Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. На рубеже тысячелетий, как никогда ранее, умы человечества привлекает вопрос о будущих перспективах. Многочисленные прогнозы сходятся в одном - роль научных достижений, технологий, значение интеллекта будут, несомненно, возрастать. В праве это связывается с таким сложным явлением, как интеллектуальная собственность. Сегодня не вызывает сомнений тот факт, что сама интеллектуальная собственность - это один из важнейших феноменов и одно из ключевых понятий мирового сообщества.

Авторское право - одна из основополагающих цивилистических категорий. Понятие его в различных правовых системах имеет свои отличия, сущность которых выражают термины «авторского права» и «права автора».

Авторское право представляет собой часть гражданского права. Им регулируются и охраняются права создателей произведений науки, литературы, искусства. Авторское право рассматривается как институт гражданского права[1].

Проблемы авторского права как одного из институтов интеллектуальной собственности являются предметом острого дискуссионного обсуждения. Именно поэтому авторское право представляет наибольший интерес как с теоретической, так и с практической точки зрения. Этот институт права интеллектуальной собственности представляет собой сложное сочетание имущественных и моральных интересов правообладателя, которые находятся в единстве хоть и отражают разные аспекты правового регулирования. Наличие личных и имущественных прав характерно и для других правовых институтов, но только в авторском праве роль личных прав столь значительна. Именно этот дуализм и вызывает сложности в реализации и защите авторских прав. Ситуация осложняется тем, что далеко не все правовые системы признают наличие двух видов авторских правомочий и их равенство. В связи с этим важной задачей для науки является обоснование дуализма авторского права и определение содержания, отличительных особенностей каждого из видов.

Проблемы авторского права глубоко изучены такими исследователями, как А.П. Сергеев, И.А. Зенин и многие другие.

В юридической науке, говоря о степени научной разработанности проблемы авторского права в гражданском праве, отмечались с одной стороны работы общеправового характера, создающие предпосылки для дальнейших теоретических исследований, с другой – специальная исследовательская литература, предполагающая наличие научных работ относительно роли и места авторского права в системе конституционных прав и гарантий, а также работ по теории авторского права и практике его применения.

Цель исследования - теоретический анализ института авторских прав с точки зрения современного российского законодательства.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

  1. рассмотреть историю становления института авторского права;
  2. проанализировать правовую природу авторских прав, включая историю вопроса и современные концепции;
  3. выявить классификацию авторских прав на произведения науки, литературы и искусства;
  4. раскрыть содержание личных и имущественных прав в современных правовых, экономических и общественных реалиях;

Объектом является правовая природа, содержания авторских прав и связанные с ними условия их реализации.

Предметом исследования является правоотношения, возникающие при реализации авторских прав в современных правовых реалиях.

Методологическую основу данной работы составляют как общенаучные, так и специальные методы исследования. В работе использованы метод логического анализа, исторический, сравнительно-правовой методы исследования.

Нормативную основу исследования составили: Конституция Российской Федерации, законодательные акты Российской Федерации, отдельные подзаконные акты.

Эмпирическую базу исследования составили нормативно-правовые акты, документы и материалы, связанные с вопросами авторского права.

Исследование состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка используемой литературы.

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АВТОРСКОГО ПРАВА В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА

1.1. История становления авторского права

История становления авторского права исходит с древних времен, кода человечество стремилось защитить и сохранить то, что являлось необычным, оригинальным и исключительным. Поэтому понятие «интеллектуальная собственность» появилось достаточно давно. Более 200 лет назад в европейских странах возникло право на нематериальные результаты интеллектуальной деятельности (произведения литературы, искусства, изобретения и др.). Оно было сконструировано по аналогии с правом собственности на материальные объекты.

В период античности древние философы, поэты, баснописцы и не помышляли о какой-либо компенсации со стороны пользователей результатов их творчества. Соответственно и не было необходимости закреплять какие-либо дополнительные права, возникающие после создания произведения[2]. Рукописи античности переписывались и хранились в официальном архиве, чтобы можно было быстро и беспрепятственно проконтролировать неприкосновенность текста при постановке пьес.

В Средние века книги представляли особую ценность. Рукописи переписывались в монастырях неграмотными людьми и строго охранялись. С появления печатного станка авторские произведения распространялись в виде копий, при этом частные интересы автора и добросовестных издателей не учитывались и не охранялись[3]. Постепенно появляются понятия: права автора, права издателя, права книготорговца. Со временем в большинстве европейских государство права названных субъектов урегулируются властью.

В конце XVII в. был принят первый законодательный акт, закрепивший право на воспроизведение и распространение произведений за их создателями. Этим законодательным актом, ознаменовавшим переход от системы привилегий к авторскому праву, явился Статус королевы Анны, принятый 10 апреля 1710 г.[4]

До 1771 г. книгоиздательское дело в России считалось государственной монополией. В этом же году была выдана первая привилегия на печатание книг в Петербурге на иностранных языках и одновременно была введена цензура на иностранную литературу. Что касается частных типографий, которые могли бы печатать книги на русском языке, то их устройство было разрешено лишь Указом от 15 января 1783 г.[5], отмененного спустя 13 лет в качестве слишком либерального.

Первый закон, закрепивший права на использование литературных произведений за авторами, появился в России лишь в 1828 г. в качестве специальной главы Цензурного устава[6].

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т.д. Далее положения авторского права были закреплены в 1845 г. в Правилах о музыкальной собственности, в 1846 г. - в Положении о художественной собственности[7]. Так в 70-е годы XIX века в России началось формирование системы авторских обществ - 29 ноября 1870 г. было учреждено «Собрание русских драматических писателей и оперных композиторов».

Событием и даже феноменом стало принятие 20 марта 1911 года Положения об авторском праве[8] - был принят Закон Российской империи, который назывался «Положение об авторском праве» действовавший до 1917 г. Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве»[9] закрепил право объявлять государственную монополию сроком не более чем на пять лет на сочинения, подлежащие изданию. В 1961 г. Законом СССР от 8 декабря 1961 г. «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик»[10] были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, которые были введены в действие с 1 мая 1962 года. Срок действия авторского права составлял 15 лет после смерти автора. Этот срок был увеличен до 25 лет в связи с тем, что в 1973 г. Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.)[11].

С 3 августа 1992 г. были введены в действие Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик 1991 г. (утверждены ВС СССР 31 мая 1991 г. №2211-1)[12], которые впервые признали смежные права. До этого времени смежные права законодательством не охранялись. В соответствии с Основами они включались в понятие авторского права. Спустя год, 3 августа 1993 г., был признан недействующим в связи с принятием Закона РФ от 9 июля 1993 г. №5351-1 «Об авторском праве и смежных правах»[13].

С 9 марта 1995 г. Россия присоединилась к Всемирной конвенции об авторском праве и к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 24 июля 1971 года - с 13 марта 1995 г., что подчеркивало важность масштабной кодификации всего законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Таким образом, путь становления авторского права в истории человека тернист. Древнему миру не было известно понятие «авторское право» и «право на интеллектуальный труд», однако в этот период наблюдалось положительное отношение и уважение к чужому труду. Вознаграждением для автора служили нематериальные блага. Постепенно в ходе эволюции времени возникают права на интеллектуальную собственность авторов.

1.2. Понятие и правовая природа авторских прав

Авторское право является самостоятельным институтом гражданского права, предметом которого являются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. К основополагающим принципами авторского права относятся свобода творчества (ст. 44 Конституции РФ); сочетание личных интересов автора с интересами общества; неотчуждаемость личных неимущественных прав автора; свобода авторского договора.

Произведения являются объектами авторского права, первоначальным носителем которых является создатель произведения - автор. К объектам авторов относятся фонограммы, различные исполнения, постановки, передачи организации эфирного или кабельного вещания и т.п., которые охватываются правами, смежными с авторскими правами артистов-исполнителей, производителей фонограмм, вещательных организаций[14].

Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности»[15].

Общее представление о понятии «интеллектуальная собственность» содержится в ст. 1225 ГК РФ: «Результатами интеллектуальной деятельности и приравненными к ним средствами индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий, которым предоставляется правовая охрана (интеллектуальной собственностью), являются:

1) произведения науки, литературы и искусства;

2) программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ); 3) базы данных;

4) исполнения;

5) фонограммы;

6) сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания);

7) изобретения;

8) полезные модели;

9) промышленные образцы;

10) селекционные достижения;

11) топологии интегральных микросхем;

12) секреты производства (ноу-хау);

13) фирменные наименования;

14) товарные знаки и знаки обслуживания;

15) наименования мест происхождения товаров;

16) коммерческие обозначения»[16].

Термин «интеллектуальная собственность» широко используется в законодательстве многих стран и международном праве в силу в большей степени исторических традиций и, безусловно, не предполагает распространения на результаты интеллектуальной деятельности правового режима права собственности. Являясь собирательным понятием, интеллектуальная собственность охватывает, прежде всего, «литературную и художественную собственность», охраняемую авторским правом, и «промышленную собственность», включающую патентное право и законодательство об охране средств индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими продукции (работ, услуг). Двумя приведенными составляющими институт интеллектуальной собственности, безусловно, не исчерпывается, поскольку охватывает также охрану топологий интегральных микросхем, научных открытий, «ноу-хау», селекционных достижений и ряда других объектов[17].

В научной литературе авторское право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право охватывает имущественные и личные неимущественные права авторов произведений (иных правообладателей)[18]. В последнем случае названные права именуются также «авторскими правами».

В части 4 ГК РФ глава 71 посвящена правам, смежным с авторскими (смежным правам). Смежные права (neighboring rights, droit voisins) - разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним. Возникают они в результате проявления определенных творческих усилий, однако элемент творчества в данном случае является недостаточным для того, чтобы говорить о наличии авторского права.

Смежные права неразрывно связаны с авторскими правами, однако первые могут существовать независимо от последних. Так, автор исполняемого произведения может быть неизвестен либо произведение может вообще не охраняться авторским правом (например, срок охраны может истечь, исполняться будет произведение фольклора и т.д.). Вместе с тем смежные права существуют по общему правилу только тогда, когда есть произведение, которое можно исполнить, записать на фонограмму, включить в передачу организации эфирного и кабельного вещания и т.д. Необходимость правовой охраны смежных прав обусловлена в первую очередь развитием технических возможностей воспроизведения и распространения произведений науки, литературы, искусства, позволяющих коммерчески эксплуатировать исполнение произведений, фонограммы музыкальных записей и т.д.[19]

Согласно ст. 1304 ГК (п. 1) объектами смежных прав являются:

1) исполнения артистов-исполнителей и дирижеров, постановки режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;

2) фонограммы, то есть любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;

3) сообщения передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;

4) базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;

5) произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений[20].

По сравнению с ранее действовавшим законодательством (Закон об авторском праве) перечень объектов смежных прав дополнен указанием на права на содержание баз данных, а также права на произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений (ст. 1338 ГК). Соответственно расширился и круг субъектов этих прав. В частности, к их числу относятся исполнители, изготовители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания, изготовители баз данных, а также публикаторы.

Классификация авторских прав на произведения науки, литературы и искусства

В результате создания произведения науки, литературы и искусства его автор приобретает ряд субъективных авторских прав как личного неимущественного, так и имущественного характера. Эти права в действующем авторском законодательстве и в доктрине авторского права традиционно именуются исключительными[21]. Теория исключительности авторских прав была детально разработана еще в русской дореволюционной литературе. По мнению ученых, признак исключительности означал прежде всего монополию обладателя авторского права на использование произведения[22].

В советский период оценка исключительности авторских прав стала трактоваться в большинстве работ как неотчуждаемость, неотторжимость авторских прав от личности автора в течение всей его жизни, недопустимость перенесения авторских прав на другое лицо.

С принятием Закона об авторском праве[23], отмечено, что только сам обладатель авторского права может решать все вопросы, связанные с осуществлением авторских правомочий, и прежде всего с использованием произведения. Действующее законодательство закрепляет за создателями произведений достаточно много правовых возможностей.

В итоге исследователи отмечают, что создатели произведений обладают единым авторским правом, которое, подобно праву собственности, состоит из отдельных авторских правомочий: права авторства, права на имя, права на обнародование произведения и т.д. Другие считают, что автору принадлежит ряд конкретных субъективных прав, и о едином авторском праве можно говорить лишь условно[24].

В ст. 15-16 Закона об авторском праве включают далеко не все права, которыми обладают авторы. Например, в других статьях Закона мы находим и иные права авторов, в частности право доступа, право следования и др. Отдельные же права (например, право на опубликование, которое не совпадает с правом на обнародование) вообще в Законе не названы, хотя, безусловно, имеются у авторов.

Также закон закрепляет за авторами исключительное право на использование произведения в любой форме и любыми способами. Те способы использования, которые в дальнейшем раскрываются в Законе, носят лишь примерный характер[25]. К примеру, корпорация Майкрософт (Вашингтон, США) обратилась в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Ильком» о взыскании компенсации за незаконное использование программ для ЭВМ, исключительные права на которые принадлежат истцу.

Требования истца обоснованы правовыми ссылками на статью 15 Конституции РФ, положения Бернской Конвенции об охране литературных и художественных произведений, Всемирной конвенции об авторском праве (принята в Женеве 06 сентября 1952 года), статьи 11 и 12, 1229, 1252, 1256, 1259, 1262, 1268, 1270, 1274, 1286, 1301 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Для разрешения вопроса были проведены различные мероприятия. В результате выяснилось, что общество с ограниченной ответственностью «Ильком» за незаконно использовало программы для ЭВМ, принадлежащие корпорации Майкрософт (Вашингтон, США), в пользу последнего иск был удовлетворен[26].

Таким образом, действующее авторское законодательство хотя и содержит весьма полный перечень конкретных авторских прав, но не описывает эти права исчерпывающим образом.

Самой распространенной и в то же время самой спорной классификацией авторских прав является их деление на личные неимущественные и имущественные. Закон признает такое деление и указывает на то, какие права являются личными неимущественными, а какие носят имущественный характер. Важность этого деления состоит в том, что личные неимущественные права (в законах западных стран – так называемые моральные права) могут принадлежать лишь самому создателю произведения, они, как правило, непередаваемы другим лицам и охраняются бессрочно. Напротив, имущественные права могут свободно отчуждаться другим лицам и носят сугубо срочный характер

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ

2.1. Содержание личных неимущественных прав

Личные неимущественные права - это неотчуждаемые права. Они принадлежат автору независимо от имущественных прав, иначе - личные права связаны с духовной личностью автора[27].

Личные неимущественные права независимы от имущественных прав.

Как закрепляет ст. 6 bis (п. 1) Бернской конвенции по охране прав литературных и художественных произведений: Независимо от имущественных прав автора и даже после уступки этих прав он имеет право требовать признания своего авторства на произведение и противодействовать всякому извращению, искажению или иному изменению этого произведения, а также любому другому посягательству на произведение, способному нанести ущерб чести или репутации автора[28].

Личные неимущественные права не имеют экономического содержания. Между тем, часть из личных прав автора напрямую связана с имущественным интересом. Так, например, имя автора со временем становится «брэндом», что обуславливает экономический успех произведения. Тесная связь личных и имущественных прав подтверждается и тем, что в случае нарушение личных прав, нарушаются его имущественные права. Так, например, нарушение права авторства, скажем путем публикации произведения под чужим авторством, нарушает имущественные права автора.

Автор в отношении своего произведения обладает такими правами, как:

- право авторства;

- право на имя;

- право на обнародование произведения, включая право на отзыв;

- право на защиту своей репутации.

Органичность связи неимущественных прав с личностью создателя произведения проявляется в том, что право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора не переходят по наследству. Наследники вправе лишь бессрочно осуществлять защиту указанных прав в случае их нарушения.

Право на имя заключается в возможности автора использовать или разрешать использовать произведение под своим подлинным именем, псевдонимом либо без обозначения имени (анонимно). Право любого гражданина приобретать и осуществлять права и обязанности под своим именем, включающим фамилию и собственно имя, а также отчество, закреплено в абз. 1 п. 1 ст. 19 ГК. Там же сказано, что в случаях и в порядке, предусмотренных законом, гражданин может использовать псевдоним, т.е. вымышленное имя[29].

При опубликовании произведения анонимно или под псевдонимом (за исключением случая, когда псевдоним автора, например, Максима Горького или Эдуарда Лимонова, не оставляет сомнения в его личности) издатель, имя или наименование которого обозначено на произведении, при отсутствии доказательств иного считается представителем автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Данное положение действует до тех пор, пока автор произведения не раскроет свою личность и не заявит о своем авторстве.

Право на имя тесно связано с правом авторства. Обладая правом авторства, создатель произведения, как правило, персонифицирует его, снабжая произведение при опубликовании своим именем или псевдонимом либо приобретая авторские права на него анонимно (по согласованию с издателем). Тем не менее право на имя является самостоятельным личным правом автора, поскольку оно может быть нарушено независимо от нарушения права авторства. На практике нередки случаи, когда издатели, не отрицая авторства какого-либо лица на изданное произведение, не указывают его имени (псевдонима) либо в нарушение воли автора помещают на произведении его псевдоним вместо подлинного имени (или наоборот)[30].

Право на обнародование состоит в возможности автора самому обнародовать или разрешить обнародовать произведение в любой форме. Никто, кроме автора, не вправе осуществлять или разрешать осуществление действий, которые впервые делают произведение доступным для всеобщего сведения. Если произведение уже было обнародовано, автор обязан публично оповестить о его отзыве. При этом он вправе изъять за свой счет из обращения ранее изготовленные экземпляры произведения. Право на отзыв не применяется лишь в отношении служебных произведений.

Право на защиту репутации автора означает возможность защиты произведения от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству создателя произведения. Закон устанавливает максимально широкие границы данного права. Ограждаются права автора на неприкосновенность не только содержания, но и названия произведения. В соответствии с законом никто, кроме автора, не вправе вносить в произведение изменения и дополнения, снабжать его иллюстрациями, примечаниями, предисловием и послесловием, разрешать перевод, переделку, аранжировку или другую переработку произведения. Редакторская и иная правка допускается только с согласия автора.

Право на защиту репутации автора произведения не переходит по наследству. Однако ст. 29 ЗоАП дает наследникам право осуществлять защиту этого права (наравне с правом авторства и правом на имя).

Защита от посягательств, способных нанести ущерб чести и достоинству автора, осуществляется как самим автором, так и его наследниками по правилам ст. 152 ГК о защите чести, достоинства и деловой репутации[31]. В соответствии с п. 1 ст. 152 ГК по требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.[32] Примером подобной защиты может служить иск вдовы известного целителя и автора оригинальных трудов В.В. Караваева к одному из предприятий Подмосковья, в нарушение ряда правовых норм наводнившему рынок (под рефрен энергичной рекламы) «бальзамами Караваева». Не обладая всей необходимой технологией производства бальзамов, разработанных фондом им. В.В. Караваева, предприятие-производитель своей деятельностью дискредитировало авторскую репутацию ученого.

2.2. Содержание имущественных прав

Имущественными являются права автора на использование произведения (или работодателя - на служебное произведение) в любой форме и любым способом. Исключительные права называются имущественными потому, что независимо от того, кто получает вознаграждение, доход или прибыль, использование произведения всегда приносит определенные имущественные выгоды. Одно лишь обнародование произведения таких выгод не порождает.

Право на воспроизведение означает возможность изготовления одного и более экземпляров произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- и видеозаписи. Запись произведений, т.е. фиксация звуков и (или) изображений с помощью технических средств (магнитной пленки, ленты, кассеты) приобрела широкое распространение в связи с массовым применением аудио- и видеомагнитофонов (в том числе бытовых). Воспроизведением произведения служит также его запись в память ЭВМ.

Право на распространение реализуется различными способами, прежде всего путем продажи экземпляров литературных произведений, сдачи в прокат аудиовизуальных произведений и т.д. Прокатом видеопроизведений занимаются, в частности, видеосалоны. При этом право на распространение экземпляров произведения путем сдачи их в прокат принадлежит автору независимо от права собственности на эти экземпляры.

Право на импорт выражается в возможности импортировать, т.е. ввозить из-за границы, экземпляры произведения в целях их распространения. Установление такого права обусловлено, в частности, тем, что отдельные произведения (прежде всего литературные и некоторые аудиовизуальные) воспроизводятся за рубежом на более совершенной технической (в том числе полиграфической) базе.

Право на публичный показ - это возможность демонстрации оригинала или экземпляра (копии) произведения непосредственно или на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств в месте, открытом для свободного посещения (картинная галерея и т.п.), или в месте, где присутствует неопределенный круг лиц. Публично показываются прежде всего произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, а также аудиовизуальные произведения. При этом показ служит одновременно формой и обнародования, и использования произведения.

Право на публичное исполнение также является средством выражения одного из способов как обнародования, так и использования произведения. Подобно публичному показу произведения, его публичное исполнение предполагает звуковое исполнение музыки, песни или декламацию стихов в общедоступном месте или в месте нахождения неопределенного круга лиц: в киноконцертном зале, филармонии, консерватории или на эстраде.

Право на передачу в эфир означает любую возможность сообщения произведения (включая его показ, исполнение или передачу в эфир) для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир. Разновидностью передачи в эфир является передача произведения в эфир через спутник, т.е. любое устройство, находящееся во внеземном пространстве, способное передавать сигналы. В рамках так называемого спутникового телевидения передачей в эфир признается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения. При этом не имеет значения фактический прием данного произведения публикой с помощью собственных радио- или телевизионных принимающих устройств.

Право на сообщение произведения для всеобщего сведения по кабелю - самостоятельное имущественное право, отличное от права на передачу в эфир. Имеется в виду возможность сообщать (в том числе показывать, исполнять, передавать в эфир) по кабелю (т.е. для абонентов, имеющих специальные приставки к своим радио- или телеприемникам), проводам или с помощью иных аналогичных средств.

Публичный показ и исполнение произведения, его сообщение для всеобщего сведения путем передачи в эфир, а также сообщение по кабелю лишь тогда служат формами использования произведения, когда названные действия осуществляются не впервые. В противном случае речь может идти лишь о формах обнародования произведения.

Право на перевод - одно из важнейших имущественных прав автора, впервые введенных в отечественное авторское право после вступления нашей страны во Всемирную конвенцию об авторском праве с 27 мая 1973 г. Пользуясь данным правом, автор литературного произведения может сам менять его языковую форму или разрешать делать это другим (переводчикам).

Право на переработку дает автору возможность контролировать любую переделку, аранжировку или иную переработку произведения, например создание из повествовательного произведения драматического или наоборот.

Право на перевод и переработку иногда именуется обобщенно правом на изменение формы произведения.

Право на доведение до всеобщего сведения - это возможность сообщать произведение таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору.

В перечне имущественных прав авторов не выделено право на вознаграждение (авторский гонорар). И это не случайно, так как авторское вознаграждение всегда (кроме случаев победы на конкурсе) выплачивается в рамках договоров об использовании произведений. Договором между работодателем и автором определяется также выплата авторского вознаграждения за использование служебного произведения. Поэтому размер, порядок исчисления и выплаты авторского вознаграждения за каждый вид использования произведения определяются не в законе (как это было прежде), а в авторском или ином договоре, заключаемом в установленном порядке.

Вместе с тем во избежание необоснованного ущемления прав авторов Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 218 по согласованию с творческими союзами утверждены минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение драматических, музыкальных и тому подобных произведений, воспроизведение произведений путем звукозаписи, сдачу экземпляров звукозаписей и аудиовизуальных произведений (видеофильмов) в прокат, а также за воспроизведение произведений изобразительного искусства и тиражирование в промышленности произведений декоративно-прикладного искусства[33].

Таким образом, имущественных прав, следует сказать, что если экземпляры произведения (например, книги) введены в гражданский оборот посредством их продажи, то допускается их дальнейшее распространение без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения.

2.3. Наследование авторских прав

Правовой статус наследника авторских прав, к которым в порядке наследования перешло исключительное право на произведение науки, литературы, искусства, непосредственно связан с содержанием их субъективных прав и обязанностей.

При его определении исходят из положений третьей части Гражданского Кодекса, а также ст. 1241 ГК РФ, устанавливающей переход исключительных прав на основании универсального правопреемства, и ст. 1283 ГК РФ, допускающей переход исключительного права на произведение в порядке наследования. При этом к наследнику от наследодателя переходят исключительные права на использование и распоряжение произведением, а также защиту, принадлежащих ему личных неимущественных прав[34].

Однако, как отмечают практические исследователи в области авторских прав, действующее законодательство, как авторское, так и наследственное, имеет пробел в регламентации авторских прав наследников. Наиболее серьезной проблемой является определение объема прав, переходящих к наследникам автора[35], что в наибольшей степени связано с объемом перехода при наследовании личных неимущественных прав наследодателя. По данному вопросу высказывались различные точки зрения. Так, О.Е. Блинков полагает, что наследование осуществляется в полном объеме и к наследнику переходит весь комплекс как имущественных, так и неимущественных прав[36].

В отношении личных неимущественных прав предлагается устанавливать неразрывность их связи с личностью автора. В этом плане показательно Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании»[37]. Согласно п. 15 данного Постановления имущественные права и обязанности не входят в состав наследства, если они неразрывно связаны с личностью наследодателя, а также, если их переход в порядке наследования не допускается ГК РФ или другими федеральными законами (статья 418, часть вторая статьи 1112 ГК РФ).

В частности, в состав наследства не входят: право на алименты и алиментные обязательства (раздел V Семейного кодекса Российской Федерации, далее - СК РФ), права и обязанности, возникшие из договоров безвозмездного пользования (статья 701 ГК РФ), поручения (пункт 1 статьи 977 ГК РФ), комиссии (часть первая статьи 1002 ГК РФ), агентского договора (статья 1010 ГК РФ)[38].

А.П. Сергеев считает, что поскольку в законодательстве не сформулирован запрет перехода права на обнародование, то наследник может обнародовать произведение после смерти автора, если оно не было обнародовано и обнародование не противоречит его воле. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод о том, что право на обнародование передается по наследству вместе с комплексом имущественных прав[39].

В.И. Еременко полагает, что правообладатель, (а значит и наследник) должен быть, по крайней мере, наделен правом как вносить в произведение изменения, сокращения или дополнения, так и выдавать другим лицам разрешения на такие изменения, сокращения и дополнения[40].

Необходимо отметить, что в отношении наследования права на опубликование произведения (именно так называлось ранее нынешнее право на обнародование произведения) это положение, как отмечает Э. П. Гаврилов, было высказано еще 50 лет назад[41].

Право на опубликование произведения может быть ограничено в случаях, когда оно противоречит воле его автора, определенно выраженной в письменной форме (в завещании, письмах, дневниках и тому подобное).

А.М. Эрделевский отмечает тесную связь между правом на опубликование о возможности опубликования произведения свободой принятия решения о его опубликовании. В то же время проводит между ними различия относительно их материальности или нематериальности. Он подчеркивает, что само право на обнародование, переход которого по наследству оказывается возможен, не относится к числу нематериальных благ в смысле ст. 150 ГК РФ. В то же время свобода принятия решения о возможности обнародования произведения является нематериальным благом и по наследству не переходит[42].

Пример из судебной практики:

26 ноября 2014 года истец Терская М.К. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального округа Дорогомилово об установлении факта принятия наследства, признании права собственности на объект интеллектуальной собственности «Авторское право». Свои требования Терская М.К. мотивировала тем, что является внучкой писателя. В настоящее время истец желает принять наследство «Авторское право» от ее двоюродной бабушки Смирновой З.П., принадлежавшее ранее писателю Смирнову Н.П., поскольку от него осталось множественное количество неопубликованных произведений, представляющих интерес для публикаций.

По сообщению Московской городской нотариальной палаты, наследственное дело к имуществу Смирновой З.П. не открывалось. Более того, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд не находит оснований для удовлетворения иска, поскольку Терская М.К. в силу ст. 56 ГПК РФ не представила суду каких-либо достоверных и допустимых доказательств, подтверждающих фактическое принятие наследства в течение шести месяцев после смерти Смирновой З.П.

Кроме того, в силу ст. 1283 ГК РФ по наследству переходит не «авторское право», а исключительное право на произведение, в связи с чем, в соответствии с действующим законодательством, право собственности истца на авторское право быть признано не может.

Терская М.К. в силу ст. 56 ГПК РФ в иске не указала, на какие произведения просит за ней признать исключительные права, таким образом, состав наследственного имущества не определен. Соответственно, иск не был удовлетворен[43].

Исходя из вышеизложенного в настоящем параграфе представляется целесообразным законодательно закрепить переход по наследству права на неприкосновенность и права на обнародование произведения в зависимости от содержания в них имущественной составляющей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Авторское право, являясь самостоятельным гражданско-правовым институтом, одновременно входит в качестве составного элемента в часть гражданского права, которая именуется «Право интеллектуальной собственности». Авторское право рассматривается в объективном и субъективном смыслах. Под авторским правом в объективном смысле понимается совокупность норм, регламентирующих общественные отношения в области создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право охватывает имущественные и личные неимущественные права авторов произведений иных правообладателей.

Понятие интеллектуальной собственности включает в себя как личные неимущественные права, неотделимые от автора, так и имущественные права на использование результата интеллектуальной деятельности.

Вновь принятое законодательство более детально регламентирует права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации). В отношении данных объектов признаются интеллектуальные права, которые включают: исключительное право, являющееся имущественным правом; личные неимущественные права в случаях, предусмотренных ГК РФ; иные права (право следования, право доступа и другие).

В соответствии со ст. 1255 части четвертой ГК РФ авторскими правами являются интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. К ним относятся: исключительное право на произведение; право авторства; право автора на имя; право на неприкосновенность произведения; право на обнародование произведения. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, автору могут принадлежать и другие права, в том числе на вознаграждение за использование служебного произведения, на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства.

Смежные права – это разновидность интеллектуальных прав, включающих исключительные права и личные неимущественные права (ст. 1226 ГК). Эти права близки к авторскому праву (отсюда и название) и производны от него, однако полностью не совпадают с ним.

Авторский договор является важнейшим, хотя и не единственно возможным способом передачи прав на использование творческого произведения.

Авторские договора похожи на иные виды договоров, но носят более конкретный характер, и имеют более значительное количество обязательных условий.

В тексте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации законодатель отказался от термина «авторский договор», что является недостатком нового нормативного акта. Автор полагает, что в законе передача авторских прав по договору должна быть урегулирована должным образом, в том числе посредством закрепления четкого и понятного определения авторского договора.

Отказавшись от термина «авторский договор», закон использует понятия договора об отчуждении исключительного права на произведение, лицензионного договора, договора авторского заказа, которые предусмотрены ст.ст. 1285-1288 ГК РФ.

От того, насколько детально и грамотно с правовой точки зрения стороны авторского договора согласуют его условия, зависит дальнейшая судьба их правовых отношений. Надлежащее согласование данных условий является эффективным средством обеспечения авторских прав. Путем такого согласования стороны авторского договора имеют возможность обезопасить себя от неблагоприятных последствий в будущем, следовательно, обеспечить свои права.

К средствам обеспечения авторских прав можно отнести и такое средство, как повышение авторско-правовой культуры. К сожалению, сегодня с целью извлечения прибыли некоторые пользователи произведений, охраняемых авторским правом, допускают незаконное их использование для получения систематического дохода.

Охрана авторских прав в последнее время приобретает все большее значение. И авторский договор, закрепляя взаимные права и обязанности сторон, является важным средством защиты, как прав автора, или его правопреемника, так и прав пользователя.

Таким образом, с каждым годом число научных работ, посвященных интеллектуальной собственности увеличивается. Однако правовое регулирование авторско-правовых отношений нуждается в постоянном совершенствовании, с учетом интересов и потребностей авторов. При этом, интересы пользователей объектов, охраняемых авторским правом, должно быть также защищены. Авторское право должно стать инструменты для оптимального функционирования системы защиты прав авторов и пользователей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ, МАТЕРИАЛОВ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). - (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996г. N 14-ФЗ (ред. от 05.12.2017) //Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 5.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 № 146-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Собрание законодательства РФ. – 2001. - № 49. - ст. 4552.
  6. Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952 г. (пересмотренная в Париже 24.07.71 г.) // Российская авторско-правовая организация копирус. - URL: http://www.copyright.ru/ru/library/63/?doc_id=199.
  7. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров. - № 9. – 2003.
  8. «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1). Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ, вступили в силу с 1 марта 2002 года. Документ утратил силу с 1 января 2008 года на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ // Ведомости СНД и ВС СССР, 26.06.1991, № 26, ст. 733.
  9. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах». Документ утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ // Российская газета. - № 147. - 03.08.1993.
  10. Закон РФ от 23.09.1992 № 3523-1 (ред. от 02.02.2006) «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» // Российская газета, № 229, 20.10.1992. Документ утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 N 231-ФЗ.
  11. Закон СССР от 08.12.1961 (ред. от 12.06.1990) «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» (вместе с Основами законодательства) // Ведомости ВС СССР, 1961, № 50, ст. 525 (Утратил силу с 1 января 1992 года в связи с принятием Постановления ВС СССР от 31.05.1991 № 2212-1).
  12. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 7. - июль, 2012.
  13. Указ «О вольных типографиях» от 15 (26) января 1783 г. Екатерины II // Законы о печати. – URL: http://www.rarebook-spb.ru/info/press_laws/

Материалы судебной практики:

  1. Дело № А50-25762/14 // Архив Арбитражного суда Пермского края (г. Пермь) от 31.03.2015 года.
  2. Дело № 2-4452/2014 // Архив Дорогомиловский районный суд г. Москвы от 26. 11. 2014.

Специальная и научная литература:

  1. Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дис. … канд. юрид. наук. - М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности, 2006.
  2. Авторское право. Нормативные акты / Сост. И. Силонов. М.: Юрист, 1998. - С. 104-117.
  3. Антимонов Б.С, Флейшиц Е.А. Авторское право. - М.: Госюритлат, 1957.
  4. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. – СПб. Издание юридического книжного склада «Право». – 1912.
  5. Блинков О.Е. О наследстве и наследовании авторов // Бюллетень нотариальной практики. - М. 2009. - № 4. - С.21.
  6. Вайпан В.А., Любимов А.П. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 25-30.
  7. Гаврилов Э. Наследование интеллектуальных прав в свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 // Патенты и лицензии. - 2012. - № 9. - С. 22-32.
  8. Гражданское право: В 3-х томах / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Юрист, 2005. - Т 3. – С. 104.
  9. Гражданское право: учебник: в 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. - М., 2016. - Т. 2. - 867 с.
  10. Еременко В.И. Об имущественных правах на произведения науки литературы и искусства // Адвокат. - 2010. - № 9. - С. 10–11.
  11. Зенин И.А. Право интеллектуальной собственности: учебник. – М.: Юрайт, 2015. – 567 с.
  12. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма. – 2014.
  13. Киселева Е.В., Савченко В.Э. Некоторые характеристики, связанные с авторским правом // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2014. - № 13. - С. 137-140.
  14. Лысенко П.М. Основные проблемы и вопросы, стоящие перед современным авторским правом // Общество и право. - 2013. - № 1. - С. 118-121.
  15. Моргунова Е. А., Авторское право: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2014.
  16. Моргунова Е.А., Рузанова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. - М.: Юрист, 2004.
  17. Невская М.А., Сухарев Е.Е., Тарасова Е.Н. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: Практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - С. 74-75
  18. Овчинников И.В. О способах конструирования права на неприкосновенность произведения в авторском праве // Вестник Удмуртского университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 163-167.
  19. Погуляев В. В., Четвертая часть Гражданского кодекса - проблемы и новеллы // Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии. - 2008. - №9.
  20. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М.: Юрист, 1996.
  21. Степаненко Ю.С. Договоры об отчуждении исключительного права на объекты авторских прав // Вестник ИрГТУ. - № 1 (84). - 2014. – С 249.
  1. Гражданское право: В 3-х томах / Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. - М.: Юрист, 2005. - Т 3. – С. 104.

  2. Гражданское право: Учебник. В 3 т. / Под ред. А.П. Сергеева. - М.: Юрист, 2016. - Т. 3. – С. 152.

  3. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (Исключительные права). Учебник для вузов. – М.: Норма. – 2000. – С. 14.

  4. Стремецкая Н.Л. Взаимосвязь авторского права и смежных прав как институтов гражданского права // Законодательство. - № 8. - август 2002. – С. 51.

  5. Указ «О вольных типографиях» от 15 (26) января 1783 г. Екатерины II // Законы о печати. – URL: http://www.rarebook-spb.ru/info/press_laws/

  6. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М.: Юрист, 1996. - С. 36-37.

  7. Раскин Д.И. Авторское право в контексте цензурного законодательства России XIX — начала XX века // Цензура в России: история и современность. - СПб., 2006. - Вып. № 3. - С. 99.

  8. Беляцкин С.А. Новое авторское право в его основных принципах. – СПб. Издание юридического книжного склада «Право». – 1912. – С. 5.

  9. Беляцкин С.А. – Указ. Соч. - С. 35.

  10. Закон СССР от 08.12.1961 (ред. от 12.06.1990) «Об утверждении Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик» (вместе с Основами законодательства) // Ведомости ВС СССР, 1961, № 50, ст. 525 (Утратил силу с 1 января 1992 года в связи с принятием Постановления ВС СССР от 31.05.1991 № 2212-1).

  11. Всемирная конвенция об авторском праве от 06.09.1952 г. (пересмотренная в Париже 24.07.71 г.) // Российская авторско-правовая организация копирус. - URL: http://www.copyright.ru/ru/library/63/?doc_id=199

  12. «Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик» (утв. ВС СССР 31.05.1991 № 2211-1). Изменения, внесенные Федеральным законом от 26.11.2001 N 147-ФЗ, вступили в силу с 1 марта 2002 года. Документ утратил силу с 1 января 2008 года на территории Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ // Ведомости СНД и ВС СССР, 26.06.1991, № 26, ст. 733.

  13. Закон РФ от 09.07.1993 № 5351-1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах». Документ утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ // Российская газета, № 147, 03.08.1993.

  14. Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дис. … канд. юрид. наук. - М., 2006. – С. 25.

  15. Антимонов Б.С, Флейшиц Е.А. Авторское право. - М.: Госюритлат, 1957. – С. 115.

  16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 23.05.2018) // Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496.

  17. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность. - М., 2014. – С. 56.

  18. Калятин В.О. Указ. Соч. – С. 25.

  19. Моргунова Е.А., Рузакова О.А. Авторское право: Комментарий законодательства. Образцы документов. Вопросы и ответы. - М.: Изд-во «Право и закон», 2014. – С. 56.

  20. Погуляев В.В., Вайпан В.А., Любимов А.П. Комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах» (постатейный). - М.: ЗАО «Юстицинформ», 2006.

  21. Лысенко П.М. Основные проблемы и вопросы, стоящие перед современным авторским правом // Общество и право. - 2013. - № 1. - С. 118-121.

  22. Киселева Е.В., Савченко В.Э. Некоторые характеристики, связанные с авторским правом // Вестник Воронежского института высоких технологий. - 2014. - № 13. - С. 137-140.

  23. Закон РФ от 09.07.1993 N 5351-1 (ред. от 20.07.2004) «Об авторском праве и смежных правах» // Российская газета, №147, 03.08.1993. Документ утратил силу с 1 января 2008 года в связи с принятием Федерального закона от 18.12.2006 № 231-ФЗ.

  24. Вайпан В.А., Любимов А.П. Новое регулирование охраны прав на результаты интеллектуальной деятельности // Право и экономика. - 2008. - № 1. - С. 25-30.

  25. Овчинников И.В. О способах конструирования права на неприкосновенность произведения в авторском праве // Вестник Удмуртского университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 163.

  26. Дело № А50-25762/14 // Архив Арбитражного суда Пермского края (г. Пермь) от 31.03.2015 года.

  27. Беляцкин С.А. Указ.соч. - С. 9.

  28. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886 (ред. от 28.09.1979) // Бюллетень международных договоров. - № 9. – 2003.

  29. Калятин В.О. – Указ. Соч. – С. 36.

  30. Калятин В.О. Указ. Соч. – С. 69.

  31. Овчинников И.В. О способах конструирования права на неприкосновенность произведения в авторском праве // Вестник Удмуртского университета. – 2013. – Вып. 2. – С. 163.

  32. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 29.12.2017) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301

  33. Авторское право. Нормативные акты / Сост. И. Силонов. М.: Юрист, 1998. - С. 104-117.

  34. Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве: Дис. … канд. юрид. наук. - М.: Российский государственный институт интеллектуальной собственности, 2006. - С 154.

  35. Авдонин Р.В. - Указ. Соч. - С 154.

  36. Блинков О.Е. О наследстве и наследовании авторов // Бюллетень нотариальной практики. - М. 2009. - № 4. - С.21.

  37. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 7. - июль, 2012.

  38. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» // Бюллетень Верховного Суда РФ. - № 7. - июль, 2012.

  39. Невская М.А., Сухарев Е.Е., Тарасова Е.Н. Авторское право в издательском бизнесе и СМИ: Практическое пособие. - М.: Дашков и К, 2015. - С. 74-75

  40. Еременко В.И. Об имущественных правах на произведения науки литературы и искусства // Адвокат. - 2010. - № 9. - С. 10–11.

  41. Гаврилов Э.П. Наследование интеллектуальных прав в свете Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. № 9 // Патенты и лицензии. - 2012. - № 9. - С. 22-32.

  42. Эрделевский А.М. Неимущественные права автора произведения // Патенты и лицензии, 2005. - № 1. – С. 28-33.

  43. Дело № 2-4452/2014 // Архив Дорогомиловский районный суд г. Москвы от 26. 11. 2014