авторского права следует разделить на четыре категории: авторы, правообладатели, пользователи и потребители. Данное деление проведено по функциональному признаку, поэтому на практике субъект может объединять несколько из указанных категорий даже в отношении одного и того же произведения: автор может быть одновременно правообладателем, пользователь - потребителем и так далее.[10] Важно заметить, что в отличие от других результатов интеллектуальной деятельности объекты авторского права не сосредоточены в определенной профессиональной сфере: практически каждый человек в разных ситуациях и в отношении разных объектов является и автором, и правообладателем, и пользователем, и потребителем. Каждой из указанных категорий соответствует определенный набор прав и обязанностей.

В самом широком плане автором является лицо, создавшее соответствующее произведение. В российском праве автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого создано данное произведение.[11] Статус автора указывает на наличие связи "создатель - созданный объект" между произведением и лицом; для того, чтобы лицо стало автором, не требуется его признания - достаточно самого факта создания произведения. Приобретение такого статуса приводит к возникновению у автора комплекса прав, однако их утрата по любой причине не изменит этого статуса.

Так, после смерти автора личные неимущественные права автора прекращаются, а исключительное право переходит по наследству (если оно ранее не было передано другому лицу), но лицо продолжает оставаться автором, несмотря на отсутствие у него каких-либо прав. Общество в этом случае, согласно ст. 1267 ГК РФ, охраняет авторство, имя автора и неприкосновенность произведения, то есть не права, а определенные социальные блага, так как оно заинтересовано в правильной идентификации произведения и его создателя. Таким образом, статус автора не может быть утрачен (кроме случая установления, что данное лицо в действительности автором произведения не является), от него нельзя отказаться.

В отличие от этого статус правообладателя указывает лишь на наличие у лица в текущий момент исключительного права на произведение, этот статус приобретается одновременно с приобретением этого права и утрачивается вместе с ним. Правообладатель может самостоятельно контролировать всю сферу использования произведения, любое использование (кроме случаев, прямо предусмотренных законом) требует его согласия. Смысл выделения этого статуса как раз и заключается в установлении лица, в конечном итоге определяющего возможность или невозможность соответствующего использования произведения, поэтому правообладателем в ГК РФ является только обладатель исключительного права, но не права на использование произведения по лицензии (пусть даже и исключительной).[12]

Законодательство РФ не устанавливает каких-либо ограничений по кругу лиц, которые могут являться правообладателями, ими могут быть физические и юридические лица, как российские, так и иностранные, государство, а также лицо без гражданства.

Пользователь — это лицо, использующее произведение литературы, науки и искусства. В авторском праве пользование, как правило, означает действия, направленные на доведение произведения до сведения других лиц; использовать произведение можно только путем создания условия для восприятия произведения другими людьми. В этой связи получение самостоятельного доступа к произведению не является его использованием в смысле авторского права. Иными словами, в авторском праве пользование, как правило, носит общественный характер.

Вместе с тем владелец экземпляра программы для ЭВМ также назван в законе (ст. 1280 ГК РФ) пользователем, и в контексте этой нормы пользование рассматривается как часть правомочий собственника (вещного права владельца экземпляра) и полезные свойства извлекаются таким пользователем преимущественно для себя, а не третьих лиц.

Пользование будет являться правомерным в случае, если лицо осуществляет указанные действия на основании договора или закона (ст. ст. 1272 - 1280 ГК РФ). После перехода произведения в общественное достояние любое использование будет правомерным при условии соблюдения авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

Пользователем может быть любое лицо, кроме случаев, когда закон прямо указывает на определенные характеристики лица, которому разрешается использование произведения, например, использовать произведение в соответствии со ст. 1275 ГК РФ могут только библиотеки, архивы и образовательные учреждения.

Потребителем произведения является воспринимающее его лицо - читатель книги, зритель фильма и так далее, или владелец носителя этого произведения. В литературе предлагалось и иное определение потребителя - лицо, осуществляющее потребление продукции, произведенной пользователем.[13] Однако такое определение представляется не вполне точным, так как, делая акцент на "продукции", оно исключает случаи "нематериального потребления", например, просмотр фильма или прослушивание музыки через интернет, эфир и так далее.

Очевидно, что законодательство должно учитывать, как интересы отдельных авторов первоначальных произведений (составных частей сложного объекта), так и лица, организовавшего создание сложного объекта и являющегося обладателем интеллектуальных прав на сложный объект в целом. В.А. Дозорцев отмечал, что одним из последствий недооценки роли правовой охраны комплексных результатов интеллектуальной деятельности является умаление прав индивидуальных авторов, охраняемых традиционными исключительными правами, ущемление их интересов.[14] Таким образом, с одной стороны, данный правовой институт представляется перспективным для регулирования отношений в указанной сфере, с другой стороны, существует ряд не решенных в законодательстве вопросов. Постараемся рассмотреть наиболее важные аспекты взаимодействия между субъектами отношений по поводу создания и использования сложных объектов.

ГЛАВА 2. ПРИНЦИП ЗАЩИТЫ АВТОРСКИХ ПРАВ ОТ НАРУШЕНИЙ ЗАКОНА.

2.1. Гражданско-правовая ответственность в авторском праве.

За публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, и исполнений, зафиксированных в этих фонограммах, предусмотрена выплата вознаграждения. На основании ст. 1326 ГК РФ, указанный сбор вознаграждения имеет право осуществлять только аккредитованная организация по управлению правами на коллективной основе.

Общероссийская общественная организация "Общество по коллективному управлению смежными правами "Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности" (далее по тексту "ВОИС"), является организацией по управлению правами на коллективной основе, получившей государственную аккредитацию на сбор вознаграждения при осуществлении прав исполнителей и изготовителей фонограмм за публичное исполнение, а также за сообщение в эфир или по кабелю фонограмм, опубликованных в коммерческих целях. ВОИС действует на основании свидетельств № МК-04/14 и № МК-05/14,выданных Министерством культуры Российской Федерации 23 июля 2014 г. Вместе с ВОИС существует отдельная организация Российское авторское общество, которое тоже вправе осуществлять сборы. ВОИС и РАО, как аккредитованные организации, вправе осуществлять сбор вознаграждения в отношении всех правообладателей смежных прав, в том числе и тех, с которыми не заключены договоре. Более подробно о передаче полномочий по управлению правами, основания их действий указано в пункте 3 статьи 1244 Гражданского кодекса Российской Федерации. Любое учреждение для правомерного использования музыкальных произведений, фонограмм в коммерческих целях, обязано заключать лицензионные договоры с ВОИС и РАО[15].

Наличие Договора с РАО (Российское Авторское Общество) не освобождает пользователей от выплаты вознаграждения в ВОИС, так как все пользователи, использующие в своей деятельности объекты авторских и смежных прав, обязаны производить выплаты и в РАО и в ВОИС, данное действие указано во многих постановлениях судов. ВОИС и РАО, в соответствии Законодательством РФ, не обязано уведомлять пользователей фонограмм и музыкальных произведений о необходимости заключения договора. В случае отсутствия лицензионного договора с ВОИС и РАО пользователь несет административную ответственность, предусмотренную законодательством РФ.

Хочется заметить, что в соответствии с пунктом 5 ст. 1242 ГК РФ, ВОИС и РАО вправе от своего имени предъявлять требования в суде для защиты прав. При этом управление которыми осуществляет, при этом минимальный размер компенсации за каждый случай незаконного использования каждого исполнения фонограммы, музыкального произведения каждого исполнителя (изготовителя) в соответствии со статьей 1311 ГК РФ не может быть меньше 10 тысяч рублей.

Рассмотрим пример из судебной практики.

Арбитражный суд Московской области, рассмотрев в судебном заседании дело по иску общероссийской общественной организации "Российское авторское общество" (РАО) к ООО "Эко-Продукт" о взыскании 165000 руб., принял решение взыскать с ООО "Эко-Продукт" в пользу РАО компенсацию в сумме 50000 руб. и расходы по госпошлине. Данное решение было вынесено, в связи с тем, что у ответчика отсутствовал лицензионный договор. При вынесении решения суд руководствовался следующим: РАО является организацией по управлению правами на коллективной основе, аккредитованной организацией, уполномоченной на защиту прав неопределенного круга исполнителей и изготовителей фонограмм на получение вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях, а также их сообщение в эфир или по кабелю[16].

В дополнение хочется добавить, что особое внимание суды обращают на меры обеспечения иска по делам о нарушении авторского права и смежных прав с учетом объекта защиты и возможности вынесения решения, которое обеспечит защиту нарушенных прав и восстановление положения, существовавшего до нарушения прав, а также предотвратит дальнейшие нарушения прав авторов и обладателей смежных прав. Обеспечительные меры должны быть приняты при наличии достаточных оснований на стадии принятия искового заявления к производству суда.

2.2. Административная и уголовная ответственность в авторском праве.

За нарушение авторских прав предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. Согласно ст. 7.12 КоАП РФ ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством РФ об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода.[17] Согласно ст. 146 Уголовного Кодекса Российской Федерации за незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, за присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю установлено наказание до двух лет лишения свободы.

Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности защищены гражданским, административным и уголовным законодательством. За нарушение авторских и смежных прав предусмотрена административно-деликатная. (ст. 7.12 КоАП РФ) и уголовная (ст. 146 Уголовного Кодекса Российской Федерации) ответственность.

По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в последнее десятилетие наблюдается тенденция к снижению числа лиц, осужденных по ст. 146 УК РФ. Так, в 2006 г. этот показатель составил 1 975 человек. В 2016 г. число таких лиц сократилось в 2,8 раза - до 708 человек. При этом за весь 2016 г. и первое полугодие 2017 г. за присвоение авторства (плагиат) по ч. 1 ст. 146 УК РФ был осужден всего 1 человек.

Однако положительная динамика показателя судимости не снижает актуальности проблемы уголовно-правовой охраны авторских и смежных прав. Правоохранительными органами выявляется только небольшая часть преступлений данного вида, которые и попадают в судебную статистику. Не способствует эффективной борьбе с правонарушениями в области авторских и смежных прав частно-публичный характер уголовного преследования за присвоение авторства (плагиат).[18] К факторам, негативно влияющим на правильное применение правовых норм об ответственности за нарушение авторских и смежных прав, можно отнести и наличие в них оценочных признаков, что затрудняет разграничение видов ответственности.[19]

Статья 146 УК РФ состоит из трех частей и включает два самостоятельных состава преступления. Частью 1 ст. 146 УК РФ предусмотрена ответственность за присвоение авторства (плагиат), если указанным деянием причинен крупный ущерб автору или иному правообладателю. По ч. 2 ст. 146 УК РФ квалифицируется незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а равно приобретение, хранение и перевозка контрафактных экземпляров произведений или фонограмм в целях сбыта, совершенные в крупном размере. Часть 3 ст. 146 УК РФ представляет собой квалифицированный состав преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 146 УК РФ, и содержит три квалифицирующих признака: а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой; б) в особо крупном размере; в) лицом с использованием своего служебного положения.

Необходимо отметить, что в ч. 1 ст. 7.12 КоАП РФ не упоминается об ответственности за присвоение авторства. Вместе с тем указание в диспозиции нормы на "иное нарушение авторских и смежных прав" позволяет предположить, что и "плагиат" охватывается составом данного административного правонарушения.

Гражданский кодекс РФ четко определяет, что авторские права, равно как и интеллектуальные права вообще, могут быть защищены любыми способами, предусмотренными ГК РФ "с учетом существа нарушенного права и последствий нарушения этого права" (п. 1 ст. 150 ГК РФ).[20]

Надо помнить, что в отдельных случаях ГК РФ определяет специальные способы защиты, предназначенные для применения исключительно при нарушениях некоторых аспектов интеллектуальных прав, например, положения о возможности взыскания специальной компенсации за нарушение исключительного права. Отметим, что соответствующие способы защиты могут использоваться правоприменительными и судебными органами только по требованию правообладателей или организаций, управляющих правами на коллективной основе.

Гражданский кодекс РФ особо указывает, что отсутствие вины нарушителя не освобождает его от обязанности прекратить нарушение, а также не исключает применение в отношении нарушителя мер, направленных на защиту прав. Например, опубликование решения суда о существующем нарушении и пресечении действий, нарушающих исключительное право либо создающих угрозу нарушения такого права, осуществляется независимо от вины нарушителя и за его счет.[21]

В то же время используемые способы защиты, предусмотренные ГК РФ, значительно отличаются в зависимости от того, какое именно право было нарушено.

Например, защита личных неимущественных прав (ст. 1251 ГК РФ) может производиться путем:

- признания права;

- восстановления положения, существовавшего до нарушения права;

- пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- компенсации морального вреда;

- публикации решения суда о допущенном нарушении.

В дополнение к этому защита чести, достоинства и деловой репутации автора осуществляется в соответствии с общими положениями ст.152 ГК РФ.[22]

Указанные постулаты Гражданского Кодекса РФ должны использоваться в случаях нарушения личных неимущественных прав как авторов, так и иных лиц, в том числе при нарушении права на указание имени или наименования лица, организовавшего создание сложного объекта (п. 4 ст. 1240 ГК РФ), издателей энциклопедий, энциклопедических словарей, периодических и продолжающихся сборников научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий (п. 7 ст. 1260 ГК РФ) изготовителя аудиовизуального произведения (п. 4 ст. 1263 ГК РФ), работодателя при использовании служебного произведения (п. 3 ст. 1295ГК РФ), изготовителей фонограмм (п. 1 ст. 1323 ГК РФ), изготовителей баз данных (п. 2 ст. 1333 ГК РФ и публикаторов (п. 1 ст. 1338 ГК РФ).

Надо особо отметить, что правообладатели смежных прав, например исполнители, также могут пользоваться указанными выше способами защиты нарушенных прав, поскольку в силу ст. 1313 ГК РФ исполнитель считается "автором исполнения".

Защиту исключительных прав (ст. 1252 ГК РФ) возможно осуществить путем предъявления требования:

- о признании права - субъекту, который не признает или иным образом не соблюдает право, допуская нарушение интересов правообладателей;

- о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

- о возмещении убытков;

- об изъятии материального носителя - оборудования, устройств и материалов, главным образом используемых или предназначенных для совершения нарушения исключительных прав;

- о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя. Данное требование возможно предъявить к любому субъекту, нарушившему исключительное право вне зависимости от наличия его вины.

В соответствии со ст. ст. 1301 и 1311 ГК РФ авторы, исполнители и иные обладатели исключительных прав на произведения или объекты смежных прав вправе наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных в ГК РФ, требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты специальной компенсации за нарушение исключительных прав.[23]

Заключение

Таким образом, выполнение поставленных задач позволило получить следующие основные результаты:

1.Рассмотрены общие положения авторского права.

2.Проведен анализ источников, регулирующих авторское право.

3. В курсовой работе исследованы такие понятия как автор, соавтор.

4. В курсовой работе исследованы объекты авторского права.

5. Изучены субъекты авторского права в Российском праве.

6. Исследован контроль по соблюдению авторских прав в Российской Федерации.

7. Проанализирована ответственность за нарушение авторских прав.

8. Изучено понятие интеллектуальной собственности как отдельного объекта авторского права.

Проводя анализ значимости авторского права, мы увидели широкое понимание различных терминологий в авторском праве. Затронули субъекты авторского права.

Согласно международным нормам, мы видим содействие законодательства РФ с нормами международного права.

В курсовой работе проанализированы правовые аспекты законодательства в сфере авторского права.

Считаю, что авторское право, законно защищено в нашей стране.

Тема курсовой работы мне показалась очень интересной и актуальной. В завершение хочется сделать основной вывод по работе, считаю, что в Российском законодательстве следует регламентировать нормы авторского права в отдельном Федеральном законе, поскольку ранее действующий закон утратил силу. В настоящее время контроль за соблюдением авторских прав в нашей стране и зарубежных странах осуществляется жестко.

В связи с этим в курсовой работе не делается ссылок на ранее действующий Закон, работа проводилась методом исследования.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативные правовые акты

1.Конвенция между Правительством российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики об избежание двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Буэнос-Айрес, 10 октября 2001 года) // СПС//Консультант+//

2. Конвенция, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.)

3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // СПС//Консультант+//

4. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть 4 от 30.11.1994 №51-ФЗ п. 1 ст. 1259 // СПС//Консультант+//

5. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ
ст. 146. // СПС//Консультант+//

6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ Ст. 7.12 // СПС//Консультант+//

7. Закон СССР от 31.05.1991 N 2213-1"Об изобретениях в СССР" // СПС//Консультант+//

8. Закон СССР от 10.07.1991 N 2328-1"О промышленных образцах" // СПС//Консультант+//

2. Акты судебных органов

9. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009. // СПС//Консультант пЛЮС

10. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 // СПС//Консультант+//

11. Дело N А41-28581/12 // // СПС//Консультант+//

12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15
"О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах". // СПС//Консультант+//

3. Научная и учебная литература

13. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография. //Н. В Иванов. М.:Проспект,2015. № 23 [Текст]

14. Белова В. А. Исключительные права: Учебное пособие для бакалавриата и магистратурам. М: Юрайт. 2017. №20 [Текст]

15. Белов В.А. Обязательственное право. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. (Издание второе) М.:Юрайт 2017. №17 [Текст] С. 251.

16. Близнец И.А.; Леонтьев К. Б..// Авторское право и смежные права: учебник. М.: Проспект, 2018. №3 [Текст]

17. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. Часть 2: Практикум. М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ) № 13 [Текст] С. 112.

18. Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности. Учебное пособие. М.: Юрсервитум,2016. №1;№21 [Текст]

19. Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации: Сб. статей / В. А. Дозорцев ; Исслед. центр част. права. - М.: Статут, 2003. 14 № [Текст]

20. Иванов Н.Г. Общественная опасность деяния как онтологическая основа криминализации: Монография. М., 2016. [Текст]

21 Леонтьев К. Б,;Клзырев В.Е. Авторское право //Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры (под ред. : Поляковой А. В.)// Издательство: Университетская книга, 2018. № 18 С. 214.

22. Михайлов С. В., Булаевский Б А , Корякин Д.В. .Право интеллектуальной собственности. Учебное пособие. (под ред. Новосёловой Л.А.). М.: Проспект, 2016 г. №2 [Текст] С. 233.

23. "Право интеллектуальной собственности. Авторское право: Учебник" (том 2) (под общ. ред. Л.А. Новоселовой) ("Статут", 2017) № 15[Текст]

24. Полозова Д.В. Гражданско-правовые способы защиты интеллектуальных прав в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2017. [Текст]

25. Рахматулина Римма Шамильевна. Коммерческое использование объектов авторского права. М.: Проспект, 2019. №9 [Текст]
26. Судариков С.А. Авторское право. Учебник для бакалавров. М.:Проспект, 2018. №11. С. 345; №22. С. 402. [Текст].

27. Устинова А.В. Гражданское право: учебник. М.: Проспект, 2016.№19 С. 319.

28. Хохлов Вадим Аркадьевич. Авторское право: законодательство, теория, практика (под общ. ред. Краснослободцева И. В.) М.:Городец,2017. №10 [Текст] С. 222.

29. Яненко О. К. Произведения уличного и самобытных видов изобразительного искусства, охраняемые авторским правом. М.: Юрсервитум,2017. № 12 [Текст] С. 247.

4. Электронные ресурсы

31. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 [Электронный ресурс] http://www.supcourt.ru

32. Закон СССР от 31.05.1991 N 2213-1"Об изобретениях в СССР" [Электронный ресурс] // СПС//Консультант+

33. Закон СССР от 10.07.1991 N 2328-1"О промышленных образцах"[Электронный ресурс] // СПС//Консультант+

  1. Гаврилов Э. П.: Право интеллектуальной собственности. Краткий курс. Учебное пособие

    М.: Юрсервитум,2018.

  2. Михайлов С. В., Булаевский Б А , Корякин Д.В. .Право интеллектуальной собственности. Учебное пособие. (под ред. Новосёловой Л.А.). М.: Проспект, 2016 г.

  3. Близнец И.А.; Леонтьев К. Б..// Авторское право и смежные права: учебник. М.: Проспект, 2018. С. 233.

  4. Конвенция, учреждающей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Стокгольм, 14 июля 1967 г., в редакции от 2 октября 1979 г.; вступила в силу для СССР 26 апреля 1970 г.). СПС//Консультант+//

  5. Конвенция между Правительством российской Федерации и Правительством Аргентинской Республики об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал (Буэнос-Айрес, 10 октября 2001 года). СПС//Консультант+//

  6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 5, Пленума ВАС РФ N 29 от 26.03.2009 http://www.supcourt.ru/

  7. Закон СССР от 31.05.1991 N 2213-1"Об изобретениях в СССР" // СПС//Консультант+//

  8. Закон СССР от 10.07.1991 N 2328-1"О промышленных образцах"// СПС//Консультант+//

  9. Рахматулина Римма Шамильевна. Коммерческое использование объектов авторского права.

    М.:Проспект,2019. С. 129.

  10. Хохлов Вадим Аркадьевич. Авторское право: законодательство, теория, практика (под общ. ред. Краснослободцева И. В.) М.:Городец,2017. С. 222.

  11. Судариков С.А. Авторское право. Учебник для бакалавров. М.:Проспект, 2018. С. 345.

  12. Яненко О. К. Произведения уличного и самобытных видов изобразительного искусства, охраняемые авторским правом. М.: Юрсервитум,2017. С. 247.

  13. Бромберг Г.В. Интеллектуальная собственность. Часть 2: Практикум. М.: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ).2016. С. 112.

  14. Интеллектуальные права : Понятие. Система. Задачи кодификации : Сб. статей / В. А. Дозорцев ; Исслед. центр част. права. - М. : Статут, 2003

  15. "Право интеллектуальной собственности. Авторское право: Учебник" (том 2) (под общ. ред. Л.А. Новоселовой) ("Статут", 2017) [Текст]

  16. Дело N А41-28581/12 // СПС//Консультант+//

  17. Белов В.А. Обязательственное право. Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры. М.:Юрайт 2018. С. 251.

  18. Леонтьев К. Б,;Клзырев В.Е. Авторское право //Учебное пособие для бакалавриата и магистратуры (под ред. : Поляковой А. В.)// Издательство: Университетская книга, 2018. С. 214.

  19. Устинова А.В. Гражданское право: учебник. М.: Проспект, 2016. С. 319.

  20. Белова В. А. Исключительные права: Учебное пособие для бакалавриата и магистратурам. М.: Юрайт. 2017. С. 135.

  21. Гаврилов Э.П. Право интеллектуальной собственности. Учебное пособие. М.:Юрсервитум,2016. С. 311.

  22. Судариков С.А. Авторское право. Учебник для бакалавров. М.:Проспект, 2018. С. 402.

  23. Авторские и смежные права в музыке. 2-е издание. Монография. //Н. В Иванов. М.:Проспект,2015.