Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения В.Д. Поленова «Московский дворик»

Содержание:

Введение

Картина знаменитого русского художника Василия Поленова смогла повлиять не только на судьбу её творца, но и на развитие живописного искусства. Простой, на первый взгляд, сюжет полотна, имеет глубокий смысл и заставляет задуматься многих.

Природа взаимодействует между всеми цветовыми элементами произведения. Цветовая гамма очень богатая . Когда мы отойдеме от картины на несколько шагов, то непременно сложится впечатление, что она написана лишь одним тоном. Художник очень любит свет , он добивается гармоничного изображения атмосферы жизни и насыщенного воздухом пространства вокруг нее.

Глава 1. РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВКУСА

Василий Дмитриевич Поленов — мастер исторической, пейзажной и жанровой живописи, художник , педагог.

Родился 1 июня 1844 г. в усадьбе Борок в семье археолога и библиографа Д. В. Поленова. После получении среднего образования Василий поступил в петербургскую Академию художеств . Поленов побывал в Вене, Венеции, Флоренции, Неаполе, длительное время жил в Париже.

В 1879 г. вступил в общество художников-передвижников. В 1882-1895 гг. преподавал в Московском училище живописи и зодчества . В признание заслуг Поленова в 1893 г. избрали действительным членом Академии художеств. Но наибольшую славу Поленову принесли пейзажи: «Московский дворик» (1878 г.), «Бабушкин сад», «Лето» (оба 1879 г.), «Заросший пруд» (1880 г.), «Золотая осень» (1893 г.), передающие поэтическое очарование уголков городской жизни и первозданной русской природы. Последние годы жизни художник провёл в усадьбе Борок, где организовал музей художественных и научных коллекций. Здесь с 1927 г. действует музей-усадьба В. Д. Поленова. Умер 19 июля 1927 г. Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник Василия Дмитриевича Поленова

1860

1869

1870

1871

1872

1873

1874

1875

1876

1877

1878

Портрет

-

-

+

-

-

-

+

+

+

-

-

Пейзаж

+

-

+

-

+

+

+

-

-

+

-

Городской

Пейзаж

+

-

-

-

-

+

-

+

-

+

+

Религиозная

Живопись

-

-

-

+

-

-

+

-

-

+

-

Ананализм

-

-

-

-

-

-

+

-

+

-

-

Жанровая

Живопись

-

-

-

-

+

-

+

-

-

-

+

Жанровый

Пейзаж

-

-

-

-

-

-

-

-

-

+

-

Глава 2. Анализ картины «Московский дворик»

2.1 Описание оригинала

Год написания картины: 1877.

Размеры картины: 48,8 x 38,5 см.

Материал: картон.

Техника написания: масло.

Жанр: городской пейзаж.

Стиль: реализм.

Галерея: Государственная Третьяковская галерея, Москва, Россия

INCLUDEPICTURE "https://x.gallerix.ru/src/news/2016/Apr/913949137.jpg" \* MERGEFORMATINET
Василий Поленов - Московский дворик (1878)

Картина «Московский дворик» очень простая и хорошо передает настроение старой Москвы, всего ее быта и повседневности.

Василий Поленов изобразил утренний двор, как постепенно пробуждается местный народ, отправляясь по своим делам. День предвещает быть теплым, и на улице с самого утра бегают ребятишки. Купол старой церкви очень гармонично смотрится на фоне ярко-голубого неба. Облака отражаются на стенах церкви, а купола блестят на солнце.

Старинный особняк занял в композиции центральное место. Его надворные постройки покосились от старости, сарая крыша прогнулась и обветшала, сквозь нее даже проросло дерево.

Вдали можно увидеть запряженную лошадь, женщину. Главные персонажи картины – это дети. Все дети одеты в светлые одежды, у них светлые волосы.

Глядя на полотно, возникает ощущение чего-то родного, своего, трогательного и неповторимого. Поленов любил людей и воспринимал их такими, какие они есть, с их недостатками и простотой, ища в каждом недостатке – достоинство.

2.2 Копия

Глава 3 Композиция

Композиционно картина кажется беспорядочно, но покосившиеся пристройки на изумрудно-зеленом с отблесками золотистого солнца траве странным образом гармонируют с белыми особняками, кружевными колокольнями и величественными куполами церквей. Центре полотна можно увидеть по силуэту сарая между колокольней и церковью, а в левой части – приглушенно-зеленые с легкими вкраплениями коричневого тона сада. Если мы посмотрим направо, то непременно заметим неказистый коричневый угол сарайчика. Пространство внизу и вверху будто заключает мир в объятия зеленой травы и голубовато-розового неба с белыми облаками, а по вьющейся тропинке хочется убежать и спрятаться от суеты за домиком, деревьями или амбарчиком.

Говоря о переходах, цветовой гамме и светотени композиции, невозможно не заметить один таинственный момент. Когда вы отойдете от картины на несколько шагов, то непременно сложится впечатление, что она написана лишь одним тоном. Но это только первое мнение – художник очень любит свет, но сознательно ограничивает себя самыми необходимыми красками – небесно-голубой, зеленой, желтой, коричневой и белой. Так Поленов добивается гармоничного изображения атмосферы жизни и насыщенного воздухом пространства вокруг нее.

3.1 Сочетание цветов и композиций

Несложно заметить, что художник постарался совместить два горизонта: земной и небесный. Вверху – яркое голубое небо, переливающиеся на солнце облака, которые меняют свои формы, то исчезают, то появляются. Художник использует всевозможные оттенки зеленого и голубого цветов и этим добивается легкости, воздушности, плавности переходов. Внизу – сочная трава, на которой блестит утренняя роса.

На картине присутствуют практически все основные цвета, которыми изображается рельеф на географических картах. И это – также неслучайный выбор художника. Для жителей маленького дворика, их маленький мир является целой Вселенной.

На первый взгляд, может показаться, что картина вовсе не богата красками. Но, стоит присмотреться, и станет заметно, что даже одна трава имеет несколько, переходящих друг в друга, оттенков.

Большое внимание Поленов уделил мелким деталям, которые и являются полноценной картиной. Без какой-либо мелочи, изображенной на полотне, сюжет картины уже не будет полным.

3.2  цветовые контрасты

3.3  Градация оттенков

Светлая цветовая палитра

Средняя цветовая палитра

Темная цветовая палитра

Полной цветовой палитры

Глава.4 Символика цвета

Зеленый - является центром гармонии, покоя и равновесия, цвет самой природы, постоянного изменения и обновления. Он объединяет противоположности обоих цветов: холод и тепло. И он вызывает чувство умиротворенности, спокойствия и надежды, помогает рассеивать отрицательные эмоции. Однако при равной доле синего и желтого он статичен и неподвижен. Оттенок зеленого цвета задает направление, если в нем преобладает один из цветов.

Зелёный представляет собой промежуточный цвет между жёлтым и синим. В зависимости от того содержит ли он больше жёлтого или синего, меняется и характер его выразительности. Зелёный является одним из дополнительных цветов, который получается при смешении двух основных - жёлтого и синего цвета, но эту операцию трудно осуществить с той точностью, при которой ни один бы из них не преобладал.

«…зеленое в царстве красок есть то же, что в царстве людей — буржуазия: это есть бездвижный, собою вполне довольный, со всех сторон ограниченный элемент. Оно подобно жирной, здоровенной, бездвижно лежащей корове, способной лишь к жеванию и пережевыванию и глядящей на мир глупыми, тупыми глазами»,ー     

В. Кандинский о зеленом:. («О духовном в искусстве»)

Синий- ощущение холода, покоя, вечера, лунного света, свежести моря, льда. В мифологическом сознании небо всегда было обиталищем богов, духов предков, ангелов; отсюда главный символ синего — божественность. Негативная символика синего исходит из близости этого цвета к черному, то есть цвету смерти и зла. Кроме того, синий — антипод красного и желтого, символов жизни, радости и цветения. Трансцендентность демонических сил и самой смерти также порождает негативную символику синего. Желтый и синий, как две противоположности, избегают друг друга и все же встречаются, подчеркивая и усиливая качества друг друга. Движение синего концентрично внутрь от зрителя и вниз. Он всегда самоуглублен, как огромное небо, как горы, которые, убегая, тащат нас за собой. Синий цвет соответствует кругу, который во многих религиях олицетворяет вечность

«...Это было бы как эхо или отзвук музыкальных инструментов, когда они без прикосновения к ним созвучат с другим инструментом, испытавшим непосредственное прикосновение. Такие сильно сенситивные люди подобны хорошей наигранной скрипке, которая вибрирует всеми своими частями и фибрами при каждом касании смычка.»

Жёлтый цвет –этот цвет самого солнца, чистый, ясный, несущий тепло и энергию, означает радость, свет, здоровье, духовность. В тоже время желтый цвет является признаком болезненности, нервозности, расстройства, безысходности. Он второй основной цвет из триады - красный, жёлтый, синий. Один из семи основных цветов хроматического ряда.

Белый цвет- включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, открытости и боженственности.

Белый цвет был многозначным символом во все времена и у всех народов. Полный покой, безмятежность, мир, тишина, чистота, пустота , целомудрие, девственность, сосредоточенность.

Белый может обозначать смерть, болезнь, зло, отчуждение, страдание.

Заключение

Картина «Московский дворик» стала родоначальником нового жанра. Смысл такой живописи заключается в том, чтобы из простых, довольно обыденных вещей, сделать шедевр. Именно простота привлекает внимание данного произведения, его легкость и понятная всем естественная красота.

Художник очень точно передает свои идеи и чувства, оживляющие реальность. Ведь творческие колористические задачи в этой картине находится в зависимости от того, как Поленов использует возможности материалов. Поленов стремился к единству .

Я стремились, придать возвышенный характер изображению, как это делал Поленов . Использовала большое количество различных оттенков зеленого, коричного и голубого для придания объёма картине.

Так как я копировала и изучала картину определённое время у меня повысился навык рисования в стиле реалистичности. Хочу отметить и то , что мне понравился данный стиль и я хочу в нем развиваться.

Список источников

1. http://vasily-polenov.ru/jivopis/1.php

2. http://nearyou.ru/100kartin/100karrt_63.html

3. http://www.art-portrets.ru/artists/moskovskiy-dvorik-polenov.html

4. https://colorscheme.ru/art-of-color/abstract.html

5. https://www.e-reading.club/book.php?book=150067

6. Ю.П. Шашков «Живопись и ее средства»

7. http://cvet-psy.ru/tsvetovye-simvoly-hristianstva/

Общие выводы:

Достоинства КР:

Недостатки КР:

Курсовая работа соответствует требованиям СПОи засчитывается / не засчитывается (нужное – подчеркнуть) с количеством баллов ______ оценка_____

Руководитель_____________________________

подпись

«___» ________________2017__ года