Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Понятие и содержание предмета криминалистики

Криминалистика (от лат. criminalis - преступный, относящийся к преступлению) - прикладная юридическая наука, исследующая закономерности приготовления, совершения и раскрытия преступления, возникновения и существования его следов, собирания, исследования, оценки и использования доказательств, а также разрабатывающая систему основанных на познании этих закономерностей специальных приёмов, методов и средств применяемых в ходе предварительного следствия для предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также при рассмотрении уголовных дел в судах. В современном виде определение криминалистики как науки было предложено Р. С. Белкиным в 1987 году.

Предметом любой науки являются закономерности объективной действительности, отображающиеся в различных явлениях, процессах, фактах. Всякое преступление в силу общего закона диалектики о взаимосвязи и взаимообусловленности предметов, фактов и явлений материального мира определенным образом связано с окружающей средой, отображается в ней. Процесс отражения подчиняется определенным закономерностям, зависящим от природы отражаемых и отражающих объектов, их свойств и условий отражения. Криминалистика из бесконечного разнообразия предметов и явлений материального мира выделяет такие отражаемые объекты, которые причинно связаны с преступлением, а из всех отражающих объектов - лишь те, которые запечатлели следы преступления, информацию о преступлении. В частности, к ним относятся закономерности преступной деятельности, механизма преступления.
Познание, как отражение и воспроизведение в человеческом мышлении действительности, носит активный характер, особенно рельефно проявляющийся в развитии науки. Именно в ходе научного познания обнаруживается диалектика объективной действительности. Объективную действительность познают все частные, конкретные науки. При этом «сфера познания» каждой науки зависит от ее предмета: именно в этой сфере осуществляется отражение конкретной наукой объективной действительности, т. е, отражение, составляющее содержание этой, а не другой области научного знания. Отсюда вытекает то важное методологическое значение, которое имеет правильное определение предмета каждой конкретной науки. В формулировке предмета науки разъясняется, что такое отражаемый объект и в каком аспекте он отражается. С этих позиций, как нам представляется, следует подходить к формулированию предмета любой частной науки, в том числе и предмета криминалистики как специфической области научного знания. Представление о предмете криминалистики складывалось и уточнялось по мере развития самой науки. Первые определения предмета криминалистики отечественных авторов, сформулированные в послереволюционный период, находились под заметным влиянием взглядов западных и дореволюционных русских криминалистов. Так, Г. Ю. Маннс, попытавшийся еще в 1921 г. определить предмет криминалистики, полагал, что им являются, «во-первых, способы совершения преступлений, профессиональные особенности и быт преступников (их жаргон, их суеверия и т. д.) и, во-вторых, приемы расследования преступлений, включая идентификацию преступников».

Поскольку процесс становления криминалистики как самостоятельной области научного знания был органически связан с ее отмежеванием от науки уголовного процесса, в недрах которой и возникла криминалистика. ученые-процессуалисты не могли оставаться в стороне от задачи определения предмета криминалистики, хотя бы в целях разграничения его с предметом уголовно-процессуальной науки. Несомненно, значительным шагом вперед было выдвинутое в 1950 г. А. И. Винбергом определение предмета криминалистики как науки «о технических и тактических приемах и средствах обнаружения, собирания, фиксации и исследования судебных доказательств, применяемых для раскрытия преступлений, направленных против советского строя и установленного Советским государством правопорядка, выявления виновных и изыскания способов предупреждения преступлений»

Следует отметить, что в идее закономерностей родились многие направления современной криминалистики, например, типовые модели расследования, алгоритмы следственных действий, программное обеспечение версий по отдельным видам преступлений и т.д. Объектами изучения криминалистики являются конкретные факты и обстоятельства подготовки, совершения и сокрытия преступлений, а также деятельность правоохранительных органов по их раскрытию и расследованию. Основным эмпирическим материалом, содержащим такие сведения, являются законченные производством уголовные дела. Обобщение и анализ эмпирических данных, результатов опроса (анкетирования и интервьюирования) следователей, работников органов дознания производится в целях изучения закономерной, которые и составляют предмет науки. Предмет науки криминалистики составляют три группы закономерностей: . закономерности механизма преступления как системы взаимодействующих при его подготовке, совершении или сокрытии лиц, предметов и материальных процессов; . закономерности отражения преступления во внешней среде как процесса возникновения информации, ее сохранения и передачи; . закономерности познания (раскрытия и расследования) преступления, то есть информационно-познавательной деятельности, состоящей в собирании, проверке, оценке и использовании информации для установления обстоятельств противоправного события.

Список использованных источников Белкин Р. С. История отечественной криминалистики. М., 2010 - 478 с. Белкин Р. С. Криминалистическая энциклопедия. М., 2001 - 896 с. Белкин Р.С. Курс криминалистики. Т. 1.М.,2012. - 574 с. Ищенко Е.П., Топорков А.А. Криминалистика: Учебник. Изд. 2-е, испр. и доп. / Под ред. доктора юридических наук, профессора Е.П. Ищенко - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ», «ИНФРА-М», 2006. - 654 с. Криминалистика / Под ред. А В Дулова Минск, 1998. - 687 с. Криминалистика. Драпкин Л.Я., Карагодин В.Н. М.: 2011. - 768 с. Криминалистика. Ищенко Е.П., Топорков А.А. 2-е изд., испр., доп. и перераб. - М.: Контракт, ИНФРА-М, 2010. - 784 с. Криминалистика. Ищенко Е.П., Филиппов А.Г. М.: Высшее образование, 2007. - 743 с.