Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Эстетическое воспитание младших школьников на уроках технологии (ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Проблема эстетического воспитания и развития младших школьников является традиционно одной наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием [1].

Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности, призвана система эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание одно из направлений педагогики, главная цель которого научить и понимать прекрасное. В зависимости от возраста ребенка могут быть использованы различные методы нравственно – художественного развития личности.

Выдающийся русский драматург А.П. Чехов сказал: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда и душа, и мысли». Если взглянуть на это высказывание с точки зрения педагогики, то подобное состояние всеобъемлющей красоты и есть результат успешного эстетического воспитания.

В своих исследованиях ученые С.Ю. Бубнова, Н.А. Ветлугина, Н.А. Курочкина, Д.Б. Лихачев, В.А. Сластенин и др. говорили об эстетическом воспитании, как целенаправленном процессе совместной деятельности педагогов и учеников, направленном на формирование творческой личности, способной воспринимать и правильно понимать прекрасное в искусстве и действительности.

Эстетическое воспитание осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-прикладного творчества). Пронизывая многие стороны жизни ребенка, оно тесно связано с нравственным, умственным, физическим развитием детей и реализуется в основных формах организации их деятельности: игре, на занятиях, в быту, труде, на праздниках и в развлечениях.

Целью эстетического воспитания является формирование творчески развитой личности, способности активного эстетического отношения детей к произведениям искусства, а также стимулирует активное участие в искусстве труда, в творчестве по законам природы.

В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится, что основополагающими учебными предметами в системе эстетического воспитания являются предметы художественного круга: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литературное чтение». Главная цель предметов художественного цикла в школе – духовно обогатить ребёнка, научить видеть прекрасное, великое, эстетическую сущность произведений искусства.

Одним из основных средств эстетического воспитания у младших школьников являются уроки технологии [16].

Эстетическое освоение действительности человеком не ограничивается одной лишь деятельностью в области искусства: в той или иной форме оно присутствует во всякой творческой деятельности. Другими словами, человек выступает художником не только тогда, когда он непосредственно создаёт произведения искусства, посвящает себя поэзии, живописи или музыке. Эстетическое начало заложено в самом человеческом труде, в его деятельности, направленной на преобразование окружающей жизни и самого себя. Эстетическое развитие личности начинается в раннем возрасте. Очень трудно формировать эстетические идеалы, художественный вкус, когда человеческая личность уже сложилась. Необходимо обратить особое внимание на эстетическое воспитание детей школьного возраста, начиная с начальных классов. В связи с этим возрастает роль учителей, которые, осуществляя образовательный процесс, компетентно решают воспитательные задачи, в том числе задачи эстетического воспитания младших школьников.

Анализ литературы свидетельствует о наличии противоречий между обоснованным творческим потенциалом эстетического воспитания на уроках технологии и отсутствием в практике учителей начальных классов специально организованной планомерной работы по его использованию.

Перспектива разрешений указанного противоречия определила проблему и тему нашего исследования: «Эстетическое воспитание младших школьников на уроках технологии»

Объект исследования - эстетическое воспитание

Предмет исследования - деятельность учителя начальных классов по эстетическому воспитанию школьников на уроках технологии.

Цель исследования: обосновать содержание деятельности учителя начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках технологии.

Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по проблеме исследования

2. Охарактеризовать роль эстетического воспитания во всестороннем развитии личности.

3. Выявить уровень реализации учителями начальных классов задач эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии.

4. Определить и описать основные направления эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии.

5. Представить опыт разработки и проведения уроков технологии в начальной школе.

В основу нашего исследования положена гипотеза, согласно которой мы предполагаем, что эстетическое воспитание будет успешным если:

– эстетическое воспитание систематически используется в предметах художественного круга: «Изобразительное искусство», «Музыка», «Литературное чтение»;

– обучение на уроках технологии идет планомерно и последовательно: от показа учителем различных способов создания образов к самостоятельному творчеству;

– если у младших школьников будет соответствующая мотивация.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: изучение и анализ психологической, педагогической и методической литературы, нормативных документов, анкетирование учителей, метод наблюдения, педагогический эксперимент.

Базой нашего исследования являлось МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Верещагино Пермского края.

Структура работы состоит из введения, двух глав, выводы по каждой главе заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Теоретические основы эстетического воспитания

1.1 Сущность эстетического воспитания.

Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности.

Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием ее сущности.

Изучение любого явления предполагает четкое определение понятия. В связи с этим необходимо рассмотреть различные подходы к определению эстетическое воспитание, его сущности.

Как показал анализ литературы, эстетическое воспитание является сложным научным понятием, в трактовке которого выделяются различные подходы.

Понятие эстетическое воспитание тесно связано с термином «эстетика», обозначающим науку о прекрасном. Слово эстетика происходит от греческого «aisthetikos», что означает «ощущение, чувство».

Таким образом, в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. В эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у детей старшего дошкольного возраста способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области художественно – творческой деятельности.

С.Ю. Бубнова придерживается следующего определения понятия эстетическое воспитание – это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка.

В исследованиях Н.А. Курочкиной эстетическое воспитание – целенаправленное, систематическое воздействие на личность с целью ее эстетического развития, т.е. формирование творчески активной личности, способной воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты [4].

Д.Б. Лихачев так определил, что эстетическое воспитание – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способный воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное и создавать художественные ценности [7].

С точки зрения В.А. Сластенина эстетическое воспитание - это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности [12].

Эстетическая культура включает в себя определенную степень развития чувств, сознания, поведения и деятельности ребенка, а именно:

- эмоционально – чувственную отзывчивость на прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в поведении и деятельности, а также способность управлять своими чувствами;

- знание и понимание сущности эстетического воспитания в искусстве и окружающей действительности, художественную грамотность, правильные представления, суждения, убеждения, связанные с эстетическим восприятием произведений искусства и явлений жизни;

- овладение культурным наследием прошлого, отношение к искусству, его тенденциям развития;

- степень развития творческих способностей, интерес и стремление к эстетическому освоению мира;

- мера причастности к художественному творчеству, практическое участие в создании прекрасного в жизни и искусстве;

- потребность и стремление жить «по законам красоты», утверждать идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной деятельности.

В психолого – педагогической литературе наряду с понятием эстетическое воспитание существует понятие художественное воспитание, есть процесс целенаправленного воздействия средствами искусства на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве. Оно направлено на художественное развитие личности, т.е. на развитие эстетического восприятия содержания и формы произведения искусства, формирование художественного вкуса и способностей к исполнительской и творческой деятельности в определенном виде искусства.

Таким образом, эстетическое воспитание формирует человека всеми значимыми предметами и явлениями, в том числе и искусством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности.

Внимание исследователей направлено на выявление условий эстетического воспитания детей.

Самым важным условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в школе: здание школы, участок и его оборудование с зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, материалы и инструменты для организации художественной деятельности детей на уроках. Своим внешним видом, гармонией линий и форм, цветом, разнообразием содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического вкуса.

Второе условие это насыщенность быта произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно – прикладного народного искусства, художественной литературы, музыкальные произведения. Подлинные произведения искусства ребенка должны окружать с раннего детства.

Третье условие – активная и разнообразная художественная деятельность самих детей и стойкий интерес к ней, так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания.

Четвертое условие – индивидуальный подход с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих условий для эстетического развития каждого ребенка [3;9].

Ученые В.И. Логинова, П.Г. Саморукова считают, что средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей [5].

В своих научных трудах Г. М. Коджаспирова описывает эстетическое воспитание как выработка и совершенствование в человеке способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты. [5].

По мнению И. Ф. Харламова сущность эстетического воспитания, состоит в организации разнообразной художественно-эстетической деятельности учащихся, направленной на формирование у них способностей полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и жизни, на выработку эстетических понятий, вкусов и идеалов, а также развитие творческих задатков и дарований в области искусства. [15].

Таким образом, младший школьный возраст — это особенный возраст для эстетического воспитания, привития чувства прекрасного. Посредством эстетического воспитания учитель способен заложить в ребёнке фундамент духовно-эстетической, морально-нравственной личности. Ведь именно в младшем школьном возрасте формируется любовь к окружающему миру, и происходит развитие существенных эстетических качеств будущей личности.

В ходе изучения психолого – педагогической литературы позволило ознакомиться с сущностью эстетического воспитания, его задачами и условиями осуществления. За его основу берем эстетическое воспитание на уроках технологии младших школьников, так как по нашему мнению эффективным средством эстетического воспитания являются уроки технологии.

1.2 Задачи и пути осуществления эстетического воспитания.

В целом эстетическое воспитание можно определить как целенаправленный процесс формирования творчески активной личности ребенка, способного воспринимать и оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить «по законам красоты» [7; 51].

Г. С. Лабковская в своих трудах отмечает, что цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но прежде всего, в практической жизни - в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству [8].

Задачами эстетического воспитания являются:

1. Формирование эстетического сознания, включающего в себя совокупность знаний по основам эстетики, мировой и отечественной культуры, способность понимать и отличать подлинно прекрасное в искусстве, народном художественном творчестве, природе, человеке от суррогата.

2. Формирование эстетических чувств, вкусов; педагогически корректное противодействие дезориентирующим влияниям псевдокультуры; развитие мотиваций (потребностей, интересов) и способностей к художественно-творческой деятельности.

3. Формирование способов художественно-творческой деятельности; поддержка одаренных детей: выработка опыта (умений и навыков) организации среды обитания, труда, учения с учетом эстетических норм и потребностей. [18].

Важным содержательным компонентом эстетического воспитания является приобщение учащихся к художественному творчеству, развитие их склонностей и способностей к музыке, изобразительному искусству и литературе. Л. Н. Толстой высказывал убеждение в том, что у каждого ребенка есть разнообразные потребности в художественном творчестве, которые необходимо развивать и использовать в целях воспитания.

Наконец, эстетическое воспитание должно направляться на раскрытие и осмысление гражданской основы искусства и способствовать формированию у учащихся общественных взглядов и убеждений, а также нравственности. [22].

В. И. Смирнов выделяет следующие пути осуществления эстетического воспитания:

  • эстетическое воспитание и образование в учебной деятельности (учебные занятия по языку, литературе, истории, музыке, изобразительному искусству, мировой и отечественной художественной культуре) и в разнообразных формах и видах внеучебной воспитательной работы;
  • приобщение к художественно-творческой деятельности в учреждениях общего и дополнительного образования, культуры и т. п. [13].

Эстетическое воспитание само по себе осуществляется лишь в тесном единстве со всеми другими видами воспитания. Например, умственное воспитание учащихся, если оно проводится полноценно, не должно отрываться от нравственного и эстетического воспитания, иначе оно просто перестанет быть воспитанием, сведется к натаскиванию, зубрежке.

Эстетическое воспитание не может осуществляться без идейно-политических, интеллектуальных и моральных критериев. Будучи явлением идеологического порядка, оно по сути своей выполняет определенную конкретно историческую, социальную функцию.

Единство эстетического и интеллектуального определяется тем, что эстетическое отношение человека к действительности базируется на познании. Эстетическое воспитание неотделимо от таких интеллектуальных чувств как любопытство, любознательность, интерес. Мало того, и дальнейшее, более углубленное развитие эстетического восприятия не обходится без интеллектуальных элементов.

Движения мысли, разнообразные идеи и связанные с ними ассоциативные представления неотделимы от эстетического чувства, когда оно становится содержательным. Это тем более так, что эстетическое освоение связано с удовольствием от проникновения в глубину содержания предмета, оно является результатом своеобразного творческого познания [6].

В целом обучение в школе имеет своей общей задачей сформировать гармонически развитую личность. Каждый учебный предмет выполняет при этом свою особую функцию, дает знания в определенной области, развивает те или иные способности, раскрывает перед школьниками какую-то сторону действительности [7].

Таким образом, один из путей осуществления эстетического воспитания является учебная деятельность. Потенциалом эстетического воспитания младших школьников обладают многие учебные дисциплины: изобразительное искусство, музыка, окружающий мир, литературное чтение, а также уроки технологии.

1.3 Особенности эстетического воспитания в младшем школьном возрасте.

При формировании эстетического воспитания на уроках технологии, необходимо знать и учитывать возрастные особенности младших школьников.

В своих научных трудах Б. Т. Лихачев делает акцент на то, что «Педагогическая суть процесса формирования эстетических идеалов у детей с учетом их возрастных особенностей состоит в том, чтобы с самого начала, с раннего детства, формировать устойчивые содержательные идеальные представления об обществе, о человеке, об отношениях между людьми, делая это в разнообразной, изменяющейся на каждом этапе новой и увлекательной форме» [7].

Эстетическое воспитание начинается в раннем детстве. По мнению Б. Т. Лихачева «Период дошкольного и младшего школьного возраста является едва ли не решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно – эстетического отношения к жизни» [7].

В младшем школьном возрасте ведущим видом деятельности становится учеба. Важным человеком в жизни младших школьников становится учитель. Через него учащиеся познают окружающий мир, нормы поведения.

Следующая особенность эстетического воспитания с изменениями, происходящими в сфере познавательных процессов у младших школьников.

Для формирования эстетических идеалов у младших школьников становится детская литература, мультипликационные фильмы и кино. Для младшего школьного возраста ведущей формой знакомства с эстетическим идеалом является детская литература, мультипликационные фильмы и кино.

В меру своего понимания ребенок становится приверженцем добра, симпатизирует героям, которые борются за добро и справедливость.

 «Это уже, безусловно, формирование идеала  как  части  мировоззрения  в  той своеобразной форме, которая позволяет малышам легко и свободно войти  в  мир общественных идеалов. Важно только,  чтобы  первые  идеальные  представления ребенка не оставались на уровне  лишь  вербально – образного  выражения.  Надо постоянно, всеми средствами побуждать  детей  к  тому,  чтобы  они  в  своем поведении  и  деятельности  приучались  следовать  любимым  героям,  реально проявляли и доброту, и справедливость, и  способность  изображать,  выражать идеал в своем творчестве: стихах, пении и рисунках» [7].

        Так же происходят изменения в мотивационной сфере. Это еще одна из особенностей, мотивы отношения младших школьников к искусству, красоте действительности осознаются и дифференцируются.

Чувство прекрасного в окружающем мире создает в ребенке особые эмоционально – психические состояния, возбуждает непосредственный интерес, обостряет психические процессы. Специалист в области эстетики Н.И. Киященко обозначает, что эмоциональные реакции и состояния ребенка являются критерием действительности эстетического воспитания.

        Таким образом, младший школьный возраст является особым возрастом для формирования эстетического воспитания, где главную роль играет учитель. Учитель способен не только заложить прочные знания эстетически развитой личности, но и через эстетическое воспитание заложить подлинное мировоззрение человека, т. к. именно в младшем школьном возрасте формируется отношение к окружающему миру, развитие эстетических качеств личности.

Глава 2. Педагогические условия эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии

Предметно - практическая деятельность младших школьников на уроках технологии

2.1 Реализация задач эстетического воспитания младших школьников на уроках технологии учителями начальных классов

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что экспериментальное исследование с целью, изучения особенностей работы учителей начальных классов по эстетическому воспитанию младших школьников на уроках технологии нами было проведено анкетирование, проводилось на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Верещагино. В эксперименте принимали участие школьники первого класса в количестве 22человек, которые были разделены на экспериментальную и контрольную группу. Таблица 1,2. Для того чтобы подтвердить гипотезу исследования нами был проведен констатирующий этап эксперимента.

Цель констатирующего эксперимента: выявление исходного уровня эстетического воспитания у младших школьников.

Респондентам была представлена анкета, состоящая из 9 вопросов. (приложение 1)

Данное анкетирование показало, что учителя начальных классов не осознают в полной мере важности эстетического воспитания на уроках технологии. Их затруднил вопрос о методах работы учителя и вопрос о процессе труда, способствующем эстетическому воспитанию. Большинство учителей при выборе объекта труда не учитывают факторы такие, как заинтересованность детей и внешний вид объекта труда. Тем не менее, они понимают, что выполнение задач эстетического воспитания на сегодняшний день происходит неэффективно.

На наш взгляд, возможности эстетического воспитания на уроках технологии весьма широки и многообразны. В курсе Трудовое обучение авторов В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышевой предусматривается решение таких задач, как развитие фантазии, воображения, творческого, технического и художественного мышления [11].

Одним из важных условий для осуществления эстетического воспитания на уроках технологии является органическая связь с некоторыми другими предметами начальной школы, это могут быть изобразительное искусство: тема, сюжет, композиция, колорит, элементы дизайна; развитие чувства прекрасного и др.; музыка: ритм, темп, эмоциональный настрой, положительная энергия, создание художественного образа и др [14].

Таким образом, осуществляя систему эстетического воспитания на уроках технологии, необходимо широко использовать межпредметные связи.

Анализ программы В. И. Романиной, В. Г. Машинистова, Н. М. Конышевой и программы Т. М. Геронимус по трудовому обучению позволил выделить ряд требований к урокам технологии. Соблюдение данных требований направлено на оптимизацию учебной деятельности младших школьников и на успешную реализацию задач эстетического воспитания на уроках технологии.

Прежде всего, необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников: быстрая утомляемость, потеря интереса при неудаче и соответственно снижение внимания. Поэтому, выбирая изделие для изготовления, необходимо спланировать объем работы на один урок, если же времени требуется больше, то дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второй урок.

На уроках технологии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение абсолютного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и конечно оснащенная самостоятельная деятельность младших школьников по преобразованию материала в изделие. При этом на теоретическую часть урока должно отводиться меньше времени, чем на практическую работу.

Теоретическая работа должна быть организована в динамичной, веселой, захватывающей форме с элементами игры. А самостоятельные практические действия должны проходить неторопливо, в индивидуальной форме, обеспечивающей формирование трудовых умений.

Также следует обязательно опираться на личный опыт ребенка, приобретенный в детском саду и в домашних условиях.

На каждом этапе обучения следует закреплять навыки культуры труда:

  • правильно организовывать рабочее место после анализа изделия, работы и составления плана выполнения их: подобрать материалы, выбрать инструменты, расположить так, чтобы удобно было ими пользоваться, - работаешь правой рукой, клади справа; работаешь левой рукой, клади слева;
  • соблюдать порядок на рабочем месте в процессе всего урока; выполнять трудовые действия качественно: аккуратно (чисто, красиво), точно, доводить начатое дело до завершения;
  • экономично расходовать материалы, рационально использовать инструменты, приспособления, время, силы;
  • строго выполнять правила безопасной работы инструментами и приспособлениями;
  • постоянно контролировать правильность выполнения задания;
  • находить ошибки и по возможности исправлять их.

Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу. Сначала нужно обучать выполнению заданий точно по образцу, рисунку – такие задания способствуют развитию произвольного внимания, наблюдательности, памяти. Затем рекомендуется побуждать детей вносить изменения в цвет, форму, размер деталей, их количество и конструкцию. Это повышает самостоятельность мышления, оказывает влияние на развитие фантазии, творчества, конечно же, следует усилить внимание и к качеству выполнения заданий: точность разметки, аккуратность при заготовке и сборке, эстетичность оформления всего изделия.

Констатирующий этап работы дал возможность сделать вывод, что проведенное анкетирование показало, что учителя начальных классов не осознают в полной мере важности эстетического воспитания на уроках технологии. На наш взгляд, возможности эстетического воспитания на уроках технологии весьма широки и многообразны. Данная идея нашла отражение в проанализированной нами программе.

2.2 Система уроков технологии как средства эстетического воспитания у младших школьников.

Результаты констатирующего эксперимента послужили основанием для разработки системы уроков технологии как средства эстетического воспитания у младших школьников. В эксперименте принимала участие экспериментальная группа, в которую входило 11 младших школьников. Мы вели наблюдения за детьми экспериментальной и контрольных групп, результаты которых были занесены в таблицу 1 и диаграмму 1.

Целью формирующего эксперимента являлась разработка и апробация системы работы по эстетическому воспитанию в процессе уроков технологии младших школьников.

Формирующий эксперимент включал в себя 3 этапа:

I этап – подготовительный

На данном этапе была проведена следующая работа:

- подобрали эффективные методические приемы и формы организации уроков технологии, способствующие эстетическому воспитанию младших школьников.

- разработаны конспекты уроков технологии, для эстетического воспитания младших школьников по теме: «Игрушки – зверюшки» в технике: оригами, киригами и бумажная скульптура.

К конспектам уроков мы подобрали и подготовили необходимые инструменты, материалы и оборудование.

II этап – основной.

Перед началом уроков технологии по теме «Игрушки – зверушки, мы ознакомили детей с разными видами животных: рассмотрели картинки, фотографии, просмотрели видеоролики, презентации по данной теме, провели беседу о жизни животных, проиграли дидактические игры «Чей хвост», «Четвертый лишний». Так же нами была проведена экскурсия на «Верещагинский районный музейно – культурный центр», где мы вместе с младшими школьниками на выставке рассматривали разных животных. Младшие школьники активно принимали участие в беседе во время экскурсии и с легкостью называли животных: ежик, кролик, лошадь, корова, верблюд, заяц, лиса, кабан и т.д.

После проведенной работы, младшие школьники могли рассказать о пользе животных для человека и окружающей среды: (дают молоко, мясо, шерсть, перевозят грузы, поедают мышей). Так же об их красоте.

На первом уроке по теме «Игрушки – зверушки» в технике оригами основной целью первого урока в блоке было научить детей изготавливать поделку по образцу и украсит ее. Мы предложили младшим школьникам образец поделки «Собачка», который мы совместно с детьми проанализировали по следующей схеме:

1) Рассматривание образец в целом

2) Выделили основные части

3) Продумали процесс изготовления

4) Отобрали нужный материал

5) Сложили, склеили и украсили игрушку

Во время анализа образца собачки младшие школьники в основном легко узнавали знакомые части и правильно называли их.

Затем мы совместно с младшими школьниками продумали процесс изготовления. Младшие школьники отметили, что сначала складываем голову: лист бумаги сгибаем пополам по диагонали, получается треугольник, а потом концы треугольника справа и слева сгибаем в виде ушей, а для мордочки нижнюю часть треугольника отгибаем к верху. Затем складываем туловище в виде стаканчика и украшаем по своему желанию.

После этого дети приступили к выполнению конструирования поделки. Видно было, что им нравится это занятие. Они с увлеченностью конструировали своих собачек. Если у детей возникали трудности, то они просили помощи у сверстников. В результате занятия дети справились с заданием.

На втором занятии, целью которого было научить младших школьников действовать по заданным взрослым условиям, мы предложили детям вспомнить поделку собачки, которую они строили по образцу. По памяти они называли основные части.

Затем мы предложили сконструировать такую же собачку, но идеализировать свою поделку приклеив хвостик, красивый бант или ошейник, тем самым задав им условия, которым должна соответствовать поделка.

В результате все, успешно справились с заданием.

На третьем занятии, которое было по замыслу, мы предложили детям изготовить собачке друзей.

В процессе работы младшие школьники показали свою аккуратность. Все работы были эстетичны.

В итоге у детей получились замечательные животные, очень симпатичные и отличались друг от друга. Они рассматривали, отмечали оригинальность поделок и использование различных материалов, придумывали клички своим животным.

III этап – заключительный:

На данном этапе наша работа заключалась в том, чтобы проверить усвоили ли дети старшего дошкольного возраста способы видоизменения целостностей: детально передают образ выразительности, дополняют деталями поделку, эстетически оформлены.

Для этого нами было принято провести урок на тему «Елочные игрушки из бумажных конусов».

Перед тем, как приступить к работе мы провели предварительную работу, она заключалась в том, чтобы познакомить детей с разными видами елочных игрушек. Так, нами были показаны картинки с изображением разных елочных игрушек: шары, животные, сосульки, домики и т.д. Затем, мы провели целевую прогулку в парк, наблюдали за елочкой. После этого, мы рассказали детям о том, что скоро наступит праздник Новый год, и нужно будет украшать елочки новогодними игрушками.

После проделанной работы мы приступили к проведению самого урока. Нами было предложено младшим школьникам сконструировать свою новогоднюю игрушку.

Перед тем, как начать конструирование поделок мы спросили у детей о том, кто какую игрушку они будут выполнять. Этот вопрос мы объяснили тем, что каждый из детей индивидуален и изготовит свою, оригинальную игрушку.

Дети активно приступили к работе. Каждый был увлечен конструированием новогодних игрушек. Наблюдая за работой, нами было замечено, что дети экспериментируют с вариантами украшения по своему желанию, стремятся сделать поделку красивой, изящной. Младшие школьники сами оценивают свои работы. У каждого своё отношение к красоте и её восприятию. Этот урок интересен тем, что в нем были использованы специальные упражнения на развитие художественного воображения, предложенные в работе И. М. Шадриной [23], из серии «Представь и увидишь».

Мы вели наблюдения за детьми экспериментальной и контрольных групп, результаты которых были занесены в таблицу 1 и диаграмму 1.

Уровни развития изобразительного творчества в КГ и ЭГ

на констатирующем этапе эксперимента.

Уровни

КГ

ЭГ

Количество человек

%

Количество человек

%

Высокий

1

9

1

9

Средний

6

55

3

27

Низкий

4

36

7

64

Исходя из полученных результатов, следует отметить, что у детей

контрольной группы – 1 школьник (9%) с высоким уровнем развития, 6 школьников (55%) находятся на среднем уровне, а 4 школьника (36%) – на низком. Это обусловлено тем, что дети контрольной группы посещают «Школу искусств»

Из результатов экспериментальной группы, эстетическое воспитание находится – 1 школьник (9%) на высоком уровне, на среднем уровне – 3 школьника, что составляет (27%), 7 школьников этой группы находится на низком уровне, что составляет (64%).

Диаграмма 1. Сравнительный анализ уровней эстетического воспитания в процессе уроков технологии в контрольной и экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что у большинства младших школьников низкий уровень эстетического воспитания. Это дети не увлеченные, проявляющие слабый интерес к урокам технологии, результаты их деятельности не приносят им удовольствия. Младшие школьники не умеют самостоятельно находить нужное решение творческих задач, не имеют свою манеру исполнения.

Для подтверждения эффективности предложенной нами работы, был проведен контрольный эксперимент, который проводился с младшими школьниками экспериментальной и контрольной группы.

Цель контрольного этапа эксперимента: выявление уровня эстетического воспитания на уроках технологии младших школьников.

Для выявления уровня эстетического воспитания у младших школьников в процессе уроков технологии нами был проведен урок на тему «Герои любимых книг», предложенное на констатирующем этапе эксперимента.

Все дети проявляли высокую активность, доводили начатую работу до конца.

Таким образом, появился высокий уровень эстетического воспитания в экспериментальной группе: 3 школьника (27%) находятся на высоком уровне, средний уровень повысился с 27% до 55% (6 школьников), низкий уровень понизился с 64% до 18% (2 школьника). У младших школьников контрольной группы в эстетическом воспитании не произошло. Но у младших школьников данной группы в ходе эксперимента появился интерес к урокам технологии.

Данные анализа отражены в таблице 2 и диаграмме 2.

Уровни развития изобразительного творчества в КГ и ЭГ

на контрольном этапе эксперимента.

Уровни

КГ

ЭГ

Количество человек

%

Количество человек

%

Высокий

1

9

3

27

Средний

6

55

6

55

Низкий

4

36

2

18

Диаграмма №2. Сравнительный анализ уровней эстетического воспитания в процессе уроков технологии в контрольной и экспериментальной группе контрольного эксперимента.

Вывод по второй главе.

Исходя из этого, мы сделали вывод о том, что система уроков технологии способствует повышению уровня эстетического воспитания у младших школьников, что подтверждает нашу гипотезу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

С психологической точки зрения младший школьный возраст является благоприятным периодом для эстетического воспитания у младших школьников потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир.

Уроки технологии являются одним интересным видом деятельности у младших школьников. Уроки технологии создают условия для вовлечения младших школьников в собственное творчество, в ходе которого создается что – то красивое и необычное.

Эстетическое воспитание у младших школьников является актуальной проблемой современной педагогики.

Анализ психолого – педагогической литературы показал, что изучение проблем эстетического воспитания – одно из центральных направлений научных исследований психологов и педагогов в нашей стране.

Эстетическое воспитание начинается в раннем детстве. По мнению Б. Т. Лихачева «Период дошкольного и младшего школьного возраста является едва ли не решающим с точки зрения эстетического воспитания и формирования нравственно – эстетического отношения к жизни».

Г. С. Лабковская в своих трудах отмечает, что цель эстетического воспитания заключается в развитии эстетической активности личности не только в художественной деятельности, но прежде всего, в практической жизни - в отношении человека к природе, к другим людям и к самому себе, к обычаям, формам поведения, к миру вещей, окружающих человека, наконец, к искусству.

Эстетическое воспитание, используя для своих целей художественное воспитание, развивает человека для активной эстетической жизнедеятельности.

Экспериментальная работа проводилась на базе МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» города Верещагино Пермского края с младшими школьниками. В эксперименте приняли участие младшие школьники в количестве 22 человек, класс был разделен на экспериментальную и контрольную группу.

Для того чтобы подтвердить гипотезу исследования нами был проведен констатирующий этап эксперимента. Целью этого этапа стало выявление исходного уровня эстетического воспитания у младших школьников.

Анализ перспективного и календарного плана показал, что задачи по конструированию из бумаги для изобразительного творчества реализуются не только в непосредственно образовательной деятельности, а также совместной деятельности. Задачи по развитию изобразительного творчества решаются и в ходе других занятий. Работа по развитию изобразительного творчества с детьми старшего дошкольного возраста проводится ежедневно, как со всеми вместе, так и индивидуально.

Однако мы выяснили, что не достаточно уделено внимание развитию изобразительного творчества с применением конструирования из бумаги: оригами, киригами, бумажная скульптура и т.д., а также не достаточно материала, очень мало необходимых материалов, инструментов, образцов различных поделок для развития изобразительного творчества детей старшего дошкольного возраста.

Для определения уровня изобразительного творчества в процессе конструирования из бумаги детей старшего дошкольного возраста была использована методика Н.А.Ветлугиной.

Экспериментальные исследования на формирующем этапе с младшими школьниками экспериментальной группы осуществлялась через уроки технологии.

На контрольном этапе эксперимента был проведен анализ полученных результатов эстетического воспитания. Динамика у младших школьников экспериментальной группы оказалась выше, чем у младших школьников контрольной группы.

Кроме того, сравнительный анализ младших школьников экспериментальной группы на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что число младших школьников с низким уровнем развития сократилось, а количество младших школьников с высоким уровнем увеличилось.

Следовательно, цель экспериментальной работы достигнута. Наша гипотеза о том, что если эстетическое воспитание систематически используется в предметах художественного круга, а обучение на уроках технологии идет планомерно и последовательно, подтвердилась.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белинский В.Г.. Полное собрание сочинений, т, VI.

2. Дубровина, И. В. и др. Психология: учебник для студ. сред. пед. учеб. заведений / И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. П – М.: Академия, 1999. Р – 464 с.

3. Дубровина, И. В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие / И. В. Дубровина, А. М. Прихожан, В. В. Зацепин. – М.: 1999. – 320

4. Курочкина Н.А. Художественный образ в эстетическом воспитании дошкольников // Оптимизация учебно – воспитательного процесса в детском саду: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. ред. Т.И. Бабаева. – Л.:ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1985. – С. 27 – 35.

5. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике (междисциплинарный) / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Март, 2005. - 448 с.

6.Котикова О.П. Эстетическое воспитание младших школьников : пособие для учителей/О. П. Котикова. – М.: ВЛАДОС,2001.-

7.Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников» – М.: Педагогика – 2002, с.183.

8. Лабковская, Г. С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание: кн. для учителя / Г. С. Лабковская. – М.: Просвещение, 1983. П – 304 с.

9. Петрова, И. А. Программы общеобразовательных учреждений: начальные классы (1-4): Часть 2 / И. А. Петрова, Е. О. Яременко. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2002.

10. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. вузов/под ред. П. И. Пидкасистого. – М.: Российское педагогическое агентство,2009. – С.276.

11. Романинова В.И., Машинистов В.Г, Конышева Н.М. Программа «Трудовое обучение»

12. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

13. Смирнов, В. И. Общая педагогика: учебное пособие / В. И. Смирнов. – М.: Логос, 2003. – 304 с.

14.Сухомлинский, В. А. О воспитании/В. А. Сухомлинский.- М.: Просвещение,2004.-С.243.

15. Устинов, В. В. Об эстетическом воспитании / В. В. Устинов. – Лениздат, 1961.- 128 с

16. Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Начального общего образования

17. Харламов, И. Ф. Педагогика: учеб. пособие / И. Ф. Харламов. – М.: Гардарики, 2003. – 519 с 

18. Шадрина, И. М. Развитие художественного воображения на уроках художественного труда / И. М. Шадрина // Начальная школа. – 2000. – №4. – с. 84 – 87.

Источники из Интернет

Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №28 https://nauchforum.ru/journal/stud/49/44310. Статья: Эстетическое воспитание младших школьников в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования

Приложение 1

Анкета для учителей начальных классов

Уважаемый коллега!

Мы проводим изучение особенностей работы учителей начальных классов по воспитанию эстетических чувств младших школьников на уроках технологии. Ваши ответы на вопросы анкеты окажут большую помощь в совершенствовании организации воспитательного процесса в начальной школе. Просим Вас ответить на все вопросы. В вопросах, содержащих варианты ответов, обведите кружочком номер варианта, соответствующего Вашему мнению. Если предлагаемые варианты Вас не устраивают, то укажите свой вариант. В вопросах 4, 5, 6, 7 возможен выбор нескольких вариантов ответа. Фамилию можно не указывать.

Заранее благодарим за помощь!

  1. Считаете ли Вы, что в процессе обучения в начальной школе должны решаться задачи эстетического воспитания?
  2. да;
  3. нет;
  4. затрудняюсь ответить.

2. Какие, на Ваш взгляд, школьные предметы имеют эстетический потенциал?_________________________________________________________

3. Взаимосвязь с какими дисциплинами способствует осуществлению эстетического воспитания на уроках трудового обучения?_________________

4. По Вашему мнению, эстетика труда предполагает:

а) творческий процесс, красоту действий;

б) красивые, качественные изделия как результат труда;

в) правильную организацию условий труда учащихся;

г) другое (укажите)_____________________________________________

5. На Ваш взгляд, процесс труда, способствующий эстетическому воспитанию, включает:

а) четкость, правильность действий;

б) творчество детей;

в) другое (укажите)____________________________________________

6. В чем заключается эстетика рабочего места учащегося?

а) красивое оформление;

б) порядок удобство, правильное расположение оборудования;

в) другое (укажите)____________________________________________

7. Что нужно учитывать при выборе объекта труда?

а) заинтересованность детей в изготовлении изделия;

б) внешний вид объекта труда;

в) возрастные особенности детей;

г) другое (укажите)_____________________________________________

8. Какие методы работы учителя в большей мере способствуют эстетическому воспитанию на уроках трудового обучения?____________

9. Оцените по 5-балльной шкале эффективность выполнения задач эстетического воспитания начальной школой на сегодняшний день:

1

2

3

4

5

Сообщите, пожалуйста, о себе:

школа________________________________________________________

педагогический стаж___________________________________________

образование:

а) среднее специальное;

б) высшее.