Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Психология и общечеловеческие ценности

Общечеловеческие ценности, значит, ценности общие для всех людей, независимо от того, все ли они их осознают. Главный вопрос в том, существуют ли такие ценности объективно? Принято считать, объективное есть то, что существует до, вне и после сознания. С точки зрения марксистской диалектической логики, это не так. Человек (субъект) – существо, по определению, сознательное, живущее со знанием. Народ – творец (субъект) истории. Ему (субъекту) дан объект (общественное производство и производственные отношения) в предметно-практической деятельности, а не наоборот. Следовательно, все конкретные (истинные) понятия, которыми сознательно пользуются люди, в том числе и понятие «объективное» - субъективны и объективны одновременно.

Объективное – хорошо осознанное всеобщее, которое находится в существенной связи с единичным, то есть конкретным. Проще говоря, общечеловеческие ценности есть только тогда, и только тогда они объективны, когда хорошо осознаны людьми, вовсе не обязательно всеми. Субъективное в социальной форме движения материи тождественно объективному, хотя и отличается от него. Это суждение справедливо, если речь идёт не о мнении, а знании. Надо возвысить мнение до знания, чтобы осознать объективно существующие общечеловеческие ценности:

1. Человеческая жизнь.

Что такое человеческая жизнь и в чём её смысл? Рассмотрим жизнь человека в единстве моментов «биологическое» и «социальное». Энгельс даёт определение жизни с точки зрения биологической науки: «Жизнь – способ существования белковых тел». Никакого другого смысла у жизни нет. Это определение никогда не опровергалось научной общественностью, следовательно, оно правильное. Однако биологические законы, хорошо отражающие на этом уровне действительность, неправильно переносить на более высокий уровень движения материи – социальную материю.

2. Смысл жизни как социальный феномен.

Смысл Жизни – высшая эстетическая потребность человека – величайшая общечеловеческая ценность.

Здесь Смысл Жизни имеет другое значение. Он является дополнительным и мощным стимулом к преодолению трудной действительности. Чтобы быть таковым, он должен быть хорошо осознан в научных, философских категориях. В его основе должен находиться смысл, выражающий всеобщие законы развития материального мира и человеческой цивилизации, в частности. Это и придаёт человеческой жизни объективный смысл, который находится одновременно и вне и внутри сознания. По этой причине жизнь человека становится самоценным феноменом, предполагающим уважительное отношение к жизни. Смысл жизни должен осуществляться постоянно и не быть достижимым никогда.

Он может быть осознан в категориях «конечное» и «бесконечное», в их существенной диалектической связи, которая запускает реальный механизм действительного бессмертия личности. Жизнь человека можно считать правильной, удачной, сложившейся и счастливой в том случае, если вектор её движения совпадает с вектором движения развития социальной материи – самосовершенствованием и совершенствованием окружающего нас мира. Счастлив тот человек, у которого есть стремление вносить добро и гармонию в социальную действительность. Счастье – осуществлённый Смысл Жизни, который есть объективно и не кончается никогда.

3. Одухотворённость.

Одухотворённость – такое качество человеческой жизни, которое наделяет жизнь и всё, что с ней связано, высоким смыслом целесообразного существования. Благодаря этому качеству есть сложные и конкретные понятия: Любовь, Счастье, Смысл Жизни.

4. Социальный Идеал.

Социальный Идеал – сложная философская категория, требующая глубокого анализа и синтеза. Однако, как известно, всякое сложное понятие всегда сложено из понятий (определений) простых. Оно приобретает ясный смысл в движении восхождения от абстрактного к конкретному. Эта категория едина во множестве и, по этой причине, включает в себя все человеческие ценности как всеобщие, так и конкретные. По-существу, марксистско-ленинская теория – высшая теория общественного развития – есть оптимистическое (наилучшее) учение о Социальном Идеале.

5. Познание. Стремление к знанию. Познавательная потребность.

Стремление жить со знанием о себе самом и окружающей нас действительности – также высшая эстетическая потребность правильно живущего человека. Познание – общечеловеческая ценность. Познавая мир, человек познаёт абсолютную истину, которая диалектически синтезируется из истин относительных. Таким образом абсолютная истина постижима (есть истины, осознанные раз и навсегда) и недостижима никогда, поскольку мир бесконечен. Истина необходима для того, чтобы правильно делать добрые дела, вносить гармонию в личную и общественную жизнь, для самосовершенствования и совершенствования окружающего нас мира. Есть всеобщие истины, восходящие в истины конкретные.

6. Общение как высшая форма социального взаимодействия.

Потребность в общении – это потребность в социальном взаимодействии и, следовательно, в смысловом и эмоциональном контакте – всеобщая человеческая ценность и эстетическая потребность. Слово мудрости даёт урок, формируя культуру мысли, культуру чувства, культуру общения, культуру поведения, в том числе культуру производственных отношений.

7. Трудолюбие.

Человек – существо трудящееся. Любовь к труду – необходимая общечеловеческая ценность, от которой всецело зависит жизнеобеспечение человека и общества в целом. Труд, он конечно труд, но и, при правильной организации, источник радости, необходимое условие для жизни самой. В идеале, человек должен работать для того, чтобы жить, и жить, для того, чтобы работать. Труд – фактор общественного развития. Без систематического труда человек и общество деградируют. В современной капиталистической России нет напряжённого классового противоречия между трудом и капиталом, потому что нет ни труда, ни капитала. Сырьевая экономика – проклятие современной России. Общество, поэтому, не умирает ещё, но и не развивается, а гниёт между жизнью и смертью в отсутствие революционной ситуации.

8. Гуманизм как любовь к человеку и его принятие.

Нет людей без достоинств и недостатков. Человек, как и весь материальный мир, противоречив. Его надо воспринимать таким, каков он есть, без иллюзии его возможного совершенства. Человек может быть хорошим другом или врагом, даже себе самому. От глупости и невежества самый страшный враг человеку – сам себе человек и есть. Любовь к человеку и его принятие (толерантность) не могут быть безграничными. Абсолютная толерантность (терпимость без границ) всегда переходит в свою противоположность – безграничное насилие. Весь Западный Мир стал заложником толерантности.

Гуманизм состоит в том, чтобы (в разумных границах) оказать помощь человеку в избавлении от антиобщественных наклонностей и привычек, дать возможность исправиться и стать лучше. Разумные репрессии к таким людям всегда будут печальной необходимостью в любом обществе. Объём своевременного «оперативного вмешательства» должен соответствовать тяжести и опасности социальных болезней. Народ при необходимости имеет право на социальную революцию, которая будет актом великого гуманизма. Революция – это, конечно, переворот, но не всякий переворот – революция.

9. Коллективизм.

Человек – существо общественное. Человек конечен и смертен в индивидуальном проявлении жизни. В коллективе (обществе) жизнь личности переходит в свою бесконечную форму, даруя достойному человеку заслуженное бессмертие. Жизнь в коллективе, благодаря совместному и более эффективному способу производства материальных ценностей и услуг, значительно повышает качество жизни и жизнеспособность каждого отдельного человека. Конечно, речь идёт об обществе социальной справедливости, где эффективный способ производства соответствует гармоничным производственным отношениям.

Таким образом, общечеловеческие ценности есть. Они действительно и объективно существуют, даже если хорошо осознаны не всеми, а отдельными умными людьми, они есть в сознании и вне его одновременно.