Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства (Виды народного искусства)

Содержание:

Введение

Изменения, произошедшие за последние годы в нашей стране, выдвинули новые требования к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Сегодня обществу необходимы творческие силы, соответствующие изменившимся условиям жизни, которые будут способствовать его дальнейшему развитию и совершенствованию.

Для формирования новой личности сегодня особую важность приобретают такие качества как: способность к человеческому общению, взаимопониманию, сопереживанию, национальное самосознание, готовность к продуктивной творческой деятельности. Именно эти качества необходимо формировать в процессе обучения и воспитания школьников. А это возможно сделать как раз через искусство, ведь искусство так же является сильнейшим инструментом в руках педагога. Поэтому усиленное внимание к национальным традициям в культуре и искусству, использование их в процессе эстетического воспитания, осуществляющееся в младшем школьном возрасте приобретает особую актуальность. Осуществляется он комплексно с помощью трудового, нравственного, эстетического и других видов воспитания.

Воспитание – это процесс передачи накопленного опыта от старшего поколения к младшему (в широком смысле) и направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей (в узком смысле).

Одним из важнейшей составляющей воспитания является эстетическое воспитание. Эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать и создавать прекрасное в повседневной жизни и искусстве. Народному искусству принадлежит особая роль в процессе эстетического воспитания младших школьников, так как именно в этом возрасте эмоционально – чувственное развитие способствует освоению окружающего мира и общению с людьми. Оно помогает выработке поведения в обществе и взаимодействия ребенка с окружающим миром. Эстетическое воспитание является своеобразным показателем уровня эстетической культуры личности, которая является составляющей духовной культуры

Задачи эстетического воспитания:

  • Познание прекрасного в жизни, природе, в нравственном облике и поведении человека;
  • Формирование эстетических потребностей в области искусства, в постижении художественных ценностей общества;
  • Формирование у учащихся эстетического вкуса, связанного с восприятием и переживанием прекрасного;
  • Приобщение детей к художественному творчеству.

Вопросы эстетического воспитания младших школьников активно исследовались учеными в отечественной педагогике. В разработку теории эстетического воспитания внесли большой вклад М.А. Верб, С.А.Герасимов, Д.Б. Кобалевский, Б.Т.Лихачёв, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Н. Шацкий и многие другие отечественные педагоги. В работах Н.Н.Волкова, Н. Лазарева и других рассмотрены психологические аспекты эстетического воспитания. воспитания представлены в работах. Теоретические основы эстетического воспитания представлены в работах Б.Т.Лихачёва, Т.Н. Мальковской и других.

Л.И. Божович, З.П.Морозова, П.М.Якобсон и другие учёные занимались вопросами мотивации эстетической деятельности. Большое внимание уделяли вопросам формирования и развития у школьников эстетического воспитания Д.Н. Узнадзе и другие; эстетического интереса и вкуса Н.А. Дмитриева, А.П.Белик; проблемам эстетического воспитания средствами народного искусства- Выготский Л.С., который блестяще окрестил искусство «общественной техников чувств» и утверждал, что «всё прикладное значение искусства в конечном счёте и сводится к его воспитывающему действию».[1] (2, 52)

В.А. Сухомлинский отмечал- «важная задача эстетического воспитания- научить ребёнка видеть а красоте окружающего мира духовное благородство, доброту, сердечность и на основе этого утверждать прекрасное в самом себе».

Проблемы  эстетического воспитания довольно обширны и актуальны по сегодняшний день.

        Объектом исследования является процесс эстетического воспитания детей

        Предметом исследования является особенности эстетического воспитания детей младшего школьного возраста средствами народного искусства.

        Цель работы выявить возможности народного искусства как средства эстетического воспитания, раскрыть педагогические условия эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства.

        Задачи:

  1. Изучить и проанализировать теоретические источники по исследуемой проблеме.
  2. Проанализировать виды и содержание средств народного искусства
  3. Выявить существенные особенности эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства.
  4. Разработать рекомендации для родителей по эффективному эстетическому воспитанию младших школьников средствами народного искусства.

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания младших школьников средствами народного искусства

1.1. Народное искусство в системе эстетического воспитания младших школьников

Народное искусство — это, прежде всего огромный мир духовного опыта народа, его художественные идеи — неотъемлемая часть культуры. В основе народного искусства — творческая деятельность народа, отражающая его самосознание, историческую память. Общение с народным искусством, с его выработанными в веках нравственно-эстетическими идеалами играет значительную роль в эстетическом воспитании.

Трудно переоценить важность народного искусства в эстетическом воспитании, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства, как средства воспитания, заключается в том, что в искусстве "сгущен, сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство". Его содержание должно охватывать изучение и приобщение детей к различным видам и жанрам искусства - музыке, изобразительному искусству. Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в природе, в нравственном облике и поведении человека.

Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства является его направленность на личностное развитие дошкольников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Во-первых, необходимо формировать у школьников эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Важнейшая сторона этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

2. Во-вторых, одним из главных составных частей содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.

3. В-третьих, существенным компонентом эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности.

Мир постоянно развивается. Своё эстетическое отношение к жизни и природе люди выражают в художественных произведениях различных видов искусства. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их, а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни».[2]

Если ребенок не получит собственно художественного развития, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни, искусство может и не выполнить своей воспитательной роли. Жизненный опыт ребенка на различных стадиях его развития настолько ограничен, что дети не скоро научаются выделять из общей массы собственно эстетические явления. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

Каждый вид народного искусства особо воздействует на человека своими специфическими художественными средствами и материалами: словом, звуком, движением, красками, различными природными материалами. Музыка, например, непосредственно обращена к музыкальному чувству человека. Скульптура передает нам наглядно объемную, пластическую выразительность тела и воздействует на способность нашего глаза воспринимать прекрасную форму. Искусство обращено к любой человеческой личности. Педагогический смысл этого мы понимаем в том, что нельзя ограничивать воспитание и развитие ребенка лишь одним видом искусства. Только совокупность их может обеспечить нормальное эстетическое воспитание.

Педагог Шацкий С.Т. отводил музыке центральное место в эстетическом воспитании детей. Коллеги С.Т. Шацкого под его руководством проводили вместе с детьми большую работу по сбору и анализу песен, которые пели в народе, а затем дети исполняли эти песни в семьях и на улице, изучали пути распространения песен, знакомились с их текстами и популярными мелодиями. Педагоги при этом выясняли, в чем состоит привлекательность и доступность народных песен для детей. Результаты исследований продуктивно использовались для анализа понимания детьми музыкальных произведений и планирования дальнейших программ музыкального образования. «Все это способствовало активизации музыкальных интересов детей, побуждало их к осмыслению прослушанного», - писала В.Н. Шацкая.[3]

С давних времён огромное внимание в воспитательном процессе личности уделялось изобразительному искусству. Важность изобразительной деятельности для формирования всесторонне развитого человека мы отмечаем у Я.Коменского, который считал, что занятия изобразительным искусством позволяют развить чувство прекрасного, формируют потребность наслаждаться красотой природы и произведениями искусства.

Неоспоримо, что в формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. Испытав это чувство однажды, дети будут стремиться в своих работах рассказать о том, что узнал, увидел, пережил.

Воспитывая умение «видеть», искусство расширяет и углубляет познание мира. Большой интерес к данному вопросу проявляют различные области науки - эстетика, искусствознание, социология, педагогика, психология. Специфика художественного восприятия имеет социальный характер, выражающийся в том, что формируется она в непосредственной связи с развитием общества, во взаимодействии индивида с его микро- и макросредой. Художественное восприятие осуществляется благодаря работе нескольких анализаторов, главным из которых являются зрительные, слуховые, осязательные. Кроме того, художественное восприятие имеет педагогическую специфику, выявляющуюся в постановке и решении сверхзадач: формирование социально-активной личности [28; 11].

В области эстетического восприятия искусства, дети, к концу пятого класса, должны достигнуть определённого уровня культуры личности:

  • видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);
  • знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;
  • знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;
  • знать и называть произведения народного искусства: 2 - 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 - 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства

Главная черта, характеризующая народное искусство – это его коллективный характер. Это, прежде всего, проявляется в преемственности многовековых традиций. Из поколения в поколение сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета

Эстетическое воспитание - это организация жизни и деятельности детей, способствующая развитию эстетических чувств ребенка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

Исходя из цели эстетического воспитания младших школьников, его задачи можно представить двумя группами.[4]

1-ая группа - направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умение видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

2-ая группа - направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.[5]

Методической основой эстетического воспитания лежит совместная деятельность педагога и ребенка по развитию у него творческих способностей к восприятию художественных ценностей, к продуктивной деятельности, осознанного отношения к социальной, природной, предметной среде. Успех этой работы во многом определяется тем, в какой мере учитываются индивидуальные особенности, потребности и интересы воспитуемого, уровень его общего развития.[6]

Источниками эстетической информации для ребенка являются многие каналы (социальная среда, предметный мир, природные явления, художественные произведения). Поэтому так важен метод целостного восприятия сюжета картины, сказки, музыкально-образного построения фортепьянной пьесы. В дальнейшем, чтобы помочь ребенку вслушиваться в звуки, вглядываться в краски и формы предмета, педагог направляет его внимание на более детальное восприятие, целенаправленное наблюдение.

В зависимости от того, как дети получают эстетическую информацию (знакомятся непосредственно с произведением искусства, слушая музыкальную пьесу, песню, сказку, рассматривая картины, или через воспитателя, который рассказывает, объясняет, задает вопросы), методы и приемы эстетического воспитания можно разделить на наглядные и словесные. К ним предъявляются определенные требования. Исполнение литературных и музыкальных произведений должно быть художественно-выразительным, эмоциональным, иначе встреча с искусством не окажет своего влияния. В словесном методе также необходимо добиваться яркой образности, чтобы дети поняли не только содержание картины, стихотворения, песни или смысл задания, но и пережили настроение, соответствующее настроению персонажей.[7]

В зависимости от форм организации деятельности меняются и методы. На художественных занятиях педагог дает точные указания, показывает или предлагает детям самим найти приемы исполнения и т. д.Так, при разучивании стихов или песен потребует предварительного исполнения их взрослым, беседы о художественных качествах, выражающих содержание и настроение произведения, применения наглядных пособий (по мере необходимости), повторного неоднократного исполнения детьми текста и т. д. Следовательно, обучение носит достаточно прямой характер. В самостоятельной деятельности ребенка руководство взрослого сводится к косвенному воздействию, он лишь напоминает, побуждая к действиям, или исправляет ошибки [42; 111].

Таким образом, очевидно, что существует много слагаемых, определяющих характер методов эстетического воспитания. Точно классифицировать их трудно, поскольку они существуют всегда в тесной взаимосвязи с другими. Например, наблюдая с детьми за красивыми движениями плавающих в аквариуме рыбок, педагог использует наглядный метод. Если при этом он задает вопросы, поясняет что-либо, то применяет также словесный метод. Привлекая детей к оборудованию аквариума, его украшению, педагог пользуется и методом практических действий.

С целью усиления воспитывающего и развивающего характера обучения, следует применять методы воспитания (убеждения, приучения), а также методы обучения, развивающие самостоятельность, инициативу, творчество. Это сущность проблемно-поискового метода, широко применяемого в советской дидактике. Проблемно-поисковым он называется потому, что воспитатель предлагает детям самим найти способы решения намеченного замысла. Например, детям предлагается изобразить какой-либо персонаж из сказки после ее прослушивания. Эту задачу они решают самостоятельно. Можно сделать удачный или неудачный выбор персонажа и тем усложнить или облегчить выполнение задания. Нужно подумать, как лучше изобразить его (вылепить из глины или нарисовать), какими способами лучше воплотить свой замысел. Таким образом, ребенок учится думать, искать, находить решение, т. е. вести поисковую деятельность.

Для усиления развивающего характера обучения, педагог должен применять обобщенные способы действий, которые являются основой конкретных методических приемов.

К числу таких способов относятся:

  1. ориентировка в звуковых, зрительных ощущениях, восприятие выразительно-изобразительных средств каждого вида искусства (приобщение детей к художественным произведениям должно базироваться на сенсорной основе);

2) приобщение детей к идейно-эмоциональному содержанию произведений путем соучастия и сопереживания; (если ребенок научится сопереживать - будет достигнут необходимый нравственно-эстетический эффект);

3) целостного и аналитического подхода к художественным явлениям (дети, как правило, воспринимают произведение непосредственно и целостно; однако приобретение навыка различать выразительные средства по контрасту или сходству позволит им при последующих встречах с произведением воспринять его полнее и глубже);

4) ориентировка в самостоятельных действиях при восприятии, исполнительстве и продуктивном творчестве.

Следовательно, при разучивании произведений или решении художественных задач следует активно применять способы, позволяющие целенаправленно руководить сенсорной ориентировкой детей, их эмоциональным восприятием, целостным и дифференцированным, самостоятельными, творческими действиями.

Вывод: проанализировав литературу можно сделать вывод что, термин «эстетика» происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д. Дидро и Н.Г. Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания. В наше время проблема эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры одна из важнейших задач, стоящих перед обществом. Указанная проблема разработана достаточно полно в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов. Среди них, Д.Б. Кабалевский, Н.И. Киященко, Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, Б.М. Неменский, В.А. Сухомлинский, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкая, И.Д. Маркевич и другие.

1.2. Возрастные особенности младших школьников в процессе эстетического воспитания и влияние народного искусства на формирование их личностных качеств

Чтобы взрослый человек стал духовно богатым, надо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста. Те качества личности, которые закладывались в детстве, именно они и сохранятся в неизменном виде на протяжении всей жизни. Рассмотрим возрастные особенности младших школьников, которые необходимо учитывать в процессе эстетического воспитания.

Б.Т. Лихачев пишет: «Период дошкольного и младшего школьного детства является едва ли не самым решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно-эстетического отношения к жизни». Автор подчеркивает, что именно в этом возрасте осуществляется наиболее интенсивное формирование отношений к миру, которые постепенно превращаются в свойства личности.[8]

Младший школьный возраст – это период, когда любознательность ребенка направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Эстетическое воспитание не только формирует эстетическое отношение детей к искусству и окружающей действительности, но и способствует их всестороннему развитию.[9]

Младший школьный возраст — это возраст 6-11-летних детей, обучающихся в 1 — 3 (4) классах начальной школы. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок обладает необходимым для начала обучения уровнем психического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения. Внимание его уже относительно длительно и устойчиво и это отчетливо проявляется в играх, в занятиях рисованием, музыкой и др. В данном возрасте у ребёнка относительно хорошо развита наглядно -образная память, он легко и прочно запоминает то, что его особенно поражает, что непосредственно связано с его интересами, но имеются уже все предпосылки для развития и словесно-логической памяти. Повышается эффективность осмысленного запоминания. Речь ребенка ко времени поступления в школу уже довольно развита, выразительна. Границы возраста и его психологические характеристики определяются принятой на данный временной отрезок системой образования, теорией психического развития, психологической возрастной периодизацией. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких идёт довольно равномерно и пропорционально. Костная система младшего школьника ещё находится в стадии формирования, в костной системе ещё много хрящевой ткани. Процесс окостенения кисти и пальцев в младшем школьном возрасте также ещё не заканчивается полностью, поэтому мелкие и точные движения пальцев и кисти руки затруднительны и утомительны. Происходит функциональное совершенствование мозга — развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Ещё одна особенность эстетического воспитания в младшем школьном возрасте связана с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов школьника. В ходе воспитания жизненные идеалы изменяются. Под влиянием товарищей, взрослых, произведений искусства, идеалы могут претерпевать изменения. В своей работе Б. Т. Лихачев отмечает «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме».[10]

Так, с этой целью используется детская литература, мультипликационные фильмы и кино, в которых герои наделены человеческими качествами, являются носителями добра и зла, милосердия и жестокости, справедливости и лживости. В меру своего понимания ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, которые борются за добро и справедливость.

        "Это уже, безусловно, формирование идеала  как  части  мировоззрения  в  той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти  в  мир общественных идеалов. Важно только,  чтобы  первые  идеальные  представления ребенка не оставались на уровне  лишь  вербально-образного  выражения.  Надо постоянно, всеми средствами побуждать  детей  к  тому,  чтобы  они  в  своем поведении  и  деятельности  приучались  следовать  любимым  героям,  реально проявляли и доброту, и справедливость, и  способность  изображать,  выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках". [11]

Эстетическое воспитание в жизни младшего школьника играет большую роль, чем в жизни взрослого человека. Неустанная работа воображения является важнейшим способом познания окружающего мира, психологической предпосылкой развития способности к творчеству. Ребенок стремиться выйти за пределы личного практического опыта и освоить нормативы социального пространства.

Очень важно уделять особое внимание именно процессу восприятия художественного произведения. Произведение искусства достигает своей воспитательной, образовательной цели, когда оно непосредственно воспринято школьником, когда освоена его идейно-художественная сущность.

На различных стадиях своего развития, жизненный опыт ребенка достаточно ограничен по сравнению с опытом взрослого человека, интересы его проще, элементарнее, наконец, отношения его со средой также не имеют той сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека. Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой и это определят его вкусы и потребности. Задача педагога воспитать у ребенка способность наслаждаться искусством, развить эстетические потребности, интересы, довести их до степени эстетического вкуса, а затем и идеала.

       Аналогичные изменения наблюдаются в мотивационной сфере. Мотивы отношения учащегося к произведениям искусства осознаются и изменяются. Б. Т. Лихачев в своей работе отмечает, что в младшем школьном возрасте прибавляется еще один мотив – это осознанный мотив. Это проявляется в том, что "…одни  ребята  относятся  к  искусству  и действительности именно эстетически. Они  получают  удовольствие  от  чтения книг, слушания музыки, рисования просмотра фильма. Они  еще  не  знают,  что это и есть эстетическое отношение.  Но  в  них  сформировалось  эстетическое отношение к искусству  и  жизни.  Тяга  к  духовному  общению  с  искусством постепенно превращается для них в потребность.

      Другие  дети  подходят   к   произведению   рационалистически:   получив рекомендацию прочитать книгу или посмотреть фильм, они читают и  смотрят  их без глубокого постижения сути, лишь  для  того,  чтобы  иметь  о  нем  общее представление".[12]

        Яркие впечатления и чувства от созерцания прекрасного в окружающем мире создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, возбуждает непосредственный интерес, обостряет психические процессы.

        Наиболее благоприятным для формирования эстетического воспитания является младший школьный возраст. Это особый возраст, где именно учитель играет главную роль. Учитель способен не только основать прочные знания эстетически развитой личности, но и через эстетическое воспитание заложить подлинное мировоззрение человека, т. к. именно в младшем школьном возрасте формируется отношение к окружающему миру, развитие эстетических качеств личности. Эстетическое воспитание создает личность средствами искусства.

Вывод: эстетическое воспитание должно иметь позитивное направление развития. Оно должно способствовать лучшему познанию окружающего мира самораскрытию и самосовершенствованию личности.

1.3. Пути и средства эстетического воспитания младших школьников

Убранство помещения, опрятность костюма, форма личных отношений и общения, условия труда и развлечений - все это имеет воспитательное значение: либо привлекает детей, либо отталкивает. Задача не в том, чтобы взрослым организовать для детей красоту окружающей среды, в которой они живут, учатся, работают, отдыхают, а в том, чтобы вовлечь всех детей в активную деятельность по созиданию и сохранению красоты.

Очень важно сочетать в процессе эстетического воспитания всю совокупность разнообразных средств и форм, пробуждающих и развивающих в школьнике эстетическое отношение к жизни, к литературе и искусству. В школе должно обращаться внимание не только на содержание школьных предметов, но и на средства действительности, на факторы, оказывающие влияние на эстетическое развитие личности.

  • Фактор эстетизации среды обитания, отмеченный в работе Г.С. Лабковской, по ее мнению, сводится к достижению гармонии между, создаваемой человеком, "второй природой" и естественной природой. Проблема эстетизации среды обитания органически связана с решением одной из сложных и насущных проблем совершенного человечества - проблемы рационального использования природных богатств и охраны окружающей среды. Когда человек остается наедине с природой, как раз и раскрывается истинное лицо его эстетической культуры.
  • Фактор эстетизации быта, выделяемый в работах А.С. Макаренко, Г.С. Лабковской, К.В. Гавриловец и др.

Этому фактору уделял огромное внимание А.С. Макаренко в своей педагогической работе. "Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом всегда строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы" .[13] "С эстетической точки зрения быт, можно сказать, является лакмусовой бумажкой уровня развития эстетического развития личности, группы или коллектива. Материальная среда быта, ее духовность или бездуховность, - показатель соответствующих качеств создавших ее людей", - отмечает Г.С. Лабковская.[14]

Особое значение эстетики быта, в эстетическом воспитании отмечает и К.В. Гавриловец в своей работе «Нравственно-эстетическое воспитание школьников». " Эстетика школьного быта - это обстановка классов, кабинетов, залов, коридоров и т.д. Убранство вестибюля, оформление отрядного уголка, стендов - все это либо молчаливые помощники педагога в эстетическом, а, следовательно, и в нравственном воспитании школьников, либо его враги".[15] Если ребенка с первого класса и до окончания школы окружают вещи, отличающиеся красотой, целесообразностью, простотой, то в его жизнь подсознательно входят такие критерии, как целесообразность, упорядоченность, чувство меры, т.е. критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности.

  • Эстетика поведения и внешнего облика, - не менее значимый фактор эстетического воспитания. На первый план выходит личность учителя. Как отмечает К.В. Гавриловец: "В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных. Модный и в то же время деловой стиль в одежде, чувство меры в косметике, выборе украшений помогают формировать у подростков правильный взгляд на соотношение внешнего и внутреннего в облике человека, вырабатывать у них "нравственно-эстетический критерий достоинства человека".[16]

А.С. Макаренко также уделял большое внимание внешнему виду и утверждал, что у учеников "ботинки должны быть всегда почищены, без этого какое может быть воспитание? Не только зубы, но и ботинки. На костюме не должно быть никакой пыли. И требование прически… серьезные требования надо предъявлять к каждому пустяку, на каждом шагу - к учебнику, к ручке, к карандашу".[17]

  • Эстетика поведения. О культуре поведения много говорил В.А. Сухомлинский. В это понятие он включал и "культуру общения: общение между взрослыми и детьми, а также общение в детском коллективе". "Сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на эстетическое развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности" (15,с 11).

В качестве примера прекрасных эстетических отношений можно рассматривать такие отношения, как дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание. Участие детей вместе со взрослыми в отношениях самого различного достоинства накладывает глубокий отпечаток на детскую личность, делая их поведение прекрасным или безобразным. Через всю совокупность отношений и осуществляется формирование нравственно-эстетического облика ребенка.

Эстетическое воспитание осуществляется целенаправленно в школе. По словам Д.К. Ушинского каждый предмет в школе может эстетически воспитывать: «в любом предмете есть более или менее эстетический элемент» .[18] Опытные педагоги отмечают, что объяснение нового естественнонаучного термина и одновременное определение в нем эстетического элемента является одним из способов развития познавательной активности школьников.

Большой практический опыт в этом деле принадлежит А.С. Макаренко и С.Т. Шацкому. В организованных ими воспитательных учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники часто слушали художественные произведения и музыку, посещали и обсуждали театральные постановки и кинофильмы, работали в изокружках и студиях, проявляли себя в различных видах литературного творчества. Все это служило действенным стимулом развития лучших черт и качеств личности.

Глава 2. Эстетическое воспитание младших школьников средствами народного искусства

2.1. Виды народного искусства

«Жизнь без искусства не формирует и не воспитывает человека целостного, всесторонне и гармонично развитого».[19]

Для более полного и точного раскрытия темы целесообразно рассмотреть различные виды народного искусства, как средства эстетического воспитания младших школьников. В первую очередь потребуется сформулировать основные понятия.

Искусство — это особый вид формотворческой деятельности человека, создающей образные и символические структуры, которые обладают эстетическими, познавательными и коммуникационными функциями.

Народное искусство- синтетическое по характеру искусство, изначально связанное с трудовой деятельностью человека и представляющее одновременно материальную и духовную культуру.

Народное искусство развивается как коллективное творчество на основе

преемственности и традиций.

Коллективный характер народного искусства выражается в тесной связи народного исполнителя с окружающими его людьми. Народный мастер создаёт вещи, нужные, близкие и понятные тем, кто живёт в таких условиях, как и он.

Одна из черт народного искусства- вариативность в творчестве мастера, т.е. видоизменения изделия в рамках традиции. Преемственность традиций означает, что мастер не просто передаёт потомкам то, что в своё время взял от своих предшественников, но обогащает коллективный опыт своими личными творческими достижениями. Этому всему способствует ручной характер труда.

Творчество — процесс деятельности, создающий качественно новые материалы и духовные ценности или итог создания объективно нового. Основной критерий, отличающий творчество от изготовления (производства), — уникальность его результата.

Творчество — мыслительный процесс свободной реализации во внешнем мире, в том числе с помощью инструментов, внутренних ощущений человека представляющих для него и для окружающих интерес и имеющий эстетическую ценность. 

Воображе́ние — способность человека к спонтанному созданию или преднамеренному построению образов, представлений, идей объектов которые в пережитом опыте воображающего в целостном виде ранее не воспринимались или же вообще не могут быть восприняты посредством органов чувств. Эта способность человека создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими, играет важную роль в таких психических процессах, как: моделирование, планирование, творчество, игра, память, мышление.

Художественная культура -форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.)

  • Поэзия (предания, сказки, эпос).

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Заучивание детьми стихотворений связано с развитием эстетического восприятия поэзии, художественного слова, с воспитанием художественного вкуса. Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Стихи действуют на ребенка силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков.

   Стихи воспитывают в детях особое, трепетное, вдумчивое отношение к литературе   Существенное  значение имеет качество художественного чтения стихов  взрослыми.

  • Музыка (песни наигрыши, пьесы),

Музыкальное воспитание в музыкальной педагогике- неотъемлемая часть эстетического подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. Музыкальное воспитание рассматривается как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку – один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», - писал он.[20]

  • Театр

Важным средством, обладающим значительным эстетическим и воспитательным потенциалом, связанным со всеми видами искусства, является театр. Театр является комплексом искусств, сокровищем мировой человеческой культуры. [21] Театральную деятельность можно включать как в уроки, так и во внеурочную деятельность.

  • Танец

Хореографическое искусство с древних времен связывали с нравственным, эстетическим развитием личности. Танцевальные движения способствуют длительному творческому долголетию, поскольку обладают яркой компенсаторной функцией, снимают нервное напряжение, развивают двигательные умения и навыки, пластическую свободу.

Танцевальное искусство оказывает сильнейшее воздействие на эмоциональный мир современного человека, оно способно возбуждать и формировать эстетические чувства, вкусы, развивать творческий потенциал. Занятия танцами под музыку воспитывает в детях разнообразные эстетические качества: музыкальность, ритмичность, пластичность, красоту движений, мимики, выразительность и др.

  • Изобразительное и декоративно-прикладное искусство.

Умельцы декоративно- прикладного творчества на протяжении веков использовали секреты мастерства, орнаментику, художественные образы, сюжеты. Передаваемые им родителями, односельчанами. Старые мастера обучали молодёжь искусству, как вырезывать ложку, расписывать прялку, ткать узорные полотенца, шить одежду, плести кружево. Из поколения в поколения сохранялись традиции художественного творчества. За каждым народным мастером стоит, таким образом, коллективный опыт многих поколений людей, которые являются как бы соавторами в изготовлении того или иного предмета.

Мастера народного декоративно-прикладного искусства создают свои произведения из разнообразных материалов. Наиболее распространены: художественная керамика, ткачестве кружевоплетение, вышивка, роспись, резьба по дереву или камню, гравирование, чеканка и др. Расписной посудой, кружевными салфетками, деревянными резными досками, вышитыми полотенцами мы можем пользоваться в быту. Существует множество форм декоративно-прикладного искусства : резьба по дереву и обработка металла, вышивка и плетение из соломки, изделия из камня, кости, стекла, обработка драгоценных камней, всевозможные игрушки и многое другое. В прикладном искусстве нередко соединяются скульптура, живопись, графика.

Произведения народного искусства имеют духовную и материальную ценность, отличаются красотой и пользой.

2.2. Работа общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников

         Основным содержанием эстетического воспитания служит приобщение к художественному творчеству. Эстетическое воспитание начинается с изучения языка, литературы, музыки, рисования, выработки эстетических суждений.

Деятельность общеобразовательного учреждения по эстетическому воспитанию младших школьников осуществляется по таким направлениям:

  • Учебная эстетическая деятельность;
  • Внеучебная:

- внутришкольная

- внешкольная

  • Работа с родителями (семьёй).

Эстетическое воспитание представляет собой систему педагогической деятельности, которая своевременно и достаточно полно использует все объективные и субъективные возможности развития школьников. Внутри каждого из этих элементов используются специфические формы и методы педагогической работы.

Основными методами эстетического воспитания средствами народного искусства являются:

  • Разъяснение;
  • Анализ произведений искусства;
  • Решение эстетических задач;
  • Упражнение в искусстве;
  • Положительный пример.

Основными формами эстетического воспитания являются:

  • Беседы и лекции;
  • Вечера поэзии;
  • Встречи за круглым столом и другие.

Но формы и методы не используются по отдельности, педагоги применяют комплекс художественно – эстетических средств. Основными из них являются:

  • Познание;
  • Труд;
  • Игра;
  • Общение;
  • Природа;
  • Искусство;
  • Литература;
  • Бытовая обстановка.

Всё вышеперечисленное входит в систему эстетического воспитания. Подробно рассмотрим особенности и значение для эстетического развития младших школьников народное искусство.

Познавательный процесс является важным для формирования эстетического воспитания младших школьников. Школьник, проникая в сущность предметов, процессов он  воспринимает те эстетические свойства, которые присущи им. Поиск истины всегда окрашен эмоциональными переживаниями. Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Во всякой науке более или менее есть эстетический элемент, передачу которого ученикам должен иметь в виду наставник» [22]

Бесспорно, что познавательный процесс влияет на развитие эстетического воспитания младших школьников. Общение школьников в коллективе – это хорошая школа эстетического воспитания младших школьников. Но при этом необходимо, чтобы средства общения отвечали требованиям эстетики.

Природа – это один из важнейших источников эстетических переживаний младших школьников. Природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года. Природа влияет на духовный облик человека.

Природа это не только то, что мы видим, но и то, что мы слышим. Это шелест листьев под ногами, пение птиц, журчание ручья. Сочетание вызывает у младших школьников комплекс переживаний, которые при системном общение с природой становятся дорогими и близкими, именно они ложатся в основу патриотических чувств. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.  

Основными формами эстетического воспитания являются:

  • Беседы и лекции;
  • Вечера поэзии;
  • Встречи за круглым столом и многие другие.

Но формы и методы не используются по отдельности, педагоги применяют комплекс художественно – эстетических средств.

Основными из них являются:

  • Познание;

Размышление углубляет эстетические переживания. Константин Георгиевич Паустовский говорил, что знающий увидит красоту земли там, где ее никогда не увидит человек необразованный. Красота выступает одним из критериев истинности знаний.

Мы убедились в том, что познавательный процесс влияет на развитие эстетического воспитания младших школьников. Педагоги утверждают, что труд тоже влияет на эстетическое воспитание. Рассмотрим, каким образом труд влияет на эстетическое воспитание.

Труд, какой бы он не был, умственный или физический так же как и познавательный процесс активно влияет на эстетическое воспитание учащихся. Основными путями влияния являются:

  • Сам процесс труда.
  • Содержание работы
  • Результат труда.
  • Отношение в труде.

Правильно организованный труд, всегда сопровождается чувством удовлетворения и даже наслаждения. Эстетическое начало имеют материалы, используемые в труде. Человека радуют продукты его труда. Большое воспитательное значение имеют слаженность в работе и красота отношений школьников в совместном труде. Антон Семенович Макаренко утверждал, что в деле воспитания эстетика костюма, комнаты, лестницы, станка имеет нисколько не меньше значение, чем эстетика поведения.

Эстетическое воспитание проявляется и в играх. В играх проявляется гармония движений, обстановка, ритуалы допускают привлечение средств искусства.

Общение школьников в коллективе – это хорошая школа эстетического воспитания младших школьников. Но при этом необходимо, чтобы средства общения отвечали требованиям эстетики.

Основным средством общения является речь учащихся. Главные условия красоты речи – это содержательность и чистота. Необходимо, чтобы речь была образная, лаконичная, четко продуманная. Украшает речь образность. Оживляет речь и применение поговорок, пословиц, но при этом необходимо, чтобы все это применялось уместно.

Правильное использование мимики, жестов, позы – все это показывает эстетическую воспитанность.

Существенной стороной эстетического воспитания является также познание прекрасного в жизни, в нравственном облике и поведении человека, в природе. [23]

Природа – это один из важнейших источников эстетических переживаний младших школьников. Природа натуральна и подвижна. Картины природы всегда свежи и естественны, в них обширный спектр красок, который постоянно меняется в зависимости от времени года. Природа влияет на духовный облик человека.

Природа это не только то, что мы видим, но и то, что мы слышим. Это шелест листьев под ногами, пение птиц, журчание ручья. Сочетание вызывает у младших школьников комплекс переживаний, которые при системном общение с природой становятся дорогими и близкими, именно они ложатся в основу патриотических чувств. Константин Дмитриевич Ушинский считал, что день, проведенный ребенком посреди рощ и полей, стоит многих недель, проведенных на учебной скамье.  

Не менее важной стороной содержания эстетического воспитания средствами искусства является его направленность на личностное развитие младших школьников. Оно должно охватывать следующие стороны этого развития:

1. Прежде всего, необходимо формировать у школьников эстетические потребности в области искусства, в постижении художественных ценностей общества. Основное направление этой работы состоит в практическом ознакомлении с различными видами искусства, приучение их к эстетическому восприятию и простейшим эстетическим суждениям.

2. Важнейшим элементом содержания эстетического воспитания является развитие у учащихся художественных восприятий. Эти восприятия должны охватывать широкую сферу эстетических явлений.

3. Одним из важнейших компонентов эстетического воспитания является овладение знаниями, связанными с пониманием искусства и умением выражать свои суждения, взгляды по вопросам художественного отражения действительности. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. «В искусстве отражается человеческий духовный мир, его чувства, вкусы, идеалы». Искусство дает огромный материал для познания жизни. «В том-то и заключается основная тайна художественного творчества, что художник, подмечая основные тенденции развития жизни, воплощает их а такие полнокровные художественные образы, которые с огромной эмоциональной силой действуют на каждого человека, заставляя его постоянно размышлять о своем месте и назначении в жизни» [24]

Эстетическое воспитание осуществляется в образовательном учреждении прежде всего при изучении предметов искусствоведческого цикла: музыки, изобразительного искусства, литературы. Данные учебные предметы обеспечивают знание основ эстетики, художественное образование учащихся.

Каждый учебный предмет в образовательном учреждении имеет большие возможности для эстетического воспитания младших школьников.

На уроках музыке стоит задача объединить в сознании учащихся три вида искусства: музыку, литературу и живопись, раскрыть их внутренние связи. Главное состоит в том, чтобы привить учащимся вкус к музыке. Понимание приходит в результате вдумчивого слушания.

Главной идеей изобразительного искусства является связь искусства с жизнью. Связь искусства с жизнью осуществляется посредством трех элементов художественной деятельности: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Большое влияние на эстетическое воспитание оказывает литература. Именно литература занимает ведущее положение в системе искусств. Слово как средство творчества способно и создавать образы, и анализировать явления жизни. При чтении художественного произведения важно непосредственное эмоциональное его восприятие. Это первая стадия восприятия читаемого. На второй стадии происходит понимание идейного содержания произведения. И третья стадия – обдумывание прочитанного.

Не только предметы искусствоведческого цикла формируют эстетическое воспитание, но и совместная творческая деятельность учителя и учащихся. Чистота и порядок на рабочих местах, исправные наглядные и технические средства, спокойные и деловые отношения – всё это является необходимым условием успешного эстетического воспитания младших школьников.

Важное значение при формировании эстетического воспитания имеет труд школьника. Во всяком труде есть возможность использовать техническую эстетику, красоту оформления кабинета, участка. Завершая трудовой процесс, важно побудить учащихся почувствовать радость от полученных результатов труда: чистый класс, красивое изделие.

Подведение итогов труда сопровождается выпуском стенгазеты, оформление выставки, проведением вечера. Художественные средства связываются учащимися с впечатлениями от выполненного труда и создают положительную установку на дальнейшее участие в труде.

Эстетическое воспитание в труде – это один из аспектов комплексного подхода к воспитанию, осуществление которого выступает важнейшим условием повышения эффективности педагогического процесса.

Но не только учебные предметы способны эстетически воспитывать, но и школьная обстановка. Она начинается у входа на школьный двор. Чистота дорожек и зеленый газон, цветы в клумбах – всё это вместе создает у школьников ощущение гармонии, причастности к красоте окружающего мира.

В области эстетического воспитания к окончанию пятого класса дети должны достигнуть определённого уровня знаний культуры личности.

- видеть и отмечать красоту произведений искусства (музыкального, изобразительного, литературы, архитектуры, разных видов народного искусства), окружающих предметов, природы, проявлять эмоционально положительное отношение к ним (выражать чувство удовольствия, радости, выражать желание любоваться ими);

- знать имена и некоторые произведения 2 - 3 композиторов, художников; знать фамилии нескольких детских писателей и некоторые их произведения;

- знать и использовать в своей творческой деятельности основные выразительные средства искусства: в музыке - ритм, темп, динамика; в изобразительном искусстве - линия, форма, цвет, композиция; в игре-драматизации - мимика, жесты, движения, поза, голос;

- знать и называть произведения народного искусства: 2 - 3 народные песни, заклички; загадки, пословицы, поговорки, потешки, сказки; 2 - 4 вида изделий народного декоративно-прикладного искусства.

    Кроме учебных предметов, важным источником эстетического опыта являются разнообразные внеклассные и внешкольные занятия. В этой работе осуществляются потребности в общении, творческое развитие личности. Большой опыт в этой деятельности принадлежит Антону Семеновичу Макаренко и Станиславу Теофиловичу Шацкому. В организованных ими учреждениях ребята принимали широкое участие в подготовке и проведении самодеятельных спектаклей, творческих драматических импровизаций. Воспитанники работали в кружках и студиях, проявляли себя в литературной деятельности. Все это служило стимулом развития лучших черт и качеств личности.

Одним из важных источников эстетического опыта школьников является разнообразная внеклассная и внешкольная работа. В ней удовлетворяются насущные потребности в общении, и происходит творческое развитие личности. На внеклассных мероприятиях дети имеют большие возможности для самопроявления. Отечественная школа накопила большой опыт по эстетическому воспитанию школьников в процессе внеклассной и внешкольной деятельности.

Большой вклад в разработку содержания эстетического воспитания во внеклассной работе внесли: Н. К. Крупская, А. В. Луначарский, С. Т. Шацкий и В. А. Сухомлинский.

Станислав Теофилович Шацкий и Василий Александрович Сухомлинский показали, что внеклассная работа позволяет связать эстетическое воспитание с художественным творчеством учащихся. При этом школьники проявляют свою индивидуальность, утверждают себя в коллективе, обогащают свой жизненный и эстетический опыт.

Практическая сторона эстетического воспитания состоит в том, чтобы развивать и совершенствовать способности детей в области художественной деятельности. Здесь важная роль отводится внеклассной работе: развитию художественной самодеятельности в кружках, студиях, на встречах с людьми искусства. При этом нужно организовывать выставки рисунков, проводить конкурсы, музыкальные вечера, что стимулирует учащихся к эстетической выразительности.

Задачи эстетического воспитания во внеурочной деятельности

  • Воспитание у школьников чувства прекрасного развитие творческого мышления.
  • Раскрытие творческих способностей.
  • Формирование эстетического вкуса.
  • Понимание значимости искусства в жизни каждого человека.

Воспитание прекрасного состоит в обязательном сочетании красоты и нравственности. Необходимо выработать понимание, что подлинное искусство утверждают правду жизни, стремление к прогрессу, любовь к Родине, борьбу за свободу.

Эстетика поведения учащихся становится тем продуктом, который получается в результате эстетического воспитания, служащего необходимым условием повышения культуры производства и труда, культуры общения и поведеня, культуры быта и досуга.

Практическая сторона эстетического воспитания состоит в том, чтобы развивать и совершенствовать способности детей в области художественной деятельности. Здесь важная роль отводится внеклассной работе: развитию художественной самодеятельности в кружках, студиях, на встречах с людьми искусства. При этом нужно организовывать выставки рисунков, проводить конкурсы, музыкальные вечера, что стимулирует учащихся к эстетической выразительности.

Задачи эстетического воспитания во внеурочной деятельности

  • Воспитание у школьников чувства прекрасного развитие творческого мышления.
  • Раскрытие творческих способностей.
  • Формирование эстетического вкуса.
  • Понимание значимости искусства в жизни каждого человека.

Воспитание прекрасного состоит в обязательном сочетании красоты и нравственности. Необходимо выработать понимание, что подлинное искусство утверждают правду жизни, стремление к прогрессу, любовь к Родине, борьбу за свободу.

Эстетика поведения учащихся становится тем продуктом, который получается в результате эстетического воспитания, служащего необходимым условием повышения культуры производства и труда, культуры общения и поведения, культуры быта и досуга.

Практическая сторона эстетического воспитания состоит в том, чтобы развивать и совершенствовать способности детей в области художественной деятельности. Здесь важная роль отводится внеклассной работе: развитию художественной самодеятельности в кружках, студиях, на встречах с людьми искусства. При этом нужно организовывать выставки рисунков, проводить конкурсы, музыкальные вечера, что стимулирует учащихся к эстетической выразительности.

Задачи эстетического воспитания во внеурочной деятельности

  • Воспитание у школьников чувства прекрасного развитие творческого мышления.
  • Раскрытие творческих способностей.
  • Формирование эстетического вкуса.
  • Понимание значимости искусства в жизни каждого человека.

Воспитание прекрасного состоит в обязательном сочетании красоты и нравственности. Необходимо выработать понимание, что подлинное искусство утверждают правду жизни, стремление к прогрессу, любовь к Родине, борьбу за свободу.

Эстетика поведения учащихся становится тем продуктом, который получается в результате эстетического воспитания, служащего необходимым условием повышения культуры производства и труда, культуры общения и поведения, культуры быта и досуга.

Внеклассная и внешкольная работа становится эффективной, если она вписывается в целостность учебно – воспитательный процесс.

В системе эстетического воспитания во внеурочной деятельности выделяют три взаимосвязанных звена:

  1. Эстетическое просвещение;
  2. Развитие эстетических чувств;
  3. Обогащение опыта художественной деятельности.

Рассмотрим более подробно каждое звено.

Эстетическое просвещение младших школьников во внеурочной деятельности – это беседы, лекции, встречи за круглым столом, клубы друзей и т.д. Ценной формой познания учащимися основ эстетики является чтение книг по искусству.

Важную искусствоведческую информацию школьники получают на кружках.

Особая роль принадлежит непосредственно-чувственному восприятию искусства. Это и просмотр кино- и телефильмов, прослушивание музыки и художественное чтение, посещение выставок и музеев. Основное значение состоит в обогащении чувственно-эстетического опыта школьников. Главное это позаботиться о правильной идейной направленности данных видов деятельности.

Восприятие произведений литературы, которые экранизируются нуждается в тонком педагогическом руководстве.

Младшие школьники с удовольствием выбирают студии, кружки под руководством педагога. Они пробуют свои силы в литературно-художественном, музыкальном, танцевальном, театральном и в другом творчестве.

Большое значение к серьезному художественному творчеству имеет школьная самодеятельность. Ценность состоит в проигрывании определенных ролей, основывается на фантазии учащихся.

Образовательное учреждение не ставит перед собой цели подготовить артиста или музыканта, но через школьную самодеятельность учащиеся приобщаются к активной общественной деятельности.

Участники творческого объединения имеют возможность вовлекать своих товарищей в художественную самодеятельность, активно бороться с мещанством и безвкусицей, нести культуру в массы.

И всё же ведущую роль в эстетическом воспитании младших школьников играет семья. Именно под влиянием родителей формируется эстетические вкусы, развивается интерес к разным видам искусства. Успех будет зависеть от заинтересованности родителей в культурно-эстетическом развитии своих детей.

Важнейшим источником эмоционального опыта школьников являются внутрисемейные отношения. Формирующее и развивающее значение семьи очевидно. Однако не все современные семьи обращают внимание на эстетическое развитие своего ребенка. В таких семьях довольно редко происходят разговоры о красоте окружающих нас предметов, природы, а о походах в театр, музей не может быть и речи. Классный учитель должен помочь таким детям, постараться восполнить недостаток эмоционального опыта, особой заботой в классном коллективе. Задачей классного руководителя является проведение бесед, лекции с родителями по эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

 Эстетическое воспитание осуществляется по таким направлениям:

  • Развитие наблюдательности;
  • Привитие ребенку культуры общения, внешнего вида и эстетики личного пространства;
  • Формирование культуры проведения свободного времени;
  • Совместное творчество.

И используют те же методы и средства, что и учителя. Родители создают благоприятные условия для эстетического развития. К ним относятся:

  • Художественная обстановка в доме и вокруг него;
  • Подобранные со вкусом предметы искусства (библиотека, телевизор, проигрыватель или другой музыкальный инструмент).

Но важным и главным условием остается отношения в семье, которые должны отвечать требованиям эстетики и морали. Данные условия успешно формируют эстетическую культуру младших школьников.

Все эти условия благоприятно воздействуют на учащихся, но более эффективные воздействия – это совместный с детьми труд и досуг. Это может быть и совместная уборка квартиры, посадка цветов возле дома и многое другое. Любой совместный труд радует и восхищает детей своим результатом.

Наиболее эффективное эстетически – воспитательное значение имеют общие и семейные праздники. В памяти детей на долго сохраняются семейные праздники, песни, музыка, стихи и другое.

К сожалению, с приходом телевидения и интернета на задний план уходит семейное чтение художественной литературы. Педагоги утверждают, что чтение ничем нельзя заменить. Именно в произведениях можно обратить внимание детей на красоту художественного образа и слова. Чтение становится предметом семейного обсуждения в свободное время.

Телевизор и интернет так же являются средством эстетического воспитания, но здесь важно правильное, разумное использование их. Необходимо избирательно подходить к просмотру передач, организовать совместный просмотр. Продуманное использование интернет ресурсов, а именно использовать для просмотра произведений искусств, анализа художественных произведений, познания искусств других стран и т. д.

Музыка так же способна формировать эстетический вкус. Музыка является обычным делом, но чаще всего она звучит в записи и используется музыка «низкого» качества. Родители должны всеми силами приобщать детей к музыке. При этом необходимо учитывать такие моменты, как:

  • Помощь ребенку в отборе музыке;
  • Регулирование частоты слушания.

Во многих семьях имеется хорошая традиция проводить выходные и праздники на природе, у реки. При этом опытные родители учат детей бережному обращению с природой. И при это конечно случайно подчеркивают красоту природы.

Многие семьи проводят свой досуг – посещая художественные и краеведческие музеи и выставки, кинотеатры. Такие посещения имеют большое эстетически-воспитательное значение.

Приведенные нами формы эстетического воспитания обладают большой возможностью показать детям красоту человека, эстетику поведения людей в различных ситуациях. Необходимо обращать внимание детей на положительное в людях, так как недостатки виднее достоинств.

Именно в семье ребенок способен увидеть и научиться эстетике внешнего вида. Для достижения наилучшего результата в воспитании вкуса необходимо не навязывать своего мнения, а помогать видеть детям в какое место и время лучше одеть ту или иную одежду.

Важным условием успеха семьи в эстетическом воспитании детей является постоянная связь с образовательным учреждением, с учителем.

При правильно организованной работе по эстетическому воспитанию у школьников пробуждается самовоспитание. Оно призвано руководить процессом эстетического саморазвития учащихся.

Эстетическое самовоспитание является составной частью общего педагогического процесса. По степени развития самовоспитания можно судить об эффективности и качестве воспитательного процесса.

К сожалению, немногие из родителей проводят свободное время с детьми, не устраивают семейных праздников, не приобщат детей к искусству. Всё это может говорить о низком уровне эстетического воспитания семьи.

Таким образом, говоря о проблеме эстетического воспитания младших школьников можно сделать вывод, что решить данную проблему можно только при совместном усилии семьи и педагога. Для этого необходимо использовать известные методы и находить новые, которые будут эффективно осуществлять эстетическое воспитание младших школьников.

Эстетическое воспитание младших школьников формируется при совместных усилиях педагога и родителей.

Эффективность эстетико-воспитательной работы с младшими школьниками зависит во многом от единства действий педагога и родителей. Это позволяет приумножить усилия двух сторон для создания условий, которые способствуют эстетическому воспитанию младших школьников.

Учителю необходимо не только вести работу с такими учащимися, но и проводить беседы, лекции с родителями по эстетическому воспитанию учащихся.

Одной из причин снижения нравственно-этической культуры является педагогическую некомпетентность родителей. Нельзя достичь поставленной цели без постоянной помощи родителей, без привлечения их к активному участию в воспитательном процессе. Поэтому особое внимание я обратила на следующие формы работы с родителями учащихся:

  • формирование интереса родителей к традиционной народной культуре; развитие механизма самообразования;
  • развитие интереса к совместному проведению свободного времени с ребёнком.

Взаимоотношение родителей и учителя начинается с первого родительского собрания, цель которого - психологический настрой родителей на будущую совместную работу, в том числе, в роли активных участников образовательного процесса, разработка с учителем общих требований к ребёнку.

Основное предназначение работы с родителями связано с развитием у них мотивации интереса к воспитательному и образовательному процессу, к познанию народной культуры и совместному творчеству с детьми.

В своей работе я использую такие виды совместной с родителями деятельности, как:

  • организация и проведение народных и земельно-календарных праздников;
  • организация и проведение посиделок (чаепитие);
  • участие родителей, детей и учителя в общешкольных мероприятиях.
  • экскурсии и походы по родному краю

Сценарии проведения совместных праздников я разрабатываю на основе материала, который дети изучали на уроках в школе. Сами праздники должны быть максимально приближены к источникам той или иной формы (народные обрядовые действия, игровые развлекательные посиделки, конкурсы, выставки и т.п.). Для большинства семей сюжеты праздников, проводимых в школе, помогают организовать праздники дома.

Дети набирают опыт общения через внутрисемейные отношений. Семья имеет формирующее и развивающее значение. Но, к сожалению, не все семьи обращают внимание на эстетическое развитие детей. Так как в семье редко или совсем не разговаривают о красоте окружающего мире, о природе, походы в театр, музей либо совсем не совершаются, либо очень редко, то говорить о эстетическом воспитании детей не приходится. На помощь таким семьям приходит образовательные учреждения, а именно учитель. Учитель восполняет недостаток эмоционального опыта.

  Реализуя полноценное эстетическое воспитание младших школьников, учитель и родители обеспечивают становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, эстетические, нравственные качества и высокий интеллектуальный потенциал. Эстетическое воспитание младших школьников формируется при совместных усилиях педагога и родителей.

        Реализуя полноценное эстетическое воспитание младших школьников, учитель и родители обеспечивают становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, эстетические, нравственные качества и высокий интеллектуальный потенциал.

Младшие школьники очень ценят внимание родителей к своим интересам, увлечениям, делятся с ними своими заботами, успехами и неудачами. Велико должно быть внимание родителей к жизни ребенка. Родители сильно ошибаются, когда думают, что настоящее эстетическое воспитание составляет обязанность школы и общества, а семья в этом ничего не может сделать.

К сожалению, мы иногда видим такие семьи, которые большое внимание уделяют питанию ребенка, его одежде, играми и они уверены, что ребенок должен нагуляться, набраться сил и здоровья, а в школе он уже прикоснется к культуре.

На самом деле семья не только обязана как можно раньше начать культурное воспитание, но имеет для этого в своем распоряжении большие возможности.

Эстетическое воспитание в семье – это очень нетрудно, но это справедливо только в том случае, если родители не думают, что культура нужна только для ребенка.

В семье, где родители сами не читают газет, книг, не бывают в кинотеатре, не интересуются музеями, конечно, очень трудно эстетически воспитывать детей. И совершенно другое мы увидим в семье, где родители с детьми живут активной культурной жизнью, где книга и газета являются неотъемлемой частью жизни, где происходит обсуждение просмотренных фильмов, в такой семье эстетическое воспитание будет находиться на важном месте.

Эстетическое воспитание не может идти на самотек. Самотек может принести большой вред, понизит качество воспитания, оставит много неясностей и ошибок. Именно самотек бывает причиной таких положений, когда родители начинают разводить руками и спрашивать себя: «Откуда это взялось?»

Мы предлагаем средства эстетического воспитания и правильное применение этих средств.

При формировании эстетического воспитания у младших школьников применяется комплекс художественно-эстетических средств:

  • Природа.
  • Труд.
  • Общение.
  • Искусство (литература, живопись, музыка).
  • Игра

Большое значение при эстетическом воспитании играет природа. Мир природы богат, разнообразен. Красоту природы ребенок начинает замечать только при непосредственном общении его внимания на красоту. Общению природы с ребенком отводится важное место.

Важным условием эстетического воспитания является наблюдательность и фантазия, которая способна проявляться при соприкосновении с природой. Трудно пройти мимо осенний красок, невозможно промолчать при увиденном. Дети по-своему выражают эти чувства. Сначала выражение этих чувств будет довольно простым, но важно, что ребенок смог увидеть эту красоту. Мы видим, что именно в младшем школьном возрасте красота природы является могущественным фактором воспитательного воздействия.

В процессе формирования эстетического воспитания учащихся важна роль принадлежит труду. Труд – активно влияет на эстетическое развитие учащихся следующими путями: самим процессом труда, содержанием труда, его результатами, отношениями в труде.

Для того чтобы труд не превратился в тягость для ребенка, он должен иметь высокую общественно значимую цель, отмечен красотой, увлеченностью.

Результативность процесса эстетического воспитания значительно повышается, если вести данную работу с учётом педагогических условий.

Педагогические условия реализации задач художественно-эстетического воспитания:

- учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- интеграция различных видов художественно-творческой деятельности, способствующая более глубокому эстетическому осмыслению действительности, формированию образных представлений, воображения.

Формирование эстетических представлений, понятий и вкусов учащихся младших классов является сложной педагогической задачей.

Важная роль в формировании потребностей приобщения к искусству отводится художественной подготовке учителя, его компетентности.

Заключение

Подлинное художественно-эстетическое развитие личности - результат длительной и глубокой творческой работы по освоению прекрасного в искусстве и действительности. Художественно-эстетическое воспитание формирует творческое отношение к труду, к окружающему миру.

Проблемой эстетического воспитания занимаются отечественные и педагоги. Проводя анализ отечественной литературы по проблеме эстетического воспитания младших школьников можно сделать следующие выводы:

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1. Неотъемлемой частью гармонически развитой личности является эстетическое воспитание. Только целенаправленное эстетическое воспитание младших школьников способно осуществить адаптацию в обществе. Чтобы пробудить красоту необходимо применение различных средств эстетического воспитания. Правильное и грамотное их применение. Решающим фактором при формировании эстетического воспитания является отношение взрослых к этой проблеме.

 2.  Важное место в системе учебно – воспитательного процесса занимает эстетическое воспитание младших школьников, потому что оно развивает не только эстетические качества в человеке, но и способствует развитию всей личности: её духовных потребностей, нравственных идеалов, личных и общественных представлений и мировоззрения.

3. Проблемы художественно-эстетического воспитания в последнее десятилетие интенсивно исследуются наукой. На первом этапе внимание ученых было направлено на определение путей приобщения к искусству школьников младшего возраста. Настоящий этап включает в себя более высокие и трудные задачи. Художественно-эстетическое воспитание рассматривается как процесс социальный: усилия ученых сейчас направлены к проблемам формирования личности средствами искусства.

4.  Огромную роль в эстетическом воспитании играет общеобразовательное учреждение, именно в нём осуществляется воздействие эстетических явлений и искусства.

5. Вопрос о художественно-эстетическом воспитании младших школьников ещё недостаточно разработан в педагогической литературе. Это одна из неизведанных областей педагогики, постигая которую, открываешь для себя всё больше нового.

6. Эстетическое воспитание нельзя абсолютизировать, это лишь одна из сторон формирования личности. Но в комплексе с другими проявлениями духовной культуры, она играет весьма заметную общественную роль, что позволяет говорить об её социальной необходимости и значимости.

7. Решить проблему эстетического воспитания можно только совместными усилиями родителей и учителей.

Таким образом, наша цель, поставленная в начале работы, была достигнута. Нами были раскрыты педагогические условия эстетического воспитания младших школьников. Мы привели рекомендации для родителей по формированию эстетического воспитания младших школьников.

Литература

1. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://bse.sci-lib.com/

2. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.

3. Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. - М.: 4. Работник просвещения (электронное издание), 1923 - С. 98.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Наука, 2003 - 379 с.

5. Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / Избр. труды в 2 т. - М., 1985

6. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

7. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект 2005 - 240 с.

8. Полунина В.Н. Искусство и дети - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

9. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.

10. Рукавицын М. М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М. М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.

11. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354

12. Макаренко А.С. О воспитании./ Сост. и авт. вступ.ст. В.С.Хелемендинс. М.6 Политиздат, 1988. - 256 с.

13. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение,2004.-С.204.

14. Гавриловец К.В., Казимировская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников (1У-УШ классы). -Минск: Нар. асвета. 1978. 128 с.

15. Макаренко, А.С.  О воспитании в семье/А. С. Макаренко.- М.: ВЛАДОС,2001.-С.312

16. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287.

17. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/archive/81/14737/ (дата обращения: 01.03.2020).

18. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1985.

19. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. – М.: АСТ, 2017. – 159 с.

20. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287.

21. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - ЛГУ, 1964. - 194 с.

  1. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.

  2. Шацкая В.Н. Музыкальная работа и быт детей // Этапы новой школы. - М.: Работник просвещения (электронное издание), 1923 - С. 98.

  3. Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей - М., Наука, 2003 - 379 с.

    Теплов Б.М. Психология индивидуальных различий / Избр. труды в 2 т. - М., 1985

  4. Ветлугина Н.А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М.: Просвещение, 1981. - 240 с.

  5. Болотина Л.Р. Дошкольная педагогика. Учебное пособие / Л.Р. Болотина, Т.С. Комарова, С.П. Баранова. - Академический проект 2005 - 240 с.

  6. Полунина В.Н. Искусство и дети - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

  7. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.

  8. Рукавицын М. М. Общие вопросы эстетического воспитания в школе / М. М. Руковицын. – М.: Просвещение, 2002 – 159 с.

  9. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354

  10. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354

  11. Лихачев, Б. Т. Теория эстетического воспитания школьников/Б. Т. Лихачев. – М.: Просвещение,2007.- С.354

  12. Макаренко А.С. О воспитании./ Сост. и авт. вступ.ст. В.С.Хелемендинс. М.6 Политиздат, 1988. - 256 с.

  13. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание/Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение,2004.-С.204.

  14. Гавриловец К.В., Казимировская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников (1У-УШ классы). -Минск: Нар. асвета. 1978. 128 с.

  15. Гавриловец К.В., Казимировская И.И. Работа классного руководителя по нравственному и эстетическому воспитанию школьников (1У-УШ классы). -Минск: Нар. асвета. 1978. 128 с.

  16. Макаренко, А.С.  О воспитании в семье/А. С. Макаренко.- М.: ВЛАДОС,2001.-С.312

  17. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287.

  18. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников средствами вокального, хорового исполнительства // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/archive/81/14737/ (дата обращения: 01.03.2020).

  19. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. М., 1985

  20. Станиславский К. С. Моя жизнь в искусстве / К. С. Станиславский. – М.: АСТ, 2017. – 159 с.

  21. Ушинский, К. Д. Человек как предмет воспитания/К. Д. Ушинский. – М.: Фаир-Пресс,2004.-С.287.

  22. Веккер Л.М. Восприятие и основы его моделирования. - ЛГУ, 1964. - 194 с.

  23. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» - М.: Педагогика, 2002 - с. 183.