Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Модульная сетка,её роль в создании многополосной продукции

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Широкое внедрение компьютерных и информационных технологий в издательское дело и полиграфию не только коренным образом изменило допечатные и послепечатные процессы, но и явилось побудительным моментом в рождении новых форм представления информации пользователю с использованием оригинальных методов ее доставки и применением принципиально новых типов носителей данных. Этому в значительной степени способствовало развитие сетевых технологий, технологий баз и банков данных, гипертекстовых технологий и гиперграфических систем. Их совместное использование привело к появлению мультимедийных электронных изданий.

Использование модульной сетки связано с одним из самых основных принципов дизайна —  выравнивания и порядка на страницах печатного издания. Периодическое печатное издание, созданное на базе модульной сетки, легче воспринимается человеком, так как его дизайн основывается на законах пропорции. Применение такой разметки позволяет упорядочить различные элементы страницы, придавая ее оформлению целостность и ясность. В то же время, модульная сетка позволяет быстро и правильно организовать работу над разворотами журнала, придать соразмерность графическим и текстовым блокам, контролировать поля.

Актуальность данной работы обуславливается тем, что модульная сетка привносит в дизайн порядок, цельность и связь всех его частей. Она позволяет рационально организовать любое графическое пространство, будь то бланк, визитка, постер, книга, сайт, интерьер, сохраняя во всех его элементах единство стиля. Также модульная сетка заметно ускоряет весь процесс создания дизайна.

Целью исследования курсовой работы является рассмотреть примеры модульных сеток. Дать основное понятие «модульная сетка». История ее возникновения и развития. Связь модульной сетки с издательским процессом. Необходимость использования модульной сетки для производства многополосной продукции (на примере книжно-журнальной продукции).

Задачи курсовой работы:

  1. Дать основное понятие определения «модульная сетка»;
  2. Изучить историю возникновения и развития модульной сетки;
  3. Найти связь модульной сетки с издательским процессом при производстве многополосной книжно-журнальной продукции, привести примеры;
  4. Рассмотреть виды модульных сеток;
  5. Способы построения модульной сетки.

Объект исследования: модульная сетка является набором невидимых направляющих, вдоль которых располагаются элементы приложения. Она облегчает размещение элементов на страницах, обеспечивает визуальную связь между отдельными блоками и сохраняет преемственность дизайна при переходе от одной страницы к другой. Модульная система упрощает и ускоряет художественное конструирование и создаёт благоприятные условия для автоматизации вёрстки.

Предмет исследования: сетка представляет собой систему непечатаемых вертикальных и горизонтальных линий, разделяющих страницу. К этим линиям «привязываются» основные элементы страницы (текстовое наполнение, иллюстрации, декоративные объекты и т.д.). Сетка строится на мастер-странице (шаблон, который применяется ко всем создаваемым страницам, автоматически дублирующий все необходимые компоненты). Сначала задают поля, затем определяется размер и количество автоматических колонок. Следующий шаг: при помощи вертикальных и горизонтальных направляющих линий добавляются дополнительные линии привязки.

Глава 1. ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ПРОЦЕСС  И МОДУЛЬНАЯ СЕТКА

1.1 История возникновения модульной сетки

В основе деятельности человека – его стремлении покорить природу. Упорядочивание природного хаоса, в котором существует единственная прямая – линия горизонта, привело к возникновению строгих геометрических фигур. Параллельные линии и прямые углы воспроизведены человеком, а не окружающей средой. В природе есть свои правила и свои упорядоченные структуры, скрытые от невооруженного взгляда. Бесформенные сугробы состоят из геометрически правильных снежинок, куски минералов – из кристаллов, живая материя – из строго упорядоченных структурных единиц.

Так возникшая письменность в большей степени нуждалась в строгом соответствии образцам и правилам, в частности для того, чтобы написанное одним, мог прочитать другой человек. Строки египетских иероглифов вытягивались по струнке вдоль направляющих линий, глиняные таблички Месопотамии сохраняли строгий порядок клинописи (см.рис. 1). В более позднее время геометрическим правилам стали подчиняться рукописные книги.

Рис. 1. Глиняная табличка из Шуруппака ок. 2600 г. до н.э.

В современном мире печатная книга – это «система повторяющихся элементов, объединенная некоторыми из них в единое целое по определенному своду правил. Обложка, форзац, титул – объединительные элементы; текстовые и иллюстративные страницы, шмуцтитулы – повторяющиеся элементы книги».

В основе книги, как и других многостраничных изданий, лежит дизайн-проект, созданный с творческой целью, но основанный на математических расчетах. Произвольное или интуитивное расположение элементов верстки на странице – скорее всего исключение из правил. Одним из методов конструирования многополосных изданий является модульная сетка.

Модульная сетка – это система вертикалей, горизонталей, а также диагоналей, образующих каркас типографической композиции в масштабе листа, страницы или разворота (см. рис. 2).

primeri_setok

Рис. 2. Примеры модульных сеток

Модульная сетка – основа хорошо сверстанной страницы, по сетке устанавливается область набора на странице, расстояние между колонками, внешние и внутренние поля. Специальными маркерами задается пагинация (система нумерации страницы), местонахождение колонтитула и прочих вспомогательных элементов.

Макетные листы, а впоследствии и модульная сетка выполняют функцию скелета страницы. На него нанизывается титул, страницы с текстом и иллюстрации.

В некоторых случаях обложка, суперобложка и даже форзац также создаются по модульной сетке издания.

Применение модульной сетки не ограничивается книгами, газетами, журналами и другими многополосными изданиями. Ее применение уместно при создании повторяющихся элементов, например, пиктограмм (см.рис. 3).

Рис. 3. Пиктограммы для швейцарских железных дорог. Йозеф Мюллер Брокман. Швейцария 1980г.

Современная типографика основана, на теориях и принципах графического дизайна, получивших развитие в 1920-30-е годы. Этому предшествовал глубокий застой в теории и неоправданные эксперименты в практической типографии XIX века.

Революция машин в книгопечатании превратила любого наборщика в творца. Стихийный беспорядок и вялая типографика «безобразных книг», захват печати коммерций, кричащей рекламой, бессмысленной декоративностью – все это следствие отказа от вековых традиций книгопечатания.

Уильям Моррис принес в дизайн изданий идеи порядка, цельности связи всех частей и их совместного воздействия для достижения общей задачи. Он первым проложил путь к новому понимаю возможностей, свойственных типографике.

Л. Лисицкий, К. Швиттерс, П. Реннер и другие вдохнули новую жизнь в и искусство печати (см. рис. 4).

Рис. 4. Л. Лисицкий, Обложка журнала «Wendingen» 1922г.

В 20 – 30-е годы ХХ века были созданы образцы объективной и функциональной типографии и графического дизайна для развития стройных регулярных систем в визуальных коммуникациях. Работы, задуманные в то время, соответствующие строгим принципам новой типографики, производились в областях книгопечатания, графического дизайна и фотографии в Германии, Голландии, России, Чехословакии и Швейцарии.

Эволюция сетки имеет свои этапы: рождение, кульминацию, взвешенное использование. Графические дизайнеры прошли вместе с ней этот путь: принципы конструирования полосы применялись и конструктивистами, и кубистами начала ХХ века.

Модульные конструкции многополосных изданий начали использоваться с конца 1930-х годов. Первенство заняли немецкие и швейцарские дизайнеры. Макс Бил в 1940 году впервые применил модульную сетку в дизайне книги (см. рис. 5).

Рис. 5. Макс Билл, разворот книги «Швейцария» 1940г.

Торжество рационализма опиралось, в том числе, и на принципы модульных систем. Модульный принцип построения полос изданий наиболее рационален и понятен, поэтому был принят большинством дизайнеров. Для них сетка стала ассоциироваться с социальным и политическим порядком. Их идеалы основывались на простоте, ясности и рационализме всех элементов. Даже простые проекты, состоящие из одного листа, были структурированы с помощью жестких модульных сеток.

Первые примеры изданий, разработанных на основе сетки, показали новые тенденции расположения текста и иллюстраций, основанного на строгих принципах однородности в дизайне всех страниц. Простейшая сетка 1940 – 1950-х годов представляла собой композицию равномерного чередования горизонтальных и вертикальных линий, образующих таблицу с квадратными полями. Сетка в основе которой лежит квадрат, – идеальная для модульной структуры верстки, так как квадраты легко группируются в горизонтальные и вертикальные прямоугольники с отношением сторон 1:2, 1:3, 3:4 и т.д. (см. рис. 6).

Такая сетка наиболее подходит для книг квадратного формата, так любимого некоторыми швейцарскими дизайнерами (см. рис. 7).

Рис. 6. Группирование квадратных элементов сетки для размещения изображений с пропорцией 1:2, 2:3

Рис. 7. Йозеф Мюллер-Брокман. Рекламный проспект компании «Lufthansa»

Модульная сетка 1950–1960-х годов, получила название «швейцарская», на первый взгляд положительно воздействует на читателя, благодаря строгому порядку. Всё строго по формату, как текст, так и логотипы, фотографии и иллюстрации. Первое послабление в геометрически четком и равномерном порядке модульных систем было сделано Рихардом П. Лозе, который впервые создал прогрессивную сетку для каталога изделий Швейцарской Индустриальной Ассоциации (см. рис. 8). В ней ширина каждой колонки находилась в пропорциональной зависимости от ширины соседней. Отношение формата первой колонки ко второй, и второй к третьей, является 3:4. Данный стиль дает страницам каталога новый вид напряженного ритма и позволяет иметь разновидности формы через комбинацию вторых и третьих колонок.

Рис. 8. «Швейцарская равномерная сетка» для квадратного формата изданий

На период 1950 – 60-х годов приходится расцвет модульных систем. Их применение в корпоративной идентификации дало возможность шире использовать сетки в коммерческом дизайне, а значит получать финансовую основу и стимул для изучения.

Начиная с элементарных «строчных» сеток присутствующих в манускриптах и инкунабулах, конструкция печатного издания со временем то упрощалась, то невероятно усложнялась, следуя непредсказуемой моде.

Начиная с 1950-х годов был и введен термин «модульная сетка», типографическая конструкция большинства журнальной продукции не имела жесткого скелета – сетка использовалась только в журналах по архитектуре, искусству и дизайну.

1.2 Издательский процесс и модульная сетка

Модульное проектирование многополосных изданий после выработки концепции дизайна и математического расчета сетки вступает в фазу определения правил верстки и условий их применения. Понятие «порядок» подразумевает правильное, налаженное состояние или сами правила, которым необходимо следовать. Сама по себе готовая модульная сетка дизайнерами может использоваться по-разному. Макеты изданий, созданные по одним и тем же линиям, но разными дизайнерами, могут иметь кардинальные отличия. Все зависит от верстки, описывающих методы и общую концепцию проекта. Плотный набор или «космос» белого листа определяется в конечном итоге не используемой сеткой.

Концепцией издания предусмотрен большой массив текстового набора и значительное количество иллюстраций с обширными легендами. Сетка представляет собой четырехколонник с восемью рядами модулей. Текст набранный 10-м кеглем с интерлиньяжем в 12 пунктов, размещается в одну или две колонки, шириной в два модуля (см. рис. 9).

По данной модульной сетке: текстовая колонка располагается слева, почти во всю полосу по высоте. Верхняя часть набора предназначена для заголовков, подписей или легенд. Правая часть полосы отведена под иллюстрации и дополнительный текст. Типографика следует за твердой системой сетки, со страницами, разделенными по вертикали на равные половины. Таким образом, модули и их объединения – области сетки – предназначены как для текста, так и для иллюстраций, сопрягаемых между собой по горизонтали. Например, левая колонка содержит 48 строк текста, а правая колонка – фотографии одна над другой, разделяемые пространством в одну строку между ними. Тогда иллюстрации выравнивают по верхней линии сетки и двум вертикалям. Исключения могут быть для изображений, располагаемых в «подвале» полосы на нижней линии.

Рис. 9. Пример верстки 32-х элементная модульная сетка

Горизонтальный разделитель изображения и текста, высотой в одну пустую страницу визуально выталкивает иллюстрации вверх. Размещение картинки «под обрез» скорее правило, нежели исключение. Выравнивание строк основного текста и изобразительных элементов не происходит ввиду отсутствия сопряжения по горизонтали. Дополнительный текст соседствует с графикой, поэтому ее нижний край должен выравниваться по стороне.

Правила, формирующие размер и положение текстового блока, относятся к общей концепции издания и определены в большинстве случаев в начале работы над проектом.

1.3 Необходимость использования модульной сетки

Модульная сетка используется как инструмент, помогающий организовать печатный лист. С точки зрения экономики, быстрая верстка макета определяет умеренную стоимость работы. Взаимное расположение текста и иллюстраций может быть решено в однородном характерном для издания стиле.

Сетка рационально организует поверхность листа, делая восприятие более легким, чем меньше отличий в размере и пропорциях иллюстраций, тем спокойнее восприятие. Данная система договоренностей заставляет дизайнера быть более осторожным в использовании ресурсов.

Если текст и иллюстрации встроены в соответствии с определенной концепцией, информационные приоритеты выделяются явственней.

Удачно сконструированная модульная сетка дает возможность легко справиться с поставленной задачей графического дизайна. Она позволяет заверстывать текст и иллюстрации компактно, соблюдая ритм, объединять визуальный материал на основе ясной структуры. Такие свойства модульной сетки используются в построении книг, плакатов, web-страниц. Все элементы упорядочены так, что все части архитектурно соединены и скоординированы в типографском пространстве.

Информация, представленная ясно и логически выверено, с системно представленными титулами и подзаголовками, текстами и иллюстрациями будет не только быстро и легко читаться, но и будет лучше понятно читателям. Это, с научной точки зрения, доказанный факт, и дизайнер должен постоянно учитывать его в своей работе.

Модульная сетка – регулирующая система, которая подкупает правом на основные формальные решения. В то же время, предварительные условия помогают в структурировании страницы. Модуль представляет собой средство, с помощью которого тексты разного объема и изображения разной формы и размера приведены к формальному единству. В конечном результате модуль не должен бросаться в глаза, разнообразие эффектов верстки и изобразительных сюжетов должно его зрительно подавлять.

Использование модульной сетки, как системы правил, является выражением инженерного отношения к дизайну, поскольку это показывает, что дизайнер, задумывает и описывает свою бедующую работу конструктивными терминами, ориентируемыми на будущее художественное воплощение. Это выражение профессиональной позиции: работа дизайнера должна быть ясной и понятной, иметь художественную ценность, объективное достоинство для заказчика и функциональное качество для потребителя.

Глава 2. МОДУЛЬНАЯ СЕТКА В КНИЖНО-ЖУРНАЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ВИДЫ

2.1. Виды модульных сеток

Простые модульные сетки – это симметричные конструкции, состоящие из равновеликих элементов и одинаково применяемые для обеих полос разворота издания. Это значит, что сетка простой конструкции сама не предопределяет симметрию или асимметрию макета разворота. Но при этом макет может иметь высокие динамические характеристики и собственный ритм.

Существуют квадратные формы издания и полосы (типичный швейцарский книжный проект). Разделение квадратной области на меньшие квадраты равного размера задает равномерную структуру изданию, так как квадрат есть фигура нейтральная и устойчивая.

Сложные сетки могут содержать и внутреннюю асимметрию, и ритм. Это позволяет на начальном этапе создать такую изощренную систему правил принципов верстки, которая сможет превосходить весь дизайн издания, сама конструкция покажет облик. Сложные сетки позволяют отказаться от модульных систем с равными областями (см.рис. 10)

Исходя из собственного построения, простые сетки опираются на статику и не имеют какой-либо внутренней динамики. Такая концепция с одной стороны упрощает работу дизайнера, а с другой весьма ограничивает его творческие возможности.

Сетка для текста и сетка для иллюстраций в их основу положен принцип раздельного набора текстового и изобразительного материала с использованием различных конструкций.

Рис. 10. Применение симметрии и асимметрии

в модульных сетках

Если иллюстрации располагаются в блоках на отдельных страницах или на разворотах, вполне возможны отдельные сетки для графического блока и массива текста.

В простых сетках вертикали и горизонтальные линии для текста и иллюстрации обычно совмещают. Они используются универсально, основываясь на обязательных основных законах модульного конструирования.

В сложных объединённых сетках вертикали могут отличаться своим позиционированием на странице. Это не касается расположения по горизонтали строк, верхних и нижних границ иллюстраций. Таким образом, не затрагивая краеугольное правило типографики при использовании модульных сеток – горизонтальные линии задумываются текстовыми строками, чтобы обеспечивалось совпадение границ изобразительного и текстового материала. Такое положение вещей сформировалось в самом начале развития упорядоченных конструкций в Международном Стиле. На родине модульных сеток в Швейцарии различия в формировании области текстового набора и собственно полосы стали особенно заметны (см. рис. 11)

Рис. 11. Использование наложения двух сеток – четырехколонной для текста и сетки для иллюстративного материала из 49 частей

Горизонтальный, вертикальный и диагональный набор, все математические расчеты проводятся также, как и для традиционного макета. Тот же алгоритм создания, те же формулы и геометрические формы, только ориентированные под прямым или иным углом к вертикальной оси. Совмещение традиционного и поперечного набора на одной полосе вынуждает дизайнера тщательно рассчитывать общую конструкцию. Так, роль пустой сетки и средника в этом случае выполняют одни и те же пробельные элементы сетки. Это не является новацией. Согласование размера интерлиньяжа и величины средника было повсеместным, начиная с 1950-х, при конструировании сеток с квадратными элементами. Такая структура требует далеко не легкой унификации горизонтальных и вертикальных размеров, в основе которых лежит размер интерлиньяжа.

2.2. Способы построения модульной сетки

Начиная конструирование сетки, художник стремится придать ее структуре ту простоту, которую искал, создавая общую концепцию. Варианты сеток могут быть самыми разными. Сетка может просто определять поля и формат набора, может служить основой сложной структуры с широким использованием типографских средств и визуальных возможностей. Судить о достоинствах сетки следует по качеству полученной конструкции, а не по сложности рисунка сетки (см. рис. 12).

Рис. 12. Одна из нескольких сеток, созданных Массимо Виньелли для рекламы фирмы Alcoa Aluminum

Рисунок сетки зависит от содержания и замысла проекта. Поскольку каждая сетка делается, во-первых, на заказ, то есть в соответствии со спецификой определенного проекта, и, во-вторых, структура ее определяется индивидуальным стилем того или иного художника, то рисунок сетки может иметь практически неограниченное количество вариантов. Существует, однако, несколько общих, применимых к большинству сеток принципов, которые надо знать художникам-оформителям при проектировании модульных систем. Простейшая сетка, составляющая основу модульных систем, разработанных в Ульме, Базеле и Цюрихе в послевоенные годы, представляет собой единообразную композицию горизонтальных и вертикальных линий, образующих рисунок из квадратов, похожий на разграфленную таблицу. Эта сетка требует далеко не легкой унификации горизонтальных и вертикальных размеров, основа которых—лайн-спейс (line-space)—кегль основного шрифта плюс размер шпонов. Например, если кегль шрифта равен 10 пунктам при двухпунктовых шпонах, то единица измерения будет 12 пунктов, или 1 цицеро. Если ширина колонки набора равна 14 цицеро при 1 цицеро между колонками, сетка разделится на квадраты со стороной 14 цицеро при расстоянии между ними 1 цицеро. Если для заголовков применяется шрифт кеглем 48 пунктов, высота строки будет равна 4 модульным элементам, а если для заголовков применяется шрифт кеглем 6 пунктов, высота строк такого заголовка займет половину модуля (см. рис.13).

Рис. 13. Слева сетка, разработанная Йозефом Мюллером-Брокманом для серии рекламных объявлений, подобных приводимому рядом

На практике сетку не всегда можно построить из квадратов, но художники, работающие с ней, не должны забывать о ее преимуществах. Сетка, в основе которой лежит квадрат, является, во-первых, идеальной для модульной структуры, во-вторых, квадраты естественно группируются в горизонтальные и вертикальные прямоугольники с отношением сторон 1:2, 2:3, 3:4. Вертикальные линии сетки контролируют внутренние и внешние поля, выделяют колонки набора и определяют расстояния между ними. Разметка этих линий почти всегда ведется в цицеро или полуцицеро, что соответствует существующим типографским стандартам. Горизонтальные линии сетки определяют верхние и нижние поля, высоту колонок набора, расположение заголовков и изобразительного материала. Если разметка вертикальных линий ведется в системе цицеро, то расстояние между горизонтальными линиями измеряется в пунктах, так как часто оно зависит от кегля шрифта и размера шпонов (девятипунктовый шрифт на однопунктовых шпонах задает десятипунктовыи шаг сетке). Это одна из причин, по которой абсолютно квадратная сетка не всегда возможна. В отдельных случаях с помощью сетки можно варьировать и ширину колонок набора. Количество вертикальных линий можно увеличивать сколько угодно, но это приводит к случайному рисунку, поэтому большинство художников предпочитают работать с модульными системами более строгой структуры, которые тем не менее также позволяют варьировать ширину и количество колонок. На примере некоторых сеток, приведенных в книге, можно увидеть, как функционирует эта многоэлементная система.

В основе верстки большинства газет лежит сетка, хотя их оформители и не отдают себе в этом отчета. Разделение полос набора на отдельные колонки, линейки и определенное число рубрик, свойственное газете, и образует ее модульную систему. Но построенная без учета принципов конструирования, такая система сама себя ограничивает. К сожалению, эти принципы обычно учитываются газетами лишь в незначительной степени, результатом этого чаще всего является хаотичное заполнение полос.

Многие годы чистота печати и организованность материала на страницах New York Herald Tribune являли собой почти единственное исключение. Во многом столь же продуман и оригинален и ее международный выпуск, до сих пор выходящий в Париже. В 1960-е гг. Herald Tribune оказала заметное влияние на конструирование газет. Опытным художником Питером Палаццо, до этого работавшим в рекламе, был обновлен рисунок шрифта ее воскресного выпуска. Палаццо был одним из первых, кто открыл, что сетка (макетный лист), традиционно используемая в газетах «в целях повышения эффективности», одновременно может явиться и организующим модульным элементом конструирования броских газетных страниц. Проекты Питера Палаццо, с их впечатляющим использованием фотографий, иллюстраций и типографики, задали новый тон в газетном оформлении. Но появились они слишком поздно и спасти Herald Tribune от серьезных финансовых затруднений поэтому не смогли, но зато они оказали влияние на другие газеты, газетные приложения и журналы (см. рис. 14)

Рис. 14. Новая выразительная конструкция воскресного выпуска газеты New York Herald Tribune, выполненная Питером Палаццо в начале 60-х гг., представляет собой одно из первых применений традиционных макетных листов для модульного построения страницы.

Вместе с тем, чтобы понять растущее значение сетки и ее роль в будущем развитии конструирования, необходимо познакомиться поближе с работами некоторых крупнейших художников-оформителей. О вкладе Питера Палаццо в перестройку Sunday Herald Tribune и провозглашении им традиционных макетных листов модульными организаторами газетного материала (см. рис 15). С начала 60-х гг. и другие художники стали прибегать к сетке, чтобы вдохнуть новую жизнь в конструирование газет. Программы перестройки проводились двумя различными способами—внутренним и внешним. Внешний подход предусматривает привлечение консультантов-дизайнеров, что имеет как свои преимущества—свежий взгляд и общепризнанный авторитет консультанта, — так и недостатки—малая осведомленность консультантов в специфике газетного дела. Такой способ иногда служит скорее на благо рекламодателям, чем читателям, отчего между редакторами и художниками возникает конфликт. Преимущество программы внутренней перестройки газеты состоит в тесной рабочей взаимосвязи между художниками и редакторами, однако успех дела зависит от квалификации оформителей и от того, насколько им удается преодолеть объективные сложности. Одно из наиболее важных достоинств внутреннего способа—возможность плавно, постепенно перейти к новым формам.

Рис. 15. Лондонская газета Sunday Times под руководством художественного редактора Эдвина Тейлора

В издании большинства журналов существует несколько основных общих моментов. Этот процесс начинается с осмысления направления журнала, его редакционных задач и в связи с этим с оценки места той или иной статьи в данном издании. После того как учтены все сложности, ограничения, а также индивидуальные особенности конкретного журнала, на пути от замысла до готовой страницы остаются примерно следующие этапы:

1. Предварительный эскиз, отражающий идею;

2. Тщательный макет, выполненный в размере страницы или разворота;

3. Образцы шрифта, гранки или пробы, правка;

4. Грубая расклейка для высокой печати или точная механическая расклейка, включающая фотоотпечатки шрифтов, для любого другого вида печати;

5. Заключка формы для высокой печати или монтаж негативной пленки для офсета или глубокой печати;

6. Корректурный оттиск или синька страницы для окончательного утверждения.

Очевидно, что в перечисленных этапах некоторые действия дублируются, и именно здесь кроются возможности для модификаций. Одним из способов упрощения процесса является переход от макета и предварительных проб шрифта непосредственно к монтажу пленки, и понятно, что в этом случае сетка будет иметь реальные преимущества. Когда макет тщательно разработан на основе соответствующей сетки, когда в нем четко обозначено расположение шрифта, размеры иллюстраций и обрезка, тогда техническому персоналу нетрудно по макету сформировать будущую страницу (см. рис. 16)

Рис. 16. Пример набора с помощью ЭВМ

В книге чтобы решить самую простую задачу — сделать чтение приятным, в большинстве текстовых страниц современных книг делаются строго определенные поля и соблюдаются пропорции. Это обеспечивает обычная сетка, немного сложнее той, что определяла размещение текста во времена Гутенберга.

С самого своего возникновения печать имеет одно важное свойство, оказывающее и сегодня влияние на рисунок сетки, — жирные оттиски высокой печати, нередко пропитывая бумагу, ясно проступают на обороте листа. Чтобы скрыть этот дефект, шрифт размещают по обеим сторонам листа так, чтобы строки совпадали. Это приводит к эффекту зеркального отражения на развороте при условии одинаковых по всей книге внутренних и внешних полей. Эта проблема существует и поныне, правда, в несколько ином виде: для современного производства пропечатывание насквозь не так опасно, как просвечивание бумаги. Большие функциональные преимущества поэтому на неплотной бумаге имеет симметричный макет.

Появление мелованной бумаги с высокой плотностью и полутоновых иллюстраций исключило просвечивание печати, а это в свою очередь привело к большой свободе в разработке макета, позволило использовать асимметричные формы, что особенно важно при размещении иллюстраций в тексте. Если, например, по макету текст располагается в правой части обеих страниц разворота, то это дает, как правило, больше возможностей для размещения иллюстраций (таков, например, макет данной книги). Даже при разработке простейшей сетки большинство художников начинают с раскадровки, состоящей примерно из дюжины принципиальных разворотов. Они выполняются обычно в масштабе 1:4 (см. рис. 17).

Рис. 17. Этот чертеж демонстрирует один из множества способов определения классических пропорций печатной страницы

На разворотах либо делают маленькие наброски, либо наклеивают изображения, вырезанные из подходящих источников, а текстовой набор изображают эскизно. Раскадровка обычно включает титульный лист, почти всю вступительную часть и несколько типичных разворотов. На этой стадии художник должен уже подумать и об оформлении переплета и форзацев.

К сожалению, многие издатели не связывают оформление суперобложки с оформлением всей книги и часто, стремясь придать суперу рекламный вид, поручают работу над ним другим художникам. Но книга выиграет, если всю работу над ее оформлением уже на ранней стадии рабочего процесса подчинить общей дизайнерской концепции. На предварительном этапе планирования художник также должен учесть индивидуальные свойства издания: особенности поэтического и драматического текста, соотношение объема текста, кегля шрифта и формата полосы набора; наличие подзаголовков, таблиц, диаграмм и указателей. За простейшей сеткой зачастую скрывается скрупулезный анализ материала. Если же сетка конструируется без предварительных эскизных набросков, которые дают возможность как бы примерить ее к различным видам текста, может случиться так, что придется значительно переделывать макет на последнем этапе проектирования (см. рис. 18).

Рис. 17. Одна из скрупулезных типографских сеток, созданная Яном Чихольдом для конструирования и производства изданий «Пингвин Букс» (Penguin Books)

2.3 Связь модульной сетки с производством многополосной продукции (на примере книжно-журнальной продукции)

В журналах и газетах художники почти всегда связаны точно установленным форматом. Оформитель же книги, напротив, может, хотя и не всегда, выбрать размер и форму страницы на свой вкус. При этом он должен учитывать еще и толщину, и вес будущей книги, в силу чего проект его становится трехмерным. Не зависит выбор формата от воли художника, например, в серийном издании, а иногда выбор формата и даже вес книги обусловливаются проблемами сбыта и экономическими соображениями. Примером принудительных условий для оформителя книги является работа над оформлением карманных изданий. Эти книги, занимающие существенное место среди других изданий, имеют стандартный, с небольшими отклонениями, размер—4⅜×7 дюймов (110x180 мм) при соотношении сторон 3:5. Это довольно удачное соотношение, но пропорции французских карманных изданий совершеннее: они ближе к прямоугольнику золотого сечения—уже при той же высоте.

Но несмотря на все ограничения, существует несколько исключений, заметных на фоне невыразительной типографи-ки большинства подобных книг: Ян Чихольд в Англии разработал новый стиль для изданий «Пингвин Букс» (Penguin Books), отличающийся четкостью и выразительностью; весьма серьезно подходят к работе над малоформатными изданиями оформители книг во Франции—хранители давних традиций их выпуска. Современная книга выполняет самые разные задачи, что отражается на структуре модульных сеток и характере их рисунков. Сегодня текстовые книги и учебные пособия, служащие бурному распространению знаний, требуют нового подхода к изобразительным средствам и новых форм не в меньшей степени, чем все остальные издания. Серийные издания должны иметь или единую сетку, или сетку, соответствующую стилю серии и в то же время учитывающую особенности конкретного издания (см. рис.18).

Рис. 18. Эд Дей, художественный редактор лондонского издательства Mitchell Beasley, сконструировал эту сетку для группы энциклопедий

Энциклопедиям нужны сетки, с одной стороны, достаточно строгой структуры, чтобы материал был организован четко, а с другой — дающие возможность использовать самый разнообразный изобразительный материал (см. рис. 19).

Рис. 18. страницы энциклопедии Random House

Справочники в целом необходимо конструировать таким образом, чтобы при их издании можно было пользоваться услугами запоминающих устройств и устройств поиска информации ЭВМ, а также при минимальной переверстке модернизировать и модифицировать эти издания. В столь небольшой работе невозможно осветить все аспекты книжного проектирования, но ни одно исследование сетки как средства конструирования не может обойтись без анализа тех технических достижений, от которых зависит ее будущее. Вот что сказал о современном книгопечатании один из крупнейших в мире проектировщиков шрифта и оформителей книги Герман Цапф в своем труде «Преклонение перед книгой» (Homage to the Book): «Недалеко то время, когда рукопись будет закладываться в считывающее устройство, которое через компьютер будет передавать информацию, необходимую для воспроизведения книги на бумаге или магнитной ленте. Вычислительная машина будет, кроме того, осуществлять автоматизированную правку… проверять логический смысл текста… и даже переводить произведение на иностранный язык. ЭВМ будет работать по заданным программам, куда будут входить названия, заголовки, колонцифры, подписи под иллюстрациями, подзаголовки… выполнять другие типографские задачи. В этом электронном будущем задачи художника-оформителя станут куда сложнее. На его работу более не будут смотреть как на необязательную и дорогостоящую; художник будет управлять всем сложным оркестром, любая фальшивая нота которого будет стоить всем дополнительных расходов и потери времени». И это не праздное высказывание, а признание растущей необходимости изучать сегодняшние экономические трудности в издательском деле, ориентируясь на будущее развитие технических возможностей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Модульная сетка является очень гибким инструментом, который позволяет генерировать новые и свежие идеи в дизайне кижно-журнальной продукции. Модульные сетки имеют эстетичную структуру на основе форм и линий. С их помощью можно создавать сбалансированные, единообразные и гароничные шаблоны.

С практической точки зрения модульные сетки ускоряют процесс разработки дизайна, за счет использования единой структуры. Новое содержание может быть легко добавлено без утомительной подгонки, а также обновление дизайна может быть легко осуществимо, если содержание уже выровнено по сетке.

Модульная система может находиться в постоянном видоизменении, наращивании, трансформации, в зависимости от экономических возможностей, социальных, эстетических и других потребностей общества.

Исследование модульного проектирования представляет значительную ценность для развития теории графического дизайна, в дизайн-образовании и в практической деятельности современных дизайнеров-графиков. Поэтому, проблему изучения модульных систем книжно-журнальной продукции в наше время можно считать актуальной.

В работе были исследованы предпосылки возникновения и выявлены основные этапы эволюции модульных систем, собран фактологический и иллюстративный материал по использованию и применению модульных сеток в книжно-журнальной продукции, было рассмотрено использование модуля в графическом дизайне.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Устин В. Композиция в дизайне. Методические основы композиционно-художественного формообразования в дизайнерском творчестве. Москва: Астрель, 2011 г.;
  2. Герчук Ю. Художественая структура книги 2010 г.;
  3. Кричевский В. Типографика в терминах и образах: Слово 2013 г.;
  4. Лаптев В. Модульная сетка. «ПРО100 дизайн» 2004 г.;
  5. Херлберт А. Сетка. Модульные системы проектирования: учеб. пособие. - Москва: Москва Книга, 2013 г.;
  6. Табашников И.Н. Газета и дизайн: учеб. пособие. - Тюмень: СофтДизайн, 2000 г.;
  7. Галкин С.И. Художественное конструирование газеты и журнала: учеб. пособие. - Москва: Аспект Пресс, 2005 г.;
  8. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий: учеб. пособие. - Санкт-Петербург: Издательство Михайлова В.А., 2006 г.;
  9. «KAK.ru» [Электронный ресурс] / 1996-2011 КАК проект / Мастер-класс Сергея Ивановича Серова: «СЕТКА»;
  10. Статья / URL: #"justify">.Bachgarde.com [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] / Маркус Гард. Сеточная система вёрстки. - 2011. (перевод - Шигаев А. 2011).
  11. Статья / URL: #"justify">.Перевод / URL: #"justify">.Blogger.com [ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС] / Ganin. Модульная сетка. Заумь, придурь или веление богов?!. – 2009 г.