Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Формы правления в прошлом и настоящем (Общие положения)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Тема данной курсовой работы «Формы правления в прошлом и настоящем».

Форма правления - это организация власти, характеризуемая её формальным источником, то есть тем, кому принадлежит власть в данном государстве. Впрочем, некоторые юристы полагают, что к этому определению стоит добавить порядок образования органов государства и порядок их взаимодействия с населением.

Актуальность исследования данной темы заключается в том, что форма государственного правления представляет собой структуру высших органов государственной власти, порядок их образования и распределения компетенции между ними. Форма государственного правления дает возможность определить: как создаются высшие opганы государства и каково их строение; какой принцип лежит в основе взаимоотношений между высшими и иными государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы гражданина.

Эта тема имеет значение и для понимания исторического развития, современного состояния и позволяет строить научные прогнозы на будущее.

Цель данной работы заключается в рассмотрении в историческом аспекте форм государственного правления, имевших место в предыдущие эпохи и в современном мире.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: рассмотреть зарождение различных форм государственного правления в рабовладельческую эпоху; проследить развитие форм правления в более поздние исторические периоды; классифицировать исторические и современные формы правления; исследовать признаки, разновидности и историческое развитие монархий, республик и ее разновидностей; изучить нетипичные формы правления.

При написании работы использовались следующие методы исследования: изучение литературы и публикаций в СМИ, сравнение/сопоставление, классификация, обобщение и др.

Тема данной работы рассматривается во многих учебниках по истории, юриспруденции, политологии, истории права и теории права, т.к. является одной из фундаментальных в курсе этих дисциплин. При этом специалисты различных направлений делают акцент на специфические для их наук аспекиы проблемы.

Тема работы настолько обширна, а объём работы настолько незначителен, что рассмотреть проблему полностью не представляется возможным. По этой причине в данной работе, ни в коей мере не претендующей на полноту исследования, формы правления рассматриваются на отдельных примерах. Большое количество государств прошлого и настоящего в тексте работы не рассматривается. Акцент в работе делается на историческую и фактическую составляющую.

При написании данной работы использовались научные труды таких авторов, как Авдеев Д.А., Симонишвили Л.P., Пресняков А.Е., Пушкарёв С.В., Чиркин В.Е., Дербишайр Дж.Д. и других отечественных, а также иностранных авторов.

ГЛАВА 1. МОНАРХИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ

1.1 Общие положения

Монархия является формой правления, в котором монарх, является главой государства до смерти или отречения. Управляющая власть монарха может варьироваться от чисто символической или частичной (коронованная республика) до ограниченной (конституционная монархия) до полностью самодержавной (абсолютная монархия), объединяя глав государств, правительств, законодательных и судебных органов.

Ус­та­нов­ле­ние монархии яв­ля­ет­ся ре­зуль­та­том рас­ши­ре­ния вла­сти пра­ви­те­ля (вож­дя пле­ме­ни, сою­за пле­мён, гла­вы ран­не­по­ли­тического об­ра­зо­ва­ния), са­мо­про­воз­гла­ше­ния, во­ле­изъ­яв­ле­ния на­ро­да.

В древ­но­сти монархия при­ни­ма­ла фор­му пре­имущественно не­ог­ра­ниченной  деспотии (наи­бо­лее ха­рак­тер­на для го­су­дар­ств Древ­не­го Во­сто­ка). Выс­шей фор­мой монархии в ан­тич­ном ми­ре ста­ла императорская власть в Ри­ме. В сред­ние ве­ка наи­бо­лее рас­про­стра­нён­ная фор­ма прав­ле­ния - со­слов­но-пред­ста­ви­тель­ная мо­нар­хия. На ис­хо­де Сред­не­ве­ко­вья и в на­ча­ле Нового времени в Ев­ро­пе ут­верж­да­ет­ся аб­со­лют­ная монархия.

Основные мо­нар­хические ти­ту­лы: гер­цог, им­пе­ра­тор, князь, ко­роль, царь и др., в стра­нах Во­сто­ка - сул­тан, хан, фа­ра­он, шах, эмир и др.

В про­цес­се ста­нов­ле­ния ка­пи­та­ли­стических об­щест­ва монархия во мно­гих стра­нах бы­ла сверг­ну­та и за­ме­не­на рес­пуб­ли­кан­ской фор­мой прав­ле­ния ли­бо транс­фор­ми­ро­ва­лась в кон­сти­туционную монархию. В ря­де стран (Рос­сия, Гер­ма­ния, Ав­ст­ро-Венг­рия и др.) монархия па­ла в ре­зуль­та­те ре­во­лю­ций. Од­ной из форм монархии яв­ля­ет­ся тео­кра­тия, по­лу­чив­шая рас­про­стра­не­ние с древ­них вре­мён и со­хра­няю­щая­ся до на­ших дней.

Ча­ще все­го мо­нар­хическая власть нас­лед­ст­вен­ная, ког­да фор­ми­ру­ет­ся ди­на­стия, но не ис­клю­ча­ют­ся и вы­бо­ры мо­нар­ха, в част­но­сти при пре­ры­ва­нии ди­на­стии. Су­щест­ву­ют три по­ряд­ка на­сле­до­ва­ния: се­ньо­рат­ный (пре­стол на­сле­ду­ет стар­ший в ро­ду), май­орат­ный (пре­стол на­сле­ду­ет стар­ший сын мо­нар­ха) и на­сле­до­ва­ние по пра­ву пер­во­род­ст­ва (пре­стол пе­ре­хо­дит к ни­схо­дя­ще­му по­том­ст­ву в од­ной ли­нии - его на­сле­ду­ет стар­ший сын, а ес­ли он умер рань­ше от­ца, то его стар­ший сын, а по пре­кра­ще­нию до­пу­сти­мых пре­сто­ло­на­след­ни­ков в стар­шей ли­нии пре­стол пе­ре­хо­дит к стар­ше­му пред­ста­ви­те­лю сле­дую­щей по стар­шин­ст­ву ли­нии).

В си­сте­ме пре­сто­ло­на­сле­дия в за­ви­си­мо­сти от прав жен­щин раз­ли­ча­ют­ся сле­дую­щие ти­пы при­мо­ге­ни­ту­ры: са­ли­че­ская (например, Япо­ния), ко­гда трон мо­нар­ха мо­гут за­ни­мать толь­ко муж­чи­ны; кас­тиль­ская (Ис­па­ния), ко­гда до­че­ри за­ни­ма­ют трон, ес­ли у по­кой­но­го или от­рёк­ше­го­ся от пре­сто­ла мо­нар­ха нет сы­но­вей (при этом млад­ший сын име­ет пре­иму­ще­ст­во пе­ред стар­шей до­че­рью); ав­ст­рий­ская, до­пус­каю­щая цар­ст­во­ва­ние жен­щи­ны, ес­ли в оп­ре­де­лён­ных по­ко­ле­ни­ях ди­на­стии нет муж­чин (дав­но не при­ме­ня­ет­ся); скан­ди­нав­ская (Шве­ция и др.), ус­та­нав­ли­ваю­щая ра­вен­ст­во прав жен­щин и муж­чин на трон по пра­ву пер­во­род­ст­ва.

В кон­сти­ту­ци­он­ной монархии при­ня­та кон­сти­ту­ция и дей­ст­ву­ет пар­ла­мент. Кон­сти­ту­ци­он­ная монархия име­ет две раз­но­вид­но­сти: монархия дуа­ли­сти­че­ская и монархия пар­ла­мен­тар­ная. В пер­вой юри­ди­че­ски су­ще­ст­ву­ют два цен­тра вла­сти: мо­нарх уже не из­да­ёт за­ко­ны, их при­ни­ма­ет пар­ла­мент, но управ­ле­ние го­су­дар­ст­вом на­хо­дит­ся в ру­ках мо­нар­ха (Иордания, Ку­вейт, Ма­рок­ко). Он на­зна­ча­ет пра­ви­тель­ст­во (со­вет, ка­би­нет ми­ни­ст­ров), и оно от­вет­ст­вен­но толь­ко пе­ред ним, но не пе­ред пар­ла­мен­том. Кро­ме то­го, мо­нарх впра­ве из­да­вать указ­ное за­ко­но­да­тель­ст­во (ука­зы, дек­ре­ты, ре­ск­рип­ты и др.), ко­то­рое име­ет не мень­шую, а фак­ти­че­ски бóльшую си­лу, чем за­кон. Дуа­ли­сти­че­ская монархия су­ще­ст­во­ва­ла в стра­нах Ев­ро­пы и отдельных го­су­дар­ст­вах Азии (Не­пал, Таи­ланд, Япо­ния) при пе­ре­хо­де от аб­со­лют­ной монархии к пар­ла­мен­тар­ной или пре­имущественно пар­ла­мен­тар­ной.

В пар­ла­мен­тар­ной монархии пра­вит пар­тия, по­бе­див­шая на вы­бо­рах в пар­ла­мент: пра­ви­тель­ст­во фор­ми­ру­ет­ся этой пар­тией (бло­ком пар­тий, имею­щим боль­шин­ст­во в пар­ла­мен­те) и не­сёт от­вет­ст­вен­ность пе­ред пар­ла­мен­том, но не пе­ред мо­нар­хом. Мо­нарх дей­ст­ву­ет «по со­ве­ту» пра­ви­тель­ст­ва (пре­мьер-ми­ни­ст­ра), за дей­ст­вия мо­нар­ха по управ­ле­нию го­су­дар­ст­вом не­сёт от­вет­ст­вен­ность пра­ви­тель­ст­во. Пар­ла­мен­тар­ны­ми монархиями яв­ля­ют­ся поч­ти все мо­нар­хические стра­ны Ев­ро­пы, Япо­ния, мо­нар­хические стра­ны Со­дру­же­ст­ва.

Существуют выборные, самопровозглашенные или, как в большинстве случаев, наследственные монархии. Во многих таких случаях аристократия, хотя и не присуща монархиям, служит группой людей, из которых можно рекрутировать монарха и заполнить конституирующие институты (напри-мер, парламент и суд), предоставив многим монархиям олигархические элементы.

Термин монархия используется Геродотом. Полибий определил монархию как одну из трех «доброкачественных» базовых форм правления (монархия, аристократия и демократия), противопоставленных трем «злокачественным» основным формам правления (тирания, олигархия и охлократия). Монарх в классической древности часто идентифицируется как король » или правитель (в переводе архонт, базилевс, рекс, тиран и т. д.). Изначально Полибий понимал монархию (и аристократию) как компонент республик, который теперь заменен понятием самодержавия (и олигархии), потому что со времен античности монархия противопоставлялась формам республиканизма и демократии, где исполнительная власть принадлежит свободным гражданам и их сборки. В древности некоторые монархии были упразднены в пользу таких собраний в Риме (Римская республика, 509 г. до н.э.) и Афинах (Афинская демократия, 500 г. до н.э.).

1.2 Монархии Древнего мира

1.2.1 Древневосточные монархии

Древневосточная монархия  — первая в истории человечества форма государственного правления. Имела уникальные, присущие только ей черты. Такую организацию государственной власти в странах Древнего Востока называли восточной деспотией. Но это деспотическое правление существовало далеко не во всех странах Древнего Востока; в государствах древнего Шумера власть правителя была значительно ограничена элементами сословного представительства и городского самоуправления. Деятельность правителей контролировалась советом знати или народным собранием. В древней Индии в период наивысшего укрепления центральной власти значительную роль играл Совет царских чиновников.

С самых ранних исторических времен, в египетской и месопотамских монархиях, монарх выполнял сакральные функции, непосредственно связанные с жертвоприношением, или считался их народом божественным предком.

Фараон является общим названием монархов  древнего Египта от первой династии (с 3150 г. до н.э.), пока аннексия Египта Римской империей в 30 г. до н.э., хотя фактический термин «фараон» не использовался до правителя Мернептаха (1200 г. до н.э.). В ранней династии древнеегипетские цари имели до трех титулов, позже были добавлены ещё два.

В египетском обществе религия была центральной в повседневной жизни. Одна из ролей фараона была посредником между богами и людьми. Фараон, таким образом, заменен на богов; его роль была как гражданского, так и религиозного главы. Он владел всей землей в Египте, принимал законы, собирал налоги и защищал Египет от захватчиков как главнокомандующий армией. Фараон руководил религиозными церемониями и выбирал места новых храмов. Он был ответственным за поддержание общего порядка, баланса и справедливости, и часть этого включала в себя войну, когда это необходимо для защиты страны, или нападение на других, например, для получения ресурсов.

В монархиях Двуречья правители городов-государств носили титулы энси (патеси) или лугаль. Лугаль - это шумерский термин «царь, правитель». Буквально термин означает «большой человек». 

Это был один из нескольких шумерских названий, которые мог носить правитель города-государства (наряду с энси, точная разница была предметом споров). Знак в конечном итоге стал преобладающим логотипом для монарха в целом. В шумерском языке лугаль используется для обозначения владельца (например, лодки или поля) или главы (в семье).

Существуют разные теории относительно значения титула Лугаль в Шумере. Некоторые ученые считают, что правителя отдельного города-государства обычно называли энси, а правителем, который возглавлял конфедерацию или более крупное владение, состоящее из нескольких городов, возможно, даже всего Шумера, был Лугал. Функции лугаля будут включать определенные церемониальные и культовые действия, арбитраж в пограничных спорах, военную защиту от внешних врагов. Когда лугаль умирал, старший сын должен вступить во владение. Энси Лагаша иногда относятся к божеству - покровителю города, Нингирсу, как их Лугаль ("мастер"). Все вышеперечисленное связано с возможным священническим или сакральным характером названий энси. Другие ученые считают, что энси и лугаль были всего лишь тремя местными обозначениями суверена, принятыми соответственно в городах-государствах Лагаш, Урук и Ур,  хотя различные термины, возможно, выражали различные аспекты месопотамской концепции царствования.  Т.Якобсен предположил, что он был (избранным) военным лидером, в отличие от (аналогично избранных) энси, который занимался внутренними проблемами. Среди самых ранних правителей, чьи надписи описывают их как лугаль являются правители Киша и  Ура. 

1.2.2. Греческие и эллинистические монархии

В монархиях Древней Греции до классического периода монарх носил титул базилевс.

Первый письменный экземпляр этого слова найден на обожженных глиняных табличках, обнаруженных при раскопках микенских дворцов, первоначально разрушенных огнем. Таблички датируются 15-м веком до н.э. и 11-м веком до н.э.  Слово basileus написано как qa-si-re-u, и его первоначальное значение было « вождь ».

Слово может быть противопоставлено wanax, другому слову, более конкретно используемому для « короля » и обычно означающему «верховный король » или «повелитель». С распадом микенского общества wanax перестает упоминаться, и basileis представляются самыми влиятельными в греческом обществе. В работах Гомера wanax фигурирует в форме анакса, в основном в описаниях Зевса (анакс и трон т.е., «царь людей и богов ») и очень немногих монархов, в особенности Агамемнона. В противном случае термин сохранился почти исключительно как компонент в составных личных именах (например, Anax agóras, Pleisto ánax). Последнее по сути то же самое слово, что и  wanákteros, «от wanax / king» или «принадлежащий к wanax»./ king ", используется в линейных табличках B для обозначения различных должностей, служащих королю (например, царский прядильщик), и вещей, принадлежащих или предлагаемых королю (копья, пшеница, земельные участки).

Большинство греческих лидеров в работах Гомера описываются как basile's, которые обычно переводятся  как «цари». Однако более точным переводом могут быть «принцы» или «вожди», которые лучше отражали бы условия в греческом обществе во времена Гомера, а также роли, приписываемые героям Гомера. Агамемнон пытается отдавать приказы Ахиллесу среди многих других, в то время как другой базилевс служит его возничим. Его воле, однако, нельзя подчиняться автоматически. У Гомера один будет править другими базилевсами не на основе принуждения, а на основе консенсуса, поэтому Ахиллес гордо и яростно восстает, когда он понимает, что Агамемнон несправедлив.

Исследование Роберта Дрюса (Robert Drews, 1983) показало, что даже на вершине геометрического и архаического греческого общества basileus не переводится автоматически как «царь». В ряде мест власть осуществлялась коллегией базилевсов, взятой из определенного клана или группы, и срок полномочий их был ограничен. Тем не менее, basileus может также применяться к потомственным лидерам "племенных" государств, таким как аркадцы и мессенцы, и в этом случае термин приближается к значению "царь".

В классические времена почти все греческие государства заменили монархию демократическим или олигархическим правлением. Существовали некоторые исключения, а именно два наследственных царя Спарты (которые служили совместными командующими армией), цари Кирены,  Македонии, Эпира и Аркадского Орхомена. Греки также использовали этот термин для обозначения различных царей « варварских » племен во Фракии и Иллирии, а также ахеменидским царям Персии. Аристотель отличал ограниченного законом basileus от неограниченного тирана.

Basileus и megas basileus использовались исключительно Александром Великим и его эллинистическими преемниками в Птолемеевском Египте, Азии (например, Империя Селевкидов, Пергамское царство) и не греческие, но находящиеся под влиянием Греции государства, такие как  Понт) и Македония. Женский аналог - basilissa, что означает царица (например, Клеопатра VII в Египте), так и супруга царя. Именно в это время термин basileus приобрела полностью царский оттенок.

При римском правлении термин « базилевс» стал использоваться в эллинистической традиции для обозначения римского императора в повседневной и литературной речи грекоязычного Восточного Средиземноморья. Хотя ранние римские императоры были осторожны, чтобы сохранить фасад республиканских институтов и не принимать монархические титулы формально, использование basileus наглядно демонстрирует, что современники ясно понимали, что Римская империя была монархией во всех отношениях, кроме имени. Тем не менее, несмотря на его широкое использование, из-за его "королевских" ассоциаций название Basileusоставался неофициальным для императора и был ограничен в официальных документах царями-клиентами на Востоке. Вместо этого в официальном контексте использовались имперские титулы Цезарь Август и Император, переведенный как Автократор.

К 4-му веку, однако, basileus применялся в официальном использовании исключительно к двум правителям, считающимся равными римскому императору: персидскому шаханшаху («королю царей») и, в меньшей степени, королю Аксума, чье значение было довольно периферийное в византийском мировоззрении. Следовательно, название приобрело оттенок «император», и когда варварские королевства появились на руинах Западной Римской империи в 5-м веке, их правители назывались по-гречески не как basileus, а как rēx или rēgas, эллинизированные формы латинского названия rex.

1.2.3. Рим в царский период

Ранний Рим не был самоуправляемым, и им управляла слабая олигархия, способная осуществить лишь незначительные административные полномочия, и царь фактически был абсолютным монархом. Главная функция сената состояла в том, чтобы выполнить и управлять по желаниям царя. После Ромула, первого легендарного царя Рима, римские цари были избраны римским народом, заседавшим в качестве ассамблеи курий, которая голосовала за кандидата, который был выдвинут выбранным членом сената, названным интеррексом. Кандидатов на престол можно было выбрать из любого источника. Например, один такой кандидат,Луций Тарквиний Приск, изначально был гражданином и мигрантом из соседнего этрусского города-государства. Народ Рима, заседая в качестве Ассамблеи курий, мог либо принять, либо отвергнуть выдвинутого кандидата.

Высшая власть государства была возложена на рекса, чье положение дало следующие полномочия:

Помимо своей религиозной власти, рекс был наделен высшей военной, исполнительной и судебной властью посредством использования империума. Империя царя держалась пожизненно и защищала его от судебного преследования за его действия. Будучи единственным владельцем империи в Риме в то время, рекс обладал высшей исполнительной властью и не контролировал военную власть как главнокомандующий всеми легионами Рима. Его исполнительная власть и его единственная власть позволили ему издавать указы с силой закона. Кроме того, во времена царя не существовало законов, защищающих граждан от неправомерного использования магистратов, владеющих империем.

Другой властью короля была власть назначать всех чиновников на должности. Король назначит трибуна, который будет служить как трибуной племени, так и командиром личного телохранителя рекса. Рекс должен был назначить трибуна при вступлении в должность, и трибун покидал должность после смерти царя. Трибун была второй по званию после короля, а также обладал властью созывать Ассамблею курий и выносить законопроекты на рассмотрение.

Другим чиновником, назначенным рексом, был городской префект, который исполнял обязанности надзирателя города. Когда рекс отсутствовал в городе, префект обладал всеми силами и способностями рекса, вплоть до того, что он был наделен империумом, находясь внутри города. Он даже получил право единолично назначать патрициев в Сенат.

Империум рекса давал ему полномочия, а также квалифицировал его для вынесения судебного решения во всех случаях в качестве главного судьи Рима. Несмотря на то, что в некоторых случаях он мог назначать понтификов выступать в качестве несовершеннолетних судей, он обладал высшей властью во всех рассматриваемых им делах, как гражданских, так и уголовных. Это сделало короля верховным во время войны и мира. 

Сенат и Ассамблея курий имели очень мало власти и власти; они не были независимыми органами в том смысле, что они имели право собираться вместе и обсуждать вопросы государства. Царь мог созвать их только вместе и мог обсуждать только те вопросы, которые царь поставил перед ними. В то время как Собрание курий действительно имело право принимать законы, которые были представлены королем, Сенат был фактически почетным советом.  Единственное, что рекс не мог сделать без одобрения Сената и Ассамблеи - это объявить войну. 

Всякий раз, когда римский рекс умирал, Рим вступал в период междуцарствия (интеррегнум). Верховная власть в передавалась Сенату, который должен был найти нового рекса. Сенат назначал одного из своих членов в качестве интеррекса, который служил в течение пяти дней с единственной целью назначить следующего рекса Рима. По истечении пятидневного периода интеррекс назначал (с согласия Сената) другого сенатора на очередной пятидневный срок. Этот процесс продолжался до избрания нового рекса. Как только интеррекс найдет подходящего кандидата на царский пост, он доставит его в Сенат, а Сенат его рассмотрит. Если Сенат подтвердит выдвижение, интеррекс соберет Ассамблею курий и будет председательствовать в качестве ее председателя во время выборов царя.

Как только кандидат был предложен Ассамблее Curiate, жители Рима могли или принять или отклонить. В случае принятия рекс не вступал в должность немедленно. Во-первых, необходимо было получить божественную волю богов, уважающих его назначение, с помощью покровительства, поскольку царь будет служить первосвященником Рима. Авгур выполнил эту церемонию.  Во-вторых, голос Ассамблеи Curiate только определил, кто должен был быть рексом, но тот акт не наделял его полномочиями. Соответственно, сам рекс предлагал Ассамблее законопроект, дающий ему империум, и Ассамблея голосовав за это.

Теоретически римский народ избирал своего лидера, но Сенат контролировал этот процесс в основном.

1.2.4. Римская империя

В конце Римской республики не было нового и, конечно же, единого названия, указывавшего на человека, который обладал высшей властью.  Юлий Цезарь был императором, как несколько римских полководцев до него. Вместо этого, к концу гражданских войн, в которых Юлий Цезарь возглавлял свои армии, стало ясно, что консенсуса по поводу возврата к монархии старого образца, безусловно, не было, но период, когда несколько чиновников наделены равной властью Сенату, будет бороться друг с другом, подошел к концу.

Юлий Цезарь, а затем Август после него накапливали должности и звания самого высокого значения в Республике, что делало власть, присущую этим должностям, постоянной и препятствовала тому, чтобы кто-либо с подобными стремлениями накапливал или поддерживал власть для себя. Однако Юлий Цезарь, в отличие от тех, кто после него, сделал это без голосования и одобрения Сената. Юлий Цезарь занимал посты республиканского консула четыре раза и диктатора пять раз, был назначен диктатором на неограниченный срок в 45 г. до н.э. и долгое время был верховным понтификом. Он получил эти должности с согласия сенатора и незадолго до своего убийства был самым влиятельным человеком в Риме.

В своем завещании Цезарь назначил приемного сына Октавиана своим наследником. После смерти Цезаря Октавиан унаследовал собственность и происхождение своего приемного отца, лояльность большинства своих союзников и - опять же через формальный процесс согласия сенатора - все большее количество титулов и должностей, которые были получены Цезарю. Спустя десятилетие после смерти Цезаря, победа Октавиана над его бывшим союзником Марком Антонием  положила конец любой эффективной оппозиции и подтвердила превосходство Октавиана.

В 27 г. до н.э. Октавиан предстал перед Сенатом и предложил уйти из активной политики и правительства; Сенат не только попросил его остаться, но и расширил свои полномочия и продлил их на всю жизнь, присвоив ему звание Августа (несколько меньшего, чем бог, но приближающегося к божественности). Август оставался в должности до своей смерти; явная широта его превосходящих полномочий как принцепса и постоянного императора римских армий гарантировала мирное продолжение того, что номинально оставалось республикой. Его «восстановление» полномочий Сената и народа Рима было демонстрацией его  благочестивого уважения к традиции.

После смерти Августа реальное восстановление Республики могло бы быть возможным. Вместо этого Август активно готовил своего приемного сына Тиберия к тому, чтобы он стал его преемником, и обратился в Сенат с просьбой о наследовании по заслугам. Сенат оспаривал эту проблему, но в итоге подтвердил, что Тиберий Принцепс. Придя к власти, Тиберий приложил немало усилий, чтобы соблюсти формы и повседневную сущность республиканского правительства.

В Риме не было ни одного конституционного поста, титула или звания, точно эквивалентного названию «римский император». Римляне имперской эпохи использовали несколько названий для обозначения своих императоров, и все они были связаны с доимперской, республиканской эпохой.

Юридическая власть императора проистекала из необычайной концентрации отдельных полномочий и должностей, существовавших в республике, а не новой политической должности; императоры регулярно избирались на должности консула и цензора. Среди их постоянных привилегий были традиционный республиканский титул princeps senatus и религиозный Pontifex Maximus (главный священник Коллегии Понтификов). Каждый император занимал последний пост и титул до тех пор, пока Грациан не передал его в 382 г. н.э. папе Сирициусу ; это в конечном счете стало вспомогательной честью епископа Рима.

Эти звания и должности давали большой личный престиж, но основа полномочий императора, это предполагало, что его большие полномочия командования (imperium maius) и трибуническая власть (tribunicia potestas) были личными качествами, отделенными от его государственной должности. В результате он формально опередил губернаторов провинций и простых магистратов. Он имел право принимать или отменять приговоры к смертной казни, был обязан послушанию частных лиц и по условиям  мог спасти любого плебея от решения любого патрицианского магистрата. Он мог наложить вето на любое действие или предложение любого магистрата, включая народного трибуна. Его личность считалась священной.

Названия, обычно ассоциируемые с имперским достоинством, - это император («командир»), который подчеркивает военное превосходство императора; Цезарь, который был первоначально именем, но стал использоваться для назначенного наследника. Титул правящего императора присвоил Август («величественный» или «почтенный», имеющий оттенки божественного), который был принят при вступлении. 

Как принц сенат (букв. «Первый человек сената»), император мог принимать иностранные посольства в Риме; Известно, что некоторые императоры (такие как Тиберий) делегировали эту задачу Сенату.  Однако должность принцепса сената не была магистратурой и не влекла за собой империю. В некоторые моменты истории Империи власть императора была номинальной; могущественные преторианские префекты, мастера воинов и, в некоторых случаях, другие члены императорского дома, в том числе императорские матери и бабушки, были истинным источником власти.

Титул императора восходит к Римской республике, когда его войска могли объявить победоносного полководца императором на поле боя. Сенат может затем присудить или удержать необычайную честь триумфа ; триумфальный командир сохранил звание до конца своей магистратуры.  Первым подтвержденным получателем титула императора в триумфальном контексте является Эмилий Павел в 189 году до нашей эры. Это был титул, носимый с большой гордостью: Помпей был провозглашен императором не раз, как и Сулла, но Юлий Цезарь был первым, который первым использовал его постоянно.

Слово принцепс (множественное число Príncipes), что означает «первый», был республиканский термин, используемый для обозначения ведущего гражданина государства. Это был чисто почетный титул без каких-либо обязанностей или полномочий. Принцепс, из-за его республиканского значения, чаще всего использовался для обозначения императора на латыни (хотя фактическая конституционная позиция императора была, по сути, "pontifex maximus с трибунической властью и империем") как это было в соответствии с фасадом восстановленной республики; греческое слово basileus (« царь ») было изменено, чтобы быть синонимом императора.

В 293 году, после кризиса третьего столетия, который нанес серьезный ущерб имперской администрации, император Диоклетиан провел масштабные реформы, которые смыли многие остатки и фасады республиканизма, которые характеризовали порядок Августов в пользу более откровенного самодержавия. В эпоху Диоклетиана и за его пределами принцепс вышел из употребления и был заменен dominus. Использование Принцепса и Доминаса широко символизирует различия в правительстве империи, давая начало обозначениям эпохи « Принципата» и « Домината».

Вернувшись к древнейшим традициям разделения должностей в республике, Диоклетиан создал на вершине этой новой структуры тетрархию в попытке обеспечить более плавную и большую преемственность власти. При Тетрархии Диоклетиан создал систему со-императоров в стиле «Август» и младших императоров в стиле «Цезарь». 

Последний период со-императорства начался в 395 году, когда сыновья императора Феодосия I Аркадий и Гонорий преуспели в качестве со-императоров. Восемьдесят пять лет спустя, после германских миграций, которые снизили эффективный контроль империи через Британию, Галлия и Испанию, и серии военных переворотов, изгнавших императора из Италии, идея разделения должности императора была формально упразднена (480).

1.3 Краткий обзор средневековых монархий

Монархии были доминирующей формой правления в средневековье. Классическая схема развития средневековых монархий начинается с раннефеодальной монархии. Примером могут служить Франкское королевство в ранний период, княжества Киевской Руси и периода феодальной раздробленности (Удельная Русь).

Следующей разновидностью монархии стала сословно-представительная монархия. Она имела место в нашей стране в 14-16 вв. и повсеместно в Западной Европе в различные периоды применительно к разным государствам. Сословно-представительная монархия хронологически следует за периодом феодальной раздробленности.

Завершением консолидации власти является этап абсолютной (неограниченной монархии.

Особое место среди средневековых монархий занимала Византийская империя как прямая наследница Римской империи.

Римская империя просуществовала на востоке до 1453 года, но маргинализация бывшего центра Италии до империи оказала глубокое культурное влияние на империю и положение императора. В 620 году официальный язык был изменен с латыни на греческий. Грекоязычного жители были ромеи, и попрежнему считаются римлянами сами по себе и населением Восточной Европы, Ближнего Востока, Индии и Китая. Но многие в Западной Европе стали называть политическое образование «греческая империя». Развитие церкви в уже не имперском городе Риме и церкви в нынешнем верховном Константинополе начали идти разными путями, кульминацией которых сталраскол междуРимско-католической и восточно-православной конфессиями. На положение императора все больше влияли ближневосточные представления о королевстве. Начиная с императора Ираклия, римские императоры называли себя «царем царей» (от имперского персидского шаханшаха) с 627 года и «базиливсом» (из названия, использованного Александром Великим) с 629 года. Поздний период империи сегодня называют Византийская империя.

В Японии  сёгуната, император был умозрительно высшим духовным и светским господином, который делегировал полномочия для совместного правила с сёгуном. На практике сёгуната власть была настолько полной, что они, как правило, считаются де - факто монархами, а не наместниками или соправителей.

В Священной Римской империи, императорам всегда приходилось сталкиваться с борьбой с другими сильными игроками: земля князей, с одной стороны, а также городов и коммун с другой стороны. Таким образом, императоры неизменно вели политические (не всегда военные) сражения, чтобы укрепить свои позиции и позиции имперской монархии. В «Золотой буле» 1356 года император Карл IV объявил вне закона любые  конфедерации и заговоры, в частности лиги городов, но также возникли сельские общинные лиги. Большинство лиг городов были впоследствии распущены, иногда насильственно, и там, где они были вновь обречены, их политическое влияние значительно уменьшилось. Тем не менее, некоторые из этих коммун (например, Франкфурт, Нюрнберг, Гамбург) могли существовать в Германии на протяжении веков и стали почти независимыми вассалами городов-государств для императоров Священной Римской империи.

Священная Римская империя не была ни централизованным, ни национальным государством. Вместо этого она была разделен на десятки - в конечном итоге сотни - отдельных единиц, управляемых королями, герцогами, графами, епископами, аббатами и другими правителями, в совокупности известных как князья. Были также некоторые районы, управляемые непосредственно Императором. Император никогда не мог просто издавать указы и управлять Империей автономно. Его власть была строго ограничена различными местными лидерами.

Со времен Средневековья Священная Римская империя была отмечена непростым сосуществованием с князьями местных территорий, которые изо всех сил пытались отобрать у нее власть. В большей степени, чем в других средневековых королевствах, таких как Франция и Англия, императоры были не в состоянии получить большой контроль над землями, которыми они формально владели. Вместо этого, чтобы обезопасить свою собственную позицию от угрозы быть свергнутым, императоры были вынуждены предоставлять все большую автономию местным правителям, как знати, так и епископам. Этот процесс начался в 11-м веке и спор об инвеституре и был более или менее завершен с Вестфальским миром 1648 года. Несколько Императоров попытались обратить вспять это постоянное ослабление своей власти, но были остановлены как папством, так и принцами Империи.

Число территорий, подчинённых императорской власти, было значительным, насчитывавшим около 300 во время Вестфальского мира. Многие из этих Kleinstaaten занимали не более нескольких квадратных миль и / или включали в себя несколько несмежных фигур, поэтому Империю часто называли  «лоскутный ковер ». Субъект считался рейхсстандом (императорским владением), если, согласно феодальному закону, он не имел над ним никакой власти, кроме самого императора Священной Римской империи.

Предполагаемый император должен был быть сначала избран королем римлян (лат. Rex Romanorum ; немец: römischer König). Немецкие короли избирались с 9-го века; в тот момент они выбирались руководителями пяти наиболее важных племен (салические франки из Лотарингии, рипуарские франки из Франконии, саксонцы, баварцы и швабы). В Священной Римской империи главные князья и епископы королевства избирали короля римлян. С 1356 года число избирателей ограничилось семью: король Богемии, граф Рейнский, герцог Саксонский, маркграф Бранденбургский, архиепископы Кельнский, Майнцский и Трирский. Во время Тридцатилетней войны, то герцог Баварии получил право голоса в качестве восьмого избирателя, и герцог Брауншвейг-Люнебург (Ганновер) получил девятый голос; Кроме того, наполеоновские войны привели к перераспределению избирателей, новые избиратели никогда не голосовали до распада Империи. Предполагается, что кандидат на выборах предложит избирателям концессии на землю или деньги, чтобы обеспечить их голосование.

После избрания король римлян теоретически мог претендовать на звание «Император» только после того, как был коронован Папой Римским. Во многих случаях это занимало несколько лет. Позднее императоры вообще отказались от папской коронации, удовлетворившись стилем Избранных Императоров: последним Императором, которого короновал Папа, был Карл V в 1530 году.

Император должен был быть мужчиной и благородной крови. Ни один закон не требовал, чтобы он был католиком, но, поскольку большинство выборщиков придерживалось этой веры, ни один протестант никогда не был избран. Был ли и в какой степени он должен был быть немцем, это оспаривалось избирателями, современными экспертами по конституционному праву и общественностью. В средние века некоторые короли и императоры не были немецкого происхождения, но со времен Ренессанса немецкое наследие считалось жизненно важным для кандидата, чтобы иметь право на имперский пост.

Имперский парламент (Рейхстаг) не был законодательным органом, каким мы понимаем ее сегодня, поскольку ее члены представляли ее скорее как центральный форум, на котором было важнее вести переговоры, чем принимать решения.  Сейм был теоретически выше самого императора. Он был разделен на три класса. Первый класс, Совет избирателей, состоял из избирателей или князей, которые могли голосовать за короля римлян. Второй класс, Совет князей, состоящий из других князей. Совет князей был разделен на две «скамьи», одну для светских правителей и одну для церковных. Принцы более высокого ранга имели индивидуальные голоса, в то время как принцы более низкого ранга были сгруппированы в «колледжи» по географии. Каждый класс имел один голос.

Третьим классом был Совет имперских городов, который был разделен на два класса: Швабия и Рейн. Совет Имперских Городов не был полностью равен другим; он не мог голосовать по нескольким вопросам, таким как прием новых территорий. Представление свободных городов в Сейме стало обычным явлением со времен позднего средневековья. 

1.4 Современные монархии

В 20 в. большинство монархий уступило место республиканскому правлению. В настоящее время монархии представлены следующими типами:

- Абсолютная монархия (Саудовская Аравия и другие государства Аравийского полуострова, Бруней);

- Ограниченная монархия:

- Конституционная монархия (Большинство монархий Европы, кроме Ватикана и Великобритании);

- Парламентская монархия (Великобритания, никогда не имевшая конституции),

- Дуалистическая монархия (Марокко, Иордания);

- Теократическая монархия (Ватикан).

Кроме прочего монархии на уровне территориальных единиц сохранились в ряде стран Африки. Так в Уганде, являющейся республикой имеются традиционные королевства (Буганда и пр.). В Гане сохраняется монархический титул короля Ашанти. В Ботсване одной из палат парламента является Палата вождей. В Зимбабве 16 мест в Сенате зарезервировано за представителями совета вождей. В Токелау (Океания) правительством является Совет Фаипуле в который входит 3 вождя атоллов.

ГЛАВА 2. РЕСПУБЛИКА

2.1. Республики в Древней Греции

Афины были не единственным полисом в Древней Греции, установившим демократический режим. Аристотель указывает на другие города, которые приняли правительства в демократическом стиле. Тем не менее, отчеты о росте демократических институтов относятся к Афинам, поскольку только у этого города-государства было достаточно исторических данных, чтобы рассуждать о природе греческой демократии. 

До первой попытки демократического правления Афинами управляли ряд архонтов или главных магистратов, а также Ареопаг, состоящий из бывших архонтов. Члены этих учреждений, как правило, были аристократами. В 621 году до н.э. Драко заменил сложившуюся систему устного права письменным кодексом, который должен применяться только судом. В 6 веке до нашей эры Солон провёл реформы, которые определяли гражданство таким образом, чтобы дать каждому свободному жителю Аттики политическую функцию: граждане Афин имели право участвовать в собраниях. Предоставив ранее аристократическую роль каждому свободному гражданину Афин, который владел собственностью, Солон изменил социальную структуру города-государства. В соответствии с этими реформами совет из 400 членов (по 100 граждан от каждого из четырех афинских племен), называемый буле, управлял ежедневными делами и определял политическую повестку дня. Ареопаг, который ранее взял на себя эту роль, остался, но впоследствии выполнял роль «опекуна законов».  Еще одним важным вкладом в демократии был Солон создание в Экклесии или Ассамблея, которая была открыта для всех граждан мужского пола.

Было три политических органа, где граждане собирались в количестве, исчисляемом сотнями или тысячами. Это собрание (в некоторых случаях с кворумом в 6000 человек), совет в 500 человек (буле) и суды (минимум 200 человек, в некоторых случаях до 6000 человек). Из этих трех органов собрание и суды были истинными местами власти. Важно отметить, что граждане, голосующие, не подлежали проверке и судебному преследованию, как и члены совета и все другие должностные лица.

В 5-м веке до н.э. часто писали о том, что собрание само по себе рассматривалось в качестве суда первой инстанции для судебных процессов, имеющих политическое значение, и не случайно 6000 является числом как для полного кворума для собрания, так и для годового пула из которых присяжные были отобраны для конкретных испытаний. Однако к середине 4-го века судебные функции ассамблеи были в значительной степени ограничены, хотя она всегда сохраняла свою роль в инициировании различных видов политических процессов.

В 594 году до н.э. Солон создал Совет 400 (буле) для руководства работой собрания. После реформ Клисфена Афинский Буле был расширен до 500 и избирался по жребию каждый год. Каждое из 10 племен обеспечивало 50 советников, которым было по крайней мере 30 лет. Роль Буле в государственных делах включала финансы, поддержание военной кавалерии и флота кораблей, консультирование генералов, утверждение вновь избранных мировых судей и прием послов. Наиболее важно то, что Буле готовит проекты или обсуждения для Экклезии для обсуждения и утверждения. Во время чрезвычайных ситуаций экклезия также предоставляла Буле особые временные полномочия.

Клисфен ограничил членство в Буле членами со статусом зевгитов (и выше), предположительно потому, что финансовые интересы этих классов дали им стимул к эффективному управлению. Член должен был получить одобрение своей демы, у каждого из которых был бы стимул выбирать тех, кто имеет опыт работы в местной политике и наибольшую вероятность эффективного участия в управлении государством. 

Буле также служил исполнительным комитетом собрания и курировал деятельность некоторых других мировых судей. Он координировал деятельность различных советов и магистратов, которые выполняли административные функции Афин, и предоставлял из своего собственного состава случайно выбранные советы из десяти человек, отвечающих за области, начиная от военно-морских дел и заканчивая религиозными обрядами.  В целом, буле отвечали за большую часть администрации штата, но им была предоставлена ​​относительно небольшая свобода действий.

В Афинах была сложная правовая система, основанная на полноправии граждан. Предельный возраст 30 лет и старше, такой же, как и для должностных лиц, но на десять лет старше, чем тот, который требуется для участия в собрании, придал судам определенную позицию в отношении собрания.  Полномочия, которыми пользовались суды, основывались на той же основе, что и власть собрания: оба они считаются выражающими прямую волю народа. В отличие от должностных лиц (магистратов), которые могут быть привлечены к ответственности и привлечены к ответственности за проступки, присяжные не могли быть осуждены, поскольку они, по сути, являются людьми, и никакая власть не может быть выше этой.

Незадолго до реформ Солона в 7-м веке до нашей эры Афинами управляли несколько архонтов (три, а затем и девять) и совет ареопага, который состоял из членов влиятельных знатных семей. В то время как, кажется, также был тип собрания граждан (предположительно класса гоплитов), архонты и тело Ареопага управляли государством, и масса людей вообще не имела права голоса в правительстве до этих реформ.

Реформы Солона позволили архонтам происходить из некоторых высших имущих классов, а не только из аристократических семей. Поскольку Ареопаг состоял из бывших архонтов, это в конечном итоге означало бы ослабление знати и там. Однако, даже после создания Солоном собрания граждан, Архонты и Ареопаг все еще обладали большой властью. 

Реформы Клисфена означали, что архонты избирались Ассамблеей, но все же из высших классов.  Ареопаг сохранил свою власть как «Хранитель законов», что означало, что он мог наложить вето на действия, которые он считал неконституционными. 

Эфиальт, а затем Перикл лишили Ареопага его роли в надзоре и контроле над другими институтами, резко сократив его власть. Во время афинских выборов примерно сто чиновников из тысячи не избирались по жребию. В этой группе было две основные категории: те, которые должны были обрабатывать большие суммы денег, и 10 стратегов. 

Стратеги были избраны не только потому, что их роль требовала экспертных знаний, но и потому, что они должны были быть людьми с опытом и контактами в более широком греческом мире, где велись войны. В 5 веке до нашей эры, главным образом, как видно из фигуры Перикла они были одними из самых влиятельных людей в полисе.  Согласно версии демократии 4-го века, роли стратега и основного ведущего в собрании, как правило, исполняли разные люди.

2.2. Римская республика

История Римской республики началась с революции, которая свергла монархию в 509 году, и закончилась конституционными реформами, которые превратили республику в то, что фактически было Римской империей, в 27 году. Конституция Римской республики была постоянно развивающимся неписаным набором руководящих принципов и передаваласьглавным образом через прецедент, которым управляло правительство и его политика.  На протяжении всей истории республики изменения в законах были вызваны конфликтом интересов между аристократией и простыми гражданами.

Сенат имел высший авторитет, полученный из уважения и престижа сенаторов.  Это уважение и престиж основывались как на прецеденте, так и на обычаях, а также на уровне и репутации сенаторов. Сенат принял указы, которые назывались senatus consulta. Это были официально «советы» от сената магистратам.  Фокус римского сената обычно был направлен на внешнюю политику. Хотя технически он не играл никакой официальной роли в управлении военным конфликтом, в конечном итоге сенат был той силой, которая следила за такими делами. Это было связано с явной властью сената над государственным бюджетом и военными делами.Власть сената расширилась со временем, поскольку власть законодательных собраний уменьшилась, и сенат играл более важную роль в обычном законотворчестве. Его члены обычно назначались римскими цензорами, которые обычно выбирали вновь избранных магистратов для членства в сенате, делая сенат частично избранным органом. Во время чрезвычайного военного положения, такого как гражданские войны 1-го века, эта практика стала менее распространенной, поскольку римский диктатор, триумвир или сам сенат выбирали своих членов. Ближе к концу республики сенат мог принять сенатус консультант ультиматум во время чрезвычайной ситуации вместо того, чтобы назначать диктатора. 

Правовой статус римского гражданства был ограничен и являлся жизненно важной предпосылкой для обладания многими важными юридическими правами, такими как право на суд и апелляцию, вступление в брак, голосование, занимать должность, заключать обязательные контракты и специальные налоговые льготы. Взрослого гражданина мужского пола с полным набором юридических и политических прав называли «optimo jure». Optimo jure избрал свои собрания, после чего собрания избрали мировых судей, принимали законодательство, председательствовали на судебных процессах по делам о смертной казни, объявили войну и мир, а также заключили или расторгали договоры. Существовали два типа законодательных собраний. Первым были comitia («комитеты»), которые были собранием всех optimo jure. Вторая была согласительной («советы»), которые были собраниями определенных групп optimo jure.

Граждане были организованы на основе триб, каждая из которых собирался в свои собственные собрания. Центуриатная  комиция была собранием по профессиям (например, солдаты). Президентом Comitia Centuriata обычно был консул.  Comitia Centuriata выбирала магистратов, обладающих империумными полномочиями (консулы и преторы). Также избирались цензоры. Только Comitia Centuriata может объявить войну и ратифицировать результаты переписи.  Она также служила высшей апелляционной инстанцией в некоторых судебных делах.

Собрание триб (то есть граждан Рима), Comitia Tributa, возглавлялось консулом и состояло из 35 триб. Они были не этническими или родственными группами, а скорее географическими подразделениями.  Порядок, в котором будут голосовать тридцать пять колен, был выбран случайным образом по жребию.  Comitia Tributa избрала квесторов, курульных эдилов и военных трибунов.

Каждый республиканский магистрат обладал определенными  полномочиями. Каждый был назначен  Сенатом. Это было областью полномочий этого конкретного должностного лица. Это может относиться к географическому району или к конкретной ответственности или задаче. Полномочия магистрата исходили от народа Рима (как плебеев, так и патрициев).  Все магистраты также имели силу принуждения. Это использовалось магистратами для поддержания общественного порядка путем наложения наказания за преступления.  Эта власть также могла быть использована для борьбы с политическими противниками.

Одним из принципов власти магистрата была коллегиальность. В каждом судейском кабинете одновременно должны участвовать как минимум два человека.  Консулы в Римской республике были самым высокопоставленным ординарным магистратом. Каждый служил один год.  Они сохранили несколько элементов бывших королевских регалий. Консульские полномочия включали в себя бывшую «власть командовать» (империум) рексов и назначение новых сенаторов. Консулы обладали высшей властью как в гражданских, так и в военных вопросах. Находясь в городе Риме, консулы были главой римского правительства. Они председательствовали в сенате и собраниях. Находясь за границей, каждый консул командовал армией. Его авторитет за границей был бы почти абсолютным. Преторы управляли гражданскими делами и командовали провинциальными армиями. Каждые пять лет два цензора избирались на 18-месячный срок, в течение которого они будут проводить перепись. Во время переписи они могли зачислять граждан в сенат или выводить из сената.  Эдилы избрались для ведения внутренних дел в Риме, таких как управление публичными развлечениями и праздниками. Квесторы обычно помогали консулам в Риме, а также губернаторов в провинциях. Их обязанности часто были финансовыми.

Трибуны считались защитниками плебеев, они были неприкосновенными. Их неприкосновенность была обеспечена обязательством, принятым плебеями, убить любого человека, который наносил вред или вмешивался в дела трибуны в течение срока его полномочий. Было тяжким преступлением причинять вред трибуну, игнорировать его вето или иным образом мешать ему.

Во время чрезвычайного положения диктатор назначался на срок шесть месяцев. Конституционное правительство распускалось, а диктатор становился абсолютным хозяином государства. Когда срок диктатора заканчивался, конституционное правление восстанавливалось.

2.3 Средневековые республики

Средневековое исландское государство имело уникальную судебную структуру.  Самыми влиятельными и элитными лидерами в Исландии были вожди. Офис вождя назывался годар. Он не огранивался строгими географическими границами. Свободный человек мог выбрать поддержку любого из годаров своего района.  В обмен на то, что вожди защищают его интересы, люди будет оказывать ему вооруженную поддержку во время или конфликтов. Люди также должны были посещать региональные и национальные собрания. 

На региональном уровне годар тринадцати округов проводил собрания каждую весну для разрешения местных споров. Годар также был лидером Альтинга, национального собрания Исландии. Сегодня Альтинг является старейшим парламентским институтом в мире. Первое собрание Альтинга было созвано около 930 года в Чингвеллире. Альтинг служил публичным собранием, на котором люди со всей страны встречались в течение двух недель каждый июнь. 

Коммуны впервые были зарегистрированы в конце 11- начале 12 веков, а затем стали широко распространенным явлением. Они получили развитие в центральной и северной Италии, где стали городами-государствами на основе частичной демократии. В то же время в Германии они стали свободными городами, независимыми от местной знати.

Развитие средневековых сельских коммун возникло скорее из-за необходимости сотрудничать, чтобы управлять общественным достоянием, чем из-за оборонительных потребностей. Во времена слабого центрального правительства общины обычно формировались для обеспечения безопасности на дорогах, проходящих через их территорию, чтобы обеспечить торговлю. Одна из наиболее успешных из этих средневековых общин была в альпийских долинах к северу от перевала Готард. Это позже привело к формированию Старо-Швейцарской Конфедерации. 

Помимо швейцарского союза, в графстве Тироль были подобные сельские альпийские коммуны, но они были ликвидированы  Габсбургами. Другие подобные сельские коммуны возникли в Граубюндене, во Французских Альпах (Бриансон), в Пиренеях, на севере Франции (Румар), в северной Германии (Фризия и Дитмаршен), а также в Швеции и Норвегии.  Некоторые южноевропейские средневековые коммуны находились под влиянием итальянского прецедента, но многие северные (и даже швейцарские коммуны к северу от перевала Готард) вполне могли развиваться одновременно и независимо от итальянских. 

В большинстве мест, где возникли коммуны (Великобритания, Франция и Фландрия), они были поглощены монархическими государствами по мере их возникновения. Несколько уникально, что некоторые в северной и центральной Италии становятся независимыми и мощными городами-государствами.

Отказ от их феодальных правителей этими коммунами произошел в конце 12-го и 13-го века. Милан повел города-ломбарды против императоров Священной Римской империи и победил их, обретя независимость. Тем временем Венецианская республика, Пиза и Генуя смогли учредить свои военно-морские империи на Средиземном море. Такие города как Парма, Феррара, Верона, Падуя, Лукка, Сиена, Мантуя и другие смогли создать стабильные государства за счет своих соседей, некоторые из которых просуществовали до наших дней. В южной Италии автономные коммуны были более редкими, примером тому может служить Сассари на Сардинии.

Город-государство Новгород разработал процедуры управления, которые обеспечили широкую демократическое участие намного раньше, чем в остальной Европе. Номинальными руководителями Новгорода всегда были князья, приглашенные новгородцами из соседних государств, хотя их власть ослабла в 13-м и начале 14-го веков. Неясно, был ли архиепископ Новгородский реальным главой государства или главой исполнительной власти Новгородской республики, но в любом случае он оставался важным городским чиновником. Помимо руководства церковью в Новгороде, он возглавлял посольства, наблюдал за определенными судебными делами светского характера и выполнял другие светские задачи. Однако архиепископы, похоже, работали с боярами для достижения консенсуса и почти никогда не действовали в одиночку.

Другим руководителем был Посадник, который возглавлял Вече, контролировал сбор налогов и руководил текущими делами города. Большинство основных решений князя должны были быть одобрены Посадником. В середине 14-го века вместо одного Посадника Вече стало избирать шесть. Состав вече  включал представителей городского населения, а также свободного сельского населения. Было ли это демократическим институтом или контролируемым боярами, обсуждается. 

Князь, хотя его статус в Новгороде не был наследственным и его власть была значительно снижена, оставался важной фигурой в жизни новгородцев. Из 100 новгородских князей многие, если не большинство, были приглашены или изгнаны новгородцами. По крайней мере, некоторые из них подписали  ряд, который защищал интересы новгородских бояр и излагал права и обязанности князя. 

В первую очередь среди функций князя была функция военная. Он также покровительствовал церквям в городе, хотя его часто возглавлял его наместник, когда он лично отсутствовал в городе. Посадник всегда должен был присутствовать в суде, и никакое решение суда не могло быть принято без его согласия. Кроме того, без одобрения посадника князь не мог ни раздавать новгородские земли, ни издавать законы. Кроме того, князь не мог владеть землей в Новгороде и не мог сам собирать налоги с новгородских земель. Он жил на деньги, которые ему давал город. Князь не мог выдавать или преследовать новгородца за пределами земли новгородцев. 

Республика Венеция была суверенным государством  в северо-восточной Италии, существовала более тысячелетия с 697 до 1797 год. В первые годы республики дож Венеции управлял в автократической манере, но позже его полномочия были ограничены. В результате полномочия были переданы  Великому Совету, состоящему из 480 членов, из патрицианских семей, так что, дож не мог ничего сделать без Великого Совета, а Великий Совет мог ничего не делать без него.

В 12-м веке аристократические семьи еще больше уменьшили полномочия дожа, учредив Малый Совет (1175), состоящий из шести герцогских советников, и Совет Сорока (1179) в качестве верховного трибунала. В 1223 году эти учреждения были объединены в Синьорию, которая состояла из дожа, Малого совета и трех лидеров трибунала. Синьория была центральным органом власти, представляя преемственность республики, как сказано в выражении: «si è morto il Doge, no la Signoria» («Если Дож мертв, Синьория - нет»).

2.4. Современные республики

В 21 в. республика является доминирующей формой правления. К республикам относится подавляющее большинство современных государств. Для современных республик характерно наличие института президентства, выборность на определённый срок высших органов власти. Чаще это относится в должности главы государства и высшему законодательному органу. Реже избираются глава правительства (Грузия), суды (СССР до 1980-х гг.). Во всех современных республиках более менее ярко выражено разделение властей.

Господствующим способом правления в современных республиках является представительная демократия. Исключение составляет Швейцария, где присутствует прямая демократия, проявляющаяся в регулярных референдумах.

Современные республики можно классифицировать по субъекту высшей реальной власти. В этом случае можно выделить республики парламентские, президентские и смешанные.

Президентские республики – это большинство государств Латинской Америки и Африки, ряд стран Азии, где недавно имели место военные режимы (Турция, Пакистан). Де-факто президентской республикой является Россия.

Типичными парламентскими республиками являются Германия, Италия и Индия. Президент здесь – фигура декоративная и церемониальная.

К смешанным республикам относятся Франция и США. Во Франции полномочия президента и парламента чётко разграничены. В США эффективно действует система сдержек и противовесов, не дающая возможности доминировать какому-либо властному органу.

Несколько особняком стоит исламская республика (Иран). Помимо парламента и президента в Иране имеется пост рахбара. По сути ему - религиозному главе принадлежит высшая государственная власть. Ни парламент, ни президент таковой властью не обладают, поэтому Иран нельзя отнести ни к одному из вышеназванных типов.

В КНДР особенностями власти стало отсутствие поста президента при единоличном характере правления. Кроме того власть в этом государстве с 1945 находится в руках одной семьи Кимов. Это даёт нам право относить КНДР к республикам с монархическими элементами.

ГЛАВА 3. НЕТИПИЧНЫЕ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ

3.1. Дуумвират

Дуумвиры это какие-либо из различных совместных магистратов древнего Рима. Такие пары магистратов назначались в разные периоды римской истории как в самом Риме, так и в колониях и муниципалитетах. 

·         Duumviri iuri были высшими судебными магистратами в городах Италии и ее провинциях. Часто случалось так, что император был избран одним дуумвиром, а другое место было оставлено на усмотрение императора для назначения префекта.

Duumviri quinquennales были также муниципальными служащими, которые избирались каждый пятый год на один год для выполнения функции цензуры, которая была отменена в течение прошедших четырех лет. 

Duumviri sacrorum, созданные Л.Тарквинием Супербусом, служили для совершения жертвоприношений и хранения Сивиллинских Книг. Они были выбраны из патрициев и занимали свой пост на всю жизнь. Они были освобождены от службы в армии и от должностей, навязанных другим гражданам. Комиссия существовала до 388 года, когда по просьбе народных трибунов Секстия и Лициния их число было увеличено до десяти (decemviri sacris faciundis). То есть, вместо двух человек, доверие было оказано десяти половинам патрициев, наполовину плебеям. Сулла добавил пять к их числу, в общей сложности пятнадцать (quindecimviri sacris faciundis). Впоследствии их число было значительно увеличено и в итоге составило шестьдесят; все же все еще сохранил деноминацию quindecimviri. Они были полностью отменены при императоре Феодосии I.

Duumviri aediedicandae были магистратами, которые по указу сената выполнили посвящение области, запланированной для строительства храма, или храма, уже построенного. Изначально Duumviri aedi locandae были служащими, специально назначенными для надзора за возведением храма, если высший магистрат, такой как консул, претор или цензор, не управлял им. Иногда они были такими же, как duumviri aediedicandae.

Дуумвири Навалес, экстраординарные чиновники, назначенные для оснащения флота. Первоначально выбранные консулами или диктаторами, они избирались народом после 311 г. до н.э.

Дуумвиры perduellionis,были экстраординарными магистратами, созданные при определенных событиях. Они были самым ранним уголовным судом для рассмотрения дел о государственной измене. Они продолжали назначаться в республике с последним упоминанием в 63 г. до н.э. Первыми такого рода дуумвиры были назначены судить выжившего Горация за убийство его сестры.

·         Duumviri viis extra urbem purgandis были подчиненными служащими эдилов, в обязанности которых входило следить за теми улицами Рима, которые находились за пределами городских стен.

3.2. Триумвират и тетрархия

Триумвират - политический режим правления трех влиятельных лиц, известных как триумвиры. Договоренность между ними может быть формальной или неформальной.  Термин также может использоваться для описания государства с тремя различными военными лидерами, которые все утверждают, что являются единым лидером.

Первоначально триумвиры представляли собой специальные комиссии из трех человек, назначенные для выполнения конкретных административных задач, помимо обычных обязанностей римских магистратов. Впервые они были установлены около 290-287 до н.  под присмотром городского претора.  Комиссии из трех человек были также назначены для таких целей, как создание колоний или распределение земель. Другой функцией комиссии из трех человек была ответственность за организацию общественных праздников.  Термин чаще всего используется историками для обозначения первого триумвирата от Юлия Цезаря,  Лициния Красса и Помпея Великого  и второй триумвират из Октавиана,  Антония и Лепида.

Французские гугеноты насмешливо присвоили имя Триумвират альянсу, образованному в 1561 году между католическим Франциском, герцогом Гизом, Анной де Монморанси и Жаком Дальбоном, во время религиозных войн во Франции.

В конце 1700-х годов, когда французские революционеры обратились к нескольким названиям римской магистратуры для своих новых учреждений, трехглавый коллективный глава государства был назван Консулат. В него входил «Первый консул », который был не равным другим, а де-факто главой государства и правительства - должность, которую Наполеон Бонапарт решил открыто преобразовать в Первую французскую империю.

До Наполеона во время Робеспьера,  Сен-Жюста и Кутона, в качестве членов руководящего комитета общественной безопасности, были якобы некоторыми сформировал неофициальный триумвират. Хотя официально все члены комитета разделяли равные полномочия, дружба троих мужчин и близкая идеологическая база побудили их хулителей объявить их триумвирами, которые были использованы против них во время переворота 9 Термидора.

Мао Цзэдун, Чжоу Эньлай и Лю Шаоци внесли наибольший вклад в создание Китайской Народной Республики в 1949 году и считаются тремя наиболее влиятельными членами первого поколения коммунистических лидеров Китая. Они занимали высшие партийные и государственные должности председателя ЦК КПК (Мао), премьера Госсовета (Чжоу). Лю был председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей и номинальным главой государства де-юре.

После спорных президентских выборов 1970 в Бенине учреждён Президентский совет, в который вошли три главных политических деятеля страны: Ю.Мага, Дж.Ахомадегбе и С. Апити. Кроме того, официальная должность президента чередовалась между ними. 

В СССР в мае 1922 г. - апреле 1925 г. была создана тройка из Каменева,  Сталина и Зиновьева. Тройка распалась в апреле 1925 года, когда Каменев и Зиновьев оказались в меньшинстве из-за своей веры в то, что социализм может быть достигнут только в мировом масштабе. Зиновьев и Каменев объединились с левой оппозицией Льва Троцкого в начале 1926 года. 13 марта - 26 июня 1953 года после смерти Сталина в марте 1953 года власть была разделена между Берией,  Маленковым и Молотовым.

Термин « тетрархия » описывает форму правления, когда власть разделена между четырьмя людьми, но в современном использовании обычно относится к системе, учрежденной Римским императором Диоклетианом в 293 году, отмечая конец кризиса третьего века и восстановление Римской империи. Эта тетрархия длилась до 313, когда разрушительные гражданские войны устранили большинство претендентов на власть, оставив Константину контроль западной части империи, и Лицинию  восточной половины.

Первый этап, иногда называемый диархией («правление двух»), включал назначение Максимиана в качестве со-императора - сначала как Цезаря (младшего императора) в 285 году, за которым последовало его повышение до Августа в 286. Диоклетиан заботился о делах в восточных областях империи, в то время как Максимиан так же отвечал за западные регионы. В 293 году Диоклетиан подумал, что необходимо уделять больше внимания как гражданским, так и военным проблемам, поэтому с согласия Максимиана он назначил двух Цезарей (по одному помощнику на каждого Августа).

В 305 году старшие императоры совместно отреклись от престола и удалились, что позволило Констанцию ​​и Галерию быть повышенным в звании до Августа. Они, в свою очередь, назначили двух новых Цезарей - Севера на западе у Констанция и Максимина на востоке у Галерия - создав тем самым вторую тетрархию.

Тетрархии в древнем мире существовали в Фессалии (в северной Греции), Галатии (в Средней Азии; в том числе в Ликаонии).

3.3. Тирания

Тиран является абсолютным правителем поддерживаемым законом, или тем, кто присвоил себе законный суверенитет. Первоначальный греческий термин означал абсолютного суверена, пришедшего к власти без права. Слово имело нейтральный оттенок в период архаики и классики. Платон рассматривал тиранию как негативное слово. Платон и Аристотель определяли тирана как человека, который правит без закона, используя крайние и жестокие методы против своего народа и других. В конце пятого века до н.э. возник новый тип тирана, пользующегося поддержкой военных, особенно на Сицилии.

Все лидеры когда-то были тиранами по-своему. Сама сущность политики в аграрных цивилизациях была, по нашим современным демократическим стандартам, тиранической.

В Древней Греции тираны были влиятельными оппозиционерами, которые пришли к власти, при поддержке различных группировок демоса. Слово тиран относится к любому, хорошему или плохому правителю, кто получил власть в полисе нетрадиционными способами. Поддержку тиранам оказывал растущий средний класс и крестьяне, которые не имели земли или были в долгу перед состоятельными землевладельцами. Тираны не имели законного права управлять, но люди предпочитали их царям или аристократии.

Греческая тирания возникла из борьбы классов против аристократии или против царей, где архаичные традиции и мифология санкционировали наследственные и традиционные права на власть. В народных переворотах обычно устанавливались тирании, которые часто становились или оставались популярными, по крайней мере, в начале. 

Расцвет тиранов эпохи архаики наступил в начале 6-го века до н.э. когда Клисфен правил Сикионом, а Поликрат  Самосом. В течение этого времени восстания свергли многие правительства. Одновременно Персия начала вторгаться в Грецию, и многие тираны обращались за помощью к персидским силам против народных сил, стремящихся их уничтожить.

В Коринфе была одна из первых греческих тираний. Растущее богатство от колониальных предприятий и более широкие горизонты, вызванные экспортом вина и масла, вместе с новым опытом Восточного Средиземноморья, возвращением наемных гоплитов, работающих за границей, создали новую среду. У Кипсела были подходящие условия для свержения аристократической власти господствующего, но непопулярного клана. Члены клана были убиты, казнены, изгнаны или сосланы в 657 году до нашей эры. Коринф процветал экономически под его правлением. Когда он завещал пост своему сыну, Периандру, тирания оказалась менее защищенной, и Периандру потребовалась свита наемных солдат, лично преданных ему.

Тем не менее при Кипселе и Периандре Коринф расширил и усилил контроль над своими колониальными предприятиями, и экспорт коринфской керамики процветал. Однако тиранам редко удавалось установить беспрепятственную линию преемственности. Периандр убил свою беременную жену, сжег своих наложниц живьем, сослал сына, воевал с тестем и попытался кастрировать 300 сыновей его предполагаемых врагов. Преемнику Периандра повезло меньше, и его свергли. Позже Коринф управлялся тусклой олигархией.

Афины дали своих тиранов в конце архаического периода. Жители сначала дали звание тирана Писистрату, который захватил власть в 546 г. до н.э. Поддержанный процветанием крестьянских и землевладельческих хозяйств равнины, которая процветала благодаря росту экспорта оливкового масла, он сумел добиться авторитарной власти. Через амбициозную программу общественных работ, которая включала развитие государственного культа Афины;  поддерживая Панафинейские Игры в котором призами были сосуды с оливковым маслом; и поддерживая Дионисии, Писистрат смог сохранить свою личную популярность.

В 510 году Писистратиды были изгнаны из-за комбинации интриги и спартанского оружия. Антитираническое отношение стало особенно распространенным в Афинах после 508 г. до н.э., когда Клисфен реформировал политическую систему так, чтобы она напоминала демократию. Тирания в Сицилии возникла по тем же причинам, но здесь угроза нападения карфагенян продлила тиранию, способствуя росту влияния военачальников. Такие сицилийские тираны как Гелон, Гиерон I, Гиерон II, Дионисий Старший, Дионисий Младший и Агафокл, поддерживали щедрые суды и становились покровителями культуры. 

При македонской гегемонии в 4-м и 3-м веках до нашей эры в Греции выросло новое поколение тиранов, особенно при правлении короля Антигона II Гоната, который установил своих марионеток во многих городах Пелопоннеса. Против этих правителей демократические города начали объединяться в Ахейский Союз, который был в состоянии расширить свое влияние даже в Коринфе, Мегаре, Арголиде и Аркадии. Начиная с 251 г. до н.э. под руководством Арата ахейцы освободили многие города, в нескольких случаях убедив тиранов уйти в отставку, а когда Арат умер в 213 г. до н.э., Эллада была свободна от тиранов более 15 лет. Последний тиран на материковой части Греции, Набис из Спарты, был убит в 192 г. до н.э., и после его смерти Пелопоннес был объединен в конфедерацию стабильных демократий.

3.4. Диктатура

Диктатура во многом определяется как форма правления, в которой абсолютная власть сосредоточена в руках лидера (обычно называемого диктатором), «небольшой клики» или «правительственной организации», и она направлена ​​на отмену политического плюрализма и гражданскую мобилизацию. С другой стороны, демократия, которая обычно сравнивается с понятием диктатуры, определяется как форма правления, в которой верховенство принадлежит населению, а правители избираются путем состязательных выборов. 

Диктаторское правительство можно классифицировать по пяти типологиям: военная диктатура, однопартийная диктатура, персоналистическая диктатура, монархии, гибридная диктатура.

Военные диктатуры - это режимы, в которых группа военных удерживает власть, определяет, кто будет руководить страной, и оказывает влияние на политику. Однопартийные диктатуры - это режимы, в которых одна партия доминирует в политике. Персональные диктатуры - это режимы, в которых вся власть находится в руках одного человека. Персональные диктаторы могут быть военными или лидерами политической партии. Тем не менее, ни военные, ни партия не осуществляют власть независимо от диктатора. В персоналистских диктатурах элитный корпус обычно состоит из друзей или членов семьи диктатора. 

Между двумя мировыми войнами были описаны четыре типа диктатур: конституционная, коммунистическая (номинально «диктатура пролетариата»), контрреволюционная и фашистская. После Второй мировой войны был признан более широкий круг диктатур, в том числе диктатуры стран третьего мира, теократические или религиозные диктатуры и диктатуры на основе династии или семьи. 

В Республиканском этапе в Древнем Риме, римский диктатор был чиновником, который имел определенные полномочия, как правило, в течение шести месяцев, и как правило, в сочетании с консулом. Римские диктаторы были наделены абсолютной властью во время чрезвычайного положения. При исполнении их полномочия изначально не были ни произвольными, ни необоснованными, подчинялись закону и требовали ретроспективного обоснования. После начала 2-го века до нашей эры таких диктатур не было, и более поздние диктаторы, такие как Сулла и римские императоры, пользовались властью гораздо более лично и произвольно. 

В первой половине 20 века коммунистические и фашистские диктатуры появились в ряде технологически развитых стран, которые отличаются от диктатур в Латинской Америке и постколониальных диктатур в Африке и Азии. Ведущие примеры современной тоталитарной диктатуры включают в себя: 1) Гитлер в нацистской Германии, Муссолини в Италия,  Франко в Испании, Антонеску в Румынии и фашистские диктатуры, которые появились в Южной Европе, Южной Африке и других странах; 2) Ленин и Сталин в Советском Союзе, Мао Цзэдун в Китае, семья Ким в Северной Корее, Чаушеску в Румынии и другие коммунистические диктатуры, которые появились после Второй мировой войны в Центральной Европе, Восточная Европа, Восточная Азия и других странах.

После Второй мировой войны диктаторы обосновались в нескольких новых государствах Африки и Азии, часто за счет или отказа от конституций, унаследованных от колониальных держав.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев лишь часть примеров различных форм правления в различные исторические эпохи, мы можем прийти к выводу об их большом многообразии.

Соотношение монархия/республика явно склоняется в пользу первой в отдалённые исторические периоды. Хронологически монархии возникли раньше. Они преобладали в древности и, особенно в средневековье. В Новое время отношение стало меняться в пользу республик. К настоящему моменту республика представляет собой доминирующую форму правления во всех регионах мира.

С точки зрения классификации между монархиями и республиками как ранее, так и в настоящее время нет абсолютно чёткой границы. Три отличительных признака формы правления (способ формирования высшей власти, продолжительность осуществления властных полномочий, наличие титулов и должностей) не всегда проявляются однозначно.

В древности в период формирования античных монархий, в раннефеодальный период и даже период зрелого феодализма либо монархии содержали республиканские черты, либо республики имели монархические элементы. К таковым относятся наличие народного собрания и коллегиальных аристократических или олигархических органов в Греции и Риме, выборность монарха в Священной Римской империи или титула князя в Новгородской республики.

Размытость границ сохраняется и в современности (выборность главы государства в Ватикане, пожизненное президентство в Туркмении, династийность правления в Северной Корее).

Учитывая весь исторический опыт можно предложить следующую классификацию форм правления:

  1. Монархии

А) Деспотические;

Б) Абсолютные;

В) Теократические;

Г) Ограниченные:

- конституционные,

- парламентские,

- дуалистические;

Д) Раннерабовладельческие;

Е) Раннефеодальные;

Ж) Сословно-представительные;

З) Смешанные

2. Республики

А) Демократические;

Б) Аристократические;

В) Теократические;

Г) Президентские;

Д) Парламентские;

Е) Смешанные;

Ж) С элементами монархии;

3. Нетипичные формы правления:

А) Дуумвират;

Б) Триумвират;

В) Тетрархия;

Г) Тирания;

Д) Диктатура.

БИБЛИОГРАФИЯ

1.Авдеев Д.А. Республиканская форма правления: проблемы классификации и идентификации // Современное право. — 2011. — № 4.

2. Дербишайр Дж.Д. Политические системы мира: в 2 т. — М.: Рипол Классик, 2004.

3.История политических и правовых учений: Учебник для вузов / под общей редакцией Нерсесянца В.С. — М.: Норма, 2004.

4.Пресняков А.Е. Образование Великорусского государства — Пг.: Изд-во Академии наук, 1920.

5.Пушкарев С. В. О причинах возникновения нетипичных форм государственного правления // Современное право. — 2011. — № 7.

6. Симонишвили Л.Р. Формы правления: история и современность: учеб. пособие — М.: Флинта: МПСИ, 2007.

6.Сумбатян Ю.Г. Монархия — традиционная форма государственности // Вестник Московского университета. Сер.7.Теория государства и права / Под ред. Пиголкина А.С. — Изд-во: Городец, 2003.

8.Чиркин В.Е. Государствоведение: Учебник / В. Е. Чиркин. — М.: Юристъ, 1999.

9. Чиркин В.Е. Нетипичные формы правления в современном государстве. [Электронный документ]// http://falkaw.narod.ru/tgp/tu6.htm