Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Объект. Эмоциональные состояния человека.

Введение

Актуальность. То, что происходит с человеком можно понять по его невербальному поведению: мимике, жестам и позам и др. Больше всего внимание людей обращено к невербальному, экспрессивному «языку» как показателю индивидно-личностных характеристик человека, его отношений и взаимоотношений, как средству влияния на другого человека. Иными словами, невербальное общение не менее важно, чем вербальное.

Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций.

Особенно актуальными становятся выводы психологии невербального общения в связи с развитием социальной психотерапии, социально- психологического тренинга, значительного распространения в профессиональной и учебной практике проектного, группового взаимодействия. Работая в этих областях, отечественные психологи-практики столкнулись с фундаментальной ошибкой, сформировавшейся в результате полного игнорирования тех идей психологии невербального общения, которые имели отношения к «вечной» проблеме взаимосвязи «души и тела», экспрессии и психологических особенностей человека.

В структуре общения выделяют два канала коммуникации: речевой (вербальный, словесный) и неречевой (невербальный). Восприятие информации из внешнего мира происходит благодаря неразрывной связи, постоянному взаимодействию данных каналов общения. Поэтому эффективность социально-психологического взаимодействия во многом зависит не только от точного понимания слов, произносимых собеседником, от интонации, а также, в значительной степени, от умения «читать» сообщения, передаваемые невербально.

Альберт Мейерабиан в 50-е гг. ХХ в. обнаружил, что информация любого сообщения делится следующим образом: 7% информации передаётся путём вербальных средств (только слов); 38% информации передаётся за счёт звуковых средств (включая тембр и интонацию голоса, силу звука), а 55% - составляют невербальные средства информации. По вербальному каналу передаётся чистая информация, а по невербальному – отношение к партнёру по общению. Высказывание древнегреческого философа Публиция: «Говорим мы голосом, беседуем всем телом», лишь в очередной раз подтверждает выводы современных учёных.

Целый ряд научных дисциплин, особенно в последние годы, обращены к изучению эмоций. Уникальность эмоций обнаруживается, прежде всего, в многообразии и богатстве языковых средств и их выражения. До сих пор не существует ни единой номенклатуры, ни общепринятой теории эмоций.

Вместе с тем, в настоящее время отмечается возрастающий интерес к изучению эмоций, процессом их интерпретации и опознания. Это, несомненно, в первую очередь связано с тем, что успешное опознание эмоций позволяет адекватно описывать, перерабатывать и в дальнейшем выражать эмоции, а, следовательно, способствует более эффективному общению.

Для эмоций, в значительно большей мере, чем для других психических функций, характерен внешневыразительный аспект. Экспрессия, являясь одним из древнейших и универсальных способов общения людей, существует в неразрывном единстве с импрессивной деятельностью человека, т. е. способностью опознавать выразительные движения окружающих.

Люди значительно различаются по возможностям опознания эмоций других людей. Этот факт констатируется большинством работ, посвящённых исследованию опознания экспрессии. Отдельные вопросы, касающиеся особенностей опознания эмоций, освещаются в работах П.В. Симонова, В. А. Лабунской, В. А. Барабанщикова, Т. Н. Малковой, Е. Д. Хомской, К. Изарда, П. Экмана и др. (исследования лицевой экспрессии)

Анализ степени научной разработанности темы исследовательской работы позволяет сделать вывод о том, что, несмотря на обилие публикаций по различным аспектам психологии восприятия эмоций, затрагиваемые вопросы изучены недостаточно. Нет специальных исследований, связанных с особенностью распознавания эмоций по фотоснимкам знакомых и незнакомых людей, недостаточно разработаны методы сбора и их анализа (процедуры, требования), вне поля зрения исследователей остаются вопросы зависимости социальной эффективности коммуникации и возможности понимать мимические выражения эмоций по лицам людей.

Объект. Эмоциональные состояния человека. .

Предмет. Невербальное проявление эмоциональных состояний человека

Цель курсовой работы - изучить невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

Задачи:

  1. Выявить теоретические аспекты невербального проявления эмоциональных состояний;
  2. Провести исследование выразительных мимических проявлений;
  3. Сделать выводы по работе.

Глава 1. Теоретические аспекты невербального проявления эмоциональных состояний человека

1.1. Невербальное общение

Невербальное общение — это такой вид общения, для которого является характерным использование в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа, понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека невербального поведения и невербальных коммуникаций.[1]

Многие исследователи считают невербальное поведение той частью общения, которая трудно поддается формализации и за которую человек не несет ответственности. Поэтому в культуре складываются, главным образом, требования, касающиеся речевого поведения. Человек несет ответственность за сказанное слово, но не за свое невербальное поведение. Такое соотношение требований к субъекту общения объясняется не только тем, что невербальное поведение трудно формализовать, но и всем спектром характеристик, которые отличают невербальное поведение от вербального и делают его «морально» ответственным за весь акт общения. Вербальный язык имеет линейную временную последовательность, а невербальный представляет пространственно-временную целостность. Вербальный язык легко кодируется и декодируется, чего нельзя сказать о невербальном. И, наконец, вербальный язык — это вокально-звуковое явление, а невербальный состоит из разнообразных движений.

Эти главные различия между двумя языками общения определяют центральную характеристику их взаимодействия: невербальные коммуникации не могут быть переведены в вербальные коды, так же как и вербальные в невербальные коды без существенной потери их смыслов. Но невербальное поведение трудно переводится и в любые другие коды.

Взаимодействие между невербальными и вербальными средствами, отличающееся гармоничностью, соответствующее ситуации общения, ее задачам, выполняет функции поддержки всего акта общения. При определенном соотношении речевого и неречевого поведения может наступить ситуация, которую специалисты в области невербального общения квалифицируют как «ситуация ненормального или нарушенного общения». К такой ситуации приводит избыток неречевых средств, рассогласование между «видимым» и «слышимым».

А.А. Леонтьев отметил, что интерпретация личности партнера, основывающаяся на внешнем выражении состояний, проксемике и других «визуальных ключах», начинается до начала речевого поведения. Иными словами, отношения партнеров общения, их психические состояния, социальные роли репрезентируются с помощью кинесической, проксемической структур до речевого взаимодействия и определяют его содержание, форму, темп и т. д. Отсюда следует, что у невербального поведения есть своеобразный приоритет в создании образа партнера и всей ситуации общения, но это не означает, что речевое поведение в реальном акте общения играет второстепенную роль.[2]

По мнению Е. И. Фейгенберга и А. Г. Асмолова невербальная коммуникация является преимущественно выражением смысловой сферы личности. Она представляет собой непосредственный канал передачи личностных смыслов.

Невербальная коммуникация включает следующие основные знаковые системы.

1) Оптико-кинетическая,

2) Пара- и экстралингвистическая,

3) Организация пространства и времени коммуникативного процесса,

4) Визуальный контакт.

Оптико-кинетическая система знаков включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Первоначально исследования в этой области были осуществлены еще Ч. Дарвином, который изучал выражения эмоций у человека и животных.

Паралингвистическая и экстралингвистическая системы знаков представляют собой также «добавки» к вербальной коммуникации. Паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность. Экстралингвистическая система — включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а «околоречевыми» приемами.[3]

Организация пространства и времени коммуникативного процесса выступает также особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной ситуации. Так,  выбравших например, размещение  схем партнеров лицом  случаях друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину также может иметь определенное значение отрицательного порядка.

Визуальный контакт.  каким Следующая  относится специфическая знаковая  обращен система, используемая  приподнятые в коммуникативном процессе, — это «контакт  эксперименте глаз», имеющий  функцию место в визуальном  выражая общении. Исследования  более в этой области  опущенный тесно связаны  глазного с общепсихологическими исследованиями  участвуют в области зрительного  переменчивость восприятия — движения  экспрессивные глаз. В социально-психологических  логическому исследованиях изучается частота  определяется обмена взглядами,  прямой длительность их,  нечто смена статики  серия и динамики взгляда,  подборе избегание его  динамическим и т.д.

Г.М. Андреева  обращен считает, что  неосознаваемые совокупность этих  целом средств призвана  такой выполнять следующие  беспокойство функции:

дополнение речи;  лосовых замещение речи;  различных репрезентация эмоциональных  становится состояний партнеров  организация по коммуникативному процессу (Г.М. Андреева, 2003).

1.2. Невербальное  движениями проявление эмоциональных  обращен состояний

Эмоциональные состояния – психические  основе состояние, которые  процессе возникают в процессе  суть жизнедеятельности субъекта  воспринимал и определяют не только  невербальн уровень информационно - энергетического  однозначно обмена, но и направленность  ербального поведения. Эмоции  процессу управляют человеком  прямой намного сильнее,  онцентрация чем это  функции кажется на первый  характерный взгляд. Даже  предлагалось отсутствие эмоций – это  лице эмоция, точнее,  фейгенберга целое эмоциональное  мимические состояние, которое  недель характеризуется большим  означают количеством особенностей  скрытыми в поведении человека.

Основные  организация эмоциональные состояния,  инвариантны выделяемые в психологии:

Радость (удовлетворение,  страх веселье)

Грусть (апатия,  радости печаль, депрессия)

Гнев (агрессия,  всей озлобление)

Страх (тревога,  связь испуг)

Удивление (любопытство)

Отвращение (презрение,  значение брезгливость).[4]

В психологии  движению и в смежных науках  внешний ведётся постоянное  моторики изучение эмоций  являют и эмоциональных состояний. По  реальном данной теме  отводить проведены многочисленные  концы теоретические и практические  состояний исследования. В них  можно изложены концептуальные  хара представления об эмоциях  позволяет и их проявлениях, которые  мими рассматриваются К. Изардом,  наших П. В. Симоновым, С.Л. Рубинштейн,  выражением как один  эмоциональных из факторов успешного  радост развития личности  заметно человека. Существует  указывают тесная взаимосвязь,  всей между эмоциями  отображенной и общением. В общении  моторики мы выражаем себя  мнению и познаём окружающих  произвольная путём наблюдения  глаз и анализа их поведения. Наши  сферы действия и экспрессивные  горе выражения наших  мимических эмоций и эмоциональных  осуществлены состояний, в процессе  переменчивость совместной деятельности  произвольная с другими людьми  экспрессии имеют большое  размещение значение не только  детей для нас,  почтенное но и для наших  психологии партнёров.

Термин «экспрессия» переводится  хватился на русский язык  радость как выразительность,  распознавание яркое проявление  хватился чувств, настроений. В  должен общем, экспрессия  эмоциональное определяется как  спокойному выразительное поведение  невербальных человека. Экспрессия  видотипичные толкуется так  нтифицируемые же, как  первый предъявление вовне (другому  культурой человеку, группе  поведении лиц) скрытых  различных для непосредственного  употребляются наблюдения психологических  мимических особенностей личности. Экспрессивность  данной означает степень  данной выраженности того  нечто или иного  представляют чувства, настроения,  система состояния, отношения  иного и т. д.[5]

Таким образом,  взгляд в существующих определениях  общении экспрессии и экспрессивности  которые имеются указания  ярости на связь данного  проявление явления с духовным  возрастом и душевным миром  гибш человека.

Суть данной  существует связи в контексте  нижней психологии видится  напряжены в том, что  было экспрессии отводится  личностных место не просто  центре внешнего сопровождения  общим психических явлений. Она  ляться трактуется как  ожиданиям часть этих  инструменте явлений, как  сомнение форма их существования. Поэтому  движению можно говорить  нечто об экспрессии как  особенностей о личностном образовании,  невербальное как инструменте  эмоциональных познания внутреннего  прячут мира человека,  неожиданно как о его  первый внешнем Я.

Все  андреева явления экспрессии  глава подразделяются на следующие  понимание относительно самостоятельные  размещение области изучения:  переменчивость выразительные движения  выражению и физиогномику.

Физиогномика — это  наибольшее экспрессия лица  толь и фигуры человека,  мимику взятая безотносительно  чужие к выразительным движениям  один и обусловленная самим  познание строением лица,  бровей черепа, туловища,  заметно конечностей.

Под выразительными  описать движениями понимаются  моделирование широко развитые  согласуется периферические изменения,  значение охватывающие при  различные эмоциях весь  проксемике организм. Захватывая  спину систему мышц  ответ лица, всего  динамическое тела, они  уровне проявляются в так  состояние называемых выразительных  проверяющего движениях, выражающихся  усваиваемыми в мимике (выразительные  вариантов движения лица),  захватывая пантомимике (выразительные  моделирование движения всего  условия тела) и «вокальной  основе мимике» (выражение  пяти эмоций в интонации  система и тембре голоса)». Иногда  относится все выразительные  когда движения обозначаются  первой термином «жест». Так,  внешний Г. Гибш и М. Форверг  морщин пишут: «Под  страха жестами следует  трактуется понимать определенные  вышестоящего более или  моторики менее отчетливо  обуславливают воспринимаемые и описываемые  значение свойства общей  характер моторики преимущественно  выбравших поверхности тела (лица — мимика,  такой всего тела — пантомимика,  глазного рук и кистей  чувств рук — жестикуляция)». Нетрудно  исследованиях заметить, что  комплексу эти два  дились определения  удовлетворение имеют отношения  которая к одному явлению — выразительным  стыдно движениям человека,  прячут так как  глава в них подчеркивается  невербальные связь этих  нятия движений со скрытыми  оскал для внешнего  человека наблюдения психологическими  элементов явлениями.

Выражение — это  наших нечто устойчивое,  различных присущее только  переменчивость данному человеку,  анализе даже если  мимике имеет отношение  группа к динамическим структурам  иных личности (однотипно  измерять радуется, гневается,  наших проявляет агрессию  человека и т.д.).

Существует несколько  ответственным типов выражения:

1. Толкование  предъявляе выражения в широком  глазного смысле, ставящее  требует его в один  страха ряд с такими  главные понятиями, как  вариантов отражение. В этом  схемы случае субъект  предписываемой выражения — это  глазного все его «максимальное  видотипичные бытие», представленное  строением во всех внешних  смущения проявлениях.

2. Толкование  кистей выражения в узком  трактовке смысле как  реальном категории, охватывающей  изменения персональное, личностное  проксемике бытие. Субъект  одним выражения — это  черепным несколько устойчивых  рельефнее черт, стиль,  система манера.

3. Выражение  определяется как однотипное  испытуе проявление какого-то  невербальные чувства или  лицу отношения, состояния.

4. Выражение  должен как динамическое  мимика явление, соответствующее  организация конкретным состояниям,  наших отношениям личности.[6]

Понимание  поведении эмоциональной экспрессии  толь можно трактовать  различных как проявление  мимических эмоционального интеллекта,  общении включающего, по мнению  женщины П. Сэловья и Д. Мейера,  возбуждения способность отслеживать  движениями свои и чужие  спонтанное эмоции, различать  эмоции их между собой  общении и использовать эту  ожиданиям информацию для  которые управления своими  эмоционального мыслями и действиями. Несмотря  требует на существование разных  сочетание подходов к трактовке  противоречия эмоционального интеллекта,  моторики все авторы  посредством имеют в виду  основе способность к познанию  невербальных эмоционального мира  называемых людей. Может  нормы показаться, что  высказывания эмоциональный интеллект — частный  стали случай социального  одно интеллекта. Однако  вышестоящего нам представляется,  более что эти  интенций два понятия — скорее  мимика пересекающиеся множества. Эмоциональный  окружающих интеллект может  остаточные направляться человеком  этом как на других  ожиданиям людей, так  иных и на самого себя,  можно т. е. на познание собственных  экспрессии эмоций. Именно  нормы этот второй  можно его аспект  было выходит за рамки  дились традиционного понимания  каким социального интеллекта.[7]

Испытывать  мимика чувства и понимать  должен их – не одно и то же. Эмоциональный  инвариантны интеллект заключается  мимических фактически в том,  которые чтобы поставить  приобретенной эмоциональность на службу  сочетаются решению тех  фейгенберга или иных  страха задач, формулируемых  каким в рамках рациональной  угнетения системы поведения. Таким  сильно образом, следует  поведении ожидать, что  различие условиями высокого  смущения развития эмоционального  трактуется интеллекта должны  скрытыми выступить достаточные  хара показатели общего  реальном интеллекта на фоне  состояние развитой эмоциональной  состояние сферы.

До последнего  входящие времени является  возможнос остро дискуссионным  следующая вопрос о том: «Могут  выражением ли невербальное поведение,  более экспрессия, невербальные  результате коммуникации рассматриваться  удивление в качестве кода,  ьтурные имеющего четкое  критерием психологическое значение?»

В  общении результате анализа  специфические и сравнения различных  моторики подходов к проблеме  анализе кодирования коммуникативных  поэтому интенций напрашивается  сомнение вывод о том,  можно что элементы невербального  женщины поведения, экспрессии  которая могут сознательно  выражением выбираться с целью  частный кодирования и последующей  пантомимике передачи состояний,  специфические отношений, но в структуре  девоч кода также  группа будут находиться  глава элементы, степень  моделирование осознания которых  выделяется будет заметно  опознания различаться.

Одним из решений  соотношении проблемы определения  онцентрация индикативных возможностей  понимать невербального поведения  цилиарного является разработка  ответ классификаций, учитывающих  усваиваемыми природу, источники  врожденные формирования, тип  фейгенберга кода, условия  мимических общения, связь  поднятием невербального поведения  проявление и речи. Такое  индикативных решение проблемы  хара было предложено  взора П. Экманом и У. Фризеном. На  особой основе вышеназванных  инструменте параметров ими  подняты выделены пять  экспрессивные типов невербального  полученным поведения:

1) «эмблемы» — устойчивые  проявление коды, имеют  всех вербальный эквивалент,  относится культурно-специфичны, употребляются  чтобы осознанно;

2) «иллюстраторы» — связаны  емого с речью, кодом  психологии в прямом смысле  означают слова не являются,  жении употребляются как  решение осознанно, так  понятия и неосознанно;

3) «регуляторы» — невербальные  существует коды, поддерживающие  помощью общение;

4) «экспрессивные» лицевые  значение знаки;

5) «адапторы» — это  выражением остаточные формы  успешности когда-то целесообразных  черногории действий, сопровождающих  сильно потребности человека,  один их функции в общении заключаются  существующих недостаточно осознанно  кать в поддержке, защите  означают себя. Употребляются «адапторы» тогда,  эмоциональных когда человек  детей находится в состоянии  страха дискомфорта, значение  психологии их, как  горе и «иллюстраторов», неустойчиво (потер  полученным нос, схватился  сомнение за мочку уха),  проявление появляется в соответствии  участвуют с контекстом общения.[8]

Главная  остаточные мимическая зона  выполняет лица – это  оскал область глаз. Ее  опущенный выразительность обуславливают  тогда сокращение трех  захватывая главных мышц:  чтобы лобного брюшка  этом затылочно-лобной мышцы,  спокойным мышцы, сморщивающей  важными брови, и верхней  кации части круговой  ответственным мышцы глаза,  радость т. е. надбровной мышцей. Работа  спокойным этих мышц  литера обеспечивает зажмуривание  неожиданно глаз, их открытие  которые и моделирование положения  приподняты бровей и век. Функциональный  слепых резерв мимики  представлений здесь очень  заложенных велик: от выражения  спектром сильной воли  выражая до растерянности и огорчения. Но,  мимику пожалуй, рельефнее  дополнение всего бывает  посредством выражена мимика  спектром внимания.

Внешнее проявление  участвуют внимания, конечно,  живой требует мобилизации  неожиданно всех органов  пантомимике чувств, но при  вариантов этом наиболее  опытах резко выделяется  случае выражение глаз. По  одно ним оценивается  наблюдения степень эмоциональной  определения настроенности, по ним  женщины прочитывается уровень  мимических понимания происходящего. Опущенные  высказывания вниз наружные  мимических углы глаз  неосознаваемые и концы бровей  мышцы выражают грусть,  женщины поднятые вверх – сообщают  представлений лицу выражение  приобретенной радости. Сосредоточенность,  позволяет воля безошибочно  воспринимал узнаются у субъекта,  связаны у которого взор  результате фиксирован, мышцы  опытах лица напряжены,  отмечаю брови сдвинуты  существует к переносице.

Если брови  имеющий приподняты и сближены,  полученным а поперечные морщины  следует на лбу, соединившись  отмечаю с продольными в форме  употребляются греческой буквы «омега»,  обращен сигнализируют о мучительной  дает попытке сосредоточиться,  язык то однозначно можно  первый говорить о выражении  эмоций скорби. Такой  система рисунок морщин  выразительные типичен для  области лица меланхоликов – «омега  существующих меланхоликов».

По движению  управления глаз можно  изменения прочитать горе,  направлению удовольствие, ярость,  ксперимент симпатии, принуждение. Движения  психологии глаз участвуют  результаты в поддержании контакта  горе с собеседником. По характеру взора  ьтурные можно судить  экспрессии о намерении собеседника,  почтенное об этапах разговора,  должен об уровне отношений. Глазами  описать можно выразить  спонтанное одобрение, согласие,  имеющий запрет, разрешение,  поведении поощрение.[9]

При анализе  деятельности выражения глаз  наших учитываются их величина,  мимических направление взора,  лице состояние век,  несколько складок вокруг глаз,  выражению положение бровей. В  организация спокойной обстановке  недель приподнятые брови,  радость горизонтальные морщины  радость на лбу и раскрытие  обуславливают глаз придают  предъявляе лицу удивленное  называ выражение. Сведение  схемы бровей указывает  заключение на погруженность в размышления,  несколько в решение сложной  стыдно задачи.

Пристальное внимание  встрече и полное понимание  нагружаемые происходящего немыслимы  анализе без фиксированного  невербальных сосредоточенного взгляда. Наоборот,  здесь блуждающий взор  подняты отмечается у людей,  функцию которых не интересует  удивление суть вопроса:  ксперимент такой взгляд  нагружаемые свидетельствует также  мимику о нетерпении, равнодушии,  специфические разочаровании.

Неспособность сосредоточить  проявления взгляд на чем-то  мимику конкретном («бегающие  бровей глаза»), даже  изменения в ответ на призыв  которая к вниманию, заставляет  мимические предполагать эмоциональную  сферы неуравновешенность, неподготовленность  экспрессии к последовательному, логическому  точного мышлению. Очень  направлении темпераментных людей  культурой с сангвиническим характером  эмоциональное отличает живой  трактуется взгляд, гармонически  встрече сочетающийся с игрой  становится мимических мышц. У  эксперименте сильно уставших  выражая людей взгляд  трактуется тяжелый, вялый,  распознавание подчас бессмысленный. То  трактовке он обращен вдаль,  направлению то вниз, брови  устойчивые сведены, на лбу  эмоциональных образуются вертикальные  размещение складки.

Для точного суждения  точного об эмоциональном состоянии  исследованиях человека необходимо  иных принимать во внимание  выделяется все компоненты  эмоциональных мимики. Так,  случае при сильном  эмоциональных возбуждении напряженные  условия веки, расширенные  лосовых зрачки сочетаются  невербальное с растяжением крыльев  гибш носа и сжатием  также челюстей. Дальнейшая  угнетения чрезмерная концентрация  мимических внимания может  мимика сопровождаться открытием  здесь рта. Человек  формы как бы прислушивается  входящие к чему-то, в этом  радость случае его  моторики больше устраивает  одно дыхание через  примерно рот.[10]

Органы, нагружаемые  указывают в большой степени  определения и натренированные на определенную,  частный специфическую мимику,  предлагалось отмечаются лучшей  частный способностью выполнять  понятия привычные для  опытного них функции. Это  проявление относится в первую  предъявление очередь к глазам,  определения которыми управляют  складок непроизвольные мышцы (радужки  можно и цилиарного тела),  отводить и произвольные, подчиненные  бровей III, IV,  предписыва VI и VII черепным  этом нервам. Блеск  тогда и выразительность взгляда  испытанные делают глаза  частный важными детекторами  страх жизнерадостности и дееспособности  возрастом личности.

Эмоциональные нюансы  толь улавливаются еще  можно по направлению и стабильности  один взора. У человека  решение в состоянии задумчивости  стали взор обращен  нормы вдаль. Глубина  процессе восприятия согласуется  опущенный с устойчивым взором  направлении в направлении изучаемого  психологии объекта. Представляется  горе типичным твердый  между взгляд субъекта,  морщинах оценивающего или  структуре проверяющего какой-либо  взаимодействие предмет.

Направление взора  реальном зависит от сокращения  невербальные мышц глазного  еденные яблока. При  здесь сокращении верхней  авторы прямой мышцы  моделирование глаза на лице  данной можно прочесть  заключение выражение гордости,  глава удивления, благочестивого  после смирения. Выражение  стыдно чувства стыда,  кать печали, угнетения  явления обусловлено сокращением  мимические нижней прямой  пяти мышцы глаза,  обзор когда глазные  также яблоки поворачиваются  мимике книзу. При  такой сокращении наружной  поэтому прямой мышцы  возможнос глаза на лице  представляют появляется мимика  протяжении презрения: взор  означают отводится в сторону,  сходство сокращение медиальной  описание прямой мышцы  функцию глаза способствует  подборе выражению вожделения.

Направление  темп взора при  культурой общении людей  специфические нередко отражает  беспрерывно субординацию. Лица,  оказывает занимающие зависимое  удовлетворение положение, часто  нижней прячут свой  описать взгляд. Психологическая  здесь неуравновешенность порождает  приподнятые неустойчивость взора (стремление  отмечаю отводить взгляд,  движениями прятать глаза). Функциональные  познание расстройства нервной  прямой системы также  радость сопровождаются нестабильностью  выражению взора. Переменчивость  проксемике взора – один  поэтому из составных элементов  правильными мимики.[11]

Противоречия в оценке  лице кодирующей функции  мика невербального поведения  совершенно возникают тогда,  также когда рассматриваются  анализе естественные, произвольные,  морщины неосознаваемые комплексы  была невербальных движений. Знаковая  чужие функция символических, аситуативных,  инвариантны осознаваемых элементов  комплексу невербального поведения  позволяет фактически не вызывает  трактовке сомнения. К ним  имеющий относятся конвенциональные  кать мины, жесты,  размещение позы, ритуалы  ошибки приветствия и прощания,  мимического фиксированное культурой  вербальные пространство общения.

Исследования  комбинацией мимического выражения  соотношении эмоций проводились  опытного при помощи экспериментов Лэндиса.  схематические Так,  осуществлены чтобы вызвать  правильными сильные отрицательные  эмоционального эмоции, за спиной  анализе испытуемого неожиданно  сомнение раздавался выстрел;  компоненты испытуемому приказывали  требует отрезать большим  одно ножом голову  приведены живой белой  называ крысе, а в случае  чувств отказа экспериментатор  изменения сам у него  общее на глазах совершал  пантомимике эту операцию;  становится в других случаях  результаты испытуемый, опуская  скрытыми руку в ведро,  описать неожиданно находил  особенностей там трех  взора живых лягушек  группа и одновременно подвергался  проста удару электрического  состояние тока и т. д.

На  организация протяжении всего  вопрос эксперимента испытуемых  стыдно фотографировали. Чтобы  страх облегчить объективное  слепых измерение мимических  принадлеж реакций, основные  предписываемой группы мышц  следующая лица обводились  кации углем. Это  предъявление позволяло впоследствии — на  результаты фотографиях — измерять  проверяющего смещения, которые  мимические происходили при  складок различных эмоциональных  невербальное состояниях в результате  глава сокращения мышц.

Попытки  движениями установить, какие  горе группы мышц  поэтому участвуют в выражении  невербальное отдельных эмоциональных  обращен состояний, дали  удовлетворение отрицательные результаты. Вопреки  познанию ожиданиям оказалось  радость невозможным найти  пяти мимику, типичную  приподняты для страха,  чего смущения или  эталонное других эмоций (если  психические считать типичной  личностных мимику, характерную  экспрессии для большинства  человека людей).[12]

Вместе с тем  темп было установлено,  одним что у каждого  эмоций испытуемого есть  личностных некоторый характерный  ставящее для него  несколько репертуар мимических  верхние реакций, повторяющихся  рельефнее в различных ситуациях:  личностных закрывать или  переменчивость широко раскрывать  радости глаза, морщить  несчастье лоб, открывать рот  дает и т. д. Эти результаты  плохо противоречат как  состояние данным, полученным  связаны в других исследованиях,  скрытыми так и повседневному  выражения опыту. оказалось,  мимические что Лэндис  неосознаваемые просил их попытаться  спокойному изобразить некоторые  различие эмоции, испытанные  повседневному ими в эксперименте (религиозные  случаях чувства, отвращение,  которая страх и т. д.). Оказалось,  возможнос что мимическая  экспрессии имитация эмоций  между соответствовала общепринятым  старается формам экспрессии,  изменения но совершенно не совпадала  содержит с выражением лиц  распознавание тех же самых  когда испытуемых, когда  наибольшее они переживали  функции подлинные эмоции. Таким  согласуется образом, следует  состояние различать общепринятую мимику  ошибки как признанный  поднятием способ выражения  человека эмоций и спонтанное  тогда проявление эмоций.

У  тором младенцев мимика  сочетание является сравнительно  выражением бедной. Гудинаф  схем обнаружила у десятилетней  возбуждения слепоглухой девочки  плохо хорошо сформированные  особой мимические схемы  старается почти всех  горе видов, описываемых  высота шкалами некоторых  воля психологов. Это  функции значит, что  являют мимические схемы  психологии являются врожденными. Согласно  деятельности наблюдениям других  хватился авторов, у слепых  когда детей плохо  соотношении формируются произвольные  прячут мимические реакции,  поэтому но спонтанное выражение  каким чувств не отличается  нтифицируемые от зрячих; с возрастом  енные мимика зрячих  живой становится все  опытах более выразительной  предписыва и богатой, тогда  тогда как мимика  осознаваемых слепых детей  ответов либо не изменяется,  захватывая либо становится  употребляются еще более  такой бедной.

На формирование  состояние мимического выражения  продольными эмоции оказывают  экспрессивные влияние три  эмоции фактора:

· врожденные  старается видотипичные мимические схемы,  врожденные соответствующие определенным  проверяющего эмоциональным состояниям;

· приобретенные,  аспекты заученные, социализированные  психические способы проявления  сфере чувств, подлежащие  каким произвольному контролю;

· индивидуальные  понимать экспрессивные особенности,  сходство придающие видовым  девоч и социальным формам мимического  несколько выражения специфические  приходится черты, свойственные  первый только данному  дрожание индивиду.[13]

Мимика бывает:

1) Спонтанная  страха мимика. На врожденный  спокойному характер мимики  невербальные указывает ее сходство  сочетание у слепого и зрячего  общении младенцев. Но с возрастом  схематические у слепорожденного ребенка  внешний реактивность лицевых  живой мышц угасает.

2) Произвольная  организация мимика. Произвольная  результаты мимика формируется  функцию к 4-14 годам. Когда  религиозных ребенок становится  вышестоящего старше, он начинает  неожиданно учитывать указания  управления взрослых (например,  сморщивающей нельзя плакать  схемы по несущественному поводу,  анализе стыдно выражать  позволяет в такой-то форме  фигуры страх и т.д.). Он  поднятием старается управлять  прямой собой – появляется,  заскрежетал например, скрытый  угнетения страх, виноватая  мимических улыбка, опущенный  невербальный взгляд, сдерживаемые  андреева слезы и т.д.

Эксперименты,  выражением в которых эмоции  опытах определялись по заснятым  защите на кинопленку движениям  можно рук опытного  морщин актера, показали,  основе что уровень точности  следует оценок является  должны примерно таким  осознаваемых же, как  радости при определении  подняты эмоций по выражению  состояние лица.

Удалось выявить  направляться одну отчетливую  енные комплексную реакцию,  организация возникающую в ответ  переменчивость на сильный внезапный  спонтанное раздражитель, прежде  невербальные всего звуковой. Это  дились так называемая  которые реакция вздрагивания.

В  выражением состоянии эмоционального  человека возбуждения обычно  должны возрастает сила  входящие голоса, а также  должен значительно изменяются  зависит его высота  опознания и тембр.

Выражение эмоций  напряжены голосом имеет  трех как врожденные  движениям видотипичные компоненты,  было так и приобретенные — социально  размещение обусловленные и формирующиеся  сочетаются в процессе индивидуального  радость развития компоненты. Врожденными  серия механизмами обусловлены  заскрежетал такие проявления,  приведены как изменение  культурой силы голоса (при  функции изменении эмоционального  выражения возбуждения) или  отличает дрожание голоса (под  этом влиянием волнения). При  лице усилении эмоционального  выражая возбуждения возрастает  радости количество функциональных  относятся единиц, актуализированных  ьтурные к действию, что  позволяет оказывает влияние  поэтому на усиление активации  поэтому мышц, участвующих  тчетливо в голосовых реакциях.[14]

Иногда  размещение сильное возбуждение  морщин может, напротив,  размещение проявляться в уменьшении  наблюдения силы голоса (можно  элементов говорить шипящим  стыдно от ярости голосом). Эта  хватился форма является  опущенный следствием сочетания  была врожденной тенденции  взора к усилению голоса  эмоций под влиянием  ешанное эмоций и приобретенной  кистей способности не издавать  верхние слишком сильных  лице звуков.

Исследования поведения  закрывать людей, принадлежащих  закрывать к разным культурам,  направлению обнаружили, что  осознаваемых в сфере выражения  ющую эмоций встречаются  иными как универсальные  психологии типы реакций,  психические так и специфические  девоч для отдельных  мимика исследовавшихся культур.

Кляйнберг  захватывая провел анализ  каким китайской литературы  интенций с точки зрения  этом описания выражения  спектром эмоций. Описание  отображенной страха: «Все  процессу дрожали, а их лица  измерять были цвета  процессу глины»; «Волосы  мимические стали дыбом,  правильными и по телу побежали  сферы мурашки»; «Холодный  видотипичные пот покрыл  предлагалось его тело;  проксемике он беспрерывно дрожал»; «Ее  направлению ноги будто  схематические приросли к земле;  глава она готова  успешности была кричать,  кации но уста ее были  принадлеж немы». Все  выражению приведенные здесь  напряжены описания вполне  позволяет понятны европейцу,  процессе что указывает  выразительные на сходство выражения  становится страха в разных  гибш культурах.

Описание гнева: «Он  интенций заскрежетал зубами,  которая стирая их в порошок»; «Его  спину глаза широко  гибш раскрылись и стали  лосовых круглыми» (что  черногории у нас означает,  заложенных скорее, удивление  радость или страх); «Был  только так разгневан,  эмоциональное что несколько  видотипичные раз лишался  относится чувств». У нас,  защите скорее, сказали  употребляются бы «лишился чувств  система от потрясения» или «лишился  выполняет чувств от страха».

Удивление – например, «высунул  результаты язык», удовлетворение – «потирал  называемых ухо и щеку», «хлопнул  которые в ладо­ши» — беспокойство  стыдно или неудовлетворение. Китаянка  призыв постукивает пальцем  познанию по затылку своего  один ребенка, выражая  сферы таким способом  экспрессивные неудовлетворение, и потирает  возбуждения пальцем щеку,  результатов вместо того  чтобы чтобы сказать «стыдно».[15]

Рассмотрим,  указывают что именно  основе в отдельных культурах  противоречия означают определенные  подняты эмоциональные реакции. При  призыв этом будем  ошибки опираться на обзор  существующих Кляйнберга.

Слезы являются  организация почти универсальным  выражая признаком печали. Однако  спонтанное нормы культуры  жении оказывают влияние  кации на эти формы  эмоциональное реакций, определяя,  радость когда, каким  призыв образом и как  принималась долго следует  спину плакать. Так, в Черногории  указывает на погребальной церемонии  принадлеж женщины и мужчины  следует должны плакать  объективное в разное время. Мексиканские  женщины индейцы плачут  которая во время некоторых  результаты религиозных церемоний,  заключается а после их завершения  данной возвращаются к типичному  указывают для них  невербальное радостному настроению. Андаманцы,  спокойному например, плачут  морщинах при встрече  невербальные с людьми, которых  курсовой они давно  обучения не видели, а также  ербального после установления  выражением мира между  представлений воюющими сторонами;  жении родственники, не видевшиеся  высказывания несколько недель  невербальных или месяцев,  онцентрация при встрече  связаны обнимаются, усаживаются  инвариантны рядом и обливаются  отмечаю слезами.

Смех является  обращен довольно распространенным  мимику признаком радости  заключение и удовлетворения. Нередко  сочетаются с помощью смеха  существует выражается также  вариантов презрение и насмешливое  отмечаю отношение. В Китае  между смех может  была означать гнев,  когда а в более давние  обзор времена он был  страх также формой  такой поведения, предписываемой  должны слуге, который,  основе например, сообщал  мимического господину о своем  логическому несчастье с улыбкой,  система чтобы уменьшить  психологии значение несчастья  динамическое и не беспокоить им почтенное  ешанное лицо. В Японии  протяжении проявление печали  детей и боли в присутствии  захватывая лиц более  ербального высокого положения  помощью рассматривалось как  несчастье демонстрация неуважения. Поэтому  взаимодействие человек, которому  движению делается выговор,  схемы должен улыбаться,  суть однако следует  страх помнить, что  результаты смех, при  требует котором обнажаются  ляться задние зубы,  гибш также является  сферы оскорбительным для  дрожание вышестоящего лица.

В  изменение некоторых приведенных  психологии примерах смех  угнетения является формой,  недель предписываемой нормами  обращен культуры, чтобы  такой скрыть отрицательные  ербального эмоции. Такую  страха же функцию смех  нятия может выполнять  проверяющего и в нашей культуре;  содержит так, у детей  выразительные смех довольно  стали часто бывает  невербальные реакцией на ситуацию,  успешности вызывающую отрицательные  представлений эмоции.[16]

Более значительные  специфические различия наблюдаются  выражением в выражении радости. Так,  указывают например, на Таити  полученным для выражения  главная радости люди  окружающих иногда причиняют  трактуется себе боль. Уилсон  однозначно приводит пример  лице старой женщины,  тчетливо которая, неожиданно  мимике встретив сына,  дились от радости исцарапала  каким себя до крови. Подобные  основе формы проявления  функцию радости наблюдались среди  участвуют аборигенов Австралии.И  экспрессии все же самой  ешанное распространенной формой  характерный выражения радости  невербальное является смех.

Глава 2. Исследования  эталонное выразительных мимических  толь проявлений

2.1. Распознавание мимических  взаимодействие выражений при  несчастье свободном выборе  процессу определений

Многочисленные межкультурные  страх эксперименты убедительно  невербальные доказывают существование  ставящее шести универсальных  темп эмоциональных проявлений  эмоциональных на лице (гнев,  схематические отвращение, страх,  должен радость, грусть  иного и удивление).

На основе  мимических теоретических рассуждений  авторы и экспериментальных данных  черногории о способах выражения  призыв эмоций, заложенных  мими в человеке генетически  экспрессии и приобретения эмоционально-экспрессивных  отмечаю выражений в результате  человека обучения воспитания,  всей нами была  нижней проведена целая  обуславливают исследовательская программа,  моторики исходящая из представлений  изменение о существовании ограниченного  частный набора базовых  индикативных эмоций и сконцентрированная  внешний как на анализе  измерять выражений лица,  одно так и на способности  эксперименте распознания эмоций  верхние по выражению лица.[17]

Являются  успешности ли выражения эмоций  отражены на лице одинаковыми  эмоций у всех людей? Или  случае выражения лица  поведении являются особым  чтобы языком, который  деятельности мы должны учить  спину заново в каждой  процессе культуре, как  вопрос нам приходится  чтобы учить разговорный  суть язык? Чуть  страха более ста  экспрессии лет тому  нижней назад, Чарльз  инвариантны Дарвин писал,  ответственным что выражения  осуществлены эмоций на лице  общим являются универсальными,  мимика а не усваиваемыми по-разному  личностных в разных культурах;  ответственным что они  авторы биологически детерминированы  заключается и являются результатом  обучения эволюции человека. Со  прячут времён Дарвина  мимика многие авторы  наибольшее настойчиво выражали  внешний несогласие с этим  хара утверждением. Однако  формирующиеся совсем недавно  движениями результаты научных  всей исследований позволили  взаимодействие окончательно убедиться  пантомимике в том, что  было хотя внешний  понятия вид лица  приведены для каждой  существует основной эмоции  должен является общим  фейгенберга для всех  невербальные людей, нет «дежурной» экспрессивной  невербальн реакции, т.е. всё зависит  плохо от ситуации.

При определении  интонации правильности ответа  психические в расчет принималась  индикативных только последняя  должны оценка. При  компоненты этом допускались  хватился некоторые вариации  самой в подборе слов,  отмечается например при распознавании  выразительные выражения гнева  направляться одинаково правильными  чарльз считались такие  результатов определения, как "гнев", "злость", "злоба", "зол", "озлоблен", "разозлился", "сердитый" и  один др. Высказывания  предъявление фиксировались с помощью  экспрессивные магнитофона. В эксперименте  самой приняли участие 27 испытуемых (19 мужчин  система и 8 женщин). Результаты  следует исследования приведены  приподнятые в таблице.

Таблица 1.

Количество  противоречия испытуемых, правильно  глава идентифицировавших мимические  обращен выражения (%)

Отображаемое  особой эмоциональное состояние

По  схемы фотографии

Отображаемое эмоциональное  выражением состояние

По фотографии

мужчины

женщины

мужчины

женщины

Страх

Отвращение

Радость

Горе

Гнев

Удивление

Презрение (выраженное  дает поднятием левого  самой угла рта)

60

50

70

58

-

-

12

85

81

80

50

74

96

-

Сомнение (комбинация  понимать отвращения и удивления)

Страх - гнев

Горе - радость

Горе - отвращение

12

15

27

-

15

-

-

18

Примечание. Прочерк  спокойному означает, что  вариантов фотоэталон соответствующего  ксперимент типа не предъявлялся.

Согласно  сравнения полученным данным,  только все предъявлявшиеся  отображенной мимические выражения  области по успешно их распознавания  ответ можно разделить  психические на две группы:

1) хорошо  управления идентифицируемые (к ним  протяжении относятся проявления  онцентрация шести основных  серия эмоций) и 2) плохо  экспрессии идентифицируемые (в эту  состояний группу входят  сомнение выражения, составленные  невербальные путем комбинирования  следует мимических проявлений  основе различных эмоций). Мимические  организация выражения первой  формирующиеся группы правильно  более опознавали от 50 до 96 % испытуемых,  плохо а выражения второй  возможнос группы - от 12 до 27 %. Из сравнения  горе результатов, полученных  мимика при оценке  всей выражений мужского  мимике и женского лица (см. табл.1),  поэтому следует, что  поворачиваются по мимике эмоции  явления распознаются более  важными точно у женщин.

Для  заскрежетал определения возможности  черепным вербализации признаков  спонтанное мимических выражений  обуславливают была проведена  сомнение специальная серия  комбинацией экспериментов, в которой  пяти испытуемых просили  движениями не только определить  спину эмоциональное состояние  ярости человека, изображенного  стыдно на фотоснимке, но и как  описании можно подробнее  сомнение описать его  сочетание мимические проявления. Предъявлялись  после следующие фотоэталоны:  испытанные презрение (выраженное  черепным на лице мужчины  было поднятием левого  проявления угла рта),  серия страх (мужское  познанию лицо), радость (женское  беспрерывно лицо), сомнение (выраженное  жении посредством сочетания  невербальные элементов удивления  организация и отвращения, мужское  несчастье лицо) и смешанное  ответов выражение - брови,  протяжении характерные для  ответов эмоции гнева,  частный в сочетании со спокойным  мимического выражением остальных  неожиданно частей лица (фотографии  соотношении мужского и женского  соотношении лица).[18]

Критерием адекватности  мимических ответов испытуемых  взора служило соответствие  обливаются предложенного ими  более описания эталонному комплексу  невербальное признаков, необходимых  складок и достаточных для  отмечается характеристики данного  характерный мимического выражения. Например,  различные эталонное описание  когда выражения страха  позволяет выглядело следующим  результаты образом: "брови  заключение подняты и сдвинуты;  выражением морщины появляются  здесь в центре лба. А  эмоции не идут по всему  глаз лбу; верхние веки  заложенных приподняты так,  пяти что видна  сочетаются склера, а нижние - напряжены  страх и приподняты; рот  аспекты раскрыт, губы  который напряжены и растянуты".

В  движениями эксперименте приняло  узком участие 25 человек.

Исследование  исследованиях показало, что  проксемике при описании  нагружаемые мимических выражений  обуславливают страха, радости  первой и сомнения испытуемые  невербальное указывают лишь  изменения на часть признаков. Так,  женщины характеризуя мимику  общим страха, признак "брови  предъявление подняты и сведены" отметили  должны лишь семь  проявление испытуемых, а признак "морщины  подборе в центре лба" в  было ответах 20 испытуемых  один был редуцирован  компоненты до упоминания о морщинах  отображаемое на лбу. Полное описание  кать изменений в области  ьтурные глаз не было  моделирование дано ни одним  имеющий испытуемым; изменения  тором в нижней части  элементов лица более  оказывает ил менее адекватно  было охарактеризовали только 16 испытуемых (из  схематические них 13 - как  центре оскал рта"). Полный  лице перечень признаков  черногории выражения страха,  схематические радости и сомнения  полученным не был дан  означают ни одним испытуемым.

Полученные  переменчивость данные позволяют  черепным заключить, что  данной частные мимические  было проявления воспринимаются,  особенностей не изолировано, а в системе,  один где каждое  посредством отдельное проявление  кации связано со всеми  размещение остальными.

2.2. Распознавание мимических  суть выражений при  представленное помощи схем-эталонов

В  отображаемое опытах этой  тенденции серии испытуемым  анализе предлагалось идентифицировать  беспрерывно тест-объект со стандартным  компоненты изображением мимических  чарльз проявлений соответствующей  невербальное эмоции, которые  взгляд были изготовлены  мышцы на четырех карточках.

На  главного первой карточке  данной были представлены  спину схемы мимических  общении выражений, отражавшие  процессу изменения только  напряжены в области бровей  которая и лба; остальные  отображенной части схем  гибш соответствовали спокойному  соотношении выражению лица. На  особой второй были  проявления представлены схемы,  компоненты отображавшие соответствующие  обзор изменения только  взгляд в области глаз,  защите на третьей - только  поворачиваются в нижней части  изменения лица, на четвертой  проверяющего карточке были  ляться представлены полные  врожденные графические схемы  прочерк исследуемых мимических  енные выражений.

Опыт проходил  результатов следующим образом. Испытуемому  можно предлагалось выбрать  которые на каждой из карточек  поэтому схематическое выражение  дрожание лица, сходное  заключается с предъявляемым на фотографии,  важными и записать его  иными номер. Если  каким он полагал, что  результаты данной фотографии  цилиарного соответствует несколько  сходство схематических выражений,  формирующиеся то мог указать  структуре несколько вариантов  черепным схем. В том  экспрессивные случае, если  поведении испытуемый не находил  психические сходства, он должен  психологии был вписать  лице в соответствующую графу  соотношении на бланке ответов  реальном ноль. Каждая  обращен из фотографий находилась  мышцы перед испытуемым  процессе в течение всего  значение времени выбора  вопрос схем.

По способу  различные работы с карточками  всего было выделено  опытного две группы  серия испытуемых: группа "синтетиков",  морщины в которую вошли  этом те, кто  обзор воспринимал мимические выражения как целое (25 человек), и группа "аналитиков", строивших свои оценки на выделении отдельных частей лица (6 человек).

Общее количество выборов, сделанных по каждой из карточек, было различным. Наибольшее число выборов пришлось на карточку интегрального типа. Здесь процент "нулевых" оценок был незначительным и только в одном случае (при идентификации выражения горя) достиг 19. идентификация мимических выражений посредством карточек, на которых были представлены изменения только в области бровей и лба, вызвала наибольшие затруднения: при идентификации пяти из одиннадцати исследованных выражений количество "нулевых" ответов превышало 60%. Схематические выражения на двух остальных карточках активно использовались большей частью испытуемых.[19]

Результаты идентификации мимических выражений посредством карточки интегрального типа отражены в табл.2.

Таблица 2

Количество испытуемых, правильно выбравших схему (%).

Отображаемое эмоциональное состояние

%

Удивление

Страх

Отвращение

Гнев

Горе

Радость

Спокойное состояние

Гнев - спокойное состояние

Гнев - страх

Сомнение (удивление - отвращение)

Горе - радость

74

10

74

45

52

64

84

55

22

22

52

Ошибки в идентификации имели свои закономерности. Так, при идентификации выражения страха 64% испытуемых выбрали схему, соответствовавшую удивлению. Это согласуется с данными К. Изарда и П. Экмана и У. Фризена, которые указывают на сложность дифференцирования мимических проявлений страха и удивления и систематический характер ошибок при их опознании. Комбинация элементов гнева и страха большей частью испытуемых идентифицировалась как гнев (52%), а комбинация элементов удивления и отвращения - как отвращение (61%).

Сравнение результатов исследования распознавания различных мимических выражений, полученных путем вербальной идентификации и идентификации посредством схем-эталонов, выявило как сходство, так и различие этих методов. Идентификация различных выражений лица при помощи стандартизированных схем мимических выражений оказалась более эффективной: согласованность оценок и точность опознания возросли, особенно при идентификации комбинированных мимических выражений. Однако и в этом случае имели место неадекватные оценки. Так, мимическое выражение, являющееся комбинацией мимических признаков удивления м отвращения, часто идентифицировалось с выражением отвращения; а мимическое выражение, составленное из признаков гнева и страха, - с выражением гнева. По-видимому, возможность таких оценок определялась самим стимульным материалом, так как одно и то же выражение объективно содержало признаки различных эмоциональных состояний человека. Многозначность восприятия эмоционального состояния человека по его мимике, отображенной фотографически, является скорее правилом, чем исключением. Можно полагать, что в процессе непосредственного общения эта многозначность восприятия снимается контекстом ситуации, а также особой динамикой выражения той или иной эмоции.

Опираясь на результаты проведенных исследований, можно выделить следующие особенности восприятия эмоционального состояния человека по выражению его лица на фотоснимке.

1) Различные эмоции воспринимаются по-разному. наиболее успешно идентифицируются так называемые основные эмоции (страх, удивление, радость, горе, отвращение, гнев); менее успешно - "составные" (например сочетание отвращения и удивления, гнева и страха). Степень успешности идентификации связана с типом лица (мужское или женское).

2) Мимические проявления воспринимаются не изолировано, а как система признаков или особенностей элементов и зон человеческого лица.

3) Указанные особенности инвариантны относительно методики исследования. Вместе с тем сравнительная оценка методик позволяет отдать предпочтение той, которая основана на использовании схем-эталонов, так как она:

1) содержит фиксированные (заданных) критерии оценки эмоционального выражения лица;

2) дает наиболее высокую согласованность и точность восприятия мимических выражений;

3) позволяет проводить более детальные исследования восприятия экспрессии, особенно в тех случаях, когда вербализация мимических проявлений затруднена или невозможна;

4) проста в обращении и может быть использована при проведении массовых исследований.[20]

Заключение

Многочисленные исследования подтверждают, что отношения слабо поддаются вербализации, поэтому человек склонен использовать для их презентации экспрессию. Элементы, входящие в невербальный паттерн, отличаются определенным уровнем целенаправленности. Поэтому в психологии важно изучение невербальных паттернов взаимоотношений и отношений людей друг к другу. В данной работе представлен основной репертуар невербального поведения, т.е. были рассмотрены и проанализированы составляющие неречевой коммуникации: визуальный контакт, жесты, позы, проксемика и т.д. их роль в установлении социально-психологического взаимодействия также была изучена: невербальные средства общения - это основные элементы, с помощью которых человек передает не только свои мысли, но и свое эмоциональное состояние, что является одним из главных критериев отличия homo sapiens sapiens от остальных млекопитающих. Таким образом человек, выступая как субъект невербального общения, может показывать свое отношение (как положительное, так и отрицательное) к собеседникам, что характеризует его как участника затрудненного либо незатрудненного общения.

Также было рассмотрено, что невербальные средства общения могут преломляться сквозь призму межнациональных различий и также могут оставаться неизменными (характерными для всех рас и народов), например, улыбка применяется для демонстрации симпатии у всех жителей планеты. Неречевые сигналы также имеют разное проявление у людей различного возраста и социального статуса. Так, бедность невербальных характеристик общения человека говорит о том, что он чувствует свое высокое положение в обществе.

Представленные в данной работе исследования выразительных мимических проявлений показывают тот объем информации, который человек может передать посредством мышц лица, а также, как воспринимают эту информацию окружающие люди. Поэтому мимике принадлежит одно из первых мест по воздействию на чувства человека с целью усиления социально-психологического взаимодействия с данным индивидом.

Библиография

  1. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева // /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2013.— 475 с.
  2. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов // - М.: Наука, 2010.
  3. Дорошенко В.Ю., Зотова Л.И., Нартов Н.А. и др. Социальная психология и этика делового общения. / В.Ю. Дорошенко// М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015. – 160 с.
  4. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. / В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2014.
  5. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). / В.А. Лабунская – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 2016.
  6. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. – 350 с. -
  7. Психология экспрессивного поведения. [Текст] / В.А. Лабунская. - М.: Знание, 2014.- 64 с.
  8. Петрова Е.А., Родионова А.А. Личностные детерминанты психологической наблюдательности / Е.А. Петрова, А.А. Родина // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2014. — 176 с.
  9. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам) / А. Пиз. Изд-во «Эксмо», 2017 г. – 107 с.
  10. Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений / К.Н. Поливанова. - М.: Издательский центр «Академия», 2015. - 184с.
  11. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. / О.П. Солодилова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 288 с.
  12. Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»).
  13. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 176 с.
  14. Ушаков Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Ушаков. Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2014. — 176 с.
  15. Ушаков Д.В. Социальный и эмоциональный интеллект: надежды, сомнения, перспективы / Д.В. Ушаков. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2014. – 350 с.
  16. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение / Р. Хорст. - М.: АО «Интерэксперт», 2016. с. 417.
  17. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Владос, 2014. 458с.
  1. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). / В.А. Лабунская – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 2016.

  2. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева // /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2013.— 475 с.

  3. Социальный и эмоциональный интеллект. От процессов к измерениям: сб. ст. / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. - М.: ИП, 2009. – 350 с. -

  4. Андреева Г.М. Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов / Г.М. Андреева // /Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2013.— 475 с.

  5. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов // - М.: Наука, 2010.

  6. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). / В.А. Лабунская – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 2016.

  7. Солодилова О.П. Возрастная психология в вопросах и ответах: учеб. пособие. / О.П. Солодилова. М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2014. - 288 с.

  8. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации / И.Н. Горелов // - М.: Наука, 2010.

  9. Социальная психология: учебное пособие / Отв. ред. А.Л. Журавлев. - М.: ПЕР СЭ, 2002. – 351с. (Серия «Высшее психологическое образование»).

  10. Ушаков Д.В. Социальный интеллект и его измерение // Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Д.В. Ушаков. Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова.— М.: Изд-во «ИП РАН», 2014. — 176 с.

  11. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение / Р. Хорст. - М.: АО «Интерэксперт», 2016. с. 417.

  12. Хорст Р. Ваше тайное оружие в общении. Мимика, жест, движение / Р. Хорст. - М.: АО «Интерэксперт», 2016. с. 417.

  13. Лабунская В.А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). / В.А. Лабунская – Ростов: Изд-во Ростов. ун-та, 2016.

  14. Психология экспрессивного поведения. [Текст] / В.А. Лабунская. - М.: Знание, 2014.- 64 с.

  15. Пиз А. Язык телодвижений (как читать мысли по жестам) / А. Пиз. Изд-во «Эксмо», 2017 г. – 107 с.

  16. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 176 с.

  17. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. / В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2014.

  18. Шаповаленко И.В. Возрастная психология (Психология развития и возрастная психология) / И.В. Шаповаленко. — М.: Владос, 2014. 458с.

  19. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. / Д.В. Люсин, Д.В. Ушаков. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. — 176 с.

  20. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. / В.А. Лабунская. - Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2014.