Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Игра как деятельность и как метод организации школьной жизни.

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Важнейшим принципом современной образовательной модели является воспитание человека с помощью его приобщения к различным видам деятельности – трудовой, учебной и игровой. Именно игровой деятельности придается особое значение во всестороннем развитии учащегося. С помощью игры ребенок активно познает окружающую его действительность, овладевает навыками, нормами поведения, жизненным опытом, необходимым для дальнейшей полноценной реализации в обществе.

Проблема организации школьной жизни посредством игровой деятельности начала подниматься относительно недавно. Понятие «уклад школьной жизни» появилось еще в отечественной педагогике. Так, К.Д. Ушинский говорил о воспитательном воздействии «духа заведения», уникальность особого пространства жизни ребенка, способствующего активной познавательной деятельности. «Любая школа должна быть соединением трех обязательных элементов - административного, учебного и воспитательного».

Школа помогает сформировать жизнь учащихся, организовать педагогическим коллективом полноценное внутреннее развитие ребенка, привить ему необходимые для самореализации ценности. Однако учащийся сам принимает ту или иную ценность через непосредственную самостоятельную деятельность. И игровая деятельность задолго до того как стала предметом научных исследований широко использовалась как одно из важнейших средств развития и воспитания детей.

Педагогические и психологические исследования показывают, что сущность и способы  активизации познавательной деятельности в условиях образования  всегда интересовали педагогов и психологов, среди которых можно выделить Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.В. Филогенова, Г.И Щукина и др. Проблему использования игровой деятельности в обучении в отечественной педагогике и психологии разрабатывали К.Д. Ушинский, С.Л. Рубинштейн, Г.К. Селевко, Д.Б. Эльконин.

Актуальность исследования обусловливается недостаточной изученностью проблемы использования игры как деятельности и метода организации школьной жизни в современном исследовательском пространстве, а также необходимостью разработки комплекса методических приемов и педагогических условий, направленных на использование игровых методов при организации школьной жизни.

Цель исследования: выявление, определение и описание педагогических условий  организации школьной жизни посредством игры как основного метода.

Объект исследования: игра как деятельность и метод организации школьной жизни

Предмет исследования: педагогические условия организации школьной жизни посредством игры как основного метода

В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом курсовой работы выделяются следующие задачи:

  • изучить психологическую и педагогическую литературу по изучению и использованию игры как деятельности и метода организации школьной жизни;
  • разработать педагогические условия использования игры в деятельности школьников;
  • разработать критерии оценивания эффективности использования игровых методов деятельности в организации учебной жизни школьников.

Методы исследования: анализ теоретической литературы по теме исследования, конспектирование педагогической литературы, составление библиографического списка, анализ деятельности учителя и учащихся, беседа, самооценка, самонаблюдение.

Теоретико-методологической базой исследования послужили работы А.Г. Асмолова, О.С. Газмана, М.А. Гончаровой, В.С. Кукушина, Т.М. Михайленко, Б.П. Никитина, И.В. Петровой, П.И. Пидкастого, Г.К. Селевко, С.А. Шмакова и т.д.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной и цитируемой литературы

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ИГРЫ КАК ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

1.1 Особенности игры как вида деятельности и метода организации школьной жизни

Понятие «игра» и «игровая деятельность» имеет множество определения, которые необходимо уточнить. Прежде всего под игрой понимается «вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе» [18, с. 224].

Большой известностью также пользуется теория К. Гросса. Гросс усматривает сущность игры в том, что она служит подготовкой к дальнейшей серьезной деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности. В этом, по Гроссу, основное значение детской игры; у взрослых к этому присоединяется игра как дополнение к жизненной действительности и как отдых [цит. по 15, с. 140].

Д.Б. Эльконин вносит свой вклад в определение этого понятия, рассматривая игру, как вид детской деятельности. Основная единица детской игры – роль взрослого человека, которую берет на себя ребенок. В содержании своей игры дети воспроизводят отношения взрослых в трудовой и общественной жизни, воспроизводят их с разной глубиной постижения и порой проникают в подлинный общественный смысл человеческого труда [30, c. 68] . Сюжеты игр обусловлены конкретными социальными условиями жизни детей.

В рамках современного образования и школы выделяются игровые технологии. Они являются одной из уникальных форм обучения, позволяют эффективно реализовать задачи процесса обучения, организовать новые формы обучения, а также повысить качественные показатели успеваемости учеников. Также игровые технологии способствуют расширению и углублению знаний учащихся, делают интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению предмета.

По определению Г. К. Селевко, игровая технология – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением [25, с. 45].

Основное отличие педагогической игры от простой игры – это присутствие четко обозначенной цели обучения и стремление к педагогическому результата.

Помимо термина «игровые технологии» также используется термин «игровое обучение», которое представляет собой игру и учение по содержанию.

«Игровые технологии» и «игровое обучение» - смежные понятие, подразумевающие под собой воспитание и обучение в развлекательной форме. Игровые технологии и игровое обучение призваны поднять стратегию образования на качественно новую основу [25,c. 50].

В модели процесса обучения проблемная ситуация происходит через внедрение игровой технологии. Проблемные вопросы решаются в игровой форме, основу которой представляет моделирование. Ученики соблюдают игровые правила. Например, во время ролевой игры необходимо учитывать логику играемой роли, в моделировании также действуют и правила имитируемой реальности.

Обстановка игры также меняет и позицию учителя, которому предстоит держать грань между организационными задачами, ролью помощника и участника игрового действия. Результаты игры проявляются как в игровом плане, так и как учебно-познавательный результат.

Главный инструмент педагога на этом этапе – обсуждение итогов игры, всего игрового действия, анализ ситуации, соотношение игры с действительностью. Так игра реализует свою дидактическую функцию. Важно также и заключительное обсуждение с включением учащихся, которые совместно анализируют действие и результат игры, а также соотношение реальности и игровой реальности, ход учебно-игрового взаимодействия.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.

Учебные игры классифицируются по месту и времени проведения. Разделяют игры на улице и в помещении школы, на воде, спортивной площадке, а также игры зимние и летние. Так, игры разделяются:

- по сфере деятельности (психологические, умственные, трудовые, общественные, физические);

– по характеру педагогического процесса (обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие, познавательные, воспитательные, развивающие, репродуктивные, продуктивные, творческие, коммуникативные, диагностические;

– по игровой методике (предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные, соревновательные, драматизации);

– по предметной области (математические, экологические, физические, искусствоведческие, музыкальные, литературные, прикладные, производственные, спортивные, народные, туристические, управленческие, экономические, педагогические, досуговые и др.);

– по игровой среде (с предметами и без предметов, компьютерные, пространственно-временные) [30, c. 76].

По мнению Т.М. Михайленко, игровые технологии предают учебному процессу естественную и гуманную для младшего школьника форму [15, c.141]. Обучая детей с помощью игровой ситуации, мы принимаем их правила и позволяем им достигнуть успехов в освоении учебного материала в удобной и комфортной для них форме

Игра выполняет такие важнейшие функции, как:

1) развлекательная (основная функция – воодушевить и вызвать интерес);

2)коммуникативная (помогает освоить правила межличностного общения);

3) самореализация (в процессе игры ребенок получает практический опыт);

4) терапевтическая (игра помогает преодолеть сложности и трудности, возникающие по ходу какой-либо деятельности);

5) диагностическая (помогает выявить отклонения в поведении, а также познать ребенку самого себя в игре);

6) коррекционная (вносит коррективы в личные особенности характера или поведения);

7) межнациональной коммуникации (помогает усвоить общие социальные ценности и нормы);

8) социализации (включение в систему общественных отношений) [13, c. 98].

Педагогическая игра отличается большим разнообразием и различается по: дидактическим целям; организационной структуре; возрастным возможностям их использования; специфике содержания [15, c. 143]. Специфику игровой деятельность определяет игровая среда и правила.

Так, различают игры с использованием предметов и без предметов, настольные, компьютерные, в помещении, на улице, с использованием различных средств передвижения и т.д.

Структура игры как деятельность личности разделяется на следующие этапы:

- постановка цели,

- планирование деятельности;

- реализации цели;

- анализа результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект [12, c.145]

Игровые технологии наиболее полно реализуются во внеурочной деятельности. Игра помогает сплотить ученически коллектив. Игровая активная деятельность приучает детей к соблюдению правил, принципов справедливости, умению контролировать свои поступки и реакция, а также правильно оценивать действия других детей, что впоследствии развивает социальную сторону жизни ребенка.

Также игра как средство воспитания и обучения помогает развить познавательный интерес школьника. Ребенок реализует свои творческие возможности, а также развивает новые знания в игровой форме и более эффективно закрепляют полученные знания в непринужденной форме игры.

Таким образом, игра - это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения и воспитания. Организовывая и вовлекая детей в различные виды игровой деятельности, мы всесторонне развиваем детей не так, как нам удобно преподносить материал, а как детям удобно и естественно его взять.

1.2 Организация школьной жизни посредством игры как педагогическая проблема

Игровые технологии имеют огромный потенциал с точки зрения приоритетной образовательной задачи: формирования субъектной позиции ребенка в отношении собственной деятельности, общения и самого себя, а также как способ организации школьной жизни.

В настоящее время игровые технологии представляют огромный интерес для педагогов. Несмотря на то, что игровые технологии остаются «инновационными» в системе российского образования, они нашли широкое применение в современной педагогической практике. Анализ психолого-педагогической литературы позволяет констатировать, что в последние годы усилилось внимание ученых к разработке сущности феномена «педагогическая технология» и «педагогическая игра», выявлению основополагающих их характеристик и типов.

Исследованию этой проблемы посвящены работы ведущих отечественных педагогов: В.П.Беспалько, Е.В. Бондаревской, М.М. Левиной, В.М. Монахова, В.В. Серикова, И.Б. Сенновского, Н.Ф. Талызиной, П.И. Третьякова и других.

Современные педагогические технологии стремятся к учету факторов процесса обучения, в условиях которого меняется роль и место педагога в учебном процессе. Согласно современным требованиям мировой педагогики, преподаватель выступает, как управляющий развивающей деятельностью обучающихся, что требует владение всем инструментарием методов обучения [12, c. 278].

Также, по мнению О.С. Газмана, современная функция школы заключается не только в обычной передаче знания, но и в реализации более важных умений, а именно: непосредственно умении учиться. Поэтому приоритетная цель школьного образования – развитие умений ставить учебные цели, планировать цели и способы их достижения, осуществление контроля и оценки своих достижений [6, с. 70].

В центре внимания педагога во время применения педагогических технологий является уникальная и целостная личность ученика, которая стремится к реализации своих возможностей и открыта к изучению нового опыта. Основной установкой педагога в современном образовании является установка на взаимопонимание с учениками и реализация их творческого потенциала. В этой связи одной из самых распространенных педагогических технологий является игровая технология.

Требования к современному образования предполагают активизацию возможностей личностей, его реализации, развития творческого потенциала, побуждение неосвоенных способов решения жизненных проблем. Игровая условность предполагает развитие всего вышесказанного с помощью соблюдения предписываемых игровой ролью правил и норм поведения и отношений [20, c. 100].

Игровая технология имеет не только развлекательные возможности. Феномен и эффективность игровой технологии заключается в том, что несмотря на свои развлекательные функции, она способна развить познавательную и творческую деятельность, а также стать некой терапией и моделью типа человеческих отношений, что впоследствии проявляется в труде и воспитании[17, c. 78].

В рамках современной педагогической технологии, акцентирующийся на усиление учебного процесса с вниманием к личности ученика, игровая технология может использоваться, как самостоятельная технология, с помощью которой возможно освоение понятий, темы и раздела учебного предмета или часть более обширной технологии.

Передовые педагоги В.С. Кукушкин и А. В. Болдырева-Вараксина отмечают, что реализация игровых приемов и ситуаций на уроке может проходить в следующих основных направлениях:

- игровая задача ставится как дидактическая цель урока;

- подчинение урочной учебной деятельности правилам игры;

- использование элемента игрового соревнования во время учебной деятельности, что позволяет перевести дидактическую задачу в игровую;

-успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом [13, с. 165].

Основываясь на изученную психолого-педагогическую литературу по проблеме внедрения игровых технологий в учебный процесс, можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) использование игровых заданий при организации учебного процесса (конкурсная форма, урок-соревнование, путешествие);

3) игровая организация учебного процесса традиционного урока с использованием игровых заданий;

4) использование игры на определённом этапе урока (урок-обобщение, закрепление знаний, повторение ранее изученного, урок – знакомство с новым материалом);

5) использование игры в различных видах внеклассной работы (КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Т. М. Михайленко отмечает, что игровая деятельность занимает важное место в школьном процессе, так как не только помогает активизировать познавательную деятельность учащихся, но и выполняет такие функции, как:

1) речевая - правильно организованная с учётом специфики материала игра помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) познавательная - стимуляция умственной деятельности учащихся с помощью игры, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов активизации интереса учеников[15, с. 141].

Ранее уже были отмечены некоторые классификации игр, однако в современной педагогике все чаще педагоги руководствуются игровыми технологиями непосредственно на уроке. Поэтому классификация игр рассматривается и по характеру психологического процесса, и в рамках реализации в той или иной предметной области. Так, по характеру протекания психологического процесса игры бывают:

- обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;

- познавательные, воспитательные, развивающие; репродуктивные, продуктивные, творческие;

- коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические [4, c. 341].

Так, контролирующие игры, по мнению А.В. Финогенова, помогают в игровой форме осуществить наблюдение над результатами ребенка так, чтобы он в комфортной форме сумел закрепить свои знания [27, с. 190].Игры также различаются и по предметной области.

Так, игровые технологии могут быть:

- математическими, физическими, экологическими;

- музыкальными, театральными, литературными;

- трудовыми, техническими;

- физкультурными, спортивными;

- обществоведческими, управленческими, экономическими [29, c.205].

Таким образом, игра является исторически обусловленным, естественным элементом культуры, который представляет собой вид произвольной деятельности ребенка. С помощью игры происходит воспроизведение и обогащение социального опыта предшествующих поколений, освоение норм и правил человеческой жизнедеятельности с помощью принятия игровой роли, виртуального моделирования пространства, условий жизни в мире. Игра представляет собой способ освоения мира, самоутверждения человека. Игра как средство, метод и технология широко используется в педагогическом процессе.

В младшем школьном возрасте игра является важнейшим способом постижения мира. В педагогической практике с помощью игровой технологии возможно эффективное воспитание учащихся. Мир игр, их разнообразие в классификации позволяет правильно подобрать необходимые игровые технологии с учетом возрастных и психофизических особенностей учеников.

Правильные подбор игр и технологий создает условия для правильного, полноценного развития личности и его социализации. Педагогический опыт также показывает, что комплекс методик игровых технологий необходим для развития у младших школьников универсальных учебных действий – личностных, познавательных и коммуникативных.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ИГРЫ КАК ВИДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДА ОРГАНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОЙ ЖИЗНИ

2.1 Педагогические условия использования игры в учебной деятельности школьников

Для эффективного использования игровой деятельности как метода организации школьной жизни необходимо создать педагогические условия. Педагогические условия - одна из составных частей педагогической системы, которая обеспечивает ее эффективное функционирование и развитие. Педагогические условия гарантируют успешность осуществляемой деятельности педагога.

В словаре С.И. Ожегова « условие» трактуется как:

- обстоятельство, от которого что-нибудь зависит;

- правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности;

-данные, требования, из которых следует исходить;

-обстановка, в которой осуществляется что-нибудь [18, с. 588].

М.Е. Дуранов отмечает, что «педагогические условия – это обстоятельства, при наличии которых реализуются факторы» [9, с. 103].

А.Я. Найн трактует педагогические условия «как совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач» [16, с. 87].

В.И. Андреев определяет понятие «педагогические условия» как результат целенаправленного отбора и применения элементов содержания, методов, приемов, организационных форм обучения для достижения поставленных целей [1, с. 238].

Младший школьный возраст характеризуется остротой и непосредственностью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью, которую учитель и родители должны поддерживать и создать все условия для повышения интереса к обучению.

Анализ психолого-педагогической литературы позволил выявить особенности процесса реализации данных педагогических условий. Согласно изученным научно-педагогической трудам, а также в процессе практической работы по теме исследования, к основным организационно-педагогическим условиям организации школьной жизни посредством игры являются следующие:

- соответствие игры учебно-воспитательным целям учебного процесса;

- преобладание творческо-преобразующей деятельности учащихся;

- учет индивидуальных особенностей и уровня подготовки школьников.

В качестве первого педагогического условия использования игровых технологий мы выдвигаем, прежде всего, то, что игры должны разрабатываться с учетом поставленных целей и интересов учащихся. Игры будут наиболее привлекательны для школьников, если они соответствуют актуальным потребностям возраста и личности. Этим создается условие для проявления самостоятельности, настойчивости, мыслительной активности, для возможности появления у каждого чувства удовлетворенности, успеха, интереса. Кроме того, правила игры воспитывают у школьников умение управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

Вторым педагогическим условием использования игровых технологий выступает положение о том, что внедрение игровых технологий должно обеспечивать творческо-преобразующую деятельность обучающихся. Для реализации данного условия эффективно внедрение игр-квестов, сочетающих в себе преимущества ролевой игры и викторины. Дидактический потенциал данного вида игр очень велик, но возможности их применения на уроках требует дальнейшего изучения. На этом этапе целесообразно применять сложные игры, требующие комплексного применения полученных знаний и навыков. Так же, для совершенствования полученных навыков, учащимся может быть предложено, самостоятельно, разработать и провести игру. Такая работа может быть реализована как в рамках проектной деятельности учащихся по предмету, таки во внеурочной работе.

Третьим педагогическим условием использования игровых технологий, способствующих активизации познавательной деятельности школьников, является учет индивидуальных особенностей и уровня подготовки школьников. Данное условие предполагает всесторонний учет способностей, желаний, мотивов, интересов и предпочтений обучаемых.

По мнению основоположника отечественной теории понимания личности С. Л. Рубинштейна, гуманистическая парадигма «предполагает, что выбор технологий должен основываться не только на требованиях социума, но и на индивидуальных психических и личностных свойствах» обучаемого [24, c. 320]. Следовательно, педагогическое воздействие на обучаемого принесет ожидаемые результаты только в том случае, если оно опирается на реальный уровень психофизиологических возможностей личности.

По этой причине необходимо предварительно выявить интеллектуальный уровень, особенности психики и физиологии обучаемого, что возможно при проведении специального тестирования. Педагогические игры разнообразны по видам и назначениям.

В Таблице 1 можно увидеть возможности и эффективность игровой деятельности в достижении развивающих, обучающих, личностных результатов.

Виды игр

Достигаемые результаты

Ролевая игра

-творческая деятельность

-деятельность взаимодействия

Игры драматизации

-сплочение коллектива

-познавательное значение

-мыслительная активность

-детское творчество

Игры с правилами

-развивают самооценку, самоконтроль и самостоятельность

Дидактические игры

-развивают познавательную деятельность, аналитические способности

-формируют настойчивость и волю

Общеразвивающие игры (игры-конкурсы, викторины, игры-путешествия)

-развитие внимания, памяти

- развитие познавательной деятельности

- формирование речевых навыков

- сплочение коллектива

- развитие воображения

Подвижные игры

-сплочение коллектива

-двигательная активность

Спортивные игры

-сплочение коллектива

-демонстрация своих спортивных достижений

Таблица 1 - Сравнительный анализ видов игр и достигаемых результатов

В игровой деятельности можно выделить три основных этапа:

1. Подготовка: выбор игры, постановка целей, разработка программы для игры с учетом личных характеристик участников. Материальное обеспечение игры.

2. Проведение: реализация программы мероприятий, самой игры, с учетом логики действий, правил, атрибутов и т. д.

3. Подведение итогов: анализ игры в целом, отражение, оценка действий каждого учащегося, рекомендации.

Занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов и формированию универсальных учебных действий младших школьников. Во время игры ученик – полноправный участник познавательной деятельности, он самостоятельно ставит перед собой задачи и решает их. Для него игра – это не беззаботное и легкое времяпрепровождение: играющий отдает ей максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности.

Познание окружающего мира в игре облекается в формы, непохожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответов, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний и умений, установление связей, сходства и различия между отдельными событиями. Но самое важное – не по необходимости, не под давлением, а по желанию самих учащихся во время игр происходит многократное повторение материала в его различных сочетаниях и формах

Таким образом, можно сделать вывод, что используя разнообразные педагогические игры можно организовать школьное образовательное пространство так, чтобы обеспечивать целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности школьника.

2.2 Критерии оценивания эффективности использования игровых методов деятельности в организации учебной жизни школьников

Приоритетной задачей современной системы образования является создание необходимых в школе условий для развития личности и ее самореализации, которые помогают каждому ученику возможность самостоятельно осуществлять учебную деятельность, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты.

Вместе с тем актуальным является вопрос о выборе и разработке средств оценки эффективности и актуальности использования игровых методов деятельности для реализации данных условий школьной жизни.

Изучение методической литературы показало, что оценивание  эффективности игровых методов в настоящее время в основном разработано для начальной школы и недостаточно для основной. Этим обусловлена необходимость поиска, разработки соответствующего иагностического инструментария для оценивания эффективности использования игровых методов для организации школьной жизни.

Задачи диагностического исследования:

1. Выявить уровни достижения универсальных учебных действий у младших школьников.

2. Сформировать материал для проведения диагностики достижения универсальных учебных действий у младших школьников.

3. Определить критерии оценивания уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

В соответствии с задачами диагностической работы необходимо выделить несколько критериев оценивания эффективности использования игровых методов для организации школьной жизни.

Для определения эффективности применения игровых технологий в организации школьного процесса можно ориентироваться на общий уровень развития личностных, коммуникативных и познавательных способностей учащихся. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни развития личностных и коммуникативных способностей школьников с помощью игровой деятельности:

1. Уровень 1 (низкий) - выражается в основном в одиночной игре отдельных детей, отсутствии коммуникаций, общения и взаимодействия.

2. Уровень 2 (средний) - детей связывали определенные данные, правила, сюжеты игры, ситуации.

3. Уровень 3 (высший) - свойственно длительное взаимодействие с партнером, дети оказывали друг другу помощь, внимание, приходили к общему согласию.

В связи с определенными критериями оценивания уровня развития личностных и коммуникативных способностей может быть предложена следующая методика проведения диагностической работы.

Целью подобного исследования является изучение отношений детей со сверстниками и коммуникативных умений. Игра направлена на развития у детей умений соблюдать правила вежливости во взаимоотношениях, использовать основные формы приветствия и просьбы. Для проведения диагностики требуется мяч.

Детям предлагается игра в вежливый мяч. Ведущий кидает мяч сверстникам со словами: «Я знаю 5 волшебных слов - приветствий», «Я знаю 3 волшебных слова – просьбы», «Я знаю 3 слова – благодарности», у кого мячик окажется, тот перечисляет волшебные слова.

Также для диагностирования умений детей взаимодействовать друг с другом можно использовать методику неоконченных предложений (по В.П. Кондрашеву). Детям читается рассказ, в который они должны вставить недостающие слова. Может быть предложен следующий текст:

«Однажды Вова Крючков поехал на автобусе. В автобусе он сел у окна и с удовольствием рассматривал улицы. Вдруг в автобус вошла женщина с ребенком». Вова встал и сказал ей: «Садитесь» ...(хором - пожалуйста). Женщина была очень вежливая, поблагодарила Вову: ... (спасибо). Вдруг автобус неожиданно остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова быстро сказал: ... (извините, пожалуйста).

Основным методом оценивания при реализации данной диагностической работы является метод наблюдения за взаимодействием детей, работающих парами, и анализ результата.

По результатам диагностирования может быть составлена сводная таблица по классу, на основе которой устанавливается общий уровень развития коммуникативных способностей и умений взаимодействовать друг с другом, а следовательно и уровень эффективности использования игрового метода при реализации развивающей работы (Таблица 2).

Уровень

Показатели

Высокий уровень

Учащиеся вежливо общаются друг с другом, не перебивают учителя, активно обсуждают возможные варианты, координируют свои действия при совместном действии.

Средний уровень

Дети активно и с интересом участвуют в групповой работе, но не координируют свои действия, перебивают и реагируют только на определенные игровые ситуации.

Низкий уровень

Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем. Также выражается основном в одиночной игре отдельных детей, отсутствии коммуникаций, общения и взаимодействия.

Таблица 2 – Показатели уровня эффективности игрового метода при организации работы по формированию коммуникативных способностей

С помощью игры также возможно проведение оценочной работы изученного на уроках материала в качестве входного контроля или на стадии завершения провести с помощью игры закрепление материала и проверить уровень его усвоения. Входной и итоговый контроль полученных знаний с помощью игровой деятельности в таком случае будет являться основным способом диагностирования эффективности игры как метода организации учебной деятельности.

Так, эффективны в качестве диагностического инструмента интеллектуальные игры. К их числу относятся такие, как шашки, шахматы, нарды, а также различные головоломки и паззлы. На уроках литературы, окружающего мира, русского языка эффективно использовать такой вид интеллектуальной игры, как загадка. На уроке математики загадка может приобрести вид задачи.

При проведении диагностической работы по выявлению уровня сформированности того или иного умения или знания преподаватель должен ориентироваться на оценивание не только общего развития, но и на оценивание частных умений, являющихся компонентами общей школьной жизни учеников, таких как:

- умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами;

- знание моральных норм и умение выделять нравственный аспект поведения;

- умение учиться и способность к организации своей деятельности;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, с помощью разработанного диагностического инструментария можно оценить эффективность игры как деятельности и метода организации школьной жизни.

2.3 Методические рекомендации для использования игровой деятельности как метода организации школьной жизни

Современному преподавателю при организации школьной жизни посредством игровой деятельности, прежде всего необходимо учитывать, что игра является неформальным видом деятельности, которая способна оказывать большое влияние на органическое развитие ребенка [23, c. 223].

Игра помогает развить личностное понимание ребенка, раскрыть его общительность, рассудительность, дружелюбность и активную позицию в жизни. Познавательные способности также раскрываются в процессе игры. В игре выявляются ресурсы интеллекта, двигательный потенциал, творческие задатки и характер, качество межличностных отношений детей друг с другом (симпатии, антипатии).

Сюжетно-ролевые игры в художника и зрителя, подражательные игры, игры-драматизации, режиссёрские и художественные игры самым характером своей деятельности помогают развить эстетическое воспитание. Именно игра помогает ребенку в раннем возрасте сформировать воображение и художественное понимание, развить творческую фантазию, приобщиться в целом к художественной культуре и искусству. К творческим организованным игровым ситуациям и играм относятся следующие: «Мастерская художника», «Выставка», «Экскурсия». С помощью таких игр ребенок может взять на себя роль старшего и выполнять творческие задачи.

Участие в художественно организованной игре является эффективным средством творческого развития школьника. В психолого-педагогической литературе описано много игр, которые используют выразительные средства и формы изобразительного искусства в оздоровительных целях. Содержание и сюжет игры, воображаемая ситуация, правила игры и игровые действия выстраиваются на основе погружения в образный язык изобразительного искусства.

Эффективно использование серии творчески развивающих игр, которые можно сгруппировать по разным видам изобразительного искусства: от живописи до декоративно-прикладного искусства. На основе данных видов учитель может организовать ситуации, способствующие игровой организации творческого процесса при рисовании или художественном труде.

Так, игра «Один сюжет, но разные формы воплощения» может организоваться вокруг рисунков с одного урока. Ученики делятся на команды (или группы). Основная задача игры – выбрать те рисунки, которые были выполнены на уроке. Тот, кто первый справится с заданием, тот и выиграл. При подведении итогов урока не стоит разделять работы на лучшие и худшие, или же просить учеников выразить свое отношение к неудачным работам. Лучше выделить что-то значительное в каждой работе.

Также возможно использование следующих игр непосредственно на предметных уроках.

- Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т. д. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Важнейшей чертой настольной игры является занимательность, поэтому дети с удовольствием принимают в них участие.

Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто больше назовет, кто правильнее и т. д.). Именно настольная игра помогает развить в ребенке быстрое и логичное мышление. Кроме того, именно настольная игра обладает большим познавательным потенциалом. Участники игры не только получают знания, но и испытывают при этом удовольствие. Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора.

Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся. Кроссворды являются наиболее частым средством реализации игровой технологии на уроке. Возможно также решение ребусов на уроках русского языка, литературы и математики.

- Дидактические игры являются важным средством для развития познавательной деятельности учащихся, а также развивают их самостоятельность и мышление. Такие игры эффективно проводить во время прогулок, экскурсий. Также дидактические игры помогают обобщить знания, сформировать конкретные понятия. Педагогически организованные художественно-творческие игры решают важные образовательные задачи: приобщают к культурно-историческому художественному наследию и народной игровой традиции, способствуют передаче творческого продуктивного опыта, развивают фантазию и воображение.

Проведение дидактической игры имеет некоторые особенности. Прежде всего это касается темпа игры. Замедленный или излишне быстрый темп снижает интерес к игре, быстро утомляет детей [29, c. 224].

- Подвижные игры помогают сформировать в ребенке коммуникативные и личностные универсальные учебные действия. На уроке их можно применять в следующих видах:

а) перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Игры не требуют сложного оформления. Можно использовать лишь детали костюмов, рисунки.

б) сюжетная игра.

Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. В данном виде игры ребенок примеряет на себя чужую роль, что может помочь и в раскрытии талантов, и в профориентационной работе.

- Интеллектуальные игры. Для реализации непосредственно на уроке познавательных универсальных учебных действий эффективно использование специальных, интеллектуальных игр, требующих активной познавательной деятельности.

К числу интеллектуальных игр относятся такие распространенные, как шашки, шахматы, нарды. Также к этой категории можно отнести задачи на сообразительность, такие как, шарады, головоломки, паззлы, вызывающие у ребенка интерес к познавательной деятельности.

Данные игры являются упражнениями для ума, заключая в себе проблему, которую необходимо решить, чем и объясняется интерес учащихся к интеллектуальным играм. На уроках литературы, окружающего мира, русского языка эффективно использовать такой вид интеллектуальной игры, как загадка. На уроке математики загадка может приобрести вид задачи.

Отгадывание загадок школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу. Целенаправленное развитие интеллектуальных способностей детей к творчеству предполагает знание педагогом механизмов построения загадок, поскольку характер умственных операций, которые предстоит совершить отгадывающему, определяется типом построения логической задачи, способом шифровки загадочного предмета, явления в ней.

Таким образом, игра как часть детства, как явление человеческой культуры может стать сильным союзником учителя на уроках, способом развития универсальных учебных действий, действенным средством раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка. Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественными прочным

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация школьной жизни невозможна без учета общего развития учащегося, которое определяется комплексом действий, открывающим возможности как в строении учебной деятельности, так и ориентации в разных предметных областях. Преподавателю при организации школьной жизни учащихся необходимо в первую очередь ориентировать школьника на саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Требования к необходимой организации учебной жизни находят отражение в планируемых результатах освоения предмета.

Рассмотрев теоретические основы использования игровых деятельности как метода организации школьной жизни, мы пришли к выводу, что занятия, пронизанные элементами игры, соревнования, содержащие игровые ситуации значительно способствуют развитию познавательных интересов и развитию коммуникативных, личностных способностей школьников.

В ходе исследования была изучена психологическая и педагогическая литература по изучению и использованию игры как деятельности и метода организации школьной жизни, разработаны педагогические условия использования игры в учебной деятельности школьников, разработаны критерии оценивания эффективности использования игровых методов деятельности в организации учебной жизни школьников.

Для решения проблемы исследования была изучена и проанализирована педагогическая литература, а также определена сущность ключевых понятий: игра, игровая деятельность, игровые технологии, уклад школьной жизни, педагогические условия, на основе которых и были разработаны педагогические условия, необходимые для использования игры в учебной деятельности школьников.

В процессе игры у детей формируются универсальные учебные действия, а именно, умение самостоятельной работы и самоорганизации, совершенствуются коммуникативные навыки общения в группах, парах. Развиваются память, внимание, речь, логическое и образное мышление, повышается уровень познавательной активности и учебной мотивации, расширяется кругозор учащихся, воспитываются положительные качества характера на ярких и образных примерах.

Теоретические положения и выводы исследования могут быть использованы воспитателями и педагогами-практиками в процессе использования игры в учебной деятельности школьников.

Таким образом, в ходе работы достигнута цель настоящего исследования и решены поставленные задачи. Проведенное исследование не исчерпало всех аспектов исследуемой проблемы. Перспективы дальнейшей её разработки мы видим в поиске новых путей, методов и средств использования игры в учебной деятельности школьников

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: монография / В.И. Андреев. – Казань: КГУ, 2015. – 238 с.

2. Аргунова Е. Р. Учебно-методическое пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев Активные методы обучения. – Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2015. – 104 с.

3. Аргинская И.И. Методика обучения младших школьников/ И.И. Аргинская, Е.И. Ивановская. - Самара: Корпорация «Фёдоров», 2015. - 184с.

4. Асмолов А.Г. Как логически проектировать младших универсальные задачи учебные обучения действия приложен в начальной школьная школе: логически от действия к мысли / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. – Москва: Просвещение, 2016. – 448 с.

5. Выготский Л. С. Лекции по психологии: учебник / Л. С. Выготский –

Санкт-Петербург : Союз, 2015. – 144 с.

6. Газман, О. С. В школу – с игрой: учебник / О. С. Гозман – Москва :

Просвещение, 2016. – С. 65 – 71.

7. Гончарова М.А. Развитие у детей воображения и мышления / М.А. Гончарова. - Москва: Антал, 2018. – 136с.

8. Гусев В.А. Методика обучения младших школьников универсальным действиям / В.А. Гусев, В.В. Орлов. - Москва: уровень Академия, 2015. - 172с

9. Дуранов М. Е. Теория и методология социокультурного образования: монография/ М. Е. Дуранов, Е. В. Швачко. – М.: Владос, 2014. – 240с.

10. Жильцова Т.В. Поурочные разработки по наглядной геометрии». 1-4 класса / Т.В. Жильцова, Л.А. Обухова. - Москва: ВАКО, 2015. - 198 с.

11. Зинченко В. П. Психологические основы педагогики / В. П. Зинченко. – Москва: Гардарики, 2012. – 345 с.

12. Козлова В. В. Фундаментальное ядро содержания общего образования: учебник / В. В. Козлова, А. М. Кондакова. – Москва : Просвещение, 2010. – 320c.

13. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования/ Под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н\Д: Издательский центр «МарТ», 2015. – 592 с.

14. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей/ А.С. Макаренко//Соч.: В.8 т. Т.4. – М., 1980. – 123 с.

15. Михайленко Т. М. Игровые технологии как вид педагогических технологий// Педагогика: традиции и инновации: материалы Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2011 г.) - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 140-146.

16. Найн А. Я. Педагогический эксперимент: методика и его организация: учеб. пособие / А.Я. Найн, З.М. Уметбаев. – Магнитогорск: МаГУ, 2002. – 125 с.

17. Никитин Б.П. Ступеньки творчества, или развивающие игры: учебное пособие / Б. П. Никитин. – Москва : Академия, 2017. – С. 73 – 82.

18. Ожегов С.И. Словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: ГИС, 2010. –900 с.

19. Петрова И. В. Средства и методы формирования универсальных учебных действий младшего школьника / И. В. Петрова. – Москва : ИНФРА-М, 2015. – С. 151-155.

20. Пидкасистый, П. И. Технология игры в обучении и развитии: учебное

пособие / П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров. – Москва : РПА, 1996. С. 99 – 106.

21. Подходова Н.С. Геометрия в развитии пространственного мышления младших школьников / Н.С. Подходова // Начальная школа. - 2012. - №10.- С. 16-18.

22. Пышкало А.М. Методика обучения элементам в начальных классах / А.М. Пышкало. - Москва: Педагогика, 2014. - 207 с.

23. Рид Г. Образование через искусство. – М.: Искусство, 1978. – С. 223

24. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М.: Просвещение, 2003. – 367 с.

25. Селевко Г. К. Социально-воспитательные технологии / Г. К. Селевко. – Москва : НИИ школьных технологий, 2013. - 137 с.

26. Федеральный государственный стандарт начального образования: Ф.З. от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357 // Режим доступа: http://минобрнауки.рф

27. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. Пособие /

А. В. Финогенов, В. Э. Филиппов. – Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2013. - С. 184 – 192.

28. Цукерман Г. А., Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Программа адаптации детей к школе. - 2-е изд., испр. - М.: Генезис, 2003. - 128 с.

29. Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры: учебник / С. А. Шмаков. – Москва: ГНИИСИ, 2014. - С. 204 – 228.

30. Эльконин Д. Б. Психология игры: учебник / Д. Б. Эльконин. – Москва: Просвещение, 2004. - С. 67 – 83.

31. Яновская М. Г. Творческая игра в воспитании младшего школьника: учебник/ М. Г. Яновская. – Москва, 2014. - С. 135 – 147.