Автор Анна Евкова
Преподаватель который помогает студентам и школьникам в учёбе.

Поэтический мир : А. Фета/ Ф. Тютчева/ Н. Некрасова

Проработав более двадцати лет за границей, говоря и в семье, и в обществе чаще всего по-французски, Тютчев сохранил любовь к русскому языку, написал великолепные стихотворения. Его первые литературные опыты относятся к 1813 — 1814 годам, когда поэту было одиннадцать лет. В ранних стихах царит весна. Она и в мире, и в душе. Весна у поэта — символ обновления, начала жизни. «Душой весны природа ожила…» (Могила Наполеона, 1828 год). В этом же году появляется его шедевр «Весенняя гроза» — первый его вариант.

Любовь к природе в этом стихотворении не знает препятствий. Взор поэта направлен вверх, к небу. Рождающийся в нем звук наполняет все пространство. От слова «гром» будто бы прогремело «р», разрезав музыкальное течение строк.

Великолепно стихотворение «Как весел грохот летних бурь…». Лето у Тютчева — это пора радости, веселья, ликования. Гроза мешает испытать восторг. Обновление природы, омытой дождем, божественно и прекрасно. Буря мимолетна, потому что через тревогу продолжает звучать «птичий свист». Это просто веселое потрясение природы. И только желтый лист напоминает человеку, что скоро осень:

И кой-где первый желтый лист,

Крутясь, слетает на дорогу…

Мысль о том, что все изменяется, настигает Тютчева даже тогда, когда природа пребывает в восторге от полноты летнего бытия:

Поют деревья, блещут воды,

Любовью воздух растворен,

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен…

Осень — время увяданья. Именно осенью природа подобна человеку. В стихотворении 1830 года «Осенний вечер» Тютчев пытается понять душу природы, соотнести ее с человеческими ощущениями. «Порывистый, холодный ветр порою» — предсмертные минуты, почти озноб. У лирического же героя это вызывает чувство тихого восторга и просветления, которое связано с «кроткою улыбкой увяданья», физического воплощения, «стыдливости страданья». На такую стыдливость способны лишь возвышенные души, соприкасаясь с которыми, ощущаешь восторг.

Зимний мир у Тютчева — застывший, затаившийся, сказочный:

Тютчев был романтиком и по творческому мето­ду, и по мировосприятию. Отсюда глубокая убеж­денность поэта в том, что ни душевная жизнь человека, ни тайны мироздания не могут быть рас­крыты с помощью рационального, научного, логи­ческого мышления. Поэтому Тютчев постоянно за­щищает романтическое понимание природы от тех, кто рассудочно видит в ней лишь «игру внешних, чуждых сил»:

Они не видят и не слышат.

Живут в сем мире, как впотьмах.

Для них и солнцы, знать, не дышат

И жизни нет в морских волнах.

Это отрывок из стихотворения «Не то, что мните вы, природа...». Действительно, природа у Тютчева не слепок, не бездушный лик: она движется, ды­шит, живет. Но жизнь ее сложна и противоречива. Там, в таинственной глубине, вечно волнуется некая темная стихия, которую поэт называет хаосом или бездной. А весь видимый мир, воспроизводимый внешними органами человека, есть всего лишь порож­дение первозданной и безликой пучины.