Издержки в медиаиндустрии - особенности и концепция
Содержание:
В качестве отправной точки теории рыночной организации экономика рассматривает себестоимость продукции. Уровень производственных затрат является основным экономическим показателем, который непосредственно влияет на решение любой фирмы о количестве и цене ее продукции.
Рассмотрение себестоимости продукции - это многоступенчатый процесс, но в первую очередь он определяет цели, которые компания хочет достичь посредством своей деятельности. Традиционное мнение экономистов рассматривает максимизацию прибыли как конечную цель любой фирмы, работающей на рынке. В целом, это справедливо для всех предприятий, но в силу специфики медиа-индустрии, это верно не во всех случаях.
Ряд медиакомпаний - общественные вещательные компании, газеты, распространяющие общественное мнение, партийные СМИ - как правило, не имеют прибыли в качестве своей основной цели. Такие средства массовой информации называются некоммерческими, поскольку их деятельность направлена на выполнение иных задач, чем коммерческие (информация, образование или мобилизация). Однако, как и другие предприятия, максимизирующие прибыль, они ориентированы на прибыль, без которой не могут работать.
Просмотр прибыли компании через призму затрат. Себестоимость продукции является объективным и универсальным показателем, характеризующим деятельность любой компании, в том числе и медиа-рынка. Итак, чтобы понять механизм формирования себестоимости продукции, давайте определимся, что такое прибыль.
Прибыль - это многозначное понятие. В базовом значении прибыль - это превышение дохода от продажи товаров и услуг над себестоимостью их производства. Существуют различные виды прибыли: полная (т.е. итоговая, балансовая), чистая (оставшаяся после уплаты налогов и вычетов), бухгалтерская.
Особенности стоимости и понятие
Разница между ценой и учётной стоимостью), экономическая (с учётом альтернативной стоимости).
По сравнению с вычислением валового дохода, измерение общей стоимости является более сложной и сложной задачей. При ее решении возникает понятие "альтернативной стоимости", т.е. тех преимуществ, которые потребитель должен отказаться в пользу приобретения желаемого. При определении общих затрат экономисты ссылаются на явные затраты (затраты на сырье, оплату труда) и косвенные затраты (например, упущенный доход, который фирма могла бы получить, если бы она произвела другие товары и/или услуги). Только фактические исходящие и входящие денежные потоки представляют интерес для бухгалтеров фирмы, поэтому они фиксируют только явные затраты. Экономистов и менеджеров интересуют все затраты, как явные, так и неявные, альтернативно, при принятии решений о цене и объеме производства.
В последнем случае это те расходы, которые не отражаются в бухгалтерском учете и понятны только профессиональным руководителям. Для медиакомпаний альтернативными издержками могут быть, например, потерянные доходы, которые теряет телекомпания, не показав высокохудожественный фильм, способный привлечь новых высокодоходных зрителей (потерянные доходы от рекламы дорогих товаров и услуг). В другом случае потеря дохода происходит, когда издание теряет как потенциальных городских читателей (потеря тиражей), так и потенциальных рекламодателей и спонсоров (потеря дохода от рекламы ресторанов, кинотеатров, театров, фитнес-центров), отказавшись взять на работу колумниста для рубрики "Стиль жизни" газеты.
Таким образом, прибыль компании можно рассматривать с различных точек зрения. Наиболее важными являются бухгалтерский учет и экономика. Соответственно, методы расчета прибыли также отличаются. Если для бухгалтера важно рассчитать разницу между валовым доходом предприятия и очевидными затратами на производство, то для экономиста необходимо учесть все упущенные возможности. В медиа-индустрии эта решимость особенно важна, поскольку она заставляет руководителей медиа-компаний также учитывать социокультурную среду, в которой работают медиакомпании. Этические нарушения и недостаточное внимание к социальным и демографическим процессам могут привести к упущенным возможностям и увеличению косвенных затрат медиакомпаний.
Затраты на производство. Для функционирования компаний концепция затрат важна и актуальна, так как каждая компания заинтересована в соотношении между производственным процессом и прибылью, между производственным процессом и общими затратами. Следуя логике взаимосвязи между этими явлениями, каждая фирма изучает зависимость между объемом используемых ресурсов и объемом производства готовой продукции (объемом предлагаемых услуг). Главная закономерность, возникающая в этом контексте, - это уменьшение маржинального продукта: с увеличением числа занятых в производстве (и объема вводимых ресурсов) уменьшается маржинальный продукт (т.е. объем продукта, произведенного дополнительным работником).
С увеличением количества выпускаемой продукции увеличиваются общие затраты.
Фиксированные затраты - это затраты фиксированных факторов производства, которые не меняются с объемом производства. Они включают в себя арендную плату, местные налоги и амортизацию. Амортизационные отчисления являются важной статьей в отраслях промышленности, использующих большое количество основного оборудования. Эти расходы также называются косвенными или накладными расходами.
Медиа-индустрия - это современная сфера человеческой деятельности, которая воплощает в себе передовые достижения науки и техники в области информационных технологий.
Концепция стоимости в медиа-индустрии
Отправной точкой теории организации рынка является себестоимость продукции. Уровень производственных затрат является основным показателем экономики, который напрямую влияет на решение компании о производстве и ценах на продукцию.
Некоторые медиа-предприятия, особенно общественное вещание, партийные СМИ и газеты, распространяющие общественное мнение, не имеют прибыли в качестве своей основной цели. Такие СМИ называют некоммерческими, потому что их основная деятельность заключается в реализации других задач. Однако, когда они функционируют в рыночных условиях, они основаны на необходимости получения прибыли, потому что без нее дальнейшая деятельность невозможна.
Различные секторы медиа-индустрии характеризуются разными пропорциями постоянных и переменных затрат, что приводит к разным способам максимизации прибыли. Например, в печатных СМИ увеличение масштабов производства означает увеличение переменных расходов, что, в свою очередь, приводит к увеличению аудитории. На телевидении, с другой стороны, фиксированные расходы напрямую не связаны с ростом производства, а это означает, что дорогая программа не всегда создает нужную аудиторию.
На рисунке 1 показана производственная цепочка для медиа-индустрии.
Рисунок 1: Производственная цепочка в медиа-индустрии.
Первый этап - производство контента, т.е. создание текстов и аудиовизуальных серийных работ: Журналисты, писатели, режиссеры, актеры, музыканты. В некоторых случаях контент может сразу же использоваться аудиторией, например, в Интернете, но чаще всего второй этап - это "упаковка" контента.
На этапе "упаковки" отдельные газетные или журнальные статьи объединяются в один номер газеты или журнала. По аналогии, проектирование программ происходит в телеиндустрии, на радиостанциях и т.д.
Третьим этапом в медиа-индустрии является распространение "упакованного" медиаконтента. На данном этапе, который является достаточно сложным процессом, между секторами медиа-индустрии существуют значительные различия. В полиграфической промышленности, например, могут существовать посредники, сети распространения. Если рассматривать платное телевидение, то распространение связано не только с доставкой телевизионного сигнала, но и с его кодированием, декодированием и сжатием.
СМИ как двойной рынок товаров и услуг
Медиа-рынок - это сложное, многомерное пространство. В соответствии с процессом производства журналистских данных и их последующей продажи, этот рынок разделен на две части. Первая часть - это ресурсный рынок. Она включает в себя все компоненты, необходимые для производства журналистской информации в журналах, на телевидении, радио и других средствах массовой информации. К таким ресурсам относятся финансы, материалы, энергетика, труд, техника, журналистика, реклама, статистика, научная информация и др. Все эти ресурсы торгуются на соответствующих рынках. Бизнесмены и редакции являются покупателями на этих рынках. Необходимые товары покупаются в промышленных и финансовых компаниях, недостаточная журналистская информация покупается в информационных агентствах, других компаниях и редакциях.
Вторая часть медиа-рынка - это пространство, где медиа-продукты преобразуются в товары и продаются или покупаются, т.е. информационный рынок. Все, что присутствует в публикации новой журналистской информации, представляет собой среду, которая позволяет или предотвращает продажу/покупку новых информационных продуктов. Эта среда включает в себя печатные и электронные издания, которые уже присутствуют на информационном рынке.
На медиа-рынке все взаимосвязано и взаимозависимо. Если один ресурс или элемент среды отсутствует, то производство журналов и журналистской информации становится трудным, а в некоторых случаях невозможным.
Долгое время политические, культурные и идеологические аспекты СМИ привлекали внимание ученых, изучавших проблемы СМИ. Однако в 1960-е годы некоторые ученые пришли к выводу, что массовая аудитория не является субъектом, для нужд которого работает СМИ. Аудитория - это объект, который получает то, что предлагают рекламодатели.
Американский исследователь Д. Смайт заявил в 1970-х годах, что товар СМИ - это аудитория. Он считал, что СМИ создаются только тогда, когда медиакомпании строят, производят и "доставляют" рекламодателям нужную аудиторию.
Р. Пикард, наиболее авторитетный эксперт в области медиаэкономики, четко сформулировал суть медиа-рынка, введя понятие двойного медиа-рынка, т.е. состоящего из товаров и услуг.
Важнейшей предпосылкой в экономике СМИ является понимание того, что медиа-индустрия является нетрадиционной. Средства массовой информации производят продукт для работы на двух рынках - и на рынке товаров, и на рынке услуг.
Первым рынком, на котором работают СМИ, является товарный рынок. Товар - это содержание, т.е. информация, развлечения, мнение, которое распространяется в различных формах средств массовой информации: в виде газет, журналов, книг, телевизионных программ, радио и т.д. Контент предназначен для аудитории, которая является потребителем средств массовой информации.
Вторым рынком, на котором конкурируют СМИ, является рынок услуг. Средства массовой информации не "продают" рекламное место в газете или секунды в телепередаче, а имеют доступ к аудитории. Оплата за "организацию" доступа зрителей, слушателей, читателей к рекламным сообщениям зависит, прежде всего, от характеристик и размера аудитории, к которой предоставляется доступ, а не от объема рекламы.
Доступ аудитории - это медиа-услуга, предоставляемая рекламодателям. Для большинства медиакомпаний продажа услуг является источником дохода.
Таким образом, двойной рынок товаров и услуг является наиболее существенной особенностью медиа-индустрии, которая отличает ее от остальной экономики.
Рекомендую подробно изучить предметы: |
Ещё лекции: |
- Функции экономических агентов - концепция, виды и определения
- Особенности китайской миграции в Евросоюз - особенности и суть
- Эластичность экономических показателей - определение, свойства и концепция
- Законы, функции, механизмы и эффекты микроэкономических рынков - характеристики и законы рынков
- Военная промышленность - особенности и отрасли
- Экономическое развитие России - исторические особенности, аспекты, проблемы и этапы
- Роль инфляции и безработицы в современном обществе - характер и виды, влияние и связь
- Устойчивое экономическое развитие - концепция, теория и основные показатели