Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Влияние мировой политической мысли на современную жизнь

С 1930-х до конца 1980-х гг. политическая наука в России изучалась в курсах «История КПСС», «Научный коммунизм», «Исторический материализм» и др. Их отличительной чертой являлся классовый подход ко всем явлениям политической жизни, приоритет марксизма-ленинизма. Например, рассматривались такие вопросы политической теории, как «руководящая роль партии», «социалистическая демократия», «закономерности строительства социализма», «мировой революционный процесс» и др. Дискуссии вокруг них развивались в русле официальной доктрины, что сужало возможности для развития политической мысли.

Прогресс в развитии политологических исследований

Определенный прогресс в развитии политологических исследований был достигнут в период реформаторской деятельности Н.С.Хрущева. В середине 1960-х гг. была создана Советская (ныне – Российская) ассоциация политических наук, под эгидой которой и при ее непосредственном участии в 1979 г. в Москве состоялся ХII Всемирный конгресс Международной ассоциации политических наук. Российские ученые получили возможность определенных международных контактов, обсуждения теоретико-методологических основ политических проблем, выходящих за рамки курса истории партии.

В 70-е годы в научный оборот вошли новые важные понятия и категории политической науки: «политическая система общества», «политический процесс», «лидерство и элита», «теория международных отношений»; были апробированы идеи прав человека как главной цели конституционного закона и демократии, открытого общества, альтернативных выборов, суда присяжных и др. Многие из этих идей были реализованы в 1990-е гг.

Можно отметить труды российских политологов: Ф.М.Бурлацкого, А.П.Бутенко, А.А.Галкина, А.В.Дмитриева, В.Н.Кудрявцева, Г.Х.Шахназароваи других, сыгравших существенную роль при формировании политической науки как самостоятельной отрасли знания на рубеже 1980-90-х гг.

В конце 1980-х гг. была опубликована известная книга М.С.Горбачева «Новое мышление для нашей страны и для всего мира». В ней были изложены плюралистические принципы «перестройки» в СССР, вопросы демократизации советского общества, гласности, совершенствования системы международных отношений. Проблемной стороной исследования явилась недооценка классовых и национально-государственных приоритетов развития советского общества, геополитических интересов России.

После принятия Конституции РФ 1993 г. увидели свет многотомные энциклопедические издания по философии, политологии и социологии. В стране действуют политологические школы, развиваются профильные направления в их работе. Возникла самостоятельная наука о власти, в формирование которой наибольший вклад внес профессор В.Ф.Халипов. Выходят работы по философии, политике, общей, сравнительной и прикладной политологии.

Рубеж второго и третьего тысячелетий

Рубеж второго и третьего тысячелетий стал наиболее плодотворным для развития политической науки в России: осуществлены переводы основных работ зарубежных политологов, вышли в свет обстоятельные работы отечественных авторов по истории политических учений, теории и методологии политики, прикладной политологии, систематически проводятся опросы общественного мнения, анализируется их влияние на политическую жизнь.

В современной российской политологии важное место занимают проблемы политического (государственного и муниципального) управления, правового и социального государства, политического участия, политической и электоральной культуры, политического менеджмента и маркетинга, вопросы политики и политологии в условиях глобализации и информационной революции, коммуникативистики и политического образования в Интернете.

Разрабатывается также проблематика политических систем общества, политических режимов, политических отношений и процессов, политических партий и движений. В последние годы изданы крупные работы по теории международных отношений, проблемам войны и мира, политической глобалистике, геополитике и геоэкономике, политическому прогнозированию.

Широко представлены политические аспекты современного развития России, в том числе национальные и федеративные отношения, особенности реформирования страны, ее внутренней и внешней политики в целом. Крупными тиражами выходят в свет учебники и учебные пособия по политической науке.

Можно с уверенностью сказать, что за годы, прошедшие после отказа от официальной парадигмы советского марксизма, российской политической наукой пройден значительный путь. В обстановке ограниченных ресурсов и за сравнительно небольшой промежуток времени российские ученые сумели выдвинуть ряд оригинальных теоретических концепций и исследовательских программ. Плюрализация социального знания, наметившаяся уже в советское время и особенно в горбачевский период, приобрела необычайную широту и выразилась в значительно возросшем многообразии взглядов внутри российской науки.

Прежде всего, плюрализацию претерпел сам марксизм. Наряду с социал-демократизацией марксистских идей, легитимизированной в свое время М.С. Горбачевым и отстаиваемой сегодня Горбачев-фондом, существенную модификацию претерпел марксизм фундаменталистского типа. Так, марксизм лидера российских коммунистов Г.А.Зюганова представляет собой причудливую смесь старых сталинистских идей, традиционной геополитики и российского имперского национализма. Наряду с этим, в России пользуется растущим признанием мир-системный подход, связанный с именем американского исследователя Э.Валлерстайна.

Развитие политической мысли

Развитие политической мысли начинается с возникновения самой политики и государственных форм правления. Каждый рационально мыслящий правитель или государственный деятель, чтобы сохранить и приумножить свою личную власть и могущество своего государства, стремиться находить лучшие формы политической организации и способы политического управления.

Для этого необходимо не просто создавать что-то новое, но и осмыслить то, что было уже в истории. Найти положительное и отрицательное. Исправить ошибки и только после этого привносить что-то своё. История накопила огромный запас знаний и опыта благодаря которым современный человек способен жить в обществе, развивать его. В каждом историческом периоде были великие мыслители говорившие о политики. Сократ первым в истории сформулировал идею договорных отношений между государством и его гражданами. По мнению Аристотеля, началом политики является этика. Поэтому она должна быть добродетельной справедливой. «Политическая справедливость» рассматривается как всеобщее благо, но она возможна только между свободными и равными людьми (не рабами).

Ведь осознав это мы понимаем, что по сути политика, как власть это договор между людьми. И жить мы все хотим в свободном и справедливом мире. Это было сформулировано много веков назад, а осознать это должен каждый современный человек, тогда может быть наступит то время, когда будет мир.

Основные политические концепции ХХ века.

Политология как самостоятельная область соци­ального знания сложилась в XX в. Наиболее интен­сивный процесс ее развития приходится на период после второй мировой войны. Либерализм, консерватизм и социализм представляют собой «большие» политические мировоззрения 19-20 веков. Это означает, что любая политическая доктрина обозначенного периода может быть отнесена к одной из этих идеологий - с большей или меньшей степенью обоснованности. Во всяком случае, любая политическая концепция или партийная платформа, любое общественно-политическое движение может быть осмыслено через определенное сочетание либеральных, консервативных и социалистических идей.

Мировое сообщество и общие тенденции его развития.

Мировое сообщество (международное сообщество) — политический термин, часто употребляемый в работах по политологии, выступлениях государственных деятелей и в СМИ для обозначения взаимосвязанной системы государств мира. В зависимости от контекста, может указывать на различные группы стран, объединяемые по различным экономическим, политическим и идеологическим характеристикам. Иногда означает существующие международные организации, в первую очередь — ООН, как организацию, объединяющую практически все страны земного шара. Часто применяется в качестве риторического приёма для противопоставления одного государства и его политики группе других государств, называемых в этом контексте «мировым сообществом» (например, «Иран и мировое сообщество» или «Израиль и мировое сообщество»).

Какая на ваш взгляд должна быть идеология модернизации в Казахстане?

В советское время в Казахстане, как и в других союзных республиках, на протяжении многих десятилетий не существовало иной идеологии, кроме коммунистической, которая была влиятельна и представлена соответствующими институтами. В результате перестроечных процессов и распада социалистической системы был разрушен формировавшийся десятилетиями образ мира, следствием чего стала массовая дезориентация, утрата идентификации как на индивидуальном и групповом уровнях, так и на уровне всего казахстанского общества в целом. Крах коммунистической идеологии привел к переосмыслению роли и места идеологии, а также степени ее участия в политических процессах.

Руководство страны совместно с научной общественностью на начальных этапах независимости пытались сформулировать основные принципы общегосударственной идеи, которые должны были служить для предотвращения духовного кризиса и стать важным механизмом сознательного переустройства общества. В противном случае идейный и ценностный вакуумы могли бы усугубить системный кризис и затруднить переход к восходящей фазе развития. Дискуссии по поводу создания национальной идеологии, которая обеспечила бы социальную и общественную целостность полиэтничного и многоконфессионального населения, идут с момента обретения независимости. При этом вопрос стоит не только о переоценке роли идеологии в жизни общества, но и в трансформации отношения к ней как к инструменту, обеспечивающему направление политической активности граждан.

В условиях динамичной модернизации всех сфер жизни казахстанского общества идеология должна выступить императивом консолидации казахстанского общества в единую гражданскую общность. Также идеология необходима для мобилизации общества на качественный скачок, прорыв к новым социально-политическим условиям. Ускоренная модернизация, без которой Казахстан не сможет войти в число наиболее конкурентоспособных стран мира, требует разработки ее идеологического обоснования. Необходима универсальная идея, объясняющая стратегию модернизации казахстанского общества. Успешный опыт трансформации ряда стран показывает, что социально-экономический прогресс может быть достигнут в контексте духовной жизни общества. При этом базисными ценностями общенациональной идеологии должны стать чувства патриотизма и гражданской ответственности. Воспитание этих чувств возможно только в обществе, опирающемся на вечные ценности и незыблемые авторитеты. С этой точки зрения разработка новой идеологии должна опираться на методологию формирования общественного сознания, личностных интересов и ценностей, в том числе духовных и социальных.

Политические идеи Востока.

Политическиe идеи и учения в древности были проникнуты мифологическими, религиозными представлениями: политика рассматривалась как результат божественного предначертания и правления, высшие правители считались исполнителями божественной власти на земле, их полномочия объявлялись священными, власть - неприкосновенной и наследственной, социальное неравенство - предопределенным и рациональным.

В древнейших государствах Востока сложилась своеобразная религиозно-политологическая идеологическая система, которая обосновывала существовавший социальный порядок, освящала безраздельную власть высших правителей, освящала и легитимизировала соответствующие нормы и правила поведения. На мифологической основе веками складывались всеобъемлющие своды мудрости и житейских правил. “Их частью, не выделенной из единого целого, были и представления, относящиеся к организации общества и власти, т.е. зачатки политической мысли” Принципы социального устройства и правила управления обществом в Древнем Египте оказали воздействие на дальнейшее развитие политической мысли. Знаменитое учение Платона об “идеальном государстве” базируется на “пирамидальной социальной структуре общества”, похожей на египетскую.

Идеалы общественной жизни Древнего Египта, требования, предъявляемые обществом к свободному египтянину, запечатленные четыре с половиной тысяч лет назад на пирамиде Хеопса и сохранившиеся на ней до наших дней, представляют интерес и сегодня. Среди них: “Если ты стал велик, после того, как был мал, если ты стал богат, после того, как был беден, не скупись, ибо все богатства достигли тебя как дар Божий”. “Твои мысли не должны быть ни высокомерны, ни унижены. Если ты возбужден - успокойся: человек приветливый преодолевает все препятствия”. “Не сей страха среди людей, ибо господь воздаст тебе в той же мере”.

Политическое значение “Законов” состоит в том, что Хаммурапи, объединив в единое государство разные народы, попытался дать им всем общее законодательство, которое затем действовало длительное время и отразилось в более поздних политико-правовых документах. Источником политической и правовой мысли древней и последующей Индии являются “Веды” (ведать, ведение, знание - санскрит), относящиеся к середине второго - середине первого тысячелетия до н.э. “Веды” (“Ригведы”, “Самаведы”, “Яджурведы” и “Атхарваведы”), представляют собой сборники религиозных и ритуальных текстов, религиозно-философские трактаты древних ариев, посвященные богам, космосу, человеку, власти и порядку. Согласно традиции Веды называются “шрути” (услышанное), то есть то, что услышано человеком из откровения божества. Ведийский идейный комплекс занимает особое место в развитии древнеиндийской философии, политики, всей мыслительной культуры.

Политическая мысль Китая представляет собой - совокупность ранних политических представлений, взглядов и учений древних китайцев. Характерной чертой древнекитайской политической мысли является то, что она рано выделилась из религиозно-мифологической литературы и поставила в центр изучения организацию государства, проблемы взаимоотношения человека с обществом. Уже в ранних политических учениях, отраженных в книге “Шуцзин”, древнейшие части которой берут начало в XIV-XI вв. до н.э., проводится стержневая идея о “тань-мин” - праве Неба, которое контролирует всю Поднебесную, на отзыв мандата властелина и передачи его более достойному.

Формирование политических идей и учений на Востоке - колыбели древнейших цивилизаций, религий, государств, политических и правовых документов, не могло не оказать воздействие на близлежащие регионы. Последовавший уже с VI в. до н.э. взлет древнегреческой политической мысли был связан и с возможностью творческого использования древнегреческими мыслителями потенциала восточного политического опыта и идей, поскольку в эти времена культуры и народы древности имели возможность соприкасаться и взаимообогащаться.

При изучение политической мысли Древнего Востока, затем Древней Греции и последующих эпох, целесообразно обращать внимание на проблему “осевого времени” - около 500 лет до н.э. Выдающийся мыслитель К.Ясперс отмечал, что с VIII вв. до н.э. по II в. до н.э. “сформировался человек такого типа, какой сохранился и по сей день, когда возникли и взаимодействовали великие культуры: индийская - веды, буддизм; китайская - конфуцианство, даосизм, иранская - зороастризм; палестинская - время пророков Илия, Исайя; греческая - время Гомера, Гераклита, Платона. Именно в эту эпоху, в осевое время были разработаны основные категории, которыми мы мыслим по сей день, заложены основы мировых религий”.