Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Колористическая, цветовая и тональная организация живописного произведения Мартироса Сарьяна «Феллахская деревня»

Содержание:

Введение.

«Цвет - это истинное чудо! - восклицал художник. - В сочетании с солнечным светом он создаёт внутреннее содержание формы, выражает суть вселенского бытия». 

Мартирос Сарьян, и прогресс его творчества представляется очень полезным и значимым.
Ключом к живописному методу Сарьяна всегда был принцип обобщения, понятого в самых разных смыслах: от темы и настроения до пятна и штриха.
Работы Сарьяна написаны яркими, насыщенными красками и тем самым развивают новое эстетическое восприятие, давая понять, что искусство это не только имитация реальной жизни: оно может проявляться и в богатой фантазии и даже абстрагировании. Однако, Сарьян оставляет в своих полотнах простейшие природные формы. Для художника природа была главным наставником.
Сарьяну была близка стилистика средневековой армянской миниатюры, которую отличает взаимодействие контрастных цветов и простых ритмических линий, создающих символические формы, присущие непосредственности народного мышления. Такая особенность художественного языка была творчески развита в работах Сарьяна и во многом определила своеобразие его стиля.

Сарьяна сравнивают Матиссом, что вряд ли верно, и с фовистами. Однако,в их творчестве есть значимые различия. В живописи некоторых «диких» цвет не мотивирован. Он не отвечает смыслу натуры, что порождает художнический произвол, вполне допустимый в искусстве, правда совсем непропорциональный с адекватными или усиленными значениями вещей и приносящий их живописи некую рекламную броскость. Яркость живописи Сарьяна соответствует натуре , цвета не теснят и не давят друг на друга,а ведь в условиях повышенной цветосилы этого добиться довольно сложно. Согласие и заинтересованность цветовых контрастов — это новое в пластической системе Сарьяна. Оригинальнось Сарьяновской живописи в том, что с одной стороны, видно что художника не интересует предметность мира, везде чувствуется живопись, ее фактура, заменившая предметность мира.

Живые, вызывающие интерес работы - наполненные натурой,

свежестью восприятия, мастерски исполненные фантастические пейзажи – мечта любого поэта оказаться в этой выдуманной стране, полной предчувствия и необъяснимого томления.

Глядя на эти работы, кажется, что Сарьян исповедует культы солнечного освещения, оставленного в живописном горении. Цвет картины в действительности не улавливает истинный предметный цвет, однако благодаря плакатной его броскости кажется, что он ярче оригинала. Все в работах художника как то странно, то напряженно, то расслабленно и ведь точно по ощущению палящего солнца и разящей жары. И в то же время убедительно воссоздается жизнь Востока, ее медлительно пульсирующие ритмы. С другой стороны, такие явно не бросающиеся в глаза факторы, как свет и особенно тень, он явно выделяет ,даже обводит, но как все-таки профессионально делает это, не создается впечатление о неграмотности художника. Вернее, и сам предмет, и свет, и тень выступают на равных, становятся равно дематериализованными или опредмеченными в краске. Живопись уподобляется цветной линогравюре, где красочные заливки уравнивают фактуру самых разнофактурных предметов.

Национальный колорит картин ощущается не только в специфическом цвете, в пристрастиях к горным пейзажам, природе, в условиях которой протекает жизнь народа, но и в особом восприятии панорам через образное переосмысление орнаментальной стилистики древнего армянского искусства, его ритмов, превращенных в ритмы картинной плоскости.

Разумеется, как любой символ, его краски в этом случае вроде бы должны были приобрести абстрактный характер. Но в них нет ничего нейтрального, отвлечённо логического, рассудочного. Красочные символы Сарьяна не утрачивают естественность, непосредственную связь с реальностью, а из нее исходят. Творчество Сарьяна лишний раз демонстрирует разноплановость символа. Художник не конструирует мира, а доводит реальное предметное значение цвета до символического обобщения. При этом цвет не становится иллюзорным, а, напротив, интенсифицирует реальную натурную окраску и тем самым не утрачивает коммуникативные способности.

В общественном сознании она уже является символом.

Феллахская деревня.

Художник :Сарьян М.С.

Год: 1911

Размер: 49х70

Жанр: Живопись,Символизм,Реализм

Материал: картон

Техники: темпера

Теперь, после небольшого рассказа о самой живописи художника, можно поговорить и о работе, над которой я проводила анализ - Феллахская деревня.

На работе изображена египетская пустыня, контраст оранжевого, охристого и синего с голубым были особенно резкими, однако в то же время они несколько мягкие, приглушённые и спокойные. Цвет не создает агрессии, наоборот, смотря на нее мне становится спокойно. В ней чувствуется умиротворенность и даже усталость от вечно пекущего солнца, и не смотря на переходы о которых я говорила ранее, нет перенасыщения краской, нет какой-то грубости в соотношении характерных для данной местности красок. 
Стараясь передать реально разворачивающуюся жизнь пустыни под палящим солнцем, Сарьян увеличивает масштаб своих композиций, которые строит на одной плоскости. Объём и глубина здесь достигаются, благодаря контрастным синим теням на домах, которые сопровождают плавно плывущие по жёлто-оранжевым улицам фигуры женщин в белой парандже или бегущих детей, приобретающих красивые цветовые оттенки в свете раскалённого солнца. 
Отличить работы Сарьяна от других помогают его средства выразительности. В основе стиля армянского художника лежит принципиальное соотношение больших плоскостей несмешанных баночных цветов, которые обобщают характеристику зрительно воспринимаемых форм и пластичности их движений.
Это очень простой и незамысловатый сюжет, он строится путём прекрасного гармоничного сочетания обобщённых силуэтов, выписанных яркими красками. Может показаться, что громкое колористическое решение этой композиции предшествует знакомству Сарьяна с работами Матисса, но как я говорила во введении, это не совсем верно и у их работ существуют значимые стилистические различия.

Работа с цветом.

Успешное сочетание цветов обозначается как «цветовая гармония».Она не зависит от того, состоит она из сложных смешанных цветов, которое смягчает восприятие или же из контрастных кислотных, привлекающих к себе внимание цветов, если уж бросаться в крайности - это все дело вкуса. Во всяком случае, нужна длительная практика использования и теории по применению цвета что бы принять верное решение. Цвет вызывает эмоциональный и физический отклик у зрителя с помощью размещения его в нужном месте с другими. Цветовосприятие меняется при взаимодействии с другими цветами.

В визуальной системе сильная цветовая палитра является инструментом, вызывающим эмоциональный всплеск у зрителя ,правильно подобранный цвет вызывает нужный отклик, нужно уметь использовать цвет исходя из культурного контекста, ведь то, что может с ажиотажем восприниматься в Японии, африканцам покажется оскорбительным, к примеру.

Цвет-тот элемент что всегда будет максимально близок к человеку, и использовать нужно его с большой осторожностью.

Снимок.JPG

Я составила

приблизительную палитру цветов ,

используемых на картине. 
Как можно заметить,

здесь

нет ни одного

«кричащего» цвета, все

гармонично сочетается друг с другом

хотя

все довольно ярки и выразительны.

Это еще раз говорит об

уровне мастерства Сарьяна.

.

Цветовая гармония в работе.

Говоря о цветовой гармонии подразумевается впечатление зрителя от сочетания двух или более цветов. Живопись и наблюдения над субъективными цветовыми предпочтениями различных людей говорят о неоднозначных представлениях о гармонии и дисгармонии.

Гармоничные цвета в работе Сарьяна - подборка из близких по своему характеру цветов , различных цветов близких по светлоте и эти сочетания не обладают сильной контрастностью.

«Понятие цветовой гармонии должно быть изъято из области субъективных чувств и перенесено в область объективных закономерностей.»

Гармония — это равновесие, симметрия сил.

Легко заметить, что значимое место в полотне Феллахская деревня имеет не только расположение цветов относительно друг друга, но и их количественное соотношение, как и степень их чистоты и светлоты.

Цветовые сочетания минимальны и состоят из двух или трех цветов: насыщенного светло-голубого, средне- охристого, оранжевого и черного.

Они могли бы также иметь и весьма обширный цветовой охват, включая желтый, красный, синий в их различных вариациях и степени насыщенности, или же два или несколько чистых цвета в их различных тональных проявлениях.

Влияет на зрителя не только выбор и сочетание цветов, но и величина цветовых пятен и ориентация мазков, они так же характерны для того или иного художника. Некоторые из них предпочитают вертикальные мазки, другие акцентируют горизонтали и диагонали, Сарьян же выбрал затирку, на картине не видно четко выраженных мазков, к примеру как у импрессионистов. В соответствии с этим корова и верблюд на картине становятся плоскими, но черные тени, создающие ощущение солнечного зноя придают им даже некое движение. Выбор направленности мазка выявляет характер мышления и выражения чувств.

Формирование художника исходит из его субъективной предрасположенности к определенной цветовой гамме и формам, однако не следует забывать о закономерностях, сказанных ранее.

Цветовое конструирование и контраст по цвету.

Цветовое конструирование основано на законах проявления цвета в том их виде, в каком они наблюдаются нами в эмпирических опытах.

Как и Анри Матисс Сарьян логически продумывал и рассчитывал цветовую композицию, которую в процессе работы либо осуществлял, либо отбрасывал в зависимости от своего интуитивного ощущения.

Все заранее конструктивно рассчитанное не является в искусстве решающим.

Интуитивное ощущение должно быть ведущим.

Интеллектуально-конструктивное обдумывание замысла — это лишь этап, он подвигает нас которая доставляет нас к новым дверям, зайдя в которые мы сможем мыслить шире.

Контраст по цвету — самый простой из всех семи. Он не предъявляет больших требований к цветовому видению, потому что его можно продемонстрировать с помощью всех чистых цветов в их предельной насыщенности.

Контраст по цвету позволяет, осветляя и затемняя выбранные цвета, получить множество совершенно различных сочетаний . Числа вариаций в картине достаточно и в соответствии с этим столь же бесконечно число их выразительных возможностей. Включение белого и черного цвета в палитру зависит от темы и индивидуальных предпочтений художника.

Белый цвет ослабляет прилегающие к нему цвета и делает их более темными,монотонными, черный, наоборот, усиливает и делает их более светлыми. Поэтому черный и белый являются важными элементами цветовых композиций.

На контрасте по цвету в работе видна типичная жизнь провинции восточной страны. Яркие хижины, бегущие загорелые дети, равномерно шагающие животные свидетельствуют о естественной радости и простоте бытия , которую вызывают яркие, правда однотипные краски.

Заключение.

В заключение хочется сказать о том, что подобные курсовые работы очень помогают в учебе. Помогают лучше понимать, как работает цвет, различные техники разных художников.

Становится несколько легче изучать литературу, написанную о цвете на конкретной картине, а не представляя что-то нечто абстрактное и неизвестное, ведь когда у тебя перед глазами конкретный предмет, то становится проще.

Я научилась анализировать и подбирать цвет наиболее похожим или даже совсем точь-в-точь как на картине. В этом мне помогала различная литература, изучение техник когда я искала материалы для курсовой работы.

Приложения.

[1]

Картинки по запросу феллахская девеня

[2]C:\Users\710g\Desktop\20171225_113304.jpg

Список литературы.

http://artageless.com/the-art-of-color-347

https://in.pinterest.com/pin/541346817689656332/

https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/martiros-saryan/