Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Международно-правовые основы правового статуса личности

Содержание:

Введение

Актуальность исследования. Личные права предназначены обеспечивать свободу и независимость индивида в качестве члена гражданского общества, его правовую защиту от определенного неправомерного внешнего вмешательства.

Права и свободы личности разграничиваются на права человека и права гражданина. Такое разграничение базируется на различении двух таких разных субъектов этих прав и свобод, как человек и гражданин. Права и свободы человека возникают в результате самого  факта рождения человека вне всякой связи его с государством. Эти права берут  свое начало в естественном праве.

Гражданином человек становится только в результате установления  между ним и государством определенной политико-правовой связи  в виде получения гражданства. Поэтому в отношении прав и свобод  гражданина нельзя безоговорочно утверждать, что они возникают вне всякой связи личности с государством. 

Признание высшей ценности прав и свобод человека означает приоритет прав и свобод человека в деятельности всех органов государства, их ориентацию на эти права и свободы. Высшая ценность прав человека, во-первых, в выражении его свободы, во-вторых, права человека призваны служить ограничителем всевластия государства, препятствовать произволу государственных органов и должностных лиц, необоснованному вторжению государства в сферу личной свободы человека. В этой связи следует обратить внимание на проводимое разграничение универсальных прав и свобод на права и свободы человека и гражданина.

Объект исследования – общественные отношения, связанные с международно-правовыми основами правового статуса личности.

Предмет исследования – нормы права, регламентирующие правовой статус личности.

Цель данной работы – комплексное исследование международно-правовых основ правового статуса личности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1)изучить понятие правового статуса личности;

2)рассмотреть четыре «поколения» прав человека;

3)исследовать личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина;

4)определить особенности единых и специальных, индивидуальных и коллективных, позитивных и негативных прав и свобод человека и гражданина.

Методологической основой данного исследования являются различные общенаучные методы: диалектно-материалистический - как основной способ объективного и всестороннего познания действительности, исторический, сравнительно-правовой, формально-логический, системно-структурный, логического и функционального анализа.

Структура работы весьма традиционна, она состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1.Международно-правовые основы правового статуса личности

1.1.Понятие правового статуса личности

Уже с древних времен начинаются поиски форм, принципов и конструкций для определения надлежащих взаимозависимостей, взаимосвязей и согласованного взаимодействия личности, права и власти. Во время углублявшихся представлений о государстве и праве достаточно рано была сформирована идея о справедливости и разумности подобной политической формы общественной жизни граждан.

Символическим отражением данных представлений стал образ Богини правосудия, у которой на глазах была повязка, в руках весы и меч, всем своим видом олицетворяя единство права и силы. По представлениям современников данный образ правосудия (остающийся и в настоящее время самым подходящим символом для государства на правовой основе) отражает идею и сущность не только справедливого суда в качестве специализированного органа, но и принцип справедливой государственности в общем.

Целый ряд норм, по вопросу о взаимосвязи личности и государства был создан представителями античности. В их числе нормы о власти закона как определенном сочетании права и силы (Аристотель); об отличиях правильных и неправильных форм правления, о роли права в типологии форм государства (Аристотель, Сократ, Платон, Цицерон); о равенстве людей по естественному праву (определенные софисты, юристы Рима); о праве в качестве мерила справедливости и регулирующего положения политического общения (Аристотель); о государстве, о «народном деле», в качестве правового общения и общего правопорядка (Цицерона).

Во время перехода от феодальных отношений к капитализму существенное значение приобретают проблемы, связанные с политической властью и е формально тождественной для всех юридических организаций в качестве упорядоченного механизма разделенных властей в государстве, соответствующей новому правоотношению политических и социально-классовых сил.

Во время ранних революций буржуазии в выработку концепции правового государства существенный вклад был внесн философами-просветителями того времени, такими, как Гуго Гроций, Томас Гобсс, Шарль Монтескье, Томас Джефферсон и др. Из всех учений следует выделить самые важные нормы для исследования нашей работы. Гуго Гроций был первым представителем теоретической школы естественного права. Юридические феодальные институты Гуго Гроций признавал противоречащими человеческой природе, по этой причине он выдвинул требования нового права, которые «отвечали разумным законам».

Основной целью государства он признавал охрану частной собственности, при помощи подобных правовых установлений, которые обеспечивали бы любому человеку свободное использование своего достояния с непосредственного согласия всех. Источником каждой формы государства, в соответствии с мнением Гуго Гроция, признается общественный договор, по этой причине при формировании государства народ выбрать любую форму правления, однако, избрав ее, народ должен повиноваться своим правителям.

Одним из самых первых ученых, кто предоставил обоснование демократического государства на теоретическом уровне, был Спиноза. Находясь во взаимосвязи с законами, государство обеспечивает действительные человеческие права и свободы. Он считал, что государство могущественное лишь тогда, когда гарантирует любому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение всех его интересов, и предостерегал правителей от посягательств на свободу, безопасность, честь, собственность и другие блага своих подданных.[1]

Важное место в механизме отрасли конституционного права занимает институт, положения которого предопределяют основы правового положения личности или, другими словами, основы правового статуса человека и гражданина. Закрепление на конституционном уровне данный институт получил в главе 2 Конституции Российской Федерации: «Права и свободы человека и гражданина»[2]. Институт конституционного права, положения которого определяют правовые основы статуса личности, предполагает самые значительные, базовые начала, устанавливающие статус человека в государстве и обществе, а также принципы их взаимоотношений.

Во всех областях отношений, которые регулируются правом, человек и гражданин выступает в качестве субъекта конкретных прав, свобод и обязанностей, которые устанавливаются положениями определенной отрасли. Всеми правовыми отраслями установлены и условия его участия как субъекта тех либо других разновидностей правоотношений при практической реализации им собственной правоспособности.

Другими словами, правовой статус человека и гражданина в полной мере характеризуется комплексом прав и обязанностей, которыми он наделяется в качестве субъекта правоотношений, которые образуются во время практической реализации положений всех правовых отраслей.

Правовое положение личности – это структура гарантированных гражданским обществом и государством прав, свобод и обязанностей личности, выступающих как правовые средства для удовлетворения его притязаний социального характера. Правовое положение личности прямо зависит от области, в которой он реализуется: в области экономических отношений он является человеком, в политической сфере – гражданином, по этой причине принято говорить о правовом положении человека и гражданина.

Правовое положение личности тесно взаимосвязано с правовым положением народа, то есть с публичной властью, то есть властью, которая принадлежит населению, проживающему на территории государства либо ее части. Правовое положение народа заключается в обладании им всей полнотой государственной власти, часть которой он вправе на конкретное время и на конкретных условиях передавать собственным представителям.

Можно выделить несколько разновидностей правового статуса:

1)общий, либо конституционный статус человека и гражданина;

2)специальный, либо родовой статус конкретной категории лиц (к примеру, граждан иностранного государства);

3)индивидуальный статус, который характеризует возраст, пол и семейное положение.

Понятие «основы» определяет, в первую очередь, основные черты, которые характеризуют механизм взаимоотношений личности и государства.[3] Оно включает в свой состав следующие элементы:

1)юридические установления, которые связаны с принадлежностью гражданству и регулированием правоотношений по поводу гражданства. Гражданство является одним из главных элементов правового положения лица, устанавливающий его взаимоотношения с государством, это то общее, основное, что требуется для распространения на лицо всего комплекса прав и обязанностей, которые признаются за гражданином, а также для защиты его государством, где бы данное лицо не находилось.

Так как Конституция РФ устанавливает основы правового положения личности, не связывая их только с принадлежностью к гражданству, к этому институту следует отнести и положения, устанавливающие правовое положение граждан иностранного государства, лиц без гражданства, которые на законных основаниях проживают в РФ, в том числе беженцев и лиц, которые получили политическое убежище в Российской Федерации.

2)на правовом уровне установленные общие принципы правового статуса личности. Они проявляются во всех областях практической реализации правоспособности личности, вне зависимости от того, какой правовой отраслью регулируются эти отношения в обществе. В данном случае речь идет о таких принципах правового положения, как гарантированность, равноправие и неотъемлемость прав и свобод.

Регулирование их на конституционном уровне считается необходимым условием для исключения любых форм дискриминации личности либо представления не основанных на законодательстве привилегий в практической реализации прав и свобод, действительной возможности использовать права и свободы, которая обеспечивается широким механизмом средств защиты;

3)комплекс основных прав, свобод и обязанностей, т.е. те, которые установлены в Конституции РФ. Это права, неотделимые от человека и гражданина, принадлежат любому лицу как правовому субъекту, вне зависимости от практической реализации им собственной правоспособности, образуют ее неотъемлемую черту. Притом к подобным основным правам и обязанностям следует отнести не только самые важные для субъекта, но и базовые для всех иных его прав и обязанностей, которые вытекают их положений разных правовых отраслей.

Институт, определяющий правовые основы статуса личности, занимает существенное место в механизме конституционного права РФ, непосредственным образом следуя за комплексом положений, формирующих основы конституционного строя. Подобная последовательность закономерна. Именно основы конституционного строя устанавливают те начала общественного устройства, от которых производен правовой статус человека и гражданина.[4]

1.2.Четыре «поколения» прав человека

Приблизительно с 1975 года в международной практике начинает распространяться концепция «трех поколений» человеческих прав, которая подразделяет все права на три основные группы, по времени формирования.

Первым поколением признаются ценности либерального характера, которые были сформулированы в процессе буржуазных революций 18 века, в дальнейшем конкретизированные в законодательстве и практической деятельности демократических стран. Это, главным образом, личные (гражданские) и политические права. Данные права признаются негативными, то есть обязывали государство воздерживаться от вмешательства в область личной свободы и формировать условия для гражданского участия в политической жизни.

Второе поколение человеческих прав «проявилось» в процессе борьбы с неравенством экономического характера за обеспечение в материальной сфере, увеличение культурного статуса. Это уже были по большей части права позитивного характера, для практической реализации которой требовалась активная государственная деятельность. К правам второго поколения, следует отнести, по большей части, права социально-экономического характера. Первые принципы социального преобразования общества, который был призван сократить «расстояние» между бедными и богатыми, выдвигаются в конце 19 – начале 20 веков.

Третье поколение человеческих прав начинает образовываться после второй мировой войны и окончательно формируется в качестве отдельной группы к семидесятым годам 20 века.[5]

По собственной структуре это коллективные права, которые выступили в качестве результата борьбы за национальную независимость. Зачастую данную группу прав принято именовать «правами солидарности»: это право на развитие, на мир, на здоровую окружающую среду, в том числе право на коммуникацию». «Коллективность» данных прав обусловлено тем, что они принадлежат и подлежат осуществлению уже не определенным индивидом, а целыми нациями и народами.

Третье поколение человеческих прав не только выступило в качестве катализатора образования новых групп прав коллективного характера, но и привело к принципу взаимозависимости прав индивидуального и коллективного характера. Данный принцип наше собственное отражение в различных международных актах. Позже к третьему поколению стали относить права определенных групп (инвалидов, безработных, детей, потребителей, сексуальных меньшинств и др.), а также «новые права», которые сформировались под воздействием меняющихся отношений в обществе. К данным правам следует отнести, к примеру, право на эвтаназию, право на отказ от военной службы, право на сон, на индивидуальный образ жизни и др.

В конце 20 века в Российском государстве было открыто еще одно, четвертое поколение прав – это права и свободы человека и гражданина в духовно-нравственной сфере, которые провозгласили духовные и нравственные ценности личности.

К четвертому поколению прав следует отнести право на жизнь, уважение нравственного и духовного человеческого достоинства, запрет на бесчеловечное отношение и применение пыток, право выбора, свобода совести и исповедании веры, право на творчество, воспитание и духовное образование.[6]

Глава 2.Система прав и свобод человека и гражданина

2.1. Личные, политические, экономические, социальные и культурные права и свободы человека и гражданина

В современных условиях некоторые основы правового статуса личности, а в определенных аспектах и гражданина (например, по вопросам избирательного права) в значительной степени определяются международным правом, его общепризнанными принципами и нормами. В конституциях многих государств содержатся ссылки на Всеобщую декларацию прав человека ООН 1948 г[7]., на Международный пакт о гражданских и политических правах[8], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.[9]

Международные акты, ратифицированные государством, могут действовать непосредственно и применяться судами страны как ее внутреннее право, причем некоторые конституции устанавливают примат (верховенство) международного права над внутренним (помимо ратифицированных государством актов это положение от­носится и к общепризнанным принципам международного права). Нормы международного права по вопросу о правах человека могут действовать и через внутреннее право, если они имплементированы (включены) в законодательство страны (в ряде случаев международное право предусматривает такую имплементацию для государств, подписавших и ратифицировавших соответствующие международные документы)[10].

Личные права и свободы человека и гражданин следует отнести к правам первого поколения. Они призваны обеспечивать независимость и определенную свободу индивида в качестве члена гражданского общества. Одним из условий практической реализации права на жизнь называется отмена такого наказания, как смертная казнь.

Всеобщая декларация прав человека относит: право на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность (ст. 3, 9), право на свободу от пыток (ст. 5), равенство перед законом (ст. 7), право на эффективное восстановление в правах (ст. 8), право на то, чтобы в случае предъявления человеку уголовного обвинения его дело было рассмотрено гласно независимым и беспристрастным судом (ст. 10), право считаться невиновным до тех пор, пока виновность человека не будет установлена законным порядком (ст. 11), право на защиту закона от вмешательства в личную жизнь человека и от посягательств на неприкосновенность его жилища, тайну корреспонденции или на честь и репутацию (ст. 12). К личным правам относятся также провозглашенные в Декларации гражданские права: право личности на признание его правосубъектности (ст. 6), свобода передвижения и выбора места жительства (ст. 13), право покидать любую страну, включая собственную, и возвращаться в свою страну (ст. 13), право на убежище (ст. 14), право на гражданство (ст. 15), право вступать в брак и создавать семью (ст. 16)[11].

Право на свободу и неприкосновенность личности дополняется конституционно определенной процедурой ареста, заключения и содержания под стражей лишь по решению суда.

Конституция РФ определяет и гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, семенную и личную тайну, защиту собственной чести и доброго имени. Каждый обладает правом на тайну переписки, переговоров по телефону, почтовых, телеграфных и других сообщений. В качестве дополнительной гарантии выступает запрет на сбор, использование, хранение и распространение сведений о частной жизни лица без получения его согласия.

Также устанавливается и гарантируется целый комплекс прав и свобод, которые относятся к категории личных, однако связанных с жизненной позицией личности активного характера, участием в жизни общества и отношением к самому обществу вообще. Это право социального характера: свобода совести, право на объединение, в том числе право формировать профсоюзы для защиты собственных интересов.

К основным правам политического характера следует отнести право на замену военной службы гражданской службой альтернативного характера в том случае, когда вероисповедание либо убеждения гражданина прямо противоречат несению военной службы.

Некоторые из прав и свобод политического характера – связанные с функционированием власти государства – принадлежат лишь гражданам. Они формируют способ привлечения граждан к государственному управлению.

В качестве политических прав и свобод декларация устанавливает: свободу мыслей, совести, религии (ст. 18), свободу убеждений и выражения их (ст. 19), свободу мирных собраний и ассоциаций (ст. 20), право принимать участие в управлении своей страной (ст. 21), право создавать профессиональные союзы и входить в них для защиты своих интересов (п. 4 ст. 23), право на социальный и международный порядок, при котором права и свободы, изложенные в декларации, могут быть полностью осуществлены (ст. 28)[12].

Свобода слова и СМИ предполагает свободу выражения мнений и взглядов, также запрещается цензура. Определяется ответственность за ущемление и притеснение свободы. К тому же ставится под запрет агитация либо пропаганда социальной, национальной, религиозной и расовой розни. Пропаганда языкового, расового, национального превосходства также запрещается.

Право на информацию. Каждый гражданин РФ обладает правом в свободной форме искать, получать и распространять сведения. Он обладает правом знакомиться с действующим законодательством и иными актами нормативного характера, которые подлежат официальному опубликованию в СМИ. В качестве исключения выступает информация, которая представляет тайну государства согласно действующему законодательству о государственной тайне. Гражданин вправе получать сведения о самом себе.[13]

Экономические, культурные и социальные права формирует определенную конституцию государства на социальной основе – гаранта высокого качества жизни и достойного уровня граждан. Они подлежат осуществлению при помощи специально принятых законов, которые конкретизируют подобные права.

К социально-экономическим правам Всеобщая декларация относит право человека владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими (ст. 17), право на социальное обеспечение (ст. 22), право на труд, свободный выбор работы, на справедливые и удовлетворительные условия труда и на защиту от безработицы (п. 1 ст. 23), право на равную оплату труда за равный труд (п. 2 ст. 23), право на справедливое и удовлетворительное вознаграждение за труд, обеспечивающее достойное человека и его семьи существование (п. 3 ст. 23), право на отдых и досуг (ст. 24), право на такой жизненный уровень, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния человека и его семьи (п. 1 ст. 25), право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности и старости (п. 1 ст. 25), право матери и младенца на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25).

Права и свободы социального характера – это права и свободы, которые признаны обеспечивать потребности человека в социальной сфере и социальную безопасность общества в целом.

Разновидности прав и свобод социального характера: право пользоваться родным языком, свободное избрание религиозных и других убеждений, свободу труда, право на отдых, защиты от безработицы, защита семьи, материнства и детства, социальное обеспечение по болезни, возрасту, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и иных случаях, определенных законодательством, право на жилище, право на получение медицинской помощи и охрану здоровья, на образование, право на защиту интеллектуальной собственности.

Особенную группу базовых прав формирует права экономического характера, гарантии которых государством формирует предпосылки выбора гражданами не только области приложения усилий в трудовой сфере, увеличения собственного благосостояния, но и условий для практической реализации личностью других прав и свобод: личных, политических, культурных и социальных.

Культурные права призваны обеспечивать развитие человека в духовной сфере. Это право на получение образования, независимое участие в культурной жизни общества, доступ к ценностям культуры, пользование результата научно-технического прогресса.

Культурные права перечислены в статьях 26 и 27 Всеобщей декларации: это право на образование (п. 26), право приоритета родителей в выборе образования своих детей (п. 2 ст. 26), право свободно участвовать в культурной жизни общества, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами (п. 1 ст. 27), право на защиту моральных и материальных интересов, являющихся результатом интеллектуальных трудов, автором которых человек является (п. 2 ст. 27).[14]

2.2.Единые и специальные, индивидуальные и коллективные, позитивные и негативные права и свободы человека и гражданина

Права человека следует отнести к многостороннему явлению, поэтому провести единую классификацию достаточно проблематично. Так же, как и любое иное сложное понятие, человеческие права принято подразделять и классифицировать по разным основаниям, с учетом тех либо других факторов.

В качестве таких оснований могут выступать степень общности прав, носители прав, области направленности, порядок защиты и др. Вместе с тем, сам термин «права человека» предполагает наличие общих и основных принципов гуманизма, таких как справедливость, свобода, уважение достоинства человека, равноправие и толерантность.

В теории и практике человеческих прав преобладает концепция универсальности прав и свобод, то есть признание их неделимым, едиными и объективными. В официальном порядке утверждается принцип взаимосвязи всех категорий прав, определяется невозможность соблюдения базовых принципов, отдавая предпочтение определенной одной категории прав.

Несмотря на то, что современных подход к классификации человеческих прав отвергает подразделение прав и свобод с учетом уровня важности, в кругах представителей науки ведутся споры о том, какие именно право необходимо признать более ценными и значимыми. К таковым по традиции относят политические и гражданские права, закрепляя за ними приоритет над правами социально-политического характера. Однако, в последнее время в теории человеческих прав такая полемика является бесперспективной. Это обусловлено тем, что придание значения одной категории прав автоматически предполагает «принуждение» роли иных, что недопустимо.[15]

Еще одним делением прав является подразделение по кругу субъектов-носителей на индивидуальные и коллективные. Индивидуальное право является правом, которое принадлежит конкретному субъекту. Коллективные права находятся в отдельных групп и общностей людей.

В том случае, если права индивидуального характера – это естественные, принадлежащие каждому человеку с момента рождения, то права коллективного характера естественными не признаются, так как они формулируются во время становления интересов определенного коллектива и общности. Права коллективного характера – это не сумма определенных индивидуальных прав, которые принадлежат каждому участнику коллектива. Они обладают свойствами, определяемыми коллективными интересами и целями.

По причине деления прав на социально-экономические, личные и политические следует изучить деление прав на позитивные и негативные. Под позитивным правом следует понимать собственное право, то есть возможность требовать от государства совершать конкретные действия, которые прямо направлены на практическую реализацию человеческих потребностей. Для практической реализации позитивного права требуется, кроме воли субъекта-обладателя прав, определенной «услуги» со стороны органов власти.

Негативное право принято связывать с понятием такого слова, как «свобода», оно устанавливается волей субъекта-обладателя прав. По факту, это право на невмешательство государства в конкретные области человеческой жизнедеятельности. К примеру, свобода слова не требует определенных действий от государства, а наоборот, считается, что власть никоим образом не должна вмешиваться в ход практической реализации данного права.[16]

Заключение

Формирование принципа уважения прав человека и базовых свобод для всех – это свидетельство универсального политического и юридического признания государствами всеобщего значения человеческих прав в качестве значительного фактора мира, развития дружественных отношений и сотрудничества между всеми странами.

Многолетняя деятельность Организации Объединенных Наций, иных международных организаций и органов, в том числе на уровне регионов, отчетливо показывает, что международная защита человеческих прав в настоящее время заключается в выработке национальных механизмов по защите человеческих прав, и самое главное, обеспечению их эффективной работы.

Однако, мало провозгласить человеческие права и свободы и определить их в законодательстве, необходимо добиться материального обеспечения данных прав и свобод, гарантировать неукоснительное исполнение законов всеми членами общества, вне зависимости от занимаемой должности, сверху донизу.

Лишь при таком подходе к базовым человеческим правам и свободам, а также их эффективной защите можно построить правовое государство, так как само понятие человеческих прав предполагает примат закона, главенство, примат международного права над внутригосударственными установлениями, верховенство общих человеческих ценностей над всеми иными.

Конституция РФ исследует человека, его права и свободы как высшую ценность. Таким образом, она декларирует собственное понимание отношений личности и государства, выдвигая на первый план именно интересы личности. Уважение к личности, а также ее защита признаются обязательным элементом конституционного государства, его обязанностью.

Также следует сказать, что государство не в состоянии и не должно раздавать всем гражданам материальные, юридические и духовные блага, однако, должно обеспечить им возможность защищать собственное право на достойную жизнь. Однако для этого необходимо разумно ограничить свободу других. В том случае, если государство этого не сделает, то общество будет постоянно раздираться острейшими социальными противоречиями и. в конечном итоге, погибнет.

Необходимо отметить, что РФ в настоящее время нельзя признать правовым государством, так же, как и в реальности человеческие права и свободы не стали высшей ценностью. Создание правового государства и уважение человеческих прав является чрезвычайно сложной задачей и ее решение возможно в результате долголетних усилий всего общества, связанных с преодолением проблем прошлого, так и просчетов, которые были допущены в последние годы.

Список использованных источников и литературы

Нормативные правовые акты:

1)Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995

2)Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 17, ст. 291.,

3) Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 17(1831)

4) Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398

Научная и учебная литература:

1)Виноградов В. А. Конституционное право России: учебник. М. Издательство: Юнити-Дана, 2013.- С. 254

2)Габричидзе Б.Н. «Конституционное право современной России» 2013.- 422 с.

3)Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. – 2016. - № 6. – С. 52.

4)Зорькин В.Д. Проблемы конституционно-правового развития России // Журнал конституционного правосудия. 2014. N 2.

5)Казанник А. И., Костюков А. Н. Конституционное право. Университетский курс. Учебник. Том 1. Издательство: Проспект, 2015.-С. 132

6)Карпов А. В. Конституционное право России: учебное пособие.- Издательство: Омега-Л, 2015.-205с.

7)Мирская Т. И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ // Журнал «Юридическая наука».-Выпуск № 2 / 2015. – С. 42

8)Рукавишникова Т. А. Права человека: современные аспекты содержания // Журнал «Правопорядок: история, теория, практика».-Выпуск № 2 (5) / 2015

9)Скоропупов Ю. И. Защита прав человека и гражданина - главная функция государства // Журнал Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки».-Выпуск № 3-2 / 2017

10)Смоленский М.Б., Алексеева М. В.: Конституционное право. Учебник для бакалавров. Издательство: Феникс, - 2013.-541с.

11) Тащиян И. Н. Права человека: эволюция развития // Журнал «Сборники конференций НИЦ Социосфера «.-Выпуск № 35 / 2015

12) Фадеев В. Конституционное право. Учебник.-Издательство «Проспект».-2014.-584 с.

  1. Виноградов В. А. Конституционное право России: учебник. М. Издательство: Юнити-Дана, 2013.- С. 254

  2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398

  3. Казанник А. И., Костюков А. Н. Конституционное право. Университетский курс. Учебник. Том 1. Издательство: Проспект, 2015.-С. 132

  4. Мирская Т. И. К вопросу о понятии гарантий прав и свобод человека и гражданина в РФ // Журнал «Юридическая наука».-Выпуск № 2 / 2015. – С. 42

  5. Грудцына Л. Права человека: история и современность // Адвокат. – 2016. - № 6. – С. 52.

  6. Зорькин В.Д. Проблемы конституционно-правового развития России // Журнал конституционного правосудия. 2014. N 2.

  7. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета, N 67, 05.04.1995

  8. Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 17, ст. 291.,

  9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР, 1976 г., N 17(1831)

  10. Рукавишникова Т. А. Права человека: современные аспекты содержания // Журнал «Правопорядок: история, теория, практика».-Выпуск № 2 (5) / 2015

  11. Скоропупов Ю. И. Защита прав человека и гражданина - главная функция государства // Журнал Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки».-Выпуск № 3-2 / 2017

  12. Тащиян И. Н. Права человека: эволюция развития // Журнал «Сборники конференций НИЦ Социосфера «.-Выпуск № 35 / 2015

  13. Смоленский М.Б., Алексеева М. В.: Конституционное право. Учебник для бакалавров. Издательство: Феникс, - 2013.-541с.

  14. Фадеев В. Конституционное право. Учебник.-Издательство «Проспект».-2014.-584 с.

  15. Габричидзе Б.Н. «Конституционное право современной России» 2013.- 422 с.

  16. Карпов А. В. Конституционное право России: учебное пособие.- Издательство: Омега-Л, 2015.-205с.