Объемно-пространственные проекты В.Татлина
Владимир Евграфович Татлин (1885—1953) — советский художник широкого диапазона, один из основоположников новой отрасли художественной деятельности — дизайна, автор архитектурного проекта Памятника III Интернационала, оказавшего широкое и многообразное влияние на развитие архитектуры XX века.
Татлин родился 16 (28) декабря 1885 года в Москве, в семье железнодорожника. Его отец прошел чрезвычайно редкий тогда трудовой путь от рабочего до инженера-технолога, ездил изучать опыт железнодорожного дела в США. Он способствовал возникновению у своего сына интереса к технике, производственным навыкам и изобретательству. Юношей Татлин участвовал в заграничном плавании в качестве матроса. (1)
В 1910-х участвовал в выставках таких объединений, как «Мир искусства (2)», «Союз молодёжи», «Бубновый валет (3)» и «Ослиный хвост (4)».
В 1911 году был одним из организаторов художественного общества «Союз молодежи».
В 1914 году вместе с русской кустарной выставкой посетил Берлин, выступая в качестве музыканта-бандуриста Из Берлина ненадолго съездил в Париж, посетил мастерскую
В 1915 году участвовал в легендарной Последней футуристической выставки представив свои «контррельефы» (материальный подбор), объемные произведения, понимаемые как «беспредметные», построенные на сопоставлении различных материалов.
В 1923 году поставил в ГИНХУКе как режиссёр, сценограф и актёр спектакль по поэме В.Хлебникова «Зангези»(5). В том же году начинает работать над проектом аппарата «Летатлин».(6)
В 1925—1927 — В Киевском художественном институте. Среди учеников были ставшие впоследствии известными И Какарис и др.
В 1927—1930 — профессор ВХУТЕМАСа в Москве. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1931).
В 1930—1940-х годах Татлин был вынужден работать как книжный художник и сценограф.
В начале 1950-х годов Татлин был во главе бригады художников, создававших наглядные пособия для Московского государственного университета.
Скончался в Москве 31 мая 1953 года. Кремирован и захоронен в 106 секции колумбария Новодевичьего кладбища. (7)
Творческий Путь
Владимир Татлин стал знаменит не столько живописью и контррельефами (которые некоторые искусствоведы считают продолжением разработок Пабло Пикассо), но, в большей степени, проектами, которые предназначались для реализации в жизнь, но не дошли до производства, так и оставшись идеями, которые продолжают фигурировать в виде реконструкций и эскизов до сих пор («Памятник III Коммунистического интернационала», (8), «Нормаль-одежда»).
Известно противостояние Владимира Татлина концепциям Казимира Малевича (9), настаивавшего на форме и цвете, в то время как Татлин предлагал «ставить глаз под контроль осязания», связывал искусство с жизнью. Существует даже исторический анекдот о случае, когда Татлин выбил стул из-под Малевича, предложив ему посидеть на геометрии и цвете.
Работы В. Татлина вдохновили немецких художников-дадистов, которые поняли их как революцию в искусстве.
Утопический потенциал конструктивизма, художника-участника промышленной революции в полной мере был реализован В.Татлиным при создании проекта летательного аппарата, получившего название «Летатлин». Формы этого проекта, отдаленно напоминающего рисунки Леонардо Да Винчи, воспроизведённые в XX веке, предъявляют конструктивизм как недостижимую мечту об органичном единении человеческого и машинного). «Летатлин» выставлялся в Пушкинском музее искусств. Также было несколько попыток произвести реальные испытания «Летатлина» как летательного аппарата будущего. Испытания так и не состоялись по разным причинам.
Единственная прижизненная персональная выставка Владимира Татлина состоялась в 1992 году. В дальнейшем, когда, все «формальные» направления были искоренены победившей идеологией социалистического реализма (10) Татлин сотрудничал с театром и вернулся к живописи.
Татлин умер в 1953 году, но его наследие оказалось востребованным сначала в 1960-е, а затем — в 1990-е годы в Европе и России. Проводились ретроспективные выставки, его проекты реконструировались и цитировались различными художниками, наследие В. Татлина стало одним из символов русского авангарда (11)
- 1944 — МХАТ, «Глубокая разведка» А. Крона
- Центральный детский театр, «Где-то в Сибири»
Контррельефы
В предреволюционные годы Татлин увлекся проблемой материала в искусстве. Он утверждал, что зрительное восприятие не может дать полного представления о результатах художественного труда и поэтому «объявлял недоверие глазу», «поставил зрение под контроль осязания». Он ставил перед собой экспериментальные задачи на сочетания разных материалов (дерева, металла, стекла, картона, гипса и т. д.) таким образом, чтобы свойства каждого из них были выражены в примененной художником форме, в специфичной данному материалу работе, а также — в цвете, фактуре, текстуре. В 1913—1916 годах Татлин выполнил несколько серий таких композиций, названных им «материальными подборами», «живописными рельефами» и «контррельефами». Сегодня такую работу мы рассматривали бы как своего рода экспериментальное «художественное конструирование». Идя по этому пути, Владимир Евграфович Татлин оказался одним из основоположников русского конструктивизма как в архитектуре, так и в дизайне.
«Контррельефы» — наиболее сложные в этом ряду работ Татлина — отличались от его же «рельефов» тем, что были подвешены в пространстве на тросах, проволоке или шпагате. Так возникла идея висячей композиции-конструкции. Систему декоративных висячих элементов из листового металла Татлин опробовал в 1917 году, участвуя в оформлении московского кафе «Питтореск» .(12)
Башня Татлина
После заграничной поездки Татлин понял, что в изобразительном искусстве уже произошла революция. Теперь в его основе — материал, объем и конструкция. Эти три понятия объединялись в одно художественное направление — конструктивизм. Татлин начал работать над собственным произведением в новом стиле — контррельефом. Он представлял собой абстрактную объемно-пространственную композицию из меди, железа и дерева.
Впервые Татлин представил «Угловой контррельеф» на выставке 1914 года. Проект вызвал ярость консерваторов, но стал настоящей сенсацией среди коллег. Вскоре вслед за Татлиным начали экспериментировать и другие передовые художники того времени.
Революцию 1917 года Владимир Татлин принял с восторгом. Он стал председателем художественной коллегии Наркомпроса, а затем — Отдела материальной культуры. В 1919 году Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата по просвещению поручил Татлину создать проект памятника Третьему интернационалу. И художник немедленно приступил к заданию.
Внешне памятник напоминал башню. Несущую конструкцию архитектор вынес наружу, а функциональные помещения из стекла подвесил внутри нее один над другим: куб, пирамиду, цилиндр и полусферу. Куб предназначался для проведения конференций съездов; цилиндр — для всемирного исполнительного комитета; пирамида — для будущих СМИ; в верхней полусфере — синематограф. По задумке архитектора помещения должны были вращаться вокруг своей оси с разной скоростью, а гигантский проектор на вершине здания — передавать проекцию коммунистических лозунгов прямо на облака. Башня стала одним из важных символов нового искусства и визитной карточкой конструктивизма.
Однако в послереволюционном Петрограде идеи Татлина казались утопией. Проект башни воплотился лишь в макете из дерева и металла. В конце 1920 года художник представил его на VIII съезде Советов. Руководители страны башню не оценили: Троцкому она напомнила каркас недостроенного здания, а Ленин назвал ее уродливой.
В 1925 году макет Татлина отправили на Всемирную выставку искусства в Париже. Башня произвела там настоящий фурор. В том же году конструкцию представили на первомайской демонстрации в Ленинграде. Осознание, что его башня так и останется макетом, разрушило все надежды архитектора. Он стал вспыльчивым и неуравновешенным: однажды сломал дверь в музей и с кулаками накинулся на Казимира Малевича. Свои идеи Татлин берег с маниакальной бдительностью: он забил окна мастерской фанерой и никого не впускал.(13)
Дизайнер, сценограф, изобретатель
Владимир Татлин постоянно искал свой творческий путь: архитектор легко переквалифицировался в дизайнера. Он разрабатывал одежду, создавал образцы новой посуды и конструировал мебель. Его модель пальто даже была одобрена для производства трестом «Ленинград одежда». Параллельно Татлин преподавал в учебных заведениях Москвы, Петрограда, Киева и Харькова. Он учил художественной обработке металла, дерева, керамики, заведовал театрокинофотоотделением. «Не к старому, не к новому, а к нужному! — призывал он. — Вещь должна быть прочной, полезной и красивой». Этим же принципам следовали и мастера эпохи Возрождения. И словно в ответ изобретателю того времени Леонардо да Винчи, в 1929 году Владимир Татлин начал работу над новым проектом — летательным аппаратом. В своей мастерской в колокольне Новодевичьего монастыря Татлин изучал чертежи да Винчи и препарировал птиц. Работа над механизмом — махолетом — заняла четыре года. Татлинская конструкция-птица была выполнена из гнутого дерева, тканевых бинтов, алюминия и кожи. У нее был 10-метровый размах крыльев. Аппарат должны были опробовать под Звенигородом, но пробный полет так и не состоялся: при транспортировке птице повредили крыло. Месяц спустя сломанный татлинский аппарат подвесили под потолком Московского музея изобразительных искусств.)14) Поэт Велимир Хлебников назвал конструкцию «Летатлином».
Владимир Татлин решил снова сменить сферу деятельности и стал работать в театре. Художник оформил оперы «Жизнь за царя»,(15) «Летучий голландец», а в спектакле «Зангези» по произведению Хлебникова выступил не только как сценограф, но актер и режиссер. Особенно оригинальным было оформление пьесы «Капитан Костров». Роль водной поверхности сыграл круг из белой жести. Он вращался и отражал в себе все сценическое пространство. Фоном стала обычная серая ткань, однако именно она создала эффект обширного пространства. В 1931 году Татлин получил звание почетного деятеля искусств РСФСР.
В 1932 году состоялась первая персональная выставка Татлина, она же стала и последней. Под руководством Иосифа Сталина советское искусство пошло по пути соцреализма, и Татлин остался не у дел. «Это художник, умерший за 20 лет до своей смерти», — позже писали о нем.
В конце 1940-х — начале 1950-х годов Владимир Татлин возглавлял бригаду художников, делавших наглядные пособия для Московского государственного университета. Также в это время он писал натюрморты и пейзажи, иллюстрировал книги и оформлял спектакли для московских театров.
Владимир Татлин умер у себя в мастерской 31 мая 1953 года. Художника кремировали и похоронили в колумбарии Новодевичьего кладбища.
(14)(15)(16)
Картинки
- 1 Владимир Евграфович Татлин
- 2 Мир искусства
- 3 Бубновый валет
- 4 Ослиный хвост
- 5 В.Хлебникова «Зангези»(
- 6«Летатлин».(
- 7 Новодевичье кладбище
- 8 Памятник III Коммунистического интернационала
- 9 Казимир Малевич
- 10 социалистический реализм
- 11 русский авангард
- 12 московское кафе «Питтореск»
- 13 Башня Татлина
- 14Московского музея изобразительных искусств
- 15 Жизнь за царя
- 16 Летучий Голландец
- Основные идеи и практическое значение книги А. Файоля “Общее и промышленное управление”
- Как сделать мир лучше?
- Мой аттестат на древнем носителе
- Биография и научно-практическое наследие Анри Файоля
- Сущность закона – человеколюбие
- Концерн «Энергия»
- Систематизация информации. Методы поиска информации
- Систематизация информации. Методы поиска информации
- Социально-трудовые отношения
- Социология труда
- Социология управления
- Роль Генри Форда в становлении методов школы научного менеджмента