Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Легальность и легитимность (Понятие «власть» и сущность политической власти )

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Значимым элементом существования и функционирования власти, а также закрепления её в обществе, является ЛЕГИТИМНОСТЬ.

Легитимность власти (от лат. legitimus - законный) - это признание сложившегося порядка осуществления политической власти в обществе как естественного, нормального, правильного, законного. [2]

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это является одним из показателей эффективности политической власти. Как правило, в легитимности отражается отношение граждан к власти. Ее можно обусловить, как состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - эти явления в определенной мере совпадающие.

Легитимность обозначает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. И чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет основываться на силовое принуждение.

Следует отличать легальность власти от легитимности. Это юридическое понятие, обозначающее соответствие власти действующему позитивному праву. К примеру, власть президента легальна, так как он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон. Между легитимностью и легальностью может быть и противоречие. Ведь не все законы могут оцениваться населением как справедливые, в конце концов, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может потерять доверие со стороны общества. В данном случае наблюдается процесс делигитимации власти.

Идеальной легитимности, которая имеет 100% уровень поддержки населением не бывает. Ведь в любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. В конце концов, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Стало быть, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно только она в наибольшей степени соответствует его интересам.[4]

Актуальность темы определена тем, что в условиях различных преобразований государства перестраивается и государственная власть, которая выполняет ведущую роль в социуме. Однако в целях стабильного развития государственно-правового пространства функционирующие политические и правовые институты не только лишь должны соответствовать решаемым общенациональным целям и задачам, но и иметь духовно-нравственную и социокультурную обоснованность и оправданность. И кстати эффективность режима законности и правопорядка, бесспорно, зависит от того, насколько его требования одобряемы и поддерживаемы населением страны. В противном случае принципы правовой регуляции общественных отношений обращаются в формальное долженствование, которое не основанное на национально-культурных доминантах, духовно-нравственных и национально-культурных интересах и потребностях народа.

Цель исследования: теоретический и методологический анализ форм и технологий легализации и легитимации государственной власти. Объектом исследования является понятие государственной власти и ее признаки. Предмет исследования - основания государственной власти (легитимность и легальность государственной власти).

Глава 1. Понятие «власть» и сущность политической власти

Понятие "власть" имеет отношение к числу широко употребляемых: "власть родителей", "власть семьи", "власть привычки", "власть чувств", "власть предрассудков", "власть разума", "власть старших", "власть денег", "власть религии", "власть идеологии", "судебная власть", "власть мафии", "партийная власть" и т. д. И тем не менее, при всей разнородности и неоднозначности этих понятий, все же можно, отметить одну объединяющую их характеристику: они все отображают отношения, в которых воля и действия одних господствуют над волей и действиями других. [11]

Власть выступает основным объек­том вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций. Но власть выражается наиболее таинствен­ным явлением в политике, природу которого выявить непросто. Ведь если вдуматься, что такое «власть» - это что абстракция, символ или реальное действие? Поскольку можно говорить о власти человека, организации, общества, но одновремен­но и о власти идей, слов, законов. Что же заставляет человека, общество подчиняться кому-либо или чему-либо - это боязнь насилия или желание повиноваться? При всей своей таинственности и неопределенности власть еще никого не оставляла равнодушным к себе: ею восхища­лись и ее проклинали, ее возвышали до небес и «втап­тывали в грязь».

Государственная власть - это фундаментальная категория государство ведения и самый трудно постижимый феномен общественной жизнедеятельности людей. В понятиях «государственная власть», «властеотношения» искажаются важнейшие стороны бытия человеческой цивилизации, отображается суровая логика борьбы классов, социальных групп, наций, политических партий и движений. Она имеет немало качественных особенностей. Основная особенность государственной власти заключена в ее политической и классовой природе. В научной и учебной литературе термины «государственная власть» и «политическая власть» как правило отождествляются. Такое отождествление, хотя и не бесспорно, но все же допустимо. Во всяком случае государственная власть всегда является политической и содержит элемент классовости. [4]

Особенностью государственной власти является то, что ее субъект и объект как правило не совпадают, властвующий и подвластные зачастую отчетливо разделены. В обществе с классовыми антагонизмами владычествующим субъектом выступает экономически господствующий класс, подвластными – это отдельные лица, социальные, национальные общности, классы. В демократическом обществе возникает предпосылки сближения субъекта и объекта власти, которые ведут к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения состоит в том, что каждый гражданин является не только подвластным, но и как член демократического общества он вправе быть индивидуальным первоносителем и источником власти. Он имеет право, да и обязан активно участвовать в формировании выборных органов власти, выставлять и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина - обязательно участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. Одним словом, при демократическом режиме нет и быть не должно только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть народа, являются в то же время, и объектом, и субъектом власти. [1]

Еще одна существенная особенность государственной власти состоит в том, что она выражается в деятельности государственных органов и учреждений, образующих аппарат этой власти. Она потому то и называется государственной, что ее практически олицетворяет, приводит в действие, претворяет в жизнь прежде всего механизм государства. Наверное, поэтому государственную власть часто отождествляют с органами государства, особенно высшими. Но с научной точки зрения такое отождествление недопустимо. Во-первых, государственную власть может реализовать только сам властвующий субъект. К примеру, народ через референдум и другие институты непосредственной демократии принимает важнейшие государственные решения. Во-вторых, ведь политическая власть изначально принадлежит не государству, его органам, а или элите, или классу, или народу. Господствующий субъект не передает органам государства свою власть, а наделяет их властными полномочиями.

Следовательно, государственная власть есть сконцентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает, и стабильность, и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств с помощью использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы. [11]

Власть выступает центральным объектом вожделений и взаимодействий групп, общностей, организаций.

Политическая власть - это способность социальной единицы (социальной группы, класса, большинства общества) и представляющих ее организаций и индивидов проводить свою волю по отношению к другим социальным единицам; осуществлять общие интересы данной социальной единицы насильственными или ненасильственными средствами.

Основополагающим элементом существования и функционирования власти, а также закрепления ее в обществе, является легитимность.

Глава 2. Легитимность власти

Сам термин "легитимность" возник в начале 19-го века во Франции и выражал стремление восстановить власть короля, как единственно законную, легитимную в отличие от узурпированной власти Бонапарта Наполеона. А ведь уместно сказать, что в те времена в России Наполеона называли узурпатором. [1]

Легитимность – это сущностное свойство государственной власти.

Легитимность выражается в форме поддержки, оправдание правомерности применения власти и осуществление конкретной формы правления, либо государством в целом, либо его отдельными структурами.

Средневековые учения о власти аргументировали феодальную иерархию и правомерность господства церкви, превращение ее догматов в политические аксиомы, приравнивание библейских текстов к законам.

Идея законопослушания, безоговорочного подчинения власти красной чертой проходит через богословские учения Средневековья. [8]

Ф. Аквинский – один из крупнейший представитель средневековой мысли, призывает граждан к законопослушанию, к повиновению государственной власти. Но в тоже время если власть приобретена и используется в нарушение божественной воли, то этой власти можно не повиноваться. Более того, народ имеет право на открытое неповиновение, восстание, если правитель недостойный, злоупотребляет властью или узурпирует ее.

Английский богослов и юрист И. Солсберийский (12 в.) считал убийство тирана правомерным и богоугодным делом. [7]

Заявка легитимности власти, возникшее как реакция против насильственной смены власти и насильственной перекройки государственных границ, в наши дни является непременным признаком цивилизованной власти, признания гражданским обществом и мировым содружеством ее правомерности.

Легитимная власть основана на признании права теми, кто властвует предписывать нормы поведения другим людям. Однако легитимность не означает, что абсолютно все граждане принимают данную власть. Ведь в любом обществе есть правонарушители, анархисты.

Также легитимность не означает, что все граждане поддерживают данную власть. В обществе всегда найдутся критики власти, несогласное меньшинство.

Также легитимность означает, что принимаемые законы и указы выполняются существенной частью общества. А такое возможно при согласии с данной властью и при развитой культуре законопослушания. [7]

К первичным критериям легитимности относятся два подхода:

Либерально-демократический. Сторонники данной позиции считают легитимной только власть, которая сформировалась в результате демократических процедур.

Прагматический, или политического реализма. Представители этого подхода считают, что важнейшее не только в выборности власти, но и в ее способности овладеть сложной ситуацией в обществе и поддерживать стабильность. Если же в результате революции или переворота устанавливается власть, которая способна поддерживать порядок, стабильность, то такую власть можно признать, считают сторонники политического реализма. Ведь так было в СССР после Октябрьской революции, с хунтой Пиночета в Чили и т.п. [3]

К признакам легитимности власти относятся:

убеждение народа, подданных, граждан в правомерности данной власти, данного строя;

свобода выражения гражданами своей воли.

В жизни любого общества все имеет начало. Есть такое начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было это начало, во многом зависит в дальнейшей ее судьбе. Зачастую политическая власть может образоваться в результате свобод­ных демократических выборов, но может образоваться и в результате военного переворота или политической революции, которая станет страшной трагедией для многих слоев населения и унесет миллионы или более человеческих жизней, а также до основания может разрушить хозяйство страны. Трагедии, которые тесно связанны с установлением власти, народ не забывает и помнит. Ведь проходят десятилетия, меняются поколения, но чувство недоверия народа к власти, которое незаконно возглавило страну, остается неискоренимым, и отношение между властвующими и народными массами держится, обычно, на страхе последних. [3]

Другие отношения у народа к власти, изначально законной, которое официально признано самим обществом и зарубежными госу­дарствами. Такое первоначальное правомочное становление власти содействует утверждению согласия в отношении общества и политической власти, признанию обществом, народом, ее права на управленческую роль. Надо обозначить, что само по себе изначально законное установление власти не всегда есть гарантия того, что в дальнейшем эта политическая власть полностью оправдает доверие народа. Нам известны многочисленные примеры горького разочарования общества. Таких примеров можно очень много перечислить, в том числе и в истории России таких примеров очень много, в особенности в последние годы. [9]

Следовательно, признание обществом законности, правомерности официальной власти - это базисная ее характеристика.

В истории политической мысли высказывалось много разноречивых взглядов относительно самой возможности легитимации власти. Так, ученые, стоящие на антропологических позициях и платформе естественного права, исходят из того, что легитимность возможна и реальна, ибо в человеческом обществе наличествуют такие абсолютные, общие для всех ценности и идеалы. Это дает гражданам возможность поддерживать власть.

Вместе с тем немало ученых полагает, что как раз отсутствие таких общих для всех идей в разнородном обществе является причиной невозможности возникновения легитимности. Например, по мнению австрийского учёного Г. Кельсена, человеческое знание и интересы крайне релятивные, а потому все свободны и в построении своей жизни, и в отношении к власти. Наряду с этим сторонники договорных теорий утверждают, что поддержка власти возможна до тех пор, пока существует совместная договоренность граждан относительно ее целей и ценностей. Поэтому «любой тип легитимности предполагает существование минимального социального консенсуса относительно тех ценностей, которые приемлет большинство общества и которые лежат в основе функционировании политического режима.

Другой подход еще в XVIII в. предложил английский мыслитель Э. Берк, который поделил теоретические и практические аспекты легитимности. Легитимность он рассматривал не саму по себе, а связывал ее только с конкретным режимом, с конкретными гражданами. По его представлению, только положительный опыт и привычка населения могут привести к построению такой модели власти, при которой она удовлетворяла бы интересы граждан и, следовательно, могла бы пользоваться их поддержкой. Причем этот опыт и соответствующие условия должны формироваться, накапливаться эволюционно, препятствуя сознательному построению легитимности. [2]

На сегодняшний день в политической науке принято более конкретно подходить к понятию легитимности, концентрируя значительно более широкий круг ее источников и форм. В частности, в качестве основных источников легитимности, обычно, рассматриваются три субъекта: население, правительство и внешнеполитические структуры.

Легитимность, какая означает поддержку власти со стороны широких слоев населения, и является самой заветной целью всех политических режимов. Как раз она в первую очередь обеспечивает стабильность и устойчивость власти. Положительное отношение населения к политике властей и признание им правомочности правящей элиты формируются по любым проблемам, оказывающимся в фокусе общественного мнения. Одобрение и поддержка населением властей связаны с разнообразными политическими и гражданскими традициями, устройствами распространения идеологий, процессами формирования авторитета разделяемых «верхами» и «низами» ценностей определенной организацией государства и общества. Это заставляет относиться к легитимности как к политико-культурной характеристике властных отношений. [4]

Население, так же, может поддерживать правителей и тогда, когда они плохо правят государством. Поэтому такая легитимность может формироваться даже в условиях снижения эффективности правления. Благодаря этому при такой форме легитимности в основу ставится не зависящая от формально-правовых установлений реальная расположенность и комплимент арность граждан к существующему режиму,

Вместе с тем легитимность может инициироваться и формироваться не населением, а самим государством (правительством) и политическими структурами (проправительственными партиями), стимулирующие массовое сознание воспроизводить положительные оценки деятельности правящего режима. Таковая легитимность, основывается уже на праве граждан выполнять свои обязанности по поддержанию определенного порядка и отношений с государством. Она прямо зависит от способности властей, элитарных структур создавать и поддерживать убеждения людей в справедливости и оптимальности сложившихся политических институтов и проводимой ими линии поведения. [1]

Для развития такой легитимности колоссальное значение приобретают институциональные и коммуникативные ресурсы государства. Таким образом, легитимность по сути отождествляется с легальностью, законностью, юридической обоснованностью государственной власти и закрепленностью ее существования в обществе.

Легитимность может определяться и внешними политическим и центрами – это дружественными государствами, международными организациями. Подобная разновидность политической поддержки часто используется при выборах руководителей государств, в условиях международных конфликтов.

Другими словами, и внутри государства различные политические субъекты могут обладать разным характером и иметь разный уровень поддержки общественным или международным мнением. Или же, наоборот, отдельные политики или партии на родине могут подвергаться нападкам, а за рубежом пользоваться поддержкой как представители демократического движения. К примеру, население может поддерживать парламент и протестовать против деятельности правительства, а может поддерживать президента и отрицательно относиться к деятельности правительственных органов. Следовательно, легитимность может давать возможность устанавливать иерархические связи между отдельными политиками и органами власти. [11]

2.1. Типы легитимности власти

Наиболее популярная классификация, составленная М. Вебером, который с точки зрения мотивации подчинения выделял следующие ее типы: [5]

1) Традиционная легитимность, которая формируется на основе веры людей в необходимость и неизбежность подчинения власти, которая получает в обществе (группе) статус традиции, обычая, привычки к повиновению тем или иным лицам или политическим институтам. Такая разновидность легитимности особенно часто встречается при наследственном типе правления, скажем, в монархических государствах;

2) Рациональная (демократическая) легитимность, которая возникает в результате признания людьми справедливости тех рациональных и демократических процедур, на основе которых формируется система власти. Этот тип поддержки формируется с помощью понимания человеком наличия сторонних интересов, а это предполагает необходимость выработки правил общего поведения, следование которым и создает возможность для реализации его собственных целей. По-другому говоря, рациональный тип легитимности имеет по сущности дела нормативную основу, которая характерна для организации власти в сложно организованных обществах.

3) Харизматическая легитимность, которая складывается в результате веры людей в признаваемые ими выдающимися качества политического лидера. Этот такой образ непогрешимого, наделенного исключительными качествами человека (харизма) переносится общественным мнением на всю систему власти. Беспрекословно веря всем действиям и замыслам харизматического лидера, люди некритически воспринимают стиль и методы его правления. Это чаще всего возникает в период революционных перемен, когда рушатся привычные для человека социальные порядки и идеалы и люди уже не могут опереться ни на бывшие нормы и ценности, ни на только еще формирующиеся правила политической игры. В результате этого харизма лидера воплощает веру и надежду людей на лучшее будущее в смутное время. Но такая безоговорочная поддержка властителя населением нередко оборачивается вождизмом и культом личности.

Обрисованные типы легитимности власти, как правило, в реальности существуют совместно и взаимно дополняя друг друга. [6]

Проблема легитимности - это в значительной мере проблема участия общества в управлении государством. Это неспособность системы обеспечить такое участие подрывает ее легитимность.

Признаками падения легитимности власти являются:

- рост степени принуждения;

- ограничение прав и свобод;

- запрещение политических партий и независимой прессы;

- рост коррумпированности всех институтов власти, сращение с криминальными структурами;

- низкая экономическая эффективность власти (понижение уровня жизни различных групп населения) это самый существенный показатель делегитимизации власти;

Предпосылками поддержания легитимности власти являются:

- совершенствование законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями.

- образование такой политической системы, легитимность которой основана на традициях населения, и потому не только более стабильна, но и косвенно влияет на поведение граждан.

- личные харизматические черты политического лидера.

- благополучное осуществление государственной политики, поддержание законности и правопорядка.

3. Легальность государственной власти

Государственная власть играет центральную роль в жизни современного общества. Так как ее социальное значение очевидно: в силу специфики государственно-властных полномочий, власть, в лице государственно-властных органов располагает не только правом издания предписаний, но и правом использования принуждения за их неисполнение или ненадлежащее исполнение. С помощью данных полномочий, власть осуществляет многочисленные механизмы взаимодействия между государством и личностью. Эти механизмы имеют разнообразные направления. С одной стороны, это процесс самоограничения власти, с помощью установления компетенции государственных органов, а с другой - это гарантии защиты прав и свобод человека и гражданина, при помощи их провозглашения и закрепления в законодательных актах.

По мнению С. Алексеева, с одной стороны, «право не может существовать без власти», т.к. только государственная власть по своей природе способна обеспечить строгую и своевременную реализацию правовых норм и принципов с помощью своих правоохранительных учреждений и институтов. А с другой стороны, «власть является антиподом права». «Власть, как обрисовывает С. Алексеев, особенно власть политическая, государственная, которая и делает „право правом“ наряду с этим явление, в какой-то мере с ним несовместимое, выступающее по отношению к праву в виде воюющего, а порой и чуждого, остро враждебного фактора». Началом этой враждебности власти праву скрываются в глубокой противоречивости власти, в том, что, являясь необходимым и конструктивным элементом организации жизни людей, управления обществом, власть в то же время располагает имманентными качествами, какие в процессе утверждения и упрочнения власти могут превращать ее в самодовлеющую, авторитарную силу. Эта сила способна создавать «неправовую» реальность.

Одной из главных функций государственной власти является обеспечение надежного общественного порядка, а также противодействие антисоциальным тенденциям и антигражданским действиям со стороны отдельных граждан или их объединений. Для осуществления этой функции власть может использовать и как средства убеждения, и так средства принуждения.

С этой точки зрения государственная власть это организованное обществом правомерное и справедливое (или считающееся таким) принуждение и насилие. Государственность власти обозначает, что принуждение и насилие (вплоть до физического) как характерные средства власти монополизированы и сосредоточены в специально созданных обществом институтах, органах и учреждениях, какие в совокупности и составляют государство. Право на силу, принуждение по отношению к вероятным антисоциальным действиям граждан, следовательно, изымается у частных лиц или групп и передается государству, в лице которого принуждение и насилие получают законность, или, по выражению И. Канта, легальность. [6]

Термин «легализация» происходит от латинского, что в переводе означает законный, т. е. основано на законе, что естественно связано с правом. Но право - это не нормы закона и не их осознание уже оттого что, ряд норм и текстов закона практически неосуществимы из-за их абстрактности без установления конкретизирующих их норм и правил. Легальность власти - это ее нормативно-правовая закрепленность и узаконенность. Легализация государственной власти как юридическое понятие обозначает установление, признание, поддержку данной власти законом. Легализация - это признание правомерности ее возникновения, организации и деятельности. Такое узаконение может исполняться различными путями. К примеру, в средние века, чтобы выглядеть законным преемниками власти своих предшественников, императоры, короли и другие царствующие особы вели, а время от времени и придумывали или подделывали родословные. Государственная власть и ее высшие субъекты освящались, а это придавало им статус, якобы данный от Бога. На сегодняшний день, одной из наиболее распространенной формой приобретения легальности власти должностных лиц являются их выборы гражданами. Но чтобы это выполнить, сами выборы должны быть легальными, т. е. они должны проводится в установленном законом порядке и признаваться большинством членов государства, это и является проявлением и легитимности. Можно обозначить три эволюционных формы легальности: протогосударственная, государственная и конституционная. [4]

Протогосударственная. Начальным этапом возникновения легальности является зарождение и развитие первых государственных образований. В связи с процессами урбанизации и территориального разделения пространства, постепенно происходит социальная раздробление общества, в рамках которой выделяется элита (управляющие) и подданные (управляемые). Этот процесс сопровождается также разделением норм, регулирующих различные виды общественных отношений. Вследствие этого, из единой массы социальных регуляторов выделяются моральные, религиозные и правовые нормы.

Государственная. Данный период развития принципа легальности связан с формированием государством целостной, разветвленной системы права. Этот процесс проходил несколькими путями: с помощью санкционирования обычаев, возникновения большой массы прецедентов и становления системы прецедентного права, а также нормотворческой деятельности государства по созданию правовых норм. [1]

Конституционная. На этом этапе развития принципа легальности возникают особые формы нормативно-правовых актов, которые обладают рядом особых, специфических свойств (Конституции, Основной закон). В них, обыкновенно, содержатся существенные характеристики государства, определяются основы государственного устройства, правовой статус его членов.

Ограничения государственной власти достигаются правовыми средствами. Тем не менее, с одной стороны, государство издает законы, но оно подчиняется им (речь идет о демократическом, а не тоталитарном государстве), пока они не изменены или отменены. С другой же стороны, для того, чтобы быть подлинным правом, а не узакониванием произвола, правовые нормы должны отвечать установленным требованиям и прежде всего в наше время соответствовать общечеловеческим, обще гуманным ценностям. [4]

Устанавливая легальность или нелегальность государственной власти, меру ее легализации, важно установить, как правовые акты, осуществляющие легализацию, соответствуют общепринятым принципам права, в том числе международного права. Общепризнанные принципы и нормы последнего некоторыми конституциями объявлены верховным правом страны, согласно другим основным законам, при некоторых условиях (например, на условиях взаимности) ратифицированные данным государством акты международного права, имеют приоритет над внутренним правом. Акты легализации должны соответствовать также общечеловеческим ценностям. При несоответствии внешняя легализация становится на деле ложной легализацией, это - лжелегализация не соответствующей интересам народа государственной власти.

Государственная власть должна быть законной. [11]

Во-первых, следует быть законным само ее происхождение (установление), так как захват государственной власти является незаконным действием.

Во-вторых, законной должна быть ее организация, то есть организация с участием народа.

В-третьих, законными должны быть сферы полномочий государственной власти, отношения, какие она вправе и может регулировать. Вторжение государственной власти в личную жизнь противоречит принципам свободы личности, естественных прав человека, которые являются постулатами подлинной легальности. И также, законными должны быть формы и методы деятельности государственной власти. За противозаконные действия, связанные с заменой неконституционным путем законного руководства государством, за узурпацию (присвоение) власти, за сосредоточение реальной государственной власти в руках партий и прочих общественных организаций, за преступления против установленного законом порядка управления общественные организации, органы государства, должностные лица, граждане несут ответственность по закону. Нарушение принципа законности государственной власти, правовой основы ее деятельности влечет ответственность. Таковая ответственность может быть политической, уголовной, гражданской, административной и дисциплинарной. Итак, получается, что между писаным правом и его практическим воплощением в вариантах фактического поведения лежит пласт опосредующих звеньев в виде различных правовых и неправовых механизмов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Легитимная власть характеризуется обычно как правомерная и справедливая. Легитимность связана с верой подавляющего большинства населения, что имеющийся порядок является наилучшим для данной страны. Сам термин «легитимность» переводят с французского как «законность». Но перевод не совсем точен. Законность отображается термином «легальность» Легитимность и легальность власти – это одно порядковые, но не тождественные понятия. Власть, имеющая законные основания на господство в обществе, в результате своей неэффективной деятельности может стать и нелегитимной.

Легитимная, но не легальная власть как бы получает полномочия от народа на то, чтобы сделать жизнь лучше, а уже потом устанавливает законы. Законная, но не легитимная власть лишается поддержки своего народа и затем может прибегнуть к незаконным средствам и методам в своей деятельности. Исторически сложились несколько типов легитимности: легальный тип легитимности - узаконенность власти конкретными правовыми нормами, конституцией, подкрепленная деятельностью соответствующих институтов, включая принудительные санкции; Основа - это общее понимание норм, установленных законом; идеологический тип легитимности - это признание власти в силу внутренней убежденности или веры в правильность тех идеологических ценностей, которые провозглашены властью; Основа - это идеологические ценности; традиционная легитимность - это признание власти легитимной, поскольку она действует в соответствии с традициями и традиционными ценностями масс; Основа - это традиции, традиционное сознание; структурная легитимность - это правомочность власти вытекает из убеждения в законности и ценности установленных структур и норм, регулирующих политические отношения; Основа - это специфические политические структуры; персональная (харизматическая) легитимность - это признание власти создано на вере масс в особые способности политического лидера, вождя; Основа - это личный авторитет правителя; политическая целесообразность - это соглашение или навязывание обществу власти, где мотивацией является политическая целесообразность. Свойствена для переходных периодов, связанных с формированием новой политической

БИБЛИОГРАФИЯ

  1. Абдуллаев М.И., Теория государства и права // СПб: Питер, 2003, 396с.;
  2. Бабаев В.К., Теория государства и права // М., 2006, 356с.;
  3. Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьтера. – М.: 1996.
  4. Венгеров А.Б., Теория государства и права. Учебник // М.: Юристъ, 2002, 520с.;
  5. Гегель Г. В. Политические произведения. – М.: 1978, с. 82.
  6. Д.П. Зеркин Д.П. «Основы политологии» // Изд. «Феникс», Р.-н-Д., 1996г.
  7. Монтескье Ш. Избранные произведения. – М.: 1995, с. 289.
  8. Нерсесянц В.С., Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов. // М.: Издательство НОРМА, 2001, 367с.;
  9. Пугачёв В. П., Соловьёв А. И. «Введение в политологию»: учебник для студентов вузов – 3 издание, переработанное и дополненное – М.: Аспект Пресс, 2001.
  10. Соловьёв А. И. «Политология: политическая теория, политические технологии»: учебник для студентов вузов – М.: Аспект Пресс, 2000.
  11. .Хропанюк В.Н., Теория государства и права // М., 1998, 382с.

Приложение 1

Приложение 2