Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления различных эмоциональных состояний человека

Содержание:

Введение

Большинство из нас значительную часть времени проводит в различных группах: дома, в учебном заведении, в общественном транспорте, на работе. Люди ведут семейную жизнь, работают, отдыхают. И каждый раз они вступают в определённые контакты с другими людьми, взаимодействуют с ними различным образом, например, конкурируют или помогают. Иногда люди в группе переживают одни и те же психические состояния, что определённым образом сказывается на их деятельности.

Но не всегда люди, чтобы выразить свои эмоции, чувства или показать отношение к чему-либо, используют речь. Гораздо чаще все это можно уловить по невербальным проявлениям.

Сегодня, в век, когда жизнь человека очень стремительна, тем не менее, как и сотни лет назад, понимание друг друга без слов остается очень важной составляющей межличностных отношений. Это касается не только близких людей в семейном кругу, это касается и профессиональной деятельности. Язык жестов, визуального контакта, мимики является очень важным и на деловых переговорах. Именно то, что человек делает, иногда сам об этом не задумываясь, и является настоящим проявлением его эмоционального состояния. Именно поэтому изучение невербальных проявлений эмоций человека всегда актуально.

Объект данной работы – эмоциональные состояния.

Предмет – выражение эмоциональных состояния невербальными способами.

Цель данной работы – изучить невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

В соответствии с поставленной целью были определены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты невербальной коммуникации
  2. Выявить сущность невербальной коммуникации, ее формы, функции и особенности
  3. Проанализировать эмоциональные проявления чувств невербальными способами коммуникаций
  4. Рассмотреть особенности наблюдения за невербальными сигналами и языком тела.

Данная курсовая работа имеет традиционную структуру и состоит из введения, трех основных глав, заключения и списка литературы, который насчитывает 20 источников. Работа также включает в себя10 рисунков и 1 таблицу.

  1. Теоретические аспекты изучения невербальной коммуникации

1.1. Исторические аспекты изучения невербальной коммуникации и подходы к ее изучению

Г.Е. Крейдлин в своей книге приводит цитату Э. Сэпира: «Мы чрезвычайно внимательно относимся к жестам и отвечаем на них, если так можно выразиться, в соответствии с тем сложным и таинственным кодом, который нигде не записан, никому не известен, но всем понятен» [9, с. 127]. Обращение лингвистов к проблеме изучения невербальной стороны общения объясняется тем, что без знания её нельзя понять и смысл многих вербальных единиц. Жесты в разговорной речи играют огромную роль. Часто ими можно «сказать» больше, чем словами.

Интерес к невербальной коммуникации возник еще в древности. Великий греческий философ Платон высоко ценил использование «языка тела». Еще 2 тысячи лет тому назад Цицерон советовал ораторам в своем искусстве активно применять все возможности тела человека. Учеными научно доказано, что в период перехода от эпохи человекообразной обезьяны (Hominid) и становления эпохи разумного человека (Homa sapiens), т.е. в течение миллиона лет разумные люди изначально общались при помощи языка знаков и жестов. В эпоху, когда еще не появился звуковой язык, в качестве средства коммуникации между людьми использовался язык жестов, взамен голосового общения. По этому поводу один из исследователей говорил: «До возникновения звукового языка человек тысячи, а может и миллионы лет жил в эпоху языка жестов» (Ш.Бекмаганбетов).

В процессе долгого эволюционного развития человека возник один из способов общения – невербальные средства, которые несмотря на время и по сей день существуют в коммуникации и быту каждого этноса. В эпоху языка жестов основную функцию выполняли комбинации знаков и жестов, звуковой язык же использовался как вспомогательный, но со временем ситуация изменилась и теперь главную роль в общении играет звуковой язык, в то время как на язык жестов легла вспомогательная функция.[18]

Первые исследования невербальных средств общения принадлежат ученым Г.Спенсеру, В.Вундту и Ч.Дарвину. Нельзя не отметить труд Ч.Дарвина «Выражение эмоций у человека и животных» [5], вышедшего в свет в 1872 году. Исследователь в своем труде проводит связь между историей возникновения языка и развитием языка знаков и жестов. На сегодняшний день все ученые мира признают взгляды и наблюдения Ч.Дарвина о «невербальных средствах». Исследователь отмечает, что многие телодвижения, которые современный человек применяет с целью передачи определенного понятия, являются пережитками движений тела, которые занимали важное место в повседневной жизни наших предков прошлых эпох.

С тех пор многие ученые, изучая особенности невербальных средств в коммуникации, особое внимание уделяют на то, какую функцию каждая из них выполняет в жизни человека. Например, французский психолог Альберт Мейербиан установил, что с помощью слов передается 7% информации, за счет звуковых средств (тон голоса, интонация) – 38%, невербальных средств (мимики, жестов, позы) – 55%. Профессор Бердвисл в ходе своих исследований установил, что во время общения люди словами передают только 35% информации друг другу, а остальные 65% жестами. [17]

Существуют различные подходы к интерпретации поз, жестов и мимики, некото­рые из них:[18]

- дарвинизм - язык телодвижений человека уходит своими филогенетическими кор­нями к животному языку, в частности, к языку обезьян (яркий современный исследователь – А. Пиз);

- физиологический – «все разнообразие внешних проявлений мозговой деятельности сводится окончательно к одному лишь яв­лению – мышечному движению», оптико-кине­тическая человеческая сиг­нальная система в приложении к каждому человеку в отдельно­сти имеет признаки первой сигнальной системы, а в приложении к коллективному обще­нию – второй системы (И.М. Сеченов, А.Я. Бродецкий);

- биоэнергетика А. Лоуэна, ученый связывает мышечные напряжения с блокирова­нием свободных течений энергии в организме;

- опытный – язык телодвижений анализируется в его естественных или искусственно вызванных проявлениях, а затем составляется описание воздействия на других людей его элементов.

Несмотря на такое разнообразие подходов и разную теоретическую основу в ин­терпретации поз, жестов и мимики, на наш взгляд, много сходства. На основе этих подходов нами был составлен список из 67 возможных поз, жестов и ми­мики (признаков кинесики – языка телодвижений) и интерпретация к ним. [10]

1.2. Сущность невербальной коммуникации, ее формы, функции и особенности

Общение между людьми осуществляется не только при помощи речи. Иногда взаимопонимания можно достигнуть при помощи несловесных знаков, т.е. благодаря определенным жестам. Это свидетельствует о том, что невербальные средства являются одним из видов общения между людьми. Кроме семиотических знаков существует множество сигналов, которые способствуют взаимопониманию людей такие как жесты, движения глаз, губ, век. Помимо этого существует масса видов телодвижений, например рук, ног, плеч и т.д. Говорящий может донести свои мысли окружающим посредством различной мимики и жестов, знаков, мотания головой, махания рукой, движением подбородка, кивком головы, через проявление различных эмоций. Посредством невербальных средств можно получить множество различной информации. Например, разговаривая по телефону лишь по голосу можно определить возраст собеседника, его настроение, этническое и социальное происхождение. Либо наблюдая за рядом сидящим собеседником можно получить много информации лишь по выражению его лица, мимики, телодвижениям, определить его характер, взгляды, настроение, личные качества. [16]

Передача и получение информации в процессе взаимодействия возможны лишь посредством знаковых систем — вербальных и невербальных. Вербальные коммуникации осуществляются посредством речи и её слушания. Психологи установили, что в процессе общения с помощью вербальных средств мы передаём и получаем 20–30 % информации. Остальная коммуникация осуществляется за счёт невербальных средств: 52 % информации мы получаем через «считывания» жестов, поз, мимики, а 38 % — через околоречевые сигналы (темп, тембр и пр.) Невербальные средства коммуникации включают в себя кинесику и пантомимику (взгляд, мимику, жесты, позы, телодвижения); таксику (рукопожатие, похлопывание, поцелуи); кожные реакцию (покраснение, побледнение, пятна на коже, потоотделение); паралингвистику, экстралингвистику (темп, дикцию, артикуляцию, паузы, слова-паразиты); проксемику — пространственно-временную организацию общения (позиции за столом, дистанцию) и ольфакторную систему, включающую приятные и неприятные запахи окружающей среды. Кроме перечисленного важное значение для общения имеют элементы внешнего вида: средства преобразования телесного телосложения (одежда, причёска, косметика, очки, украшение, татуировка, усы и борода, ремни и шарфы), а также подчёркивания или сокрытие своих личных особенностей (признаков пола, возраста, расы, вероисповедания). Все эти характеристики, несомненно, играют большую вспомогательную роль в общении, могут обособлять или усиливать речевое воздействие [1, c. 27].

Речь – основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы способны передавать информацию не только посредством слов, но и множеством других способов: жесты, мимика, поза и даже предметы. [1, с.35]

Невербальная коммуникация  - форма общения с целью сигнализирования о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов или особей. Для человека – дополнительный источник информации к собственно вербальному сообщению.

Выделяют следующие формы невербальной коммуникации: паралингвистические компоненты, к которым относятся неязыковые звуки (вскрики, стоны) и такие признаки как высота и интенсивность звука, тембр речи. Кроме того, как эмоциональные индикаторы могут выступать запинки, оговорки, паузы и молчание; мимические выражения; кинестезические выражения (поза, телодвижения); движения глаз (частота и длительность фиксации взгляда); проксемика (характеристики межличностных дистанций). (наиболее полно эта информация отображена в табл.1).

К особенностям невербальной коммуникации относятся их ситуативность, синтетичность и непроизвольность.

Ситуативность: обмен сообщениями о происходящем происходит «здесь и сейчас», в рамках конкретной ситуации, с людьми, вступившими в непосредственное взаимодействие.

Синтетичность: экспрессивное поведение сложно разложить на отдельные единицы; их ядро составляют самые различные проявления.

Непроизвольность: невербальное поведение спонтанно, непроизвольные движения преобладают над произвольными, неосознаваемые над осознаваемыми.

Важнейшей особенностью невербальной коммуникации является то, что она осуществляется с участием разных сенсорных систем: оптической, акустической, тактильно-кинестезисческой и ольфакторной (запахи) [12, с.226].

Невербальная коммуникация несёт в себе информацию об эмоциональном состоянии коммуникатора, его личностных свойствах и качествах; об отношениях участников коммуникации друг к другу (желаемый уровень отношений, характер отношений, динамика отношений); об отношении участников коммуникации к самой ситуации (включённость в ситуацию или стремление выйти из неё).

Выделяется несколько функций, которые невербальные сообщения выполняют при взаимодействии с вербальными: дополнение, опровержение, замещение, регулирование.

Дополнение означает, что невербальные выражения предают речи выразительность, уточняют и проясняют её содержание. Невербальные знаки используются для усиления наиболее важных моментов реи.

Замещение – использование невербального сообщения вместо вербального.

Регулирование заключается в использовании невербальных знаков для координации взаимодействия между людьми.

Опровержение заключается в противоречии невербальных сообщений вербальным. Так как невербальное поведение в значительной степени спонтанно, его различие с вербальным сообщением может предоставить истинную информацию о состоянии собеседника.

Эмоциональное проявление чувств невербальными способами коммуникаций

2.1. Основные формы внешних проявлений эмоций

Ю.Д. Апресян, анализируя внешнее проявление эмоций, останавливается на двух основных его формах. Он выделяет неконтролируемые физиологические реакции тела на причину, вызывающую эмоцию, или на саму эмоцию, ср. поднятие бровей (расширение глаз) в случае удивления; контролируемые двигательные и речевые реакции субъекта на фактор, вызывающий эмоцию, или на его интеллектуальную оценку; ср. наступление в случае гнева, рычание в случае ярости и т.п. [13, с. 369].

В практике делового взаимодействия выделяют несколько основных групп жестов, отражающих различные внутренние состояния партнеров и собеседников.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности собеседника, его добродушном настроении и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жест «раскрытые руки». Он состоит в том, что собеседник протягивает вперед в вашу сторону свои руки ладонями вверх. Этот жест особенно часто наблюдается у детей. Когда они гордятся своими достижениями, то открыто показывают свои руки. Когда же они чувствуют свою вину, то прячут руки либо за спину, либо в карманы. Жест «расстегнутый пиджак» также является знаком открытости. Люди открытые и дружески к вам расположенные часто расстегивают и даже снимают пиджак в вашем присутствии. [8]

Жесты подозрительности и скрытности свидетельствуют о недоверии к вам, сомнении в вашей правоте, о желании что-то утаить и скрыть от вас. В этих случаях собеседник машинально потирает лоб, виски, подбородок, стремится прикрыть лицо руками. Такие жесты часто связаны с левой рукой, например, жест прикрывания левой рукой рта говорит о серьезных сомнениях вашего партнера. Жестам отрицания характерны сложенные руки, отклонение тела назад, скрещенные ноги, наклон головы вперед, взгляд исподлобья. Более слабые жесты, находящиеся вне сознательного контроля, — это отворачивание тела в сторону, касание носа, взгляд сбоку. Показателем желания закончить беседу и уйти является также жест, когда собеседник снимает очки и демонстративно откладывает их в сторону. В этой ситуации надо либо чем-то заинтересовать собеседника, либо дать ему возможность уйти.[8]

Жесты и позы защиты являются знаком того, что собеседник чувствует кость или угрозу. Наиболее распространенным жестом этой группы знаков являются руки, скрещенные на груди. Иногда, когда атмосфера беседы носит конфликтный характер, этот жест может означать спокойствие уверенность. Если, кроме скрещенных на груди рук, собеседник сжимает пальцы в кулак — это говорит о его враждебности или наступательной позиции. В этом случае надо постараться сменить тему разговора. Жест, когда кисти скрещенных рук обхватывают плечи, свидетельствует о негативной реакции собеседника на вашу позицию по обсуждаемому вопросу. Еще один популярный среди деловых людей жест - те же скрещенные на груди руки, но с вертикально выставленными большими пальцами. Этот жест передает двойной сигнал: первый - о негативном отношении (скрещенные руки), второй - чувство превосходства, выраженное большими пальцами рук. Собеседник прибегающий к этому жесту, обычно поигрывает одним или обоими пальцами а для стоячего положения характерно покачивание на каблуках. Жест с акцентированием большого пальца используется также для выражения насмешки или неуважительного отношения к человеку, на которого указывают большим пальцем как бы через плечо.[8]

Жесты размышления и оценки отражают состояние задумчивости' стремление найти решение проблемы. Задумчивое выражение лица сопровождается жестом «рука у щеки». Жест «пощипывание переносицы», который обычно сочетается с закрытыми глазами, говорит о глубокой сосредоточенности и напряженных размышлениях. Когда собеседник занят процессом принятия решения, он почесывает подбородок. Если голова собеседника опирается подбородком на ладонь, при этом указательный палец вытянут вдоль щеки (остальные пальцы — ниже рта), этот жест красноречиво свидетельствует о том, что партнер критически воспринимает ваши доводы.[8]

Жесты сомнения и неуверенности чаще всего связаны с почесыванием указательным пальцем правой руки места под мочкой уха или же боковой части шеи. Когда собеседнику бывает трудно ответить на ваш вопрос, он часто указательным пальцем начинает трогать или потирать нос. Правда, здесь следует сделать предостережение: иногда люди потирают нос, потому что он чешется те, кто чешет нос, обычно делают это энергично, когда это служит жестом, лишь слегка его потирают.[8]

К жестам несогласия, неодобрения относится жест собирания и общипывания несуществующих ворсинок с костюма. Собеседник, общипывающий, ворсинки, обычно отвернувшись от других, смотрит в пол. Жесты и позы, свидетельствующие о нежелания слушать и о стремлении заканчивать беседу, достаточно красноречивы. Так, если во время беседы ваш собеседник опускает веки, то это сигнализирует о том, что вы для него стали интересны, или просто надоели, или он чувствует свое превосходство над вами. Когда вы заметили такой взгляд у вашего собеседника, учтите: нужно что-то изменить, если вы заинтересованы в успешном завершении разговора.[8]

Жестами уверенного в себе человека с чувством превосходства над другими являются: «закладывание рук за спину с захватом запястья», «закладывание рук за голову». Последний характерен также для «всезнаек» и многие собеседники раздражаются, когда кто-нибудь демонстрирует его перед ними.

В процессе общения очень полезно следить за положением плеч, рук и головы собеседника. Поза дает много важной информации, позволяющей лучше понимать делового партнера.

Поза - это положение человеческого тела, типичное для данной культуры, элементарная единица пространственного поведения человека. Общее количество различных, устойчивых положений, которые способны принять человеческое тело, около 1000. Как правило, поднятые плечи говорят о напряжении человека, а опущенные - о спокойствии, расслаблении. Плечи, спадающие вперед, говорят о слабости, подавленности, покорности, и наличии у собеседника комплекса неполноценности. Сжимание плеч вперед наружу происходит при сильном страхе, ужасе. Если руки упираются в бедра, то это демонстрация другим своей твердости, уверенности, стабильности и превосходства. Поддерживание верхнюю часть туловища с помощью рук, опираясь, например, о стол, спинку стула и т.д. говорит о стремлении к духовной опоре я внутренней неуверенности. Поднятая голова и опущенные плечи — выраженное чувство уверенности в себе, самосознания, внутренней свободы, открытость, интерес, настрой на успех, ощущение контроля над ситуацией.[11]

Подчеркнуто, слишком высоко поднятая голова, взгляд сверху дают критическую дистанцию, критическую бдительность. Запрокидывание головы назад - активная готовность или желание деятельности, вызов по отношении, другим. В случае принятия собеседником позы обиды, он приподнимает плечи и опускает голову. Такая поза нередко сопровождается рисованием на листе бумаги. Опущенная голова, поднятые плечи могут выражать также замкнутость, чувство поражения, неудовлетворенность, страх, неуверенность. Склоненная набок голова может свидетельствовать об интересе, любопытстве, возможно, о флирте.[11]

Для характеристики внутреннего состояния партнера большое значение имеет и его осанка. Если человек говорит то, что думает, то, как правило, его осанка бывает без особых изгибов, и может быть описана прямой линией соединяющей голову со ступнями. Когда же соответствие между мыслям и словами нарушается, то линия, соединяющая голову и ступни, становится ломаной. Сутулая спина говорит о смирении, покорности, угодничестве. Хорошая непринужденная осанка — об открытости окружающему миру. Не подвижность или напряженность тела — это реакция самозащиты, когда чувствуют себя не в своей тарелке и хотят отстраниться.

И, наконец, походка человека, т.е. стиль передвижения, по которому довольно легко распознать его эмоциональное состояние. Так, в исследовании психологов испытуемые с большой точностью узнавали по походке такие эмоции, как гнев (тяжелая походка), страдание (вялая, угнетенная), гордость (самая большая длина шага), счастье и радость (самая лёгкая походка).

В Словаре языка русских жестов говорится об определённом сходстве между жестовыми и естественными языками. Параллельное существование и взаимодействие языка тела и языка слов в акте коммуникации возможно в силу того, что глубинные процессы, лежащие в основании невербальной и вербальной деятельности человека, по всей видимости, в существенных отношениях аналогичны. Об этом, по мнению авторов словаря, говорят четыре факта: [19]

- в определённых условиях смысл может выражаться только жестами, только словами или комбинацией тех и других знаков (пр. смысл «иди сюда» – жест «поманить пальцем», смысл «отлично» – жест «показать большой палец» («во»);

- жестовое поведение людей, как и речевое, меняется в пространстве, во времени, а также под действием изменяющихся социально-экономических и культурных условий;

- жесты, как и языковые единицы, по большей части являются символическими знаками. Они образуют лексикон языка тела, точно так же, как лексические единицы принадлежат словарю естественного языка;

- многие жесты данного языка тела допускают перевод не только на вербальный язык, но и на другой жестовый язык, причём проблемы перевода, связанные с жестовыми языками, примерно те же, что и проблемы, касающиеся перевода с одного естественного языка на другой [16, с. 167-168].

Е.М. Верещагин и В.Г. Костомаров, сравнивая жест с «бесцельным действием», выделяют коммуникативное поведение и самодостаточное поведение. Первое принципиально отличается от второго: первое становится ясным лишь в контексте, оно должно отражать коммуникативный поступок-жест  и адресат должен заранее знать описываемый жест, его форму и содержание. Авторы приводят примеры: чтобы отогнать муху, можно или махнуть рукой, или покачать головой, и прямая цель достигается; здесь нет (по определению) жестикуляции. Другое дело, когда отчаявшийся отыскать потерянное махнул рукой, - значит, он смирился с утратой, - или когда покачиванием головы адресант сообщает о своём сомнении собеседнику. Примечательно то, что «в вербальном представлении оба принципиально различных вида телодвижений не дифференцированы, они отражаются одними и теми же словесными средствами» [3, с. 36].

Кинесика – (шир.) наука о языке тела и его частей, (узк.) учение о жестах, прежде всего жестах рук [9, с. 43-45].

Предком слова жест является gestura, слово из средневековой латыни, значение которого может быть описано как «способ ношения чего-либо или способ действия» [16, с. 166-167]. Кроме того, объектом кинесики являются мимические жесты, жесты головы и ног, позы и знаковые телодвижения. Из объектов её изучения исключаются искусственные жестовые языки (в первую очередь, языки, созданные для глухонемых), язык пантомимы, жестовые языки сравнительно узких социальных групп, ритуальные языки жестов, профессиональные языки жестов и диалекты [9, с. 43-45].

В первую очередь имеется в виду коммуникативное, значащее, поведение – оно или непроизвольно выводит вовне внутреннее душевное состояние человека, или с его помощью коммуниканты сознательно передают информацию друг другу [9, с. 36].

Кинема - любое законченное (имеющее определённую структуру, способ исполнения и столь же устойчивое значение) и самостоятельное (отличное от другого) мимическое или жестовое движение [9, с. 37].

Основной критерий отделения жестов от физиологических, чисто утилитарных движений человеческого тела, жестами не являющихся, - это знаковый характер жеста [9, с. 161].

Очень важным является деление кинем на классы. Можно выделить 3 группы кинем: [9, с.179]

1) эмблематические кинемы, или эмблемы,- это кинемы, имеющие самостоятельное лексическое значение и способные передавать смысл независимо от вербального контекста (например, «прикрыть рот рукой от изумления»);

2) иллюстративные жесты, или иллюстраторы, - это кинемы, выделяющие какой- то речевой или иной фрагмент коммуникации (например, «чуть расширяющиеся глаза в конце обычного вопроса»);

3) регулятивные жесты, или регуляторы, - это кинемы, управляющие ходом коммуникативного процесса, то есть устанавливающие, поддерживающие или завершающие коммуникацию (например, поддерживающий общение кивок).

Г.Е. Крейдлин относит кинемы удивления, например, к эмблематическим жестам.[9]

Среди эмблем им выделяются два основных семантических типа – коммуникативные («протянуть руку для рукопожатия», «кивок согласия», «склонить голову», «подмигнуть», «покрутить пальцем у виска» и др.)  и симптоматические («делать большие (круглые, страшные) глаза», «топнуть ногой», «кусать губы») [9, с. 99]. К коммуникативным эмблематическим жестам относятся кинемы, несущие информацию, которую жестикулирующий в коммуникативном акте намеренно передаёт адресату.

Симптоматические жесты выражают эмоциональное состояние жестикулирующего. Они отражают вполне объективные изменения внешности под влиянием эмоции [9, с. 373]. Означаемым всех симптоматических жестов является именно эмоция, а не её физиологическое проявление (то есть, например, горе, а не слёзы). Симптоматические жесты могут производиться не только в присутствии другого, но и тогда, когда человек остаётся один [9, с. 114].

http://all-referats.com/images/76/1441812387_5.png


Рис.1. Невербальные средства общения

2.2. Мимика как важнейший аспект невербальной коммуникации

Наиболее богатое проявление эмоций можно обнаружить на лице, именно поэтому в качестве одного из основных источников получения информации об эмоциональном состоянии членов группы была выбрана мимика. Мимика — важнейший аспект невербальной коммуникации. Важность мимики такова, что при её отсутствии (в результате болезни) общение оказывается невозможным. Лицо имеет столь серьёзное значение потому, что это основной канал передачи человеческих эмоций. Сокращение лицевых мышц изменяет выражение лица и сигнализирует о состояниях человека. Эмоциональные проявления складываются из спонтанных мимических реакций. [15]

Мимика - это движение мышц лица в конкретный момент общения, характеризующееся целостностью и динамичностью, се люди независимо от их национальности и культуры, с достаточной точностью и согласованностью интерпретируют мимические конфигурации как сражение соответствующих эмоций. [15] И хотя каждая мина является конфигурацией всего лица, основу информативную нагрузку все-таки несут брови и рот. Легче всего определяются эмоции радости, удивления, презрения, гнева, сложнее — эмоции страдания и страха. В мимических выражениях этих основных эмоций все движения мышц лица скоординированы, что хорошо видно из схемы мимических кодов эмоциональных состояний, разработанной Т. А. Лабунской (табл.1)

Таблица 1

Мимические коды эмоциональных состояний

Части и элементы лица

Эмоциональное состояние

гнев

презрение

страдание

страх

удивление

радость

Положение рта

Рот открыт

Рот закрыт

Рот открыт

Рот обычно закрыт

Губы

Уголки губ опущены

Уголки губ приподняты

Форма глаз

Глаза раскрыты или сужены

Глаза сужены

Глаза широко раскрыты

Глаза прищурены или раскрыты

Яркость глаз

Глаза блестят

Глаза тусклые

Блеск глаз не выражен

Глаза блестят

Положение бровей

Брови сдвинуты к переносице

Брови подняты вверх

Уголки бровей

Внешние уголки бровей подняты вверх

Внутренние уголки бровей подняты вверх

Лоб

Вертикальные складки на лбу и переносице

Горизонтальные складки на лбу

Подвижность лица и его частей

Лицо динамичное

Лицо застывшее

Лицо динамичное

Лицо не случайно называют зеркалом души человека. Наличие горизонтальных или вертикальных складок, положение рта, бровей и глаз прекрасно передаст эмоциональное состояние и такие чувства, как печаль, робость, злобу враждебность и т. д.

С мимикой очень тесно связаны взгляд, или визуальный контакт, составляющий исключительно важную часть общения. Американские психолог Р.Экслайн и Л.Винтерс установили, что взгляд связан с процессом формирования высказывания и с трудностью этого процесса. При формирован мысли человек чаще смотрит в сторону, когда мысль готова, - на собеседника. Если речь идёт о сложных вещах, на собеседника смотрят меньше, когда трудность преодолевается, - больше. Вообще тот, кто в данный момент говорит, меньше смотрит на партнёра, слушающий же больше смотрит в сторону говорящего и «посылает» ему сигналы обратной связи. [20]

Визуальный контакт - изменение ширины зрачков, степени открытости глаз, направления и движения взгляда в процессе общения. Визуальный контакт свидетельствует о расположении к общению. Если на нас смотр мало, то можно предположить, что к нам или к тому, что мы говорим и дед ем, относятся плохо, а если слишком много, то это либо вызов, либо хорош к нам отношение. При постоянном освещении зрачки могут расширяться и сужаться в зависимости от настроения. При волнении зрачки увеличиваются в четыре раза по сравнению с нормальным размером, если человек сердит или его отношение к ситуации негативно, то зрачки сужаются. Поэтому взгляд наиболее адекватно отражает эмоциональное состояние партнера передает самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение или сужение зрачков не поддаются сознательному контролю. В словах можно скрыть все, что угодно, но чтобы скрыть это во взгляде, требуется либо огромная сила воли, либо специальная тренировка.

Семь основных эмоций, выделенных П. Экманом, ведущим специалистом в области изучения эмоций: отвращение, печаль, гнев, презрение, радость, страх, удивление. [20, с.112] Лицо было условно разделено на четыре части: брови, глаза, нос и губы. Так как каждая эмоция имеет своё специфическое проявление на каждом из выделенных участков, такое разделение даёт возможность точно регистрировать испытываемую эмоцию и более полно отразить весь спектр эмоциональных переживаний. Для распознавания эмоций используется система кодирования лицевых движения (FACS) — это детализированное техническое руководство, объясняющее, как категоризировать мимические движения, базируясь на мышцах, которые их производят, т. е. на том, каким образом, сокращения мышц связаны с внешними проявлениями. Оно иллюстрирует изменения выражения лица, используя письменные описания, фотографии и цифровые видео-образцы. [20]

http://mypresentation.ru/documents/9a525559f9eb2ac730083ad75e143994/img18.jpg

Рис. 2. Мимика

Особенности невербального проявления эмоций на примере удивления

В русском языке удивление – «это состояние, вызванное сильным впечатлением от чего-либо необычного, неожиданного, странного, непонятного; изумление» [14, с. 374]

По мнению некоторых учёных, всё же следует различать удивление и изумление. Ряд авторов выдвигает три отличительных признака: интенсивность эмоции; её причина; изменения в состоянии субъекта, испытавшего эмоцию [2, с. 446].

Н.В. Дорофеева в дополнение выделяет выражаемую оценку и сопутствующие чувства [6, с. 99 – 100].

Удивление, с точки зрения Е.А. Брызгуновой, – это эмоциональная реакция говорящего на неожиданность несовпадения ожидаемого и реального [2, с. 16]. Эту эмоцию называют также «оператором оценки, основанным на обманутом вероятностном прогнозе и переживаемым как нарушение нормы ожидания» [2, с. 32].

В наивной языковой картине мира вопрос, эмоция ли удивление, не стоит. Удивление – это «психические реакции, состояния человека, которые проявляются в особом поведении, в мимике, жестах и речи человека» [17, с. 158]. Окончательный вывод о выражаемой эмоции можно сделать, учитывая «вербалику + невербалику + ситуацию» [19, с. 681]. Но в данном пункте речь пойдёт о средствах невербального выражения эмоционального состояния удивления.
В статье Е.М. Верещагина и В.Г. Костомарова приводятся различные способы вербализации невербального поведения человека: одна и та же кинема может быть выражена разными речениями и, наоборот, одно и то же речение допускает разнообразное невербальное проявление [3, с. 37 - 40].

Список эмоциональных кинем, сопровождающих удивление, основываясь на работах [1, 3, 6, 8, 11, 12, 13, 16] выглядит следующим образом:

1. Открыть, раскрыть рот;

2. Приоткрыть рот (рот полуоткрыт);

3. Прикрыть рот рукой;

4. Поднять, вскинуть брови/бровь;

5. Изгибать брови/бровь, повести бровями/бровью;

6. Делать большие/круглые;

7. Уставиться, вытаращить глаза;

8. Широко открыть, раскрыть глаза;

9. Захлопать глазами (частое мигание);

10. Прижать руки/руку к груди;

11. Развести руки/ руками;

12. Всплеснуть руками;

13. Отпрянуть/отшатнуться;

14. Пожать плечами;

15. Остолбенеть;

16. Схватиться за голову;

17. Схватиться за лицо.

Структура конкретного коммуникативного акта есть результат взаимодействия вербальных и невербальных средств. В условиях протекания разговорной речи отношения между словом и жестом нельзя трактовать как однонаправленные, односторонние, приписывая жестам лишь зависимое положение [19, с. 234].

Жесты играют важную роль в речевых актах. Они могут как сопровождать разговорную речь, так и являться основными участниками процесса. Иногда жест может выразить больше, чем слово.

3. Особенности наблюдения за невербальными сигналами и языком тела

  При помощи этого невербального канала передается 70 % информации. Невербальные средства общения дополняют, усиливают, а иногда и заменяют устную речь. Если невербальные средства не будут соответствовать произносимым словам, то эффект от сообщения будет разрушен и нарушаются доверительные отношения.

Позитивные жесты:[7]

-   раскрытие руки ладонью вверх — дружелюбие, открытость, желание сотрудничать;

-   манипуляции с очками (медленно снять очки и протереть) стекла, даже если этого не требуется (пауза для размышления);

-    почесывание подбородка, переносицы — процесс принятия решения;

- манипуляция с предметами (прикусить зубами кончик какого-либо предмета: дужку очков, карандаш) требуется дополнительная информация;

- потирание уха, глаза - обдумывание ответа, желание высказаться;

- подпереть щеку сжатыми в кулак пальцами, указательный палец упирается в висок - оценка и заинтересованность;

- наклоненная набок голова - интерес;

- прищуривание глаз — поиски решения;

- устойчивый визуальный контакт с собеседником - открытость;

- обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула, наклон корпуса вперед - готовность к действиям;

Негативные жесты:[7]

-  руки скрещены на груди - оборонительная реакция;

-  большой палец поддерживает подбородок, а указательный направлен вертикально к виску - негативное или критическое отношение к сообщению или к собеседнику;

-  пальцы сцеплены в замок - закрытость для общения;

-  руки на бедрах - агрессия;

- прикрывает рот рукой или дотрагивается до кончика носа - говорит неправду или чувствует, что Вы говорите неправду;

- поправляет часы, проверяет сумочку, кошелек - частичный барьер для восстановления эмоциональной безопасности (при неуверенности, взволнованности);

- сбор несуществующих ворсинок - не согласен с мнением других, но не решается высказать свою точку зрения;

- ноги (все тело) обращены к выходу - желание закончить беседу;

- преувеличенно внимательная манипуляция каким-либо предметом (ручкой), отстукивание им каждого слова - раздражение;

-  взгляд в сторону - подозрение и сомнение;

- наклон головы вниз - отрицательное, осуждающее отношение;

- пальцы во рту - внутренняя потребность в одобрении и поддержке.

Как сделать эффективным невербальное общение:[7]

1.  При интерпретации невербальных сигналов, исходящих от человека надо учитывать следующие факторы:

-   во внимание надо брать всю совокупность жестов;

- совпадение вербальных и невербальных сигналов;

- конкретную ситуацию, в которой проявляются жесты;

- возраст (дети более откровенны в выражении жестов, взрослые их маскируют);

-  социальный статус, словарный запас (чем выше, тем беднее жесты);

- профессия (адвокаты, политики, актеры владеют жестами).

2.  Следует избегать использование негативных жестов, чаще использовать позитивные жесты.

3.  Необходимо стараться при беседе с партнером по общению обеспечить контакт глазами, важно чтобы они находились на одном уровне. Если смотреть на человека сверху вниз, то у него может появиться мысль, что ему навязывают мнение (лучше на стул, опуститься на корточки, если это ребенок).

4.   Общение будет эффективным, если уважительно относиться к личной, интимной, сверхинтимной зонам.

5.  Для установления полного взаимопонимания с партнером по общению нужно использовать прием отзеркаливания, скопировать его позу.

6.   Если человек использует руку в качестве барьера, необходимо разрушить его (например, дать ему в руки книгу, ручку).

Таким образом, можно сделать выводы, что владение техникой невербального общения может служить эффективным средством успешного межличностного взаимодействия. [8]

Благодаря вербальному общению люди способны понимать других. Наши слова являются как инструментом общения, так и мощным средством манипуляции и обмана. Используя знания о невербальном языке общения, можно легко уличить человека во лжи.

Мозг, как бы мы не пытались контролировать свое состояние при деловой беседе, всегда отправляет бессознательные сообщения, на которые реагирует тело. И телесные реакции всегда являются внешним отражением эмоционального состояния. При взаимодействии в бизнесе всегда важно понимать, что чувствует собеседник, как его ощущения сопоставимы с его словами, как он настроен по отношению к вам. Принимая во внимание контекст и обстоятельства, при которых ведется беседа, можно провести анализ ситуации и понять, как действовать дальше.

Язык тела, как и любой другой, состоит из слов, предложений, ему свойственны выражения и знаки пунктуации. Важно не пытаться истолковывать жесты или сигналы в изоляции от других телесных проявлений. Нельзя трактовать изменения в поведении собеседника, исходя из собственного жизненного опыта. Одни и те же внешние реакции могут иметь совершенно разное значение у индивидуумов. Сигналы тела всегда нужно расшифровывать в комплексе, доверяя своим знаниям, сенсорному опыту и интуиции. Только тогда можно правильно их понять и изменить ситуацию в свою пользу, применяя психологические приемы и методы влияния на собеседника.[7]

В процессе общения можно наблюдать за невербальными реакциями собеседника (жестами, мимикой) и в соответствии с ними гибко менять свое поведение.

Немаловажную роль в общении может сыграть умение распознавать и понимать так называемые глазодвигательные реакции собеседника, которые не поддаются контролю сознания. Глаза человека всегда выдают его реакцию на происходящее. Понимание, что именно означают непроизвольные движения зрачков, позволяет предположить, что происходит у собеседника в мыслях. Движения глаз шаблонны, поэтому вероятность ошибиться невелика. Общая картина происходящего будет понятна.[7]

Рассмотрим распознавание этих сигналов. Представим лицо человека так, будто он находится напротив нас и направления движения его зрачков определены из его позиции (его правая и левая стороны). Если человек сочиняет какую-либо неправдоподобную историю, он смотрит вправо и вверх, зрительно придумывая картинку. Это называется визуальное конструирование (рис.3).

http://psy.m-sk.ru/Images/eyes1.jpg

Рисунок 3.

Туда же будет направлен взгляд, если мысли человека обращаются в будущее.

Взгляд, устремленный вверх или вверх и влево, свидетельствует о том, что собеседник находится в своем прошлом. Здесь мы можем наблюдать проявления визуальной памяти. Перед нами человек, который пребывает в процессе визуального вспоминания событий (рис. 4, 5).

http://psy.m-sk.ru/Images/eyes2.jpg

Рисунок 4.

http://psy.m-sk.ru/Images/eyes3.jpg

Рисунок 5.

Слуховое, или аудиальное, конструирование представлено взглядом по горизонтали вправо. Такое положение зрачков показывает, что собеседник обращается к будущему или что-то придумывает (рис.6).

http://psy.m-sk.ru/Images/eyes4.jpg

Рисунок 6.

Взгляд вперед, неподвижность взгляда, расфокусированность зрачков свидетельствуют о трансовом состоянии собеседника (рис. 7).

http://psy.m-sk.ru/Images/eyes5.jpg

Рисунок 7.

Зрачки, движущиеся по горизонтали влево, показывают, что человек в данный момент времени находится в прошлом, в своих слуховых воспоминаниях. Здесь работает аудиальная память (рис.8).

http://psy.m-sk.ru/Images/eyes6.jpg

Рисунок 8.

Движение зрачков вниз или вправо вниз показывает, что перед нами кинестетик. В процессе разговора он ушел в свои переживания, связанные с кинестетическими ощущениями (рис.9). Внутренний монолог, диалог человека с самим собой, контролирование произносимой речи выдаст взгляд влево и вниз (рис.10).

http://psy.m-sk.ru/Images/eyes7.jpg

Рисунок 9.

http://psy.m-sk.ru/Images/eyes8.jpg

Рисунок 10.

Элементарные знания о глазодвигательных реакциях и понимание происходящего помогут в процессе общения наладить контакт, построить правильный диалог и таким образом повлиять на собеседника.[7]


 

Заключение

В заключение работы можно сказать, что цель, поставленная в начале, достигнута. Изучены невербальные проявления эмоциональных состояний человека.

В качестве подведения итогов можно резюмировать следующее:

1. При изучении теоретических аспектов невербальной коммуникации была выявлена сущность невербальной коммуникации, ее формы, функции и особенности. А также рассмотрены исторические аспекты изучения невербальной коомуникации.

Невербальная коммуникация  - форма общения с целью сигнализирования о характере взаимодействия и эмоциональных состояниях общающихся индивидов или особей. Для человека – дополнительный источник информации к собственно вербальному сообщению.

Невербальная коммуникация несёт в себе информацию об эмоциональном состоянии коммуникатора, его личностных свойствах и качествах; об отношениях участников коммуникации друг к другу (желаемый уровень отношений, характер отношений, динамика отношений); об отношении участников коммуникации к самой ситуации (включённость в ситуацию или стремление выйти из неё).

  1. Проанализированы эмоциональные проявления чувств невербальными способами коммуникаций. На данном этапе были выделены разновидности невербальных проявлений эмоций и рассмотрены подробно: мимика, жесты и т.д.
  2. Рассмотрены особенности наблюдения за невербальными сигналами и языком тела. На данном этапе мы выяснили, например, что немаловажную роль в общении может сыграть умение распознавать и понимать так называемые глазодвигательные реакции собеседника, которые не поддаются контролю сознания. Глаза человека всегда выдают его реакцию на происходящее. Понимание, что именно означают непроизвольные движения зрачков, позволяет предположить, что происходит у собеседника в мыслях. Движения глаз шаблонны, поэтому вероятность ошибиться невелика. Общая картина происходящего будет понятна

Таким образом, невербальный компонент коммуникации, как один из каналов построения и реализации взаимодействия, играет очень важную роль. Невербальный компонент коммуникации также выступает как дополнительный способ общения между объектами взаимодействия; обогащает процесс общения и взаимодействия внутри какой-либо группы; служит вспомогательным инструментом, реализуя сложившиеся отношения, дополняя и замещая вербальные сообщения.

Литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М: Аспект Пресс, 1999.- с.27
2. Брызгунова Е.А. Эмоционально-стилистические различия русской звучащей речи. – М., 1984.

3. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами (на материале русского языка) // Вопросы языкознания 1981. – № 1.

4. Вирт Б. Все о человеке, его характере и языке тела. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004

5. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. – Спб.: Питер, 2001. -384 с.

6. Дорофеева Н.В. Удивление как эмоциональный концепт: На материале русского и английского языков. Дисс. … канд. фил. наук. Краснодар, 2002.

7. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений. СПб.: Питер. 2015. 592 с

8. Овчаренко З. В. Понятие об общении. Типы и каналы общения. Фрагмент методической разработки // Молодой ученый. — 2015. — №5. — С. 573-575.

9. Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: Язык тела и естественный язык. – М.: Новое литературное обозрение, 2004.

10. Литвин А. В. Метод психологического анализа фотографий: механизм работы [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, октябрь 2011 г.). — СПб.: Реноме, 2011. — С. 57-60.

11. Лоуэн А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. М.: ИОИ. 2000

12. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 2002
13. Апресян Ю.Д. Избранные труды, том II. Интегральное описание языка и системная лексикография. – М.: «Языки русской культуры», 1995.

14. Михайлова Е. А. Средства невербального выражения удивления в русской разговорной речи // Молодой ученый. — 2010. — №10. — С. 150-153.

15. Муханов И.Л. Жест и мимика в обучении эмоциональным интонациям (устная и письменная речь) // Русский язык за рубежом 1989. – № 2.

16. Панфилова А. П. Теория и практика общения: учебное пособие для студентов средних учебных заведений/ А. П. Панфилова. — М.: Издательский центр «Академия», 2007.—288 с.

17. Пиз А. Язык телодвижений: Как читать мысли других людей по их жестам. –Нижний Новгород: Ай-Кью, 1992. - 262 с.

18. Поваляева М. А., Рутер О. А. Невербальные средства общения / Ростов н/Д.: Феникс, 2004.

19. Шаховский В.И. Эмоции в коммуникативной лингвистике // Горизонты современной лингвистики: Традиции и новаторство: Сборник статей в честь Е.С. Кубряковой. М.: Языки славянских культур, 2009.

20. Экман П. Психология эмоций. Я знаю, что ты чувствуешь. 2-е изд. / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2012. 334 с.