Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Критерии выбора шрифтов и требования к шрифтовому оформлению многополосных изданий.

Содержание:

Введение

В данной работе будут рассмотрены шрифты, используемые в многополосной печати во всем ее многообразии и специфике, критерии их выбора и требования к наилучшему оформлению, поскольку эта проблема очень актуальна для современной, правильной, точной подачи информации. Сегодняшний день требует от издателя не только удобочитаемости изложенного материала, но и яркости, нестандартности, иногда эксперимента и эксклюзива. Нельзя забывать и о конкурентной борьбе за потребителя. В то же время необходимо помнить о лучших традициях, навыках, а главное - правилах и законах издательского дела.

Созданию шрифтов и требованиям к правильному шрифтовому оформлению печатной продукции уделялось много внимания издревле. Художники, архитекторы, издатели, писатели, ученые разрабатывали свои концепции, сочиняли трактаты о размерах, пропорциях, соотношениях отдельных частей и т.д. Рождались новые шрифты, приходили новые правила. Этот многовековой опыт не оспорим и не заменим для современных издателей и дизайнеров.

Проблема использования шрифтов, казалось бы, хорошо исследована, но современное развитие печатного дела раздвигает рамки и закономерности, размывает правила и создает новые реалии оформления. Некоторые шрифты настолько универсальны, что подходят практически для любого издания. Другие имеют более ограниченное применение. При этом у всех своя индивидуальность, специфическая окраска.

Предметом нашего исследования будет шрифт - один из основных изобразительных элементов текстового компонента печатного издания. Шрифт носитель не только логической, но и эстетической информации. Любой человек способен испытать целую гамму визуальных ощущений, имеющих для него личный смысл. Поэтому шрифт не просто усиливает те или иные образы, а и сам может становиться таковыми.

Объектом изучения данной работы являются критерии выбора и требования к шрифтовому оформлению многополосного печатного издания. Любое печатное издание, и многополосное – не исключение, должно отвечать ряду требований гигиенического, эстетического, экономического, технического, технологического и производственного характера. Правильное использование шрифта играет важную роль. Прежде всего, он должен быть красивым и удобочитаемым. Экономичность шрифта характеризуется его емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке или полосе. Производственно-технологические требования к шрифтам - это точность воспроизведения графики шрифта в разных способах печати: высокой, глубокой, плоской, трафаретной (например некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся на грубых поверхностях или при использовании офсетного и трафаретного способов печати). При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание особенности запечатываемого материала: фактуру и цвет поверхности.

Цель исследования курсовой работы – понять и описать основные критерии выбора шрифтов для оформления многополосной продукции, такой, как взрослая и детская книга, газета, журнал, каталог, брошюра, рекламный или туристический проспект. Зачастую многополосная продукция - лицо фирмы. Качество выпускаемых каталогов, годовых отчетов, журналов показывает уровень компании. Необходимость одновременно выгодно подать материал, полноценно описать, сделать ярким и особым диктуют новые критерии к шрифтовому оформлению. Качественно изданные художественная литература или периодические журналы гарантируют, что читатель не только приобретет такие издания, но и вернется за ними в следующий раз.

В ходе подготовки к написанию были решены следующие задачи: подробно изучена история создания и развития понятия «шрифт»; проанализирован весь спектр критериев выбора того или иного шрифта для большого разнообразия многополосных изданий; проработаны всевозможные требования и закономерности шрифтового оформления; систематизированы имеющиеся сведения и способы их использования в типографском деле для издания наиболее конкурентной продукции.

1. ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

История создания шрифтов

На начальном этапе своего развития шрифты были максимально приближены к рукописному (каллиграфическому) письму тех стран, где они появились. В середине XV с изобретением Иоганном Гуттенбергом книгопечатания наступает новая эпоха в развитии шрифтов. Для печатания своих книг Гуттенберг использовал один из вариантов распространенного тогда в Германии готического шрифта. Такой шрифт был довольно резким, жирным и убористым. Примечательно, что изобретатель книгопечатания добивался, чтобы его книги выглядели как рукописные: он использовал несколько вариантов написания каждой буквы на странице, применял так называемые лигатуры (слитное написание соседних букв), а для нарядных инициалов оставлял свободное место — их потом рисовали от руки. Книги, напечатанные Гуттенбергом, отличаются совершенством печати и красотой.

Возрос интерес к теоретическим проблемам шрифта. Римский капитальный шрифт был в эпоху Возрождения одним из прекрасных проявлений античности (см. рис.1.1.1.).

Образец римского капитального письма. Надпись на колонне Траяна в Риме

Рис.1.1.1. Образец римского капитального письма.

Надпись на колонне Траяна в Риме

Шел поиск в пропорциях, в закономерностях соотношения отдельных частей, в точности построения шрифтов. Многие знаменитые художники серьезно занимаются шрифтом. Среди них Леонардо да Винчи, считавший, что антиквенные буквы необходимо строить на основе пропорций античной архитектуры, тесно связанных с пропорциями человеческого тела. Теорию Леонардо развил его ученик Лука Паччиоли, который в 1509 году предложил построение буквы на основе квадрата, его диагоналей и вписанной в него окружности. Все дуги образованы точным движением циркуля (см. рис. 1.1.2.).

Литера «А». Лука Пачоли, 1509 г.

Рис. 1.1.2. Литера «А». Лука Пачоли, 1509 г.

Альберт Дюрер использовал квадрат, разделенный на 10 частей. Он отказался от использования окружности и диагоналей. Некоторые детали он предлагал рисовать от руки, проводя измерения циркулем и угольником (см. рис. 1.1.3.). Дюрер сконструировал свой шрифт для архитекторов.

Литера «А». Альбрехт Дюрер, 1528 г.

Рис. 1.1.3. Литера «А». Альбрехт Дюрер, 1528 г.

Среди мастеров шрифта эпохи Возрождения необходимо назвать также Джованни Баттисту Палатино, самого популярного, талантливого и разностороннего художника шрифта того времени, автора книги образцов шрифта «Книга, которая обучает письму».

В этот же период в папских канцеляриях зарождается еще один вид шрифта - это гуманистический курсив, имевший наклон букв на 5° вправо. Очко буквы «О» в нем превратилось в овал, остальные знаки претерпели соответствующие изменения. Появляются акцентированные выносные элементы, закрытые буквы «а», «g». Это придает курсиву динамику письма и восприятия. В гуманистическом курсиве впервые разработаны строчные и заглавные буквы комплексно.

В 1501 году Алдус Манутиус создал наклонный шрифт italic — курсивный шрифт, который тоже приобрел популярность в издательском ремесле. Преимущество курсивного шрифта, разработанного Манутиусом, заключалось в том, что он был более убористым, поэтому позволял разместить на странице больше текста, что было немаловажным, поскольку бумага в то время была довольно дорогой. К тому же курсивный шрифт напоминал письмо от руки, что в те времена очень приветствовалось.

В Италии начертание шрифтов было более светлым, изящным, соответствующим гуманистическому духу эпохи Возрождения. Эти шрифты стали предшественниками тех, что мы сегодня называем романскими.

На протяжении первых двух веков печатного дела в Европе (с середины XV века по середину XVII века) такие шрифта использовались очень широко.

В XVIII веке наряду с европейскими начинают развиваться и русские шрифты, которые до этого развивались самостоятельно, имели основу греческую и назывались кириллица и глаголица. Самые древние русские шрифты — устав и полуустав — выполнялись со всей строгостью и чёткостью, следуя правилу — уставу — от чего и пошли их названия. С развитием письменности появилась скоропись, которая отличалась быстрым, свободным стилем, с росчерками, петлями, выходящими далеко за границы рядов. Скоропись становится искусством каллиграфии XVII веке. Ею писались грамоты и официальные документы. Устав, полуустав, скоропись, вязь — это формы рукописного шрифта. В середине XVI века появились первые книги, выполненные типографским шрифтом. Одной из таких книг была «Апостол» Ивана Фёдорова, изданная в 1564 году (см. рис. 1.1.4).

91537_original

Рис. 1.1.4. «Апостол» Ивана Федорова

Новый книжный гражданский шрифт был утверждён Петром I и введён в 1708 году. Он был чёткий, округлый и рациональный — некий синтез традиционных шрифтов и антиквы. Начиная с XIX в. графика русских шрифтов развивалась параллельно с графикой латинских, вбирая в себя все новое, что зарождалось в обеих письменных системах.

Наиболее характерные формы классической антиквы сложились во второй половине XVIII века в шрифтах Дидо (Франция) и Бодони (Италия). Антиква Дидо представляет собой самый строгий, чистый и торжественный тип классической антиквы.

На рубеже XVIII-XIX веков в искусстве шрифтов произошли значительные изменения — появились новые разнообразные варианты для разных потребностей (книг, газет, плакатов, афиш, рекламы). Был разработан новый шрифт — египетский, который отличался одинаковой толщиной всех линий и засечек. Немного позже появился шрифт гротеск (рубленый), линии литер которого были одинаковой толщины, но засечек не имели. Было разработано целое семейство гротескных шрифтов.

XX век породил новые гротескные и рубленые шрифты, которые подчёркивали новый стиль в архитектуре и искусстве — конструктивизм. Среди новых шрифтов пользуются популярностью футура Поля Реннера, пеньо Кассандра, эрбар-гротеск Якова Эрбара и гилл-гротеск Эрика Гилла.

Разработка новых шрифтовых начертаний продолжается и сейчас. Современные технологии позволяют упростить и ускорить процесс создания новых шрифтов. Еще совсем недавно дизайнер должен был рисовать отдельный набор символов для каждого кегля и начертания. Меньшие кегли шрифта, например, требовали большего пространства для межбуквенных интервалов в строчных буквах. Теперь шрифтовик создает один набор символов и с помощью компьютера получает различные варианты шрифта. Новые шрифты появляются на рынке почти каждую неделю. Каким бы ни был шрифт, компьютер предложит широкий спектр вариантов его начертания, предоставляя редактору или арт-директору почти безграничный выбор.

Закон практически не защищает авторские права разработчиков шрифтов, за исключением тех случаев, когда шрифты создаются по заказу клиента для использования в целях рекламы конкретной фирмы (фирменный шрифт). Алфавит сам по себе публичен, и любые ограничения на использование алфавита препятствовали бы свободе печати. Более того, каталогизация различий между всеми шрифтами с целью их защиты представляется довольно сложной задачей. Поэтому в использовании шрифтов царят весьма свободные нравы.

Иногда эксклюзивные шрифты переходят в общее пользование. Например, шрифт Avant Garde Gothic сначала был разработан для логотипа одноименного журнала. Другой современный рубленый шрифт — Frutiger был разработан специально для вывески в международном аэропорту имени Шарля де Голля в Париже.

Итогом развития шрифтового искусства стало то, что к концу XX века литера как физическое понятие практически исчезла. Теперь шрифт — это набор математических величин, хранящихся в памяти компьютера.

То, что хорошо для одного периода развития типографики, для другого становится неприемлимым. Шрифтовые предпочтения меняются. Шрифты приходят, уходят — и снова возвращаются. В качестве примера можно привести шрифт Bookman. К концу XIX столетия он стал настолько популярен, что многие издания решили от него отказаться. Дизайнеры стали считать его скучным. Этот шрифт жил благодаря высокой печати, поскольку его четкие линии и засечки хорошо воспроизводились при таком способе печати. По мере совершенствования печатного процесса появилась возможность использовать более «хрупкие» шрифты, и Bookman был забыт. Он был заново открыт в середине 1960-х годов в качестве выделительного. Сегодняшний Bookman — это адаптация антиквы 60-х годов XIX века. Он очень похож на шрифт Clarendon, но только более округлый.

Помимо Bookman в журнальный дизайн вернулись такие шрифты, как Cooper Black, Cheltenham, Futura и даже Broadway.

В любом случае, каждый издатель имеет свои предпочтения и предубеждения относительно использования тех или иных шрифтов. Хотя мнения по поводу того, какие именно это шрифты, могут время от времени меняться.

Определение понятия «Шрифт» в современном издательском процессе

Шрифт - графический рисунок начертаний букв и знаков, составляющих единую стилистическую и композиционную систему, набор символов определённого размера и рисунка. В узком типографском смысле шрифтом называется комплект типографских литер, предназначенных для набора текста.

Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные. Выбор той или иной гарнитуры шрифта определяется самим изданием, его целью и читательским адресом. В научно-популярном издании уместны одни шрифты, в художественном - другие. Выбор шрифта определяет и способ печати. Всё это привело к большому разнообразию шрифтов, отличающихся рядом признаков:

- кегль шрифта (размер шрифта - высота в типографских пунктах прямоугольника, в который может быть вписан любой знак алфавита данного размера с учетом верхнего и нижнего просвета): текстовые (до 12 пунктов), титульные (более 12 пунктов);

- гарнитура шрифта (комплект шрифтов одинакового рисунка, но различного начертания и размера). Имеют условные названия: литературная, обыкновенная, плакатная и др.;

- начертание шрифтов (насыщенность и толщина штрихов, высота знаков и характер заполнения): светлые, полужирные и жирные;

- наклон основных шрифтов (отклонение основных штрихов от вертикального положения): прямые, курсивные;

- размер шрифта (в нормальных шрифтах отношение ширины очка к высоте составляет приблизительно 3:4. в узких - 1:2, в широких - 1:1): сверхузкие, узкие, нормальные, широкие и сверхширокие;

- характер заполнения штрихов: шрифт нормальный, контурный, выворотный, оттененный, штрихованный и др.

«Компьютерный» шрифт - это файл или группа файлов, обеспечивающий вывод текста со стилевыми особенностями шрифта. Обычно система файлов, составляющая шрифт, состоит из основного файла, содержащего описание символов и вспомогательных информационных и метрических файлов, используемых прикладными программами.

Пользователи имеют возможность использовать как растровые, так и векторные шрифты. Файлы растровых шрифтов содержат описания букв в виде матриц растра - последовательность печатаемых точек. Каждому кеглю какого-либо начертания растрового шрифта соответствует файл на диске, используемый программой при печати, поэтому для растровых шрифтов часто используется термин шрифторазмер. Растровые шрифты при отсутствии динамической загрузки или шрифтового картриджа должны быть предварительно загружены в лазерный принтер.

В векторных шрифтах буквы описаны не как растровые матрицы, а как геометрические фигуры. Использование векторных шрифтов не ограничено перечнем имеющихся кеглей, определяемых наличием соответствующих шрифтовых файлов.

Правильное использование шрифта играет важную роль. Шрифт должен быть не только красивым, но и экономичным, что характеризуется емкостью и определяется средним количеством знаков, которые могут разместиться в строке, в полосе.

Производственно-технико-технологические требования к шрифтам - это точность воспроизведения графики шрифта в разных видах печати - высокой, глубокой, плоской. Механическая прочность и линейная точность шрифта – важный элемент печатной формы при получении оттисков в печатной машине.

Также к шрифтам применяются такое гигиеническое требование, как его удобочитаемость. Исследования показали, что важно подбирать правильно и длину строки и размеры пробелов между словами. Так, например, для детей дошкольного и младшего школьного возраста необходимы четкие, простые по рисунку шрифты 12-16 пунктов, для взрослого читателя - шрифты 8-10 пунктов, в справочных изданиях - кегль шрифта может быть снижен.

Некоторые шрифты настолько универсальны, что подходят практически для любой задачи. У других более ограниченное применение. Но все шрифты имеют свою специфику, отличающую их друг от друга. И тем не менее, есть некоторые закономерности:

- текст, набранный прописными буквами, замедляет скорость чтения, а кроме того, занимает больше места, порой на 50 процентов;

- курсив читать труднее, чем прямое начертание;

- очень короткие строки, так же как и очень длинные, читать труднее. Большинство художественных редакторов склонны в рамках своего издания придерживаться одного основного шрифта. Время от времени специальные статьи могут оформляться другим шрифтом. При выборе основного шрифта издания следует принимать во внимание характеристики бумаги. Например, романские шрифты "старого стиля" удачно сочетаются с грубой бумагой, а шрифты стиля "модерн" лучше смотрятся на гладкой или мелованной бумаге. Кроме того, на выбор шрифта влияет способ печати. Например, некоторые шрифты из-за очень тонких засечек плохо воспроизводятся офсетной печатью.

Нельзя забывать и о дизайне шрифтов – особом виде графики, подчиняющимся общим для всех видов изобразительного искусства закономерностям, требующим знания этих законов и правил и умения применять их на практике. Для шрифта очень важен рисунок каждого знака, сочетаемость отдельных пар букв, внешний вид текстовых блоков, композиция страниц.

Как и к любому другому объекту дизайна, к шрифту предъявляются не только эстетические, но и функциональные требования: узнаваемость букв, различимость отдельных символов и слов, удобочитаемость всего текстового документа. Создание шрифта – искусство и наука одновременно.

В соответствии с требованиями времени и новыми технологиями, шрифты постоянно видоизменяются, появляются новые начертания, новые стилевые решения. Каждый период развития человечества как в зеркале отражается в эволюции шрифта.

2 ХАРАКТЕРИСТИКА ШРИФТОВ

2.1 Классификация шрифтов по ГОСТу

ГОСТ 3489 «Шрифты типографские» - группа государственных стандартов СССР, которые устанавливали систему шрифтов и гарнитур (шрифтовых наборов), используемых в печати на территории СССР. Впервые введён в действие в 1946 году (с обновлениями и переизданиями в 1952, 1957 и 1971/1972 годах). Заменил собою старый стандарт ОСТ 1337 от 1932 года. Формально до сих пор действует на территории России, новых переизданий и исправлений не было.

ГОСТ состоит из серии подстандартов с нумерацией вида 3489.1, 3489.2 и так далее. Первый номер устанавливает общие правила:

- ГОСТ 3489.1–71 Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.2–71 Шрифты типографские. Гарнитура Журнальная рубленая (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.3–71 Шрифты типографские. Гарнитура Газетная рубленая (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.4–71 Шрифты типографские. Гарнитура Древняя (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.5–71 Шрифты типографские. Гарнитура Рубленая (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.6–71 Шрифты типографские. Гарнитура Плакатная (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.7–71 Шрифты типографские. Гарнитура Букварная (для алфавитов на русской графической основе).

- ГОСТ 3489.8–71 Шрифты типографские. Гарнитура Агат (для алфавитов на русской графической основе).

- ГОСТ 3489.9–71 Шрифты типографские. Гарнитура Обыкновенная новая (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.10–71 Шрифты типографские. Гарнитура Обыкновенная (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.11–71 Шрифты типографские. Гарнитура Северная (для алфавитов на латинской графической основе).

- ГОСТ 3489.12–71 Шрифты типографские. Гарнитура Елизаветинская (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.13–71 Шрифты типографские. Гарнитура «Бодони книжная» (для алфавитов на латинской графической основе).

- ГОСТ 3489.14–71 Шрифты типографские. Гарнитура Кузаняна (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.15–71 Шрифты типографские. Гарнитура «Байконур» (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.16–71 Шрифты типографские. Гарнитура Брусковая газетная (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.17–71 Шрифты типографские. Гарнитура «Балтика» (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.18–71 Шрифты типографские. Гарнитура «Реклама» (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.19–71 Шрифты типографские. Гарнитура Хоменко (для алфавитов русского и украинского языков).

- ГОСТ 3489.20–71 Шрифты типографские. Гарнитура «Акцидентная Телингатера» (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.21–71 Шрифты типографские. Гарнитура «Октябрьская» (для русского алфавита).

- ГОСТ 3489.22–71 Шрифты типографские. Гарнитура Новая газетная (для алфавитов на русской и латинской графических основах.

- ГОСТ 3489.23–71 Шрифты типографские. Гарнитура Школьная (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.24–71 Шрифты типографские. Гарнитура Бажановская (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.25–71 Шрифты типографские. Гарнитура Журнальная (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.26–71 Шрифты типографские. Гарнитура Академическая (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.27–71 Шрифты типографские. Гарнитура Пискаревская (для русского, украинского и белорусского алфавитов).

- ГОСТ 3489.28–71 Шрифты типографские. Гарнитуры Кудряшевская словарная и Кудряшевская словарная рубленая (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.29–71 Шрифты типографские. Гарнитуры Кудряшевская энциклопедическая и Кудряшевская энциклопедическая рубленая (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.30–71 Шрифты типографские. Гарнитура Баченаса (для русского алфавита и алфавитов на латинской графической основе).

- ГОСТ 3489.31–71 Шрифты типографские. Гарнитура Новая журнальная (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.32–71 Шрифты типографские. Гарнитура Малановская (для русского алфавита).

- ГОСТ 3489.33–72 Шрифты типографские. Гарнитура Литературная (для алфавитов на русской и латинской графических основах)

- ГОСТ 3489.34–72 Шрифты типографские. Гарнитура Заголовочная газетная (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.35–72 Шрифты типографские. Гарнитура Банниковская (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.36–72 Шрифты типографские. Гарнитура Лазурского (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.37–72 Шрифты типографские. Гарнитура «Ладога» (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

- ГОСТ 3489.38–72 Шрифты типографские. Гарнитура Рерберга (для алфавитов на русской и латинской графических основах).

Далее следуют стандарты, описывающие конкретную шрифтовую гарнитуру. Всего описано 39 гарнитур:

  1. Агат.
  2. Академическая.
  3. Акцидентная Телингатера.
  4. Бажановская.
  5. Байконур.
  6. Балтика.
  7. Банниковская.
  8. Баченaса.
  9. Бодони книжная.
  10. Брусковая газетная.
  11. Букварная.
  12. Газетная рубленая.
  13. Древняя.
  14. Елизаветинская.
  15. Журнальная рубленая.
  16. Журнальная.
  17. Заголовочная газетная.
  18. Кудряшевская словарная.
  19. Кудряшевская словарная рубленая.
  20. Кудряшевская энциклопедическая.
  21. Кудряшевская энциклопедическая рубленая.
  22. Кузаняна.
  23. Ладога.
  24. Лазурского.
  25. Литературная.
  26. Малановская.
  27. Новая газетная.
  28. Новая журнальная.
  29. Обыкновенная новая.
  30. Обыкновенная.
  31. Октябрьская.
  32. Пискаревская.
  33. Плакатная.
  34. Реклама.
  35. Рерберга.
  36. Рубленая.
  37. Северная.
  38. Хоменко.
  39. Школьная.

В государственном стандарте на шрифты все типографские шрифты разделены на 6 основных групп и одну дополнительную:

  1. Группа шрифтов с едва наметившимися засечками. Сюда входят гарнитуры, концы штрихов которых немного утолщены, например Октябрьская.
  2. Группа медиевальных шрифтов. Это наиболее полная группа шрифтов. Засечки шрифтов, входящих в эту группу, плавно сопрягаются с основными штрихами и, как правило, строятся как дуги окружностей. Примеры гарнитур этой группы: Литературная, Банниковская, Лазурского, Таймс.
  3. Группа обыкновенных шрифтов. Шрифты этой группы имеют ярко выраженный контраст и длинные тонкие прямые засечки, соединяющиеся с основными штрихами под прямым углом. Пример: Обыкновенная новая, Елизаветинская, Бодони.
  4. Группа брусковых шрифтов. Контраст в этих шрифтах отсутствует или малозаметен, утолщённые прямые засечки соединяются с основными штрихами под прямым углом. Примеры: Брусковая газетная, Балтика.
  5. Группа новых малоконтрастных шрифтов. Как правило, шрифты этой группы, которые характеризуют длинные закруглённые засечки, мягко сопрягающиеся с основными штрихами, используются при наборе большого количества текста, в книгах и газетах. Примеры: Новая газетная, Школьная, Бажановская, Журнальная, Академическая.
  6. Группа дополнительных шрифтов. В эту группу входят все шрифты, которые нельзя отнести ни к одной из остальных групп. Например, рукописные гарнитуры, такие как Жихаревская.

2.2. Целевое использование шрифтов

В настоящее время издатель или дизайнер может выбрать любой шрифт из огромного разнообразия для грамотного оформления многополосной печатной продукции. Необходимо сделать правильный выбор, рассчитанный именно на того читателя, кому предназначена эта продукция. Но именно из-за многообразия современных шрифтов сделать такой выбор бывает непросто. Рассмотрим детскую целевую аудиторию: для детей шрифт нужен более тонкий и легкий, без засечек. А для создания, например, рекламного буклета о выставке художников предпочтительнее выбрать классический шрифт с засечками. Будучи частью фирменного стиля, шрифт ассоциируется с продукцией бренда и является одним из важнейших средств коммуникации компании с потребителями.

Шрифт может влиять на эмоциональное восприятие потребителем. Психологи выделяют несколько следующих типов шрифтов по их влиянию на настроение потребителей:

- прямые вытянутые шрифты. Они сообщают деловое настроение и являются практически универсальными шрифтами. Однако следует учитывать, что прямой шрифт будет неуместен для немассовой и оригинальной продукции, которую необходимо выделить среди конкурентов. Здесь он может показаться скучным и безликим, если не обыграть его необычным цветовым решением;

- строгие квадратные шрифты, которые используются в промышленных, технологических и социальных текстах. Здесь неуместна легкость и простота, эти шрифты призваны настроить человека на серьезность предоставленной информации. Они создают впечатление важности и авторитетности, могут быть рассчитаны на привлечение партнеров по бизнесу и инвесторов;

- округлые шрифты передают чувство комфорта и уюта. В то время как квадратные шрифты выглядят суровыми, округлые положительно воспринимаются как доброе отношение издания к читателю;

- наклонные шрифты с виньетками чаще всего используются для целевой аудитории девушек и женщин. Наклонные шрифты вызывают чувство легкости и красоты. Они используются в рекламной продукции салонов красоты, магазинов одежды и косметики. Курсив облегчает восприятие информации, и она выглядит менее важной. Поэтому курсивом выделяют примечания и авторские отступления;

- рукописные шрифты подходят для того, чтобы подчеркнуть эксклюзивность товара или услуги. Рукописные шрифты используют при рекламе адвокатских и консалтинговых услуг, врачебной практики, при проведении политических акций. Они вызывают чувство доверия и придают большую достоверность информации;

- стилизованные декоративные шрифты выглядят как граффити или готические надписи, их стоит использовать только там, где они будут нести соответствующую смысловую нагрузку. Например, совершенно неуместно использовать готический шрифт в детской литературе. В то же время, он будет хорошо смотреться в туристическом буклете.

По-разному воспринимаются шрифты с засечками и без них. Человек читает не отдельные буквы, а группы букв или все слово целиком. Шрифты с засечками читаются легче в печатных работах. Засечки увеличивают контраст между буквами и делают их отличительными. Так нашему мозгу легче распознать букву. Читая шрифт без засечек, мозг тратит больше времени на то, чтобы опознать букву, потому что ее форма не такая отличительная. Шрифты без засечек хорошо смотрится в маленьком размере, но для основного текста лучше использовать с засечками, т.к. он не вызывает быстрой усталости.

Разная длина строк может ускорять или замедлять чтение. Необходимо обращать внимание не только на тип шрифта, но и на расстояние между буквами, строчками и т.д. Существует самая непосредственная связь между типографской и исторической классификациями. Из трех разновидностей антиквы образованны три самостоятельные группы типографских шрифтов: новые малоконтрастные соответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные переходной, обыкновенные – классической. Ленточная антиква получила в типографском каталоге название шрифта с едва наметившимися засечками. Группа брусковых шрифтов вобрала в себя отличительные признаки египетских. Популярные ныне рубленые шрифты и в старых, и в новых гарнитурах соблюдают гротесковую природу шрифтов этого типа. В группу рублёных шрифтов входят гарнитуры, не имеющие засечек, например: Журнальная рублёная, Древняя, Плакатная, Букварная.

Обычно в одном печатном издании не используется более трех разных шрифтов. У читателя может возникнуть ощущение разрозненности идей, и он будет плохо воспринимать материал. Для общей целевой аудитории идеальный размер кегля 11-12 пунктов. Если целевая аудитория люди старше 60 лет больше подойдет шрифт 18 кегля и крупнее. Для рекламного издания лучше использовать кегль от 14 до 30, но надо помнить, что текст, набранный заглавными буквами, тяжело воспринимается, т.к. читается буква за буквой. Также плохо читается витиеватый шрифт на пестром фоне.

Согласно последним исследованиям психологов, правильно подобранный шрифт задает человеку настроение во время чтения текста. В действительности, одно и то же слово, набранное разными шрифтами, будет совершенно по-разному восприниматься.

Грамотный выбор шрифта чрезвычайно важен, поскольку несоответствие особенностей шрифта специфике, настроению издания может обернуться полной неудачей. Существует мнение, что примером удачно выбранного шрифта является такой шрифт, на который читатель не обращает внимания.

2.3. Интерлиньяж, кегль, начертание шрифтов

Важнейшими характеристиками шрифтов являются интерлиньяж, кегель и начертание. Рассмотрим эти понятия подробнее (см. рис. 2.3.1).

Картинки по запросу "интерлиньяж"

Рис. 2.3.1. Примеры определений понятий «Интерлиньяж», «Межстрочный интервал, «Кегль»

Интерлиньяж - междустрочный пробел, расстояние между базовыми линиями соседних строк. Понятие появилось в те времена, когда между строками для увеличения междустрочного пробела клали тонкие латунные полоски шириной в 2 пункта - шпоны. Для значительного увеличения расстояние между базовыми линиями соседствующих строчек клали полосы свинца. В ручном наборе (высокая печать) интерлиньяж образовывался за счёт состыковки нижнего заплечика (пробельного участка) верхней литеры или линотипной строки с верхним заплечиком (пробельным участком) нижней литеры или линотипной строки. Так как верхние и нижние заплечики всегда были фиксированного размера, то и интерлиньяж (пробельное расстояние между двумя строками, набранными из литер или составленными из линотипных строк) был всегда одинаковым. Если между строк, набранных из литер или линотипных строк, проставляли «шпон» (тонкий пробельный материал из гарта, кеглем, как правило, равным двум пунктам системы Дидо), то такой набор назывался «набор на шпоны». В этом случае термин «интерлиньяж» сохранял свой изначальный смысл (пробельное расстояние между двумя строками).

Измерение величины интерлиньяжа между базовыми линиями шрифта осуществлялось в фотонаборе, но не в ручном наборе и не в линотипном наборе. Также в ручном и линотипном наборе невозможен был «отрицательный интерлиньяж» (например, набор 10/9 пунктов, то есть набор текста литерами высотой в 10 пунктов при расстоянии между базовыми линиями соседних строк в 9 пунктов).

В настоящее время в понятие интерлиньяжа вкладывается несколько иной смысл. В современных программах для верстки интерлиньяж складывается из размера кегля (вертикального размера строки), а также расстояния между соседними смежными строками. К примеру: если текст набран кеглем 11/13 пунктов, это значит, что его интерлиньяж равен 13 пунктам.

Задача интерлиньяжа — обеспечить удобство читаемости текста, выделение строки текста за счет акцента. Интерлиньяж обеспечивает плотность строк на странице публикации. Если же требуется добавить в верстку публикации "воздух" или попросту заполнить требуемый объем, а текста маловато, можно прибегнуть, в разумных пределах, к увеличению значения интерлиньяжа. Блок текста станет более "легким" и займет заметно больше места.

Отрицательный интерлиньяж - пространство между соседними строками меньшее, чем высота самих литер в строках (например, набор 12/10 пунктов - набор текста литерами высотой в 12 пунктов при расстояние между базовыми линиями соседних строк в 10 пунктов).

Автоматизированные компьютерные издательские системы прибегают к установке автоматического значения интерлиньяжа. Расчет конкретной величины межстрочного пробела производится издательской компьютерной программой следующим образом: программа анализирует текст строки, выбирает литеру с наибольшим кеглем и увеличивает это число, как правило, на 20%. Полученное значение и будет величиной интерлиньяжа. Величину автоинтерлиньяжа можно свободно менять, в зависимости от требований к внешнему виду и дизайну печатного издания.

Кегль - размер буквы или знака по вертикали, включающий её нижние и верхние выносные элементы. Проще говоря, кегль – это размер шрифта по высоте. Он определяется в типографских пунктах (по системе Дидо) и равен 0,376 мм. Например, шрифт десятым кеглем – это шрифт, высотой в 10 пунктов, то есть 3,76 мм.

У каждого кегля шрифта есть название и основная область применения. Рассмотрим самые популярные из них:

- Бриллиант. Размер этого кегля равен трём пунктам (1,128 мм). Он настолько мелкий, что, пожалуй, единственная зона применения Бриллианта – это надстрочный индекс в математических формулах.

- Диамант. Не крупный кегль высотой всего 4 пункта (1,504 мм). Диамант прославился тем, что им были отпечатаны басни Крылова в 1855 году.

- Перл. Ещё один некрупный кегль, который практически нигде не применяется. Его размер – 5 пунктов (1,88 мм). Перл впервые появился в 1627 году благодаря знаменитому печатнику из Франции Жану Жаннону.

- Нонпарель. Кегль высотой в 6 пунктов (2,256 мм) с претенциозным названием. С французского языка переводится как несравненный. Этот кегль используют в справочной литературе, подписях и пояснениях к таблицам.

- Миньон. Размер «милого» кегля составляет 7 пунктов (2,632 мм.). На него можно наткнуться в карманных словарях и справочниках или энциклопедиях.

- Петит. «Маленький» кегль 8 пунктов (3,008 мм), который достиг большой популярности. Его используют в большинстве жёлтых печатных изданий. Газеты и журналы с основным текстом более крупного кегля пользуются Петитом для оформления сносок и подписей.

- Боргес. Прославленный среди газетчиков кегль высотой в 9 пунктов (3,384 мм). Он лучше всего подходит для газет и журналов, где длина строки не больше 5 квадратов.

- Корпус. Этот кегль с итальянским названием за счёт своего удобного размера в 10 пунктов (3,76 мм) часто используется книжными издателями. Основной текст в книгах чаще всего набирают именно Корпусом.

- Цицеро 12 пунков (4,512 мм) кегль, который получил своё название из-за того, что им напечатали «письма Цицерона» в 1467 году. Им оформляют заголовки и детские книги.

- Миттель. Кегль с благозвучным немецким названием и высотой в 14 пунктов (5,264 мм), пользуется спросом у издателей учебной и художественной детской литературы.

- Терция. Весьма крупный кегль размером в 16 пунктов (6,016 мм). Он отлично подходит для обложек и заголовков журналов и книг.

- Парангон. Название этого кегля высотой в 18 пунктов (6,767 мм) переводится с французского, как образец добродетели. Именно Парангоном была набрана библия Гутенберга.

- Текст. Название этого кегля расшифровывается, как ткань, соединение (от латинского textus). Очень крупный кегль 20 пунктов (7,521 мм), им оформляют заголовки, титульные листы и книжки для дошколят по правилам ОСТа 29.127-96.

Начертание шрифтов - это комплект строчных и прописных знаков, цифр, знаков препинания, спецзнаков и символов. Одно начертание шрифта, или синопсис, может включать от 256 до нескольких тысяч знаков. Начертания шрифта классифицируются:

- по плотности (узкое, нормальное, широкое);

- по насыщенности (светлое, полужирное, жирное);

- по наклону (прямое, курсивное, наклонное).

Как правило, гарнитура включает четыре начертания – светлое или нормальное (normal), светлое курсивное (italic), полужирное или жирное (bold) и полужирное курсивное (bold italic). Многие гарнитуры, особенно рубленые, обладают более широким диапазоном начертаний.

Насыщенность шрифта определяется отношением толщины основного штриха знаков строчных букв к их высоте; для светлых шрифтов это отношение должно быть не более 23%, для полужирных – 23-34%, для жирных более 34%. В зависимости от этого соотношения уровень насыщенности шрифта обычно простирается от светлого (light) до жирного (bold), а в некоторых гарнитурах может изменяться от сверхсветлого до сверхжирного (ultra light – ultra bold). У гарнитуры Helvetica, например, существует более широкий диапазон уровней насыщенности, включая сверхсветлое (Ultra Light), тонкое (Thin), светлое (Light), нормальное (Regular), полужирное (Bold), жирное (Heavy), очень жирное (Black) и сверхжирное (Black2) начертания.

Насыщенность шрифта определяется историческими, эстетическими или практическими причинами. Например, металлический шрифт в соответствии с существовавшими технологиями старались выполнить насыщеннее, а при современных печатных технологиях требуются более четкие и менее насыщенные формы.

КРИТЕРИИ ВЫБОРА ШРИФТОВ ДЛЯ МНОГОПОЛОСНЫХ ИЗДАНИЙ

Выбор шрифтов для книжной продукции

Тексты любого многополосного печатного издания можно разделить на основной текст, который используется для раскрытия основного содержания произведения, дополнительный, который дополняет основное содержание (предисловие, таблицы, выводы, формулы, сноски, примечания, подписи под рисунками и т.д.) и справочно-вспомогательный, который помогает читателю пользоваться произведением (оглавление, библиография, предметные и именные указатели, колонцифры, выходные данные и др.).

По назначению все шрифты делятся на текстовые, выделительные, заголовочные, титульные, акцидентные, афишно-плакатные.

При текстовом оформлении книжных изданий в основном выдерживают принцип одногарнитурности, т.е. все виды текста одного конкретного книжного издания набирают с использованием одной гарнитуры; исключение составляют издания, посвященные описанию событий разных эпох, и чтобы повысить художественные достоинства таких изданий, допускают сочетание различных гарнитур. При этом хорошо сочетаются шрифты обыкновенной гарнитуры с шрифтами брусковых гарнитур; гарнитуры малоконтрастные и медиевальные (Академическая, Литературная, Банниковская) лучше всего сочетаются с гарнитурами того же графического вида, например Литературная - с Заголовочной газетной, Академическая - с Бажановской и т.д. При наборе букварей сочетают Рубленую и Школьную гарнитуры.

Для набора основного текста книжных изданий используют шрифты светлого прямого начертания кеглей 9-10 пунктов, для сплошного чтения массово-политических изданий, художественной литературы учебников и т.д., так как они обладают лучшей удобочитаемостью.

Шрифт кегля 7-8 пунктов используется для набора основного текста изданий, не предназначенных для сплошного чтения, например, словарей, справочников, энциклопедий и т.п., и для набора дополнительного текста изданий, основной текст которых набран кеглем 9-10 п.

Для шрифтового оформления детских изданий и учебников для начальной школы используют шрифт более простых гарнитур, например Рубленой; для среднего школьного возраста - шрифт Школьной гарнитуры, кегль шрифта - от 10 пунктов и выше.

К выделительным относятся шрифты курсивного, наклонного, полужирного и жирного, узкого и широкого начертаний кеглей от 6 до 16 пунктов. Кегль заголовков может быть больше, но чаще всего равен кеглю шрифта основного набора, а иногда и меньше (форточки, фонарики), но другого начертания. Гарнитуры для всех видов книжных изданий выбираются с учетом вида и характера произведения; удобочитаемости, емкости и художественных достоинств шрифтов; способа печати и вида печатной формы; удобопечатаемости издания.

Соподчиненность кеглей шрифта книжного издания следующая: при наборе основного текста кеглем 9-10 пунктов дополнительный текст набирают кеглем 8 пунктов, а вспомогательный - 6 пунктов; при наборе основного текста кеглем 8 пунктов дополнительный текст набирают кеглем тоже 8 пунктов, а вспомогательный - кеглем 6 пунктов.

Правильный выбор шрифта необыкновенно важен для восприятия книжной продукции человеческим глазом. Когда читать легко и удобно, читатель вернется за такой продукцией.

Выбор шрифтов для газетной продукции

Газеты являются материалом для легкого чтения. Поэтому в них используется относительно мелкий шрифт. Буквы не могут быть разных цветов только черные. В написании важных моментов размер шрифта можно увеличить. Шрифт должен быть разборчивым и легко читаемым.

Использование шрифта в газете достаточно хорошо изучено. О том, что в Советском Союзе шрифтовой эстетике СМИ уделялось большое внимание, свидетельствует тот факт, что для многих центральных изданий НИИ Полиграфмаш специально разрабатывал текстовые и наборные гарнитуры (Правда, Известия, Трудовская, Искра и др), проводил исследования по гигиене чтения и удобочитаемости. Специалисты по типографике выделяют следующие критерии оценки удобочитаемости: индивидуальность графем каждой буквы, соразмерность толщины основного штриха и внутрибуквенного просвета, оптимальность межбуквенных пробелов, пропорциональность отношения ширины буквы к ее высоте, контрастность основных и дополнительных штрихов. Кроме того, на удобочитаемость влияет целый ряд условий, связанных со спецификой оформления печатного материала, например, расположение на странице, цвет бумаги, способ печати и т. д.

Желательно использовать шрифты гарнитур: Новая газетная; Балтика; Школьная; Литературная, Банниковская, Журнальная рубленая или подобные им. Кегль шрифта определяется значением публикуемого материала и форматом колонки. Так, передовую статью набирают Корпусом 10 пунктов или Боргесом 9 пунктов на большой формат колонки. Остальной материал набирают Петитом 8 пунктов, а объявления и другой дополнительный текст Нонпарелью 6 пунктов.

Выделения в тексте делают шрифтом полужирного или курсивного начертаний, иногда шрифтом полужирного курсивного начертания (Школьная курсивная гарнитура), втяжками, шрифтом других гарнитур и линейками.

Заголовки акцентируют внимание читателей на наиболее важном и интересном материале, поэтому их оформлению придается первостепенное значение. При оформлении газеты большое внимание должно быть уделено правильному подбору заголовочных шрифтов и их сочетанию со шрифтом основного набора. Газетные заголовки набирают шрифтами разных гарнитур и начертаний, преимущественно кегля 32, 28, 16, 12 пунктов. Заголовки бывают одно-, двух- и многострочными. Строки в заголовке размещают в соответствии с правилами их группировки. Для выделения заголовки подчеркивают линейками, заключают в рамки.

Шапки и заголовки отбивают от колонтитула на 10-12 пуктов (см. рис.3.2.1). Отбивка рубрик в газете не зависит от условия приводности полос. Заголовки от последующего текста отбивают на 4-6 пуктов, а от предыдущего - на 8-12 пунктов.

Работая над изданием газеты, необходимо помнить, что все - от названия издания до текстового шрифта - должно служить понятию удобочитаемости, в противном случае труд журналиста будет напрасным: интересный, но трудноподдающийся чтению материал, будет отложен в сторону.

Картинки по запросу "газеты"

Рис. 2.3.1. Примеры заголовков газет

ТРЕБОВАНИЯ К ШРИФТОВОМУ ОФОРМЛЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ МНОГОПОЛОСНЫХ ИЗДАНИЙ

Шрифты делятся по своему назначению и области применения на книжные, газетные, плакатно-афишные, картографические, декоративные, рекламные. В предыдущей главе были рассмотрены критерии выбора для книжных и газетных изданий. Но понятие многополосных печатных изданий намного шире - это журналы, каталоги, буклеты, брошюры, даже ресторанные меню. Особых различий в технологии изготовления этих изданий нет, а содержание изданий фактически определяет название. Жесткие стандарты в выборе того или иного шрифта отсутствуют.

При печати журналов остается актуальным требование: количество применяемых шрифтов обратно пропорционально качеству дизайна. Это означает, что нет необходимости гнаться за большим количеством различных начертаний. Лучше выбрать всего лишь несколько и этого числа будет вполне достаточно для получения хорошего издания. При выборе хорошего шрифта первоочередной задачей является удобочитаемость текста, поэтому размер шрифта должен ориентироваться на целевую аудиторию. Подбирая шрифты для будущего издания необходимо задуматься о его характере и круге читателей. Так, журнал, освещающий события текущей жизни, например политической или литературной, не должен применять начертания с ярко выраженной индивидуальностью. Этим будет подчеркнута независимость и объективность, некая отстраненность издания. А вот изготовление журналов на молодежные темы, например, моды или музыки, вполне может происходить с использованием "выделительных" шрифтов. Это подчеркнет наличие собственной позиции и намекнет на понимание современной культурной тенденции. Такое издание будет привлекательно для молодежи.

Любой человек, взявший в руки журнал, должен без труда прочитать статью на любой странице. Применение сложных шрифтов, готических, древнеславянских и им подобных, может оказать положительное влияние на дизайн журнала. Но только вот читатель, увидев непривычные начертания, вынужден будет не читать текст, а узнавать в нем привычные буквы. Надо ли говорить, как это повлияет на читательский интерес, тираж и изготовление журнала в целом.

Рекламная многополосная продукция представлена большим разнообразием: дизайн изделия зависит от способа окончательной отделки и цвета. Зачастую такая многополосная продукция - лицо фирмы. Качество выпускаемых каталогов, годовых отчетов, журналов показывает уровень компании. Особенно часто используются эти изделия в случае издания различных описаний продукции, каталогов и других подобных информационных материалов, которые требуют одновременно выгодную подачу и полное описание.

Применительно к рекламным сообщениям термин «чтение» имеет несколько иное значение. Если иметь в виду страницу печатного текста, то определенные впечатления и атмосфера создаются всей полосой набора и усиливаются впечатлениями от макета и комбинации шрифтов. В рекламе же все элементы, которые могут способствовать приданию образу формальной или внутренней ценности концентрируются в нескольких словах. Шрифтовое оформление здесь является визуальным компонентом, который еще до прочтения рекламного послания может сообщить потребителю определенную информацию.

В шрифтовом дизайне рекламы огромную роль играет цвет. Еще в рукописных книгах инициалы и заставки выполнялись киноварью и суриком. Цвет имеет психологический язык и создает определенное настроение, влияя, таким образом, на человеческие эмоции. Рекламисты сегодня активнейшим образом используют возможности цвета, т.к. для современного человека он несет огромный заряд эмоциональной, политической, социальной, эстетической и «нравственной информации». Использование цвета в рекламе должно подчиняться следующим принципам: необходимо учитывать цветовую культуру народа и соответствовать требованиям удобочитаемости. Также необходимо учитывать сочетание цвета и шрифтовой гарнитуры, ее формы, пластики и исторического значения.

Несмотря на огромное количество шрифтов, созданных для компьютерных издательских систем, всех их можно разделить на 4 группы: шрифты с засечками (антиква), шрифты без засечек (гротески), декоративные и рукописные.

Категорию декоративных шрифтов составляют многочисленные шрифты, которые не укладываются в обычные группы, а также специально предназначенные для акцидентного набора (могут использоваться в печати рекламных брошюр, театральных программок, музейных каталогах, ресторанных меню др.) и имитирующие определенный исторический стиль или декоративную обработку формы, например: Модерн, Ар-деко, Оп-арт, контурные, выворотные, трехмерные, фактурные, орнаментальные, трафаретные. Чаще всего их используют, чтобы подчеркнуть новизну, яркость, индивидуальность. Но лучше не использовать их в качестве основного текста, т.к. они неудобочитаемы. Эти шрифты к месту в заголовках или выделениях.

Неалфавитные и символьные шрифты - комплекты специальных знаков (математические, лингвистические, фонетические, химические, электротехнические, картографические, нотные и др.), а также линейки, орнаменты, виньетки и другие наборные украшения. Также сюда относят пиктограммы (дорожные, спортивные, туристические).

Альтернативные шрифты. В данную группу входят шрифты, которые созданы в собственном ни на что не похожем стиле. В основном это новые виды штриховых форм, созданные производителями совсем недавно. Их применение пока рассматривается в качестве броских заголовков.

Заключение

В настоящей курсовой работе были описаны исторические и теоретические предпосылки возникновения, развития и становления многочисленных видов шрифтов и соответствующих гарнитур. Показана важность процесса их создания и употребления в различных видах печатной продукции. Проанализирована вероятность использования того или иного шрифта в определенном виде литературы, а также дальнейшие перспективы его употребления в историческом контексте. Был задан вопрос: почему один шрифт становится универсальным, о другом забывают, третий возрождается через столетия, четвертый изобретен только что, но сумел завоевать современные предпочтения издателей и дизайнеров. Было дано определение понятию «Шрифт» для сегодняшних издательств, типографий и дизайнерских компаний.

Были описаны различные характеристики шрифтов: по ГОСТу, по стандартам, описывающим конкретную шрифтовую гарнитуру, по целевому использованию. Что подходит под один вид изданий, может оказаться совершенно не приемлемо для другого. Детской аудитории не подойдут издания с мелким шрифтом, что вполне подойдет для справочников и инструкций, рекламные буклеты могут быть выполнены различными броскими шрифтами разного размера. Подробно рассмотрены понятия интерлиньяжа, кегля, начертания шрифтов.

Также в работе были изучены критерии выбора шрифтового оформления для книжной, газетной, журнальной, рекламной и др. многополосной печатной продукции. Грамотный, наиболее точный и правильный выбор шрифта чрезвычайно важен, поскольку несоответствие особенностей шрифта специфике, построению, настрою, особенностям издания может обернуться полной катастрофой для издателя. Печатное издание может оказаться не интересным и не востребованным.

Многочисленные требования к шрифтовому оформлению многополосных печатных изданий тоже явились предметом изучения. Хотя на сегодняшний день они более расплывчаты, многовариантны, все же их никто не отменял. А требование удобочитаемости при шрифтовом оформлении печатного издания стоит во главе угла.

Шрифтовое оформление – интереснейшая тема не только для издателя, дизайнера, создателя многополосной печатной продукции, но и для ее потребителя. Оформление может быть многогранным и многофункциональным. Каждая читательская аудитория диктует свои законы. Изучив этот вопрос, становится понятным, почему тебе приятно держать в руках именно эту книгу и журнал, читать именно эту газету или брошюру. Открываются тайны полиграфического и типографского производства печатной продукции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Правовые акты

  1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР. Шрифты типографские (на русской и латинской графических основах). Группировка. Индексация. Линия шрифта. Емкость. Издание официальное. Москва, 1971. [Электронный ресурс]. – URL:http:// http://gostrf.com.

Научная и учебная литература

  1. Клещев О. И. Основы производственного мастерства: художественно техническое редактирование: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 107 с. – То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  2. Клещев О. И. Технологии полиграфии: учебное пособие. – Екатеринбург: Архитектон, 2015. – 108 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru
  3. Клещев О. И. Типографика: учебное пособие. Архитектон, 2016. – 172 с.– То же [Электронный ресурс]. – URL:http://biblioclub.ru

Дополнительная литература

  1. Добкин, С. Ф. Оформление книги. Редактору и автору. – 2-е издание, переработанное и дополненное. М.: Книга, 1985.

Электронные ресурсы

  1. Выбор шрифтового оформления издания. . [Электронный ресурс]. – URL:

http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook243/01/part-004.htm.

  1. Использование шрифтов в дизайне. [Электронный ресурс]. – URL: http://www.fotokomok.ru.
  2. Особенности оформления и верстки газет. [Электронный ресурс]. – URL: https://students-library.com.
  3. Требования, предъявляемые к шрифтам. [Электронный ресурс]. – URL: https://www.kazedu.kz.
  4. Шрифты и их роль в печатных изданиях. [Электронный ресурс]. – URL: https://compuart.ru.

C:\Users\Admin\Desktop\Антиплагиат курсовая.PNG