Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как метод воспитания(Сущность метода воспитания и игры)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Использование игры как метода и средства обучения в педагогической практике не ново, и поэтому опыт работы с играми в школьных учреждениях достаточно широк.

Образовательные и воспитательные возможности игры многообразны. Средствами игры формируют любовь к народному творчеству, родному языку; игра служит эффективным средством патриотического воспитания.

Особое место игра занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет» уму ребенка полезное упражнение. Задание игры является для ребенка своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы выполнить задание, нужно внимательно наблюдать жизнь, припоминать виденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделяя нужные стороны, объединить, синтезировать найденное.

С помощью игры у детей развиваются находчивость, сообразительность, быстрота реакции, умственная активность, самостоятельность, привычка более глубоко и разносторонне осмысливать мир.

Игры полны познавательного смысла. Каждая тематическая группа игр содержит широкий круг сведений об окружающем мире. Это дает возможность использовать игры для развития наблюдательности детей, закрепления знаний.

Современная отечественная практика детоведения робко включает феномен игры во внеучебный процесс, слабо использует богатейший потенциал игры в целях расширения поля детскости и создания условий духовного комфорта жизни детей. В результате чего традиционные формы досугово-игровой деятельности народа.

Сложившиеся в культурах прошлого, практически выродились, что повлекло за собой обострение, обнищание социально-психологических процессов общения, отчуждённость людей, жестокость. Нет необходимости доказывать, у многих школьников проявляются потребительские способы выбора друзей, занятий, развлечений, игр.

В связи с актуальностью данной проблемы была определена тема работы: «Влияние игры как метода воспитания на развитие волевых качеств у младших школьников».

Объект исследования: процесс воспитания.

Предмет исследования: процесс формирования волевых качеств у младших школьников с помощью использования игры как метода воспитания.

Цель работы - теоретически обосновать и экспериментально проверить влияние игры как метода воспитания на формирование волевых качеств у младших школьников.

В ходе написания работы была выдвинута гипотеза: если в процессе воспитания у младших школьников в системе использовать игру, т у них будет более успешно происходить формирование волевых качеств, так как развивая привычку к волевому действию, создаётся почва для произвольного поведения вне игровой деятельности, что приводит к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Для достижения поставленной цели и выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Дать теоретическое обоснование игре как методу воспитания.

2. Изучить проблему формирования волевых качеств в психологии особенности их развития у младших школьников.

3. Исследовать опыт работы учителей по применению игры в воспитательной работы с младшими школьниками.

4. Доказать необходимость использования игры как метода воспитания на формирование волевых качеств у младших школьников.

Для решения выдвинутых задач использовались следующие методы исследования: анализ и синтез психолого-педагогической и методической литературы, педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий и контрольный), педагогическое наблюдение, сравнение, обобщение.

Теоретическая значимость работы заключается в расширении представлений о возможностях использования игры как метода воспитания на формирование волевых качеств у младших школьников.

Практическая значимость работы состоит в том, что систематическое использование игры в воспитательной работе позволяет формировать у школьников волевые качества.

В основу написания работы были положены труды Шмакова С. А., Селиванова В. С., Михаленко Н. Я., Аникеевой Н. А. и других педагогов.

Работа состоит из введения, основных глав, заключения, списка литературных источников, приложения.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ИГРЫ КАК МЕТОДА ВОСПИТАНИЯ

1.1 Сущность метода воспитания и игры

В педагогике да настоящего времени нет единой трактовки «метода воспитания». В одном из ранее издаваемых учебников находим: «Под методом… воспитания понимается то средство, при помощи которого воспитатель вооружает детей, подростков, юношей творческими моральными убеждениями, нравственными привычками и навыками и т.д.»[1] Как видим, понятие «метода» в этом определение смешивается с понятием средства, чем вряд ли можно согласиться.

В другом пособии «метод воспитания» определяется как совокупность способов и приемов формирования у учащихся тех или иных качеств. Однако и это определение является слишком общим и не делает ясным данное понятие. Чтобы подойти к более правильному осмыслению понятия «метода воспитания», вспомним, что личность развивается только в процессе разнообразной деятельности. Это относится и к формированию отношений как предмету воспитания. Так, для формирования таких социальных отношений, как мировоззрение и общественная направленность личности, необходимо включить её в познавательную и разнообразную общественную деятельность. Только в познавательной и практической деятельности формируется патриотизм, трудолюбие и другие качества. Всё это требует от педагога владения способами и приёмами организации учебно-познавательной и разнообразной практической деятельности учащихся, которые органически входят в содержание понятия «метода воспитания».

Для формирования отношений существенным является то, что педагог, организуя деятельность учащихся, умело бы использовал такие способы и приёмы воспитания, которые стимулировали бы их стремление к личностному развитию, способствовали бы формированию их сознания, совершенствованию поведения и волевой сферы, и которые в своей совокупности создают предпосылки для выработки тех или иных личностных качеств. Например, воспитывая дисциплинированность нужно разъяснять учащимися нормы и правила поведения и убеждать в необходимости их соблюдать. С этой целью используются также положительные примеры дисциплинированности и выполнения своих обязанностей. Всё это способствует формированию у учащихся соответствующих потребностей, знаний, взглядов, чувств и убеждений и оказывает влияния на их поведение.

Важную стимулирующую роль в формировании дисциплинированности играют одобрение положительных поступков учащихся и тактичное осуждений нарушений норм и правил поведения. Подобную корректирующую роль выполняют также требования педагога, контроль за поведением учащихся и переключение их ан другие виды деятельности.

Под «методом воспитания» следует понимать те специфические способы и приёмы воспитательной работы, которые используются для организации разнообразной деятельности учащихся и переключение их на другие виды деятельности.

Итак, метод воспитания младших школьников – это сложный комплекс взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся. При его помощи осуществляется целенаправленное формирование личности школьника в процессе организованного воспитания.

Одним из методов воспитания детей является игра. Существуют различные трактовки данного понятия. Приведём некоторые из них.

Игра – это свобода. В играх ребёнок совершенно свободен и уже поэтому копирует поведение людей, но обязательно вносит даже в подражательные действия нечто своё, самобытное.[2]

Игра – понятие общенаучное. В философии, педагогике, психологии, теории истории и искусства термин «игра» имеет разные толкования. Игровые модели применяются в науках и прикладных отраслях знаний, имеющих дело со сложными системами, занимающимися прогнозированием процессов, обусловленных многими факторами. Игра включена в экологические процессы, научное и художественное творчество, политическую борьбу, военное искусство, психотерапию и т.п. Наука считает игру основой драматургии, зрелищ, празднеств, карнавалов.

В «Большой энциклопедии» даётся такое толкование игры: «… игра –занятие, не имеющие практической цели и служащее для развлечения или забавы, а также применение на практике некоторых искусств (игра на сцене, игра на музыкальном инструменте). Наиболее подробно понятие «игра», «играть» даёт В. Даль – русский писатель, лексикограф, этнограф в «Толковом словаре живого русского языка»: «Игра… то, чем и во что играют: забава, установленная по правилам, и вещи, для того служащие»[3]. У него здесь же: «Играть, игрывать… шутить, тешится, веселиться, забавляться, проводить время потехой, заниматься, чем для забавы, от скуки, безделия.» говоря о природности игры, В. Даль широко трактует её распространение: «Волна играет, плещется», «Румянец играет в лице», «Солнце играет на пасху», «Игра не стоит свеч» и т.д. у него же встречается редкое понятие – «играние».

«Малый толковый словарь русского языка» трактует игру следующим образом: «Игра… занятие, служащее для развлечения. Отдыха, соревнования… комплект предметов для такого занятия. Спортивное состязание между двумя соперниками (отдельными спортсменами или командами) проводимое по установленным правилам до определённого момента, считающегося его концом… Массовые соревнования по многим видам спорта… Действия, преследующие тайную цель, интрига». «Психологический словарь» понятие «игра» раскрывает так «Игра – один из видов деятельности человека и животных… Детская игра – исторически возникающий вид деятельности, заключающийся в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними и направленный на познание окружающей действительности»[4].

В латинском языке понятие «игра» - paideid, что использует Платон в своих рассуждениях. У него игра стоит в одном ряду с праздниками и божественными культами. Платон был убежден, что необходимо жить играя, дабы «снискать к себе личность богов и прожить согласно свойствам своей природы». Он пишет: «… любое юное существо не может сохранять спокойствие ни в теле, ни в голосе, но всегда стремится двигаться и издавать звуки, так что молодые люди то прыгают и скачут. То находят удовольствие, например, в плясках и играх, то кричат на все голоса. У остальных живых существ нет ощущения нестройности или стройности в движениях, требующей гармонии и ритма. Те же самые боги, о которых мы сказали, что они дарованы нам как участники наших хороводов, дали нам чувство гармонии и ритма, сопряжённое с удовольствием».

По Платону, игра – свидетель того, что человек не пребывает в состоянии утомления, он источник удовольствия.

«Современный словарь по педагогике» даёт такое определение: «Игра – форма деятельности в условленных ситуациях, направляющаяся на воссоздание и усвоения общественного опыта, фиксированного в социально закреплённых способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. Русский педагог Н. В. Щелгунов, исследуя игры детей, отмечал, что чувство действительности и жизненной правды выражается во играх ребёнка. Он пишет: «Игра ребёнка – его жизнь, он в ней самостоятельная, свободная личность, развивающая свои силы; он в ней полный человек, пользующийся небольшими средствами своей еще не сформировавшейся души, чтобы жить своей полной детской и неполной человеческой жизнью. Для действительной жизни у ребёнка еще слишком мало душевного материала, мало следов, мало сложившихся представлений; у него их довольно только для игры»[5].

Приведём ещё одно уточняющее определение понятия игровой деятельности, данное О. С. Газманом: «Игровая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, от удовольствия проявления физических и духовных сил»[6].

Итак, игра воспроизводит стабильное и новационное в жизненной практике и, значит, является действительностью, в которой стабильное отражают именно правила и условности игры - в них заложены устойчивые традиции и нормы, а повторяемость правил игры создаёт тренинг для основы развития ребёнка. Новационное же идёт от иррациональной установки игры, которая способствует тому, чтобы ребёнок верил или не верил во всё, что происходит в сюжете игры, и выходил в своих фантазиях за рамки игры. Эти противоречия и сохраняют целостность феномена игры. Уже потому игры для детей не следует сводить к условным рефлексам. Они – результат их творческой энергии, социальной неудовлетворенности и социальной активности. Рефлексивные отображения практики взрослых, скорее, подражательны.

Педагогический феномен игры учащихся истолкован в трудах А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского. Главное значение игры, по мнению Макаренко, нести детям радость, «зазор». По его утверждениям, бодрый. Целеустремлённый, жизнерадостный игровой стиль детской жизни есть непременное условие здорового развития отдельного ребёнка и коллектива детей. Макаренко принадлежит мысль о том, что воспоминание будущего деятеля происходит прежде всего в игре.

Так что же такое игра? В обыденном сознании людей игра до сих пор остаётся легковерной забавой, досужим развлечением, делом не очень важным и не очень серьёзным, второстепенным.

Психолог Джордж Мид увидел в игре обобщённую модель формирования того, что психологи называют «самость», собирая ребёнком своего «Я».

Таким образом, игра – наиважнейшая сфера «самости» ребёнка, в которой идут мощные процессы «само»: самоодушевления, самопроверки, самоопределения, самовыражения и, что особенно важно, самореабилитации.

Игра – выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества, фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества, гарантия продления детства как важнейшего завоевания цивилизованных обществ.

Игра – совокупность способов взаимодействия ребёнка с миром, познание и открытие его и нахождение своего места в нем.

1.2 Воспитательная и развивающая функции игры

Анализ психолого-педагогической литературы по теории игры позволяет представить спектр её назначений для развития и самореализации детей в их суверенной деятельности, отражающей многообразие окружающего мира и богатства человеческих отношений.

Назначение игры идёт от запросов социально практики, от психофизиологических потребностей растущего ребёнка редуцирования человеческой деятельности им. Функция игры – её разнообразная полезность. У каждого вида игры есть своя полезность. Существует игра-труд, игра-искусство, игра-праздник, игра-загадка, игра-тренинг, игра-развлечение и другие. Существует игра, синтезирующая в себе много из названного. В любом случае она есть свободное проявление разнообразных влечений индивида.

Воспитательный потенциал игры исследован достаточно полно. Отмечается её роль в познании мира, в развитии свойств интеллекта, в накоплении опыта коллективных эмоциональных переживаний, в физическом развитии ребёнка, в приобретении опыта нравственного поведения, в формировании трудовых навыков, навыков культуры межличностных, коммуникативных отношений (дружба, партнёрство, совместимость), в развитии чувства юмора и др.

Назовём наиболее важные функции игры как педагогического феномена культуры:

  • социокультурное назначение игры;
  • функция межнациональной коммуникации;
  • функция самореализации ребёнка в игре как полигоне человеческой практики;
  • коммуникативная функция игры;
  • диагностическая функция игры;
  • игротерапевтическая функция игры;
  • функция коррекции в игре;
  • развлекательная функция игры[7].

Рассмотрим кратко эти функции.

Социокультурное назначение игры. Игра – сложнейшее средство социализации ребёнка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, или конкретной социальной общности, или группе сверстников так и стихийные, спонтанные процессы, влияние на формирование ребёнка.

Социальное назначение игры может означать синтез усвоения ребёнком богатства культуры, потенций воспитания и формирование его как личности, позволяющей ребёнку функционировать в качестве полноправного члена детства или взрослого коллектива. Процесс социализации ребёнка в игре не сводится лишь к непосредственному взаимодействию индивидов, а включает все совокупность общественных отношений, вплоть до самых глубоких и опосредственных. Сошлёмся на позицию В. А. Сухомлинского: «через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка… Без сказки, без игры воображения ребёнка не может жить… в игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть умственного развития. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»[8].

Игра своего рода эталон культуры, контролируемый феномен, который наиболее полно выражает самобытное в людях, психологический склад народов, национальной игры в том, что она формирует типовые навыки социального поведения, специфические системы ценностей, ориентацию на групповые или индивидуальные действия, соревновательность и кооперацию, развивает схожие этнические характеры, стереотипы поведения в человеческих общностях.

Так, русские люди предпочитают силовые многоборья, игры, демонстрирующие удаль как некий протест против длительных традиций принуждения и запретов. Игры помогают людям разных национальностей хранить наиболее привлекательные черты характера, хранить и развлекать их. В играх утверждаются и межпоколенные связи.

Функция межнациональной коммуникации. Кант считал человечество самой коммуникабельностью. Игры национальны, и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны. Межнациональны потому, что у них единая родочеловеческая основа, именно поэтому они сближают. Одни и те же по содержанию и правилам игры, хотя и называемые по-другому у людей разных национальностей. Рождены в разных концах Земли едиными социально-культурными истоками и причинами. Например, прятки основаны на инстинкте самосохранения; ловушки, догонялки – на рефлексах двигательности. Но и компромиссы, и конфликты – элементы гражданского мышления и поведения детей.

Игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни. В огромной гамме чувствования. Ребёнок учится в игре сенсибилизации, готовится и «созревает» для решения различных жизненных проблем. В разных странах у детей это реализуется практически одинаково. Значит, игры хранят этнокультуры, они мировой банк вечных духовных ценностей. Об универсальности и общечеловеческой заданности игр свидетельствует тот факт, что игры той или иной национальной общности легко усваиваются всем мировым сообществом.

Функция самореализации ребёнка в игре как полигоне человеческой практики. Это одна из основных функций игры. Реализация – осуществление какого-либо плана, намерения, исполнение желаний самим индивидом. Для ребёнка игра важна как сфера реализации себя как личности. Именно в этом плане ребёнку важен сам процесс игры, а не её результат, или конкурентность, или возможность победы, или достижение какой-либо цели. Процесс игры – пространство самореализации.

Игра – уникальный полигон человеческой практики ребёнка, действительности как области применения и проверки накопленного опыта[9]. Игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребёнка, с другой – выявить недостаточность опыта. Человеческая практика постоянно вводится в игровую ситуацию для того, чтобы раскрыть возможные или уже имеющиеся проблемы у ребёнка и моделировать их снятие.

Практически во всех детских играх выражена сущность объективной действительности и жизненной правды. Материал для игр дети приобретают только из окружающего мира. Для действительной жизни у ребёнка в период детства слишком мало душевного материала, мало опыта, недостаточно сложившихся представлений, но он хочет жить активно и деятельно. Игра становится его жизнью, и он в этой жизни личность свободная, самостоятельная, живущая полной детской и неполной взрослой жизнью.

Коммуникативная функция игры. Игра – деятельность коммуникативная, хотя по чисто игровым правилам и конкретная. Она вводит ребёнка в реальный контекст, сложнейших человеческих отношений. Детям абсолютна необходима общая мечта, общее желание быть вместе, опыт коллективных переживаний.

Любое игровое общество (кратковременное и долговременное) – коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное количество коммуникативных связей. Дети в игре сходятся быстро, и любой её участник интегрирует опыт, полученный от других играющих. Вступая в игру коллектива (группы, команды), ребёнок берёт на себя ряд моральных обязательств перед партнёрами. Часть этих обязательств заложена в её правилах, часть находится вне.

Коммуникативное общение детей – важнейшая проблема педагогики. Но это общение включает в себя специфические нормы поведения: сыгранность и независимость, общность интересов и личные пристрастия, взаимопонимания и способность самому принимать решения, уступки и эмоциональную контактность. Желание действовать сообща, быть среди сверстников рождает такую общность.

Если игра есть форма общения людей (Каган), тем более детей, то вне контактов взаимодействия, взаимопонимания, взаимоуступокникакой игры между детьми быть не может. Игра – победа товарищеского сознания.

Многие игры детей, подростков и юношей отличаются прежде всего коллективным характером. Реже бывают единичным актом и потому от поколения к поколению коллективный социальный опыт, традиции, ценности и идеалы. Коммуникативные связи игры – досуга очеловечены культурой и носят ярко выраженный характер. Стало быть игра – досуг заключает в себе известное начало общности – диалекту общения, её вне генетические формы социальных связей, социальных ситуаций совместимости, совокупности, контактности. Общение, рождающееся в игре – досуге, обуславливает становление, развитие разных актов культуры. Игры формируют в ребёнке и сохраняют у взрослого человека такие привлекательные социальные черты, как обаяние, непосредственность, общительность. В игровой деятельности детей существуют абсолютно реальные общественные отношения, складывающиеся между играющими.

Диагностическая функция игры. Диагностика – способность распознавать, процесс постановки диагноза. Диагноз – определение не только существа и особенностей болезни, но и отклонение в поведении ребёнка и вместе с тем в нормальном поведении. Игра обладает предсказательностью, он диагностичнее, чем любая другая деятельность человека, во-первых, потому, что индивид ведёт себя в игре на максимальности проявления (физические силы, интеллект, творчество). Во-вторых, игра сама по себе особое «поле самовыражения»[10].

Игра диагностична, и уже потому она есть «зона ближайшего развития». Поскольку игровая деятельность представляет произвольное, обобщённое воспроизведение действительности и является внеутилитарной по своему характеру, она для ребёнка привлекательна в силу удовлетворения желаемых, а не навязанных извне действий. Ребёнок сам в игре проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражаясь и самоутверждая себя. Для этого ему необходимо знать себя. Игра побуждает его к самопознанию и одновременно создаёт условия внутренней активности. Огромное количество игр построено на интриге «Познай себя». «Проверь себя». Для педагогов и воспитателей игра – законный и наиболее удобный метод диагностики детей ещё и потому, что игра – форма их поисково-экспериментального поведения.

Игротерапевтическая функция игры. Особую роль выполняет игра как средство терапии по отношению к больным детям и детям, имеющим неклинические отклонения в здоровье. Лечение игрой – серьёзной перспектива лечебной педагогики, так как игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребёнка в поведении, в общении с окружающими, в учении. Дети сами прибегают в игре как психотерапевтическому средству. К примеру, считалки, дразнилки, страшилки являются трансляторами, с другой стороны, мощным средством игротерапии. Игра стимулирует в ребёнке органы, ранее воздействующее, и тем самым восстанавливает равновесие его сил. Природа специально предоставила человеку длительный период детства, чтобы играя, развивать жизненно важные органы и функции.

В настоящее время разработаны игровые психотерапевтические тренинги, специально развивающие, уравновешиващие игры, рукоигры. Для больных детей разрабатываются «поющие кровати», куклы, которые умеют всё делать, игрушки, восстанавливающие многие нарушения здоровья. К игротерапевтической функции близко примыкает функция коррекционная.

Функция коррекции в игре. В ряду важнейших функций игры выступает и её психокоррегирующая функции. Психологическая коррекция есть внесение позитивных изменений, дополнений в гибкую структуру личностных показателей индивида.

Психологи первыми посмотрели на игру, ка на средство проявления, раскрытия потенциальных возможностей ребёнка, распознания правильности развития его психических процессов и нравственных качеств. Они первыми признали игру как метод познания ребёнка и как метод коррекции психического развития (Л. С. Выготский, С. Л. Рубенштейн, А. И. Захаров).

Поскольку основным значением игры является подготовка к полноценной социальной деятельности, эта задача решается через моделирование социальной жизни, включение ребёнка в эту деятельность, преодоление возникающих затруднений, связанных именно с отсутствием необходимых социальных способностей, навыков или с неправильно сформированными психическими свойствами и качествами.

Игра закрепляет приобретённые способности как внеситуативные. Переход от индивидуальной жизнедеятельности к социально-ориентированной происходит потому, что детские взаимоотношения возникают в процессе самой деятельности и разыгрываются в связи с ней, когда один ребёнок начинает в качестве предмета потребности рассматривать товарища-партнёра. Процесс коррекции в игре происходит естественно, если каждый участник игры хорошо знает не только свою роль, но и своих партнёров, если процесс и цель объединяют детей, создают условия согласованности действий. Сам механизм коррекции необходим в практике уже потому, что, к сожалению, значительной части детей свойственны непоседливость, вспыльчивость, замкнутость, агрессивность и другие негативные проявления, которые порождают несовместимость в общении, разрушают внутриколлективные отношения, важные формы воздействия в группе.

Кроме того, в связи с социальным напряжением в обществе, конфликтами в семье, экономическими проблемами резко увеличилось количество детей с лёгкими задержками психического развития, нарушениями характера, неврозами и другими нервно-психическими расстройствами, находящимися на грани здоровья и психической болезни (пограничные нарушения).

Дети с такими нарушениями воспитываются в обычных детских школах, значит, их наставники должны владеть приёмами психопрофилактической коррекции. Поэтому коррекционные игры способны оказать помощь детям с отклоняющимся поведением, помочь им справится с переживаниями, которые препятствуют их нормальному самочувствию и общению со сверстниками. Использование игры как средство психокоррекции необходимо чаще применять в работе не только с аномальными детьми, но и с нормальными, в играх с которыми эта функция используется слабо.

Развлекательная функция. Объективно – это основная функция игры. Развлечь – означает, во-первых, доставить удовольствие, удовлетворить стремление индивида к каким-либо потребностям, опосредованно приобретённым индивидуальным опытом; развлечь – это, во-вторых, воодушевить, пробудить интерес к чему-либо, завладеть чьими-то чувствами, мыслями, вывести индивида на занятия, которые способны охватить его целиком.

Развлечение – это влечение к разнообразному. Поскольку влечение – психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную потребность субъекта, развлекательная функция игры связана с созданием комфорта, благоприятно атмосферы, то есть стабилизация личности, реализация уровней её притязаний. Влечение в играх – явление переходящее, поскольку представленные в нём потребности могут угасать, могут осознаваться, превращаясь в конкретные желания, намерения, установки к действию.

Игра – это единственная деятельность, которая выводит ребёнка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально[11]. В этом плане игра – стратегически – тонко организованное культурное пространство развлечений ребёнка, в котором он идёт от развлечения к развитию. Развлечение в играх – это поиск. Игра обладает магией, способной давать пищу фантазии, выводящей на развлекательность.

Раскрепощение гармонических начал досуга идёт в двух направлениях. Первое отражает освоение ребёнком окружающего мира – игровой деятельности, её разновидностей. Второе – оценка себя, отношение к самому себе в сфере игры как таковой. На стыке этих направлений рождается самотворчество, проявлений творческих дарований детей весь ансамбль неформальных отношений, которые Карл Маркс называл сущностью человека.

Таким образом, воспитатель должен знать воспитательные и развивающие функции той или иной игры.

1.3 Роль игры в воспитании

Игра – мощнейшее средство социализации ребёнка. Возникающие роли в сфере детского досуга, то есть уподобление ребёнком себя другому индивиду, изучено, с точки зрения педагогов, пока ещё недостаточно.

Индивид в игре выступает в разных ипостасях, три из них выражаются наиболее выпукло: первая роль имеет «личностную окраску» («посмотрите, какой я!»); вторая роль – принятие на себя чужой, наверняка симпатичной ребёнку лика другого человека («посмотрите, какой он!»); третья роль отражает способ деятельности, вживание в неё («посмотрите, как прекрасны стихи, музыка, дело, которое я выполняю!»). На первом плане в игре оказываются обощённо-образное, эмоциональное отражение действительности через роли, которые выполняет ребёнок. Основу их в развитой игре составляют отношения меду людьми, самовыражения людей в деятельности. На исполнение игровой роли, её раскрытие, освоение влияют типы поведения учащихся.

Первый тип поведения присущ учащимся, у которых развита «всеядность» интересов, существует разброс пристрастий. Дети удовлетворяются любой игровой ролью, любой досуговой деятельностью, охотно в неё включаются, и безболезненно переключается на новые интересные объекты, на новые роли.

Второй тип поведения – пассивный, «ленный». Дети с таким типом поведения не отличаются активностью, они созерцательны, их интересы спонтанны. Они послушно включаются в предлагаемые виды и формы досуговой деятельности, принимают любые роли в играх как бы по инерции.

Третий этап поведения присущ учащимся со сложившейся иерархией интересов, с устойчивыми предпочтениями в сфере досуговой деятельности.

Школьники таково целевого типа не игнорируют поиск и пробу, но это ней, меняет их досуговых игровых привязанностей, порою сохраняющихся на всю жизнь. Данный тип поведения отражается в игровых ролях, но обязательно определяется местом ребёнка в системе межличностных отношений (лидер, исполнитель).

Дети в играх, занимая игровые роли, вступают:

  • как самостоятельные авторы роли, способные её творчески богато развивать, дофантазировать применительно к имеющемуся опыту знаний впечатлений;
  • как лидеры, которые в любой роли выходят в игре на первый план;
  • как инициаторы и организаторы, способные воодушевить на игровые действия других, предложить новую идею, распределить иные роли, провести любые выборы, раздать атрибутику игры;
  • как версификатор, активный исполнитель, могущий подавать предложения и хорошо исполнять правила игры;
  • как ведомый, могущий повторять, подражать, слепо идти за лидером;
  • как бунтарь, обычно конфликтный ребёнок, постоянно с кем-то, с чем-то несогласный из «духа противоречия» или особых претензий;
  • как наблюдатель, ребёнок, который довольствуется ролью «запасного» зрителя, пассивного лица, участвующего в игре косвенно;
  • дети – участники активной коллективной игровой деятельности – принимают к исполнению досуговые роли по-разному. Можно вычленить несколько подходов;
  • роль навязана группой неформального общения или её авторитетным для большинства членов группы лидером. Это, пожалуй, комфортная игровая роль. Ребёнок, подчиняясь коллективному мнению, воздействию, берёт её как уступку себе;
  • школьник захватывает роль, которая ему нравится, соответствует его статусу, его интересам. Обычно так поступают активные и агрессивные натуры. Они могут лидировать в иной деятельности, не досуговой, быть для других авторитетом в чём-то. Можно назвать такую роль рефлексивной;
  • на роль избирается тот, кто владеет каким-то игровым аксессуаром, либо даже костюмом. Это, скорее всего репрезентативная роль;
  • демократическое решение коллектива, кому какая роль достанется. Это наиболее часто используемый подход, особенно в коллективе, где сложились нормальные межличностные отношения. Роль в этом случае достаётся по свободному выбору. Эта роль называется выборной;
  • школьники получают роль в силу своей яркой индивидуальности.

Сверстники выбирают его (её) на роль именно по причине той индивидуальности, что соответствует роли, характерности амплуа.

Таким образом, к наиболее общим и важным признакам природы игры относятся роли играющих, через которые дети обеспечивают динамику игры.

2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИГРОВЫМ МЕТОДИКАМ ВОСПИТАНИЯ

2.1 Методология экспериментальной работы

Важным этапом исследовательской является проведение опытно-экспериментной работы.

Цель исследования: выявить влияние игры как метода воспитания на формирование волевых черт характера младших школьников.

Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:

  • разработать и провести внеклассные занятия с применением игр, направленных на формирование волевых черт характера младших школьников;
  • пронаблюдать, как будут формироваться волевые качества в игровой деятельности учащихся, для этого провести опытно экспериментальную работу;
  • сравнить полученные результаты, на основе сделать вывод о развитии волевых качеств личности у подростков;
  • подобрать систему игр для формирования у учащихся подросткового возраста таких волевых черт характера, как самостоятельность, решительность, настойчивость, дисциплинированность, выдержка.

Методы исследования.

Для проведения опытно-экспериментальной работы были определены следующие методы и методики исследования:

  • педагогический эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный);
  • педагогическое наблюдение;
  • сравнение;
  • методика Капустина Н. П.

Педагогический эксперимент - исследовательская с целью изучения причинно-следственных связей в педагогических явления, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и условий его протекания, активное воздействие исследователя на педагогическое явление; измерение результатов педагогического воздействия и взаимодействия, неоднократную воспроизводимость педагогических явлений и процессов. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают:

  • констатирующий эксперимент - устанавливает реальное состояние дел в процессе;
  • формирующий эксперимент - проводится целенаправленная его организация для определения условий (методов, форм, содержания образования) для развития личности школьника или детского коллектива;
  • контрольный эксперимент - проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы.

Под уровнем воспитанности мы понимаем степень сформированности важнейших качеств личности.

Наблюдение - это целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь изучает конкретный фактический материал.

Наблюдение за ходом деятельности ученика в естественных условиях во внеучебное время даёт убедительный материал о становлении и характерных особенностях воли учащихся, возможность собрать факты во взаимосвязи, проследить процесс формирования волевых качеств у отдельных учащихся.

Цель наблюдения: проследить, как проявляются волевые качества у испытуемых в определённых условиях.

Анализ волевого поведения человека позволяет выделить ряд волевых качеств, каждое из которых характеризует отдельные волевые проявления:

  • умение мобилизировать свои силы над выполнением поставленной задачи (самостоятельность);
  • быстрота и осознанность принятия решений (решительность);
  • умение довести игру до логического конца (настойчивость);
  • сознательное подчинение своего поведения правилам игры (дисциплинированность);
  • способность сдерживать свои чувства в ходе игры (выдержка).

Согласно методике Капустина Н. П. на этапе констатирующего и контрольного экспериментов велась карта педагогического наблюдения по проявлению волевых качеств в игровой деятельности детей.

Таблица 1

Карта педагогического наблюдения за проявлением качеств у испытуемых

№ П/п

Имя, ф. испыт.

Волевые качества

Средний балл

Самост.

Решит.

Настойч.

Дисциплин.

Выдержка

1

Аля

2

Никита У.

3

Алик У.

4

Даниил С.

5

Олег Ф.

Оценка записывалась условным обозначением:

  • ярко проявляются - 5 баллов;
  • проявляются - 4 балла;
  • слабо проявляются - 3 балла;
  • не проявляются - 2 балла.

Средний балл выводился как средне арифметическое (сумма баллов делилась на 5). Уровни сформированности волевых черт характера определялись по следующей скале:

  • 5-4,5 баллов - высокий уровень;
  • 4,4 - 3,9 балла - хороший уровень;
  • 3,8 - 2,9 балла - средний уровень.

Организация исследования

Исследование проводилось в период с 20 апреля по 7 мая 2019 г.

Характеристика класса

Во 2 классе 6 человек (2 девочки и 4 мальчика). Класс по учебным способностям средний. Все они учатся на «4» и «5». Учащиеся класса посещают школу с желанием. В основном дети старательные, работоспособные, учатся с увлечением, добрые, эмоциональные.

Организатором жизни детей является учитель, но в организации воспитательных дел помогает актив класса. В процессе общения возникают конфликтные ситуации, так как не умеют терпеливо и внимательно выслушивать друг друга. Иногда бывают расхождения между тем, что говорят и тем, что делают. Мальчики между собой находятся в дружеских отношениях. Активно участвуют в классных и общешкольных делах. Изолированных и конфликтных детей в классе нет.

2.2. Опытно-экспериментальная работа

В опытно-экспериментальную работу входило проведение констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.

За основу констатирующего и контрольного экспериментов были взяты игровые занятия, проведённые соответственно с 20 апреля 2019 года (первое) по 7 мая 2019 года (последнее).

Первоначальным этапом исследовательской деятельности было проведение констатирующего эксперимента. Время проведения 20 апреля 2019 года.

Цель проведения: выявить уровень сформированности волевых качеств у испытуемых 2 класса.

На этапе формирующего эксперимента проведены такие игры как «Не попадись на удочку» (см. Приложение 1). За игровой деятельностью испытуемых велось педагогическое наблюдение. В ходе игры дети не чётко выполняли правила, были не выдержаны, не смогли самостоятельно её закончить. Результаты педагогического наблюдения отражены в таблице 2.

Таблица 2

Карта педагогического наблюдения за проявлением волевых качеств у испытуемых

№ п/п

Имя Ф. испытуемого

Волевые качества

Средний балл

Самос.

Решит.

Настойч.

Дисциплин.

Выдер.

1

Аля В.

2

2

2

2

2

2,0

2

Никита У.

2

2

3

2

2

2,2

3

Даниил С.

3

3

3

2

2

2,6

4

Олег Ф.

3

2

3

2

2

2,4

5

Алик У.

2

2

2

2

2

2,0

Проанализировав результаты педагогического исследования можно сделать вывод, что у всех испытуемых низкий уровень сформированности волевых качеств.

Таким образом, проведённое наблюдение, показало, что у испытуемых данного класса необходимо формировать волевые черты личности. Для этого необходимо с учащимися проводить игры с правилами, с преодолением трудностей, игры, требующие проявления самостоятельности, быстроты принятия решений, выдержки, дисциплинированности.

Следующим этапом исследовательской деятельности было проведение формирующего эксперимента. Время проведения – с 22 апреля по 6 мая 2019 года.

Главная задача эксперимента – создать условия для формирования волевых качеств у испытуемых.

Суть формирующего эксперимента: еженедельно (понедельник, вторник, четверг) проводились игры, направленные на формирование таких волевых качеств младших школьников как самостоятельность, решительность, настойчивость, дисциплинированность, выдержка.

При организации игр обращалось серьёзное внимание на методику их проведения.

Для проведения каждой игры проводилась следующая подготовительная работа:

    • выбор и подготовка места проведения игры;
    • обеспечение игры инвентарём;
    • придумывалось поощрение участников игры (моральное).

Любая игра объяснялась по следующей схеме:

  • название игры;
  • с какой целью проводится;
  • роль играющих и их расположение на игровой площадке;
  • знакомство с правилами игры;
  • ход игры;
  • подведение итогов игры.

Перед игрой испытуемым сообщалось обо всех сигналах, командах, которые будут применяться в игре (свисток, хлопок).

Роль водящего в игре ответственна. Медлительный и расторопный водящий не предрасполагает остальных игроков активным действиям, поэтому иногда водящий назначался руководителем игры, а в других случаях избирали играющие, но предварительно руководителям объяснялось, какими качествами должен обладать водящий. Последующие водящие выявлялись в ходе игры. Большое внимание уделялось на соблюдение правил игры.

Чтобы убедиться, понята ли испытуемым, организатор спрашивал у 1-2 играющих о её содержании и правилах, после чего начиналась игра.

В ходе игры поощрялись правильные способы индивидуальных и коллективных действий. Организатору приходилось помогать испытуемым правильно выбирать способы решения игровых действий, добиваться дисциплинированности учащихся. Обращалось внимание испытуемых на умение контролировать свои поступки, подчинять их интересам коллектива, с уважением относиться к участникам игры. Иногда организатору игры приходилось включаться в игру с испытуемым, чтобы показать умения играть.

В ходе игровой деятельности они старались не нарушать правила игры, доводить начатое дело до конца, сдерживать свои чувства, в некоторых случаях проявлялась самостоятельность и решительность в своих действиях.

Чтобы не вызвать у испытуемых чувство неудовлетворения, отрицательную реакцию, окончание игры предупреждалось словами «последний водящий», «осталась 1 минута».

Серьёзное внимание уделялось подведению итогов игры. При подведении итогов, прежде всего, учитывалось качество выполнения игровых действий, соблюдение правил игры. Организатором оценивалось знание правил и умение их соблюдать, умение целесообразно действовать в игре. Объективный разбор игры со стороны организатора приучал испытуемых к правильной самооценке.

Педагогическое наблюдение велось в ходе игр всегда, но карта наблюдений заполнялась по каждому третьему игровому занятию. Проведены следующие подвижные игры: «Стаи Рыбок», «Смени руки», «Не подражай!», «Мяч через голову» и другие, цель которых создать условия для формирования волевых качеств у испытуемых.

Заключительным этапом исследовательской деятельности было проведение контрольного эксперимента. Время проведения - 7 мая 2019 года.

Цель проведения: проверить произошло ли повышение уровня сформированности волевых качеств у испытуемых, если в системе использовать игру как метод воспитания.

На этапе контрольного эксперимента проводилась игра «Сорви шапку». Результаты педагогического наблюдения занесены в таблицу 3.

Таблица 3

Карта педагогического наблюдения за проявлением волевых качеств у испытуемых

№ П/п

Имя, ф. испытуемого

Волевые качества

Средний балл

Самост.

Решит.

Настойч.

Дисциплин.

Выдержка

1

Аля У.

4

4

4

4

3

3,8

2

Никита У.

4

5

5

4

4

4,4

3

Алик У.

4

5

5

4

4

4,4

4

Даниил С.

5

4

4

4

4

4,2

5

Олег Ф.

3

4

3

4

3

3,4

Для того, чтобы определить эффективность влияния игры как метода воспитания на формирование волевых черт характера у подростков, необходимо сравнивать результаты констатирующего и контрольного экспериментов. Для этого результаты констатирующегои контрольного экспериментов занесены в сводную таблицы (см. табл. 4).

Таблица 4

Сводная таблица результатов констатирующего и контрольного экспериментов

Имя, ф. испыт.

Волевые качества

Средний балл

Самостоят.

Решител.

Настой ч

Дисцип.

Выдержка

конс

конт

конс

конт

конс

конт

конс

конт

конс

конт

конс

конт

1

Аля У.

2

4

2

4

2

4

2

4

2

3

2,0

3,8

2

Никита У.

2

4

2

5

3

5

2

4

2

4

2,2

4,4

3

Алик У.

3

4

3

5

3

5

2

4

2

4

2,6

4,4

4

Даниил С.

3

5

2

4

3

4

2

4

2

4

2,4

4,2

5

Олег Ф.

2

3

2

4

2

3

2

4

2

3

2,0

3,4

Результаты наблюдений отражены в гистограммах. По оси OX - имя, фамилия испытуемого, по оси OY - средний балл уровня сформированности волевых черт характера личности.

Рис. 1. Соотношение уровней сформированности волевых качеств у испытуемых

По данной гистограмме видно, что за период с 22 апреля по 7 мая 2019 года уровень сформированности волевых черт характера у всех испытуемых повысился. Уровень сформированности волевых качеств повысился с низкого до среднего у Али У. (с 2 до 3,80); Никиты У. (с 2,0 до 3,4); с низкого до хорошего у Алика У. (с 2,2 до 4,4), Даниил С. (с 2,6 до 4,4), Олега Ф. (с 2 до 4,2).

Анализ результатов исследования позволил нам сделать вывод, что при систематическом применении воспитательных игр с правилами происходит повышение уровня сформированности волевых качеств у подростков. Развиваю привычку к волевому действию, создаётся почва для волевого поведения вне игровой деятельности: дети становятся более решительными, самостоятельными, выдержанными, дисциплинированными, настойчивыми. Также эти качества проявляются и в повседневной жизни. Это приводит к развитию способности к элементарной самоорганизации, самоконтролю.

Таким образом, выдвинутая гипотеза подтвердилась: игра как метод воспитания действительно является одним из способов формирования волевых качеств у школьников.

Данные результаты экспериментальной работы приближённые, так как для формирования в человеке волевых качеств необходимо длительное время.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В данной работе был изучен вопрос «Влияние игры как метода воспитания на развитие волевых качеств у младших школьников».

Экспериментальная работа, осуществляемая с учётом возрастных особенностей испытуемых, в качестве которых выступали учащиеся 2 класса, позволила посредством включения в игровую деятельность во внеурочное время повысить уровень развития волевых качеств у младших школьников.

Формирование волевых качеств осуществлялось на основе выделенных нами в волевом поведении отдельных волевых проявлений и осуществлялось на основе деятельностного подхода.

Проведённое исследование показало, что целенаправленная игровая деятельность детей оказывает влияние на формирование волевых качеств у играющих. Игра является необходимым видом деятельности, в процессе которого отражается накопленный детьми жизненный опыт, углубляются и закрепляются представления об окружающем мире, приобретаются новые навыки, необходимые для социализации личности. Ни в какой другой деятельности ребёнок не проявляет столько интереса, сколько в игровой. Ему интересно, а значит, познание происходит легко, с удовольствием. Игры развивают познавательные процессы личности - внимание, память, восприятие, мышление, воображение; тренируют наблюдательность и ум; развивают творческие способности детей; формирует эмоционально-чувственную сферу личности младшего школьника; способствуют познанию ребёнком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию. Добровольно подчиняясь правилам игры, дети учатся самодисциплине, настойчивости, выдержке - всем тем волевым качествам, без которых трудно жить и достигать поставленных целей и задач.

Игра - это основная ступень восхождения ребёнка. В его развитии и воспитании игра выполняет роль доброй, умной наставницы. Игра - это так же путь к познанию самого себя, своих возможностей, способностей, самопроверка всегда побуждает к совершенствованию. В игре переход от воспитания к самовоспитанию, к сознательной работе над своей волей, характером, к выработке положительных привычек, к приобретению необходимых умений происходит естественно и незаметно.

Игра - не развлечение, а особый метод вовлечения детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности.

В детском возрасте игра - это норма, и ребёнок должен всегда играть. даже когда делает серьёзное дело. У ребёнка есть страсть к игре и надо её удовлетворять. Надо не только дать ему время поиграть, но надо пропитать этой игрой всю его жизнь.

Таким образом, воспитательные игры способствуют формированию волевых черт характера, психологических свойств личности, разрядке напряжения, снимают утомление, способствуют сплочению ученического коллектива.

Педагогам не стоит забывать о таком методе воспитания как игра.

Игра входит в целостный педагогический процесс, сочетается и взаимосвязана с другими методами воспитания.

Проведённое исследование не исчерпывает всей сложности проблемы формирования волевых качеств в процессе игровой деятельности. Перспективу дальнейшего исследования мы видим в возможности их развития с помощью спортивной деятельности и коллективных творческих дел.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аникиева, Н. А. Воспитание игрой. Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2017. – 144 с.
  2. Борде-Кляйн, И., Арндт М., Зингер В. Удовольствие – в игре. – М.: Знания, 2013. – 95 с.
  3. Исполатов, А. Н. 365 игр, заданий для весёлой компании / А. Н. Исполатов. – СПб.: Сова, 2019. – 256 с.
  4. Кедрина, Т. Я., Гелазония П. И. Большая книга игр и развлечений. – М.: Просвещение, 2017. – 342 с.
  5. Крутецкий, В. А. Психология. Учебник для учащихся педучилищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2016. – 336 с.
  6. Лавреньтев, В. В. Значение игры в работе с детьми // Начальная школа. – 2015. –№5. – С.84-89.
  7. Лебедева, Л. Е. Воспитание детей в игре. Опыт воспитателей: находки, проблема, перспективы. – М.: ТГГУ, 2016. – 38 с.
  8. Линго, Т. И. Игры, ребусы, загадки. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия Развития: академия холдинг, 2017. – 192 с.
  9. Матюхина, М. В., Михальчик Т. С., Прокина Н. Ф. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Просвещение, 2015. – 256 с.
  10. Минских М. В. Игры и развлечения. – М.: Просвещение, 2015. – 192 с.
  11. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком. – М.: Педагогика, 2017. - 131 с.
  12. Петрусинский, В. В. Игры – обучение, тренинг, досуг. – М.: Новая школа, 2019. – 368 с.
  13. Пидкасистый П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – 640 с.
  14. Погадаев Г. И. Игра, интересная для детей // Физическая культура в школе. – 2018. – №2. – С.38-39.
  15. Подласый И. П. Педагогика. Новый курс. Учебник для студ. высш. учеб заведений: в 2 кн. – М.: ВЛАДОС, 2018. – 256 с.
  16. Психологический словарь. – 3-е изд., доп. и перераб./ Под ред. Копорулина В. Н., Смирнова М. Н., Гордеева Н. О. – Ростов н/Д: Феникс, 2019. – 640 с.
  17. Психология. Учебник / В. М. Аллахвердов, С. И. Богданова [и др.]; Под ред. А. А. Крылов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2018. – 752 с.
  18. Селиванов В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2015. – 336 с.
  19. Современный словарь по педагогике / Под ред. Рапацевича Е. С. – Мн.: «Современное слово», 2016. – 928 с.
  20. Спиваковский А. С. Игра – это серьёзно. – М.: Просвещение, 2019. – 146 с.
  21. Столяренко Л. Д. Педагогика. – Ростов./Д: Феникс, 2015. – 448с.
  22. Шлыков А. А. Культура – досуг – ребёнок. – М.: Прогресс, 2019. – 158 с.
  23. Шмаков С. А. Игры – шутки, игры - минутки. – М.: Новая школа, 2013. – 112 с.
  24. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 2018. –240 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Система игр, проведённых в ходе исследовательской деятельности для формирования волевых черт характера личности младшего школьника

Для того чтобы учитель в системе формировал волевые качества характера личности ребёнка в игре, ему необходимо иметь комплекс игр. Волевые черты характера личности формируются в основном в играх с правилами. Поэтому в данной работе предлагается система игр для формирования.

«Не попадись на удочку»

Цель игры: способность формированию у учащихся волевых черт характера как самостоятельности, настойчивости, дисциплинированности, выдержки, ловкости, подвижности, внимания.

Правила игры: для игры нужна верёвка длиной 2-3 метра с привязанными на конце грузиком - мешочком с песком. Играющие образуют круг, в центре которого стоит водящий с верёвкой в руках. Он начинает раскручивать её так, чтобы она вращалась над самой землёй. Ребята перепрыгивают через верёвку. Водящий постепенно поднимает плоскость вращения верёвки выше и выше, пока кто-нибудь из участников не «попадётся на удочку», то есть не сумеет перепрыгнуть через вращающуюся верёвку. Попавшийся выходит из игры.

Итог игры: в данной игре побеждает тот, кто ни разу не «попался на удочку».

Игра «Сорви шапку»

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности: целеустремлённость, настойчивость. дисциплинированность, решительность, ловкости учащихся, внимания.

Правила игры: состязаются две команды. Чертится круг. В круг входят игроки, у каждого из них левая рука привязана к туловищу, а на голове - шапка. Задача просто и непроста - снять шапку у противника и не позволить снять свою. За каждую снятую шапку команда получает очко.

Итог игры: награждение и поздравление команды-победительницы.

Игра «Полслова за вами»

Цель игры: способствовать развитию у учащихся волевых черт характера личности, развитию вниманию, воображения.

Правила игры: участники игры садятся в круг и перебрасывают друг другу мяч. При этом бросающий громко говорит половину какого-нибудь слова; тот, кто ловит, должен назвать его вторую половину. Например, паровоз, телефон. Бросать мяч можно любому игроку. Отвечать нужно быстро. За каждую ошибку или задержку игрок выбывает их игры.

Итог игры: поздравление победителей.

Игра «Вопросы песней»

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, мышлению, воображению, памяти.

Правила игры: участникам необходимо разделиться на две команды. Команда справа от ведущего, посовещавшись, должна хором спеть отрывок из любой известной песни, в которой заключён какой-либо вопрос (например: «Я спросил у осени: Где моя любимая?»). Вторая команда должна за одну минуту вспомнить и пропеть хором отрывок из любой другой известной песни, в котором заключён ответ на заданный вопрос (например, в данном случае можно ответить: «Где-то на белом свете, там, где всегда мороз...»). Если первая команда принимает ответ, т вторая команда в свою очередь задаёт свой вопрос, заключённый в отрывке какой-нибудь песни. Если ответ не принимается, то команде даётся дополнительно ещё 30 секунд на поиски конкретного ответа. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не иссякнет, т.е не сможет придумать песенного ответа.

Итог игры: поздравление победителей.

Игра «Горелка»

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, внимания, ловкости.

Правила игры: для этой игры используют приговорку:

Косой, косой,

Не ходи босой,

А ходи обутый,

Лапочки закутай.

Если будешь ты обуд,

Волки зайца не найдут,

Не найдёт тебя медведь.

Выходи, тебе гореть!

Игру можно начинать просто по сигналу ведущего. Играющие, держась за руки, становятся парами в затылок друг другу. Впереди колонны - водящий. Как только сказана приговорка или прозвучит другая команда водящего, последняя пара разъединяет руки и бежит вперёд: один - по левую, другой - по правую сторону колонны. Задача - увернуться от водящего и успеть взяться за руки. Если водящему удаётся поймать одного из игроков, он вместе с пойманным становится первой парой колонны, а водить идёт оставшийся без пары. Если игроки сумеют перехитрить водящего и взяться за руки, то они идут в голову колонны. Водящий же начинает всё сначала.

Игра «Светофор»

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, внимания, быстроты, ловкости.

Подготовка к игре: необходимо подготовить зал для игры, выбрать водящего с помощью считалки или по желанию учащихся.

Правила игры: на площадке чертятся две линии на расстоянии 55-60 метров друг от друга. Играющие стоят за одной линией. Водящий стоит между линиями примерно посередине спиной к играющим. Водящий называет какой-то цвет. Если у играющих этот цвет присутствует в одежде, они беспрепятственно проходят мимо ведущего за другую линию. Если такого цвета в одежде нет, то водящий может осалить перебегающего пространство между линиями игрока. Осаленный становится водящим.

Итог игры: тот, кто ни разу не водил, является победителем.

Игра «Руки-стуки»

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, ловкости, внимания.

Правила игры: все играющие кладут руки на стол и следует за водящим, который подаёт необходимые команды, выполняют все движения, какие водящий показывает сразу после произнесения вслух команды. Скажет, к примеру, водящий: «Руки - на стол!» - и все кладут на стол ладонями вниз. Раздастся команда: «Руки - в кулак!» - все сжимают в кулак. Можно придумать сколько угодно других движений.

Время от времени водящий подаёт команду: «Руки-стуки!» - и все должны хлопнуть по крышке стола.

Те ребята, кто сделает неверное движение или же промедлить - сделает позже других, выбывает из игры.

Итог игры: побеждает оставшиеся 3-4 человека, кто ни разу не ошибся.

Игра «Стаи рыбок»

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, ловкости, внимания.

Игроки делятся на 2 команды, и каждый игрок получает бумажную рыбку (длина 22-25 см, ширина 6-7см), привязанную на нитке хвостом вниз (длина нитки 1-1,2 метра). Ребята закрепляют конец нитки сзади на поясе так, чтобы хвост рыбки свободно касался пола. У каждой команды рыбки разного цвета. По сигналу ведущего игроки, бегая друг за другом, стараются наступить ногой на хвост рыбки «противника». Касаться ниток и рыбок не разрешается. Игрок, чью рыбку сорвали, выходит из игры. Побеждает та команда, у которой останется больше всего рыбок.

Игра «Смени руки»

Цель игры: способствовать развитию волевых черт характера личности, внимания, терпения.

Двое ребят садятся друг против друга и держат обе руки ладонями вверх. Правой рукой нужно «осалить» левую руку «противника», а левую быстро убрать, когда она может быть осалена.

Ведущий часто даёт команду: «Менять!» - это значит, что надо салить левой рукой, а правую убрать. При следующей его команде: «Менять!» - снова салят правой рукой - и так всё время руки меняются.

Для того, чтобы усложнить игру, ведущий даёт изредка команду «Не менять!», и тогда дети продолжают салить той же рукой, что и прежде.

Каждый играющий вслух считает, сколько раз ему удалось осалить «противника».

Ведущий прекращает игру одним хлопком, и, если после этого кто-либо не остановится, он теряет все свои очки (осалил - 1 очко).

Игра «Не подражай»

Цель игры: способствовать развитию волевых черт личности, ловкости, внимания, терпения.

На стол кладутся пять одинаковых предметов. Вокруг стола располагаются играющие и ведущий. У каждого игрока в правой руке карандаш.

Ведущий называет один из предметов и быстро опускает возле него карандаш, одновременно с ним возле этого же предмета должны опустить свои карандаши все играющие.

Неожиданно ведущий называет один предмет, а карандаш опускает возле другого. Играющие не должны поддаваться внушению его жеста, а опустить карандаш возле предмета, который он назвал. Те, которые ошиблись, на три хода выбывают из игры.

Темп игры постепенно возрастает и, кроме того, на столе появляются и новые предметы. Число их можно довести до 10-15 в зависимости от уровня реактивности участвующих в игре. Нужно хорошо запомнить, где какой лежит предмет, чтобы опускать карандаш одновременно с ведущим.

С теми, кто часто поддаётся влиянию его жеста. Следует поиграть отдельно, уменьшив на столе количество предметов.

Размещено на Allbest.ru

  1. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – с. 47

  2. Крутецкий, В. А. Психология. Учебник для учащихся педучилищ. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2016. – 367с.

  3. Лавреньтев, В. В. Значение игры в работе с детьми // Начальная школа. – 2015. –№5. – С.84.

  4. Михайленко, Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребёнком. – М.: Педагогика, 2017. - с. 71

  5. Щелгунов, Н. В. Педагогика. – М.: Просвещение, 2017. – с. 93

  6. Газман О. С. Психология. Учебник для учащихся педучилищ. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2017. – с. 65.

  7. Лебедева, Л. Е. Воспитание детей в игре. Опыт воспитателей: находки, проблема, перспективы. – М.: ТГГУ, 2016. – с. 71

  8. Сухомлинский, В. А. Педагогика. – Ростов./Д: Феникс, 2015. – с. 75

  9. Шмаков, С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 2018. – с. 69

  10. Селиванов, В.С. Основы общей педагогики. Теория и методика воспитания. Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2015. – с. 94

  11. Пидкасистый, П. И. Педагогика. Учебное пособие для студентов пед. вузов и пед. колледжей. – М.: Педагогическое общество России, 2019. – с. 77