Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Дидактическая игра как метод обучения (Теоретические основы использования игры в процессе обучения)

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Важное место в структуре образовательного процесса занимает учебный процесс, в котором приобретаются навыки, знания и умения, формируются личностные качества, позволяющие человеку адаптироваться к внешним условиям и показать свою личность.

Игра - самый доступный вид деятельности для детей, способ справиться с впечатлениями, полученными от внешнего мира. Мысль и воображение ребенка, его эмоции, его активность и растущая потребность в общении ясно видны в игре.

Интересная игра повышает умственную активность ребенка, и она может решить более сложную задачу в классе.

Игра является лишь одним из методов, и дает хорошие результаты только в сочетании с другими: разговоры, наблюдение, чтение и т.д.

Играя, дети учатся применять свои знания и навыки на практике, чтобы использовать их в различных условиях.

Игры - это самостоятельное занятие, в котором дети общаются со сверстниками. Их объединяет общая цель - совместные усилия для достижения общего опыта. Игровые впечатления оставляют глубокий след в сознании ребенка и способствуют формированию хороших чувств, благородных устремлений и навыков коллективной жизни.

Игры занимают важное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания. Ребенок нуждается в активной деятельности, которая помогает повысить его жизнеспособность, удовлетворяет его интересы, социальные потребности.

Игра имеет большое педагогическое значение, она тесно связана с обучением в классе, с наблюдениями за повседневной жизнью. Дети учатся самостоятельно решать игровые задачи и находить лучший способ реализовать свои планы. Использовать свои знания, выражать их словами.

Зачастую в игре появляется возможность донести новые знания, расширить кругозор. С развитием интереса к работе взрослых, к общественной жизни, к подвигам людей у ​​детей появляются первые мечты о будущей профессии, желание подражать своим любимым персонажам.

Все это делает игры важным средством повышения информированности об ориентации ребенка, которая начинает складываться в детстве.

Таким образом, игровая активность является актуальной проблемой в процессе обучения.

Актуальность проблемы определила выбор темы курсовой работы.

Задача исследования: «Какова роль дидактической игры в обучении?»

Объект исследования: «Детская игровая деятельность».

Тема исследования: «Дидактическая игра как средство обучения».

Цель: определить роль дидактической игры в обучении детей.

Задачи:

1. Исследование психологических характеристик игры;

2. Определить цель игровой деятельности в учебном процессе по литературному обзору.

3. Раскрыть суть концепции дидактической игры;

4. Привести примеры дидактических игр.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИГРЫ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

1.1 Теоретические основы

Слова «игра», «играть» в русском языке крайне неоднозначны.

Слово «игра» используется в переносном смысле в смысле развлечения. Е.А. Поправский говорит, что понятие «игра» обычно имеет различие между разными народами:

- у древних греков слово «игра» означало - детские действия, которые в основном выражали то, что мы называем «отдавать себя детству».

- среди евреев слово «игра» соответствовало понятиям «шутка» и «смех». Впоследствии во всех европейских языках слово «игра» стало обозначать широкий спектр человеческих действий, с одной стороны, не требующих тяжелого труда, с другой стороны, дающих людям веселье и удовольствие. Таким образом, все начало входить в этот круг понятий, начиная с детской игры игрушечных солдатиков и заканчивая трагическим воспроизведением героев на сцене театра.

Исследования путешественников и этнографов, содержащие материалы о положении ребенка в обществе, находящемся на относительно низком уровне в истории развития, дают достаточные основания для гипотезы о возникновении и развитии детской игры.

На разных этапах развития общества, когда основным методом получения еды был сбор простых инструментов, игры не существовало. Дети рано вступили во взрослую жизнь. Совершенствование инструментов и переход от охоты к разведению скота привели к значительному изменению положения ребенка в обществе. Специальная подготовка была необходима для будущего охотника. В связи с этим взрослые начали делать инструменты для детей. Возникли игры - упражнения.

Детские орудия были разработаны в соответствии с размером ребенка. Общество в целом заинтересовано в подготовке детей к будущему участию в наиболее важных важных областях труда, а взрослые всячески содействуют играм - упражнениям. Впоследствии появляется действие сюжетно - ролевая игра.

Дети, которые предоставлены сами себе, объединяются и организуют свою особую игровую жизнь, которая по сути отражает социальные отношения и взрослые действия.

Таким образом, детство неотделимо от игры. Игра важна для ребенка как культура.

1.2 Основы и технологии игры

Задолго до научного исследования игра широко использовалась как один из важнейших способов воспитания детей. Время, когда образование стало особой социальной функцией и где игра используется как средство обучения, насчитывает несколько веков.

Игра относится к различным функциям, как образовательным, так ивоспитательным, и поэтому необходимо более точно определить влияние игры на развитие ребенка. Необходимо более точно указать те аспекты психического развития и развития личности ребенка, которые в основном развиваются в игре или имеют ограниченный эффект в других видах деятельности.

Изучить важность игры для умственного развития и развития личности очень сложно. Эксперимент здесь невозможен, потому что вы не можете отделить игровую активность от жизни детей и увидеть, как идет процесс разработки.

Трансформация игры основана на «открытии» ребенком нового мира, мира взрослых, с их деятельностью, функциями и отношениями. Ребенок, находящийся на грани перехода от цели к ролевой игре, еще не знает ни социальных отношений взрослых, ни социальных функций, ни социальной значимости их деятельности.

Он действует в направлении своего желания, объективно ставит себя в положение взрослого, при этом существует эффективная эмоциональная ориентация по отношению к взрослым. Здесь интеллект следует эмоционально эффективному опыту.

Важность игры не ограничивается тем фактом, что ребенок развивает новые модели деятельности и связанные с этим задачи. По сути, в игре появляется новая психологическая форма паттерна.

Прежде чем говорить о развитии психических действий в ходе игры, необходимо перечислить основные фазы, через которые должно проходить формирование психических действий и связанных с ними понятий:

1) этап развития воздействий на материальные объекты;

2) этап формирования одного и того же действия по отношению к громкомкой речи;

3) этап генезиса актуального психического акта.

Рассматривая действия ребенка в игре, легко заметить, что ребенок уже действует со значимыми объектами, но все еще полагается на их материальные заменители - игрушки. И на более позднем этапе разработки игры действие выглядит как жесты, сопровождаемые речью.

Путь развития к действиям в уме - это одновременно возникновение предпосылок для формирования воображения.

А. В. Запорожец первым обратил внимание на то, что характер движений, выполняемых ребенком в условиях игры и в условиях прямого задания, существенно различается. Он установил, что: «В ходе развития меняется структура и организация движений. В них явно вычленяется фаза подготовки и фаза выполнения. Эффективность движения, так и его организация существенно зависят от того какое структурное место занимает движение в осуществлении той роли, которую выполняет ребенок.
Игра представляет собой первую доступную для школьника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспитание и усовершенствование новых действий».

З.В. Манулейко раскрывает вопрос о психологическом механизме игры: «Опираясь на ее работы, можно сказать, что большое значение в психологическом механизме игры отводится мотивации деятельности. Выполнение роли, будучи эмоционально привлекательным, оказывает стимулирующие влияние на выполнение действий, в которой роль находит свое воплощение».

Произвольное поведение характеризуется не только наличием образца, но и контролем производительности этого образца. При выполнении роли имеется своеобразное раздвоение, т. е. «рефлексия».

Игра важна как для создания дружной детской команды, так и для независимости и позитивного подхода к труду.

Технология форм обучения игре направлена ​​на то, чтобы научить дошкольника понять причины его обучения, его поведение в игре и в жизни, а также его программу, обычно глубоко скрытую в обычной среде, деятельности независимый и прогнозировать немедленные результаты.

По материалам работы П.И. Пидкасисты, можно утверждать, что все игры делятся на естественные и искусственные. Естественная игра - это деятельность спонтанной ориентации, благодаря которой, благодаря естественным процессам самообразования, человек самостоятельно осваивает новые формы и методы действий в привычной обстановке.

Можно выделить шесть общеизвестных организационных форм игровой деятельности:

• Во-первых, отдельные формы включают в себя игру человека с самим собой, с различными предметами и звуками;

• во-вторых, одиночный игрок - это активность игрока в системе имитационных моделей с прямой и обратной связью, в зависимости от результатов достижения цели;·

В-третьих, парная форма игры - это игра одного человека с другим человеком, обычно в условиях конкуренции и соперничества;

В-четвертых, групповая форма игры - это групповая игра из трех или более игроков, преследующих одну и ту же цель в конкурентной среде.

• В-пятых, коллективная форма игры - это групповая игра, в которой соревнование между отдельными игроками заменяется противоборствующими командами.

• В-шестых, массовая форма игры представляет собой реплицированную однопользовательскую игру с прямой или обратной связью с общей целью, которой следуют многие люди одновременно. В обучении детей большое значение имеют игры с правилами - дидактические. Они создают интерес к решению умственных задач, способствуют развитию произвольного внимания – очень важного фактора успешного обучения.

Детская игра - неоднородное явление. Даже глаз непрофессионала заметит, насколько игры различаются по содержанию, степени независимости детей, формам организации, игровому материалу.

По разнообразию детских игр сложно определить начальную основу их классификации.

В работах Н.К. Крупской детские игры делятся на две группы по тому же принципу, что и П.Ф. Лесгафт, но они называются несколько иначе: игры, придуманные самими детьми, и игры, придуманные взрослыми. Первые Крупская назвала творческими, подчеркивая их главную особенность – самостоятельный характер.

Игры с правилами – особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Еще одна группа игр этой классификации - игры с правилами.

Творческие игры включают в себя игры, в которых ребенок демонстрирует свое изобретение, инициативу, самостоятельность. Творческие проявления детей в играх разнообразны: от изобретения сюжета и содержания игры, поиска путей реализации плана до реинкарнации в ролях, данных литературными произведениями.

Это игры с готовым контентом, с фиксированными правилами, которые являются неотъемлемым компонентом игры. Учебные задания выполняются посредством игровых действий ребенка при выполнении любого задания (найти, поймать мяч, сказать наоборот и т.д).

Поэтому дидактические игры делятся по содержанию (природоведческие, математические, речевые и др.) На дидактический материал (игры с игрушками, предметами, словесные, настольно - печатные).

Вывод по 1 главе:

Играя, дети учатся применять свои знания и навыки на практике, использовать их в разных условиях. Игра представляет собой самостоятельное занятие, в котором дети вступают в общение со сверстниками. Их объединяет общая цель, совместные усилия для ее достижения, общий опыт. Игровой опыт оставляет глубокий след в сознании ребенка и способствует формированию добрых чувств, благородных устремлений и навыков коллективной жизни. Игра занимает большое место в системе нравственного, трудового, физического и эстетического воспитания.

Ребенок нуждается в активной деятельности, которая помогает повысить его жизнеспособность, удовлетворяет его интересы, социальные потребности.

Таким образом, игры являются наиболее важным образовательным инструментом для детей.

ГЛАВА 2. ПОНЯТИЕ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ

2.1 Общая характеристика дидактической игры

Главная особенность дидактических игр определяется их названием: это развивающие игры. Они созданы взрослыми для обучения и воспитания детей.

Как отмечает А.Н. Леонтьев: «Дидактические игры относятся к "рубежным играм", представляя собой переходную к той неигровой деятельности, которую они подготавливают. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие задачи учебного характера – обучающей задачи. Ею руководствуются взрослые, создавая ту или иную дидактическую игры, но облекают ее в занимательную для детей форму».

Ребенка привлекает к игре не задача обучения, а способность быть активным, выполнять игровые действия, достигать результатов и побеждать.

Таким образом, активное участие в дидактической игре зависит от того, насколько ребенок усвоил знания и навыки. Это побуждает ребенка быть внимательным, помнить, сравнивать, классифицировать.

Дидактические игры существуют уже много веков. Их первый создатель - люди, которые заметили удивительную особенность маленьких детей - восприимчивость к обучению в игре, с помощью игр и игрушек. На протяжении истории человечества у каждой нации есть свои дидактические игры. Уникальные дидактические игрушки были созданы и теперь являются частью его культуры. Содержание игр и дидактических игрушек отражало особенности национального характера, истории, труда, жизни того или иного народа.

Со временем народные игры претерпевают изменения, которые вносят сами дети (обновление содержания, использование различных игровых материалов, усложнение правил).

Традиция широкого использования дидактических игр для обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, сложилась в трудах ученых и в практической деятельности многих учителей.

Дидактическая игра имеет свою структуру, которая включает в себя несколько компонентов. Рассмотрим эти компоненты:

1. Учебное (дидактическое) задание является основным элементом дидактической игры, которой подчиняются все остальные.

2. Игровые действия - это способы проявления активности ребенка в игровых целях.

3. Правила обеспечения реализации игрового контента. Они делают игру демократичной: все участники игры подчиняются им.

Существует тесная связь между учебным заданием, игровыми действиями и правилами. Задача обучения определяет игровые действия, а правила помогают реализовать игровые действия и решить проблему.

В педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных типа:

1) Игры с предметами:

В этих играх используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.

В играх решаются задачи для сравнения, классификации и определения последовательности при решении задач.

2) Настольно – печатные игры:

Настольно - печатные игры – интересное занятие для детей. Они бывают разных типов: домино, лото, парные картинки.

  1. Словесные игры:

Словесные игры основаны на словах и действиях игроков. В этих играх дети учатся на основе существующих представлений об объектах, углубляя знания о них, поскольку в этих играх требуется использовать полученные ранее знания в новых связях, в новых обстоятельствах.

Дети самостоятельно описывают предметы, выделяя их характерные признаки, угадывают по описанию, решают самые разные мыслительные задачи. С помощью словесных игр у детей появляется желание заниматься умственным трудом.

2.2 Формы и методы дидактической игры

В современной дидактике существуют разные подходы и способы классификации методов обучения. Одной из этих классификаций является распространенный метод обучения по источникам знаний (словесные, наглядные и практические методы).

Общая дидактика исследует процесс обучения, а также факторы, которые его запускают, условия, при которых он происходит, и результаты, к которым он приводит.

Частная дидактика изучает закономерности процесса, содержание, формы и методы обучения по различным предметам.

Как наука, дидактика занимается проблемами развития:

• Зачем учить? (цели образования, обучения).

• Кого учить? (субъекты обучения).

• Каковы наиболее эффективные стратегии обучения? (принципы обучения).

• Чему учить? (содержание образования, обучение).

• Как учить? (методы обучения).

• Как организовать тренинг? (формы организации обучения).

• Какие учебные инструменты необходимы? (дидактический материал, компьютерные программы, учебники, учебные материалы и т. д.).

• Что достигается в результате обучения? (критерии и показатели, характеризующие результаты обучения).

• Как контролировать и оценивать результаты обучения? (методы мониторинга и оценки результатов обучения).

Частная дидактика больше ориентирована на педагогическую практику, имеет собственный концептуальный и терминологический аппарат и использует определенные методы исследования.

1) Словесные методы

Их основная цель - передавать образовательную информацию словами (устными и печатными), используя логические, организационные и технические методы. Основные приемы этой группы: беседа, рассказ, лекция, работа с печатными источниками.

2) Наглядные методы

Основная цель заключается в предоставлении образовательной информации с помощью различных наглядных пособий. Основные методы: демонстрация экспериментов, природных объектов, наглядных пособий (макеты, модели, объекты, диаграммы, таблицы и т. д.), просмотр видеофильмов, телевизионных программ и т. д.

3) Практические методы

Основная цель состоит в том, чтобы получить информацию, основанную на практических действиях, предпринятых обучающимся или обучаемым при организации различной практической работы. Основные методы: лабораторные и практические работы, упражнения.

Существуют и другие классификации методов обучения. Это связано со сложностью предмета исследования и важностью методического оснащения педагогического процесса. Выбор методов обучения практиками зависит от многих условий:

• из общеобразовательных целей;

• особенности тестируемого предмета;

• возрастные характеристики учащихся и уровень их подготовки;

• уровень профессиональных навыков учителя;

• материальное оснащение;

• цели и задачи конкретного урока и т. д.

Важной особенностью дидактической игры является стабильная структура, которая отличает ее от других видов деятельности. Структурные составляющие дидактической игры: игровой замысел, игровые действия и правила.

Замысел игры обычно выражается в названии игры. Игровые действия увеличивают познавательную активность учащихся, давая им возможность продемонстрировать свои способности, применить имеющиеся знания и навыки для достижения целей игры. Правила помогают направлять игровой процесс.

Дидактическая игра имеет определенный результат, который отмечает конец игры и дает игре логическое завершение. Кажется, прежде всего, в форме решения, назначенного учебной задаче, и дает школьникам моральное и умственное удовлетворение.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны, и отсутствие какого - либо из них разрушает игру.

При выборе игр важно четко учитывать эффективный характер мышления учащихся.

По психическому развитию их можно отнести к следующим группам:

1. Игры, требующие детской исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действия по образцу (например, игра «Составим узор»).

2. Игры, требующие воспроизведения действий. Эти игры предназначены для обучения навыкам сложения и вычитания в пределах 10. Это «Лучший космонавт», «Лучший пилот», «Математическая рыбалка» и т.д.

3. Игры, в которых дети меняют примеры и задания на другие, которые логически связаны с ними. Например, «Математическая эстафета», «Составление круговых примеров», «Цепочка».

Конверсионные действия также включают в себя игры, которые развивают возможности управления и самоконтроля («Арифметический бег», «Лучший контролер», «Проверь Угадайку» и др.).

4. Игры, которые включают элементы исследования и творчества. Это «Загадки Веселого Карандаша», «Определите курс самолета», «По какому пути вы пойдете?», «Угадайте загадки Буратино» и другие.

Для использования всех игр в обучении характерна общая структура учебного процесса, включающая четыре этапа:

1) ориентация: учитель вводит тему, дает описание игры, общий обзор ее хода и правил;

2) подготовка к проведению: ознакомление со сценарием, разделение ролей, подготовка к их реализации, обеспечение процедур управления игрой;

3) игра: учитель следит за ходом игры, контролирует последовательность действий, оказывает необходимую помощь, записывает результаты;

4) дискуссия об игре: особенности выполнения заданий, их восприятие учащимися, положительные и отрицательные стороны хода игры, обсуждаемые трудности, обсуждаются возможные пути улучшения игры, в том числе изменение ее правил.

2.3 Виды дидактической игры

Игровая деятельность - это особая сфера человеческой деятельности, в которой у человека нет другой цели, кроме как наслаждаться проявлением физических и духовных сил. Игры с правилами предназначены для формирования и развития определенных характеристик личности ребенка.

Дидактические игры отличаются образовательным содержанием, познавательной деятельностью детей, игровыми действиями и правилами, организацией и взаимоотношениями детей.

Традиционно существует несколько типов дидактических игр, сгруппированных по типу активности учащихся:

1) Игры - путешествия похожи на сказки, их развитие, чудеса. Игра - путешествие отражает реальные факты или события, раскрывает обычное через экстраординарное, простое - через таинственное, трудное - преодоленное, необходимое - через интересное. Все это происходит в игре, в действиях игры, подходит ребенку, ему это нравится. Цель игры - путешествие - состоит в том, чтобы увеличить опыт, добавить немного невероятного необычного в информационный контент, привлечь внимание детей к тому, что находится рядом, но не замечено ими.

Игры - путешествия повышают внимание, наблюдение, понимание игровых задач, облегчают преодоление трудностей и достижение успеха. Игры - путешествия всегда несколько романтичны. Это то, что вызывает интерес и активное участие в разработке сюжета игры, обогащении игровых действий, стремлении овладеть правилами игры и получить результат: решить проблему, чему-то научиться, что - то узнать. Роль учителя в игре сложна, требует знаний, готовности отвечать на вопросы детей, играть с ними, вести незаметный для них процесс обучения.

Игра - путешествие - игра действия, мысли, чувств ребенка, форма, удовлетворяющая его потребности в знаниях.

2) Игры - поручения: имеют те же структурные элементы, что и игры в путешествиях, но имеют более простое содержание и меньшую продолжительность. Они основаны на действиях с игрушками, предметами, устными инструкциями. Игровая активность и содержащиеся в них игровые действия основаны на предложении сделать что - то: «Помогите Пиноккио поставить знаки препинания», «Проверьте домашнее задание Незнайки».

3) Игры - предположения «Кем бы я хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?», «Что было бы ...?» или «Что бы я сделал ...» и т. д. Иногда началом такой игры может послужить картинка.

Дидактическое содержание игры заключается в том, что задание ставится перед детьми, и возникает ситуация, которая требует понимания последующих действий. Задачей игры является название «Что было бы..?» или «Что бы я сделал ...».

Дети принимают подтверждающие или обобщающие предположения. Эти игры требуют умения связывать знания с обстоятельствами, устанавливать причинно - следственные связи.

4) Игры – загадки - это головоломки. Появление загадок уходит в прошлое. Загадки создавались самими людьми, включались в праздники, в обряды, ритуалы. Они были использованы для проверки знаний и находчивости.

В настоящее время головоломки считаются образовательной игрой.

Основным признаком загадки является сложное описание, которое необходимо расшифровать (угадать и доказать). Это описание часто оформляется в виде вопроса или заканчивается им. Главной особенностью головоломок является логическое задание. Методы построения логических задач различны, но все они активируют умственную деятельность ребенка. Дети любят головоломки. Угадай, подумай, сравни, вспомни - дарит радость ребенку. Решение головоломок развивает умение: анализировать, обобщать, формировать умение рассуждать, делать выводы, умозаключения.

5) Игры - беседы (диалоги). Основой игрового разговора является общение учителя с детьми, детей с учителем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер обучения и активности детской игры.

Во время игры учитель часто говорит не от себя, а от персонажа близкого детям, и, таким образом, не только поддерживает общение в игре, но также увеличивает его радость и желание повторить игру.

Образовательная и воспитательная значимость диалога заключается в содержании сюжета - темы игры, в возбуждении интереса к определенным аспектам предмета исследования, отраженным в игре.

Познавательное содержание игры не «на поверхности»: оно должно быть найдено, получено - сделать открытие и, как следствие, чему - то научиться.

Ценность игры – беседы в том, что она требует эмоциональной и мыслительной активизации: действия, единства слова, мысли и воображения детей.

6) Настольно - печатные игры (домино, головоломки, мозаика, парные и разрезные картинки, шахматы, шашки и т. д.) Широко используются в самостоятельных занятиях для детей. Такой настольный материал обладает большой наглядностью и красочностью во время игры, с которым ребенок может активно действовать, привлекая сверстников для совместных действий. Так, например, игра основана на подборе картинок в парах. Ученики объединяют образы не только по внешнему виду, но и по смыслу. Подбор картинок по общему критерию - классификация. Здесь ученики обязаны обобщать, устанавливать связь между предметами. Например, в игре «Что растет в лесу?» компиляция разрезных картинок направлена ​​на развитие у детей способности составлять целый объект из отдельных частей, что способствует логическому мышлению. Описание, рассказ по картинке, который показывает действия, движения, направлен на развитие речи, воображения и творчества у самых маленьких учеников. Чтобы игроки могли угадать, что изображено на картинке, ученик прибегает к имитационным движениям (например, животному, птице и т. д.).

7) Словесные игры - игры, которые развивают скорость реакции, внимание, сообразительность, связную речь. В эту группу входит большое количество народных игр, таких как: «Игры в слова», «Контакт», «Краски», «Молчок», «Черное и белое», «Я знаю пять ...» - это придумывание слов, представляющих объекты в группе (например, животные, мебель, овощи и т. д.), придумывая слова, начинающиеся с одной буквы, каждое последующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Нужно называть по очереди, и игра превращается в соревнование. Словесные игры построены на словах и действиях игроков. В таких играх дети учатся, опираясь на существующие представления об объектах, углублять знания о них, поскольку в этих играх требуется использовать полученные ранее знания о новых связях в новых обстоятельствах.

Для удобства использования словесных игр в педагогическом процессе их условно можно объединить в четыре основные группы:

- В первую группу входят игры, с помощью которых они формируют умение выделить основные черты предметов, явлений: «Магазин», «Отгадай - ка» и т. д.

- Вторая группа состоит из игр, используемых для развития умения сравнивать, сопоставлять, давать правильные выводы: «Кто больше заметит небылиц», «Похож - не похож» и другие.

- Игры, с помощью которых развивается способность обобщать и классифицировать объекты по различным признакам, объединяются в третью группу: «Кому что нужно?», «Назыви три объекта», «Назови одним словом».

- В четвертой специальной группе выделяются игры для развития внимания, быстрого мышления и сообразительности: «Краски», «Летает, не летает» и другие.

8) Объект: сюжетно - ролевые игры. Их особенность в том, что учащиеся играют роли, а сами игры наполнены глубоким и интересным содержанием. Это «Круглый стол», «Пресс- конференция» и т. д. Учащиеся могут играть роли специалистов в области сельского хозяйства, археологов, историков, филологов и других, роли, которые ставят учеников в положение исследователя, преследуют не только познавательные цели, но и профессиональную ориентацию. В процессе этой игры создаются благоприятные условия для удовлетворения широкого круга интересов, желаний, требований и творческих устремлений учащихся.

В игре ребенок учится контролировать себя: происходят качественные изменения в психике детей, при формировании основных психических процессов и личностных качеств. Результатом игры является более глубокое понимание жизни и работы людей, знакомство с их профессиями.

9) Предметные игры - это игры с популярной дидактической игрушкой, мозаикой, натуральным материалом. Основные действия игры с ними: выложить, собрать целое, нанизывание и т. д. В предметных играх используются игрушки и реальные предметы.

Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр заключается в том, что они помогают детям познакомиться со свойствами предметов и их признаками: размером, качеством, формой, цветом. В играх решаются задачи классификации, сравнения и последовательности для решения задач.

В игре также используются элементы, в которых разница менее заметна. В играх с предметами учащиеся выполняют задания, требующие сознательного запоминания количества и местоположения предметов, поиска пропавшего предмета. Играя, они приобретают способность собирать целое из частей, упорядочивать узоры из разных форм. В образовательных играх широко используются разнообразные игрушки. В них ярко выражены цвет, форма, величина, материал из которого они сделаны.

10) Игры - упражнения - игровые мероприятия могут быть организованы в коллективной и групповой формах и индивидуально. Он используется для закрепления материала, проверки знаний учащихся, во внеурочной деятельности.

11) Игры - соревнования:

• вопросы викторины;

• имитации телевизионных конкурсов;

• соревнования и т. д.

Эти игры можно играть в классе, а также во время внеклассных мероприятий. Их цель: увлечь творчеством, заинтересовать обыденным, потому что интерес является катализатором всей образовательной деятельности.

Игры - соревнования - это всегда праздники, когда все учащиеся активны, у каждого есть возможность проявить себя в атмосфере успеха, и класс становится творческой командой. Эти уроки включают в себя все разнообразие форм и методов, особенно таких, как междисциплинарные связи, опорные сигналы, проблемное обучение, поисковая деятельность и т. д. Снимается напряжение, возрождается мышление и оживляется интерес к предмету в целом. Уроки - соревнования проходят в хорошем темпе и позволяют проверить теоретические и практические знания большинства учащихся по выбранной теме. Игры - соревнования могут быть придуманы преподавателем или могут быть аналогом популярных телевизионных соревнований.

12) Познавательные игры - это игры, в которых происходят:

• развитие творческих способностей детей;

• развитие любопытства и познавательного интереса;

• развитие художественного и эстетического вкуса;

• развитие навыков практического использования полученных знаний;

• развитие коммуникативных навыков;

• развитие навыков в исследовательской и проектной деятельности.

Правила игры хороши тем, что в них четко прописаны требования к поведению детей. Ребенок вынужден соблюдать эти требования (то есть не нарушать правила).

Популярная настольная игра в лото является примером игры с правилами и в то же время соревновательной игрой.

Здесь ребенок должен быть осторожным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры:

• быть сдержанным и не выражать свои эмоции жестоко, если есть сообщаемое число;

• набраться терпения и не говорить другим игрокам, какие номера они имеют или пропустили;

• быть сдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша.

13) В коллективно - дидактических играх элементы сотрудничества и ориентации на партнера являются не второстепенной, а необходимой частью игрового процесса.

Постепенно дети методом проб и ошибок, приходят к пониманию, что «нам нужно поделиться с тобой деталями, и тогда мы добьемся успеха».

Долгое участие ребенка в этой роли способствует его решимости, а необходимость настраивать свои действия с другими игроками помогает ребенку избавиться от негативных черт, стать более сосредоточенным и внимательным.

14) В настоящее время направление компьютерных игр развивается особенно быстро.

Компьютерные игры имеют преимущество перед другими формами игр: они четко демонстрируют ролевые методы решения игровых задач. В них дети приобретают опыт нравственного поведения в самых разных жизненных условиях. Такие игры помогают избежать клише и норм при оценке поведения разных персонажей в разных ситуациях.

Все компьютерные программы для детей имеют моральную направленность и должны содержать элементы новизны, но они ни в коем случае не должны быть агрессивными и жестокими.

Компьютерные игры используются в качестве учебного пособия практически во всех сферах современного образования. Развивающие игровые программы, основанные на серии мотивации к интересу, изучению новых вещей, становятся все более популярными.

Компьютерные обучающие игры становятся средством для установления основ компьютерной грамотности у детей, знакомства с языками программирования. Компьютерные игры используются в качестве учебного пособия для обучения в самых разнообразных предметных областях.

Игры дают детям очень важный навык в командной работе. Во всех дидактических играх единственная задача - найти средства сотрудничества, взаимодействия для достижения общей цели, действующей в рамках установленных норм и правил.

Вывод по 2 главе:

К игре приписывают различные функции, как образовательные, так и воспитательные. Поэтому необходимо более точно определять влияние игры на развитие ребенка.

В педагогике все дидактические игры можно разделить на три основных типа: игры с предметами, настольные игры и словесные игры.

Различают общую и частную дидактику.

Вы можете представить себе следующие виды обучающих игр:

• игры - путешествия;

• игры - поручения;

• игры - предположения;

• игры - загадки;

• игры - беседы;

•настольно - печатные;

• словесные;

• сюжетно – ролевые;

  • предметные;

• игры - упражнения;

• игры - соревнования;

• познавательные;

• коллективные игры;

• компьютерные дидактические игры.

Типы игр для детей разнообразны, но, несмотря на различия, у всех типов дидактических игр много общего. Их образовательный потенциал всегда зависит, в первую очередь, от содержания познавательной и моральной информации, содержащейся в теме игры; во - вторых, каким героям подражают дети; в - третьих, сам процесс игры обеспечивает ее реализацию как деятельность, которая требует достижения цели, самостоятельной защиты средств, координации действий с партнерами и, конечно же, установления дружеских отношений.

ГЛАВА 3. ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

3.1 Дидактическая игра

Дидактические игры - это особая версия педагогического общения, в ходе которой цели обучения достигаются путем решения игровых задач. Управляя игровым процессом, учитель одновременно управляет учебно -познавательной деятельностью и сочетает ее с положительным мотивационным и эмоциональным фоном игры, с энтузиазмом конкурентов.

В обучении детей дидактические игры все чаще становятся формами передачи определенных знаний и навыков.

Не менее важным является использование дидактических игр с целью привлечения внимания и интереса детей к изучению естественнонаучных дисциплин.

Имитация деловых игр также может иметь дидактическую основу, во время которой учащиеся во время соревнований выбирают тот или иной оптимальный способ решения проблемы. При изучении точных наук такого рода игры могут быть практически связаны с решением любых задач, связанных с измерениями.

В большинстве случаев учитель имеет дело с ситуацией, в которой тренинг направлен на приобретение определенных навыков и умений, чтобы действовать в четко определенной роли, например, в роли менеджера по продажам, организатора производства, офис - менеджера и т.д.

Особой разновидностью дидактических деловых игр являются образовательные игры, которые касаются моделирования образовательных ситуаций и ролевых игр со студентами образовательных учреждений.

Игра стратегий и вариантов создания фрагментов урока в контексте обновления педагогических и психологических знаний развивает педагогическое мышление, обучает умению применять методологические приемы и умению работать в реальной учебной среде.

Другим относительно новым типом образовательных игр в практике обучения и повышения квалификации педагогов и методистов можно считать организационно - деятельностную игру. Основное содержание этого вида игр связано с «погружением» учащихся в мир их собственного отражения в области образования, обучения и педагогических технологий.

Одним из типичных способов введения участников игры в состояние рефлексивного поведения является специально сформированное, довольно жесткое и раздражающее поведение ве­дущего такой игры, когда он постоянно пытается вывести игроков из спокойного состояния.

В результате участники игры подвергаются режиму оппозиционного, почти конфликтного обсуждения, в котором они вынуждены находить, запоминать и собирать новые и новые доказательства правильности своих взглядов на сущ­ность образовательного процесса, методы, способы и формы обучения.

В настоящее время направление компьютерно - дидактических игр развивается очень быстро. Компьютерные игры используются в качестве учебного пособия практически во всех сферах современного образования.

Скорость действий, диалог, большой объем памяти, простота использования творческих способов представления информации делают компьютерные или, как их все чаще называют, информационные технологии, идеальным инструментом для дидактических игр.

Цели дидактических игр при обучении в школе, как правило, связаны с активным использованием полученных знаний, например, на конкурсах изложений по гуманитарным наукам, при разгадывании кроссвордов, «путешествиях» по окружающему миру.

Использование дидактических игр в условиях активного изучения иностранного языка является многообещающим, поскольку учащиеся получают различные ролевые функции, используя «погружение» в языковую среду.

«Погружение» в языковую среду является типичным примером использования дидактических игр для моделирования определенных социальных ситуаций.

В игровой деятельности - уже хорошо освоенной школьниками - детям легче решать межличностные проблемы, приобретать опыт толерантности, совместимости, партнерства, дружбы, а также навыки наставничества в своих собственных действиях и поведении других.

3.2 Примеры дидактических игр

Применение дидактических игр на уроке математики:

  1. Ускорит работу на уроке, задаст хороший темп игра «Назови число».

Я бросаю мяч кому-нибудь из учеников и называю число. Поймавший его должен назвать число на 1, 2, 3.. больше или меньше названного; назвать числа, стоящие в ряду натуральных чисел до или после названного числа, в предела 10 и так далее.

  1. При изучении первого десятка одним из трудных вопросов для первоклассника является состав числа. Для закрепления этого материала можно использовать игру «Молчанка».

В этой игре дети могут выступать в роли учителя, что им очень нравится. Например, один из учеников показывает карточку с каким - то числом, остальные молча, показывают состав этого числа.

3) Сознательному и прочному усвоению таблиц сложения и вычитания помогают игры «Точно по курсу», «Чей букет лучше?», «Полет в космос», «Собери урожай» с использование разнообразно счетного и наглядного материала.

- «Точно по курсу»

 На доске записываются примеры без ответов. Внизу под ними расставляются бумажные корабли, на парусах которых записаны цифры, являющиеся ответами к данным примерам. Дети должны расставить кораблики так, чтобы пример соответствовал ответу, записанному на парусе корабля. Кто быстрее проведет по курсу свои корабли, тот считается лучшим капитаном.

- «Чей букет лучше?» 

На доске прикрепляются вырезанные из бумаги изображение ваз для цветов. Фигурки цветов раскладываются на полочке. Ученик подходит к полочке, берет цветок, решает пример, записанный на обратной стороне рисунка. Если пример решен верно, то ребенок прикрепляет его к доске (ставит его в вазу). В конце игры  подсчитывается, кто собрал больше цветков для букета. Игру можно проводить, разделив всех учеников на команды.

- «Полет в космос»

Винтик и Шпунтик изобрели новую космическую ракету, но она не может вместить всех желающих. Класс делится на 2 - 3 команды. По сигналу начинается соревнование. С начало примеры решают капитаны, решив, они передают мел следующим игрокам команд. Выигрывает, та команда, которая быстрей и без ошибок решит примеры.

- «Собери урожай»

На чудо - яблоне висят яблоки, на обратной стороне которых написаны примеры. Ученики «рвут» яблоки и решают примеры. Ребенок, правильно решивший пример, кладет яблоко в свою корзину. Побеждает тот, у кого яблок больше.

  1. Очень нравится детям игра «Выбери ответ правильно».

 С каждого ряда вызывается один ученик, который решает примеры, записанные на доске слева. На правой половине уже написан правильный ответ. Решив пример, ученик находит справа  правильный ответ и соединяет линиями две записи. Эта игра хороша тем, что не требуется особой подготовки, а участвует весь класс, контролируя работу своих товарищей.  

  1. Занимательные задачи:
  • Ты да я, да мы с тобой. Сколько нас всего? (Двое)
  • Как с помощью всего одной палочки образовать на столе треугольник?  (Положить ее на угол стола)
  •  Если курица стоит на одной ноге, она весит 2 кг.. Сколько будет весить курица, если будет стоять на 2 ногах? (2 кг.)
  • У трех братьев по одной сестре. Сколько в семье детей?  (Четверо)
  • Надо разделить 5 яблок, между 5 девочкам, так чтобы одно осталось в корзине? (Одна девочка должна взять яблоко вместе с корзиной)
  • На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам. Сколько яблок осталось на столе?  (Четыре)
  • У какого геометрической фигуры не ни начала, ни конца? (У круга)
  1. Загадки:
  • Пять братьев в одном домике живут. (Варежка)
  • Стоит Антошка на одной ножке. Где солнце встанет, туда и глянет. (Подсолнух)
  • Двенадцать братьев друг за другом ходят, друг друга не находят. (Месяцы)
  • Много рук одна нога.  (Дерево)
  • Четыре ноги, а ходить не может. (Стол)
  • Кто в году четыре раза переодевается. (Земля)
  1. Ученики начальных классов с удовольствие решают задачи в стихотворной форме. Дети их легко запоминают и спешат сообщить ответ. Вот некоторые из них.
  2. Яблоки в саду поспели

Мы отведать их успели

Пять румяных налитых,

Три с кислинкой. Сколько их?

  1. К серой цапле на урок

Прилетели семь сорок,

А из них лишь три сороки

Приготовили уроки.

Сколько лодырей – сорок

Прилетело на урок?

8) Часто на уроках использую задачи со сказочным сюжетом.

«Старик и волк»

У старика со старухой жили парень и девушка, петушок да курочка, пять овец, шестой жеребец. Сколько всего живых существ было у старика со старухой?

Дидактические игры на уроках обучения грамоте и русского языка:

Занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес, нежелание им заниматься порождает неграмотность. Побудить интерес к предмету можно с помощью увлекательного дидактического  материала.

    1. При изучении новых букв используются игры «Веселый поезд» и «Кто больше?», причем  у последней есть несколько вариантов, что позволяет внести в процесс обучения элемент новизны. Вот некоторые из них.
  1. Составить слова из слогов, написанных на доске.
  2. Составить как можно больше слов из данного слова.
  3. Заменить в слове одну согласную, например в слове (Бочка).
  4. Заменить в словах гласную.

- «Веселый поезд»

Вызываются четыре ученика – проводника и они «рассаживают» буквы по вагонам. Вагонов четыре: синий и зеленый для согласных и два красных для гласных. В одном из красных  вагонов нарисованы кресла. Это мягкий вагон, в нем «едут» гласные, обозначающие мягкость согласных звуков. Игра позволяет лучше разобраться в слого - звуковом анализе и быстрее запомнить все буквы.

    1. «Словесный сказочник»

На букву, названную учителем, нужно придумать как можно больше слов. Побеждает тот, кто назовет последнее слово.

    1. «Лучший сказочник»

Дети по очереди читают отрывок  из какой - нибудь сказки. Остальные должны отгадывать ее название. За каждый правильный ответ участники игры получают жетон. У кого в конце игры наберется большее количество  жетонов, тот и победил. Ему присваивается звание «Лучший знаток сказок».

4) «Сбежавший медведь»

Дидактическая задача: Повторить падежные окончания имен существительных.

Игровая задача: Дополнить рассказ, из которого “сбежал” медведь.

Содержание игры:

“Посмотрите на этот рассказ. Видите он с пропусками. Вообще - то это рассказ о медведе, но сам медведь из него сбежал. Пожалуйста, верните слово “медведь” в предложения, заменяя окончания по вопросам”.

Материалы:

“Не каждому охотнику довелось повстречать (кого?)...

Близко подходить (к кому?) к... опасно.

Я видел (кого?)... в зоопарке.

В лесу можно наблюдать (за кем?) за... только издали.

Лесник рассказал нам много интересного (о ком?) о...”

5) «Убери лишний вагон»

Цель игры: создать условия для закрепления состава слова, учить видеть слово, отличающееся от остальных по своему составу.

Теперь ребята немножко поиграем.

На станцию прибыло три поезда. Каждый поезд состоит из четырех вагонов. Когда вагоны присоединяли к поезду, совершили ошибку, присоединив лишний вагон, не подходящий к этому составу  (на доске появляются три поезда). Вам, ребята, необходимо найти этот лишний вагон. Сделать это вам помогут слова, написанные на каждом вагоне.

Подсказка. Лишние слова отличаются от других слов, написанных на вагонах, по своему составу.

Каждому ряду достается свой поезд, прежде чем принять решение, обсудите его вместе со своим рядом, определите человека, который будет выражать общее мнение.

Поезд № 1.

забег, заплыв, закон, запуск.

Слово, на каком вагоне здесь лишнее?

Лишнее слово закон, на третьем вагоне?

Почему?

Слова, написанные на остальных трех вагонах, имеют приставку, а у слова закон нет приставки.

Верно ребята, молодцы. Лишний вагон убран из состава поезда. Поезд может продолжать свой путь. Теперь запишите все слова, кроме слова закон, и выделите в них приставки.

Поезд № 2.

чайник, кофейник, молочник, веник.

Какое слово лишнее.

Лишнее слово веник, так как оно, в отличие от остальных слов не имеет суффикса.

Запишите слова с суффиксами.

Поезд № 2 может продолжать путь. Молодцы, ребята.

Поезд № 3.

посмотреть, победить, подумать, погрустить.

Какой вагон, здесь лишний.

Вагон со словом победить, так как в этом слове нет приставки.

Запишите слова с приставками.

Молодцы ребята. Вы хорошо поработали.

6) «Твердый – мягкий»

Цель: создать условия для повторения правописания твердого и мягкого знаков.

Учащиеся делятся на две команды. Одна команда называется «Камень», другая – «Вата».

Команда «Камень» встает, если я прочитаю слово с твердым знаком, если читаю слово с мягким знаком, встает команда «Вата».

Слова: съезд, въехать, вьюга, льет, подъезд, лью, объявление, колья, полозья, объезд, колосья, пью, съемка и т.п.

Для данной игры класс разделился на две команды, в которой верность и точность ответа зависела от знаний каждого участника. В зависимости от того, насколько правильно отвечает каждый член команды, ей присуждаются очки. Работа команды зависит от ее сплоченности. Таким образом, весь класс активируется, а учитель видит, кто делает больше ошибок, с кем необходимо поработать.

А так же дидактические игры могут использоваться на уроках окружающего мира:

1) «Кто где зимует?» и «Раздели птиц на перелетных и зимующих»

Цель: закрепить умение классифицировать птиц на зимующих и перелетных.

Учитель показывает детям птиц, а дети должны вспомнить и определить где та, или иная птица зимует.

2) "Чей это домик" или "Кто чей?"

Цель: развивать умственные способности, доказательно строить суждения, определять чей это детеныш.

Взрослый показывает картинку с разными зверьми и их детенышами находящиеся в беспорядке, а дети должны разложить все по местам.

3) «Узнай птицу по описанию»

Цель: воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Учитель описывает внешние признаки птицы, а ребенок называет ее.

4) «Чего не хватает?»

Цель: воспитывать любознательность, сочувствие, развивать связную речь.

Воспитатель выставляет силуэты птиц и животных (без клюва, лап, крыльев, глаз, хвоста и т.д.) Дети должны сказать, чего не хватает .

5) «Сравни»

Цель: обобщить знания детей о птицах и животных, их повадках, образе жизни.

У воробья туловище мелкое, а у цапли…. У воробья голова маленькая, а у цапли… У воробья клюв короткий, а у цапли…. У воробья крылья узкие, а у цапли… и т. д.

6) «Что лишнее?»

Обычно эта игра применяется для развития мышления, но её можно использовать ещё и для развития зрительной и слуховой памяти, в зависимости от того, как преподносится материал – наглядно или на слух.

Цель: развитие зрительной и слуховой памяти и мышления, активизация словаря детей.

Оборудование: карточки с набором из 4 - х слов (картинок), три слова – одно обобщающее понятие, одно слово – другое обобщающее понятие.

Ход игры: Ребёнку предлагают послушать (посмотреть) и запомнить ряд слов (картинок). Время предъявления каждой картинки 1 сек. После

предъявления картинки закрывают или убирают. Затем его просят повторить

эти слова (назвать картинки). Далее ребёнку задаётся вопрос: «Как ты

думаешь, какое слово (картинка) лишнее? Почему?». Потом ребёнку

предлагают вспомнить и перечислить остальные три слова (картинки). После

этого ребёнку ещё раз предлагают перечислить весь ряд слов (картинок) в

том порядке, как он предъявлялся.

Усложнение игры происходит за счёт увеличения количества запоминаемых слов или картинок, а также за счёт более обобщающих понятий (например, посуда – столовая, кухонная, чайная).

  1. «Четвёртый лишний»

Цель: развивать у детей познавательный интерес к жизни «мохнатых и пернатых» друзей, учить понимать образный смысл загадок.

1. заяц, ёж, лиса, шмель;

2. трясогузка, паук, скворец, сорока;

3. бабочка, стрекоза, енот, пчела;

4. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

5. пчела, стрекоза, енот, пчела;

6. кузнечик, божья коровка, воробей, комар;

7. таракан, муха, пчела, майский жук;

8. стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка;

9. лягушка, комар, жук, бабочка;

10. стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

Вывод по 3 главе:

В кол­лективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а необходи­мой составной частью игрового процесса.

Вхождение ребенка в роль на длительное время способствует ста­новлению его целеустремленности, а необ­ходимость согласовывать свои действия с другими игроками помогает ребенку изба­виться от негативных качеств, стать более сосредоточенным и внимательным.

Представленные примеры дидактических игр в красочной форме показывают неординарность и интересность современного обучения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Игра развивает у детей способность выделять существенное, характерное для окружающей среды, помогая ребенку углублять и расширять реализацию явлений реальности.

Игра способствует развитию творческого воображения, необходимого для последующей учебной и трудовой деятельности ребенка.

Игра формирует у детей волевые качества: способность подчинять свои действия определенным правилам, согласовывать свое поведение с задачами всей команды. Наконец, в игре ребенок осваивает моральные нормы и правила поведения, которые играют решающую роль в формировании его личности.

Игры являются важным средством умственного развития в обучении. Воспроизведение различных жизненных событий, сказочных эпизодов, ребенок размышляет о том, что он видел, о чем ему читали и говорили. Таким образом, благодаря игре интерес детей к различным профессиям укрепляется и углубляется, а также поощряется уважение к работе.

Правильное управление играми имеет решающее значение для развития психики ребенка и формирования его личности.

В заключение хотелось бы сказать, что использование игр как средства обучения абсолютно необходимо для стимулирования интереса учащихся к учебному процессу и, следовательно, для роста количественных и качественных показателей подготовки учащихся, их успеваемость.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации. – М.: Проспект, 2006. – 50 с.
  2. Аникеева Н. П. Воспитание игрой: кн. Для учителя. – М., Просвещение, 1987 – 144 с.
  3. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх. – М., 1992. – 150 с.
  4. Белкин Е.Л. Теоретические предпосылки создания эффективных методик обучения//Нач. школа.-2001.-№4.-С.11-20
  5. Воловик А.Ф. Педагогика досуга / А.Ф. Воловик. – М.: Флинта, 1998. – 232 с.
  6. Выготский Л.С. Игра и ее роль психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. – 1997. – №6. – С. 61-64.
  7. Гришина Г.Н. Любимые детские игры. – М., 1997. – 205 с.
  8. Занько С.Т., Тюников, Ю.С., Тюнникова, С.М. Игра и учение. / С.Т. Занько, Ю.С. Тюников, С.М. Тюнникова. – М.: Логос, 1992. – Ч. 1. – 125 с.
  9. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы / Я.А. Коменский. – М.: Академия, 1984. – 266 с.
  10. Компьютерные игры на уроке. Начальная школа, 1999 – с. 42
  11. Кроль В.М. Психология и педагогика: Учебное пособие. - М.: Высш. школа,2004.- С.262-267
  12. Куписевич Ч. Основы общей дидактики / Ч. Куписевич. – М.: Флинта, 1986. – 218 с.
  13. Леонтьев А.Н. Психологические основы игры / А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1989. – 320 с.
  14. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения. — М: Педагогика. 1981.
  15. Мухина В.С. Детская психология / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1985. – 250 с.
  16. Павлов О. Юрий Нагибин. Дневник / О. Павлов – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 220 с.

Приложение А

Рекомендации для педагогов по использованию дидактических игр на уроках в начальной школе.

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования лежит системно - деятельностный подход, который предполагает “разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности”.

Реализация этих задач требует нового подхода к обучению детей. Обучение должно быть направлено на формирование познавательных интересов обучающихся.

В истории человеческого общества игра переплеталась с магией, культовым поведением. Еще в древнем мире игра использовалась как одна из форм обучения. Однако возникшая в средневековье авторитарная система образования стала опираться исключительно на рациональную дидактику. Постепенно утвердилось мнение, что учение - это тяжкий труд, предполагающий принуждение.

Термин "дидактическая игра", под которым понимались специально создаваемые для обучения игры, впервые ввели Ф. Фребель и М. Монтессори. Игры, которые они предлагали, были предназначены для детей дошкольного возраста. Постепенно дидактические игры стали проникать и в начальную школу, принимая форму игровых приемов в обучении. В России только в 1960 - е годы - в период либерализации общественной жизни - начала распространяться формула "учение с увлечением", пропагандируемая С. Соловейчиком.

Игровые технологии являются неотъемлемой частью современных педагогических технологий. Разработкой теории игры, ее методологических основ, выяснением ее социальной природы, значения для развития, обучаемого в отечественной педагогике занимались такие выдающиеся ученые, как Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Д.Н. Узнадзе, С.А. Шмаков, А. П. Усова и другие.

В процессе игры:

- осваиваются правила поведения и роли социальной группе класса (минимодели общества), переносимые затем в "большую жизнь";

- рассматриваются возможности самих групп, коллективов;

- приобретаются навыки совместной коллективной деятельности, отрабатываются индивидуальные характеристики обучающихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;

- накапливаются культурные традиции, внесенные в игру участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами - наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Как отмечает А.А. Вербицкий, педагогические игры классифицируются:

по целям применения:

- обучающие (познавательные, тренинговые, творческие, обобщающие);

- воспитывающие;

- развивающие (коммуникативные, социальные и др.);

- контролирующие;

по особенностям методики и технологии их организации:

- предметные;

- сюжетные;

- ролевые;

- эвристические;

- имитационные;

- деловые;

по уровню проблемности:

- тренинговые,

- репродуктивные,

- творческие;

по коммуникативному взаимодействию:

- индивидуальные,

- парные,

- групповые,

- коллективные;

по применению технических средств:

-тренажерные,

- компьютерные и др.

В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность может использоваться в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технологии внеклассной работы.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно - познавательной направленностью. Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства. Умело построенное обучение воспитывает у школьников любовь к умственному труду, стимулирует поиск новых знаний. Большое значение в стимуляции познавательной деятельности младших школьников имеет положительная оценка, одобрение учителем и одноклассниками. Доминирование эмоциональной сферы над рациональной, высокий познавательный интерес и активность, творческий импульс – это особенности детей младшего школьного возраста. Поэтому, главная задача – учесть эти особенности с пользой для ребенка и высоким обучающим эффектом на уроках.

Однообразные виды деятельности на уроке - многократные повторения за учителем неинтересны детям, они теряют интерес к предмету.

Виды уроков с использованием игровых технологий

2 вида уроков с игровыми технологиями:

- урок с дидактической игрой;

- урок - ролевая игра.

Урок с дидактической игрой

Одним из самых распространенных видов педагогических игр является дидактическая игра, организуемая для решения обучающей задачи. Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности.

Игра - не только средство оптимизации и стимуляции процесса обучения, но и важный аспект психологического комфорта и снятия умственного перенапряжения обучающихся. Дидактические игры могут быть использованы как на уроках - при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат. Игровой замысел заключается в названии игры.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий обучающихся.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при введении в новую тему, проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

Характерной особенностью урока с дидактической игрой является включение игры в его конструкцию  в качестве одного из структурных элементов урока. Существуют определенные требования к организации дидактических игр.

1. Игра – форма деятельности обучающихся, в которой осознается окружающий мир, открывается простор для личной активности и творчества.

2. Игра построена на интересе, участники должны получать удовольствие от игры.

3. Обязателен элемент соревнования между участниками игры.

Требования к подбору игр следующие

1. Игры должны соответствовать определенным учебно -воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам, требованиям стандарта.

2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности обучающихся и их психологических особенностей.

3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. Игры - упражнения. Они совершенствуют познавательные способности обучающихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры игр -упражнений: кроссворды, ребусы, викторины.

2. Игры - путешествия. Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность обучающихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, дискуссий, творческих заданий, высказывания гипотез.

3. Игры - соревнования. Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

Урок – ролевая игра

В отличие от деловой ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов. Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

- имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

- ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

- условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов и т. д.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции и др.

Этапы разработки и проведения ролевых игр:

- подготовительный;

- игровой;

- заключительный;

- анализ результатов.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

Технология и методика проведения дидактических игр

Выбор игры в первую очередь зависит от того, какие образовательные, развивающие и воспитательные цели ставит перед собой учитель.

При отборе содержания игры необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал уроков следует включать четкие, конкретные образы. В работе с обучающимися помимо текста учебного пособия есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений. Обратная связь – преподаватель показал, как он собирает информацию, по крупицам, как это позволяет оживить, сделать интересным, эмоционально насыщенным свой урок – учащиеся, в свою очередь, используют те же средства в своей самостоятельной уже работе.

В работе по технологии игровых форм обучения может использоваться разнообразный спектр средств обучения:

а) работа с учебником;

б) использование аппарата учебника;

в) иллюстрации учебного пособия: учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы, художественные альбомы и открытки;

д) тексты художественных произведений;

е) творческие работы самих учащихся.

Игровые формы обучения как никакая другая технология способствует использованию различных способов мотивации:

1. Мотивы общения:

а) Обучающиеся, совместно решая задачи, участвуя в игре, учатся общаться, учитывать мнение товарищей.

б) В игре, при решении коллективных задач, используются разные возможности учащихся. Дети в практической деятельности на опыте осознают полезность и быстро соображающих, и критически-оценивающих, и тщательно работающих, и осмотрительных, и рискованных сотоварищей.

в) Совместные эмоциональные переживания во время игры способствует укреплению межличностных отношений.

2. Моральные мотивы: игре каждый ученик может проявить себя, свои знания, умения, свой характер, волевые качества, свое отношение к деятельности, к людям.

3. Познавательные мотивы:

а) Каждая игра имеет близкий результат (окончание игры) и стимулирует учащегося к достижению цели (победе) и осознанию пути достижения цели (нужно знать больше других).

б) В игре команды или отдельные обучающиеся изначально равны (нет отличников и троечников, есть игроки). Результат зависит от самого игрока, уровня его подготовленности, способностей, выдержки, умений, характера.

в) Обезличенный процесс обучения в игре приобретает личностные значения. Обучающиеся примеряют социальные маски, погружаются в историческую обстановку и ощущают себя частью изучаемого исторического процесса.

г) Ситуация успеха создает благоприятный эмоциональный фон для развития познавательного интереса. Неудача воспринимается не как личное поражение, а поражение в игре и стимулирует познавательную деятельность (реванш).

д) Состязательность – неотъемлемая часть игры – притягательна для детей. Удовольствие, полученное от игры, создает комфортное состояние на уроках и усиливает желание изучать предмет.

е) В игре всегда есть некое таинство – неполученный ответ, что активизирует мыслительную деятельность ученика, толкает не поиск ответа.

ж) В игровой деятельности в процессе достижения общей цели активизируется мыслительная деятельность. Мысль ищет выход, она устремлена на решения познавательных задач.