Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Абстрактная композиция

Содержание:

Введение

Издавна люди пытались отобразить красоту окружающего мира и преобразить домашний быт и я тому не исключение.

Тема Абстрактная композиция мной выбрана не с проста, это не только интерес к разработке и эскизов, но и так же в выполнении моих идей в различных техниках декоративно прикладного искусства.

Декоративно – прикладное искусство создает среду в которой я живу, это не только моя работа, но так же и хобби которое включает в себя различные искусства, создающие художественные предметы для украшения повседневного быта делая мою жизнь более привлекательной.

В наше время несомненно растет интерес к традиционной культуре, народного искусства, создавая что то новое с большим мастерством и изобретательством, используя природные материалы: мех и кожу животных, бересту, дерево, рог оленя, камень и другие материалы, люди делают разнообразные предметы интерьера и Искусно орнаментированную одежду, обувь, посуду, предметы быта. Обычные старые вещи, преображенные рукой мастера-художника, превращаются в подлинные произведения искусства.

Цель работы рассказать о некоторых техниках декоративно-прикладного искусства которые я использовала в своих работах.

1. Квиллинг

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. «Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком». Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Квиллинг – искусство бумагокручения, один из видов декоративно – прикладного искусства. Узкие и длинные полоски бумаги с помощью иголки, шила или простой зубочистки скручиваются в спирали, которые затем видоизменяются в самые различные формы, из которых можно составить плоскостные или объемные композиции.

Квиллинг – на английском языке это рукоделие называется «quilling» — от слова «quill» и переводится как  «птичье перо». Именно птичье перо сыграло большую роль в развитии квиллинга и создании шедевров из бумаги: чтобы получить тонкую спираль для композиции, длинные полоски бумаги накручивались как раз на него.

1.1 История квиллинга

Зачастую говорят, что искусство квиллинга пришло к нам из Древней Кореи. Зародилось ли оно там или на родине изобретения бумаги, в Китае, – неизвестно. Существует много версий по поводу того, какую страну следует считать родиной квиллинга. Кроме варианта с азиатскими странами, можно услышать о том, что это искусство появилось еще в Древнем Египте. Некоторые исследователи считают, что бумажная филигрань зародилась в Западной Европе в XIV–XV вв., другие утверждают, будто это искусство североамериканских индейцев и ему уже не одна тысяча лет. Поэтому нельзя установить достоверно, к какому времени относится самое раннее произведение из крученой бумаги. Как бы то ни было, теперь уже не так важно, в каком государстве и в какое время появилось первое произведение в технике квиллинга. Главное, что теперь это художественное ремесло стало интернациональным и весьма популярным (в том числе благодаря современным доступным ценам на материалы для него). Свое название квиллинг приобрел в Великобритании: оно произошло от английского слова quill («перо»). Дело в том, что для скручивания бумаги на раннем этапе становления квиллинга в Европе (в Средние века и позже) использовали обычное канцелярское перо, вернее, его кончик. После переселения в Америку приверженцы техники квиллинга стали использовать в качестве стержней иглы дикобраза.

В Средние века бумага была дорогим удовольствием, поэтому в технике бумажной филиграни мастера выполняли изысканные шкатулки, медальоны, родовые украшения для интерьеров, обложки книг и даже рамы для икон и картин. Да и бумагу для подобных украшений применяли не простую, а золотую – почти в буквальном смысле. Миниатюрные украшения изготавливали из позолоченной особым способом бумаги. Она могла быть позолочена только с торцов или же полностью. Иногда использовали обрезы книжной бумаги (ее торцы как раз и были позолочены), а порой бумагу делали специально. Из-за невысокой прочности материала эти изделия в большинстве своем не сохранились до наших дней, но доподлинно известно, что квиллинг считался делом благородным и доступным далеко не всем слоям населения. Здесь имеется в виду, что заказчиками подобных украшений были, как правило, знатные люди и богатые храмы. Церкви победнее использовали украшения из квиллинга вместо золотых миниатюр: имитация была почти полная, а средств на бумажную филигрань уходило все-таки меньше, чем на золотую. Мастерицами по бумагокручению становились монахини в католических монастырях. В некоторых исторических источниках можно найти упоминания о том, что этим искусством занимались и монахи. Неспешная обстановка средневековых духовных обителей как нельзя лучше способствовала сосредоточенной тонкой работе с хрупким материалом. Со временем это ремесло становилось все более почитаемым и квиллингу стали обучать девушек в благородных семьях (опять же только в высших слоях общества находили средства для занятий этой техникой). В Англии, например, бумажная филигрань пришлась по нраву королеве Елизавете I еще в то время, когда она была принцессой. Многие ее творения до сих пор хранятся в музеях Великобритании. Известно, что Елизавета подарила одному из придворных врачей целую ширму, выполненную ею в технике квиллинга. Некоторые другие королевские особы Англии также питали слабость к этому художественному занятию. Для девушек из знатных семей (но не королевской крови) организовали специальные курсы и школы по квиллингу. Описания изделий и советы по выполнению изделий в технике квиллинга публиковали в популярных в то время журналах.

Расцвет квиллинга приходится на эпоху Ренессанса (Возрождения), когда в обществе проявился интерес ко всему прекрасному, гуманистическому и естественному. Хотя практически процессы создания и применения бумажных узоров не изменились: их по-прежнему выполняли в монастырях монахини, оформляя ими предметы культового обихода. Особенно широко в то время квиллинг практиковался в Италии и Франции. Чуть позже бумажная филигрань стала распространяться на предметы нецерковного применения: дамские кошельки и сумочки, бочонки для вина, рамы для картин, украшения для мебели и т. п. Элементы квиллинга все чаще стали сочетать с живописными вставками, аппликациями и вышивкой. Заполняли бумажными узорами и дамские альбомы. Эти украшения в сочетании с другими видами искусства можно назвать одним из самых ранних направлений скрапбукинга – искусства украшать альбомы.

Но если вплоть до XVI в. квиллинг считался настоящим искусством, то с более широким его распространением и с удешевлением бумаги статус этого занятия сменился. В XVII–XVIII вв. квиллинг стал не более чем развлечением для знатных дам, а к концу XIX в. про него и вовсе почти забыли. Возможно, это было связано с социальными изменениями в европейском обществе. Возрождаться искусство квиллинга начало лишь во второй половине прошлого столетия именно в статусе искусства, а не развлечения. В 1950-х гг. были разработаны основные фигуры, которыми пользуются и современные мастера; в 1983 г. в Великобритании был основан «Квиллинг союз Англии», а с 1992 г. эта организация совместно с подобными в других странах стала проводить международные фестивали квиллинга. С той поры происходит постоянное обогащение этого искусства, обмен опытом между мастерами и школами, традиции разных школ смешиваются друг с другом, объединяясь в целое интернациональное движение, все больше охватывающее мир.

В Южной Корее квиллинг считается народным искусством. Там, как и в некоторых других странах мира, создана Ассоциация квиллинга. В школьную программу включены занятия по квиллингу. Этот вид бумагопластики в Китае, Японии и Корее почти так же популярен, как и оригами.

Квиллинг сегодня распространен во многих уголках Земного шара. Особенно большой интерес к нему можно наблюдать в Великобритании, Германии и США.

Азиатская школа квиллинга отличается от европейской. Произведения европейских мастеров можно узнать по их лаконичности и простоте. Небольшие элементы из крученой бумаги составляют несложные композиции, украшающие открытки, фоторамки, шкатулки. Квиллинг в Европе чаще применяют именно для украшения каких-то необходимых бытовых предметов. В Корее и других азиатских странах квиллингисты создают из сотен мелких спиралек сложные композиции, причем они нередко не имеют утилитарного назначения, а существуют сами по себе: в качестве плоских или объемных картин, игрушек, фонариков и других украшений. Европейский жизненный уклад ассоциируется с постоянной спешкой, занятостью, рациональностью. Поэтому и произведения искусства здесь, как правило, лаконичны и просты. В Азии же до сих пор широко распространено созерцательное мировоззрение, которому чужда поспешность, но близки размеренность и любование прекрасным. Отсюда и тяга к созданию необычных, сложных, но в то же время утонченных произведений, глядя на которые, зритель понимает, сколько труда и терпения вложил автор в свой бумажный узор. Конечно, это не всегда обязательное правило, и во всех странах существуют мастера-«исключения».

В России, как и во многих уголках мира, квиллинг стал популярен не так давно. Однако сегодня последователей этой техники уже довольно много.

1.2 Бумага для квиллинга

Хотя есть еще и такие мастера, кто режет бумагу самостоятельно, сегодня большинство практикующих Квиллинг пользуются уже нарезанными бумажными полосками, которые упаковывают в пачки, содержащие разные цвета. Их можно приобрести в специализированных галантерейных магазинах. Ширина полосок — 2,3, 5, 10 мм.

♦ Бумага для квиллинга хорошего качества не должна быть ни слишком легкой, ни слишком тяжелой, должна легко накручиваться и потом равномерно приоткрываться и сохранять заданную форму. Слишком легкая бумага не открывается легко, а бумага плохого качества хорошо не закручивается.

♦ Хотя эта бумага светостойкая, лучше избегать попадания прямых солнечных лучей на работы, выполненные в технике квиллинга.

♦ Можно покрывать бумагу для квиллинга лаками, золотистыми или серебристыми аэрозолями, хорошо расправляя полоски для окрашивания по всей длине и закрепляя их по краям. В продаже имеется уже позолоченная и посеребренная бумага.

♦ В продаже есть и чистая бумага для квиллинга, выполненная из пергамента, которая, как правило, имеет нежные пастельные цвета и позволяет выполнять очень изысканные и необычные
работы в технике квиллинга.

1.3 Материалы

Клей IIВА. Самый лучший клей для работы с бумагой, достаточно вязкий, хорошо схватывается, изготовлен на основе воды, становится прозрачным при высыхании и не является токсичным. Некачественный, водянистый клей раздражает и затрудняет работу.

Аппликаторы. Аппликатор с тонким кончи ком (например, зубочистка) — не обязательная принадлежность для квиллинга. но очень полезное современное изобретение. Зубочисткой можно пододвигать витки спиралей и подправлять завитки.

        Фон. Как правило, для квиллинга необходим фон — подойдет тонкий картон, фанера, дерево, пробка, грубая плотная ткань, а также любой другой материал, к которому можно прикрепить спирали.

        Доска для квиллинга с булавками. Для доски подойдет лист полистирола (пенопласта) размерами около 15 х 15 см и толщиной не менее 2,5 см. Оберните его пищевой пленкой или жиронепроницаемой бумагой, не крепите обертку с одной стороны, чтобы подсовывать под нее схемы. Проще всего прикалывать изделие к такой доске булавками со стеклянными головками, а не булавками для пробковых досок — они слишком короткие.

      Щипчики. Пригодятся для разных работ: плоскими концами одних можно придерживать открытые спирали и прямые поноски бумаги, тонкими прямыми брать самые тонкие элементы рисунка, зажимами придавать элементам форму.

      Ножницы. Маленькие, острые, удобные в работе ножницы идеально подходят для обрезки, длинные - для разрезания больших листов бумаги. Для создания особых эффектов понадобятся фигурные ножницы и резаки.

      Гофрирователь. Если вы хотите гофрировать бумагу, вам понадобится приспособление из двух укрепленных на дощечке небольших шестеренок. Их следует закрепить так, чтобы между зубцами можно было пропустить одну-две полоски бумаги.

Линейка. Подойдет любая линейка, пользоваться ей понадобится нечасто.

1.4 Дополнительные  принадлежности

Зажим. Им удобно зажимать бумагу в процессе обрезки, при изготовлении цветов из бахромы.

Фломастеры. Если у них толстый стержень, ими можно красить края полосок, если тонкий — придавать завершающие штрихи.
Штемпельные подушечки. Понадобятся для подкрашивания краев полос. Просто приложите подушечку к законченному изделию.

Острый инструмент (шило). Пригодится для скручивания бумажных подосок. По возможности старайтесь работать только пальцами — при этом вы быстрее приобретете опыт и сможете лучше управлять бумагой. Для скручивания спиралей из бумажных полос нет лучше инструмента, чем пальцы, по если без шила не обойтись, позаботьтесь о том, чтобы оно было тонким: это позволит придавать центру спирали желаемую форму. Такие инструменты могут быть очень острыми, обращаться с ними следует осторожно. Дети должны скручивать бумагу только пальцами.

Направляющие. Для изготовления кольцевых элементов и выполнения некоторых других приемов вам понадобятся направляющие — цилиндры различного размера. Подойдет всё, от картонных рулончиков из-под туалетной бумаги до карандашей.

Корсажные булавки. Некоторые мастера предпочитают навивать бумагу на них.

Держатель для луковицы (гребень с тонкими стальными зубцами). Для изготовления спиралей-колосков, если вы предпочитаете такой способ.

1.5 Основные формы, используемые в квиллинге

Все базовые элементы с точки зрения форм делятся на тугие и свободные. Свободные роллы получаются путем скручивания бумажной ленты на инструмент, при этом в конце работы натяжение полоски ослабляется. Благодаря такому способу скручивания элементу можно придать абсолютно любую форму, которая нужна для работы. В конце зафиксируйте ее с помощью клея.

В случае создания тугих роллов бумажную ленту закручивают максимально туго и также в конце фиксируют клеем. Чаще всего тугие роллы размещают в центре всей композиции, они становятся своеобразной основой картины. Также их применяют для выделения отдельных участков изображения. За счет плотного накручивания бумажной полоски цвет тугих роллов становится более интенсивным.

В квиллинге существует достаточно много разнообразных фигур открытой и закрытой формы. Из иллюстрации можно понять, что в открытой форме конец остается свободным. Чтобы изготовить ролл закрытой формы, конец следует зафиксировать клеем.

Чтобы изобразить базовую форму - петлю, нужно слегка прищепнуть кончиками пальцев закрытую форму с одной стороны. (рис.1)

Если же каплю прищепнуть и с другой противоположной стороны, то выйдет другая базовая форма - глаз. (рис.2)

Треугольник Первым делом выполните каплю, после этого сплющите округлую сторону так, чтобы она стала прямой. (Рис.3)

Стрела Эту фигуру также изготовить достаточно просто. Сперва сделайте треугольник, после чего вдавите середину основания внутрь (рис.4)

Прямоугольник. Для начала согните спираль в форме глаза, как было показано выше. После этого аналогичным способом согните две другие стороны. Вам осталось выровнять все углы.(рис.5) (рис.6) (рис.7)

Полукруг Для создания этой детали защипните два кончика свободной спиральки. Вам осталось выпрямить свободное пространство с одной стороны между ними (рис.8)

Полумесяц Сделайте фигуру полукруг, а после этого продавите середину внутрь прямой стороны.

Изготовление бахромы Процесс создания бахромы абсолютно не сложен, но требует больше времени. Для изготовления бахромы подберите более толстую полоску (примерно 15 мм). С помощью ножниц выполните множество поперечных надрезов, которые впоследствии нужно распушить, чтобы они создали эффект махровых лепесточков. Такую бахрому чаще всего применяют для создания цветов. Она скручивается в тугую спираль, после этого надрезанные стороны отворачивают наружу, таким образом создается бутон. Также стоит остановиться и на создании свободных фигур, для изготовления которых вам не понадобится закрытая спираль. Это группа фигур отличается тем, что кончик не нужно фиксировать клеем, он получается свободным. Вариаций подобных форм можно придумать большое количество. Но здесь будут рассмотрены основные из них. (рис.9) (рис.10) (рис.11)

Рожки Чтобы сделать такую фигуру, сложите полоску пополам, каждую из полосочек нужно закрутить в наружные (противоположные) стороны.(рис.12)

Завиток Возьмите полоску бумаги для квиллинга (сгибать ее не нужно) и закрутите одну часть в одну сторону, а другую - в противоположную.(рис.12)

Веточка Чтобы получить форму веточки, сложите полоску в примерном соотношении 1:2, после этого скрутите обе части в одном направлении. (рис.13)

Сердечко Для того чтобы сделать сердце, согните полоску пополам и закрутите обе ее части внутрь. (рис.13)

2. Аппликация

Аппликация вырезание и наклеивание (нашивание) фигурок, узоров или целых картин из кусочков бумаги, ткани, кожи, растительных и прочих материалов на материал-основу (фон). Как правило, материалом основой служат картон, плотная бумага, дерево. Аппликация связана с познавательной деятельностью иогромное влияние оказывает на развитие умственных и творческих способностей детей

2.1 История аппликации

Аппликация (от латинского слова "прикладывание") - интересный вид художественной деятельности - это способ работы с цветными кусочками бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные платины, всевозможная материя, высушенных листьев. Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж. 

Аппликация родилась очень давно. Она появилась как способ украшения одежды и обуви, домашней утвари и орудий труда, интерьера своего жилища.

Возможно, первым толчком к появлению аппликации явилась необходимость сшивать шкуры для одежды, и первый стежок подсказал человеку, что им моно не только соединять детали одежды, но и украсить её. Детали, выкроенные из этих материалов, стали прикреплять к одежде. Так появилась аппликация.

Сюжетом становились животные, птицы, сами люди, фантастические чудовища, красивые цветы и растения, сцены охоты и повседневной жизни.

Аппликации доступны даже детям раннего возраста: создать целое из имеющихся частей гораздо проще, чем тот же рисунок создать из мозаики.
Части аппликации можно заготовить заранее и дать их ребёнку для создания изображения, а мозаику - нет.

В работе над аппликацией используют клей, ножницы, цветную бумагу (которую можно сделать самим с помощью красок или фломастеров), обёрточную бумагу, журналы, фольгу, фантики, поролон и просто неожиданные материалы.

Понятие "аппликация" включает способы создания художественных произведений из различных по своим свойствам и фактуре материалов, объединенных сходством техники выполнения. Каждый материал имеет свои особенности, которые оказывают определяющее влияние на технику выполнения аппликации. Например, бумага, солома, засушенные растения, береста, прикрепляются к фону различными клеями; тополиный пух накладывается на бархатную бумагу.

Аппликация - наиболее простой и доступный способ создания художественных работ, при котором сохраняется реалистическая основа самого изображения. Это даёт возможность широко использовать аппликацию не только в оформительских целях, но и в создании картин, панно, орнаментов и т.д.

Основными признаками аппликации являются силуэтность, плоскостная обобщенная трактовка образа, локальность больших цветовых пятен.

Аппликация моет быть предметной, состоящей из отдельных изображений; сюжетной, отображающей совокупность действий, событий; декоративной, включающей орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

2.2 Виды аппликации

  • предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т.д.);
  • сюжетная, отображающая те или иные события;
  • декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно:

  1. Составлять декоративный узор из различных бумажных геометрических форм и растительных (листок, цветок) деталей, располагая их в определенном ритме на картонной основе.
  2. Составлять изображение предмета из цветной бумаги из отдельных частей; изображать сюжет.
  3. Овладевать различной техникой получения деталей для аппликации из бумаги: вырезывание разными приемами, обрывание, плетение; а также техникой прикрепления их к основе.
  4. Составлять изображение предмета (сюжета) используя технику оригами.

И редко можно встретить педагогов, использующих в своей работе нетрадиционные техники работы аппликации.

Работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.

2.3 Нетрадиционные техники аппликации

Обрывная аппликация. Этот способ хорош для передачи фактуры образа (пушистый цыпленок, кудрявое облачко). В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумажки, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.

Накладная аппликация. Эта техника позволяет получить многоцветное изображение. Задумываем образ и последовательно создаем его, накладывая и наклеивая детали слоями так, чтобы каждая следующая деталь была меньше предыдущей по размеру.

Модульная аппликация (мозаика).При такой технике образ получается путем наклеивания множества одинаковых форм. В качестве основы для модульной аппликации могут использоваться вырезанные кружки, квадратики, треугольники, либо просто рваные бумажки.

Симметричная аппликация .Для симметричных изображений заготовку — квадрат или прямоугольник из бумаги нужного размера — складываем пополам, держим за сгиб, вырезаем половину изображения.

Ленточная аппликация. Этот способ позволяет получить не одно или два, а много одинаковых изображений, разрозненных или связанных между собой. Для изготовления ленточной аппликации необходимо взять широкий лист бумаги, сложить его гармошкой и вырезать изображение.

Силуэтная аппликация. Этот способ доступен детям, хорошо владеющим ножницами. Они смогут вырезать сложные силуэты по нарисованному или воображаемому контуру.

Квилинг .(англ. quilling — от слова quill (птичье перо), также бумагокручение, — искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги.

Торцеваниею. Торцевание — один из видов бумажного рукоделия. Эту технику можно отнести и к способу аппликации и к виду квиллинга. С помощью торцевания можно создавать удивительные объёмные картины, мозаики, панно, декоративные элементы интерьера, открытки. Эта техника довольно популярна , интерес к ней объясняется необычным эффектом "пушистости" и лёгким способом её исполнения.

Коллаж. Коллаж (от фр. collage — приклеивание) — технический приём в изобразительном искусстве, заключающийся в создании живописных или графических произведений путём наклеивания на какую-либо основу предметов и материалов, отличающихся от основы по цвету и фактуре. Коллажем также называется произведение, целиком выполненное в этой технике. Коллаж используется главным образом для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов, а также ради эмоциональной насыщенности и остроты произведения.

Оригами. Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.

Аппликация из салфеток .Салфетки — очень интересный материал для детского творчества. Из них можно делать разные поделки. Такой вид творчества имеет ряд плюсов:

  • возможность создавать шедевры без ножниц;
  • развитие мелкой моторики маленьких ручек;
  • развитие тактильного восприятия, используя бумагу различной фактуры;
  • широкие возможности для проявления креатива.

Гофрированная бумага. Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Она очень мягкая, нежная и приятная на ощупь. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты, костюмы, которые могут стать отличным подарком к празднику.

Аппликация из ткани. Аппликация из ткани — разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной. Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых, края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

Аппликация из крупы. Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами. Для этого манку, рис, пшено раскрашивают в различные цвета с помощью гуаши и воды.

Аппликация из соломы. Аппликации из соломы необычайно привлекательны: они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит, как золото. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Аппликация из засушенных растений. В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев — так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

3. Выжигание по дереву

Дерево – очень интересный материал, который довольно легко поддается различным видам обработки. Кроме того, оно очень красиво, и настоящие мастера часто используют естественную красоту дерева при его обработке.
    В настоящее время существуют множество различных художественных ремесел, связанных с обработкой дерева: резьба, точение, живописные работы по дереву, мозаика и др. Все они довольно тесно связаны с традициями народного творчества, но особое место среди них занимает выжигание по дереву. Это искусство развивалось параллельно с другими видами художественных ремесел, выступая самостоятельно или дополняя их, например резьбу, точение, мозаику.
    С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева, например декорируют шкатулки, деревянную посуду, вешалки, деревянные статуэтки, панно, картины и прочие предметы интерьера.

3.1 История выжигания

Выжигание, или правильнее сказать Пирография- это рисование огнём, в переводе с древнегреческого. Очень красивый и занимательный вид творческого рукоделия.

История выжигания по дереву , начало , датируется аж 700 до н.э. и было найдено в Перу. В Европе же , в средние века , выжигание стало не только видом рукоделия, но и уже искусством. Ибо создавались настоящие картины.

Выжиганием, как хобби, занимались многие знаменитые художники, Рембранд, Пикассо

В старину для выжигания использовали клеймо и разные острые металлические предметы, расколённые на огне.

История современного выжигания(Пирографии) не так уж и стара и берёт своё начало в середине 20-го столетия, когда был изобретён электрический пирограф, т.е. выжигатель, как его называют в простонародье.

Пирография по дереву-это один из самых популярных видов детского творчества. Ну кто из вас не пробовал в школе выжигать на досточках и дарить это маме на 8 марта))) .

Кроме того, учёными новосибирского академгородка был придуман ещё один, дополнительный инструмент для выжигания. В этой технике, она называется «новосибирская тоновая пирография» , вместо раскалённой иглы используется специальный прибор, представляющий собой духовую горелку, которая позволяет выжигать огнём, как кистью.

Выжигание осуществляется не только по древесине, а вообще по любому материалу, изменяющему внешний вид под воздействием температуры — ткани, кожи, бумаге, картону и др.

3.2 Выбор древесины

    Выбор материала для выжигания – один из самых важных вопросов, ведь от качества материала во многом зависит конечный результат. Итак, древесину можно купить в магазине в виде готовых деревянных разделочных или чертежных досок, фанеры, шпона. Мастера очень часто приобретают материал при случае, а не под какое-то конкретное изделие.
    При выборе древесины следует учитывать следующее:
    • порода не должна быть смолистой;
    • на мягких породах выжигать легче, чем на твердых. Однако при этом на мягких породах можно сделать ошибку, которую исправить потом довольно сложно;
    • древесина должна быть с однородной мелкопористой структурой, без трещин, сучков, смоляного кармашка, ройки, засмолка и других пороков;
    • внутреннюю заболонь, косослой, свилеватость при выжигании можно обыграть и выделить;
    • выбор цвета древесины зависит от предполагаемого рисунка, но более яркий и выразительный узор получается на дереве светлых пород;
    • дерево требуется хорошо просушить, иначе при работе оно покоробится;
    • поверхность материала должна быть ровной и чистой.

    Шпон (в переводе с нем. – «щепка») – это тонкий лист древесины, который получают строганием, лущением или пилением. Данный материал используют при изготовлении фанеры.

    Таким образом, лучшими материалами для выжигания считаются ольха, липа, береза, тополь и каштан, так как они имеют светлую окраску, а их структура однородная и мелкопористая.

3.3 Инструменты для выжигания по дереву

В первую очередь вам потребуется доска пюпитра, на которую можно установить дощечку для выжигания.

Выполнять пирографические работы можно с помощью приборов для выжигания.

Рабочая часть выжигателя – штифт, он может быть проволочным или корпусным. С помощью проволочных штифтов различной формы можно выполнить мелкие и сложные детали.

Кроме проволочных штифтов, используют корпусные, обычно их применяют для плоского и глубокого выжигания.

 Пассатижи требуются для придания проволоке нужной формы, кроме того, с их помощью можно подогнать насадки к прибору.
   Наковальня служит для изготовления насадок. Вместо нее можно использовать кувалду или молоток.

Кусачками нарезают проволоку для изготовления насадок.
   Отвертка требуется для крепления насадки на вилке выжигателя.
   Настольная лампа нужна для освещения поверхности доски под острым углом, что помогает разглядеть тени, которые отбрасывают выжженные бороздки, для контроля штриховки с самого начала ее выполнения.

Для нанесения на поверхность дерева рисунка нужен мягкий карандаш, который не оставляет бороздок на древесине. По окончании работ его можно стереть при помощи ластика. Если же требуется перевести рисунок на дерево с помощью копировальной бумаги, в этом случае лучше воспользоваться твердым карандашом.

Скальпелем можно удалить небольшие погрешности в работе. Например, укоротить слишком длинную линию или убрать ненужную штриховку. Для этого можно соскоблить обожженную древесину с помощью лезвия скальпеля.

Клейкую ленту применяют при закреплении ксерокопий рисунков на поверхности дерева. Она хороша тем, что совсем не оставляет следов.

Копировальная бумага необходима для перенесения рисунка с листа бумаги на поверхность древесины. Пользоваться следует бумагой черного цвета: линии синей копировальной бумаги нельзя будет убрать после выжигания, а потому ваша работа приобретет синий оттенок. Лучше подходит черная копировальная бумага с угольным покрытием, но в настоящее время ее выпускают в очень малых количествах.
   Стальная линейка нужна для проведения аккуратных прямых линий, которые можно наметить с помощью проволочной насадки, нагрев ее до умеренной температуры. Пластиковая линейка для данных целей не годится, так как может расплавиться.

Угольник или Т-образная линейка пригодятся для разметки деревянной поверхности.

Наждачная бумага требуется для подготовки поверхности дерева к выжиганию.

Кисточки из белки или соболя необходимы для раскрашивания готовой работы. Достаточно 2 – 3 кисточек разной толщины.

Понадобятся металлические подставки для выжигателя и штифтов, на которые следует класть раскаленные приборы, чтобы не испортить стол.

3.4 Способы выполнения выжигания

Плоское выжигание. .Изображение и фон, получившиеся в результате плоского выжигания, находятся на одной плоскости, а рисунок состоит из различных контурных линий, штрихов, точек и т. д.

Получить различные по глубине и ширине линии можно, передвигая штифт с разной скоростью, а меняя его наклон и степень накала, проработать глубокие темные линии и небольшие штрихи. При этом окраска линий также будет меняться от светлых желто-коричневых до темно-коричневых тонов.
    Нельзя сильно нажимать на штифт или неравномерно перемещать его по рисунку.
    Сильно обугленные края канавок говорят о том, что штифт был перегрет или вы выжигали линию слишком медленно. Чтобы избежать этого, необходимо уменьшить подачу воздуха или напряжение. Кроме того, можно охладить наконечник штифта, положив его на мраморную плитку или же подержав в вертикальном положении.

Работу надо выполнять сразу на нескольких участках дощечки, начав на одном и постепенно переходя к другому, временно оставляя первый. Затем нужно снова вернуться к первой части. Делать так необходимо, чтобы не возникали прожиги, которые образуются при перегреве ближайших частей дерева. Именно поэтому не следует выжигать несколько линий или штрихов, которые находятся рядом. Перед тем как нанести новый штрих, оставьте соседний, чтобы он остыл.

Глубокое выжигание. Глубокое выжигание выполняют ножевидным штифтом, благодаря чему изображение отличается от плоского – фон углубляется, а сам рисунок остается на плоскости доски.
    Для этого сначала выжигают границу рисунка в виде 2 канавок, одна из которых расположена возле фона, а вторая – возле контура рисунка. После этого начинают углублять фон при помощи ножевидного штифта. Его плашмя прикладывают к поверхности, благодаря чему кусочки древесины буквально срезаются. При этом необходимо следить, чтобы поверхность фона получалась гладкой.

Далее обжигают оставшуюся кайму, обозначающую границу рисунка. В результате он выступает над фоном. После этого выполняют окончательную отделку рисунка с помощью ножевидных и обычных штифтов. В последнюю очередь можно вернуться к фону и придать ему нужную фактуру.

Выжигание кислотами. Для выжигания кислотами лучше использовать древесину твердых лиственных пород, например груши и каштана. После отшлифовки на поверхность доски наносят тонкий слой парафина или воска, а затем твердым предметом соскабливают покрытие, оставляя рисунок. Далее травяной щеткой всю поверхность доски смачивают крепким раствором серной кислоты.

Воск или парафин защищают поверхность доски от воздействия кислоты, поэтому под ними древесина не изменяется, а в местах соприкосновения с серной кислотой она окрашивается в коричневый цвет.
    Кислота воздействует на древесину от 30 мин до 2 ч, от выбранного вами времени зависят тон и насыщенность линий.

По истечении времени восковой слой снимают, доску моют теплой водой с мылом или скипидаром, удаляя все остатки серной кислоты, и сушат. После этого частицы древесины, разрушенные кислотой, удаляют металлической и волосяной щетками. На заключительном этапе всю поверхность доски требуется обработать нашатырным спиртом, чтобы удалить последние остатки серной кислоты.

    Начинающим мастерам часто не удается провести прямые линии выжигателем – для этого требуется опыт. В таких случаях следует воспользоваться стальной линейкой.

    Можно производить выжигание кислотами на темных дощечках, протравленных в коричневый или черный цвета. В этом случае вы получите светлый рисунок на темной поверхности доски.

Если вам требуется окрасить поверхность доски в коричневый цвет, то перед выжиганием кислотами материал надо покрыть раствором, состоящим из 1 части марганцовокислого калия и 20 частей воды, и оставить до полного высыхания.
    Когда доска будет полностью готова к работе, следует приступать к нанесению рисунка. Сделать это можно любым удобным для вас способом, например 3%-ным раствором лимонной кислоты с помощью стальных перьев или тонких кистей. В местах нанесения лимонной кислоты образуются светлые пятна, так как она уничтожает краску.

Если вы хотите окрасить поверхность доски в черный цвет, вам потребуются доска из клена или светлого бука и 10%-ный раствор марганцовокислого калия. Раствор необходимо налить в посуду и кипятить в нем дощечки 1 ч, затем высушить их на солнце и тщательно промыть водой. После этого 3%-ным раствором лимонной кислоты наносят рисунок.
    При выжигании кислотами работу следует проводить в резиновых перчатках. Рядом нужно иметь воду и раствор питьевой соды для нейтрализации действия кислоты в случае ее попадания на кожу. Для чего место, куда попала кислота, необходимо сразу же промыть водой и нанести на него раствор пищевой соды.

Пиротипия. Существует еще один способ выполнения выжигания – пиротипия, или метод горячего тиснения.

В данном случае металлический штамп с нужной гравировкой разогревают на газовой горелке и прижимают к деревянной поверхности. Вместо газовой горелки можно использовать и электрический нагрев, как у электрического паяльника. Поддерживать нужную температуру можно с помощью самого простого тиристорного регулятора мощности.
    Пиротипией легко заполнять фон рабочей поверхности. Для этого можно также использовать несложные прессы, обычный сверлильный станок или сделать все вручную.

4. Вышивка

4.1 Русская народная вышивка

Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц – рукодельниц. Вся женская половина русской деревни пряла, ткала, вышивала, даря дивное узорочье всем на радость. Праздничные одежды, скатерти-столешники, края покрывал – подзоры, концы полотенец – все было украшено тканями или вышитыми орнаментом.

Начиная с 8-9 лет к рукоделию приобщались девочки, которые под присмотром матери постигали секреты женского рукомесла, готовили приданное.

Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости, как бы отмечая главные моменты его жизни. Украшенная вещь становилась участницей общения людей.

Как нарядно узорочье севернорусских вышитых полотенец!

Ряды орнамента выглядят как нарядная рама, в которую помещена самая драгоценная часть вышивки.

Сюжет вышивки связан с темой «встреча весны». Об этом говорят изображения птиц, воды ( в виде петельки), растительных элементов, а так же солнечные символы.

Белый цвет связывался в народных представлениях со светом, чистотой, с понятием о благе. Видимо, не случайно фон на тканях называли мастерицы Русского Севера «земля». Белый цвет в вышивке олицетворял женское начало.

Красный был цветом солнца, огня, жизни, красоты и олицетворял мужское начало. Красные узоры крестьянской вышивки воспринимаются как земля, получившая энергию солнца и способная дать жизнь всему живому.

Встречаются в народной вышивке и образы фантастических существ – барсов, львов, единорогов.

С таким тонким вкусом и щедрой фантазией выполнялась многоцветная вышивка с изображением барсов, изукрашенная узорочьем швов! Вышивкой занимались повсюду, но в каждой губернии России она звучала по своему, сохраняя черты местного своеобразия.

Традиция вышивания сохраняется и сегодня. Наряду с древними образами вышивка обогащается темами, связанными с современной жизнью

4.2 Виды вышивания

Вышивка синелью Синель это - бархатистых шелковые шнурки, которые используют для вышивания или создания бахромы. (По виду эта нить немного напоминает гусеницу). Синелью также называют узорную вышивку этими ворсистыми шёлковыми нитями и ткань с определённым рисунком ворса. Таким видом вышивки декорировали штоф - ткани для обивки стен в интерьерах 18 в. "Синельный штоф" можно встретить в Стеклярусном кабинете Китайского дворца, что находится Ораниенбауме.

Вышивка крестом Один из древнейших и разнообразнейших видов вышивания. Об искусстве мастера принято судить по изнанке, на ней не должно быть никаких узелков. Имеет множество видов. Используется для украшения всевозможных текстильных и галантерейных изделий, для вышивки картин.

Вышивка гладью — вид вышивки, в которой стежки наносятся на ткань, полностью заполняя гладь полотна. В этой технике применяются различные виды швов и приёмов. Мастера гладьевой вышивки создают невероятные шедевры, на которые уходит по 20 лет их жизни. Одним из таких мастеров является индийский умелец Шамсуддин.

Вышивка шелком является одним из видов художественной вышивки гладью. Традиционная китайская вышивка шелком уходит своими корнями в глубокую древность и насчитывает уже более 4000 лет. В первой половине прошлого века мастерам вышивки г. Сучжоу удалось гармонично объединить традиционное китайское искусство вышивки шелком с приемами европейской школы живописи. В результате появились шедевры вышивки шелком, украшающие галереи известных музеев, а также частные коллекции. Вышить можно практически все: будь то портрет, пейзаж или что-либо другое. Помимо классической односторонней, вышивка может быть и двусторонней, но ценится она дороже. Вышивка выполнена шелковой нитью на шелке (прозрачном, тонированном или более плотном под пейзаж или портрет). Нить не выгорает со временем и не теряет блеска. Переданная следующим поколениям, картина будет выглядеть так же и по прошествии многих десятков лет.  

  Шитьё золотом. Золотое шитьё не было так распространено как гладь, тамбур и другие швы, потому что эта техника требовала специального обучения. Изначально золотую вышивку применяли в оформлении церковной одежды, для служителей церкви расшивали оплечье, епитрахиль, стихарь. Золотое шитьё считалось самым трудным по исполнению, так как необходимо было чувствовать декоративные возможности металлических нитей разных фактур и круток. Каждую форму прикрепа вышивальщицы вышивали по карте в прикреп. Из бересты или картона вырезали форму орнамента и перекрывали её золотыми нитями. 

Вышивка Ришелье – самый известный вид ажурный вышивки, который отличается красотой и изысканностью. С помощью этой вышивки создают великолепные салфетки, скатерти, постельное белье и отделку одежды. Вышивают на любых тканях – как на плотных, так и на тонких.  Особенностью ришелье является то, что линии узора обшиваются гладью и лишь после этого вырезается ткань. Если внутренняя часть образовавшихся прорезей большая, можно проложить бриды – обметанные воздушные строчки, которые послужат соединением противоположных сторон узора, дают узору дополнительную прочность и являются дополнительным декоративным элементом.  

Вышивка шелковыми лентами — вид художественного рукоделия, определенный способ вышивания какого-либо рисунка на канве различной плотности с помощью иглы и цветных шелковых лент. Насчитывает огромное количество видов швов и техник. Находится на пике популярности из-за сравнительно простой техники и неимоверной красоты результатов. Вышивка шелковыми лентами широко применяется в создании оригинальных художественных картин и церковных икон. Кроме того, она является главным атрибутом в оформлении торжественных церемоний и праздников: лентами и рюшами расшивается свадебное платье невесты, сумочки, носовые платки, салфетки и скатерти на столах. Вышивками из шелковых лент декорируются конверты для новорожденных, коробки для подарков, букеты цветов и прочее.

Вышивание бисером известно еще с глубокой древности. С давних времен российские умелицы восхищали своим великолепным мастерством вышивания, сначала жемчугом, затем в середине 17 века — цветным стеклянным бисером. Стеклярусом украшалась одежда, вышивались картины с изображением различных пейзажей, церквей, икон и т. д.. В наше время вышивка бисером стала вновь популярной. Элементы из бисера используют в отделке одежды, что придает ей оригинальный и нарядный вид. Многие стили в моде не обходятся без бижутерии из бисера. Бисер, как материал имеет неограниченные цветовые возможности, он дешев и поэтому доступен каждому. Современные рукодельницы не только с успехом украшают одежду, но и обувь, кошельки, чехлы мобильных телефонов и сумочки. Огромную популярность имеет вышивка картин бисером, которые изображают цветы, птиц и животных. Для многих женщин вышивание бисером стало любимым хобби. Этот вид творчества требует особых навыков, терпения, сноровки и аккуратности. Огромную роль играет прекрасное расположение духа и развитая фантазия.

Нитяная графика (варианты названия: изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) — графическая техника, получение изображения нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания иногда используется также бархат (бархатная бумага) или плотная бумага. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, акриловые и другие. Также можно использовать цветные шёлковые нитки.  

4.3 Основные виды вышивальных швов

Шов «вперёд иголку» (рис. 1a). Представляет собой ряд стежков и пропусков одной длины. Закрепить нитку у правого края ткани, делая стежок 5 мм (3—6 нитей ткани). После закрепления нитки иглу ввести в точку второго прокола и протащить её вместе с петелькой на изнаночную сторону. Пропустив столько же нитей, иглу выколоть на лицевую сторону и сделать второй стежок и т. д. Стежки шва и пропуски надо делать одной длины и располагать в направлении справа налево. По изнаночной стороне ткани стежки такой же длины будут располагаться между лицевыми стежками. Длина стежка может быть разной. Так в белой глади этим швом обводят контур узора, выполняя стежки длиной от 1 до 2 мм. В счётной вышивке (шов набор) стежки могут иметь длину 3—4 мм, а в узорах, полностью выполняемых этим швом, — 6—8 мм. Шов можно выполнять как по счёту нитей, так и по рисованному контуру; стежки располагать в два (рис. 1b) и более рядов.

Шов «за иголку» (рис. 2) — непрерывный ряд стежков. Движением иглы справа налево сделать первый стежок и пропуск одной длины, например равный 4-м нитям ткани. Для выполнения второго стежка нитку уложить слева направо. Иглу ввести в ту же точку, где кончается первый стежок, а выводить на лицевую сторону на 4 нити ткани левее второго стежка. Таким образом, изнаночный стежок будет в два раза длиннее лицевого. Выполняя третий и все последующие стежки, иглу вводить в ту точку, где кончается предыдущий стежок. Стежки шва должны быть одной длины.

Этот шов можно выполнять с пропусками ткани между стежками (рис. 3). В направлении справа налево сделать первый стежок на ткани длиной 4 нити. На лицевую сторону иглу выкалывать левее первого стежка на 8 нитей и выполнять второй стежок длиной 4 нити в направлении слева направо. Лицевая сторона такая же, как у шва «вперёд иголку», но стежки получаются более выпуклые, рельефные. Этот способ выполнения шва применяют в белой глади для выполнения мотивов швом «россыпь», а также для выполнения контура рисованных узоров.

Стебельчатый шов (рис. 4). Используют для вышивания контурных узоров, стебельков и веточек, обшивают мотивы узора в вышивке, которая называется «орловский спис». При выполнении кривой линии (выгнутой или вогнутой) иглу выкалывают со стороны центра круга, если рассматривать кривую линию как часть окружности. Шов образует сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Его можно выполнить в направлении слева направо, если вышивать двумя руками, и в направлении от себя, если вышивать правой рукой, а левой держать пяльцы. Сделав на ткани первый стежок от себя, иглу с ниткой вывести на середину левой стороны стежка, уложить к себе и прижать к ткани большим пальцем левой руки. Выполняя второй стежок, делать прокол в ткани выше первого стежка, а выводить иглу в середине второго стежка с левой стороны. Шов выполняют движением иглы к себе, укладывая стежки от себя. Каждый новый стежок при этом выходит вперёд наполовину предыдущего. При выполнении стебельчатого шва рабочая нитка должна быть всегда с одной стороны — справа или слева. Менять направление нитки во время работы нельзя, т. к. при этом нарушится структура шва. Все стежки должны быть одной величины.

Шов «шнурок» (рис. 5). Его выполняют в два приёма. Сначала по прямой линии или по контуру узора надо сделать стежки шва «вперёд иголку». Расстояние между стежками должно быть в два раза меньше длины стежка. Затем иглу с ниткой (чаще другого цвета) подвести под каждый стежок сверху вниз, не прокалывая ткань. Если иглу с ниткой подводить под стежки то сверху вниз, то снизу вверх, получится другой вид шва (рис. 5а).

Шов «козлик» (рис. 6). Этим швом вышивают мелкие листочки, сердцевины цветов и т. п. Используют его и для вышивки всего узора с произвольным контуром. Ровные полоски шва используют как дополнение к большим, сложным вышивкам, а также для маскировки швов при соединении кусков ткани, Стежки нужно располагать слева направо, делая проколы в ткани попеременно по одному и другому краю полосы. Расстояние между проколами должно быть одинаковое. В середине полосы стежки перекрещиваются. Каждый новый стежок ложится поверх предыдущего. При выполнении шва по кривой линии (окружность в сердцевинах цветов, листья и др.) необходимо следить за тем, чтобы расстояние между проколами по краю большей окружности было длиннее расстояния между проколами, расположенными по краю меньшей окружности.

Петельный шов (иногда называют краевым швом, т. к. им обшивают край ткани, рис. 7). Подогнуть ткань на изнаночную сторону на ширину 3—4 мм и приметать её ниткой в тон ткани. Стежки петельного шва выполнять в направлении слева направо, располагая их перпендикулярно краю ткани. Край ткани уложить на указательный палец левой руки и придерживать его большим пальцем. Для удобства противоположный конец ткани можно прижать к столу тяжёлым предметом. Сделав первый стежок на ткани, движением иглы к себе нитку уложить вниз, вправо и вверх от него, то есть петлей. Иглу вкалывать в ткань, отступая от первого стежка вправо, и делать стежок по изнаночной стороне в направлении сверху вниз так, чтобы петля из нитки осталась под иглой. Нитку затянуть, сделать третий стежок и так далее. Стежки шва могут быть разной длины. Если петельным швом обшивают край строчевой сетки (например, в цветной перевити), то стежки выполняют высотой 2—3 мм и оставляют между ними 2 нити ткани. В вышивках белой гладью обшивают фестоны (зубчатый край воротника), вырезы горловины и др. В этом случае стежки, плотно прилегающие друг к другу, выполняют разной высоты, располагая их по форме фестона. Петельным швом обшивают край небольших салфеток, низ передника или полотенца. В этом случае стежки выполняют толстыми цветными нитками. Высота стежка может быть от 8 до 10 мм, расстояние между ними 3—4 мм.

Стежки могут быть разной длины (рис. 7а), группироваться по 3 и более стежков (рис. 7b). Иногда край ткани обшивают дважды нитками разных цветов, например красными и синими. Сначала нитками синего цвета выполняют стежки шва высотой 8 мм с расстоянием между стежками 5 мм. Затем нитками красного цвета делают стежки высотой 4—6 мм, располагая их между стежками синего цвета.

Тамбурный шов (рис. 8) представляет собой непрерывный ряд петель, выходящих одна из другой. Шов можно выполнять как в пяльцах, так и без них. В обоих случаях стежки надо выполнять движением иглы к себе. Вышивая без пялец, нужно следить за тем, чтобы ткань не стягивалась, а петельки шва имели округлую форму. Если вышивают ниткой, сложенной вдвое, то закрепление нитки на ткани может быть первой петлей тамбурного шва. После закрепления рабочую нитку уложить петлей в направлении слева вниз направо, а иглу вводить в ткань в середине первой петли, в точку, из которой вышла нитка на лицевую сторону ткани. Выкалывать иглу на 4—5 нитей ткани ниже первой петли так, чтобы петля из рабочей нитки была под иглой. Так вышивают по прямой линии, отсчитывая одинаковое число нитей ткани для каждого стежка. Тамбурный шов можно выполнять в виде зигзагообразной полосы (рис. 8а). В этом шве стежки по изнанке и петельки по лицевой стороне будут располагаться поочерёдно то влево, то вправо от средней линии шва. Тамбурным швом вышивают полоски в других, более сложных вышивках, обшивают сердцевины крупных цветов и мотивы узора в олонецкой вышивке (олонецкий шов по письму). Этим швом можно вышивать узоры растительного характера, обшивая их по контуру и сплошь заполняя мотивы узора.

Петельки и полупетельки Петелька «в прикреп» получится, если вышить первую петлю тамбурного шва, а вместо второй петли сделать маленький стежок, делая прокол в ткани ниже петли. Такими петельками вышивают цветы и травку в узорах белой и цветной глади. Петельки следует располагать по кругу в цветке (рис. 9) и с наклоном к стеблю в травке (рис. 9а). Петельки можно прикреплять двумя стежками. Выполняя такие петельки (рис. 9b), рабочую нитку надо сильно не затягивать и делать сначала один, затем другой прикрепительный стежок. Ещё свободнее нужно делать петлю из рабочей нитки при выполнении 3 прикрепок: сначала среднюю, затем — крайние. Сердцевины цветов можно вышить полупетельками (рис. 9c). Для этого иглу с ниткой следует выкалывать на лицевую сторону ткани, а рабочую нитку уложить петлёй, как в тамбурном шве, и сделать прокол в ткани, отступая от первого прокола на 5—6 мм вправо. Иглу вкалывать в середине расстояния между проколами и ниже линии проколов на 5—6 мм. Длина прикрепительного стежка зависит от расстояния между окружностью сердцевины и центром цветка и может доходить до 10 мм.

«Узелки» Ими выполняют сердцевину цветов или половину листика в белой глади. Иногда цветок, вышитый белой гладью, обшивают по контуру «узелками». Закрепить нитку и вывести её на лицевую сторону ткани на линии контура. Левой рукой оттянуть нитку влево. Иглу надо держать в горизонтальной плоскости, направляя острый конец влево. Рабочей ниткой обвить иглу 1—2 раза в направлении от себя и придерживать нитку левой рукой до конца выполнения шва (рис. 10), Правой рукой проколоть ткань на небольшом расстоянии от того места, где нитка вышла на поверхность ткани. Осторожно протянуть нитку на изнаночную сторону, подтягивая к ткани получившийся «узелок» (рис. 10а) Выполняя «узелки», нужно следить за тем, чтобы игла не попадала в точку первого прокола, т. к. в этом случае «узелок» вместе с ниткой легко пройдёт на изнаночную сторону. Выкалывать иглу надо на лицевую сторону, отступая от «узелка» вправо 1,5—2 мм, а вкалывать рядом со сделанным «узелком» по кругу до тех пор пока не будет заполнена вся сердцевина цветка. В вышивках цветной гладью «узелки» выполняют цветными нитками мулине иногда в 4—6 и более сложений, а иглу обвивают 3—4 раза. Величина «узелка» зависит и от толщины иглы. Чтобы «узелок» получился аккуратный, левой рукой нужно поддёргивать нитку в то время когда правая рука протягивает её на изнаночную сторону.

Накладные сетки Применяются для того, чтобы заполнить большую площадь вышивки. Накладная сетка несложна в выполнении. Сначала  делаются вертикальные стежки необходимой длины, затем  горизонтальные. Места, где нити пересеклись,  декорируются дополнительными стежками, количество стежков может быть различным.

Рассыпные швы Представляют собой швы, расположенные произвольно, например, хорошо смотрятся стежки, выполненные шахматным порядком. Рассыпные швы являются декоративным видом вышивных швов.

Заключение

Итак, подведем некоторые итоги к вышесказанному.

Декоративно-прикладное искусство является источником творческой деятельностью. Художественные достоинства произведений, и содержания орнаментальных композиций заставляет нас постоянно искать и находить в ДПИ яркие и доступные образы для применения их в практике.

Декоративно- прикладное искусство является одним из многих факторов развития личности человека. Народное искусство мастеров хранит и передает традиции и эстетической отношение к миру.

Творчество не только детям, но и взрослым помогает раскрыть мир прекрасного, и развить художественный вкус.

Библиотека

Квиллинг

http://www.tvorim-sami.ru/520-kvilling-istoriya-vozniknoveniya.html

Елена Шилкова "Квиллинг. Поделки из бумажных лент" 2012г.

Аппликация

http://21vu.ru/publ/689/20270

Выжигание по дереву

http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks312644

Русская народная вышивка

1.Н.А.Горяева О.В.Островская Изобразительное искусство. Декоративно - прикладное искусство в жизни человека. 2006 г.

Приложение

рис.1

рис.2

рис.3

рис.4

рис.5

рис.6

рис.7

рис.8

рис.9

рис.10

рис.11

рис.12

рис.13