Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторское право

Содержание:

ВВЕДЕНИЕ

В ч. 1 статьи 44 Конституции Российской Федерации закреплено:[1] каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.

В настоящее время в большинстве стран мира существует сложная отрасль общественного производства - индустрия авторских и смежных прав. Возникновение этой отрасли общественного производства обусловлено массовой коммерциализацией авторских и смежных прав.

В соответствии со ст.1259 Гражданского Кодекса[2] - это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а так же от способа его выражения.

Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру оно может быть признано самостоятельным результатом творческого труда автора и выражено в объективной форме также является объектом авторского права.

Субъектами авторского права являются соответственно авторы произведений науки, литературы и искусства, исполнители, производители фонограмм, организации эфирного или кабельного вещания. К ним относятся также компьютерные программы, базы данных, кинофильмы, видеофильмы и аудиопроизведения, полиграфическая продукция и т.д.

Создание и использование объектов авторского права привело к формированию и развитию новой отрасли общественного производства - авторского права.

Понимание этой особенности экономического развития РФ позволяет оценить особую важность данной комплексной отрасли общественного производства и принять меры для ее приоритетного развития, как это уже сделано в большинстве стран мира.

Как только идеи воплощаются в произведениях, возникает авторская защита их формы-в смысле расположения слов, нот и знаков. Авторское право защищает права авторов произведений искусства от тех, кто их копирует, т. е. от тех, кто использует формы, являющиеся оригинальным творением автора.

Практическая ценность закона зависит прежде всего от того, насколько эффективно он применяется. Поскольку авторам иногда очень трудно осуществлять свои права самостоятельно, очень часто создаются специальные организации авторов, которые управляют определенными авторскими правами от их имени. В частности, такие организации могут давать разрешение на копирование произведений и на этом основании получать авторские гонорары.

Вся система защиты авторских прав будет бессмысленной, если творческая деятельность не поощряется и не поддерживается. С точки зрения автора охраняемого произведения, защита авторских прав имеет смысл тогда, когда он получает доход от результата своего труда, но это невозможно без публикации и распространения произведения.

Суть авторско-правовой охраны сводится в конечном итоге к поиску баланса между интересами творческой личности и общества. Автор произведения вправе получать адекватное вознаграждение, а размер этого вознаграждения не должен противоречить общественным интересам и потребностям.

В этой работе я рассмотрю историю, понятие, виды авторского договора, а также отвечу на поставленные вопросы и многие другие. Также мною на основе договора о передаче исключительных (неисключительных) прав  на использование произведения будут рассмотрены содержание, ответственность и прекращение авторского договора.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

Использование произведения автора другими лицами (пользователями) осуществляется на основании авторского договора, кроме случаев специально указанных законом. Договорная форма использования произведений в большей степени, чем любая другая, обеспечивает реализацию и защиту как моральных, так и имущественных прав автора. Она также служит интересам пользователей, так как они приобретают определенные права на использование произведений, которыми другие не обладают, и в связи с этим могут окупить свои затраты на воспроизведение и распространение произведений и получить прибыль.

В конечном счете общество в целом также заинтересовано в договорном использовании произведений, поскольку такой порядок стимулирует творческую активность его членов и способствует приумножению духовного богатства общества.

В ГК 1964 года единого определения авторского договора не содержалось. Попытки выработать его научное определение, предпринятые рядом ученых, большого успеха не имели. В юридической литературе давались такие определения авторского договора:

Авторский договор - это соглашение об использовании организацией авторского произведения науки, литературы и искусства в соответствии с культурными потребностями всего общества, при уважении личных и имущественных прав автора;[3]

Авторский договор - соглашение автора и организации-пользователя по поводу создания и использования произведения науки, литературы и искусства;

Авторский договор - соглашение, по которому одна сторона-автор уполномочивает другую сторону-пользователя использовать произведение или предоставляет ей право распоряжаться произведением в определенной степени, а пользователь обязуется уплатить автору вознаграждение за использование или предоставление такого права.

Последнее определение, на мой взгляд, является наиболее содержательным. Следует отметить, что не было большой необходимости в разработке общего определения авторского договора, поскольку закон давал полные определения двух возможных видов авторского договора - договора о передаче произведения в пользование и лицензионного авторского договора (ст. 503 ГК РСФСР 1964 г.).[4] Кроме того, в специальной литературе по авторскому праву раскрывались признаки и определялись основные черты и виды авторского договора.

В основах гражданского законодательства 1991 г. авторский договор она определялась как договор, по которому автор обязан создать в соответствии с договором и передать заказанное произведение или передать готовое произведение в пользование, а пользователь обязан использовать или начать использовать произведение в установленном договором порядке в размере и в течение определенного срока и выплатить автору вознаграждение, установленное договором (ст. 139).

Ныне действующий Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от закрепления подобного развернутого определения вновь отказался.

Итак, действующее авторское законодательство не содержит определения авторского договора, однако анализ законодательства "Об авторском праве и смежных правах" позволяет сформулировать следующее определение: авторский договор - это соглашение, по которому автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.

Анализируя авторский договор, все эксперты подчеркивают, что авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора, имеет гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряде других гражданско-правовых договоров. Этот вывод является не только теоретическим, но и практическим. В частности, это означает, что авторские и договорные отношения регулируются как общими положениями гражданского права, например, правилами о формах и условиях сделок, так и соответствующими нормами императивного права, касающимися, например, порядка заключения и исполнения договоров, ответственности за их нарушение и т.д.

Как правило, авторский договор носит консенсуальный, взаимный и компенсационный характер. На протяжении многих лет, то затухая, то разгораясь с новой силой, в российской юридической науке продолжается спор о природе авторского договора. Суть спора сводится к вопросу о том, передает ли автор свои права на произведение контрагенту или разрешает его использование только при определенных условиях. В связи с этим в литературе выдвигаются и подробно обосновываются теория присвоения (передачи) и теория разрешения, каждая из которых имеет своих активных сторонников.

Существует также компромиссная точка зрения, согласно которой один вид авторского договора, а именно договор о передаче произведения в пользование, не предусматривает уступки авторских прав, а лишь разрешает использование произведения; второй вид авторского договора, т. е. лицензионное соглашение об авторских правах, может предусматривать передачу авторских прав пользователю. Я придерживаюсь первого взгляда.

И действительно, в настоящее время, в связи с изменением социально-экономической ситуации в стране, перестройкой законодательства, аргументацией сторонников теории разрешения, состоящей главным образом в обосновании особого социалистического характера авторского права в советском праве, а также существовавшего ранее запрета на самостоятельное воспроизведение и распространение произведений самими авторами и др., оказался совершенно несостоятельным.

Ныне действующее законодательство неоднократно прямо подчеркивает возможность перехода (передачи) права на использование  произведения от автора к другим лицам и, как представляется, достаточно однозначно решает вопрос о природе авторского договора.

Давая общую характеристику авторского договора, нельзя не коснуться вопроса о типовых авторских договорах, которые до недавнего времени являлись неотъемлемой чертой советского авторского законодательства. Их главное значение заключалось, с одной стороны, в обеспечении участников Договора нормативной базой для регулирования наиболее типичных вопросов в их отношениях, а с другой стороны, в гарантировании авторам определенного минимального уровня прав, который предоставлялся им пользователями.

Поскольку большинство норм типовых договоров носило диспозитивный характер, стороны могли в конкретных договорах отступать от их условий, включать в договор другие условия, исключать отдельные условия типового договора и т. д.

Однако все это не должно было привести к ухудшению позиции автора по сравнению с соответствующим типовым договором. К началу реформы авторского законодательства в стране насчитывалось около двух десятков типовых договоров, утвержденных союзными министерствами и ведомствами. Среди них имелись три типовых издательских договора, утвержденных Госкомиздатом СССР 24 февраля 1975 г.:[5]

Типовой издательский договор на литературные произведения, типовой издательский договор на произведения изобразительного искусства, типовой издательский договор на музыкальные произведения; два типовых постановочных договора, утвержденных Министерством культуры СССР 1 сентября 1976 г. и 18 апреля 1977 г.:

Типовой постановочный договор на создание драматического произведения и Типовой постановочный договор на создание, и постановку музыкально-сценического произведения; Типовой договор художественного заказа, утвержденный Госкомтрудом СССР 8 марта 1978 г. и др.

Помимо стандартных договоров, имеющих нормативное значение, на практике широко использовались примерные формы отдельных авторских договоров. Они не носили нормативного характера и выступали для участников будущего авторского договора в качестве рекомендуемой модели договора.

Действующее авторское законодательство не предусматривает существования каких-либо стандартных авторских договоров в качестве специальных подзаконных актов, но исходит из принципа свободы авторского договора. В связи с этим все вышеупомянутые типовые авторские договоры утратили свою обязательную силу. Но совсем отказываться от них нельзя, поскольку они могут, особенно на первых порах, использоваться сторонами в качестве образцовых образцов при составлении конкретных авторских договоров.

Наряду с предоставлением участником авторских отношений возможности самостоятельно определять свои договорные права и обязанности. Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" предъявляет к авторским договорам определенные требования. Эти требования сформулированы в виде ряда диспозитивных и императивных норм, закрепленных в законе. Первые из них вступают в силу, когда стороны авторского договора специально решают определенные вопросы. В качестве примера можно привести правило о том, что действие права, передаваемого по договору, ограничивается территорией Российской Федерации, если авторский договор не содержит условия о территории, на которую передается право.

Императивные нормы либо запрещают заключать авторские договоры на определенных условиях, либо требуют разрешения определенных вопросов сторонами того или иного варианта его взаимоотношений в качестве потенциальных.

Например, закон заранее признает недействительным условие авторского договора, которым автор ограничен в создании будущих произведений на данную тему или в данной сфере. Примером императивной нормы предписательного характера может служить требование об установлении максимального тиража произведения, если в авторском договоре о публикации или ином воспроизведении произведения вознаграждение определяется в виде фиксированной суммы.

Эти правила выполняют, по сути, ту же функцию, которая во многом была характерна для стандартных договоров и заключалась в защите интересов автора от диктата пользователей произведений. Наличие таких гарантий, а также их закрепление на законодательном уровне является оправданной мерой, которая соответствует принципу свободы договора и практике правового регулирования авторских отношений большинства государств.

 Авторский договор следует отличать от иных форм договорного регулирования отношений по созданию и использованию произведений науки, литературы и искусства.[6] Таким образом, на практике часто возникает вопрос разграничения авторских и трудовых договоров, что имеет большое значение для установления объема прав создателя творческого произведения и его пользователя. Если произведение создано в рамках выполнения служебных задач, то права на его использование принадлежат работодателю, который должен обеспечить только соблюдение личных и имущественных прав автора.

Издатели, научные, образовательные и иные организации вправе воспроизводить и распространять такие произведения в любое время в любом объеме, в том числе переиздавать произведения без получения согласия автора. Поэтому они не редко прямо заинтересованы в том, чтобы их отношения с авторами рассматривались как трудовые.

В случаях, когда заключенный сторонами договор, по которому создается творческое произведение, не содержит четкого указания на его характер, заключение может быть сделано только при наличии ряда условий. Прежде всего, предметом трудового договора является трудоустройство работника.

Соответствующие должности и квалификации могут носить творческий характер, как, например, работа штатным переводчиком, редактором или штатным фотографом журнала, но при этом предполагается, что речь идет о выполнении конкретной служебной функции, а не о достижении определенного по соглашению сторон творческого результата. Однако в некоторых случаях трудовой договор может быть заключен для выполнения творческой работы, связанной с созданием конкретного творческого произведения, например, для выполнения проектных или картографических работ. Важно установить, входил ли автор в состав работников заказчика, если он соблюдал правила внутреннего трудового распорядка и порядок администрирования, были ли закреплены в трудовых правах и привилегиях, получаемых автором за свою работу ежемесячного вознаграждения и т.д. Если ничего, то квалифицировать отношения сторон как трудовые нет никаких оснований.

Наконец, когда становится ясно, что стороны были связаны трудовым договором, необходимо установить, входит ли создание творческого произведения в трудовые обязанности его автора. Если произведение создано, хотя и штатным работником организации, но не в связи с исполнением им своих обязанностей, автор произведения пользуется всеми правами, предусмотренными законом, в том числе правом на использование произведения.

Часто, особенно при заключении договоров на создание произведений изобразительного искусства, возникает вопрос о различии между авторским договором и договором подряда. Известно, что объем прав автора и исполнителя не одинаков, в частности, исполнитель выполняет работу на свой страх и риск, результат передается в собственность заказчика,который не несет перед исполнителем никаких дополнительных обязательств в связи с продолжением использования результата и т.д.

По сравнению с исполнителем, автор находится в гораздо лучшем положении, поскольку в случае творческой неудачи ему может быть гарантирована определенная часть вознаграждения, предусмотренного договором, он сохраняет за собой все основные авторские права на произведение, переходящее в собственность другого лица и т.д.

Разграничение авторского и подрядного договоров производится прежде всего, по их предмету.[7] Если предметом договора является результат обычной, технической деятельности исполнителя, то предметом авторского договора является произведение науки, литературы, искусства как результат творческого труда автора.

На практике отличить их друг от друга не так-то просто. Наиболее острый вопрос возникает при заключении договоров на изготовление копий произведений искусства, науки и литературы, в том числе договоров на изготовление так называемых авторских копий.

В юридической науке часто утверждается, что копия, в том числе авторская, является результатом обычной работы, об исполнении которой должен быть заключен договор.

Иногда разграничить авторские и подрядные договоры по их предмету не возможно. Так 22 августа 1986 года Госарбитражем СССР были утверждены типовой договор на создание произведений скульптуры, декоративно-прикладного искусства, монументально-декоративных работ и типовой договор на создание произведений станковой живописи и графики.[8]

Оба договора были предметом создания произведений изобразительного искусства, но знакомство с их содержанием не оставляло сомнений в том, что отношения сторон строились по типу договора.

Это объяснялось тем, что договоры такого рода заключались заказчиками соответствующих произведений и с предприятиями художественного фонда, которые выступали своеобразным посредником между авторами и заказчиками произведений. Авторы создавали свои произведения в рамках договора художественного заказа, который заключался ими с предприятиями авторского фонда и носил авторский характер.

Таким образом, наряду с предметом договора дополнительным критерием разграничения авторских и договорных договоров является их предмет. Непременной стороной авторского договора всегда является Создатель произведения или его правопреемник, в частности наследник. Предмет авторских договоров отличается от некоторых других договоров, связанных с использованием произведений.

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

Содержание авторского договора составляют права и обязанности автора (или его правопреемника) и пользователя произведения, которые взаимосвязаны и зависят друг от друга. Поскольку закон об авторских правах практически не регулирует содержание авторских прав, этот вопрос решается в основном по усмотрению самих сторон. Но следует отметить, что разные виды авторских договоров имеют разное содержание.

Я рассмотрю содержание авторского договора на примере авторского договора о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения.

По настоящему авторскому договору автор (правообладатель) предоставляет пользователю исключительные (неисключительные) права на использование произведения (науки, литературы, искусства) в пределах, предусмотренных настоящим Договором, и на срок, определенный договором, а пользователь уплачивает автору вознаграждение за предоставление этих прав. Под использованием договора о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения понимается осуществление произведения в качестве товара или иного использования в гражданском обороте в пределах, предусмотренных договором.

Содержание такого авторского договора составляют права и обязанности сторон оговариваемые в договоре. По  договору о передаче исключительных (неисключительных) прав  на использование произведения автор  предоставляет пользователю следующие права:[9]

а) право на использование произведения под торговой маркой, товарным знаком и товарным знаком пользователя. При этом каждый экземпляр произведения должен (или не должен) содержать имя или псевдоним автора в определенной письменной форме;

б) право на раскрытие произведения, т. е. сообщение произведения в любой форме или любым способом неопределенному кругу лиц. стороны могут указать, что не считается публикацией, информирующей широкую общественность о назначении, функциях, технических и иных характеристиках продукта, например, в рекламных целях;

в) право на воспроизведение произведения (тиражирование, тиражирование или иное воспроизведение, т. е. многократное придание произведению объективной формы, позволяющей его функциональное использование) в определенном количестве экземпляров (или без ограничения тиража);

г) право на распространение произведения любым способом путем осуществления тиражирования произведения от конечных пользователей (потребителей, осуществляющих функциональное использование) в следующих территориально-отраслевых пределах (или без ограничений) побочной точки территории: страна, административный район, отрасль деятельности);

д) право на переработку произведения (создание на его основе нового, творчески самостоятельного произведения) (или внесение изменений, не составляющих его переработку);

е) право на перевод произведения;

ж) право на публичное использование произведения и демонстрацию в   информационных, рекламных и прочих целях;

з) право  переуступить на договорных условиях часть полученных по  настоящему договору прав третьим лицам;

Сторонами могут быть указаны и другие права и обязанности.

Пользователь обязан уплатить автору вознаграждение в размере процента от дохода за соответствующий способ использования произведения.

Вознаграждение автору выплачивается по мере поступления платежей за использование произведения.[10]

Как правило, в договоре о передаче исключительных (неисключительных) прав  на использование произведения оговаривается контроль за использованием произведения.

Так, например, может быть указано, что автор вправе:

а) осуществлять  контроль  бухгалтерских  документов пользователя, содержащих сведения о расчетах по использованию произведения;

б) знакомиться с иными документами,  относящимися к использованию произведения.

Пользователь по такому авторскому договору также может быть обязан:

а) по требованию автора предоставлять ему возможность ознакомиться с бухгалтерскими  и  иными документами, содержащими сведения по использованию произведения;

б) по  мере поступления платежей за использование предоставленных ему прав отчитываться перед Автором об объемах реализации.

В общих чертах обязанности автора, как правило, сводятся, к следующему. Автор должен создать и передать пользователю произведение, которое соответствует условиям заключенного договора.

Автор должен лично выполнить заказанную работу. Привлечение других лиц к работе над произведением, изменение состава соавторов может быть произведено только с согласия Заказчика, что обычно производится путем составления нового или изменения предыдущего договора. Для выполнения работ технического характера автор может привлекать за свой счет любых лиц, не спрашивая согласия Заказчика.

Автор обязан представить заказанную им работу в срок, указанный в договоре. По смыслу закона и в соответствии с установившейся практикой автор может представить произведение досрочно, если иное не предусмотрено договором. Работа должна быть передана заказчику в готовом виде, в частности в наборе всех элементов, предусмотренных договором. Соглашением сторон может быть предусмотрена передача произведения по частям. Наконец, переданная работа должна быть надлежащим образом выполнена, представлена в количестве экземпляров, предусмотренных договором, и передана компетентному представителю заказчика. Для предотвращения возможных споров, сдача и приемка работы должны оформляться соответствующим письменным документом, например, специальной квитанцией.

Следующая обязанность автора-доработать работу по желанию заказчика. Решение о необходимости доработки работы принимается заказчиком по результатам рассмотрения работы, когда она в целом соответствует условиям договора, но требует внесения исправлений, изменений, уточнений или дополнений.

В обязанности автора входит участие в подготовке произведения к использованию. Содержание этого обязательства зависит от вида работы и способа ее использования.

Пользователь произведения обычно берет на себя следующие обязанности. Прежде всего, он должен принять и рассмотреть работу, представленную автором. Приемка работы означает проверку качества ее оформления и комплектности, которая осуществляется в порядке, установленном конкретным договором. Принятая работа должна быть рассмотрена пользователем по существу в срок, установленный договором. В течение этого срока пользователь обязан письменно уведомить автора либо об одобрении произведения, либо об отклонении его по основаниям, предусмотренным договором, либо о необходимости внесения изменений в произведение с точным характером необходимых исправлений в рамках условий договора.

Приобретая права на использование произведения по договору, пользователь обязан обеспечить соблюдение всех моральных прав автора. Авторские договоры обычно оговаривают, что пользователь не вправе вносить какие-либо изменения в произведение без согласия автора, в частности, уменьшать его объем, предоставлять произведение с предисловиями, послесловиями, комментариями и т.д.Однако при заключении договора автор может дать согласие на изменение своего произведения.

В качестве особой обязанности пользователя следует выделить его обязанность привлекать автора к работе по подготовке произведения к использованию. Выше было отмечено, что автор должен внести свой вклад в публикацию работы. При этом это, как правило, право автора. Поэтому, если пользователь не вовлекает автора в эту работу, автор может настоять на этом.

Закон об авторском праве не возлагает на приобретателей авторских прав обязанность по реальному использованию произведения, что едва ли может рассматриваться в качестве достоинства данного закона, поэтому если автор заинтересован в том, чтобы его произведение было доведено до сведения публики, он должен сам позаботиться о включении в авторский договор условия обязывающего пользователя использовать произведение оговоренными в договоре способами и в определенном объеме. Важным, является и указание в договоре конкретного срока, в течении которого пользователем должна быть выполнена эта обязанность.

Поскольку авторский договор носит возмездный характер, на пользователе лежит обязанность по выплате автору вознаграждения за использование произведения. Размер, форма и сроки выплаты определяется сторонами. Наряду с выплатой согласованного гонорара пользователь может принимать на себя обязанность по компенсации автору дополнительных расходов.

Наряду с рассмотренными обязанностями в авторских договорах могут предусматриваться и иные обязанности, как авторов, так и пользователей.

ГЛАВА 3. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО АВТОРСКОМУ ДОГОВОРУ

Ответственность по авторскому договору, являясь по своей сути гражданско-правовой, обладает рядом специфических особенностей.[11]

Во-первых, возможные меры принуждения сторон к исполнению лежащих на них обязанностей значительно уже, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Основные обязательства сторон по авторскому договору не могут быть исполнены по принуждению. Невозможно заставить автора создать и представить произведение пользователю, так же как невозможно заставить пользователя использовать произведение. Поэтому правоприменение в этой сфере обычно ограничивается расторжением авторского договора, возвращением сторон в исходное положение, взысканием убытков и некоторыми другими мерами.

Во-вторых, не все меры, применяемые к нарушителям договорных обязательств, которые на практике называются мерами ответственности, являются ответственностью в ее точном юридическом смысле. По сути дела, обязательное взыскание договорной платы, возврат аванса в связи с непредставлением работы,одностороннее расторжение договора в связи с нарушением и т.д. - все эти меры не накладывают на нарушителя никаких дополнительных обременений и поэтому в точном смысле ответственности рассматриваться не могут.

В третьих, важной особенностью ответственности за нарушение авторских прав является то, что ответственность автора, с одной стороны, и ответственность пользователя-с другой, не совпадают друг с другом ни по основаниям, ни по срокам. В частности, ответственность автора основывается на общем принципе ответственности за вину и в авторских договорах ограничивается обязанностью возместить фактический ущерб, причиненный заказчику. Прочие убытки, возникающие у клиента, в частности упущенная выгода, возмещению не подлежат. Что касается пользователей, то они в большинстве случаев несут ответственность независимо от своей вины в неисполнении обязательств по договору (п. 3 ст. 401 ГК РФ)[12], причем отвечают перед авторами в полном объеме.

В-четвертых, действующее авторское законодательство не содержит специальных норм об ответственности сторон авторского договора, за исключением того, что оно устанавливает ограничение на размер ответственности автора по авторскому договору заказа. Это означает, что стороны могут предусмотреть в договоре любые основания и формы ответственности, не противоречащие гражданскому праву.

Как правило, ответственность автора наступает за следующие нарушения договорных обязательств:[13]

        просрочку -         в представлении произведения пользователю;

        выполнение -       заказанной работы не в соответствии с условиями договора или недобросовестно;

        отказ -    от внесения в произведение исправлений, предложенных пользователем в порядке и в пределах, установленных договором;

        нарушение        обязанности лично создать произведение;

        передачу  прав на использование произведения или его части третьим лицам без согласования с пользователем.

В свою очередь, пользователь обычно отвечает за нарушение обязанностей по:

        использованию -     произведения, если такая обязанность предусмотрена договором;

        обеспечению сохранности материального носителя, в котором воплощено произведение;

        соблюдению   личных неимущественных прав автора, в частности обеспечению целостности и неприкосновенности произведения;

        выплате  автору причитающегося по договору вознаграждения;

        воздержанию от передачи прав по использованию произведения третьим лицам, если авторский договор этого прямо не допускал.

Авторский договор может предусматривать ответственность за нарушение сторонами и иных обязательств, принятых на себя по договору.

Таким образом, в соответствии с законом об авторском праве и смежных правах, сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства, обязана возместить ущерб, причиненный другой стороне, в том числе упущенную выгоду. Если автор не представил заказанную работу в соответствии с условиями договора заказа, он обязан возместить реальный ущерб, причиненный заказчику.

Так, если вернуться к ранее рассмотренному примеру, то по договору передачи исключительных (неисключительных) прав на использование произведения такая ответственность сторон может быть предусмотрена:

Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая свои обязательства по договору, возмещает другой стороне убытки, причиненные таким неисполнением.

Если сторона, нарушившая договор, получила в результате доход, то сторона, права которой были нарушены, вправе требовать возмещения вместе с другими потерями упущенной выгоды в размере не менее такого дохода.

В случае нарушения договора сторона, право которой было нарушено, может также потребовать признания права, восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и прекращения действий, нарушающих право или угрожающих его нарушением.

В случае просрочки выплаты процентов по кредиту пользователь обязан уплатить автору за выбор последнего неустойку в размере определенного процента от суммы вознаграждения или неустойки, а также возместить убытки в части, превышающей эти суммы.

В случаях, не предусмотренных настоящим договором, имущественная ответственность определяется в соответствии с действующим законодательством РФ.

 Разрешение споров.  Все споры и  разногласия,  которые могут возникнуть  между сторонами по вопросам, не нашедшим своего разрешения в тексте договора, первоначально могут быть разрешены путем переговоров на основе действующего  законодательства и обычаев делового оборота.

ГЛАВА 4. ПРЕКРАЩЕНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА

Общие основания, условия, и последствия прекращения авторского договора регламентированы как общими положениями гражданского законодательства (гл. 26 ГК РФ)[14], так и специальными нормами авторского права.

Большинство авторских договоров прекращаются в результате их истечения. Обычно в этот период стороны выполняют свои обязательства по договору, которые в соответствии со ст. 408 ГК выступают самостоятельным основанием прекращения договорных обязательств. Но истечение срока действия договора прекращает его действие и тогда, когда товар фактически не используется заказчиком, независимо от того, по каким причинам он вызван. Конечно, стороны по своему дополнительному соглашению могут продлить срок действия договора, но если автор возражает против этого, договор расторгается.

Авторское соглашение может предусматривать возможность досрочного расторжения в связи с отказом пользователя от дальнейшего использования произведения.

Авторский договор также может быть расторгнут по взаимному согласию сторон, в том числе по взаимному согласию сторон, в том числе по соглашению о замене одного обязательства другим, изменении предмета договора, способов использования произведения и др.

Основанием для расторжения авторского договора может быть смерть автора или ликвидация юридического лица, выступающего в качестве пользователя. Смерть автора прекращает существующее обязательство постольку, поскольку исполнение, то есть создание и завершение произведения не может быть осуществлено без личного участия автора. Если работа практически готова к использованию, то для расторжения договора нет достаточных оснований.

В случаях, предусмотренных договором, он может быть расторгнут по одностороннему требованию одной или другой стороны в связи с существенным нарушением контрагентом условий договора.

Опять же вернемся к Договору о передаче исключительных (неисключительных) прав на использование произведения: таким образом, стороны вправе расторгнуть договор по обоюдному письменному соглашению.

Пользователь вправе расторгнуть договор, если на момент заключения автор не обладает авторскими правами на предмет договора. При расторжении договора по указанному основанию автор обязан вернуть всю сумму вознаграждения, полученного по договору.

Автор вправе расторгнуть договор в случаях:[15]

а) повторного  нарушения  пользователем  обязанности выплачивать вознаграждение автору;

б) не предоставления пользователем возможности автору ознакомиться с документами об использовании произведения;

в) превышения территориально-отраслевых пределов переданных пользователю прав на использование произведения либо за использование не оговоренным в договоре способом.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, рассмотрев авторский договор, можно сделать следующие выводы: положение авторского договора достаточно неплохо урегулировано в законодательстве - это нашло отражение в законе, ряде международных актов, специальных законов. Значение надлежащего урегулирования положения авторского договора заключается в повышении творческой активности граждан.

Действующие нормативные акты устанавливают права авторов на публикацию, воспроизведение и распространение произведений, их неприкосновенность, на наименование, на получение авторского вознаграждения и иные права, вытекающие из авторских отношений.

Обеспечение защиты нарушенных или оспариваемых прав или охраняемых законом интересов авторов имеет большое значение для усиления дальнейшего стимулирования их творчества, защиты общественных интересов.

Авторский договор является разновидностью гражданско-правового договора, он носит гражданско-правовой характер и является самостоятельным в ряду других гражданско-правовых договоров. Авторский договор отличается от других гражданско-правовых договоров классификационным многообразием - существует очень много видов авторского договора.

Охрана авторских прав в последнее время приобретает все большее значение. И авторский договор, закрепляя взаимные права и обязанности сторон, является важным средством защиты, как прав автора или его правопреемника, так и прав пользователя.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс дата обращения 10.10.2019 г.
  2. Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.) // Консультант Плюс дата обращения 10.10.2019 г.
  3. Соглашение о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (Москва, 24 сентября 1993 г.) // Консультант Плюс дата обращения 10.10.2019 г.
  4. Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 02.08.2019). Статья 146 // Консультант Плюс дата обращения 10.10.2019 г.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Консультант Плюс дата обращения 10.10.2019 г.
  6. Постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. N 982 "Об использовании результатов научно-технической деятельности".// Консультант Плюс дата обращения 10.10.2019 г.
  7. Бирюков, П. Н. Право интеллектуальной собственности : учебник и практикум для академического бакалавриата / П. Н. Бирюков. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 315 с.
  8. Жарова, А. К. Защита интеллектуальной собственности : учебник для бакалавриата и магистратуры / А. К. Жарова ; под общ. ред. А. А. Стрельцова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 341 с. 
  9. Зенин, И. А. Право интеллектуальной собственности в 2 ч. Часть 2 : учебник для академического бакалавриата / И. А. Зенин. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 169 с. 
  10. Зенин, И. А. Право интеллектуальной собственности в 2 ч. Часть 1 : учебник для академического бакалавриата / И. А. Зенин. — 10-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 318 с.
  11. Калятин, В. О. Право интеллектуальной собственности. Правовое регулирование баз данных : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / В. О. Калятин. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 186 с. 
  12. Позднякова, Е. А. Авторское право : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 243 с.
  13. Право интеллектуальной собственности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Поздняковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 321 с.
  14. Право интеллектуальной собственности. Международно-правовое регулирование : учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры / И. А. Близнец [и др.] ; под ред. И. А. Близнеца, В. А. Зимина; отв. ред. Г. И. Тыцкая. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 252 с. 
  15. Право интеллектуальной собственности : учебник для академического бакалавриата / Л. А. Новоселова [и др.] ; под ред. Л. А. Новоселовой. — М. : Издательство Юрайт, 2016. — 302 с. 
  16. Соснин, Э. А. Основы патентоведения : учебник и практикум для СПО / Э. А. Соснин, В. Ф. Канер. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 384 с. 
  17. Земскова, С.И. Авторское право / С.И. Земскова. - М.: СТЭНСИ, 2017. - 264 c.
  18. Иванов, Н. В. Авторские и смежные права в музыке / Н.В. Иванов. - М.: Проспект, 2016. - 933 c.
  19. Карелина, М.М. Авторское право XXI век / М.М. Карелина. - М.: ГОУ ВПО "Российская академия правосудия", 2016. - 684 c.
  20. Козырев, В. Е. Авторское право. Вводный курс / В.Е. Козырев, К.Б. Леонтьев. - М.: Университетская книга, 2017. - 256 c.
  21. Котенко, Е. С. Авторские права на мультимедийный продукт / Е.С. Котенко. - М.: Проспект, 2016. - 128 c.
  22. Моргунова, Е. А. Авторское право: моногр. / Е.А. Моргунова. - М.: Норма, 2017. - 288 c.
  23. Свечникова, И. В. Авторское право / И.В. Свечникова. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 224 c.
  24. Хохлов, В. А. Авторское право. Законодательство, теория, практика / В.А. Хохлов. - М.: Городец, 2016. - 368 c.
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Консультант Плюс дата обращения 10.10.2019 г.

  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Консультант Плюс дата обращения 10.10.2019 г.

  3. Земскова, С.И. Авторское право / С.И. Земскова. - М.: СТЭНСИ, 2017. - 187 c.

  4. Моргунова, Е. А. Авторское право: моногр. / Е.А. Моргунова. - М.: Норма, 2017. - 288 c.

  5. Право интеллектуальной собственности : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова [и др.] ; под общ. ред. Е. А. Поздняковой. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 166 с.

  6. Карелина, М.М. Авторское право XXI век / М.М. Карелина. - М.: ГОУ ВПО "Российская академия правосудия", 2016. - 241 c.

  7. Свечникова, И. В. Авторское право / И.В. Свечникова. - М.: Дашков и Ко, 2016. - 224 c.

  8. Хохлов, В. А. Авторское право. Законодательство, теория, практика / В.А. Хохлов. - М.: Городец, 2016. - 266 c.

  9. Позднякова, Е. А. Авторское право : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 169 с.

  10. Земскова, С.И. Авторское право / С.И. Земскова. - М.: СТЭНСИ, 2017. - 121 c.

  11. Позднякова, Е. А. Авторское право : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 174 с.

  12. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Консультант Плюс дата обращения 10.10.2019 г.

  13. Позднякова, Е. А. Авторское право : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 178 с.

  14. Гражданский кодекс Российской Федерации от 26.11.2001 N 146-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018) // Консультант Плюс дата обращения 10.10.2019 г.

  15. Позднякова, Е. А. Авторское право : учебник и практикум для академического бакалавриата / Е. А. Позднякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2017. — 243 с.