Психология и общечеловеческие ценности (Ценностные системы)
Общество представляет собой сложную систему различных общественных отношений. Общественные отношения подразделяются на материальные и духовные. Материальные отношения складываются вне нашего сознания и существуют независимо от него. Духовные же отношения формируются, предварительно проходя через сознание людей.
Иногда в литературе ставится вопрос о врождённых ценностях. Сразу же скажем: врождёнными могут быть только естественные, природой данные потребности людей. Ценности находятся вне человеческого сознания, поэтому врожденными быть не могут.
Ценностные системы формируются и трансформируются в историческом развитии общества. Каждая историческая конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции.
Общечеловеческие ценности выступают как общечеловеческий идеал, как выработанное сознанием общественным, содержащееся в нем абстрактное представление об атрибутах должного в различных сферах общественной жизни.
Общечеловеческие ценности называют также «вечными» ценностями (истина, красота, справедливость), и конкретно историческими (равенство, демократия).
По моему мнению, общечеловеческие ценности — это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового общества. К общечеловеческим ценностям относятся социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества; общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения; природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка.
Общечеловеческие ценности отличаются тем, что выражают общие интересы человеческого рода, свободные от национальных, политических, религиозных и иных пристрастий, и в этом качестве выступают императивом развития человеческой цивилизации.
Свобода - еще одна важная ценность человеческого бытия. Свобода - это способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимость от природных и социальных сил, сохранять возможности для своего самоопределения, выбора своих действий и поступков. Вопрос о свободе - один из важнейших в определении человеком своих позиций, ориентиров своей жизни и деятельности. Именно свобода обосновывает возможности развития человека как рода и как индивида.
Важнейшими в системе общечеловеческих ценностей являются ориентация на дружбу, справедливость, добро, красоту, истину.
В заключение следует сказать, что в данных условиях очень важным направлением ценностно-ориентировочной деятельности молодых поколений является формирование ориентаций на общечеловеческие ценности, проповедующие идеалы Добра, Красоты, Истины. Свобода – это сложнейший и глубоко противоречивый феномен жизни человека и общества, имеющий величайшую притягательность и являющийся в то же время тяжким бременем.
- Массовое производство как наиболее прогрессивный тип производства
- К какому психотипу по М. Кетс де Врису Вы себя отнесли?
- Влияние среды на развитие интеллекта (типы взаимосвязей генотипа и среды)
- Мой психологический автопортрет руководителя (как быть руководителем)
- Регулирование наследственных правоотношений в МЧП (Коллизионный метод)
- Понятие, предмет, метод и источники международного частного права (Коллизионно-правовой метод)
- История создания и функции МОТ
- Системы оплаты труда и проблемы их регулирования (Принципы организации оплаты труда)
- Характер и межличностные отношения (качества характера для обеспечения совместимости с другими людьми)
- самоорганизация и воля
- Речь в деловых коммуникациях (общение)
- Самосознание и самоорганизация