Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Принципы дидактики А. Дистервега

Педагогические взгляды Адольфа Дистервега могут быть найдены в его педагогических трудах. Как писал Дистервег, «Разумное воспитание должно строиться с учётом трёх принципов: природосообразности (учёт возрастных и индивидуальных особенностей физического и психического развития ребёнка), культуросообразности (учёт условий, в которых ребёнок живёт, национальной культуры), и самодеятельности (стремление развивать детскую активность)». Рассмотрим более детально основные принципы воспитания, предложенные и обоснованные учёным. 

Согласно Дистервегу, любое обучение следует начинать, беря во внимание уровень развития учащегося, и далее идти последовательно и непрерывно. Одним из основных принципов в процессе образования можно назвать принцип непрерывности. Дистервег трактует непрерывное обучение, как обучение, «… которое делает ученика способным преодолевать каждую ступень с той степенью самостоятельности, какую допускает его возраст и природа предмета, так, чтобы были достигнуты общие цели обучения: развитие самодеятельности и полное знание предмета». На принципе самостоятельности ученика и основывается дидактика развивающего обучения Адольфа Дистервега. Знаменитый педагог считал, что главной, первостепенной задачей обучения является развитие умственных способностей ученика. Таким образом, он сделал акцент на важности формального обучения, в то же время не отрывая его от реальных знаний и материального образования.

Наиболее важными Адольф Дистервег считал такие дисциплины, как природоведение и математика. Он считал эти предметы важным средством интеллектуального развития учащихся. Огромное значение он придавал изучению детьми истории отечества, языку, литературе и географии. Также Дистервег считал важным принцип наглядности в обучении. Как он писал в своих педагогических трудах, «Развитие человеческого ума начинается с чувственного восприятия внешнего мира. Оно выражается в ощущениях, которые связываются в наглядные представления, а последние возводятся разумом в общие представления или понятия. Поэтому понятия должны основываться на представлениях, представления – на ощущениях. Иначе они окажутся лишёнными содержания, пустыми, а обозначающие их слова – пустословием». Для того, чтобы можно было опираться на данный принцип в обучении, необходимо брать за основу воспринимаемого чувственно, и далее переходить к понятиям. От единичного нужно двигаться к общему, от конкретного к абстрактному. Как писал Адольф Дистервег, «… для учителя, которому … дорого умственное развитие учеников, не существует более высокой задачи, чем самому основать все свои понятия на наглядных представлениях с тем, чтобы сделаться способным преподавать наглядно». Крайне важным Дистервег полагал приучение детей к логически последовательной речи. По его мнению, это было очень важно для развития умственных способностей и логического мышления учеников. Необходимо, чтобы дети были способны последовательно излагать собственные мысли и давать обоснования основным положениям. Обязанностью же преподавателя является наблюдение как за ясностью и логичностью их построения, так и за четкостью дикции детей. Необходимо позволить детям тренировать речь, привыкать к ней. Дистервег считал большим недостатком такую манеру преподавания, как превращение уроков в лекции, где говорит только учитель, а ученики выступают в качестве молчаливых слушателей. Дети должны активно участвовать в обсуждении предмета, излагать собственные мысли и соображения, таким образом саморазвиваясь под контролем преподавателя

Основной педагогический труд Дистервега — "Руководство к образованию немецких учителей". В нем сформулированы два взаимосвязанных принципа обучения и воспитания — природа-сообразности и культуросообразности. Дистервег в воспитании ставил во главу угла "развивающе-воспитательное и образовательное обучение". Дистервег предлагал в воспитании и обучении следовать природе человека, учитывать персональные свойства ребенка (принцип природосообразности). Принцип культуросообразности означал организацию учебно-воспитательного процесса с учетом определенной внешней, внутренней и общественной культуры. Внешняя культура, по Дистервегу, — это нормы морали, быта, потребления. Внутренняя культура — духовная жизнь человека. Общественная культура — социальные отношения и национальная культура.

Как дидакт Дистервег особенно настаивал на расширении естественнонаучного образования. В обучении он отдавал предпочтение индуктивному методу (элементарный метод). Полезными для школы оказались сформулированные Дистервегом дидактические правила: ясность, четкость, последовательность, самостоятельность учащегося, заинтересованность учителя и ученика и пр.

Дистервег был энергичным организатором педагогического образования. Он — автор множества учебных пособий для учителей, создатель учительских семинарий.