Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( История развития гарантии прав и свобод )

Содержание:

Введение

Гарантия прав и свобод человека и гражданина это естественная и неотъемлемая задача любого государства в наше время. Но стоит отметить, что в любой момент времени нашей недолгой человеческой истории отмечались грубейшие и порой даже бесчеловечные нарушения человеческой свободы. Сейчас имея огромное количество инструментов для защиты собственных прав, мы все равно сталкиваемся с нарушениями и произволом со стороны не только государства и органов исполнительной власти, но и обычных граждан. Даже страшно представить какой хаос, бесчеловечность и беспредел творились на протяжении истории развития человека, как гражданина. Наверное с высоты нашего современного существования это можно назвать издержками и «методом проб и ошибок». Но надеюсь, что все-таки человечество будет обращать внимание на исторические события и не допустит такие же ошибки как наши предки. Всегда среди людей обычно выделялось несколько слоев общества, которые можно разделить на тех, кто имел комфортные условия для существования такие как аристократы, буржуазия, олигархи и тех кто их не имел рабы, крепостные, пролетарии.

С течением времени, количество людей на земле росло, а научный прогресс двигался вперед, люди образовывали города и государства. С появлением первых городов, у жителей была необходимость выбирать лидера, который бы отстаивал их интересы, а так же гарантировал защиту их города, самих людей и их близких. С появлением государств эта обязанность ложилась на монарха, а в наше время на президента или парламент. Управление городом или страной было бы невозможным, если бы люди не придумывали правила, обычаи, порядки и законы, которые они обязаны были соблюдать, гарантируя тем самым юридическое равенство всех граждан.

Так например Римская империя была основоположником развития юридических отношений внутри государства. А особенно гарантии прав и свобод римского гражданина относительно рабов, которые обычно прислуживали в домах состоятельных римлян или были гладиаторами, сражавшиеся друг с другом на потеху коренных жителей страны. Такое положение дел продолжалось на протяжении долгих столетий и в других странах, зачастую, где даже собственные жители становились рабами и лишались, каких-либо прав и свобод человека.

Пока в 1945 не был организован ООН, в состав которого, на тот момент входило 50 государств. Именно 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН приняла и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека, после чего рекомендовала всем государствам-членам обнародовать текст Декларации путём «распространения, оглашения и разъяснения, главным образом в школах и других учебных заведениях, без какого бы то ни было различия, основанного на политическом статусе стран или территорий». [1]

А в данный момент в ООН существует Комитет по правам человека — организация, занимающаяся надзором за исполнением Международного пакта о гражданских и политических правах в странах-участницах пакта. Учреждён согласно части 4 Пакта. Состоит из 18 экспертов, избираемых на срок в 4 года. В отношении стран, ратифицировавших протокол к Пакту. Комитет наделен правом принимать и рассматривать индивидуальные жалобы на нарушение властями прав, предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах и выносить по ним властям рекомендации. [2]

Я выбрал тему гарантии прав и свобод человека и гражданина, потому что, не смотря на существование комитета по правам человека, а так же обилие законов и конституций в государствах, во всех странах наблюдаются случаи, где нарушаются права людей, ограничивается их свобода и право на личную жизнь. Целью курсовой работы я ставлю задачу, найти юридические инструменты, применявшиеся в течение формирования человеческой истории, для того, чтобы показать, что уже было сделано для свободного существования человека и чего мы еще можем добиться в будущем.

Глава 1. История и развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Глава 1.1. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина с древнейших времен.

Для того чтобы начать эту главу, нам сначала нужно выяснить, что же такое права человека. Права человека — правила, обеспечивающие защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности и составляют ядро конституционного права правовых государств. Конкретное выражение и объём этих прав как в позитивном праве различных государств, так и в различных международно-правовых договорах, может отличаться. [3]

Вообще первой несправедливой и ограничивающей свободу человека системой принято считать именно рабство. Рабство это когда одному человеку или государству, принадлежит другой человек в форме собственности, с правом на любое отношение к невольному, в том числе продажа, насилие и даже убийство. Не удивительно, что рабство существует чуть ли не сначала развития человеческой истории.

Как было сказано выше, права человека - это основа правового статуса личности и ядро конституционного права правовых государств, то начало истории мы будем рассказывать с истории развития правовых отношений внутри римской империи, которая положила основу всем юридическим началам во всех остальных государствах.

Первые указания на форму обычного права Рима и его правовых институтов могут быть найдены в дошедших до нас заключениях по судебным делам. Первые дошедшие до нас источники писаного права Рима — законы римских царей. Один из наиболее значимых — Свод законов двенадцати таблиц (лат. Leges duodecim tabularum), перенёсший многие положения Законов Солона, относится к середине V века до н. э. К III веку до н. э. римское право уже чётко отделялось от религиозных норм. (Римское право вики). Но нас интересует права человека, поэтому мы поделим римских граждан на социальные классы существовавшие в ту пору:

  • Римские граждане (квириты) — пользовались всеми правами. При известных обстоятельствах, гражданства можно было лишиться (например, переехав на территорию, где действовало латинское право или по решению комиций вследствие совершенного преступления или измены).
  • Латинские граждане — первоначально были жителями италийских территорий, завоёванных Римом, в 49 г. до н. э. все италики стали обладателями римского гражданства. Позднее латинское право распространялось на обитателей клиентских царств и римских союзников, а ещё позднее — и провинций. По сравнению с римскими гражданами, носители латинского гражданства были «гражданами второго сорта», не имевшими права голоса и военной службы.
  • Перегрины — своего рода античные «неграждане»: жители провинций и колоний, обладающих местным самоуправлением. С точки зрения римского права рассматривались как иностранцы, но иногда могли пользоваться римским брачным или торговым правом.
  • Дедитиции (досл. «Сдавшиеся») — племена, покоренные римлянами после длительного сопротивления, их территории управлялись напрямую римской администрацией. Со времени Элиева закона 4 г. н. э. сюда причислялся низший класс вольноотпущенников, не имевший возможности получить ни римского гражданства, ни латинского права. Не могли проживать ближе 100 миль от города Рима.

Женщины не рассматривались древнеримским правом как носители гражданства, хотя имели право владения собственностью. Рабы получили некоторые личные права только в период правления императора Антонина Пия. Например, убийство раба хозяином приравнивалось к убийству перегрина. Парадоксом в этой ситуации было то, что вольноотпущенник римского гражданина автоматически получал римское гражданство, правда, с определёнными обязательствами к бывшему хозяину. [4]. Отсюда мы видим, что в Римской империи основными правами и свободами человека обладали только римские граждане, хотя и таковой мог лишиться своих привилегий в зависимости от той или иной ситуации. Так как римляне вели широкую экспансию, у них появлялось огромное количество пленников, которые в последствии становились рабами.

Рабы, как мы уже заметили, люди низшей социальной группы, которые не обладали никакими правами, а условия труда были просто ужасными. Их участь зависела только от господ, которые ими владели. Старых и больных рабов они отправляли на разные острова, где обитали такие же больные и немощные невольники, ждавшие свою не минуемую кончину, от которых подобно мусору избавлялись римские граждане. Не трудно сделать вывод, что во времена римской империи твои права и свободы зависели только от социальной группы, к которой ты принадлежал. Родился у пары римлян? – ты свободный человек. Твою страну завоевали? – соболезную, так как твое положение становится плачевным. Стоит ли говорить о том, что такое положение дел не справедливо, ведь твоя судьба зависела только от того, смогло ли твое государство постоять за себя или нет. Хотя такое положение дел длилось очень долгое время, вплоть до 1981 года, когда последней страной, отменившей рабство стала Мавритания. Но, не смотря на это, в нашем мире все еще существуют рабство в той или иной форме, но об этом позднее.

Мы выяснили, что наличие свободы и прав гражданина того времени зависит от того, в какой стране ты живешь и какое положение в ней занимаешь. Но всегда ли так было? Давайте перейдем к следующему шагу в истории человечества, когда предпринимались новые попытки создать равные права и условия для всех граждан в государстве.

Глава 1.2. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в средневековье.

Средневековье, период которого начался после окончания эпохи античности (примерно в V веке), ознаменовалось эпохой феодализма, с основной формой правления монархией. Можно конечно добавить, что религия, а в частности христианство, играло далеко не последнюю роль, а зачастую и даже была лидером установленного классового неравенства и ущемления прав и свобод человека того времени. Как я уже написал, средневековье - это эпоха феодализма. Что такое феодализм и какое отношение имеет к нашему делу.

К X веку в Европе образовалось два класса: землевладельцы-феодалы и крепостные крестьяне. Феодалы возникли из знати - старейшин, военных вождей и их дружинников, а также из тех римских рабовладельцев, которые сохранили свои земли и богатства. Так же там были руководители христианской церкви - папа, епископы, аббаты. Класс крепостных крестьян образовался из прежних свободных общинников и бывших рабов.

Такой строй, при котором вся земля и власть принадлежат землевладельцам-феодалам, эксплуатирующим крепостных крестьян, называется феодальным строем.

Как мы уже поняли привилегированным слоем населения были феодалы, монархи и религиозные деятели. Так чем же крепостные отличались от рабов? Хотя и те и другие принадлежали свои хозяевам. Раб не имел ни земли, ни хозяйства, ни орудий труда и работал только на рабовладельца. За свой труд он получал только пищу и, если повезет, кое-какую одежду. Он считался вещью своего господина. Рабовладелец мог сделать с рабом всё, что угодно: продать, купить, даже убить. А крепостной уже был более менее свободным, потому что работал на земле принадлежащей феодалу и часть урожая, которую собирал крестьянин оставлял себе и своей семье. Остальную часть отдавал землевладельцу. Феодал тоже имел власть над крепостными: он мог их продавать, жестоко наказывать, но по закону не имел права убивать.

Были у крепостных их права и свободы? Начнём с того, что впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789 году, хотя до этого идея прирождённых прав прошла долгий путь развития, важными вехами на её пути были английская «Великая хартия вольностей», принятая в  1215г. [5]. Но не смотря на это, даже по отношению к свои гражданам имело место быть бессовестная несправедливость, которую никто не в силах был прекратить. Следствием этого появлялись банды и группировки вооруженных бандитов и грабителей, терроризировавших как и местных жителей, так и феодалов-богачей. Они плевали на законы и моральные принципы того времени, а их цель была одна – жажда наживы. Хотя рассказы и фильмы про «Робин Гуда», могут говорить об обратном.

Интересно заметить, что в уже закрепившемся христианском мире уже существовало подобие судов, где в качестве судей выступал трибунал, состоящий из высших чинов религиозной общины. Обычно подсудимыми были граждане якобы замешанные в колдовстве или черной магии, инаковерующие (христиане «очень любили» евреев, но об этом позже), а так же члены религиозных партий или орденов, уличенные в предательстве или нарушении обетов. Трудно сказать были ли эти суды справедливыми, хотя обращая внимание на количество «еретиков» сожжённых на кострах во имя божьей справедливости, думаю не очень. Но, как никак, это было правильным направлением в сторону грамотных юридических отношений между гражданами.

Вернемся к хартии вольностей. Так все-таки чем была на самом деле эта «Великая хартия вольностей»? Хартия содержала положение: «Мы пожаловали так же всем свободным людям нашего королевства... на вечные времена все изложенные ниже вольности...» Особое место в ней занимает ст. 39, в которой впервые излагается формула личной свободы: «Ни один свободный человек не может быть схвачен или посажен в тюрьму, или лишен прав, или поставлен вне закона, или иным каким способом обездолен, и не пойдем мы на него, и не пошлем на него, иначе как по приговору суда его равных или по закону страны».

В этой формуле, конечно, учтены некоторые особенности политического мировоззрения XIII в. Она должна была действовать в феодальном обществе, то есть в обществе, построенном на принципе неравенства, резко разделяющемся на господствующих и подчиненных.

Там свобода требуется исключительно для «свободных». Такая оговорка вполне соответствует действительным отношениям. На людей несвободных или полусвободных, а именно большинство крестьян и часть городских жителей действие этой статьи не должно было распространяться. Но если до сих пор эти бессмертные слова припоминаются так часто, то это потому, что в них впервые был провозглашен принцип личной свободы. Но, не смотря на это, мы не можем правильно применять слова в документе к реалиям тех событий, так как было сказано выше эта «свобода» распространялась только на людей власть имущих. Скорее всего подразумевается, что свободу можно было купить, а на это требовались деньги, земли и естественно крепостные, которых можно было продать.

Так же в хартии писалось: «Никому не будем передавать права и никому не будем отказывать в них или замедлять их». Определялось право на свободу передвижения: «Пусть будет каждому позволено впредь выезжать из нашего королевства и возвращаться в полной безопасности...». Опять же с достаточным количеством денег действительно можно было уехать в другие земли, например, как это делали религиозные деятели, так как деятельность особо не была связана с политикой и их земли были расположены не только по всей Европе, но и за ее пределами. Странствие из одного государство в другое обычная практика даже для того времени, не говоря уже о совершенных крестовых походах на Иерусалим.

Еще в Хартии содержались положения, направленные на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей, шерифов и констеблей лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять. [6] Не думаю, что это действительно соблюдалось. Обычно в качестве таких должностных лиц, феодалы либо ставили своих друзей или знакомых, либо покупали уже действующих. Обычная практика для всего периода существования человека, ничего необычного. Коррупция один из самых больших препятствий на пути к всеобщему юридическому равенству и полной свободы личности.

Глава 1.3. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в эпоху Возрождения и Реформации.

Ну а мы двигаемся дальше. В период Возрождения и Реформации появлялись определенные события, которые становились причиной крупного сдвига в общественных отношениях: феодальный уклад жизни все больше уступал новым стандартам человеческого бытия. Деятели искусства и науки пробудили невиданный интерес к человеку, внесли новизну в понимание человека, признание его достоинства, автономии и равенства, потребовали ликвидации сословных привилегий, сформировали гуманистическое воззрение.

Так же в это время параллельно зарождалась эпоха колониализма, именно этот момент истории стал отправной точкой для развития не только экономических и рыночных отношений, но и закрепления огромной пропасти классового неравенства между жителями Старого Света и Нового.

Она началась примерно с 15 века в эпоху географических открытий. Политика колониализма - это политика завоевания и эксплуатации менее защищенных народов, которые находятся на территории богатой ресурсами. Европейцы демонстрировали своё технологическое превосходство и индейцы банально никак не могли что-либо противопоставить захватчикам. Первые колонии были основаны в Новом Свете испанцами. Ограбление государств местного населения способствовало развитию банковской системы, росту финансовых вливаний в науку, стимулировало развитие промышленности и капитализма в целом.

Для колониальной политики периода первоначального накопления капитала характерны стремление к установлению монополии в торговле с покорёнными территориями, захваты и разграбление целых стран, использование или насаждение хищнических феодальных и рабовладельческих форм эксплуатации местного населения. Эта политика сыграла огромную роль в процессе первоначального накопления. Она привела к концентрации в странах Европы крупных капиталов на основе ограбления колоний и работорговли, которая особенно развернулась со 2-й половины XVII века и послужила одним из рычагов превращения Англии в наиболее развитую страну того времени. В порабощённых странах колониальная политика вызывала разрушение производительных сил, задерживала экономическое и политическое развитие этих стран, приводила к разграблению огромных районов и истреблению целых народов. [7]

Можно сказать, это был огромный всплеск социального неравенства. Количество людей на планете увеличивалось. Одни получали все, другие лишались всего, что у них было. Закончилась эпоха колониализма только в 20 веке. Страны, которые вышли из под гнета метрополий, в данный момент называются странами третьего мира, так как их экономике, обществу и социальному укладу был нанесен непоправимый вред, от которого восстановиться крайне тяжело. Но эти государства продолжают развиваться. Например Индия, которая была колонией Великобритании сейчас занимают уверенную позицию на мировой арене. Вторая в мире по населению страна активно закупает у России вооружение и импортирует целый ряд лекарств не только нашей стране, но и остальным. Но это не отменяет того факта, что во время гнета ее метрополии Индийский народ переживал огромное количество лишений и страданий. Жуткие смертные казни, рабство, нищета, голод, политическое бесправие, упадок культуры и захват ресурсов, все это длилось на протяжении владения страной и ее народом. Трудно говорить о каких-то правах и свободах местного населения в такое ужасно для них время. Но этим бесчинствам пришел конец в 1947 году. Независимость стране принесла невооруженная революция возглавляемая Махатмой Ганди.

Но, несмотря на страдания жителей Нового Света, свою порцию отсутствия полной свободы и большинства прав так и не получали жители «прогрессивной» Европы. Хотя нельзя отметить, что их участь была куда лучше, чем у коренных народов Америки.

Вернемся в Старый Свет, где под влиянием огромных масс ресурсов, появляются зародыши промышленности. А именно мануфактуры, которые разрушали привычный уклад жизни феодального строя. Но не смотря на это еще долгое время землевладение сохраняло феодальный характер, где участки делились на дворянские и крестьянские. В основном последние платили дань или оброки в пользу первых. Не смотря на это, развитие экономики приводило к тому, что города становились центром торговли и промышленности. Увеличение числа горожан и роста городов заставляло граждан искать себе любую работу, для того чтобы прокормить себя и свою семью. Это шло на руку появлявшемуся в тому времени слою капиталистов, которые на своих мануфактурах буквально истязали работников многочасовыми рабочими сменами, тяжелой работой и отсутствием каких-либо трудовых норм, что создавало огромную пропасть между работниками и капиталистами.

Однако закрепление прав человека в раннее буржуазных государств, гарантировавшего отдельные права отдельным группам населения появляются только в период XVII–XVIIIвв. Составляются юридические акты, провозглашающие права и свободы, принадлежащие всем без исключения гражданам. Права граждан именуются естественными, то есть возникшими независимо от воли правителей, и неотчуждаемыми, то есть ставящими преграду произволу власть имущим. Этап истории прав человека постепенно начал становиться в самостоятельную отрасль.

Старт юридических свобод в области закрепления прав человека и необходимом для их защиты разделении властей в период раннего капитализма была Англия. К периоду формирования буржуазного строя в Англии относится принятие Петиции о праве 1628 г. Этот закон возлагал на короля обязанности, которые призваны были защищать подданных от произвола королевской администрации.

Слово «свободный» получило новый смысл в формуле «habeas corpus act'a». Она найдена в 1678 г. в тот момент, когда абсолютизм был уже побежден бесповоротно, хотя сам еще этого не сознавал. Если кратко абсолютизм это неограниченная власть монарха, где воспетые богословами монархи, являлись чуть ли не божественного происхождения люди. Естественно, что от такого положения дел необходимо было уходить. Поэтому содержание этого закона сводится к следующему. Всякий человек, арестованный без объяснения причины, или кто-нибудь другой, узнавший об этом, может требовать представления его в суд. Судья обязан под страхом штрафа предпринять следующие действия: Во-первых, отправить немедленно в место задержания виновного. Дальше виновный докладывался судье, согласно предписанию о представлении к себе арестованного. Во-вторых, потребовать объяснения причин задержания. В-третьих, рассмотреть дело и постановить приговор.

Исходя из всего написанного, этот документ вводил понятие «надлежащая процедура», устанавливая гарантии неприкосновенности личности, принцип презумпции невиновности и другие важнейшие для защиты прав человека положения. НО мы точно не можем сказать соблюдались ли эти положения на самом деле. Во всяком случае это были значительные шаги к установлению и закреплению гражданских прав в государстве.

Дальше следовал документ, устанавливающий компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев в Англии, называвшийся «Билль о правах» 1689 г. Он утверждал, что в Англии закрепляется конституционная монархию. Этот билль отводил значительную роль управления в стране парламенту. Так же запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны. В этом документе содержалось каким образом нужно было содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов, право обращения подданных с петицией к королю.

Дальше по хронологии шел акт об устроении 1701 г., который учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможны в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму. Желание каждого класса отстаивать свои нужды и потребности стало причиной зарождения в одной из самых жестких монархий мира демократических идей о правах человека.

В этом же веке пришло время конституционных актов. Другие страны последовавшие за идеями английского государства, привели к таким событиям как американская и французская революция. Соответственно на фоне этих событий, в документах за человеком признавались определенные свободы, то есть сферы, находящиеся вне регулирования и вмешательства государства. Наряду со «свободами» от вмешательства государства стали закрепляться и права, которые могли быть реализованы только через законодательную и исполнительную деятельность государства.

В 1789 году народ Франции сверг абсолютную монархию и подготовил почву для создания первой Французской Республики. Через шесть недель после штурма Бастилии и через три недели после отмены феодализма, граждане приняли декларацию прав человека и гражданина в качестве первого шага к созданию конституции Французской Республики. Это был огромный шаг к созданию единого централизованного государства, в котором права и свободы человека имели далеко не самую последнюю роль. В конституции говорилось, что всем гражданам должны быть гарантированы права на «свободу, собственность, безопасность и сопротивление угнетению». Декларация утверждает: «необходимость в создании закона происходит из того факта, что выполнение прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами». Отсюда, декларация рассматривает закон в качестве «выражения общей воли», направленной на укрепление этого равенства прав и запрет «только тех действий, которые несут вред обществу».

Глава 1.4. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в эпоху индустриализма.

В XIX веке в различных государствах по-разному складывается первоначальный либеральный набор гражданских и политических прав, таких как свобода, равноправие, неприкосновенность личности, право собственности, избирательное право и т.д. Одной из центральных общественно-политических проблем, имеющих непосредственное отношение к правам человека, в это время была проблема рабства; ряд деятелей, таких, к примеру, как британец Уильям Уилберфорс, предпринимали усилия, направленные на его отмену. Уже в 1807 году в Британской империи появился Акт о работорговле, запрещающий, соответственно, торговлю рабами, а в 1833 — Акт об отмене рабства. [8]

Не смотря на огромные старания англичан повлиять на свободу рабов, таковыми становились их собственные граждане, работавшие за гроши на предприятиях. В погоне за наживой капиталисты использовали женский и детский труды, так как их заработная платы была просто мизерной. В 1845 году один английский писатель сообщал: «Количественное возрастание рабочих было велико благодаря усиливающейся замене труда мужчин трудом женщин и особенно труда взрослым труда малолетних. Три девочки 13-летнего возраста, заменяют взрослого мужчина, чья зарплата по крайней мере в 3 раза больше чем у одной из них.» Изменятся форма договора между рабочими и капиталистами, с тех пор как капитал начинает покупать незрелых и полузрелых. Раньше рабочий продавал свою собственную рабочую силу, которой он располагал как формально свободная личность. Теперь он продает жену и детей. Он становится работорговцем. Спрос на детский труд часто и по форме приближается к тому спросу на негров-рабов. Отчеты комиссий по детскому труду отмечают по истине возмутительные и чисто рабовладельческие черты в отношении рабочих-родителей к барышничеству детьми. Последствия вызванного таким образом разложения семейной жизни является колоссальная смертность детей рабочих. Даже принимая эти факты во внимание, можно сказать, что это издержки раннего капитализма. Все равно в будущем граждане придут к тому, что появятся нормативно-правовые акты, закрепляющие условия труда и появления профсоюзов. [9,141] Конечно трудно адекватно говорить о таких условиях жизни и труда с нашей «высоты», где в принципе можно отстоять свое право на законный труд и исполнение работодателем обязательств согласно трудового кодекса.

В 1864 году представители 16 европейских стран и нескольких Американских штатов, получили приглашения от Женевского комитета. Эта конференция проводилась с целью принятия конвенции о раненных солдатах, получивших ранения на войне. Основные принципы, изложенные в этой Конвенции и сохранившиеся в последующих Женевских конвенциях, наложили обязательство обеспечивать без дискриминации заботу о раненых и больных военных и уважение к медицинским транспортным средствам и оборудованию. Учитывая предстоящие мировые войны, с которыми столкнется Европа, на мой взгляд это решение было принято очень удачно.

В целом, особо крупных решений, которые принимались во имя свободы и прав человека до появления ООН не возникало. Мало помалу в каждой стране на земном шаре происходили те или иные улучшения в законодательстве, которые улучшали условия труда и жизни граждан. Хотя на момент конца 19 начала 20 века, все равно существовали огромные проблемы и с рабством, дискриминацией, но уровень жизни уже был намного выше, чем на начало 19 века. Электрификация, общественный городской транспорт, железные дороги и появление первых автомобилей, все это способствовало тому, что граждане начали чувствовать себя увереннее и свободнее. Путешествие между городами становилось все более и более доступным, а технологический прогресс удешевлял стоимость проезда. С развитием общественного транспорта большинству жителей больших городов стало удобней и дешевле добираться до работы.

Вообще хочется подытожить эту главу тем, что расскажу историю становления вечно притесняемых и гонимых иудеев как независимых граждан государства Израиль. На долю этого народа за все время существования человеческой эпохи пришлось огромное количество бед. Согласно библейским преданиям еврейский народ долго находился в рабстве у египтян. Собрав всю волю и мужество они решились на то, чтобы уйти из под гнета и отправились в сторону реки Иордан, где сделали свою последнюю остановку за все время своего долгого странствия по пустыне. Вечные войны стали обыденностью для иудеев. Захваченные сначала греками, а потом римлянами в итоге они были изгнаны со своих земель. Они распространялись по тогдашнему миру, образуя коммуны и диаспоры, пытаясь обрести мир и покой для своего народа.

С укреплением христианской и появления мусульманской религий, евреи начали притеснять еще больше. Тех что жили в северной Африки, мусульмане либо обращали в свою веру, либо убивали. К тем, кто находился в Европе относились хуже, чем к скоту и при любой возможности показывали свое пренебрежительное отношение, вспоминая им деяния, которые совершил их народ против христианской религии. Обычном делом было привлекать иудейских женщин к смертной казни, называя их ведьмами, а мужчин бросать в тюрьмы и морить их голодом. Но не смотря на это, евреи были очень трудолюбивым народом, но очень мнительным, что было вполне естественным. Они копили огромные богатства и в основном занимались ростовщичеством, так как им никто не давал земли в собственность.

С течением времени они получали права на общих основаниях, даже 1858 году они были допущены в английский парламент, а больше миллиона евреев переселись в США, где совсем не отличались от обычного американского гражданина.

Черным событием для всего еврейского народа конечно же является – холокост. Не смотря на все гонения и притеснения, которые пережили иудеи за все свое время существования, холокост это удар ножом в спину для всего человечества. Получается, что все к чему стремились люди – гуманность, свобода, равноправие и просто шанс на спокойное и счастливое существование, все перечеркивается и забывается одним бессовестным поступком. Приход к власти ультраправых в Европе способствовало тому, что появились нацизм и фашизм, идеологии которые идут вразрез с человечностью и гуманизмом. Преднамеренное уничтожение более 60% евреев в Европе и около трети во всем мире. Немыслимо огромное количество погибших на войне людей и убитых в концлагерях издевательскими казнями. Этому нет оправдания, надеюсь наши потомки никогда не забудут эту трагедию и такого больше не повторится. В конце концов еврейский народ нашел себе пристанище в новообразованном государстве Израиль. Хотя и здесь прошло не так гладко как хотелось. На тот момент территория принадлежало арабскому государству Палестине. ООН приняло решение разделить на 2 части: арабскую и иудейскую. Конечно же это решение не понравилось арабскому населению и до сих пор происходят военные столкновения между двумя народами.

Глава 1.5. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в США.

Рассказывая о истории развития гражданских прав и свобод человека, было бы неправильным не рассказать о их развитии в относительно молодом государстве США. На данный день эта одна из самых передовых стран мира, подарившая миру и человечеству не только огромное количество новых технологий и удобств для человеческой жизни, но и множества движений за гражданские права и свободы, которые дали толчок за освобождения из под гнета множества людей во всем мире. Это страна в которой возникла «Human Rights First» некоммерческая международная правозащитная организация, которая была создана в 1978 году в Нью-Йорке. Основная цель на момент создания это защита прав беженцев и поддержка правозащитников по всему миру. В последнее время занималась с антисемитскими и другими расистскими настроениями в Европе. Ну и конечно же ООН, штаб квартира которой находится так же в Нью-Йорке. Организация объединённых наций, созданная в 1945 году, основная задача которой подержание и укрепления международного мира, безопасности и порядка, а так же развития сотрудничества между странами и государствами. В ее состав входит 193 государства. В ООН существует огромное количество разных комитетов, занимающихся различными правозащитными мероприятиями. На один из таких комитетов я уже обращал внимание в самом начале, а именно – комитет по правам человека. Так же важной для нашей темы миссией, которой занимается ООН является миротворческие операции, проводимые в различных странах, где происходят военные столкновения.

Ну а мы двигаемся далее и обратим внимание на различные движения созданные активистами, правозащитниками и просто обычными людьми, которым не плевать на участь других, таких же обычных людей как и они, созданные в США. Думаю каждый из нас знает кто такие «Хиппи». Эти люди, которые боролись за прекращение войн, разжигаемых Американским правительством в период холодной войны, подвергавшиеся гонениям и лишениям свободы со стороны Американских властей. Так же в США был дан толчок развития таким движениям как феминизм, ЛГБТ (отдельно поговорим об этом далее), ну и конечно же движение за гражданские права чернокожих.

Думаю конкретно на последних мы и обратим свое усиленное внимание, так как эти люди за все время существования человечества, а согбенно в эпоху колониализма страдали чуть ли не больше всех. Отсталые в технологическом плане, находившиеся на землях богатыми природными ресурсами они никак не могли противостоять белым захватчикам. Точно так же, как и индейцы Нового Света они были захвачены в рабство. Их земли использовались для добычи полезных ископаемых, а людей насильно заставляли трудиться. Тех кто пытался противостоять гнету жестоко убивали, остальные работали до изнеможения. Бедных людей негроидной расы я думаю можно поделить на тех кого забирали с родных земель и тех кто оставался. Последних как раз и отправляли на плантации по всему миру. Мужчины и женщины отличавшиеся особой природной физической выносливостью хорошо трудились на белых хозяев, принося их владельцам огромные доходы. Они были расходным материалом, их убивали, продавали, обменивали и насиловали. Они ничего не могли поделать до определенного момента истории.

Так как все-таки я рассказываю про историю развития гражданских прав и свобод человека в США, давайте пойдем в хронологическом порядке. Соответственно позже мы и дойдем до освобождения чернокожих людей. Ну а пока начнем с того, что 4 июля 1776 года Конгресс США одобрил Декларацию независимости. Томас Джефферсон написал Декларацию в качестве пояснения того, почему 2 июля Конгресс проголосовал за провозглашение независимости от Великобритании, более чем через год после начала Войны за независимость Америки, и в качестве заявления о том, что 13 американских колоний больше не входят в Британскую империю. Конгресс издал Декларацию независимости в нескольких формах и распространялась среди населения. В документе был сделан акцент на двух темах: личных правах и правах революции. Эти идеи получили широкую поддержку среди американцев, а также стали известны по всему миру, оказав особенно сильное влияние на Французскую революцию.

Конституция Соединённых Штатов, написанная в течение лета 1787 года в Филадельфии, стала фундаментальным законом федеральной системы государственного управления США и значимым документом для всего западного мира. Это старейшая национальная конституция, которая действует по сей день. В ней определены главные государственные органы и их полномочия и основные права граждан.

Первые десять поправок к Конституции (Билль о правах) вступили в силу 15 декабря 1791 года, ограничив власть федерального правительства США и защитив права всех граждан, жителей и гостей на американской территории.

Билль о правах защищает свободу слова, свободу вероисповедания, право на хранение и ношение оружия, свободу собраний и свободу подавать петиции. Он также запрещает необоснованные обыски и аресты, жестокие и необычные наказания и дачу показаний против себя под принуждением. Билль о правах, в частности, запрещает Конгрессу издавать какие-либо законы в отношении создания религии и запрещает федеральному правительству лишать любого человека жизни, свободы или собственности без должного судопроизводства. В случае уголовных дел федерального уровня он требует вынесения обвинительного заключения большим составом присяжных по всем особо тяжким или позорящим преступлениям, гарантирует
быстрое публичное разбирательство беспристрастными присяжными в том округе, где преступление было совершено, и запрещает вторичное привлечение к уголовной ответственности за одно и то же преступление.

Отсюда становится понятно, что граждане США имеют огромную юридическую базу, которая может защитить их от произвола властей. Что нельзя сказать о коренном населении – индейцах. В 1830 году конгресс США принимает закон о насильственном переселении американских индейцев. Большинство которых составили цивилизованные племена. Выгоняли из их родных земель на юго-востоке США на Индейскую территорию, которая сейчас является штатом Оклахома на западе США. По дороге индейцы страдали от отсутствия крыши над головой, болезней и голода, многие умирали. Вместе с индейцами на индейские территории переселилось множество негров, находившихся в бегах. Вроде бы столько юридических документов было написано для того, чтобы создать гражданское равенство между всеми людьми на территории страны, но к сожалению это не распространялось на коренных жителей, о чем сейчас сожалеют граждане этого государства.

Так же в 1850 году был принят Закон о поимке беглых рабов на всей территории США. Закон требовал, чтобы бежавшие на Север рабы были возвращены их владельцам на Юге. По состоянию на 1860 год, из 12-миллионного населения 15 американских штатов, где сохранялось рабство, 4 миллиона были рабами. Из 1,5 млн. семей, живущих в этих штатах, более 390 тыс. семей имели рабов. Рабы трудились в плантационном хозяйстве, позволяя получать американским рабовладельцам высокие прибыли. В первой половине XIX века национальное богатство Соединённых Штатов в значительной степени было основано на эксплуатации негров-рабов. За период с XVI века по XIX век в страны Америки было завезено около 12 миллионов африканцев, из них около 645 тыс. на территорию современных США.

Но такая политика не могла существовать вечно. Гражданская война 1861 - 1865 года положила конец рабовладельческому строю южных штатов США. Она началась из-за того, что В первой половине XIX века аграрный рабовладельческий Юг и промышленный Север существовали как отдельные экономические регионы. На Севере сосредотачивались предприятия машиностроения, металлообработки, лёгкой промышленности. Здесь основной рабочей силой были многочисленные иммигранты из различных стран, работавшие на фабриках, заводах и других предприятиях. Рабочих рук на Севере было достаточно, демографическая ситуация здесь была стабильной и уровень жизни относительно высокий. Другая ситуация сложилась на Юге. В результате Луизианской покупки 1803 года и американо-мексиканской войны 1846—1848 годов США получили огромные территории на западе, где было большое количество свободных земель и где ещё ранее было легализовано рабство. На этих землях обосновались фермеры и плантаторы, получившие огромные земельные наделы. Земля на юге очень плодородна, климат благоприятен для земледелия, поэтому Юг стал аграрным регионом. Здесь выращивались такие культуры, как табак, сахарный тростник, хлопок и рис. Однако на Юге не хватало рабочих рук. В своём большинстве иммигранты ехали на Север, поэтому для работы на плантациях, начиная ещё с начала XVII века, завозились темнокожие рабы из Африки. С приходом Линкольна к власти, который объявил, что новые штаты будут свободны от рабовладельчества, ситуация стала накаляться. Такой подход не понравился Южным штатам. В ответ на избрание Линкольна рабовладельцы объявили о выходе южных рабовладельческих штатов из Союза штатов и начали подготовку к гражданской войне. В феврале 1861 в Монтгомери была создана Конфедерация рабовладельческих штатов, в которую вошло 11 из 34 штатов США. В апреле 1861 войска Конфедерации подняли мятеж и захватили форты и арсеналы. В 1865 2 июня войска южан прекратили сопротивление Война закончилась полным поражением рабовладельцев.

Решающую роль в разгроме рабовладельцев сыграли простые работники, но плодами победы в основном воспользовалась буржуазия, которая добилась осуществления своих главных целей. Было уничтожено рабство, мешавшее развитию капитализма. Были созданы благоприятные условия для развития капитализма в сельском хозяйстве по фермерскому. Началось создание единого национального рынка, власть имущие сосредоточили в своих руках контроль над всей экономической и политической жизнью страны. Однако господству буржуазии угрожало мощное рабочее, фермерское и негритянское движение. В этих условиях ясно обозначалась линия на заключение классового союза между буржуазией и плантаторами, направленного против трудящихся. Негры и часть белых бедняков, руководимые радикальными республиканцами, начали организованную борьбу за предоставление земли неграм и белым беднякам, за право голоса для бывших рабов. В Южных штатах начались настоящие сражения негров с бандами ку-клукс-клана, террористической организацией, созданной на Юге в 1865 году. Не смотря на свою борьбу чернокожие не получали никаких прав и превращались в безземельных рабочих. В декабре 1865 конгресс официально санкционировал освобождение негров, одобрив 13-ю поправку к конституции, а в нюне 1866 14-я поправка к конституции признала за неграми право голоса. [10]

Но вся эта война, человеческие и экономические потери конца 19века, дало только толчок к развитию прав чернокожего населения. Негры различными средствами не допускались к участию в выборах. Действовали законы согласно которым чернокожие не могли учиться в школах и университетах вместе с белыми, и имели собственную систему школ и университетов, должны были занимать специально отведенные для них места в общественном транспорте, и многое другое. Большинство магазинов, ресторанов и гостиницы отказывались обслуживать чернокожих. Белые граждане США всегда рассчитывали на их покорность, сопротивление чернокожих казалось немыслимым. Многие южане были убеждены в том, что чернокожие смирились с ролью граждан второго сорта, и она им даже нравится. Что немыслимо, но это правда ведь чернокожие автовладельцы составляли путеводитель, в котором описывали способы избежать дискриминации во время путешествий и перечисляли места, в которых к ним не было агрессивного отношения. [11]

В конце концов за двенадцать лет ненасильственной борьбы движение за гражданские права добилось прекращения расовой дискриминации в различных сферах. Это движение пробудило в чернокожих американцах чувство самоуважения, гордости и уверенности в своих силах, что способствовало достижению взаимопонимания между белыми и чернокожими гражданами США. Ведь эти люди внесли огромный вклад в мировую культуру, создавая новые музыкальные жанры, например джаз и хип-хоп. Так же было бы бессовестно умолчать о всеми известном и скандальном поп исполнителе Майкле Джексоне, которому по всей видимости не нравился цвет кожи, но не отменяло факта его чернокожего происхождения.

Стоит еще напомнить о огромных достижениях в спорте, где их природная физическая сила и выносливость, делает их по-настоящему трудными соперниками. Наверное почти нет таких видов спорта в которых они бы не участвовали. Баскетбол, легкая атлетика и многочисленные разновидности силового спорта, в которых представители чернокожей расы достигают наибольших успехов. Естественно нельзя не указать на первого в истории Америки афроамериканского президента США Барака Обамы. Ну и наконец я бы отметил такого человека как Мартин Лютер Кинг, рожденный в 1929 году баптистский проповедник был одним из самых главных представителей движения за гражданские права чернокожих в США. Он выступал за защиту гражданских прав, основываясь на опыте Махатмы Ганди, выступая за ненасильственные меры достижения своих целей. В 1964 году получил нобелевскую премию за борьбу с расовым неравенством. К сожалению обычно такие люди мешают существующей политике и в 1968 году был убит. Но его вклад в историю развития гражданских прав и свобод поистине не оценим. Мартин Лютер Кинг посмертно получил президентскую медаль свободу и золотую медаль конгресса США. С 1986 года на федеральном уровне стал праздноваться День Мартина Лютера Кинга, а в 2011 году был открыт мемориал на национальной аллее в Вашингтоне, что указывает на огромную роль этого чернокожего человека в истории страны.

Глава 2. Развитие гарантии прав и свобод человека и гражданина в России.

Теперь поговорим о развитии гражданских прав и свобод в России. Я думаю если спросить любого гражданина нашей страны, о том какой вид ограничения свободы в российской истории больше всего принижал достоинство русского человека, то не секрет, что каждый ответит - крепостное право. Хотя мало кто знает, что в начале развития Руси как государства существовало и рабство. О нем мы поговорим чуть позже. Вообще история России это вечные войны с зарубежными государствами, гражданские волнения, революции, где простому человеку приходилось очень туго. Даже отмена крепостного права не сильно сглаживало ситуации. Свою свободу русские люди стали приобретать с развитием социалистического государства, хотя действительно свободными люди стали себя чувствовать только после 2й мировой войны, а особенно в период так называемого «Застоя». Но идеология СССР не позволяла по-настоящему проявлять все свои возможности свободного человека, это стало возможно после развала советского союза. А конкретно после 2000х годов, так как 90е годы очень сложно назвать периодом полной свободы и независимости русского человека. Если коротко, то и сейчас в нашей стране тоже есть определенные проблемы.

Глава 2.1. «Рабство на Руси»

Но вернемся к истокам нашей страны. Как я уже упомянул раннее у нас тоже существовало рабство. С 9 века на Руси было огромное количество рабов. В основном они трудились на земельных владениях древнерусских зажиточных граждан. П. Н. Третьяков, касаясь рабства у славян, писал:

«Рабов продавали и покупали. Рабом мог стать член соседнего племени. Во время войн рабы, особенно женщины и дети, являлись непременной и очень важной частью военной добычи. Вряд ли можно рассматривать все это в качестве примитивного патриархального рабства, которое было распространено у всех первобытных народов. Но это не было, конечно, и развитым рабовладением, оформившимся как целостная система производственных отношений.»

Хотя помимо захвата пленных могли быть и другие возможности стать зависимым от других людей и потерять свои свободу и права. Например: самопродажа в рабство, брак с рабыней, поступление в услужение, банкротство. Также рабом мог стать беглый закуп или человек, совершивший тяжкое преступление. Но спустя некоторое время, рабством необходимо было осуществлять наиболее суровую меру наказания, не прибегая к убийству, в рабы изначально попадали наиболее опасные преступники. О рабстве на Руси известно из многих средневековых источников, в частности, из законов «Русской Правды» киевского князя Ярослава Мудрого. Е. И. Колычев о рабстве в древней Руси пишет следующее:

«…холопство на Руси как правовой институт не представляло собой нечто исключительное, неповторимое. Для него характерны те же важнейшие черты, что и для рабства в других странах, в том числе и для античного рабства.» [12]

Обычно рабов на Руси называли челядью, то есть зависимыми людьми. Также челядью могли быть родственники или друзья хозяина, которые не имели дома и денег и жили за его счёт. Но потом появился новый термин – холоп, так как термин «челядь» начал обозначать дворовых людей помещика. Положение рабов на Руси было сходно с положением крепостных. Отличие состояло в том, что рабство — это система устройства общества, а крепостное право — совокупность юридических норм феодального государства. Крепостной мог перейти к другому хозяину в Юрьев день и мог иметь собственность. Раб был лишён такой возможности. В дальнейшем рабы слились с холопами, дворовыми людьми и другими категориями крепостных.

Кстати самое интересное, что большинство людей считает бурлаков такими же рабами или холопами. Конечно же, после увиденной картины Репина, другого мнения и не могло сложиться. Хотя бурлаки именно наемные рабочие, задача которых была тянуть речное судно против течения. Но в некоторых диалектах, «бурлачить» могло означать и совсем другие виды деятельности.

Глава 2.2. «Крепостничество на Руси»

Вообще именно понятие крепостное право появилось с 1497 года, в котором появился «Юрьев день». Именно в этот день завершался годовой цикл сельскохозяйственных работ и происходил расчёт по денежным и натуральным обязанностям крестьян в пользу их владельцев и по государственным налогам. После всех мероприятий крепостной имел право перейти от одного помещика к другому. Но в 1581 году «Юрьев день» отменили. Хотя именно понятие «крепостное право» не употреблялось в русском законодательстве. Оно стало использоваться помещиками в 18 веке для обозначения своих прав собственности на землю и крестьян. Крепостничество является производным от слова «крепость» в значении «документ, удостоверяющий право собственности на недвижимое имущество», и вторичным по отношению к издавна существовавшему определению «крепостной человек», каким обозначали лично зависимых людей.

Так с чего же началось «крепостное право»? Служилое поместье в Русском государстве XV — начала XVII веков представляло собой земельный участок, находящийся в собственности государства, населённый лично свободными людьми, сельскохозяйственными работниками —крестьянами, обязанными временно отчислять определённую долю своих сельскохозяйственных прибытков, чаще всего натурой, но иногда и в денежном эквиваленте, не в государственную казну, а в пользу помещика. Раздача поместий была вызвана недостатком наличных денежных средств, чтобы оплатить услуги лиц, несущих военную или бюрократическую службу государству.

Кроме поместья, полученного временно, под условием службы, многие дворяне владели землёй на праве частной собственности, доставшейся в качестве приданого, по наследству и так далее — «вотчинами». Но свою частную землю собственник возделывал или с помощью нанятых вольных работников, или поселяя на неё лично зависимых от него лиц —холопов. Вотчинник не имел права переселить крестьян из государственного поместья в свои частные владения, потому что жители поместья ни при каких обстоятельствах не считались собственностью помещика, а исключительно свободными государственными налогоплательщиками, временно обязанными свои прямые выплаты в государственную казну заменить косвенными платежами — в пользу помещика, то есть человека, служащего государству своим образованием или воинским умением, и потому взятого государством на содержание. Принципиальные перемены в положении крестьян наступают с наступлением династии Романовых. К этому времени сроки поисков беглых крестьян увеличились с 5 лет до 15 лет. В большинстве случаев землевладельцы настаивают на праве отыскивать своих беглых арендаторов бессрочно и, конечно же, царь Алексей Михайлович идет навстречу этим требованиям. Далее в изданном в 1649 году Соборном Уложении появились два новых пункта. Во-первых, объявлялся неограниченный срок сыска беглых крестьян. Господин имел теперь право вернуть самого беглеца или даже его потомков со всем нажитым в бегах добром, если мог доказать, что именно из его поместья сбежал крестьянин.

Во-вторых, даже свободный от долгов крестьянин терял право поменять место жительства — он становился «крепок», то есть прикреплён навечно к тому поместью, где его застала перепись 1620-х годов. В случае его ухода Уложение предписывало насильно возвращать прежде свободного человека обратно вместе со всем хозяйством и семьей.

Фактически, уложение царя Алексея Михайловича совершило социальный переворот, лишив большинство населения страны права свободного перемещения и распоряжения собой, своим трудом и собственностью. Документ 1649 года содержит целый ряд статей, приближающих вольного крестьянина к барщинному холопу. Его хозяйство всё решительнее признаётся собственностью господина. Вполне ясно, что уже в этот период времени крестьянин, является личной собственностью господина. Так, например, уложение велит выданную в бегах замуж крестьянскую дочь возвращать владельцу её вместе с мужем, а если у мужа были дети от первой жены, их предписывалось оставить у его помещика. Так допускалось уже разделение семей, отделение детей от родителей. [13]

С конца XVII века постепенно входят в практику скрытые сделки по продаже крестьян между помещиками, также крепостных отдают в качестве приданого и так далее. Но речь шла, всё-таки, о переселении, перемещении земледельцев, причём непременно вместе с семьёй, из одного поместья в другое. Закон запрещал обезземеливание крестьян. Кроме того, запрещалась и торговля крепостными крестьянами.

С конца XVII крепостное право в России приобретает принципиально иной характер, чем тот, который оно имело при своем возникновении. С самого начала крепостничество начиналось как форма государственной повинности, а пришло в своем развитии к тому, что крепостные лишились всяких гражданских и человеческих прав и оказались в личном рабстве у своих помещиков. В первую очередь этому способствовало законодательство Российской империи, бескомпромиссно вставшее на защиту исключительно помещичьих интересов.

Несмотря на осознание того, что крепостнические порядки являются социальным злом, правительство не предпринимало никаких решительных мер к их уничтожению. Распространение получила так называемая «месячина». Она состояла в том, что помещик отнимал у крестьян их наделы и личное хозяйство и превращал их в настоящих сельскохозяйственных рабов, которые работали на него постоянно и получали только скудный паёк из господских запасов. Крестьяне - «месячники» были самыми бесправными людьми и ничем совершенно не отличались уже от негров на плантациях Нового Света.

Очередным этапом в утверждении бесправия крепостных крестьян стал «Свод законов о состоянии людей в государстве», изданный в 1833 году. Там декларировалось господское право наказывать своих дворовых людей и крестьян, распоряжаться их личной жизнью, в том числе право дозволять или запрещать браки. Помещик объявлялся собственником всего крестьянского имущества. Торговля людьми продолжалась в России вплоть до февраля 1861 года. Правда, появляется формальный запрет продавать крепостных с разделением семей и без земли, а также ограничено право беспоместных дворян приобретать крепостных. Но эти запреты легко обходили на практике. Крестьян и дворовых покупали и продавали как и прежде, оптом и в розницу, но теперь в газетах такие объявления маскировали: вместо «продаётся крепостной человек» писалось «отпускается в наём», но все знали, что на самом деле имеется в виду.

Телесные наказания были обычном делом. Нередко такие наказания заканчивались смертью жертв, но помещики почти никогда не несли никакой ответственности за убийства и увечья своих слуг. Одной из самых суровых мер правительства по отношению к жестоким господам было взятие имения «под опеку». Это означало лишь, что усадьба переходила под непосредственное управление государственного чиновника, но помещик-садист сохранял право собственности и исправно получал доходы от имения. Причём по прошествии времени, как правило очень скоро, опека «высочайшим повелением» отменялась, и господин получал возможность вновь совершать насилия над своими «подданными».

В 1848 году крепостным разрешили приобретать недвижимость — до этого времени им было запрещено владеть любой личной собственностью. Предполагалось, что такое разрешение будет стимулировать увеличение числа зажиточных крестьян, сумевших разбогатеть и в неволе, оживить экономическую жизнь в крепостной деревне. Однако этого не случилось. Указ позволял с разрешения своих хозяев, но на собственное имя приобретать незаселенные участки земли как в сельских местностях, так и в городах. Эта недвижи­мость становилась личной собственностью крестьянина, в отличие от остального находившегося в его домашнем хозяй­стве имущества, которым члены семьи владели совместно. На практике это привело к злоупотреблениям, когда господа, пользуясь формальным правом, отнимали недвижимость у своих крепостных.

19 февраля 1861 года не произошло «отмены крепостного права» или «ликвидации крепостничества», несмотря на широкое употребление подобных словосочетаний в научной, учебной, популярной, художественной литературе. Официально царский Манифест 19 февраля даровал «крепостным людям» права, предусмотренные для «состояния свободных сельских обывателей», а Положения 19 февраля дополняли этот документ разъяснением порядка и условий выхода крестьян «из крепостной зависимости». В итоге 3 марта 1961 крепостное право было отменено. Основными причинами реформы был кризис крепостнической системы и крестьянские волнения, усилившиеся во время Крымской войны.

Глава 2.3. «развитие гарантии прав и свобод человека в России в XX веке»

К началу XX в., несмотря на отмену крепостного права и проведение императором Александром II судебной, земельной, военной и ряда других либерально-буржуазных реформ 1860-1870 гг., в России сохранялся режим полицейского государства, который характеризовался отсутствием свободы слова, собраний, образования союзов, а также строгой цензурой над печатью, учреждением надзора за «неблагонадежными» лицами, жестким подавлением инакомыслия, выделением судебных органов для рассмотрения политических дел, укоренившимся чиновничьим бюрократизмом.

Между тем происходили и значительные позитивные процессы. Бурно развивался капитализм на фоне становления единого рынка, ускорения промышленного производства, роста производительности труда, укрепления рубля.

Высочайшим Указом от 6 августа 1905 г. было утверждено «Положение о выборах в Государственную Думу», вскоре появился известный царский Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка» от 17 октября 1905 г., в котором обещалось даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов, предоставить «дальнейшее развитие начала общего избирательного права».

Февральская революция 1917 г. положила конец самодержавию и дала новый импульс буржуазно-демократическому развитию России. Временное правительство в Декларации о его составе и задачах от 3 марта 1917 г. провозгласило полную и немедленную амнистию по всем делам политическим и религиозным; свободу слова, печати, союзов, собраний и стачек с распространением политических свобод на военнослужащих; отмену всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений; подготовку к созыву Учредительного собрания на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования.

Первая Конституция РСФСР 1918 г. в качестве ведущего раздела включала «Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа», в которой устанавливались права на пользование землей, участие в выборах, участие в рабочем контроле; свобода совести, выражения мнений, собраний, митингов, шествий, союзов и др. Права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, расовой и национальной принадлежности. Вместе с тем Конституция 1918 г. четко определяла сущность Советского государства как государства диктатуры пролетариата, беспощадно подавляющего и уничтожающего противоположные классы и слои.

Приоритетное положение получили субъективные права и свободы личности над государственными ценностями. Основной Закон РСФСР 1918 г. обходил молчанием сферу личной свободы индивида, а именно неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки.

Во второй половины 20-х гг. начинается процесс отхода от первоначальных установок по вопросам прав личности. Основными факторами здесь выступили: ликвидация привычного уклада жизни в деревне, антирелигиозная пропаганда, обострение внутриполитической борьбы и наличием постоянной внешней угрозы. Другой особенностью рассматриваемого периода является усиление влияния партийных органов на деятельность государственного аппарата. Поэтому милиция, прокуратура и суды старались руководствоваться не законом, а решениями партийного аппарата.

В 30х-40х годах в период раннего правления Сталина происходят репрессии, массовые неправомерные аресты и расстрелы, ссылки в Сибирь, ограничения в правах колхозников и рабочих. По сей день ведутся споры о правомерности подобных событий. Находятся те, кто поддерживают и защищают подобные меры со стороны государства, оправдывая тем, что в итоге советский народ отстоял свои земли и победил нацизм, понеся при этом колоссальные экономические и людские жертвы. Но ни в коем случае нельзя оправдывать тоталитарные устои сложившиеся во время правления Сталина. При всей сложившийся ситуации можно было найти другой выход, не ограничивая права и свободу человека.

Негативное влияние на формирование системы обеспечения прав человека так же оказала Великая Отечественная война. В этот период наблюдается существенное ослабление принципов правосудия и процессуальных гарантий, что вполне естественно для условий военного времени. Значительно снижала уровень законности практика принятия без опубликования законов, подзаконных актов и ведомственных инструкций об установлении различных видов юридической ответственности.

Но не смотря на все зло, были и положительные моменты. Например почти полное отсутствие безработицы, права на труд, отдых и бесплатное образование было повсеместным. Системы образования и здравоохранения считались одними из лучших в мире. Успешно развивались гарантии прав женщин, они получили избирательные права еще по Конституции РСФСР в 1918 г.

Поворотным пунктом, ознаменовавшим переход от тоталитаризма к ограниченным реформам, явилась так называемая «оттепель». В феврале 1956 г. XX съезд КПСС осудил злоупотребления и расправы периода 30-50-х гг. Происходит восстановление роли суда и правосудия, прокурорского надзора, расширение общественного контроля за деятельностью правоохранительных органов. Ликвидируются органы внесудебного рассмотрения дел, упраздняются трибуналы войск МВД, транспортные суды. Так же граждане получили бесплатные квартиры 50 млн человек, т.е. одна четвертая часть населения страны.

Существенное значение имели обозначенные в октябре 1961 г. XXII съездом КПСС задачи по реформированию общественных отношений, усилению режима законности и правопорядка. Устанавливалось, что переход к коммунизму означает всемерное развитие свободы личности и прав советских граждан.

С начала 1970-х гг. провозглашается, что в СССР построено «общенародное государство», главная цель которого - благо народа. Важную роль в этом процессе играет принятие концепции «развитого социализма».

В этот период получает окончательное оформление социалистическая концепция прав человека, которую представители СССР неизменно стремились проводить в процессе принятия основных документов на международной арене. Так, в 1973 г. Президиум Верховного Совета СССР ратифицирует Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Международный пакт о гражданских и политических правах.

Складывались основные особенности советской доктрины прав человека: отрицание идеи естественных и неотчуждаемых прав человека и их установлении только государством; претензия на превосходство социалистических представлений о правах перед буржуазными; утверждение о приоритете социально-экономических прав над личными и политическими; трактовка проблем прав человека как исключительно внутреннего дела государства, исключающая международное вмешательство и рассмотрение его как посягательство на суверенитет; отрицание частной собственности и гарантий ее независимости от государства; реализация прав и свобод с учетом первостепенной важности интересов социалистического общества.

Особый смысл придавался равенству прав личности как высшему достижению социалистической правовой системы. Государство стремилось к «выравниванию» положения некоторых категорий населения путем установления определенных льгот и преимуществ для женщин, детей, инвалидов, пенсионеров. Ограничивался и верхний предел реализации прав личности, лимитировалась заработная плата, предельный размер жилья, в ряде случаев свобода передвижения и др. Поэтому принцип отрицания частной собственности и гарантий ее независимости от государства воспринимался как условие сохранения правового равенства граждан.

С середины 80-х гг. начинают формироваться новые подходы к проблемам законности, правопорядка, к системе защиты прав личности. В октябре 1987 г. создается Комиссия Политбюро ЦК КПСС по дополнительному изучению материалов, связанных с репрессиями, имевшими место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг. 5 января 1989 г. ЦК КПСС принимает Постановление «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 30-40-х гг. и начала 50-х гг.». В 1988 г. провозглашается курс на построение социалистического правового государства. Совершенствовалось законодательство, его положения постепенно приводились в соответствие с нормами международного гуманитарного права. Это стало фундаментом становления системы прав человека в Российской Федерации. [14]

Но не смотря на все попытки построить социалистическое государство, уже во второй половине 80х годов в союзных республиках появилось стремление к государственной и экономической независимости. Огромное количество восстаний, митингов, военных столкновений, все приводит к тому, что в 1991 году прекращает свое существование огромное государство, которое фактически контролировало всю восточную часть мира. Вероятнее всего, что западные страны явно приложили к этому руку, а именно США, которой хотелось сохранить явное преимущество на мировой арене. Советские люди долгое время жившие в условиях тотальной идеологии, открыто тянулись к западной культуре. По всей видимости здесь и произошел надлом, повлиявший на распад СССР.

Конец 20 века для жителей нашей страны оказался очень трудным. Появление нового государства, становление нового правительства в условиях открытого бандитизма, пагубно влиял на граждан. Большинство из них не могли отстаивать свои права, и полную свободу получали лишь ОПГ, которые творили бесчинства почти на всех уровнях страны. «Крышевание», рэкет, открытые столкновения группировок, борьба за никому не принадлежавшие ресурсы некогда одной из богатейших стран на планете, остатки и разрушенные предприятия и заводы, все это досталось населению нашей державы. Добавим еще сюда чеченские войны и терроризм. Действительно трудное и тяжелое время для простых россиян.

Глава 3. «Права и свободы человека в современном мире.»

Наверное в данной главе хотелось бы отметить основные проблемы, а так же влияние коммунизма на современный мир и некоторые страны, в которых на мой взгляд существенно искажается понятие право и свободы человека.

Глава 3.1. «Роль КНР в современном мире»

Начнем с близкого «друга» и партнера России КНР. Конкретно становлении Китайской Народной Республики провозглашается 1 октября 1949г, где лидером коммунистической партии был Мао Цзэдун. Забавно, что почти любая коммунистическая идеология не обходится без репрессий и открытого тоталитаризма. Наверное большинство людей не понимали конкретного значения идеологии и извращали ее на свой лад. В итоге правления Мао закреплялся жесткий культ личности как при Сталине. Принимая во внимание только лишь свои идеи и коммунистический путь Китая, разорвал дипломатические отношения с СССР времён Хрущева, считая его реформы либеральными. Пик безрассудства можно считать его «культурную революцию» 60х годов. Пытаясь уничтожить либеральные мировоззрения в стране, Мао Цзэдун создавал отряды «охранников идеологии», которые убирали, а большинстве случаев даже убивали неугодных партии людей. Под прицел таких «охранников» мог стать любой гражданин страны, от самого простого вплоть до руководителя местной коммунистической партии. Ситуация носила глобальный характер по всей стране. Нередко уничтожались даже культурные наследия и произведения искусства. Естественно такое не могло продолжаться вечно и в конце концов массовый террор прекратился. А Мао решается на неожиданный шаг и начинает сближение с США. [15]

После смерти диктатора, правительство КНР решило полностью прекратить политику тоталитаризма и начало проводить либеральные реформы и капитализацию страны. В итоге на сегодняшней день Китай является экономическим гигантом. Страна с самым большим количеством населения на планете размещает у себя огромное количество зарубежных заводов и предприятий. Противоположная сторона медали этой ситуации в том, что конкуренция рабочей силы достигает немыслимых масштабов из-за этого среднестатистический работник таких предприятий получает сущие гроши по сравнению с его западным коллегой. Такая же ситуация и в регионах юго-восточной Азии. В этой области производится львиная доля дешевых товаров, которые в конченом итоге распространяются по всему миру. Стоит ли сравнивать уровень жизни работника такой страны с уровнем жизни европейского работника. Наверное это издержки капитализма, но в целом ситуация явно удручающая. О каком равенстве во всем мире можно говорить если мы будем ставить заводы в густонаселённых странах и странах третьего мира, заставляя жителей производить товары, которые в итоге продаются в западном мире за деньги в десятки раз превышающие себестоимость товара, а сами эти жители получают сущие копейки. Но тут есть и другая сторона медали, а именно наличие таких предприятий дает людям хоту какую-то работу. Это лишь малая часть проблемы капиталистического мира.

Глава 3.2. «Роль КНДР в современном мире»

Рассматривая страны, в которых в том или ином смысле были тоталитарными, я не могу оставить без внимания КНДР. Эта корейская страна будоражит внимания любого свободного человека, который явно не хотел бы становиться жителем этого государства. На данный момент КНДР одна из немногих стран, в которой открыто не существует понятия свободы и прав человека. Можно только представить какой ад творится за этими границами корейского государства. Так как же корейцы пришли к такому пути.

Конечно же из-за влияния двух гегемонов планеты СССР и США. Они не гласно поделили корейский полуостров, который был захвачен японцами во время второй мировой войны, на две части. В итоге северная часть, которую мы знаем под КНДР, осталась под влиянием советского союза. После неудачи в военных действиях 50х годов по объединению корейцев под эгидой коммунизма, в 60х годах КНДР остались сами по себе. Открыто проповедуя культ личности и тоталитарные устои в стране, основной упор делался на военную промышленность, все еще грезя желанием захватить южную часть. В конце концов это приводит к экономического кризису. Из-за жесткой диктатуры и идеологии страны, благодаря которой основная часть населения это военнослужащие, большинство граждан голодает на протяжении десятков лет, так как экономика изолированная, а большинство расходов это военная промышленность. Самое забавное что Северная Корея принимала гуманитарные поставки, несмотря на открытую агрессию против западного мира. На данный момент можно найти документальные фильмы про эту страну, где рассказывается о жестоких законах, против свободы человека, про отсутствие у граждан каких-либо удобств современного мира, включая даже интернет. [16]

Подытожу тем, что это яркий пример того, как тоталитаризм и диктатура буквально издевается над человеком как таковым, делая его безвольным рабом и орудием в руках лицемерного правительства. В нашем современном мире не должно более существовать таких форм правления государства, но вопрос в том, а если сами граждане такой страны хотят этого, то считается ли это свободой и их правом выбора? Тогда как же поступать с теми кто не хочет такой участи для себя и своей страны. Я надеюсь, что в скором времени наши потомки придут к единому пути, основываясь на личной свободе каждого человека на планете и возможно тогда, человечество придет к своему новому пути развития, а пока можно сказать, что мы еще «развиваемся».

Глава 3.3 «Существующие проблемы»

Несмотря на глобальный запрет рабства, запрет открытых военных действий против других государств, наличие достаточной нормативно-правовой базы для отстаивания своих прав и свободы, а так же наличием международных судов, таких как международный суд ООН и Европейский суд по правам человека, который рассматривает жалобы граждан на государства, мы все равно сталкиваемся с человеческим ханжеством и узколобием.

Начиная с конца XX века, а в других случаях даже ранее, многие люди во всем мире начали активно бороться за свои права нацменьшинств, сексуальных меньшинств, права женщин и так далее. Большинство граждан планеты принимали «в штыки» такие попытки, где каждый аргументировал свою позицию «против» как мог. Но разве эти люди не имеют права на свое счастье, в независимости от их пола, расы или сексуальных предпочтений? Разве это не их свобода выбора и право быть такими? Мы не должны никого ограничивать в их предпочтениях, основываясь лишь на том что, здесь так не принято. Почему обычные люди должны подвергаться гонениям, быть побитыми или даже убитыми, только потому, что они не такие как «мы»? Как я говорил ранее, этот этап нам лишь предстоит пройти, вместе, всем человечеством.

Заключение

Не смотря на комитет ООН по правам человека и обилие юридических норм и актов в современном мире, наличие структур исполнительной власти и прочих инструментов, мы все равно сталкиваемся с угнетением и нарушением человеческих свобод. Казалось бы, история должна была научить людей помогать друг другу и приходить на выручку, но время идет, а человек не меняется. Рабство, пиратство, диктатура, терроризм, холодные войны, гражданские перевороты и революции, майданы и митинги. Все это буквально наплевательское отношение на судьбы других людей. Обычная практика сейчас, в этом мире, в котором мы живем. Что уж говорить о традициях в некоторых государствах. Например похищение невесты или брак взрослого мужчины и совсем юной девочки, что часто практикуется жителями восточной части света. Продажа в сексуальное рабство наивных девушек, а так же и мальчиков, которые жаждут получить легкой наживы, а в итоге попадаются в истязание насильников.

Пытки или жесткое обращение людей со стороны органов исполнительной власти обычная практика во многих странах мира, не говоря уже о нашей. Преследование по несправедливым обвинительным приговорам, в результате которых, граждане отбывают срок за преступления, которых не совершали. Цензура и ограничения на право самовыражения, все это является поводом пересматривать нормативно-правовую базу для того, чтобы каждый человек в этом мире чувствовал себя свободным. Но возможно ли это?

Список использованной литературы

1 https://ru.wikipedia.org/wiki/Организация_Объединённых_Наций

2 https://ru.wikipedia.org/wiki/Комитет_по_правам_человека_ООН

3 https://ru.wikipedia.org/wiki/Права_человека

4 https://ru.wikipedia.org/wiki/Римское_гражданство

5 https://ru.wikipedia.org/wiki/Права_человека

6 https://ru.wikipedia.org/wiki/Великая_хартия_вольностей

7 https://ru.wikipedia.org/wiki/Колониализм

8 https://ru.wikipedia.org/wiki/История_рабства

9 Маркс, Карл Капитал/ Карл Маркс; [пер. с нем С. Алексеева]. – Москва: издательство АСТ,2019 – 544 с. – (Эксклюзивная классика)

10 https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/012/857.htm

11https://ru.wikipedia.org/wiki/Движение_за_гражданские_права_чернокожих_в_США

12 https://ru.wikipedia.org/wiki/Рабство_у_славян

13 https://ru.wikipedia.org/wiki/Крепостное_право_в_России

14 http://be5.biz/pravo/p042/7.html

15 https://ru.wikipedia.org/wiki/Коммунистическая_партия_Китая

16 https://ru.wikipedia.org/wiki/История_КНДР