Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Объекты и субъекты авторского права (История становления авторских прав в России)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Данная работа посвящена изучению отдельных аспектов  авторского права. 

В современном мире, где информация распространяется с фантастической скоростью, каждый знаком с достижениями техники, которые позволяют репродуцировать любую информацию и открывают невероятные возможности для общения людей, являясь, в то же время, одним из способов обучения. Но поскольку достижения связаны с использованием авторских работ (произведений), существенно затрагивается правовая сфера из-за возможностей, открывающихся для «интеллектуального пиратства». Словом, говоря современным языком, «Наиболее обсуждаемой проблемой авторского права в настоящее время является распространение в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети Интернет, произведений литературы, науки и искусства с нарушением авторских и (или) смежных прав».[1]

Авторское право в один ряд с основными правами и свободами советских граждан, провозглашенных и охраняемыми государством, ставила еще Конституция СССР. Так в ст.47 Конституции СССР гражданам гарантируется свобода научного и художественного творчества, «создает необходимые для этого материальные условия, оказывает поддержку добровольным обществам и творческим союзам, организует внедрение изобретений и рационализаторских предложений в народное хозяйство и другие сферы жизни. Права авторов, изобретателей и рационализаторов охраняются государством».

Впервые закон об авторском праве в России приняли в 1828 году. Его действие распространялось исключительно на литературные произведения и для защиты прав авторов и издателей.  В 1911 году  издали новый закон, существенно расширившим сферу действия авторских прав и отвечавшим в то время общепринятым мировым стандартам. Но события Великой октябрьской революции предрешили судьбу закона 1911 года. В 1925 году в СССР был одобрен новый закон об авторском праве. Устройство экономики Советского Союза предопределило его закономерность. Отсутствие конкуренции между предприятиями делало бессмысленным закрепление за кем-то одним исключительные права на интеллектуальную собственность. По этой причине закон 1925 года позволял выступать только самим авторам правообладателями. Однако авторские права выражались только в личном неимущественном праве  и праве на получение вознаграждения за использование произведения. Такое регулирование авторских прав сохранилось вплоть до конца 80-х годов. Принятие в 1993 году Закона РФ «Об авторском праве и смежных правах» вернуло законодательство об авторском праве в плоскость рыночных отношений. До 1 января 2008 года свои имущественные права на произведения, являющиеся объектом авторского права, автор передавал, на основании авторского договора (ст.  7, 30 Закона РФ от 09.07.1993 N 5351-1). С 1 января 2008 года передача прав осуществляется по лицензионному договору (ст. 1259, 1286 ГК РФ), а термин «авторский договор» выбыл из раздела Гражданского кодекса РФ, посвященном интеллектуальной собственности и не используется. Отказавшись от понятия «авторский договор» в четвертой части ГК РФ законодатель предусматривает два типа договоров, заключаемых по поводу всех интеллектуальной деятельности, включая произведения науки, литературы и искусства, это договор об отчуждении исключительного права на произведение и лицензионный договор о предоставлении права использования произведения. Однако, по мнению Минфина России, договоры, регулируемые ст.1285-1288 ГК РФ, попадают под понятие «авторский договор»[2].

В 2008 году 1 января Закон РФ «Об авторском праве и смежных правах сменила IV часть Гражданского кодекса РФ, но сохранила основные положения, закрепленные в Законе 1993 года, и внесла и ряд серьезных изменений. В частности, с принятием части IV Гражданского кодекса поменялась система договоров в авторском праве.[3]

Актуальность рассматриваемой темы определяется в постановке вопроса в условиях рыночной экономики, связанных с гражданским оборотом интеллектуальной собственности, правовой охраны объектов интеллектуальной собственности, защиты прав авторов и правообладателей.

Цель работы – рассмотрение отдельных аспектов  авторского права. 

Задачи исследования:

1)раскрыть сущность и понятие авторского права;

2) рассмотреть историю становления авторских прав в России;

проанализировать принципы авторского права;

3) описать главные признаки и критерии объектов авторского права;

4) описать главные признаки и критерии субъектов авторского права.

Объект исследования - теоретические и практические проблемы авторского права. 

Предмет исследования -  включает в себя нормы гражданского законодательства.

По структуре работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной. Первая глава исследования посвящена собственно авторскому праву как самостоятельному институту права интеллектуальной собственности. Во второй главе работы нами рассматриваются объекты и субъекты авторского права.

Источниковую базу исследования составили нормативно-правовые акты, регулирующие указанную сферу, статьи монографии, посвященные изучению авторского права.

1. Авторское право как самостоятельный институт права интеллектуальной собственности

1.1 История становления авторских прав в России

Возникновение авторского права в России в первую очередь связано с цензурой. До 1771 года книгоиздательская деятельность, которая стоит у истоков возникновения авторских прав, находилась в руках государства[4]. В 1771 году была выдана первая привилегия на издание иностранной литературы, причем книги должны были выпускаться на языке оригинала, «дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было»[5]. До 1816 года, когда в России появился первый акт, защищающий права авторов, книгоиздание было крайне нестабильным, поскольку одни правители стремились усилить цензуру, а другие – ее ослабить: в 1783 году Екатерина II разрешила устройство «вольных» типографий, в 1896 году Павел I отменил ее указ, а спустя пять лет, в 1801 году, Александр I вновь разрешил частную деятельность. Все это повлияло на то, что в России права авторов были закреплены с вековым опозданием.

Первый более-менее полноценный законодательный акт в сфере регулирования авторских прав появился 22 апреля 1828 года. Цензурный устав был нацелен на подавление вольнодумчиских веяний в обществе. В нем впервые давалось определение цензуры, подробно рассказывалось о том, за что те или иные произведения могли быть запрещены (в основном за критику догматов христианской веры, за нарушение неприкосновенности верховной власти, а также за оскорбление чести и клевету)[6] . Одна из глав Цензурного устава называлась «Положение о правах сочинителей». Согласно ей, автор или переводчик мог пользоваться плодами своего труда на протяжении всей жизни. После его смерти права переходили наследникам на срок до 25 лет, и уже после этого произведение попадало в общественное достояние. Цензурный устав защищал только те произведения, которые удовлетворяли комиссию: если произведение попадало под цензуру, то автор лишался всех прав на него.[7]

В качестве отрасли гражданского права авторские права были закреплены только в 1877 году, а в 1911 появился первый законодательный акт, составленный по европейскому образцу. Согласно ему, объектами авторского права являлись:

- литературные произведения, как письменные, так и изустные (речи, лекции, рефераты, доклады, сообщения, проповеди и т. п.);

- музыкальные произведения, в том числе и на музыкальные импровизации; художественные произведения (живопись, гравирование и другие виды графического искусства, ваяние и зодчество), и

- на фотографические и подобные им произведения, охраняемые на основаниях, в главе шестой указанных[8].

После Великой октябрьской революции все ранее принятые законодательные акты были отменены. Первым указом советской власти стал декрет ВЦИК от 29 декабря 1917 года «О государственном издательстве»25. В нем принималось во внимание безработица книгопечатников, а также «острый книжный голод». Для решение этих проблем было принято решение о выпуске классической литературы, которая переходила из частной собственности в государственную на срок до пяти лет.

Следующий декрет – «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием», принятый в 1918 году, – нивелировал как таковые имущественные права авторов, объявляя любые произведения (даже неопубликованные) национальным достоянием.[9]

Новый этап в области интеллектуальных прав начался после 1928 года – с принятием постановления ЦИК и СНК СССР «Основы авторского права». и постановления ВЦИК, СНК РСФСР «Об авторском праве».

С момента присоединения РФ к Бернской конвенции 1886 должна была подлежать применению ее ст.18, регулирующая распространение правовой охраны на все произведения, опубликованные ранее и охраняемые на территории страны происхождения (ретроактивное действие). Однако согласно постановлению Правительства РФ от 03.11.1994 № 1224[10], присоединение к ней нашей страны было обусловлено спорным уведомлением (оговоркой) о неприменении обратной силы (по примеру США, поступивших аналогичным образом в 1989 году).

После введения в 2004 году изменений и дополнений в ст.ст. 5, 28 Закона об авторском праве и смежных правах в судебной практике сложилось представление о том, что Постановление 1994 года «утратило актуальность». Официально оно было отменено лишь в связи с вступлением России в ВТО на основании Постановления от 11.12.2012 № 1281[11].

 В настоящее время норма ст. 1256 ГК гласит, что правовая охрана в России предоставляется всем произведениям, не перешедшим в общественное достояние в стране происхождения или в РФ вследствие истечения срока охраны.

После присоединения СССР, а затем РФ к важнейшим международным конвенциям, шло движение в сторону сближения с международным правом по продолжительности срока действия исключительного права на произведение. Завершением этого процесса стало произошедшее в 2004 году увеличение общего срока с 50 до 70 лет.

После распада СССР в силу вступил закон «Об авторском праве и смежных правах». Имущественные авторские права были продлены на 25 лет и составили половину века. В законодательном акте впервые появилось понятие «смежные права», которые затрагивали сроки охраны фонограмм и телепередач. С небольшими изменениями закон дошел до 2006 года, когда авторские права были закреплены в 4 части Гражданского кодекса РФ.

Таким образом, завершая характеристику эволюции института авторского права в России, необходимо отметить, что фактически только с момента введения в действие IV части Гражданского кодекса Российской Федерации можно констатировать окончательное оформление данного правового института.

Сущность и понятие авторского права

Авторское право – есть совокупность законодательных норм, регулирующих гражданско-правовые отношения, связанные с созданием и дальнейшим использованием произведений науки, литературы и искусства. В содержание авторских прав включены несколько правомочий:

-право авторства; право на имя (дает возможность публиковать произведения под своим именем или псевдонимом, а также, анонимно);

- право на опубликование в любых издательствах;

-право на защиту произведения от любых искажений.

Автору произведения принадлежат личное и имущественное право, последний носит исключительный характер и является, своего рода, правом собственности. На основании этого имущественного права автор может распоряжаться собственным произведением по своему усмотрению, а также, разрешать выполнять другим лицам такие действия, как:

-воспроизведение и распространение экземпляров произведения;

- публично показывать и исполнять произведение в театрах и концертных залах;

-осуществлять перевод произведения на другие языки;

-осуществлять переработку произведения.

Выполнение любых этих действий без согласия на то автора произведения является нарушением авторских прав и влечет за собой административную и уголовную ответственность. Исключением являются случаи, когда в силу закона произведение может быть использовано без согласия владельца авторских прав.

Авторское право – термин, употребляемый в не менее чем двух значениях:

-институт отрасли гражданского права (как часть подотрасли права интеллектуальной собственности);

-совокупность правомочий автора в отношении созданного им произведения искусства или культуры.

В предмет этого института входят отношения, связанные с введением в гражданский оборот результатов интеллектуальной деятельности (в форме произведений науки, литературы и искусства).

Виды авторских прав подразделяются на:

А) Личные неимущественные права включают:

Право авторства — право признаваться автором произведения.

Право на имя — право указывать свое имя или псевдоним на экземплярах произведения.

Право на неприкосновенность произведения — право запрещать любые изменения произведения без согласия автора.

Право на обнародование произведения — право представить произведение публике.

Право на отзыв произведения — право отказать от обнародования после его совершения.

Б) Исключительное право на произведение — право использовать произведение в любой форме и любыми способами. Перечень форм и способов в законе открытый.

В) Иные авторские права, к которым относятся:

Право следования — право на часть цены оригинала произведения при публичной продаже.

Право доступа — право требовать у собственника оригинала возможность создания копии произведения.

Функции авторского права состоят в обеспечении реализации следующих задач:

-защита прав лиц, своим творческим трудом создающих произведения;

-поощрение создания новых результатов интеллектуальной деятельности;

-обеспечение условий для обращения на благо общества созданных произведений (с учетом интересов общества).

Законодатель посчитал, что в современных условиях этим задачам максимально будет отвечать кодификация. Поэтому с 2008 года все ранее разрозненные нормы права интеллектуальной собственности, включая положения об авторском праве, объединены в части 4 ГК РФ.

В условиях развития коммуникаций и легкости трансграничного перемещения объектов творчества авторское право является одной из наиболее подверженных международному влиянию подотраслей. Ниже приведены акты, которые подлежат применению по правилу приоритета международного договора (ст. 15 Конституции РФ[12], ст.7  ГК РФ[13]):

-Бернская конвенция от 09.09.1886;[14]

-Всемирная конвенция об авторском праве от 16.09.1955[15];

-Соглашение по ТРИПС от 15.04.1994[16];

-Договоры ВОИС по авторскому праву, по исполнениям и фонограммам от 20.12.1996.[17]

Большое значение в разработке и внедрении новых норм авторского права принадлежит ВОИС, учрежденной Конвенцией от 16.07.1967. 

Как и в административном праве, гражданское и уголовное законодательство РФ также устанавливают определенную ответственность за нарушение авторского права. Нормы и санкции, применимые к правонарушителям, устанавливаются в зависимости от вида нарушения, и предполагают назначение не только денежных штрафов, но и исправительно-трудовые работы или лишение свободы. Так, статьей 7.12 КоАП[18] (раздел 2, глава 7) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, возникших с целью извлечения дохода, в виде штрафа: для граждан – от 1500 до 2000 рублей, для должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей, для юридических – от 30 000 до 40 000 рублей. В Уголовном кодексе РФ нарушение авторского права предполагает незаконное использование результатов интеллектуального труда в крупных размерах. Данное нарушение влечет за собой наказание в виде штрафа в размере до 200 000 часов, исправительные либо обязательные работы от 20 суток до 2 лет(ст.146 УК РФ)[19]. Отдельно рассматривается незаконное использование объектов авторского или смежного прав в особо крупном размере, совершенные группой лиц или по предварительному сговору. Такие нарушения влекут за собой исполнение принудительных работ на срок до 5 лет, штраф размером до 500 000 рублей либо лишение свободы на срок до 6 лет. Наиболее актуальные виды нарушения авторского права:

-невыплата либо частичная выплата авторского гонорара;

-издание объекта интеллектуальной собственности без согласия на то автора произведения;

-не указание имени автора произведения; плагиат – выдача результата трудов чужой интеллектуальной собственности за свое;

-контрафакция – незаконное воспроизведение любым способом результата чужого труда без согласия автора;

-пиратство - несанкционированное изготовление контрафактных экземпляров печатных изданий, аудио- или видеозаписей с целью тайной продажи.

Признание за создателями произведений литературы, науки и искусства самостоятельных авторских прав является показателем нравственного прогресса общества. Тем самым дается право на существование интереса весьма специфического. Право защищает этот интерес не на основании вложенных автором в создание произведения материальных средств или труда, а «всего лишь» на том основании, что произведение получилось выражением личности автора, т. е., как принято говорить применительно к авторскому праву, оригинальным. [20]

Таким образом, авторские права, имея своим основанием факт создания произведения, по существу дают своему обладателю правовые средства защищать такой объект (произведение) лишь в связи со своей личностью.

Принципы авторского права

Можно выделить следующие основные принципы авторского права:

Свобода творчества. Этот принцип означает, что каждый вправе сам выбирать сферу творческой деятельности и способы ее осуществления. Конституционное законодательство га­рантирует свободу научного, технического и художественного творчества путем ши­рокого развертывания научных исследований, изобретательской и рационализа­торской деятельности, развития литературы и искусства.

Сочетание личных интересов автора с интересами общества. Этот принцип означает то, что общество заинтересовано не только в защите прав автора, но и в свободном доступе к представляющим ценность авторским произведениям. Законодательно предусматривается возможность использования без со­гласия автора и уплаты ему авторского вознаграждения изданного произведения для создания нового, творчески самостоятельного произведения.

Принцип моральной и материальной заинтересованности автора в создании и использовании произведений на практике реализуется в различных формах. Формы мо­рального поощрения: присуждение почетных званий, переиздание произведений, снис­кавших признание общественности, и т. д. Моральным и материальным поощрением является присуждение авторам произведений науки, литературы и искусства различ­ных государственных и именных премий. Установление авторского вознаграждения в виде гибких ставок за различного рода произведения также является способом материального стимулирования.

Принцип всемирной охраны прав и законных интересов авторов отражен не только в нормах права, которые устанавливают права и обязанности участников авторских правоотношений, закрепляют гарантии реализации субъективных прав, определя­ют компетенцию государственных органов, но и в нормах, обеспечивающих защи­ту нарушенных авторских прав.

Неотчуждаемость личных неимущественных прав автора. Данный принцип означает, что личное неимущественное право автора неразрывно связано с его личностью и не может быть передано третьим лицам даже в случае волеизъявления автора на такую передачу. Неимущественные права автора возникают вследствие создания литературного или научного произведения, и наряду с автором законом определен круг лиц, которые имеют право охранять авторские права после смерти автора. Отношения между соавторами, касающиеся вопросов получения авторского права, права на неприкосновенность и обнародование, определяются по взаимному соглашению всех сторон. Неимущественные авторские права защищены законом бессрочно. В этом состоит одно из существенных отличий российского авторского права от авторского права ряда за­рубежных стран.

Свобода авторского договора. Этот принцип означает то, что автор свободен в выборе контрагентов и условий авторского договора. Он заменил собой свойственный ранее действо­вавшему авторскому праву принцип нормативной регламентации основных прав и обязанностей по авторским договорам. В этой связи новое российское авторское за­конодательство отказалось от жесткой регламентации отношений сторон авторско­го договора. В нем закрепляются лишь возможные типы авторских договоров, а также указываются условия, которые должны быть в обязательном порядке согла­сованы сторонами. Кроме этих и некоторых других указанных в законе ограниче­ний, стороны свободны в определении содержания и иных условий авторского договора.

Неправильным будет обойти стороной масштабные изменения и дополнения ГК РФ в части регулирования интеллектуальных прав содержатся в ФЗ от 12.03.2014 № 35-ФЗ[21] (большая часть норм введена с 01.10.2014). Наиболее значительные из них следующие:

-01.01.2016 из-под действия авторского права выведена геологическая информация о недрах, и, напротив, с 01.01.2017 к числу объектов авторского права отнесены карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к топографии;

-норма, определяющая порядок залога исключительных прав (ст. 358.18);

-новая редакция статьи о праве на отзыв (ст. 1269);

-переработка положений о свободном использовании (при этом ст. 1275 в новой редакции вступила в силу с 01.01.2015, ст. 1276 — с 01.10.2014);

-появление категории открытой лицензии в форме договора присоединения (ст. 1286.1), что является шагом на пути к введению «свободной лицензии», получившей распространение в связи с развитием интернета;

-дополнение статьи о компенсациях новым видом — в размере двукратной стоимости контрафактных экземпляров (ст. 1301).

С 01.06.2018 вступят в силу изменения в ст. 1239 внесенные законом «О внесении изменений…» от 05.12.2017 № 381-ФЗ[22], предусматривающие право автора на получение процентов от цены перепродажи его произведения аукционными домами, галереями, магазинами и т.п.

Таким образом, система принципов авторского права состоит из принципов охраны интеллектуальной собственности, неотчуждаемости личных неимущественных прав авторов, доступа к культурным ценностям и свободы творчества. 

Выводы по 1 главе

В результате анализа, проведенного в первой главе исследования, мы выяснили, что авторское право регулирует отношения, возникающие в связи с созданием и использованием результатов интеллектуальной деятельности — произведений науки, литературы и искусства. Отсутствие законодательного закрепления понятия произведения является существенным недостатком законодательства РФ. Произведение должно отвечать двум требованиям: быть творческим и существовать в какой-либо объективной форме. Необходимо различать сами произведения, имеющие нематериальную сущность, и ту вещественную форму, в которой они воплощены.

Принципы авторского права – это его основные начала, отправные идеи, которые обладают универсальностью, высшей императивностью и общезначимостью. Они пронизывают содержание всей системы авторского права, предопределяют всю юрисдикционную деятельность и воплощаются в субъективных правах и обязанностях участников авторских правоотношений.

2. Объекты и субъекты авторского права

2.1. Объекты авторского права

Современное российское законодательство определяет объекты авторского права как произведения науки, литературы и искусства. Их открытый перечень содержится в п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ. В свою очередь, произведение, в соответствии с п. 1 ст. 1228 ГК РФ, это результат интеллектуальной (творческой) деятельности.

Выделяют как минимум 2 признака, которыми в обязательном порядке должны обладать объекты авторского права:

Творческий характер.

В соответствии со ст. 1257 ГК РФ одним из основных признаков произведения является творческий характер труда автора (постановление Суда по интеллектуальным правам от 21.09.2015 по делу № А10-343/2014). При этом априори предполагается, что результаты интеллектуальной деятельности созданы в процессе творчества: отсутствие новизны, уникальности и (или) оригинальности не свидетельствует о том, что такой результат создан не творческим трудом и, соответственно, не относится к объектам авторского права (Обзор судебной практики, утвержденный президиумом Верховного суда РФ 23.09.2015[23]).

Объективная форма.

Результаты творческой деятельности могут стать объектами авторского права, если они представлены в какой-либо объективной форме, так как авторское право не может охранять мысли и/или идеи автора — им необходимо придать форму, доступную для восприятия окружающими. Произведение может быть выражено в письменной или устной форме, в виде изображения, в объемной форме, в формате звуко- или видеозаписи (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). 

Объектами авторского права являются произведения, обнародованные и необнародованные, обладающие следующими признаками:

-собственной структурой и способностью к автономному использованию (в отличие от цитат, например):

-совокупностью выраженных в них идей, мыслей автора;

-объективной выраженностью (в доступной для восприятия форме) и способностью к  воспроизведению (спорный признак, неприменимый к охраняемым устным произведениям – ч. 3 ст. 1259 ГК РФ).

Кроме того подлежат охране и признаваемые в соответствии с п.7 ст.1259 ГК РФ[24] самостоятельным выражением творческого замысла части произведений, их названия, персонажи и образы, иные оригинальные элементы.

Отдельную группу объектов авторского права составляют программы для ЭВМ и базы данных, имеющие специфическую сферу.

Особое внимание следует обратить на то, что произведения охраняются авторским правом независимо от их культурной ценности, достоинства, содержательности и общественной оценки.

Классификация произведений в авторском праве проводится по различным основаниям. Выделяют произведения:

-науки, литературы и искусства;

-опубликованные и неопубликованные;

-обнародованные и необнародованные;

-оригинальные и производные (например, переводы, сборники и т.д.).

Особые разновидности представляют собой сложные объекты авторского права и служебные произведения. В ч. 4 ГК РФ предусмотрена отдельная статья, посвященная правовому механизму распоряжения интеллектуальными правами на объекты, которые были созданы в рамках трудовых обязанностей.

Служебным произведением признается такое произведение науки, литературы или искусства, которое создается в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Разновидностями аудиовизуального произведения являются кинематографическое произведение, видеоролик, мультфильм и т.д. В судебной практике отмечается, что стоп-кадр (изображение кадра) из мультипликационного сериала является статичным визуальным воплощением творческого замысла автора произведения и сам по себе, в отрыве от произведения, не обладает признаками объекта авторских прав, в связи с чем не может быть признан самостоятельным результатом творческого труда[25].

Как объекты авторских прав охраняются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Градостроительная деятельность определяется законодателем как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений[26]. Под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте[27].

Российское законодательство, не закрепляя понятия произведения науки, содержит дефиницию научного и (или) научно-технического результата как продукта научной и (или) научно-технической деятельности, содержащего новые знания или решения и зафиксированного на любом информационном носителе[28]

В законе раскрывается такое понятие, как научно-техническая деятельность, под которой понимается деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Сайт в сети Интернет определяется как совокупность программ для ЭВМ и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации")[29].

Проблема защиты интеллектуальных прав на интернет-сайты нашла отражение в судебной практике. Рассматривая одно из дел по ранее действовавшему Закону "Об авторском праве и смежных правах", суд определил, что содержимое сайта составляют специально подобранные и расположенные определенным образом материалы (тексты, рисунки, фотографии, чертежи, аудиовизуальные произведения и т.д.), которые могут быть использованы с помощью компьютерной программы (компьютерного кода), являющейся элементом сайта[30].

Таким образом, ст. 1259 ГК РФ содержит довольно обширный, но не исчерпывающий перечень объектов авторских прав, поскольку подобный перечень предусмотреть и даже спрогнозировать попросту невозможно. Это объясняется тем, на наш взгляд, что с развитием науки, техники, информационных и иных технологий могут создаваться новые объекты авторских прав.

2.2. Субъекты авторского права

Понятие субъекта авторского права можно рассматривать в широком и узком значении этого термина. В широком значении это понятие охватывает всю сферу авторского права, как она понимается в 70-й главе ГК РФ. В данном контексте субъектами являются создатели и (или) авторы произведений, их наследники/правопреемники и другие лица, являющиеся владельцами авторских прав по закону или договору: издательства, телекомпании, продюсерские центры и т. д. (ст. 1293, 1295, 1296, 1298).

В узком значении субъектом авторского права является исключительно автор. В соответствии со ст. 1257 ГК РФ автором произведения является гражданин, в результате творческого труда которого оно создано (постановление Суда по интеллектуальным правам от 24.12.2014 по делу № А46-15552/2013[31]).

Следует отметить, что понятие «автор» не тождественно понятию «субъект авторских прав». Автором может быть только физическое лицо, которому принадлежат личные неимущественные права на произведение, в том числе право авторства, право на имя и т. п. А вот субъектом авторских прав — правообладателями, владеющими исключительным правом на произведение (т. е. комплексом имущественных прав на него), — может быть любое лицо, в том числе юридическое. 

К субъектам авторского права относятся авторы/соавторы произведений науки, литературы и искусства или их правопреемники (в т.ч. наследники или лица, которые получили исключительные права на основе авторского договора), а также, иные лица, приобретшие авторские права по закону или договору. На основании п. 4 ст. 1259 ГК РФ авторское право, возникшее у создателя произведения, не требует регистрации. Однако, при этом, любой владелец авторских прав может осуществить регистрацию своего произведения в нотариальном органе и Российском авторском обществе. Каждый обладатель авторских прав может использовать знак охраны авторского права (копирайт), который размещается на каждом экземпляре произведения и включает в себя три элемента: латинская буква «С» в окружности © Copyright; имя (наименование) обладателя исключительных авторских прав; год первого опубликования данного произведения. Отметим, что знак «копирайт» не имеет правовых последствий, однако, он информирует других пользователей о наличии обладателя исключительных прав на данное произведение. В случаях если произведение является результатом совместного творческого труда при участии более 2х лиц, оно принадлежит всем соавторам, независимо от его целостности (ст. 1258 ГК РФ). Вместе с тем, каждый из соавторов имеет право использовать по своему усмотрению созданную им часть произведения с самостоятельным значением, при этом, право на использование этого произведения целиком принадлежит совместно всем соавторам, правоотношения между которыми определяются соответствующим соглашением. В случаях, когда произведение, созданное соавторами, является неразрывным целым, ни один из соавторов не имеет права запретить использование этого произведения.

Авторы сборников (составители), на основании п. 2 ст. 1260 ГК РФ, приобретают авторское право на результат их творческого труда, в частности, подбор и публикацию составного произведения. Составитель может использовать свое авторское право при условии соблюдения им прав всех авторов, произведения которых включены в сборник составителя, при этом, авторы вправе использовать свои произведения по своему усмотрению. Авторское право составителя не может воспрепятствовать другим лицам создавать собственные составные произведения с использованием тех же материалов.

Издатели энциклопедий и словарей, газет, журналов, периодических и продолжающихся сборников научных трудов в соответствии с п. 7 ст. 1260 ГК РФ приобретают исключительные права на использование таких изданий. Кроме того, издатель имеет право указывать свое наименование, независимо от использования издания.

Переводчики и авторы иных производных произведений на основании п. 1 ст. 1260 ГК РФ приобретают авторское право на переводы, переделку и иные виды обработок материалов, и при этом, не их авторское право не может препятствовать другим лицам осуществлять переработку тех же материалов.

Авторское право на аудио- и видео- произведения в соответствии с п. 2 ст. 1263 ГК РФ принадлежит: автору сценария; режиссеру-постановщику; автору музыкального произведения, композитору. Заключение договора на создание индивидуального произведения предполагает передачу от автора продюсеру исключительных прав публичное распространение этого произведения в любых его формах, если иное не предусмотрено договором (ст. 1240 ГК РФ). При этом изготовитель произведения (продюсер) вправе указывать свое имя при использовании данного произведения. Произведение, которое было создано в ходе исполнения служебных обязанностей, охраняется авторским правом, принадлежащим на основании ч.1 ст.1295 ГК РФ автору служебного произведения. При этом, работодатель приобретает исключительные права на использование данного служебного произведения, с правом указания наименования своей организации.

Рассматривая выше кинематографическое произведение, видеоролик, мультфильм и т.д.следует отметить, что в отличие от иных объектов авторских прав для рассматриваемого результата интеллектуальной деятельности в законодательстве определяется особый субъектный состав авторов. Авторами аудиовизуального произведения являются три лица: режиссер-постановщик; автор сценария; композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ).

Авторами мультимедийного продукта, как правило, являются сценарист, художник, программист, композитор (который создал музыкальное произведение специально для этого объекта). Применительно к отдельным разновидностям мультимедийного продукта указанный перечень лиц может уточняться.

Авторские права подразделяются на отчуждаемые (исключительное право) и личные неотчуждаемые (неимущественные).

 Осуществлять авторские права могут различные лица:

-авторы, соавторы (начиная с 14 лет – п.2 ст. 26 ГК РФ) произведений науки искусства, создавшие их своим творческим трудом;

-законные представители малолетних (до 14 лет) авторов (ст. 28 ГК РФ);

-третьи лица (в отношении отчуждаемых имущественных прав).

Изначально появление авторских прав обусловлено созданием произведения. Дальнейшая его судьба определяется объемом дееспособности автора и совершением им распорядительных сделок. Произведения, созданные в соавторстве используются лицами его создавшими совместно, если соглашением между ними не предусмотрено иное.

В круг субъектов авторского права входят наследники авторов — после их смерти исключительное право на произведение как имущественное включается в состав наследства.

Однако в силу производного характера авторские права правопреемников в этом случае ограничены:

-по сроку существования — если для автора срок ограничен периодом его жизни, то для наследников исключительное право действует 70 лет после смерти создавшего произведение лица;

-по объему — если правопреемник получил исключительное право на не обнародованное при жизни автора произведение, он может быть лишен права на обнародование вовсе. Согласно п. 3 ст. 1268 ГК РФ основанием для этого служит выраженная в письменной форме воля автора на отказ от обнародования, к примеру, в его дневнике либо завещании.

ВС РФ в п. 87 постановления пленума от 29.05.2012 № 9[32] отметил, что в ситуации, когда исключительное право переходит сразу к нескольким лицам по наследству, оно принадлежит им совместно и может быть использовано на условиях, определенных в заключенном ими соглашении.

Также субъектами авторского права являются организации, специализирующиеся на коллективном управлении авторскими правами. Они осуществляют деятельность на основании договоров, заключаемых с правообладателями либо в случае, если организация имеет государственную аккредитацию (например, РАО), и без таковых.

ФАС Уральского округа в постановлении от 23.11.2012 № Ф09-11142/12[33] в ответ на возражения ответчика, пытавшегося оспорить право РАО представлять интересы правообладателей, не наделивших его соответствующими полномочиями, отметил, что истец как аккредитованная организация обладает таким правом.

На служебное произведение по общему правилу права не отходят одному субъекту, а распределяются следующим образом: исключительное право — работодателю, а личные неимущественные права — автору. При этом у последнего возникает неотчуждаемое право на вознаграждение, которое сохраняется, даже если работодатель не использует произведение и не обнародует его (ч. 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ). Ст. 1296 говорит о произведениях, создаваемых по заказу, при этом подрядчиком по договору выступает иной, чем автор произведения, субъект — в таком случае исключительное право принадлежит заказчику.

Согласно ст. 1297 ГК РФ, если при выполнении договора, которым прямо создание конкретного произведения не предусматривалось, оно было создано, исключительным правом обладает подрядчик.

Специфическими субъектами авторских прав выступают соавторы произведения, то есть лица, чьими совместными творческими усилиями оно создано, совместно обладающие авторским правом. Соавторство может быть:

-нераздельным — коллективное произведение является единым целым, невозможно выделение частей («Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова);

-раздельным — составные части могут быть разграничены и использоваться авторами независимо (опера — музыка написана одним субъектом, а либретто — другим).

По умолчанию соавторство предполагает совместное решение вопросов об использовании результата творческого труда, иное может быть определено в соглашении авторов.

ВС РФ в п. 30 постановления пленума от 19.06.2006 № 15 отметил, что соавторство может быть признано, если оно подтверждено волеизъявлением субъектов авторского права на момент обнародования общего произведения[34].

Таким образом, субъекты авторского права — правовая категория, в состав которой входят не только авторы произведений, но и иные лица, ставшие правообладателями на основании закона либо договора, включая юридических лиц. Участниками судебных споров нередко являются такие субъекты авторского права, как соавторы, авторы служебных, составных, производных произведений в силу особенностей их правового положения, а также порядка реализации прав.

Выводы по 2 главе

По результатам работы над второй главой исследования мы можем говорить о том, что:

-объектами авторского права, наряду с произведениями авторов, могут выступать производные произведения, сборники и другие составные произведения;

-субъектами авторского права являются: автор произведения, соавторы, а также иные субъекты - переводчики, аранжировщики, составители сборников;

-автор произведения литературы, науки, искусства независимо от возраста, дееспособности обладает определёнными правами, которые делятся на личные неимущественные и имущественные права. Смысл исключительности авторских прав состоит в том, что только сам обладатель авторских прав (автор, его правопреемник) может их реализовывать, решать вопрос об использовании созданного им произведения, охранять результат своего творчества, отстаивать собственные интересы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

1) авторское право как правовой институт является частью гражданского права. В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по созданию и использованию произведений литературы, науки и искусства. В субъективном смысле авторское право означает права, принадлежащие создателю произведения;

2) авторское право прошло длительный период становления. Вступившая в силу IV Часть ГК РФ стала важнейшим этапом на пути к завершению кодификации гражданского законодательства, построенного на основе рыночной экономики и сбалансированном сочетании интересов различных категорий участников частноправовых отношений;

3) система принципов авторского права состоит как из общеправовых, межотраслевых, отраслевых гражданско-правовых принципов, так и специфических принципов, присущих авторскому праву. Принципы авторского права направлены на защиту прав и интересов авторов, на утверждение свободы творчества и неотчуждаемости личных неимущественных прав автора, на сочетание личных интересов автора с интересами всего общества, на установление договорного использования произведений творчества;

4) объектами авторского права, наряду с произведениями авторов, могут выступать производные произведения, сборники и другие составные произведения;

5) субъектами авторского права являются: автор произведения, соавторы, а также иные субъекты

- переводчики, аранжировщики, составители сборников;

- автор произведения литературы, науки, искусства независимо от возраста, дееспособности обладает определёнными правами, которые делятся на личные неимущественные и имущественные права. Смысл исключительности авторских прав состоит в том, что только сам обладатель авторских прав (автор, его правопреемник) может их реализовывать, решать вопрос об использовании созданного им произведения, охранять результат своего творчества, отстаивать собственные интересы.

Со времен действия Закона об авторском праве и смежных правах произошли значительные изменения в экономике и обществе. Однако в целом система правовой охраны, заложенная в этом законе, вместе с заданным им понятийным аппаратом была перенесена в ч. 4 ГК РФ. Реформирование авторского законодательства обусловливается, с одной стороны, развитием технологий, а с другой — тенденцией сближения с международными нормами и требованиями.

При защите авторских прав важно учитывать два критерия охраноспособности их объектов:

1) создание произведения творческим трудом и

2) его выраженность в объективной форме. Трактовка критерия выраженности произведения в той или иной форме особого труда не составляет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 1259 ГК РФ "авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме".

Сложнее дело обстоит со вторым критерием - творческим характером деятельности по созданию произведения, поскольку действующее законодательство не определяет понятия творчества и это, видимо, и трудно сделать.

Возможно, в действующем законодательстве это понятие не определено по той причине, что правоприменителям все равно пришлось бы выходить за рамки юридического определения и оперировать общефилософскими категориями.

В связи с тем, что защите подлежат только признанные гражданским законодательством объекты авторских прав и в целях устранения неясности в гражданском законодательстве было бы целесообразным внести изменения.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней дан анализ действующим нормам, регулирующим авторские права, выявлены существующие пробелы законодательства, обобщена судебная практика

Практическая значимость работы заключается в том, что содержащиеся в ней положения могут быть применены и в преподавании дисциплины авторского права, и могут быть использованы авторами при защите ими своих прав, а так же могут послужить в дальнейших научных разработках данной темы.

В качестве перспектив проведенной работы можно обозначить, что охрана авторским правом компьютерных программ и баз данных – это лишь первый шаг на пути использования авторского права как механизма возврата инвестиций, вложенных в создание и продвижение на рынке информационно-коммуникационных технологий.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)(с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 29.12.2017)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ(ред. от 01.07.2017)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)// Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 03.04.2018)// Российская газета, N 256, 31.12.2001

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ(ред. от 19.02.2018)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954

Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.

Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ"О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Российская газета, N 59, 14.03.2014

Федеральный закон от 05.12.2017 N 381-ФЗ"О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"// Российская газета, N 279, 08.12.2017

Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473.

Федеральный закон от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.

Всемирная конвенция об авторском праве(Заключена в г. Женеве 06.09.1952)(вместе со "Статусом Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 года)" (последние изменения произошли 26.04.2007))// "СП СССР", 1973, N 24, ст. 139

Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886(ред. от 28.09.1979)// Бюллетень международных договоров, N 9, 2003

Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.)//СПС Гарант

  1. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (Вместе с "Согласованными заявлениями в отношении Договора...")(Подписан 20.12.1996)// Бюллетень международных договоров. 2016. N 12. С. 12 - 22.

Письма Минфина РФ от 28.08.2008 N 03-04-06-02/98, от 14.07.2008 N 03-04-06-02/75, (Письмо Минфина РФ от 03.07.2008 N 03-04-07-02/13)//СПС КонсультантПлюс

Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 11, ноябрь, 2015

Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1224"О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм"// Собрание законодательства РФ, 14.11.1994, N 29, ст. 3046

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15"О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах"// Российская газета, N 137, 28.06.2006

Постановление Правительства РФ от 11.12.2012 N 1281"Об отзыве заявления, сделанного при присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений"// "Собрание законодательства РФ", 17.12.2012, N 51, ст. 7216

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9"О судебной практике по делам о наследовании"// Российская газета, N 127, 06.06.2012

  1. Постановление Президиума ВАС РФ от 22 апреля 2008 г. N 255/08 по делу N А63-14046/2006-С1 // СПС "КонсультантПлюс";

Постановление ФАС Уральского округа от 23.11.2012 N Ф09-11142/12 по делу N А07-2392/2012//СПС КонсультантПлюс

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 7 апреля 2016 г. N С01-172/2016 по делу N А51-9451/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24 декабря 2014 г. N С01-1111/2014 по делу N А46-15552/2013 Суд оставил без изменения ранее принятое постановление апелляционного суда по делу о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, в связи с недоказанностью истцом наличия исключительных прав на аудиовизуальное произведение и права партнерства на обращение с иском по данном делу//ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/iv/request/#ixzz5DVDNkMfE

Декрет СНК о научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях. 1918. [Электронный ресурс]. URL: http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/law/snk/1917/?id=593. Дата обращения: 03.05.2018

Ефремова В. В. Авторское право на произведения изобразительного искусства в России и Франции. [Электронный ресурс]. URL: http://lawbook.online/avtorskoe-pravorossii/istoriya-razvitiya-otechestvennogo-avtorskogo-15677.html. Дата обращения: 03.05.2018

Закон об авторском праве 1911 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=1958. Дата обращения: 03.05.2018

Каминская Елена Ивановна Авторские права как права человека // Журнал российского права. 2014. №10 (214). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskie-prava-kak-prava-cheloveka (дата обращения: 23.04.2018). 

Маркина А. Как божественное знание стало бизнесом. [Электронный ресурс]. URL:http://www.chaskor.ru/article/kak_bozhestvennoe_znanie_stalo_biznesom_40103. Дата обращения: 03.05.2018

Плиева С. В. Исторические этапы развития авторского права в России. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/istoricheskie-etapy-razvitiya-avtorskogo-prava-vrossii. Дата обращения: 03.05.2018

Смирнов Д. М. О современных проблемах авторского права в Российской Федерации // Вестник ЧГАКИ. 2015. №1 (41) http://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennyh-problemah-avtorskogo-prava-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 22.04.2018).

Устав о цензуре 1828 г. [Электронный ресурс].URL: http://opentextnn.ru/censorship/russia/encslov/?id=5532. Дата обращения: 03.05.2018

Sum Intellectual Property. Интеллектуальная собственность в России и за рубежом [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sumip.ru/ (дата обращения 23.04.2018 )

  1. Смирнов Д. М. О современных проблемах авторского права в Российской Федерации // Вестник ЧГАКИ. 2015. №1 (41) http://cyberleninka.ru/article/n/o-sovremennyh-problemah-avtorskogo-prava-v-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 03.05.2018).

  2. Письма Минфина РФ от 28.08.2008 N 03-04-06-02/98, от 14.07.2008 N 03-04-06-02/75, (Письмо Минфина РФ от 03.07.2008 N 03-04-07-02/13)//СПС КонсультантПлюс

  3. Sum Intellectual Property. Интеллектуальная собственность в России и за рубежом[Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://sumip.ru/ (дата обращения 03.05.2018)

  4. Плиева С. В. Исторические этапы развития авторского права в России. [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/istoricheskie-etapy-razvitiya-avtorskogo-prava-vrossii. Дата обращения: 03.05.2018

  5. Ефремова В. В. Авторское право на произведения изобразительного искусства в России и Франции. [Электронный ресурс]. URL: http://lawbook.online/avtorskoe-pravorossii/istoriya-razvitiya-otechestvennogo-avtorskogo-15677.html. Дата обращения: 03.05.2018

  6. Устав о цензуре 1828 г. [Электронный ресурс].URL: http://opentextnn.ru/censorship/russia/encslov/?id=5532. Дата обращения: 03.05.2018

  7. Маркина А. Как божественное знание стало бизнесом. [Электронный ресурс]. URL: http://www.chaskor.ru/article/kak_bozhestvennoe_znanie_stalo_biznesom_40103. Дата обращения: 03.05.2018

  8. Закон об авторском праве 1911 г. [Электронный ресурс]. URL: http://www.relga.ru/Environ/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=1958. Дата обращения: 03.05.2018

  9. Декрет СНК о научных, литературных, музыкальных и художественных произведениях. 1918. [Электронный ресурс]. URL: http://www.opentextnn.ru/censorship/russia/sov/law/snk/1917/?id=593. Дата обращения: 03.05.2018

  10. Постановление Правительства РФ от 03.11.1994 N 1224"О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм"// Собрание законодательства РФ, 14.11.1994, N 29, ст. 3046

  11. Постановление Правительства РФ от 11.12.2012 N 1281"Об отзыве заявления, сделанного при присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений"// "Собрание законодательства РФ", 17.12.2012, N 51, ст. 7216

  12. Конституция Российской Федерации(принята всенародным голосованием 12.12.1993)

    (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)// Собрании законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398

  13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ(ред. от 29.12.2017)// Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301

  14. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений от 09.09.1886(ред. от 28.09.1979)// Бюллетень международных договоров, N 9, 2003

  15. Всемирная конвенция об авторском праве (Заключена в г. Женеве 06.09.1952)(вместе со "Статусом Всемирной конвенции об авторском праве (Женева, 6 сентября 1952 года)" (последние изменения произошли 26.04.2007))// "СП СССР", 1973, N 24, ст. 139

  16. Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС) (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров, 15 апреля 1994 г.)//СПС Гарант

  17. Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам (Вместе с "Согласованными заявлениями в отношении Договора...")(Подписан 20.12.1996)// Бюллетень международных договоров. 2016. N 12. С. 12 - 22.

  18. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ(ред. от 03.04.2018)// Российская газета, N 256, 31.12.2001

  19. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ(ред. от 19.02.2018)// Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954

  20. Каминская Елена Ивановна Авторские права как права человека // Журнал российского права. 2014. №10 (214). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/avtorskie-prava-kak-prava-cheloveka (дата обращения: 03.05.2018). 

  21. Федеральный закон от 12.03.2014 N 35-ФЗ"О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации"// Российская газета, N 59, 14.03.2014

  22. Федеральный закон от 05.12.2017 N 381-ФЗ"О внесении изменения в статью 1293 части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации"// Российская газета, N 279, 08.12.2017

  23. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015)// Бюллетень Верховного Суда РФ, N 11, ноябрь, 2015

  24. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ(ред. от 01.07.2017)(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018)// Парламентская газета, N 214-215, 21.12.2006

  25. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 7 апреля 2016 г. N С01-172/2016 по делу N А51-9451/2015 // СПС "КонсультантПлюс".

  26. пункт 1 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ // СЗ РФ. 2005. N 1 (часть 1). Ст. 16.

  27. статья 2 Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 169-ФЗ "Об архитектурной деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4473.

  28. статья 2 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" // СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.

  29. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" // СЗ РФ. 2006. N 31 (1 ч.). Ст. 3448.

  30. Постановление Президиума ВАС РФ от 22 апреля 2008 г. N 255/08 по делу N А63-14046/2006-С1 // СПС "КонсультантПлюс";

  31. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 24 декабря 2014 г. N С01-1111/2014 по делу N А46-15552/2013 Суд оставил без изменения ранее принятое постановление апелляционного суда по делу о взыскании компенсации за нарушение исключительных авторских прав, которым в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, в связи с недоказанностью истцом наличия исключительных прав на аудиовизуальное произведение и права партнерства на обращение с иском по данном делу//ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/iv/request/#ixzz5DVDNkMfE

  32. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9"О судебной практике по делам о наследовании"// Российская газета, N 127, 06.06.2012

  33. Постановление ФАС Уральского округа от 23.11.2012 N Ф09-11142/12 по делу N А07-2392/2012//СПС КонсультантПлюс

  34. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19.06.2006 N 15"О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах"// Российская газета, N 137, 28.06.2006