Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Предпринимательство вчера, сегодня, завтра

История российского предпринимательства в 90-е годы

Развитие Российского предпринимательства в 90-е годы выражалась в росте торгово-посреднической деятельности.

В этот период происходило:

  • - очень быстрое и легкое накопление капиталов,
  • - развивалось производство дефицитных товаров широкого потребления,
  • - сфера услуг, розничной торговли, общественного питания и т.п.

Предпринимательская деятельность служила тогда каналом перекачки ресурсов командно-управляемых государственных предприятий в теневую экономику, достигла самых высоких темпов своего развития в период с 1992 по 1993 годы. Этому способствовала либерализация внешней торговли и снятие запретов на частную торговлю внутри страны, что создало благоприятные условия для любой торговой деятельности. Падение потребительского платежеспособного спроса малое предпринимательство активно компенсировало импортом товаров низкого качества, но хорошо востребованных у российских потребителей.

Таким образом, быстрая оборачиваемость мелких торговых капиталов превращала их в капиталы средних размеров. Достаточно быстро рядом с мелкими торговыми палатками стали появляться магазины, владельцы которых начинали с "челночной деятельности". Несовершенство налоговой системы вынуждало предпринимателей искать способы сокрытия доходов от налогообложения. Торговля и посредничество, ориентироанные на работу с трудно контролируемыми наличными средствами способствовали уходу от налогов.Но такая ситуация сочеталась с развалом государственных, прежде всего бюджетных предприятий и организаций, и оттоком рабочих в сферу торговли в надежде на высокие доходы от достаточно простых видов работ и услуг.В результате к 1995 году оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности.

Многие из возникших ранее малых предприятий, преимущественно торгово-посреднической деятельности, прекратили свое существование. Итак, Россия вступила на путь капитализма. Миллионы граждан сегодня вынуждены спешно делать то, что вчера считали зазорным, - деньги. Ни знаний, ни культуры для создания и приумножения собственного богатства у россиян не было. Российское предпринимательство для многих россиян до сих пор остается загадкой. А значит, по словам вождя мирового пролетариата, нам вновь надо "учиться, учиться и учиться!".Многочисленные гуру говорят нам, что "Богатство - результат духовного, личностного роста". И миллионы людей с радостью следуют их тезису и духовно совершенствуются в надежде впоследствии прийти к материальному благополучию. Люди упорно просветляют свою душу, очищают энергетику тела, но кошельки их становятся все тоньше и тоньше. А тем временем, деньги в России делают люди, не имеющие ничего общего с духовным, личностным ростом или энергетическим очищением.

Общение с людьми, добившимися стабильных успехов на ниве Российского предпринимательства, наводит на мысль, что приемы, приводящие к успеху, схожи.

Предпринимательство сегодня

В настоящее время развитие такого явления как предпринимательство набирает всё большие обороты. Оно делится на такие виды, как производственное, коммерческое (или финансовое), посредническое и страховое. Последнее является наиболее прибыльным, а, значит, распространенным. Существует три формы предпринимательства: индивидуальное, партнерское и корпоративное. Партнерское делится на товарищества и кооперативы. Корпоративное включает в себя ООО, ЗАО и ОАО.
В ХХ веке в России господствовал тоталитарный режим. Вследствие этого в экономике сформировалась командно-административная система. Теперь Россия – демократическое государство. Изменения затронули все сферы жизни общества. В экономике стала развиваться рыночная система. Общество стало вспоминать о прерванных традициях русского предпринимательства, например о меценатстве. Меценат – это богатый покровитель наук и искусств. В России первые меценаты появились ещё в ХIХ веке. Самыми известными стали Мамонтов и Третьяков. Они внесли огромный вклад в развитие русского искусства. На сегодняшний день предпринимательство является одним из наиболее популярных занятий в России. Его развитие необходимо, ведь в условиях рыночной экономики государство не может удовлетворить все потребности граждан. Особенностью современного предпринимательства является развитие сферы услуг. Это играет огромную роль в становлении постиндустриального общества, на пороге которого уже находятся некоторые страны мира, в том числе и Россия. Несомненно, главной функцией предпринимательства является получение экономической выгоды. Но это ещё и возможность реализации потребностей потребителей. Государство же получает налоги от предпринимателей, тем самым пополняя бюджет.
Люди, занимающиеся предпринимательством, в большинстве своём осуществляют ещё и благотворительную деятельность. Они принимают участие в благотворительных акциях, организуют различные фонды, т.е. играют огромную роль в жизни общества.
В условиях рыночной экономики государство не может полностью удовлетворить все потребности граждан. Этим занимаются предприниматели. Участвуя в благотворительности они помогают людям. Благодаря меценатам развивается наука и искусство. Предпринимательство влияет на все сферы общества, формируя и преобразуя его.

Предпринимательство завтра. Перспективы развития нравственного предпринимательства в России.

В России многие авторы убеждены, что для возрождения нашей страны есть только один путь - рыночная экономика; одно средство - частная собственность; одна движущая сила хозяйственного процветания - предпринимательство. “Именно предпринимательство сфокусировало в себе ум, талант, сметку, энергию, деловую хватку и другие лучшие качества российского народа, его традиции, нравственные и религиозные ценности, глубокую веру в будущее Отечества, то есть, все то, что числится в ряду “неэкономических факторов”, - пишет.

 Провозглашение в качестве абсолютной истины вывода о том, что есть лишь один безальтернативный путь развития в принципе некорректно. Всякое серьезное размышление о будущем страны должно исходить из информационной ограниченности человека. Необходимо признавать тот неприятный факт, что постоянно увеличивается количественный разрыв между нашим знанием о мире и его возрастающей сложностью.

Так называемая “футурология” - не более, чем прибыльное искусство заставить других поверить в то, будто Вам что-то известно о будущем. В этой связи профессор К. Штайнбух писал: “Мой Вам совет: перечитывайте “футурологическую” литературу через каждые десять лет - и Вы увидите, сколько в ней бессмыслицы, за которую платятся хорошие деньги ее творцам”[67]. Проблема развития предпринимательства в России также может быть понята - в первом приближении - только с учетом взаимодействия множества противоречий, компромиссов, несовершенств в нашей жизни. Поэтому можно лишь говорить о некоторых сценариях развития предпринимательства и его этических норм в России.

Сценарий 1. Культурный кризис в России, моральная деградация общества будут углубляться. Такое развитие, к сожалению, вполне реально. И не только в нашей стране. Уже сегодня российские руководители больше прислушиваются к требованиям зарубежных политиков, чем своего народа. В этих условиях растет опасность тоталитаризма, антипатриотической политики правящей элиты. Создаются предпосылки для того, чтобы Россия познала расцвет такого насилия, какого не было в ее истории. В деловом мире окончательно утвердят свое господство предприниматели - “акулы”, тесно связанные с коррумпированными чиновниками всех уровней. Именно их моральные (точнее - аморальные) нормы утвердится как единственно возможные в предпринимательстве России.

Это было бы очень нежелательное развитие в России (и в Европе, кстати, тоже), но его возможность реальна.

Сценарий 2. Снизу формируются порядочные и образованные предприниматели. Сначала в малом и среднем бизнесе они укрепляют свои позиции, вырабатывают и соблюдают кодекс предпринимательской этики.

Постепенно развивается новое для России и мира нравственное предпринимательство. Оно может включать следующие постулаты:

·  признание самоценности человеческой жизни, отношение к каждой личности как суверену;

·  неукоснительное соблюдение общечеловеческих нравственных норм, незыблемость демократических прав и свобод;

·  постоянное стремление к овладению научными знаниями, совершенствованию умений в их разумном использовании;

·  вера в людей и в себя, неиссякаемость жизненного оптимизма, обостренная потребность в благотворительности.

Рыночная экономика в современном виде себя исчерпала. Она не решает ни экологических, ни социальных проблем. Общепринято думать, будто рыночная экономика, по меньшей мере, экономически более эффективна, чем социалистическая. “Я считаю такое мнение совершенно бессмысленным с научной точки зрения, - пишет . - Для сравнения двух различных феноменов нужны четко определенные критерии сравнения. А в зависимости от выбора таких критериев и выводы могут оказаться различными. Возможны, в частности, чисто экономические и социальные критерии оценки производственной деятельности людей, предприятий, экономических систем и целых обществ. Первые основываются на соотношении затрат на какое-то дело и его результатов, вторые же - в том, в какой мере деятельность предприятий соответствует интересам целого общества. С точки зрения первых критериев западнистское общество (западное капиталистическое общество с современным рыночным хозяйством. - В. М.) имеет более высокую степень экономической эффективности, а с точки зрения вторых - коммунистическое (Автор имеет в виду экономику социалистических стран, ибо сравнивать с коммунистическим обществом невозможно: его просто не было. - В. М.). Социальная эффективность коммунистической экономики характеризуется способностью общества существовать без безработицы и без банкротств экономически нерентабельных предприятий, сравнительно легкими условиями труда, способностью не допускать избыточные сферы производства, не являющиеся необходимыми для общества, способностью сосредоточивать большие силы и средства на решение исторически важных задач и другими неэкономическими факторами”.

Уже сегодня есть весьма убедительные аргументы в пользу большей экономической эффективности социалистической экономики. Сегодня социалистический Китай, имея 1/15 долю мировой пашни, прилично кормит и одевает 1/5 часть населения Земли. Впрочем, детальное рассмотрение вопроса о причинах экономического проигрыша СССР Западу и был ли этот проигрыш обусловлен сущностью социализма - это тема самостоятельного исследования.

Нравственное предпринимательство предполагает новые критерии эффективности, которые учитывают влияние предпринимательской деятельности на окружающую среду и на общество. Именно эти критерии должны быть положены в основу концепции устойчивого развития, которая может стать основой переустройства мира.

Нравственное предпринимательство предполагает, что экономическая деятельность направляется коллективным Разумом (говоря словами ). Только так можно обеспечить господство нравственности в экономике будущего общества. При этом мы опять возвращаемся к проблеме духовности, поскольку нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, господствующие в обществе и, следовательно, в предпринимательстве. Нравственное предпринимательство основано на таком поведении участников трудовой деятельности, которое определяется духовными качествами человека. Следовательно, без преодоления современного духовного кризиса невозможно мечтать о нравственном предпринимательстве. Ни в России, ни за рубежом.

Формирование предпринимательской этики в России должно сегодня быть первостепенным делом всех государственных и общественных институтов. В экономике будущего порядочность предпринимателя имеет значимое экономическое измерение, а солидная репутация фирмы, как правило, способствует получению прибыли.

Такое развитие также вполне реально, прежде всего в России. Именно нравственное предпринимательство отвечает интересам населения, меняет отношение общества к предпринимателям, способно быть основой эффективной экономики страны в условиях постиндустриального (информационного) общества.

Важнейшей предпосылкой реализации этого благоприятного сценария развития является духовное обновление общества снизу. Речь идет о том, чтобы демократизировать демократию и восстановить свободу, победить беспредел и произвол, которые утвердились в современном предпринимательстве России.

Заключение. 

Предпринимательство - это новая полезная деятельность человека, как правило, но не обязательно приносящая прибыль. Как форма деятельности предпринимательство имеет духовные основы, поэтому оно не может быть одинаковым в различных по своему типу обществах. “Дух предпринимательства” в сочетании с осознаваемой социальной ответственностью является реальной предпосылкой реализации предпринимателем его созидательного инстинкта.

Сегодняшнее предпринимательство в России по ряду причин, рассмотренных в работе, как правило, не отвечает признакам подлинной созидательной деятельности, являясь деформированным, антисоциальным, спекулятивным видом предпринимательства. Формирование нового предпринимательства на этических нормах, отвечающих национальному характеру и ценностям русского народа, предполагает учет и приспособление к новым условиям информационного общества всего лучшего, что было в практике предпринимательства в новейшей истории России. Путь предстоит долгий и трудный, но главное - начать движение к верно выбранной цели. “Главное в этом мире - не то, где мы стоим, а то, в каком направлении движемся” (О. Холмз). Вероятно, движение будет в направлении создания русской модели предпринимательства, предусматривающей, в частности, активную роль государства в экономической и социальной сферах. Именно национально ориентированное государство сможет обеспечить возможность реализации предпринимательства в разнообразных формах, на основе различных типов собственности. Только государство может и призвано взять на себя ответственность за создание необходимых условий для формирования и укрепления созидающего предпринимательства России.