Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Известно, что в игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом. Таким образом, необходимо использовать игру как важный инструмент воспитания и обучения детей.

Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, учитель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом, поэтому тема курсовой работы «Роль игры в процессе воспитания младшего школьника» актуальна.

Исходя из всего вышесказанного, целью данной работы является изучение роли игры в процессе воспитания.

Для достижения цели необходимо решение ряда задач:

-   рассмотреть исторические предпосылки возникновения игры; 

-   изучить сущность и основные функции игры в процессе воспитания;

-   рассмотреть воспитательный потенциал игры; 

-   ознакомится с видами игр, их  роли в учебно-воспитательной практике;

-   проанализировать взаимосвязь развития личности и игрового поведения.

Объект исследования – процесс воспитания.

Предмет – игра в воспитательном процессе.

Наибольшие возможности для игровой деятельности заложены во внеклассной работе, в работе групп продлен­ного дня, где дети могут выбирать игры и занятия по интересам. Главная задача, которая решается при этом в совместной деятельности,— предоставить возможность детям для коллективных переживаний, создать у них радостное настроение.

За последние годы накоплен большой эксперимен­тальный и теоретический материал по вопросам организа­ции жизни и деятельности детей в условиях, где ведущее место отводится использованию игровых приемов на уроках и собственно игре как форме организации детской жизни. Научный вклад в разработку технологии игры внесли: немецкий ученый К. Гросс, Ж.Ж. Руссо, И.Г.Песталоцци, Януш Корчак, К. Д. Ушинский, В. А. Сухомлинский.

В работе были  использованы методы научно-педагогического исследования, такие как цитирование, тезирование, конспектирование, анкетирование и наблюдение, анкетирование.

1. ИГРА КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

1.1 предпосылки возникновения

 «Игра, игровая , один из видов , характерных для и человека» – отмечается в энциклопедии. [1]

Попытку изучения игры предпринял в ХIХ века немецкий К. Гросс, считавший, что в происходит предупреждение к будущим борьбы за существование (“ предупреждения”). К. Гросс игры изначальной поведения. Для , какими бы внешними или факторами игры не , смысл их именно в том, стать для школой жизни.

К. Гросса продолжил педагог, терапевт и Януш , который считал, что – это возможность отыскать в обществе, себя в , себя во . В играх заложена прошлого, как и в народном – песнях, танцах, . [3]

 Игра в историческую эпоху к себе внимание . В ней заключена реальная , воспитывать и ребенка в радости Ж.Ж. , И.Г.Песталоцци пытались способности детей в с законами и на основе деятельности, которой присуще детям. Центром системы Ф. является теория .

По Фребелю, детская – «зеркало жизни» и « проявление мира. Игра – от внутреннего мира к ». Природа представлялась в виде и многообразной сферы.

 К. Д. склонялся к пониманию творческих возможностей . Он отделял от игры и считал его обязанностью школьника. «, основанное только на , не дает самообладанию и воле , так как не все в учении интересно и многое, что надобно взять воли». Однако, с необходимостью волевых при обучении, не будем и значение и интереса.

 Игра выступает как бы в двух измерениях: в настоящем и . С одной , она предоставляет личности радость, служит актуальных потребностей. С стороны, направлена в будущее, так как в ней прогнозируются или моделируются ситуации, либо свойства, , умения, способности, личности для выполнения , профессиональных, творческих . В.Л.Сухомлинский : «Присмотримся внимательно, место занимает в жизни ребенка… Для игра – это серьезное дело. В раскрывается перед мир, раскрываются творческие личности. Без них нет, и не быть полноценного развития. Игра – это светлое окно, которое в мир ребенка вливается поток представлений, об окружающем мире. – это искра, огонек пытливости и ». В. А. Сухомлинский так же отмечал, что «… жизнь ребенка лишь , когда он живет в игры, сказки, , фантазии, творчества».

  тем, игра с занимает все менее место в жизни , где преобладают дети возраста. из причин тому – внимание к разработке игры школьников. образец позиции педагога нам деятельность А. С. Макаренко. Он : «Одним из важнейших воспитания я игру. В жизни коллектива серьезная и деловая игра занимать место. И вы, педагоги, уметь играть». [1]

  игры заключается в том, что в ней не результат, а сам , процесс переживаний, с игровыми действиями. ситуации проигрываемые , воображаемые, но , переживаемые им, реальны. «В нет людей серьезнее, чем дети. Играя, они не смеются, но и переживают, иногда ».

 Эта специфическая игры несет в большие возможности, так как, управляя игры, педагог программировать определенные чувства детей. «В игре лишь действия, которых значимы для по их собственному содержанию. В этом особенность игровой и в этом ее основное и лишь с высших форм сравнимая прелесть».

  образом, если действия по содержанию незначимы для , то он может и не войти в , в игровое состояние, а лишь исполнять роль, не связанных с ней чувств. человека «насильно» в игру, его воли, как и в процессе .

Игра, как объект , всегда привлекала к внимание . Большой вклад в игры внесли , П.В.Иванова, В.Ф.Кудрявцева, В.Н. , А.Н.Соболева, , Г.С.Виноградова. Все эти исследования к ХIХ – первой трети ХХ вв., , прежде всего, своих , извлеченных из самих народной жизни, в себя описания тех игр, которые в поле зрения .

 В 30-е годы ХХ предпринимаются попытки антологий, ставили перед задачу ознакомления со всей массой игр. антологией до сих пор книга « Игры СССР » В.Н. Всеволодского-Гернгросса, и Е.И.Степановой вышедшей в году.

сказать, что игра – это познания действительности. Он внутренними силами и ребенку в сроки овладеть , но весьма обширными человеческой культуры. , игра ребенка своим многообразием ситуаций, от него активного индивидуальности, , находчивости, творчества. писатель Василий в своей книге “” высказал : “Каждый ребенок играть, то есть творчески”.

 При развития , А.Н.Леонтьев отмечал, что в развиваются новые, образования и возникает познавательный , являющийся основой стимула к учебе.

 Л.С. , рассматривая роль в психическом ребенка, отмечал, что в с переходом в школу не только не исчезает, но , она пропитывает всю деятельность ученика. « В возрасте, - отмечал он- не умирает, а проникает в действительности. Она свое внутреннее в школьном обучении и …». [4]

Ш.А. Амонашвили пишет: “ интенсивное многих функций до 7-9 лет ребенка, и поэтому в игре в этом особенно , а игра превращается в вид , управляющий развитием. В ней личностные качества , его отношение к , к людям”.

Л.С. Выготский у детей дошкольного появление замысла, что переход к деятельности.

Творческий игры подтверждается тем, что не копирует жизнь, а, тому, что , комбинирует свои . При этом он передает отношение к изображаемому, мысли и . Это роднит игру с , но ребенок – не актер. Он для себя, а не для зрителей, он не роль, а ее по ходу игры. ребенок входит в , у него живо мысль, чувства, он искренне изображаемые события.

Но не появляется само , оно воспитывается, оно в результате длительной работы педагогов. игрового творчества , прежде , в постепенном обогащении игры. От богатства и содержания игры развитие и средств изображения . В игре постепенно целенаправленность действий.  У 5-7 лет возникает к различным событиям , к разным видам взрослых; появляются герои , которым они стремятся . И замыслы игр становятся стойкими, иногда на время воображением.

 Появление перспективы игры о новом, более этапе игрового творчества. игрового творчества и в том, как в содержании игры различные жизни.

Таким , изучив исторический игры, мы можем вывод, что прошла длинный : от периода традиционного до психического развития ребенка.

1.2 игры в жизни

А.С.Макаренко писал: « имеет важное в жизни … Каков ребенок в , таким во многом он в работе, когда . Поэтому будущего деятеля , прежде всего, в …». Значит, игра, ее – ключ в родителей, ключ в воспитания ребенка. В формируются многие личности . Игра – это своеобразная подготовки к труду. В вырабатывается ловкость, , выдержка, . Игра – это и школа для ребенка. Игра внешне кажется и легкой. А на деле она властно , чтобы играющий ей максимум своей , ума, выдержки, . Она подчас становится напряженным трудом и усилие ведет к . Преодоление себя в условиях приносит ребенку удовлетворение и развивает его . [5]

Игре особая роль в ребенка и это неоспоримая . Швейцарский педагог Клапаред , что для ребенка игра – жизнь и она является лучшим способом его искусству .

В процесс игры, как и в виды деятельности, вся личность ребенка: его познавательные , воля, чувства, и , потребности и интересы: в ребенок активно , говорит, свои знания.

– это свободная и самостоятельная , возникающая по личной ребенка, активным творческим , высокой эмоциональной .

Игра в воспитательном не подлежит регламентации – это самостоятельная детей. Однако, ее огромное воспитательное на ребенка, руководят играми , создают условия для их и развития .

Свобода и ребенка : а) в выборе игры или ее ; б) в добровольности объединения с детьми; в) в свободе и выхода из и т. д. В играх свобода и детей проявляется по .

Для игры характерна действий, и поведения играющих. играющих детей определенными требованиями и .

Несмотря на правил, во всех играющие принимают их и выполнения добровольно, в самого данной игры, так как правил ведет к ее , разрушению. Дети значительно выдержку, устойчивость , терпение при выполнении игры, чем при выполнении в обычной жизни. Правила своего рода саморегуляции поведения . Наличие помогает детям организоваться в игре ( роли, подготовить обстановку и т. д.).

исследователи детских игр силу и подлинность , переживаемых ребенком в . Эти чувства и разнообразны. Ребенок удовольствие, достигает в результатов, преодолевая .

В игре переживает не только эмоции. Он переживает и неудач, поражения, достигнутыми , обиду и т. д.

Таким , несмотря на наличие в случаях отрицательных и переживаний, всегда приносит радость, удовольствие, . Игра без радости быть .

1.3  Игра как средство

Игра – это вид деятельности . В силу этого ей черты, для всякой деятельности: цели, мотивов, реализации, планомерных , результата. протекает как деятельность и целенаправленная. В каждой есть значимая для цель. не являются постоянными. указывала, что по мере ребенка меняется целей, он ставит себе в : от подражательных дети переходят к обдуманным, целям.

к воспитательному процессу о коллективных играх ( - деятельностных, соревновательных, , сюжетно-ролевых, и др.), которые в большей ориентированы на формирование ребенка, поскольку, , представляют формы моделирования им отношений, во-вторых, наиболее типичные жизнедеятельности в , доступной ребенку , и в-третьих, позволяют осваивать формы одобряемого .

Главный педагогический игр – создание выбора, в которых может способ решения той или социальной проблемы на сформированных у него , нравственных и имеющегося социального . Это происходит в силу , что в процессе игры место:

- участников, которая путем их постановки необходимостью решения в ситуации, готовых решений нет или их затруднен объективными ;

- преодоление интеллектуально-познавательных , которые ребенком как личностная ;

- актуализация потребности в самосовершенствовании, пересмотре и имеющегося , самомобилизация;

- появление эффективного решения проблем за счет участников в игровую атмосферу и включения их в решение реальной (особо ) для них проблемы во ее сложности;

- замещение, при игра очень перестает быть для просто , поскольку реальные столкновения, возникающие в ее благодаря специальной педагога, столь интенсивными, что ведут себя так, игра становится для них ;

- совершенствование взаимодействия участников, их коммуникативной компетентности.

как средство воспитания свои . Так, в ней помимо взаимоотношений, разыгрываются детьми в с принятым сюжетом и на себя , возникают другого отношения – не изображаемые, а , реальные. Эти виды (игровые и ) тесно взаимосвязаны, но не и могут находиться в друг с другом.

организации игры, как правило, несколько этапов.

1.  педагога по разработке игры, целей и способов их , планирование ожидаемого . Итогом этой является модели игры и ее , подбор инициативных по разработке правил и игры.

2.  работы инициативных , состоящих из педагогов и и определяющих правила и игры. этой деятельности – правил и условий , механизма ее запуска, обязанностей членами оргкомитета .

3. Запуск игровой на основе альтернативного в игру . Итог этого – определение каждым своей роли в , формирование детей, участвующих в ней, или групп, соревнующихся собой.

4. Координация участников в соответствии с правилами и развития игры. этого этапа – всеми игры своей , осознание правил и игры, их выполнение, потребностей и детей.

5. Подведение итогов игры, организация рефлексии, т. е. оценки детьми характера своего участия в игре и достигнутых результатов. Итог данного этапа – определение перспектив дальнейших совместных действий, новых способов взаимодействия детей.

6. Последействие – закрепление и развитие позитивных тенденций и достижений, полученных в других формах работы с детьми, внесение изменений в организацию жизнедеятельности коллектива. [6]

Таким образом, в процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс воспитания, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.

1.4 Характеристика основных видов игр и их классификация

Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка. Наблюдаемое сегодня в теории и практике стирание граней между самодеятельными и обучающими играми недопустимо. В дошкольном и младшем школьном возрасте выделяются три класса игр автор Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова  (см. Таблицу 1.4.1)

Таблица 1.4.1. Классификация игр.

Игры, возникающие по инициативе ребенка – самодеятельные игры

Самостоятельные сюжетные игры:

-сюжетно-изобразительные,

- сюжетно – ролевые,

- режиссёрские,

- театрализованные.

Примеры названий игр: «Дочки – матери», «Коршун и наседки», «Гуси - лебеди», «Разбойники и судьи», «Волк»

 Примеры названий игр:«Магазин», «Больница», «Кафе».

Сюжетно – ролевая игра имеет следующие структурные компоненты:

- сюжет,

- содержание,

- роль.

Игры, возникающие по инициативе взрослого, внедряющего их с образовательной и воспитательной целью.

Игры обучающие:

- дидактические,

- сюжетно – дидактические,

- подвижные;

Досуговые игры:

- игры – забавы,

- игры – развлечения,

- интеллектуальные,

-празднично–карнавальные,

-театрально-постановочные.

Примеры названий игр:Запомни животных», «В лесу и в поле», «Город будущего»

Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса – народные игры, которые могут возникать как по инициативе взрослого, так и более старших детей.

Примеры названия игр: «Волчонок», «Ловля рыб», «Охотники и утки», «Печки», «Колдун».

Каждый из перечисленных классов игр, в свою очередь, представлен видами и подвидами. Так, в состав первого класса входят: игра – экспериментирование и сюжетные самодеятельные игры – сюжетно-образовательная, сюжетно-ролевая, режиссерская и театрализованная. Этот класс игр представляется наиболее продуктивным для развития интеллектуальной инициативы, творчества ребенка, которые проявляются в постановке себе и другим играющим новых игровых задач; для возникновения новых мотивов и видов деятельности.

Именно игры, возникающие по инициативе самих детей, наиболее ярко представляют игру как форму практического размышления на материале знаний об окружающей действительности значимых переживаний и впечатлений, связанных с жизненным опытом ребенка. Именно самодеятельная игра является ведущей деятельностью в дошкольном детстве.

Содержание самодеятельных игр «питается» опытом других видов деятельности ребенка и содержательным общением с взрослыми. Второй класс игр включает игры обучающие (дидактические, сюжетно-дидактические и другие) и досуговые, к которым следует отнести игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Все игры могут быть и самостоятельными, но они никогда не являются самодеятельными, так как за самостоятельностью в них стоит выученность правил, а не исходная инициатива ребенка в постановке игровой задачи.

Воспитательное и развивающее значение таких игр огромно. Они формируют культуру игры; способствуют усвоению социальных норм и правил; и, что особенно важно, являются, наряду с другими видами деятельности, основой самодеятельных игр, в которых дети могут творчески использовать полученные знания. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как в этих играх требуется использовать приобретенные ранее знания о новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, признакам; находят алогизмы в суждениях и др. Вторую группу составляют игры, используемые для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные умозаключения: “Похож – непохож”, “Кто больше заметит небылиц” и другие.

Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам, объединены в третьей группе: “Кому что нужно?» “Назови три предмета”, “Назови одним словом”. В особую четвертую группу, выделены игры на развитие внимания, сообразительности, быстроты мышления: «Краски», «Летает, не летает» и другие. Третий класс игр – традиционные или народные.

Исторически они лежат в основе многих игр, относящихся к обучаемым и досуговым. Предметная среда народных игр также традиционна, они сами, и чаще представлена в музеях, а не в детских коллективах. Исследования, проведенные в последние годы, показали, что народные игры способствуют формированию у детей универсальных родовых и психических способностей человека (сенсомоторной координации, произвольности поведения, символической функции мышления и другие), а также важнейших черт психологии этноса, создавшего игру. Для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда. Для педагогов важно продумать поэтапное распределение игр.

Таким образом, можно сделать вывод, что для обеспечения развивающего потенциала игр нужны не только разнообразные игрушки, особая творческая аура, создаваемая взрослыми, увлеченными работой с детьми, но и соответствующая предметно-пространственная среда.

1.4.1 Подвижные игры

Подвижная игра, ее сущность представляют собой для ребенка практически первый вид индивидуальной и коллективной деятельности, в которой берет начало формирование не только физической, но и общей культуры личности ребенка.

В подвижной игре, ее различных ситуациях ребенок имеет реальные возможности для познания своего внутреннего «Я», для создания собственных представлений о своем влиянии на среду, о месте и роли в коллективе играющих. Виды подвижных игр: игра «По алфавиту», «Успей подобрать», «Шишки, желуди, орехи». 

Образовательное значение подвижных игр заключается в широкой возможности комплексного воздействия на формирование интеллектуального потенциала ребенка, его способности к анализу и синтезу ситуационных игровых проявлений, сообразительности, наблюдательности. Игра предъявляет ребенку множество требований, а значит, и развивает способность к сопоставлению, обобщению воспринятого извне, в конечном счете, — в принятии решений, оценки результата действия, его корректировки, способности делать выводы о результате деятельности.

В играх развиваются способности в адекватной оценке пространственных, временных и пространственно-временных отношений, своевременной реакции ребенка на складывающуюся и состоявшуюся ситуацию, на постоянно меняющиеся условия игры, его оперативное мышление.

Системность применения подвижных игр позволяет эффективно осваивать так называемую школу движений, охватывающую специфику широчайшей сферы двигательной активности человека. Прежде всего — это различного рода перемещения человека в пространстве и во времени, виды ходьбы, бега, прыжков, лазаний, переползаний, переноски груза, равновесий и все это с предметами или без них.

Состязательность, соперничество в подвижных играх являются прекрасными естественными психофизическими стимуляторами развития двигательных качеств, достижения кондиций физической подготовленности ребенка.

Важное образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые в различные времена года, в различных природных условиях, позволяющих ребенку по-новому представить себя, свои действия в разных проявлениях среды. Для играющих игры на местности являются прекрасным средством приобретения знаний о различных формах гражданской, профессиональной, военной и спортивной деятельности, умении применять эти знания.

Специальную образовательную функцию несут национальные народные подвижные игры, помогающие детям в познании их специфических особенностей и ценностей национальной культуры, входящих в нее обрядов, обычаев, традиций.

В процессе подготовки и участия в подвижных играх у детей формируются знания в соответствии с ролью, функцией каждого в игре, будь то игрок в поле, водящий, судья, организатор, помощник или руководитель. Это же следует отнести к постижению детьми правил игры, условий ее проведения, особенностей выявления победителей, к формированию способности разрешения игровых конфликтов.

Воспитательное значение подвижных игр, прежде всего, основывается на их коллективном характере, что предопределяет личностные проявления и особенности коллективных действий ребенка. Коллективные подвижные игры призваны развивать в детях чувство товарищества, ответственности за собственные действия, солидарности с действиями партнеров и разделения ответственности за их действия. Особо следует отметить возможность формирования в ходе подвижных игр способности в доброжелательной оценке удачных игровых действий соперников. Воспитание у ребенка жертвенности собственными интересами ради интересов команды является существенной возможностью подвижной игры.

В итоге, подвижные игры сопряжены с чередованием положительных и отрицательных эмоций. Это обстоятельство предопределяет возможность обучения детей управлению эмоциями, что предъявляет особые требования к готовности педагога осуществлять этот фрагмент воспитательной работы.

1.4.2 Сюжетно-ролевые игры

Воспитание детей – дело весьма серьезное, прежде всего это передача накопленного опыта младшему поколению, детям, это воз­действие на воспитуемого ребенка со стороны взрослых, воспитате­лей, педагогов. И это воздействие происходит с целью научить чему-то ребенка, выработать в нем нужных качеств, умений и навыков, сформировать достойную личность. Но во все времена педагогов мучил вопрос, как сделать процесс воспитания более действенным, результативным, а главное, приятным для детей.

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно сначала разобраться в том, что является для детей более приятным, притягательным, что может их радовать, и чем они охотно занимаются. Не секрет, что дети сами по себе умеют раскованно, естественно веселиться, радоваться жизни. Поэтому и воспитатели должны работать с детьми весело, задорно: радостное настроение – одно из самых сильных средств воспитательного воздействия. К тому же в наше нелегкое время не­обходимо научить ребят веселиться. Виды воспитательных игр:  «У медведя на бору», «Конь» ( см. Приложение Б).

Конечно, многие взрослые не разучились по-детски радоваться жизни, не потеряли чувство юмора. К тому же у тех, кто любит детей, хорошее настроение может появляться просто после обычного об­щения с детьми. Поэтому в силах воспитателей, педагогов сделать познавательный и воспитательный процесс приятным как для детей, так и для самих себя. Взрослые ни в коем случае не должны упус­кать такую воспитательную возможность.

Веселые истории, сценки, игры позволяют не просто развлечь, позабавить детей, но и разбудить их фантазию, творческую актив­ность; если использовать их в нужный момент, они смогут стать от­личным средством воспитания.

Наиболее активно игры проявляются в детстве и свойственны всем живым существам. На этом основан адаптационный механизм. В том числе и к будущим изменениям на основе информации, включа­ющей также воздействие информационных полей.

Действительно, поскольку у детей познавательная активность намного выше, чем у взрослых, это отчасти объясняет любовь детей к всевозможным подвижным, познавательным и творческим играм.

Вероятно, это бессознательно привело к появлению деловых и ролевых игр, имитационных методов, которые обеспечивают суще­ственное повышение эффективности деятельности за счет экономии времени, трудозатрат и средств, решение конфликтных ситуаций, проблем при дефиците информации.

Для многих школьников, особенно в младших классах, учение – непривычное, новое дело. Поэтому использование игр в воспита­тельно-учебном процессе помогает ученикам справиться с «барье­ром внешнего мира знания». Поскольку некоторые дети боятся неиз­вестности, то игры помогают справиться с этим чувством, превра­щая сложные темы в приятное развлечение. Кроме того, установка на выполнение учебной работы у детей сформирована плохо. Поэтому основным типом дидактических, творческих игр, используемых на начальных этапах, являются игры, формирующие устойчивый интерес к уче­нию и снимающие напряжение, которое возникает в период адапта­ции ребенка к школьному режиму.

В итоге, нужно отметить, что игра направлена на решение одной задачи, то есть не только познавательной, но и творческой, воспиты­вающей. Но при всех плюсах использования игр не следует при­учать детей к тому, чтобы на каждом уроке они ждали новых игр, так как игра – это не основной метод обучения и воспитания, хотя несет в себе обучающие элементы. В игре развиваются такие качества личности как: усидчивость, свобода поведения, креативность, самосознание, ответственность, самостоятельность и другие.

1.4.3   Народные игры

Народные игры – это яркое выражение народа в них играющего, отражение этноса в целом и истории его развития. Вместе с тем, на игры можно посмотреть, и с точки зрения педагогики и психологии, как средства образования и воспитания. В дополнении ко всему, это и отличный способ укрепить свой дух, свое тело, развить процессы мышления, фантазерства, эмоциональную составляющую нашей жизни. Русский народ многие процессы своей жизнедеятельности отражал именно таким образом, через игру.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее мы приводим ряд игр, которые с большим удовольствием и пользой можно использовать как в учебном процессе в школе, детском оздоровительном лагере, так и в свободное время в кругу семьи.

Испокон веков в народных играх ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе. Такие игры просты и правила им всем понятны.

Виды народных игр: Русская народная игра «Ручеек», Украинская народная игра «Колдун».

Итак, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, создания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности.

1.5   Игровая деятельность в воспитательной работе в начальной школе

Игровая деятельность должна быть на протяжении всего учебного года, идти параллельно с учебной деятельностью. Она может проявляться: в физических минутках на уроках, в динамических паузах, разминкой перед, после и во время урока, и конечно же, на переменах в различных подвижных играх. Учитель должен планировать учебную деятельность и не забывать про игровую, поскольку она помогает заинтересовать учащихся на выполнении различных заданий. Младшие школьники быстро устают, а игра помогает им расслабиться, отдохнуть и вновь обрести силы для дальнейшей работы.

В. А. Сухомлинский ратовал за то, чтобы чудесный мир природы, игры, музыки, сказки, который окружает ребенка до школы, не закрыли перед ним дверью класса. Ребенок только тогда искренне полюбит школу, когда учитель сохранит для него те радости, которые он имел раньше. Таким образом, занимательный материал, игры и игровые упражнения не перестают влиять на развитие ребенка и в учебном процессе. Они помогают активизировать учебный процесс, развивают познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, поддерживают интерес к изучаемому. Занимательный материал развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей.

Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. Игры необходимы для здоровья ребенка, они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.

Методика проведения игры

 При планировании игровой деятельности необходимо учитывать следующие условия:

- обеспечить безопасность детей в период двигательной и игровой деятельности;

- соблюдать особый санитарно-гигиенический режим в помещениях;

- поддерживать эмоционально благоприятную обстановку;

-организовать сопровождение педагогического взаимодействия с детьми педагогом,  психологом и другими специалистами

- распределить по дням недели виды игр.

2. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Цель практической части: изучить отношение детей к игре и выявить их активность, а также предложить набор игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.

Анализ анкет учащихся

Для выявления отношения детей к игре было проведено анкетирование.

Анализ выявления отношения к игре:

На первый вопрос «Нравится ли тебе играть?» весь класс, а именно 19 человек, выбрали ответ да.

На второй вопрос «С кем ты любишь играть?»

16 человек выбрали ответ «С другом»,

2 человека «С одноклассниками» 

1 выбрал ответ «С родителями».

На третий вопрос «Сколько времени ты тратишь на игру?»

10 выбрали ответ «Больше часа»,

4 человека выбрали ответ «Меньше часа»

 5 ответили «Один час».

На четвертый вопрос «В  какие игры тебе нравиться играть?»

15 человек ответили «Подвижные»,

3 выбрали ответ «Познавательные»

 1 ученик выбрал ответ «Сюжетно – ролевые».

И на пятый, последний вопрос «Зачастую кто является инициатором игр?»

8 человек выбрали ответ «Твои друзья»,

10 человек выбрали ответ «Ты»

 1 ученик не мог выбрать ответ, который больше всего уме подходит и выбрал два ответа «Ты – Твои друзья».

В конце проведения анкетирования и изучим все ответы учащихся, можно сделать такой вывод, что всему красу нравиться играть в игры. Большая часть класса чувствуют себе уверенней в игре, когда играют с другом, игра у детей занимает больше часа, популярны больше подвижные игры и инициатором игр являются они сами. Эти дети являются активными и раскрепощенными. Меньшей части класса больше нравиться играть с одноклассниками или с родителями, это говорит о том, что они застенчивы, трудно привыкают к другим людям и уверенней себя чувствуют с родными и близкими людьми. Они не являются инициаторами игр, не так активны.

1.      Сборник игр для проведения на динамических паузах, больших переменах и в ГПД.

Игр для проведения на динамических паузах на улице или в спортивном зале: «Самый ловкий», «Пингвины», «Канатоходец», «Замени предмет», «Пробеги с мячом».

Самый ловкий

По обе стороны площадки выкладывают бруски на расстоянии 60—70 см один от другого. По одной стороне пло­щадки дети бегут, перепрыгивая через бруски, по другой — прыгают попеременно на правой и левой ноге. Дети с небольшим интервалом выполняют задание в колонне по одному. При увеличении коли­чества пособий упражнение проводят в две колонны.

Пингвины

Дети встают в 2—3 колонны. У тех, кто стоит первыми, мяч (мешочек с песком). Они кладут его между колен и по сигналу учителя прыгают на двух ногах к флажку, находящемуся на рас­стоянии 7—8 м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, обегают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следую­щему игроку. Выигрывает та колонна, которая быстрее выполнит задание.

Канатоходец

Дети встают в две колонны перед чертой. У направляющих в руке мешочек с песком. По сигналу учителя они быстрым шагом, держа руки в стороны, доходят до финишной черты (расстояние 6 м). Перешагнув через нее, они бегут к своей колонне, передают мешочек следующему, сами встают в конец строя. Выигрывает колонна, быстрее выполнившая задания

Замени предмет

Играющие распределяются на 2—3 команды. Перед каждой на расстоянии 6—8 м в небольшом круге лежит какой-либо предмет (кубик, обруч). У первых в руке кегля. По сигналу учителя направляющие бегут к кружкам, ставят в него кегли, берут кубик и передают его следующему игроку. Побеждает команда, быстрее выполнившая задание.

Пробеги с мячом

У каждого играющего мяч. Дети выстраивают­ся в шеренгу, кладут мяч на землю перед собой. По команде учителя они, подбивая мяч ногами (не слишком сильно), передви­гаются на другую сторону площадки.

Игры для проведения на больших переменах: «Смена номеров», «Волк и ягненок», «Перебежки», «Кто подходил?»,

Смена номеров

       Играющие становятся по кругу плечом к плечу и рассчитываются по порядку номеров. В центре находится водящий. Он громко называет любые номера. Вызванные номера должны быстро поменяться местами, а водящий старается занять одно из свободных мест. Оставшийся без места становится водящим.

«Волк» и «ягненок»

      Играющие становятся в колонну по одному, крепко держат друг друга за талию. Первый изображает пастуха, последний – ягненка, остальные – овец. Игрок, изображающий волка, становится в нескольких шагах впереди «пастуха» (лицом к нему). По сигналу преподавателя «волк» бросается, чтобы схватить «ягненка». «Пастух», вытянув руки в стороны, старается не пропустить его. «Овцы» бегут в наименее опасную сторону. Когда «ягненок» схвачен «волком», преподаватель назначает новых «волка», «пастуха» и «ягненка», и игра возобновляется.

Перебежки

       Играющие становятся по кругу, на расстоянии трех шагов друг от друга. Один из них становится в центре. Каждый участник отмечает свое место – небольшой кружок вокруг своих ступней на земле.

       По команде «Меняйтесь!», которую подает стоящий в центе, все участники меняют свои места, пересекая круг. Стоящий в центре должен воспользоваться этой перебежкой, чтобы занять чье-нибудь пустующее место.

Кто подходил?

Подготовка. Все играющие образуют круг, водящий с завязанными глазами стоит в центре.

Содержание игры. Руководитель указывает на кого-либо из играющих, и тот подходит к водящему, слегка дотрагивается до его плеча, подаёт голос какого-либо животного или называет его по имени, изменив свой голос.

Водящий открывает глаза по указанию руководителя, когда подходивший займёт свое место. Он должен отгадать, кто к нему подходил. В случае, если водящий отгадал того, кто к нему подходил, игроки меняются ролями.

Побеждает тот, кто ни разу не был водящим.

Правила игры: 1. Водящий не должен раньше времени открывать глаза. 2. Голос подаёт только тот, на кого укажет руководитель. 3. Первый водящий не считается проигравшим.

 Игры для проведения в ГПД: «Салочки», «День и ночь», «Золотые ворота», «Успей занять место», «Белые медведи».

Салочки

 Все гоняются друг за другом; сначала выбирают одного пастуха, затем двух волков – остальные овцы. Овцам надо спасаться от волков, волкам – гоняться за овцами, а пастуху – уберечь стадо и преследовать волков. Пастух выигрывает, если осилит всех волков, а волки – если поймают всех овец. Для того чтобы взять верх над соперником, дети проявляют не только проворство, но и хитрость.

День и ночь

Делю детей на две команды, предлагаю встать спиной друг к другу вдоль линию. Один из детей – водящий. Даю названия командам “день” и “ночь”. Водящий восклицает: “День!” и дети резко поворачиваются и бегут за детьми из команды “ночь”.

 «Золотые ворота»

Пара игроков встают лицом друг к другу и поднимают вверх руки – это ворота. Остальные игроки берутся друг за друга так, что получается цепочка. Игроки-ворота говорят стишок, а цепочка должна быстро пройти между ними.

Золотые ворота

Пропускают  не всегда.

Первый раз прощается,

Второй –запрещается.

А на третий раз

Не пропустим вас!

        С этими словами руки опускаются, ворота захлопываются. Те дети, которые оказались пойманными, становятся дополнительными воротами. «Ворота» побеждают, если им удалось поймать всех игроков.

 «Успей занять место»

Играющие образуют круг и рассчитываются по порядку номеров. Водящий занимает место в центре круга. Он громко называет два каких-либо номера. Вызванные номера должны немедленно поменяться местами. Воспользовавшись этим, водящий старается опередить одного из них и занять его место. Если ему это удастся, то тот, кто останется без места, идет водить.

Номера, присвоенные участникам в начале игры, не должны меняться, когда тот или иной из них временно становится водящим.

«Белые медведи»

Задача игроков забираться на горку в необычных позах, на четвереньках, боком, спиной вперед, на прямых ногах и т. п. Кто быстрее и смешнее выполнит все подъемы, тот и побеждает. Так же можно проводить и спуски, но задача игроков не скатиться и не сбежать, а именно спуститься с горы в нелепых и смешных позах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Таким образом, игра возникает из потребности ребенка узнать окружающий его мир, причем жить в этом мире так, как взрослые. Игра, как способ познания действительности, есть одно из главных условий развития детского воображения. Не воображение порождает игру, а деятельность ребенка, познающего мир, творит его фантазию, его воображение. Игра подчиняется законам реальности, а ее продуктом может быть мир детской фантазии, детского творчества. Игра формирует познавательную активность и саморегуляцию, позволяет развивать внимание и память, создает условия для становления абстрактного мышления. Игра для младших школьников – любимая форма деятельности. В игре, осваиваются игровые роли, дети обогащают свой социальный опыт, учатся адаптироваться в незнакомых ситуациях.

Игровой метод включения школьника в деятельность предполагает личностный подход, когда педагог ориентирован на личностный подход в целом, а не только на его функции как ученика. Игра – не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

Игра как психологическая проблема дает еще очень много фактов для научной мысли, еще много предстоит открыть ученым в этой области. Игра как проблема воспитания требует неустанных, каждодневных раздумий родителей, требует творчества и фантазии от нас, педагогов. Воспитание ребенка – это большая ответственность, большой труд и огромная творческая радость, дающая сознание полезности нашего существования на земле.

Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает необходимость гармоничного сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т. п.. Активное введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих занятий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтаксической сфер ребенка, памяти, внимания, воображения и ряда других важных психических функций, является в этой связи одной из важнейших задач педагогического коллектива. Рекомендации молодым специалистам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Богуславская З. М. , Смирнова Е. О. Развивающие игры для детей младшего школьного возраста. - М.: Просвещение, 2009.
  2. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М. :Просвещение, 1985. – 160 с.
  3. Винникотт Дональд Вудс Ребенок, семья и внешний мир: Учебное пособие / Винникотт Д.В.; Под ред. Сизикова И.В., - 2-е изд. - М.:ИОИ, 2016. - 258 с.
  4. Влияние игры на психическое развитие дошкольника [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://psychologymsk.ru/p/psiho-4830.html
  5. Ермолаева М. Теория игры, или что есть игра? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.ukrdeti.com/2007/2_16_a2_2007.html
  6. Жуков М. Н. Подвижные игры. – М.: Изда­тельский центр Академия, 2005. — 160 с.
  7. Игра как средство воспитания [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.ereading.link/chapter.php/99153/51/Sedova,_Tolstoluckih__Teoriya_i_metodika_vospitaniya__kkkonspe_lekciii.html
  8. Игра как средство обучения самостоятельности [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.edumask.ru/magiws-372-2.html
  9. Кемеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. – М. : Просвещение, 1988. – 239с.
  10. Макаренко А. С.  О воспитании детей. – М.: Политиздат, 1988. – 256 с.
  11. Подласый И.П. Педагогика начальной школы – М. : Политиздат, 2001 –199 с.
  12. Пидкасистый П.И., Хайдаров Технологии игры в обучении и развитии – М.: Педагогика, 2007. - 8-10 с.
  13. Сошина И. В. Опыт работы интегративного детского сада / Алексеева В.В., Сошина И.В., - 2-е изд. - М.:Теревинф, 2015. - 186 с.
  14. Усова А.П. Роль игры в организации жизни и деятельности детей. – М., 2006. 
  15. Характеристика основных видов игр и их классификация [Электронный ресурс] – Режим доступа:  http://allrefs.net/c13/1lmje/p2/
  16. Хельтерсхинкен Дитер Играем вместе. Интегративные игровые процессы в обычном детском саду: Практическое пособие / Хаймлих У., Хельтерсхинкен Д., - 3-е изд. - М.:Теревинф, 2015. - 101 с.
  17. Шмалов С.А Игры учащихся – феномен культуры - М. : Новая школа, 2009. – 117 с.