Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Невербальные проявления эмоциональных состояний человека (Типы невербальной коммуникации )

Содержание:

Введение

Актуальность исследования.

Эмоции — это особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний процесс и результаты собственной деятельности и отношения с внешним миром. Человеческая оценка окружающего мира она основана на системе ценностей, принятой этим обществом.

Русским людям традиционно приписывают большое количество эмоций. Разве это справедливо это утверждение? Если да, то в чем причина этого?

Очевидно, что ответы на эти вопросы следует искать в типологических различиях культуры, к которым принадлежат эти национально-культурные сообщества.

Принадлежность к определенной культуре также определяет уровень эмоциональность и ее интенсивность. Коллективистская культура характеризуется существует большая дифференциация эмоциональных категорий, чем для индивидуалистической категории, и его представители проявляют свои эмоции более ярко. Внимание к контексту сообщения это проявляется в их богатстве языковыми средствами для выражения эмоций, в стремлении к передайте все оттенки чувств, которые возникают между людьми.

Представители коллективистских культур, к которым относятся и русские, для них характерно яркое проявление эмоций в отличие от представителей индивидуалистического типа культуры с низким уровнем избегания неопределенности.

Каждый день человек разговаривает со многими людьми, используя оба варианта. С помощью слов каждый может что-то спросить, высказать свое мнение, согласиться, поспорить и т. д. Речь помогает человеку делиться знаниями, рассказывать о своих мыслях, заводить знакомства, устанавливать контакты и т. д. Но все это сопровождается невербальным общением, которому, по мнению многих психологов, следует уделять особое внимание. Этот тип общения включает в себя: позу, мимику, интонацию, жесты, взгляд и так далее. По невербальному выражению эмоциональных состояний человека можно определить истинные эмоции, также можно определить в диалоге, лжет ли собеседник или говорит правду, или может придумать на ходу. В этом и заключается актуальность темы.

Цель работы – изучить особенности невербальных проявлений эмоциональных состояний человека.

Задачи

  1. Определить понятие невербальной коммуникации
  2. Выделить типы невербальной коммуникации;
  3. Рассмотреть жесты и их происхождение;
  4. Изучить совокупность жестов;
  5. Определить положение в обществе и богатство жестикуляции;
  6. Примести пример невербального анализа беседы.

Предмет исследования – невербальные проявления эмоций.

Объект исследования – эмоциональные состояния человека.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ основы невербальных проявлений эмоциональных состояний

1.1. Эмоциональные состояния человека

В настоящее время не существует всеобъемлющей общепринятой классификации чувств в силу их огромного разнообразия и исторической изменчивости. [4, c.51]

Наиболее распространенная из существующих классификаций выделяет отдельные подвиды чувств в соответствии с конкретными сферами деятельности и сферами социальных явлений, в которых они проявляются.

Особую группу составляют высшие чувства, в которых заключено все богатство эмоционального отношения человека к социальной действительности. В зависимости от предметной области, к которой они относятся, высшие чувства делятся на нравственные, эстетические, интеллектуальные и практические. Высшие чувства обладают рядом характеристик:

большая степень общности, которую они могут достичь в своих развитых формах; [4, c.64]

высшие чувства всегда связаны с более или менее ясным пониманием социальных норм, относящихся к той или иной стороне действительности.

Так как высшие чувства раскрывают до известной степени отношение человека в целом к миру и к жизни, то их иногда называют мировоззренческими чувствами.

Нравственные, или нравственные, чувства, которые испытывает человек при восприятии явлений действительности и сопоставлении этих явлений с нормами и категориями морали, выработанными обществом. [4, c.71]

Объектом нравственных чувств являются общественные институты и учреждения, государство, человеческие коллективы и индивиды, жизненные события, человеческие отношения, сам человек как объект своих чувств и т. д.

Возникает вопрос: можно ли рассматривать нравственное чувство только потому, что оно направлено на определенные социальные институты, человеческие группы, индивидов и т. д.? Нет, потому что возникновение нравственного чувства предполагает, что человек усвоил нравственные нормы и правила, что они предстают в его сознании как нечто, чему он обязан и не может не повиноваться. [5, c.51]

Нравственные чувства включают в себя: чувство долга, человечность, доброту, любовь, дружбу, симпатию и т. д.

Среди нравственных чувств иногда отдельно выделяют нравственные и политические чувства как проявление эмоционального отношения к различным общественным организациям и учреждениям, коллективам, государству в целом, к Родине и т. д. [1, c.117]

Одной из важнейших особенностей нравственных чувств является их действенный характер. Они действуют как движущие силы многих героических и возвышенных деяний.

Эстетические чувства — это эмоциональное отношение человека к прекрасному или безобразному в окружающих явлениях, предметах, в жизни людей, в природе и в искусстве. [7, c.61]

Основой возникновения эстетических чувств является способность человека воспринимать явления окружающей действительности, руководствуясь не только моральными нормами, но и принципами красоты. Эта способность была приобретена в процессе общественного развития и социальной практики.

Эстетические чувства характеризуются большим разнообразием, сложностью психологической картины, многогранностью и глубиной воздействия на личность человека.

Предметом эстетических чувств могут быть различные явления действительности, общественной жизни человека, природы, искусства в широком смысле этого слова.

Особенно глубокие эмоции человек испытывает, принимая лучшие произведения художественной литературы, музыкального, драматического, изобразительного и других видов искусства. Это подтверждается тем фактом, что моральные, интеллектуальные и практические чувства особым образом переплетаются в этих переживаниях. Огромное положительное влияние, которое восприятие произведений искусства оказывает на психическое и физиологическое состояние человека, Аристотель также отмечал, называя это явление "очищением" ("катарсисом"). [5, c.51]

Помимо переживания прекрасного (или уродливого) в эстетических чувствах осуществляется своеобразная перестройка психических и физиологических функций человеческого организма в соответствии с воспринимаемым эстетическим объектом. Как правило, эстетические чувства оказывают стеническое воздействие на психику, активизируют функции организма. Этот эффект проявляется в своеобразном возбуждении при восприятии произведений искусства. [2, c.15]

Эстетическое чувство не может быть охарактеризовано какой-либо одной эмоцией, участвующей в его проявлении. Сложность и своеобразие эстетических переживаний заключается в специфическом и уникальном сочетании различных по направленности, интенсивности и значению эмоций. Н. в. Гоголь характеризовал свой юмор как смех, видимый миру через слезы, невидимые миру. [3, c.32]

Хотя эстетические чувства специфичны и отличаются от нравственных, они непосредственно связаны с последними, часто влияют на их воспитание и формирование, играют роль в общественной жизни и деятельности людей аналогичную роли нравственных чувств.

Интеллектуальными или познавательными чувствами называются переживания, возникающие в процессе познавательной деятельности человека.

"Человеческое познание, -пишет Г. Х. Шингаров, — это не мертвое, нулевое механическое отражение действительности, а страстный поиск истины...".

Открытие новых факторов и явлений действительности, их интерпретация, рассуждение о каком-либо из положений, нахождение новых путей решения проблемы и т. д. вызывает в человеке целый спектр эмоций: удивление, недоумение, любопытство, любознательность, предчувствие, чувство радости и гордости по поводу сделанных открытий, сомнения в правильности принятого решения и т. д. Все эти ощущения зависят от характера и степени проблемы, степени, в которой трудности могут иметь более или менее сложную форму. [2, c.51]

Одно из самых необходимых для интеллектуальной деятельности — это чувство любознательности, любовь к истине. Она имеет действенный, "принудительный" характер, выражающийся в постоянном поиске и борьбе за новое, прогрессивное, революционное как в области знания, так и в практике. Альберт Эйнштейн очень метко назвал это желание "бегством от неожиданности". [1, c.91]

Интеллектуальные чувства усиливают и делают приятной деятельность, связанную с преодолением трудностей на пути к достижению цели. Они дают энергию для работы, необходимой для продвижения знаний с существующего уровня на новые высоты. Именно силой интеллектуальных чувств можно объяснить удивительную работоспособность некоторых ученых.

Чувства, порождаемые деятельностью (областью человеческой практики в самом широком смысле этого слова), ее изменением, успехом или неудачей, трудностями в ее осуществлении, завершении, иногда специально выделяются как особый вид чувств. Практические, или практические (от древнегреческого "праксис"-действие, деятельность) чувства — это эмоциональный отклик на богатство и многообразие человеческой деятельности. [2, c.102]

Они характеризуются различным содержанием и разной степенью интенсивности переживания в зависимости от форм, сложности деятельности и ее значимости для них. [2,c.112] По мере того как деятельность, которую выполняет человек, усложняется, изменяется его эмоциональная реакция на нее, расширяется спектр связанных с ней чувств. Когда выполняется обычная простая работа, процесс которой достаточно автоматизирован, эмоциональная реакция больше связана с результатом самой работы, чем с ее процессом. Усложнение деятельности, привнесение в нее творчества порождает отклик на сам процесс ее осуществления в виде так называемых творческих чувств. Некоторые психологи выделяют их (творческие чувства) в отдельную группу и сферу практических чувств. [4, c.53]

В заключение следует отметить, что предлагаемое деление высших чувств (как и чувств вообще) на отдельные группы, подвиды несколько условно, так как в переживаниях человека, сопровождающих его жизнедеятельность, чувства предстают в слитом комплексе, в различных сочетаниях, дополняющих, обогащающих и переходящих друг в друга.

1.2. Понятие невербальной коммуникации

Невербальная коммуникация — это обмен информацией без использования речи. Это общение с использованием мимики и различных знаковых систем. [1, c.15]

Эмоции — это особый класс субъективно переживаемых состояний, различных ощущений приятного и неприятного, само отношение человека к миру, самому себе и другим.

Невербальная коммуникация и невербальное выражение тесно связаны между собой.

Невербальный-это "язык тела" в широком смысле: передача информации через жесты, запахи, вкусы, голос и визуальные сигналы. Невербальные средства коммуникации помогают создать психологический контакт между партнерами, обогащают смыслы, передаваемые словами, и отражают интерпретацию ситуации. Факторами, влияющими на невербальную сторону общения, являются национальные особенности, состояние здоровья, профессиональный этикет, социальный статус и принадлежность к определенным возрастным группам. Невербальная коммуникация — это вид общения без использования слов (через образы, интонации, жесты, мимику). Инструментами воздействия на человека являются: взгляд; межличностное пространство; оптико-кинестетические сигналы (мимика, внешний вид собеседника, пантомимика); околоречные факторы – диапазон голоса, вокальные качества, тембр; внеречевые (смех, темп речи, паузы). бледность или покраснение; расширение зрачков; искривление губ; моргание. [1, c. 41] На основе интенционального и непреднамеренного общения существует 3 невербальных средства коммуникации: поведенческие факторы. Вызвано физиологической реакцией: потливостью от возбуждения, дрожью при простуде или страхе. Непреднамеренные средства. Они связаны с привычками людей (чесать висок, размахивать ногами, кусать губы). Коммуникационный сигнал. Передайте краткую информацию об объекте, событии или состоянии. Существуют также универсальные, хорошо известные сигналы, характерные для конкретной культуры. Яркими примерами являются стиль поведения, форма одежды, условные знаки приветствия и прощания. [6, c.152]

Мимико-интонационное выражение, которое связано с контролируемыми компонентами эмоций, в настоящее время является важным аспектом изучения эмоций и эмоциональности, поскольку невербальные формы выражения могут служить объективным показателем эмоций. В эмоциональном переживании периферические изменения охватывают все тело, распространяясь на систему лицевых мышц и всего тела, а также проявляются в так называемых экспрессивных движениях: мимика-экспрессивные движения лица; [4, c.94] пантомимика-экспрессивные движения всего тела; "вокальная мимика" - выражение эмоций в интонации и тембре голоса. Чаще всего наиболее значимыми элементами экспрессии являются мимика и интонация речи. Выразительные движения — это не просто аккомпанемент эмоций, а внешняя форма их существования или проявления. Мимические компоненты эмоций являются не только собственно выражением эмоций, но и фактором, усиливающим переживание эмоций. Экспрессивные движения выполняют определенную актуальную функцию, а именно функцию общения. Меньше всего можно говорить об экспрессивных движениях как о мертвых рудиментах, не выполняющих никакой реальной функции. [2, c.62]

Символический смысл выразительного движения возникает в процессе накопления длительного опыта общения. Форма и типы выразительных движений определяются социальной средой, к которой мы принадлежим. Мы часто производим определенное выразительное движение именно потому, что оно имеет определенное значение для других. Эта реакция становится смысловым актом и в определенной степени заменяет речь. Часто невербальная коммуникация превращается в очень тонкий язык взглядов, улыбок, мимики, жестов, поз и движений, которые мы используем, чтобы сказать так много друг другу, даже когда мы молчим. [6, c.201]

Экспрессивное движение само по себе становится действием и, более того, социальным действием, существенным актом воздействия на людей. Если таким образом выразительные движения, насыщенные своеобразной семантикой, переходят в речь, лишенную слов, но полную экспрессии, то, с другой стороны, собственно речь человека, звуковая сторона слов, сама включает в себя "мимику" – вокал, и в значительной мере из этой мимики она черпает свою выразительность. В речи каждого человека эмоциональное возбуждение проявляется целым набором выразительных средств: интонацией, ритмом, темпом, паузами, повышением или понижением голоса и т. д. Вокальная мимика выражается также в так называемых вибрато-ритмических пульсациях частоты и интенсивности человеческого голоса. [3, c.61]

К числу элементов невербального поведения относится зрительный контакт, основанный на оптико-кинетической системе знаков (или кинезике). Эриксон приписывал русским особую выразительность глаз, их использование "как эмоционального рецептора, как жадного захватчика и как органа взаимной умственной капитуляции.

"Русская культура гораздо более "привлекательна", чем англосаксонская. Е. Холл отмечает, что американцы смотрят в глаза только тогда, когда хотят убедиться, что их партнер по общению правильно их понял. [7, c.52] Для англичан зрительный контакт более распространен: они вынуждены смотреть на собеседника, который непроизвольно моргает, чтобы показать, что он слушает. Однако в Англии считается неприличным так пристально смотреть в глаза, как это принято – и даже поощряется-в России. В этом контексте представляется уместным очень кратко упомянуть, какое выражение эти различия нашли в языке. Ведь жизнь общества и восприятие окружающего мира не могут не влиять на национально-языковые комплексы.

Язык, как сказал Э. сепир, — это руководство к "социальной реальности", то есть руководство к пониманию культуры в широком смысле этого слова (включая образ жизни, мышление и чувства). [4, c.51]

1.3. Типы невербальной коммуникации

Выделяется несколько типов невербальной коммуникации: кинесика, гаптика, мимика, проксемика, окупесика, хронемика, одорика, аускультация, гастика, системология, паралингвистика, актоника.

Подробнее о них мы узнаем, обратившись к рисунку 1. [3, c.62]

Рисунок 1. «Типы невербальной коммуникации»

Также выделяются более упрощенные типы невербальной коммуникации. [6, c.81]

  • выразительные движения тела (жесты, мимика и пантомима, поза, походка);
  • зрительный контакт (направление, длительность паузы, частота контакта).
  • Просодические и экстралингвистические. Голос и речь: интонация, громкость, тембр, темп речи, ритм, дикция, модуляция, высота тона, тональность, паузы, вздох, смех, плач, кашель, зевок и т. д.
  • Тактический. Динамические прикосновения: рукопожатие, поцелуй, похлопывание и т. д.
  • Проксимальный:
  • пространственная структура общения (ориентация и угол общения партнеров, расстояние);
  • время (опоздание, раннее прибытие, соотношение времени и статуса, культура времени).

Мы можем проследить невербальное выражение эмоций по мимике и различным жестам. Давайте представим информацию четко на рисунках 2 и 3. [5, c.61]

Рисунок 2. «Универсальные проявления эмоций: радость, гнев, удивление, страх»

Рисунок 3. «Жесты» [5, c.61]

Голос точно информирует окружающих о текущем состоянии человека: о его переживаниях, отношении к фактам, самочувствии, а часто-о темпераменте, чертах характера. Тон голоса человека позволяет легче улавливать его эмоции (гнев и печаль легче, ревность и нервозность труднее).

В состоянии тревоги или нервного напряжения тембр голоса партнера также слегка меняется. Этот факт нашел достойное применение в бесконтактных (то есть совершенно невидимых для собеседника) образцах "детектора лжи". [3, c. 91]

Подробнее о внутреннем эмоциональном состоянии человека можно сообщить при анализе его связной речи: как в ней расставлены логические ударения, как быстро произносятся слова, как строятся фразы, являющиеся отклонениями от нормы: неуверенный или неправильный выбор слов, усечение фраз в середине предложения, изменение слов, появление слов-паразитов, исчезновение пауз. В то же время: [1, c.105]

  • быстрая речь – явное волнение или озабоченность чем-то, страстное желание убедить или переубедить кого-то, разговор о личных трудностях;
  • медленная речь – высокомерие, усталость, депрессия, горе —
  • прерывистая речь – неуверенность;
  • краткость и решительность речи — это явная уверенность;
  • заикание – напряженность или обман;
  • нерешительность в выборе слов – неуверенность в себе или намерение неожиданно чем-то удивить;
  • появление дефектов речи (повторение или искажение слов, обрывание фраз на середине слова) вызывает несомненное возбуждение, но иногда и желание обмануть;
  • понижение речевых пауз – напряжение;
  • слишком долгая пауза – отсутствие интереса или несогласие;
  • появление пауз в речи, заполненных словами-паразитами («ну», «так сказать», «е») – нерешительность и затруднение в выражении мыслей, поиск выхода из сложившейся ситуации; [7, c.1]
  • вклинивание в произносимое слово уменьшительно-ласкательных суффиксов ("ясненько") – эмоциональное или физическое напряжение;
  • увеличение количества тривиальных наборов слов, произносимых быстрее обычного – эмоциональное возбуждение, напряжение;
  • молчание или скупость на слова – обида;
  • постоянное прерывание другого напряжения;
  • переход внутренней речи во внешнюю речь ("мысли вслух") – это чрезмерное возбуждение.

Непроизвольный [2, c.161]

Эти реакции обычно трудно контролировать, хотя различные техники пытаются их замаскировать, и поэтому они очень информативны. Некоторые из них выявляются при аппаратной диагностике обмана, осуществляемой приборами, известными под общим названием "детектор лжи" или "полиграф".

Фон настроения [6, c. 151]

Приведенная здесь привязка контролируемых внешних проявлений к человеческим переживаниям учитывает только основные состояния, поскольку каждый человек, конечно, в чем-то уникален, и индивидуальные реакции могут различаться. Однако он может послужить хорошей базой для анализа фонового настроения вашего собеседника, на основе которого можно выявить более глубокие проявления внутреннего состояния вашего собеседника.

1. Осознание своей силы (уверенность в себе). Устойчивая прямая поза, в комплекте с открытым подбородком, кисти рук можно зафиксировать за спиной, положить на бедра ("подбородок"), засунуть в карманы, оставив большие пальцы снаружи, активно демонстрировать тыльную сторону кистей, при этом большие пальцы рук находятся за поясом. "Оседлав" стул или небрежно закинув одну ногу на подлокотник кресла. [4, c.61] Руки иногда закладываются за голову или соединяются концами пальцев при разведении ладоней. Глаза иногда почти закрыты веками, так что приходится смотреть, запрокинув голову. Улыбка с опущенными бровями. Решительность и лаконичность речи. Скупость в передаче деловой информации и расточительность счета-фактуры при установлении контакта. Повышенный интерес к проблемам, целям и обязанностям других людей. Спокойный.

2. Осознание своей слабости (отсутствие уверенности в себе). Чрезмерные жесты, а также заложение рук за спину одной рукой, захват запястья другой; желание опереться на что-то или прислониться к чему-то. Улыбка в сочетании с поднятыми бровями. Сомнения в подборе слов и Прерванная речь. Поспешность и готовность выдавать информацию, а также склонность основательно и основательно аргументировать свои стремления. Суетливость. [3, c.61]

3. Воля к сопротивлению. Средняя громкость голоса, твердый, холодный тон, четкая артикуляция, медленный темп и ритмичное течение речи, четкая дикция. [3, c.66]

4. Внутреннее напряжение. Стесненность в позах и движениях, желание опереться или прислониться к чему-то, скрещенные лодыжки сидящего человека. Чрезвычайно связаны друг с другом руки, слишком часто выбивают пепел из горящей сигареты. Изменение тона голоса, форсирование звука, внезапные спазмы гортани, скрежет зубов, заикание, неуместный смех, постоянное перебивание окружающих. Увеличение числа шаблонных фраз, произносимых быстрее обычного, игнорирование пауз в речи, использование в речи слов с ласкательными и уменьшительными суффиксами.

5. Усталость или депрессия. Тусклые и стеклянные глаза, медленная речь, мягкий и приглушенный голос с понижением интонации к концу одной фразы. [3, c.75]

6. Враждебность. Отодвигаясь от партнера, сжимая кулаки со скрещенными руками, наклоняя всю голову назад и прерывая речь собеседника. Пристальный или настойчивый взгляд в глаза с резко суженными зрачками. Возможный вариант: косо смотрит с опущенными бровями, брови нахмурены, уголки губ опущены.

7. Нервозность и неуверенность. Суетливость, частая смена позы, чрезмерные жесты, движения рук по всему телу (например, взять или поправить что-то), грызущие ногти, отбрасывание "мешающих" волос со лба, усиленная мимика рта, покусывание губ. Высокий и пронзительный голос, быстрая речь, высказывание мыслей вслух. Пот, пот.

8. Плохое настроение (отрицательные эмоции). Походка с волочащимися ногами, заметно суженные зрачки, глаза устремлены в землю. Сигаретный дым спускался вниз, медленная речь, угрюмое молчание, раздраженный голос. Придираются к совершенно безобидным словам и провоцируют ссору, неприязнь, отсутствие контакта.

9. Хорошее настроение (положительные эмоции). Общительность; у курильщиков-выпускание дыма от сигареты вверх. Улыбка на лице, активные жесты, расширенные зрачки, расстегнутая мужская куртка, веселое насвистывание мелодии. [6, c.16]

Эмоции (аффекты, эмоциональные нарушения) называются такими состояниями, как страх, гнев, тоска, радость, любовь, надежда, печаль, отвращение, гордость и т. д. психология прежнего времени перечисляла бесчисленное множество подобных переживаний. То, что является общим между эмоциями, чувствами и побуждениями, требует общего названия группы. Блейлер (1929) объединил чувства и эмоции под общим названием "эффективность". [5, c.11] Эмоции проявляются в определенных психических переживаниях, известных каждому из его собственного опыта, и в телесных явлениях. Подобно ощущениям, эмоции имеют положительный и отрицательный сенсорный тон и связаны с чувствами удовольствия или неудовольствия. Чувство удовольствия при усилении превращается в аффект радости. Удовольствие и неудовольствие проявляются в определенных выражениях лица и изменениях пульса. В случае эмоций телесные явления выражены гораздо меньше. [1, c.61] Так, радость и веселье проявляются в двигательном возбуждении: смехе, громкой речи, оживленных жестах (дети прыгают от радости), пении, блеске глаз, румянце на лице (расширение мелких кровеносных сосудов), ускорении психических процессов, притоке мыслей, склонности к остротам, чувстве бодрости. В случае грусти, меланхолии, наоборот, наблюдается психомоторная задержка. Движения медленные и редкие, человек "подавлен". Осанка выражает мышечную слабость. Мои мысли сосредоточены на одном. Бледность кожи, изможденные черты лица, снижение секреции желез, горький привкус во рту. В сильной печали нет слез, но они могут появиться, когда острота переживания уменьшается. [3, c.107]

Теория коммуникации говорит о том, что человек при общении передает информацию по двум главным каналам - вербальному и невербальному. Вербальный способ передачи информации есть способ словесный, то есть письменный при письменном общении или голосовой при звуковом общении, иными словами, это есть передача информации при помощи слов. Невербальный способ - передача информации без слов, или, говоря шире, вообще без звуков, посредством различных сигналов, в случае межличностного общения роль таких сигналов выполняют движения, позы и мимика. Невербальное общение может осуществляться, во-первых, осознанно, когда человек при помощи невербальных средств сознательно передает некое сообщение собеседнику или аудитории; во-вторых, неосознанно, когда человек в процессе общения непроизвольно делает некоторые движения или изменяет выражение лица, чем выражаются его мнение или эмоции. [4, c.127]

В данной работе представлена зарисовка наблюдения невербального общения двух людей и описаны невербальные способы их общения в ходе некой сложной беседы. В общении участвуют два человека - собеседник А и собеседник Б. Место действия - кафе, собеседники, согласно предварительной договоренности, встретились там для разговора. [4, c.153]

Глава 2. АНАЛИЗ значения жестов

2.1. Жесты и их происхождение

По мнению А. Пиза, большинство исследователей разделяют мнение, что вербальный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал используется для "обсуждения" межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо вербальных сообщений. [5, c.63]

Многим людям трудно признать, - отмечает далее А. Пиз, - что человек все еще является биологическим существом. Подобно другим животным, мы подчиняемся биологическим законам, которые управляют нашими действиями, реакциями, языком тела и жестами. Удивительно, но человек редко осознает, что его позы, жесты и движения могут противоречить тому, что говорит его голос. [5, c,106]

Когда мы говорим, что человек чувствителен и интуитивен, мы имеем в виду, что он или она обладает способностью читать невербальные сигналы другого человека и сравнивать эти сигналы с вербальными сигналами. Другими словами, когда мы говорим, что у нас есть предчувствие или что "шестое чувство" говорит нам, что кто-то сказал ложь, мы на самом деле имеем в виду, что мы заметили несоответствие между языком тела и словами, произнесенными этим человеком.

Врожденные, генетические, приобретенные и культурно обусловленные сигналы. [3, c.205]

Несмотря на то, что было проведено много исследований, существует жаркая дискуссия о том, являются ли невербальные сигналы врожденными или приобретенными, передаются ли они генетически или приобретаются каким-либо другим способом. Эти данные были получены в результате наблюдений за слепыми, глухонемыми и глухонемыми людьми, которые не могли выучить невербальный язык из-за слуховых или зрительных рецепторов. Мы также наблюдали за жестикуляцией различных народов и изучали поведение наших ближайших антропологических родственников-обезьян.

Результаты этих исследований показывают, что жесты могут быть классифицированы. Например, большинство детенышей приматов рождаются со способностью сосать, что указывает на то, что эта способность либо врожденная, либо генетическая.

Немецкий ученый Эйбл-Эйбесфельдт установил, что способность улыбаться у детей, глухих или слепых от рождения, проявляется без всякого обучения или копирования, что подтверждает гипотезу о врожденной жестикуляции. [5, c.240] Экман, Фризен и Соренсон подтвердили предположения Дарвина о врожденных жестах, когда изучали мимику людей, представителей пяти глубоко отличных друг от друга культур. [2, c.238] Они обнаружили, что представители разных культур используют одну и ту же мимику при проявлении определенных эмоций, что позволило им сделать вывод о том, что эти жесты должны быть врожденными.

Когда вы скрещиваете руки на груди, вы скрещиваете правую руку над левой или левую над правой? Большинство людей не могут достоверно ответить на этот вопрос, пока не сделают этого. Это предполагает, что это может быть генетический жест, который не может быть изменен.

Существуют также разногласия по поводу того, являются ли некоторые жесты культурно усвоенными и ставшими привычными, или же они являются генетическими. Большинство жестов невербального поведения приобретаются, и значение многих движений и жестов определяется культурой. Рассмотрим эти аспекты «языка тела». [5, c.155]

Во всем мире основные коммуникативные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда им грустно, они хмурятся, когда они сердиты, у них сердитый взгляд.

Кивок головы почти во всем мире означает "Да" или одобрение. Это, по-видимому, врожденный жест, поскольку он также используется глухими и слепыми людьми. Покачивание головой в знак отрицания или несогласия также универсально и может быть одним из жестов, изобретенных в детстве. Когда ребенка кормят грудью, он отказывается от материнской груди и двигает головой из стороны в сторону. Когда маленький ребенок сыт, он поворачивает голову из стороны в сторону, чтобы избежать ложки, которой его кормят родители. Таким образом, очень быстро он учится использовать покачивание головой, чтобы выразить свое несогласие и негативное отношение. [4, c.72]

Мы можем проследить происхождение некоторых жестов на примере нашего первобытнообщинного прошлого. Оскал зубов сохранился от нападения на врага и до сих пор используется современным человеком, когда он злорадно ухмыляется или показывает свою враждебность каким-либо другим способом. Первоначально улыбка была символом угрозы, но сегодня, в сочетании с дружескими жестами, она означает удовольствие или доброжелательность.

Жест "пожать плечами" является хорошим примером универсального жеста, который указывает на то, что человек не знает или не понимает, о чем он говорит. Это множественный жест, который состоит из трех основных частей: открытые ладони, сгорбленные плечи и поднятый лоб. [3, c.118]

Подобно тому, как вербальные языки различаются в зависимости от типа культуры, так и невербальный язык одного народа отличается от невербального языка другого народа. В то время как жест может быть общепризнанным и иметь четкое толкование в одной нации, в другой нации он может не иметь никакого обозначения или иметь совершенно противоположное значение. Например, рассмотрим разницу в интерпретации трех типичных жестов у разных народов, таких как кольцо на пальце, поднятый большой палец и V-образный жест пальца. [5, c.83]

Жест «ОК», или круг, образованный пальцами руки. Этот жест был популяризирован в Америке в начале девятнадцатого века, главным образом прессой, которая в то время начала кампанию по сокращению слов и бегущих фраз до их начальных букв. Существуют разные мнения о том, что означают буквы "ОК". Некоторые считают, что они означали "все правильно" - "все правильно", но потом, в результате орфографической ошибки, превратились в "олл-Коррект" (eng. All Correct). [2, c.168] Другие говорят, что это антоним слова "нокаут", которое в английском языке обозначается буквами " К; 0."Есть еще одна теория, что эта аббревиатура происходит от названия "старый Киндерхор", Родины американского президента, который использовал эти инициалы (ок) в качестве лозунга в предвыборной кампании. Какая из этих теорий правильна, мы никогда не узнаем, но кажется, что сам круг представляет букву " О "в слове "о'Кей". Значение "ок" хорошо известно во всех англоязычных странах, а также в Европе и Азии, но в некоторых странах этот жест имеет совершенно иное происхождение и значение. Например, во Франции это означает "ноль" или "ничего", в Японии - "деньги", а в некоторых странах Средиземноморского бассейна этот жест используется для обозначения гомосексуальности мужчины. [4, c.131]

Поэтому, путешествуя по разным странам, следует соблюдать правило: "не ходи в чужой монастырь со своим уставом. - это поможет вам избежать возможных неловких ситуаций.

Большой палец вверх. В Америке, Англии, Австралии и Новой Зеландии поднятый большой палец имеет три значения. Он обычно используется при "голосовании" на дороге, в попытках поймать попутную машину. Второе значение - "хорошо", и когда большой палец резко вскидывается вверх, это становится оскорбительным знаком, означающим непристойное ругательство [4, c.34]. В некоторых странах, таких как Греция, этот жест означает "заткнись", поэтому можно представить себе ситуацию американца, пытающегося поймать попутную машину на Греческой дороге с помощью этого жеста. Когда итальянцы считают от одного до пяти, этот жест обозначает число "I", а указательный палец - "2". Когда американцы и англичане считают, указательный палец означает "I", а средний - "2"; в этом случае большой палец представляет число"5".

Жест большого пальца используется в сочетании с другими жестами как символ власти и превосходства, а также в ситуациях, когда кто-то хочет "раздавить вас пальцем". [5, c.72]

V-образный знак пальцами. Этот знак очень популярен в Великобритании и Австралии и имеет оскорбительное толкование. Во время Второй мировой войны Уинстон Черчилль популяризировал знак "V", чтобы обозначить победу, но для этого обозначения рука поворачивается обратно к говорящему. Если рука повернута ладонью к говорящему, то жест приобретает оскорбительный смысл- "заткнись". В большинстве европейских стран, однако, такой жест означает "победу" в любом случае, поэтому, если англичанин хочет сказать европейцу заткнуться этим жестом, они зададутся вопросом, какую победу имел в виду англичанин. Во многих странах этот жест также означает число "2". [5, c.273]

Эти примеры показывают, как непонимание может привести к неправильной интерпретации жестов, которые не учитывают национальные особенности говорящего. Поэтому, прежде чем делать какие-либо выводы о значении жестов и языка тела, необходимо учитывать национальную принадлежность человека.

2.2. Совокупность жестов

А. Пиз отмечает, что одной из самых серьезных ошибок, которые новички могут совершить при изучении языка тела, является желание выделить один жест и рассматривать его в отрыве от других жестов и обстоятельств. [6, c.273]

Как и любой язык, язык тела состоит из слов, предложений и знаков препинания. Каждый жест подобен одному слову, а слово может иметь несколько различных значений. Вы можете полностью понять значение этого слова только тогда, когда вы вставляете это слово в предложение вместе с другими словами. Жесты приходят в виде "внушений" и точно указывают на действительное состояние, настроение и отношение человека. Наблюдательный человек может прочитать эти невербальные предложения и сравнить их с вербальными предложениями говорящего. [5, c.26]

Конгруэнтность — это совпадение слов и жестов.

Исследования показывают, что невербальные сигналы несут в 5 раз больше информации, чем вербальные сигналы, и, если сигналы неконгруэнтны, люди полагаются на невербальную информацию, предпочитая ее вербальной информации.

Ключ к правильной интерпретации жестов — это учет совокупности жестов и конгруэнтности вербальных и невербальных сигналов.

Значение контекста для интерпретации жестов [6, c.51]

Помимо учета совокупности жестов и соответствия между словами и движениями тела, для правильной интерпретации жестов необходимо учитывать контекст, в котором эти жесты живут. Если, например, в холодный зимний день вы видите человека, сидящего на автобусной остановке со скрещенными ногами, крепко скрещенными на груди руками и опущенной головой, это, скорее всего, будет означать, что ему холодно, а не его критическое отношение к чему-либо. Однако если человек в точно такой же позе сидит напротив вас за столом переговоров для заключения сделки, то его жесты определенно следует интерпретировать как имеющие негативную или оборонительную позицию в сложившейся ситуации.

Другие факторы, влияющие на интерпретацию жестов. [5, c.213]

Если у человека слабое рукопожатие, то можно сделать вывод о слабости его характера, и в главе, посвященной особенностям рукопожатия, мы рассмотрим причины такого утверждения. Но если у человека артрит в суставах кисти, он будет использовать слабое рукопожатие, чтобы защитить руку от боли. Поэтому художники, музыканты, хирурги и люди других тонких профессий, которым требуются чувствительные пальцы, обычно предпочитают не пожимать руки, но, если их заставляют это делать, они используют нежное рукопожатие. [2, c.61]

Иногда люди, которые носят плохо сидящую или тесную одежду, ограничены в своих движениях, и это влияет на выразительность их языка тела. Это довольно редкие случаи, но их важно иметь в виду, чтобы понять, какое психологическое воздействие такие вещи оказывают на «боди лэнгвидж» (eng. Body Language).

2.3. Положение в обществе и богатство жестикуляции

Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая связь между социальным статусом человека, его властью,престижем и словарным запасом. Другими словами, чем выше социальный или профессиональный статус человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербальной коммуникации выявили связь между красноречием человека и степенью жестикуляции, которую он использует для передачи смысла своих сообщений. [5,c.62] Это означает, что существует прямая зависимость между социальным статусом, престижем человека и количеством жестов и телодвижений, которые он использует. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или в профессиональной карьере, может использовать свой словарный запас в процессе общения, в то время как менее образованный или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения. Общее правило состоит в том, что чем выше социально-экономический статус человека, тем менее развиты его жесты и беднее телодвижения. [5, c.51]

Скорость некоторых жестов и их очевидность для глаза зависят от возраста человека. Например, у детей жесты у детей эксплицитные (закрывание рта руками), у взрослых-прикосновение к носу. Этот жест у взрослых - не что иное, как усовершенствованная взрослая версия того же самого жеста прикрытия рук, который присутствовал в детстве. Это пример того, как жесты людей становятся менее кричащими и более завуалированными, когда они становятся старше, поэтому всегда труднее читать информацию от 50-летнего человека, чем от молодого. [5, c.72]

Наиболее типичным вопросом является: «Воз­можна ли подделка в собственном языке тела?» Обычный ответ на этот вопрос отрицательный, потому что вас выдает отсутствие конгруэнтности между жестами, микросигналами организма и сказанными словами. Например, раскрытые ладо­ни ассоциируются с честностью, но, когда обман­щик раскрывает вам свои объятия и улыбается вам, одновременно говоря ложь, микросигналы организма выдадут его потайные мысли. Это мо­гут быть суженные зрачки, поднятая бровь или искривление уголка рта, и все эти сигналы будут противоречить раскрытым объятиям и широкой улыбке. В результате реципиент склонен не верить тому, что он слышит. Кажется, будто в чело­веческом мозгу есть предохранительный прибор, который «зашкаливает» каждый раз, как только он регистрирует неконгруэнтные невербальные сигналы. Существуют, однако, случаи, когда язы­ку тела специально обучают для достижения бла­гоприятного впечатления. [5, c.263]

Многие политики являются опытными специалистами в области ко­пирования языка тела и используют это для того, чтобы добиться расположения своих избирателей и заставить их поверить своим речам. О тех по­литических деятелях, которые успешно это про­делывают, говорят, что у них есть «божий дар». Лицо чаще, чем какая-либо другая часть челове­ческого тела, используется для сокрытия ложных высказываний. Мы улыбаемся, киваем и подмигиваем в попытке скрыть ложь, но, к несча­стью для нас, наше тело своими знаками говорит истинную правду, и наблюдается несоответствие между сигналами, считываемыми с лица и с тела, и словами. Изучение выражения лица является искусством само по себе. [2, c.136]

В заключение автор отмечает, трудно под­ражать и подделывать язык тела в течение долгого периода времени, но полезно научиться ис­пользовать положительные, открытые жесты для успешного общения с другими людьми и избавиться от жестов, несущих отрицательную, нега­тивную окраску. Это позволит вам чувствовать се­бя гораздо уютно в обществе людей и сделает более привлекательным для них. [5, c.82]

Глава 3. Невербальный анализ беседы

Рассматриваемый в данной работе разговор можно условно разделить на шесть этапов.

1. Встреча, приветствия

2. Взаимное выяснение позиций

3. Спор

4. Конфликт

5. Разрешение конфликта

6. Завершение разговора, прощание

Далее описана невербальная коммуникация собеседников А и Б в ходе их разговора согласно названным этапам.

1. Встреча, приветствие

Собеседник А сидит за столиком кафе со стаканом лимонада. Ничего другого не покупает, пустой столик перед сидящим человеком показывает, что он пришел в кафе не для того, чтобы поесть или выпить, а с иными намерениями. Сидит в расслабленной позе, откинувшись на спинку стула, лениво посматривает по сторонам. Его поза изменяется только тогда, когда кто-нибудь входит в кафе. [4, c.147]

Невербальная коммуникация, неосознанное сообщение, передаваемое безадресно и неосознанно всем присутствующим - почти пустой столик, видимое безделье, сменяющееся кратким вниманием к людям, входящим в дверь - состоит в следующем: этот человек (собеседник А) находится в кафе с целью встречи с кем-то, в данное время находится в состоянии ожидания.

Один из вошедших в кафе (собеседник Б) задерживается у двери и внимательно оглядывает зал.

Невербальное сообщение, направленное так же безадресно и неосознанно всем присутствующим - человек кого-то ищет. Исходим из того, что он не направился к свободному столику или к стойке, то есть не имеет намерения воспользоваться профильными услугами кафе, а задержался у входа и рассматривает других посетителей.

А и Б встречаются глазами и около секунды внимательно друг на друга смотрят. Между ними устанавливается уже межличностная двусторонняя невербальная коммуникация. А ответил на ищущий взгляд Б и своим ответным взглядом выделил себя из числа остальных посетителей кафе, тем самым подал сигнал о том, что он, скорее всего, есть именно тот человек, которого ищет Б. Соответственно Б своим внимательным взглядом в глаза А подает сигнал, что он, вероятно, есть именно тот человек, которого ждет А.

Б направляется к столику А. Невербальное сообщение, выраженное в этом движении - сигнал А (его взгляд) принят и понят.

При приближении Б А встает со своего места. Невербальное сообщение - А также опознал в Б своего ожидаемого собеседника и готов к встрече. Кроме того, встать для А в данном случае в аспекте невербальной коммуникации означает занятие равного с Б уровня общения. Если бы А остался сидеть, то это могло бы обозначать, в зависимости от сравнительного статуса собеседников, либо проявление его начальственного положения (необязательность выполнения правил вежливости и положение сидя перед стоящим Б), либо, наоборот, психологически подчиненное положение (Б возвышался бы над А). Но в данном случае А встал навстречу Б и тем самым одновременно и выразил уважение к Б, и уравнял их статусы в данном общении.

А и Б обменялись несколькими словами, вероятно, представились и удостоверились, что они именно те люди, которые и договаривались здесь о встрече, затем пожали друг другу руки и оба сели за столик. Рукопожатие, с точки зрения невербальной коммуникации, означает не только жест вежливости, но и демонстрацию отсутствия барьеров между ними, то есть готовность к общению. [6, c.166]

Собеседники заняли места за столиком напротив друг друга, тем самым сформировали общее пространство между собой. Теперь они больше не рассматривают других посетителей кафе, а заняты друг другом, и их общение с этого времени становится общением межличностным. Сторонние наблюдатели, естественно, также имеют возможность следить за их общением, но в коммуникацию между А и Б эти сторонние наблюдатели не включаются.

Столик, находящийся между А и Б, представляет собой их личное пространство общения, и они находятся лицом к лицу. С другой стороны, столик представляет собой и определенный барьер, исключающий телесные соприкосновения, то есть демонстрирует некий формальный характер встречи. Друзья могли бы сесть и рядом друг с другом, для неформальной встречи было бы не обязательно постоянно глядеть друг на друга, и друзья могли бы использовать соприкосновение локтями, похлопывание по плечу и тому подобные жесты для выражения каких-то эмоций. В данном же случае расположение собеседников по разные стороны столика исключает подобную возможность слишком тесного и неуместного при деловой встрече только что познакомившихся лично людей общения.

2. Взаимное выяснение позиций

Второй этап коммуникации представляет собой начало собственно разговора, ради которого они встретились. Собеседники посылают друг другу сигналы миролюбия: у них спокойные позы, расслабленные фигуры, они открыто смотрят друг другу в лицо, не отводя взгляда.

3. Спор

После нескольких минут разговора собеседник Б начал отводить глаза в сторону. Невербальный сигнал - он в чем-то несогласен с собеседником А. Собеседник А, в свою очередь, изменил позу - откинулся на спинку стула и сложил скрещенные руки на груди. Невербальный сигнал - А увеличил дистанцию общения и создал между ними барьер (скрещенные руки), то есть стал более закрытым и удаленным от собеседника. Данное действие означает возникновение каких-то затруднений в общении.

Б стал время от времени приближать руки к собственному лицу - потирать лоб, почесывать нос. В невербальной коммуникации подобные неосознанные движения могут восприниматься как показатели того, что Б что-то желает скрыть от собеседника.

4. Конфликт

Разговор между тем продолжается, и А заметно повысил голос. Это уже признак некоторой агрессии. Далее он снова изменил свою позу - навалился на стол грудью и положил на стол руки, сжатые в кулаки. Невербальное сообщение - А демонстрирует решительность и готовность к агрессии, и для этого сокращает дистанцию между собеседниками, переходит в атаку, словесную, естественно, атаку.

Собеседник Б, наоборот, откинулся на спинку кресла, стремясь сохранить существовавшую ранее комфортную дистанцию общения, чем показывает свое нежелание развивать конфликт и предпочитает в чем-то уступить, чтобы не доводить разговор до кризиса.

Одновременно Б отворачивает голову от А и начинает посматривать в потолок. Если б он опустил голову, то это было бы признание какой-то вины и согласие уступить А. Однако Б глядит, напротив, вверх, оставаясь открытым для А, и в то же время показывая какую-то задумчивость или независимость. Не возражая резко собеседнику А, собеседник Б в то же время показывает, что он не считает себя виновным или проигравшим, и, несколько отвлекаясь от А, занят собственными размышлениями.

5. Разрешение конфликта

Собеседник Б принял какое-то решение, и это проявилось и в его позе. Он снова придвинулся к столику, и начал говорить, не повышая голоса. А замолчал, несколько расслабил свою напряженную позу, и стал слушать Б.

Невербальный информационный смысл сигнал такого развития беседы - Б выслушал А, но не согласился с ним и не признал своего поражения в споре. Б теперь берет инициативу в свои руки и предлагает какое-то решение. Ответное молчание А выражает то, что и для А конфликт нежелателен, и он готов теперь выслушать мнение собеседника.

Б сопровождает свою речь спокойной, но достаточно выразительной жестикуляцией. Он то загибает пальцы, перечисляя какие-то пункты в своей речи, то указывает на себя или на собеседника, рассказывая о каких-то действиях, предлагаемых собеседнику или собственных обязательствах в предлагаемом им способе будущих совместных действий, то неопределенным жестом указывает куда-то в сторону, упоминая в своих словах к каких-то отсутствующих за столом переговоров людей или описывая некие известные обоим собеседникам объекты.

Постепенно поза А меняется. Он расслабляется еще больше, разжимает кулаки (сигнал об отказе от дальнейшей агрессии), начинает утвердительно покачивать головой, демонстрируя растущее согласие. Время от времени приподнимает раскрытую ладонь, прерывая Б и задавая какие-то вопросы. Затем внимательно выслушивает ответы Б.

Затем А, в свою очередь, начинает переводить взгляд на потолок, показывая состояние обдумывания услышанных слов.

Далее А подзывает официантку и что-то говорит ей. Официантка приносит два стакана пива. А пододвигает один из стаканов Б и приглашающее поднимает свой стакан. Собеседники чокаются и отпивают пива.

Данный невербальный сигнал очень важен. Угощение человека является ярко выраженным признаком доброжелательности. Здесь А угощает Б. Собеседники чокаются, вероятно, при этом произносится какой-то взаимно благожелательный тост. Символика совместного распития алкоголя имеет древнейшие корни, и до настоящего времени обозначает согласие и взаимное дружелюбие людей, участвующих в этом ритуале.

Дополнительно можно отметить, что А заказал пива, а не какой-то более крепкий напиток, показывая тем самым, что он желает, чтобы оба сохранили ясность ума. То есть беседа продолжает оставаться серьезной и деловой.

6. Завершение разговора, прощание

Завершающая часть разговора проходит при видимо взаимном расположении собеседников друг к другу. Они одновременно улыбаются каким-то шуткам, говорят спокойно, по очереди и не перебивая друг друга. Их позы свободные, жестикуляция умеренная и спокойная. Они снова открыто, но не пристально, смотрят друг на друга, время от времени одобрительно или согласно кивая головами.

В какой-то момент Б решительно отодвигает от себя недопитый стакан с пивом, подавая невербальный сигнал о том, что он считает разговор законченным. А не делает никаких жестов возражения. Б достает из кармана бумажник, вероятно, предлагая расплатиться за свой стакан пива, но здесь А решительно выдвигает вперед открытую и повернутую к Б ладонь, отвергая это предложение. Б согласно кивает с улыбкой, и убирает свой бумажник в карман.

Данный жест свидетельствует о том, что Б, предложив заплатить, не желает считать себя чем-то обязанным А, и А понял этот сигнал. Вполне очевидно, что для обоих собеседников цена стакана пива не является существенной и достойной упоминания суммой, но Б был должен продемонстрировать свою готовность заплатить за себя, чтобы показать равенство их положения.

Б встал, прощаясь, и А поднялся тоже, выражая этим жестом вежливости свое уважение. Собеседники, как и при встрече, пожали друг другу руки на прощание, однако теперь оба вышли из-за стола, ликвидировав тем самым символический барьер.

Б ушел, А расплатился с официанткой и тоже ушел. Раздельный уход был в данной беседе последним невербальным сигналом. У А после разговора с Б не было намерения оставаться в кафе, однако он предпочел, чтобы Б ушел первым. Тем самым он показал, что, хотя люди и пришли к некоторому согласию в ходе разговора, но их добрые отношения не выходят за рамки делового общения и не переросли в личную дружбу. Символической зоной делового общения в данном разговоре выступил столик этого кафе, в пространстве же вне этой зоны (вне кафе) они существуют независимо друг от друга. Потому и вышли из кафе по очереди, прекратив общение в деловой сфере и не продолжая его на улице.

На этом разговор был закончен.

При наблюдении за данной беседой мы видели использование очень широкого спектра невербальных сигналов, сопровождающих в динамике развитие взаимоотношение двух ранее незнакомых (или знакомых только по телефону) людей. Развитие этих взаимоотношений прошло от стадии взаимного опознания и знакомства через выяснение обстоятельств какого-то общего для обоих дела, далее через спор, разрешение спора и достижение взаимного согласия.

Мы не слышали ни единого слова из их разговора, но, тем не менее, невербальные средства передачи информации дали достаточно сведений для того, чтобы понять общий ход беседы и даже более широкую ситуацию взаимоотношений этих двух людей.

Конкретное содержание разговора осталось неизвестным, мы не знаем, о чем говорили эти люди и какому решению пришли. Но это вполне естественно, невербальные средства коммуникации являются лишь дополнительным инструментом человеческого общения. Содержание беседы выражалось с помощью слов, которых мы не слышали. Но это не помешало понять общий ход мыслей и общий контекст беседы, выражаемых собеседниками, по большей части неосознанно, с помощью невербальных средств.

Заключение

В заключении рассматриваемой темы сделаем некоторые выводы о значении невербального общения для познания людьми друг друга:

  1. Невербальное общение включает в себя такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
  2. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и непроизвольно. Любой из невербальных элементов общения может помочь убедиться в правильности сказанного словами или же, напротив, поставить сказанное под сомнение.
  3. Невербальный язык у разных народов может иметь разное значение, поэтому этот факт необходимо учитывать в контексте общения.
  4. Различные авторы предостерегают от поспешной интерпретации отдельных жестов и телодвижений, подчеркивая необходимость проверять их и рассматривать в комплексе, а также в зависимости от ситуации.
  5. Способность правильно понимать и интерпретировать язык телодвижений, жестов собеседника повышает эффективность коммуникации.

Библиография

  1. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - СПб.: Свет, 2019.
  2. Карнеги Д. Как выработать уверенность в себе и влиять на людей публично. - Л.: Питер, 2017.
  3. Кузин Ф.А. Культура делового общения: Практическое пособие для бизнесменов. - М.: АСТ, 2016.
  4. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в процессе деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Знание, СПбИВЭСЭП, 2018.
  5. Пиз А. Язык жестов. – Минск: Изд-во «Парадокс», 2016.
  6. Сопер П.Л. Основы искусства речи. - М.: Прогресс, 2019.
  7. Юсупов И.М. Психология взаимопонимания. – Казань: Татарское книжное изд-во, 2018