Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право. История возникновения авторского права

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

Авторское право является одним из институтов права интеллектуальной собственности, которое в свою очередь является подотраслью гражданского права; представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих и охраняющих права и законные интересы создателей интеллектуальных произведений. Данный правовой институт представляет особый интерес для изучения в связи со своей спецификой, заключающейся в том, что он охраняет как имущественные права и интересы автора, так и личные неимущественные.

Помимо этого, изучение проблем авторского права, безусловно, актуально, так как в современных реалиях развитого общества продукты интеллектуальной деятельности активно обращаются на рынке. В связи с техническим прогрессом и широким распространением сети Интернет объекты авторского права зачастую находятся в открытом общественном доступе, осуществление же защиты данных прав на просторах Всемирной сети представляет собой достаточно непростую задачу. Совсем недавно, чтобы получить доступ к тому или иному продукту интеллектуальной деятельности, пользователю достаточно было просто кликнуть по нужной ссылке. В настоящее время происходит некоторое развитие охраны и защиты авторских прав в данной области, выражающееся, например, в борьбе с «пиратством».

Авторское право, обеспечивая права и законные интересы авторов, играет важнейшую роль: оно стимулирует их творческую активность к созданию новых произведений. Помимо этого, будучи уверенными в защите и гарантии своих прав на произведения, авторы обнародуют свои труды, что обеспечивает доступность результатов их творческой деятельности для широкой публики. Это в свою очередь, безусловно, работает в пользу развития науки, литературы и искусства в целом, «рождения» для общественности новых талантливых авторов и выхода в свет их произведений. Общество же может быть и считаться образованным лишь имея доступ к культурным ценностям и образованию в целом, которое невозможно получить без трудов учёных, поэтов и писателей, других творческих личностей. К тому же, данные права гражданина (на образование и доступ к культурным ценностям) закреплены 43 и 44 статьями Конституции РФ. Последняя статья так же закрепляет: «Интеллектуальная собственность охраняется законом». Таким образом, авторское право затрагивает не только интересы частных лиц – авторов произведений, но и общественные интересы, так как касается сферы просвещения, необходимой для существования и жизнедеятельности любого цивилизованного общества.

Целью настоящей курсовой работы является более глубленно изучить основные положения авторских прав и их сущность.

В связи с этим мною были поставлены следующие задачи:

  • изучить процесс становления авторского права в России;
  • определить понятие и значение авторского права;
  • определить виды авторских прав и изучить их содержание, сущность;
  • изучить объекты авторского права и раскрыть их содержание;
  • изучить субъекты авторского права.

Рассмотреть все вопросы авторского права подробно, проработав все нормативно-правовые акты, касающиеся функционирования данного правового института, в рамках курсовой работы не представляется возможным, поэтому в своей работе я постараюсь наиболее полно раскрыть основные положения авторского права.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ПРАВА

1.1. История возникновения авторского права

Становление и развитие авторского права в России значительно отличается своим своеобразием от истории авторского права западных стран и США. Долгое время, вплоть до конца 18 века книгопечатание оставалось государственной монополией, деятельность частных типографий была разрешена лишь в 1783 году Указом Екатерины II «О вольных типографиях», и то спустя 13 лет данный указ был отменен. Первым серьёзным законом, затрагивающим авторские права и действительно положившим начало становлению авторского права, можно считать введённый лишь в 19 веке в рамках законодательства о цензуре Цензурный устав 1828 года. По упомянутому закону, затрагивающему исключительно литературные произведения, сочинитель или переводчик книг имел «исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным».

В 1886 г. рядом стран была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, однако Россия не стала её участницей. Первым же самостоятельным нормативным правовым актом в сфере авторских прав, решение о подготовке которого было принято ещё в 1897 г. Государственным советом, стало «Положение об авторском праве», принятое 20 марта 1911 года на основе опыта западноевропейских стран.

Кардинальные изменения в правовом регулировании авторского права повлекла Октябрьская революция 1917 года, после которой было отменено всё действующее до нее законодательство в данной сфере. В дальнейшем происходили масштабные перемены во всех отраслях права России, вызванные периодом военного коммунизма, власти большевиков. В это время авторское право развивалось в направлении уничтожения исключительного права автора на произведения, относя его к общественному достоянию, и рассматривалось оно как часть гражданского законодательства. Б.С. Антимонов и Е.А. Флейшиц в своих трудах писали: «Советское право охраняет не только интересы лица, создавшего произведение, но и интересы общества, интересы народа, связанные с появлением и существованием полезных для социалистического общества произведений литературы и искусства». Первым советским законом в области авторских прав был Декрет ЦИК от 29 октября 1917 г. «О государственном издательстве», которым вводилось разрешение объявлять государственную монополию на срок не более чем 5 лет на сочинения, подлежащие изданию[1].

Авторское право стало отдельным разделом гражданского права лишь в начале 1960-х годов. Основы гражданского законодательства от 8 декабря 1961 года содержали раздел, регулирующий отношения, вытекающие из авторских прав, и формулирующий основные принципы авторского права. В частности, данный акт включал в себя нормы о понятии объекта, правах автора, соавторстве, порядке использования произведения, сроке действия авторского права, выкупе авторского права государством, наследовании авторских прав, нормы о патенте. Также интересно, что до 19 декабря 1967 года, когда Постановлением Пленума ВС СССР «О практике рассмотрения судами споров, вытекающих из авторского права» закреплялось признание личных и имущественных прав автора, их разграничения не существовало, а в научной литературе и после указанной даты высказывались мнения об их единстве.

Основы гражданского законодательства 1991 года содержат более расширенные нормы об авторском праве. Данный акт выделяет права на фирменное наименование, промышленный образец, охрану секретов производства, селекционных достижений; права автора рационализаторского предложения. И только в 1993 году был принят Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", который приобрел ключевое отраслевое значение в регулировании прав создателей произведений. Данный закон в настоящее время утратил силу, так как четвертая часть ГК РФ включает в себя весь массив законодательства, регулирующего отношения в области интеллектуальной собственности. Четвёртая часть ГК РФ вступила в силу с 1 января 2008 г. и действует на территории России и на сегодняшний день.

Помимо этого, что касаемо международных правовых актов, Постановлением Правительства от 3 ноября 1994 г. N 1224 Россия присоединилась к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 года, в соответствии со статьей 1 которой: «Страны, к которым применяется настоящая Конвенция, образуют Союз по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения»; к Всемирной конвенции об авторском праве от 6 сентября 1952 г., целью которой является: «обеспечить уважение прав личности и благоприятствовать развитию литературы, науки и искусства», а также «облегчить распространение произведений духовного творчества и способствовать лучшему международному взаимопониманию» и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г., принятой в связи с «озабоченностью всевозрастающим распространением незаконного воспроизводства фонограмм и наносимым в результате этого ущербом интересам авторов, артистов - исполнителей и производителей фонограмм».

1.2 Понятие и виды прав автора

Определение авторских прав легально закреплено в п. 1 ст. 1255 ГК РФ. Таким образом, авторские права – это интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства. Интеллектуальные же права, в свою очередь, в соответствии с законом представляют собой исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, являющиеся имущественными правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права. Данные права необходимы для охраны произведения в процессе его использования автором, его защиты в условиях доступности общественности и предоставления их обладателю совокупности имущественных (исключительных), личных неимущественных и иных прав.

Деление прав на произведения на имущественные и личные неимущественные обусловлено спецификой авторского права: его тесной взаимосвязью с самой личностью автора и имущественной ценностью объекта – результата творческой деятельности, возможностью извлекать прибыль из его обращения на рынке. Таким образом существует необходимость не только законодательно регулировать порядок использования и обращения произведений, но и регламентировать охрану личных, неотчуждаемых прав автора[2].

В то же время в силу того, что законодатель не стал строго разграничивать авторские права на две категории, ряд прав носит спорный характер и подвержен дискуссиям в научной среде. К таким правам в частности относятся: право на вознаграждение, предусмотренное в отдельных случаях ГК РФ, право на отзыв, право следования, право доступа к произведениям изобразительного искусства. Отсутствие чёткого деления вполне оправдано, ведь авторские права являются очень сложным взаимосвязанным комплексом прав. Профессор А.П. Сергеев в своих трудах отмечал: "выделить среди них права чисто имущественного или неимущественного характера довольно трудно".

1.3 Личные неимущественные права автора

К личным неимущественным правам традиционно относят следующий комплекс прав: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения. Данные права принадлежат исключительно автору, как создателю произведения, они неотчуждаемы (в том числе часть из них не передаётся в порядке наследования), и отказ автора от них является ничтожным. Даже передавая исключительное право по договору или отчуждая его любым иным способом, автор сохраняет за собой весь комплекс личных неимущественных прав. То есть иными словами, на необходимость соблюдения личных неимущественных прав автора никаким образом не влияет, какое лицо является обладателем имущественных прав[3].

В соответствии с п. 1 ст. 1265 ГК РФ право авторства – это право признаваться автором произведения. Автор произведения – это гражданин, творческим трудом которого оно создано. То есть лицо, создавшее произведение, имеет право на установление и закрепление в официальном порядке прав авторства, а также на оспаривание этих прав, признанных за другим лицом в случае плагиата с требованием признания факта авторства за ним. Права авторства в свою очередь порождают возникновение у создателя всего комплекса авторских прав, то есть является первоосновой для закрепления за лицом указанных прав.

Право автора на имя представляет собой право создателя произведения при его использовании или разрешении использования лично определять под каким именем оно будет фигурировать. Так, автор вправе указать или требовать указания своего настоящего имени, придумать себе вымышленное имя (псевдоним) или же сохранить анонимность, вовсе не указывая имени. Следует отметить, что автор вправе в любой момент раскрыть свою личность и заявить о своём авторстве. Однако пока произведения используются под псевдонимом или анонимно, права на защиту авторства и принятие в связи с нарушениями определенных мер закрепляются за издателем, он является законным представителем автора, за исключением тех случаев, когда псевдоним позволяет точно идентифицировать автора.

Право на неприкосновенность произведения можно назвать новеллой в законодательстве, регулирующем авторское право, которая была введена при принятии части четвёртой ГК РФ. Ранее Закон «Об авторском праве и смежных правах» гарантировал лишь защиту произведения от всякого рода искажений, способных нанести ущерб чести и достоинству автора. Иными словами, Закон был направлен на обеспечение неприкосновенности деловой репутации автора. Теперь же закон напрямую запрещает внесение в произведение изменений, сокращений, дополнений без согласия создателя. Помимо этого, также исключительно по разрешению автора допускается снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или пояснениями. После смерти автора данное право переходит в порядке наследования, но с определёнными ограничениями, вызванными личным характером права на неприкосновенность и его главным назначением: защитой идеи автора. Ограничения заключаются в обязательности соблюдения ряда условий, а именно: не должен искажаться замысел автора, не должна нарушаться целостность восприятия произведения, а также при наличии выраженной в завещании, дневнике или иной другой письменной форме воли автора, она не должна нарушаться.

Также автору принадлежит право на обнародование произведения. Иными словами, автор может своими действиями сделать произведение впервые доступным для всеобщего сведения (для неограниченной публики) или дать согласие на такие действия (например, опубликование, публичный показ, публичное исполнение, сообщение в эфир). Данное право после смерти автора также передаётся владельцу исключительного права с ограничением: если это не противоречит воли автора, выраженной в письменной форме. Хотя законодатель относит данное право к числу личных неимущественных, вокруг него существовали дискуссии при определении его природы, например, профессор А.П. Сергеев неоднократно отмечал: «В данном праве соединены воедино как личные неимущественные, так и имущественные элементы». Также стоит отметить, что важно разграничивать понятия обнародования и опубликования. Так, опубликование - это создание экземпляров произведения на материальных носителях и выпуск их в обращение в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики.

1.4 Имущественные права автора

Теория исключительности авторских прав часто упоминалась в российской дореволюционной юридической литературе. Так, например, рассматривая понятие и сущность исключительных прав, Г.Ф. Шершеневич утверждал, что "исключительное право предоставляет юридическую возможность совершения известного рода действий с устранением всех прочих от подражания. Пассивными субъектами исключительных прав являются все сограждане". Сторонником таких взглядов являлся также Рогэнем – родоначальник теории частноправовой монополии авторских прав.

В современной науке теория исключительных прав продолжила свое дальнейшее развитие. Сложившееся в настоящее время понимание исключительного характера авторских прав состоит в том, что принадлежащие создателю произведения авторские права препятствуют другим лицам использовать произведение, иными словами, обеспечивают их обладателям правомочия на совершение различных действий с одновременным запрещением всем другим лицам совершать эти действия[4].

Имущественные права автора, а другими словами исключительные права рассматриваются в настоящем законодательстве в качестве основной группы прав автора. Они обеспечивают ему, а также его правопреемникам возможность контролировать различные виды использования произведений и получать доходы от такого использования. Кроме того, закрепление исключительных прав защищает объект от использования его третьими лицами без разрешения обладателя исключительного. Некоторые исследователи относят исключительные права к абсолютным правам, в которых уполномоченному субъекту противопоставлен неограниченный круг обязанных субъектов. Другими словами, данная теория рассматривает исключительное право, как аналог права собственности, которое распространяется на материальные объекты. Подтверждение такого тезиса можно найти в работах учёных, например, Дозорцев В.А. утверждает: "Исключительные права выполняют в отношении нематериальных объектов ту же функцию, что и право собственности в отношении материальных. Исключительное право и есть абсолютное право на нематериальные объекты, только использующее в соответствии с натуральными свойствами объекта другие правовые средства, чем право собственности". Однако, стоит отметить, что существуют и некоторые различия между правом собственности и исключительными правами по критерию сущностной направленности, цели. Так, многие учёные делают акцент на «позитивности» правомочий собственника, утверждая, что право собственности в первую очередь предоставляет триаду полномочий правообладателю. Исключительное же права имеет основной целью защиту охраняемого объекта, устранение третьих лиц от его использования. Но законодательство определяет исключительное право исходя всё-таки из «позитивности» предоставленных правообладателю полномочий. В соответствии с легальным определением исключительное право – это имущественное право, позволяющее гражданину или юридическому лицу (правообладателю) использовать результат интеллектуальной собственности или средство индивидуализации по своему усмотрению любым не противоречащим закону способом[5]. Также законодатель открытым, неисчерпаемым перечнем закрепляет действия, которые рассматриваются как способы использования произведения, то есть являются содержанием исключительного права. К ним относятся:

1). Воспроизведение произведения – создание копий произведения в любых материальных формах (в том числе и в электронной). Законодатель отмечает, что создание двухмерного произведения в трёхмерной форме (например, фотографирование скульптуры) или наоборот, трехмерного – в двухмерной является копированием и относится к одной из форм воспроизведения. С определёнными условиями законодатель относит запись в память ЭВМ (компьютерную систему) к воспроизведению произведения. Если запись краткосрочная и носит временный или случайный характер, и при этом является существенной частью технологического процесса, не представляя из себя самостоятельный объект экономического значения, то её создание не будет относиться к воспроизведению произведения.

2). Распространение произведения – продажа или отчуждение в любой иной форме как оригинала произведения, так и его экземпляров. В данном случае речь идёт об обороте объекта интеллектуальной собственности именно на материальном носителе.

3). Публичный показ произведения – демонстрация его оригинала или экземпляра. Демонстрация может производиться в любой форме: как непосредственно, так и на экране с использованием каких-либо технических средств. Производиться данные действия должны в месте, где присутствует неограниченное или значительное число лиц, являющихся публикой – не относящихся к обычному кругу семьи. При этом не имеет никакого юридического значения воспринималось ли произведение публикой или нет, важен сам факт показа.

4). Импорт, представляющий собой ввоз на таможенную территорию Российской Федерации оригиналов или экземпляров произведения. Важным условием является наличие цели распространения при таком ввозе. В данном случае речь также идёт исключительно о произведениях, фиксированных на материальном носителе. Данный вид использования тесно связан с распространением, отличаясь лишь территориальным критерием.

5). Прокат как способ использования произведения означает возможность правообладателя передавать, а также разрешать или запрещать владельцам экземпляров передавать произведение или его экземпляры во временное пользование другим лицам.

6) Публичное исполнение отличается от публичного показа характером действий по использованию произведения. Исполнение - это динамический, развивающийся, длящийся процесс. Например, демонстрация отдельных кадров из фильма будет являться показом, в то время как демонстрация всего фильма целиком – исполнением.

7) Сообщение в эфир является одним из видов доведения до общего сведения содержания произведения. Характерным способом осуществления сообщения в эфир являются беспроводные телевизионные и радиовещания, с использованием кабеля, а также размещение в сети Интернет и иных цифровых сетях. Также не имеет никакого юридического значения факт восприятия произведения зрителем. Иными словами, неважно была ли информация увидена или услышана, важен факт сообщения в эфир и предоставления публике возможности ознакомиться с произведением.

8) Сообщение по кабелю является одним из видов сообщения в эфир и охватывает случаи сообщения именно с использованием кабеля, провода или иных аналогичных средств.

9) Ретрансляция – это приём и передача радио или телевизионной передачи, полностью или её значительной части, которая сообщается в эфир или по кабелю специальной организацией эфирного или кабельного вещания.

10) Перевод и другая переработка. Переработка означает любые случаи создания производных от оригинала произведений с обязательным присутствием творческого элемента, включая, например, такие, как обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка. Иными словами, право на постановку литературного произведения в театре будет относиться к исключительному праву автора. Данное право закрепляется и в Бернской конвенции, ст. 12 которой гласит, что автор контролирует переработку оригинального произведения в производное.

11) Практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта. Законодатель неслучайно выделил данное действие как один из важных способов использования произведения. Предполагается, что создание перечисленных в нём проектов производится так раз в первую очередь с целью их практической реализации. Автор проекта лучше иных привлеченных третьих лиц знает, как следует воплощать его задумку в реальность, а, следовательно, заинтересован в непосредственном участии в данном процессе.

12) Доведение произведения до всеобщего сведения так, что любое лицо может получить доступ к нему в любой момент и из любого места. Данный вид использования представляется раскрыть сложнее всего, так как в законе нет никаких уточнений, касаемо тех действий, которые могут попадать под данную юридическую конструкцию. Думается, в первую очередь, стоит отметить возможность размещения своего произведения в сети Интернет и других интерактивных сетях. В научной литературе в частности уточняется, что данная конструкция как бы обобщает таким способы использования произведения, как сообщение в эфир, сообщение по кабелю и размещение в интерактивных сетях.

Также стоит отметить, что в качестве специального знака охраны авторского права используется латинская буква С в окружности. Данное правило пришло в российское законодательство из Всемирной конвенции об авторском праве, в статье III которой закрепляется: «Любое Договаривающееся Государство, по внутреннему законодательству которого непременным условием охраны авторского права является соблюдение формальностей,… должно считать эти требования выполненными в отношении всех охраняемых на основании настоящей Конвенции произведений, которые впервые выпущены в свет вне территории этого Государства и авторы которых не являются его гражданами, если, начиная с первого выпуска в свет этих произведений, все их экземпляры, выпущенные с разрешения автора или любого другого обладателя его прав, будут носить знак (С) с указанием имени обладателя авторского права и года первого выпуска в свет». Интересно заметить, что сам по себе данный знак не имеет по сути никакого юридического значения, а носит исключительно информационный характер[6].

Что касаемо признания и охраны исключительных прав на территории Российской Федерации, то они осуществляются в отношении произведений, отвечающих определённым критериям, а именно:

Критерий гражданства. Автор – гражданин Российской Федерации имеет право на признание и охрану его исключительных прав на произведения вне зависимости от факта его обнародования или не обнародования, места опубликования.

Территориальный критерий. Все произведения, обнародованные на территории Российской федерации или находящиеся на территории Российской Федерации без обнародования, подлежат признанию и охране.

Наличие международного договора, прямо указывающего об охране определенной категории произведений.

1.5 Иные права автора

Определить правовую природу некоторых прав представляется достаточно сложным в силу специфики авторских прав в целом. На их счёт ведутся споры и в научной литературе. Например, различные учёные относят право на отзыв как к спорным правам автора, так и к личным неимущественным правам. Право на отзыв позволяет автору отказаться от принятого ранее решения обнародовать произведения с соблюдением условий: произведение фактически еще не было обнародовано, а также должно произойти осуществление возмещения лицам, которым были причинены убытки в связи с отзывом. На мой взгляд, данное право обусловлено уважением к творческой личности автора, возможностью перемены его взглядов, его критическим отношением к своему творчеству или творческому периоду, а потому по своей правовой природе ближе к личным неимущественным правам. Однако существуют и некоторые исключения: право на отзыв отсутствует у создателей определённых объектов творческой деятельности, а именно программ для ЭВМ, служебных произведений, сложных объектов. Такое исключение, в свою очерель, обусловлено необходимостью защиты законных прав и интересов третьих лиц, которые могут быть нарушены в результате осуществлением автором своего право на отзыв.

Право на вознаграждение, предусмотренное в конкретных случаях ГК РФ, а именно за свободное воспроизведение произведение в личных целях, а также за использование или отчуждение служебного произведения, также относится к числу дискуссионных при определении его правовой природы. Естественно, право на вознаграждение является неотъемлемой частью исключительного права автора, однако в указанных случаях данное вознаграждение носит компенсационный характер, что и обусловливает научные споры. Компенсационный характер объясняется тем, что автор никак не может воспрепятствовать свободному воспроизведению произведения, данное воспроизведение осуществляется без его согласия, а исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю, следовательно, он правомочен отчуждать его, а также использовать произведение по своему усмотрению. Право на вознаграждение в обусловленной ситуации неотчуждаемо и не переходит по наследству, что и вовсе может говорить о схожести его правовой природы с личными неимущественными правами.

Право следования также устанавливается в отношении лишь определенных категорий произведений, а именно произведений изобразительного искусства, авторских рукописей литературных и музыкальных произведений и представляет из себя возможность в случае отчуждения автором оригинала произведения получать вознаграждения в виде процентных отчислений от цены каждой перепродажи, если участниками в качестве посредников будут юридические лица или индивидуальные предприниматели. Данное право закреплено и Бернской конвенцией, где именуется правом долевого участия. Право следования неотчуждаемо, однако переходит в порядке наследования на срок действия исключительного права, что так же усложняет возможность чётко определить его правовую природу. На мой взгляд, данное право схоже с имущественными правами автора, так как несмотря на неотчуждаемость, всё же носит сугубо материальный характер.

1.6 Срок действия авторских прав

В соответствии со статьей 1281 ГК РФ общий срок действия авторских прав составляет всю жизнь автора и 70 лет после его смерти, отсчёт которых начинает с 1 января года следующего года за годом смерти (то есть имеет значение именно год смерти, а не точная дата).

Однако из общего правила существуют некоторые исключения. Для определения срока действия авторских прав необходимо изучить биографию автора, учесть особенности создания произведения, его обнародования. Так, на произведения, созданные в соавторстве, исключительное право действует в течение жизни авторов и истекает спустя 70 лет после смерти автора, умершего последним, то есть пережившего остальных своих соавторов. Также особый порядок определения срока действия исключительных прав распространяется на произведения, опубликованные под псевдонимом или анонимно. В данном случае срок будет отсчитываться с момента первого обнародования и составлять так же 70 лет. Обнародованные после смерти автора произведения будут действовать в течение 70 лет после обнародования (важно соблюдение условия – обнародование должно произойти в течение 70 лет после смерти автора). В случае, если автор произведения был репрессирован и после смерти реабилитирован, то срок действия авторских прав продляется, 70 лет начинают отсчитываться с года реабилитации. А также авторы, работающие во времена Великой Отечественной войны, обладают удлинёнными сроками действия авторских прав – на четыре года больше, чем закрепляется по общему правилу.

В истории российской литературы существуют наглядные примеры реализации данных принципов. Например, такие произведения М.М. Булгакова, как «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» были впервые обнародованы уже после смерти автора. Таким образом, срок действия исключительных прав на роман «Мастер и Маргарита» истекает лишь в 2037 году, а на «Собачье сердце» и вовсе в 2057 году.

Что касаемо сроков действия авторских прав на произведения, охрана которых осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации, то Бернской конвенцией устанавливается перечень определённых принципов, к каковым относятся:

Принцип сравнения сроков, в соответствии с которым срок действия авторских прав в стране, в которой истребуется охрана, не может превышать срок, установленный законодательством той страны, в которой произведения было создано[7].

Правила, установленные Бернской конвенцией, распространяются только на те произведения, которые к моменту ее принятия еще не стали общественным достоянием.

После истечения сроков действия авторских прав произведения переходят в общественное достояние страны. Юридически это означает, что с данного момента произведения могут быть использованы любыми лицами без выплаты вознаграждения правопреемникам автора. Обязательно лишь соблюдения некоторых личных неимущественных прав: права авторства, права на имя и права на неприкосновенность произведения. А также при обнародовании важно учитывать факт отсутствия противоречий воле автора, выраженной в письменной форме.

В настоящее время происходит активное развитие и внедрение в законодательство и практику многих государств такого института как платное общественно достояние, созданного в целях дополнительного источника поддержки и финансирования творческой деятельности. Существует множество подходов к определению юридической сущности данного института. Например, определённый круг учёных считает платное общественное достояние продлением действия срока авторских прав, другие же видят в нём лишь финансовый инструмент, рассматривая взимаемую плату как налог или сбор за использования произведения. Впервые платное общественное достояние нашло своё практическое воплощение в Аргентине, опыт которой подробно осветил учёный Э.Р. Харвей в своём научном труде «Платное общественное достояние: Сравнительно-правовой анализ в свете опыта законодательства Аргентины».

ГЛАВА 2. ОБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

2.1 Понятие и признаки объектов авторского права

Объектом авторского права является произведение науки, литературы и искусства, определение которого в законодательстве отсутствует. Произведением признается результат творческой деятельности, однако конкретно относится или нет данный результат к объектам, охраняемым авторским правом, решается в частном порядке.

Объекты авторского права должны быть созданы именно творческим трудом, то есть не по какому-либо всем известному заранее алгоритму. Однако, авторским правом охраняются чертежи, карты, хотя и при их выполнении очень важно соблюдение заранее определенных правил, совершение действий по конкретному алгоритму. Но на практике считается, что данный вид деятельности не лишён творческого характера и самостоятельное, независимое от труда одного автора, повторение такого труда другим автором невозможно. Также существует презумпция творческого характера труда фотографов.

Различные учёные по-разному трактуют понятие творческой деятельности. Например, Э.П. Гаврилов объясняет её как «деятельность человеческого мозга, который способен создавать только идеальные образы, а не предметы материального мира». Зенин И.А. в свою очередь определяет: «Творческой по общему правилу признается любая умственная деятельность, и результат этой деятельности охраняется авторским правом, если не доказано, что он является следствием прямого копирования, "пиратства", плагиата, либо он вообще по закону не может являться объектом авторского права. То есть имеет место своеобразная презумпция творческого характера как самой умственной деятельности, так и любого из ее результатов...»

Произведение должно быть оригинальным, новым, то есть быть исключительным продуктом деятельности мышления автора. Райгородский Н.А. высказывался в своих трудах о взаимосвязи новизны и оригинальности произведения: «Новизне объекта, охраняемого авторским или изобретательским правом, сопутствует показатель, характеризующий этот объект как результат «оригинального мышления» лица, его создавшего. Эти показатели представляют собой две стороны творческой деятельности: новизна объекта как показатель результата деятельности свидетельствует об оригинальном мышлении у субъекта этой деятельности и наоборот».

Так ГК РФ закрепляется, что идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования, геологическая информация о недрах не являются объектами авторских прав. А также официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, судебные решения, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы, государственные символы и знаки, символы и знаки муниципальных образований, произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов, сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное) не охраняются авторским правом. Исключение фольклорного творчества из объектов, охраняемых авторским правом объясняется невозможностью определить автора произведения. Исключение сообщений, носящих информационный характер закреплено в нормах Бернской конвенции: "охрана, предоставляемая настоящей Конвенцией, не распространяется на сообщения о новостях дня или на сообщения о различных событиях, имеющие характер простой пресс-информации". Данные сообщения неоригинальны, представляют собой простое, механическое, лишено творческого характера[8].

Не имеет юридического значения качество произведения, цель с которой оно создавалось, а также в какой объективной форме оно выражены. Произведение необязательно должно быть зафиксировано на материальном носителе, достаточно того, что оно было просто выражено вовне как в письменной форме, так и в устной (прочитанная лекция, продекламированные стихотворения), в формате изображения, видео- или аудиозаписи, в объёмно-пространственной форме. Также не имеет значения, было ли или нет произведения обнародовано.

2.2 Виды объектов авторского права

В Гражданском Кодексе приводит перечень объектов, относящихся к произведениям, охраняемым авторским правом. Данный перечень открытый, носит неисчерпывающий характер и скорее призван проиллюстрировать понятие объекта авторских прав на примерах, чем законодательно закрепить их. Поэтому охрана объектов, по признакам соответствующим результатом творческой деятельности, должна осуществляться вне зависимости от факта упоминания их в перечне п. 1 ст. 1259 ГК РФ. Рассмотрим поподробнее перечисленные законодателем виды произведений:

Литературные произведения. По мнению учёного Сергеева А.П.: «Произведениями литературы признаются художественные произведения, выраженные в словесной форме». К таковым можно отнести рассказы, романы, повести, стихотворения и т.п. Герои литературных произведений могут быть как вымышленными, так и прототипами. Интересно, что при использовании в произведении образа реального человека необходимо получить на это его согласие. Ранее наибольшее количеством споров на практике вызывают вопросы правовой охраны названий произведений, персонажей и их имён. Суды решали данные вопросы в частном порядке, исходя из конкретных обстоятельств определенного дела. Сейчас законодатель в п. 7 ст. 1259 ГК, что авторские права могут распространяться на наименование произведения и персонажей, если он могут рассматриваться как самостоятельные объекты интеллектуальной деятельности автора и отвечают признакам, установленным для данных объектов.

Драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения отличаются как объект авторских прав тем, что предусмотрены исключительно для исполнения на сцене. В свою очередь драматические произведения могут быть выражены в письменной, словесной форме, музыкально-драматические же являются составными произведениями, сочетающими в себе отдельные объекты авторских прав. Примером такого произведения может служить постановка мюзикла в театре, в которой будут использоваться литературное произведение, написанный по нему сценарий, а также музыкальное произведение.

Хореографические произведения и пантомимы. Хореографическое произведение – это совокупность движений или жестов, их комбинаций для танца или иного исполнения на сцене. Пантомима – это совокупность движений, жестов, поз и мимики для исполнения на сцене с целью передачи каких-либо чувств и эмоций без использования словесной речи. Данные виды произведений становятся объектами правовой охраны с момента обнародования.

Музыкальные произведения с текстом или без текста представляют из себя звуки, сложенные в мелодию. Объективной формой выражения таких произведений, доступной для публики, чаще всего является исполнение. Однако помимо этого, музыкальные произведения могут фиксироваться посредством нотных знаков и на материальном носителе.

Аудиовизуальные произведения – это произведения, состоящие из зафиксированной серии связанных между собой кадров (с сопровождением или без сопровождения их звуком), предназначенные для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств. Примерами могут служить кинематографические произведения и иные произведения, выраженные средствами, аналогичными кинематографическим. Как правило, такие произведения создаются коллективом авторов, например: режиссер, сценарист, декоратор, костюмер, гример, оператор. Каждый из перечисленных субъектов будет обладать авторским правом на результат своей творческой работы.

Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства тесно связаны с материальным носителем, на котором они зафиксированы. При отчуждении такого носителя автор может оказаться незащищённым, поэтому в Гражданском Кодексе закреплено право следования, гарантирующее автору вознаграждение в виде процентных отчислений за каждую перепродажу оригинала произведения.

Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. В научной литературе, в том числе в труде Гаврилова Э.П. «Авторское право на произведения декоративно-прикладного искусства» произведения декоративно-прикладного искусства определяются как «художественные изделия бытового назначения, обладающие художественными и эстетическими качествами, а также не только удовлетворяющие прямые практические потребности, но и являющиеся украшением окружающей среды и человека». К ним мы можем отнести изделия из драгоценных камней, металлов (в том числе ювелирные изделия, столовые приборы), из керамики, стекла (например, вазы).

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. Интересно заметить, что в отношении данного объекта необходим личный творческий вклад не только в выраженное вовне произведение, представляемое в виде сооружения, сада или парка, но и в его графическое выражение, его проект, эскиз, чертёж, которые также подлежат охране авторским правом.

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии – это произведения, представляющие собой изображения существующих в реальности объектов, получаемых на материалах, чувствительных к свету или другому излучению.

Географические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам. Хотя и при составлении географических и иных карт используются всем известные сведения, и самих карт, содержащих этих сведения, создано огромное количество, считается, что данный процесс не лишён творческого характера. Он трудоёмок, требует как технического, так и умственного труда, а также невозможен без собственного, оригинального подхода каждого конкретного автора.

Программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения. Компьютерная программа представляет из себя совокупность команд и данных, которые при упорядоченном их применении помогают достичь определенного результата. Охране авторским правом подлежат любые программы, вне зависимости от языка программирования, кодов и других технических нюансов.

Производные произведения, то есть произведения, представляющие собой переработку другого произведения. Например, переводы, переделки, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки. Согласно Бернской конвенции, переводы пользуются охраной наравне с оригинальными произведениями без ущерба для прав автора оригинального произведения. Интересно, что защищаться будет любая переработка произведений народного творчества, хотя сам фольклор прямо исключен законодателем из перечня объектом авторских прав.

Составные произведения, то есть произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда. Например, энциклопедии, словари, газеты, периодические издания, при условии, что деятельность по их подборке носила творческий характер и отличается оригинальностью. На практике не относят к составным произведениям телефонные справочники, подборка сочинений в хронологическом или алфавитном порядке и т.п.

ГЛАВА 3. СУБЪЕКТЫ АВТОРСКОГО ПРАВА

3.1 Физические лица как субъекты авторского права

Субъектами авторского права среди физических лиц выделяются сами авторы произведений науки, литературы и искусства, их правопреемники или работодатели и другие лица, приобретающие по закону или договору исключительные авторские права.

Автор становится правообладателем в силу факта создания им произведения, поэтому только в его лице авторское право является первоначальным. Не существует никаких ограничений для приобретения данного права: создатель становится авторов вне зависимости от возраста, дееспособности и иных факторов. Малолетние, несовершеннолетние, ограниченно дееспособные и недееспособные также приобретают статус автора и наделяются в связи с этим всеми соответствующими правами. Совершение же сделок в отношении произведений такими лицами регламентируется общими положениями ГК РФ и ставится в зависимость от опекунов и попечителей. Для удостоверения авторского права не требуется совершения каких-либо юридически значимых действий, в российском законодательстве существует презумпция авторства, заключающая в том, что при отсутствии доказательств иного автором произведения считается лицо, указанное в качестве автора на оригинале или экземпляре произведения[9].

Соавторы – лица, совместным творческим трудом которых было создано произведение – обладают единым авторским правом, которое в свою очередь может быть раздельным и нераздельным. При нераздельном соавторстве произведение представляет из себя единое целое и использование его частей по отдельности недопустимо. Ярким примером такого соавторства является художественная литература, созданная несколькими авторами совместно, например, «Двенадцать стульев» И. Ильфа и Е. Петрова. При раздельном соавторстве допускается использование отдельных частей одного произведения. Классическим примером такого соавторства являются коллективные учебники для высших учебных заведений.

Как отдельный вид субъектов авторского права можно выделить составителей – лиц, творческим трудом которых составляются сборники, базы данных и иные составные произведения. Составители обладают авторским правом на созданную ими подборку, которое может ограничиваться лишь авторскими правами лиц, чьи произведения использовались при систематизации и являются частью подборки.

Создатели производных произведений, таких как переводы, аранжировщики, режиссеры фильмов, театральных постановок по романам и лица, осуществляющие иную переработку произведений, также обладают авторским правом, соблюдая права создателей тех произведений, с которыми они работают. Однако авторское право переработчика не запрещает иным лицам своим творческим трудом осуществлять переработку тех же произведений.

Своеобразный состав субъектов авторского права складывается в отношении служебных произведений, то есть произведений, созданных в порядке выполнения служебных обязанностей или служебного задания работодателя. Права данных субъектов так же специфичны, так как авторы служебных произведений обладают лишь личными неимущественными правами, в то время как исключительное (имущественное) право принадлежит работодателю. Также исключительное право на произведение, созданное по договору, предметом которого являлось создание такого произведения, принадлежит заказчику. В то время как на созданные по государственному или муниципальному контракту произведения исключительное право сохраняется за автор такого произведения.

Правопреемники также являются субъектами авторского права. В соответствии со ст. 1283 ГК РФ исключительное право на произведение переходит по наследству. Помимо этого, правопреемство может осуществляться на основании договоров: например, договор об отчуждении исключительного права на произведение, договор авторского заказа.

3.2 Юридические лица как субъекты авторского права

Юридические лица также могут выступать в роли субъектов авторского права. Как правило, в большинстве случаев, это издательства, театры, теле- и радиокомпании, приобретшие данный статус по договору или завещанию. В настоящее время законодательством предусмотрен ряд договор, направленных на отчуждение или временную передачу определенных прав на произведение. Так, например, по договору об отчуждении исключительного права правообладатель передаёт все имущественные элементы авторского права приобретателю. По лицензионному же договору лицензиар передает право пользования на произведение лицензиату, при том если речь идет об исключительной лицензии, то на время действия такого договора никто кроме приобретателя права использования не может обладать этим правом в отношении данного произведения, включая даже самого лицензиара. По договору авторского заказа автор обязуется создать определенное произведение на указанную заказчиком тему, при этом отчуждению как правило подлежит именно материальный носитель, но договором может предусматриваться отчуждение и имущественного комплекса прав на него[10].

Юридические лица могут быть и первоначальными обладателями авторского права в случаях создания их работниками служебных произведений. Законодательством закреплено, что в отношении служебных произведений, созданных работниками, работодателем приобретает все имущественные права на него. Интересно отметить, что в США работодатель является не только обладателем данных элементов авторского права, но и считается автором произведения.

Также стоит выделить как специфический субъект авторского права организации, управляющие имущественными правами на коллективной основе. Данные организации действуют на основании своего устава и в пределах полномочий, которыми наделили их сами обладатели авторских прав. Такие организации играют важнейшую роль в реализации имущественных прав авторов и иных правообладателей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев основные вопросы и положения, касающиеся такого правового института как авторское право, можно подвести некоторые итоги. Авторское право представляет собой совокупность гражданско-правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в связи с созданием автором произведения, его обнародованием, введением в экономический оборот, его охраной и защитой. Говоря об авторском право в субъективном смысле, оно представляет собой совокупность личных неимущественных и имущественных прав, которыми наделено лицо, создавшее произведение.

Следует отметить, что в век развития технологий расширяются и возможности, способы использования произведений, что в свою очередь требует новых подходов к охране и защите объектов авторских прав. Помимо этого, растёт количество авторов, нуждающихся в охране их прав на произведения, а также спрос «потребителей» произведений – читателей, зрителей, слушателей. Вместе с тем необходимо подчеркнуть особую значимость данного правового института: развитое общество невозможно без доступа к культурным ценностям, и даже в Конституции РФ права на образование, участие в культурной жизни, свобода творчества отмечаются как основные права и свободы гражданина. Общество заинтересовано в обнародовании новых научных и художественных произведений, в возможности лёгкого доступа к произведениям, росте духовного и культурного развития. Всё это требует наличия механизма правового регулирования в указанной сфере, функции которого так раз осуществляет авторское право.

Авторское право является динамичным институтом, нуждающимся в постоянном развитии и соответствии современным реалиям. Всё это обусловливает актуальность и высокую значимость авторского права.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Официальный интернет-портале правовой информации (ГСПИ) http://www.pravo.gov.ru, (дат. обр. 01.10.2014)
  2. Часть четвертая Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ (в ред. от 28 ноября 2015 г.) // СЗ РФ. 2006. N 52 (часть I). СТ. 5496; СЗ РФ. 2015. N 48 (часть I). СТ. 6724 Постановление Правительства РФ от 3 ноября 1994 г. N 1224 "О присоединении Российской Федерации к Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в редакции 1971 года, Всемирной конвенции об авторском праве в редакции 1971 года и дополнительным Протоколам 1 и 2, Конвенции 1971 года об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм" // СЗ РФ. 1994 г. N 29. ст. 3046
  3. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (в ред. от 2 октября 1979 г.) // Своде нормативных актов ЮНЕСКО. 1993. с. 500; Бюллетень международных договоров. 2003. N 9. с. 3
  4. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (в ред. от 24 июля 1971 г.) // Бюллетень международных договоров. 2014 г. N 1
  5. Конвенция об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм от 29 октября 1971 г.// Бюллетень международных договоров. 1999 г. N 8
  6. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 8 декабря 1961 г. // Сборник законов СССР. 1968. Т. 2
  7. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик от 31 мая 1991 г. // Ведомости ВС СССР. 1991. N 26. ст. 733

Учебники, монографии

  1. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. – Проспект, 2011 г. - 275 с.
  2. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». - М.: Правовая культура, 2014. - 351 с.
  3. Гаврилов Э.П. Советское авторское право. 2014 г. – 223 с.
  4. Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ, 2011. С. 23.
  5. Зенин И.А., Кулагина Е.В., Суханов Е.А. и др.; под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2008. Т. 2. - 496 с.
  6. Свечникова И.В. Авторское право. - Дашков и Ко, 2009 г. - 208 с.
  7. Сергеев А.П. Авторское право России. С-Пб. 2014 г. – 312 с.
  8. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.
  9. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. Тип. Имп. ун-та, 1891. – 321 с.
  10. Чёрный А.А. Защита интеллектуальной собственности. Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2015 г. - 149 с.

Периодические издания

  1. Райгородский Н.А. Изобретательское и авторское право в системе гражданского права // Правоведение. - 2015. - № 1. – С. 32.
  2. Степанова О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2014. - N 6. - С. 103.
  3. Харвей Э.Р. Платное общественное достояние: Сравнительно-правовой анализ в свете опыта законодательства Аргентины // Бюллетень по авторскому праву. 2015. - Т. XXVIII. - С. 33 – 45.
  1. Харвей Э.Р. Платное общественное достояние: Сравнительно-правовой анализ в свете опыта законодательства Аргентины // Бюллетень по авторскому праву. 2015. - Т. XXVIII. - С. 33 – 45.

  2. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. — 752 с.

  3. Степанова О.А. Передача исключительных прав по авторскому договору // Вестник Московского университета. Сер. 11. Право. 2014. - N 6. - С. 103.м

  4. Зенин И.А., Кулагина Е.В., Суханов Е.А. и др.; под ред. Е.А. Суханова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Волтерс Клувер, 2008. Т. 2. - 496 с.

  5. Гаврилов Э.П. Постатейный комментарий к Закону РФ «Об авторском праве и смежных правах». - М.: Правовая культура, 2014. - 351 с.

  6. Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: Учебно-практическое пособие / Московский государственный университет экономики, статистики и информатики. М.: МЭСИ, 2011. С. 23.

  7. Шершеневич Г. Ф. Авторское право на литературные произведения. Тип. Имп. ун-та, 1891. – 321 с.

  8. Сергеев А.П. Авторское право России. С-Пб. 2014 г. – 312 с.

  9. Чёрный А.А. Защита интеллектуальной собственности. Изд-во Пенз. гос. ун-та, 2015 г. - 149 с.

  10. Близнец И.А., Леонтьев К.Б. Авторское право и смежные права. – Проспект, 2011 г. - 275 с.