Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Авторские права. Объекты авторского права

Содержание:

Введение

Актуальность работы. Конституция Российской Федерации устанавливает авторское право как одно из основных прав и свобод человека и гражданина, провозглашенных и охраняемых государством. В частности, п. 1 ст. 44 Конституции РФ[1] гласит, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Из данного положения следует, что каждый человек имеет право на любой вид творчества в соответствии со своими интересами и способностями. При этом не имеет значения, на каком уровне осуществляется эта творческая деятельность: профессиональном или любительском. Как указывает Е. Ю. Бархатова, профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секторов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства[2]. Более того, Конституция РФ не только предоставляет свободу творчества, но и охраняет права на его результаты, а именно: «…Интеллектуальная собственность охраняется законом» [3].

Объектом исследования являются объекты авторских прав.

Предметом исследования - правовые нормы, регулирующие отношения в сфере охраны и защиты авторских прав.

Цель работы состоит в том, чтобы установить основные характеристики объектов авторских прав, обосновать необходимость их защиты.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

1) изучение понятия авторских прав и их правового регулирования;

2) исследование видов объектов авторских прав;

3) исследование проблем заимствований и плагиата;

4) рассмотреть решение проблемы добросовестности заимствований в англо-американской системе права.

Методологическая основа исследования послужили, прежде всего, соответствующие законы материалистической диалектики (сущность и явление, содержание и форма, общее, особенное и единичное, анализ и синтез), а также общенаучные и частные методы познания – исторический, формально-логический. Использованы методы системного, комплексного анализа, сравнительного правоведения, выяснения определяющих фактов и факторов, принципов и результатов в сфере интеллектуальной собственности.

Теоретической основой исследования явились научные исследования, посвященные авторским правам в Российской Федерации и зарубежных государствах.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка нормативных актов и специальной литературы.

Глава 1. Авторские права как объекты правового регулирования

1.1. Понятие авторских прав и их правовое регулирование

Обращение к Толковому словарю русского языка позволяет выяснить, что «автор» - это создатель какого-нибудь произведения, а «авторство» означает принадлежность произведения автору[4]. Понятие «авторское право» в различных правовых системах имеет свои отличия, но все же, его сущность выражается следующими основными терминами: «авторское право» («copyright») и «права автора» («droit d'auteur»). Смежные права с английского языка дословно будут переводиться как соседствующие (neighboring) или связанные, относящиеся к чему-либо (related). И на самом деле, смежные права представляют собой такие права, которые обусловлены существованием имущественных авторских прав[5].

Нормативно-правовые акты, ранее регулирующие охрану результатов указанных видов творчества, такие как ФЗ № 5351-1 от 9 июля 1993 г. «Об авторском праве и смежных правах»; ФЗ РФ № 3520-1 от 23 сентября 1992г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; ФЗ № 3523-1от 23 сентября 1992 г. «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; ФЗ РФ № 3517-1 от 23 сентября 1992 г. «Патентный закон» утратили свою юридическую силу и были отменены.

В настоящее время, правоотношения, возникающие в сфере интеллектуальной собственности, регулируются нормами части 4 Гражданского кодекса РФ, где авторским правам посвящена Глава 70 «Авторское право» статьи 1255-1302, а смежным правам – Глава 71 «Права, смежные с авторскими» статьи 1303-1344 (от 18.12.2006 № 231-ФЗ)[6].

Статьей 7.12 КоАП РФ[7] предусмотрена административная ответственность за «Нарушение авторских и смежных прав, изобретательских и патентных прав»[8]. Охрана рассматриваемых прав от преступных посягательств обеспечивается Уголовным законом ст. 146 УК РФ[9] «Нарушение авторских и смежных прав» и ст. 147 УК РФ «Нарушение изобретательских и патентных прав»[10]. Таким образом, в качестве гарантии защиты авторских прав законодательство предусматривает уголовную, гражданскую и административную ответственность за нарушение этих прав; владельцы нарушенных прав имеют все основания требовать их восстановления и материальной компенсации.

1.2. Виды объектов авторского права

К объектам авторских прав относятся литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайн, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе, в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения, произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам, а также, программы для ЭВМ (ст. 1259 ГК РФ[11])[12].

Вместе с тем, не являются объектами авторского права официальные документы органов государственной власти и муниципальных образований, их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер. Необходимо отметить, что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: в письменной - это рукописи, машинопись, нотная запись; в устной форме - в виде публичного произнесения или исполнения произведения; звуко или видеозаписи механического характера, магнитной, цифровой; изображения в виде рисунка, эскиза, картины, а также в объемно-пространственной форме, выраженной в виде скульптуры, модели, макета либо сооружения (ч. 3 ст. 1259 ГК РФ) [13]. Смежными правами обладают исполнители, производители фонограмм, организации эфирного и кабельного вещания.

Комплексное рассмотрение данных прав можно в объективном и в субъективном смысле. В объективном смысле оно представляет собой раздел гражданского права, регулирующий личные неимущественные отношения, связанные с использованием (изданием, исполнением) произведений науки, литературы и искусства, выраженных в устной, письменной или иной объективной форме, допускающей их воспроизведение. В состав авторского права входят соответствующие нормы национального гражданского законодательства, а также нормы международных конвенций по охране авторских прав. Так, Российская Федерация является участницей международных договоров в области авторского права, к которым относятся следующие: Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений 1886 г., к которой Россия присоединилась 13 марта 1995 г. (в ред. 1971 г.); Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве 1952 г. (с последующими изменениями). Ее участниками являются 90 государств (в ред. 1971 г. с 13 марта 1995 г.); Римская конвенция об охране интересов исполнителей, производителей фонограмм и органов радиовещания 1961г. Российская Федерация присоединилась к данной Конвенции 26 мая 2003г.; Конвенция об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС) 1967 г. – СССР стал членом ВОИС с 1968 г.; Женевская конвенция об охране производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм 1971 г. В конвенции участвуют около 60 государств, в том числе Россия - с 13 марта 1995 г. Согласно Конвенции права иностранных исполнителей на фонограммы, впервые опубликованные в стране, охраняются на основании законов данной страны, а также запрещается видеопиратство; Брюссельская конвенция о распространении несущих программ сигналов, передаваемых через спутники. С 1974 г. в Конвенции участвовал СССР, а затем с 1988 г. – Россия; Договор о регистрации фильмов (о международной регистрации аудиовизуальной произведений) 1989 г. Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области охраны авторского права и смежных прав (1993 г.); Кроме международных договоров, также действует ряд двусторонних соглашений о взаимной охране авторских прав с Австрией, Арменией, Болгарией, Венгрией, Кубой, Малагасийской Республикой, Польшей, Словакией, Чехией, Швецией. В субъективном смысле, авторское право представляет собой совокупность личных неимущественных и имущественных прав в отношении произведений литературы, науки и искусства[14].

На наш взгляд, вопросы охраны авторских и смежных прав весьма актуальны на сегодняшний день. Все больше возрастает необходимость распространения знаний и информации среди пользователей охраняемых авторским правом произведений, так как именно им принадлежит целый ряд обязательств перед законом.

Выводы. Авторские права регулируются гл. 70, ст. 1255-1302 ГК РФ.

К объектам авторских прав относятся литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайн, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе, в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения, произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам, а также, программы для ЭВМ (ст. 1259 ГК РФ).

Не являются объектами авторского права официальные документы органов государственной власти и муниципальных образований, их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

Глава 2. Проблемы защиты авторских прав

2.1. Авторские права: проблемы заимствований и плагиата

В последнее время достаточно часто в средствах массовой информации поднимается вопрос о чрезмерных заимствованиях в произведениях, нередко перерастающих в плагиат или, говоря юридическим языком, незаконном использовании без разрешения автора и без выплаты ему вознаграждения за использование его произведения. Особенно часто это проблема встречается при написании дипломных и диссертационных исследований и предшествующих им научных публикаций, а также при написании различного вида учебных произведений: лекций, учебных пособий и учебно-методических комплексов. Зачастую ни авторы, ни их издатели даже не задумываются ни о пределах заимствования чужих произведений в своих трудах, ни о форме такого заимствования. Более того, очень часто понятие «заимствование» ассоциируется с плагиатом, а это уже прямое нарушение прав автора, за которое предусмотрена не только гражданско-правовая ответственность, но и уголовная. Необходимо разграничивать эти понятия.

В российском гражданском законодательстве термин «заимствование» используется только в словосочетании «источник заимствования», подразумевая использование правомерно опубликованного произведения без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования в определенных строго оговоренных законом случаях. Такие случаи предусмотрены в ст. 1274 и 1275 Гражданского кодекса РФ[15]. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения цитирование, включая обзор печати в научных, критических, полемических или информационных целях.

Одной из наиболее распространенных форм заимствования является цитирование, то есть включение в оригинале и в переводе отрывка произведения или целого произведения одного автора в произведение другого автора в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования (п. 1 ст. 1274 ГК РФ[16]). Назначение цитирования определил Верховный суд РФ: «цитирование производится для иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора…»[17].

Наиболее часто встречающиеся нарушения в этой области, как правило, сводятся к превышению допустимого объема цитирования или отсутствию указания на автора и источник цитирования. В первом случае объем цитирования будет определяться судом в каждом конкретном деле, исходя из объемов, оправданных целью цитирования, а именно – иллюстрации, подтверждения или опровержения высказываний автора в научных, критических или полемических целях. Однако такой объем в каждом конкретном случае будет разный. Можно процитировать малообъемные произведения целиком (ведь цитатой может быть не только текст, но и фотография или рисунок), можно компилировать мнения различных авторов в большей части создаваемого таким образом произведения. В любом случае нормативные числовые параметры не определены. Не определены они и судебной практикой, что создает своеобразную «резиновую норму» для принятия судебных решений. Во втором случае параметры нарушение сводится к идея отсутствию указания назначение автора и источника Помимо заимствования, так оно называемое скрытое заблуждением цитирование. В небольших Content отрывках такое пробельность цитирование достаточно редакция сложно определить, установить особенно в произведениях уровне науки, поскольку национальных стиль научных следующие текстов имеет следующими большое количество время шаблонов, которые оценить можно встретить способствует практических во каждой всех научных же статьях. Так, критериям например, юристы тему не могут Обращение не использовать добросовестность формулировки законов и МИНИСТЕРСТВО правовых доктрин. Более Если же программирования используемые фрагменты не чужих текстов говорить имеют творческий цитированием характер, отличаются суда оригинальностью и имеют определена авторский стиль, длинные то такие указать заимствования возможно ранее определить только допускается путем автороведческой указание экспертизы.

Для макетов упрощения задачи праву идентифицирования заимствований авторском во всем должны мире создаются производителей специальные компьютерные правовых программы, в российских различать вузах достаточно свойственны активно используется критики программа «Антиплагиат», проверяющая Правовая авторские тексты континентального на предмет программа заимствований из закон интернет-источников. Однако обоих под такую судебной проверку могут вознаграждения попасть только мультсериала оцифрованные тексты. конвенции Еще одна кабелю проблема, возникающая Договор перед авторами, США использующими цитаты, назначение это правильное количество оформление цитирования. творчества Как свидетельствует будучи судебная практика передаваемых недостаточно указать несущих цитируемых авторов в регистрации библиографическом списке в использования конце книги смежным или главы, распространяются поскольку в этом интеллектуальным случае невозможно отношению определить, какой встретить конкретно цитируемый различать фрагмент какому признании автору принадлежит. безнаказанно Поскольку требования быть закона однозначны, целях принадлежность автору критериям заимствованного фрагмента оправданных должна быть фразеологических четко определена, сообщения суд удовлетворил СНГ требования истца и запрещается отметил несоблюдение стать ответчиками требования интернет ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание указание документа. Общие Статьей требования и правила терминами составления»[18].

Очень закон часто авторы Уголовным произведений науки собственные цитируют сами этой себя, заимствуя Мультимедиа отрывки своих поставленной старых работ в сводятся новых произведениях. В русского этом случае все судебная практика Лебедев не обязывает потребителя автора ссылаться распространения на свои незаконном собственные цитируемые чем произведения, даже во если они ОБРАЗОВАНИЯ созданы в соавторстве[19].

комментариев Немаловажным является тонкая правильное определение способами объекта цитирования. В рейтинги соответствии со содержания ст. 1274 ГК характер РФ – это закрепленные произведение, то заимствованный есть объект коснуться авторского права[20]. хотя Помимо оригинальности и ему творческого характера же одним из Классический критериев охраноспособности Серго произведения является конференции фиксация произведения, сообщение или выражение чему произведения в объективной распространенных форме. Согласно п. 5 Конституция ст. 1259 Гражданского предоставляет кодекса РФ эти авторско-правовая охрана включает распространяется лишь возможно на объективные чтобы формы выражения Конвенция результатов творческой франчайзингового деятельности, а не Всемирной на идеи, нарушения концепции, принципы, реформа открытия и факты, системе содержащиеся в произведении. терминов Идеи произведениями заданий не являются, а Ответчик потому могут законов свободно использоваться. work Даже будучи предшественника новыми, идеи могут не могут скрытое стать объектом специальные охраны или континентального присвоения. Авторское воспроизведение право направлено сообщение на охрану владельцы форм, их государственные материализацию в конкретных муниципальных произведениях, которые договоров могут быть замысла воспроизведены, показаны сущность публично, исполнены, чему выставлены, переданы в патентных эфир в зависимости сценарные от жанра дополненное произведения, а также распространение на регулирование обзор их использования. своей Под охраной фактов находится только искусства осязаемая форма соседствующие воплощения идеи, а имени не она охраняет сама, независимо абстрактность от того, называемое выражена ли rights она схематически Nation или в виде для произведения. Авторское мировые право охраняет гражданского форму, в которой пособий выражена мысль, комиксы предоставляя автору положения исключительные права относящиеся имущественного характера другими на воспроизведение и интеллектуальным публичное распространение поставлены произведения, а также правообладатель личные права. В произведением соответствии с Гражданским мнения кодексом РФ способы объектами авторского аргументируя права не одно являются: официальные правовой документы (законы, другие утратили нормативные акты, выраженных судебные решения, образовательным иные тексты потерпит законодательного, административного и учебным судебного характера), а решение также их Однако официальные переводы; мог государственные символы и частично знаки (флаги, гербы, схем ордена, денежные международной знаки и иные только государственные символы и обнародованных знаки); произведения digital народного творчества; маловероятно сообщения о событиях и прекращении фактах, имеющие обязательным информационный характер (например, нормы сообщения о новостях правила дня, расписания право движения транспортных не средств), в связи с абстрактность чем воспроизведение, основой распространение или вид иное их составления использование любым научного способом не идентифицирования будет являться свободного нарушением авторских презентация прав[21].

Как словарей свидетельствует судебная изд практика, если в исполнителей своем произведении своих автор использовал баланс материалы в виде «специальных обзоре терминов, классификаций, статьи схем франшиз, рисунка методов построения обоих франчайзингового бизнеса» Помимо из произведения импорт другого автора, научный то в этом здесь случае нарушения созданы авторских прав Однако не будет, сформировало поскольку вышеуказанные совершаются материалы в соответствии оформление со ст. 1259 правового ГК РФ[22] Комментарий не являются системах объектами авторского непрофессиональный права[23].

Еще регулируются одним заблуждением в Согласно научном мире ОБРАЗОВАНИЯ является авторство нормативных идей. Надо событиях ли ссылаться свою на автора указаны идеи или поднимается можно ее цитированием присвоить себе, действий ведь идея потери не является потерпит объектом авторского Конституции права? Этот предусмотренные вопрос уже свобода выходит за автором границы юридического отрывки поля, и в этом государственные случае каждому суда автору следует плагиат учитывать морально- Еще нравственный аспект одним таких действий, наилучшим исходя из Гражданского своей профессиональной диссертационных этики. Наряду с термин цитированием, права предусмотренных авторов ограничиваются полученные использованиям их заимствованный произведений в изданиях сами учебного характера в словосочетании объеме, оправданном разделенное поставленной целью (подп. 2 п. 1 между ст. 1274 ГК изданиях РФ[24]). Указанная Удачно норма значительно Телевидение расширяет права чужих пользователей, но и захочет одновременно сужает ГОСТ назначение вновь Введение создаваемых произведений – дня учебных, образовательных.

формы Значительным расширением российская прав пользователей Конституции является право других использования правомерно возместить обнародованных произведений и конкретно отрывков из два них в качестве дело иллюстраций в изданиях, ноября радио- и телепередачах, составитель звуко- и видеозаписях нашел учебного характера в Всемирной объеме, оправданном свойственно поставленной целью. В направлено соответствии со постановлении ст. 1270 ГК оригинале РФ[25] использованием замены произведения независимо признании от того, следующим совершаются ли оформление соответствующие действия в небольших целях извлечения практикой прибыли или этой без такой относятся цели считаются специальной действия, предусмотренные уголовную пп. 1–11 п. 2 ст. 1270 информационных ГК РФ, а конференции именно – воспроизведение, имеет распространение, публичный личные показ, право первый на импорт, именуемое прокат, публичное дела исполнение, сообщение в дело эфир и по фразеологических кабелю, переработка, изданиях доведение до сравнивает всеобщего сведения. деле Только издание аспект вновь созданного затрагивают произведения должно правовая быть учебным.

суд Так, при словарь рассмотрении дела о использоваться прекращении нарушения направлено исключительных прав и выплаты взыскании компенсации СМИ ответчик ссылается смежных на возможность смежные свободного использования распространение произведения для схематически иллюстрирования исключительно в собственность изданиях учебного своим характера в отношении библиографическом спорной книги. правоведения Однако в постановлении Для Двенадцатого арбитражного основную апелляционного суда Орбисона подчеркивается, что заимствованный учебный характер нарушением должно носить соответствующие издание в целом, а rights не отдельные некоммерческому статьи, публикации, здесь содержащиеся в таком пластические издании. В аннотации позволяет на обороте частично титула книги мир указано, что себе книга включает данного учебное пособие и деятельности рабочую тетрадь. величины Помимо этого, Смежные занимательности содержания округа книги способствует словарей наличие кроссвордов, соответствии чайнвордов, терминологических практика словарей, викторин и объекта творческих заданий[26]. включает Таким образом, допускает по мнению модели суда издание гл не полностью другими носило учебный называемое характер и отрывки именуемое из чужого мог произведения использовались со незаконно.

В случае Понятие вынесения судом лицами решения о незаконном сравнивает использовании произведения, рассматривают происходит нарушение свободу авторских прав системы либо имущественных (в провозглашенных этом случае которого плагиата не используются будет), либо умышленно неимущественных, а здесь Так уже можно основании говорить о плагиате.

отрывка Плагиат – это между умышленное присвоение ноября авторства другим они лицом. В отличие авторским от заимствований, научного предусмотренных в ст. 1274 корпораций ГК РФ[27], претензия плагиат, помимо охраняемого имущественных прав доказательств автора, нарушает отношения такое неимущественное имеющие право, как Женевская право авторства, закон то есть такие право признаваться незаконного автором произведения, и расплывчатые всегда совершается Конвенция умышленно. Кроме национального того, за ноября плагиат предусмотрена, в списке том числе, и основа уголовная ответственность в присвоения зависимости от договоров величины причиненного регулируется ущерба.

Плагиат фонограмм может выражаться в автороведческой объявлении себя Назначение автором чужого Глава произведения или указанных выпуске чужого порядка произведения (в полном массовой объеме или искусства частично) под искусства своим именем. наукам Нередко бывают свободу случаи издания основании под своим использующего именем произведения, ли созданного в соавторстве с первом другими лицами, рынка без указания включала их имени. мая Здесь следует можно различать разделенное и одновременно неразделенное соавторство, и в марта последнем случае объемов использование (например, публикация) потерпит произведения по послужили частям невозможно и, вокруг следовательно, даже своего при воспроизведении деятельности отрывка такого комплексов произведения должны отношении быть указаны Music все соавторы. через Так, например, терминами один из пособие соавторов мультфильма «Смешарики», было лишившись имущественных комментарии прав на формы это произведение, принятия сохраняет право критики признаваться одним иные из авторов эта это мультсериала.

понятий Грань между поднимается заимствованием и плагиатом общенаучные очень тонкая и доп будет определяться в прежде каждом конкретном creative случае судом с презентации учетом результатов чужие автороведческой экспертизы. повлиять Так, суд двух будет учитывать совершается наличие таких Хотя признаков плагиата, фонограмм как заимствование неразделенное формы научной форм идеи, построение довольно высказываний автора и границы стиль подачи сотрудничестве материала, указание одного на источники явление цитирования или звуко его отсутствие и кодексу другие.

2.2. Решение неразрешенными проблемы добросовестности уголовная заимствований в англо-американской закрепленные системе права

носят Следует отметить, нарушает что судебные праве баталии вокруг отвечать ограничений прав наилучшим автора ведутся часто не только в охраны России. Классический заимствованных пример оценочных документы понятий как в заимствованный законе, так и в поправок прецеденте можно Польшей наблюдать в англо-американской ноября системе права, в КУДИЦ частности, в законодательстве Сейчас об авторском географические праве США. Форда Сейчас, когда Помимо российские университеты планы пытаются войти в следующими мировые образовательные содержащиеся рейтинги, вопрос книге добросовестности заимствований ЮНИТИ особенно актуален.

видеопиратство Ограничение прав как автора в США, в правонарушениях правовой доктрине Обращение именуемое добросовестным Арменией использованием, регулируется шаблонов Законом об более авторском праве 1976 г. природа Для того одна чтобы автор пример мог безнаказанно интересами использовать отрывки статьи из чужого страны произведения, его выражаться произведению надо что отвечать четырем апреля критериям, сформулированным в добросовестного ст. 107 Закона нравственный об авторском эта праве США:

1. При Цель и характер заключается использования, в том Если числе имеет идентифицирования ли такое рабочую использование коммерческий Кроме характер или университеты является некоммерческим и напечатано служит образовательным Во целям.

2. Правовая объемов природа охраняемого арбитражного произведения.

3. Величина и существующие существенность используемой принадлежит части по деятельность отношению ко ограничений всему произведению в презентации целом.

4. Эффект законе использования на Шведов потенциальном рынке органов или стоимость стоимость охраняемого произведения.

магнитной Критерии весьма может расплывчатые и отличить возникающие добросовестное использование и отсутствию нарушение авторских ссылается прав не подход всегда представляется Орбисона возможным, закон даже не предусматривает свободно ни количество компьютерная заимствованных слов нарушением или строк, скрытое ни процентное формы соотношение фрагмента и возникающая целого текста, ситуация которые можно изобретательских было бы комментарии использовать, не работ нарушая закон, по поэтому автор суть всегда рискует переработка своими деньгами, учитывать используя чужие иностранных произведения. Зачастую личные даже при собственную признании заимствования текст добросовестным использованием Здесь расходы на какого адвокатов превышают совершаются доходы, которые цель автор мог воспроизведения получить от in продажи такого сами произведения.

Рассматривая Суд первый критерий, никак американское законодательство бизнеса допускает возможность ограничиваются коммерческого использования каком произведения с заимствованием, сегмент хотя судьи чужие безусловно отдают должна преимущество некоммерческому Брюссельская характеру использования. В передаваемых отношении цели один использования судьи в эту различных национальных настоящее правовых системах мировые особой оригинальностью абортах не отличаются. В виде качестве добросовестного несоблюдение использования суды Content рассматривают цитирование в смежным обзоре или вынесения критики в целях случае иллюстрации или комплексного комментариев, цитирование говорить коротких отрывков в это научной или сказать технической работе, связи для иллюстрации изобретательских или разъяснений географические исследования автора, публикация пародии.

Основу использовано второго критерия пример составляет оценка параметры оригинального произведения, классификаций которое было административных использовано. Если величины оно сводится к Законом фактографическому описанию, символы которое свойственно в транспортных частности произведениям который науки, то в объявлении этом случае свободно шанс добросовестного объективном использования возрастает. Всемирная Если же производители этим произведением является такой дорогостоящий коммерческий проект, как фильм или компьютерная программа, то, скорее всего, правообладатель захочет возместить каждый затраченный доллар.

Существенность заимствования, составляющая третий критерий, законодательно, как и в России, никак не определена. Практическое правило заключается в том, чтобы брать не более чем 5% от оригинального произведения[28]. Хотя если речь идет о фотографии или рисунке, то объем заимствования будет составлять 100%. В любом случае допустимый объем заимствований будет определяться судом в каждом конкретном деле, исходя из использования ключевых выдержек (the heart of the work) из оригинального произведения. Удачно характеризующим третий критерий было дело Harper & Row v. Nation Enterprises, суть которого сводится к публикации выдержки из книги бывшего президента Дж. Форда, а именно его мысли о помиловании своего предшественника президента Никсона, который подал в отставку под угрозой импичмента. Объем выдержки составлял порядка 300 слов из 200 000 оригинала. Верховный суд США признал такое использование недобросовестным.

Четвертый критерий определяет экономические потери, которые понес автор охраняемого произведения в результате такого заимствования. В этом случае речь идет о конкуренции двух произведений в борьбе за потребителя. Наиболее яркий пример, иллюстрирующий четвертый критерий, является судебное дело Campbell v. Acuff-Rose Music, которое по сути сформировало определенный стандарт добросовестного использования. Речь идет о пародии на известную песню Р. Орбисона «Pretty women». Верховный суд США, рассматривая это дело, установил, что маловероятно пародия будет выступать в качестве замены оригинала, и эти два произведения предназначены для различных сегментов рынка.

Следующее судебное дело хорошо иллюстрирует добросовестное использование в научных целях, а сама ситуация является довольно распространенной. Предметом судебного рассмотрения была аналитическая презентация на научной конференции, которая включала в себя цитирование текста из неопубликованной рукописи. Автором презентации был научный сотрудник некоммерческой организации. По всем четырем критериям суд вынес решение в пользу добросовестного использования, аргументируя свою позицию следующим образом:

1) цель использования: научная критика и комментарии оригинальной рукописи, некоммерческое использование;

2) правовая сущность: неопубликованное произведение;

3) существенность заимствования: объем использования сводился к выдержкам для научной критики и комментариев и не затрагивал the heart of the work, то есть основную суть работы;

4) эффект использования: суд не нашел доказательств того, что использование выдержек из оригинала в презентации на научной конференции может как-то повлиять на сегмент рынка заимствованного произведения.

Судьи также допускают добросовестное использование и в случае коммерческого успеха произведения, где используются заимствования. Так, в 1973 г. истец написал книгу, основанную на интервью с женщинами о своих беременностях и абортах. Ответчик написал свою собственную книгу на ту же тему, но с противоположной точкой зрения на эту тему и попросил разрешения использовать длинные выдержки из произведения истца, в чем ему было отказано. Тем не менее, ответчик опубликовал свою книгу с неразрешенными фрагментами. Суд признал такое использование добросовестным, мотивировав свое решение тем, что, хотя книге и сопутствовал коммерческий успех, цель ее была – информирование общественности о существующей проблеме, цитирование составляло 4,3%, а произведение истца носило в большей степени фактологический характер и не было напечатано.

По меткому выражению А. Луцкера, который сравнивает добросовестное использование с игрой в бейсбол, «успешно коснитесь каждой базы, и можете подсчитывать очки, используя чье-нибудь еще произведение без разрешения и без выплат за использование. Однако если вы не сможете коснуться каждой базы или пробежите мимо какой-нибудь из них, то претензия на добросовестность использования потерпит неудачу»[29]. А антипиратские законы в США очень строги, особенно если они затрагивают денежные потоки крупных корпораций.

Надо сказать, что обе правовые доктрины, ограничение прав автора в России и добросовестное использование в США, полностью построены на оценочных понятиях, а их правоприменение определяется исключительно судебной практикой. И в этом случае правовая доктрина добросовестного использования наиболее полно разработана и наилучшим образом соблюдает баланс интересов автора оригинального произведения и автора, использующего заимствование. Четыре критерия, закрепленные в американском законодательстве, позволяют не только идентифицировать заимствованный фрагмент, но и оценить его коммерческую стоимость, а также экономические последствия для обоих авторов. Такой подход, безусловно, был сформулирован благодаря прецедентному праву, превалирующему в государствах англо-саксонской правовой традиции.

Масштабная реформа российского гражданского законодательства, к сожалению, мало что изменила в доктрине ограничения прав автора, а судебные решения в этой области носят хаотичный характер, в том числе как в связи с небольшим количеством дел, так и с длительным отсутствием специализированного суда. В связи с этим по данному вопросу так и не удалось сформулировать единых критериев оценки правомерного использования произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения. А сам вопрос ограничения прав авторов чаще обсуждается в СМИ, чем в зале судебных заседаний Суда по интеллектуальным правам. Для континентального права, к которому принадлежит и российская правовая система, свойственны абстрактность и пробельность законодательства, которые при этом постоянно восполняются как законотворческим процессом, так и судебной практикой.

Выводы. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения цитирование, включая обзор печати в научных, критических, полемических или информационных целях. Наиболее часто встречающиеся нарушения в этой области, как правило, сводятся к превышению допустимого объема цитирования или отсутствию указания на автора и источник цитирования.

Плагиат – это умышленное присвоение авторства другим лицом. В отличие от заимствований, предусмотренных в ст. 1274 ГК РФ, плагиат, помимо имущественных прав автора, нарушает такое неимущественное право, как право авторства, то есть право признаваться автором произведения, и всегда совершается умышленно. Кроме того, за плагиат предусмотрена, в том числе, и уголовная ответственность в зависимости от величины причиненного ущерба. Плагиат может выражаться в объявлении себя автором чужого произведения или выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем.

Масштабная реформа российского гражданского законодательства, к сожалению, мало что изменила в доктрине ограничения прав автора, а судебные решения в этой области носят хаотичный характер, в том числе как в связи с небольшим количеством дел, так и с длительным отсутствием специализированного суда. В связи с этим по данному вопросу так и не удалось сформулировать единых критериев оценки правомерного использования произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения. А сам вопрос ограничения прав авторов чаще обсуждается в СМИ, чем в зале судебных заседаний Суда по интеллектуальным правам. Для континентального права, к которому принадлежит и российская правовая система, свойственны абстрактность и пробельность законодательства, которые при этом постоянно восполняются как законотворческим процессом, так и судебной практикой.

Заключение

Авторские права регулируются гл. 70, ст. 1255-1302 ГК РФ.

К объектам авторских прав относятся литературные произведения, драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения; хореографические произведения и пантомимы; музыкальные произведения, произведения живописи, скульптуры, графики, дизайн, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения с текстом или без текста; аудиовизуальные произведения; произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе, в виде проектов, чертежей, изображений и макетов; фотографические произведения, произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; географические, геологические и другие карты, планы, эскизы, и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и другим наукам, а также, программы для ЭВМ (ст. 1259 ГК РФ).

Не являются объектами авторского права официальные документы органов государственной власти и муниципальных образований, их официальные переводы, государственные символы и знаки, произведения народного творчества, а также сообщения о событиях и фактах, имеющих информационный характер

Авторские права распространяются как на обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме.

В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 1274 ГК РФ допускается без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения цитирование, включая обзор печати в научных, критических, полемических или информационных целях. Наиболее часто встречающиеся нарушения в этой области, как правило, сводятся к превышению допустимого объема цитирования или отсутствию указания на автора и источник цитирования.

Плагиат – это умышленное присвоение авторства другим лицом. В отличие от заимствований, предусмотренных в ст. 1274 ГК РФ, плагиат, помимо имущественных прав автора, нарушает такое неимущественное право, как право авторства, то есть право признаваться автором произведения, и всегда совершается умышленно. Кроме того, за плагиат предусмотрена, в том числе, и уголовная ответственность в зависимости от величины причиненного ущерба. Плагиат может выражаться в объявлении себя автором чужого произведения или выпуске чужого произведения (в полном объеме или частично) под своим именем.

Масштабная реформа российского гражданского законодательства, к сожалению, мало что изменила в доктрине ограничения прав автора, а судебные решения в этой области носят хаотичный характер, в том числе как в связи с небольшим количеством дел, так и с длительным отсутствием специализированного суда. В связи с этим по данному вопросу так и не удалось сформулировать единых критериев оценки правомерного использования произведений без согласия автора и без выплаты вознаграждения. А сам вопрос ограничения прав авторов чаще обсуждается в СМИ, чем в зале судебных заседаний Суда по интеллектуальным правам. Для континентального права, к которому принадлежит и российская правовая система, свойственны абстрактность и пробельность законодательства, которые при этом постоянно восполняются как законотворческим процессом, так и судебной практикой.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).
  3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016).
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  5. Определение Верховного Суда РФ от 05.12.2003 № 78-Г03-77.
  6. Определение Владимирского областного суда от 23 ноября 2010 г. по делу № 33- 3618/1.
  7. Определение Московского городского суда от 4 июля 2013 г. № 4г/5-4639/13.
  8. Определение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2003 г. № 78-Г03-77.
  9. Постановления ФАС Московского округа от 5 апреля 2010 г. № КГ-А40/1795-10.
  10. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2014 г. по делу № А12-30345/2013.
  11. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) М. 2015.
  12. Ожегов С., Шведов Я. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2009.
  13. Гражданское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. М.М. Рассолова, О.Ю. Ильиной, А.Н. Кузбагарова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014.
  14. Гришаев С. П. Плагиат: вопросы теории и практики // Гражданин и право. – 2014. – № 11.
  15. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях (постатейный) с постатейными материалами. Новая редакция, действующая в 2011 году с изменениями, вступающими в силу в 2013 году. 12-е издание, переработанное и дополненное. (СЕРИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ») Автор комментариев и составитель – В.С. Чижевский М. Книжный мир, 2011.
  16. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. отв. ред. В. М. Лебедев. 14-е изд., перераб. И доп. М. Издательство Брайт, 2014.
  17. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третьей, части четвертой. С постатейными материалами и практическими разъяснениями. 10-е издание, переработанное и дополненное. Автор комментариев и составитель – А. Б. Борисов М. Книжный мир. 2010.
  18. Луцкер А. П. (Арнольд П.) Авторское право в цифровых технологиях и СМИ : Товарные знаки; Телевидение; Интернет; Образование; Мультимедиа; Радио = Content rights for creative professionals : Copyrights and Trademarks in a digital age / с науч. коммент. А. Серго. – М. : КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.
  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

  2. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) М. 2015. – С. 73.

  3. Бархатова Е. Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) (2-е издание, переработанное и дополненное) М. 2015. – С. 19.

  4. Ожегов С., Шведов Я. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. М., 2009. – С. 17.

  5. Гражданское право: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / под ред. М.М. Рассолова, О.Ю. Ильиной, А.Н. Кузбагарова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. С. 141-142.

  6. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

  7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 09.03.2016) (с изм. и доп., вступ. в силу с 20.03.2016).

  8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об Административных правонарушениях (постатейный) с постатейными материалами. Новая редакция, действующая в 2011 году с изменениями, вступающими в силу в 2013 году. 12-е издание, переработанное и дополненное. (СЕРИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОММЕНТАРИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ») Автор комментариев и составитель – В.С. Чижевский М. Книжный мир, 2011. – С. 150.

  9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015).

  10. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. отв. ред. В. М. Лебедев. 14-е изд., перераб. И доп. М. Издательство Брайт, 2014. – С. 370.

  11. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть 4) от 18.12.2006 №230-ФЗ // СЗ РФ. – 2006. - № 52 (1 ч.).

  12. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третьей, части четвертой. С постатейными материалами и практическими разъяснениями. 10-е издание, переработанное и дополненное. Автор комментариев и составитель – А. Б. Борисов М. Книжный мир. 2010. – С. 1021.

  13. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третьей, части четвертой. С постатейными материалами и практическими разъяснениями. 10-е издание, переработанное и дополненное. Автор комментариев и составитель – А. Б. Борисов М. Книжный мир. 2010. – С. 1021.

  14. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части первой, части второй, части третьей, части четвертой. С постатейными материалами и практическими разъяснениями. 10-е издание, переработанное и дополненное. Автор комментариев и составитель – А. Б. Борисов М. Книжный мир. 2010. – С. 1019.

  15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

  16. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

  17. Определение Верховного Суда РФ от 05.12.2003 № 78-Г03-77.

  18. Определение Владимирского областного суда от 23 ноября 2010 г. по делу № 33- 3618/1.

  19. Определение Московского городского суда от 4 июля 2013 г. № 4г/5-4639/13.

  20. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

  21. Определение Верховного Суда РФ от 5 декабря 2003 г. № 78-Г03-77.

  22. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

  23. Постановления ФАС Московского округа от 5 апреля 2010 г. № КГ-А40/1795-10.

  24. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

  25. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

  26. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 24 апреля 2014 г. по делу № А12-30345/2013.

  27. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016).

  28. Гришаев С. П. Плагиат: вопросы теории и практики // Гражданин и право. – 2014. – № 11.

  29. Луцкер А. П. (Арнольд П.) Авторское право в цифровых технологиях и СМИ : Товарные

    знаки; Телевидение; Интернет; Образование; Мультимедиа; Радио = Content rights for creative professionals : Copyrights and Trademarks in a digital age / с науч. коммент. А. Серго. – М. : КУДИЦ-ОБРАЗ, 2005.