Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Полифонизм романа Ф.М. Достоевского “Братья Карамазовы”

На мой взгляд, произведение Ф.М. Достоевского подтверждает слова Д.С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни» [Лихачев Д.С. Письма о добром. – СПб.: Логос, 2006. – C. 75]. Творчество Ф.М. Достоевского - это уникальный феномен русской литературы, с которого берет свое начало психологический роман. Художественные приемы, которые использовал писатель для полного изображения диалектики человеческой души, имели огромное влияние на формирование философской мысли. Достоевский стал основоположником принципиально нового романа, в основе которого лежит не монологизм авторского начала, а прием, который русский философ и исследователь М.М. Бахтин определил как «полифонизм».

Внимательное прочтение романа «Братья Карамазовы» позволило мне убедиться в том, что писателю удалось раскрыть основные мировоззренческие проблемы, которые волнуют каждого из нас: проблемы веры, нравственного выбора, совести, осознания себя человеком. Моя точка зрения, изложенная в эссе, основана на анализе художественного текста, собственных размышлениях и научном мнении о полифонизме творчества Достоевского, раскрытого М.М. Бахтиным. Полифонизм ученый определяет следующим образом: «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов, действительно, является основною особенностью романов Достоевского. Не множество судеб и жизней в едином объективном мире в свете единого авторского сознания…, но именно множественность равноправных сознаний с их мирами сочетаются здесь, сохраняя свою неслиянность в единство некоторого события» [Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. – М.: 1963. С. 7].

Полифонизм романа «Братья Карамазовы» является особенностью художественной системы Ф.М. Достоевского, в основе которой - нравственная философия и постоянный диалог с читателем.

Писатель воспринимал жизнь человека как постоянную борьбу добра и зла. Личность может быть возрождена к истинной жизни только путем православной веры и соблюдения моральных принципов. Общение с Богом – это молитва, диалог, разговор. Человек у Достоевского – это человек свободный в своем выборе добра. Только ограниченный в свободе человек может выбрать зло. «Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его всё были хлебы. Это так, но что же вышло: вместо того чтоб овладеть свободой людей, ты увеличил им ее еще больше! Или ты забыл, что спокойствие и даже смерть человеку дороже свободного выбора в познании добра и зла? Нет ничего обольстительнее для человека, как свобода его совести, но нет ничего и мучительнее» [Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Электронный ресурс. URL: ].

Я полагаю, что ввиду того, что Достоевский сам пережил страшное потрясение арестом, смертным приговором (в последние минуты не приведенным в исполнение), каторгой, он навсегда понял для себя важность нравственного выбора. В романе, на мой взгляд, такое понимание внутренней свободы проявляется в противопоставленности идей миропонимания Алексея и Ивана Карамазовых. Душа Ивана – душа атеиста, рационалиста, полная богоборства и отрицания – вступает в диалог с душой Алеши, преисполненной христианской любовью к Божьему миру и к людям. Иван уверен в том, что Бога нет, нет вечной жизни и спасения. Из этого следует его логичная мысль, что когда человеку мешает нравственность, он должен жить исходя из собственных желаний. Тогда можно оправдать смерть, убийство, насилие. «Иван Федорович прибавил при этом в скобках, что в этом-то и состоит весь закон естественный, так что уничтожьте в человечестве веру в свое бессмертие, в нем тотчас же иссякнет не только любовь, но и всякая живая сила, чтобы продолжать мировую жизнь. Мало того: тогда ничего уже не будет безнравственного, все будет позволено, даже антропофагия» [Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Электронный ресурс. URL: ].

Но когда Смердяков оказывается убийцей его отца, все меняется прежде всего в сознании читателя. Я считаю, что не прав был Иван, и в жизни человека все-таки должны быть нравственные ограничители. Смердяков уверен, что убийцей Федора Карамазова является сам Иван, а Смердяков только выполнял его волю. На мой взгляд, полифонизм проявляется в том, что читатель постоянно вызывается на диалог с героем, писателем. Мне, например, все же хочется поспорить о степени вины Ивана. Однако в том, что вина есть у реального убийцы, и у того, кто пытается оправдать безнравственность, цинизм, атеизм, ненависть, я поддерживаю точку зрения Достоевского.

Полифонизм романа - это особая форма диалога с читателем. Я поддерживаю мнение исследователей, что Достоевский находится в постоянном диалоге с читателем. Он уверен, что жизнь в целом диалогична, и диалог («диалогическая ткань человеческой жизни») – это «единственно адекватная форма словесного выражения подлинной человеческой жизни» [Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. – С. 88].

Писатель показывает нам, как братья пытаются понять, кто же является убийцей их отца. Полифонизм диалога, как мне кажется, подчеркнут образом чёрта, которого они называют истинным убийцей. Но в этом образе есть и часть той правды, что все братья считают себя виноватыми. По моему мнению, в этом Достоевский показывает, что степень вины может быть разной, но отсутствие нравственной позиции по отношению ко злу – это тоже вина, которую чувствует каждый из братьев. Иван, который своим неверием оправдывал всякий поступок человека, по логике должен бы оправдать и физического убийцу их отца - Смердякова. Алексей, образ которого – олицетворение любви к ближнему и всепрощения, в тексте романа также говорит о том, что убийцей является злой дух. «Я хоть и твоя галлюцинация, но, как и в кошмаре, я говорю вещи оригинальные, какие тебе до сих пор в голову не приходили, так что уже вовсе не повторяю твоих мыслей, а между тем я только твой кошмар, и больше ничего» [Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Электронный ресурс. URL: ]. Ивану кажется, что он беседует с чертом. В действительности же происходит внутренний диалог, спор героя с самим собой.

Человеческое сознание может ошибаться, говорит писатель. Это подчеркивается историей с Дмитрием Карамазовым, обвиненным в смерти отца. Дмитрий уверен, что следователей и прокурора сбил в пути лукавый дух, который заставил поверить, что убийца – Дмитрий. Сам же он восклицает: «Хотел стать навеки честным человеком именно в ту секунду, когда подсекла судьба! Но в смерти старика, врага моего и отца, — не виновен! Но в ограблении его — нет, нет, не виновен, да и не могу быть виновным: Дмитрий Карамазов подлец, но не вор!» [Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Электронный ресурс. URL: ].

Мне кажется, что роман является достаточно актуальным в наше время. Мнение Ивана об отсутствии Бога часто встречается у современных людей. Многие рассуждают, что если бы Бог был, он не допустил бы столько несправедливости, сколько есть сейчас в мире: войны, катастрофы, гибель невинных детей. Иван убеждает Алексея, что нельзя говорить о гармонии чрез страдание, если речь идет о страданиях детей. При этом Иван также выстраивает свою стройную теорию о всеобщем счастье на основании идеи Великого инквизитора, который сам знает, что лучше для каждого, огнем и мечом ведет людей к счастью. «Но колебания, но беспокойство, но борьба веры и неверия — это ведь такая иногда мука для совестливого человека, вот как ты, что лучше повеситься» [Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Электронный ресурс. URL: ].

К сожалению, это тоже очень опасный путь – путь тоталитарного государства. История России ХХ века знает периоды репрессий, революций, гражданской войны, и на основе этого горького для российской нации опыта я не могу согласиться с идеей Ивана о всеобщем счастье путем насилия.

По моему убеждению, в романе через полифонизм выражена мысль, что до тех пор, пока человек не отвернется от Бога, он может быть спасен. Местом битвы за человеческую душу выступает сердце человека. Он сам своим ежеминутным нравственным выбором позволяет своему сознанию либо падать вниз, либо возноситься ввысь. Я думаю, что в романе «Братья Карамазовы» этот тезис раскрывается в связи со сложным миром героев. Мы встречаемся в романе с действующими лицами, каждый из которых может стать отдельным главным героем романа.

Я считаю совершенно обоснованным мнение М.М. Бахтина, что главной особенностью романов Достоевского является «множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний, подлинная полифония полноценных голосов». В романе мы внимательно следим не только за судьбой героев, но и за тем, как изменяется их сознание, как по-разному звучат их голоса, оттеняя представления каждого. Это позволяет читателю сделать собственные выводы о нравственности, добре, зле.

Мысль о виновности того, кто призывает к убийству, рассмотрена писателем с разных сторон. Иван понимает, что он не убивал, но чувство вины его только увеличивается. Из-за этих идей страдает его родной брат Дмитрий, т. к. он оказался обвинен в убийстве. Алексей пытается оправдать Ивана, но он страдает из-за несовершенства людей. Разрушена семья, убит отец, между братьями появляется трещина в отношениях. По моему мнению, в этой семье произошло самое страшное – потеряна любовь и вера. Писатель показывает нам, что это самые жестокие испытания для людей – при потере веры и любви к близким они теряют нравственные ориентиры и смысл жизни. Мы видим, что даже при рассмотрении ситуации с разных точек зрения автор не может найти оправдания поведению Ивана, который в ужасе понял, что его теория об отсутствии Бога привела в сознании Смердякова к идее об отсутствии греха.

Я полагаю, что такая обостренность диалога связана с той общественно-политической обстановкой, которая сложилась в современной писателю России. В стране стали активно развиваться социально-революционные организации, которые признавали террор средством политической борьбы, призывали к свержению самодержавия, разрушению нравственных ценностей, моральных норм, атеизму. Роман Достоевского наглядно показывает нам, как страшно может проявиться в людях реализация этих страшных идей вседозволенности. Это отражено в диалоге Ивана и Алексея. Иван восторженно рассказывает о Великом инквизиторе, который примкнул к умным людям, так разочаровался в несовершенстве людей. «Невелико нравственное блаженство достигнуть совершенства воли с тем, чтобы в то же время убедиться, что миллионы остальных существ божиих остались устроенными лишь в насмешку, что никогда не в силах они будут справиться со своею свободой, что из жалких бунтовщиков никогда не выйдет великанов для завершения башни, что не для таких гусей великий идеалист мечтал о своей гармонии. Поняв всё это, он воротился и примкнул... к умным людям» [Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Электронный ресурс. URL: ].

Однако Алеша возражает ему: «Никакого у них нет такого ума и никаких таких тайн и секретов... Одно только разве безбожие, вот и весь их секрет. Инквизитор твой не верует в бога, вот и весь его секрет!» [Достоевский Ф.М. Братья Карамазовы. Электронный ресурс. URL: ].

На мой взгляд, полифонизм романа оттеняет авторскую позицию. Нам кажется сначала, что автор выражает свое мнение в действиях и диалогах героев. Я считаю, что полифонизм включает в себя диалог с читателем, который автор ведет на протяжении всего романа. Начиная читать роман, читатель постоянно находится в диалоге с героями и автором.

Полифонизм романа, как мне кажется, проявляется и в том, как вдруг поступки и мысли людей начинают звучать как одно единое целое. Например, диалоги Алексея и Лизы, в которых проявляется их трогательное отношение друг к другу, показывают нам, как чувствуют себя люди в минуту душевного единения и подъема. Это возможно, когда души людей открыты друг другу, открыты миру, когда взрослые ведут себя просто и свободно, как дети. То, что Достоевский наделяет детей особым даром чувствовать истинные мысли человека, подчеркнуто в диалоге Алексея с детьми, когда участников диалога переполняет любовь, вера, которые невозможны без доверия. В этом, на мой взгляд, также проявляется авторская позиция.

Конечно, роман является сложным для восприятия и многоплановым для анализа. Полифонизм как художественный феномен развивает в нас понимание сложности жизни, создает ту неповторимую атмосферу, которая в целом характеризует русскую классическую литературу, призывает нас любить читать, чтобы развивать интеллект, уметь анализировать свой жизненный опыт и делать соответствующие выводы. Также мне хотелось бы отметить, что роман является носителем истории России по той причине, что в нем находит свое отражение глубокий и правильный социальный анализ России, а именно — той эпохи, которая наступила после реформ Александра II.

В заключении мне хотелось бы отметить, что с помощью полифонизма Достоевский изображает объективный спор, идеологическое столкновение двух и более точек зрения, которые лишены авторского вмешательства. Каждый голос в романе – это проявление обособленного сознания и характера героя.

Главным средством раскрытия характеров и идейных представлений героев служит диалог или спор. Именно в коммуникации друг с другом развивается знание того или иного героя не только об окружающем его мире, но и о самом себе.

По сути, роман «Братья Карамазовы» о решении бытийных проблем о Боге, бессмертии души, альтруизме, о решении вопросов добра, зла, справедливости и совести. Я считаю, что носителями этих идей и стали именно три брата: Дмитрий, Иван и Алеша. При этом, по моему мнению, каждый герой является носителем собственных взглядов, собственного сознания, которое так или иначе вступает в противоборство с другими.

Однако я хотел бы также отметить, что помимо столкновения нескольких точек зрения, нескольких сознаний героев, которые с убеждением могут отстаивать свои взгляды, полифонизм романа Ф.М. Достоевского также отражен во внутреннем диалоге героя с самим собой, в исповеди. Как мне кажется, читатель приобщается к миру героя, проникается симпатией или антипатией, но в любом случае воспринимает философию персонажа, как отдельно существующую, обособленную и никак не связанную с позицией автора.