Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Объекты авторского права.

Содержание:

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что в настоящее время новые технологии все чаще и настойчивее подвергают испытанию на прочность главные принципы международных соглашений в области авторского права. Бернская и Всемирная конвенции были и остаются на сегодняшний день главным международным инструментом регулирования авторского права.

По российскому законодательству авторы – это ученые, писатели, художники, композиторы, изобретатели, дизайнеры, разработчики программ ЭВМ, промышленных образцов и другие. Всех этих лиц объединяет одно: результаты их труда являются продуктами творческой интеллектуальной деятельности.

Авторское право является важной составной частью универсальной системы прав человека, авторские полномочия — одно из важнейших гарантов интеллектуального творчества, самоутверждения и достоинства каждого человека.

Цель данной курсовой работы – дать развернутую характеристику объектам авторского права. Первая глава посвящена понятию предмету и принципам объектам авторского права. Вторая глава посвящена объектам авторского права, где подробно описаны личные имущественные и неимущественные права, общие положения условия и формы авторского договора и защита авторских прав. Третья глава посвящена судебной практике, где подробно описывается защита прав и интересов.

Исходя из поставленной цели, определены следующие задачи:

- изучение учебной литературы российских и зарубежных авторов по выбранной тематике;

- обобщение изученного материала;

- подведение итогов исследования, написание заключения.

1. Основные понятия объекта авторского права

Авторское право - один из институтов гражданского права. Регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использованием произведений литературы, науки и искусства.

Авторские право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.

В объективном смысле авторское право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих отношения по поводу создания и использования произведений науки, литературы и искусства. В субъективном смысле авторское право - те личные "неимущественные и имущественные права, которые принадлежат лицам, создавшим произведения литературы, науки и искусства.

Объектами авторского права являются произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения, достоинства и содержания произведения, а также от способа и формы его выражения.

В национальном законодательстве в области авторского права определены списки таких объектов, которые, к сожалению, не являются исчерпывающими.

Авторское право распространяется как на опубликованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: письменной, устной, звуко- или видеозаписи, изображения, объемно-пространственной и в других формах.

Авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, способы, концепции, принципы, открытия или простые факты. Авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено. Передача права собственности на материальный объект или права владения материальным объектом сама по себе не влечет передачи каких-либо авторских прав на произведение, выраженное в этом объекте.

Произведение — это результат творческой деятельности. Творческая деятельность — это процесс создания нового, ранее неизвестного, оригинального. Значит, результат будет творческим, если он является оригинальным.

Произведение может состоять из различных оригинальных частей. Они, равно как и оригинальное название произведения, охраняются авторским правом. Авторское право охраняет элементы содержания произведения лишь в той форме, в которой они выражены в произведении, а не сами по себе.

В зависимости от того, использовались ли при создании произведения другие произведения, все они подразделяются на самостоятельные и несамостоятельные. Самостоятельным является произведение с оригинальной формой. Несамостоятельным — произведение, созданное на основе другого произведения. В нем обязательно должна содержаться ссылка на оригинал. Если в несамостоятельном произведении было использовано другое охраняемое авторским правом произведение, то его называют зависимым. Для использования зависимого произведения нужно согласие авторов использованных в нем других произведений. Несамостоятельные произведения подразделяются на производные произведения(переводы, обработки, рефераты, аннотации и др.) и составные произведения (сборники, энциклопедии, базы данных).

Согласно авторскому праву не подлежат охране официальные документы (законы, судебные решения, инструкции), их официальные переводы, государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, изображения на купюрах и монетах и т. п.).

Объекты, носящие официальный или государственный характер, имеют одну общую особенность — они должны широко и беспрепятственно распространяться. Объем и характер их использования определяют не их создатели-разработчики, не лица, их утвердившие или которым принадлежит право на воспроизведение и использование, а потребности общества. Поэтому они не могут охраняться авторским правом, которое предусматривает ограничения в пользовании произведением. Не охраняются и произведения народного творчества (они не получают охраны в связи с отсутствием или неизвестностью автора), сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (охрана не предоставляется в связи с отсутствием оригинальности).

2. Виды объектов авторского права

Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения.

Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:

письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее);

устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее);

изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее);

звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее);

объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее);

и других.

В зависимости от вида произведения различают следующие объекты авторского права:

• литературные произведения;

• драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

• хореографические произведения и пантомимы;

• музыкальные произведения с текстом или без текста;

• аудиовизуальные произведения;

• произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

• произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

• произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

• фотографические произведения и произведения полученные способами, аналогичными фотографии;

• географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

• другие произведения.

Объектами авторского права являются литературные произведения - романы, рассказы, произведения драматургии и любые другие письменные произведения. На охрану этих произведений не влияет ни их содержание (развлекательное, информационное и т. д.), ни форма воплощения (рукопись, машинописный текст, типографский оттиск), ни факт опубликования (во многих странах охране подлежат также устные произведения, т.е. произведения, не закрепленные в письменной форме).

Охрана распространяется и на музыкальные произведения независимо от жанра (гимны, симфонии, хоровые произведения, песни, оперетты и т.д.), сочиненные для одного исполнителя (соло), для исполнения на нескольких инструментах (соната, камерная музыка) или для исполнения на многих инструментах (произведения для оркестров и ансамблей). При условии фиксации музыкального произведения в материальной форме, авторское право охраняет лишь произведения, представленные нотной записью, либо перенесенные на магнитные или цифровые носители, а также импровизации, или аранжировки.

Законодательством об авторском праве обеспечивается охрана карт и технических чертежей; произведений фотографии — независимо от жанра (портрет, пейзаж, репортаж и т.д.) и назначения; кинематографических произведений всех жанров (художественный фильм, документальный фильм, кинорепортаж и т.д.), озвученных и не озвученных, предназначенных для показа в кинотеатрах или по телевидению, независимо от технических средств и материалов, применяемых при их создании.

Авторским правом охраняются также произведения прикладного искусства (ювелирные изделия, лампы, обои, игрушки, мебель и другие, художественно оформленные изделия), хореографические произведения.

С точки зрения авторского права, общее понятие -  литературные произведения - включает в себя всевозможные оригинальные литературные произведения, независимо от их ценности, жанра, назначения и формы воплощения: рукопись, зафиксированы на магнитном носителе, существуют просто в устной форме или как часть кинематографического произведения. К этой категории относятся и письма, интервью, а также произведения, написанные особым математическим языком, языком кода или специальным техническим языком, не являющиеся произведениями художественной литературы.

Самостоятельным видом литературных произведений, охраняемых авторским правом, является перевод произведений на другой язык.

Объектами авторского права признаются драматические произведения во всех их жанровых разновидностях, методах сценического воплощения и формах объективного выражения. Драматическое произведение - это литературное произведение, написанное в диалогической форме и предназначенное для исполнения актерами на сцене.

Современная электронная музыка тоже пользуется охраной авторского права, как результат работы конкретного автора, а не случайного выбора «машины».

К объектам авторского права относятся сценарные произведения, по которым ставятся фильмы, балетные спектакли, массовые представления. Каждое из них имеет специфические особенности.

Аудиовизуальные произведения охватывают собой широкий круг кино-, теле-, видеопроизведений, рассчитанных на одновременное слуховое и зрительное восприятие аудиторией. Сюда относятся кино-, теле- и видеофильмы, независимо от их жанра и назначения (художественные, документальные, научно-популярные, учебные, мультипликационные и т. д.), объема (полнометражные, короткометражные, многосерийные), исполнения (звуковые, немые, черно-белые, цветные, широкоэкранные), слайд-фильмы, диафильмы, другие кино- и телепроизведения.

Также к объектам авторского права относятся произведения изобразительного искусства. Важнейшей особенностью этих произведений является тесная, неразрывная их связь с материальной формой, в которую они воплощены - формой, существующей зачастую в единичном экземпляре, а потому особенно важно разграничивать право собственности на картину или скульптуру как вещь и авторское право на само произведение.

В отдельную группу выделены произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна -  изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, удовлетворяющие не только прямые практические потребности, но и являющиеся предметами украшения.

Объектами авторского права признаются фотографические произведения, представляющие собой изображения реальных объектов, получаемых на материалах, чувствительных к свету или другому излучению. Они могут охраняться авторским правом как художественные произведения при условии, что композиция, отбор или способ запечатления выбранного объекта отличаются оригинальностью.

Охране подлежат права лица, изображенного на произведении изобразительного искусства. Опубликование, воспроизведение и распространение такого произведения допускается лишь с согласия изображенного, а после его смерти — с согласия детей и пережившего супруга.

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства обладают известной спецификой. С одной стороны, они служат удовлетворению определенных бытовых, материальных, культовых потребностей людей, а с другой - выступают как произведения искусства.

Объектом авторского права признается произведение архитектуры, несущее идею оригинальности, с учетом художественной ценности проекта, а также чертежи архитектурного сооружения, если даже проект не был реализован.

Самостоятельными объектами авторского права являются произведения хореографии и пантомимы. Хореографическое произведение - это композиция движения для танца на сцене или любая другая объединенная одной мыслью система жестов, созданная для исполнения. Представление пантомимы - это исполнение сочинения, выражающего чувства или драматические действия посредством жестов, поз и мимики, не прибегая к словам.

Особым объектом авторского права признаются сборники и другие составные произведения как результат творческого соединения в единое целое произведений, автором которых составитель не является. Сборники представляют собой произведения, состоящие из нескольких произведений или из их отдельных частей.

К числу сборников относятся энциклопедии, словари, антологии. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором.

Исключительное право на использование таких составных произведений, как энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газеты, журналы и другие периодические издания, принадлежит их издателям.

Законами охраняется и такой объект авторского права, как база данных, под которой понимается объективная форма представления и организации данных (статей, расчетов и т. д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью компьютера. Результат творческой деятельности здесь выражается в особом подборе и организации данных, независимо от того, являются ли эти данные объектами авторского права.

Иная классификация объектов авторского права:

• на оригинальные и производные (все основные охраняемые элементы оригинального произведения созданы самим автором, в производном произведении элементы частично заимствованы (переработаны) из других произведений);

• простые и составные произведения (составные произведения по подбору или расположению материалов являются результатом творческого труда)

• обнародованные и необнародованные. (Обнародование – это действие, которое впервые делает произведение доступным для всеобщего сведения.)

Переводчик, составитель либо иной автор производного или составного произведения осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного или составного произведения.

На правовой режим произведения также влияет способ его создания. ГК предусмотрены особенности реализации авторских прав на произведения созданные:

• в рамках трудовых обязанностей работника (служебные произведения);

• по заказу;

• при выполнении работ по государственному или муниципальному контракту;

• при выполнении работ по иному договору.

3. Гражданско-правовая защита и охрана авторских прав

Следует проводить различие между такими понятиями, как охрана авторских прав и их защита. Под охраной понимается установление всей системы правовых норм, направленных на соблюдение прав авторов и их правопреемников. Тогда как защита - это совокупность мер, целью которых является восстановление и признание этих прав в случае их нарушения. Защите подлежат как нарушенные личные неимущественные, так и исключительные права.

Авторские права могут нарушаться как в рамках договора, заключенного между автором или иным правообладателем с другим лицом на отчуждение исключительного права либо лицензионного договора - с лицензиатом - пользователем произведения, так и в случае так называемого внедоговорного использования произведения, когда оно используется без согласия автора или иного правообладателя на произведения и без уплаты соответствующего вознаграждения.

При этом следует иметь в виду, что когда речь идет о защите авторских прав, то речь идет о защите прав не только авторов, но и их правопреемников. Это обусловлено тем, что исключительные (имущественные) и личные (неимущественные) права авторов могут нарушаться как при жизни авторов, так и после их смерти. Кроме того, сами исключительные права авторов могут переходить другим лицам еще при жизни автора.

Нарушенные авторские права могут защищаться с помощью норм различных отраслей права. Так, за наиболее серьезные нарушения авторских прав (например, за плагиат) предусмотрена уголовно-правовая ответственность, хотя на практике она почти не применяется. При этом следует различать понятия плагиата и заимствования, под последним нужно понимать цитирование отрывков произведений других авторов.

В случае нарушения авторских прав государственными организациями возможен и административный порядок защиты, то есть путем обращения в вышестоящие организации по отношению к организации-нарушителю. В данном случае речь идет об обращении авторов и их правопреемников в государственные органы, в ведении которых находятся учреждения, использующие произведения. Указанные органы могут осуществить защиту авторских прав и по собственной инициативе или по просьбе творческих союзов. Кроме того, потерпевший может обратиться в антимонопольный орган или творческий союз.

Однако основным способом защиты нарушенных авторских прав является применение норм гражданского права. Это обусловлено тем, что административная и уголовная ответственность предусмотрена не за все виды правонарушений в области авторского права. Кроме того, следует учитывать то обстоятельство, что авторское право является частью гражданского права. В этом случае защита осуществляется с помощью предъявления иска в суд.

Закрепленные в гражданском законодательстве нормы, регулирующие защиту нарушенных авторских прав, учитывают две возможные группы нарушений: нарушение авторских личных неимущественных прав и нарушение исключительных правомочий на использование и распоряжение произведениями, охраняемыми авторским правом.

В ГК нормы, посвященные защите гражданских прав, содержатся в ст. 12, однако применяться они могут с учетом особенностей главы 70 ГК.

Такой способ защиты, как признание прав, применительно к авторским правоотношениям предполагает прежде всего признание права авторства на произведение. Однако, как известно, для возникновения авторского права не требуется соблюдения каких-либо формальностей или регистрации произведения. Вместе с тем на практике, как уже отмечалось, иногда авторы сами регистрируют свое авторство в нотариальном порядке.

Дела о признании авторства рассматриваются в порядке особого производства, поскольку они относятся к делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение. При этом суд устанавливает факт авторства лишь при невозможности получения заявителем в ином порядке документов, удостоверяющих этот факт, либо при невозможности восстановления утраченных документов. Если было нарушено право на авторство, то автор может потребовать признания авторства путем совершения специальных действий. Например, такое признание может быть осуществлено с помощью специального сообщения в печати. В публикации о допущенном нарушении должно быть указано, где и когда было допущено нарушение и каким образом.

Нарушение личных неимущественных прав авторов не всегда затрагивает их имущественные права, и наоборот, соблюдение личных неимущественных прав может не препятствовать нарушению имущественных прав (например, автор не получает вознаграждения за использование своего произведения, хотя его личные неимущественные права на произведение не нарушены).

Защита личных неимущественных правомочий автора произведения осуществляется независимо от вины нарушителя. Так, если издательство не знало и не должно было знать о том, что издаваемое произведение было создано одним лицом, но авторство было присвоено другим лицом, то это издательство все равно должно совершить действия, направленные на восстановление нарушенного права авторства. Требование о защите нарушенных неимущественных прав автора предъявляет сам автор, а после его смерти и в случаях, установленных в законе, это могут делать его наследники.

Способы защиты нарушенных личных неимущественных правомочий автора весьма специфичны. Например, при нарушении права на неприкосновенность произведения автор может потребовать восстановления нарушенного права. Однако если искажение было допущено в процессе издания, но до его распространения, то автор может потребовать внесения соответствующих изменений в тираж произведения. Если же этот тираж уже разошелся, то автор имеет право требовать соответствующей публикации о допущенном нарушении в печати или иным способом. При необходимости автор может требовать запрещения выпуска произведения в свет.

Восстановление нарушенного права может также включать в себя внесения исправлений в произведение.

В случае нарушения личных неимущественных прав автор также может потребовать компенсации морального вреда. Ч. 4 ГК не содержит специальных норм, посвященных компенсации морального вреда за нарушение личных неимущественных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Поэтому необходимо руководствоваться положениями ст. 150 - 152 ГК и 1099 - 1101 ГК.

На требования о защите личных неимущественных прав не распространяется исковая давность. Согласно ст. 1267 ГК авторство, имя автора и неприкосновенность произведения охраняются бессрочно.

Личные неимущественные права авторов могут защищать не только сами авторы, но и другие лица. Автор вправе в порядке, предусмотренном для назначения исполнителя завещания (статья 1134), указать лицо, на которое он возлагает охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения (абзац 2 пункта 1 статьи 1266) после своей смерти. Это лицо осуществляет свои полномочия пожизненно.

При отсутствии таких указаний или в случае отказа назначенного автором лица от исполнения соответствующих полномочий, а также после смерти этого лица охрана авторства, имени автора и неприкосновенности произведения осуществляется наследниками автора, их правопреемниками и другими заинтересованными лицами (п. 2 ст. 1267 ГК). Обычно таковыми являются лица, к которым перешли права на произведение, однако сюда же могут быть отнесены государственные органы в области культуры, фонда культурного наследия того или иного автора и т.д.

Что касается имущественных прав, то речь идет о нарушении исключительного права на использование произведения и распоряжения им. При этом следует иметь в виду, что право требовать защиты нарушенного права имеют не только авторы, но и другие правообладатели. Наиболее распространенными случаями нарушения исключительных прав на произведение являются: использование произведения без согласия автора или иного правообладателя и без уплаты авторского вознаграждения, отказ в выплате авторского вознаграждения, нарушения исключительных прав правообладателей, в тех случаях, когда лицензиат вышел за рамки использования произведения.

В случае невыплаты авторского вознаграждения автор или иной правообладатель имеют право на взыскание такого вознаграждения, т.е. на возмещение убытков, имеющих форму неполученных доходов. Произвести возмещение доходов обязано лицо, нарушившее права автора. Право на взыскание гонорара не зависит от вины лица, нарушившего это право.

Следует различать несколько возможных случаев нарушения права на вознаграждение. Во-первых, это невыплата вознаграждения при заключенном договоре или при допустимости использования произведения без согласия автора, но с выплатой ему вознаграждения. Во-вторых, если произведение неправомерно использовано без согласия автора. В этом случае размер вознаграждения должен определяться, исходя из размера вознаграждения, которое причиталось бы автору при правомерном использовании произведения.

Особым образом регулируются охрана и защита прав российских авторов при использовании созданных ими произведений за рубежом. Как уже отмечалось, авторское право имеет территориальный принцип охраны. Это значит, что произведение российского автора, созданное и обнародованное на территории России, будет охраняться на территории другой страны только в том случае, если эта страна является участницей соответствующего международного соглашения. Охрана предоставляется в соответствии с нормами национального законодательства.

Следует отметить, что некоторые страны предоставляют правовую охрану независимо от того, является ли автор гражданином страны - участницы международных соглашений (иногда действует принцип взаимности: одно государство охраняет произведения авторов другого государства, если последнее предоставляло охрану авторов - граждан этого государства).

Таким образом, в случае нарушения личных неимущественных и исключительных прав российских авторов и иных правообладателей за рубежом их защита будет осуществляться в соответствии с нормами национального законодательства в судебном порядке.

Помимо правовых норм для защиты авторских прав применяются технические средства. Так, ст. 1299 ГК РФ посвящена мерам правовой защиты против обхода технических средств, контролирующих доступ к произведению, предотвращающих либо ограничивающих осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

Согласно п. 1 указанной статьи техническими средствами защиты авторских прав признаются любые технологии, технические устройства или их компоненты, контролирующие доступ к произведению, предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором или иным правообладателем в отношении произведения.

В соответствии с п. 2 указанной статьи в отношении произведений не допускается:

1) осуществление без разрешения автора или иного правообладателя действий, направленных на то, чтобы устранить ограничения использования произведения, установленные путем применения технических средств защиты авторских прав;

2) изготовление, распространение, сдача в прокат, предоставление во временное безвозмездное пользование, импорт, реклама любой технологии, любого технического устройства или их компонентов, использование таких технических средств в целях получения прибыли либо оказание соответствующих услуг, если в результате таких действий становится невозможным использование технических средств защиты авторских прав либо эти технические средства не смогут обеспечить надлежащую защиту указанных прав.

В случае нарушения исключительных (имущественных) прав в результате изготовления или распространения контрафактных экземпляров автор или иной правообладатель может потребовать возмещения убытков, включая упущенную выгоду, взыскания доходов, полученных нарушителем вследствие нарушения авторских прав вместо возмещения убытков. Вместе с тем для определения размера компенсации может быть оценен приблизительный размер убытков. При этом размер компенсации не должен зависеть от степени вины нарушителя и общественной значимости правонарушения. В данном случае ответственность наступает не за получение неправомерных доходов, а за нарушение исключительных прав. Следует отметить, что на практике указанная компенсация широко применяется.

Убытки правообладателя на произведение могут включать и упущенную выгоду, то есть те доходы, которые мог бы получить автор или иной правообладатель при правомерном использовании произведения. Однако в этом случае необходимо доказать сам факт наличия убытков и то обстоятельство, что убытки возникли в результате правонарушения, и определить размер этих убытков.

Заключение

В последние годы интеллектуальная собственность приобретает все более существенное значение среди всех других видов собственности. Вопросы ее охраны и использования в современных условиях играют важную роль в коммерческой, производственной, предпринимательской, а также во внешнеэкономической деятельности организаций всех форм собственности, интеллектуальная собственность является объектом охраны во всем мире.

Действующее законодательство закрепляет за автором исключительные права на использование созданного им произведения. Это означает, что автор не только решает вопрос об обнародовании произведения, но и определяет, с какого момента, в каких формах объеме и пределах будет открыт доступ к произведению для неопределенного круга лиц.

Исключительные права автора на использование произведения означают право осуществлять или разрешать осуществлять следующие действия: воспроизводить произведение; распространять экземпляры произведения любым способом; импортировать экземпляры произведения в целях распространения; публично показывать произведение; публично исполнять произведение; сообщать произведение для всеобщего сведения путем передачи в эфир и (или) последующей передачи в эфир; сообщать произведение для всеобщего сведения по кабелю, проводам или с помощью иных аналогичных средств; переводить произведение; переделывать, аранжировать или другим образом перерабатывать произведение.

Одной из важнейших гарантий стабильности гражданского общества в любом государстве мира является предоставление субъектам гражданских прав юридической возможности по их защите.

В соответствии со сложившейся в российской юридической практике традицией принято различать охрану и защиту прав. В широком смысле понятием "охрана прав" охватывается вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. В это понятие включаются меры правового, экономического, политического, организационного характера, направленные на создание необходимых условий для реализации субъективных гражданских прав.

Список литературных источников

  1. Конституция РФ в действующей редакции
  2. Гражданский Кодекс РФ в действующей редакции
  3. Довгий С.А., Дробязко В.С., Жаров В.А. Авторское право и смежные права: т. 2. / Под ред. Миронюка Г.И., Дробязко В.С. – К.: Iн Юре, 2014
  4. Ионас В.Я. Произведения творчества в гражданском праве. - М.: Изд. Юрид. литература, 2015
  5. Иоффе О.С. Основы авторского права. - М.: изд-во "Знание", 2015
  6. Камышин А.Г. Права авторов литературных произведений. - М.: Изд. Юрид. литература. 2016
  7. Канторович А.Я. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. - М.: изд-во "Знание", 2015
  8. Карпухина С.И. Защита интеллектуальной собственности и патентование. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013
  9. Пизуке Х.А. Правовое регулирование архитектурной деятельности., 2014
  10. Сергеев А.И. Авторское право России. - СПб, 2015
  11. Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературные произведения. - Казань, 2013